Николай Бессонов. Миф о цыганском религиозном конформизме. Религия цыган

Николай Бессонов. Миф о цыганском религиозном конформизме. Религия цыган

В России большинство цыган являются православными и проходят обряд крещения. Многие из них довольно набожны. Так, в домах оседлых цыган имеется «красный угол» с иконами. Они стараются соблюдать религиозные обряды, а супружеские пары обязательно венчаются в церкви, причем ритуал венчания считается важнее регистрации брака в ЗАГСе. Но еще важнее «цыганская свадьба», которая играется еще до венчания – она означает признание брака цыганским сообществом.

Самые большие религиозные праздники для православных цыган – Рождество и Пасха. Для турецких цыган-христиан самым большим праздником является Хыдрелез, который отмечается в ночь с 5 на 6 мая. Празднуют его и на Балканах, где он носит название Эдерлези и посвящен Святому Георгию.

У российских цыган-влахов есть любопытный обычай. На Радоницу женщины и дети непременно посещают кладбища, где просят подаяние у посетителей. Причем это не обязательно нищие. Таким образом они исполняют некий христианский «долг», помогая другим людям совершить доброе дело. Кстати, русские об этом часто знают и в этот день охотно подают цыганам мелочь.

Цыгане-мусульмане также уделяют внимание религиозным обычаям, но не всем. Так, цыганки в исламских странах никогда не закрывают лиц. Не все практикуют и обряд обрезания крайней плоти.

Цыгане – один из самых загадочных народов нашей Родины. Какая религия у цыган? Есть ли православные цыганские батюшки? Кто принесёт Православие в табор?

Через полмира – в Россию

Почему цыганское племя покинуло свою историческую родину Индию, северо-западные земли Раджастана, Гуджарата и Кашмира – доподлинно неизвестно. Одна версия гласит, что виной этому Могольское завоевание, другая сообщает, что группу цыганских ювелиров и музыкантов подарили персидскому шаху и часть их потомков переселилась в Европу, третья полагает, что цыгане – потомки пленников, приведённых Македонским из Индии. Язык цыган на две трети состоит из слов санскрита, остановка в Византии добавила греческих слов, в остальном он зависит от страны проживания.

В дореволюционной Российской Империи мужчины-цыгане занимались куплей-продажей и обменом лошадей, кузнечным делом, плетением корзин, а женщины – ворожбой и гаданием, вышивкой. Цыганские песни и танцы издавна вызывали интерес у окружающих народов. Поэтому немало цыган ещё до революции вошли в российские хоровые коллективы или создали собственные, успешно выступающие на отечественной сцене и гастролирующие. Русские дворяне были без ума от цыганских песен и красавиц-цыганок.

После революции новая власть попыталась сделать цыган оседлыми, это во многом удалось. Тем не менее, цыгане любят надолго покидать дом и помнят кочевой быт.
В годы Великой Отечественной войны много молодых цыган ушли на фронт. После войны оседлый образ жизни приняли 90% кочевых семей. А сегодня кочует только один процент российских цыган. Профессии у них тоже, по большей части, обычные, но есть особая склонность к творчеству. Не только сценическому, но и литературному, художественному.

В наших краях цыганских посёлков нет, этот народ для нас экзотика. Порой по улицам райцентра снуёт машина с прицепом, цыгане-мужчины скупают железо. Металлолом сдают на переплавку. Или появляются цыганки с большими клетчатыми сумками, предлагающие местным жителям недорогие вещи. На Пасху в храм откуда-то приезжают цыганские семьи. Их куличи вызывают восторг у местных прихожан своими размерами – огромные, сразу на всю семью.

А в городе Балаково, который расположен недалеко от моей малой родины, цыган много и они принимают активное участие в жизни церковной общины.

Религия цыган

Все российские цыгане – христиане, большинство православные. Но есть свои особенности.

  1. Цыгане очень суеверны. Они, ворожа, сами пылко и наивно верят в ворожбу. Бранясь между собой, позже приходят в смятение от своих пожеланий. На форуме «Диаконник» священники делятся впечатлениями о своих прихожанах-цыганах. Оказывается, темпераментные гости из табора часто каются в проклятиях и клятвах, сказанных сгоряча: «Влетает плачущая цыганка “Вай-вай, батюшка, скорее прочитай молитву, опять я сноху прокляла!» А другая в обиде на мужа поклялась не готовить ему обед, в результате и дети остались без еды. Через три дня всей семьёй пришли в храм спасаться от непосильного обещания молитвой святого Василия Великого.
  2. Источник суеверия – необразованность. Часто цыгане, пышно отмечая христианские праздники, вовсе не знают Библии. У них нет чёткого представления о том, что Всевышний запрещает, а что дозволяет. В результате, например, на похоронах в могилу кладут предметы роскоши – вплоть до телевизоров, ковров, дорогих вин и ноутбуков. В то же время приглашают священника совершить отпевание, об этом есть рассказ протоиерея Александра Дьяченко.
  3. Необразованность – следствие ранних браков и закрытости от чужаков.
    Цыгане живут замкнуто, если их много, то собираются на одной улице или в одном посёлке. Общение с инородцами у них чисто деловое, а в личную жизнь, в дом пускают немногих близких людей. Прежде нужно заслужить их доверие.
    Общение только в своём кругу даёт мало нового в культурном плане. Миссионеры о цыганах почти не вспоминают. Молодёжь покидает школу в 12-14 лет, вступая в ранний брак. Как правило, в ЗАГСе пары не регистрируются, следовательно священник по закону не имеет права их венчать. В лучшую сторону от ближневосточных мусульманских свадеб эти действа отличаются тем, что почти нет, или вообще нет разницы в возрасте невесты и жениха. Здесь девушку не отдадут за старца. Брачуются симпатичные мальчик и девочка и вскоре начинают обзаводиться детьми, обеспечивать семью.

Семья цыган в православном храме в Вербное Воскресенье

Не религиозного, ни светского образования многие цыгане не получают.

Но, между нами говоря, на что тогда списать религиозную необразованность русских, которые являются клиентурой тех же гадалок и не знают Библии? Чем оправдать блуд нашей молодёжи?…

Проблемы цыганского племени – отражение проблем прочих россиян, но со своей национальной спецификой.

В посёлке Внуково, где я когда-то квартировала, живёт цыганка. Я познакомилась с этой весёлой женщиной лет шестидесяти на платформе, ожидая электричку. Цыганка поведала, что занимается ворожбой, в том числе снимает порчу. Считала, что делает это с Божьей помощью. Ездит молиться за своих клиентов к Матроне Московской. А гадает всего за 500 рублей. Цыганка пригласила меня в гости, предложила раскинуть карты. Соблазн был велик. Я едва удержалась от визита – каждому хочется узнать будущее. Но от недостатка клиентов добрая женщина и без меня не страдала. Многие русские обращались к ней за помощью постоянно.

Проповедь в цыганской среде

Конечно, цыганская вера, смешанная с народными суевериями, нуждается в коррекции. К тому же многим неизвестны точные моральные нормы Православия. О них надо говорить.
В цыганской среде есть основа для глубокой религиозности – почтение к традициям, семейные ценности.

По наблюдениям очевидцев, у цыган есть чему поучиться остальным россиян.

  • Уважению к пожилым людям, к слову старца.
  • Многодетности, любви к детям.
  • Общинности, взаимоподдержке.
  • Самоуправлению, решению проблем на сходе.

Моральная атмосфера в цыганском поселении, в клане, объединяющем семьи, зависит от старших родственников и авторитетных людей. Но у этой медали есть две стороны. Если лидеры настроены на честный бизнес, то и в таборе всё путём. Если нет – горе и своим, и чужим.

Цыгане на службе в православном храме в Свиблово, Москва

Раз на раз не приходится – где-то зарабатывают фото- и видеосъёмкой, строительством, торговлей, музыкальными выступлениями, а где-то преступлениями. Влияет и окружение – есть запрос на гадание, есть запрос на героин – найдутся и те, кто всё предоставит.
Меня удивляет позиция прессы: если некто торгует наркотиками, то его покупатели – невинные овечки, совращённые с пути истинного. Думаю, здесь вина обоюдная.

К сожалению, со стороны православных людей нет целенаправленного миссионерства в среде цыган, как и в среде многих других наций. Статьи не заменят реального диалога, когда люди встречаются лицом к лицу. В интернете много пишут о истории цыган, о культуре, о криминале. Но если искать видео на тему миссионерства, то, как правило, сняты они представителями других христианских конфессий и сект. Им есть что сказать о своих успехах, о деятельности в цыганской среде, которая длится более десятилетия. Многие цыгане вовлечены в их организации, восторженно свидетельствуют о Христе. А со стороны православных только батюшки поругивают гадалок, предостерегая паству.

Полдня я искала сколь-нибудь содержательное видео о цыганах и православии, но чаще натыкалась на ролики протестантов, евангелистов, баптистов…

Вот рассказ одной украинской проповедницы, христианки, но не православной, которая просвещала цыган Закарпатья. Оксана Сердюк: «Что было нелегко сделать – было трудно делиться вестью о Христе со взрослыми. Причина была в том, что они боялись нам довериться. Думали, что мы, как многие другие люди, хотим их высмеять, и еще раз напомнить какое положение в обществе они занимают. Но легко было доносить Радостную Весть детям, подросткам и молодежи. Они всегда были нам доступны и были с ними почти 24 часа в сутки на протяжении всего месяца. Это послужило тому, что многие из них отдали свои юношеские жизни Христу! До тех пор я никогда не думала, что “свяжусь” с цыганами. Это было так неожиданно и странно для меня. Но факт остается фактом, и я не смею ни о чем жалеть, наоборот, я очень полюбила их. Сейчас они частичка моего сердца. Служить цыганам – супер!»

Другой украинский проповедник, увидев табор, сначала оробел, он отошёл от него на три километра, но нашёл в себе силы вернуться к кострам, возле которых отдыхали цыгане. И служение его продолжается уже 16 лет. Теперь цыгане рассказывают о встрече с ним со слезами на глазах – они счастливы, что этот человек с Библией в руках когда-то стал их другом.

А сколько цыганских заблуждений нужно развеять.

Протоиерей Димитрий (г.Кинешма) делится в своём блоге: «Не раз слышал от русских цыган (русска рома) мысль, что по-цыгански молиться нельзя – Бог, мол, не слышит» .

Протоиерей Михаил (Ростовская обл.) отмечает: «В цыганских семьях невестками жестко командует старшая свекровь. Были случаи, когда заплаканные цыганки возвращали в храм иконы и крестики, купленные без “благословения”, были и “уводы” со службы» .

Дело священника – служба в храме, он не может объять необъятное – тысячи людей в таборах, почти не ведающих о Христе. Нужна иницитива со стороны верующих мирян.
Вот редкое, но отрадное явление. В Петербурге действует православный цыганский культурно-миссионерский центр. Подробности в видео.

Каждый народ рождает праведников. На православном форуме я увидела размышления одной девушки о её знакомой цыганке. Живёт она честно и горячо верит в Христа. Однажды в их краях был Крестный ход и у этой пожилой женщины, шедшей вместе со всеми, случился сердечный приступ. Недавно она перенесла инфаркт. Но несмотря на тяжёлое самочувствие, цыганка не покинула Крестный ход и вела себя стоически. «Мне до такого искреннего упования на Бога далеко!» – отмечает рассказчица.

Жизнь ставропольских цыган, включая крещение младенца и мнение священника о них в этом фильме.

Своими покровителями, любимыми святыми, цыгане считают Николая Угодника, Георгия Победоносца, Василия Великого. Конечно, Христа и Божью матерь.

От сердца – к сердцу


Евгений Черняев

Корреспондент: «Здравствуйте, Евгений. Я автор православного издания «Елицы Медиа». Пожалуйста, расскажите нашим читателям о проблемах миссионерства в цыганской среде. Как Вы пришли к этой идее? Как всё начиналось? С какими трудностями Вы сталкиваетесь в процессе Вашей деятельности?»

Евгений Черняев, миссионер (г.Москва): «Я всегда мечтал быть молодежным пастором, и никогда не думал заниматься цыганами, был достаточно брезгливым человеком и не любил грязь. Однажды, во время моего обучения в семинарии, одна знакомая позвала меня сходить послужить в табор, засвидетельствовать, как я пришёл к Богу. Когда я туда пришёл, мне было не по себе. Кругом грязь, грязные дети, кричащие на непонятном языке, кидающие в тебя камни. Грязные стаканы, грязная посуда, я боялся даже попить воды. Но что меня поразило, это радость при видимой нищете. Я сказал, как они могут радоваться живя такой жизнью?..

Потом я пришёл ещё несколько раз в табор с этими миссионерами, а потом эти миссионеры пропали и я остался один, и в тот момент у меня произошёл перелом, я полюбил этот народ, такая любовь излилась в моё сердце к ним, что я понял: я не могу их оставить, и продолжил ходить один. Со временем Бог дал мне команду, мы стали еженедельно, помимо Богослужений в таборе, проводить уроки для детей, учить их читать и писать, привозить их по воскресеньям в церковь, делать медицинские осмотры, оказывать гуманитарную помощь, проводить лагеря для цыган, устраивать их в школу.

С какими трудностями пришлось столкнуться?

Достаточно тяжело стать своим для цыгана, если ты не цыган. Не один пуд соли пришлось съесть вместе с ними, прежде чем они хоть маленько начали доверять.

Они достаточно замкнуты и маргинализированы, не имеют и элементарного образования и навыков, много наркотиков и пьянства, отсутствие жилья и документов.


Евгений Черняев с цыганскими детьми

Когда я привёз детей первый раз в церковь, то церковь с подозрением смотрела на цыганят, а те на прихожан, понадобилось немало времени, чтобы примирить их. Отсутствие документов делает сложным процесс их перемещения по Москве. И нам постоянно надо арендовать транспорт. Люди часто не любят и бояться цыган, что в свою очередь даёт дефицит служителей и пожертвований. На сегодняшний день мы мечтаем о собственном микроавтобусе для служения, что значительно бы облегчило нашу жизнь.

Ещё одна значительная трудность, это культурная. Допустим, родители могут своему вполне взрослому сыну или дочери запретить ходить в церковь, или муж жене. Отсутствие образования и профессии делает сложным выбор для заработка, чаще всего это попрошайничество или музыканты в метро, электричках и переходах. Чему меня научило цыганское служение – это любить их и служить им, ничего не ожидая, потому что разочаруешься, надо много терпения и много труда.

Сегодня тебе кажется, что вот, уже пробуждение в таборе, а завтра приходишь и на служении сидят два-три человека. На мой взгляд, здесь даже больше подходит служение от сердца к сердцу».


Христианский миссионер Евгений Черняев с табором

Нужны священники-цыгане

Цыганский этнос нуждается в священниках, которые говорят на его языке, думают по-цыгански, знают цыганские обычаи и менталитет. Тогда влияние Православия на этот народ будет приносить больше добрых плодов.

Пока в России есть только один священник-цыган Элизбар Иванов. Юность будущего пастыря, тогда мальчика Эдуарда, прошла в неблагополучной криминальной среде, в семье атеистов. Интерес молодого человека к Православию сделал его гонимым родственниками. Поначалу семнадцатилетний паренёк был вынужден молиться, скрываясь на чердаке, а затем и вовсе в чистом поле. Впору вспомнить мучеников за веру. Юношу поддерживал только местный пожилой священник – отец Андрей Лазарев.
Наркоторговля в городе процветала, соплеменники Эдуарда распространяли наркотики, но и сами садились на иглу, умирали. Русские товарищи пили, спивались. Православие стало спасением для Эдуарда. Потом он повёл к этому спасению своих ближних, сумел изменить их взгляды. Всех окрестил. Сила воли плюс сила веры творят чудеса.

Слева отец Элизбар Иванов, справа отец Андрей Лазарев

В одном из интервью отец Элизбар рассказывает: «Я вспоминаю первые свои годы в храме. Надо мной все друзья, которые уже переженились, смеялись, маме доложили. Она начала пугать меня, что наложит на себя руки, если я не оставлю веру, что пойдет в церковь и переругается со всеми священнослужителями. Лучше бы мне отдать все книги церковные и обратно вернуться к цыганской жизни. Но я ей ответил: «Мама, я и так цыган, ты не беспокойся, но вот веру я никогда не оставлю. Потому что вера мне дала многое. Вера дала мне то, что я не стал наркоманом или пьяницей, вера позволила понять, что значит быть человеком и относиться по-человечески к каждому. Вера мне дала узнать, где находится душа, где находится любовь, а самое главное, что вера мне дала, – понимание, что Бог есть».

Посмотрите документальное видео о судьбе иерея Элизбара, послушайте самого героя и его наставника, отца Андрея.

Что я отметила в рассказах проповедников, священников о миссионерстве – прежде всего, нужна любовь к ближним. Не экономьте на любви. Она рождает заинтересованность и решимость войти в среду чужой нации. Она вызывает отклик в сердцах незнакомых людей и делает их единомышленниками, братьями и сёстрами во Христе.

Как полюбить незнакомых людей? Наверное, нужно больше думать о них, примерять на себя их проблемы, стараясь понять: почему они живут так, а не иначе? И как изменить их жизнь и мышление к лучшему?

Христианское миссионерство – дело любви, безотносительно конфессии.

Цыгане - загадочный кочевой народ. Их жизнь и история окутаны множеством мифов и предрассудков, а их культура самобытна и уходит корнями в далёкое прошлое. Историков, культурологов, этнологов и простых людей волнует вопрос о том, откуда они взялись, чем живут и какая вера у цыган.

Цыгане - кто они?

Цыгане - один самых крупных по численности этносов на территории Европы. Болгарские этнологи называют его межгрупповым этническим образованием. Суть этого определения заключается в особенностях расселения цыган на разных территориях. С мозаичностью распределения цыган связано огромное разнообразие их разновидностей и отличительных черт. В зависимости от территории проживания, существуют разные этнические самоназвания: синти, мануш - люди, кале - чёрные, рома (романи) - общее политическое обозначение всех цыган, проживающих на территории Европы.

Не имея постоянного места обитания, цыгане проживают во всех уголках планеты, кроме Антарктиды.

Виды цыган

Деление цыган на этнические группы происходит в зависимости от территориального расположения и рода занятий. Этнологи выделяют три западных и три восточных ветви цыган.

К западным относятся:

  • Рома - одна из самых многочисленных групп. В неё входят цыгане, занимающие территорию Европы.
  • Синти - немецкие и французские цыгане.
  • Иберийцы - испанцы и португальцы.

Восточную ветвь образуют:

  • Люли - среднеазиатские цыгане.
  • Боша - цыганские народы, занимающие территории Турции и Кавказа.
  • Дом - арабские народы и проживающие на территории Израиля.

Существуют небольшие цыганские группы, которых сложно отнести к какому-то конкретному ответвлению. На территории Европы проживают этносы, близкие по культуре, однако не относящиеся к цыганам: трэвелерс из Ирландии и ениши из Центральной Европы.

Исследователи цыганской культуры говорят о возможности делить цыган на группы, в соответствии с родом их деятельности.

Какую веру исповедуют цыгане?

Цыганская культура тесно связана с цыган формирует их традиции, обычаи и морально-этические нормы и зависит, как правило, от территории проживания. Основными конфессиями, к которым принадлежат цыгане являются христианство и ислам. Но и по сей день в официальных верованиях сохранились черты индуизма, шиваизма, анимизма, зороастризма и магические элементы.

Исследователи утверждают, что принятие той или иной религии являлось способом самозащиты. Поселяясь в том или ином регионе, цыгане старались хотя бы внешне соответствовать последователями местной религии, чтобы не вступать в конфликт с коренным населением.

Независимо от того, к какой вере относятся цыгане той или иной группы, их менталитет и убеждения, сложившиеся за длительное время их существования, накладывают отпечаток на следование тем или иным нормам морали.

Внешнее принятие официальной религии даёт цыганам возможность отдавать дань своим языческим и анимистическим идолам. Так, например, среднеазиатские цыгане имели богов, обозначающих Солнце. Вера цыган на западе основана на боготворении Луны. Полнолуние считалось праздником, в который проводились магические ритуалы и колдовские обряды. Вера цыган в Индии основана на боготворении фаллоса, здесь так же распространён культ Шивы и богини Кали.

Независимо от того, к какой вере относятся цыгане, они уделяют большое внимание защите от злых духов. Серьёзной задачей является защита новорождённого от мощных демонических сил. После рождения его окропляют солёной водой и дают ему имя, которое будет произноситься только в определённые периоды его жизни. Всё остальное время употребляется мирское имя.

Почитание святых

Вера цыган основана на почитании женских религиозных образов. Несмотря на главенствующую роль мужчин в обществе, главная святая у них - женщина. Какой бы веры исповедания цыгане не были, все чтят мифологический образ святой Сары. Существует несколько связанных с ней легенд. Согласно первой, она была спасительницей родственниц Марии Магдалины, во время страшного шторма она спасла их, по звёздам найдя путь к берегу. Вторая легенда гласит, что она первая получила святое Откровение от святых, проплывавших мимо её табора.

Цыгане, которые верят в загробную жизнь, стараются оградить себя от встречи с покойным. Чтобы ничего не держало души умерших в этом мире, они сжигают все вещи покойных и их дома. Есть те, кто в жизнь после смерти не верит. Также, по мнению некоторых этносов, душа трижды, один раз в 500 лет может вернуться на землю. Сербские цыгане утверждают, что после смерти человек живёт той же жизнью, но уже бесконечно.

Духи и вампиры обозначаются словом «мулло». Если цыган умирает от рук человека, мулло найдёт и выследит виновного. Славянские цыгане верят в оборотней. Ими становятся те, кто вёл распутный образ жизни или стал жертвой вампира.

Обычаи цыган

Вера цыган определяет их обычаи. Русские православные цыгане набожны и обязательным для них является обряд крещения. В цыганских домах присутствует «красный угол», с иконами. В России цыгане отмечают Рождество и Пасху, венчаются в церкви для заключения брака. Важным этапом цыганской свадьбы является признание союза общиной. Это начальный и самый важный этап бракосочетания. На Радоницу цыгане посещают кладбища, где просят подаяния. Эта традиция считается благой, так как подающие в этот момент совершают доброе дело, исполняя христианский долг.

Святой Георгий - один из наиболее почитаемых цыганских святых. Праздники в честь него устраивают в Турции и на Балканах. Мусульмане тоже уделяют большое внимание обычаям. Однако женщины игнорируют необходимость закрывать лицо, а мужчины не делают обрезание.

Мифы и легенды цыган

К какой вере исповедания цыгане бы ни относились, существуют общие поверья, определяющие всё их мировоззрение. Существует о том, что цыган украл гвоздь, который римские легионеры должны были вбить в голову распятому Христу. За это Бог благословил весь народ и позволил им воровать. В реальности, склонность к воровству - это лишь последствие исторически сложившегося мировоззрения цыган.

Они убеждены, что всё, созданное Богом, принадлежит людям и существует ради общего блага. Так, плоды, животные и птицы - это божий дар, предоставленный людям в безвозмездное пользование. Сегодня воровство является для цыган основным способом заработка.

Реймонд Бакленд в своей книге «Цыгане. Тайны жизни и традиции» рассказывает о реальном случае, когда цыганские дети восемь раз крестили одного и того же младенца, взятого взаймы, в разных церквях, потому что при крещении священник давал ребёнку монетку. Отсутствие привязки к определённой территории тоже воспринимается как божий дар, цыгане считают, что Всевышний отдал в их распоряжение весь мир.

Русские цыгане. Обычаи и вера цыган в России

По официальным данным, сегодня в России проживает 200 тысяч цыган. Реальное их количество превышает эти цифры минимум в пять раз. Это связано с тем, что во время многие указывали другие национальности.

«Русска рома» имеют свой диалект - смесь русского, польского и немецкого языка. Традиционные занятия русских цыган - коневодство, музицирование, танцы, гадания и цирк. Именно в России родился жанр цыганского романса.

Большинство русских цыган - христиане. Но то, какая вера у цыган в России, не важно, главный для них общий цыганский закон. Самое меньшее количество правил регулирует отношения с нецыганами: здесь необходимо придерживаться норм поведения, которые установлены в обществе. Важнее - законы общения и с цыганами, и с нецыганами: запрет убийств, изнасилований, нанесения физических увечий.

Обязательным является уважение к гостю. Самое большое количество правил гласит о поведении внутри цыганской общины. Главное - никто не вправе возвышать себя над другим. Однако в каждом сообществе есть негласный лидер и посредник, отвечающий за связь с внешним миром. Чаще всего таким человеком является

Цыганские законы строго регламентируют общение друг с другом, со старшими, детьми и женщинами, порядок проведения праздников, регламентируются правила выбора одежды и список «пристойных» видов деятельности. Достойными профессиями считаются те, что связаны с творчеством, рукоделием, гончарным делом и плотничеством.

Значительная часть русских цыган сегодня связана с криминалом. Среди них, как и среди других этнических групп, имеет место воровство, попрошайничество и наркоторговля. В то же время, существует и другая сторона цыганского общества, в состав которого входят талантливые певцы, музыканты и актёры. Например, в России действует популярный во всём мире

Влияние на культуру

Неповторимый колорит цыганского искусства оказал колоссальное влияние на мировую культуру: музыку, поэзию и кинематограф. Всем известны герои: цыганка Эсмеральда из «Собора Парижской Богоматери» Гюго, роковая Кармен Жоржа Бизе, Пушкинские Земфира и Алеко, современный стиль бохо, трогательные романсы и музыка Горана Бреговича - всем этим наследием человечество обязано цыганам.

В заключение

Цыгане являются сложным и загадочным народом. Нельзя в полной мере прочувствовать их культуру, не окунувшись в неё лично. Главное, не формировать свои представления, лишь основываясь на образе грязных попрошаек на улицах. На самом деле цыгане - самобытный и неординарный этнос со своими законами, обычаями, богатой культурой и ценным наследием.

В России большинство цыган являются православными и проходят обряд крещения. Многие из них довольно набожны. Так, в домах оседлых цыган имеется «красный угол» с иконами. Они стараются соблюдать религиозные обряды, а супружеские пары обязательно венчаются в церкви, причем ритуал венчания считается важнее регистрации брака в ЗАГСе. Но еще важнее «цыганская свадьба», которая играется еще до венчания – она означает признание брака цыганским сообществом.

Самые большие религиозные праздники для православных цыган – Рождество и Пасха. Для турецких цыган-христиан самым большим праздником является Хыдрелез, который отмечается в ночь с 5 на 6 мая. Празднуют его и на Балканах, где он носит название Эдерлези и посвящен Святому Георгию.

У российских цыган-влахов есть любопытный обычай. На Радоницу женщины и дети непременно посещают кладбища, где просят подаяние у посетителей. Причем это не обязательно нищие. Таким образом они исполняют некий христианский «долг», помогая другим людям совершить доброе дело. Кстати, русские об этом часто знают и в этот день охотно подают цыганам мелочь.

Цыгане-мусульмане также уделяют внимание религиозным обычаям, но не всем. Так, цыганки в исламских странах никогда не закрывают лиц. Не все практикуют и обряд обрезания крайней плоти.

Исповедуют господствующую в стране своего местопребывания. В некоторых местах они усваивают и язык окружающего населения, окончательно теряя свой родной.

К примеру, в России цыгане - православные, в - католики, в - магометане и так далее. Это не мешает им везде соблюдать многие религиозные обряды и воззрения, вынесенные из старой родины. Об этом свидетельствуют их интереснейшие в этнографическом отношении обряды свадебные, погребальные, при родах, при наименовании детей и так далее. Их воззрения на загробную жизнь и погребальные обряды принадлежат к самым первобытным.

Обряды цыган

Вот некоторые обычаи и обряды из жизни цыган: Свадебные. За неделю до брака жених и невеста отправляются к реке или озеру и ставят на берегу две зажженных свечи. Если одна из них потухнет, не догорев, это считается плохим предзнаменованием; тогда молодые люди бросают в воду яблоки и яйца (священные объекты общеарийской мифологии), для умилостивлены духов и богов воды.

Погребальные. К умирающему приводят белую собаку, которая облизывает его, дабы поскорее выманить душу из тела. Во время агонии выносят из палатки вещи, о которые могла бы споткнуться душа, уходя из тела. После выноса покойника (не через дверь, а отдернув заднюю стенку палатки), на дворе ставят в изголовье шест, втыкаемый в землю и спрашивают покойника: «Убил ли тебя великий бог?» Если присутствующим при этом показалось, что покойник пошевелился, значит, он убит вражескими кознями, и необходимо мстить.

Путешествие души в загробный мир (по пустыням, горам, рекам) напоминает даже до деталей верования самых первобытных народов. Загробный мир для цыган ничем не отличается от земного. Немой, глухой, горбатый остаются такими и там. Душа не раньше возвращается в тело, чем когда от трупа в могиле останутся одни кости. Судьба людей, умерших неестественной смертью, совершенно другая, чем умерших естественной смертью. Утонувшие остаются заключенными в горшках у хозяев воды, пока их тела не сгниют. Убитые живут в телах диких зверей, вплоть до смерти их убийц. Души умерших в домах (не в палатках) бродят на земле до полного разрушения их дома. Столь же первобытно сохранились и социальные учреждения.