Написать эссе на тему. Что такое эссе? Пренебрегать нормами языка

Написать эссе на тему. Что такое эссе? Пренебрегать нормами языка

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

В жизни многих людей бывают случаи, когда нужно в письменной форме обосновать какую-либо точку зрения, пояснить свои действия, описать впечатления о чём-либо, рассказать о себе и т.д. и т.п. И для этого более всего подходит именно написание эссе. В представленной статье мы как раз поговорим о том, что такое и как его написать. Сразу же дадим небольшое пояснение: статья представлена в виде конкретных информационных блоков, раскрывающих те или иные особенности эссе.

Что такое эссе?

Эссе – это небольшое сочинение, написанное в прозаическом стиле и имеющее свободную композицию, а также выражающее личные соображения, умозаключения и впечатления человека на заданную тему, но изначально не претендующее на то чтобы быть исчерпывающим или основополагающим в рассматриваемом вопросе.

Цель эссе

Целью эссе, как правило, является развитие и навыка письменного изложения своих мыслей. А сам процесс его написания очень полезен, т.к. способствует обучению и улучшению навыка формулировки мыслей, структурирования информации, выявления причинно-следственных связей, иллюстрации имеющегося опыта всевозможными примерами и аргументации выводов.

Классификация эссе

Классификация эссе производится по следующим признакам:

  • Духовно-религиозные
  • Художественно-публицистические
  • Художественные
  • Исторические
  • Литературно-критические
  • Философские и т.д.

По литературной форме

  • Письма
  • Страницы дневника
  • Заметки
  • Лирические миниатюры
  • Рецензии

По форме

  • Аналитические
  • Критические
  • Рефлексивные
  • Повествовательные
  • Описательные
  • Композиционные

По форме описания

  • Субъективные, отражающие особенности личности автора
  • Объективные, описывающие предмет, явление, идею и т.п.

Признаки эссе

Небольшой объём

Вообще, конечно, каких-то определённых границ в плане объёма для эссе нет. Но рекомендуется писать эссе, что и делается практически всегда, объёмом от трёх до семи страниц печатного текста (компьютерного). Но, к примеру, во многих университетах России разрешается писать эссе объёмом до десяти страниц (машинописный текст), а в Гарвардской школе бизнеса эссе вообще пишут лишь на двух страницах.

Конкретика темы и субъективность трактовки

В любом эссе всегда присутствует конкретная тема. Поэтому эссе по определению не может рассматривать обширные темы, содержать большое количество идей и должно отражать и развивать только одну мысль или отвечать на один вопрос.

Свободная композиция

В эссе не должно присутствовать абсолютно никаких формальных рамок. Зачастую многие работы в жанре эссе построены отнюдь не на законах логики, а подчинены неким произвольным ассоциациям и могут даже быть выстроены по принципу «Всё наоборот».

Непринуждённость повествования

Работая над эссе, автор обязательно должен придерживаться доверительной манеры общения с читателем, избегать сложных, излишне строгих, неясных формулировок, а также свободно владеть темой, уметь показать её с разных ракурсов, чтобы предъявить читателю разносторонний взгляд на рассматриваемую проблему, которая станет основой его будущих размышлений.

Использование парадоксов

Во многих случаях эссе рассчитано на то, чтобы вызвать у читателя удивление. Некоторые специалисты даже считают это условие обязательным. Отправной точкой для размышлений читателя может стать какой-либо афоризм, парадокс, яркое высказывание, способное столкнуть друг с другом две взаимоисключающие мысли (утверждения) и т.п.

Смысловая целостность

Это как раз один из парадоксов эссе: отличающееся свободной композицией и субъективностью изложения произведение наряду с этим обладает внутренней смысловой целостностью, т.е. согласованностью основных тезисов и утверждений автора, гармонией ассоциаций и аргументов и непротиворечивостью суждений.

Ориентация на разговорную речь

Эссе должно быть ориентировано на понятную каждому человеку разговорную речь, но не должно содержать шаблонных фраз и выражений, легкомысленной окраски, сленга или жаргона. Повествование должно быть простым, но воспринимаемым достаточно серьёзно.

Структура и план эссе

Структура эссе практически всегда определяется двумя требованиями:

  • Мысли автора должны быть представлены в форме кратких тезисов
  • Тезисы должны быть аргументированы

В качестве аргументов здесь можно использовать какие-то факты, явления, события, ситуации, опыт, научные доказательства, мнения экспертов и т.п. Лучше всего использовать два аргумента для каждого тезиса. Именно два, потому что один может показаться неубедительным, а три и более – перегрузят краткое и образное изложение. Исходя из этих предпосылок, образуется и примерный план эссе:

  1. Вводная часть
  2. Тезис, подкреплённый аргументами
  3. Тезис, подкреплённый аргументами
  4. Заключительная часть

Что нужно учитывать при написании эссе?

  • Должна быть чётко определена как главная тема и цель эссе, так и темы и цели отдельных его разделов.
  • Для захвата внимания читателя можно использовать яркую фразу, парадокс, аллегорию, интересный факт и т.п.
  • Во вступительной и заключительной частях внимание должно быть сфокусировано на основной проблеме (введение – постановка проблемы, заключение — резюме).
  • Должны выделяться абзацы, разделы и красные строки, а также должна присутствовать логическая связь между абзацами и разделами эссе – так достигается целостность работы.
  • Изложение должно быть экспрессивным, эмоциональным и художественным. В большей мере этому способствует использование простых, коротких и разнообразных по интонации предложений.

Правила написания эссе

  1. Формальное правило лишь одно – эссе должно иметь заголовок.
  2. Допускается произвольная внутренняя структура. Учитывая, что эссе является малой формой письменной работы, не обязательно повторять выводы, которые могут содержаться в основном тексте или заголовке.
  3. Формулировке проблемы вполне может предшествовать аргументация, а сама формулировка может быть тождественна окончательному выводу.
  4. Эссе не стоит загромождать служебными деталями типа: «я расскажу о том-то и том-то» или «я определил то-то и то-то», как, например, часто делается в рефератах. Вместо этого лучше уделить больше внимания раскрытию темы.

Самые распространённые ошибки при написании эссе

Плохая проверка. Проверяя эссе нужно уделять внимание не только ошибкам в правописании, но также двусмысленным выражениям, неудачным речевым оборотам, излишне резким фразам. Работу следует несколько раз перечитывать, выявлять всевозможные недочёты и устранять их.

Долгие предисловия и недостаток деталей. Нередки случаи, когда хорошие и интересные эссе представляют собой утомительные вступительные части, не разжигающие интерес читателя, а усыпляющие его, или сплошные перечисления каких-либо утверждений, без надлежащих иллюстраций в виде примеров и интересных фактов. Нужно стремиться к тому, чтобы вступление было небольшим, но ярким и чётким, а любые утверждения и мысли сопровождались наглядными примерами.

Длинные фразы. Многие авторы считают, что длинные предложения – это хорошо. Но это отнюдь не так. Короткие предложения производят гораздо больший эффект на читателя, а длинные могут лишь перегрузить материал и усложнить восприятие. Поэтому рекомендуется чередовать длинные и короткие предложения. При проверке прочитайте свою работу вслух и если почувствуете, что на каком-то предложении у вас не хватает дыхания, чтобы его закончить, разбейте его на несколько более мелких.

Многословие. Специфика эссе в том, что оно ограничено определённым объёмом. И некоторым авторам не удаётся полноценно раскрыть тему по причине того, что они вдаются в излишнюю детализацию и подробности отдельных моментов. По этой причине объёмом нужно распорядиться умело и , изначально отказавшись от некоторых идей, мыслей и деталей, если о них и так упоминается в ходе повествования.

Перегруженность. Эссе не следует перегружать научными терминами и энциклопедическими данными, т.к. это не только отвлекает внимание читателя от основной темы, но и отрицательно сказывается на качестве всего произведения, а также преуменьшает его значение и затмевает собой выражение позиции автора.

Обращайте внимание на эти ошибки и избегайте их. Проверяйте своё произведение на несколько раз, изменяйте и при необходимости переписывайте, отсекайте лишние части и дополняйте новыми элементами – только так ваше эссе сможет стать действительно интересной, и качественной работой.

Успехов в написании эссе!

В связи с введением в 2006-2007 учебном году ЕГЭ во всех школах нашей страны, ученикам были предложены новые формы сдачи выпускных экзаменов. Теперь для успешной итоговой аттестации по русскому языку необходимо иметь не только теоретические знания по данному предмету, но и умение дать развернутый ответ в жанре эссе. Также все задания, которые предлагаются в части С - определить основную мысль текста, сделать языковой анализ и написать собственное сочинение-отклик на основную тему, - должны быть логично скомпонованы и композиционно правильно выстроены. Ведь отличие письменной речи от устной в том и состоит, что письменная речь всегда целенаправленна.

Задание открытого типа с развернутым ответом - это сочинение на основе предложенного текста. Оно проверяет сформированность у учащихся отдельных коммуникативных умений и навыков:

  • анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;
  • комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;
  • выражать и аргументировать собственное мнение;
  • последовательно и логично излагать свои мысли;
  • использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
  • практической грамотности - оформления высказываний в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

Таким образом, третья часть экзаменационной работы проверяет состояние практических речевых умений и навыков и дает представление о том, владеют ли выпускники школы монологической речью, умеют ли грамотно излагать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для дальнейшего профессионального образования и роста.

Зачастую ученики либо пересказывают текст, либо пытаются дать его полный лингвистический анализ. На самом деле надо понять основную мысль исходного текста, ведь именно от этого зависит раскрытие темы эссе. Выпускник также должен согласиться или не согласиться с мнением автора текста, привести ряд аргументов, доказывающих его позицию. В тексте сочинения должно быть место формулировке основной мысли исходного текста, анализ с объяснением использования этих языковых средств и объяснением того, как ученик понимает эти оттенки смысла. Должно найтись место и собственному мнению ученика, вступлению и заключению сочинения.

Уже не первый год ученики нашей школы занимаются проектной деятельностью.

Т. к. в объеме школьной программы не предусмотрено необходимое количество часов на изучение и отработку навыков по написанию эссе, я посоветовала своим ученикам для защиты проекта на «Ярмарке идей» выбрать тему «Как написать эссе» и вместе составить алгоритм написания части С. Ребята с интересом работали над этой темой, считая, что эта работа поможет им успешно сдать ЕГЭ по русскому языку.

В своей работе выпускники рассмотрели следующие вопросы:

  • История рождения литературного жанра эссе.
  • Определения эссе.
  • Особенности эссе как литературного жанра.
  • Разновидности эссе.
  • Подготовка к написанию эссе.
  • Структурная схема эссе.
  • Как написать эссе. Примеры эссе.
  • Памятка для учащихся при написании эссе.
  • Требования, предъявляемые к эссе.
  • Алгоритм написания эссе.

Цель данного проекта:

  1. Создать алгоритм написания эссе.
  2. Помочь выпускнику успешно сдать экзамены в форме ЕГЭ.

Вторичная цель : раскрыть свои индивидуальные особенности: способность самостоятельно мыслить, сопоставлять, сравнивать – готовность к написанию.

Задачи проекта:

  • изучить жанр эссе;
  • показать, как можно выражать своё личное восприятие текста;
  • самостоятельно размышлять по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного;
  • развить читательскую и творческую активность.

Подготовительный этап к написанию эссе

  1. Внимательно прочтите текст, предлагаемый для написания эссе.
  2. Вспомните, что вы знаете об авторе.
  3. Найдите ключевые слова.
  4. Запишите объективные ключевые слова по группам.
  5. Отметьте стрелками связь или противопоставление объективных ключевых слов.
  6. Рядом с объективными запишите субъективные ключевые слова, отнеся их по смыслу.
  7. Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение.
  8. Определите главную мысль высказывания (о чем оно?).
  9. Сформулируйте проблему текста в виде вопроса.
  10. Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания.
  11. Подумайте, какие вы будете использовать литературные приемы, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).
  12. Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план.
  13. Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.
  14. Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

Алгоритм написания эссе:

  1. Формулировка проблемы исходного текста.
  2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
  3. Отражение позиции автора исходного текста.
  4. Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).
  5. Заключение.

Комментарии к алгоритму:

1. Формулировка проблемы исходного текста.

Экзаменуемый обязательно должен сформулировать одну из проблем исходного текста. Для этого он может ответить на следующие вопросы: О чем рассказывается в тексте? Какие вопросы рассматривает автор? Какие проблемы поднимает? Какие вопросы волнуют писателя? и т.д.

АНАЛИЗИРУЕТСЯ (какая) проблема; проблема (чего); круг (каких-то) проблем; ДАЁТСЯ истолкование (чего); описание (чего); критика (чего); критическая оценка (чего); характеристика основных черт (чего); ИЗЛАГАЕТСЯ история (возникновения, формирования, зарождения, развития, создание (чего)); ИССЛЕДУЕТСЯ комплекс (каких) вопросов; процесса (чего); влияние (чего на что); зависимость(чего от чего); применение (чего в чём)

2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

В этой части сочинения излагается собственная позиция по тем вопросам, которые были затронуты автором исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме – это необходимая часть сочинения-рассуждения, в которой ученик показывает, насколько глубоко и полно он понял эту проблему.

Комментарий может быть:

  • текстуальным, т. е. объяснять текст, следовать за автором в раскрытии проблемы;
  • концепционным, т.е. представить собственное мнение с опорой на предложенный текст.

Выпускник должен правильно сформулировать авторскую позицию по прокомментированной проблеме, а также назвать языковые средства выразительности, помогающие автору выразить свои мысли, оценить употребление языковых средств с точки зрения мотивированности в контексте, т.е. объяснить их роль в тексте, и привести примеры их использования в анализируемом тексте.

Возможные опорные выражения:

Автор даёт оценку (чему)
Автор выявляет сущность (чего)
Автор излагает свой подход (к чему)
Автор исходит из того, что
Автор показывает собственное понимание (чего)
Автор считает правомерным (что)
Автор разграничивает понятия (чего)
Автор обращает внимание на то, что
Приведенные примеры автор характеризует как
По мнению автора
Автор убедительно доказывает (что)
Определяя сущность и место (чего в чём), автор считает, что
Подчёркивая актуальность(чего), автор обращает внимание (на что)
По мнению автора, важное значение имеет (что)

4. Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).

Экзаменуемый должен выразить собственное мнение по сформулированной проблеме, поставленной автором текста, согласившись или не согласившись с позицией автора (я согласен с мнением автора…, я разделяю точку зрения автора…, авторская позиция мне близка, вполне понятна…) и аргументировать свою позицию. Ученик может использовать следующие типы аргументов:

I . Логические

  • Факты
  • Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.)
  • Статистика (количественные показатели развития производства и общества)
  • Законы природы.
  • Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и других нормативных актов, обязательных для выполнения.
  • Данные экспериментов и экспертиз.
  • Свидетельства очевидцев.

II . Иллюстративные

  • Конкретный пример, который берется из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае.
  • Литературный пример из общеизвестного произведения.
  • Предположительный пример (рассказывает о том, что могло быть при определенных условиях).

Возможные опорные выражения:

Нельзя не согласиться с автором в том, что…
Трудно не согласиться с точкой зрения автора на проблему…
По моему мнению, злободневность этой проблемы в том, что…
Мне кажется, что автор не прав, утверждая, что…
Не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автором (чего)

5. Заключение.

В заключение учащийся должен подвести итог сказанному, сделать выводы.

Возможные опорные слова: в заключение хочется отметить (подчеркнуть, обратить внимание); итак; таким образом).

Памятка для учащихся при написании эссе

Элемент структуры

% к общему объему работы

1. Проблема исходного текста.

2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

4. Собственное мнение учащегося, аргументы. 2 аргументированных доказательства (опровержения), тезиса, выражающих ваше личное мнение (вашу позицию) и имеющих в своей основе научный подход.

Эссе — особый вид сочинения, и каждому абитуриенту/студенту не единожды придётся таковое писать. поможет разобраться в отличительных чертах жанра и даст пару советов, как сделать текст содержательным.

Чем эссе отличается от других видов письменных работ?

По сути эссе — это небольшое сочинение свободной композиции, в котором выражаются личные впечатления и мысли автора по какому-либо поводу или вопросу. Текст может затрагивать философские, публицистические, исторические, литературные, научно-популярные темы.

В чём смысл?

Преподаватели в университете и организаторы конкурсов, олимпиад любят эссе, поскольку это отличный способ развития творческого мышления и тренировки навыка письменного изложения мыслей. По работе видно, как человек выделяет причинно-следственные связи, структурирует информацию и аргументирует выводы.

Как писать?

Тема должна быть конкретной. В эссе ты отвечаешь только на один вопрос. Строгой структуры у него нет, но мысли желательно излагать в форме кратких тезисов и подкреплять их аргументами [факты, общественные события, явления, твой опыт, научные обоснования, ссылки на мнение авторитетных личностей — прим. ред.] . Чтобы доказательство в пользу тезисов было убедительным, стоит приводить по два аргумента, больше «перегрузит» текст.

Во вступлении и заключении сфокусируй внимание на проблеме: в первом абзаце обозначь её, а в последнем сделай вывод. Чтобы эссе было целостным, старайся логически связывать фрагменты между собой.

Используй преимущества художественно-публицистического стиля по максимуму. Не бойся быть эмоциональным, экспрессивным, проявлять чувство юмора. Так ты покажешь свою индивидуальность. Если речь идёт о личных качествах или способностях, можно, например, дать ответ на вопрос: «Чем это отличает меня от других?» Делая ссылки на слова авторитетных людей, поясняй, почему выбрал именно их.

Постарайся впечатлить читателя яркими высказываниями, афоризмами. Не бойся спорить с собой, сталкивай противоречащие друг другу утверждения. Тогда текст покажется интересным и запоминающимся.


Чего делать не следует?

Пренебрегать нормами языка

Текст должен быть написан грамотно. Почисти его не только от орфографических и пунктуационных ошибок, но и от двусмысленных выражений, неоправданных повторов, тавтологий, неудачных речевых оборотов. Постарайся не использовать сленг, штампы, сокращения, чтобы сочинение воспринималось читателем серьёзно.

Не подкреплять утверждения примерами

Эссе выглядит проигрышным, если в тексте только сухие факты. Иллюстрируй высказывания случаями из жизни. Иначе прочтение работы станет утомительным делом.

Пускать пыль в глаза

Никому не понравится чрезмерное приукрашивание реального положения дел. Будь честным, но позитивным в своём эссе.


Не проверять факты

Плохо скажется на оценке сочинения неправильная интерпретация данных, ошибки в датах и именах. Не поленись лишний раз всё пересмотреть.

Перебарщивать с объёмом

Избегай сложных синтаксических конструкций. Длинные фразы — не показатель экспертности. Не делай абзацы громоздкими. После завершения эссе присвой каждому отрывку буквы S-short (до 10 слов), M-medium (до 20 слов), L-long (более 20 слов). Оптимальная схема MSMLMS.

После того, как закончил эссе, задай себе несколько вопросов: «Хорошо ли я раскрыл тему? и Будут ли понятны мои мысли читателю?» Если всё в порядке, то ты справился с задачей !

Перепечатка материалов с сайта сайт возможна только с письменного разрешения редакции.

Эссе – очень привлекательный и необычный жанр литературы. Он представляет интерес как для читателя, так и для автора. Такое внимание эссе вызывает в первую очередь отсутствием жестких рамок как в форме, так и в содержании. Однако если вы хотите написать текст, который без сомнения назовут эссе, все же необходимо учесть некоторые моменты.

Эссе – это ваш личный взгляд на некую реалию, ваше персональное мнение. Для того чтобы выполнить работу, вам потребуется выбрать понятную, однозначную тему. Тон эссе задается тезисом – основным положением текста, которое обычно формулируется в одно или несколько предложений в начале текста. Таким образом, вы сообщаете читателю предмет дальнейших рассуждений. Это может быть вопрос или описание проблемы. Весь остальной текст представляет собой ваши размышления, взвешивания всех “за” и “против”, которые обязательно должны привести к выводу. Если в начале произведения вы задавали вопрос, то основная часть текста, состоящая из ваших аргументов, в конце обязана дать ответ на этот вопрос. Композиция эссе не является жесткой конструкцией. Чаще всего эссе выглядит следующим образом:
  • тезис;
  • аргументы;
  • вывод.

Существует вариант построения текста, когда аргументы предшествуют тезису. Если вашу точку зрения, касательно темы эссе, можно выразить таким способом, то все рамки формы для вас снимаются. Также излагать тезисы можно постепенно, каждый подкрепляя вашим мнением. В таком случае итог ваших стараний будет иметь следующую структуру:

  • тезис;
  • аргументы;
  • тезис;
  • аргументы;
  • тезис;
  • аргументы;
  • вывод.

Но даже при такой форме помните, что в эссе всегда развивается только один мотив. Толкования нескольких тем недопустимы.


Определенных правил по поводу объема эссе не существует. Теоретически ваш конечный литературный продукт может быть длиной как в одну страницу, так и в 50. Как правило, эссе представляет собой небольшое произведение. Обусловлено это тем, что в данном жанре раскрывается одна узкая тема, четкий, конкретный вопрос без околотемных рассуждений.


Тематика эссе самая разнообразная. Нет никаких ограничений в выборе предмета осмысления. Однако выбирайте только ту тему, в которой вы разбираетесь досконально, чтобы у читателя не возникло чувства, что вы недоговариваете или лжете в аргументах.


Отличительная особенность данного жанра – непринужденность и эмоциональность повествования. Автор делится собственными мыслями и ощущениями, поэтому позволительно строить речь в разговорном стиле. Главное – не переборщить и не превратить литературное произведение в безграмотный, полный сленга и легкомысленных оборотов текст. Помните, что в эссе прежде всего оценивается личность автора и его уникальные взгляды на те или иные события. Поэтому эссе должно заинтересовывать сразу качественно новым словом по теме. Кроме того, эссе может состоять из одних впечатлений писателя. В этом случае важно показать видение предметов под новым углом и оформить свои мысли живо и образно.


Эссе следует писать по следующему алгоритму :

1.Внимательно прочитайте и проанализируйте все предложенные цитаты для написания эссе.

2.Выберите наиболее подходящую для вас тему. Советуем при выборе высказывания принимать во внимание следующий ряд обстоятельств:

При написании эссе необходимо использовать знания обществоведческого курса – понятия, теоретические положения, поэтому качественно выполнить задание на незнакомом или непонятном содержании достаточно трудно. Вы должны знать теоретический материал по теме и оперировать понятиями по этой теме, иметь личный опыт или уметь привести аргументы из общественной жизни или истории.

Очень важно соотнести выбранную тему с предложенным контекстом ее раскрытия. Может оказаться, что ученик способен раскрыть смысл высказывания, например, в социологическом контексте, но задан экономический контекст, или он видит смысл высказывания в рамках политологии, а задан правоведческий контекст.

Необходимо, чтобы в вашем эссе прослеживалась логика. Эссе предполагает логически связное рассуждение, в заключении которого делаются определенные выводы, поэтому в случае затруднений в создании подобной логической основы эссе целесообразно подумать о выборе иного высказывания.

3.Определите главную мысль высказывания. Для этого важно установить тематическую связь высказывания с обществоведческим курсом.

4.Подберите теоретический материал по данной теме. Определите, какими понятиями вы будете пользоваться, какие теоретические положения вам нужно раскрыть.

5.Определитесь, согласны вы или нет с высказыванием, набросайте аргументы « за» и «против».

6.Для каждого аргумента подберите примеры, факты из общественной жизни, истории и/или личного опыта. Именно реальные факты, а не абстрактные рассуждения (что является одной из типичных ошибок при написании эссе)

7.Проверьте, есть ли логическая связь между частями эссе.

8.Сформулируйте обобщающий вывод.

Таким образом, у вас должно получиться эссе по следующему плану:

1) Введение. Необходимо кратко изложить актуальность проблемы и перефразировать высказывание своими словами (Смысл высказывания состоит в том, что...)

2) Основная часть. Вы должны согласиться с высказыванием или опровергнуть его, при этом аргументировать свою точку зрения. Можно начать с "Я согласен(а)/Я не согласен(а)"

3) Работа с тезисом, которую нужно провести по следующему плану:

1. Высказывается позиция (Я считаю что...) или риторический вопрос (А не задумывались ли вы над тем...?)

2. Указываются причины (потому что...)

3. Приводятся аргументы (это можно подтвердить следующими примерами...)

4. Устанавливаются взаимосвязи (в связи с этим...)

4) Вывод, в котором должно содержаться краткое изложение мысли. Также возможно связать полученные выводы с будущим страны, мира, общества.

План написания эссе

Введение

    Четкое указание проблемы высказывания:

«Избранное мною высказывание касается проблемы….»

«Проблема данного высказывания заключается в….»

    Объяснение выбора темы (в чем значимость или актуальность этой темы)

«Всех волнует вопрос…»

«АКТУАЛЬНОСТЬ данной темы заключается в …»

3) Раскрыть смысл высказывания с точки зрения обществознания, 1-2 предложения

5) Своя интерпретация данной фразы, СВОЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ (СОГЛАСЕН ТЫ ИЛИ НЕТ)

«Я считаю…»

6) Высказывание своей позиции, переход к основной части эссе

P.S. будет плюсом, если во введении дать информацию об авторе высказывания и вставить определение выбранной сферы эссе (философии, политики, экономики, правоведения и т.д.)

Аргументация:

1) Теоретическая аргументация проблемы. Должно быть представлено не менее 3 аспектов теоретического раскрытия темы. Например: раскрыть само понятие, привести примеры, разобрать признаки, функции, классификации, свойства.

2) Практическая аргументация или пример из общественной жизни

Заключение:

Вернуться к формулировке самого высказывания или к проблеме высказывания.

Сделать на основе этого вывод.

Вывод должен состоять из 2 частей: свои мысли в качестве итога + возврат к теме.

Пример

«Хорошая конституция бесконечно лучше, чем самый лучший деспот».

(Т. Маколей)

Надо согласиться с мнением английского мыслителя.

1) Определение политических режимов: демократия и тоталитаризм (как деспотическое правление).

2) Конституция и законность как неотъемлемый признак демократии.

3) Зависимость тоталитарного (деспотического) правления от воли деспота («Что угодно государю имеет силу закона»).

4) Аргументы: возможность изменения любого закона в угоду правителю при тоталитаризме, непререкаемость любого закона при демократии (история римского республиканца Брута, приговорившего к казни своих сыновей за участие в монархическом заговоре).

Памятка

Как научиться писать эссе по обществознанию

1. Пойми, что эссе – это разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий ассоциаций. Чётко должна прослеживаться авторская позиция, отношение (особенно в основной части).

2. Запиши тему эссе.

3. Не забывай, что ты пишешь эссе по обществознанию , поэтому сразу на черновик набросай обществоведческие термины, цитаты, примеры, факты , приемлемые для раскрытия данной темы.

4. Определи проблему. Проблема–это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения.

Примеры некоторых видов проблем, соответствующие разделам курса

обществознания:

Виды проблем

Примеры проблем

1.Философские

Смысла жизни, морального выбора, познания мира, добра и зла, истинности научного знания, морально-нравственного измерения личности, потребности человека и проч.

2. Культурологические

Современной культуры, значения культуры прошлого, истинности научного знания, безграничности научного знания, этики науки, взаимоотношение науки и религии, сущность религии и её значение и проч.

3. Экономические

Уплаты налогов, конкуренции, собственности, глобализации, роли государства в рыночной экономике, рационального потребления, значения денег, взаимосвязи экономики и политики и проч.

4. Социальные

Богатства и бедности, демографические, межнациональных отношений, социальной стабильности, противоречивости современного мира, общественного прогресса, маргинальности, социального обеспечения и проч.

5. Политические

Власти, взаимоотношения власти и народа, разделение ветвей власти, роли политических партий, сущность демократии, политической роли, политического статуса, народовластия, политического участия и проч.

6. Правовые

Права и справедливости, справедливости и закона, соотношение морали и права, значения договорных отношений в обществе, равенства граждан перед законом, потребности права и проч.

5. Структура эссе . Выявил проблему, т.е. задачу, требующую разрешения, формулируй тезис - мысль автора по той или иной проблеме. Мысль автора выражается в виде тезиса (Т ). Но мысль должна быть подкреплена доказательствами, аргументами научного или бытового характера. Поэтому за тезисом следуют аргументы (А) . Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, литературные ситуации, научные доказательства и т.д. Лучше (но не обязательно) приводить два аргумента в пользу того или иного тезиса, т.к. один может быть неубедительным, три аргумента могут перегрузить (эссе – все же «малый жанр»!).

Таким образом, получается кольцевая композиция эссе:

Вступление (В), проблема (П), тезис (Т), аргументы (А), вывод (В).

I . Схема эссе:

I . В

II . П

III . Т

А1

А2

IV . В

Но! Запомни: эссе может придерживаться свободной структуры.

6. Логике изложения материала и его структурированию способствуют выделение абзацев и красная строка . Каждый абзац - предыдущий и последующий – должны быть связаны между собой.

7. Эссе должно быть «эмоционально заряжено», но при этом важно проявить внешнюю сдержанность повествования. Экспрессивность достигается за счёт коротких, простых предложений, разнообразных по интонации и умелого использования самого «современного» из всех знаков препинания – тире. Тире вносит в предложение особую интонацию, так необходимую для выражения своего мнения.

    8. Уместно использование клише . Например:

    Для меня эта фраза является ключом к пониманию…

    Поразительный простор для мыслей открывает эта фраза.

    Я не могу присоединиться к данному утверждению и попробую обосновать свою позицию.

    Выражая несогласие с мнением автора, ответим на вопросы: так что же такое…

    Я полностью согласна с позицией автора.

    оказывает благотворное действие…

    Представленная в данном высказывании проблема актуальна и злободневна для...

    С одной стороны я согласен, потому что… С другой – нет, так как…

    Именно поэтому я соглашаюсь с автором.

    Мне очень импонирует фраза…

    Проиллюстрируем это положение примерами.

    Рассмотрим несколько подходов.

    Во- первых,…Во- вторых,..

    Задание: сформулируй проблемы в темах эссе.

Высказывание

Возможная проблема

1. «Бедняки платят дороже всего». (У. Зыбура)

Богатства и бедности

2. «Налоги – это та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе». (О.У. Холмс)

Уплата налогов

3. Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». (Л. Питер)

рационального потребления,

4. «Система частной собственности – важнейшая гарантия свободы не только для владельцев собственности, но и для тех, у кого её нет». (Ф.А.Хайек)

5. «Самый бедный тот, кто не умеет пользоваться тем, чем располагает». (П. Буаст)

социального обеспечения и проч.

6. «Умное государство не мешает своим гражданам зарабатывать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов». (Дж. Фейлан)

Уплаты налогов

7. « Деньги как навоз: если их не разбрасывать, от них не будет толку»

значения денег

8. « Великие нации никогда не беднеют из-за расточительства и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительства и неблагоразумия государственной власти». (А. Смит)

9. «Человек с множеством достоинств добавит к ним ещё два, если окажется способным заработать и разумно потратить большие деньги». (Э.Севрус)

собственности

10. «Богатство не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться». (Наполеон)

рационального потребления

11. «Бесчестная прибыль облегчает бесчестную натуру». (Пириандр)

Взаимосвязи экономики и политики и проч.

12. «Равный раздел состояний и земель привёл бы общей нищете». (С. Батлер)

социальной стабильности

13. «Инфляция каждому предоставляет возможность почувствовать себя миллионером». (А. Рогов)

собственности

14. «Торговля не разорила ещё ни одного народа». (Б. Франклин)

рационального потребления

15. «Бесплатных завтраков не бывает». (Б. Крейн)

значения денег