Имя прилагательное обозначает признак предмета. Данная часть речи является зависимой и отвечает на вопросы какой? какая? какие? какое? Имя прилагательное имеет в предложении связь с именем существительным, а сама связка прилагательное и существительное за счет многообразия форм и сочетаний обеспечивает необыкновенное богатство и красоту русскому языку. В школе ученикам зачастую требуется определить падеж прилагательного. Чтобы правильно выяснить падеж и не путать прилагательные разных падежей, важно действовать по алгоритму и помнить некоторые нюансы.
Определяем падежи прилагательных. Несколько рекомендаций. Особенности прилагательных разных падежейРассмотрим особенности склонения имён прилагательных по падежам. Определить падеж имени прилагательного вам помогут знания принципов склонения данной части речи.
Имена прилагательные женского рода в единственном числе склоняются следующим образом:
Имена прилагательные среднего и мужского рода в единственном числе склоняются по такой схеме:
Падеж | Мужской род Окончание |
Пример | Средний род Окончание |
Пример | ||
именительный | -ой, -ый, -ий |
Стол (какой?) большой, деревянный |
-ое, -её |
Небо (какое?) голубое, синее |
||
родительный | -ого, -его |
Стола (какого?) большого, деревянного |
-ого, -его |
Неба (какого?) голубого, синего |
||
дательный | -ому, -ему |
Столу (какому?) большому, деревянному |
-ому, -ему |
Небу (какому?) голубому, синему |
||
винительный | Одушевл. сущ.-см. род. падж |
Неодушевл.- см. им. падеж |
См. им. падеж |
Небо (какое?) голубое, синее |
||
творительный | -ым, -им |
Столом (каким?) большим, деревянным |
-ым, -им |
Небом (каким?) голубым, синим |
||
предложный | -ом, -ем |
О столе (каком?) большом, деревянном |
-ом, ем |
О небе (каком?) голубом, синем |
Вы можете определить падеж прилагательного по падежу существительного, к которому оно относится. Как вы заметили, легко спутать по окончаниям прилагательные именительного, винительного, родительного падежа данной группы слов. Определите падеж прилагательного по существительному.
Во множественном числе имена прилагательные склоняются следующим образом:
Как определить падеж прилагательного? Алгоритм
Как определить падеж прилагательного правильно? Чтобы всегда точно указывать падеж данной части речи, используйте алгоритм.
135. Прочитайте.
В рощах птичье пение,
А в классе - тишина.
Проходим мы склонение,
Склоняется « весна ».
Склоняем вслух: «Весна, весны...
Весне, весну, весною, о весне...»
«Пришла ве-сна,
Дождись ве-сны...
Привет ве-сне,
Встречай ве-сну...
Весна, весны, весне, весну,
Весною, о весне...»
(Я. Аким)
Вспомните! Изменение имён существительных по падежам называется склонением . В русском языке 6 падежей. Каждый падеж имеет своё название, свои вопросы, свои предлоги и выполняет свою роль в предложении и словосочетании.
136. Прочитайте названия падежей, вспомогательные слова, падежные вопросы.
Обратите внимание!
Начальная форма
имени существительного - это форма именительного падежа единственного числа.
Все падежи, кроме именительного, называются косвенными
падежами.
Имена существительные склоняются не только в единственном, но и во множественном числе.
137. Устно просклоняйте вместе со вспомогательными словами имена существительные лиса́, окно́, ежи́ . Запишите склонение этих существительных без вспомогательных слов.
И. п. (кто?) лиса, (что?) окно, (кто?) ежи
Р. п. (кого?) лисы, (чего?) окна, (кого?) ежей
Д. п.- - - - - - - - - - - - - - - -
Обратите внимание! Падежные формы имён существительных образуются с помощью окончаний. У каждой падежной формы своё окончание:
лиса , лисы , лисе , лису , лисой , (о) лисе .
Падежи |
Предлоги |
Вопросы
|
Роль в |
кто? что? |
Подлежащее |
||
без, у, от, до, из, для, около, возле, с, вокруг, после, между |
кого? чего?
|
Второстепенный член |
|
кому? чему?
|
Второстепенный член |
||
через, про, в, во, на, за, под, сквозь, по |
кого? что?
|
Второстепенный член |
|
над, за, под, перед, с, со, между, |
кем? чем?
|
Второстепенный член |
|
о, об, в, на, при |
о ком? о чём?
|
Второстепенный член |
138. Прочитайте таблицу «Признаки падежных форм имён существительных».
Вспомните!
В именительном
падеже имя существительное является в предложении подлежащим
.
Чтобы определить падеж других имён существительных, надо:
а) найти слово, от которого зависит имя существительное, и поставить от этого слова вопрос;
б) по падежному вопросу и предлогу определить падеж.
139. Прочитайте. Соотнесите загадки и отгадки.
1. Конь бежит, земля дрожит. 2. Шёл долговяз, в землю увяз. 3. Из земли вырастаю, весь мир одеваю. 4. Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла. 5. Красна, сочна, душиста, растёт низко, к земле близко. 6. Алый сапог в земле горит.
Отгадки: дождь, гром, лён, земляника, картофель, свёкла.
140. Прочитайте.
Ул..тели на юг ласточки, скв..рцы, зяблики . Од..ноко с..дит на б..рёзовой ветке у д..роги б..льшая и тихая птица. Это деряба. М..лч..ливая, не очень нарядная, эта птица осталась верной р..дному лесу . Вмест.. с лесом она стойко переносит зимние м..розы и л..денящие м..тели.
(В. Медведев)
Обратите внимание! Падежная форма именительного падежа чаще всего используется для называния, наименования предмета, а падежная форма винительного падежа - для называния предмета, на который направлено действие.
141. Прочитайте. Какова тема этих поэтических строк?
Роняет лес
багряный свой убор
,
Сребрит мороз
увянувшее поле
,
Проглянет >день как будто поневоле
И скроется за край
окружных гор.
(А. Пушкин)
142. Составьте предложения, употребляя в них любое из данных существительных сначала в именительном падеже, затем в винительном. Запишите предложения. Укажите падеж имён существительных.
Говори правильно!
столя́р - столяра́ (Р. п.; В. п.)
сле́сарь - сле́саря
снеги́рь - снегиря́
волк - во́лка
шарф - шарфа́ (Р. п.)
торт - торта́
герб - герба́
зонт - зонта́
143. Прочитайте. Составьте из слов пословицы.
1. Терпенья, нет, без, ученья. 2. Около, и, мыши, хлеба, водятся. 3. От, дело, в, скуки, руки, бери. 4. Еда, после, вкуснее, работы. 5. Лень, до, доводит, добра, не. 6. У, конца, нет, кольца.
144. Прочитайте.
1. Друга ищи, а найдёшь - береги. 2. Друзей много, а настоящего друга нет. 3. Медведи у волка не гостят. 4. От волка бежал, да на медведя напал. 5. Для медведя зима - одна ночь. 6. Без кота мышам раздолье. 7. Есть сало, да не про кота .
145. Прочитайте. Составьте словосочетания, употребляя в них существительные в дательном падеже. Где нужно, используйте предлоги для связи слов в словосочетании. Запишите.
Обратите внимание! Падежная форма дательного падежа может указывать на предмет, которому адресовано какое-либо действие.
теле фо́н теле переда́ча
146. Прочитайте. Назовите сказки.
1. Пошла Женя по лесу искать такую полянку , где земляника сама на глаза лезет и в кувшинчик просится.
2. Девочка побежала на полянку , нагнулась к земле , села на корточки, заглянула под листики и стала рвать ягоды .
(В. Катаев)
147. Прочитайте. Придумайте к стихотворению название.
Зябнет
липа за окошком
,
Выпал иней поутру.
Машет
маленькой ладошкой
Жёлтый листик на ветру.
Перед
самою зимой
Он прощается
со мной.
(В. Орлов)
Обратите внимание! Одним из значений творительного падежа является значение орудия действия: рисую кистью, пишу пером .
148. Прочитайте. Спишите.
Награда за храбрость, жить за городом, пирог с черникой, пришёл с завода, положил под подушку, вырос под берёзой.
149. Прочитайте.
На горе шумит ветла,
На ветле звенит пчела,
Полосатая, как зебра...
В роще - клёны и дубравы,
А под ними есть грибы,
Каждый гриб похож на зонтик.
(Ю. Мориц)
150. Прочитайте.
1. Дети поют песню о Родине . 2. О берег тихо плещется река. 3. На стебелёк осоки села стрекоза. 4. На дворе бушует вьюга. 5. С горы в долину бежит ручей. 6. В аллее парка тихо и прохладно. 7. В небе раздалась песня жаворонка.
Образец. Поют о Родине (П. п.).
а лле́я
Учёные подсчитали, какие падежи в русском литературном языке самые частотные, то есть чаще всего употребляются в речи.
В письменной речи самым частотным по употреблению является именительный падеж, затем родительный, после этого - винительный.
В устной речи самым частотным остаётся именительный падеж, после него - винительный, затем - родительный.
151. Прочитайте.
Я сам себя в пальто
одел
И рукавом свой нос задел.
Решил пальто
я наказать
И без пальто
пошёл гулять.
(О. Григорьев)
Вспомните!
В русском языке есть небольшая группа имён существительных, которые во всех падежах имеют одну и ту же форму: услышать по радио
(Д. п.), слушать радио
(В. п.), нет радио
(Р. п.).
Это несклоняемые имена существительные: пальто, шоссе, кино, такси, кофе, кафе
. В этом случае падеж определяется по вопросу.
152. Прочитайте. Запишите, вставляя пропущенные слова метро и радио . Укажите падеж неизменяемых слов.
Жить около _____. Слушать _____. Ехать на _____. Выступать по _____. Войти в _____.
Падеж существительного – грамматическая категория, которая обозначает отношение этого существительного к остальным словам в словосочетании, предложении. Падежей в русском языке выделяют шесть, но их определение вызывает затруднения не только в начальной школе. Определить падежи существительных можно по характерным вопросам и значению, то есть по тому, для чего обычно применяется тот или иной падеж.
Рассмотрим вкратце все падежи.
В русском языке всего шесть самостоятельных падежей, и склоняются (изменяются по падежам) имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения. Но у школьников часто возникают сложности при определении падежа. Учащиеся не всегда могут правильно поставить вопрос к слову, а это приводит к ошибкам. Особые трудности возникают, когда слово в разных падежах имеет одну и ту же форму.
Существует несколько приёмов, которые помогут безошибочно определить падеж слова.
1. Постановка вопроса.
Обратим внимание, что вопрос должен быть падежным, а не смысловым. По вопросам где? куда? когда? почему? определить падеж не получится.
У обоих претендентов (у кого? – Р. п.).
Что произошло в 1812 году? (в чём? – П. п.).
После концерта пятеро (И. п.) зрителей (кого? – Р. п.) остались в зале (в чём? – П. п.).
Через десять минут (через что? – В. п.) он (И. п.) вернулся.
Она довольна новым автомобилем (чем? – Т. п.).
2. Существуют вспомогательные слова , которые могут помочь при определении падежа:
Падеж |
Вспомогательное слово |
Падежный вопрос |
Именительный |
||
Родительный |
кого? чего? |
|
Дательный |
кому? чему? |
|
Винительный |
кого? чего? |
|
Творительный |
||
Предложный |
говорить |
о ком? о чём? |
Для разграничения омонимичных падежных форм используют следующие приёмы.
3. Замена единственного числа на множественное.
Идти по дороге (окончание -е и в Д. п., и в П. п.).
Идти по дорогам (по чему? – Д. п., в П. п. – о дорогах).
4. Замена мужского рода на женский.
Встретил друга (окончание -а и в Р. п., и в В. п.).
Встретил подругу (кого? – В. п., в Р. п. – подруги).
5. Волшебное слово мама.
Особые сложности возникают при разграничении форм винительного и родительного, винительного и именительного падежей. На помощь, как всегда, придёт «мама» . Именно это слово можно подставить в предложение. Подставили, смотрим на окончание: мамА – именительный, мамЫ – родительный падеж; мамУ – винительный падеж.
Сам погибай, а товарища (окончание -а и в Р. п., и в В. п.) выручай.
Сам погибай, а мамУ (В. п.) выручай .
6. Определить падеж помогает и знание характерных предлогов.
Падеж |
Предлоги |
Именительный |
|
Родительный |
без, у, от, до, с, из, возле |
Дательный |
|
Винительный |
на, за, под, через, в, про, |
Творительный |
над, за, под, с, перед, между |
Предложный |
в, о, об, на, при |
Как видим, существуют предлоги, характерные только для одного падежа: без – для родительного падежа (без задоринки) ; по, к – для дательного падежа (по лесу, к дому) , о, об, при – для предложного падежа (о трех головах, при тебе).
Вспомним, падеж имени прилагательного определяется падежом определяемого слова. Для того, чтобы определить падеж имени прилагательного необходимо найти в предложении имя существительное, к которому оно относится, потому что прилагательное всегда стоит в том же падеже, что и определяемое слово.
Я довольна новым пальто. Прилагательное новым относится к существительному пальто в Т. п., следовательно, новым – Т. п.
Остались вопросы? Не знаете, как определить падеж?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!
blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Грамматика русского языка – это одна из самых важных частей языка. Грамматика позволяет нам говорить уверенно, правильно и без ошибок . Зачастую речь людей, не знающих грамматику, звучит очень забавно, ведь все слова при этом звучат нелепо и несвязно. Например, ведь всем доводилось слышать как какой-нибудь иностранец пытается общаться на русском языке. Откровенно говоря, у них ничего не получается и они выглядят нелепо. Для того чтобы не выглядеть как они необходимо знать грамматику.
Имя существительное – это одна из самых главных самостоятельных частей речи, которая является практический самой часто встречающейся частью речи. Она обладает такими непостоянными признаками, как число, падеж. Падежная парадигма – это изменение существительного в зависимости от смысла, которым он обладает в предложении. В этой статье вы узнаете, как определять падежи у существительных , что такое косвенные падежи, как правильно задавать им вопросы, а также про сами падежи и их вопросы.
Единственным правилом правильного изменения существительных является правильная постановка окончания в связи с заданными вопросом. Для носителей языка это является легким занятием, но иностранцам требуется запоминать окончания и правильно их определять.
Также существует 3 вида склонения у существительных.
Изменение существительных разных склонений .
Вопрос | 1 склонение (множественное число) | 2 склонение (множественное число) | 3 склонение (множественное число) | |
Именительный пад. | кто?, что? | покрышка(покрышки), мамы(мамы) | космолет(космолеты) | лошадь(лошади) |
Родительный пад. | кого?, чего? | покрышки(покрышек), мамы(мам) | космолета(космолетов) | лошади(лошадей) |
Дательный пад. | кому?, чему? | покрышке(покрышкам), маме(мамам) | космолету(космолетам) | лошади(лошадям) |
Винительный пад. | кого?, что? | покрышку(покрышки), маму(мам) | космолет(космолеты) | лошадь(лошадей) |
Творческий пад. | кем?, чем? | покрышкой(покрышками), мамой(мамами) | космолетом(космолетами) | лошадью(лошадьми) |
Предложный пад. | о ком?, о чем? | о покрышке(о покрышках), о маме(о мамах) | о космолете(о космолетах) | о лошади(о лошадях) |
В русском языке существует такое понятие, как косвенные падежи – это все падежи, кроме именительного.
Все они имеют свой смысл :
Существует много путей определения падежа существительного. Самым быстрым, легким и эффективным путем на сегодняшний день является использование определителей. Разные падежи возможно определить, употребляя следующие определители.
Использование определителей помогает легче изменять существительные по падежам. Для этого достаточно поставить это слово перед существительным, а затем задать вопрос и поставить правильное окончание. Для каждого падежа достаточно запомнить по одному слову.
Кроме того, для определения падежа большое значение имеет вопрос. Таблица дает представление о том, какие предлоги употребляются с падежными формами имен существительных в русском языке.
Падежи являются фундаментом грамматики русского языка и все обязаны наизусть знать каждый из них. Но запомнить все их очень легко, двух дней зубрежки хватит, чтобы запомнить их на всю жизнь. Удачи!