Оформление резьбой по дереву. Декоративная резьба по дереву

Оформление резьбой по дереву. Декоративная резьба по дереву

Из всех видов резьбы рельефная техника является одной из наиболее выразительных. Реалистичные деревянные барельефы, с аккуратной деталировкой, эффектной игрой теней и правильно построенной композицией, способны по-настоящему завораживать. Рельефную технику можно рассматривать как переходную ступень к скульптурной резьбе, по праву считающуюся венцом резного искусства.

В этом материале мы расскажем о базовых принципах рельефной резьбы по дереву. Наши советы будут полезны не только для начинающих резчиков, но и для мастеров уже попробовавших свои силы в этой технике. На примере предложенного проекта вы познакомитесь с основными принципами чистой и аккуратной резки, научитесь правильно моделировать объем, освоите профессиональные секреты, которые помогут подчеркнуть трехмерные качества резной композиции.

В чем отличие рельефной резьбы от других техник?

От плоскорельефной, контурной, геометрической и других видов необъемной резьбы рельефную технику отличает, прежде всего, ее подчеркнутый трехмерный характер. Основная композиция здесь выступает на передний план за счет обрезанного фона, благодаря чему изображение становится более выразительным, с характерным обилием светотеней.

Если основной рисунок композиции возвышается лишь слегка, не более чем на половину от толщины всего изделия, то такую резьбу называют барельефной (а само изделие барельефом). При более высоком и выступающем рельефе резьбу именуют горельефной.

Набор инструментов для новичка

Чтобы научиться резьбе по дереву, вовсе не обязательно обзаводиться арсеналом стамесок, ножей и других резцов, как многие склонны думать. Для освоения базовых навыков рельефной техники будет достаточно нескольких уголковых стамесок (геймусов), например, 10 мм и 6 мм , прямой стамески 12 мм , радиусной (полукруглой) 10 мм , подрезного ножа и небольшого штихеля. Остальные виды стамесок для резьбы по дереву уместно приобретать по мере роста резчицкого мастерства.

Всегда следите за остротой инструмента. Если резец оставляет грубый след и скалывает древесину небольшими щепками, вместо того чтобы легко снимать аккуратные слои – это верный признак того, что стамеска нуждается в заточке. Тупой инструмент портит качество работы, требует больших усилий при резьбе и не дает возможности правильно «почувствовать» стамеску начинающему резчику.

Какое дерево выбрать для рельефной резьбы?

Правильный выбор древесины – залог успеха для мастера, осваивающего тонкости этой техники. Для нужд резчиков оптимально подходят почти все мягкие лиственные породы: осина, ольха, береза, орех и т.д. Но главной древесиной для большинства мастеров, занимающихся не только объемной, но и плоской, плосковыемчатой, геометрической и другими видами резьбы по дереву, является липа.

Липа – мягкая и легкая древесина, с равномерной плотностью, за счет чего особенно хорошо поддается обработке: легко режется, точится и строгается во всех направлениях. Липа почти не коробится и не усыхает, не выделяет дубильных веществ, поэтому считается идеальным сырьем, в том числе, для изготовления посуды. Недостатком липы является ее плохая окрашиваемость в другие цвета.

Отработка навыков рельефной резьбы на примере проекта «Лис»

Как сделать барельефную резьбу на дереве мы пошагово расскажем на примере несложного проекта «Лис». В качестве заготовки рекомендуем использовать спил липы или же обычную дощечку из любой другой мягкой лиственной породы.

Для перевода рисунка на деревянную основу используют копирку, как наиболее простое и эффективное решение. При необходимости, линии копировальной бумаги можно легко стереть, внеся нужные изменения по ходу работы. Во избежание смещения рисунка в процессе переноса зафиксируйте деревянную заготовку или подложите под нее резиновую подложку. Подумайте, где лучше расположить изображение, чтобы композиция выглядела наиболее оживленной и интересной. В нашем случае мы сместим ее от центра к низу (фото 1).

Для вырезания внешнего контура используйте уголковую стамеску #12 (ширина лезвия 10 мм /угол 60° ). Она позволит не только сделать аккуратную обводку основной фигуры, но и сразу удалит значительную часть фона (фото 2).

Техника выполнения реза уголковой стамеской:

  • Левой рукой фиксируйте плотно инструмента, а правой толкайте его вперед; правильный хват стамески позволит точно направлять резец, вести аккуратную линию реза и не давать лезвию соскальзывать с контура.
  • Намечайте резцом основной контур линий, после прорезайте их до желаемой глубины (в нашем случае 4-5 мм ). Срезая древесину понемногу, вы будете лучше контролировать процесс резьбы и уменьшите риск образования сколов.
  • Преодолевая сопротивление древесины, равномерно распределяйте давление на стамеску, достигая гладкой и однородной поверхности.
  • Работая стамеской, учитывайте направление волокон древесины, т.к. резец всегда стремится двигаться вдоль твердых годовых колец.
  • Не при каких обстоятельствах не направляйте стамеску в свою сторону: режьте от себя или держите инструмент параллельно груди.
  • Работайте резцом прямо за карандашными линиями, оставляя их видимыми.

В правильном и аккуратном удалении фона во многом и заключается суть рельефной резьбы по дереву. Освоение этого навыка – ответственная задача для начинающего резчика. Удалить много фона с минимальными усилиями помогают радиусные стамески (полукруглые или отлогие). В нашем случае мы оставим фон композиции в виде широких декоративных канавок (фото 3). При необходимости его можно сделать ровным, используя плоскую стамеску.

Сформировав фон, вернемся к уголковой стамеске и еще раз «на чистовую» пройдемся по контуру основной композиции (фото 4). После подровняем фон (фото 5).

В качестве инструмента для тонкой контурной проработки оптимальны уголковые стамески #15 (ширина лезвия 6 мм /угол 45° ) или #16 (ширина лезвия 6 мм /угол 35° ).

Очертите глаз лисы, сохранив карандашный контур (фото 6). Опуститесь вниз и займитесь проработкой пасти: аккуратно выберите фон вокруг зубов и внутри рта (фото 7). Ориентируйтесь на объемность и законы перспективы в композиции: поскольку передние зубы находятся на переднем плане, они должны быть немного завышены. Проработайте область носа.

Для проработки формы головы используйте радиусную (отлогую) стамеску шириной 10 мм . Начните с ушей: левое ухо на переднем плане сделайте более высоким (фото 8).

Скруглите форму головы (фото 9), сделав плавный переход к морде, которая должна остаться более плоской и без выраженного объема (фото 10).

Работая над конкретными областями, не забывайте периодически оценивать общую композицию: насколько правильно перетекает объемность, как проработана перспектива и пр. Здесь каждая деталь взаимосвязана друг с другом. Рельефная резьба должна восприниматься как целостная композиция, а не коллаж из набора резных элементов.

Для работы над этим элементом используйте церазик – глубокую полукруглую стамеску шириной 5 мм (фото 11). Этот узкий инструмент хорошо подойдет для проработки мелких элементов и создания рельефа листа.

По всему периметру листа сделайте аккуратную подрезку, чтобы он хорошо выделялся из общей композиции и как бы был оторван от фона (фото 12). Очертив основной контур и выбрав фон вокруг листа, приступайте к вырезанию прожилок (фото 13). Закончив формирование рельефа, срежьте штихелем все оставшиеся плоские места (фото 14).

С помощью подрезного ножа создайте глубокую тень над глазом, подведите резцом нижнее веко и придайте глазу округлость (фото 15).

Завершите резцом проработку мелких элементов пасти (фото 16).

Имитация текстуры шерсти – важный навык, который нужно отработать каждому резчику, т.к в будущем вы неоднократно будете сталкиваться с резьбой различных животных. В представленном проекте шерсть лисы создается по самой простой схеме: церазиком 5 мм делаются короткие и неглубокие штрихи (стрелки указывают направление естественного роста шерсти животного) (фото 17).

Для большей натуралистичности можно проработать текстуру шерсти тонким стальным резцом – штихелем. Работайте над текстурой, пока не останется ни одного плоского места.

Чем зачистить резьбу по дереву?

При аккуратной работе самыми остро заточенными резцами почти всегда остаются грубые места и незначительные дефекты, требующие устранения. Для зачистки углубленных мест и подрезки небольших сколов используйте мелкий штихель. Объемные поверхности зачищают наждачной бумагой P150 . Чтобы окончательно убедиться в отсутствии незамеченных мелких дефектов, протрите картину тряпкой, смоченной в уайт-спирите, и еще раз внимательно рассмотрите ее под разными углами. Когда все недостатки зачищены, можно приступать к отделке.

Чем покрыть резьбу по дереву?

Для однотонной отделки используют следующие составы:

Морилка . В плоскорельефной резьбе используют не только для того, чтобы придать древесине более благородный внешний вид. С помощью морилки усиливают контраст определенных участков, они в свою очередь подчеркивают рельеф и объемность композиции. Для достижения такого эффекта достаточно нанести морилку на глубокие участки резьбы, которые должны казаться затененными.

Если вы решили полностью тонировать свою работу, использовать морилку нужно аккуратно, принимая во внимание породу дерева и особенности заготовки на которой вырезана композиция. Под воздействием влаги мелкорельефная резьба может разбухнуть, покоробиться, на ней может образоваться поднятый ворс и прочие дефекты, которые непоправимо испортят внешний вид работы. Распространенным изъяном при морении резьбы является неоднородность тона, особенно часто проявляющаяся в местах склейки брусков.

Из всего многообразия форм и видов самовыражения наши предки издревле предпочитали резьбу по дереву. Почему? Прежде всего, не было в те времена более доступного материала, при этом столь податливого и благодатного. Любое украшательство в древности имело практический характер: как говорится, и тарелочки детворе строгали, и свое творческое начало проявляли.

Однако не только в мелочах (как мы теперь говорим, «в аксессуарах») можно было встретить резной декор. Со временем ажурная древесина стала неотъемлемой частою и домов ручной рубки , и даже корабельного строительства. Словом, резьба по дереву – это древнейший вид декора «от кутюр», то есть ручного и уникального.

В современной резке нередко используют не только механический инструмент (стамески, ножи, клепики, клюкарзы, гейcмусы, штихеля), но и электрический (электростамески с различными насадками, электро- шаберы, лобзики).

Начинающим резчикам стоит обратить внимание на простейшие наборы ручного инструмента: его элементы можно приобрести поштучно (примерно от 300 рублей за наименование) или же выбрать готовый комплект (от 1500 рублей в минимальной комплектации). Стоимость профессиональных наборов для резьбы, которые включают не менее 10 наименований, превышает 20.000 рублей. Поклонникам прогресса рекомендован электрический резной инструмент.

Среди производителей стоит отметить:

  • PROXXON – профессиональный электроинструмент «Проксон» имеет самое разностороннее применение. Это и бормашины, и токарные и фрезерные станки, и тиски, и держатели – словом, все, что облегчает работу мастера в самых различных ремесленных областях. Простейшая техника для резки этого производителя обойдется примерно в 5.000−6.000 рублей;
  • инструменты австралийской компании ARBORTECH, которые на мировом рынке составляют достойную конкуренцию вышеупомянутому производителю, но найти их в российских магазинах не так уж и просто;
  • редкий гость на нашем рынке и электростамеска японского производителя RYOBI. Впрочем, электрорубанки, лобзики, шлифмашины «Райоби» все также актуальны у профессионалов древообработки;
  • а вот тем, кто воспринимает ажурный древесный декор как полезное и приятное хобби, которое можно сочетать и с другими ремеслами, рекомендован универсальный инструмент декоратора – DREMEL. Но заплатить за такого многофункционального помощника придется не менее 2.500 рублей.



Оптимальным решением для начинающих резчиков будет приобретение деревянной заготовки. Они широко представлены в магазинах для творчества (и подходят в том числе для таких ремесел как роспись, выжигание, декупаж): шкатулки различной величины (от 120 рублей за штуку), матрешки (от 100 рублей), бочонки (от 200 рублей), ложки, кружки, копилки, вазы, рамки для фотографий любых форм и очертаний (стоимость некоторых образцов превышает 1000 рублей), а также простые доски (наиболее распространенные габариты от 30 до 70 кв.см; стоимость от 40 до 500 рублей).

Впрочем, приобретение готового материала не освобождает новичков от знания параметров правильной древесины, применяемой в творчестве. Перечислим важнейшие из них:

    для резьбы предпочтительны такие лиственные породы: липа, осина, береза, ольха. Дело в том, что они меньше растрескиваются при высыхании. А вот граб, бук, ясень, клен, яблоня и лиственница особенно склоны к растрескиванию. Хвойные породы (сосна, кедр, пихта, ель) занимают промежуточное положение между вышеуказанными видами. Они применяются в резьбе, но не рекомендованы новичкам в силу своей твердости;

    следующим важным показателем, частично упомянутым ранее, является уровень влажности древесины: идеальные параметры составляют 8 ± 2 % . Более высокая влажность может в дальнейшем привести к усушке и растрескиванию, а более низкая создает сложности в обработке;

    специалисты также обращают внимание и на сроки заготовки древесины: лучшим временем считается осень-зима, когда замедляется сокодвижение (что положительно сказывается на последующей сушке изделия);

    для истинных профессионалов важен и узор того или иного вида древесины.

Людям творческим, которые хотят занять себя очень интересным и полезным делом, стоит обратить внимание на резьбу по дереву для начинающих. В последнее время этот вид творчества становится все более популярным, хотя некоторое время назад он был практически полностью забыт. Перед тем, как заниматься подобным делом, необходимо уяснить, что такой тип работы может быть довольно опасен, поэтому его нельзя рекомендовать детям, еще не научившимся обращаться с острыми предметами. Да и взрослым, которые собираются заниматься резьбой по дереву, стоит уяснить для себя все правила использования инструментов. Для резьбы по дереву могут быть использованы не только обычные, но и электрические приспособления. Они требуют тщательного соблюдения техники безопасности.

Если опытным виртуозным мастерам достаточно одного взгляда на инструмент, чтобы определить его качество, то начинающие часто теряются во всем разнообразии, представленном в магазинах. Специалисты уверяют, что в данном случае далеко не всегда самый дорогой вариант будет самым лучшим, так как немаловажную роль играет накрутка бренда, реклама, транспортировка из других стран и так далее. Те, кто занимается резьбой по дереву на профессиональной основе, знают, что отечественные инструменты могут быть просто превосходного качества, но стоить втрое дешевле иностранных аналогов.

Кроме того, в наборе мастера может присутствовать и масса других инструментов. Они могут быть нужны для изготовления сложных работ. Новичкам достаточно будет самого минимума, но хорошего качества, чтобы руки сразу привыкали к правильным движениям. Специалисты рекомендуют начинающим мастерам запастись набором из десятка инструментов и постепенно совершенствовать свои навыки и пополнять арсенал.

Материал для работы

Помимо инструментов очень важно правильно выбрать древесину для работы. Это задание очень сложное для новичков, поэтому необходимо прислушиваться к советам опытных мастеров. У каждого вида материала имеются свои плюсы и минусы. Если древесина мягкая, с ней достаточно легко работать, но и бракованных изделий в этом случае предполагается немало. Сюда стоит отнести осину, липу и березу. Когда речь идет о резьбе по дереву для начинающих, видео о котором можно увидеть чуть ниже, такие варианты древесины подойдут больше всего.

Если знаний достаточно много и опыт позволяет работать с более дорогими породами дерева, можно взять дуб, самшит либо красное дерево. Эти материалы более дорогие и сложные в работе. Они отличаются своей стойкостью и твердостью, что не всегда хорошо, так как вырезать из такой древесины сложно. Нередко мастера получают травмы от работы с твердыми породами дерева, так как любое неосторожное движение может привести к неприятностям. В результате страдает либо человек, либо его инструмент.

Для контурной резьбы по дереву и прорезной рекомендуется использовать хвойную древесину. На ель либо сосну наносить орнаменты крупного размера довольно просто. Однако тут нужно учесть, что между годичными кольцами могут появляться некоторые неровности при работе стамеской. Все дело в том, что разница в плотности древесины будет заставлять инструмент скакать.

Виртуозные мастера любят работать и с осиной, и с липой, и с можжевельником, новичкам можно посоветовать присмотреться к хвойным породам, то есть ели либо сосне. Для первых работ можно использовать и недорогой материал, такой как груша либо береза.

Для мастера резьбы по дереву фрезер является одним из незаменимых помощников. С его участием можно изготовить массу различных работ любого типа сложности. Если профессионал хорошо знает принципы работы с ручным фрезером, из дерева можно создать изделия разного назначения. Более того, подобный навык всегда будет полезен в домашней работе. К примеру, с помощью фрезера можно быстро и аккуратно прорезать отверстие, вставить дверной замок либо прикрепить петли к дверям.

Люди, которые часто сталкиваются с работой по дереву, должны знать о том, как правильно обращаться с фрезером. Самым распространенным вариантом инструмента, используемого в наше время, является погружной. С помощь такого инструмента можно выполнить любую работу, которая связана с фрезерованием либо резьбой. Для творческой работы необходимо тщательно выбирать фрезу, с помощь которой и происходит обработка древесины. В зависимости от того, какой формы рабочая головка инструмента, будет отличаться и вид обработки заготовки из дерева. При помощи фрезерной резьбы по дереву картинки могут получаться любой сложности. Для резьбы по дереву данный инструмент используется очень широко. Особенно часто можно встретить резную деревянную мебель, обработанную фрезером. Для этого нередко применяются особые шаблоны, дающие возможность получить симметричные рисунки. Кроме того, фрезер может быть использован и для врезки замков, и для создания красивой деревянной фурнитуры.

Одним из очень интересных вариантом использования ручного фрезера является художественная резьба по дереву, видео о которой можно увидеть чуть ниже. Этот инструмент широко применяется и для рельефной, и для прорезной работы. Специалисты рекомендуют для художественной резьбы использовать безподшипниковые V-образные и галтельные фрезы. С такими приспособлениями творческий человек может создать истинный шедевр.

При работе с фрезером очень важно соблюдать технику безопасности, так как данный инструмент является травмоопасным и может причинить вред человеку. Если навыков работы с прибором нет или очень мало, стоит для начала потренироваться на мягкой древесине, чтобы «набить руку».

Одним из удобных видов работы с деревом является резьба по дереву лобзиком по шаблону, фото которой можно найти ниже. С этим инструментом художественное выпиливание превращается в интереснейшее занятие, результатом которого становится оригинальная деталь интерьера. Даже небольшие украшения для двери значительно преобразят ее внешний вид. Стоит заметить, что для такой работы плоскорельефная резьба при помощи лобзика подходит идеально.

Творческая работа способна прекрасно поднять настроение, хорошие результаты будут поводом для гордости мастера, что нередко подталкивает к совершению новых подвигов, уже более внушительных. При этом именно с лобзика специалисты рекомендуют начинать тренировки новичкам. Немного усилий и времени, и руки сами поймут, какой захват будет самым удобным для качественного выпиливания.

При работе с лобзиком важна плавность. Все движения мастера должны быть медленными, без резких движений, чтобы не допустить перекосов и не испортить материал. В тех местах, где линия должна поворачивать, стоит перевернуть саму заготовку, а не инструмент, что позволит добиться равномерности. По кромке резов обязательно останутся неровные края, от которых нужно избавиться. В этом помогут такие инструменты, как напильник, надфиль и наждачная бумага.

Одним из самых захватывающих, увлекательных занятий является резьба по дереву. Постигнуть азы этого мастерства под силу каждому. Совсем немного времени понадобится для того, чтобы освоить это благородное мастерство и начать создавать восхитительные творения. Такие изделия долговечны, красивы и практичны, соответственно, им найдется место в любом доме.

Одним из самых захватывающих, увлекательных занятий является резьба по дереву

Перед тем, как начать работу с деревом, необходимо запастись всеми необходимыми инструментами. Ведь если мастеру чего-то не будет хватать, вырезка будет проблематичной. Да и удовольствия от такого творческого процесса получить вряд ли удастся.

Какие нужны приборы и инструменты:

  • пила;
  • коловорот или ручная дрель;
  • рубанок;
  • полукруглые и плоские стамески;
  • набор ножей;
  • топор небольшого размера;
  • бормашина.

В магазинах можно увидеть даже специальные наборы инструментов, предназначенных для резьбы. Подойдут они скорее всего для новичков, так как опытные резчики слишком щепетильно подходят к выбору каждого отдельного инструмента.

Галерея: резьба по дереву (25 фото)



















Урок резьбы по дереву для начинающих (видео)

Как научиться выполнять геометрическую резьбу своими руками: азы

Главными элементами геометрической резки считаются различные геометрические фигуры . Эта разновидность творчества зачастую используется с целью преображения различной домашней утвари и даже мебели. Самой же простой техникой, которая под силу даже новичкам, является трехгранно-выемчатая резьба, за счет минимального количества инструментов.

  • мягкая древесина;
  • нож-косяк;
  • линейка;
  • карандаш.

Главными элементами геометрической резки считаются различные геометрические фигуры

Ход работы:

  1. Начертить пару параллельных линий с высотой строчки ровно в сантиметр.
  2. Сделать в шахматном порядке отметки через каждый сантиметр.
  3. В форме треугольников нарисовать зубья и по самому центру их отметить.
  4. Центр треугольника соединить с углами.
  5. Носочек резца углубить в центре на глубину около пяти миллиметров.
  6. Пяточку резца наклонить поочередно ко всем углам треугольника.
  7. Наклонив резец вправо, вырезать одну из сторон треугольника.
  8. После этого на 90 градусов повернуть заготовку, вырезать вторую сторону.
  9. Тоже самое проделать и с третьей стороной.
  10. Вырезать и другие треугольники, в результате чего получается узор под названием «Одиночные треугольники».
  11. Отметить центральные части находящихся вверху треугольников и соединить их с углами.
  12. По аналогии с предыдущим этапом, вырезать эти детали.
  13. Вновь начертить строчку и нанести аналогичный рисунок.
  14. Вырезать находящиеся вверху треугольники и сразу же отметить нижние, тоже их вырезать.

Все неаккуратные участки обработать с помощью наждачной бумаги.

Резьба по дереву для детей

Самые простые узоры резать по дереву могут даже дети. Естественно, что речь не идет о трехлетних малышах, а вот в возрасте десяти лет ребята уже могут попробовать свои силы в этом мастерстве. Лучше, начать вырезать простые элементы, например, цветочный орнамент.

Необходимые инструменты и материалы:

  • заготовка из дерева;
  • карандаш;
  • калька;
  • стамеска-уголок;
  • полукруглая узкая и широкая стамески.

Самые простые узоры резать по дереву могут даже дети

Вырезание поэтапно:

  1. Перенести схему сначала на кальку, а потом не дерево.
  2. Сделать подрезку сначала контура центрального круга, после чего сделать срез от внешнего круга, используя для этого полукруглую стамеску.
  3. Разметить лепестки цветков.
  4. Стамеской-уголком прорезать по контуру лепестки.
  5. Между лепестками удалить излишки древесины, используя этот же инструмент.
  6. Полукруглой стамеской вырезать внешний контур лепестков.
  7. С помощью большой полукруглой стамески сделать пару надрезов к контуру от центра цветочка.
  8. С целью увеличения площади надреза, необходимо произвести эти же манипуляции еще разок.
  9. Закруглить центр цветка развернув для этого стамеску.

Стамеской-уголком в центре цветка сделать несколько надрезов.

Как вырезать узор на дереве

Новичкам не под силу сразу вырезать картины и полностью освоить рельефную резку, но простой узор сделать на деревянной доске им проблем не составит. Тем более, что для этого не нужно много инструментов. Достаточно лишь простого канцелярского ножа и несколько других мелочей.

Ход работы:

  1. Необходимо выбрать орнамент, либо же самостоятельно его придумать.
  2. Приложить орнамент к картону и обвести с помощью стилуса.
  3. На доске обвести внешние контуры трафарета.
  4. Сразу же вырезать и внутренние, поставив нож под углом.
  5. Вырезать и все остальные детали.
  6. Прорезать ножом все контуры еще раз.
  7. Доработать все детали.
  8. Обработать поверхность, создавая тем самым иллюзию объема.
  9. Контуры закруглить, срезать все имеющиеся острые углы.
  10. Проработать каждую деталь, придать ей объем.

Новичкам не под силу сразу вырезать картины и полностью освоить рельефную резку

Обработать поверхность наждачной бумагой и покрыть лаком.

Как сделать декоративную тарелку из дерева: мастер-класс

Для того чтобы перейти к изготовлению сложных изделий из дерева, недостаточно лишь прочитать самоучитель по этому мастерству. Для этого требуются определенные навыки. Пугаться же этого не нужно, сделав несколько простых работ можно смело приступать к изготовлению декоративной тарелки. Все непременно получится.

Необходимые материалы и инструменты:

  • липовая доска;
  • лобзик;
  • резцы для работы по дереву;
  • наждачная бумага.

Для того чтобы перейти к изготовлению сложных изделий из дерева, недостаточно лишь прочитать самоучитель по этому мастерству

Ход работы:

  1. Плавно, без малейших рывков произвести распил доски, придать ей нужную форму.
  2. Обработать сразу же дерево наждачной бумагой.
  3. В технике геометрической резьбы вырезать треугольники.
  4. Полукруглым резцом вырезать углубление по периметру овала.
  5. Глубину постепенно прибавлять.
  6. Сгладить образовавшиеся канавки и обработать их наждачной бумагой.
  7. Пропитать изделие льняным маслом или же просто пропитать крепким чаем.

Сухую тарелку отшлифовать с помощью наждачной бумаги.

Далеко не каждое сырье подходит для резки, ведь именно от его выбора зависит конечный результат. Существуют как твердые, так и мягкие сорта. Каждый сорт имеет свои преимущества и недостатки, предполагается особая технология обработки.

Среди мягких пород можно выделить следующие:

  • сосна;
  • осина;
  • липа;
  • можжевельник;
  • береза.

Преимущество мягкого материала в простоте обработки. При этом мягкую древесину и испортить намного проще, достаточно лишь одного неверного движения.

Твердые сорта, которые используются в процессе творчества:

  • самшит;
  • красное дерево.

Цена на древесину твердых сортов достаточно высокая. Несмотря же на это, резчики предпочитают использовать именно их, так как изделия из них получаются не только красивые, но и долговечные.

Помимо твердости материала, следует также учитывать и его цвет. Светлая древесина вскоре может потемнеть в местах среза. Поэтому при вырезании больших орнаментов рекомендуется использовать сырье хвойных пород.

Геометрическая резьба по дереву для начинающих (видео)

Многих пугает такой вид творчества, как резка по дереву. Работа кажется сложной и изнуряющей. На самом же деле справиться с несложными задачами сможет даже ребенок. Спустя время любой новичок может получить необходимые навыки, чтобы в дальнейшем изготавливать настоящие шедевры.

Художественная резьба по дереву всегда привлекала внимание ценителей декоративной обработки древесины. Создание различных фигур из дерева, резной мебели с изображением каких-либо сцен жизни людей в любые времена пользовалось особой популярностью среди резьбарей. Разнообразные виды резьбы доступны не только опытным мастерам, но и новичкам в этом виде искусства.

Картина выполненная художественной резьбой по дереву

Достичь определенных результатов в этом деле можно не только благодаря таланту, но и постоянному обучению. Решив заняться данным видом искусства, необходимо изучить различные виды резьбы по дереву. Существует большое количество методов резьбы, позволяющих создавать резные изделия.

Особенно большое количество поклонников насчитывается у художественной резьбы по дереву «Татьянка». Этот стиль берет свое начало с конца ХХ века. Основателем данного метода был Шамиль Сасыков, который являлся мастером по художественной резьбе данным способом и знал все тонкости этого направления.

Родившийся в 1990 году в результате творческого эксперимента стиль стал целой художественной системой. Обучение данному стилю прошли уже более 10 тыс. человек.


Деревянная резная тарелка выполненная резьбой Татьянка

Его особенность состоит в том, что производить обработку изделия с помощью специальных можно только 1 раз. Резьба в стиле «Татьянка» основана на принципе единичной обработки, поэтому эта техника позволяет создавать различные декоративные элементы с применением специальных инструментов.

Если использовать другие методы рельефной резьбы, то выполнение форм займет больше времени, чем использование стиля «Татьянка» для резьбы по дереву.

Инструмент подбирается с учетом особенностей древесной породы, которая может быть мягкой или твердой. Приспособления для резьбы должны быть хорошо заточены. Поскольку стиль резьбы «Татьянка» является многослойным, то потребуется переходить от одного этапа к другому. Вырезав некачественно элементы первого слоя, следующие невозможно будет оформить красиво и правильно.


Кухонная доска выполненная в стиле Татьянка

Для оптимизации выполнения работы потребуется тщательное изучение этапов художественной обработки дерева. Поэтапное воспроизведение каждой детали, а также их расположение на поверхности доски должно быть продумано. Из-за одного неверного движения восстановление неправильно срезанного элемента окажется невозможным.

Художественная обработка древесины в стиле резьбы «Татьянка» — это перспективный вид резьбы. Овладевший данным видом техники резьбы домашний мастер всегда будет иметь работу. Эти изделия пользуются популярностью у покупателей.

Другие виды резьбы для начинающих: плосковыемчатая, сквозная, и . В отличие от перечисленных методов, популярный вид резьбы «Татьянка» требует сил и времени в меньшем количестве, чем другие методы. Эта техника отличается многослойностью и требует тщательной проработки верхних и нижних слоев.

Методы работы с деревом

Художественная резьба по дереву, в зависимости от техники ее выполнения, предполагает использование соответствующих инструментов, которые предназначаются для определенного метода.

К примеру, для сквозной резьбы, которая должна иметь объемный вид, используются стамеска, лобзик или пила. Данный вид резьбы еще называется ажурным, он применяется для . Объем придается изделию благодаря рельефной резьбе. Ее основное требование связано с выполнением рисунков на одном уровне с фоном или выше него.

Техника предполагает подушечный и выбранный фон. В первом случае фон с рисунком должны находиться на одном уровне, второй способ требует расположения рисунка выше фона.

Читайте также

Резные журнальные столики


Поэтапное выполнение плоскорельефной резьбы

Создание скульптур из дерева с помощью бензопилы стало популярным на сегодняшний день. Скульптурную резьбу можно считать наиболее сложной из всех техник, но одновременно довольно интересной. Воплощение правильных пропорций в необработанное дерево способно превратить его в человека или животного. Обычно мастер переносит настроение, используя объемные детали и делая изображение более живым.

Перед тем, как переходить к более сложным работам, следует взять для тренировки простые эскизы для резьбы , пользуясь книгами по резьбе, в которых указаны обычные схемы и зарисовки с детальным описанием. Для начала вырезают фигурки незначительных размеров с учетом небольшой детализации. Грамотная художественная резьба по дереву требует постоянных тренировок, позволяющих усовершенствовать навыки создания резных изделий.


Плосковыемчатая обработка дерева может быть следующих видов:

  1. Геометрическая.
  2. Ногтевидная.
  3. Чернолаковая.

Для выполнения таких видов техники требуются: эскизы, нож, стамеска, дерево. Создание геометрического резного рисунка предполагает вырезание ромбов, шестиугольников, квадратов под разными углами. Выполнение углублений с помощью стамески под углом 90 °, а рядом под острым углом предполагает создание рисунка с помощью множества скобок на заготовке из дерева.

Создание рисунка с помощью треугольных или круглых желобков представляет собой технику контурной резьбы. Если перед работой поверхность покрывают лаком либо черной краской, а потом начинают вырезать рисунок, то он будет очень эффектно смотреться в готовом виде.

Требования к выполнению резьбы в стиле «Татьянка»


Шкатулки выполненные в стиле Татьянка

Характеристики рабочего места

Художественная обработка дерева осуществляется при постоянном соблюдении требований к рабочему месту. Резчику в стиле «Татьянка» необходима любая плоскость из дерева с ровной поверхностью: верстак, табуретка, стол или подоконник. Наилучшим образом подходят стол или верстак, поскольку они имеют тяжелый вес и деревянную столешницу.

Подходит и полированный стол, на который можно положить кусок фанеры либо чертежную доску 20×20 см и больше. Это позволит уберечь инструмент от поломок, если он случайно сорвется и воткнется в столешницу. Учебная доска не закрепляется во время работы, которую осуществляют без упора. Если заготовка из липы, то она является достаточно мягкой, поэтому может упереться во что-либо твердое. После этого на поверхности будут образованы вмятины.

Чертеж обустройства рабочего места для резьбы по дереву

Освещение должно быть естественным или с широким спектром, поскольку весь процесс работы является кропотливым и требует повышенной аккуратности. Хорошо, если стол с лампой будет стоять возле окна. Свет не должен отсвечивать в глаза от доски. Поскольку сделанные карандашом эскизы будут стираться по мере выполнения работы («исчезающий рисунок»), в итоге должно остаться чистое дерево, которое не имеет цветовой контрастности. Неровный рельеф отбрасывает тени, которые становятся четко различимыми.

Подсыхающую в процессе работы учебную доску требуется периодически увлажнять, чтобы поддерживать ее в рабочем состоянии. Влажность должна составлять около 12-15%. Доску можно увлажнять заранее, промачивая торцы.


Рабочее место для резьбы

Для каждой доски характерны свои параметры, поэтому сделать анализ результатов увлажнения можно только опытным путем, что позволит рассчитать периодичность увлажнения доски.

Материал для создания изделия

Древесина для резьбы должна иметь ровную и гладкую поверхность. На дереве не должно быть сучков и прочих изъянов. Если возникло желание использовать древесину с сучками, то любой из них можно обыграть в процессе работы. В дальнейшем можно развить композицию, если руководствоваться замыслом и техникой резьбы.

Наилучшим образом для целей создания интересной резьбы в стиле «Татьянка» подходит липа.

Такой материал не только с легкостью режется в любом направлении, но и подходит начинающим резчикам. При выборе доски необходимо обращать внимание на торец материала, где древесину выбирают однородную, плотную и не рыхлую.


Если доска близко от коры, то есть у края бревна, где размещение слоев по отношению к поверхности является пологим, плотную древесину можно использовать. Эта доска с легкостью может быть разрезана на 2 части. На любом участке древесины с однородной плотностью резьба может быть выполнена лучше.