Направления воспитательной работы молодежь свобода и ответственность. Презентация границы свободы для подростка. Вопросы для обсуждения

Направления воспитательной работы молодежь свобода и ответственность. Презентация границы свободы для подростка. Вопросы для обсуждения

Понятие свободы

Свобода в современном обществе

Проблема свободы среди молодёжи и подростков.

Результаты анкетирование

Заключение

Список использованной литературы

Тема: «Свобода глазами подростков».

Актуальность : проблема свободы существовала всегда, начиная с самых древних времён. В современном российском обществе только начинает складываться вся морально-ценностная система, в том числе и понятие свободы.

В 1990 - е годы начался переход от социализма к либерализму. Мы только вступаем на цивилизованный путь, медленно и трудно изживая те пороки, которые расцвели благодаря либерализации политики и экономики, устанавливаем моральные ориентиры и духовные ценности. К тому же в настоящее время правительство Российской Федерации рассматривает новый Закон о молодёжи взамен устаревшего.

Свобода допускает в равной степени всё – и зло, и добро. На то она и свобода. Ей не присущи какие-либо моральные оценки, она к ним просто бесчувственна. Не она, а человек сможет ставить себе какие-то нравственные ограничения.

Когда общество и государство стараются официально устанавливать мораль, чаще всего дело оборачивается аморализмом. Но, увы, аморализм также имеет право на свободу, что мы ныне и наблюдаем каждый день. Многие люди даже не знают, что есть свобода, какую ценность она представляет.

Цель: проанализировать понимание свободы современными подростками.

Задачи:

    Изучить материал по данной теме.

    Выявить отношение подростков к свободе, как ценности в настоящее время.

Объект: свобода как ценность современного общества.

Предмет: представление о свободе подростков.

Новизна: проведено исследование о понимания свободы и отведённой ей роли в жизни современных подростков на примере учащихся 8-11 классов МОУ “СОШ № 103” .

Гипотеза: в настоящее время термин «свобода» забыт или неправильно используется подростками, ценность свободы не признаётся молодёжью.

Перспектива :

    Проведение исследование на всех этапах.

    Проведение беседы со старшеклассниками по данной теме.

    Проследить, как воспринималась свобода на протяжении развития общества.

Практическая значимость: данный материал предназначен для проведения классных часов, воспитательных мероприятий с целью повышения культурных и этических знаний подростков.

Методы исследования:

    Анкетирование.

    Работа с трудами по данной теме.

  1. Введение

В истории общественной мысли проблема свободы всегда наполнялась разным смыслом. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободой воли или все его поступки обусловлены внешней необходимостью.

В повседневной жизни человек сталкивается с давлением внешних для него обстоятельств. Эти обстоятельства – воплощение конкретно-исторических условий бытия человека. Бытие человека – это всегда альтернативы, предполагающие выбор, который характеризуется как разными средствами достижения поставленных целей, так и разными результатами реализации поставленных целей. Соответственно этому, человек свободен и в том, какие последствия грядут из его выбора и в какой мере он ответственен за них.

Знание меры соотношения выбора и ответственности, объективной основы того или иного направления своей жизни, условия, в которых она реализуется, дает философское наполнение понятия свободы. Это понимание и осознание необходимости.

Человек свободен в своих мыслях и поступках вовсе не потому, что они ничем не обусловлены. Причинная обусловленность свободных человеческих действий не является однозначной, одномерной. Она представляет собой многомерную систему, в рамках которой человек волен выбирать. В реальной жизни свобода существует в виде необходимости выбора.

Свобода - это постоянный процесс, который никогда не остановится. Мы обладаем большим опытом, новыми знаниями законов природы и общества, но также неспособны по своему желанию быстро переделывать свою жизнь. Движение к идеалу продолжается и не закончится никогда.

Люди повсюду и всегда хотят жить в свободе.

Только свобода открывает путь к развитию и совершенствованию.

  1. Понятие свободы.

Многие философы давали своё определение свободы. Вот некоторые из них:

«Свобода – это осознанная необходимость». Б. Шоу

«Свобода означает ответственность» Б. Шоу.

«Свобода заключается в праве делать всё, что не вредит другим». Клаудиус

«Свобода - это способность человека к активной творческой деятельности в соответствии со своими устремлениями, намерениями, идеалами и ценностями». Важенин, А. Г.

«Свобода – это философское понятие, которое освещает вопрос о том, чем обусловлена человеческая воля. В ней человек реализует своё внутреннее богатство». Гуревич, П. С.

  1. Свобода в современном обществе.

В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются.

Однако не все проблемы свободы личности решены в России и во всем мире, так как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на данный момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются их интересы, права и свободы.

Неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом. Ответственность - это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого.

Логикой своего существования и характером собственной деятельности каждый человек погружен в поток истории. Бытие человека в этом потоке противоречиво, неоднозначно. Человек свободен и несвободен.

Человек несвободен, поскольку существует внешний мир, который настойчиво диктует людям выбор форм и способов деятельности, их последовательность. Он несвободен, так как всегда существуют ограничители его деятельности - уровень физических сил и умственных способностей, технических возможностей, характер общественного строя и т.д. Он несвободен еще и потому, что существует так называемое отчуждение человека, которое проявляется во все времена и существует в различных формах.

Вместе с тем человек свободен. Свобода есть самостоятельное распоряжение человека собственной судьбой, выбор своего жизненного пути. Кратко говоря, свобода- это не рабство, раскрепощенность человека. Она означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств, как природных, так и социальных. Свобода предполагает возможность действовать в соответствии со своими интересами и представлениями. Свобода – это постоянный выбор.

Свобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должна иметь пределы. В противном случае она будет превращаться в произвол, своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми, т.е. в негативную свободу. Границами свободы являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также и природы как естественной основы существования общества.

  1. Проблема свободы среди молодежи и подростков.

Очень долгое время молодое поколение в нашей стране в процессе своего взросления ориентировалось на старших и опытных людей, одобренные ими ориентиры. В настоящее время, когда перевернулась с ног на голову вся жизнь общества, а вместе с ней и морально – нравственные ориентиры, рассчитывать на помощь старшего поколения нам не приходится. Оно само запуталось и не может понять и принять ни новой государственности, ни её приоритетов.

Каково же приходится подросткам? Самостоятельное познание мира, на которое обречены дети, оставляет огромные пробелы в их морально - нравственной системе. Эти пробелы нужно восполнять. Чем???

На этот и другие подобные вопросы сейчас пытаются ответить составители нового Закона о молодёжи, но и сама молодёжь должна задумываться о своей судьбе, о выборе, который она делает, а значит о свободе.

Приложение

(результаты анкетирования)

5.Результаты анкетирования.

В 8 – 11-х классах МОУ “СОШ №103” был проведено анкетирование, которое прошел 180 респондентов. Во время анкетирования были заданы вопросы: «Что такое свобода?», «Что значит для тебя свобода?» и «Свобода-это ответственность или вседозволенность?»

Результаты анкетирования показали, что подростки не знают общепризнанных определений свободы, что подтверждают их ответы. Интересно отметить, что школьники 10-11-х классов понимают свободу как независимость от общества в целом и от родителей в частности, а 8 – 9-ые классы - как вседозволенность.

Таким образом, подавляющее большинство подростков не только не понимают, но и не придают значения свободе.

По результатам данного опроса видно, что большинство подростков считают свободу именно вседозволенностью и не признают её ответственности. Но при этом данное поколение хочет быть свободным, что, конечно, при данном понимании, проблематично и даже опасно.

Любые понимания ценностей отображают состояние общества, его социологическую обстановку. Данное понимание свободы говорит о том, что нынешняя молодежь стремиться к независимости от старшего поколения (родителей) и к вседозволенности, то есть к жизни без правил и законов. К тому же подавляющее большинство подростков не знают, что есть свобода и не считают её ценностью.

Заключение.

Таким образом, по результатам проведённой работы с источниками и анкетированию, можно с уверенностью сказать, что подростки не понимают значения свободы как ценности. На первый план для них выходит желание освободиться от ответственности и общественной опеки. Последнее десятилетие было отмечено сменой ценностей, изменением отношения к личности, повсеместной безответственностью, а столь серьезная и кардинальная смена государственного строя, которая произошла в нашем государстве, не могла сразу провести преобразования в сознании миллионов людей. Ценности свободы личности, ответственности, демократии, равенства перед законом, интеллекта не смогли стать превалирующими, что привело к постепенному забыванию столь важных терминов как свобода.

Список используемой литературы.

    Анисимова В.Е. Личность как способ бытия и проявления целостности человека М. 1996 кандидатская диссертация

    Агапов В.И. Проблемы философии. – Рязань. 1998.

    Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. – М.: «Проспект», 1999.

    Бах Р. «Бегство от безопасности» Пер. с англ. – К.: «София», Ltd., 1998

    Бахарев В.В. Структура личности и диалектика ее становления М. 1989 кандидатская диссертация

    Вальяно М.В. «Основы философии: Учебник». – М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999

    Великие мыслители Запада. /Пер. с англ. – М.:КРОН-ПРЕСС, 1998

    Воложанина М.Н. Свобода личности как предмет социально-философского анализа – М. 1991 кандидатская диссертация

    Гессе Г. Собрание сочинений: В 4-х т. Т.2 – СПб.: Северо-запад, 1994.

    Горбачев В.Г.. Основы философии: Курс лекций. 1997.

    Грунт Е.В. Смысл жизни как проблема европейской философии Екатеринбург, 1997 докторская диссертация

    Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. «Философия. Учебник» – М.:ИНФРА-М, 1999.

    Мир философии. М.,1991. Ч.2.

    Дроздов А.В. «Человек и общественные отношения» - изд-во ЛГУ - 1966 - 132 с.

    Керимов Д.А. «Свобода и право» - «Философские науки» - 1964 - №3

    Курылев С.В. «Санкция как элемент правовой нормы» // Советское государство и право. - 1964 - №8

    Меньшиков В.В., «К вопросу о соотношении моральной и юридической ответственности в социалистическим обществе», кн. «Проблемы правоведения» - Новосибирск - 1967 - 480 с.

    Никифоров Б.С. «Некоторые вопросы уголовного права в условиях общенародного государства» - «Советское государство и право» - 1963 - №4

    подростков Курсовая работа >> Психология

    Гомосексуальные же связи, наоборот, приобретают в глазах подростка большую ценность, так как являются... , когда его лишают минимальной самостоятельности и свободы , относятся к нему как к маленькому ребенку...

Как же часто мы путаем эти понятия. Я хочу раз и навсегда раскопать между ними огромную яму и дать вам возможность туда заглянуть.

Вседозволенность — отсутствие желания понимать чувства людей. Это когда получают блага за счет других, причиняя им боль. Когда самоутверждаются, унижая. Берут желаемое, шагая «по головам». Вершат судьбы, невзирая на ценности окружающих. Приписывают себе важность «Я лучше, поэтому мне дозволено все».

Никто не лучше и не хуже. Мы все — звенья одной цепи, каждый находится на своём месте и выполняет свою функцию. Какой орган в твоем организме самый важный? Это смешной вопрос, правда?

Сейчас ты понимаешь, насколько абсурдно сравнивать себя с другими и других с собой?
Вседозволенность — коварная дама, именно под ее дудку ты пляшешь, если узнала себя в описании.

Что такое «свобода»?

Свобода — умение чувствовать себя, понимать свои чувства и окружающих. Быть в гармонии с собой. Выбирать лучшее для себя, уважая выбор и пространство других людей. Свобода — это искусное лавирование в океане жизни. Ты стремишься туда, куда хочешь, при этом не задевая других людей (не причиняя им боль). Ты умеешь чувствовать и понимать. Ты не вовлекаешь в свою игру других насильно. Ты просто предлагаешь присоединиться тем, кто готов.

Свобода — это уважение к себе, другим, к самой жизни.

Мы — узники своих внутренних ограничений

Самое страшное наказание для человека — ограничение внешней свободы. Но мы зачастую даже не подозреваем, что являемся узниками собственных внутренних запретов. Они приходят в жизнь незаметно: слова родителей, учителей, окружения, опыт и неумение делать выводы из совершенных ошибок. Виток за витком и вот мы уже в капкане, за толстыми стенами одиночной камеры своих убеждений (читай «заблуждений»).

Когда ты смотришь вперед, а перед носом стена, видишь ли ты горизонт и этот мир таким, какой он есть? Нет, ты видишь только стену.

Так что же мешает тебе свернуть за угол этой конструкции и открыть для себя удивительный мир возможностей и счастливой жизни?! Всего лишь несколько маленьких шагов...

Что мешает нам быть свободными?

Я подскажу, . Страх неопределенности, перемен. Странно звучит? Возможно, но это именно так. Даже когда ты знаешь, что перемены будут к лучшему, ты боишься. Потому что это неизвестность, а она пугает нас с самого детства.

Помнишь, как ты боялась войти в темную комнату? Твое воображение рисовало разные картинки. В неизвестности тебя может ждать все, что ты придумаешь сама. Чтобы перебороть свой страх, с трясущимися коленками, ты шла туда и быстро включала свет. И о чудо! Страх рассеивался, ты начинала видеть реальность такой, какая она есть, без страшных монстров под кроватью.

Что выбрать: свободу или вседозволенность?

Подведем итог: вседозволенность отличается от внутренней свободы тем, что она причиняет боль каждому, кто попадает в поле человека с подобным отношением к жизни. Внутренняя свобода делает тебя бесстрашной, видящей горизонт и мир во всей его красоте. Ты выбираешь, как тебе жить, при этом не задевая чувств близких людей. Ты живешь в гармонии со своими желаниями и эмоциями.

Если посреди ночи тебя разбудить и спросить: «Ты счастливый человек?», твой ответ будет быстрым и уверенным: «Да!».

Просто зайди в свою личную «комнату страхов» и быстренько включай свет. Как это сделать? Я . Возьму тебя за руку, и мы пойдем туда вместе.

Цели и задачи: определить различия между свободой и вседозволенностью.

Предварительная беседа.

Предложить учащимся завершить следующие высказывания о свободе, комментируя их. Например:

1. Свобода существует там, где за свободой воли следует свобода действия. Так, человек, которому не удается выполнить задуманное из-за недостатка воли, в каком-то смысле раб своих страстей. Он несвободен, потому что подвержен сиюминутным желаниям, которые отвлекают его от главной цели.

В то же время свободы не существует, если свобода действий не следует за свободой воли из-за чьего-либо произвольного вмешательства.

Истинная свобода включает в себя внутреннюю свободу воли и внешнюю свободу ее проявления, так чтобы планы и действия человека не искажались посторонними факторами.

2. Если мы свободно можем реагировать на обстоятельства и определять свою судьбу, то мы должны понимать, что такая свобода непосредственно связана с ответственностью. Что такое ответственность? Является ли она чем-то отрицательным или она, наоборот, дает людям свободу, если ее верно понимать? Многие тяжело вздыхают, думая об ответственности, но почти все хотят быть свободными. Таким образом, чтобы понять истинную сущность свободы, мы должны осознать, что такое ответственность.

Попросите желающих дать определение ответственности. Выслушав нескольких человек, запишите па доске следующее определение:

Ответственность - способность выполнять свои обязательства независимо от обстоятельств и отвечать за последствия своих решений и действий.

3. Становясь старше, мы становимся более свободны в выборе решений, определяющих нашу жизнь. В то же время возрастает наша ответственность, потому что возможность самому строить свою жизнь означает также дисциплину, без которой невозможно достичь поставленной цели. Поэтому многие люди боятся свободы и избегают ответственности.

Попросите учеников сделать в тетрадях три колонки. В первую колонку они запишут решения, которые могли принимать в раннем детстве, во вторую — решения, которые они могут принимать сейчас, а в третью - решения, которые смогут принимать, став самостоятельными взрослыми людьми.

Например:

Детство

Что есть на сладкое

Какой игрушкой играть

С кем дружить

Настоящее

Когда делать уроки

Выбирать занятия

Решать, что есть

Будущее

Выбирать супруга

Выбирать работу

Выбирать место жительства

4. Чем больше у нас свободы принимать решения и строить свою жизнь, тем больше наша ответственность. Чем выше наше положение, тем ответственнее должна быть наша реакция на сложившиеся обстоятельства. Быть свободным также означает нести полную ответственность за свои действия.

5. Свобода означает также полную ответственность за свою жизнь. Вы сами, а не правительство или его представители решаете, какой будет ваша жизнь. Если за вас отвечает кто-то другой, значит, вы не полностью свободны. Попросите учащихся, работая парами, прокомментировать следующее утверждение и представить свой ответ всему классу. «Свобода и ответственность неотделимы друг от друга, поэтому истинно свободный человек может сам принимать решения и отвечать за результаты принятых им решений, будь они хорошими или плохими. Но человек, за которого принимают решения другие, не свободен, поэтому он раб».

Вопросы для обсуждения:

Почему ценят свободу? Почему хотят быть свободными? Обычно свободу ценят потому, что она дает людям возможность творить и воплощать в своей жизни вечные ценности, следуя классическим нормам красоты, истины и добра. Она помогает людям использовать свое творческое начало так, чтобы приносить радость людям - своей семье, друзьям и обществу. Поэтому на протяжении всей истории человечества люди боролись не за абстрактную свободу ради свободы, а за свободу быть добрыми и творить добро. Мы также ценим свободу, потому что она дает возможность поиска, так как мы не знаем очень многих вещей, влияющих на нас. Свобода необходима нам, чтобы дать место непредвиденному, непредсказуемому, а также чтобы творчески реагировать на неизвестное.

Материал для обсуждения и выводов.

Что такое свобода?

Возможность делать все, что я захочу и когда захочу.

Иметь возможность употреблять алкоголь и поступать безрассудно, когда мне это захочется.

Спать целый день.

Управлять другими людьми.

Иметь право кричать на кого-либо, когда я зол.

Иметь возможность извиняться, когда я не прав или нечаянно кого-то обидел.

Украсть все, что я захочу, если я не могу этого купить.

Выражать в любой форме мою злость и даже драться с братом или сестрой, когда они меня раздражают.

Думать о своем любимом торте во время важной контрольной по математике.

Не зависеть от произвола других.

Возможно продолжение дискуссии.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им. М.Горького

с углубленным изучением английского языка»

Классный час

« Может ли быть свобода

без ответственности »

Работу выполнила:

Учитель информатики

классный руководитель

10Б класса

Крайнева

Фаина Александровна

Стаж работы 29 лет

Арзамас 2014

Нынче знают даже дети, как прожить на белом свете.

Легче этого вопроса нету ничего-

Просто надо быть правдивым, благородным, справедливым,

Умным, честным, сильным, добрым - только и всего.

Как все просто удается на словах и на бумаге.

Как легко на гладкой карте стрелку начертить.

А потом идти придется через горы и овраги,

Так что прежде, человечек, выучись ходить.

Пояснительная записка

Все живое на земле стремится к свободе. Едва зародившаяся былинка ломает толстый асфальт, устремляясь к солнцу. Птица в клетке бьется до изнеможения, пытаясь вырваться на волю. Человек – венец творения – едва встав на ноги, требует для себя свободы. А что такое свобода? Давайте попробуем разобраться. Что лично для вас значит – быть свободным?

Очень важно, чтобы ребята выработали собственное понимание гражданской позиции, чтобы они сами пришли к выводу, что свобода – это не вседозволенность, и что подлинная свобода невозможна без ответственности.

Что такое свобода? Какими качествами должен обладать свободный человек? Что объединяет понятия «свобода», «выбор» и «ответственность»? Может ли свобода вести к рабству? – Вот основные вопросы нашего классного часа

Форма: дискуссия.

Цель : обсудить с учащимися значение слов «свобода» и «ответственность», показать значимость этих понятий в жизни человека.

Задачи:

Развивать у учащихся осознанное понимание значимости данных понятий в реальной человеческой жизни, умение действовать сообразно нравственным законам человеческого существования.

Познакомить с молодежными неформальными объединениями и определить их роль в обществе; научить школьников выражать свое отношение к различным группировкам;

Расширить представление учащихся о здоровом образе жизни, о вредном воздействии вредных привычек на организм человека.

Предварительная подготовка

I .Ответить на вопросы анкеты.

I Анкета

1.Какой смысл ты вкладываешь в слово «свобода»?

2.Считаешь ли ты себя свободным человеком?

3.В чём выражается твоя свобода?

4.От чего ты считаешь себя зависимым?

5.Считаешь ли ты себя ответственным человеком?

6.Какие качества ответственного человека ты можешь назвать?

7. Какие качества ответственного человека присущи тебе?

8.Какие качества ответственного человека тебе хотелось бы в себе развить?

На стенах развешаны плакаты с высказываниями известных людей.

    «Свобода – это ответственность. Вот почему ее так бояться»

Б Шоу

    «Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко»

Карл Ясперс.

    «Когда я могу делать то, что хочу, это значит, что я свободен; но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости».

Вольтер.

    «Излишек свободы приводит к анархии, слишком же строгие путы приводят к деспотии».

Сунь Ятсен.

План классного часа

    Вступительная беседа

    Что такое «свобода»

    Выбор «свободы»:

Молодежная субкультура в современном обществе

Пивной алкоголизм – чума XXI века

Интернет- зависимость

Ход классного часа

Учитель . Свобода - категория, рассуждения о которой звучат на всем протяжении истории человечества. В обобщенном виде ее можно представить как возможность выбора личностью всех составляющих своего существования, возможность целеполагания, совершения действий и поступков.

Учащимся предлагается выбрать из указанных вариантов тот, который наиболее близок им, и обосновать свою точку зрения. Если среди предложенных нет определения, которое отражало бы личное понимание категории «свобода», ребята пытаются сами сформулировать его.

Свобода - это:

    отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в деятельности;

    сознательный выбор человека из ряда возможных направлений в его мыслях и поступках какого-либо одного направления;

    способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на знание объективной необходимости;

    реализация своих творческих замыслов, воплощение намеченных задач;

    не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей, полное раскрытие личности;

    степень самостоятельности личности, возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей;

    наличие прав и их гарантированность;

    один из основополагающих принципов правового государства.

Вывод: «Безграничная свобода невозможна, она слишком близка к тому, чтобы делать зло другим людям».

Учитель. Если понимание свободы столь многообразно, и каждый человек понимает ее по-своему, ко всякой ли свободе надо стремиться?.. Всякая ли свобода нам полезна?..

1 участник. Представьте ситуацию. Маленький ребенок идет по улице с мамой. Он требует свободы, вырывает свою ручонку из маминой руки и бежит вперед. Мама позволяет некоторое время идти ему свободно. Но вот они подошли к перекрестку и мама настойчиво берет сына за руку. Но он продолжает упорно вырываться. Ему понравилось свободное передвижение, ему понравилась полная свобода. Скажите, во благо ему будет та свобода, которую он требует? Должна ли мать предоставить ему полную свободу? Кому придет в голову в подобной ситуации осуждать ее за посягательство на свободу ребенка? Но ведь малыш искренне возмущен и негодует!

2 участник. Так и мы, подрастая, почувствовав себя взрослыми людьми, стремимся к полной свободе, к той свободе, когда делаю все, что хочу, даже еще не понимая до конца, что это такое – свобода. Принимая за свободу вседозволенность. Мы уже все (ну почти все) знаем, все понимаем, и сами способны решать, что нам делать и как нам делать. Нам непонятно, почему нами пытаются руководить родители, учителя и вообще взрослые. Мы справедливо возмущаемся, справедливо негодуем, мы всем своим существом справедливо требуем: свободу! Сво-бо-ду!.. И… становимся похожими на того малыша, который упорно вырывает свою ручонку из маминой руки, рискуя в следующее мгновение попасть под машину.

Учитель. Как вы считаете, без чего не может быть истинной свободы?

Обмен мнениями.

Учитель. Давайте рассмотрим одну ситуацию, очень распространенную и банальную.

3 участник. Компания из трех молодых парней 15–17 лет однажды вечером решила развлечься катанием на машине. Собственного автомобиля не было ни у кого, поэтому ребята угнали первую попавшуюся на их пути машину. Через час друзья уже были в милиции и узнали, что за совершенную «шалость» вполне могут оказаться в тюрьме. Все недоумевали, считая свою выходку лишь «безобидным развлечением», и уверяли, что возвратили бы машину владельцу. Прочитав соответствующие статьи Уголовного кодекса, они поняли, что им грозит.

Учитель. Подумайте, почему ребята попали в подобную ситуацию.

Обмен мнениями; развитие темы свободы и ответственности.

Статья

Нарушение

Наказание

Мелкое хулиганство, т.е. демонстративное нарушение порядка (нецензурная брань в общественных местах, шум, мешающий людям после 23 часов и т.п.)

Штраф 5-15 МРОТ или арест до 15 суток

Нарушение правил пожарной безопасности (в том числе курение в неположенном месте)

Штраф 5-15 МРОТ, а если нарушение привело к пожару, то штраф 15020 МРОТ

Распитие спиртных напитков в общественных местах

Штраф 3-5 МРОТ (наказание наступает за потребление напитков с содержанием этилового спирта 12%)

Потребление наркотических или психотропных веществ в общественных местах

Штраф 10-15 МРОТ

Появление в общественных местах в состоянии опьянения

Штраф 1-5 МРОТ или арест до 15 суток

Учитель . Стремление человека к свободе подталкивает его к попыткам расширить круг своих свобод. Какие пути для этого возможны?


Ваш возраст - «пересаживание корней» - самоопределение. Время, когда у вас появляются собственные взгляды и отношения к миру, к людям, к делу, к событиям; собственные требования к себе и окружающим. Поэтому каждый из вас - как витязь на распутье, выясняющий, куда ему идти.

! участник: Расул Гамзатов писал:

Глаза у нас намного выше ног:

В том смысл я вижу и особый знак.

Мы все сотворены, чтоб каждый мог

Все осмотреть пред тем, как сделать шаг.

Учитель: Скажите, пожалуйста, вам не страшно ходить по улицам? Милицейские сводки пестрят сообщениями о драках, убийствах, столкновениях. На домах и заборах все чаще можно увидеть фашистскую свастику. Вы не боитесь стать жертвами экстремистов?

– Знаете ли вы, кто такие скинхеды?

– Приходилось ли вам участвовать в столкновениях на национальной почве?

– Некоторые социологи утверждают, что четверть российских граждан заражена ксенофобией. Вы входите в их число?

(Дети отвечают)

2 участник: По признанию руководителей МВД, молодежный экстремизм, в том числе движение «бритоголовых» уже угрожает национальной безопасности России и никакие антиэкстремистские, так же как и антитеррористические, меры не могут быть излишними или избыточными

– Бурный рост молодежных группировок, их возрастающая активность не раз вызывали подозрение, что за этими детскими играми стоят вполне взрослые люли, которые используют молодежь как оружие для достижения своих корыстных целей.

Учитель: Кому, по-вашему, могут быть выгодны группировки молодежи?

(Партии радикальной направленности, бизнесмены, уголовные авторитеты и т.п.)

– Многие прекрасно понимают, что группировки скинхедов - «фирмы» – это динамит, который может шарахнуть в любом направлении. Где и как может «шарахнуть» этот динамит?

2 участник И. Гёте: «Человечество могло бы достигнуть невероятных успехов, если бы оно было более трезвым»

Сегодня потребление пива в России на душу населения составляет примерно 78 литров (данные за 2010 год). Причем у нас этот напиток чаще всего употребляют люди в возрасте 25-45 лет. Сейчас более-менее регулярно пьют пиво 57% жителей нашей страны. Из них 75% мужчин и 41% женщин

Пиво у многих непременный атрибут повседневной жизни. Его пьют дома и на работе, в одиночестве и в компании. Пьют из пластиковых и стеклянных бутылок, жестяных банок, огромных кружек. Пьют мужчины и женщины, старые и молодые. Пиво стало своеобразным символом, атрибутом уверенности, успешности. Пиво и слабоалкогольные напитки стали частью молодежной субкультуры, неотъемлемым атрибутом отдыха.

3 участник: И, видимо, не случайно, что в сводках криминальных новостей все чаще появляются данные о школьниках, и даже школьницах, которые от чрезмерного употребления пива совершаются хулиганские действия или попадают в токсикологию с алкогольным отравлением. Страну охватила пивная алкоголизация молодежи. И это почти такое же бедствие, как наркотики

«Не СПИД, не туберкулез погубят Россию,

а пивной алкоголизм среди юного поколения»

Главный санитарный врач Р.Ф Геннадий Онищенко

3 участник Наркологи бьют тревогу: люди все больше времени проводит за компьютером, предпочитая виртуальный мир реальному. Статистика приводит ошеломляющие цифры: по данным ComputerEconomics, в мире 20 процентов пользователей страдают зависимостью от компьютера, то есть болен каждый пятый... Психиатры даже придумали специальный термин - «компьютерная зависимость», или «сетемания». Не преувеличена ли эта проблема? Так ли опасен компьютер?

Любая зависимость - это всегда болезнь чувств. А потому у всех зависимостей общие признаки. Классический портрет среднестатистического сетемана выглядит так. Человек обращен внутрь себя, внешние события не имеют для него значения, реальная жизнь не представляет интереса. Садясь за компьютер, он испытывает чувство эйфории. Если наркоман удовольствие получает от дозы, а алкоголик от рюмки, то сетеман - от процесса. Не случайно компьютерную зависимость называют процессуальной. Нажал на кнопку - получил кайф.

В случае если сетемана вынуждают отвлечься от монитора, он сильно раздражается, в тяжелых случаях испытывает чувство, похожее на ломку наркомана. Разлуку с компьютером он воспринимает как разлуку с лучшим другом или любимым человеком.

Часто сетеман пренебрегает собственным здоровьем и даже гигиеной для того, чтобы больше проводить времени за монитором. Болезненное увлечение идет в ущерб занятиям, домашним делам, служебным обязанностям.

Учитель. Как вы считаете - хорошо иметь свободу от ответственности?

Обмен мнениями.

Учитель. Давайте немного пофантазируем, представим, как бы выглядела наша с вами жизнь, если бы все (подчеркиваю – все, а не только мы) получили полную свободу от ответственности (хотя надо признать, что для некоторых – это не фантазия, а реальная жизнь). Вы приходите после школы домой…

Игра «Фантазии на тему…»

Учитель. Свобода без ответственности – это путь в никуда. Полной свободы в природе не существует вообще, если только в полном вакууме. Но, сами понимаете, такая свобода не предполагает жизни. Свободный человек отличается тем, что он готов нести личную ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других. Прежде чем заявить о своем праве на свободу, задайте себе вопрос: какими будут последствия моей свободы для меня и окружающих меня людей?

Учитель: Наш разговор я хочу завершить стихотворением Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя»

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираем тоже - как умеем.
Ни к кому претензий не имеем.
Каждый выбирает для себя!

Список литературы

    Белокрылова О.С., Михалкина Е.В., Банникова А.В., Агапов Е.П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

    Касьянов В.В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

    Кохановский В.П., Матяш Г.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.

    Кравченко А.И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.

    Курбатов В.И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

    Л. В. Шабанов. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность?

    Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры / Ин-т социологии РАН, Ульян. гос. ун-т. Н.-И. центр «Регион». - М.: Ин-т социологии РАН, 2000. - 262 с.

Цель: подвести учащихся к осознанию ответственности за собственные поступки и поступки других людей.

Задачи: раскрыть различные смыслы и аспекты понятия «свобода», показать практическую связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность». Развивать и излагать свою точку зрения. Способствовать процессу социализации учащихся посредством воспитания необходимых для жизни в современном социуме качеств личности.

Оборудование: раздаточный материал.

Воспитатель : Ребята, разгадав ребус, вы назовёте тему занятия.


1 слайд.


Воспитатель:
Сегодня мы будем разговаривать о трёх человеческих ценностях.
Ценности: 1. Свобода;
2. Ответственность;

3. Выбор.
Чтобы лучше вникнуть в тему, посмотрите видеоролик: «Иду в народ».

(просмотр видеоролика)

Воспитатель: Ребята, все годы учёбы в школе, мы учили вас уметь преодолевать трудности, жить, соблюдая законы, быть ответственными, готовили вас к самостоятельной жизни.
И вот скоро долгожданное слово
- с в о б о д а …..

С чем она у вас ассоциируется?
(ответы детей)

Воспитатель: Как вы распорядитесь своей свободой? Как правильно вы будете поступать, какой выбор вы будете делать в той или иной ситуации, от этого будет зависеть ваша жизнь.

Воспитатель: Свобода связана с ответственностью за свой свободный выбор. Свобода – одна из человеческих ценностей. Всё живое на Земле стремится к свободе. Едва зародившаяся былинка ломает толстый асфальт, устремляясь к солнцу. Птица в клетке бьётся до изнеможения, пытаясь вырваться на волю. Человек – венец творения, едва встав на ноги, требует для себя свободы. А что такое свобода? Давайте попробуем разобраться. Что лично для вас значит – быть свободным?

Что такое свобода?
(ответы детей)

1). Отсутствие, каких- либо ограничений, стеснений в деятельности;

2). Сознательный выбор человека из ряда возможных направлений в его мыслях и поступках какого-либо одного направления;
3). Способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на знание объективной необходимости;

4). Реализация своих творческих замыслов, воплощение намеченных задач;
5). Не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей, полное раскрытие личности.

Если понимание свободы столь многообразно, и каждый человек понимает её по своему, ко всякой свободе надо стремиться? Всякая ли свобода нам полезна?

Представьте ситуацию. Маленький ребёнок идёт по улице с мамой. Он требует свободы, вырывает свою ручонку из маминой руки и бежит вперёд. Мама позволяет некоторое время идти ему свободно. Но вот они подошли к перекрёстку, и мама настойчиво берёт сына за руку. Но он продолжает упорно вырываться. Ему понравилось свободное передвижение, ему понравилась полная свобода. Скажите, во благо ему будет та свобода, которую он требует? Должна ли мать предоставить ему полную свободу? Кому придёт в голову в подобной ситуации осуждать её за посягательство на свободу ребёнка? Но ведь малыш искренне возмущён и негодует!
Так и вы, подрастая, почувствовав себя взрослыми людьми, стремитесь к полной свободе, к той свободе, когда делаю всё, что хочу. Даже не понимая до конца, что такое – свобода , принимая за свободу вседозволенность . Вы уже все (ну почти все) знаете, всё понимаете, и сами способны решать, что вам делать и как делать. Вам непонятно, почему вами пытаются руководить родители, учителя и вообще взрослые? Вы справедливо возмущаетесь, справедливо негодуете, вы всем своим существом справедливо требуете свободу! Сво-бо-ду!... И…становитесь похожими на того малыша, который упорно вырывает свою ручонку из маминой руки, рискуя в следующее мгновение попасть под машину.

Воспитатель: Хочу предложить вам для обсуждения высказывания людей, «Какими качествами должен обладать свободный человек», а вы потом скажете, с какими высказываниями вы согласны и какие из них вам ближе всего.
(зачитывает)

Свободный человек всегда дышит полной грудью, потому, что ничего не связывает его;

Свободой мысли;

Самодостаточностью, любознательностью и упорством;

Ответственностью;

Осознанностью;

Просто быть свободным от предрассудков.

Ответственность
- обладает таким потрясающим качеством, как (извините) пофигизм! Этот человек свободен от влияния окружающей среды, чужого мнения, не париться на тему: «Ой, а что люди подумают, если я поступлю так-то»;
- мы облачены в оболочку обязательств, правил и порядка, связаны по рукам и ногам ограничениями, поэтому, считаю, что абсолюта в свободе не существует;

Человеческими качествами…… (ответы детей)

Воспитатель: Сколько людей, столько и мнений. Мы сказали, что свобода порождает ответственность. Хотелось бы услышать от вас, какие качества присущи ответственному человеку? (ответы детей)

Слайд 3.

Какие качества ответственного человека присущи тебе?

Какие качества ответственного человека тебе хотелось бы в себе развить.

Воспитатель: Мы несём ответственность за свои поступки. За хорошие поступки – тебе почёт и уважение, за проступки – наказание. Поэтому, чтобы сделать выбор, как поступить в той или иной ситуации, нужно хорошо подумать. Нужно предвидеть последствия своего выбора действий.

Предлагаю посмотреть сценки, представить себя на месте этих мальчиков и ответить: «Поступили бы вы также на их месте? Какой вывод для себя вы сделаете»
Дети показывают сценки, воспитатель их комментирует.


1 Сценка «Ложный вызов».

Без всякого предупреждения в класс вбегает «правонарушитель»:
- Сейчас бомба взорвётся, по телефону позвонили, все бежим из школы!

Комментарий ученика :
Ложное сообщение о готовящемся террористическом акте, это статья Уголовного кодекса Российской Федерации. Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья Уголовного кодекса, предусматривающая конкретное наказание.

2 Сценка «Нанесение побоев»
К ученику подходит другой ученик и условно бьёт его учебником по голове. Мальчик падает, встаёт, держась за голову, стонет, даёт сдачи. Начинается драка.
Комментарий ученика:
Обычная драка, вполне может быть рассмотрена, как статья 116 Уголовного кодекса – побои. Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом, или принудительными работами, или арестом до 3-х лет.

Воспитатель: Но, вы же маленькие, всего лишь дети! Какой штраф?
Комментарий ученика:

В этом случае действует Гражданский кодекс, статья 1074 пункт 2 гласит: ответственность за вред нанесённый несовершеннолетним, лежит на его родителях, которые в полной мере расплачиваются за действия своего чада.

3. Сценка «Порча чужого имущества» .
Два ученика:
- Дай телефон, музыку послушаю, а то скукотища!
- Не дам, скоро батарея разрядится, а мне мама должна позвонить.
- Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет!
Отбирает и выбрасывает телефон.
Комментарий воспитателя:

Вред причинён не только гражданину, но и его имуществу, а это статья 167 Уголовного кодекса – умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом или лишением свободы сроком до 5 лет. Причинение вреда бывает и неумышленное («Я нечаянно»), но это статья 168 Уголовного кодекса, наказывается штрафом или лишением свободы до двух лет.

Просмотрев сценки, вы может быть ещё раз задумаетесь над тем, как поступить в той или иной ситуации, чтобы впоследствии, избежать наказания.

Воспитатель : Предлагаю вам посмотреть видеоролик, который состоит, как – бы из 2-х частей. В первой части юноша совершает одно преступление за другим, не задумываясь над последствиями своих действий. Во 2-й части в этих же ситуациях ведёт себя достойно, благородно, воспитанно, за что ему – почёт и уважение. (просмотр видеоролика с последующим обсуждением)

Воспитатель : Только на плёнке можно перемотать всё назад и начать всё по – другому, а в реальной жизни – сделал выбор и понёс наказание за содеянное. Поэтому: свобода без ответственности – путь в никуда. Полной свободы в природе не существует, если только в полном вакууме, но такая свобода не предполагает жизни. Свободный человек тем и отличается, что он несёт ответственность за свои поступки, не перекладывая вину за последствия на других и задумывается над тем, какими будут последствия для меня и окружающих меня людей. У вас сейчас сложный возраст, когда у вас появляются собственные взгляды и отношения к жизни, миру, людям, к делу, событиям, собственное отношение к себе и окружающим и вы, как витязь на распутье, выясняющий, куда ему идти. Витязь думает, а мы иногда делаем, потом думаем.

Кулеш Ю. Глаза у нас намного выше ног:

В том смысл я вижу и особый знак.

Мы все сотворены, чтоб каждый мог

Всё осмотреть пред тем, как сделать шаг.

Слайд 4 (читает Юсупов Р.)

Воспитатель : Вспомните, пожалуйста, какие основные документы защищают права ребёнка? (Конституция страны, Конвенция прав ребёнка, Устав школы….)

Ещё, ребята, есть Трудовой кодекс, Семейный кодекс, Гражданский кодекс и т.д. Во всех этих законодательных книгах написаны права и обязанности человека Российской Федерации, законодательные акты.

Что должен знать ребёнок, вступая во взрослую жизнь? (права и обязанности).

Сейчас я буду зачитывать вам ваши права и обязанности, а вы, если я назвала ваши права, должны будете похлопать, а если обязанности, вы должны будете встать. Итак…….

Права : жизнь, свободное передвижение, личная неприкосновенность, жилище, труд, отдых, образование, охрана здоровья и медицинская помощь, получение социальной помощи, свобода мысли и слова, получение юридической помощи, принять участие в выборе Президента, которое состоится 18 марта….

Обязанности: защищать Родину, соблюдать законы, сохранять природу и окружающую среду, платить налоги…..

(из перечня прав и обязанностей дети выбирают права и обязанности)

Воспитатель: Мне бы хотелось проверить ваши знания по законодательным вопросам. Проведём тест. Первый, ответивший на вопрос, награждается сюрпризом. Итак…..

Что такое право?

* правила, выраженные в законах;

правила, не связанные с законами;

правила поведения в школе;

2.Чьи интересы должно выражать право?

небольшой группы лиц;

*всего населения страны;

президента;

3. Что такое законы?

*правила, обязательные для всех, к исполнению которых принуждает

государство;

правила, которые не обязательны для исполнения;

правила, которые должна выполнять небольшая часть населения;

4. Что такое право на жизнь?

возможность избежать наказания за преступление;

запрет на смертную казнь;

*право человека прожить от рождения до глубокой старости;

5. Есть ли в России смертная казнь?

в России есть смертная казнь, как исключительная мера наказания;

*в России не применяется смертная казнь;

в России временно отменена смертная казнь;

6. Что такое свобода?

*возможность действовать без принуждения;

возможность помочь товарищу;

возможность делать всё, что хочешь;

7. Что ограничивает свободу человека в государстве?

*закон;

общественное мнение;

внутренние убеждения человека;

8. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнком считается лицо:

не достигшие 14лет;

не достигшие 16лет;

*не достигшие 18лет;

9. Какие международные документы защищают права детей?

*Декларация прав ребёнка;

*Конвенция о правах ребёнка;

Решение ООН;

10. Гражданский кодекс рассматривает:

трудовые отношения;

*имущественные отношения;

семейные отношения;

11. На какое время могут задержать несовершеннолетнего сотрудники органов правопорядка для установления его личности?

на 1час;

*не более 3часов;

на 3суток;

12. На какое время может быть задержан несовершеннолетний при подозрении, что он совершил преступление?

*на 24часа;

на 72часа;

на 4суток;

13. С какого возраста подросток может устроиться на работу?

*с 14лет;

с 15лет;

с 16лет;

14. В каких случаях закон запрещает труд несовершеннолетних?

*на вредных и опасных для жизни работах;

*в ночное время с 22часов до 6 утра;

С 9 утра до 12часов;

15.Что такое наркотики?

лекарства;

*вещества, поражающие нервную систему;

яд;

16. С какого возраста наступает ответственность за преступления, связанные с оборотом наркотиков?

с 14 лет;

*с 16 лет;

с 18 лет;

17. Какие меры ответственности предусматривает закон за преступления, связанные с оборотом наркотиков?

лишение свободы от 3 до 8 лет;

лишение свободы сроком до 3 лет;

лечение в специализированном учреждении;

лишение свободы сроком до 15 лет; (в зависимости от тяжести преступления )

Вот видите, ребята, как в жизни всё не просто. Мы облачены в оболочку обязательств, правил, порядка, связаны по рукам и ногам ограничениями, поэтому абсолюта в свободе не существует. Разберём ещё один пример.

«Трое подростков однажды вечером решили покататься на машине. Собственного автомобиля не было ни у кого, поэтому ребята угнали первую, попавшуюся на их пути машину. Через час друзья были в милиции и узнали, что за совершённую «шалость» вполне могут оказаться в тюрьме. Они считали свою выходку безобидной шалостью и утверждали, что возвратили бы машину владельцу. Прочитав статьи Уголовного кодекса, они поняли, что им грозит».

Давайте посмотрим, как взаимосвязаны между собой человеческие ценности.

Вопросы:

У ребят была свобода выбора действий?

Как бы вы поступили в данной ситуации?

Воспитатель: У ребят появилось огромное желание покататься, был свобода выбора угнать машину, или перебороть в себе это желание и не совершать преступления. Хотя ребята и не знали, что они совершают преступление, им придётся нести ответственность, т.к., незнание закона не освобождает от ответственности.

Юсупов Р . У каждого свой путь, своя дорога

Определена она судьбой,

а может случаем, иль волей Бога,

Но выбор есть всегда, он за тобой.

И всё же каждый вправе что – то поменять:

Сломать, разрушить, или же создать.

Всем людям в мире свойственно мечтать,

Желать, страдать, а иногда осуществлять.

Все люди разные и судеб разных много,

И счастья все хотят любой ценой.

У каждого свой путь, своя дорога,

Но выбор есть – он за тобой.

Слайд 5 .

Воспитатель : Итак, летите навстречу своим мечтам, желаниям, творите, созидайте и не забывайте, что человек должен быть ……каким?

Дети:

Человек должен быть свободным, ответственным и должен уметь делать правильный выбор!