Где были найдены мамонты. Мамонты до сих пор живы? Где в России можно встретить мамонтов. Кто такие мамонты

Где были найдены мамонты. Мамонты до сих пор живы? Где в России можно встретить мамонтов. Кто такие мамонты

Разгадка судьбы шерстистых мамонтов может пролить свет на то, что происходило на нашей планете много десятков и сотен лет назад. Современные палеонтологи занимаются изучением останков этих исполинов, чтобы точнее узнать, как они выглядели, какой вели образ жизни, кем приходятся современным слонам и от чего вымерли. О результатах работы исследователей будет рассказано ниже.

Мамонты – это крупные стадные животные, принадлежащие к семейству слоновых. Представители одной из их разновидностей, именуемой шерстистым мамонтом (mammuthus primigenius), заселяли северные регионы Европы, Азии и Северной Америки предположительно в промежутке от 300 до 10 тыс. лет назад. При благоприятных климатических условиях они не покидали территории Канады и Сибири, а в суровые времена пересекали границы современного Китая и США, попадали в Центральную Европу и даже в Испанию и Мексику. В ту эпоху Сибирь населяло и множество других необычных животных, которых палеонтологи объединили в категорию, называемую «мамонтовой фауной». В нее, кроме мамонта, входят такие животные, как шерстистый носорог, первобытные бизон, лошадь, тур и т.д.

Многие ошибочно считают, что шерстистые мамонты – это прародители современных слонов. На самом деле оба вида просто имеют общего предка, а, следовательно, и близкую родственную связь.

Как выглядело животное?

Согласно описанию, составленному в конце XVIII столетия немецким естествоведом Иоганном Фридрихом Блюменбахом, шерстистый мамонт – это гигантское животное, высота которого в холке достигала около 3,5 метров при среднем весе в 5,5 тонн, а максимальном – до 8 тонн! Длина шерстяного покрова, состоящего из жестких волос и густого мягкого подшерстка, достигала более метра. Толщина кожи мамонта составляла почти 2 см. 10-сантиметровый слой подкожного жира вместе с шерстью служили гигантам надежной защитой от холода. Летняя шерсть была несколько короче и не такой густой, как зимняя. Скорее всего, она имела черный или темно-коричневый окрас. Бурый цвет найденных во льду особей ученые объясняют выцветанием шерсти.

Согласно другой версии, толстый слой подкожного жира и наличие шерсти являются свидетельством того, что мамонты постоянно жили в теплом климате с обилием пищи. Иначе, как бы они смогли нагулять столь значительные жировые отложения? Ученые, придерживающиеся этого мнения, приводят в пример два вида современных животных: довольно упитанных тропических носорогов и стройных северных оленей. Наличие шерсти у мамонта также не стоит считать доказательством сурового климата, ведь малазийский слон тоже имеет волосяной покров и при этом прекрасно себя чувствует, обитая на самом экваторе.

Много тысяч лет назад высокие температуры на территории Крайнего Севера обеспечивались с помощью парникового эффекта, который был вызван наличием пароводяного купола, благодаря чему в Арктике присутствовала обильная растительность. Подтверждением этому служит множество останков не только мамонтов, но и других теплолюбивых животных. Так, на Аляске были найдены скелеты верблюдов, львов и динозавров. А в местностях, где в наши дни деревья вовсе отсутствуют, найдены толстые и довольно высокие стволы вместе со скелетами мамонтов и лошадей.

Вернемся к описанию mammuthus primigenius. Длина бивней пожилых особей доходила до 4 метров, а масса этих закрученных вверх костистых отростков составляла более центнера. Средняя же длина бивней варьировалась в пределах 2,5 – 3 м при весе в 40 – 60 кг.

От современных слонов мамонты также отличались меньшими ушами и хоботом, присутствием на черепе особого нароста, а на спине – высокого горба. Кроме того, позвоночник их шерстистого родственника в задней части резко изгибался вниз.

Наиболее поздние шерстистые мамонты, обитающие на острове Врангеля, значительно уступали в размерах своим прародителям, их высота в холке была немногим меньше 2-х метров. Но, несмотря на это, в эпоху ледникового периода это животное было наибольшим представителем фауны на всей территории Евразии.

Образ жизни

Основу рациона мамонтов составляла растительная пища, среднесуточный объем которой включал почти 500 кг различной зелени: травы, листьев, молодых веток деревьев и хвои. Это подтверждено исследованиями содержимого желудков mammuthus primigenius и свидетельствует о том, что гигантские животные выбирали для обитания местности, на которых присутствовала как тундровая, так и степная флора.

Исполины жили до 70 – 80 лет. Половозрелыми становились к 12 – 14 годам. Самая жизнеспособная гипотеза свидетельствует о том, что образ жизни этих животных был таким же, как и у слонов. То есть, мамонты жили в группе из 2 – 9 особей, которую возглавляла старшая самка. Самцы же вели одиночный образ жизни и присоединялись к группам лишь в период гона.

Артефакты

Кости mammuthus primigenius находят почти во всех регионах северного полушария нашей планеты, но самой щедрой на такие «подарки из прошлого» является Восточная Сибирь. В период жизни гигантов климат в этом краю был не суровым, а мягким, умеренным.

Так, в 1799 году на берегу Лены были впервые найдены останки шерстистого мамонта, которого так и назвали «Ленским». Спустя столетие этот скелет стал самым ценным экспонатом нового Санкт-Петербургского Зоологического музея.

Позже на территории России были найдены такие мамонты: в 1901 году – «Березовский» (Якутия); в 1939 году – «Оëшский» (Новосибирская область); в 1949 – «Таймырский» (п-ов Таймыр); в 1977 году – (Магадан); в 1988 году – (п-ов Ямал); в 2007 году – (п-ов Ямал); в 2009 году – мамонтенок Хрома (Якутия); 2010 году – (Якутия).

К самым ценным находкам относятся «Березовский мамонт» и мамонтенок Хрома – особи, целиком замерзшие в глыбе льда. По подсчетам палеонтологов, они пробыли в ледяном плену более 30 тыс. лет. Ученым удалось получить не только идеальные образцы разных тканей, но и ознакомиться с пищей из желудка животных, которая не успела перевариться.

Самым богатым местом на останки мамонтов являются Новосибирские острова. Согласно описаниям исследователей, которые их открыли, эти территории практически полностью состоят из бивней и костей.

Благодаря собранному материалу в 2008 году исследователям из Канады удалось расшифровать 70% генома шерстистого мамонта, а спустя 8 лет их российские коллеги завершили эту грандиозную работу. На протяжении многих лет кропотливого труда они смогли собрать в единую последовательность около 3,5 млрд. частиц. В этом им помог генетический материал вышеупомянутого мамонтенка Хромы.

Причины вымирания мамонтов

Ученые всего мира на протяжении двух столетий ведут споры, касающиеся причин исчезновения шерстистых мамонтов с нашей планеты. За это время было выдвинуто множество гипотез, самой жизнеспособной из которых считается резкое похолодание, вызванное разрушением пароводяного купола.

Это могло произойти по различным причинам, например, из-за падения на Землю астероида. Небесное тело при падении раскололо некогда единый континент, из-за чего водяной пар над атмосферой планеты сначала конденсировался, а потом пролился сильнейшим ливнем (около 12 м осадков). Это спровоцировало интенсивное движение мощных грязевых потоков, которые на своем пути сносили животных и образовывали стратиграфические наслоения. С исчезновением парникового купола Арктику сковали льды и снега. В результате этого все представители фауны были моментально погребены в вечной мерзлоте. Поэтому некоторых шерстистых мамонтов находят в «свежезамороженном» виде с клевером, лютиками, дикими бобовыми и гладиолусами во рту или желудке. Ни перечисленные растения, ни даже их дальние родственники сейчас в Сибири не растут. Из-за этого палеонтологи настаивают на версии, что мамонты были молниеносно убиты из-за климатической катастрофы.

Данное предположение заинтересовало палеоклиматологов и они, взяв за основу результаты бурения, пришли к выводу, что в период от 130 до 70 тыс. лет назад на северных территориях, расположенных в пределах 55-го и 70-го градусов, царил достаточно мягкий климат. Его можно сравнить с современным климатом севера Испании.

17 июля 2017

Савва Мамонтов - известный русский предприниматель и меценат 19 века. очень интересна и насыщенна. Современники знали его как прекрасного певца, талантливого скульптора и художника. Именно его поместье в свое время стало центром художественной жизни.

Краткая биография Саввы Мамонтова

Савва Иванович Мамонтов родился в семье купца 15 октября 1841 года. Его отец занимался железнодорожным строительством. Семья жила богато, и в их доме часто устраивались приемы и балы. После завершения учебы на юридическом факультете сын продолжил отцовское дело и сколотил на нем целое состояние. С именем Саввы Мамонтова связаны постройки крупнейших железнодорожных магистралей. Однако широкую известность и память потомков (биография Саввы Мамонтова известна не одному поколению) он приобрел благодаря своему бескорыстному служению искусству. «Московский Медичи», «Савва Великолепный» - именно так отзывались о нем благодарные современники, именно под такими прозвищами вошел он в историю русской культуры.

Образование

В семье Мамонтовых было четверо сыновей. Их образованием занимался специально нанятый для этого гувернер. Он обучал детей европейским манерам и иностранным языкам. Биография Саввы Мамонтова, возможно, была бы совсем другой, но все изменилось после смерти матери в 1852 году. Отцу с детьми пришлось переселиться в более скромное поместье, нежели они занимали раньше. Отец семейства тяжело переживал смерть жены. Именно в это время он решил отказаться от домашнего воспитания и отдать детей в московскую гимназию, а спустя два года перевез их в Петербург и определил в институт гражданских инженеров. Однако Савва не смог учиться здесь и вернулся в Москву, в родную гимназию. Одной из причин возвращения была скарлатина, которой он заболел. Учеба давалась ему нелегко. В учебных заведениях того времени были жесткие правила: ученики, отстающие по учебным предметам, должны были сидеть за последними партами. Но Савва Мамонтов, биография, личная жизнь которого обсуждается не одно столетие, уже тогда был любимчиком окружающих, и по просьбе одноклассников его всегда сажали за первую парту. Это уникальное умение объединять вокруг себя людей он пронес через всю жизнь. Однако признание одноклассников не могло повлиять на успеваемость Саввы, и после провала выпускных экзаменов он был вынужден покинуть гимназию.

Приобщение к искусству

Отец устроил сына в Петербургский университет. Во время вступительных экзаменов Савве Мамонтову пришлось пойти на обман - на экзамен по латыни вместо него отправился другой юноша. Савва был зачислен в университет Петербурга, а вскоре перевелся на юридический факультет в Москве. Однако даже в университете Савва Иванович Мамонтов, биография которого рисует нам высокообразованного человека, не слишком интересовался учебой и все свободное время посвящал занятиям в драмкружке, руководителем которого был известный драматург А. Н. Островский. В 1862 г. он сыграл роль Кудряша в пьесе «Гроза». Это был его дебют, кстати сказать, вполне успешный.

Мамонтов - предприниматель

В эти годы Иван Федорович Мамонтов как раз основал и начинал развивать новое торговое товарищество, которое специализировалось на продаже шелка. Отец решил привлечь младшего сына Савву к семейному бизнесу и отправил его обучаться торговому делу в филиал своей фирмы в Баку. Начав работать простым служащим, Савва Мамонтов показал себя отличным коммерсантом. После командировки в Персию он вернулся опытным бизнесменом. Биография Мамонтова Саввы Ивановича гласит, что жизнь его с этого момента круто меняется. Из прогульщика и лоботряса он превращается в отличного предпринимателя.

Семья Саввы Ивановича Мамонтова

Биография Саввы Мамонтова, его семья интересуют многих людей нынешнего поколения. В 1864 году младший сын отправляется в Италию, чтобы подлечиться и изучить положение на местных рынках. Здесь он знакомится со своей будущей женой - Елизаветой Григорьевной Сапожниковой. 17-летняя девушка не отличалась особенной красотой. Но Савву Мамонтова привлекло в ней совсем не это. Она увлекалась искусством, прекрасно пела, много читала и занималась музыкой. Спустя год состоялась пышная свадьба, после которой молодые поселились в Москве. Именно в это время Мамонтовы отошли от торгового дела и занялись железнодорожным строительством. Занимаясь семейным бизнесом, Савва Мамонтов, краткая биография которого изложена в статье, никогда не переставал служить искусству и вкладывал в него огромные средства.

После смерти отца в 1869 году руководство семейным бизнесом полностью перешло в руки младшего сына. Молодая семья решает приобрести собственный дом. В поместье Абрамцево, владельцем которого с 1870 года стала семья Мамонтовых, постоянно собирались именитые русские художники, литераторы и музыканты. Благодаря содействию Саввы Ивановича в то время начала развиваться опера. Зазвучали и стали знамениты такие имена, как Шаляпин, Мусоргский, Римский-Корсаков. Большое внимание меценат уделял декорациям, которые писали знаменитые художники. Сам Мамонтов Савва Иванович, краткая биография которого, конечно, не может раскрыть всех его талантов, вместе с историками и искусствоведами кропотливо выбирал все декорации, сценические детали и костюмы.

Меценатство

Всю свою жизнь Савва Иванович посвятил поддержке самых разнообразных видов творческой деятельности. Он организовывал вечера, выставки, заводил новые знакомства, поощрял и продвигал талантливых людей. На это свое «увлечение» Мамонтов тратил огромные средства, несмотря на недовольство некоторых членов его семьи. У него был особенный дар видеть и распознавать в человеке талант к тому или иному виду искусства. В доме Мамонтовых постоянно жили и творили молодые художники, а хозяева старались создать для их творчества самые благоприятные условия. где проживали Мамонтовы, постоянно перестраивали и ремонтировали, чтобы иметь возможность вместить как можно больше людей. После очередного посещения Италии Савва Иванович вместе со своей женой пригласил в свое поместье молодых художников, выпускников Петербургской академии художеств, которые заканчивали обучение за границей. Благодаря Савве Мамонтову миру стали известны такие имена, как В. Д. Поленов, Е. И. Репин, В. М. Васнецов и другие.

В начале 1885 года Савва Иванович открыл Московскую частную оперу, которая положила начало великому преобразованию сцены. Именно здесь раскрылся талант знаменитого теперь на весь мир Ф. И. Шаляпина. Именно здесь выступали известные композиторы и крупнейшие деятели искусства.

Поддержка жены Елизаветы Григорьевны

Жена Саввы Ивановича во всем поддерживала своего мужа. Именно она открыла школу для детей крестьян, а чуть позже и столярную мастерскую. Выпускники этой мастерской получали в награду набор инструментов, что позволяло им и дальше заниматься трудовой деятельностью.

В доме Мамонтовых была прекрасная библиотека. Елизавета Григорьевна всегда оказывала помощь в подборе необходимых исторических сведений и документов, если кто-то из художников брался писать полотно на историческую тематику. Нередко во время работы художников она читала им классическую литературу, развивая чувство прекрасного в молодых дарованиях.

Судебное разбирательство

К сожалению, не всегда в судьбе Саввы Мамонтова все было гладко и безмятежно. В начале 1900 годов состоялось крупное судебное разбирательство, связанное с незаконной растратой денежных средств. Предпринимателю приходит в голову идея объединить крупные промышленные и транспортные предприятия. На осуществление этого грандиозного замысла требовалась большая сумма денег. Савва Иванович продает акции принадлежащей ему Северной дороги. Одновременно он получает ссуду, заложив под залог акции и векселя, которые принадлежали его семье. Поставив на карту все свое состояние, предприниматель рассчитывал его приумножить, однако все пошло не так. Савва Иванович Мамонтов попал под арест. Ему пришлось даже несколько месяцев провести в тюремной камере. К счастью, дело закончилось оправдательным приговором. Во время судебных слушаний выступало немало свидетелей. Ни один из них не сказал в адрес подсудимого ни одного плохого слова. После того как суд зачитал приговор, весь зал аплодировал. Несмотря на благоприятный исход дела, долги нужно было возвращать. Все семейное состояние было пущено с молотка.

Жизнь после суда

С момента окончания долгого судебного разбирательства и оглашения приговора жизнь Саввы Мамонтова круто изменилась. Он стал вести замкнутый образ жизни и редко появлялся в обществе. Однако верные и преданные друзья не забывали своего покровителя. Такие известные люди, как В. А. Серов, В. М. Васнецов, В. И. Суриков, Ф. И. Шаляпин часто навещали его.

Савва Мамонтов: биография, дети

Савва Иванович очень удачно совмещал служение культуре и искусству с предпринимательской деятельностью. И то и другое отнимало немало сил, но для него это было делом всей жизни. Как признавался сам предприниматель, он ни за что не бросит заниматься ни искусством, ни бизнесом. В своей предпринимательской деятельности, кстати, он видел не только денежную прибыль, но и служение людям, служение на благо людей.

Биография Саввы Мамонтова была бы неполной, если не упомянуть о детях, наследниках великого мецената и промышленника. В семье было пятеро детей. Примечательно, что всех своих отпрысков Савва назвал так, что из первых букв их имен складывалась его собственное имя. Всеволод, Вера, Александра - САВВА. Один из сыновей, Сергей, в какой-то мере продолжил дело отца. Его имя не стало таким же известным, однако он был и драматургом, и поэтом, достаточно знаменитым в своих кругах.

Жизнь после смерти

Годы революции были тяжелыми для всей тогдашней России. Крутые изменения в стране застали Савву Мамонтова тяжело больным. В начале марта 1918 года он подхватил пневмонию. 24 марта великого предпринимателя и мецената не стало. Последующие десятилетия после его смерти власть в стране принадлежала большевикам, а имя Саввы Мамонтова было оплевано и забыто. Но такие люди не уходят бесследно. И сейчас, спустя почти сотню лет после его смерти, мы помним о неизмеримом вкладе Саввы Ивановича Мамонтова в развитие русской культуры. На сегодняшний день в честь знаменитого мецената и покровителя искусства установлены памятники в Сергиевом Посаде и Ярославле. Недалеко от Москвы, на ярославском направлении, его именем названа платформа.

Меценат Савва Иванович Мамонтов был выходцем из купеческой семьи. Он родился 2 октября 1841 года в сибирском городе Ялуторовске. Когда мальчику было 8 лет, он вместе с родителями переехал в Москву. Отец Иван Федорович промышлял винным откупом. С женой Марией у него было семь детей, в том числе две рано умершие дочери. Иван Федорович перебрался в Москву после того как стал и начал заведовать всем откупным хозяйством губернии. Дела у торговца шли в гору, поэтому семья жила на широкую ногу. У Мамонтовых был арендованный на Мещанской улице особняк, в котором устраивались званые вечера и балы.

Детство

Хотя Мамонтовы принадлежали к купеческому сословию, порядки в семье сильно отличались от традиционных в этой среде. В жизни этой семьи важное место занимала литература, искусство, театр, музыка. Манеры Ивана Федоровича больше напоминали манеры английского лорда, чем купца. Конечно, образ жизни старших сильно повлиял на интересы, которыми обзавелся Савва Мамонтов. Биография мецената сложилась бы иначе, если бы не вкусы его собственной семьи. Кроме того, образованием мальчика занимался гувернер, выучивший его иностранным языкам и европейским манерам.

Сначала Савва учился в обычной гимназии. Затем отец перевел его в Институт Корпуса гражданских инженеров в Петербурге. Это решение было дальновидным. Как раз тогда в России развивалось железнодорожное строительство. Инженерные профессии вообще стали крайне востребованными. Больше всего ученик, однако, любил немецкий язык. Спустя два года отец забрал его из Петербурга из-за эпидемии скарлатины.

Юность

В 19 лет которого отличалась многочисленными неожиданными поворотами, поступил в столичный университет, однако затем перевелся в Московский, где выбрал юридический факультет. Несмотря на эту специальность, главной страстью молодого человека был театр. Он не пропускал ни одной громкой премьеры и вращался в кругах московской интеллигенции. К Мамонтовым даже заглядывали только что амнистированные декабристы.

Иван Федорович продолжал успешно вести дела. У него было несколько сыновей, однако ни один из них не интересовался предпринимательством. Надежды отца возлагались именно на Савву. В 1862 году он отправил сына в Баку, где ему предстояло заняться торговыми делами Закаспийского товарищества. Уже через несколько месяцев Савва Мамонтов, биография которого сделала очередной зигзаг, стал заведующим в центральном московском отделении этой организации.

В 1864 году предприниматель поехал в Италию. Во-первых, он хотел заняться своим здоровьем, а во-вторых, собирался присмотреться к торговле шелком. Для это цели была выбрана Ломбардия. Она издавна славились своей индустрией шелкоткачества и шелководства. В Милане Савва Иванович Мамонтов познакомился с местным легендарным театром «Ла Скала», где ставились лучшие мировые оперы. Купец не на шутку заинтересовался этим видом искусства и даже стал брать любительские уроки пения.

Личная жизнь

Молодой Савва Мамонтов, личная жизнь которого сложилась крайне удачно, познакомился со своей будущей супругой Елизаветой Сапожниковой во время своего первого итальянского путешествия. Отец девушки был крупным торговцем шелка, потому брачный союз Саввы только укрепил серьезный общественный статус его семьи.

Ивану Федоровичу Елизавета очень понравилась, и он с огромной радостью одобрил выбор своего сына. После праздничной церемонии пара вновь отправилась в Италию - на этот раз в свадебное путешествие. Жена Саввы Мамонтова родила мужу пятерых детей. Их дочь Вера была изображена живописцем Валентином Серовым на его знаменитой картине «Девочка с персиками».

Магнат-наследник

Отец Саввы Иван Федорович скончался в 1869 году, после чего его семейное предприятие перешло к сыну. Преемнику помогали родительские помощники. С ними молодой предприниматель не только сохранил, но и преумножил родительское наследие. Так в 1872 году во главе Общества Московско-Ярославской железной дороги встал новый директор - Савва Мамонтов. Биография купца была связана с самыми разными областями предпринимательства. Одновременно с железной дорогой он владел торговой конторой, поставлявшей строительные материалы. Постепенно Мамонтов привыкал вести и активную общественную жизнь.

Родовым гнездом Саввы Ивановича стало поместье Абрамцево, купленное у писателя Сергея Аксакова. Супруги считали, что их детям лучше расти за городом подальше от лишней суеты и нездоровой обстановки. Всегда отличавшийся кипучей любовью к деятельности магнат сделал из Абрамцево процветающую усадьбу с собственной школой, церковью, оранжерей, садом, больницей, мостом и плотиной на реке Воре.

Меценатская деятельность

Несмотря на деловую активность, купец продолжал интересоваться искусством. Он был знаком со всеми главными лицами отечественной интеллигенции своего времени. В Абрамцево даже сформировался кружок из деятелей культуры, организатором которого был сам Савва Мамонтов. Интересные факты жизни интеллигента и мецената у него сочетались с новостями об очередных крупных сделках и предприятиях. Мамонтов обзавелся всероссийской известностью после того, как закончил строительство важной для экономики железной дороги в Донецком каменноугольном бассейне. Коммуникации были построены в 1882 году. Через восемь лет Савва Иванович продал их государству за целое состояние.

Особую слабость Мамонтов питал к художникам. Он дружил с Аполлинарием Васнецовым, Исааком Левитаном, Василием Суриковым, Валентином Серовым и другими живописцами. Купец приходился родственником создателю главной московской галереи Павлу Третьякову.

Покровитель искусств

При необходимости меценат Савва Мамонтов помогал художникам не только морально, но и материально. Он был настоящим крестным отцом многих молодых талантов. Живописцы месяцами жили прямо у него в доме. Благодаря Савве Ивановичу на ноги встали такие звезды, как Врубель, Васнецов, Коровин и Серов. Некоторые их картины, ставшие затем общепризнанной классикой, были нарисованы в усадьбе Мамонтова. Хотя купец не занимался коллекционированием напрямую, картины у него оседали вместе с появлением новых знакомств из мира искусства.

Меценатская деятельность Саввы Ивановича очень помогла молодым художникам-передвижникам. В 1880 году на средства негоцианта большим тиражом был издан их альбом. Также Мамонтов организовывал московские художественные выставки. Вместе с дворянкой Марией Тенишевой он финансировал знаменитый журнал «Мир искусства».

Увлечение музыкой и театром

Живопись была не единственным интересом купца. Музыка - вот еще одно искусство, которым болел Савва Мамонтов. Интересные факты о его вкусах хорошо известны по регулярным творческим вечерам, которые предприниматель устраивал в своем доме. Здесь звучали произведения Шумана, Бетховена, Моцарта, Глинки, Даргомыжского, Мусоргского и других известных композиторов. Не забросивший вокальных занятий Мамонтов иногда сам выступал перед гостями. Также у него ставились домашние спектакли. В одном из представлений сыграл юный Константин Алексеев, позже ставший всемирно известным театральным режиссером Станиславским.

В 1882 году в России законодательно были разрешены частные труппы. Одним из тех, кто сразу же воспользовался новыми возможностями, стал Савва Мамонтов. Абрамцево было не только убежищем для художников. Меценат интересовался оперой и, огорченный пренебрежительным отношением российской публики к этому виду искусства, решил заняться организацией оперных постановок. Он мечтал о цельных произведениях на сцене, в которых мог объединиться труд музыкантов, художников, певцов и актеров. Ничем подобным отечественные постановки еще не отличались.

В подборе новой труппы Савве Мамонтову помогал дирижер Николай Кротков. Организаторы решили пригласить молодых исполнителей, еще не выступавших в государственных театрах. Сам Мамонтов в создаваемом театре никакой должности не занимал, хотя регулярно посещал репетиции и общался с актерами.

Собственная труппа

В начале 1885 года в принадлежавшем здании прошел первый спектакль мамонтовской труппы «Русалка», поставленный по произведению композитора Александра Даргомыжского. Декорации для него создавались Исааком Левитаном и Затем они же работали над другими спектаклями («Фаустом» и «Виндзорскими проказницами»). Нет сомнения, что «творческие дети» Саввы Мамонтова стали первыми театральными художниками России. До того момента серьезные живописцы не занимались декорациями для постановок, считая это ремесло несоответствующим их уровню. Существовала отдельная ниша иллюстраторов, изображавших одинаковые оперные фоновые пейзажи: античные руины, средневековые замки, природу Италии. Труппа «железнодорожного короля» изменила этот устоявшийся порядок.

Довольно долгое время экспериментальная опера Мамонтова не имела успеха у аудитории. Сказывался недостаток опыта молодых «необстрелянных» актеров. Предприниматель, однако, ну опускал рук, даже несмотря на колкие замечания в прессе и критику друзей, считавших, что серьезному магнату не стоит заниматься такой ерундой. Первые громкие гастроли театра прошли только в 1898 году, когда мамонтовская труппа покорила Санкт-Петербург.

Кроме настоящих монументов в Сергиевом Посаде и Ярославле, своеобразный памятник Савве Мамонтову - артисты, ставшие известными благодаря его опере. К ним можно отнести звезду сцены Шаляпина, композиторов Рахманинова, Римского-Корсакова и Мусоргского.

Меценатство Мамонтова не ограничивалось одним лишь искусством. Долгое время он был председателем в Дельвиговском железнодорожном училище в Москве. Савва Иванович финансировал строительство учебных заведений, в том числе и в северных губерниях. Им было учреждено Костромское промышленное училище. В Санкт-Петербурге магнат организовал издание отличавшейся либеральными взглядами газеты «Россия». Она была закрыта в 1902 году, после того как там появился фельетон, высмеивавший членов царской семьи.

Благотворительный интерес к северу у Мамонтова появился благодаря строительству железной дороги в Архангельск. Этот его проект отличался особенной трудоемкостью и сложностью. С самого начала он не сулил быстрой и ощутимой прибыли. Савва Иванович взялся за строительство только из чувства гражданского долга и осознания, что именно новая линия позволит ускорить хозяйственное развитие севера.

Дорога в Архангельск была достроена в 1897 году. Она имела колоссальное значение как для самого северного региона, так и для всей страны. Несмотря на масштаб своей деятельности, Савва Иванович не стремился к государственному признанию. Он не искал чинов и наград, не заводил связей с власть предержащими. Тем не менее у магната были высокопоставленные доброжелатели и покровители. Одним из них считался министр финансов Сергей Витте. После строительства железной дороги в Архангельск чиновник добился награждения Мамонтова орденом Святого Владимира четвертой степени.

Банкротство и последние годы

В 1890 годы Савва Морозов принялся за свой самый крупный предпринимательский проект. Он заключался в создании объединения транспортных и промышленных предприятий. Для этого магнат приобрел несколько устаревших и требовавших модернизации заводов. Их ремонт стоил значительных трат. Постепенно семья Саввы Мамонтова теряла все больше денег. В 1898 году, оказавшись в затруднительном положении, предприниматель решился на рискованную финансовую операцию с акциями Ярославской железной дороги. В результате продажи ценных бумаг Мамонтов окончательно обанкротился.

Пытаясь спастись от финансового краха, меценат получил государственную концессию на строительство железной дороги из Петербурга в Вятку. Однако это только усугубило положение. В 1899 году у Мамонтова закончились деньги, он больше не мог расплачиваться с многочисленными кредиторами. Более того, государство в лице министерства финансов назначило ревизию готовившейся дороги.

Дело дошло до суда. Савву Ивановича на несколько месяцев посадили в тюрьму, он лишился имущества. Предпринимателя обвинили в хищении средств. На суде его защищал выдающийся представитель отечественной адвокатуры Федор Плевако. Мамонтова оправдали, он вышел на свободу под несмолкающие аплодисменты публики. Однако никаких капиталов у него уже не осталось. Остаток жизни Савва Иванович провел вне общественной жизни. После суда он переехал в небольшой домик рядом с Бутырской заставой. Общался Мамонтов только с узким кругом старых друзей, среди которых остались известные на всю страну художники и артисты. Меценат скончался 6 апреля 1918 года в возрасте 76 лет. Его похоронили в поселке Абрамцево.

Аркадий Викторович Мамонтов. Родился 26 мая 1962 года в Новосибирске. Российский тележурналист и телеведущий, сценарист, автор документальных фильмов.

Отец - Виктор Гаврилович Мамонтов, оператор.

Мать - Алевтина Ивановна Зимина, режиссёр, была директором Западно-Сибирской киностудии хроники, работала на Центральной студии научно-документальных фильмов.

Старший брат - Гавриил Викторович Мамонтов, дипломат.

В 1988 году с отличием окончил факультет журналистики МГУ.

Начинал карьеру в журналистике как специальный корреспондент в редакции видеоинформации Агентства печати «Новости». С 1992 по 1994 год работал «стрингером» в «горячих точках» на территории Молдавии, на границе Нахичевани и Армении, в Таджикистане, государствах Прибалтики.

В рамках программы «Деловая Россия» делал проект «Российский календарь» о российских купцах-меценатах.

В 1994 году по приглашению Елены Масюк он начал сотрудничать с телекомпанией НТВ на внештатной основе. С апреля 1995 по май 2000 года работал специальным корреспондентом в информационных программах телекомпании НТВ. Готовил репортажи для программ «Сегодня», «Итоги», «Герой дня», являлся одним из постоянных авторов программы «Профессия - репортёр».

Весной 2000 года перешёл работать на телеканал «Россия», где стал одним из авторов программы «Специальный корреспондент».

В августе 2000 года вёл репортажи с места гибели атомной подводной лодки К-141 «Курск». Съёмочная группа РТР была единственной аккредитованной на борту крейсера «Пётр Великий».

В 2003 году Мамонтов выпускает фильм «Трансплантация» из цикла «Специальный корреспондент», на канале «Россия», в котором рассказал о событиях 11 апреля 2003 года в Городской клинической больнице № 20 г. Москвы, где сотрудниками правоохранительных органов были задержаны хирурги Московского координационного центра органного донорства и врачи-реаниматологи по обвинению в приготовлению к убийству Анатолия Орехова с целью изъятия у него органов для трансплантации (т. н. «дело Орехова»). Результатом выхода фильма, а также нескольких подобных газетных публикаций был широкий резонанс в обществе. В 2003 году трансплантация от посмертных доноров в Москве была практически прекращена.

Аркадий Мамонтов вёл репортажи для информационных программ из Чечни, Абхазии, Ирака, Косова, Вифлеема, Беслана, Южной Осетии, района Бирюлёво Западное, после взрыва в Пушкинском переходе, после обрушения «Трансвааль-парка», из центра на Дубровке.

Параллельно Мамонтов работал над циклом передач под названием «Обратная сторона». В рамках цикла в нескольких частях вышли фильмы «Дети», «Чек», «Югославия. Период распада», «Братья», «Чужие» и др.

Большой резонанс имели многие документальные репортажи Мамонтова. «Шпионская жизнь» (2001) - цикл фильмов о шпионаже и судьбах разведчиков. «Дело № 229133» (2002) - о расследовании обстоятельств террористического акта на Дубровке. «1 сентября» (2004) - фильм, рассказывающий о террористическом акте в Беслане (создан на основе рассказов свидетелей, очевидцев и репортажей автора с места событий). «Тайные тюрьмы ЦРУ» (2006) - о тайных тюрьмах ЦРУ на территории Украины. «Западня» (2006) - о жизни русских в США и деятельности местных спецслужб против российских граждан. «Бархат. Ru» (2007) - о подготовке «бархатных революций» в России. «База» (2009) - об американской базе «Манас» в Киргизии. «7:57» (2010) - о взрывах в московском метро в марте 2010 года. «Шлейф» и «Шлейф-2» (2010) - о деятельности Юрия Лужкова на посту мэра Москвы.

В 2008 году вышла книга Аркадия Мамонтова «Чек на тот свет» - роман, написанный в жанре криминального расследования.

С марта 2012 по июль 2014 года, помимо работы над документальными фильмами, Мамонтов являлся ведущим телевизионной программы «Специальный корреспондент» на телеканале «Россия-1». В рамках данного проекта вёл в студии дискуссии с гостями.

Представил проекты «Бандеровцы: палачи не бывают героями», «Содомия в Европе. Кто виноват и что делать?», «Рейс MH17: прерванный полёт» (об авиакатастрофе малайзийского «Боинга» 17 июля 2014 года), «Олигарх» (об Игоре Коломойском), «Ожог» (о трагических событиях в Одессе 2 мая 2014 года), «Победоносец» (о жизни и подвигах великомученика Георгия Победоносца), «Афон. Восхождение» (о жизни на Святой Горе Афон глазами русских паломников), «Преображенцы» (история Преображенского полка), «Самолёт Президента» (о самолёте Президента России), «Оружие возмездия» (о ракетных комплексах «Искандер», развёрнутых в Калининградской области), «Триумф Прометея» (о комплексе С-500 «Прометей»).

В 2017 году на экраны вышло документальное расследование Аркадия Мамонтова «Украина. Операция «Мазепа» . В фильме говорится о перевороте 2014 года в Киеве. Операцию, по данным автора, долго и тщательно разрабатывали специалисты из Лэнгли - штаб-квартиры Центрального разведывательного управления США. Варианты развития событий, как оторвать Украину от России, продумывали разные. Это и работа "агентов влияния" - верхушки украинской власти, это и экономические рычаги. Но самый эффективный и беспроигрышный вариант раскола страны - это разрыв духовных скреп, веками связывающих русских и украинцев. Это православная вера. Вот на что был ориентирован главный удар.

Осуществлению этого плана, говорит Мамонтов, в какой-то степени помогла сама история Украины. А именно - история Мазепы. Был такой гетман в эпоху становления украинского национального самосознания. Сначала он был сподвижником и последователем идей российского императора Петра Первого. Но во время шведского нашествия Мазепа предал своего государя и в поисках новых покровителей переметнулся на сторону врага. Мазепа - классический образчик предательства государственных, национальных, духовных и личных интересов. О чем хорошо знают и западные политологи. История предательства Мазепы и сегодняшняя история церковного раскола на Украине безусловно связаны, считает журналист.

Аркадий Мамонтов: Украина. Операция "Мазепа"

Награжден многочисленными орденами и медалями:

Орден Почёта (27 ноября 2006 года) - «за заслуги в области культуры, печати, телерадиовещания и многолетнюю плодотворную работу»;
- Орден «За личное мужество» (9 января 1994 года) - «за мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении профессионального долга в условиях, сопряжённых с риском для жизни»; Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени (22 апреля 2014 года) - «за высокий профессионализм и объективность в освещении событий в Республике Крым» (Указ о награждении не был выложен в публичный доступ);
- Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 октября 1995 года) - «за заслуги перед государством и многолетний добросовестный труд»;
- Медаль «За укрепление боевого содружества» (Министерство обороны Российской Федерации, 1999 год);
- Медаль «За содействие органам наркоконтроля» (ФСКН России, 2009 год);
- Орден Дружбы (Южная Осетия, 30 января 2009 года) - «за содействие в объективном освещении событий вооружённой агрессии Грузии против Южной Осетии в августе 2008 года и прорыв информационной блокады».

В августе 2014 года включён Украиной в санкционный список за позицию по войне на Востоке Украины и присоединению Крыма к России.

Рост Аркадия Мамонтова: 181 сантиметр.

Личная жизнь Аркадия Мамонтова:

Женат. Супруга - Ирина Мамонтова. У пары двое детей. Свою личную жизнь предпочитает на публику не выносить.

Фильмы Аркадия Мамонтова:

2001 - Шпионская жизнь
2002 - Дело № 229133
2003 - Чёрная зона
2004 - Трафик
2004 - 1 сентября
2006 - Тайные тюрьмы ЦРУ
2006 - Русский крест
2006 - Западня
2007 - Бархат. Ru
2008 - Трофеи
2009 - Свой - чужой
2009 - База
2010 - Речник
2010 - 7:57
2010 - Шлейф
2010 - Шлейф-2
2014 - Бандеровцы: палачи не бывают героями
2014 - Содомия в Европе. Кто виноват и что делать?
2014 - Рейс MH17: прерванный полёт
2015 - Олигарх
2015 - Ожог
2015 - Победоносец
2015 - Золотой телец
2016 - Афон. Восхождение
2016 - Преображенцы
2016 - Четвёртая власть
2016 - Пальмовые берега
2016 - Чёрные риелторы
2016 - Ядовитый бизнес
2016 - Самолёт Президента
2016 - Оружие возмездия
2017 - Монах
2017 - Одесса. Три года
2017 - Пальмовые берега. Часть 2
2017 - Триумф Прометея
2017 - Свои люди
2017 - Чёрный аптекарь
2017 - Ядовитый бизнес-2
2017 - Украина. Операция «Мазепа»

Сценарии Аркадия Мамонтова:

2015 - Преображенцы (документальный)
2015 - Благотворитель (документальный)
2015 - Афон. Восхождение (документальный)
2016 - Обитель Богородицы. Афон (документальный)


Аркадий Мамонтов - российский журналист и режиссер-документалист. Телезрители знают журналиста по ряду документальных фильмов, которые просвещают зрителей по поводу социальных или исторических моментов, разоблачают заговоры и военных и иногда носят откровенно скандальный характер. Аркадий Мамонтов снимает фильмы на совершенно разные темы: журналист фокусируется как на социальных и экономических проблемах, так и на шпионских заговорах, разборе ситуации с Украиной, описании силы российского оружия, а также на библейских сюжетах, биографиях святых и знаменитых личностей.

Аркадий Мамонтов родился 26 мая 1962 года в семье телевизионщиков. Его отец работал оператором на телевидении, мать – режиссером, а затем директором студии документальных фильмов.

Детство и юность Мамонтова прошли в родном Новосибирске. В школе он знал, что его дальнейшая судьба будет связана с кинематографом. Аркадий хотел поступать во ВГИК, но провалился на вступительных экзаменах.

Его призвали в армию. Службу он проходил в 1980-1982 гг. в далеком Забайкалье в стратегических ракетных войсках. После демобилизации Аркадий Мамонтов решил, что будет заниматься журналистикой. На журфак МГУ он поступил с первого раза, в 1988 году отлично защитился и получил «красный диплом». Вся его дальнейшая жизнь связана с журналистикой.

Телевидение и журналистика

После университета Мамонтов работал спецкором телевизионного агентства «ТВ-Новости», информагентства «Новости». В 1991 году он впервые поехал в «горячую точку». Следующие три года был стрингером (свободным журналистом), освещавшим события в Таджикистане, Молдавии, Армении и других зонах конфликта. Результатами его работы были актуальные и острые репортажи.


В 1994 году Аркадий Мамонтов начал сотрудничать с телеканалом «НТВ». С этого же года он работает над программой «Специальный корреспондент», которую транслировало «НТВ». Период с 1994 по 2000 годы был урожайным на вооруженные конфликты. Мамонтов был в эпицентре боевых действий в Дагестане и Чечне.

В 2000 году журналист перешел на телеканал «Россия», где работает и сегодня. Он – один из бессменных авторов рейтинговой программы «Специальный корреспондент».

Аркадий Мамонтов – один из немногих корреспондентов, присутствовавших при спасении атомной подлодки «Курск». Разрешение он получил лично от адмирала В. И. Куроедова, а его репортаж с места трагических событий стал одним из самых запоминающихся. Он побывал в Абхазии, Беслане, Ираке. Его работы отмечены орденами и медалями.


Аркадий Мамонтов – талантливый документалист. Его сюжеты неоднозначны, у них много поклонников и противников. В 2003 году он снял фильм «Белые одежды», в котором поднял тему об изъятии донорских органов в одной из московских больниц. Фильм получил большой резонанс, в том же году посмертная трансплантация была запрещена на законодательном уровне. Через три года, 21 января 2006 года, новая сенсация. Мамонтов снял репортаж под названием «Шпионы», в котором рассказал о секретном приборе английской разведки, замаскированном под обычный камень. Тогда его работу критиковали и российские, и иностранные журналисты, открыто называли ее лживой.

Первой режиссерской работой Аркадия Мамонтова стал фильм «База», снятый в 2009 году. В нем Аркадий Мамонтов показал американскую базу «Манас», расположенную в Киргизии. Дальше были документальные ленты «Обратная сторона. Дети», «Югославия. Период распада», «Майдан», « , Россия и Запад».

В фильме «Путин, Россия, Запад», вышедшем в январе 2012 года, журналист снова поднял тему «шпионского камня». В интервью бывший глава канцелярии британского премьера заявил, что репортаж застал спецслужбы его страны врасплох и признал существование секретного прибора.

В апреле 2012 года на канале «Россия-1» вышел документальный фильм «Провокаторы». В нём Аркадий Мамонтов расследовал деятельность группы «Pussy Riot» и попытался показать зрителям, что все акции были тщательно спланированы. Их цель – оскорбить верующих, посеять смуту в обществе. И снова на журналиста и режиссера посыпались обвинения в предвзятости, необъективном освещении событий. Равнодушных к отснятому и смонтированному Мамонтовым материалу не было.

Все его фильмы затрагивают острые темы, поэтому вызывают столько эмоций сразу после просмотра. Также Аркадий Мамонтов не раз обращался к библейским сюжетам, например, в фильмах «Пояс Богородицы» и «Содом».

Личная жизнь

О личной жизни Аркадий Мамонтов не рассказывает. Известно, что он женат, у него есть двое детей.


Коллеги считают Аркадия добрым, восхищаются его трудолюбием и не могут сказать о нем ничего плохого. Он - позитивный и веселый человек, но к работе подходит со всей серьезностью. Аркадий Мамонтов безумно любит свою профессию и, как говорит, старается быть в ней честным и последовательным, как и положено профессионалу.

Аркадий Мамонтов сейчас

Сегодня число фильмов, в съемках которых принимает участие знаменитый документалист, только растет. Аркадий Мамонтов снимает и помогает в съемках ряда картин, но также и выпускает готовые фильмы в эфир в собственной «Авторской передаче Аркадия Мамонтова». Фильмы также можно найти на официальном сайте передачи.

Например, в 2015 году состоялись премьеры только четырех фильмов: «Олигарх» об украинском бизнесмене , «Ожог» о трагических событиях во время противостояния между сторонниками и противниками Евромайдана в Одессе 2 мая 2014 года, «Победоносец» о жизни и подвигах великомученика и «Золотой телец» о масштабах коррумпированности российских чиновников.

В 2016 году Аркадий Мамонтов вошел в состав съемочной группы уже восьми фильмов. В этом же году появился фильм «Афон. Восхождение» о знаменитом месте паломничества Святой горе Афон, который снят с точки зрения русских паломников.

Следующие фильмы передачи были посвящены военной и технической мощи России: «Преображенцы» о Преображенском полке Российской имперской гвардии, «Самолет Президента» о том, на чем же летает Президент РФ, и картина «Оружие возмездия» о ракетных комплексах «Искандер», развернутых в Калининградской области, у которых, по слухам, есть команда стрелять без согласования с центром в случае любой атаки на Москву.

Часть фильмов этого года посвящена экологии, социальным проблемам, проблемам со здоровьем и другим близким непосредственно телезрителям темам. Фильм «Пальмовые берега» рассказал об ущербе здоровью, который наносит пальмовое масло и другие заменители натуральных продуктов. Лента «Ядовитый бизнес» - о том, как загрязняется территория России и какую роль в этом играют крупные производители. «Черные риелторы», как и следует из названия, подробно разобрал проблему черных риелторов, показал страшные последствия и описал способы борьбы с этим явлением.

Также Аркадий Мамонтов выпустил фильм «Четвертая власть», посвященный журналистам, которые собственными расследованиями и материалами борются с несправедливостью.

В 2017 году журналист повторил собственный рекорд и снова засветился в восьми фильмах. В эфир вышли два продолжения злободневных материалов прошлого года: «Ядовитый бизнес-2» и «Пальмовые берега. Часть 2».Также появился еще один фильм о военной силе страны «Триумф Прометея» - о российском ракетно-зенитном комплексе С-500 «Прометей». Также состоялась премьера фильмов «Черный аптекарь» о группе преступников, травивших мужское население России, фильмы «Монах», «Одесса. Три года», «Свои люди», «Украина. Операция «Мазепа».


С октября 2017 года Аркадий Мамонтов занял пост телеведущего новой авторской передачи «Следы империи» на телеканале «Спас».

Проекты

  • 2000 – «Специальный корреспондент»
  • 2001 - «Обратная сторона. Дети»
  • 2003 – «Белые одежды»
  • 2004 - «Трафик»
  • 2006 – «Шпионы»
  • 2006 - «Западня»
  • 2007 - «Бархат. Ru»
  • 2009 - «База»
  • 2010 - «Речник»
  • 2012- «Путин, Россия и Запад»
  • 2012 - «Провокаторы»
  • 2014 - «Бандеровцы: палачи не бывают героями»
  • 2014 - «Содомия в Европе. Кто виноват и что делать?»
  • 2016 - «Афон. Восхождение»
  • 2016 – «Пальмовые берега»
  • 2017 – «Следы империи»