Корабля типа ламантин. Пограничный сторожевой катер морж. Морской транспорт вооружения

Корабля типа ламантин. Пограничный сторожевой катер морж. Морской транспорт вооружения

Рыбинский завод «Вымпел» строит корабли по заказу Министерства обороны, Пограничной службы ФСБ, МВД, МЧС и других силовых ведомств России. Более 1800 катеров за последние 40 лет поставили иностранным заказчикам в 29 государств Европы, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки и Южной Америки.

«Черёмуха» публикует второй материал про оборонные проекты рыбинских кораблестроителей. На этот раз говорим о грозе нарушителей границы - пограничном сторожевом катере проекта 1496М1«Ламантин», больших возможностях малого гидрографического судна проекта 19910 и морском транспорте вооружения проекта 20360М - самом большом корабле в истории «Вымпела».

Пограничный «Ламантин»

Катера проекта 1496М1 «Ламантин» создавались как морские буксиры прибрежного плавания. С 2005-го по 2015-й «Вымпел» сдал семь таких кораблей для Пограничной службы ФСБ России. Они показали себя высоконадёжными, экономичными и стойкими к неблагоприятным гидрометеорологическим условиям. Но для соответствия современным требованиям Пограничной службы рыбинские корабелы предложили модернизировать проект. Главной целью поставили улучшение тактико-технических характеристик. Для «Вымпела» это был первый опыт самостоятельного проектирования и последующего строительства корабля.

- Прототипом для создания модернизированного «Ламантина» стал миноносец «Измаил», построенный в России и испытанный в 1887-м году, - рассказывает начальник отдела перспективного судостроения «Вымпела» Артём Брум. - Во время мореходных испытаний он показал скорость 15,5 узлов при 6-балльном волнении. Это очень высокая скорость даже для современных судов. Миноносец 1887-го года пользовался штормовым ходом в режиме прорезания волн.

«Ламантин». Фото судостроительного завода «Вымпел».

Форма корпуса нового «Ламантина» спроектирована так, чтобы он шёл сквозь волну. По требованиям заказчика увеличена скорость: на заводских ходовых испытаниях корабль показал 20,5 узлов (38 км/ч). Катер оснастили российскими двигателями, современным радиотехническим оборудованием, мощной системой пожаротушения для оказания помощи судам, терпящим бедствие, увеличили грузоподъёмность. Пропульсивный комплекс, включающий гребные валы и винты, также российского производства. Сегодня модернизированный «Ламантин» называют удачным примером импортозамещения.

- Главный плюс катера для пограничной службы - это высокая мореходность. При волнении два-три метра он будет поддерживать высокую скорость 13-15 узлов за счёт своих обводов , - продолжает Брум. - Если какой-то нарушитель будет идти со скоростью 10-12 узлов на волнении, наш катер сможет его задержать. Эффективность поиска, перехвата и охраны территориальных вод увеличивается.

Серию модернизированных «Ламантинов» «Вымпел» построит для Пограничной службы ФСБ России.

Малое гидрографическое судно

Судостроительный завод «Вымпел» уже много лет сотрудничает с гидрографической службой Военно-морского флота. В 60-70-е годы он строил гидрографические боты, позже – малые гидрографические суда проекта 16611. За последние десять лет построены и сданы пять единиц больших гидрографических катеров проекта 19920, а с 2015-го года «Вымпел» строит малые гидрографические суда проекта 19910.


Большой гидрографический катер. Фото судостроительного завода «Вымпел».

- Флот гидрографической службы обновляется, и «Вымпел» один из трёх заводов в стране, которые работают с Управлением навигации и океанографии по этой теме , - объяснял начальник Управления навигации и океанографии Минобороны Сергей Травин во время своего визита в Рыбинск для проверки хода работ. - Те корабли, которые строятся сейчас, отличаются от самых первых проектов. Изменились технологии, кардинально поменялась техника, которая устанавливается на судах и позволяет улучшить эффективность работы по обеспечению безопасности мореплавания, по обслуживанию средств навигационного оборудования, созданию морских навигационных карт, проведению исследований. Самое главное для нас, что завод «Вымпел» сдаёт государственный оборонный заказ в установленные сроки.


Строительство малого гидрографического судна. Фото судостроительного завода «Вымпел».

Малые гидрографические суда проекта 19910 выполняют гидрографические и лоцмейстерские работы, несут службу в тяжелых климатических условиях. Поэтому модернизированные корабли имеют увеличенный арктический класс и лучшие технические характеристики. Для выполнения гидрографических работ устанавливают многолучевой эхолот, который даёт объёмную картину дна: это позволяет искать подводные объекты.

По контракту судно должны передать заказчику до конца 2019-го года. Планируется, что после завершения постройки и испытаний, оно войдет в состав Северного флота.

Морской транспорт вооружения

С 2017 года рыбинские судостроители реализуют ещё один большой проект - строят морской транспорт вооружения нового поколения. Таких больших судов на «Вымпеле» ещё не создавали, его длина - 77 метров, ширина - 15,8 метров, а полное водоизмещение - 3627 тонн.

Морской транспорт вооружения проекта 20360М получит ледовые усиления корпуса, двойное дно и борта, два грузовых трюма, площадку для перевозки грузов в контейнерах, кран грузоподъёмностью 26 тонн и даже носовую вертолётную площадку.

- Для нашего завода морской транспорт вооружения - гигант, но на самом деле это не самое большое судно обеспечения - поясняет первый заместитель генерального директора «Вымпела» Дмитрий Беляков. - Они нужны, чтобы быстро и, главное, безопасно доставить вооружение и специальные грузы к районам группировки морских сил.

Согласно приказу Главнокомандующего ВМФ, морскому транспорту вооружения проекта 20360М с заводским номером 01551, строящемуся на «Вымпеле», присвоено наименование «Геннадий Дмитриев». Судно будет нести службу на Черноморском флоте.


Строительство морского транспорта вооружения. Фото судостроительного завода «Вымпел».

В 2017-м году «Вымпел» стал единственным судостроительным предприятием страны, которое выполнило государственный оборонный заказ для ВМФ без перенесения сроков. Сегодня заказчики называют рыбинский судостроительный завод надёжным поставщиком и намерены продолжать сотрудничество, а значит, жизнь ещё очень многих кораблей будет начинаться в Рыбинске.

  • Катерина Ворожбит

Модернизированный пограничный сторожевой катер проекта 1496М1 «Ламантин» (заводской номер 01408) будет построен АО «Судостроительный завод «Вымпел» для береговой охраны ПС ФСБ России.

Модернизация проекта выполнена отделом перспективного судостроения АО «ССЗ «Вымпел» совместно с Центральным научно-исследовательским институтом морского флота (ЦНИИМФ) в развитие существующего проекта 1496М1.

Пограничный сторожевой катер «Ламантин» проекта 1496М1 предназначен для буксировки судов водоизмещением до 500 тонн со скоростью до 4 узлов в прибрежных районах морских бассейнов, перевозки портовых рабочих или аналогичных групп, а также до 8 тонн груза, из них до 3-х тонн на палубе.

Катер обеспечивает решение следующих задач: контроль соблюдения установленных режимов во внутренних морских водах и территориальном море РФ; задержание судов-нарушителей, включая быстроходные суда и катера;

охрана задержанных судов на внутренних и внешних рейдах, доставка на них осмотровых групп; проверка соблюдения режима государственной границы в открытых портах и на рейдах; выполнение грузоперевозок и перевозок личного состава в интересах пограничных органов; портовые операции в пунктах базирования пограничных органов; оказание помощи терпящим бедствие судам на внутренних и внешних рейдах; тушение пожаров на судах и береговых сооружениях.

Архитектурно-конструктивный тип: Однопалубный стальной трёхвинтовой катер с удлинённым полубаком, кормовым расположением машинного отделения, грузового трюма и рабочей площадки, с рулевой рубкой в средней части.

Класс судна: КМ Ice3 R2 АUT3 Российского морского регистра судоходства (РС).

Пограничный сторожевой катер проекта 1496М1 по своим тактико-техническим характеристикам (скорость, тяга, маневренные качества, условия обитания экипажа) существенно превосходит буксир базового проекта 1496М1 и соответствует современным требованиям для катеров данного класса.

Основные характеристики: Водоизмещение полное около 112 тонн, водоизмещение наибольшее около 132 тонн. Длина габаритная 29,10 метра, ширина габаритная 6,48 метра, высота борта на миделе 2,90 метра, высота надводного борта 1,40 метра, осадка габаритная 1,90 метра, высота надстройки 2,20 метра, высота рулевой рубки 2,20 метра. Скорость хода при полном водоизмещении не менее 18 узлов. Тяга на швартовах 60 кН. Тяга при буксировке со скоростью 5 узлов 45 кН. Дедвейт при полном водоизмещении, 17,40 тонн, дедвейт при наибольшем водоизмещении 36,57 тонн. Дальность плавания при полных запасах 1000 миль. Дальность плавания при наибольших запасах 2000 миль. Автономность10 суток. Автономность при наибольших запасах 20 суток. Экипаж 5 человек. На борту предусмотрено 13 спальных мест.

Главная энергетическая установка состоит из трех дизель-редукторных агрегатов ДРА ЯМЗ-8401ррDMT400HL суммарной мощностью 1764 кВт (2400 л.с.), работающих через односкоростные редукторы, прифланцованные к главным двигателям, на гребные винты фиксированного шага.

Вспомогательная энергетическая установка состоит из двух дизель-генераторов АДС 48-Т400 ТП мощностью 35 кВт каждый или аналогов по согласованию с заказчиком.

Суммарный расход топлива при максимальной загрузке трех ГД и двух ДГ - не более 405 кг/ч.

Модернизированный пограничный сторожевой катер проекта 1496М1 «Ламантин» (заводской номер 01408): состоялась 24 июня 2016 года. 03 октября 2017 года на воду. Ходовые и приёмо-сдаточные испытания будет проходить сначала на Рыбинском водохранилище, затем на Чёрном море. Нести службу катер будет в ПУ ФСБ России по Республике Крым, порт приписки - город Керчь.

Модернизированный пограничный сторожевой катер проекта 1496М1 «Ламантин» (заводской номер 01410): на воду 11 октября 2018 года. Ходовые и приёмо-сдаточные испытания катер будет проходить на Чёрном море.

Модернизированный пограничный сторожевой катер проекта 1496М1 «Ламантин» (заводской номер 01411): на воду 17 октября 2018 года. Крёстная мать катера – специалист сектора сварки конструкторско-технологического управления Ирина Махова - разбила о борт корабля бутылку шампанского. Ходовые и приёмо-сдаточные испытания катер будет проходить на Чёрном море.

Проектант - ЦНИИ МФ

РКД и ПТД на корпус - "Си Тех", 2003

Завод-строитель - ССЗ "Вымпел", Рыбинск, 2005

Фото завода-строителя

История рабочего проекта. 2003 год

Исходное судно: морской буксир прибрежного плавания пр.1496

Цель работ: сформировать с высокой точностью модель корпуса, преобразовать на новые размерения, выдать РКД на изготовление корпуса и закладного блока (машинное отделение).

Исходные данные: таблица плазовых ординат проекта 1496 и чертежи технического проекта 1496М.

Последовательность работ

Традиционно использовалось программное обеспечение семейства Sea Solution (SeaSurf, SeaShell) и Sea Solid .

В течение нескольких дней была создана, отредактирована, проконтролирована на качество математическая модель судна (отображение кривизны линий и поверхностей с различным масштабом, отображение зон перегибов поверхности по шпангоутам, ватерлиниям, батоксам). Таблица плазовых ординат была введена в программу и использовалась для контроля расстояния линий и поверхностей математической модели до исходных данных.

В ходе интерактивного диалога с заказчиком были подобраны необходимые размерения судна. Длина была увеличена на 1 м, ширина на 0.5 м. С использованием аффинного преобразования время реакции на требования заказчика по изменению модели и выдачи информации для анализа сократилось до 15-20 мин. Каждое приближение сопровождалось автоматической выдачей согласованной модели теоретического чертежа и трехмерной модели в требуемом формате.

Всего за несколько часов были нанесены пазы, стыки, заданы детали наружной обшивки и сформирована растяжка проекта 1496М. В ходе оперативной переписки было уточнено положение пазов и стыков с учетом замечаний завода. При задании деталей НО программа Sea Shell автоматически выдала развертки деталей и гибочных шаблонов. Параллельно в программе Sea Solid моделировались детали внутреннего набора закладного блока МО.

По сформированной математической модели была подготовлена и выдана следующая документация:

· теоретический чертеж;

· плазовая книга, часть 1 и 2;

· отдельные файлы сечений по шпангоутам с линиями палуб;

· планы палуб;

· трехмерная модель;

· чертежи развертки с шаблонами для гибки (A4);

· файлы контуров детали с нанесенными следами примыкания набора (М1:1);

· растяжка пазов и стыков;

· плазовая книга пазов и стыков на блок;

· схемы блоков с массой и центром тяжестью;

· трехмерные позиции для закладного блока;

· эскизы для изготовления профильных деталей;

· трехмерная модель закладного блока.


МОРСКОЙ БУКСИР ПРИБРЕЖНОГО ПЛАВАНИЯ ПРОЕКТА 1496М1

SEA COASTAL TUG OF THE PROJECT 1496М1

31.01.2013
КАТЕР ПРОЕКТА 1496М1 «ЛАМАНТИН» ПРИНЯТ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

29 января, во Владивостоке подписан приемный акт пограничного сторожевого катера проекта 1496М1 «Ламантин», построенного ОАО «Восточная верфь» для Береговой охраны ФПС ФСБ России.
Катер, имеющий заводской № 904, стал третьим для «Восточной верфи», еще 3 катера данного проекта построил судостроительный завод «Вымпел» (Рыбинск, Ярославская область).
Катера проекта 1496М1 «Ламантин» предназначены для буксировки несамоходных плавсредств в прибрежных районах морских бассейнов, перевозки людей (до 12 человек) и груза (до 2 тонн) на палубе, а также участия в поисково-спасательных операциях.
Однопалубный стальной одновинтовой морской буксир с двухъярусной рубкой и приподнятой палубой в носу.
Главная энергетическая установка — дизель-редукторный агрегат ДРА 420/900 ОМ3 мощностью 420 л.с. (309 кВт) производства ОАО «Волжский завод имени Маминых», работающий на гребной винт регулируемого шага в поворотной направляющей насадке. Один дизель-генератор мощностью 28 кВт/напряжением 400 В + один валогенератор мощностью 30 кВт.
и-Маш. Ресурс Машиностроения

26.07.2013

ОАО Судостроительный завод «Вымпел» осуществил спуск на воду морского буксира прибрежного плавания «Морж» в начале июля 2013 г.
Спущенный буксир стал пятым по счету, построенный рыбинскими корабелами.
Завод по линии гособоронзаказа определен единственным поставщиком морских буксиров пр.1496М1 «Морж». Строительство серии буксиров по заказу морских пограничников продолжается.
Получатель буксира-пограничного сторожевого катера — Пограничное управление ФСБ России по республике Дагестан.

26.06.2014
По данным реестра государственных контрактов 16 июня был подписан контракт между Федеральной службой безопасности в лице войсковой части 55056 и ОАО «Восточная верфь» (г. Владивосток) на строительство пограничного сторожевого катера проекта 1496М1 «Ламантин» с заводским номером 906. Заказанный буксир должен быть передан заказчику не позднее 1 декабря будущего года. Соглашение заключено в форме закупки у единственного поставщика без проведения торгов. Стоимость работ по контракту оценена в 211,1 млн.руб., что несколько дороже, чем цена аналогичного буксира, строящегося на Судостроительном заводе «Вымпел» по контракту от 30 декабря 2013 г., составляющая 201 млн.руб.

АО «Судостроительный завод «Вымпел» в Рыбинске (Ярославская область), 24 июня 2016 года на этом предприятии состоялась торжественная закладка головного модернизированного пограничного сторожевого катера проекта 1496М1 (шифр «Ламантин») с заводским номером 01408 для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России.

Закладная доска головного модернизированного пограничного сторожевого катера проекта 1496М1 (шифр «Ламантин») с заводским номером 01408, заложенного на /www.vympel-rybinsk.ru

Модернизация проекта выполнена отделом перспективного судостроения АО «ССЗ «Вымпел» совместно с Центральным научно-исследовательским институтом морского флота (ЦНИИМФ) в развитие существующего проекта 1496М1.

«На заводе в 2015 году было создано собственное конструкторское бюро. Предприятие получило лицензию на проектирование военной техники и приступили к созданию катеров. Сегодня мы заложили корабль, проект которого сделан собственным конструкторским бюро совместно с заказчиком. Мы получили серьёзное конкурентное преимущество — можем самостоятельно проектировать корабли, оперативно вносить изменения в проекты, а заказчикам сэкономить деньги на проведение конструкторских работ», — сказал, открывая церемонию, генеральный директор Олег Юрьевич Белков.

Участвовавший в церемонии Врио Руководителя Департамента береговой охраны Пограничной Службы ФСБ России вице-адмирал Алексей Александрович Вольский отметил: «Уникальность в том, что процесс проектирования прошёл очень быстро, буквально за 3-4 месяца. Мы работали в тандеме, это нечасто бывает, когда заказчики и предприятия работают вместе. Теперь быстро переходим к изготовлению катера. У нас есть уверенность, что корабль будет построен вовремя». В торжественной закладке участвовал начальник 4 отдела департамента береговой охраны Пограничной Службы ФСБ России, капитан 1 ранга Виктор Викторович Денисенко подчеркнул: «Корабль проработан, проработан буквально до последнего винтика. В его строительство мы вступаем осознанно, понимая, что и как делаем. Теперь слово за вами, судостроители. Построить катер необходимо будет в короткие сроки».

Модернизированный катер проекта 1496М1 «Ламантин» по своим тактико-техническим характеристикам (скорость, маневренность, обитаемость, мореходность, ледовый класс) существенно превосходит характеристики базового проекта 1496М1 и соответствует современным требованиям для катеров данного класса. Он будет оснащён двигателями Ярославского моторного завода. В машинном отделении катера будет много российских комплектующих.

Пограничный сторожевой катер проекта 1496М1 завод должен передать заказчику в октябре 2017 года.

На церемонии закладки головного модернизированного пограничного сторожевого катера проекта 1496М1 (шифр «Ламантин») с заводским номером 01408 на АО «Судостроительный завод «Вымпел» в Рыбинске (Ярославская область) для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России. 24.06.2016 (с) АО «Судостроительный завод «Вымпел» / /www.vympel-rybinsk.ru


Модернизированный пограничный сторожевой катер проекта 1496М1 (шифр «Ламантин») для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России (с) АО «Судостроительный завод «Вымпел» / /www.vympel-rybinsk.ru