Ли смысл получать высшее образование. Стоит ли получать высшее образование? Высшее образование как переходный этап между детством и взрослой самостоятельной жизнью

Ли смысл получать высшее образование. Стоит ли получать высшее образование? Высшее образование как переходный этап между детством и взрослой самостоятельной жизнью

Опрос портала для молодых специалистов сайт показал, что 9% выпускников, будь у них второй шанс и выбор - пойти учиться или купить «корочку» - предпочли бы второй вариант. В то же время 83% всех опрошенных отметили, что вновь стали бы студентами на 4–5 лет, однако в первую очередь не потому, что для них ценны знания сами по себе, а из-за важности тех качеств, которые в них сформировала учеба в вузе и которые необходимы как в работе, так и в личной жизни, - самостоятельность, умение учиться, доводить дело до конца, целеустремленность и многое другое (49%). Менее трети (29%) отметили, что пошли бы учиться вновь из-за самого образования. 10% выбрали бы студенческую скамью, поскольку считают неприемлемым для себя приобретение противозаконных документов. Студентов, желающих купить диплом и отправиться в свободное плавание, на 3% больше (12%), чем молодых специалистов (9%).

83% респондентов отметили, что можно получать большие деньги, не имея высшего образования. При этом 84% указали, что пробиться в жизни без диплома сложно: не потому, что знаний, требуемых на рынке, может не хватить (20%), а потому что работодатели везде и всюду требуют «корочку» (54%).

Онлайн-опрос проведен порталом сайт 10–12 мая 2012 года среди 1075 российских студентов и молодых специалистов.

Если бы у вас был второй шанс начать все сначала, вы пошли бы учиться в вузе или купили бы диплом?

При условии, что деньги на его покупку у вас есть

Почему вы пошли бы учиться, отказавшись от покупки диплома?

Назовите основную причину

Ответ %
Потому что вуз заложил во мне основы самостоятельности, целеустремленности, умения учиться – всего того, что обязательно пригодится в жизни 49
Потому что вуз дал мне хорошее образование, теоретическую подготовку, и это позволит мне профессионально расти и развиваться 29
Покупка противозаконных документов для меня неприемлема 10
Потому что время обучения было самым веселым, я приобрел верных друзей и завел много интересных знакомств 9
Другое 4

Почему вы не пошли бы учиться?

Назовите основную причину

Если бы у вас были деньги на покупку диплома перед поступлением в вуз, вы бы купили его?

Ответ %
Да 12
Нет 78
Затрудняюсь ответить 10

Как вы думаете, можно ли, не имея высшего образования, получать большие деньги?

Ответ %
Да 83
Нет 10
Затрудняюсь ответить 7

Почему «да»?

Варианты ответов
Если разбираешься в своем деле, то наличие диплома необязательно. Хуже, когда наоборот: диплом в руках, а в голове пусто.
Много людей, не имея высшего образования, но имея мозги и четко сформулированные цели, добиваются успеха, выходя на нужные контакты. Яркие примеры - Джобс, Рокфеллер, Возняк, Форд.
Необходимые знания можно получить и самостоятельно.
Главное не образование, а то, на что человек способен, к чему он стремится.
Чаще всего высшее образование в нашей стране стране не подразумевает практических знаний, они приобретаются уже на работе. Поэтому главное – опыт.
Сила и красота более оплачиваемы, нежели мозг эрудитов и интеллектуалов.
Если есть ярко выраженные способности и талант, то и без теоретических знаний можно добиться успеха.
В настоящее время высшее образование – это лишь «корочка». Весь потенциал скрыт внутри человека, при условии, что человек отдается своему любимому делу без остатка.
Главное – руки и голова на плечах.
С высшим образованием можно устроиться на высокооплачиваемую работу, но бывает так, что человек сам по себе очень начитанный или у него есть хорошие связи. Он может открыть свой бизнес и без высшего образования, все придет с опытом.
Диплом – это бумажка, необходимая для подтверждения статуса и не означающая наличие каких-либо знаний.
К сожалению, в России нет однозначной положительной зависимости между образованием и зарплатой.

Почему «нет»?

Варианты ответов
Без высшего образования двери приличных компаний будут закрыты.
Честно заработать приличные деньги можно, только имея высшее образование и профессию.
Можно зарабатывать достаточно денег, но в своей сфере нужно постоянно развиваться, изучать специальную литературу. Большие деньги без высшего образования могут заработать лишь единицы.
Для получения хорошей заработной платы необходимы хорошие знания в какой-либо сфере деятельности.
Неквалифицированный труд не может оплачиваться достойно. И неважно, сколько физических сил на это требуется: будь то уборщица или грузчик.
Не дадут продвинуться дальше, даже если ты хороший работник. Без высшего образования в наше время никуда – и это факт.
Без образования человек не поднимется выше определенного уровня, а с образованием перед ним открыты все двери.
Высшее образование, прежде всего, дает понимание того, что «жизнь часто дает нам шанс. И обычно этот шанс одет в рабочий костюм и очень сильно похож на работу». Суть в том, что успех достигается только упорным трудом через множество ошибок и проб.
  1. Я сомневаюсь, что лучшие знания для меня заложены в программе, разработанной дядями и теятми пенсионного возраста из министерства образования. А что Вы хотели от людей, которые еще помнят, как их учили тому, что "Генетика - это продажная девка империализма", а слово "Айфон" ассоциируется у них с чем то неприличным.

Зачем мне "лучшее в мире образование", за которое платят меньше всего дeнeг? Все бы было по-другому, но, к сожалению, "тупые янки" и "зажравшиеся европейцы" не знают о "лучшем в мире", поэтому получать придется нашу отечественную родную заработную плату.
Для того, чтобы получить приблизительно гривневую зарплату в долларах - делим на 8, а в рублях умножаем на 4.


Учитывая потерю моего покерного дохода и минимальные затраты на высшее образование, оно обойдется мне не менее, чем 250000$ в денежном эквиваленте за 5 лет. Лучше вместо него куплю себе новенький "Бентли" и поеду устраиваться продащицей арбузов... Чисто поржать над изумлением хозяина и получить порцию славы. А еще лучше, если инвестировать эти средства пусть даже под 10% годовых, тогда можно самому открыть какое-нибудь коммерческое предприятие и использовать наемный труд. Что еще можно купить на эти дeньги?
Новый Bentley Continental GT 2012...

...Или таксопарк из 42 новых ВАЗов 2107 по розничной цене

Новый дом на берегу моря в г. Севастополе площадью 250 кв. м. в элитном районе...


...Или 50 - 500 домов в депрессивных районах Донецкой области

Если образование рассматривать как инвестицию, то это инвестиция приличной суммы на очень длинный срок с абсолютно непредсказуемым и непонятным для меня результатом. Интересно, ответит ли даже сам себе какой-либо из сторонников высшего образования как инвестиции, какой у него ROI или хотя бы доходность инвестиции в процентах годовых. Я предпочитаю инвестировать здесь и сейчас от 10% в год и выше на прозрачных условиях.
Ниже график, что будет в моем случае, если вместо высшего образования инвестировать сэкономленные дeньги под 10% годовых. Т.е. по окончании пятилетнего срока у меня будет 305000$ Если я их продолжу инвестировать под 10% годовых, тогда я буду получать более 30000$ в год пассивного дохода, а не зарплату молодого специалиста.

Я не вижу смысла слушать лекции и записывать их в тетрадь, потому что я знаю, что такое интернет и умею пользоваться поисковыми машинами. Если одну тетрадную страничку исписать плотно мелким шрифтом, то это количество информации будет равно приблизительно 1 КБ текста в notepad (1000 знаков). Скачайте 100 Кб (большая общая тетрадь) текста и осознайте, насколько это скудно и какой смысл писать это собственноручно.
Жаль, что дядя Альберт не жил в эпоху интернета...


Знания должны вознаграждаться дeньгами, а не "плей манями" в виде оценок. Играла в игру "Получи оценку больше, чем у соседа" десять лет в школе. По окончании этой игры все мои "пятерочки" оказались бесценными бесполезными в новых реалиях. Второй раз тратить время на бессмысленные состязания с ровесниками не вижу смысла.

Я не вижу практического результата в львиной доле предлагаемых к изучению предметов. Если у меня есть цель, я знаю каких мне знаний не хватает. Чем меньше я отвлекаюсь на постороннюю информацию, тем быстрее я достигаю поставленной цели.


Мне неинтересно слушать умозаключения плохоподготовленных сокурсников в течении минут, которые выливаются в часы, недели, месяцы и годы. Какая мне практическая польза от прослушивания с целью оценки уровня знаний "выступления у доски" Иванова Ивана на семинаре, практическом занятии, экзамене?! А чем еще заняться взрослой девочке, когда кто - то мычит возле доски?!


То, что есть у 9 из 10 современных людей нельзя продать дорого.
Банальная конкуренция


Все родственники и друзья советовали мне получать высшее образование. Но если они нищие, разве стоит слушать их мнение о том, как стать богатым?
Близкие люди часто желают мне добра, но заблуждаются еще чаще

В конце - концов, я не смогла логично и рационально ответить на вопрос мужа: "А для чего оно тебе надо? Лучше учись хорошо готовить борщ". Однако, после презентации моего инвестиционного плана, он согласился, что даже хороший борщ не может стоить 250000 - 300000$ за 5 лет и теперь вынужден питаться в столовых, кафе и ресторанах.


Все вышесказанное - аргументы, на которых строился мой личный выбор. Каждый должен самостоятельно выбрать свой путь в зависимости от поставленных целей и жизненных ценностей. Комментарии включаю, так как здесь вижу тему для дискуссии.

А за окошком — месяц май. Тот самый месяц, когда неокрепшие юные умы вдруг неожиданно находят мой малость подзаброшенный в последнее время сайт. Некоторые из них даже пишут письма. Наставь, мол, Учитель, на путь истинный, открой путь к Свету и всё такое. Скажем, вот:

Был мифистом, перевёлся (не доучился), сейчас, так сказать, на распутье. Не то учиться, не то работать и сразу пытаться что-либо делать. Как славный мифист, периодически почитывал летопись мифи, но вот только сегодня наткнулся на . Про выбор вуза — поучившись — я полностью с вами согласен. Но мне кажется, вы оборвали мысль. Как по вашему, вся эта затея с высшим образованием себя оправдывает? При наличии мозга, рук и интернета, можно научиться всему (или почти всему), избежав вороха ненужной ерунды и уймы потраченного в никуда времени.


Кстати, относительно упомянутой в тексте письма заметки. Недавно гулял с одной очаровательной мадемуазелью по местам её детства. В частности, проходили мимо детского сада, кудя ей в нежном дошкольном возрасте посчастливилось быть отгружаемой по рабочим дням. Нормальный такой, типовой советский детский садик. На ограждающем его заборе ныне гордо красуется вывеска: «Негосударственное образовательное учреждение. Институт какого-то там предпринимательства с каким-то там менеджментом. Диплом государственного образца. Бла-бла-бла. Отсрочка от армии» . Чёрт, в наше странное время я даже готов поверить, что сие образовательное учреждение в процессе перепрофилирования особо и не меняло штат сотрудников. Но я не об этом.

Так вот, вопрос. Оно вообще надо, это высшее образование? Ведь есть же, в самом деле, интернет, где, вроде бы, в свободном доступе информации в миллионы раз больше, чем дадут в каком бы то ни было образовательном учреждении. В одной Википедии, вон, ну всё же написано.

Но как-то смешно даже представить, что можно стать толковым специалистом хоть в какой-либо области, лишь просидев сколько-то времени за монитором. При наличии мозга, рук и интернета можно научиться, на самом деле, только тому, что и, так сказать, «в бою» требует только мозга, рук и интернета. А это, если честно, очень ограниченный набор... хм... наук.

Да и дело-то не только и не столько в самих науках. Самое важное, что человек получает в процессе обучения в ВУЗе — это практика самостоятельной творческой работы. От курса к курсу тебе ставят всё менее формализованные задачи, давая всё меньше вводных инструкций. Сначала всё просто: минимум творчества, максимум чётких алгоритмов. Делай это, получишь это. Плавно, постепенно всё доходит до того, что в качестве финального аккорда обучения тебе уже просто говорят: поставь себе задачу, реши её, напиши об этом кирпич страниц на сорок, расскажи об этом уважаемым людям — и мы дадим тебе вожделенный диплом.

Пункт первый. Почти невозможно самостоятельно научиться чему-либо, не имея связанной с этим реальной практической задачи. Пункт второй. Вот так вот вдруг взять и поставить самому себе эту самую реальную практическую задачу, да не слишком простую (а то неинтересно, да и мало чему научишься в процессе решения), да не слишком сложную (а то опустишь руки посреди дороги) — ещё сложнее. Пункт третий. Пункту второму тоже нужно сперва научиться, смотри пункт первый.

И самая большая ценность высшего образования, главный смысл этого пяти- (плюс-минус год) летнего марафона — это как раз получение такого волшебного скилла: уметь самому себе поставить задачу, разобраться в ней и решить, по дороге научившись чему-то новому. Человек, не имеющий такого скилла, к так называемому высококвалифицированному труду просто не пригоден.

Да, есть люди, которым высшее образование в указанном смысле не помогает. Есть и такие, которые и так умеют самостоятельно учиться. Но этих настолько мало, что надеяться на свою принадлежность к ним (едва удержался, чтобы не написать «к нам») — верх самонадеянности.

Уже 11 комментариев

Будучи ещё совсем зелёным выпускником школы, я конечно же так и думал, что высшее образование просто необходимо каждому человеку, что без него я буду никто и звать меня будут никак, что если ты не получишь диплом какого-то престижного ВУЗа, то ты не сможешь устроиться на хорошую работу, ты вообще будешь, как бы белая ворона, без грамоты.

Об этом нам в школе постоянно твердили преподаватели, родители и вообще все, но ни кто ведь ни слова не говорил про то, что в действительности всё совсем не так.

Что же в итоге. Пока ты студент и усердно грызёшь гранит науки, ты естественно даже не задумываешься о том, что тебя ждёт после окончания института. Но вот этот день настаёт, диплом в руках и ты думаешь, всё, теперь я дипломированный СПЕЦИАЛИСТ и стоит мне только предоставить своё резюме в ту или иную компанию, как меня с руками туда примут.

После пары десятков однотипных собеседований ты понимаешь, что всё не так, как нам говорили взрослые, не так, как мы себе это представляли, а так, что без опыта тебя не берут даже на самую захудалую должность, везде нужен опыт, но его нет, его нужно сначала получить, т.е. поработать, а уже потом тебя возьмут, круг замкнулся.

После пары месяцев ходьбы и встреч ты понимаешь, что тебя конечно могут взять на работу, но не тем, на кого ты учился 5 лет, ты можешь начать с самого низа и возможно никогда не попадёшь на должность скажем бухгалтера или экономиста на предприятии, ты просто кладёшь своё диплом синего, а то и красного цвета в ящик в надежде, что когда-нибудь ты будешь работать по специальности, но а пока ты ещё один выпускник экономического университета по ещё одной заезженной специальности, который никому не нужен без опыта работы и реальных знаний , а не кучи теории с учебников и методичек.

Собственно, эта правда не относится ко всем институтам и направлениям, если ты медик и ты с хорошими оценками закончил медицинский, ты наверняка пойдёшь дальше и тебя трудоустроят, если ты вдруг талантливый инженер-проектировщик мостов, то тебе также найдут свободное место в одном из НИИ.

Ну, а коли ты экономистом стать решил и у тебя нет особых талантов, нет хороших знакомых со своими фирмами и желанием возиться с зелёным выпускником, то увы, в 90% случаев работать придётся именно не по специальности и возможно, понравится другая работа, которая просто затмит всё то на что ты потратил 5 лет обучения.

Поэтому считаю, что высшее образование в современной подаче конечно нужно, но оно не даёт гарантий трудоустройства, базовые знания, да, хорошее и незабываемое время, когда ты студент, да, подготовка ко взрослой жизни, тоже да, но не более, остального придётся добиваться чаще всего именно с нуля .