Глобалисты VS Антиглобалисты. Движение антиглобалистов Правый антиглобализм: его причины и проявления

Глобалисты VS Антиглобалисты. Движение антиглобалистов Правый антиглобализм: его причины и проявления

Доктор экономических наук, профессор Ю. ШИШКОВ

В декабре 1999 года разъяренные толпы едва не сорвали проводившийся в Сиэтле (США) форум государств - участников Всемирной торговой организации - ВТО. С тех пор почти каждую международную встречу политиков, так или иначе связанную с глобализацией, сопровождают не только многотысячные демонстрации антиглобалистов, но и погромы. Такое повторилось в Праге, Ницце, Гетеборге, Болонье, Зальцбурге, Вашингтоне, Лондоне, Давосе, Квебеке, Генуе, Барселоне. Всюду, где проходят встречи "сильных мира сего", обсуждающих глобальные проблемы, из многих стран съезжаются тысячи протестующих. Однако среди них не только истинные противники глобализации, но, как выяснилось, немало обыкновенных любителей бить витрины магазинов и банков, крушить автомобили и драться со стражами порядка. Это стало чуть ли не традицией. Всякий раз в стране проведения очередной всемирной встречи руководителей бизнеса приходится принимать чрезвычайные меры для поддержания порядка с помощью многих тысяч полицейских. А после сентябрьских событий 2001 года в США появились серьезные опасения, что массовые выступления антиглобалистов могут быть использованы исламскими экстремистами для новых актов террора. Поэтому кроме усиленных мер по традиционной охране правопорядка стали предпринимать шаги иного рода. Так, в марте 2002 года во время Барселонского форума лидеров 15 стран Евросоюза испанские власти привлекли к охране патрульные катера, военный корабль, ракетные подразделения противовоздушной обороны, истребители и даже самолет-разведчик АВАКС. Еще недавно ничего подобного не было. Чем вызвано явление антиглобализма, каковы его движущие силы?

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ АНТИГЛОБАЛИЗМА

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Соотношение уровней валового внутреннего продукта на душу населения стран Запада и остального мира за последние 2000 лет (в долларах США 1990 года).

Доля сельского хозяйства, добывающей и обрабатывающей промышленности в материальном продукте развивающихся стран (в % к итогу).

Структура населения развивающегося мира по темпам прироста ВВП на одного жителя в среднем по пятилетиям (в тысячах человек).

Сводить все к хулиганству экстремистской части противников глобализации - явное упрощение (хулиганствующие фанаты есть и в среде спортивных болельщиков). Это лишь видимая часть айсберга антиглобализма, который вобрал в себя и различные националистические организации, и "бритоголовых", троцкистов, коммунистов, ультраправых, анархистов, хакеров и прочих радикалов всех сортов. Антиглобализм неплохо организован в международном масштабе и, несомненно, имеет финансовую подпитку - иначе, на какие средства оплачивалась бы переброска тысяч людей в нужное место и в нужное время, невзирая на расстояния и визовые барьеры. Источники его финансирования не вполне ясны. Известно, правда, что некоторые средства выделяют профсоюзы развитых стран, полагающие, что транснациональные корпорации (ТНК), перенося часть своих предприятий в развивающиеся регионы мира, усугубляют безработицу в собственных странах.

Однако важнее выяснить не столько финансовую, сколько идеологическую (концептуальную) основу антиглобализма. Ведь толпы протестующих наводняют города проведения международных форумов не только ради того, чтобы задаром повидать мир, показать себя или испытать острые ощущения. Многие из них, по-видимому, искренне верят в то, что, протестуя, они делают доброе дело не только для своих стран, но и для всего человечества. Выяснив идеологические корни, легко оценить шансы антиглобалистов на успех, а следовательно, и на историческую перспективу.

Бытует представление, что глобализация выгодна только США и другим богатым странам, а остальным сулит одни лишь несчастья. Литературным воплощением такого мнения стал роман французской писательницы Сюзен Джордж "Рапорт Лугано", рисующий весьма мрачную картину: транснациональные корпорации загнали человечество в застенки "нового мирового порядка". На планете господствует "золотой миллиард" - люди из высокоразвитых стран мира, живущие в скучном капиталистическом раю. А остальные недочеловеки трудятся в поте лица, обеспечивая процветание этим избранным.

Существуют по меньшей мере три основных варианта такого восприятия глобализации. Наиболее радикальный (и самый примитивный) сводится к тому, что все это дело рук США, которые непосредственно или через подконтрольные Вашингтону организации - Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирную торговую организацию и другие - бесцеремонно превращают развивающиеся страны мира в свою неоколониальную вотчину, чтобы получить возможность эксплуатировать их природные и людские ресурсы. Отсюда - неприятие глобализации в любых ее проявлениях, слепая ненависть к США и связанным с ними международным организациям и форумам.

Другая разновидность идеологии антиглобализма исходит из того, что глобализация - процесс в своей основе объективный, обусловленный техническим прогрессом, информационной революцией, развитием международных связей - производственных, торговых, финансовых. Однако выгодами этого процесса могут воспользоваться лишь высокоразвитые страны Запада, тогда как остальной мир обречен на дальнейшее отставание. А коль выгоден он только "золотому миллиарду", то ему нельзя позволить "снимать сливки" с глобализации и еще больше увеличивать свой отрыв от остального мира.

И, наконец, третья версия. Процесс этот не только объективен, но может быть полезен всем странам, хотя и в различной степени. Если развитые страны Запада пользуются его плодами в полной мере, то остальным перепадают лишь крохи с барского стола. Поэтому нужно заставить Запад делиться благами глобализации с другими регионами мира. А так как официальным путем вынудить Запад к этому вряд ли удастся, то следует давить на него с помощью массовых выступлений.

В любом из трех вариантов противники глобализации видят в ней либо прямую угрозу для большей части мирового сообщества, либо, в лучшем случае, косвенное зло. В доказательство приводятся на первый взгляд убедительные и потрясающие факты. Например, ежегодник "Программы развития ООН" ("Human Development Report 1999") сообщает, что разрыв в доходах между пятой частью мирового населения, проживающей в богатых странах, и пятой его частью - в бедных возрос с 30 раз (в 1960 году) до 74 раз (в 1997 году). Более того, верхний "этаж" дает теперь 86% мирового валового продукта, 82% мирового экспорта и 68% прямых зарубежных инвестиций, тогда как доля самого нижнего "этажа" по всем этим показателям не поднимается выше 1%. Подобные сопоставления потрясают. Они рождают впечатление надвигающейся катастрофы и, независимо от намерений авторов, льют воду на мельницу антиглобалистов.

КОГДА И ПОЧЕМУ "СЕВЕР" УШЕЛ В ОТРЫВ ОТ "ЮГА"

Чтобы оценить, правы ли те, кто видит в глобализации причину углубляющегося разрыва между богатым "Севером" и прозябающим в нищете "Югом", важно понять причины и движущие силы этого разрыва, понять его историческую динамику.

Раскол мира на быстро развивающийся авангард и все более отстающий арьергард возник, по историческим меркам, не столь уж давно. Он начался после великих географических открытий в XVI веке, а через три столетия приобрел взрывной характер. Конечно, и в доиндустриальную эпоху отдельные регионы мира различались по уровню жизни. Но различие никогда не было существенным, поскольку абсолютно доминирующей отраслью экономики любой страны тогда было сельское хозяйство. Его эффективность жестко ограничивалась как природными условиями, так и ручным трудом, производительность которого могла повышаться лишь в сравнительно узких пределах. Поэтому даже в период расцвета духовной и материальной культуры отдельных земель Древнего Востока средний уровень жизни в Египте, Вавилоне, Китае, Индии, Средней Азии мало отличался от уровня жизни остального мира. К тому же в доиндустриальную эпоху некоторое превосходство одних стран над другими не закреплялось надолго: оно перемещалось от региона к региону и носило как бы блуждающий характер.

Признанный специалист в истории мировой экономики Ангус Мэддисон рассчитал приблизительный среднедушевой доход (в долларах США 1990 года) в исходном году нашей эры. По его подсчетам, 2000 лет назад уровни валового внутреннего продукта - ВВП на одного жителя Западной Европы и Китая были примерно одинаковы (по 450 долларов в год) и превосходили эти уровни всех остальных регионов мира в пропорции 1,13:1. Через тысячу лет Западная Европа отстала от Китая, Японии и остальной Азии, и опять примерно на такую же величину. Еще через 500 лет Европа вновь вышла в лидеры, обогнав азиатские страны. Такая модель развития мирового сообщества действовала на протяжении тысячелетий. Как видно из приведенного графика, монотонный ход истории, когда нынешний Запад и прочие регионы мира наращивали свои подушевые доходы одинаково черепашьими темпами (порядка 0,05-0,07% в год), сменился быстрым отрывом Запада лишь в конце XVIII века.

Почему такое стало возможным? Что взломало тысячелетиями устоявшиеся ритмы истории и разделило мировое сообщество на авангард и арьергард? Их взорвали промышленная революция и капитализм, не только давшие человечеству принципиально новые средства производства, но и открывшие перед ним необъятное поле деятельности за пределами традиционных отраслей - сельского хозяйства и ремесла. С промышленной революцией почти одновременно произошла социальная революция: на смену прежним, застойным социально-экономическим отношениям пришли капитализм и частная собственность на средства производства, кардинально повысившие личную заинтересованность людей в результатах своего труда и раскрепостившие их творческую инициативу.

Когда в Англии, а потом и в других европейских странах стала набирать силу промышленная революция, начался невиданный рост производства товаров и услуг, а следовательно, и доходов. С 1820 по 2000 год средний объем валового внутреннего продукта на душу населения возрос там более чем в 19 раз, тогда как в остальных регионах мира - лишь в 5,5 раза. Образно говоря, мировое сообщество, долгое время медленно продвигавшееся вперед единой шеренгой, спешно перестроилось в колонну во главе со стремительно бегущим авангардом и ускорившим движение, но все более отстающим арьергардом. Множество стран расположилось между "головой и хвостом" этой колонны. Конфигурация мирового сообщества в корне изменилась.

Причина раскола мира на богатый "Север" и бедный "Юг" состоит вовсе не в том, что первый наживается на эксплуатации второго (хотя элементы такого обогащения существуют как внутри любой страны, так и в отношениях между странами). Суть ее в том, что мощные ускорители экономического, социального и культурного развития - индустриализация и капитализм - первоначально сконцентрировались в узкой группе стран-лидеров, тогда как остальное человечество еще долго прозябало в доиндустриальном и докапиталистическом состоянии. Так возникла разница в скорости развития "Севера" и "Юга".

Естественный и главный вопрос: растущий разрыв в уровнях технико-экономического развития - явление временное и преходящее или же оно необратимо и неизбежно на всю оставшуюся жизнь человечества?

Такие опасения беспочвенны. Вспомним, что главным двигателем стремительного взлета подушевых доходов в странах Запада стала индустриализация. Почти полное отсутствие индустрии в остальной части мира явилось решающей причиной разрыва между "Севером" и "Югом". Но такая ситуация уходит в прошлое. В XX веке, особенно во второй его половине, индустриализация стала быстро растекаться по планете из центра ее зарождения к периферии мировой экономики. Как видно из диаграммы, помещенной вверху этой страницы, доля промышленности в валовом материальном продукте развивающихся стран за последние полвека увеличилась более чем вдвое. Доля же сельского хозяйства упала с 68% (в 1950 году) до 26% (в 2000 году).

Это, конечно, пока значительно меньше, чем в странах "Севера" (там в 2000 году доля сельского хозяйства не превышала 6%, добывающей промышленности - 11,5%, а доля обрабатывающей достигла 81%). Тем не менее индустриализация заметно ускорила темпы роста развивающихся стран мира. За вторую половину ушедшего столетия общий объем их ВВП увеличился в 10,6 раза, тогда как в высокоразвитых странах - в 5,9 раза, то есть за полвека "Юг" опередил "Север" по темпам экономического роста в 1,8 раза. И все же разрыв между ними по уровню доходов на одного жителя все еще велик.

Причины лежат на поверхности. С середины ХХ века на "Юге" начался демографический взрыв, вызванный нарушением баланса между нормой рождаемости и нормой смертности населения. Улучшение условий жизни, современное медицинское обслуживание заметно уменьшили смертность, а высокая рождаемость сохранилась. Прирост населения в таких районах мира достиг беспрецедентных масштабов: в начале 70-х годов XX века он исчислялся почти 70 миллионами человек в год, а к началу 90-х - более чем 80 миллионами. Численность населения в развивающихся регионах растет значительно быстрее, чем в индустриальных странах. Но норма рождаемости постепенно стала снижаться, и упомянутое равновесие восстанавливается. Пик ежегодного прироста населения (82 миллиона человек) был пройден в развивающихся странах в 1990 году, после чего демографический взрыв вступил в фазу затухания.

Идут на убыль и постколониальные межэтнические и территориальные вооруженные конфликты, причиняющие огромный ущерб. (Они существенно тормозили рост благосостояния "Юга" в последние четыре-пять десятилетий.) Сокращаются военные расходы, отнимающие немалые бюджетные средства. Политика изоляции от "империалистических держав" и опоры лишь на собственные силы, показав свою тупиковость, заменяется активным включением в международные хозяйственные связи. Канула в Лету и активно навязываемая Советским Союзом развивающимся странам "социалистическая ориентация" - модель централизованно планируемой, антирыночной экономики. Постепенно все это негативное уходит в прошлое, открывается путь для ускоренного роста жизненного уровня пяти миллиардов жителей планеты.

Более того, этот рост становится реальностью. Разрыв между "Севером" и "Югом" по уровню доходов на одного жителя, достигнув к началу 70-х годов восьмикратной величины, стал постепенно сокращаться. К 2000 году он снизился до семикратного. Правда, подтягивание арьергарда мирового сообщества к его авангарду идет весьма неравномерно. Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Мексика, Чили, Бразилия и некоторые другие страны в последние полтора-два десятилетия сумели удачно вписаться в современную мировую систему и близко подойти к глобальному авангарду. Они образуют растущую группу стран, стремительно сближающихся с индустриальным и постиндустриальным ядром мирового сообщества.

За ними следует внушительная когорта государств, где ВВП на одного жителя увеличивается с 3,75 до 7% в год, что обеспечивает достаточно быстрое сближение с этим ядром. Затем идут страны со среднегодовым приростом этого показателя с 2 до 3,75%, который позволяет сокращать разрыв с ядром, но более медленными темпами. Страны с приростом подушевых доходов ниже 2% в год продолжают отставать. Доля таких стран ощутимо сократилась по сравнению с семидесятыми годами, но все еще остается значительной. Наконец, у наиболее отсталых стран доходы на душу населения продолжают сокращаться. (Их удельный вес стал расти после начала мирового энергетического кризиса в 1973 году, достиг пика в первой половине 80-х годов, а затем с окончанием этого кризиса стал убывать.)

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ - ВРАГ ИЛИ СОЮЗНИК "ЮГА"?

Но, может быть, преодоление сложившегося разрыва в технико-экономическом, социальном и культурном развитии "Севера" и "Юга" происходит лишь благодаря усилиям самих развивающихся стран? Может быть, им приходится с трудом пробиваться через помехи, которые создает на этом пути глобализация экономики, и без нее процесс шел бы легче и быстрее? При всех издержках глобализации (о них я рассказывал в статье "Два лица глобализации", "Наука и жизнь" №№ 11 и 12, 2000 г.) она не только не мешает этому процессу, а, напротив, способствует его ускорению.

Страны мирового авангарда не могут ни экономически, ни политически замкнуться в себе, отмахнувшись от остального человечества. Поскольку никакая, даже самая высокотехнологичная промышленность или сфера услуг не существует без постоянного притока растущих объемов энергоресурсов, металлов, других полупродуктов и продовольствия из менее развитых стран. Поэтому каждый шаг вперед индустриальных и постиндустриальных стран предполагает вовлечение дополнительных природных ресурсов из остальных стран мира. Дополнительных не только по объему, но и по ассортименту. Когда-то, скажем, требовались преимущественно железо или медь, потом - марганец и вольфрам, позднее - урановые руды и т. п. И еще. Чем выше производительность труда и капитала в промышленно развитых странах, тем больше им требуется рынков сбыта для своей продукции, объемы которой уже не в состоянии поглотить внутренние рынки. Поэтому развитые страны все активнее вовлекают менее развитые в международное разделение труда, подключая их экономику к собственному воспроизводственному процессу.

Кто-то может увидеть во всем этом сходство с эксплуатацией колоний в недавнем прошлом. Но сходство чисто внешнее. Такой процесс на самом деле позитивен. Участвуя в международном разделении труда, отстающие страны прежде всего повышают эффективность своей собственной экономики, получают экспортные доходы, которые инвестируют в традиционные или новые отрасли производства, поднимая тем уровень благосостояния населения. А потом (что еще важнее) в обмен на свои аграрные продукты, минеральное сырье или топливо эти страны получают все более совершенные готовые изделия и услуги, представляющие собой конечный продукт долгого развития научно-технической мысли, огромных затрат интеллектуального труда и крупных капиталовложений. Сначала это был, скажем, паровоз, потом - автомобиль, телефон, телевизор, компьютер...

Не будь такого обмена, остальные страны не доросли бы до создания у себя подобных товаров и услуг в течение многих десятилетий, а может быть, и столетий. Благодаря импорту "чудес науки и техники", пришедших как бы из иной цивилизации, здесь расширяется круг потребляемых товаров и услуг, а вместе с ним и кругозор местного населения, которое начинает осознавать, что можно жить богаче, комфортнее, содержательнее, чем жили многие поколения их предков. Возникает общественная потребность в повышении уровня образования, растет квалификация рабочей силы и культура производства. Со временем (по историческим меркам довольно быстро) общая грамотность местных кадров, их производственная культура достигают такого уровня, когда становится возможным перенести в данную страну некоторые производства из развитых стран. Тогда сюда начинает притекать инвестиционный капитал, открываются разного рода школы и курсы по подготовке местных работников, поднимается их занятость, оплата труда, иначе говоря - жизненный уровень.

Такое подтягивание отстающих стран до уровня авангарда мирового сообщества - явление неизбежное, и его механизм неотделим от процесса глобализации. Движущим моментом здесь выступает высокая доходность науко- и техноемкой продукции. Если продажа на мировом рынке одного килограмма сырой нефти приносит 2-2,5 цента прибыли, то килограмм бытовой техники дает 50 дoлларов, килограмм авиационной техники - 1000 долларов, а килограмм электроники и информационной техники позволяет заработать до 5 тысяч долларов.

Непрерывное появление в странах Запада все более высоких технологий приносит им на внутренних и мировом рынках постоянно растущие доходы, что повышает общий уровень жизни, а следовательно, оплату труда и социальную защиту наемных работников. Правда, это увеличивает издержки производства и удорожает практически всю массу производимых в данной стране товаров и услуг. И тогда понижается их международная ценовая конкурентоспособность. Если высокотехнологичные товары и ycлyги здесь менее уязвимы, поскольку их конкурентос пособность определяется не столько ценой, сколько качеством, то продукция менее высоких "этажей" производственной пирамиды страдает от этого значительно больше. Выпускать ее в данной стране становится невыгодно.

Тогда высокоразвитые страны выносят нижние "этажи" отечественного производства в менее развитые страны, где рабочая сила дешевле, но уровень ее квалификации уже поднялся настолько, что позволяет освоить перемещаемые сюда промышленные структуры. Это происходит постоянно. Так складываются транснациональные производства все более сложных промежуточных и готовых изделий, стоящих, так сказать, одной ногой в индустриальных странах, а другой - в развивающихся.

В теории такое явление известно как международный цикл производства, когда технически лидирующая страна постепенно передает свои производственные мощности следующим за ней странам. Последние по мере "возмужания" их собственного технологического и кадрового потенциала и повышения уровня оплаты рабочей силы начинают переносить некоторые производственные мощности в страны, следующие за ними по уровню технико-экономического развития... Обычно "вниз" по цепочке передается сначала текстильное производство, затем - химическое, потом - металлургия, за ней - автомобилестроение и, наконец, - электроника.

Все это напоминает конструкцию многоярусного фонтана, когда вода, переполняя верхнюю чашу, стекает на ниже расположенные. Так складывается многоступенчатая лестница, по которой развивающиеся страны одна за другой взбираются к вершинам глобальной технологической пирамиды, повышая свой экономический, социально-культурный уровень и сокращая отрыв от "Севера".

Однако часть стран "Юга" находится в таком состоянии, что при всем желании не может воспользоваться этой лестницей. У них нет ни благоприятных политических, ни правовых условий для привлечения иностранных инвесторов. Нет у них и достаточно квалифицированных кадров, способных освоить новые технологии. Сегодня насчитывается 48 таких стран, в них проживает 10,4% всего населения планеты. Они нуждаются в особой поддержке со стороны мирового сообщества. И ее им оказывают: списывают их внешние долги, предоставляют безвозмездную помощь, от Всемирного банка и Международного валютного фонда они получают льготные кредиты. Кроме того, Запад снижает импортные барьеры в торговле с наименее развитыми странами.

Однако помощь, идущая по всем названным каналам, еще малопродуктивна. Поэтому в последние два-три года преодоление отсталости и нищеты в странах "Юга" объявлено приоритетной задачей ООН, ЮНКТАД, МВФ, ВТО и других международных организаций. Все эти усилия, бесспорно, ускоряют преодоление разрыва между богатым "Севером" и бедным "Югом". В XXI веке социально-экономический ландшафт глобальной экономики станет более сглаженным, расстояние между ее авангардом и арьергардом существенно сократится, однако перестроиться из колонны в доиндустриальную шеренгу международное сообщество уже никогда не сможет.

Доктор экономических наук, профессор Ю. ШИШКОВ, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН.

Читатели журнала знают всегда интересные, написанные доступно и увлекательно статьи Ю. В. Шишкова по проблемам мировой экономики. Он - один из ветеранов Института мировой экономики и международных отношений РАН. Его перу принадлежат многочисленные работы по вопросам международных экономических отношений, мировой торговли, региональной интеграции и развития глобальных процессов.

В прошлом году вышла из печати фундаментальная монография Ю. В. Шишкова "Интеграционные процессы на пороге XXI века", в нынешнем - в Лондоне опубликована его совместная с известным английским политологом Дж. Пиндером книга "ЕС и Россия: надежда на партнерство?".

Весной этого года при поддержке частного Благотворительного фонда содействия отечественной науке Президиум Российской академии наук удостоил профессора Шишкова диплома "Лучший экономист РАН" и премии.

Антиглобализм – общественное движение представляющее собой систему взглядов на мировые глобализационные процессы и отрицающее глобализацию как процесс.

Антиглобализм является продуктом взаимодействия различных культур, народов при поиске альтернативных господствующему порядку моделей развития. Борьба идет в основном против глобального неравенства, гегемонии транснациональных корпораций, формирования однополярного мира, загрязнения окружающей среды и.д.

Антиглобалисты регулярно проводят в разных странах мира социальные форумы, различные акции протеста против крупного капитала и той модели глобализации экономики, которую он несет с собой в своих же интересах.

У антиглобализма, не так уж много исторических корней. Однако у любого движения всегда существуют исторические корни. Сами антиглобалисты к предысториям антиглобализма, перечисляя в хронологическом порядке, относят:

утопический коммунизм как вера в возможность построения идеального общества («к гармоничному и справедливому миру»);

луддизм как движение против механизации производства и за сохранение рабочих мест («против негуманного прогресса»);

анархизм как движение против государственной власти в любом проявлении («за императив прав человека»);

марксизм как идеология борьбы с эксплуатацией человека человеком («против рыночного фундаментализма»);

хиппизм (пацифизм) как движение против войны и социальных институтов, за свободу творчества и саморазрушения («нет войне, свободу воображению»);

В разное время в истории антиглобализма могут выдвигаться разные исторические связи, в той или иной мере присутствующие в движении. Так, в философском смысле можно сказать, что антиглобализм отрицает цинизм классического постмодерна, являясь, по сути, романтическим представлением о способности рядового человека изменить окружающий мир путем простых действий на улице, в повседневной жизни или в интернете.

В предельно упрощенном виде можно представить три зоны, в которых работает понятие «антиглобалисты» как общественное движение.

Визуально схема может быть представлена следующим образом:

Центральная зона , которую предлагается в дальнейшем именовать собственно «антиглобалистами», и которая составляет ядро движения, квинтэссенцию бренда антиглобализма («тип 1» на схеме), состоит из организаций, которые одновременно отвечают двум принципиальным критериям:

1. участие в «зеркальных» акциях, связанных с проведением крупнейших международных саммитов и конференций;

2. наличие в программных документах и общественных заявлениях требований, направленных на борьбу с неолиберализмом.

При использовании таких критериев число организаций, которые могут считаться собственно «антиглобалистскими», четко сужается до организаций, фактически участвующих в формировании общественного мнения во время и по поводу решений международных организаций. Дополнительным критерием определения «ядра» может быть фактор времени: подавляющая часть ядра антиглобалистских организаций появилась после 1997 года, часто в результате серии акций или кампаний в средствах масс-медиа (Attac, Indymedia, Ya Basta, Direct Action Network, No Logo). Все выделенные нами критерии работают по отношению ко всем наиболее упоминаемым в прессе организациям. Мы можем считать выделенные критерии работающими и адекватными, тем более что именно общественное мнение и борьба за его формирование является приоритетным направлением деятельности антиглобалистов.



Ближний круг, ближайший к ядру, состоит из организаций, которые могут не участвовать в протестных акциях (или участвовать на нерегулярной основе), но признаются ядром движения антиглобалистскими («тип 2» на схеме). Чаще всего речь идет о профсоюзах, религиозных организациях, организациях в странах третьего мира и экологических организациях.

Внешний круг состоит из организаций, которые называют себя антиглобалистскими, но ядром движения таковыми не признаются («тип 3» на схеме). Чаще всего такие организации заявляют о своей борьбе с неолиберализмом или его проявлениями, однако по тем или иным причинам не включены в информационную сеть антиглобалистского движения, и не участвуют в его акциях. Среди таких организаций наиболее велико число террористических организаций, которые часто провозглашают схожие цели, но действуют неприемлемыми для ядра антиглобалистского движения методами. Сюда же можно отнести организации религиозно-фундаменталистского, патриотического и националистического толка, которые представляют т.н. «консервативистский антиглобализм».

Теоретически может быть выделен следующий круг организаций, которые называются в прессе или в научной литературе антиглобалистскими, однако себя таковыми не считают. Такое выделение базируется на представлении о существовании объективного и доказуемого процесса глобализации, по отношению к которому можно также объективно выделить концепт антиглобализма, и, соответственно, определять принадлежность тех или иных организаций. Такая схема представляется нам надуманной и неработоспособной, тем более что она базируется на слишком широких допущениях.

Факторы, которые оказывают содействие развитию и распространению антиглобализма:

- антиамериканизм, так как, за справедливым замечанием Клинтона, «глобализация - это Америка», и экспансия последней, дерзкое естественное противодействие, носит характер всякого стимулирования глобализационных процессов;

- осознанная борьба стран, которые развиваются, за свои права, в том числе формально декларированные международными организациями и формально признанные развитыми странами, за отказ последних от политики «двойных стандартов» и злоупотребления господством, в том числе на глобальном информационном поле, за соблюдение хотя бы равных условий глобальной конкуренции;

- разного рода левые, анархистские и экологические течения , которые превратили антиглобалистское движение в «новую левую инициативу», наисерьезнейшую из времен Вьетнама и борьбы за мир 70-х и первой половины 80-х лет XX столетие;

Стихийный протест против несправедливости социальных последствий технологического прогресса, перенесенный на сам технологический прогресс;

Первые массовые акции протеста антиглобалистов приходятся на 90-е годы XX столетия. Так, в 1994 году произошло восстание индейцев штата Чьяпас под руководством Субкоманданте Маркоса. Субкоманданте Маркос обратился ко всем известным людям планеты, говоря о смерти ТНК и грядущей четвертой мировой войне. Была создана Сапатистская армия национального освобождения, и в апреле 2001 года Субкоманданте Маркос возглавил мирный поход на Мехико. К этому походу присоединились Габриэль Гарсия Маркес, Оливер Стоун, редактор «Монд Дипломатик» Игнасио Рамоне, ряд депутатов Европарламента.

Принято считать, что антиглобализм зародился во Франции. В июне 1998 года нескольких французских изданий, общественных ассоциаций и профсоюзов объединились в Ассоциацию граждан за налогообложение финансовых операций, «АТТАК-Франция» (ATTAC - Association for the Taxation of Financial Transactions for the Aid of Citizens). Главным требованием АТТАК является установление «Налога Тобина» (налога, предложенного в 1972 году нобелевским лауреатом Джеймсом Тобином). Его суть состоит в том, что 0,1% от всех финансовых операций направляется на борьбу с бедностью и поднятия экономики стран третьего мира. Кроме того, организация выступает за списание долгов развивающимся странам. (даже при ставке в размере 0,05% налог Тобина принес бы 100 миллиардов долларов США в год.)

В декабре 1998 года активисты «АТТАК-Франция» провели в Париже международную встречу, на которую пригласили делегации «Движения безземельных» (Бразилия), «Политического и информационного центра международной солидарности» (Южная Корея), «Женского движения» (Канада), «Фермеров крестьянской организации Karnathaka» (Индия), «Международного форума альтернатив» (Бельгия).

В конце 1999 года - срыв министерской конференции ВТО в Сиэтле (это задержало процесс либерализации внешнеторговой деятельности и, соответственно, жесткости глобальной конкуренции, как минимум на пять лет).

Позднее в ряды «антиглобалистов» влились: марксисты, пацифисты, защитники животных, анархисты, «зеленые», изоляционисты, представители сексуальных меньшинств, профсоюзные организации, приверженцы притесняемых религий, представители молодежных, экологических, студенческих и антивоенных движений, борцы за права человека, защитники прав потребителей, националисты, противники абортов, безработные, хиппующие студенты. В 2003 году в мире насчитывалось более 2500 антиглобалистских организаций.

Важные даты:

§ Июнь 1999 г. - в Кёльне состоялась первая манифестация антиглобалистов.

§ 2000 году - организована информационная сеть антиглобалистов IndyMedia. (IndyMedia (от «indie», англ. «independent» - независимый) - информационная сеть антиглобалистов, организованная в 2000 году после беспорядков в Сиэтле, ввиду потребности в обмене опытом и формировании широкого движения. Структурирована как система сайтов с одинаковым ПО (естественно, с открытым кодом) - в каждой стране свой сайт, иногда собственные IndyMedia в больших городах, центральный (мировой) редактируется в Сиэтле. Вот как сформулированы смысл и задачи ее работы: «Главной идеей Индимедии является превращение простого потребителя информации в ее производителя. Индимедию делает не столько редакция, сколько ее активисты. Активистом мы считаем любого человека, публикующего на Индимедии свои материалы» .)

§ 2001 год - Генуя - сорвать встречу лидеров «Большой восьмерки» приехало 200 000 антиглобалистов. В результате столкновений между силами правопорядка и антиглобалистами погиб один демонстрант и один полицейский, более 300 человек получили ранения.

§ Январь 2001 г. – Всемирный социальный форум в бразильском городе Порту-Алегри. Всемирный социальный форум собрал в Порту-Алегри более 11 тысяч делегатов из 122 стран мира.

§ Конец января 2006 г. – Всемирный Социальный Форум в Каракасе.


LA CROISSANCE EST UNE FOLIE!

Антиглобалистское граффити: зачёркнута эмблема Всемирного экономического форума (WEF) и прибавлены слова: «Рост - это безумие!»

[править]

Кроме вышеупомянутой организации АТТАК, могут быть названы следующие:

§ «Глобальное действие». Призывает к протестной деятельности как на улицах мегаполисов, так и в сельских районах (протестные движения фермеров в Европе и коммунальных сельхозкооперативов в Латинской Америке и Малой Азии), к теоретической критике корпораций и независимому анализу характера и последствий их деятельности.

§ «Блэк Блок» («Black Bloc»). Специализируется на погромах дорогих магазинов и офисов, столкновениях с полицией. Стоит на позициях анархизма. Выступает против капитализма, государства и войны.

§ «Третья позиция» («The Third Position»). Организация возникла в Лондоне. Идеологическая основа - причудливое сочетание крайне левых и крайне правых взглядов, предполагающих использование агрессивных методов протеста.

§ «Ya Basta». Итальянская организация, выступающая в поддержку движения Чьяпаса и против неолиберализма.

§ «Хактивист». Объединение хакеров-активистов, действующих по политическим мотивам.

§ Радикальные экологи (лидеры Ральф Найдер и теоретик Мюррей Букчин) считают, что избежать тотальной экологической катастрофы, неизбежно ждущей "общество растущего потребления", можно только при помощи антирыночной революции.

[править]

Нынешняя модель глобализации сформирована под покровительством мирового капитала и ведёт за собой:

Все растущий разрыв в доходах, уровне потребления, здоровья, образования в странах «золотого миллиарда» и «третьего мира».

Доклад Всемирного Банка-2006 иллюстрирует это следующими цифрами:

Недопустимые условия для работников низкой квалификации транснациональных корпораций.

Пример. Для того, чтобы получить заработную плату, эквивалентную той, что получают главные исполнительные директора нижеупомянутых корпораций за год, рабочие этих ТНК должны проработать следующее количество лет (при условии, что рабочая неделя длится 48 часов):

Доминирование массовой поп-культуры (к примеру, знаменитое «Поколение Pepsi»), подавление свободного творчества, «стандартизация умов»

Потребительское и хищническое отношение к природе, попытка «обхода» экологических проблем, вывоз грязных производств в страны «третьего мира»

Господство идеологии неолиберализма в целях все большей экспансии капитала по всему миру, формирования из стран-неучастников «золотого миллиарда» сырьевых придатков т. н. развитых стран и т. д.

Антиглобалистское движение активно и разнообразно используется участниками глобальной конкуренции. Это использование, за редчайшими исключениями, носит глубоко скрытый характер, поэтому вопрос о месте антиглобалистского движения в современной глобальной конкуренции является настолько тонким и деликатным, что точный ответ на него следует признать недоступным для обычного аналитического сообщества, и которое неминуемое сопровождает борьбу за политическое и экономическое влияние.

Конкретным примером применения антиглобалисткого движения в конкурентной борьбе стала защита в одном из департаментов Франции целой системы национальных ресторанов-фаст-фуда (общедоступных по цене, но с национальной кухней и семейным бизнесом). С развитием в регионе пресловутого Макдоналдса с его более низкими ценами и некачественной едой бизнес начал разваливаться. Местное население разгромило несколько Макдоналдсов, но поняв, что это только ведет к судам и штрафам, развернули компанию по разъяснению населению, чем кормят в Макдоналдсах и к чему ведет их деятельность. В результате население бойкотировало Макдоналдсы, что привело к их банкротству и закрытию.

На сегодня антиглобализм состоялся как социальное движение. Основной вопрос состоит в том, сможет ли он стать политической силой.

Политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО). Антиглобализм часто путают с альтерглобализмом , то есть альтернативой неолиберальной глобализации. Несмотря на коренные различия в стратегических целях (антиглобалисты стоят на изоляционистских и консервативных позициях, альтерглобалисты - на классической левой платформе, подразумевающей стирание национальных границ), в ежедневной политической практике антиглобалисты и альтерглобалисты обычно действуют вместе.

Более точное название программных целей и идеологии движения, называемого антиглобализмом - альтермондиализм. Годом рождения альтермондиализма считают 1999 год, когда произошли первые мощные и скоординированные выступления противников мирового финансового порядка в Сиэтле, во время проведения саммита ВТО. Окончательно движение оформилось с началом проведения собственных оппозиционных съездов, первым из которых был социальный форум в бразильском Порту-Алегри

Понятие глобализации вошло в научный оборот в 90-х годах XX века. Существует множество концепций, объясняющих природу глобализации, её сущность и последствия. Глобализация проявляется во всех основных сферах жизни человеческого общества, в частности она оказывает влияние на формирование политических институтов и протекание политических процессов на различных уровнях. Рассмотрение процесса глобализации актуально, поскольку глобализация является контекстом современного общественного развития.

На фоне глобализационных изменений конец 90-х гг XX века и начало XXI века ознаменовались всплеском активности общественных объединений, получивших название антиглобалистских. Эти организации отстаивают интересы различных, и, подчас, широких слоев населения. Они реагируют на проявления, по их мнению, социальной несправедливости в различных сферах жизни общества в условиях глобализации. Они выдвигают свои требования к национальным правительствам и международным организациям, влияющим на положение граждан. Антиглобалистское движение отличается от социальных движений прошлых лет и во многом представляет новый тип политического актора. Группы и объединения, составляющие его, имеют своеобразную организацию. Ими применяется сравнительно новая тактика социального действия. Движение выдвигает альтернативы современным формам общественного развития.

Для участников антиглобалистского движения актуален вопрос о выработке более или менее консолидированной конструктивной позиции. Объединению усилий общественных организаций в работе над альтернативными социально-экономическими проектами призвана служить практика социальных форумов. Центральным явлением в этой области стал Всемирный Социальный Форум (ВСФ).

Идейными предшественниками антиглобалистов можно считать «новых левых» 1960-х - 1970-х годов.

В 1994 году произошло восстание индейцев штата Чьяпас под руководством Субкоманданте Маркоса. Субкоманданте Маркос обратился ко всем известным людям планеты, говоря о смерти ТНК и грядущей четвёртой мировой войне. Была создана Сапатистская армия национального освобождения, и в апреле 2001 года Субкоманданте Маркос возглавил поход на Мехико. К этому походу присоединились Габриэль Гарсия Маркес, Оливер Стоун, редактор «Монд Дипломатик» Игнасио Рамоне, ряд депутатов Европарламента.

Тем не менее, принято считать, что антиглобализм зародился во Франции. В июне 1998 года несколько французских изданий, общественных ассоциаций и профсоюзов объединились в Ассоциацию граждан за налогообложение финансовых операций, «АТТАК-Франция» (ATTAC - Association for the Taxation of Financial Transactions for the Aid of Citizens). Главным требованием АТТАК является установление «Налога Тобина» (налога, предложенного в 1972 году нобелевским лауреатом Джеймсом Тобином). Его суть состоит в том, что 0,1 % от всех финансовых операций направляется на борьбу с бедностью и поднятие экономики стран третьего мира. Кроме того, организация выступает за списание долгов развивающимся странам.

В декабре 1998 года активисты «АТТАК-Франция» провели в Париже международную встречу, на которую пригласили делегации «Движения безземельных» (Бразилия), «Политического и информационного центра международной солидарности» (Южная Корея), «Женского движения» (Канада), «Фермеров крестьянской организации Karnathaka» (Индия), «Международного форума альтернатив» (Бельгия).

Первым проявлением антиглобализма в США стала знаменитая «битва в Сиэтле» в декабре 1999 года. Массовая акция протеста была связана с прохождением конференции ВТО в г. Сиэтл и направлена против политики экономической глобализации. Эта антиглобалистская акция вызвала по-настоящему большой резонанс в обществе и спровоцировала демонстрации в таких странах как Франция, Германия, Канада и т. д. С этого момента по всему миру начинают формироваться антиглобалистские движения и организации.

Позднее в ряды «антиглобалистов» влились: марксисты, пацифисты, защитники животных, анархисты, «зелёные», изоляционисты, профсоюзные организации, приверженцы притесняемых религий, представители молодёжных, экологических, студенческих и антивоенных движений, борцы за права человека, защитники прав потребителей, националисты, противники абортов, безработные, хиппующие студенты. В 2003 году в мире насчитывалось более 2500 антиглобалистских организаций.

С 2001 года активно набирает обороты Антиглобалистское движение в России. Проводятся различный конференции и собрания, под эгидой Российских Антиглобалистов прошли митинги и пикеты в 11 странах мира(в 26 крупных городах). Вступила в новую фазу и научно-теоретическая деятельность, издаются различные научные труды, формируются интернет ресурсы, выпускается газета и работает интернет радио, интернет телевидение. Представители Антиглобалистского движения России проводят встречи на высшем международном уровне с президентами и послами различных государств.

Среди сотен всевозможных противостояний на политическом поле явно и довольно ярко выделяется осевое противостояние частей социума - в противостоянии антиглобалистов со сторонниками глобализации. У одних есть проект будущего, какой-никакой, и более того - судя по всему, есть понимание как его осуществлять. А у вторых нет ничего, кроме протеста и набора экзотических и взаимоисключающих общественных теорий (всяких -измов и -анств), которые не смогли стать в поле битвы планетарных идей настолько сильными, чтобы создать и отстоять место под солнцем для своего государства, своей Системы.

Начнём с антиглобалистов, так как они менее интересны и очевидны. Антиглобалисты выполняют роль социальной стружки, песка с резцов, что попадает между шестеренок и иногда заставляет их поскрипывать. Однако антиглобалисты в нынешнем состоянии - это глобально никакое движение, поскольку идея ПРОТИВ всегда тупикова, а в вопросе чего строить после разрушения глобалистического мира они между собой никогда не договорятся, слишком разношерстная публика собралась в этом лагере под знаком протеста. Поскольку антиглобалисты не имеют развитых структур войны, плана смертоносных тотальных вооруженных ударов по ключевым точкам глобалистического мира, ресурсов для таковых ударов, гениальных военно-революционных стратегов и четко отлаженной системы управления, антиглобалисты обречены оставаться потешным кружком остросоциальной самодеятельности/троллинга вперемешку с редким безрезультатным насилием и погромами. Полицейские благодаря антиглобалистам имеют стабильные премии на каждый саммит серии G и прекрасную возможность потренироваться во владении дубиналом. Масс-медиа имеют прекрасную картинку для новостей, журналисты новый материал для статей. А глобализация продолжает идти своим ходом и ей глубоко наплевать на пару разбитых витрин и сотню-другую арестованных граждан из числа неблагополучных. Пусть шоу продолжается.

Протест имеет мало смысла в отсутствие вменяемой альтернативы. На данный момент в силу своей стихийной природы антиглобалистов как политическую силу в расчет можно не брать, они годятся как инструмент чтобы ломать и как тупые кирпичи чтобы строить, но строителями ‘’блэк блок и компания’’ не выглядят никак, скорее фантазерами как всем здорово заживется, после того как падут все государства и люди самоорганизуются по новому.

В самом лучшем случае часть антиглобалистов сыграет роль питательного компоста для семян новых идей - идей, которые смогут создать пригодные для борьбы с глобализацией структуры. В 20 веке с капитализмом сражались красные, потом выступил ислам - эти идеи таковые структуры в числе последователей родить на местах смогли.

Вывод: До появления новых массовой идеи мироустройства, противоречащей капитализму и пригодной для матрицы сознания человека 21 века движение антиглобалистов обречено оставаться многоголовым протестующим стадом, ни на что по серьезному не влияющим, кроме количества полиции на очередном саммите.

C глобалистами интереснее. Их цель до конца не понятна, методы, конечно же, не внушают симпатии - но на пути к такому призу понятно, что будет несладко и скользко от крови - вся планета никогда ни под кого добровольно не ляжет. Ни одна империя без горы трупов и толп недовольных не строилась. Глобальная государство не будет исключением.

Это вопрос эволюции - сначала были племена. Потом царства с княжествами. Потом государства. Империи. Цивилизация шла к укрупнению, мы как граждане РФ по сравнению с членами первых славянских племен - это минимум десяток ступеней социальных революций и реорганизаций. Ничего удивительного, что глобализаторский проект зародился давно и как никогда актуален и ныне.

В то, что глобализация и глобальное государство на планете - это прямо трагедия, я не особо верю. Не трагедия. Дело в том, что все империи разваливались и суперглобальная тоже развалится/расколется. Ничто не вечно под луной. Пятое солнце тоже погаснет.

А вот 200-300-500 лет существования такой суперглобальной империи могут вывести человечество на реально новый уровень, совместная мощь человечества под единой волей способна справиться с кучей вызовов, к которым мы сейчас не готовы. Если к нам вторгнутся инопланетяне - отбиться можно будет в масштабах планеты только с единым центром управления. Решить проблемы с экологией, ограничить вредные выбросы в масштабах планеты - опять же. Много чего еще! Сжать все ресурсы планеты в глобальный кулак - значит перестать бояться забросать друг друга бомбами, не скрежетать зубами из-за того, что кто-то отравляет землю и воздух, пока ты ограничен очередным договором/пактом, значит избавить землю от кучи конфликтов и окончательно приструнить самых буйных и неадекватных.

Глобализм как концепцию без деталей можно понять и принять как неизбежный логический итог развития нашей цивилизации, в том числе с точки зрения общей эволюции и безопасности. Однако современные глобалисты закономерно настораживают своими сатанинскими замашками и тягой к электронным средствам контроля. Если чья-то паранойя окажется верной, и они правда сидят и ждут прихода Машиаха - нас всех ждет очень интересное столетие!

Для общества вопрос приемлемости во всем стоит конкретно: чья именно воля и зачем сожмет в кулак планету? Как будет рулить? Какое нам отводят место в Новом Мировом Порядке? Видеть на месте управляющих глобальным процессом кучку финансовых спекулянтов с англосаксонской змеиной моралью многим бы конечно не хотелось. Нет даже малейшего ощущения их морального авторитета и права на это. Мне тоже не нравится глобализм в его нынешнем потенциале - глобализм ростовщиков. Я бы хотел иной идеологии, не столь радикально ресурсоориентированной. Но и он при каких-то обстоятельствах может оказаться спасением и будет в любом случае лишь временным испытанием для человечества. Цивилизация денег - всего лишь промежуточный этап, который будет одной из остановок длинного пути человечества в вечность.

Настанет день - и человечество войдёт в другой, принципиально новый мир. В это даже не надо верить. Просто однажды вы или ваши дети в нём проснетесь. И очень возможно, что такие слова как ‘’глобализация’’ и ‘’антиглобализм’’ в нём будут попросту не нужны.

Глобализация - это возникновение единой мировой экономики, единого мирового рынка - такого, какими были раньше национальные рынки, то есть единого рынка капитала, единого рынка товаров и услуг, единого рынка рабочей силы. И национальные границы никак не должны мешать этому единству. Это - естественный и неизбежный процесс, его предсказал ещё Маркс 150 лет назад. Не случайно МВФ, когда он озаботился теоретическим обоснованием «глобализации», сослался на «Манифест Коммунистической партии» Маркса и Энгельса.

Глобализация экономики привела к тому, что реальная власть от политиков в парламенте и исполнительных структурах переместилась в финансовые институты: МВФ, Всемирный банк (ВБ) и транснациональные корпорации (ТНК). Государство минимизировало свое вмешательство в экономические и финансовые процессы и тем самым, по сути, стало только регулятором юридических контрактов и аппаратом подавления недовольных. Так, экономика и политика всё меньше определяются внутри государств и всё больше внутри МВФ, ВБ, ВТО и ТНК.

Появления антиглобализма - прямое следствие экономических кризисов, сотрясавших мир в последнее десятилетие. Противоречия, заложенные в экономику развивающихся стран с подачи МВФ, ВТО и ВБ, стремительный рост валютных, кредитных и фондовых рынков привели к закономерному результату такой политики - финансовому кризису 1997 года в странах Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Таиланд, Тайвань, Индонезия, Гонконг), дефолтам в России - 1998, Бразилии - 1999, Турции - 2000, Аргентине - 2001, Венесуэле - 2002. Экономические кризисы сопровождались целым рядом политических волнений: Индонезия 1998-го года, Боливия 2000-го, Аргентина и Венесуэла 2002-го. Кроме того, непрекращающиеся войны в Африке, арабо-израильское противостояние и оживление международного терроризма. Плюс ко всему Афганистан, Ирак, Чечня и Югославия.

Впервые об антиглобализме заговорили в начале 1994 года, когда на юге Мексики поднялось индейское восстание, возглавляемое субкоманданте Маркосом. 1 января 1994 года, в день подписания Мексикой торгового соглашения с США и Канадой, которое предусматривало освоение нефтяных промыслов и древесины в штате Чьяпас, люди в черных масках захватили столицу штата Сан-Кристобаль-де-Лас-Касас. Первые же публичные заявления и письма Маркоса, адресованные всем известным людям планеты, вызвали восторг левых. Он говорил о смерти ТНК и утверждал, что идет Четвертая Мировая война (Третья, по его мнению, закончилась развалом СССР и уничтожением соцлагеря). Его призывы и идеи нашли горячий отклик, и на первый же съезд поддержки, проведенный в Испании, приехало пять тысяч делегатов от множества общественных организаций. Так была создана Сапатистская армия национального освобождения, названная в честь мексиканского героя гражданской войны 1917 года Сапаты. Именно с Маркосом в середине 90-х ассоциировали себя те, кто позже стал себя именновать антиглобалистом.

Вопреки логике, антиглобализм зародился вовсе не в Азии, Латинской Америкой или странах бывшего СССР, по экономикам которых паровым катком проехался финансовый кризис 1997–1998 годов, а в спокойной и респектабельной Франции. В июне 1998 года несколько французских изданий, общественных ассоциаций и профсоюзов объединились в Ассоциацию граждан за налогообложение финансовых операций, или сокращенно «АТТАК-Франция». В декабре 1998 года активисты «АТТАК-Франция» провели в Париже международную встречу, на которую пригласили делегации «Движения безземельных» (Бразилия), «Политического и информационного центра международной солидарности» (Южная Корея), «Женского движения» (Канада), «Фермеров крестьянской организации Karnathaka» (Индия), «Международного форума альтернатив» (Бельгия). Главным требованием новоиспеченных антиглобалистов стало введение «налога Тобина», предложенного Нобелевским лауреатом экономистом Джеймсом Тобином еще в 1972 году. Антиглобалисты подсчитали, что если обложить «налогом Тобина» в 0,1% все финансовые операции на Земле, то ежегодно можно получать до 160 миллиардов долларов и использовать их для борьбы с бедностью и поднятия экономики стран третьего мира. Борьба за введение «налога Тобина», по мнению учредителей «АТТАК-Франция», могла бы объединить самые различные общественные организации и политические партии. Так и случилось; со временем в ряды «антиглобалистов» влились: марксисты, пацифисты, защитники животных, анархисты, «зеленые», изоляционисты, представители сексуальных меньшинств, профсоюзные организации, приверженцы притесняемых религий, представители молодежных, экологических, студенческих и антивоенных движений, борцы за права человека, защитники прав потребителей, националисты, противники абортов, безработные и пр. В 2003 году в мире насчитывалось более 2500 антиглобалистских организаций. Такая разобщенность свидетельствует о том, что взять движение под контроль не удастся никакой партии, корпорации или правительству. Антиглобалистское движение слишком глобализовано, децентрализовано и разнородно.

Тактика антиглобалистов – протестные движения, которые они провели в ряде городов мира: все зависит от того в каком городе проходят международные экономические форумы. И некоторые из них были вполне успешными. В частности в конце ноября 1999 года в Сиэтле демонстрантам удалось сорвать подписание «многостороннего соглашения об инвестициях», которое предусматривало, что ТНК будут стоять над национальным законодательством. То есть если ТНК не хотят платить зафиксированный местными законами минимум заработной платы - то и не будут. А если придется заплатить - ТНК может содрать с государства штраф за «причиненный ущерб», упущенную выгоду и т.п. Что это значит, легко увидеть из дела «“Этил” против Канадской Федерации». Американская корпорация «Этил», пользуясь договором НАФТА, предъявила иск правительству Канады на 250 млн долларов за то, что правительство запретило использование производящейся «Этил» добавки к бензину «МНТ». Эта «МНТ» отравляет окружающую среду и портит автомобильное оборудование по очистке выхлопных газов. «Этил», таким образом, заставляет автовладельцев постоянно покупать новое оборудование…

Однако тон антиглобализма резко изменился после нью-йоркских терактов в сентябре 2001 года, когда любой политический экстремизм, не только уличный, стали запросто уподоблять терроризму. Вот почему в умеренных гражданских ассоциациях созрело решение полностью отмежеваться от разного «анархистского сброда, радикалов левого, правого и любого толка». Старое название «антиглобалисты» теперь оставлено «камнеметателям» и «поджигателям», чьи провокации якобы «привели к криминализации диссидентских движений». Главный мыслительный центр – ATTAК-Франция предложила новый термин: альтерглобалисты – «другие глобалисты». Это не только смена имени, но и смена программы: альтерглобалисты, понимая, что «глобализация» обусловлена объективными причинами, выступают не против последней, а против того сценария, по которому ТНК развивают её. ТНК добились открытия границ для свободного перемещения капиталов (в частности, в оффшорные зоны, где можно прятать украденные миллиарды), но резко затруднили въезд в развитые западные страны извне. То есть: свобода для капитала - и отсутствие свободы для рядовых граждан.

На сегодняшний день участники альтерглобалистского движения достаточно четко декларируют один из своих главных лозунгов - глобализация, но с четко заданными социальными параметрами, под контролем гражданского общества в каждой стране.

Их базовая программа-минимум выглядит следующим образом:

  • списание долгов развивающихся и бывших коммунистических стран;
  • выработать новые правила международного кредита, запрещающие выдвигать условия, ограничивающие суверенитет;
  • заменить МВФ и Мировой банк системой региональных банков, построенных на демократической основе, в равной степени подотчетных странам-участникам;
  • отказаться от уничтожения цивилизаций, альтернативных западной;
  • обложить налогом финансовых спекулянтов;
  • повысить заработную плату в странах с зависимой экономикой.

Программа – максимум не отличается новизной, и больше напоминает лозунги восьмидесятилетней давности: империализм – на кладбище, общество - без эксплуататоров и эксплуатируемых.

Примечания
1 Андерсон У. Нет ничего более глобального, чем антиглобализм//Антиглобализм.com 2009.