Русский и советский художник-живописец, портретист, реставратор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940).
Николай Иванович Струнников родился в Орле. Семья, где было шестеро детей, жила в нужде в селе Богородицкое Малоархангельского уезда. Отец художника был приказчиком в сельском магазине, а мать домохозяйкой.
После окончания трехлетнего обучения в начальной школе Николаю пришлось пойти в «мальчики». Он служил в Орле на складе купца Конькова. Здесь он увлекся рисованием, которое стало страстью, и Струнников решил ехать в Москву. Своё художественное образование он начал учеником в мастерской живописца С. И. Грибкова, куда попал в 1892 году по рекомендации одного художника, заметившего его способности.
Поступил в МУЗВЗ, закончив его с двумя серебряными и одной бронзовой медалью (1899). В училище его преподавателями были А. Архипов и В. Серов. Продолжил образование в Петербургской Академию художеств. Жил в Петербурге, а во время летних каникул уезжал к своим сестрам, которые жили в Малоархангельске. В 1902 году местный священник предложил ему расписать Воскресенскую церковь, что было им выполнено. В Академии учился у И. Е. Репина, закончил в 1906 году. Также он расписал собор в Киеве, куда художник переехал в 1913 году, по рекомендации Ильи Репина был преподавателем в художественное училище (1913–1920).
Н. И. Струнников принял и поддержал Окябрьскую революцию. В 1921 году по вызову Наркомпроса он переехал в Москву и больше на Украину не возвращался. В период 1927–1930 годов создал галерею портретов героев гражданской войны – Ворошилова, Пархоменко, Подвойского. За портрет партизана Лунева Струнникову была присуждена Золотая медаль на Международной выставке в Париже (1937).
Во время Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации в Свердловске, написал полотна «Зоя Космодемьянская» и «Партизан» для Свердловского дома офицеров.
Н. И. Струнников был экспонент МОЛХ, московского общества «Группа художников» (1909–1911), АХР (1926), ТПХВ (47-я, 48-я выставки). Также был участником литературно-художественного кружка «Среда». Участвовал во многих выставках, в том числе и посвященной десятилетнему и пятнадцатилетнему юбилею РККА (1933).
Его работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ), Центральном музее Вооруженных Сил в Москве (б. Музей Красной армии), Музее новейшей истории России в Москве (б. Музей революции), Днепропетровском национальном историческом музее имени Д. Яворницкого, Полтавском и Донецком художественных музеях.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Регалии: 2-кратный чемпион мира (2010, 2011); 2-кратный чемпион Европы (2010, 2011); 3-кратный чемпион России (2008, 2009, 2010); рекордсмен мира (2011).
Родился
16 декабря 1886 года в селе Скнятино Тверской губернии (Россия).
Николай Струнников воспитывался в крестьянской семье. С детства ежедневно занимался спортом - бегал, ездил на велосипеде, а зимой катался на коньках и играл в хоккей.
В 1906 году занял на чемпионате России по конькобежному спорту второе место после Николая Седова. Уступил более опытному сопернику и в 1907 году, а в 1908-м (после ухода Седова из спорта) впервые стал чемпионом России в классическом многоборье.
В 1910 году Николай стал первым в истории России чемпионом Европы и мира. Континентальное первенство проходило в Выборге, и Струнников выиграл у самого Оскара Матисена. Из-за дождя дорожка покрылась слоем воды, но это не помешало «черному черту» (Струнников выступал в обтягивающем черном трико) опередить действующего чемпиона на решающей дистанции 1500 метров.
В том же году на чемпионате мира в Гельсингфорсе Матисен выиграл три забега из четырех, но на дистанции 10000 метров Струнников «привез» великому норвежцу несколько десятков секунд и вырвал у соперника (Матисен занял лишь шестое место на 10 километрах) чемпионский титул.
Огромное впечатление на зрителей и зарубежных журналистов произвело выступление «простого крестьянина» из России на матчевой встрече Норвегия - Швеция в Осло (тогда столица Норвегии называлась Кристиания) 4 февраля 1911 года.
Здесь Струнников выступал вне конкурса. Как рассказал сам спортсмен, он приехал, чтобы побить рекорд на дистанции 5000 метров, установленный Яапом Эденом в 1894 году (8 минут 37,6 секунды).
Мало кто верил, что один из самых старых высших достижений в конькобежном спорте падет «по заказу», но «феноменальный русский» широченными шагами, но в то же время чрезвычайно грациозно (как писали норвежские газеты), будто паря над дорожкой, с каждым кругом набирал скорость.
Его итоговый результат оказался ненамного выше, чем установленный Эденом 17 лет назад рекорд, - 8 минут 37,2 секунды, но зрителям показалось, что Николай пробежал эти пять километров на одном дыхании и совершенно не выбился из сил.
Увы, Международный союз конькобежцев отказался регистрировать новый мировой рекорд на том основании, что Струнников не участвовал в соревновании и соответственно его забег на 5000 метров был неофициальным (рекорд был утвержден лишь много лет спустя, в 1976 году).
Через несколько дней Струнников, прозванный за рубежом «Славянское чудо», легко победил на всех четырех дистанциях на чемпионате Европы, а 28 февраля, также победив на всех четырех дистанциях, завоевал вторую золотую медаль на чемпионате мира в норвежском Тронхейме (Оскар Матисен не участвовал в этих соревнованиях, и составить россиянину достойную конкуренцию никто в его отсутствие не сумел).
Неизвестно, как бы развивалась карьера Николая Струнникова дальше, но в 1912 году Московское гимнастическое общество «Сокол» не нашло средств, чтобы командировать двукратного чемпиона мира в классическом многоборье на очередное первенство. Струнников в знак протеста ушел из спорта.
Известно, что он несколько лет работал техником-конструктором в строительных организациях Москвы. Николай Васильевич снова надел коньки лишь в 1924 году. Он был главным наблюдателем катка на Девичьем поле, где проводился первый чемпионат СССР.
СТРУННИКОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
первый российский чемпион мира и Европы (1910-11) по скоростному бегу на коньках, четырехкратный чемпион России (1908-10 - коньки; 1909 - велоспорт). В 20-30-е гг. тренер.
Большой энциклопедический словарь. 2012
Струнников Николай Иванович (1871-1945) - русский и советский живописец, портретист и реставратор, заслуженный деятель искусств РСФСР.
Выдержки из книги "Николай Иванович Струнников".
Произведения последнего периода жизни художника дают портретируемым чисто внешнюю, поверхностную характеристику. Художественный язык живописца становится несколько суховатым, художнику не удается создавать жизненно-яркие, запоминающиеся образы.
Умер Струнников в 1945 году. До последних дней своей жизни он не расставался с палитрой и кистями.
Наследие художника Струнникова является ценным вкладом в развитие советской портретной живописи. Его "Партизан А.Г.Лунев" остается «одним из лучших портретных произведений 20-х годов».
Главной темой искусства этого несомненно талантливого мастера всегда был человек. Художник постоянно стремился увидеть его активным, действующим, сильным и одухотворенным. Именно такими мы видим на его портретах В.А.Гиляровского, Н.И.Подвойского, А.Г.Лунева, Марию Попову, партизана Вадима.
Лучшие произведения Струнникова являются той нитью, которая связывает реалистические традиции русской школы живописи с портретным искусством художников-ахрровцев. , и Н.И.Струнников в 1920-х годах раньше других художников определили направление в развитии портрета по пути революционной романтики, реализма, художественного обобщения. Они облегчили своим современникам путь к новому, и в этом их неоценимая заслуга.
В 1940 году Н.И.Струнникову было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Через газету "Советское искусство" художник благодарил Советское правительство за оказанную ему высокую честь. "Мне 68 лет", - писал художник,- "я прожил большую и трудную жизнь. И только при Советской власти я получил возможность жить полнокровной творческой жизнью, жить для искусства. Обещаю все свои силы отдать делу развития искусства нашей великой Родины".
Можно с полной уверенностью сказать, что все силы этого большого мастера и необыкновенной души человека отданы служению советскому искусству.
Государственная Третьяковская галерея - святая святых русского изобразительного искусства. В одном из ее залов, там, где показано рождение советского искусства, висит портрет партизана А.Г.Лунева. Перед ним всегда стоят посетители. Часто это молодые люди. Революционная романтика им по душе, она окрыляет, зовет к подвигам. Стоят перед портретом и уже седые зрители. Кто знает, может быть, они, смотря на картину, вспоминают свою молодость, опаленную сражениями минувших войн. Но все - и старые и молодые - благодарны художнику за то, что он пробуждает в них добрые чувства.