Образование казачества. Откуда появилось донское казачество

Образование казачества. Откуда появилось донское казачество

Казаки каза́ки

этносословные группы в составе русского и некоторых других народов. Общая численность в России около 5 млн. человек. Язык русский, распространено двуязычие. Верующие - православные, есть представители других конфессий. См. также Казачество .

КАЗАКИ

КАЗА́КИ, этническая группа, в основном в составе русского народа. Численность в Российской Федерации - 140 тысяч человек (2002), численность потомков казаков оценивается в 5 млн. человек. В тюркских языках «казак» - вольный человек, так у кочевых народов называли людей, оторванных от своей социальной среды, по разным причинам не желавших нести груз общинных и семейных обязанностей. Разрывая связи с родом, казаки уходили в пограничные районы расселения своего народа, сбивались в группы, жили за счет охоты и промыслов, а также грабительскими налетами на земли соседних народов. Казаки охотно принимали участие в войнах, составляя передовую, легкоконную часть кочевого войска.
После монголо-татарского нашествия казаки появились и в пограничье Руси и Золотой Орды. Их ряды стали интенсивно пополняться выходцами из восточнославянских земель, и в относительно короткое время славянский этнический компонент у казаков стал преобладающим. Но еще до монголо-татарского нашествия выходцы из Руси появлялись в Степи, составляя общности типа казаков (бродники); сильно обрусела и часть кочевников, поселившаяся у русских границ (черные клобуки).
Термин «казаки» на Руси известен с 14 века. Первоначально для казаков характерна нестабильность их организации, частые смены мест обитания. В целом, в 14-15 веках казаками называли свободных людей, воинов, объединенных в «ватаги» или «шайки», которые жили на южных и восточных границах Руси, Литовского княжества, Польского государства. При этом казаки противопоставляются ордынцам, для них характерно христианское вероисповедание. К 1444 году относится запись в русских летописях о казаках южных районов Рязанского княжества. В Южной Киевщине и Восточной Подолии казаки появилось во второй половине 15 века. Русские князья старались привлечь казаков к себе на службу. В 1502 году впервые упомянуты «городовые казаки», которые за службу по охране границ получали от князя землю и денежное жалованье. С этого времени можно говорить о сословии казачества (см. КАЗАЧЕСТВО) , параллельно развиваются две его группы - служилые казаки и вольные казаки. Грань между служилыми и вольными казаками легко преодолевалась. Зачастую служилые казаки уходили «казаковать в поле», а вольные поступали на «государеву службу».
В 16 веке сформировались общины донских, гребенских, терских, яицких и волжских казаков. Их численность быстро росла за счет беглого населения из разных социальных групп, особенно в периоды внутриполитических кризисов, войн, голода. После реформ патриарха Никона усилился поток раскольников на окраины Руси, в том числе и на казачьи окраины.
Этническое ядро казаков составляло восточнославянское население из разных районов России и Украины. В социальном плане среди казаков преобладали бывшие помещичьи люди, избавлявшиеся таким образом от крепостной зависимости. Со второй половины 16 века правительства России и Речи Посполитой привлекали вольных казаков для охраны границ, участия в войнах. На Украине было сформировано реестровое казачество, получавшее за службу вознаграждение. Царское жалованье в 17-18 веках стало одним из главных источников существования казаков. В 17 веке у донских, терских и яицких казаков завершилось формирование казачьего войска как относительно самостоятельного военно-политического образования, связанного с центром договорными отношениями. Казачья община сочетала функции социальной, военной и хозяйственной организации.
Значительный вклад внести казаки в освоение присоединенных земель в Сибири, Казахстане, на Кавказе и Дальнем Востоке. Основными источниками комплектования новых казачьих войск в 18-19 веках были сельские переселенцы из центра России, служилые казаки из других войск, отставные солдаты. В 1733 году было создано Волжское войско. Многие из новых казачьих войск расформировывались, а казаки переводились в состав других войск. Процесс формирования казачества в особое военно-служилое сословие завершился в 19 веке. Государство передало на «вечное пользование» казачьим войскам земли, которые они занимали, освободило казаков от рекрутских повинностей и уплаты государственных податей. Казаки пользовались правами беспошлинной торговли некоторыми товарами, безоброчной ловли рыбы, соледобычи. Главной обязанностью казаков была военная служба, на которую они являлись на своем коне, с полным вооружением и обмундированием (кроме огнестрельного оружия). С начала 18 века военная служба казачества практически превратилась в регулярную. Срок службы в 18 веке - 25-35 лет, в 19 веке - 20 лет, у уральских казаков - 22 года. Кроме военной службы, охраны границ, казаки несли дорожную и почтовую, ремонтную (часто за счет войсковой казны) повинности, проводили межевание земель, переписи населения, сбор налогов.
В 18 веке казаки привлекались для подавления крестьянских восстаний, выступлений горнозаводских рабочих Урала. В 19 веке на казачество были возложены охранные функции, в том числе подавление народных выступлений против самодержавия в центре и на окраинах. Казаки участвовали почти во всех войнах 18 - начала 20 веков.
Накануне революции 1917 года существовало 11 казачьих войск - Амурское, Астраханское, Донское, Забайкальское, Кубанское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Терское, Уральское и Уссурийское. Численность населения в областях казачьих войск на 1 января 1913 года - 9 млн. человек, из них войскового сословия - 4,165 млн. Доля войскового населения в разных войсках колебалась от 97,2% в Амурском до 19,6% в Терском войске. Казаки говорили на русском языке, выделялись говоры - донской, уральский, оренбургский. Своеобразна была речь кубанских казаков (потомков запорожцев), изобиловавшая украинизмами. Среди казаков в 19 веке было широко распространено двуязычие, особенно в Донском, Уральском, Терском, Оренбургском, Сибирском войсках. Долгое время владение татарским языком считалось у казаков признаком хорошего тона. Верующие казаки в подавляющем большинстве были православными, старообрядцы составляли значительную часть в Уральском, Сибирском, Донском войсках; были представлены и другие конфессии.
В этническом отношении разные группы казачества не были идентичными. Сходство определялось общностью происхождения, социального положения и бытового уклада; локальное своеобразие - конкретными историческими, географическими и этническими факторами. В составе большинства казачьих войск доминировали русские. Среди казаков были представители народов Кавказа, Средней Азии, Казахстана, Сибири и Дальнего Востока (калмыки, ногаи, татары, кумыки, чеченцы, армяне, башкиры, мордва, туркмены, буряты). В ряде войск они образовывали отдельные группы, сохранявшие этническую самобытность, язык, верования, традиционную культуру и быт. Участие нерусских народов в этнокультурных процессах формирования казачества наложило отпечаток на многие стороны быта и культуры.
В ранний период существования казачьих общин на Дону, Тереке, Волге и Яике ведущим занятием было разведение скота, подсобный характер имели рыболовство, охота и бортничество. До конца 18 века на Дону существовал запрет на занятие земледелием. Но с начала 19 века земледелие обычно во всех казачьих областях. В Донском, Уральском, Астраханском, Оренбургском и Сибирском войсках долгое время господствовала залежная система полеводства, трехпольный севооборот появился позже и не имел широкого распространения. Главные сельскохозяйственные культуры в Донском войске: пшеница, овес, просо, ячмень; в Оренбургском - рожь, яровая пшеница, просо; в Кубанском - озимая пшеница, гречиха, просо, горох, чечевица, фасоль, лен, конопля, горчица, подсолнечник, табак. Пахотные орудия - плуг, сабан, для рыхления почвы использовали рало с деревянными и железными зубьями, бороны; убирали хлеб серпами, косами (литовками). При обмолоте использовали каменные и деревянные катки, обмолачивали зерно при помощи животных - гоняли быков и лошадей по разостланным на току снопам. В богатых хозяйствах с конца 19 века применялись уборочные машины, нередко казаки в складчину арендовали или покупали сельскохозяйственную технику.
Животноводство имело товарный характер в Донском, Уральском и Сибирском войсках, с конца 19 века - в Кубанском и Терском войсках. Ведущими отраслями на Кубани и Тереке были коневодство и овцеводство. В казачьих хозяйствах Дона держали тягловый скот (лошадей и быков), коров, овец, птицу и свиней. В Уральском войске - лошадей, верблюдов (на юге), коров, овец, птицу и свиней (на севере). В Кубанском войске разводили крупный рогатый скот, лошадей, овец, свиней и птицу. В конце 19 века товарный характер приобрело пчеловодство. Рыболовство носило промысловый характер в Донском, Уральском, Астраханском, частично в Кубанском, Терском и Сибирском войсках. Орудия рыбного лова в большинстве войск были сходны: удочки, бредни, переметы. На Урале существовали особые орудия лова (ярыга - мешок из сети). Система рыболовства в большинстве войск (Донском, Терском, Астраханском и Уральском) была основана на естественном ходе рыбы из моря в реку и обратно. Своеобразием отличались промыслы на Урале, строго регламентированные, имевшие в большинстве случаев общинный характер. Рыба осетровых и частиковых пород в свежем, вяленом, копченом и сушеном виде, икра были предметом вывоза в Уральском, Донском и Сибирском войсках. Из других промыслов известны соледобыча, сбор дикорастущих растений, выделка пуховых платков (Оренбургское войско), домашнего сукна и войлока, заготовка кизяка и охота. Извоз имел большое значение в Уральском, Оренбургском, Сибирском и Амурском войсках.
Для поселений казаки выбирали выгодные в стратегическом отношении места: крутые берега рек, возвышенные участки, защищенные оврагами и болотами. Селения окружались глубоким рвом и земляным валом. Нередки были случаи смены места поселения.
В 18-19 веках специальными правительственными распоряжениями регламентировались характер застройки и планировка военных казачьих поселений, расстояние между ними. Основными типами таких поселений были станицы, крепости, форпосты, реданки и пикеты (небольшие сторожевые посты). Строительство фортификационных сооружений (крепостных стен, валов и рвов) активизировалось в периоды обострения военно-политических отношений между Россией и кавказскими, среднеазиатскими государствами. После «замирения» исчезали и укрепления вокруг поселений, менялась их планировка. Чисто хозяйственное значение имели хутора, зимовья, коши и выселки, в которых казаки содержали скот, позже рядом с ними располагались посевы. Резкий рост числа и размеров хуторов в Донском, Терском, Уральском войсках был вызван переходом к земледелию в 18 - начале 19 веков. Многие из них превратились в постоянные поселения, жителями которых были не только казаки, но и наемные иногородние работники.
Средние размеры казачьих станиц намного превосходили размеры крестьянских сел. Первоначально казачьи поселения имели круговую застройку, облегчавшую оборону при неожиданном нападении неприятеля. В 18-19 веках планировка казачьих станиц и форпостов регламентировалась правительством и местным войсковым начальством: вводились улично-квартальная планировка и деление на кварталы, внутри которых казакам выделяли участки для усадьбы, строго соблюдалась фасадная линия.
В центре казачьей станицы находились церковь, станичное или поселковое правление, школы, торговые лавки. Большинство казачьих поселений располагалось вдоль рек, иногда растягиваясь на 15-20 км. Окраины станиц имели свои названия, их жители иногда различались по этническому или социальному признаку. Дома иногородних находились как среди казачьих усадеб, так и в некотором отдалении от них.
Казачьи усадьбы обычно огораживались глухими высокими заборами с плотно закрытыми воротами, что подчеркивало замкнутость казачьего быта. Нередко дом размещался в глубине двора или повернут к улице глухой стороной. Самые ранние жилища казаков - землянки, полуземлянки и шалаши. В жилых постройках 18-19 веков на Кубани доминировали черты, присущие украинскому и южнорусскому жилищу; у уральских казаков немало сходства с русским жилищем центральных районов; у оренбургских и сибирских казаков переплелись традиции Севера и Юга России. Материалом для строительства в разных регионах служили дерево, камень, глина, камыш, в ряд районов строевой лес завозился. Хозяйственные постройки (базы, сараи, ледники, навесы, загородки для скота) чаще всего сооружались из местных строительных материалов. В казачьей усадьбе всегда строилась летняя кухня, в которую семья переезжала в теплое время года.
Наиболее распространенным типом дома в 19 - начале 20 века были двух- и трехкамерные дома. Внутренний план избы представлен разными вариантами, чаще всего русская печь находилась в заднем углу - слева или справа от входа, устье обращено к боковой длинной стене (в Оренбургском войске также и к передней стене дома). По диагонали от печи - передний угол со столом. Во второй половине 19 века увеличивается размер жилой площади дома, выделяются кухня и спальня. В Донском, Кубанском, Терском, Астраханском и Уральском войсках распространились многокомнатные дома («круглые», то есть квадратные); часто с железной крышей и деревянным полом, двумя входами - с улицы и со двора. Богатые казаки строили в станицах кирпичные дома (одно- и двухэтажные), с балконами, галереями и большими застекленными верандами. Стены казачьей хаты украшали оружием и конской сбруей, картинами с изображением военных сюжетов, семейными портретами, портретами казачьих атаманов и членов царской семьи. Под влиянием горских народов у терских казаков в домах лавки накрывались коврами, постель убиралась в стопу на видном месте.
Для традиционной одежды характерно раннее вытеснение домотканины, использование покупных тканей уже с середины 19 века. Во второй половине 19 века городская одежда почти полностью вытеснила традиционный костюм. Повсеместно распространение получили у мужчин пиджак, брюки, жилет, пальто, у женщин - юбки с кофтой, платье. В казачьей среде конца 19 - начала 20 века популярностью пользовались головные уборы (платки, шали, косынки), обувь (ботинки и туфли) и украшения фабричного производства. Особое отношение было у казаков к военной форме. Форма и фуражка хранились как семейные реликвии. Форма сохранила ряд элементов традиционного мужского костюма (бешмет, черкеска, чекмень, бурка). Отдельные компоненты формы получили распространение в качестве повседневной одежды: китель, гимнастерка, галифе, папаха. В казачьем мужском костюме прослеживается влияние других народов. В традиционный костюм терских, кубанских и донских казаков вошли бурка, башлык, черкеска, бешмет, заимствованные почти без изменений у народов Кавказа. Уральские казаки в 18 - первой половине 19 века носили халат, чекмень, бешмет и малахай, мягкие сапоги - ичиги, покрой которых аналогичен крою сапог у татар, башкир, ногайцев. Наиболее распространенным видом обуви были сапоги. Зимой носили валенки. Лапти почти не бытовали (в конце 19 века известны как смертная обувь).
Основным комплексом женской одежды в конце 19 века повсеместно были юбка с кофтой. В 18 - первой половине 19 века были распространены у донских казачек платье (кубелек), сарафан, у уральских казачек - косоклинный сарафан. В конце 19 века сарафан встречается редко, преимущественно в качестве праздничной и обрядово-ритуальной одежды. Традиционная женская рубаха имела туникообразный покрой (у донских казачек), плечевые вставки у уральских, оренбургских и сибирских казачек. Со второй половины 19 века распространилась бесполиковая рубаха, а также рубаха на кокетке (с талейкой). Рукава у донской рубахи сильно расширялись книзу за счет вставных клиньев; воротник, рукава, грудь и подол рубахи украшались ярко-красными ткаными узорами. Особенностью уральской рубахи были пышные, цветастые рукава, украшенные галуном, вышивкой золотой или серебряной нитью. Юбки с кофтой шили из ткани одного (парочка) или разных цветов. Юбка и кофта украшались лентами, кружевом, шнуром, стеклярусом. Сарафаны имели разный покрой. У оренбургских и сибирских казачек - прямой и косоклинный, у уральских - преимущественно косоклинный. Сарафан подпоясывали, украшали лентами из галуна, кружевом, вышивкой.
В 18 веке в верхней женской одежде доминировал распашной покрой, в конце 19 века прямоспинный, с боковыми клиньями. Зимняя одежда - шуба, тулуп, кожух, пальто. В Донском, Кубанском и Терском войсках были популярны «донские шубы» - колоколообразные с глубоким запахом и длинными узкими рукавами. Их шили на лисьем, беличьем и заячьем меху, покрывали сверху сукном, шерстью, шелком, штофом, атласом. Менее зажиточные казачки носили овчинные шубы. Ватные пальто (плиски, жупейки) и кофты (ватянки, холодайки) носили повсеместно в холодное время года.
В 18 - первой половине 19 века женский головной убор отличался разнообразием. Донские казачки носили сложный головной убор из рогатой кички, сороки, налобника и позатыльника; поверх него надевали платок. Старинный головной убор уральской казачки состоял из кички, кокошника (сороки), поверх которой повязывался платок. Шлычку - головной убор в виде небольшой круглой шапочки, надевавшейся на узел волос, носили кубанские и донские казачки. Исчезновение старинных головных уборов во второй половине 19 века связано с влиянием города. Девичий головной убор: чаще всего лента, украшенная бисерной поднизью, жемчугом, бисером, вышивкой, повязывалась вокруг головы. Одежда старообрядцев отличалась консервативностью, преобладанием темных тонов, сохранением архаичных деталей кроя и способов ношения. После революции 1917 года традиционная одежда сохранялась как часть повседневной одежды (гимнастерка, китель, папаха) преимущественно у стариков. Старинный казачий костюм бытовал как праздничная (свадебная) или сценическая одежда.
Основой питания казаков были продукты земледелия, животноводства, рыболовства, овощеводства и садоводства. Среди способов приготовления и употребления пищи доминировали традиции русских, сильным было влияние украинской кухни. В приемах обработки, хранения и консервации пищевых продуктов немало заимствований у народов Кавказа, Средней Азии, Поволжья, Сибири и Дальнего Востока (замораживание мяса, рыбы, пельменей, молока, сушка творога, овощей, фруктов и ягод). Повсеместно наиболее распространенным был хлеб из кислого теста на дрожжах или закваске. Хлеб выпекали в русской печи (на поду или в формах), из кислого теста пекли пироги, пирожки, шаньги, булки, блины, оладьи. У уральских казаков в хлеб, предназначенный в дорогу, запекали яйца. Праздничным и повседневным блюдом были пироги с начинкой из рыбы, мяса, овощей, круп, фруктов, ягод.
Из пресного теста пекли лепешки (преснушки), бурсаки, колобки, кныши, маканцы, орешки, розанцы (хворост). Готовили их в русской печи или обжаривали в масле. Лепешки нередко готовили на сковороде без жира, аналогично традициям хлебопечения у кочевых народов. Из кислого заварного теста готовили булки и крендели. Блюда из муки, заваренной в кипятке, - затируха, джурьма, баламык, саламат составляли основу постного рациона, их готовили во время рыболовного промысла, в дороге, на сенокосе. Галушки, вареники, лапша, пельмени входили в число блюд повседневного и праздничного стола. Из муки варили также кулагу (муку заваривали фруктовым отваром), кисель для поминальной и постной трапезы. Большую роль в питании играли крупы; каши на воде и молоке, в них добавляли овощи (тыкву и морковь). На основе каш готовили пшенники (из пшена и риса), с добавлением яиц и масла. «Каша с рыбой» была известна у уральских, донских, терских и астраханских казаков.
Основой для приготовления многих блюд было кислое молоко. Сушеный сыр (крут) был распространен у многих войск. Кубанские казаки делали сыр согласно традициям адыгейской кулинарии. Во многие блюда добавлялся каймак - топленые в русской печи сливки. Ремчук, сарсу - блюда из кислого молока, заимствованные у кочевых народов, бытовали у уральских, астраханских, донских казаков. Из молока делали также варенец, ряженку, сметану, творог.
Блюда из рыбы - основа питания донских, уральских, астраханских, сибирских, амурских, частично кубанских казаков. Рыбу варили (уха, щерба), жарили (жарина), томили в печи. Из рыбного филе готовили котлеты и тельное - блюдо, известное также у поморов. На праздничный стол подавали пироги с рыбой, заливную и фаршированную рыбу. Из икры частиковой рыбы делали котлеты и фрикадельки. Рыбу сушили, коптили, вялили (балык). Из мяса готовили первые блюда (борщ, щи, лапша, похлебка, суп), вторые блюда (жаркое с овощами, жарина, пожарок), начинку для пирогов.
Самым популярным овощным блюдом у кубанских, донских и терских казаков был борщ с мясом, у уральских - щи из мяса, капусты, картофеля и крупы. Морковник, тыквенник, тушеная капуста, жареный картофель входили в повседневный рацион. Кубанские и терские казаки готовили блюда из баклажанов, помидоров, перца, согласно традициям кавказской кухни. Также как и туркмены уральские казаки делали вялушки из дыни, только после вяления на солнце томили их в русской печи. Овощные блюда с квасом (окрошка, редька тертая) были популярны у сибирских, забайкальских, оренбургских, уральских и донских казаков. Бахчевые культуры - арбузы, дыни и тыквы доминировали в пище многих войск в летнее время. Арбузы и дыни солили. Мякотью арбуза заливали соленые помидоры, огурцы, капусту. Широко распространенным блюдом из арбузной и дынной патоки у донских, астраханских, уральских казаков был бекмес. Терские и кубанские казаки добавляли в блюда пряные приправы из трав. Дикорастущие плоды (терн, вишня, смородина, алыча, яблоки, груши, орехи, шиповник) употреблялись повсеместно. Терские и кубанские казаки варили мамалыгу из кукурузы, парили ее в русской печи, отваривали. Из фасоли, гороха и бобов варили каши и жидкие блюда. Черемуху широко употребляли забайкальские казаки, пекли пряники (курсуны), делали начинку для пирогов.
Казаки пили квас, компот (узвар), кислое молоко, разведенное водой, сыту из меда, бузу из солодкового корня. Хмельные напитки подавались к праздничному столу: брага, кислушка, чихирь (молодое виноградное вино), самогон (горилка). Среди казаков большой популярностью пользовался чай. Он проник в повседневный быт во второй половине 19 века. Чаепитием завершались все праздничные, часто и ежедневные трапезы. Забайкальцы пили чай с «забелой» из молока, масла и яиц, добавляя в него пшеничную муку и конопляное семя. Старообрядцы соблюдали запрет на употребление чая, заваривали дикорастущие травы и коренья.
Для казачества была характерна большая неразделенная семья. У донских, уральских, терских, кубанских казаков существовали трех-четырехпоколенные семьи, численность которых доходила до 25-30 человек. Наряду с большими были известны малые семьи, состоявшие из родителей и неженатых детей. Сословная обособленность казачества в 19 веке ограничивала круг брачных связей. Браки с иногородними и представителями местных народов были редкими даже в начале 20 века. Однако следы брачных союзов с нерусскими народами в ранний период существования казачьих общин прослеживаются в антропологическом типе донских, терских, уральских и астраханских казаков.
Глава семьи (дед, отец или старший брат) был полновластным хозяином: распределял и контролировал работу ее членов, к нему стекались все доходы. Аналогичное положение в семье занимала мать в случае отсутствия хозяина. Своеобразием семейного уклада казачества являлась относительная свобода женщины-казачки по сравнению с крестьянкой. Молодежь в семье также пользовалась большими правами, чем у крестьян.
Длительное сосуществование казачьей земледельческой, промысловой и военной общины определило многие стороны общественного быта и духовной жизни. Обычаи коллективного труда и взаимопомощи проявлялись в объединении рабочего скота и инвентаря на период срочных сельскохозяйственных работ, орудий лова и транспортных средств во время путины, совместном выпасе скота, добровольной безвозмездной помощи во время строительства дома. Для казаков характерны традиции совместного проведения досуга: общественные трапезы после окончания сельскохозяйственных или промысловых работ, проводы и встречи казаков со службы. Почти все праздники сопровождались соревнованиями в рубке, стрельбе, джигитовке. Характерной особенностью многих из них были «гулебные» игры, инсценировавшие военные баталии или казачью «вольницу». Игры и соревнования часто проводились по инициативе войсковой администрации, особенно конноспортивные состязания. Среди донских казаков существовал обычай «ходить со знаменем» на масленицу, когда выбранный «ватажный атаман» обходил со знаменем дома станичников, принимая от них угощение. На крестинах мальчика «посвящали в казаки»: надевали на него саблю и сажали на коня. Гости приносили в дар новорожденному (на зубок) стрелы, патроны, ружье и развешивали их на стене.
Наиболее значительными религиозными праздниками были Рождество Христово и Пасха. Широко отмечались престольные праздники. Общевойсковым праздником считался день святого - покровителя войска. Аграрно-календарные праздники (святки, масленица) составляли важную часть всей праздничной обрядности, в них отразились следы дохристианских верований. В праздничных обрядовых играх прослеживается влияние контактов с тюркскими народами. У уральских казаков в 19 в. в число праздничных забав входило развлечение, известное у тюркских народов: без помощи рук со дна котла с мучной похлебкой (баламык) нужно было достать монету.
Своеобразие бытового уклада казачества обусловило характер устного творчества. Самым распространенным фольклорным жанром у казаков были песни. Широкому бытованию песни способствовала совместная жизнь в походах и на сборах, выполнение селскохозяйственных работ всем «миром». Войсковое начальство поощряло увлечение казаков пением, создавая хоры, организуя сбор старинных песен и издание сборников текстов с нотами. Музыкальной грамоте обучали школьников в станичных школах, основу песенного репертуара составляли старинные историко-героические песни. Обрядовые песни сопровождали праздники календарного и семейного цикла, популярными были любовные и шуточные песни. Значительное распространение получили исторические предания, былины, топонимические рассказы.

Кто такие казаки? Есть версия, что они ведут свою родословную из беглых крепостных крестьян. Однако некоторые историки утверждают, что казачество уходит истоками к VIII веку до нашей эры.

Византийский император Константин VII Багрянородный в 948 году упомянул о территории на Северном Кавказе, как о стране Касахия. Этому факту историки придали особенное значение лишь после того, как капитаном А. Г. Туманским в 1892 году в Бухаре была обнаружена персидская география «Гудуд ал Алэм», составленная в 982 году.

Оказывается и там встречается «Земля Касак», которая находилась в Приазовье. Интересно, что и арабский историк, географ и путешественник Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Хусейн (896–956 годы), получивший прозвище имама всех историков, в своих трудах сообщал, что касаки, жившие за Кавказским хребтом, не являются горцами.
Скупое описание некоего военного народа, обитавшего в Причерноморье и в Закавказье, встречается еще в географическом труде грека Страбона, творившего при «живом Христе». Он назвал их коссахами. Современные же этнографы приводят данные о скифах из туранских племён Кос-Сака, первые упоминания о которых датируются примерно 720 годом до нашей эры. Считается, что именно тогда отряд этих кочевников проделал путь из Западного Туркестана в причерноморские земли, где и остановился.

Кроме скифов на территории современного казачества, то есть между Чёрным и Азовским морями, а также между реками Дон и Волга, властвовали племена сарматов, которые создали Аланскую державу. Хунны (булгары) её разгромили и истребили почти все её население. Выжившие аланы затаились на севере - между Доном и Донцом, и на юге – в предгорьях Кавказа. В основном, именно эти два этноса - скифы и аланы, породнившиеся с приазовскими славянами - образовали народность, получившую название Казаки. Такая версия считается одной из базовых в дискуссии о том, откуда появились казаки.

Славяно-туранские племена

Донские этнографы также связывают корни казачества с племенами северо-западной Скифии. Об этом говорят могильные курганы III-II веков до нашей эры. Именно в это время скифы начали вести оседлый образ жизни, пересекаясь и срастаясь с южными славянами, жившими в Меотиде – на восточном побережье Азовского моря.

Это время названо эпохой «внедрения сарматов в меотов», вылившееся в племена Торетов (Торков, Удзов, Беренджеров, Сираков, Брадас-Бродников) славяно-туранского типа. В V веке произошло нашествие гуннов, в результате чего часть славяно-туранских племен ушла за Волгу и в верхне-донскую лесостепь. Те же, кто остались, подчинились гуннам, хазарам и булгарам, получив название касаков. Спустя 300 лет они приняли христианство (примерно в 860 году после апостольской проповеди святого Кирилла), а затем по приказу Хазарского кагана прогнали печенегов. В 965 году Земля Касак перешла под управление Mcтислава Рюриковича.

Тьмутаракань

Именно Mcтислав Рюрикович разгромил под Лиственом новгородского князя Ярослава и основал свое княжество – Тьмутаракань, которое простиралась далеко на север. Считается, что эта казачья держава недолго была на пике могущества, примерно до 1060 года, но после прихода племен половцев стала постепенно угасать.

Многие жители Тьмутаракани бежали на север – в лесостепь, и совместно с Русью бились с кочевниками. Так появились Черные Клобуки, которых в русских летописях называли казаками и черкасами. Другая часть жителей Тьмутаракани получила название подонских бродников.
Как и русские княжества, казачьи поселения оказались во власти Золотой Орды, впрочем, условно, пользуясь широкой автономией. В XIV-XV веке о казачестве заговорили как о сформировавшейся общине, которая и начала принимать беглых людей из центральной части России.

Не хазары и не готы

Существует еще одна, популярная на Западе, версия о том, что прародителями казаков были хазары. Её сторонники утверждают, что слова «хусар» и «казак» - синонимы, ибо и в первом, и во втором случае речь идет о боевых всадниках. Более того, оба слова имеют один и тот же корень «каз», означающее «сила», «война» и «свобода». Впрочем, есть и еще один смысл – это «гусь». Но и здесь поборники хазарского следа говорят о всадниках-гусарах, чью военную идеологию копировали практически все страны, даже туманный Альбион.

О хазарском этнониме казаков прямо сказано в «Конституции Пилипа Орлика», «…народ боевой старинный казацкий, который раньше назывался казарским, сперва был поднят бессмертной славой, просторными владениями и рыцарскими почестями…». Более того, говорится о том, что, казаки приняли православие из Царьграда (Константинополя) в эпоху хазарского каганата.

В России же это версия в казачьей среде вызывает справедливую брань, особенно на фоне исследований казачьих родословных, чьи корни имеют русское происхождение. Так, потомственный кубанский казак, академик Российской академии художеств Дмитрий Шмарин в этой связи с гневом высказался: «Автором одной из подобных версий происхождения казачества является Гитлер. У него даже есть отдельная речь на эту тему. Согласно его теории, казаки – это готы. Вест-готы – это германцы. А казаки – это ост-готы, то есть потомки ост-готов, союзники немцев, близкие им по крови и по воинственному духу. По воинственности он их сравнивал с тевтонами. На основе этого Гитлер провозгласил казаков сынами великой Германии. Так что же нам теперь считать себя потомками немцев?»

«Надо отдать справедливость казакам, это они доставили успех России в этой кампании. Казаки - это самые лучшие легкие войска среди всех существующих. Если бы я имел их в своей армии, я прошел бы с ними весь мир»

Наполеон Бонапарт

Согласно официальной версии истории, ВО ВСЕХ войнах российского государства с16 по 20 век принимало участие казачество. Но кто такие казаки и откуда они взялись? Из энциклопедий можно узнать, что казаки — «…первоначально вольные люди, из бежавших от феодального гнета крепостных крестьян, холопов, горожан, селившихся на окраинах Русского государства».

По этой, общепринятой версии казачество окончательно сложилось в 16–17 веках. За оборону границ государства казачество получало из казны жалование, в пожизненное владение землю, освобождалось от налогов, имело самоуправление из выборных атаманов.

Несмотря на бурную деятельность, о казачестве упоминается вскользь в школьных и даже ВУЗовских курсах истории. Начало истории казачества даже в разных энциклопедиях датируется то 14, то 15, то 16 веком.

Двухмесячная осада Москвы казаками Ивана Болотникова проходит как стихийные восстания крестьян на окраинах России. Поход на Москву для восстановления законного престолонаследника царевича Дмитрия называется «авантюрой Лжедмитрия» и польской интервенцией.

1. Территории

Посмотрим, где же прятались крестьяне, не желавшие гнуть спину на помещиков. В течение двух столетий сотни тысяч беглых крестьян прячутся на самых крупных, центральных реках России - по сути на торговых и политических магистралях. Это ДНЕПР, ДОН, ВОЛГА, УРАЛ и ТЕРЕК. Сложно придумать более неудачное место для того, чтобы спрятаться.

Именно здесь постоянно проходят торговые и иные караваны, так именно вдоль этих рек направлены практически все крупные военные походы того времени (Иван Грозный, Юрьев, Шереметев, Ноздреватый, Ржев, Адашев, Серебряный, Вишневецкий и др.). Здесь нет лесов, гор, непроходимых болот в которых, например, стремились прятаться староверы от никоновской реформы. Все эти области преимущественно степь, которая просматривается на многие километры вокруг и где поиск беглецов максимально упрощен.

Историки уверяют, что все эти области были незаселенной, ненужной никому окраиной, захолустьем. Но беглым крестьянам достаются из самых благодатных в климатически-географическом плане мест. Удивительно ровный теплый климат, черноземные почвы, дающие два урожая в год, обилие пресной воды. До сих пор эти области называются житницами и здравницами.

И за гораздо более скромные места на земле велись долгие кровопролитные войны. Здравый смысл подсказывает, что такие территории доставались только самым сильным и удачливым, а не беглым крестьянам и холопам.

Есть ещё одна странность в отношении главной русской реки. Как в России относятся к Волге? «Волга-матушка», «Мать родная, русская река». Но согласно учебникам традиционной истории, Волга должна была остаться в народной памяти как некий генератор бед. Своеобразные тартарары, откуда постоянно приходят орды кочевников. Отсюда приходили кипчаки и половцы, совершали опустошительные набеги неразумные хазары. Позже из-за Волги пришли дикие монголы. Здесь же они и расположились своими Сараями. Сюда, на Волгу, сотни лет со страхом в сердце отправлялись русские князья на поклон к ханам, заведомо оставляя посмертные завещания. Позже здесь разбойничали банды и шайки разных атаманов.

2. Налоги

Беглые крестьяне освобождаются от налогов. Причём за то, что они защищали границы России от многочисленных врагов. Оба утверждения противоречат здравому смыслу – зачем беглецам защищать границы государства, из-под гнета которого они только что убежали? И откуда такая теплота, вплоть до налоговых льгот, у государства к беглецам, которых по логике нужно вернуть, а не просить их платить налоги и спать спокойно.

3. Активность

Буквально с первых дней своего существования казачество проявляет просто фантастическую активность. Бежавшие с разных мест России разрозненные группы землепашцев и голытьбы, не имея никаких средств связи и, надо полагать, оружия, моментально организовываются. И организовываются не в трудовую крестьянскую общину, а в мощнейшее войско. Причем войско не оборонительное, а ярко выраженное наступательное.

Вместо того чтобы сидеть себе тихо, возделывать огород и наслаждаться волей, как, казалось бы, должен поступить убежавший крестьянин, казаки начинают ВОЕННЫЕ ПОХОДЫ во все стороны. И идут не против какой-то соседней деревни, а нападают на сильнейшие государства своего времени. Театры действий казачьих войск не знают предела. Они нападают на Турцию, Речь Посполитую, Персию. Организовывают походы в Сибирь. Их ФЛОТ свободно плавает вверх-вниз по Дону, Волге, Днепру и Каспию.

Беглые крестьяне на окраинах государства живо интересуются политическими и дворцовыми делами в столице. На протяжении всего 17 века они все время хотят что-то подправить в устройстве государства. Постоянно с фанатизмом рвутся в Москву. Причем их интересует единственный вопрос. Они хотят поставить «правильного» царя. Откуда они берут оружие, и на каких верфях строят флот? Не царское же правительство снабжало своих беглых холопов.

Мысль историков о том, что казачество не платило налоги за свою службу России, не выдерживает критики хотя бы потому, что именно России больше всего от казаков и доставалось в 16–18 веках. При этом КАЗАЧЬИ ВОЙНЫ под предводительством Хлопка, Болотникова, Разина, Пугачева, не называют крестьянскими.

Следуя этой логике, историки должны описывать исторические битвы так: «ударом с фланга беглых холопов атамана Скоропадского шведские войска были обращены в бегство» или «глубокий обходной маневр с проходом в тыл беглых холопов атамана Платова остановил наступление французских войск».

Тогда историки говорят, что есть второе определение казаков вплоть до 1920 года – военное сословие на Руси. Но когда именно беглые крестьяне превратились в ВОЕННОЕ СОСЛОВИЕ? Ведь военное сословие – это не просто профессиональные, но и потомственные военные.

4. Казаки-татары и казаки-басурмане

Всякий раз, когда казаки (или скажем так: жители обозначенных выше территорий) воюют на стороне России или на выгодной для нее стороне, они именуются казаками. Как только они громят романовские войска или берут русские города, они называются либо татарами, либо басурманами, либо восставшими крестьянами.

Казачьи войны 17 века против Романовых названы крестьянскими бунтами.

Казачьи атаки на Москву, Серпухов, Калугу 15-16 веков названы татарскими набегами.

Эти же «татары», воюющие на выгодной для России стороне против Речи Посполитой, против Турок или Шведов уже называются казаками.

Пока низовье Волги воюет с Москвой, там располагается нерусское и басурманское Астраханское Ханство, как только в 1556 году заключается мир и это ханство присоединяется к России здесь волшебным образом появляется Астраханское казачье войско.

На месте Большой Орды появляется надпись Донские казаки. На месте Едисанской Орды - Запорожская Сечь, на месте Ногайской Орды - Ногайские и Яицкие казаки.

Вообще у татар и казаков общие территории обитания, идентичное оружие, одежда, способ ведения боевых действий, названия орд-казачеств.

Татары принимают самое активное участие в освободительной войне украинского и белорусского народов против польской шляхты, т. е. против католиков в 1648–1654 г.г. Войска Богдана Хмельницкого полностью состоят из казачьей и татарской конницы. Никто толком не может объяснить, как уживались одновременно и на одной земле татары и казаки.

5. Происхождение слова «казак»

Считается, что слово казак или козак - это тюркское слово, означающее «удалец». Не странно ли, что православные русские крестьяне бегут от помещиков и называют себя тюркским словом «удалец»? Почему не по-китайски или не по-фински? При этом, эти беглые крестьяне 15–16 веков, предстают перед нами настоящими полиглотами. Себя назвали тюркским словом, а военачальников своих назвали гордым англосаксонским словом headman - предводитель, вождь. Так определяют происхождение слова АТАМАН энциклопедии.

6. Знаменитые казаки

Удивляет не то, что величайший полководец древней Руси Святослав Игоревич (живший, согласно традиционной истории, в Х веке) был, казаком, а то, что беглые крестьяне 16 века каким-то неведомым способом узнали и решили перенять и сохранить старорусские воинские традиции 600-летней (!) давности. Во внешности Святослава описаны ТРИ УНИКАЛЬНЫХ черты облика запорожских казаков - висячие усы при бритой бороде, чуб-оселедец и одна серьга в ухе.

Прямым текстом старым КАЗАКОМ называется богатырь Илья Муромец в русских былинах, которые, по мнению самих же историков, относятся к 11–12 векам! Хотя по общепринятой хронологии до возникновения казачества еще полтысячелетия.

7. Альтернативная версия

Казачество — старинное воинское сословие. Никакого перерождения беглых холопов в воинов не было. Эти территории им достались в наследство от предков и принадлежали им издавна и по праву.

Они жили там, где им было удобнее и лучше (вдоль крупных рек, в теплых и житных краях). Ни от кого никогда не прятались. Поэтому военные походы правительственных войск вдоль Днепра, Волги, Дона и т. д. не натыкались на поселения сбежавших холопов. Эти «сбежавшие холопы» изначально и были регулярным войском страны, специально расположенным так, чтобы в течение нескольких дней собрать все курени (небольшие конные гарнизоны) в заранее оговоренном месте.

Войско никогда не платит налоги. Казаки сами жили за счет налогов и сами эти налоги собирали.

В обязанности войска, по сути регулярной армии, входит защита от внешних врагов государства.

Также войско проявляет активную политическую позицию во время бурных перемен в государстве, при смене царских династий. Армия обязана занять какую-то сторону и принять участие в боевых действиях, беглые крестьяне на это не способны.

Нет логики в том, что беглые холопы, волшебным образом превратившиеся в потомственных военных, и получающие жалование, начинают целыми полками уходить то к враждебным полякам, то к ненавистным туркам, а то и вообще идут походом на Москву, т. е. на своих благодетелей.

Однако, если предположить, что единые ранее территории без центральной власти начинают делиться по религиозному и национальному признаку, то всё встаёт на свои места.

Перестало существовать государство, которому войско служило верой и правдой испокон веков. Недавним историческим аналогом можно считать разделение единой Советской Армии на армии отдельных государств, и ситуацию на Украине в наши дни.

В этой версии становятся логичными войны западных и южных казаков, получившие названия польско-турецкие войны.

Или войны восточных казаков с южными, названные походами донских казаков в Турцию и Персию.

Поход западных казаков на Москву сейчас называется польской интервенцией и серией русско-польских войн 1632–1667 г.г. Становится понятным, почему множество русских городов не просто сдавалось без боя, а радостно встречало приход «иностранных интервентов-захватчиков». Как только стало ясно, что западные казаки все же не в состоянии довести дело до конца, взять Москву и готовы подписать мир с Романовыми в поход выступают восточные казаки под руководством Степана Тимофеевича Разина. Это сейчас называется крестьянской войной 1667–1671 г.г. После поражения Разина в войну вступила третья часть бывшего имперского войска - Турция. Началась первая русско-турецкая война 1676–1681 г.г.

В результате этих войн произошло разделение территорий западного и восточного казачеств по Днепру. Левый берег позже провозгласил воссоединение с Россией, а правый так и остался врагом Романовых на многие годы и десятилетия.

Казачество

КАЗА́ЧЕСТВО -а; ср.

1. Казачье сословие.

2. собир. Казаки. По Дону селилось к.

каза́чество

военное сословие в России в XVIII - начале XX вв. В XIV-XVII вв. вольные люди, работавшие по найму, лица, нёсшие военную службу в пограничных районах (городовые и сторожевые казаки); в XV-XVI вв. за границами России и Польско-Литовского государства (на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке) возникали самоуправляющиеся общины так называемых вольных казаков (главным образом из беглых крестьян), которые являлись главной движущей силой восстаний на Украине XVI-XVII вв. и в России XVII-XVIII вв. Правительство стремилось использовать казаков для охраны границ, в войнах и т. д. и в XVIII в. подчинило его, превратив в привилегированное военное сословие. В начале XX в. существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское и Уссурийское). В 1916 казачье население свыше 4,4 млн. человек, свыше 53 млн. десятин земли. В 1-ю мировую войну выставило около 300 тыс. человек В 1920 казаки как сословие упразднено. В 1936 были созданы донские, кубанские и терские кавалерийские казачьи соединения, участвовавшие в Великой Отечественной войне (расформированы во второй половине 40-х гг.). С конца 1980-х гг. началось возрождение традиций, культуры и быта казаков, появились казачьи организации.

КАЗАЧЕСТВО

КАЗА́ЧЕСТВО, этническая, социальная и историческая общность (группа), объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др., как отдельные субэтносы своих народов в единое целое. Российское законодательство до 1917 рассматривало казачество как особое воинское сословие, имевшее привилегии за несение обязательной службы. Казачество определяли и как отдельный этнос, самостоятельную народность (четвертую ветвь восточного славянства) или даже как особую нацию смешанного тюрко-славянского происхождения. Последняя версия усиленно разрабатывалась в 20 веке казачьими историками-эмигрантами.
Происхождение казачества
Общественная организация, быт, культура, идеология, этнопсихический уклад, поведенческие стереотипы, фольклор казачества всегда заметно отличались от порядков, заведенных в других областях России. Казачество зародилось в 14 веке на степных незаселенных просторах между Московской Русью, Литвой, Польшей и татарскими ханствами. Его формирование, начавшееся после распада Золотой Орды (см. ЗОЛОТАЯ ОРДА) , проходило в постоянной борьбе с многочисленными врагами вдали от развитых культурных центров. О первых страницах казачьей истории не сохранилось достоверных письменных источников. Истоки происхождения казачества многие исследователи пытались обнаружить в национальных корнях предков казаков среди самых разных народов (скифов, половцев, хазар (см. ХАЗАРЫ) , алан (см. АЛАНЫ) , киргизов, татар, горских черкесов, касогов (см. КАСОГИ) , бродников (см. БРОДНИКИ) , черных клобуков (см. ЧЕРНЫЕ КЛОБУКИ) , торков (см. ТОРКИ (народ)) и др.) или рассматривали оригинальную казачью воинскую общность как результат генетических связей нескольких племен с пришедшими в Причерноморье славянами, причем отсчет этого процесса велся с начала новой эры. Другие историки, напротив, доказывали русскость казачества, делая упор на постоянность нахождения славян в областях, ставших колыбелью казачества. Оригинальная концепция была выдвинута историком-эмигрантом А. А. Гордеевым, считавшим, что предками казаков является русское население в составе Золотой Орды, поселенное татаро-монголами на будущих казачьих территориях. Долгое время доминировавшая официальная точка зрения, что казачьи общины появились в результате бегства русских крестьян от крепостной зависимости (а также взгляд на казачество как на особое сословие), были подвергнуты в 20 веке аргументированной критике. Но и теория автохтонного (местного) происхождения имеет слабую доказательную базу и не подтверждается серьезными источниками. Вопрос о происхождении казачества по-прежнему остается открытым.
Нет единодушия среди ученых и в вопросе о происхождении слова «казак» («козак» по-украински). Делались попытки производить это слово от названия народов, некогда живших вблизи Днепра и Дона (касоги, х(к)азары), от самоназвания современных киргизов - кайсаки. Существовали и другие этимологические версии: от турецкого «каз» (т. е. гусь), от монгольского «ко» (броня, защита) и «зах» (рубеж). Большинство специалистов сходятся в том, что слово «казачество» пришло с востока и имеет тюркские корни. В русском языке это слово, впервые упомянутое в русских летописях 1444 года, первоначально означало бездомных и вольных воинов, поступавших на службу с выполнением военных обязательств.
История казачества
В формировании казачества участвовали представители самых разных народностей, но преобладали славяне. С этнографической точки зрения первые казаки разделялись по месту возникновения на украинских и на русских. Среди и тех и других можно выделить вольных и служилых казаков. На Украине вольное казачество было представлено Запорожской Сечью (см. ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ) (просуществовало до 1775), а служилое - «реестровыми» казаками, получавшими жалованье за службу в Польско-Литовском государстве. Русские служилые казаки (городовые, полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалование и земли в пожизненное владение. Хотя они приравнивались «к служилым людям по прибору» (стрельцы, пушкари), но в отличие от них имели станичную организацию и выборную систему военного управления. В таком виде они просуществовали до начала 18 века. Первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. В отличие от служилого казачества центрами возникновения вольного казачества стали побережья крупных рек (Днепра, Дона, Яика, Терека) и степные просторы, что накладывало заметный отпечаток на казачество и определяло его жизненный уклад. Каждая крупная территориальная общность как форма военно-политического объединения независимых казачьих поселений называлось Войском.
Основным хозяйственным занятием вольных казаков являлись охота, рыболовство, животноводство. Например, в Донском Войске до начала 18 века хлебопашество было запрещено под страхом смертной казни. Как считали сами казаки, жили они «с травы и воды». Огромное значение в жизни казачьих общин играла война: они находились в условиях постоянного военного противостояния с враждебными и воинственными кочевыми соседями, поэтому одним из важнейших источников существования для них являлась военная добыча (в результате походов «за зипунами и ясырем» в Крым, Турцию, Персию, на Кавказ). Совершались речные и морские походы на стругах, а также конные набеги. Часто несколько казачьих единиц объединялись и совершали совместные сухопутные и морские операции, все захваченное становилось общей собственностью - дуваном (см. ДУВАН) .
Главной особенностью общественной казачьей жизни являлись военная организация с выборной системой управления и демократические порядки. Основные решения (вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся) принимались на общеказачьих собраниях, станичных и войсковых кругах (см. ВОЙСКОВОЙ КРУГ) , или Радах, являвшихся высшими органами управления. Главная исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому войсковому (кошевому (см. КОШЕВОЙ АТАМАН) в Запорожье) атаману. На время военных действий избирался походный атаман, подчинение которому было беспрекословным.
Дипломатические отношения с русским государством поддерживались отправкой в Москву зимовых (см. ЗИМОВАЯ СТАНИЦА) и легких станиц (посольств) с назначенным атаманом. С момента выхода казачества на историческую арену его взаимоотношения с Россией отличались двойственностью. Первоначально они строились по принципу независимых государств, имевших одного противника. Москва и Казачьи Войска являлись союзниками. Русское государство выступало в качестве главного партнера и играло ведущую роль как наиболее сильная сторона. Кроме того, Казачьи Войска были заинтересованы в получении от русского царя денежной и военной помощи. Казачьи территории выполняли важную роль буфера на южных и восточных границах русского государства, прикрывали его от набегов степных орд. Казаки принимали также участие во многих войнах на стороне России против сопредельных государств. Для успешного выполнения этих важных функций в практику московских царей вошли ежегодные посылки отдельным Войскам подарков, денежного жалования, оружия и боевых припасов, а также хлеба, поскольку казаки его не производили. Все сношения между казаками и царем велись через Посольский приказ (см. ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ) , т. е. как с иностранным государством. Часто русским властям было выгодно представлять вольные казачьи общины как абсолютно независимые от Москвы. С другой стороны, московское государство было недовольно казачьими сообществами, постоянно нападавшими на турецкие владения, что часто шло вразрез с русскими внешнеполитическими интересами. Нередко между союзниками наступали периоды охлаждения, и Россия прекращала всякую помощь казакам. Недовольство Москвы вызывал и постоянный уход подданных в казачьи области. Демократические порядки (все равны, ни властей, ни налогов) стали магнитом, притягивавшим к себе все новых предприимчивых и смелых людей из русских земель. Опасения России оказались отнюдь не беспочвенны - на протяжении 17-18 веков казачество шло в авангарде мощных антиправительственных выступлений, из его рядов вышли предводители казацко-крестьянских восстаний - Степан Разин (см. РАЗИН Степан Тимофеевич) , Кондратий Булавин (см. БУЛАВИН Кондратий Афанасьевич) , Емельян Пугачев (см. ПУГАЧЕВ Емельян Иванович) . Велика была роль казаков во время событий Смутного времени (см. СМУТНОЕ ВРЕМЯ) в начале 17 века. Поддержав Лжедмитрия I (см. ЛЖЕДМИТРИЙ I) , они составили существенную часть его военных отрядов. Позднее вольное русское и украинское казачество, а также русские служилые казаки принимали активное участие в стане самых разных сил: в 1611 они участвовали в первом ополчении, во втором ополчении уже преобладали дворяне, но на соборе 1613 именно слово казачьих атаманов оказалось решающим при избрании царя Михаила Федоровича (см. МИХАИЛ Федорович) Романова. Неоднозначная роль, которую играли казаки в Смутное время, заставило правительство в 17 веке проводить политику резкого сокращения отрядов служилых казаков на основной территории государства. Но в целом российский трон, учитывая важнейшие функции казачества как военной силы в пограничных районах, проявлял долготерпение и стремился подчинить его своей власти. Чтобы закрепить верность российскому престолу, цари, используя все рычаги, сумели добиться к концу 17 века принятия присяги всеми Войсками (последнее Войско Донское - в 1671). Из добровольных союзников казаки превратились в российских подданных. С включением юго-восточных территорий в состав России казачество осталось лишь особой частью российского населения, постепенно потеряв многие свои демократические права и завоевания. С 18 века государство постоянно регламентировало жизнь казачьих областей, модернизировало в нужном для себя русле традиционные казачьи структуры управления, превратив их в составную часть административной системы российской империи.
С 1721 казачьи части находились в ведении казачьей экспедиции Военной коллегии (см. ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ) . В том же году Петр I (см. ПЕТР I Великий) упразднил выборность войсковых атаманов и ввел институт наказных атаманов, назначаемых верховной властью. Последних остатков независимости казаки лишились после поражения Пугачевского бунта в 1775, когда Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь. В 1798 по указу Павла I (см. ПАВЕЛ I Петрович) все казачьи офицерские чины были приравнены к общеармейским, а их обладатели получили права на дворянство. В 1802 было разработано первое Положение для казачьих войск. С 1827 августейшим атаманом всех казачьих войск стал назначаться наследник престола. В 1838 был утвержден первый строевой устав для казачьих частей, а в 1857 казачество перешло в ведение Управления (с 1867 Главное Управление) иррегулярных (с 1879 - казачьих) войск Военного министерства, с 1910 - в подчинение Главного штаба.
Роль казачества в истории России
Казачество на протяжении веков являлось универсальным родом вооруженных сил. Про казаков говорили, что они рождались в седле. Во все времена они считались великолепными наездниками, не знавшими себе равных в искусстве джигитовки. Военные специалисты оценивали казачью конницу как лучшую в мире легкую кавалерию. Воинская слава казачества укрепилась на полях сражений в Северную (см. СЕВЕРНАЯ ВОЙНА 1700-1721 годов) и Семилетнюю войны (см. СЕМИЛЕТНЯЯ ВОЙНА) , во время Итальянского (см. ИТАЛЬЯНСКИЙ ПОХОД СУВОРОВА) и Швейцарского походов А. В. Суворова (см. ШВЕЙЦАРСКИЙ ПОХОД СУВОРОВА) в 1799. Особенно отличились казачьи полки в наполеоновскую эпоху. Возглавляемые легендарным атаманом М. И. Платовым (см. ПЛАТОВ Матвей Иванович) иррегулярное воинство стало одним из главных виновников гибели наполеоновской армии в России в кампании 1812, а после заграничных походов русской армии, по словам генерала А. П. Ермолова (см. ЕРМОЛОВ Алексей Петрович) , «казаки стали удивлением Европы».
Без казачьих сабель не обошлась ни одна русско-турецкая война 18-19 веков, они участвовали в покорении Кавказа, завоевании Средней Азии, освоении Сибири и Дальнего Востока. Успехи казачьей конницы объяснялись умелым применением в боях нерегламентированных никакими уставами дедовских тактических приемов: лава (охват противника в рассыпном строю), оригинальная система разведочной и сторожевой службы и др. Эти унаследованные от степняков казачьи «обороты» оказывались особенно эффективны и неожиданны при столкновениях с армиями европейских государств.
«Для того казак родится, чтоб царю на службе пригодиться» - гласит старинная казачья поговорка. Его служба по закону 1875 продолжалась 20 лет, начиная с 18-летнего возраста: 3 года в подготовительном разряде, 4 на действительной службе, 8 лет на льготе и 5 в запасе. На службу каждый являлся со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью. За подготовку и несение воинской службы отвечала казачья община (станица). Собственно служба, особый вид самоуправления и система землепользования, как материальная основа, были тесно взаимосвязаны и в конечном итоге обеспечивали стабильное существование казачества в качестве грозной боевой силы. Главным собственником земли выступало государство, которое от имени императора отводило казачьему войску завоеванную кровью их предков землю на правах коллективной (общинной) собственности. Полученную землю войско, оставив часть на войсковой запас, делило между станицами. Станичная община от имени войска периодически занималась переделом земельных паев (колебался от 10 до 50 десятин). За пользование наделом и освобождение от налогов казак и обязан был нести военную службу. Войско также выделяло земельные наделы и казакам-дворянам (пай зависел от офицерского чина) в потомственную собственность, но эти участки не могли продаваться лицам невойскового происхождения. В 19 веке основным хозяйственным занятием казачества стало земледелие, хотя в разных войсках имелись свои особенности и предпочтения, например, интенсивное развитие рыболовства как основной отрасли в Уральском, а также в Донском и Уссурийском Войсках, охота в Сибирском, виноделие и садоводство на Кавказе, Дону.
Казачество в 20 веке
В конце 19 века в недрах царской администрации обсуждались проекты ликвидации казачества. Накануне Первой мировой войны (см. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1914-18) в России насчитывалось 11 казачьих Войск: Донское (1,6 млн.), Кубанское (1,3 млн.), Терское (260 тысяч), Астраханское (40 тыс.), Уральское (174 тыс.), Оренбургское (533 тыс.), Сибирское (172 тыс.), Семиреченское (45 тыс.), Забайкальское (264 тыс.), Амурское (50 тыс.), Уссурийское (35 тыс.) и два отдельных казачьих полка. Они занимали 65 млн. десятин земли с населением 4,4 млн. чел. (2,4 % населения России), в том числе 480 тыс. служилого состава. Среди казаков в национальном отношении преобладали русские (78%), на втором месте были украинцы (17%), на третьем буряты (2%). Большинство казаков исповедовало православие, имелся большой процент старообрядцев (особенно в Уральском, Терском, Донском Войсках), а национальные меньшинства исповедовали буддизм и мусульманство.
На полях сражений Первой мировой войны принимало участие более 300 тыс. казаков (164 конных полка, 30 пеших батальонов, 78 батарей, 175 отдельных сотен, 78 полусотен, не считая вспомогательных и запасных частей). Война показала неэффективность использования больших конных масс (казаки составляли 2/3 численности русской кавалерии) в условиях сплошного фронта, высокой плотности огневой мощи пехоты и возросших технических средств обороны. Исключения составили сформированные из добровольцев-казаков мелкие партизанские отряды, успешно действовавшие в тылу противника при выполнении диверсионных и разведывательных заданий. Казаки как значительная военная и социальная сила участвовали в Гражданской войне (см. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА в России) .
Боевой опыт и профессиональная воинская подготовка казаков вновь была использована при решении острых внутренних социальных конфликтов. Декретом ВЦИК и СНК от 17 ноября 1917 формально казачество как сословие и казачьи формирования были упразднены. В Гражданскую войну казачьи территории стали основными базами Белого движения (особенно Дон, Кубань, Терек, Урал) и именно там велись самые ожесточенные бои. Казачьи части являлись в численном отношении главной военной силой Добровольческой армии (см. ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ АРМИЯ) в борьбе с большевизмом. К этому казачество подтолкнула проводимая красными политика расказачивания (массовые расстрелы, взятие заложников, сожжение станиц, натравливание иногородних против казаков). В Красной Армии также имелись казачьи подразделения, но они представляли малую часть казачества (менее 10 %). По окончании Гражданской войны большое количество казаков оказалось в эмиграции (около 100 тыс. человек).
В советское время официальная политика расказачивания фактически продолжалась, хотя в 1925 пленум ЦК РКП(б) признал недопустимым «игнорирование особенностей казачьего быта и применение насильственных мер в борьбе с остатками казачьих традиций». Тем не менее казаки продолжали считаться «непролетарскими элементами» и подвергались ограничению в правах, в частности, запрет служить в рядах Красной Армии был снят лишь в 1936, когда создали несколько казачьих кавалерийских дивизий (а затем и корпусов), отлично проявивших себя во время Великой Отечественной войны. Гитлеровское командование с 1942 также формировало части из русских казаков (15 корпус вермахта, командир генерал Г. фон Панвиц) численностью более 20 тыс. человек. Во время боевых действий они главным образом использовались для охраны коммуникаций и борьбы против партизан в Италии, Югославии, Франции. После поражения Германии в 1945 англичане передали разоруженных казаков и членов их семей (около 30 тыс. человек) советской стороне. Большинство из них было расстреляно, остальные попали в сталинские лагеря.
Весьма осторожное отношение властей к казачеству (результатом чего стало забвение его истории и культуры) породило современное казачье движение. Первоначально (в 1988-1989 годах) оно возникло как историко-культурное движение за возрождение казачества (по некоторым оценкам, около 5 млн. человек). К 1990 движение, выйдя за культурно-этнографические рамки, стало политизироваться. Началось интенсивное создание казачьих организаций и союзов, как на местах бывшего компактного проживания, так и в крупных городах, где за советский период осело большое количество потомков, спасавшихся от политических репрессий. Массовость движения, а также участие военизированных казачьих отрядов в конфликтах в Югославии, Приднестровье, Осетии, Абхазии, Чечне заставили правительственные структуры и местные власти обратить внимание на проблемы казачества. Дальнейшему росту казачьего движения способствовали постановление Верховного Совета РФ «О реабилитации казачества» от 16 июня 1992 и ряд законов. При Президенте России было создано Главное управление казачьих войск, ряд мероприятий по созданию регулярных казачьих частей предприняли силовые министерства (МВД, Погранвойска, Минобороны).


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Казаки - это не какая-нибудь особая национальность, это те же русские люди, правда, со своими историческими корнями и традициями.

Слово «казак» тюркского происхождения и в переносном смысле означает «вольный человек». На Руси казаками называли вольных людей, живущих на окраинах государства. Как правило, в прошлом это были беглые крепостные крестьяне, холопы и городская беднота.

Покидать насиженные места людей заставляли их бесправное положение, бедность, крепостная неволя. Этих беглецов называли «гулящими» людьми. Правительство с помощью особых сыщиков пыталось разыскивать ушедших в бега, наказывать их и водворять на старое место жительства. Однако массовые побеги не прекращались, и постепенно на окраинах Руси возникли целые вольные области со своим казачьим управлением. Первые поселения осевших беглецов образовались на Дону, Яике и в Запорожье. Правительству в конце концов пришлось смириться с существованием особого сословия - казачества - и попытаться поставить его себе на службу.

Больше всего «гулящих» людей шло на привольный Дон, где коренные казаки начали селиться с XV века. Там не было ни повинностей, ни обязательной службы, ни воеводы. Казаки имели свое выборное управление. Они разделялись на сотни и десятки, которыми руководили сотники и десятники. Для решения общественных вопросов казаки собирались на сходки, которые назывались у них «кругами». Во главе этого вольного сословия стоял выбираемый кругом атаман, имевший помощника — есаула. Казаки признавали власть московского правительства, считались состоящими у него на службе, но не отличались большой преданностью и нередко участвовали в крестьянских восстаниях.

В XVI веке было уже множество казачьих поселений, чьи жители в соответствии с географическим принципом назывались казаками: запорожскими, донскими, яицкими, гребенскими, терскими и др.

В XVIII веке правительство преобразовало казачество в замкнутое военное сословие, которое было обязано нести военную службу в общей системе вооруженных сил Российской империи. Прежде всего казаки должны были охранять границы страны - там, где они жили. Для того чтобы казачество сохранило верность самодержавию, правительство наделяло казаков специальными льготами и привилегиями. Казаки гордились своим положением, у них возникли собственные обычаи и традиции, которые передавались из поколения в поколение. Они считали себя особым народом, а жителей остальных областей России называли «иногородними». Так продолжалось до 1917 года.

Советская власть покончила с привилегиями казачества и ликвидировала обособленные казачьи области. Многие из казаков подвергались репрессиям. Государство сделало все, чтобы уничтожить сложившиеся веками традиции. Но полностью заставить людей забыть о своем прошлом оно не смогло. В настоящее время вновь традиции российского казачества возрождаются.