Как безопасность влияет на имидж. Фундаментальные исследования. Структура имиджа организации

1

Имидж государства является одним из факторов его благополучия. От того как воспринимается государство своими и иностранными гражданами зависит его порядок и стабильность, инвестиционная привлекательность, поддержка и во многом успех проводимых реформ внутри государства, желание сотрудничества среди иностранных государств и мн. др. Вот почему на сегодняшний день формированием привлекательного имиджа государства обеспокоены политические власти всех цивилизованных стран. Также различные аспекты имиджа привлекают внимание исследователей различных областей. Одной из острых проблем исследуемой сферы являются способы и приемы, используемые для формирования благоприятного имиджа государства. Управление массовым сознанием по созданию имиджа может осуществляться как на основе рациональных информационных технологий, так и путем навязывания искаженной, обработанной под определенные цели информации при помощи специальных манипулятивных приемов, что ставит под угрозу информационно-психологическую безопасность личности. В статье исследуются факторы, влияющие на информационно-психологическую безопасность личности при формировании имиджа государства. Среди важных факторов автор выделяет правовое обеспечение информационно-психологической безопасности личности, гражданскую политическую культуру общества, уровень его интеллектуального развития, уровень стабильности, развитость информационной среды общества, наличие реальной конкуренции в политической сфере и др.

имидж государства

информационно-психологическая безопасность

управление массовым сознанием

политические технологии.

1. Доценко Е.Л. Манипуляция: феномен, механизм, защита. Феноменологическое описание [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aquarun.ru/psih/ks/ks7.html (дата обращения 20.06.2015).

2. Железняк А.В. Механизмы влияния на политическую психологию и правосознание людей через средства массовой информации // Национальная безопасность и стратегическое планирование. - 2014. - № 2(6). - С.39-42.

3. Фадеев В.В. Психологическая безопасность как компонент политического имиджа / Политическая имиджелогия / Под ред. А.А. Деркача, Е.Б. Перелыгиной и др. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 400 с.

4. Федорова О.Н. Информационно-психологическая безопасность личности в информационном обществе // Вестник Дальневосточного государственного технического университета. - 2009. - №2 (7). - С.21-34.

5. Davyborets E.N. Creating Images of American Presidents / - Germany: LAMBERT. 2014. – 177 p.

В современном информационном обществе роль знаний и информации имеет особое значение в жизнедеятельности социума. С одной стороны, их развитие существенно оптимизировало жизнь человека, позволив решить его насущные проблемы. С другой, с современным уровнем развития информационной среды, средств распространения и преобразования информации, появились широкие возможности управления массовым сознанием в угоду чьим-то интересам, обусловив угрозу информационно-психологической безопасности личности. В том числе, политический имидж, как результат управления массовым сознанием, может, как способствовать благополучию общества и государства, так и стать инструментом обмана граждан. Именно поэтому, изучение различных аспектов имиджа, способов и приемов его создания, непосредственно влияющих на информационно-психологическую безопасность личности, является чрезвычайно актуальным. Под информационно-психологической безопасностью личности понимают состояние защищенности психики индивида от воздействия информационных факторов, вызывающих дисфункциональные социальные процессы, и способные причинить вред личности .

Целью исследования является выявление факторов информационно-психологической безопасности личности при создании имиджа государства. Объект исследования - политический имидж. Предмет - условия информационно-психологической безопасности личности в процессе имиджмейкинга.

Управление массовым сознанием, в зависимости от применяемых информационных технологий, а также целей акторов политического процесса, может, как выполнять позитивные функции для общества и государства, так и использоваться в негативном «ключе». Так, на основе управления массовым сознанием обеспечивается лояльность существующему режиму, поддержка гражданами власти на время проводимых в обществе реформ, что способствует порядку и стабильности в обществе. Посредством управления массовым сознанием, возможно привить важные ценности гражданам - любовь к природе, спорту, уважение к закону, лояльное отношение к представителям других обществ и пр. Также возможно обеспечить благоприятное восприятие и отношение к своему государству, что является фактором стабильности и благополучия общества, обусловливающим проявление патриотизма, и желания действовать во благо родины.

С другой стороны, посредством управления массовым сознанием можно нанести вред обществу, обеспечивая лояльность власти, действующей вразрез с интересами общественными, например, разжигающей межнациональную рознь, оправдывающей губительную, либо агрессивную политику в отношении своего и других государств и т.д. Так, посредством формирования имиджа «врага» другому государству, возможно обеспечить широкую поддержку общественности военных действий с ним. Созданием положительного инвестиционного имиджа своему государству, не имеющего под собой реальных оснований, также можно дезинформировать и дезориентировать общественность, подталкивая к инвестиционной активности в ущерб собственным интересам.

Современный уровень развития информационных технологий открыл «просторы» для манипуляции массовым сознанием. «В настоящее время наблюдается колоссальный рост эффективности средств информационного воздействия на психику людей и общественное сознание» . Причем использование манипулятивных методов воздействия на людей возможно, в том числе, при демократическом политическом режиме, который также на сегодняшний день не имеет эффективных механизмов защиты от манипуляций. Так, ряд исследователей полагает, что «плюрализм мнений, который складывается в демократической системе средств массовой информации, носит иллюзорный характер. Зачастую множественность и иллюзия выбора носит одну цель - изменить общественное правосознание, политическую психологию, внедрить в коллективное сознание ложные образы, подтолкнуть народ к неверным решениям» . В то же время существуют определенные условия, минимизирующие степень манипулятивного влияния на людей, а также возможности для манипуляции массовым сознанием.

Для создания имиджа государства используются те же политические технологии, что и для формирования общественного мнения, разновидностью которого и является имиджмейкинг. Используются и специальные приемы и методы для создания имиджа государства. Политические, в том числе имиджевые технологии можно подразделить на рациональные и манипулятивные. Первые обращены к разуму граждан и не искажают существующее положение дел, но информируют с целью популяризации сильных сторон государства, для формирования положительного отношения к нему. Манипулятивные технологии в своей основе имеют различного рода искажения информации (эмоционализация информации, «усиление» некоторых сторон информации посредством проставления акцентов на ней, использование психологических закономерностей восприятия, технических особенностей информации и т.д.), включая прямой обман граждан, и психологические приемы давления на них. При этом манипулируемый не догадывается о том, что подвергается психологическому воздействию, как и о намерениях манипулятора.

Нужно отметить, что зачастую, политические технологии сложно однозначно отнести к манипулятивным или рациональным в силу того, что они могут взаимодействовать и пересекаться, а также в зависимости от целей имиджмейкеров. Так, в ту или иную рациональную технологию могут внедряться манипулятивные приемы и техники, либо информационные искажения, в результате чего она приобретает манипулятивный характер. Большинство современных информационных технологий можно отнести к манипулятивным (манипуляция - это скрытое психологическое воздействие на индивида с целью подчинения его сознания, воли, поведения ).

Манипулятивные информационные технологии не есть всецело отрицательное явление, напротив, они являются эффективным и действенным механизмом формирования яркого привлекательного имиджа политическому объекту. С их помощью можно усилить имеющиеся характеристики объекта, что необходимо для создания сильного целостного образа государству. Но также на их основе можно сформировать имидж не соответствующий своему «прототипу», то есть обмануть граждан . Имидж государства, сформированный на манипулятивный технологиях и психологических приемах имеет не меньшую силу воздействия, чем основанный на рациональных. «Дутый» имидж также воспринимается общественностью, как реальность, и он является весьма стойким стереотипизированным образованием, которое не просто разрушить. «Прочность» имиджа, вне зависимости от степени его истинности, основана на психологических закономерностях восприятия: людям свойственно культивировать информацию, совпадающую с собственными знаниями, убеждениями, представлениями, что еще больше их подкрепляет. Напротив, то, что не совпадает с уже сформированными представлениями, воспринимается как ложное, некритически отвергается человеком, не подвергаясь логическому анализу.

Минимизации манипулятивных информационных технологий способствует широкое использование рациональных, которые оказываются эффективными не в любой социальной среде. Попытаемся ответить на вопрос о том, что влияет на выбор методов воздействия на граждан при формировании имиджа государства? Какие условия делают эффективными манипулятивные информационные технологии, обусловливая угрозу информационно-психологической безопасности личности?

Так, манипулятивному воздействию более подвержено недостаточно интеллектуально развитое и образованное население. Одновременно оно меньше поддается логическим аргументам, что затрудняет использование рациональных политических технологий. Людьми также легче манипулировать, навязывая определенные идеологические позиции и стереотипы, в нестабильные и кризисные времена, когда в обществе актуализированы различного рода страхи, существует физиологизация потребностей. Эффективны манипулятивные информационные технологии в отношении маргинализованных групп населения, то есть высокий уровень нищеты и алкоголизации общества есть благоприятная среда для манипуляций.

Политическая социализация, приобщение граждан к политическому участию - фактор эффективности рациональных политических технологий, так как опыт политического участия формирует готовность индивидов вникать в политические процессы, воспринимать информацию не легковерно, но подвергая логическому анализу. Тоже можно сказать и о преобладающем типе модальной личности в обществе. Конформистам, с пассивной гражданской позицией легче внедрять подготовленную, обработанную под определенные цели информацию, и сложнее доказывать, что-либо аргументами и фактами, так как они не готовы слушать. Напротив, люди с активной гражданской позицией, склонные к критическому анализу, более восприимчивы к рациональным политическим технологиям, основанным на политическом диалоге, а также на аргументах и доказательствах. Данные типы личностей соответствуют двум типам политических культур - патриархальной и гражданской. Для патриархальной культуры более характерна конформная личность, политически активные граждане преобладают в гражданской политической культуре. Поэтому, демократия все же, влияя на политическую социализацию масс, и развивая активную гражданскую позицию, - это фактор информационно-психологической безопасности личности.

Фактором риска информационно-психологической безопасности личности при применении манипулятивных имиджевых технологий является политическая апатия граждан. Отсутствие интереса к политической сфере, самоотстранение от нее - эффективная среда для манипулятивного воздействия на граждан. Также имеет значение наличие, либо отсутствие традиций диалога в политике. Политические технологии, основанные на политическом диалоге - эффективный способ развенчания манипуляций, разрушения навязанных мифов и стереотипов. Но для этого граждане должны быть подготовлены к восприятию подобного рода информации. Появлению диалога в политике способствует наличие реальной конкуренции или оппозиции, препятствующие монополизации власти, и формированию общественного мнения в одном направлении. Политическая конкуренция способствует, в том числе развитию информационной среды, разноплановому освещению событий, что снижает возможности одностороннего навязывания определенных точек зрения, позиций.

Имеет значение в данной области политическая система общества, выбранный курс политической власти: проводится ли честная и «прозрачная» информационная политика, либо происходит тотальная государственная идеологизация массового сознания, обусловливая эффективность манипулятивных методов воздействия на граждан. Государство задает правила «игры», которые в дальнейшем распространяются на всю сферу политической жизни. Также, развитая информационная среда, наличие многообразных альтернативных источников информации, есть фактор информационно-психологической безопасности личности. Свободные альтернативные источники информации - необходимое условие минимизации манипулятивного воздействия на граждан.

Воспрепятствовать обману граждан посредством манипуляции их сознанием может также развитое в данной сфере законодательство и эффективные механизмы его реализации, которые в настоящее время имеют пробелы во многих странах. Дело в том, что на практике выявить и доказать манипуляции достаточно сложно, в результате чего существует проблема законодательного закрепления не дозволенных информационных методов воздействия на граждан. Проблема еще видится в том, что законодатель, являясь заинтересованным лицом в управлении массовым сознанием, сам не хочет браться за решение данного вопроса. Факторы информационно-психологической безопасности личности при формировании имиджа государства представлены на Рисунке.

Факторы информационно-психологической безопасности личности при формировании имиджа государства

Таким образом, имидж государства, формируемый на сегодняшний день правительствами всех цивилизованных стран, а также другими субъектами политических процессов, играет существенную роль в политической жизни обществ и государств. Если имидж государства существенно не совпадает с существующим положением дел, он способен нанести вред обществу, внедрив искаженную, обработанную под определенные цели картину мира в сознание масс, заставляя их действовать так, как выгодно тем или иным лицам. Формирование имиджа государства возможно посредством различных методов и технологий, предпочтительными среди которых, с точки зрения гуманности и функциональности для общества и граждан, являются рациональные.

Существуют определенные условия социальной среды и политической системы общества, делающие рациональные технологии важным фактором политической жизни общества, и способствующие обеспечению информационно-психологической безопасности людей. Среди таковых важнейшими являются опыт политического участия граждан, интеллектуальный и образовательный уровень населения, уровень стабильности общества, развитость и прозрачность информационной среды, выбранный курс государства по управлению массовым сознанием, наличие реальных конкурентов и оппозиции в политической сфере, а также законодательное обеспечение информационно-психологической безопасности личности. Напротив, факторами информационно-психологической угрозы общества являются отсутствие опыта политического участия, конформизм и легковерность граждан, ангажированность СМИ, политическая монополия внутри государства, отсутствие законодательной защиты населения в исследуемой сфере, кризисные периоды развития общества и др. Оптимальным для общества и личности является минимизация манипулятивного воздействия на граждан при широкой их социализации и просвещении, обусловливающем популяризацию и применение рациональных политических технологий имиджконструирования.

Рецензенты:

Белоус В.Г., д.филос.н., профессор, профессор кафедры российской политологии СПбГУ, г.Санкт-Петербург.

Радиков И.В., д.пол.н., профессор, профессор кафедры теории и философии политики СПбГУ, г. Санкт-Петербург.

Библиографическая ссылка

Давыборец Е.Н. ФАКТОРЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА ГОСУДАРСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23662 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Почему именно агрессия/миролюбие (безопасность) становятся ключевыми факторами в восприятии того или иного государства? Для ответа на этот вопрос нужно обратиться к пирамиде потребностей, составленной в свое время американским психологом Абрахамом Маслоу. Человек осознанно либо неосознанно проецирует свои потребности на других (и в большей степени именно поэтому можно сконструировать подобные шаблонные пирамиды). Данное обстоятельство позволяет перенести схему А. Маслоу в имиджевую плоскость.

Имидж является отражением степени реализации интересов и потребностей человека в том или ином государстве. И, судя по всему, формируется он в сознании так же ступенчато и последовательно, как пирамида, т.е. снизу вверх. И если, к примеру, базовые потребности в том или ином государстве не удовлетворяются, то вряд ли может идти речь о его духовности и здоровом имидже. Например, страны Африки лидируют в списках самых бедных стран мира (такие как Замбия, Чад, Либерия и т.д.). Кадры голодающих африканских детей потрясают все человечество. Каков имидж того же Замбия для обывателя? Или имидж Чада? Наверное, даже как-то кощунственно говорить об имидже, когда речь идет о массовом голоде, нищете и смертельно опасных болезнях. Такие страны никогда не включаются в имиджевые рейтинги. Если страна не может удовлетворить самые простые физиологические потребности своих граждан, то образ этого государства становится не просто отрицательным, а даже оказывается где-то за гранью оценочной системы. Таким образом, первый уровень пирамиды потребностей А. Маслоу в нашей условной пирамиде отсутствует, располагаясь на нулевом «этаже». Следующей ступенькой в пирамиде потребностей, как известно, является безопасность - одно из основных базовых условий для существования человека, так называемая, экзистенциальная потребность человека. И тут мы видим, что в имидже безопасность становится первым условием формирования благоприятного образа страны. В мирное спокойное время средства массовой информации в том или ином государстве транслируют, как правило, больше сообщений, касающихся внешней политики других стран в их связи с двусторонними/многосторонними отношениями. Преобладание новостей о ситуации внутри страны - обычно результат чрезвычайных, экстраординарных и особых ситуаций (революций, природных катаклизмов, политических выборов и т.д.). Таким образом, именно характер сообщений в СМИ по большей мере и определяет агрессию/миролюбие страны и, тем самым, формирует первый уровень нашего восприятия этого объекта. Вторым условным уровнем в пирамиде имиджа страны становится социально-экономическая политика государства. Здесь вновь важен и внутренний, и внешний аспект. Т.е. люди оценивают многие факторы в этом «блоке»: обеспечение гражданских прав населения, экономическую ситуацию в стране (уровень ВВП, инфляции, стабильность национальной валюты), инвестиционный климат, а также экономические отношения с другими странами и выполнение/невыполнение своих обязательств на международной арене. На высшей ступени пирамиды располагается культурный аспект имиджа. Здесь учитывается, насколько цивилизованна страна, какова культурная жизнь граждан, как внутри государства относятся к миноритарным нациям и народностям, их культуре, как страна взаимодействует с внешним миром и участвует ли в культурном обмене, а также многие другие факторы. Созданная пирамида условна. Важно понимать, что на восприятие одним объектом другого накладывается масса нюансов и, прежде всего, уникальные характеристики каждой стороны. Таким образом, велика вероятность изменения положения второй и третьей ступеней в пирамиде в зависимости, например, от профессии человека. Если последние два уровня пирамиды вариабельны, то первый, скорее нет.

Таким образом, имидж это психологический образ. Понятие «имидж» применяется к любому объекту, становящемуся предметом социального познания. Имидж страны -это ее образ, формируемый как в сознании граждан данной страны (внутренний имидж), так и граждан других государств (внешний) и складывающийся в результате взаимодействия большого числа факторов. Одним из наиболее важных факторов является безопасность. Безопасность является экзистенциальной потребностью как отдельного человека, так страны в целом и при ее отсутствии значение других потребностей сводится к нулю.

Исходя из понятия имиджа страны и факторов, влияющих на его формирование, можно выделить методы продвижения имиджа.

1

В данной статье предлагаются для рассмотрения актуальные вопросы психологической безопасности личности и формирования имиджа студента вуза. Главная цель исследования – выявление особенностей влияния психологической безопасности личности на процесс формирования имиджа студента вуза. Мы предположили, что формирование имиджа студента происходит в определенном социальном контексте, под воздействием факторов, отражающих характеристики социальных взаимодействий. Одним из ключевых факторов является высокий уровень безопасности личности студента, создающий реальные возможности удовлетворения естественных и социальных потребностей в настоящем и будущем, раскрывающий возможности для его личностной самореализации и профессионального роста. Авторами раскрыто содержание понятий «имидж студента вуза», «оптимальный имидж», «психологическая безопасность личности». В работе рассмотрены структурные составы имиджа студента и психологической безопасности его личности и определены взаимосвязи между ними.

имидж студента

психологическая безопасность личности

структурная взаимосвязь имиджа и психологической безопасности

1. Бубнова О.В. Образовательное пространство интернатного учреждения и психологическая безопасность его воспитанников. – Белгород: Политерра, 2013. – 147 с.

2. Деркач А.А. Имидж как феномен интерсубъектного взаимодействия; содержание и пути развития / А.А. Деркач, Е.Б. Перелыгина. – М.: Интеллект-Центр, 2003. – 635 с.

3. Ефимова Н.С. Основы психологической безопасности: учеб. пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. – 192 с.: ил. – (Высшее образование)

5. Лызь Н.А. Модельные представления о безопасности личности // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Гуманитарные проблемы современной психологии». – Таганрог: Изд-во ТРТУ. – 2005. – № 7 (51). – С. 25–27.

6. Перелыгина П.Б. Психология имиджа. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 223 с.

8. Baer M., Frese M. Innovation is not enough: climates for initiative and psychological safety, process innovations, and firm performance // Journal of Organizational Behavior J. 24, 45–68 (2003), Р. 45–70.

9. Bell P.A, Fisher J.D., Loomis R.J. Environmantal Psychology. – Philadelphia, 1978. – 457 p.

Социально-политические процессы, происходящие в современной России, привели к росту интереса к проблематике имиджа. Об этом свидетельствует широкое использование понятия «имидж» в различных науках: социологии, психологии, политологии, антропологии, культурологии. Вместе с тем в сознании людей закрепилось представление об имидже как об определенной ценности, от качества которой зависит жизненный успех и успешность любой деятельности.

Целью нашего исследования стало выявление особенностей влияния психологической безопасности личности на процесс формирования имиджа студента вуза.

Эмпирической базой исследования послужили ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ БелГУ), Белгородская сельскохозяйственная академия (БелГСХА). В исследовании приняли участие студенты очной формы обучения в количестве 110 человек в возрасте 17-25 лет.

В настоящее время формирование позитивного имиджа становится актуальной проблемой не только в политической и деловой сферах, но и в студенческой среде. Изучение имиджа студенчества особенно важно и актуально на сегодняшний день, когда возрастают требования к будущему профессионалу, к современному специалисту. Вместе с тем изменяется и сам имидж студентов. Различные аспекты обобщенного образа студенчества закрепляются в массовом сознании в виде стереотипов, причем не только в сознании самих студентов вузов, но и накладывают отпечаток на его восприятие общественностью. от того, каков имидж студента, как представлен образ студентов того или иного вуза в сознании общественности, во многом зависит процесс привлечения абитуриентов, реализация перспективных проектов, общее положение вуза в образовательной системе .

Имидж студента вуза - это интегральная характеристика личности, включающая в себя совокупность внешних особенностей и внутренних личностных качеств студента, которые способствуют эффективности учебной деятельности .

При выявлении уровня сформированности имиджа студентов вуза в нашем исследовании используются типы имиджа, выделенные Е.Б. Перелыгиной .

Первый уровень - это социально неприемлемый имидж, который препятствует профессионально-личностному развитию субъекта и установлению продуктивного сотрудничества между участниками взаимодействия, приводящих к деградации профессиональной и личностной Я-концепции субъекта-прообраза;

Второй уровень - это социально приемлемый имидж, который способствует сохранению существующего уровня профессионально-личностного развития субъекта-прообраза, а также достигнутого уровня сотрудничества между участниками имиджевого взаимодействия, в целом соответствующий сформировавшейся Я-концепции субъекта-прообраза имиджа;

Третий уровень - оптимальный имидж, характеризующийся наилучшим из всех возможных в данных условиях сочетанием характеристик, позволяющим субъекту ДСИ (деятельность по созданию имиджа) достичь своего акмэ в качестве индивида .

Социально-психологическими компонентами, составляющими структуру имиджа студентов вуза, являются:

1. Мотивационный компонент - наличие значимых учебно-профессиональных мотивов и потребностей, личностно значимые ценности.

2. Когнитивный компонент - Я-концепция студентов вуза.

3. Деятельностный компонент - умение развивать собственный имидж, исходя из особенностей деятельности, а также возможность изучать свой имидж в образовательном пространстве вуза .

Формирование имиджа студента происходит в определенном социальном контексте, под воздействием факторов, отражающих характеристики социальных взаимодействий. И одним из ключевых факторов является высокий уровень безопасности личности студента, создающий реальные возможности удовлетворения естественных и социальных потребностей в настоящем и будущем, раскрывающий возможности для его личностной самореализации и профессионального роста.

В настоящее время нет единой трактовки понятий «безопасность», «психологическая безопасность личности», «безопасная личность». Многие исследователи определяют «безопасность» как сочетание внутренних и внешних факторов, способствующих сохранению полноценной способности человека, общества функционировать и развиваться, а «безопасность личности» как состояние ее защищенности, т.е. способности человека как не создавать опасных ситуаций, так и противостоять таковым в случае возникновения (И.А. Баева, Н.С. Ефимова, Ю.Г. Носков, А.Н. Сухов и др.) . Н.А. Лызь указывает на то, что безопасная личность строит свою жизнь в контексте единства с обществом, реализует свой потенциал, свои идеалы и стремления с помощью сформированной системы смысловой регуляции жизнедеятельности, а также обладает готовностью к обеспечению безопасности и способна поддерживать свое здоровье за счет преобразования опасностей в фактор собственного развития .

При этом структура психологической безопасности личности студента вуза включает в себя следующие компоненты:

1. Аффективный компонент - эмоциональное отношение к опасным ситуациям; эмоциональная устойчивость к негативным внутренним и внешним воздействиям; переживания студентов по поводу взаимосвязей между ними в сложных ситуациях.

2. Когнитивный компонент - осведомленность студентов о понятиях «угроза», «опасность», «насилие» и т.п., а также способах выхода из ситуаций, характеризующихся данными понятиями, особенности их мотивационной сферы, самооценка.

3. Поведенческий компонент - способность планировать и осуществлять оградительные меры для самообеспечения психологической безопасности .

Основываясь на указанных положениях, а также проведенных ранее исследованиях, мы определили структурные взаимосвязи между имиджем студента вуза и психологической безопасностью его личности (рисунок).

Анализ показал, что осведомленность студентов о понятиях, связанных с психологической безопасностью, о способах выхода из сложных ситуаций влияют на их значимые учебно-профессиональные мотивы и потребности, личностно значимые ценности, а также на стереотипы, автостереотипы и динамику развития образа студента.

Структурная взаимосвязь имиджа студентов вуза и его психологической безопасности

Вместе с тем развитие положительного имиджа студентов в образовательном пространстве вуза будет наиболее эффективным при реализации ими оградительных мер по самообеспечению психологической безопасности личности.

Эмоциональная устойчивость/неустойчивость к негативным внутренним и внешним воздействиям; переживания студентов по поводу взаимосвязей между ними, отношение к опасным ситуациям могут как способствовать, так и препятствовать формированию должного уровня психологической безопасности личности и тем самым влиять на имидж студентов.

В рамках исследования нами проведен анализ имиджа студентов первого и четвертого курсов, а также уровня их психологической безопасности.

Структурно-содержательный анализ выраженности системы ценностей у студентов по методике «Изучение ценностных ориентаций личности» (С.С. Бубнова) показал, доминирование у первокурсников ценностей познания нового - 87 %, интересного в мире - 76 %, человеке - 74 %, природе - 68 %. В то время как у студентов четвертого и пятого курсов обучения доминируют - ценность удовлетворения насущных желаний - 93 %; ценность материального благополучия - 89 %; высокий социальный статус - 84 %; признание - 78 %, уважение людей - 75 %; социальная активность и общение - 72 %.

Результаты диагностики по методике «Завершение предложений» - «Типичный студент факультета… Кто Он?» (модифицированный вариант теста «20-ти высказываний. Кто Я?» (М. Кун)) показали, что от первого к четвертому курсу изменяется иерархия, значимость выделенных сфер жизнедеятельности студентов. Прежде всего, это проявляется в сфере самореализации личности. Если у первокурсников ассоциации: целеустремленность, успех, саморазвитие, самооценка, самореализация отнесены к низкочастотным или среднечастотным, то у студентов четвертого курса они все вошли в группу высокочастотных ассоциаций. То есть понятие самореализации наполняется у студентов четвертого курса реальным смыслом и включается в образ типичного студента, а значит, по их представлению является значимым элементом имиджа студента вуза. У студентов первого курса более романтичное отношение к студенческой жизни, чем у студентов четвертого курса. Среди первокурсников большое число студентов обеспокоены тем, насколько обучение в вузе позволит реализовать им жизненные цели и подготовит к будущей жизни. К четвертому курсу количество «неуверенных студентов» значительно сокращается. Первокурсники, характеризуя финансовые перспективы своей профессии, в основном употребляли ассоциации с негативной эмоциональной окраской. В то же время студенты четвертого курса использовали более позитивные ассоциации. Что касается эмоциональной насыщенности и дифференцированности описания, то студенты-четверокурсники продемонстрировали большую тонкость и эмоциональность, чем первокурсники, которых больше волнует «физическая среда», «внешний вид».

С целью исследования деятельностного компонента имиджа студентам предлагалось оценить степень значимости ряда психологических и социально-психологических условий учебно-профессиональной деятельности, личностных особенностей и возможностей в развитии имиджа студентов вуза: индивидуально-психологические особенности личности, престижность факультета, ожидания значимых людей, статусность, престижность будущей профессии, нормы общества, ценностные ориентации будущих работодателей, способность реализоваться в процессе обучения, возможность проявить себя как будущего профессионала, престижность вуза, ролевая позиция (позиция студента), условия, способствующие успешности имиджа (социальные, бытовые и др.). Студенты первого курса признали наиболее важным фактором развития успешного имиджа престижность будущей профессии, вуза, факультета, отведя ей приоритетное место по сравнению с личностными качествами. Вместе с тем большинство опрошенных студентов четвертого курса отметили, наряду с высокой значимостью в создании имиджа престижности вуза и факультета, способность реализоваться в процессе обучения, возможность проявления себя как будущего профессионала.

Диагностика самоактуализации студентов с помощью теста самоактуализации - САТ Э. Шостром (адаптация Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, М.В. Кроза) свидетельствует о высоких показателях у студентов первого курса по шкалам контактность, познавательные потребности, поддержка; средних показателях по шкалам ориентация во времени, сензитивность; низких показателях по шкалам самоуважение, принятие агрессии, гибкость поведения. В то же время у студентов четвертого курса выявлены высокие показатели по шкалам креативность, гибкость поведения, сензитивность, самоуважение; средние показатели по шкалам ориентация во времени, контактность, принятие агрессии; низкие показатели по шкале познавательные потребности.

Тест-опросник Г. Келлермана, P. Плутчика для измерения степени использования индивидом различных механизмов защиты показал, что студенты первого курса используют защитные механизмы проекция, отрицание реальности, регрессия, вытеснение, а студенты четвертого курса - рационализация, замещение, компенсация.

Анализ результатов диагностики агрессивных и враждебных реакций у студентов по методике «Опросник измерения агрессивных и враждебных реакций А. Басса и А. Дарки» говорит о наличии у студентов первого курса высокого уровня вербальной, косвенной агрессии, а также об их склонности к обидам, подозрительности. В то же время у студентов четвертого курса отмечено наличие высокого уровня раздражения, отмечена склонность к негативизму, вербальной агрессии.

По диагностике стиля поведения в конфликтной ситуации по методике К. Томаса «Стиль поведения в конфликте» у большинства студентов первого курса преобладает соперничество - 84 %, уклонение (избегание) - 75 %, приспособление - 68 %, сотрудничество - 54 % и компромисс - 46 %. У студентов четвертого курса преобладает приспособление - 82 %, компромисс - 78 % и сотрудничество ‒ 64 %, в средней степени выражено соперничество и уклонение - 55 и 43 % соответственно.

Анализ психологической безопасности личности продемонстрировал недостаточную осведомлённость студентов первого курса о понятиях «угроза», «опасность», «насилие» и т.п., а также способах выхода из ситуаций, ими характеризующихся, в то время как студенты четвертого курса имеют более четкое представление об указанных понятиях, а также о способах решения сложных ситуаций. Первокурсники не знают в должной мере способов планирования и осуществления оградительных мер для самообеспечения психологической безопасности, а студенты четвертого курса обладают более полными сведениями в данной сфере.

Таким образом, исследование показало, что на формирование оптимального имиджа студента вуза значительное влияние оказывает уровень психологической безопасности его личности, создающий реальные условия удовлетворения потребностей студентов, открывающий для них путь личностной самореализации и профессионального роста. Чем выше уровень психологической безопасности личности студента, тем больше возможностей существует для формирования его оптимального имиджа, в то время как низкий уровень безопасности личности приводит к формированию социально неприемлемого имиджа студента вуза.

Рецензенты:

Поддубный Н.В., д.ф.н., к.псх.н., профессор кафедры социальной работы и психологии, АНО ВПО «Белгородский университет кооперации, экономики и права», г. Белгород;

Тарабаева В.Б., д.соц.н., к.псх.н., профессор кафедры психологии, директор педагогического института, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.

Работа поступила в редакцию 06.03.2015.

Библиографическая ссылка

Бубнова О.В., Жеребненко О.А. ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА СТУДЕНТА ВУЗА // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-6. – С. 1323-1327;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37029 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Имидж как явление имеет глубокое психологическое воздействие. От него многое зависит в том, как складывается общение и взаимодействие человека с другими людьми, успешность профессиональной деятельности, личная и семейная жизнь.

В рамках изучения психологии воздействия имиджа рассматриваются следующие вопросы :

1. Подходы к сущности восприятия имиджа;

2. Психологическое воздействие имиджа на своего носителя;

3. Воздействие чужого имиджа на воспринимающий субъект;

4. Воздействие имиджа на окружение – социальную группу;

5. Воздействие первого впечатления.

Имидж есть результат психического отражения его носителя. В имиджелогии сложились два подхода к сущности восприятия имиджа: индивидуально-психологический и социально-психологи-ческий.

Индивидуально-психологический подход рассматривает личность как самостоятельный индивидуальный феномен. Личность и ее имидж изучаются через ее особенности и качества.

Социально-психологический подход к восприятию имиджа рассматривает личность его носителя не изолированно, а в составе определенной социальной группы. При этом восприятие осуществляется в динамике и взаимосвязи познавательных, мотивационных и эмоциональных элементов образа.

Имидж имеет не только влияние на окружающих, но и на объект, то есть на своего носителя.

Психология воздействия имиджа на своего носителя связана с тем влиянием, которое осуществляет созданный человеческий образ на его внутренний мир.

Воздействие имиджа может проявляться по нескольким вариантам:

имидж, который удовлетворяет своего носителя;

имидж, который, по мнению носителя, требует коррекции;

имидж, который не удовлетворяет своего носителя (таблица 6.1).

Удовлетворяющий имидж , по мнению носителя, соответствует его личности. Объекту (индивиду) нравится, как его воспринимают окружающие. В этом случае можно сказать, что самооценка личности соответствует ее внешней оценке.

Если положительный имидж возник без особых усилий со стороны человека, он, как правило, не задумывается над этим. Он воспринимает это естественно и закономерно.

Если создание желаемого имиджа потребовало от человека значительных целенаправленных усилий, он будет ценить достигнутый результат. Психологически он будет сознавать свои усилия и станет этим гордиться. Он станет внимательно следить за тем, чтобы поддерживать свой имидж в желаемом виде.

Имидж, требующий коррекции, связан с тем, что носитель в некоторой части не удовлетворен тем, как его воспринимают окружающие. Его самооценка по отдельным пунктам не совпадает с внешней оценкой.

Если человек целенаправленно формировал свой имидж, он найдет пути его коррекции. Он спланирует и осуществит действия, которые помогут изменить мнение окружающих о нем в нужных деталях.

Если имидж, требующий коррекции, сложился стихийно , его носитель вряд ли сможет внести исправления. Скорее всего, он будет обижаться на окружающих за то, что они недооценивают его по определенным пунктам. Мысль о том, что окружающие правы, а его самооценка завышена, вряд ли придет ему в голову.

Неудовлетворяющий имидж, с точки зрения его носителя, воспринимается как несправедливый. Человек может согласиться с какими-то отдельными своими ошибками, но свой отрицательный образ в целом он не примет. Носитель отрицательного имиджа будет убежден в том, что окружающие имеют о нем превратное мнение, и оно ошибочно . Он совсем другой человек, но стечение обстоятельств или клевета недоброжелателей представили его в невыгодном свете.

Люди с отрицательным имиджем редко находят в себе силы изменить свой образ, так как для этого надо измениться самому . А это возможно только после объективной самооценки и признания своих недостатков. Это сделать сложно. Гораздо легче обидеться и ощущать себя недооцененным и несправедливо обиженным.


Таблица 6.1 – Воздействие имиджа на своего носителя

Часть людей, создав о себе отрицательный имидж, и не видя путей, либо не имея сил для исправления, становятся на путь бравирования своим плохим образом. Они своим поведением начинают как бы подтверждать плохое о себе мнение. Часто эта бравада создается вынужденно, от слабости и растерянности.

Воздействие чужого имиджа на воспринимающего определяет отношение человека (субъекта) к носителю имиджа (объекту). Затем, на основании этого отношения, выстраивается стратегия общения и деятельности.

Воздействие чужого имиджа на личность воспринимающего может проявляться по нескольким вариантам:

оценка человека по шкале «хороший-плохой»;

выстраивание стратегии отношений;

подражание либо отторжение (таблица 6.2).

Оценка человека (объекта имиджа) происходит неосознанно, одновременно с формированием его образа. Оценка осуществляется по шкале «хороший-плохой» либо «принимаю-отвергаю».

Основанием для оценки служит сравнение воспринимаемых свойств и качеств объекта с собственными, либо с мысленным эталоном. Одни достоинства могут показаться субъекту важными, другие незначительными. Одни недостатки объекта имиджа субъект восприятия готов простить, другие нет.

В итоге, вместе с создаваемым образом в психологии субъекта восприятия формируется оценка объекта имиджа.

Выстраивание стратегии отношений происходит, в зависимости от оценки человеком (субъектом), воспринимаемый образ другого.

Внутренняя стратегия субъекта восприятия может быть направлена на сближение либо отдаление (дистанцирование). С этим связано и его желание либо нежелание осуществлять совместную с объектом имиджа деятельность.

Если же служебные обстоятельства, либо производственная необходимость заставляют работать совместно с человеком с отрицательным имиджем, субъект восприятия такого образа будет испытывать психологический дискомфорт. В этом случае, даже интересная сама по себе работа может существенно потерять привлекательность.

Подражание либо отторжение связано с отношением субъекта восприятия к отдельным свойствам и качествам объекта имиджа.

Если оценка объекта не просто положительная, а высокая, у субъекта имиджа может возникнуть желание в подражании . Весь образ скопировать невозможно, а позаимствовать его отдельные элементы – вполне вероятно.

Отторжение проявляется у субъекта восприятия в случае негативной оценки объекта имиджа. При этом наиболее отрицательные черты воспринимаются как недопустимые для себя (субъекта). Воспринимающий в своем внутреннем мире невольно отмечает: «каким не надо быть» и «что нельзя делать».

Таблица 6.2 – Воздействие объекта имиджа на субъект

Воздействие имиджа на окружение , то есть близкую социальную группу, зависит от авторитета и общественного статуса объекта имиджа.

Если это неформальный лидер , его имидж активно влияет на группу. Многие участники группы будут стремиться к подражанию кумиру.

Если носитель имиджа находится в группе на скромных ролях , его имидж не будет иметь заметного влияния. Его просто не будут замечать.

Имидж изгоев имеет на социальную группу заметное утешительное влияние. Люди со скромным статусом, однако более высоким, чем изгой, будут рады тому, что их имидж выше. И еще они будут очень бояться того, чтобы не опуститься на нижнюю ступеньку социального статуса.

Первое впечатление имеет особое влияние на всех участников знакомства: объект имиджа, субъект восприятия, группу участников контакта.

При знакомстве двух человек (диалоге) каждый из них выступает одновременно объектом имиджа и субъектом восприятия по отношению друг к другу. В роли объекта имиджа собеседник хочет произвести приятное впечатление, понравиться новому знакомому.

В роли субъекта восприятия собеседник проявляет определенный интерес. Ему важно, какая сформируется оценка о новом знакомом, будет ли желание дальше с ним общаться и сотрудничать.

Иными словами, воздействие первого впечатления заключается в том, что закладывается фундамент для будущих отношений: будут они активными и желанными, либо пассивными и вынужденными.

Итак , имидж воздействует на психологию своего носителя (объекта), воспринимающего его человека (субъекта), общественное мнение (социальное окружение).

На формирование имиджа оказывают влияние множество различныхфакторов :

■ история организации;

■ ее социальная миссия;

■ личность руководителя;

■ стиль управления;

■ деловая репутация;

■ качество предоставляемых товаров и услуг;

■ уровень обслуживания посетителей;

■ паблисити (известность в широких кругах общества);

■ фирменный стиль и пр.

Рассмотрим коротко вышеперечисленные факторы. Как показывает практика, организации, чья история связана с какой-либо известной личностью или знаменательным событием, пользуются большей популярностью у населения. Однако и те учреждения, которые не обладают данным преимуществом, могут использовать этот факт в своих интересах. Например, можно самим создать увлекательную историю, так называемую «легенду» о своей организации, и распространить ее через средства массовой информации.

Миссия организации является ее визитной карточкой. Она должна быть социально обусловлена и соответствовать ожиданиям и потребностям реальных и потенциальных клиентов, партнеров и спонсоров.

Личность руководителя и стиль управления также важны. Так, авторитарное руководство крайне неблагоприятно сказывается на морально-психологическом климате в коллективе, ухудшая тем самым и внешние связи организации.

Деловая репутация подразумевает стабильное финансовое положение, прозрачность в работе с партнерами, готовность отвечать по своим обязательствам.

Качество товаров и услуг и уровень обслуживания являются, пожалуй, ключевыми факторами, формирующими образ организации в глазах общественности.

Фирменный стиль (товарный знак, логотип, слоган, фирменная одежда, корпоративная цветовая гамма и пр.) выступает в качестве одного из главных средств создания имиджа организации.

Разъяснения об этапах создания фирменного стиля, способах эффективного продвижения бренда и его оценки Вы найдете в электронной системе "Культура"

Собирательный образ организации складывается из представлений об отдельных его составляющих (компонентах). Структуру имиджа организации можно представить в виде таблицы.

Таблица 1. Структура имиджа организации

Наименование компонента Описание компонента Комментарии
1. Имидж товаров и услуг Представление людей о производимых товарах и оказываемых услугах. Формируется на основе следующих критериев: ■ востребованность товаров и услуг; ■ соотношение цена/качество; ■ уникальность (наличие аналогов на рынке) и пр. Учреждения культуры являются в основном поставщиками услуг (рекреационных, информационных, образовательных). И в этой сфере им приходится конкурировать с множеством коммерческих организаций. Поэтому для поддержания своей конкурентоспособности важно правильное позиционирование на рынке и грамотное продвижение предоставляемой продукции и услуг
2. Имидж потребителей товаров и услуг Представление о стиле жизни, социальном статусе, финансовом положении и других характеристиках потребителей Для учреждений культуры крайне важно определить приоритетные для своей деятельности группы потребителей и строить свою деятельность, ориентируясь на их взгляды и предпочтения
3. Внутренний имидж организации Представление самих сотрудников о своей организации. Основными определяющими факторами для внутреннего имиджа являются корпоративная культура и морально-психологический климат в коллективе Мнение сотрудников может оказывать непосредственное влияние на отношение общества к организации. Поэтому необходимо, чтобы оно было позитивным и единым
4. Имидж руководителя организации Представление о намерениях, мотивах, ценностных ориентациях, способностях и психологическом портрете руководителя Имидж руководителя может как помочь, так и навредить общему имиджу организации. Руководитель учреждения культуры должен обладать харизмой и лидерскими качествами для того, чтобы вести за собой коллектив, не подавляя при этом творческой индивидуальности и деловой инициативы сотрудников
5. Имидж персонала Собирательный обобщенный образ персонала, раскрывающий наиболее характерные для него черты. Включает как профессиональные, так и личностные качества Имидж персонала формируется, прежде всего, на основе прямого контакта, при этом каждый сотрудник рассматривается как «лицо» всей организации, по которому будут судить о персонале в целом. В общественном сознании сложились довольно стойкие стереотипы относительно социально-демографического профиля сотрудников определенных учреждений культуры. К примеру, библиотекарь часто ассоциируется с женщиной средних лет, в очках, неброско одетой. Этот образ культивируется и в средствах мультимедиа (рекламе, кинематографе). Важно сломать существующие негативные стереотипы и установки и заменить их позитивными, благотворно влияющими на имидж организации
6. Визуальный имидж организации Представление о внешнем облике организации (экстерьере и интерьере зданий и помещений, фирменном стиле) На формирование визуального имиджа влияют индивидуальные особенности восприятия и вкусовые предпочтения различных людей, а также модные тенденции
7. Социальный имидж организации Представление о социальных целях (миссии) и роли организации в жизни общества Социальный имидж формируется посредством информирования широкой общественности о социальных аспектах деятельности организации
8. Бизнес-имидж организации Представление об организации как о деловом партнере Положительный бизнес-имидж может привлечь в учреждения культуры дополнительные источники финансирования в виде средств спонсоров и благотворителей

Можно с уверенностью сказать, что любая организация имеет тот или иной образ в общественном сознании, вне зависимости от того, работает она над его созданием или нет. Во втором случае образ формируется стихийно под влиянием обрывочной и не всегда достоверной информации, слухов, мнений конкурентов и т. д.


Для организации гораздо выгоднее целенаправленно формировать свой благоприятный имидж, чем пускать дело на самотек и исправлять впоследствии нежелательные и ошибочные представления людей о себе и своей деятельности.

Результатом создания позитивного имиджа станет повышение престижа (авторитета) организации среди различных групп населения. Например, стабильно высокое качество товаров и услуг порадуют старых и привлекут еще больше новых клиентов. В свою очередь, это будет способствовать стимулированию спроса и повышению конкурентоспособности: увеличению продаж, а следовательно, и прибыли. Таким образом, вполне оправдывается утверждение, что сначала организация работает на имидж, а потом имидж работает на организацию.