Опек: цели, задачи, штаб-квартира, история создания, генеральный секретарь. Организация стран- экспортеров нефти (опек): организационная характеристика и цели функционирования 3 страны опек

Опек: цели, задачи, штаб-квартира, история создания, генеральный секретарь. Организация стран- экспортеров нефти (опек): организационная характеристика и цели функционирования 3 страны опек

Организация стран-экспортеров нефти, основанная в 1960 году рядом стран (Алжир, Эквадор, Индонезия, Ирак, Иран, Кувейт, Ливия, Нигерия, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Венесуэла) с целью координации действий по объему продаж и установления цен на сырую нефть.

Благодаря тому, что ОПЕК контролирует примерно половину мирового объема торговли нефтью, она способна значительно влиять на уровень мировых цен. На долю нефтяного картеля,который в 1962 году зарегистрирован в ООН в качестве полноправной межправительственной организации, приходится около 40% мировой добычи нефти.

Краткая экономическая характеристика государств - членов ОПЕК (в 2005 году)

--
Алжир Индонезия Иран Ирак Кувейт Ливия Нигерия Катар Саудовская Аравия ОАЭ Венесуэла
Население (тыс. человек) 32,906 217,99 68,6 28,832 2,76 5,853 131,759 824 23,956 4,5 26,756
Площадь (тыс. км 2) 2,382 1,904 1,648 438 18 1,76 924 11 2,15 84 916
Плотность населения (человек на км 2) 14 114 42 66 153 3 143 75 11 54 29
ВВП на душу населения ($) 3,113 1,29 2,863 1,063 27,028 6,618 752 45,937 12,931 29,367 5,24
ВВП в рыночных ценах (млн $) 102,439 281,16 196,409 30,647 74,598 38,735 99,147 37,852 309,772 132,15 140,192
Объем экспорта (млн $) 45,631 86,179 60,012 24,027 45,011 28,7 47,928 24,386 174,635 111,116 55,487
Объем экспорта нефти (млн $) 32,882 9,248 48,286 23,4 42,583 28,324 46,77 18,634 164,71 49,7 48,059
Текущий баланс (млн $) 17,615 2,996 13,268 -6,505 32,627 10,726 25,573 7,063 87,132 18,54 25,359
Подтвержденные запасы нефти (млн баррелей) 12,27 4,301 136,27 115 101,5 41,464 36,22 15,207 264,211 97,8 80,012
Подтвержденные запасы природного газа (млрд куб. м) 4,58 2,769 27,58 3,17 1,557 1,491 5,152 25,783 6,9 6,06 4,315
Объем добычи сырой нефти (1,000 барр/день) 1,352 1,059 4,092 1,913 2,573 1,693 2,366 766 9,353 2,378 3,128
Объем добычи природного газа (млн куб. м/день) 89,235 76 94,55 2,65 12,2 11,7 21,8 43,5 71,24 46,6 28,9
Мощности по переработке нефти (1,000 барр/день) 462 1,057 1,474 603 936 380 445 80 2,091 466 1,054
Поизводство нефтепродуктов (1,000 барр/день) 452 1,054 1,44 477 911 460 388 119 1,974 442 1,198
Потребление нефтепродуктов (1,000 барр/день) 246 1,14 1,512 514 249 243 253 60 1,227 204 506
Объем экспорта сырой нефти (1,000 барр/день) 970 374 2,395 1,472 1,65 1,306 2,326 677 7,209 2,195 2,198
Объем экспорта нефтепродуктов (1,000 барр/день) 464 142 402 14 614 163 49 77 1,385 509 609
Объем экспорта природного газа (млн куб м) 64,266 36,6 4,735 -- -- 5,4 12 27,6 7,499 --

Основные цели ОПЕК

Основными целями создания Организации являются:

  • Координация и унификация нефтяной политики государств-членов.
  • Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.
  • Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти.
  • Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения: устойчивых доходов стран-производителей нефти; эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей; справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность; охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.
  • cтрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

Полноправными членами могут быть только члены-основатели и те страны, чьи заявки на прием были одобрены конференцией. Любая другая страна, в значительных размерах экспортирующая сырую нефть и имеющая интересы, в своей основе схожие с интересами стран-членов, может стать полноправным членом при условии, что ее принятие будет одобрено большинством в 3/4 голосов, включая голоса всех членов-учредителей.

Организационная структура ОПЕК

Высший орган ОПЕК - Конференция министров государств, входящих в организацию, действует также Совет директоров, в котором каждая страна представлена одним делегатом. Она, как правило, привлекает к себе самое пристальное внимание не только прессы, но и ключевых игроков на мировом нефтяном рынке. Конференция определяет основные направления политики ОПЕК, пути и средства их практического осуществления и принимает решения по докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих, а также по бюджету. Она поручает Совету подготовку докладов и рекомендаций по любым вопросам, представляющим интерес для организации. Конференция образует и сам Совет управляющих (по одному представителю от страны, как правило, - это министры нефти, добывающей промышленности или энергетики). Она же выбирает президента и назначает генерального секретаря организации.

Секретариат осуществляет свои функции под руководством Совета управляющих. Генеральный секретарь является высшим должностным лицом Организации, полномочным представителем ОПЕК и главой Секретариата. Он организует и руководит работой Организации. В структуру секретариата ОПЕК входят три департамента.

Экономическая комиссия ОПЕК занимается вопросами содействия стабильности на международных нефтяных рынках при справедливых уровнях цен, с тем, чтобы нефть могла сохранить свое значение в качестве первостепенного глобального энергоисточника в соответствии с задачами ОПЕК, ведет тщательное наблюдение за изменениями на рынках энергии и информирует Конференцию об этих изменениях.

История развития и деятельности ОПЕК

Задачей ОПЕК с 1960-х годов являлось представление единой позиции стран-производителей нефти в целях ограничения влияния крупнейших нефтяных компаний на рынок. Однако реально ОПЕК в период с 1960 по 1973 гг. расстановку сил на нефтяном рынке изменить не могла. Существенные коррективы в расстановку сил внесла внезапно начавшаяся в октябре 1973 г. война между Египтом и Сирией, с одной стороны, и Израилем, с другой. При поддержке США Израилю удалось довольно быстро вернуть утраченные территории и уже в ноябре подписать соглашения о прекращении огня с Сирией и Египтом.

17 октября 1973г. ОПЕК выступила против политики США, введя эмбарго на поставки нефти в эту страну и увеличив на 70% отпускные цены для западноевропейских союзников Соединенных Штатов. В одну ночь баррель нефти поднялся в цене с $3 до $5,11. (В январе 1974 г. ОПЕК поднял цену за один баррель до $11,65). Эмбарго было введено в тот момент, когда уже около 85% американских граждан привыкли добираться до рабочего места на собственном автомобиле. Хотя президент Никсон ввел жесткие ограничительные меры по использованию энергоресурсов, ситуацию спасти не удалось, и для западных стран наступил период экономического спада. На пике кризиса цена галлона бензина в США поднялась с 30 центов до $1,2.

Реакция Wall Street была мгновенной. Естественно, на волне суперприбылей акции нефтедобывающих компаний пошли вверх, однако все остальные акции в период с 17 октября до конца ноября 1973 г. потеряли в среднем 15%. Индекс Dow Jones за это время снизился с 962 до 822 пунктов. В марте 1974 эмбарго против США было снято, однако эффект, который оно произвело, сгладить не удалось. За два года, с 11 января 1973 г. до 6 декабря 1974 г. Dow упал почти на 45% - с 1051 до 577 пунктов.

Доходы от продажи нефти для основных арабских стран-производителей нефти в 1973-1978 гг. росли невиданными темпами. Например, доходы Саудовской Аравии выросли с $4,35 млрд. до $36 млрд., Кувейта - с $1,7 млрд. до $9,2 млрд., Ирака - с $1,8 млрд. до $23,6 млрд.

На волне высоких доходов от нефти в 1976 году ОПЕК создала Фонд международного развития ОПЕК - многосторонний финансовый институт в области развития. Его штаб-квартира также расположена в Вене. Фонд призван содействовать сотрудничеству между государствами - членами ОПЕК и другими развивающи­мися странами. Международные институты, чья деятельность приносит пользу развивающимся странам, и все не входящие в ОПЕК развивающиеся страны могут пользоваться помощью фонда. Фонд ОПЕК предоставляет займы (на льготных условиях) трех видов: для проектов, программ и поддержки платежного баланса. Ресурсы состоят из добровольных взносов государств-членов и прибылей, полученных за счет инвестиционных и кредитных операций фонда.

Однако к концу 70-х потребление нефти начало сокращаться по целому ряду причин. Во-первых, на нефтяном рынке увеличилась активность стран, не входящих в ОПЕК. Во-вторых, стал проявляться общий спад экономики западных стран. В-третьих, определенные плоды принесли усилия по снижению энергопотребления. Кроме того, США, обеспокоенные возможными потрясениями в странах-производителях нефти, высокой активностью СССР в регионе, особенно после введения советских войск в Афганистан, были готовы в случае повторения ситуации с поставками нефти использовать военную силу. В конечном счете, цены на нефть начали снижаться.

Несмотря на все принятые меры, в 1978 г. разразился второй нефтяной кризис. Главными причинами послужили революция в Иране и политический резонанс, который вызвали договоренности в Кемп-Девиде между Израилем и Египтом. К 1981 году цена на нефть достигла $40 за баррель.

Слабость ОПЕК в полной мере проявилась в начале 1980-х годов, когда в результате полномасштабного освоения новых нефтяных месторождений за пределами стран ОПЕК, широкого внедрения энергосберегающих технологий и экономической стагнации спрос на импортную нефть в промышленно развитых странах резко сократился, а цены упали почти вдвое. После этого на нефтяном рынке в течение 5 лет наблюдалось спокойствие и плавное снижение цен на нефть. Однако когда в декабре 1985 года ОПЕК резко увеличил добычу нефти – до 18 млн барр/сут, началась настоящая ценовая война, спровоцированная Саудовской Аравией. Ее результатом стало то, что в течение нескольких месяцев сырая нефть подешевела более чем в два раза – с 27 до 12 долл. за баррель.

Четвертый нефтяной кризис разразился в 1990 году. 2 августа Ирак напал на Кувейт, цены подскочили с 19 долл. за баррель в июле до 36 в октябре. Однако затем нефть подешевела до своего предыдущего уровня еще до начала операции “Буря в пустыне”, завершившейся военным поражением Ирака и экономической блокадой страны. Несмотря на постоянное перепроизводство нефти в большинстве стран ОПЕК и возросшую конкуренцию со стороны других нефтедобывающих стран, цены на нефть на протяжении 1990-х годов оставались относительно стабильными по сравнению с теми колебаниями, которые они испытывали в 1980-х годах.

Однако в конце 1997 года началось падение цен на нефть, а в 1998 году мировой рынок нефти охватил беспрецедентный кризис. Аналитики и эксперты приводят множество различных причин этого резкого падения цен на нефть. Многие склонны возлагать всю вину на решение ОПЕК, принятое в конце ноября 1997 года в Джакарте (Индонезия), о повышении потолка добычи нефти, вследствие чего на рынки якобы были выброшены дополнительные объемы нефти, и произошло понижение на нее цен. Усилия, предпринятые странами-членами и нечленами ОПЕК в 1998 году, вне всякого сомнения, сыграли важнейшую роль в предотвращении дальнейшего обвала мирового нефтяного рынка. Не будь предпринятых мер, и цена на нефть, по оценке некоторых экспертов, могла бы упасть до 6-7 долларов за баррель.

Проблемы развития стран ОПЕК

Одним из основных недостатков ОПЕК заключается в том, что она объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, однако обладают громадными запасами нефти, крупными инвестициями из-за рубежа и поддерживают весьма тесные отношения с западными нефтяными компаниями.

Для других входящих в ОПЕК стран, например Нигерии, характерны высокая численность населения и нищета, они реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют огромную задолженность.

Второй, казалось бы, простой проблемой является банальная «куда деть деньги». Ведь не всегда легко правильно распорядиться хлынувшим на страну ливнем нефтедолларов. Монархи и правители стран, на которые обрушилось богатство, стремились использовать его «во славу собственного народа» и поэтому затевали различные «стройки века» и другие подобные проекты, которые никак нельзя назвать разумным вложением капитала. Только позднее, когда прошла эйфория от первого счастья, когда немного охладился пыл вследствие падения цен на нефть и снижения государственных доходов, средства государственного бюджета стали расходоваться более разумно и грамотно.

Третьей, главной проблемой является компенсация технологической отсталости стран ОПЕК от ведущих стран мира. Ведь к моменту создания организации некоторые из стран, входящих в ее состав, еще не избавились от пережитков феодального строя! Решением такой проблемы могла стать ускоренная индустриализация и урбанизация. Внедрение новых технологий в производство и, соответственно, жизнь людей не прошло бесследно для народа. Основными этапами индустриализации были национализация некоторых иностранных компаний, например АРАМКО в Саудовской Аравии, и активное привлечение частного капитала в промышленность. Это осуществлялось путем всесторонней государственной помощи частному сектору экономики. Например, в той же Аравии было создано 6 специальных банков и фондов, которые оказывали помощь предпринимателям под гарантии государства.

Четвертой проблемой является недостаточная квалификация национальных кадров. Дело в том, что работники в государстве оказались неподготовленными к внедрению новых технологий и оказались неспособными обслуживать современные станки и оборудование, которое было поставлено на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, а также других заводах и предприятиях. Решением этой проблем стало привлечение иностранных специалистов. Это было не так легко, как кажется. Потому что вскоре это породило массу противоречий, которые все усиливались с развитием общества.

Таким образом, все одиннадцать стран находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности. Пожалуй, единственная из стран ОПЕК, представляющая исключение, это Индонезия, которая получает существенные доходы от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых материалов. Для остальных стран ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого низкого - 48% в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97% в Нигерии.

В сентябре прошлого года организация ОПЕК отметила свой юбилей. Она была создана в 1960 году. Сегодня страны ОПЕК занимают лидирующую позицию в области экономического развития.

ОПЕК в переводе с английского «OPEC» — «Организация стран-экспортёров нефти». Это международная организация, созданная для того чтобы контролировать объёмы продаж сырой нефти и установления цены на неё.

Ко времени создания ОПЕКа на нефтяном рынке были существенные излишки чёрного золота. Появление лишнего количества нефти объясняется стремительной разработкой обширных её месторождений. Основным поставщиком нефти был Ближний Восток. В середине 50-х годов ХХ столетия на рынок нефти вышел СССР. Объёмы добычи чёрного золота в нашей стране увеличились вдвое.

Результатом этого стало возникновение серьёзной конкуренции на рынке. На этом фоне цены на нефть существенно упали. Это и способствовало созданию организации ОПЕК. 55 лет назад эта организация преследовала цель поддержания адекватного уровня цен на нефть.

Что представляют собой страны

Государства, находящиеся в составе этой организации в 2020 году, производят только 44% от объёмов добычи нефти во всём мире. Но эти страны оказывают огромное влияние на рынок чёрного золота. Это объясняется тем, что государства, находящиеся в составе этой организации, владеют 77% всех разведанных запасов нефти во всём мире.

В основе экономики Саудовской Аравии находится экспорт нефти. Сегодня это государство-экспортёр чёрного золота располагает 25% запасов нефти. Благодаря экспорту чёрного золота страна получает 90% доходов. ВВП этого крупнейшего государства-экспортёра составляет 45 процентов.

Второе место по добыче золота отдано . Сегодня это государство, являющееся крупным экспортёром нефти, занимает 5,5% на мировом рынке. Не менее крупным экспортёром следует считать . Добыча чёрного золота приносит стране 90% прибыли.

До 2011 года завидное место по добыче нефти занимала Ливия. Сегодня ситуацию в этом, некогда богатейшем государстве, можно назвать не просто сложной, а критической.

История создания ОПЕК:

Третьим по величине запасов нефти является . Южные месторождения этой страны могут добывать до 1,8 млн чёрного золота в одни только сутки.

Можно сделать вывод, что большая часть государств, входящих в ОПЕК, находится в зависимости от прибыли, которую приносит их нефтяная промышленность. Единственным исключением из этих 12 государств является Индонезия. Эта страна получает доходы ещё от таких отраслей, как:


Для остальных держав, находящихся в составе ОПЕК, процент зависимости от продажи чёрного золота может составлять от 48 до 97 показателей.

Когда наступают сложные времена, то у государств, имеющих богатые запасы нефти, есть только один выход - как можно скорее диверсифицировать экономику. Происходит это за счёт осваивания новых технологий, способствующих сбережению ресурсов.

Политика организации

Кроме цели унификации и координации нефтяной политики, у организации есть не менее приоритетная задача — считать стимуляцию экономичных и регулярных поставок товара членами тех государствам, которые являются потребителями. Ещё одной важнейшей целью является получение справедливой доходности на капитал. Это актуально для тех, кто активно вкладывает средства в промышленность.

К основным органам управления ОПЕК следует отнести:

  1. Конференцию.
  2. Совет.
  3. Секретариат.

Конференция является высшим органом этой организации. Высшей должностью следует считать должность генерального секретаря.

Встречи министров энергетики и специалистов по чёрному золоту происходят два раза в год. Главной целью заседания является оценивание, в каком состоянии находится международный рынок нефти. Ещё одной приоритетной задачей является разработка чёткого плана по стабилизации ситуации. Третьей целью собрания является прогнозирование ситуации.

О том, каков прогноз организации, можно судить по ситуации на рынке чёрного золота в прошлом году. Представители стран-участниц этой организации утверждали, что цены будут сохранены в размере 40-50 долл.США за 1 баррель. При этом представители этих государств не исключали, что цены могут вырасти и до 60 долл. Это могло произойти только в случае интенсивного роста экономики Китая.

Судя по последней информации, в планах руководства этой организации нет желания сократить количество добываемых продуктов нефти. Также организация ОПЕК не вынашивает планов относительно вмешательства в деятельность международных рынков. По мнению руководства организации, необходимо дать международному рынку шанс самостоятельной регуляции.

Сегодня цены на нефть близки к критичной точке. Но ситуация на рынке такая, что цены могут как стремительно падать, так и возрастать.

Попытки решить ситуацию

После начала очередного экономического кризиса, который охватил весь мир, страны ОПЕК приняли решение снова собраться. До этого 12 государств собирались, когда произошло рекордное падение фьючерсов на чёрное золото. Тогда размер падения был катастрофическим — до 25 процентов.

Судя по прогнозу, который дали эксперты организации, кризис не затронет только Катар. В 2018 году цена на нефть марки Brent составляла около 60 долл.США за 1 баррель.

Ценовая политика

Сегодня ситуация для самих участников ОПЕК выглядит следующим образом:

  1. Иран -цена, при помощи которой обеспечивается бездефицитный бюджет государства — 87 долл.США (доля в организации составляет 8,4%).
  2. Ирак — 81 долл. (доля в организации — 13%).
  3. Кувейт — 67 долл. (доля в организации — 8,7%).
  4. Саудовская Аравия — 106 долл. (доля в организации — 32%).
  5. ОАЭ — 73 долл. (доля в организации — 9,2%).
  6. Венесуэла — 125 долл. (доля в организации — 7,8%).

По некоторым данным, на неофициальной встрече, Венесуэла выступила с предложением сократить текущие объёмы производства нефти до 5 процентов. Эта информация пока не подтвердилась.

Ситуацию внутри самой организации можно назвать критической. Год изрядно подешевевшего чёрного золота сильно ударил по карману государств ОПЕК. По некоторым данным, суммарный доход государств-участников может снизиться до 550 миллиардов долларов США в год. Предыдущая пятилетка показывала куда более высокие показатели. Тогда годовой доход этих стран составляет 1 трлн. долл. США.

В средствах массовой информации то и дело появляется такая аббревиатура, как ОПЕК. Цели этой организации заключаются в регулировании рынка черного золота. Структура является достаточно важным игроком на мировой арене. Но так ли все радужно на самом деле? Одни специалисты придерживаются мнения о том, что именно члены ОПЕК контролируют ситуацию на рынке «черного золота». Однако другие считают, что организация является лишь прикрытием и «куклой», манипулируя которой более мощные державы лишь усиливают свою власть.

Общеизвестные факты

Именно Организация стран-экспортеров нефти имеет обозначение ОПЕК. Более точная расшифровка названия этой структуры на английском языке звучит, как Organization of Petroleum Exporting Countries. Суть деятельности структуры заключается в том, что она позволяет государствам, где основополагающим сектором экономики является добыча черного золота, влиять на рынок нефтепродуктов. То есть одной из главных задач организации является установление той стоимости за баррель, которая выгодна крупным игрокам рынка.

Члены объединения

На данный момент членами ОПЕК являются тринадцать государств. Объединяет их только одно - наличие залежей горючей жидкости. Основными участниками организации являются Иран, Ирак, Катар, Венесуэла и Саудовская Аравия. Последняя имеет наибольший авторитет и влияние в сообществе. Среди латиноамериканских держав представителем данной структуры, помимо Венесуэлы, является Эквадор. Самый жаркий материк включил в себя следующие страны, входящие в ОПЕК:

  • Алжир;
  • Нигерия;
  • Ангола;
  • Ливия.

Со временем членство приняли еще пара ближневосточных государств, таких как Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты. Однако, несмотря на такую географию, страны, входящие в ОПЕК, организовали штаб-квартиру в столице Австрии - Вене. На сегодняшнее время именно эти экспортеры нефти держат под контролем сорок процентов от общего рынка.

Историческая подоплека

История создания ОПЕК начинается со встречи мировых лидеров по экспорту черного золота. Это были пять государств. Местом их собрания стала столица одной из держав - Багдад. То, что подвигло страны на объединение, объясняется очень просто. Одним из влияющих на данный процесс факторов является явление деколонизации. Как раз в то время, когда процесс активно развивался, и решили собраться страны. Случилось это в сентябре 1960 года.

На собрании обсуждались пути выхода из-под контроля мировых корпораций. На тот момент многие земли, которые находились в зависимости от метрополий, стали освобождаться. Направление политическому режиму и экономике теперь могли они задавать самостоятельно. Свобода решений - вот, чего хотели добиться будущие члены ОПЕК. Цели зарождавшейся организации включали в себя стабилизацию стоимости горючего вещества и организацию своей зоны влияния на этом рынке.

На тот момент на рынке черного золота наиболее авторитетные позиции занимали компании с Запада. Это Exxon, Chevron, Mobil. Именно эти крупнейшие корпорации предложили сделать цену за баррель на порядок ниже. Они объяснили это совокупностью издержек, влияющих на нефтяную ренту. Но так как в те годы мир особо не испытывал нужды в нефти, то и спрос был ниже предложения. Допустить реализации данного предложения державы, из объединения которых вскоре возникнет организация стран-экспортеров нефти, попросту не могли.

Рост сферы влияния

Первым делом необходимо было уладить все формальности и организовать работу структуры по образцу. Первая штаб-квартира ОПЕК находилась в столице Швейцарии - Женеве. Но через пять лет после учреждения организации Секретариат был перенесен в австрийскую Вену. На протяжении последующих трех лет разрабатывались и формировались положения, отражающие права членов ОПЕК. Все эти принципы были объединены в Декларацию, которую приняли на заседании. Главная суть документа заключается в подробном разъяснении возможностей государств в плане контроля национальных природных ресурсов. Организация приобрела широкую огласку. Это привлекло вхождение в состав структуры новых членов, которыми выступили Катар, Ливия, Индонезия и Объединенные Арабские Эмираты. Позже организацией заинтересовался еще один крупный экспортер нефти - Алжир.

Штаб-квартира ОПЕК передала право на контроль над добычей правительствам стран, входящих в структуру. Это было правильным ходом и обусловило то, что в семидесятых годах прошлого столетия влияние на мировом рынке черного золота ОПЕК было очень большим. Это подтверждается тем, что цена за баррель данного горючего вещества напрямую зависела от решения этой организации.

В семьдесят шестом году новыми задачами обросла работа ОПЕК. Цели получили новое направление - это ориентация на международное развитие. Последнее решение повлекло за собой возникновение Фонда ОПЕК. Политика организации приобрела несколько обновленный вид. Это привело к тому, то желающими вступить в ОПЕК стали еще несколько государств - африканские Нигерия, Габон и латиноамериканский Эквадор.

Дестабилизацию в работу организации внесли восьмидесятые годы. Это обусловлено падениями цен на черное золото, при том что до этого оно достигало максимальных отметок. Это привело к тому, что доля в мировом рынке стран-членов ОПЕК снизилась. По мнению аналитиков, данный процесс привел к ухудшению экономического положения в этих государствах, так как на продаже этого горючего держится данный сектор.

Девяностые годы

В начале девяностых годов ситуация приобрела обратный характер. Стоимость барреля увеличилась, и доля организации в глобальном сегменте также расширилась. Но на это также были свои причины. К ним можно отнести:

Однако даже такое улучшение не удовлетворило членов организации. По их прогнозам, рост цен на черное золото должен был быть на порядок выше. Преградой на пути к ожидаемому стала нестабильная экономическая ситуация в странах Юго-Восточной Азии. Кризис продлился с девяносто восьмого по девяносто девятый год.

Но в то же время значительным преимуществом для государств, экспортировавших нефть, стало развитие промышленной сферы. В мире появилось огромное количество новых производств, ресурсами работы которых было именно данное горючее вещество. Условия для роста цены барреля нефти создали также интенсивные процессы глобализации и энергоемкие бизнесы.

В структуре организации также намечались некоторые изменения. На место Габона и приостановившего свою работу в составе структуры Эквадора пришла Российская Федерация. Статус наблюдателя для этого крупнейшего экспортера черного золота стал значительным плюсом для авторитета организации.

Новое тысячелетие

Постоянными колебаниями экономики и кризисными процессами ознаменовалось новое тысячелетие для ОПЕК. Нефть в цене то падала до минимального уровня, то взлетала до заоблачных цифр. На первых порах ситуация была достаточно стабильной, отмечалась плавная положительна динамика. В 2008 году организация обновила состав, членство в ней приняла Ангола. Но в этом же году кризисные факторы резко ухудшили положение. Это проявлялось в том, что цена за баррель нефти упала до планки двухтысячного года.

В последующие два года стоимость черного золота немного выровнялась. Она стала максимально комфортной как для экспортеров, так и для покупателей. В 2014 году вновь активизировавшиеся кризисные процессы опустили стоимость горючего вещества до величины, которая была в нулевом. Но, несмотря на всё, ОПЕК стойко переживает все трудности мировой экономики и продолжает влиять на рынок энергетических ресурсов.

Основные цели

Для чего создана ОПЕК? Цели организации представляют собой сохранение и приумножение текущей доли на глобальном рынке. Кроме того, структура оказывает влияние на установление цен. В целом данные задачи ОПЕК были установлены еще при создании организации и существенных изменений в направлении деятельности не произошло. Те же задачи можно назвать миссией данного объединения.

Текущие цели ОПЕК заключаются в следующем:

  • улучшение технических условий, позволяющих облегчить добычу и транспортировку черного золота;
  • целесообразное и эффективное вложение дивидендов, полученных от реализации нефти.

Роль организации в мировом сообществе

Структура зарегистрирована в Организации Объединенных Наций под статусом межправительственной организации. Именно ООН сформировала некоторые функции ОПЕК. Объединение имеет свое слово в решении некоторых вопросов, касающихся мировой экономики, торговли и общества.

Ежегодно проводится собрание, на котором представители от правительств стран-экспортеров нефти обсуждают дальнейшее направление работы и стратегию деятельности на мировом рынке.

Сейчас государства, входящие в организацию, занимаются добычей шестидесяти процентов от общего объема нефти. По расчетам аналитиков - это не максимальный уровень, которого они могут достичь. На полную разрабатывает свои хранилища и реализует запасы лишь Венесуэла. Однако на этот счет в объединении до сих пор не могут прийти к консенсусу. Одни считают, что добывать возможный максимум необходимо, чтобы не допустить увеличения влияния Соединенных Штатов на мировом энергетическом рынке. По мнению других, увеличение объемов добычи ведет лишь к росту предложения. В этом случае снижение спроса повлечет за собой снижение цен на данное горючее вещество.

Структура организации

Главным лицом организации является генеральный секретарь ОПЕК Мохаммед Баркиндо. За все то, что решит Конференция государств-участниц, отвечает именно эта персона. В то же время Конференция, созывающаяся дважды в год, представляет собой ведущий управленческий орган. Во время своих собраний члены объединения занимаются решением следующих вопросов:

  • рассмотрение нового состава участников - предоставление членства какой-либо стране обсуждается сообща;
  • кадровые перестановки;
  • финансовые моменты - разработка бюджета.

Разработкой вышеперечисленных проблем занимается специализированный орган, который носит название Совет Управляющих. Помимо него в структуре организации свое место занимают отделы, каждый из которых изучает определенный круг тем.

Важным понятием в организации работы ОПЕК является также «корзина цен». Именно это определение играет ключевую роль в политике ценообразования. Смысл «корзины» очень прост - это усредненное значение между стоимостью горючего вещества различных марок. Марка нефти устанавливается, в зависимости от добывающей страны и сорта. Топливо делят на «легкое» и «тяжелое».

Также рычагом влияния на рынок являются квоты. Что они из себя представляют? Это ограничения на добычу черного золота в сутки. Например, в том случае, если квоты уменьшаются, возникает дефицит. Спрос начинает превышать предложение. Соответственно, благодаря этому цену на горючее вещество можно увеличивать.

Перспективы дальнейшего развития

То, сколько стран в ОПЕК, сейчас не означает, что этот состав является окончательным. Аббревиатура полностью объясняет цели и задачи организации. Следовать той же политике хотят и множество других государств, которые ждут одобрения на членство.

Современные аналитики считают, что в скором времени не только страны-экспортеры нефти будут диктовать условия на энергетическом рынке. Скорее всего, направление в будущем будут задавать импортеры черного золота.

То, насколько комфортными будут условия импорта, определит и развитие национальных экономик. То есть если в государствах будет развит сектор промышленности, то это вызовет стабилизацию цен на черное золото. Но в том случае, если производства потребуют чрезмерных расходов топлива, будет иметь место постепенный переход на альтернативные источники энергии. Некоторые предприятия могут быть просто ликвидированы. Это вызовет снижение цен за баррель нефти. Так, можно сделать вывод, что наиболее разумным решением является поиск компромисса между защитой собственных национальных интересов и стран-экспортеров нефти.

Другие специалисты рассматривают такую ситуацию, что товара-заменителя для данного горючего вещества не будет. Это позволит значительно укрепить влияние государств-экспортеров на мировой арене. Так, даже несмотря на кризисные и инфляционные процессы, спад цен не будет особо существенным. При том что некоторые месторождения разрабатываются достаточно медленно, спрос будет всегда превышать предложение. Это также поможет данным державам пользоваться большим авторитетом и в политической сфере.

Проблемные моменты

Основной проблемой организации является разница в положении стран-участниц. Например, Саудовская Аравия (ОПЕК) отличается низкой плотностью населения и в то же время огромными залежами «черного золота». Также особенностью экономики страны является инвестирование со стороны других государств. У Саудовской Аравии налажены партнерские связи с западными компаниями. В противовес ей есть такие страны, которые имеют достаточно большое количество жителей, но при этом низкий уровень развития экономики. А так как любой проект, связанный с энергетикой, требует больших вложений, то государство постоянно находится в долгах.

Еще одной проблемой является то, что прибыль, полученную от реализации черного золота, нужно уметь правильно распределить. В первые годы после формирования ОПЕК члены организации тратили финансы направо и налево, кичась своим богатством. Сейчас это считается дурным тоном, поэтому расходоваться средства стали более грамотно.

Еще одним моментом, с которым борются некоторые страны и что является одной из главных задач на сегодняшний момент, можно назвать техническую отсталость. В отдельных государствах до сих пор присутствуют пережитки феодального строя. Индустриализация должна оказать большое влияние не только на развитие энергетической отрасли, но и на качество жизни людей. Многим предприятиям данной сферы не хватает квалифицированных рабочих.

Но главной особенностью всех стран-участниц ОПЕК, равно как и проблемой, является их зависимость от добычи черного золота.

Р ешения ОПЕК по цене на нефть являются одним из важнейших факторов фундаментального анализа. От них зависит динамика торгов этим товаром.

Сегодня вы узнаете, что такое ОПЕК и как страны-экспортеры нефти ОПЕК влияют на добычу сырья, что это за организация, каким образом она регулирует квоты на получение черного золота из земных недр, какие у нее отношения с Россией и много других важных для трейдера и инвестора вопросов.

Что такое ОПЕК (OPEC) простыми словами

– это международная организация, которая объединяет правительства 15 стран-экспортеров нефти. Изначально в ее состав входило 5 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла. Она была создана в ходе Багдадской конференции в 1960-м году. В дальнейшем к этой стране присоединялись другие государства, такие как Катар, Ливия, ОАЭ, Нигерия и другие. Индонезия и Габон в свое время также были членами этой организации, но уже сейчас они не находятся в ее составе.

ОПЕК – это сокращение от The Organization of the Petroleum Exporting Countries (OPEC) – Организация стран экспортёров нефти.

С 1960 по 1965 год штаб-квартира экспортеров нефти ОПЕК находилась в Женеве, но уже в сентябре 1965 она стала постоянно размещаться в Вене.

Цель организации – объединение государств-экспортеров нефти для регулирования экономической политики в этой отрасли: обеспечивать адекватные цены на черное золото, обеспечить постоянные и справедливые поставки странам-потребителям.

ОПЕК простыми словами – это международная организация, созданная для того, чтобы всем экспортерам нефти и ее потребителям было хорошо.

Википедия говорит, что ОПЕК – это организация, которая контролирует две трети всех запасов нефти, существующих в мире. Около трети добычи черного золота и половины экспорта попадает на 15 стран, входящих в состав этой организации.

Страны ОПЕК и добыча нефти ОПЕК

Сегодня в состав организации входит 15 стран (страны экспортеры нефти ОПЕК):

  1. Кувейт.
  2. Катар.
  3. Алжир.
  4. Ливия.
  5. Ирак.
  6. Экваториальная Гвинея.
  7. Венесуэла.
  8. Иран.
  9. Нигерия.
  10. Конго.
  11. Габон.
  12. Эквадор.
  13. Ангола.

Несмотря на тот факт, что в состав организации входят страны экспортеры нефти ОПЕК с самых разных частей света, наибольшим влиянием обладает Королевство Саудовская Аравия (КСА), а также другие государства, расположенные на Аравийском полуострове.

Всё дело в том, что именно КСА обладает возможностью добывать огромное количество нефти, в то время как другие государства обладают как меньшими запасами нефти, так и менее современными технологиями.

Как раз по этой причине политика организации в значительной степени определяется монархиями Аравийского полуострова, хотя Иран, Венесуэла и другие страны тоже имеют право голоса.

Страны ОПЕК, как и другие государства мира, участвуют в мировой политике, поэтому вынуждены следовать разного рода тенденциям.

К примеру, Иран, долгое время находившийся под западными санкциями, в последние годы участвовал в делах ОПЕК всё меньше и меньше, ведь его нефть не покупали, опасаясь враждебных действий со стороны страны, которые ввели эти санкции (США, Британия и другие государства). Если в прошлом штаб-квартира этой организации находилась в швейцарской Женеве, то сегодня она находится в столице Австрии – Вене.

В состав этой организации входят именно зависимые от нефти государства. Подать заявку на вступление могут любые государства. Рассмотрим государства, входящие в состав этой межправительственной организации, более подробно.

Страны Азии и Аравийского полуострова

В эту категорию входят Иран, Ирак, Катар, Кувейт, ОАЭ и Саудовская Аравия. До января 2009 года в этом перечне была еще и Индонезия. Для стран этой категории характерен монархический строй. В них постоянно происходят конфликты за черное золото уже с середины двадцатого века. В частности, войны создаются специально для дестабилизации рынка этого сырья.

Южноамериканские страны

В состав этой категории входит Венесуэла и Эквадор. Первая была одной из инициаторов создания этой организации. В последнее время экономическое положение этой страны оставляет желать лучшего. Ее госдолг вырос из-за политического кризиса и снижения цен на нефть. В свое время эта страна была довольно развитой, поскольку нефть была дорогой. Пример с Венесуэлой говорит нам, насколько важна диверсификация.

Что касается Эквадора, то эта страна имеет очень большой размер государственного долга (половина от ВВП ). Кроме того, за невыполнение обязательств сорокалетней давности ей пришлось заплатить 112 миллионов долларов, что очень сильно подкосило экономику.

Африканские страны

Для этой страны характерен низкий уровень жизни в том числе и из-за перенасыщения нефтяного рынка. Кроме этого, в этих государствах-членах ОПЕК очень большое население при высокой безработице.

Как ОПЕК влияет на цену нефти в примерах

Квоты ОПЕК на добычу нефти – это мощные инструменты влияния на цену черного золота, которые предназначены для уменьшения предложения при высоком спросе. Эта практика показала свою высокую эффективность в течение нескольких десятилетий.

Квота – это количество нефти, которую можно поставлять участникам этой межправительственной организации.

Впервые этот инструмент был применен в 1973 году, когда размер выпуска был снижен на 5%. Вследствие этого стоимость черного золота выросла на 70%. Еще одно последствие такого решения – это война, где сторонами конфликта были Израиль, Сирия и Египет.

Когда участники этой организации принимают решение, резко возрастает торговая активность на финансовых рынках, и это хорошая возможность заработать трейдеру.

Основные решения ОПЕК по нефти решение ОПЕК по цене на нефть :

  1. Главная задача этой организации заключает в координации действий стран, которые поставляют нефть на нефтяные рынки. Организация занимается унификацией нефтяной политики, что очень важно как для организации в целом, так и для каждой страны-экспортера в отдельности.
  2. Другая задача ОПЕК – это стабилизации поставок нефти, однако, как показала история, в действительности это не так. Многие страны ОПЕК (за исключением развитых государств Аравийского полуострова) – это страны Третьего мира, которые не обладают ни технологиями, ни военной силой. КСА и другие арабские страны могут прожить и без нефти, однако для других государств нефть является единственным источником дохода (к примеру, Иран и Габон). В результате они использую нефть в качестве оружия, постоянно угрожая другим мировым государства нефтяной блокадой в случае невыполнения каких бы то ни было решений.

Иран постоянно угрожает нападением на американские суда, которые охраняют покой в Арабском заливе, требуя снять санкции.

Влияние ОПЕК осуществляется примерно таким же образом, как и влияние любой другой организации. В некоторых случаях страны ОПЕК могут сократить добычу нефти, что приведёт к повышению её стоимости. Также они могут ввести эмбарго на поставку нефти.

В прошлом веке это привело к энергетического кризису в Западной Европе, когда некоторые страны ЕС отказались поддержать арабские страны во время оборонительной войны с Израилем. После этого весь мир облетели кадры, как глава Нидерландов был вынужден добираться на работу на велосипеде.

Также ОПЕК старается координировать свои действия с Россией для того, чтобы более эффективно влиять на мировые цены.

  • Некоторые западные страны считают, что ОПЕК постепенно монополизирует рынок нефти и пытается исключить из картеля Иран, так эта страна подвергается санкциям со стороны многих государств мира и одним своим присутствием за столом переговоров дискредитирует ОПЕК.

Несмотря на многочисленные обвинения, ОПЕК играет крайне важную роль в мировой экономике и политике, так как даже самые передовые технологии не способны заменить нефть, которая является главным источником энергии на планете.

Добыча нефти ОПЕК – Квоты и регулирование

На величину квот добычи нефти ОПЕК влияет мировая ситуация на рынке черного золота. Дополнительный элемент регулирования – это контроль за соблюдением договоренностей между странами-участницами. Еще одно ключевое понятие регулирования – «ценовой коридор». Если цена выходит за его пределы, то собирается совещание, и участницы договариваются корректировать квоты таким образом, чтобы котировки на сырье сохранялись в установленном пределе.

Сокращение нефти ОПЕК – простой, но эффективный способ регулирования этого рынка.

Квоты на добычу нефти устанавливаются исходя из запасов нефти и технологий, которые есть в стране для её добычи. Именно поэтому самое большое количество нефти на рынок поставляет КСА. Эта самая развития страна картеля, которая обладает новейшими технологиями и способна с помощью одной из сильнейших мировых армий обеспечить безопасность поставок нефти в любую точку Земли.

Также квоты на поставку нефти могут быть снижены, если цены на “чёрное золото” падают. Некоторые страны ЕС считают, что таким образом картель искусственно завышает цены, однако это суверенное право всех участников картеля.

Также политика ОПЕК в прошлом позволила сформировать единую политику борьбы против нефтяных корпораций. В результате изменилось и отношение к участникам картеля, и авторитет этой мировой организации. Так как в состав организации входят почти все крупнейшие поставщики нефти, то и эффективность решений этой организации не подвергает сомнению.

Корзина ОПЕК и стоимость нефти

Впервые о корзине цен на нефть ОПЕК начали говорить в 1987 году. Это сборное понятие, включающее в себя цены всех сортов нефти, произведенных в странах-участницах, из которых было выведено среднее арифметическое.

Ценовой коридор устанавливается, исходя из стоимости корзины. Самая большая ее цена была зафиксирована 3 июля 2008 года, когда средняя цена на нефть входящих в состав ОПЕК государств была на уровне почти 141 доллара за баррель.

Интересная ситуация по поводу Индонезии. Несмотря на то, что она в 2009 году вышла из состава ОПЕК, ее нефть в 2016 году была включена в корзину.

История отношений ОПЕК с Россией

В СССР в 60-е годы прошлого века отношение к ОПЕК было изначально положительное, ведь эта организация служила реальным противовесом нефтяным монополиям Запада в условиях Холодной войны. Советские лидеры тогда считали, что если бы не некий тормоз в лице союзников США среди развитых ближневосточных государств, то страны – члены ОПЕК вообще могли бы пойти чуть ли не по пути коммунизма, хотя это было невозможно. Этого, как показало будущее, не случилось.

При этом СССР находился как бы «в стороне» и не спешил вступать в состав только что созданной организации, даже несмотря на наличие в ней союзников. Советскому Союзу не нравился тогдашний устав организации в частности, невозможность стать членом первого сорта. Ведь им мог стать только основатель. Кроме этого, там были пункты, не совместимые с командной экономикой (в частности, про инвестиции со стороны стран Запада).

Впервые ОПЕК была вынесена на вершину мировой политики во время первого энергетического кризиса 1973-74 гг. Он вспыхнул в результате нефтяного эмбарго, которое ввели нефтедобывающие арабские страны против западных стран – союзников Израиля, и ОПЕК эту акцию поддержала в полной мере. Тогда многие западные страны вернулись в средневековье, так как у них закончились запасы топлива и энергии. После этого случая мировые цены совершили резкий троекратный скачок и вывели мировой рынок нефти на абсолютно новый этап развития.

В то время СССР, уже находясь в числе крупнейших мировых поставщиков “чёрного золота”, даже рассматривал возможность прямого вступления в ОПЕК, где его тогдашние друзья СССР Ирак, Алжир и Ливия играли не последние роли. Тем не менее, до вступления дело так не дошло, и этому, скорее всего, помешал Устав ОПЕК.

Дело в том, что стать членом полноправным членом СССР не мог, ведь он не числился в основателях этой организации. Во-вторых, в Уставе имелись отдельные положения, которые тогда были абсолютно неприемлемы для закрытой и неэффективной коммунистической экономики. К примеру, члены организации должны были обеспечивать свободу инвестиций в свою нефтяную промышленность для потребителей нефти, а именно для США, Британии, Франции и других западных стран, а также гарантировать доходы и возврат капиталов инвесторов. В СССР понятие “частная собственность” было достаточно расплывчатым, поэтому обеспечить это условии советские власти не могли.

ОПЕК и современная Россия

Что касается современной России, то ее история взаимоотношений с ОПЕК началась с 1998 года, когда она стала наблюдателем. С этого момента она принимает участие в Конференциях организации и других мероприятиях, связанных даже со странами, не входящими в ее состав. Российские министры регулярно встречаются с главными лицами организации и коллегами. В отношениях с ОПЕК Россия также была инициатором некоторых мероприятий, в частности, Энергодиалог .

В отношениях ОПЕК и России есть и сложности. Прежде всего, первая боится, что Россия увеличит свою долю на рынке. В ответ на это ОПЕК собирается уменьшить выработку нефти при условии, что РФ не согласится сделать это. Именно поэтому не получается восстановить мировые цены на нефть. В общем, ОПЕК и нефть России является некоторой болевой точкой в отношениях.

В целом, отношения РФ и ОПЕК благоприятные. В 2015 году даже было ей предложено вступить в ряды этой страны, но Россия решила остаться в роли наблюдателя.

Нефтяной картель поначалу не имел того политического влияния, которое у него есть сейчас. При этом даже страны-участницы полностью не понимали, зачем они его создают, и их цели были различными. Но сейчас это важный игрок на рынке черного золота, и приведем некоторые интересные факты про него.

  1. До того, как была создана ОПЕК, существовало 7 транснациональных корпораций, которые полностью управляли нефтяным рынком. После того, как появился этот картель, ситуация в корне изменилась, и монополия частных компаний исчезла. Сейчас из них осталось только 4 компании, потому что часть была поглощена, а часть объединилась.
  2. Создание ОПЕК изменило баланс сил в такой степени, что теперь именно она решает, какая будет цена на нефть. Если цена снижается, сразу сокращается добыча, и стоимость черного золота увеличивается. Конечно, сила организации в данный момент не такая большая, как раньше, но все еще приличная.
  3. Страны ОПЕК контролируют 70% мировой нефти. Недостаток этой статистки в том, что добыча не подвергается независимому аудиту, поэтому верить ОПЕК приходится на слово. Хотя вполне вероятно, что этот размер запасов нефти ОПЕК соответствует действительности.
  4. ОПЕК смогла создать мощнейший энергетический кризис, увеличив цену на 450%. Причем решение это было обдуманное и было направлено против США и других государств, поддерживающих Израиль во время войны с Египтом и Сирией. С другой стороны, появление кризиса привело к тому, что многие страны стали формировать стратегические запасы ценного горючего.

Ну и наконец, главный интересный факт мы вынесем отдельно. Несмотря на то, что ОПЕК оказывает существенное влияние на стоимость нефти, непосредственно от нее она не зависит. Цены устанавливаются в ходе торгов на биржах. Просто картель хорошо знает психологию трейдера и знает, как можно заставить его заключать сделки в нужном им направлении.

ОПЕК и трейдеры

Казалось бы, объединение стран, производящих 1,3 – 1,4 млрд т нефти всего лишь за 1 год и обеспечивающих две трети экспортных поставок на мировой рынок, в состоянии эффективно контролировать цены. Однако жизнь показала, что на самом деле всё сложнее. Довольно часто, особенно в последнее время, усилия ОПЕК по корректировке цен или не дают желаемых эффектов или даже приводят к неожиданным негативным результатам.

С введением в начале 1980-х годов финансовый рынок начал оказывать куда более большое влияние на формирование цен на “чёрное золото”. Если в 1983 году на Нью-Йоркской товарной бирже были открыты позиции по нефтяным фьючерсам на 1 млрд. баррелей нефти, то в 2011 году их было открыто уже на 365 млрд. баррелей. А это во много раз больше, чем вся мировая добыча нефти.

Помимо Нью-Йоркской товарной биржи нефтяными фьючерсами торгуют и на других биржах. Кроме того, имеются и другие финансовые инструменты (деривативы), которые привязаны к нефти.

Из-за этого каждый раз, когда ОПЕК принимает какое-то решение, чтобы скорректировать мировые цены, на самом деле лишь намечает предполагаемое направление для изменения мировых цен. Игроки на финансовых рынках, активно содействуют и используют к своей выгоде колебания цен на топливо, тем самым, серьезно искажая эффекты, на которые и были рассчитаны меры ОПЕК.

Заключение

ОПЕК появилась в 1960 году, когда колониальная система мира была почти уничтожена и на международной арене начали появляться новые независимые государства в основном в Африке или Азии.

В то время их полезные ископаемые, нефть в том числе, добывали западные компании, так называемые Семь Сестер : Exxon, Royal Dutch Shell, Texaco, Chevron, Mobil, Gulf Oil и British Petroleum . ОПЕК разрушила монополию американских и британских компаний (а также некоторых других стран), освободив из-под колониального гнёта многие страны, которые были оккупированы колониальными империями.2 оценок, среднее: 4,50 ). Оцените пожалуйста, мы очень старались!

Цели и задачи ОПЕК

Все двенадцать государств пребывают в глубочайшей зависимости от заработков собственной нефтяной индустрии. Наверное, единствен ная из государств, представляющая исключение, это Эквадор, кото рая получает значительные прибыли от туризма, леса, реализации газа и прочих сырьевых материалов. Для других государств ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого невысокого - 48 процентов в истории с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97 процентов в Нигерии.

ОПЕК организована государствами нефтеэкспортерами для исполнения последующих главных целей и задач:

  • Координация и унификация нефтяной политики государств – членов;
  • Определение более действенных коллективных и личных средств охраны их интересов;
  • Внедрение нужных средств и методов обеспечивания устойчивости расценок на крупном рынке нефти;
  • Охрана интересов государств – изготовителей нефти методом обеспечивания им стойких прибылей;
  • Обеспечивание действенного, постоянного и выгодного снабжения нефтью государств – покупателей;
  • Обеспечивание получения объективных прибылей инвесторами от финансовложений в нефтяную промышленность;
  • Обеспечивание охраны среды;
  • Совместная работа со государствами, которые не считаются членами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации крупного рынка нефти.

Сейчас члены организации держут под контролем приблизительно две третьих разведанных запасов нефти на планете. ОПЕК гарантирует 40% мировой добычи и половину крупного экспорта этого ценного сырья. Организация согласовывает политику нефтедобычи и крупное ценообразование на сырую , также устанавливает квоты на размеры производства нефти. И невзирая на расхожее мнение, что время ОПЕК прошло, она как и раньше остается одним из более авторитетных глобальных инвесторов в нефтяной отрасли, характеризующих ее предстоящее становление.

Совместные трудности становления всех государств ОПЕК

Потому что большая часть, если не все из стран-участников ОПЕК считаются развивающимися государствами со схожим муниципальным приспособлением, со схожей культурой, идеологией, политикой, то конечно, что они все на тернистом пути становления встречают одинаковые преграды. В основном, эти все преграды соединены с закоренелым складом ума народа данных государств. Так как очень нелегко перейти к новому виду публичного устройства, не успев отвыкнув от тех устоев и обыкновений, которые укреплялись в сознании народа веками.

Одним из главных недочетов ОПЕК состоит в том, что она соединяет воединыжды державы, интересы которых часто обратны. Саудовская Аравия и др державы Аравийского полуострова относятся к количеству малонаселенных, но владеют огромными припасами нефти, большими вложениями в следствии рубежа и поддерживают очень тесные дела с западными нефтяными компаниями. Для иных входящих в ОПЕК государств, к примеру Нигерии, свойственны высочайшая численность народонаселения и бедность, они продадут дорогие программы финансового становления и имеют гигантскую задолженность.

2-ой, казалось бы, простой неувязкой считается очевидная «куда деть средства». Так как не всегда просто верно воспользоваться хлынувшим на страну дождем нефтедолларов. Монархи и правители государств, на которые обвалилось достояние, рвались применять его «во популярность личного народа» и потому затевали разные «стройки века» и прочие сходственные планы, которые никак невозможно именовать осмысленным инвестицией денег. Исключительно позже, как скоро прошла эйфория от первого счастья, как скоро немного охладился пыл вследствие падения тарифов на нефть и понижения муниципальных заработков, средства муниципального бюджета стали расходоваться наиболее уместно и хорошо.

Третьей, неувязкой считается компенсация научно-технической отсталости государств ОПЕК от основных государств мира. Так как к моменту сотворения организации некие из государств, входящих в ее состав, еще не отделались от пережитков феодального строя! Решением таковой трудности имела возможность быть убыстренная индустриализация и урбанизация. Введение новейших технологий в создание и, в соответствии с этим, жизнь жителей нашей планеты не прошло безо всяких следов для народа. Главными шагами индустриализации были неких зарубежных фирм, к примеру АРАМКО в Саудовской Аравии, и интенсивное вербование частного капитала в промышленность. Это производилось методом многосторонней гос поддержки частному сектору экономики. К примеру, в этой же Аравии было сотворено 6 особых банков и фондов, которые оказывали помощь бизнесменам под гарантии страны.

4 неувязкой считается недостающая государственных кадров. Оказывается сотрудники в государстве оказались неподготовленными к введению свежих технологий и оказались неспособными обслуживать прогрессивные станки и оборудование, которое было поставлено на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, также иных заводах и предприятиях. Решением данной проблем стало вербование зарубежных профессионалов. Это было не так просто, как может показаться на первый взгляд. Так как скоро это породило массу противоречий, которые все усиливались с развитием сообщества.


Россия и ОПЕК

Начиная с 1998 года Россия считается наблюдателем в ОПЕК. За этот период времени стороны приобрели положительный навык партнерства. Сформировался многообещающий формат постоянных встреч российских министров с руководителями ОПЕК и сотрудниками из государств, входящих в данную компанию.

Сейчас ОПЕК просто идет на контакт не только лишь с официальными лицами российского топливно-энергетического комплекса, но и с вузами Рф, которые готовят проф кадры свежего уровня чтобы достичь желаемого результата .

Мир стоит перед опасностью «длительного нефтяного упадка» и обязан быть готов к тому, что стоимости на нефть станут высокими на протяжении долгого периода, сказал Международный валютный . Это - самое внезапное из официальных предостережений, которые до сего времени звучали в масштабах длительных мониторингов для энергетических поставок.

Наша родина уделяет существенное внимание ситуации на нефтяных рынках не только лишь в контактах со государствами ОПЕК, но и во содействии с ключевыми странами-потребителями. Для Рф, это, сначала, европейские державы (в пределах 90 процентов экспорта нефти). Так, в масштабах Энергодиалога Рф и Евросоюза державы условились, а именно, вместе проанализировать вопрос о воздействии стратегических запасов нефти на стабилизацию нефтяного рынка.

Все державы ОПЕК присутствуют в глубочайшей зависимости от прибылей собственной нефтяной индустрии. Наверное, единственная из государств, представляющая исключение, это Индонезия, которая получает значительные прибыли от туризма, леса, реализации газа и прочих сырьевых которые были использованы. Для других государств ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого невысокого - 48 процентов в истории с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97 процентов в Нигерии.

Из этого идет, что в отсутствии внешнего рынка говорить о развитии государств ОПЕК нет толку. Экспорт сырья, являясь главным источником заработка государств, «вытягивает» за собой и внутреннюю экономику. Из данного следует, что экономика стран-участников картеля напрямую находится в зависимости от глобальных тарифов на углеводородное сырье.

Вроде как, стоимости на нефть обязаны покрывать производственные и главные опасности изготовителей. Если взглянуть под другим углом, расценки не могут оказывать негативного воздействия на становление мировой экономики и, а именно, обязаны разрешать осуществление вложений в становление нефтяной индустрии

ОПЕК и ВТО

Значение энергетики для финансового становления нереально переоценить, но этой неувязкой нередко третируют на уровне масштабных институтов, а нормы интернациональной торговли в энергетическом секторе фактически не срабатывают. Старания ВТО, к примеру, сначала концентрируются на преодолении барьеров для импорта, на тот момент как в области энергетики лимитирования в основном дотрагиваются экспорта.

В отличие от иных продуктов ископаемые виды горючего неповторимы. Они гарантируют огромную часть энергии во всем мире, хотя являют из себя окончательный ресурс. Опаски, связанные с нехваткой ресурсов, принуждают главных инвесторов принимать конструктивные меры, чтоб обеспечить доступ к источникам энергии. Может быть предстоящее обострение геополитических столкновений, в специфики с учетом мониторингов профессионалов о подъеме спроса на энергоресурсы на 50% к 2035 г., 80% данного роста обязаны покрыть ископаемые виды горючего.

Значимость ископаемых видов горючего для удовлетворения возрастающего спроса в странах-потребителях отражается и в значимости данных ресурсов для стран-экспортеров. Заключительные оценивают энергетику как принципиальный инструмент личного становления - во всех качествах данного понятия. Вследствие этого они нередко предпринимают шаги, противоречащие основам независимой торговли. Исключительность энергетики возрастает в связи растущей озабоченности, связанной с экологией. Страны, бравшие на себя обещания по сокращению выбросов, употребляют для производства другой энергии дотации и , что противоречит основам независимой торговли и ВТО.

Нормы интернациональной энергетической торговли обязаны избегать последних подходов - как внедрения всех основ вольной торговли, так и однобокого муниципального либо регионального регулирования.