Дом княгини шаховской на большой никитской. Усадьба Белая Колпь (Андреевское) Шаховских. Усадьба городня, воскресенская церковь, московская область, ступинский район

Дом княгини шаховской на большой никитской. Усадьба Белая Колпь (Андреевское) Шаховских. Усадьба городня, воскресенская церковь, московская область, ступинский район

Во второй части рассказа про усадьбу знаменитого рода Орловых я предлагаю вам посмотреть фотографии Никольской церкви, Мавзолея и хозяйственных…

  • Усадьба ОТРАДА-СЕМЕНОВСКОЕ, Московская область, Ступинский район (часть 1)

    В подмосковном селе Семеновское находится уникальная усадьба, получившая «говорящее» название – Отрада. Это богатое имение основал младший из…

  • Самая старая усадьба с каменным домом!

    В Мещерино Ступинского района Московской области, возможно, была одна из первых усадеб с каменным домом в Московской губернии. Роскошный дворец…

  • Усадьба АВДУЛОВО, Покровская церковь, Московская область, Ступинский район

    Белокаменная Покровская церковь в стиле барокко была возведена в Авдулово в 1762 год на средства владельца села майора И.Л. Юренева. В 1890 году…

  • Усадьба ПОКРОВСКОЕ, Покровская церковь, Московская область, Ступинский район

    Храм в Покровском принадлежит к типу усадебных церквей, которые возводили в своих вотчинах ближайшие родственники царя Бориса Годунова. Подобные…

  • Усадьба ГОРОДНЯ, Воскресенская церковь, Московская область, Ступинский район

    Ни одна книга про шатровое зодчество не обходит стороной архитектуру храма в Городне. Село Городня упоминается в летописях с XIV века, а первые…

  • Усадьба ЧИРКИНО, Московская область, Ступинский район

    В Чиркино сохранилось два уникальных храма, построенных Шереметевыми. Здесь находилась их первая вотчина, а одна из церквей была возведена как… Усадьба ВЕРЗИЛОВО будет отреставрирована и приспособлена под гостиничный комплекс

    Судьба подмосковной усадьбы Верзилово определилась на аукционе, прошедшем в столице 19 июля. На сегодняшний день в усадьбе сохранились руины…

  • Белая Колпь - древнее село,которому больше пятисот лет. Название пошло от белой чубатой цапли-колпицы, некогда водившейся в здешних местах. Существовала даже поговорка: "Белая как колпица".

    Впервые село упоминается в меновной грамоте московского князя Ивана III в 1497 году, а потом оно было любимым местом охоты Московского князя Василия III.

    В 1658 году село переходит во владение стольника Степана Никитича Шаховского и в течение более 250 лет, до 1917 года, является родовым имением Шаховских .

    Общая структура усадьбы обозначилась в елизаветинскую эпоху (1741—1761 гг.), об этом напоминаеткрупный масштаб, осевое построение, регулярная планировка парка. В начале XIX в. усадьба была отстроена заново князем М.А. Шаховским в монументальных формах зрелого классицизма.

    Усадьба включала в себя главный усадебный дом (сгорел в 1919 году), дом управляющего, конюшню (сохранились остатки), каретник (сохранились остатки), псарню (утрачена в 1980-е), Андреевскую церковь (1807), кирпичную ограду (не сохранилась), террасный парк, липовый парк, запруду на реке Колпянке .Кроме того, изменилась планировка центра. И все же усадьба представляет большую художественную и историческую ценность. С ней связаны воспоминания о декабристах — воспитанниках Школы колонновожатых, собиравшихся в начале 1820-х гг. у своего преподавателя, владельца имения В.М. Шаховского.

    В центре всей композиции находился дом. Одним фасадом он смотрел на небольшой липовый сад, другим - на парадный двор. Там широкий партер двумя террасами с белокаменными лестницами спускался к речке, к запрудам. По сторонам находились церковь и хозяйственный двор со служебными постройками. Вся усадьба окружена оградой.

    Дом управляющего или сыроварня - двухэтажный жилой корпус. Центр главного фасада обращённый к реке, выделен полуколоннами дорического ордера, боковые ризалиты рустованы, торцы здания обработаны крупными арочными впадинами и рустом. Меньше разрушен, так как здесь до недавнего времени было общежитие.

    Посещение этой усадьбы - хороший повод вспомнить страницы истории и погулять в замечательном, хорошо сохранившемся парке.

    Шаховские были тесно связаны родственными узами со многими дворянскими родами. Прежде всего - с родом Муравьевых, давшим России ряд видных государственных и общественных деятелей, военачальников, писателей. И Шаховские и Муравьевы были людьми просвещенными, знавшими толк в искусствах. Владельцы Белой Колпи собрали великолепную портретную галерею, богатейшую библиотеку и архив, приведшие в восхищение Гаврилу Геракова, автора любопытных "Путевых записок", выпущенных в 1828 году.
    Более обстоятельное описание художественной атмосферы усадьбы оставил литератор и знаток изящного граф Сергей Дмитриевич Шереметев, побывавший здесь в августе 1902 года и даже издавший о Белой Колпи небольшую книжку. Он был "удивлен видом хором древних, какие редко можно встретить, с мебелью, люстрами, рядом старых портретов на стенах… в золоченых рамах и самых разнообразных размеров, подчас сплошь покрывающих стены". Из всех полотен, увиденных в Белой Колпи, более всего ему запомнился портрет генерала Николая Николаевича Муравьева :

    "Какое выразительное, твердое и умное лицо!" - писал С.Д.Шереметьев.

    Портрет написан известным русским художником Н.И.Аргуновым в 1817 году и ныне находится в Государственном Историческом музее.

    В Белой Колпи имелись и работы В.А.Тропинина, О.А.Кипренского и Ф.А.Тулова. хранящиеся ныне в Третьяковской галерее и Историческоммузее.

    Про храм.

    До XIX века в селе были две деревянные церкви — в честь мученика Андрея Стратилата и в честь чудотворцев Косьмы и Дамиана — обе сожжены во время литовского нашествия в 1626 году. В 1686—1691 годах была выстроена новая деревянная церковь.

    Каменный храм в стиле классицизма построен в 1807 году по личному проекту владельца села князя Михаила Александровича Шаховского. Храм был возведен в честь Воскресения Христова с приделами в честь мученика Андрея Стратилата (по наименованию деревянной старинной церкви) и в честь своих небесных покровителей свв. кнн. Константина и чад его Михаила и Феодора Муромских чудотворцев.

    Основной объем представляет бесстолпный двусветный четверик с одной апсидой, увенчанный массивным световым барабаном. Основной особенностью расположения храма является то, что алтарь находится с севера, а не с востока, как это принято в церковной традиции. Вероятно, это объясняется принадлежностью князей Шаховских к Северному обществу и желанию как-то увековечить данный факт. Высокие архитектурные качества сооружения говорят об участии в постройке зрелого мастера. В этой церкви в сентябре 1818 года венчались Александр Николаевич Муравьев (его имение в Ботово было неподалеку) и Прасковья Михайловна Шаховская.

    С юга к храму примыкает трапезная того же времени. Фасады здания обрамлены филенками. Четверик завершен развитым дорическим антаблементом .

    Трехъярусная колокольня, выстроена позднее (1818 г.) в стиле ампир, по художественным достоинствам не уступает храму. Правда надо учесть, что поначалу она завершалась небольшим куполом, с фигурным шпилем, а ныне её венчает нелепая конструкция.

    В 1918 году имение князей Шаховских было национализировано. В конце 1930-х годов была закрыта церковь. . С колокольни сбросили колокола прямо на землю. Они разбились. Один колокол повесили на столбе посреди деревни и звонили в него в случае пожара и собирали колхозников на работу. Во время оккупации этот колокол немцы увезли в Германию, вместе со всеми ценными иконами и предметами. Затем здание храма использовалось колхозом им. М.И. Калинина под склад зерна и холодильную камеру.

    В 1997 году церковь была возвращена верующим и с тех пор здесь идут богослужения, идет реставрация и украшение.

    Как доехать : от ст. Шаховская до с. Белая Колпь, 13 км

    Дополнительно

    Вконтакте

    История усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых на улице восходит ко времени генерал-аншефа Ф. И. Глебова (1734—1799), но от того строения остались всего три стены, которые выходят на Большую Никитскую, и боковые стены.

    Всё остальное пространство, в том числе дворовое - это более поздние постройки, т.к. в сентябре 1812 года вся Никитская , остались только капитальные стены.

    Перестройка 1886 года

    В 1886 г. княгиня Шаховская-Глебова-Стрешнева переделала родовой дом XVIII в. по проекту двух архитекторов. Фёдор Кольбе перестроил уличный фасад, а Константин Терский - двор и дворовый фасад.

    Уличный фасад стал образцом европейской эклектики, а двор - замечательным примером псевдорусской стилизации.

    Терский стилистически объединил дворовый фасад усадебного дома с подковой служебных строений конца XVIII в.

    Театр

    В XIX веке здесь уже находился театр, где выступали французские и итальянские актеры, а также труппа Венской оперетты. В начале XX века здесь была открыта камерная сцена.

    Helik19 , CC BY-SA 4.0

    В советские годы усадьбу занимал дом медработника.

    Геликон-опера

    В 1990-е гг. сюда въехал театр «Геликон-опера».

    В 2000-х годах правительство Москвы приняло решение приспособить памятник архитектуры к нуждам театра «Геликон-опера».

    Проект «реставрации с приспособлением», согласно которому в распоряжении театра должно появиться два новых зала на 200 и 500 мест, был разработан в 2006 году группой архитекторов «Моспроекта-4» под руководством президента Союза архитекторов России Андрея Бокова.

    С 2007 года по адресу Большая Никитской, д. 19/16 стр. 1 и стр. 2 начались работы.

    Критика

    Уничтожение исторических построек ради строительства нового здания подверглось жёсткой критике со стороны общественного движения «Архнадзор».

    Сама стройка получила название «ошибка ценою в миллиард рублей» после того, как заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин заявил, что город не может отказаться от реконструкции усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых под размещение в ней театра «Геликон-опера», поскольку в стройку уже инвестировано более 1 млрд руб. бюджетных средств:

    «Я готов признать, что это было ошибочное решение, но не готов взять ответственность за списание в убыток миллиарда рублей».

    Архитекторы А.С. Каминский и С.С. Эйбушитц, 1820, 1868, 1886 гг. Выстроен в стиле неогрек.

    Большая поляна на углу Моховой ул. и ул. Знаменки раньше была кварталом двух-трёхэтажных домов. На этом месте в начале XVIII в. располагались большие владения знаменитого князь-папы Никиты Зотова. Потом они перешли к его внуку Никите Васильевичу.

    В начале 1740-х гг. усадьба принадлежала уже князю Фёдору Ивановичу Голицыну. В 1757 г. он продал этот участок за 1800 рублей жене статского советника Ивана Христиановича Эйхлера, Анне Эйхлер. Иван был другом Артемия Волынского, обвинённого в попытке государственного переворота, за что и пострадал - его сослали в Сибирь. В конце XVIII – начале XIX вв. дом принадлежал князю Павлу Петровичу Шаховскому, который жил в другом своём доме на Пречистенке. Женат он был на Агафоклее Алексеевне урождённой Бахметьевой. У них было четыре сына и шесть дочерей. Позже домом владели дочери князя Павла Шаховского Ирина и Софья.

    В 1867 г. большое владение разделилось на три части - на углу Моховой ул. и ул. Знаменки (дом 2), ул. Знаменки (дом 4) и по Моховой ул. (дом 6). Теперь остался только дом 6. Остальные дома снесены в 1972 г. к приезду американского президента Ричарда Никсона, отчего эта лужайка получила название «Лужайка Никсона».
    В 1867 г. дом купил Иван Кузьмич Бакланов, директор Товарищества Купавинской суконной фабрики. Он взялся перестроить старый главный дом усадьбы. В 1868 г. архитектор Каминский объединил старый дом и флигели и создал строгий классический фасад с четырёхколонным портиком с колоннами ионического ордера.

    В 1892 г. дом у Бакланова покупает богатая иркутская купчиха Юлия Базанова. В этом году она с дочерью становится единственной наследницей золотопромышленного производства семьи умершего мужа и свёкра. Оставляет дело в Иркутске на помощников, а сама переезжает в Москву и отдаётся делам благотворительности. На её деньги выстроена клиника ушных и горловых болезней при медицинском факультете Императорского Московского университета на Девичьем поле, на углу Олсуфьевского и Боженинского пер. Это была вторая в России лор-клиника, построенная по специальному проекту и оснащённая всеми научными новинками того времени. Московская городская дума приняла решение присвоить новой клинике имя Ю. И. Базановой. И дальше она продолжала вкладывать большие средства в разные благотворительные учреждения Иркутска и Москвы.
    К 1906 г. её финансовое положение сильно ухудшилось, и она была вынуждена продать дом на Моховой.

    Дом купил мануфактур-советник Николай Михайлович Красильщиков, директор и распорядитель мануфактуры «Анна Красильщикова и сыновья» в селе Родники Костромской губернии. Там вырабатывался одёжный товар, который славился своим стойким чёрным цветом. Красильщиков был женат на красавице Елизавете Алексеевне Дружниковой. Её портрет кисти В. Серова 1906 г. украшал вестибюль этого особняка. Сейчас он находится в Краснодарском краевом художественном музее. Елизавета Красильщикова позировала художнику в бриллиантовом колье. В Москве ходил анекдот, что когда она в нём выезжает в свет, то для охраны ей нанимают двух телохранителей.

    Николай Михайлович имел очень красивый тенор, по мнению многих лучше, чем у Карузо. Он учился пению в Италии, пел только итальянские оперы и имел необычайный авторитет в московских оперных кругах. Многим, в том числе, А. Неждановой и Л. Собинову, он давал уроки пения и наставления. В доме на Моховой бывало немало известных людей, музыкантов, художников.

    В 1920 г. Красильщиковым удалось перебраться во Францию, где Николай Михайлович скончался от инфаркта. Елизавета Алексеевна после его смерти вышла замуж за графа Сергея Сергеевича Шереметева.

    После революции в особняке было общежитие для командированных текстильного комбината. Потом его отдали Государственной библиотеке им. Ленина и здесь расположился институт библиотековедения.

    В 1950-м г. в здании открылся мемориальный музей «всесоюзного старосты» М. И. Калинина. Музей имел большое воспитательное значение, в частности здесь принимали в пионерскую организацию лучших школьников. Воспоминание об этом событии многие сохранили на всю жизнь.

    В 1930-х гг. здесь был единственный жилой район на Моховой, поэтому Витька из знаменитой песни «Москвичи» (Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой) жил именно здесь.

    В 1991 г. музей был закрыт, теперь здесь центр восточной литературы РГБ.

    Объект культурного наследия федерального значения.