История любви александра и нины грин. Александр Грин: «Вот что, молодой человек, я верю в Бога Продолжение литературной деятельности

История любви александра и нины грин. Александр Грин: «Вот что, молодой человек, я верю в Бога Продолжение литературной деятельности

Известный российский писатель Александр Грин подарил читательскому миру множество различных произведений. Однако большинство книголюбов ассоциируют имя этого талантливого человека, жизнь которого наполнена интересными фактами, с повестью-феерией «Алые паруса», в которой рассказывается об истории девочки по имени . Главная героиня книги повстречала своего возлюбленного , а сюжет этого произведения о непоколебимой вере и искренней мечте стал подоплекой для кинематографических работ известных режиссеров.

Детство и юность

Александр Гриневский (настоящая фамилия писателя) родился 11 (23) августа 1880 года. Детство юного Саши прошло в городе Слободском, который ныне находится в Кировской области. Грин рос и воспитывался в нетворческой семье, которая не принадлежала к литературному миру.

Его отец Стефан Гриневский, поляк по национальности, относился к воинскому сословию шляхтичей. Когда Стефану (в России его называли Степан Евсеевич) исполнилось 20 лет, он стал участником Январского восстания, случившегося в 1863-м году.

За вооруженной дебош на бывших землях Речи Посполитой, которые отошли к Российской Империи, Гриневский был бессрочно сослан в Колывань Томской губернии. В 1868 году молодому человеку было разрешено поселиться в Вятской губернии.


В 1873 году Гриневский сделал предложение руки и сердца Анне Лепковой, работавшей медсестрой. Первенец Александр родился у супругов только после семи лет совместной жизни. Позже у Гриневских появились еще трое детей: мальчик и две девочки. Родители воспитывали Грина непоследовательно. Иногда будущего писателя баловали, а в другие моменты строго наказывали или же вообще бросали без присмотра.

Примечательно, что любовь Александра к чтению появилась еще в раннем возрасте. Когда ребенку исполнилось 6 лет, он научился читать: вместо игр со сверстниками на свежем воздухе мальчик перелистывал приключенческие книги. Первым прочитанным произведением Саши стала тетралогия «Путешествие Гулливера», которая рассказывает о том, как некий оказался в мире лилипутов.


Кроме того, юный Грин обожал рассказы о бесстрашных мореплавателях, которые путешествуют по водному пространству Земли. Поэтому неудивительно то, что маленький фантазер стремился повторить жизнь литературных героев: мечтавший уйти в море матросом Саша делал попытки убежать из дома.

В 1889-м году девятилетний мальчик был отдан в подготовительный класс реального училища. Кстати, именно одноклассники дали Саше прозвище «Грин». Примечательно то, что автор произведений не был послушным ребенком: Гриневский, наоборот, доставлял неприятности учителям, которые отмечали, что его поведение было «хуже всех остальных». Тем не менее, Грину удалось окончить подготовительный класс и перейти на ступень выше.


Однако, будучи второклассником, сын польского шляхтича был исключен из школы. Дело в том, что Саша, запомнившийся непоседливым характером, решился проявить свой талант и написал стихотворение об учителях.

Правда, это произведение было не одой в стиле : оно содержало иронический подтекст и считалось весьма оскорбительным. Но в 1892 году Гриневскому удалось вернуться на учебу: благодаря отцу юношу приняли в Вятское училище, которое имело дурную репутацию.

Когда молодому человеку исполнилось 15 лет, в его жизни произошло страшное событие: Александр Грин лишился матери, которая умерла от туберкулеза.


Через несколько месяцев Степан Гриневский женился на Лидии Борецкой, правда, отношения с мачехой у Саши не заладились, из-за чего парень поселился отдельно от семьи отца. Мастер слова жил в одиночестве, а от атмосферы провинциальной Вятки, в которой царила «ложь, ханжество и фальшь», юношу спасали приключенческие книги.

Будущий прозаик провел в скитаниях шесть лет. За это время он умудрился поработать переплетчиком книг, грузчиком, рыбаком, железнодорожником, землекопом и даже артистом бродячего цирка. В 1896 году он окончил Вятское училище и отправился в Одессу, дабы стать моряком, получив 25 рублей от отца. В новом городе Грин некоторое время бродяжничал, у него не было денег на пропитание.


Когда Александр очутился на корабле – его ожидания не совпали с реальностью: вместо восторга юноша испытал отвращение к прозаическому матросскому труду и разругался с капитаном судна.

В 1902 году из-за крайней нужды в деньгах Александр Степанович поступил на солдатскую службу. Тяжесть солдатской жизни заставила Гриневского дезертировать: после сближения с революционерами Грин занялся подпольной деятельностью. В 1903 году молодого человека арестовали и выслали на 10 лет в Сибирь. Также он провел два года в Архангельской ссылке и одно время жил под чужим паспортом в Петербурге.

Литература

Свой первый рассказ Александр Степанович Грин написал в 1906 году: с того момента творчество захватило молодого человека целиком. Его первое произведение под названием «Заслуга рядового Пантелеева» рассказывает о нарушениях, которые творятся на солдатской службе.


Дебютное произведение Грина было издано под подписью А. С. Г. в качестве агитационной брошюры для служащих в армии, солдат-карателей. Стоит отметить, что весь тираж был изъят из типографии и сожжен полицией. Александр Степанович всю жизнь считал свое сочинение утраченным, однако в 1960 году был найден один экземпляр брошюры в папке «Отдела вещественных доказательств московской жандармерии».


Начиная с 1908 года писатель начал публиковать сборники рассказов, печатаясь под творческим псевдонимом «Грин»: в год автор сочинял приблизительно по 25 рассказов, зарабатывая при этом неплохие деньги. В 1913 году читательская публика увидела сочинения Александра Степановича в виде трехтомника.

С каждым годом Гриневский совершенствовал свое мастерство: расширилась тематика произведений, сюжеты становились глубокими и непредсказуемыми, а также писатель начинял свои книги цитатами и афоризмами, которые стали широко известны в народе.


Стоит отметить то, что Гриневский занимает в мире русской литературы особое место. Дело в том, что у автора не было ни предшественников, ни последователей, ни подражателей. Однако самого писателя обвиняли в заимствовании сюжетов у , и других творческих личностей. Но при анализе текстов выяснялось, что это сходство весьма поверхностно и не обоснованно.

Также имя Александра Грина сравнивают со страной Гринландией. Сам автор не использовал название данной вымышленной локации в своих произведениях, его выдумал советский критик Корнелий Зеленский, который таким образом описал места действия главных героев в романах Грина.


Исследователи считают, что полуостров, где располагается страна писателя, находится на южной морской границе Китая. Такие выводы были сделаны по упоминаниям в произведениях реальных мест: Новой Зеландии, Тихого океана и т. д.

В 1916-1922 годах Грином была написана повесть «Алые паруса», которая его прославила. Примечательно то, что это произведение мастер пера посвятил второй жене Нине. Идея произведения родилась в голове писателя спонтанно: Александр Степанович увидел в витрине с игрушками лодочку с белыми парусами.

«Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал - что, тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того - алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься. И вот, развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия», – так описывал писатель свои воспоминания в черновиках к «Бегущей по волнам».

В 1928 году Александр Степанович выпускает свое значимое произведение, которому дает название «Бегущая по волнам».


Этот роман о несбыточном, современные критики отнесли к жанру фэнтези. Также Александр Грин знаком читателям по работам «Гнев отца» (1929), «Дорога никуда» (1929) и «Дьявол оранжевых вод» (1913).

Последний роман писателя называется «Недотрога», правда, это произведение Александр Грин закончить не успел.

Личная жизнь

Из биографии Грина известно то, что он был крещен по православному обряду, хотя его отец был верующим католиком. Несмотря на то, что религиозные взгляды литератора стали со временем меняться, его жена отмечала: находясь в Крыму, Гриневский посещал местную церковь и в особенности любил празднование Пасхи.


Их брак, начавшийся в 1908 году, через пять лет окончился разводом по инициативе Абрамовой: женщина, по ее словам, устала от непредсказуемости и неуправляемости мужа. Не добавляли взаимного понимания и нередкие кутежи Грина. Сам Александр Степанович неоднократно предпринимал попытки воссоединиться. Он посвятил Вере несколько книг, на одной из них написал: «Единственному моему другу». Также до конца жизни Грин не расставался с портретом Веры Павловны.


Тем не менее, в 1921 году молодой человек женился на Нине Мироновой, с которой прожил всю оставшуюся жизнь. Супруги жили счастливо и считали друг друга подарком судьбы.

Когда Александр Степанович умер, Нина Грин после оккупации Крыма немцами была сослана в Германию на работу. По возвращении в СССР женщина была обвинена в измене Родине, поэтому последующие 10 лет находилась в лагерях. Примечательно, что обе супруги Грина не только были знакомы, но и дружили, по возможности поддерживали друг друга в трудное оккупационное и лагерное время.

Смерть

Александр Степанович Грин скончался летом 1932 года. Причина смерти – рак желудка. Прозаик похоронен в Старом Крыму, а на его могиле установлен памятник по мотивам произведения «Бегущая по волнам».


Стоит отметить, что после победы Советского Союза во Второй мировой войне книги Грина были признаны антисоветскими и противоречащими идеям пролетариата. Только после кончины имя Грина было реабилитировано.


В память о романисте был открыт музей в Феодосии, названы улицы, библиотеки, гимназии, созданы скульптуры и многое другое.

Библиография

  • 1906 – «В Италию»
  • 1907 – «Апельсины»
  • 1907 – «Любимый»
  • 1908 – «Бродяга»
  • 1908 – «Два мужика»
  • 1909 – «Воздушный корабль»
  • 1909 – «Маньяк»
  • 1909 – «Происшествие в улице Пса»
  • 1910 – «В лесу»
  • 1910 – «Ящик с мылом»
  • 1911 – «Лунный свет Читать»
  • 1912 – «Зимняя сказка»
  • 1914 – «Без публики»
  • 1915 – «Авиатор-лунатик»
  • 1916 – «Тайна дома 41»
  • 1917 – «Буржуазный дух»
  • 1918 – «Бычки в томате»
  • 1922 – «Белый огонь»
  • 1923 – «Алые паруса»
  • 1924 – «Веселый попутчик»
  • 1925 – «Шесть спичек»
  • 1927 – «Легенда о Фергюсоне»
  • 1928 – «Бегущая по волнам»
  • 1933 – «Бархатная портьера»
  • 1960 – «Посидели на берегу»
  • 1961 – «Ранчо «Каменный столб»

Русский писатель-прозаик и поэт Александр Грин (Александр Степанович Гриневский; 23 августа 1880, Слободской, Вятской губернии — 8 июля 1932, Старый Крым) вошел в литературу как представитель романтического реализма (неоромантизма) и автор философско-психологических произведений с элементами фантастики.

Его отец, польский дворянин Степан (Стефан) Гриневский (1843 -1914) был сослан из Варшавы на Русский Север за участие в восстании 1863 года. Мать — Анна Гриневская (урожденная Лепкова, 1857-1895), дочь отставного коллежского секретаря. В 1881 году семья переехала в город Вятку (ныне Киров).

В шестнадцать лет Александр Гриневский окончил четырехклассное Вятское городское училище с преимущественно удовлетворительными отметками и на этом завершил официальное образование. Юноша, с детства грезивший морями и дальними странами, отравился в свободное плавание по жизни — мать к тому временем умерла, а отец и мачеха не возражали. Он уехал в Одессу. Вел бродячую жизнь, работал матросом, рыбаком, землекопом, артистом бродячего цирка, железнодорожным рабочим, мыл золото на Урале.

В 1902 году из-за крайней нужды добровольно поступил на солдатскую службу, но из-за тяжести жизни по уставу дважды бежал. Во время службы сблизился с социалистами-революционерами (эсерами) и занялся революционной деятельностью. Правда, после того как беглый солдат отказался участвовать в терактах, эсеры успешно использовали его для пропаганды среди матросов и солдат. Как пишет писатель в «Автобиографической повести»: «Дело происходило в октябре 1903 года, после многих забастовок и демонстраций по таким крупным городам, как Одесса, Екатеринослав, Киев и другие». Его направили из Одессы в Севастополь для революционной пропаганды среди рядовых крепостной артиллерии и матросов флотских казарм, чтобы привлечь на сторону «социально-революционной партии». Но был арестован 11 ноября 1903 года. Благодаря тюремному заключению первый раз попал в Феодосию, где состоялся суд над политзаключёнными. Вышел из тюрьмы по амнистии 20 октября 1905 года.

В 1906 году был арестован в Петербурге, где жил нелегально, и выслан в Тобольскую губернию; откуда сбежал и возвратился в Петербург. Жил по чужому паспорту. Печатался в столичных журналах, псевдоним «А.С. Грин» впервые появился под рассказом «Случай» (1907). Первые сборники рассказов Грина «Шапка-невидимка» (1908) и «Рассказы» (1910) привлекли внимание критики.

Александр Грин был по-настоящему дважды женат. Его первой женой была дочь богатого чиновника Вера Павловна Абрамова, с которой он обвенчался в 1910 году. В том же году, летом, Александра Гриневского арестовали в третий раз за побег из ссылки и проживание по подложным документам и отправили в ссылку в Архангельскую губернию в провинциальную Пинегу.
Годы жизни под чужим именем привели к разрыву с революционным прошлым и становлению Грина как писателя.

В мае 1912 года Гриневский уже под своим именем вернулся в Петербург, но уже с вирусом самой распространённой русской болезни души. Из-за непрерывных кутежей первая жена, Вера Павловна, ушла от мужа. В 1912-1917 годах Грин активно работал, опубликовав около 350 рассказов. В 1914 году стал сотрудником журнала «Новый сатирикон».

Из-за ставшего известным полиции «непозволительного отзыва о царствующем монархе» Грин с конца 1916 года был вынужден скрываться в Финляндии, но, после Февральской революции вернулся в Петроград.

В послереволюционные годы писатель активно сотрудничал с советскими изданиями, особенно с литературно-художественным журналом «Пламя», который редактировал нарком просвещения Анатолий Луначарский.

В 1919 году Грин был призван в Красную Армию, но вскоре тяжело заболел тифом, вернулся в Петроград. Больному, без средства к существованию и без жилья писателю, помог Максим Горький, по ходатайству которого Грину выделили академический паек и комнату в «Доме искусств». Здесь писатель работал над двумя романами, а также повестью «Алые паруса», замысел которой зародился еще в 1916 году.

Второй раз писатель женился в 1921 году на 26-летней вдове, медсестре Нине Мироновой (по первому мужу Коротковой). Ей он посвятил опубликованную в 1923 году повесть феерию «Алые паруса», ставшей вершиной неоромантизма. Нина стала прототипом Ассоль, мечтающей о счастье, о принце и корабле с алыми парусами. Она стала настоящим ангелом хранителем писателя и ей посвящена наша следующая статья.

В 1924 году писатель с супругой уехал в Крым в Феодосию, где плодотворно работал до ноября 1928 года. В этот период под псевдонимом Александр Грин написал «Бегущую по волнам», «Золотую цепь», сорок рассказов и начал «Автобиографическую повесть».

Как и поэт Максимилиан Волошин, создавший загадочную страну Киммерию, Александр Грин поместил своих литературных героев в фантастической Гринландии, где происходит действие его романтических повестей «Бегущая по волнам», «Алые паруса» и других произведений. Правда, название дано уже после смерти писателя. Главным достоинством его героев было не только умение летать, ходить по волнам, а умение воплощать свои надежды и мечты. А это так важно каждому человеку — отсюда притягательность его произведений для читателей, особенно молодежи. Как пишут критики, в своих произведениях Грин передал тоску о Несбывшемся. Он не стал моряком, разочаровался в революционерах (эсерах), жил в бедности и нищете. Но жизнь этого несвоевременного человека был согрета жертвенной любовью Нины Николаевны Грин, его второй жены.

В 1927 году начали издавать 15-томное собрание сочинений Грина, но вышли только 8 томов. С 1930 года советская цензура, с мотивировкой «вы не сливаетесь с эпохой», запретила переиздания Грина, частного издателя арестовало ГПУ. Гонорар был полностью не выплачен, наступили безденежье, голод и болезни. У Грина обострилась модная русская болезнь души, все чаще стали повторяться запои. Пришлось продать квартиру в Феодосии и переехать в Старый Крым, где жизнь была дешевле. В конце апреля 1931 года Грин в последний раз ходил в Коктебель, в гости к Волошину. Этот маршрут до сих пор популярен среди туристов и известен как «тропа Грина».

В Старом Крыме дом (саманная мазанка с земляным полом) с небольшим участком был приобретен у монахини в мае 1932 года женой Александра Грина, Ниной Николаевной, в обмен на золотые наручные часы

Летом Александр Грин съездил в Москву, но ни одно издательство не проявило интереса к его новому роману «Недотрога», который некоторые критики считали лучшим его произведением. Союз писателей отказал в пенсии, как «идеологическому врагу». В конце жизни Грина почти перестали печатать. В воспоминаниях его супруги этот период охарактеризован одной фразой: «Тогда он стал умирать» в полной нищете и забвении.

Александр Грин скончался в Старом Крыму от рака желудка утром 8 июля 1932 года, на 52-м году жизни, похоронен на старокрымском кладбище. Когда Александр Грин умер, никто из писателей, отдыхавших по соседству в Коктебеле, проститься с ним не пришел.

После смерти Грина по ходатайству нескольких ведущих советских писателей в 1934 году был издан сборник «Фантастические новеллы». Посмертно писатель Грин был водружен коммунистической властью на пьедестал «советского романтика», а в Большом театре прошла премьера балета «Алые паруса».

В послевоенные годы борьбы с космополитизмом Александр Грин, как и другие деятели культуры (А. А. Ахматова, М. М. Зощенко, Д. Д. Шостакович) был вновь заклеймен, как «реакционер и духовный эмигрант». Книги писателя изымались из библиотек. Только после смерти Сталина его произведения усилиями Константина Паустовского, Юрия Олеши и других писателей с 1956 года стали издаваться миллионными тиражами.

Пик читательской популярности Грина пришелся на хрущевскую «оттепель». На волне романтического подъема в стране Александр Грин превратился в одного из самых издаваемых и почитаемых отечественных авторов, кумира молодежи.

Сегодня произведения Александра Грина переведены на многие языки, его имя носят улицы во многих городах, горные вершины и звезда. Многие произведения, включая «Алые парусам» и «Бегущая по волнам», экранизированы.

Ко дню рождения писателя приурочен ежегодный творческий фестиваль «Гринландия» (Старый Крым, 22-24 августа). На склоне горы Агармыш участники фестиваля поднимают символические алые паруса. На импровизированной сцене и на концертной площадке гриновского дома выступают творческие коллективы, артисты, музыканты, писатели, поэты и барды. Завершается фестиваль пешим переходом из Старого Крыма в Коктебель, по «тропе Грина» с посещением Дома-музея М. А. Волошина.

***
У Константина Паустовского, много сделавшего для популяризации творчества Александра Грина, есть такие строки: «Грин прожил тяжелую жизнь. Все в ней, как нарочно, сложилось так, чтобы сделать из Грина преступника или злого обывателя». А получилось наоборот. О его повести «Алые паруса» и сегодня почти через столетие пишут в социальных сетях: «Это такая прекрасная книга! Это совершенно восхитительная книга! Это самая романтичная история из всех, что я когда-либо читала! И я даже объяснить не могу, почему же не познакомилась с ней раньше, но только, боже мой, какое же очарование все это время проходило мимо меня! "Алые паруса" - это давно уже не просто название, это символ. Символ любви и надежды. Символ веры в мечту и воплощения самых несбыточных грез. Это самые простые и самые важные истины. Если ты можешь сотворить для кого-то чудо - сделай это. Приди на помощь, улыбнись, развесели, поддержи. И ты поймешь как это приятно, как невыразимо чудесно. Нет волшебства, и ничего не происходит само по себе: чудеса творятся руками любящих тебя людей. А как красиво, невероятно красиво пишет Грин! Создает совершенно завораживающие, восхитительные хитросплетения слов. Текст буквально осязаем, он оживает на наших глазах. Со страниц доносятся плеск волн и крики чаек, а затем из предрассветного тумана вырастает перед нами громадная фигура корабля. Резко очерчены линии мачты. Рвутся на ветру пылающие паруса. И растерянная Ассоль уже застыла на берегу. А на губах ее - соленые морские брызги. А на щеках ее - лучи восходящего солнца. Книга дарит ощущение абсолютного, безграничного счастья, огромную веру в чудо, в настоящую, сказочную и красивую любовь. Теплая, светлая, до мурашек прекрасная история!» (Masha _ Uralskaya 09.10. 2013. —

Русский писатель, автор приблизительно четырех сотен произведений... Его работы в жанре неоромантизма, философско-психологические, перемешанные с фантастикой. Его творения знамениты на всю страну, их любят взрослые и дети, а биография писателя Александра Грина очень насыщенна и интересна.

Ранний возраст

Подлинная фамилия писателя - Гриневский. Александр - первый ребенок в своей семье, где всего было четверо детей. Он рожден 23 августа 1880 года, в Вятской губернии, в городе Слободском. Отец - Стефан - поляк и воин-аристократ. Мать - Анна Лепкова - работала медсестрой.

Будучи мальчиком, Александр обожал чтение. Он рано обучился этому, и первое, что он прочитал, была книга о «Путешествиях Гулливера». Мальчику нравились книги о странствиях по миру и моряках. Он неоднократно сбегал из дома, чтобы стать мореплавателем.

В 9 лет маленький Саша начал учиться. Он был очень проблемным учеником и доставлял много хлопот: плохо себя вел, дрался. Однажды написал оскорбительные стихи всем учителям, из-за этого его отчислили из училища. Ребята, которые учились с ним, прозвали его Грин. Прозвище нравилось мальчику, потом он использовал его как писательский псевдоним. В 1892 году Александр был успешно зачислен в другое учебное учреждение, с помощью отца.

В 15-летнем возрасте будущий писатель потерял мать. Она умерла от туберкулеза. Не прошло и полгода, как отец женился снова. Грин не ладил с новой женой папы. Он ушел из дома и жил отдельно. Подрабатывал плетением и склеиванием книжных переплетов и переписывал документы. Плотно увлекался чтением и писал стихи.

Молодость

Краткая биография Александра Грина содержит информацию, что он очень хотел быть моряком. В 16 лет юноша окончил 4 класса училища, и с помощью отца он смог уехать в Одессу. Тот дал сыну небольшую сумму денег в дорогу и адрес своего друга, который мог бы приютить его на первое время. По приезде Грин не спешил искать отцовского друга. Не хотел стать обузой незнакомому человеку, думал, сможет добиться всего самостоятельно. Но увы, работу найти было очень тяжело, а деньги закончились быстро. Побродяжничев и оголодав, юноша все-таки разыскал отцовского товарища и обратился за помощью. Мужчина приютил его и устроил на пароход «Платон» матросом. Грин не прослужил на палубе долго. Матросский рутинный и тяжелый труд оказался для Александра чуждым, он покинул пароход, напоследок разругавшись с капитаном.

Как рассказывает краткая биография, Александр Степанович Грин в 1897 вернулся в Вятку, где прожил два года, а потом уехал в Баку «попытать счастья». Там он работал в разных отраслях. Занимался рыбацким делом, потом устроился чернорабочим, а после стал железнодорожником, но и тут не задержался надолго. Жил на Урале, работал золотарем и лесорубом, потом шахтером.

Весной 1902, устав от странствий, Александр заступил на службу в 213-м Оровайском резервном пехотном батальоне. Через полгода он дезертировал из армии. Половину срока службы Грин сидел в карцере за свои революционные настроения. В Камышине его поймали, но юноша опять умудрился убежать, на этот раз в Симбирск. В этом ему помогли эсеровские пропагандисты. С ними он общался в армии.

С тех пор Грин бунтовал против общественного строя и увлеченно разглашал революционные идеи. Через год за такую деятельность его арестовали, а позднее уличили в попытке бегства и отправили в тюрьму строгого режима. Суд состоялся в 1905 году, ему хотели дать 20 лет заключения в камере, но адвокат настоял на смягчении приговора, и Грина отправили в Сибирь на половину срока. Совсем скоро, осенью, Александра освободили досрочно и вторично арестовали через полгода в Петербурге. Во время отбывания наказания ему наносила визиты невеста, Вера Абрамова - дочь большого чиновника, втайне поддерживающая революционеров. Весной Грина отправили в Тобольскую губернию на четыре года, но благодаря отцу он достал чужой паспорт и под фамилией Мальгинов сбежал через три дня.

Зрелые годы

Вскоре Александр Грин перестал числиться эсером. Они сыграли свадьбу с Верой Абрамовой. В 1910 году он уже был довольно известным писателем, и тогда до властей дошло, что беглец Гриневский и Грин - один и тот же человек. Писателя опять нашли и взяли под арест. Заслали в Архангельскую область.

Когда прошла революция, Грин был еще больше недоволен общественными устоями. Стали разрешены разводы, чем и воспользовалась Вера, его жена. Причинами развода стали отсутствие взаимопонимания и строптивый вспыльчивый характер Александра. Он пытался пойти на примирение с ней не один раз, но тщетно.

Через пять лет Грин встретил Марию Долидзе. Их союз был совсем недолгим, всего несколько месяцев, и писатель снова остался один.

В 1919 Александра призвали на службу, где Грин был связистом. Очень скоро он заразился тифом и долго находился на лечении.

В 1921 Александр вступил в брак с Ниной Мироновой. Они очень полюбили друг друга и считали свою встречу волшебным подарком судьбы. Нина тогда была вдовой.

Последние годы жизни

В 1930 году Александр с Ниной перебрались в Старый Крым. Тогда советская цензура мотивировала отказы в переиздании Грина фразой: «Вы не сливаетесь с эпохой». Для свежих книг поставили лимит: выпускать не больше одной в год. Тогда Гриневские «упали на дно нищеты» и жутко голодали. Александр пытался охотиться, чтобы добыть пропитание, но все впустую.

Через два года писатель умер от опухоли в желудке. Похоронили его на кладбище Старого Крыма.

Творчество Грина

Самый первый рассказ, под названием «Заслуга рядового Пантелеева», создавался в нелегкое для Александра время, летом 1906 года. Произведение стали публиковать спустя месяцы в виде агитационной брошюры для карателей. Говорилось в нем о служебных, воинских беспорядках. Грин был вознагражден, но рассказ изъяли из печати и уничтожили. Повесть «Слон и Моська» настигла такая же участь. Случайным образом были сохранены несколько экземпляров. Первое, что смогли прочитать люди, было произведение «В Италию». Эти рассказы писатель публиковал под фамилией Мальгинов.

С 1907 года он уже подписывался как Грин. Спустя один год в публикацию пошли сборники, по 25 рассказов за год. И Александру начали платить хорошие гонорары. Некоторые из своих творений Грин создал находясь в ссылке. Сначала он печатался только в газетах, а первые три тома с произведениями были напечатаны в 1913 году. Через год Грин уже стал подходить мастерски к писательству. Книги стали более глубокими, интересными и раскупались еще больше.

В 1950-х годах рассказы все так же печатались. Но стали выходить и романы: «Блистающий мир», «Золотая цепь» и другие. «Алые паруса» Александр Грин (биография это подтверждает) посвятил своей третьей жене - Нине. Роман «Недотрога» так и остался незаконченным.

После кончины

Когда не стало Александра Степановича Грина, то опубликовали сборник его произведений. Нина, его жена, осталась жить там же, но находилась в оккупации. Была заслана в Германию, в лагеря. Когда кончилась война, по возвращении домой ее обвинили в измене Родине и приговорили к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Все работы Грина запретили, а реабилитировали их после того, как скончался Сталин. Тогда стали снова выпускать новые книги. Пока Нина находилась в лагерях, их с Александром дом перешел к другим людям. Женщина долго судилась с ними, в итоге «отвоевала» его. Сделала музей, посвященный мужу-писателю, которому посвятила всю оставшуюся жизнь.

Характерные черты прозы Александра Грина

Автор признан романтиком. Он всегда говорил, что является проводником между миром мечты и человеческой насущней реальностью. Он считал, что миром правит хорошее, светлое и доброе. В своих романах и повестях он показал, как отражаются на людях хорошие поступки и дурные. Он призывал делать добро людям. Например, в «Алых парусах» через героя он передавал такое послание во фразе: «Новая душа будет у него и новая у тебя, только сотвори чудо для человека». Одной из самых высоких тем у Грина был выбор между добром и высокими ценностями и низкими желаниями и искушением сотворить зло.

Александр умел вознести простую притчу так, чтобы в ней открылся глубокий смысл, объясняя все простыми, понятными словами. Критики всегда отмечали яркость сюжетов и «кинемотагрофичность» его произведений. Он освобождал своих персонажей от бремени стереотипов. От принадлежности их к религиям, к национальности и прочему. Показывал сущность самого человека, его личность.

Стихи

Написанием стихов Александр Степанович Грин увлекался еще со времен училища, но печатать их стали только в 1907 году. В автобиографии Александр рассказывал, как послал в разные газеты стихи. Они были об одиночестве, отчаянье и разбитости. «Словно писал сорокалетний Чеховский герой, а не маленький мальчик», - говорил он о себе. Печатать стали его поздние и более серьезные стихи, в жанре реализма. У него были лирические стихи, которые посвящались его первой, а после - последней жене. В начале 60-х публикация его сборников стихов потерпела неудачу. Пока не вмешался поэт Леонид Мартынов, который сказал, что стихи Грина печатать нужно, ибо это истинное наследие.

Место в литературе

У Александра Степановича Грина не было ни последователей, ни предшественников. Критики сравнивали его со многими писателями, но сходства с кем-либо все-таки было очень и очень мало. Он вроде бы и был представителем классической литературы, но, с другой стороны, особенным, уникальным, и неизвестно, как точно определить его творческое направление.

Своеобразность творчества заключалась в различиях жанра. Где-то была фантастика, а где-то реализм. Но ориентация на человеческие моральные ценности все же относит произведения Грина больше к классике.

Критика

До революции творчество Александра Степановича Грина критиковалось, многие к нему относились весьма пренебрежительно. Его осуждали за чрезмерный показ насилия, за экзотические имена персонажей, обвиняли в подражании зарубежным авторам. Со временем негатив критиканов ослабел. Стали часто говорить о том, что хочет сказать автор. Как он показывает жизнь в ее реальном отражении и как хочет донести до читателей веру в чудо, призыв к добру и правильным действиям. После 1930-х годов о произведениях Александра стали говорить иначе. Начали приравнивать его к классикам и называть мастером жанра.

Взгляды на религию

В молодости Александр нейтрально относился к религии, хотя был крещеным по православным обычаям еще в детстве. Его мнение о религии изменялось в течение жизни. Заметно это было по его произведениям. Например, в «Блистающем мире» он демонстрировал более христианские идеалы. Сцена, где Руна просила Бога сделать веру сильнее, была вырезана из-за цензуры.

С женой Ниной они нередко ходили в церковь. Александр Грин, биография которого представлена вашему вниманию в статье, любил праздник Святой Пасхи. Он писал в письмах своей первой жене, что они с Ниной боговерующие. Перед своей смертью Грин прошел причащение и исповедание у приглашенного в дом священника.

Биография Александра Грина вам теперь известна. Напоследок хотелось бы рассказать некоторые интересные факты:

  • У Грина было множество псевдонимов, помимо известных двух, были еще такие: Один, Виктория Клемм, Эльза Моравская, Степанов.
  • На груди у Александра была большая татуировка с изображением корабля. Она была символом его любви к морю.
  • Интересным фактом в биографии Александра Степановича Грина является то, что всю жизнь он считал свою первую жену самым близким другом и не переставал переписываться с ней.
  • Именем Александра Грина назвали множество улиц, музеев и даже одну крохотную планету, обнаруженную в 80-х годах (Гриневия).
  • В Риге есть также улица Александра Грина, но ее назвали в честь его латышского тезки и коллеги.
  • К. Зелинский назвал выдуманную страну, где происходят действия нескольких романов писателя, «Гринландия».

Подаренная жизнь

Коркин был человек средней физической силы, тщедушного сложения; его здоровый глаз, по контрасту с выбитым, закрывшимся, смотрел с удвоенным напряжением; он брился, напоминая этим трактирного официанта. В общем, худощавое кривое его лицо не производило страшного впечатления. «Джонка», бурое пальто и шарф были его бессменной одеждой. Он никогда не смеялся, а говорил голосом тонким и тихим.

В субботу вечером Коркин сидел в трактире и пил чай, обдумывая, где бы заночевать. Его искала полиция. Хлопнула, дохнув морозным паром, дверь; вошел испитой мальчишка, лет четырнадцати. Он осмотрелся, увидел Коркина и, подмигнув, направился к нему.

Тебя, слышь, хотят тут, дело тебе есть, - сказал он, подсаживаясь. - Фрайер спрашивал.

Чего это?

Какой-то барин, - сказал хулиган, - я с ним снюхался на вокзале. Надо ему кого-то «пришить». Мастера ищет.

Поедем в «Ливерпуль». Он там в кабинете засел, пьет и бегает. Кулачонко сжал, по столу треснул, зубами скрипнул. Псих.

Пойдем, - сказал Коркин. Он встал, закрыл шарфом нижнюю часть лица, «джонку» сдвинул к бровям, торопливо докурил папироску и вышел с хулиганом на улицу.

По выцветшему, насквозь пропахшему кисло-унылым запахом кабинету «Ливерпуля» расхаживал, нервно потирая руки, человек лет тридцати. На нем был короткий, в талию, серый полушубок, белый барашек на рукавах и воротнике придавал полушубку вид фатовской, дамский. Шапка, тоже белая, сидела на бородатой, жеманно откинутой голове очень кокетливо.

Мрачное лицо, с выдающейся нижней челюстью, обведенной густой, подстриженной клинышком, темной бородой; впалые, беспокойные глаза, закрученные торчком усы и нечто танцующее во всех движениях от скользящей, конькобежной походки до выворачивания наотлет локтей, - давали общее впечатление холеного, истеричного самца.

Коркин, постучав, вошел. Неизвестный нервически заморгал.

По делу звали, - сказал Коркин, смотря на бутылки.

Да, да, по делу, - заговорил шепотом неизвестный. - Вы - тот самый?

Тот самый.

Вы… пьете?

По тому, как он резко сказал «вы», - Коркин видел, что барин презирает его.

Пьете, - нахально ответил Коркин; сел, налил и выпил.

Барин некоторое время молчал, воздушно поглаживая бороду пальцами.

Обтяпайте мне одно дело, - хмуро сказал он.

Говорите… зачем звали.

Мне нужно, чтобы одного человека не было. За это получите вы тысячу рублей, а задатком теперь триста.

Левая щека его задергалась, глаза вспухли. Коркин выпил вторую порцию и съязвил:

Самому-то вам… слабо… или как?..

Что? Что? - встрепенулся барин.

Сами… трусите?..

Барин устремился к окну и, постояв там вполоборота, кинул:

Сам болван, - спокойно ответил Коркин.

Барин как бы не расслышал этого. Присев к столу, он объяснил Коркину, что желает смерти студента Покровского; дал его адрес, описал наружность и уплатил триста рублей.

В три дня будет готов Покровский, - сухо сказал Коркин. - По газетам узнаете.

Они условились, где встретиться для доплаты, и расстались.

Весь следующий день Коркин напрасно подстерегал жертву. Студент не входил и не выходил.

К семи часам вечера Коркин устал и проголодался. Размыслив, решил он отложить дело до завтра. Кинув последний раз взгляд на черную арку ворот, Коркин направился в трактир. За едой он заметил, что ему как-то не по себе: ныли суставы, вздрагивалось, хотелось тянуться. Пища казалась лишенной запаха. Однако Коркину не пришло в голову, что он простужен.

Преступник с отвращением доел щи. Сидя потом за чаем, он испытывал неопределенную тревогу. Бродили беспокойные мысли, раздражал яркий свет ламп. Коркин хотел уснуть, забыв о полиции, железной гирьке, приготовленной для Покровского, и всём на свете. Но притон, где он ночевал, открывался в одиннадцать.

У Коркина оставалось два свободных часа. Он решил провести их в кинематографе. На него напало странное легкомыслие, полное презрение к сыщикам и тупое безразличие ко всему.

Он зашел в какой-то из «Биоскопов». При кинематографе этом существовал так называемый «Анатомический музей», произвольное собрание восковых моделей частей человеческого тела. Коркин зашел и сюда.

С порога Коркин осмотрел комнату. За стеклами виднелось нечто красное, голубое, розовое и синее, и в каждом таком непривычных очертаний предмете был намек на тело самого Коркина.

Вдруг он испытал необъяснимую тягость, сильное сердцебиение - потому ли, что встретился с объектом своего «дела» в его, так сказать, непривычном, бесстрастно интимном виде, или же потому, что на модели, изображающие сердце, легкие, печень, мозг, глаза и т. п., смотрели вместе с ним незнакомые люди, далекие от подозрения, что такие же, только живые механизмы уничтожались им, Коркиным, - он не знал. Его резкое, новое ощущение походило на то, как если бы, находясь в большом обществе, он увидел себя совершенно нагим, раздетым таинственно и мгновенно.

Коркин подошел ближе к ящикам; заключенное в них магически притягивало его. Прежде других бросилась ему в глаза надпись: «Кровеносная система дыхательных путей». Он увидел нечто похожее на дерево без листьев, серого цвета, с бесчисленными мелкими разветвлениями. Это казалось очень хрупким, изысканным. Затем Коркин долго смотрел на красного человека без кожи; сотни овальных мускулов вплетались один в другой, тесно обливая костяк упругими очертаниями; они выглядели сухо и гордо; по красной мускулатуре струились тысячи синих жил.

Рядом с этим ящиком блестел большой черный глаз; за его ресницами и роговой оболочкой виднелись некие, непонятные Коркину, похожие на маленький станок, части, и он, тупо смотря на них, вспомнил свой выбитый глаз, за которым, следовательно, был сокрушен такой же таинственный станок, как тот, которые он видел.

Коркин осмотрел тщательно все: мозг, напоминающий ядро грецкого ореха; разрез головы по линии профиля, где было видно множество отделений, пустот и перегородок; легкие, похожие на два больших розовых лопуха, и еще много чего, оставившего в нем чувство жуткой оторопелости. Все это казалось ему запретным, случайно и преступно подсмотренным. В целомудренной, восковой выразительности моделей пряталась пугающая тайна.

Коркин направился к выходу. Проходя мимо старика извозчика, стоявшего рядом с бабой в платке, он услышал, как извозчик сказал:

Все как есть показано, Вавиловна. Работа божья… хитрая… и-их - хитрая заводь! Все, это… мы, значит, вовнутри, вот… да-а!

Суеверный страх проник в Коркина - страх мужика, давно приглушенный городом. В среде, где все явления жизни и природы: рост трав, хлеба, смерть и болезнь, несчастье и радость, - неизменно связываются с богом и его волей - никогда не исчезает такое суеверное отношение к малопонятному. Коркин шел по улице, с трудом одолевая страх. Наконец страх прошел, оставив усталость и раздражение.

Коркин хотел уже направиться к ночлегу, но вспомнил о студенте Покровском. Его непреодолимо потянуло увидеть этого человека, хотя бы мельком, не зная даже, удастся ли убить его сегодня; он испытывал томительное желание прикоснуться к решению, к концу «дела»; войти в круг знакомого, тяжкого возбуждения.

Он подошел к тем воротам и, подождав немного, вдруг столкнулся лицом к лицу с вышедшим из-под ворот на улицу высоким, прихрамывающим молодым человеком.

Он, - сличив приметы, сказал Коркин и потянулся, как собака, сзади студента. Вокруг не видно было прохожих.

«Амба! - подумал Коркин, - ударю его». Дрожа от озноба, вынул он гирьку, но тут, останавливая решение, показалось Коркину, что у студента, если забежать вперед, окажутся закрывающие все лицо огромные глаза с таинственными станками. Он увидел также, что тело студента под пальто лишено кожи, что мускулы и сухожилья, сплетаясь в ритмических сокращениях, живут строгой, сложной жизнью, видят Коркина и повелительно отстраняют его.

Чувствуя, что рука не поднимается, что страшно и глухо вокруг, Коркин прошел мимо студента, кинув сквозь зубы:

Даром живете.

Что такое? - быстро спросил студент, отшатываясь.

Даром живете! - повторил Коркин и, зная уже, с тупой покорностью совершившемуся, что студент никогда не будет убит им, - свернул в переулок.

Александр Грин - писатель, написавший произведения, которые стали классикой. Его книги с элементами фантастики легко читаются, заставляют размышлять и анализировать не только прочитанное, но и свои поступки. Алые паруса Александра Степановича до сих пор выступают как символ мечты.

Детство, семья

Саша родился на Урале недалеко от Вятки. Настоящее имя писателя Александр Гриневский. Он был старшим ребёнком в семье. Мальчик любил читать, научился этому в 6 лет. Первым его книжным героем стал Гулливер, поэтому понятна его тяга к морским путешествиям. Приключения он очень любил, поэтому часто уходил из дома. Отец был из польских шляхтичей, а мать простой русской девушкой. С десяти лет родители попытались обучить сына и определили его в реальное училище.

За плохое поведение Александра исключили и перевели учиться в другое заведение. А если быть более точным: Саша уже тогда умел сочинять стихи. Но за то, что ученик посмел адресовать оскорбления в стихотворной форме, он и был отчислен. Биография будущего писателя была омрачена ранним уходом из жизни его матери. Её не стало из-за заболевания туберкулёзом, когда подростку исполнилось пятнадцать лет. Отец быстро нашёл себе утешение, но мачеха не жаловала юношу. Александр жил отдельно, сочинял стихи, немного зарабатывал тем, что переписывал документы и освоил профессию переплётчика книг.


После училища, Грин (это прозвище к нему прочно приклеилось со времён обучения) отправился в Одессу. Отец дал сыну денег и адрес, по которому юноша мог бы получить помощь. Сначала парень сам попытался устроиться на работу, ему приходилось голодать.

Но потом, обратившись по адресу к другу отца, Александру удалось попасть на корабль. Из-за своего неуживчивого характера и однообразия работы, которую он выполнял, будущий писатель долго не выдержал – вернулся домой. Спустя год Грин уехал в Батуми, поменял много профессий и в итоге возвратился к отцу.


Дух бунтаря мешал Грину в любом начинании. Когда юноше исполнилось 22 года, он был призван на военную службу, но через полгода сбежал, так как половину службы просидел в карцере. Он примкнул к эсерам, но насилие было для него неприемлемым, он отказался проводить террористические акты.

Александр Грин испытал, что такое арест и ссылка. Он активно занимался революционной деятельностью. Долго шло следствие, и всё это время Александра держали в тюрьме строгого режима, а потом приговорили к сибирской ссылке, в которой пробыл три дня. Отец вызволил его, сделав ему поддельный паспорт, переправив сына в столицу.

Карьера писателя

Грин - человек, который постоянно находится в поиске. Его первые рассказы были далеки от совершенства, но писательство его увлекло. Сначала автор стеснялся ставить свою настоящую подпись под рассказами. Всюду звучали псевдонимы писателя. О вымысле даже не было речи. В произведениях был сплошной реализм, а герои были простыми людьми. Вымышленные страны и герои появились у молодого писателя гораздо позже. Газеты и журналы печатают его авторские рассказы с большим удовольствием. Когда произошла смена строя, писателя призвали в ряды Красной Армии связистом, но послужить ему не удалось – он заболел тифом.


За жизнь Александра боролся Максим Горький, снабжая больного мёдом, привозя хлеб и кофе. Грин получил жильё в Петербургском Доме искусств и паёк, как настоящий литератор. Соседями писателя были , Вениамин Каверин. Несмотря на то, что писатель имел прекрасный литературный слог, по характеру он был угрюм и не любил общение. Только в третьей своей жене Нине Мироновой он нашёл по-настоящему верную подругу и любящую женщину, не раз благодаря судьбу, что позволила ему встретить на своём пути такого близкого человека.

Литература

Исследователи творчества писателя подсчитали, что изданных произведений при его жизни было около четырёхсот. Двадцатые годы были самыми плодотворными. Романы Александра Грина стали узнаваемыми. Вскоре появились ставшие известные всему миру «Алые паруса», «Блистающий мир», «Золотая цепь» и «Бегущая по волнам».


Писатель не вписывается в рамки нового литературного направления, его книги перестают издавать. Семья живёт впроголодь, так как творчеством Грин уже не зарабатывает. Он даже не имел средств для завершения своего последнего романа. Недоедание привело писателя к раку желудка. На кладбище, где похоронен Грин, стоит памятник, выполненный скульптором Гагариной, «Бегущая по волнам».

Личная жизнь

Трижды был женат писатель. Когда Грина посадили в тюрьму, его первая жена Вера Абрамова навещала бунтаря и неугодного властям автора. Она была дочерью крупного чиновника, но благоволила к революционерам. Их отношения длились с 1906 года, женщина уезжает за ним в ссылку, но в 1913 году брак распался. Это была настоящая любовь Александра Степановича, так как с портретом Веры писатель никогда не расставался.


Вторая жена Мария Долидзе, не выдержав характер писателя, через несколько месяцев подала на развод. Третья жена вдохнула в Грина жизнь, она не только подарила ему мечту, но и осуществила её. Третьей жене Нине посвящено фееричное произведение о мечте.