Диагностика и развитие памяти. Методы диагностики видов памяти детей младшего школьного возраста

Диагностика и развитие памяти. Методы диагностики видов памяти детей младшего школьного возраста

Работоспособность определяется по формуле:

Работоспособность = количество строк x количество строк / количество ошибок

Чем больше работоспособность и чем меньше число ошибок, тем более устойчивым является внимание.

Для исследования переключения внимания можно использовать эту же корректурную пробу, но задание школьникам нужно давать следующим образом: на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», а на третьей строчке – «к» и «ч», затем опять на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», а на третьей – «к» и «ч» и т.д.

Оценка результата:

Процент ошибки = 100 x количество строк, неверно отмеченных / общее количество просмотренных строк.

Исходя из этого отметить уровни.

Диагностика памяти младшего школьника

Память человека еще более многоаспектна, чем его внимание, и с помощью одной или двух методических проб, одного или двух частных показателей удовлетворительно оценить ее практически невозможно. Для успешности обучения ребенка в младших классах необходимо знать, как минимум, следующие виды памяти:

1. Кратковременную зрительную и слуховую, включая их объем и способность удерживать информацию в соответствующих видах оперативной памяти. Без наличия хорошей кратковременной и оперативной зрительной и слуховой памяти любая информация, воспринимаемая с помощью основных органов чувств, - учебная, трудовая, социальная и другая, не будет попадать в долговременную память и там надолго сохраняться.

2. Опосредованную память, которая характеризуется наличием и самостоятельным, инициативным использованием ребенком различных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации.

3. Важно также правильно и точно оценить динамические особенности процесса запоминания и припоминания, включая такие показатели, как динамичность заучивания и его продуктивность, количество повторений, необходимых для безошибочного припоминания определенного набора единиц информации.

Память ребенка младшего школьного возраста должна оцениваться не в целом, а дифференцированно, по отдельным показателям, и по каждому из них необходимо делать о памяти ребенка независимое заключение. Что же касается общих выводов о состоянии мнемических процессов у ребенка, то они имеют условное значение и только в общем характеризуют то, в какой степени развитой является его память.

Если большинство отдельных показателей, относящихся к частным видам памяти, сравнительно высоки, а остальные находятся на среднем уровне, то это не позволяет с достаточной уверенностью судить о том, что память ребенка хорошая или средняя. Те виды памяти, которые в данном случае не изучались, могут оказаться иными и как раз такими, которые важны в некоторых видах деятельности. Так что правильнее будет, если в выводах о состоянии памяти ребенка опираться на частные показатели.

Для определения объема объёма кратковременной и оперативной зрительной памяти можно использовать нижеприведенную методику.

Используется стимульный материал, изображённый на рисунке 1. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу квадрат с девятью точками.

Инструкция:

«Сейчас мы поиграем. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребёнку последовательно, на 1-2 сек., показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке (рис. 2) за 15 сек.

Оценка результатов:

10 баллов - очень высокий уровень развития,

8-9 баллов - хороший,

4-7 баллов - средний,

0-3 балла- низкий.

Рис. 1 Стимульные изображения ломаных линии для методики определения объёма кратковременной и оперативной зрительной памяти.

Рис. 2 Трафаретные рамки для воспроизводства стимульных изображений в методике определения объёма кратковременной зрительной памяти.

Кратковременная память необходима человеку для отбора нужной и отсеивания ненужной информации. Методика исследования кратковременной памяти изложена в книге «Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других».

Методика исследования кратковременной памяти

Описание.

Испытуемый должен запомнить, а затем записать максимальное количество чисел из предъявляемой ему таблицы.

По количеству правильно воспроизведенных чисел проводится оценка кратковременной зрительной памяти. Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной памяти

10-12 единиц – хороший уровень.

6-9 единиц – средний уровень,

3-5 единиц - низкий уровень.

Диагностика мышления младшего школьника

В младшем школьном возрасте под влиянием учения как ведущей деятельности активно развиваются все три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Особенно значительные изменения происходят в развитии последнего вида мышления, которое в начале данного периода жизни ребенка еще относительно слабо развито, а к его концу, т.е. к началу подросткового возраста, становится главным и по своим качествам уже мало чем отличается от аналогичного вида мышления взрослых людей. В этой связи практическая психодиагностика мышления детей младшего школьного возраста должна быть направлена, с одной стороны, на оценку всех видов мышления у ребенка, а с другой стороны, на особую оценку словесно-логического мышления.

С целью изучения особенностей мышления была использована методика «Пословицы» Б. В. Зейгарник описанная Т. Н. Овчинниковой.

Изучение особенностей мышления

В качестве экспериментально материала использовались два набора карточек. На карточках одного набора были написаны пословицы, на карточках другого - фразы. Часть этих фраз ничего общего с пословицами не имела, но в них были включены слова, упоминающиеся в пословицах, часть же фраз раскрывала смысл предъявленных ребенку пословиц.

Пословицы:

1. Цыплят по осени считают.

2. Волка ноги кормят.

3. Семь раз отмерь – один раз отрежь.

4. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

5. Маленькое дело лучше большого безделья.

память младший школьник диагностика

Методика. Оценка оперативной слуховой памяти

Ребенку с интервалом в 1 сек. Поочередно зачитываются следующие четыре набора слов:

Месяц ковер вилка школа

Дерево стакан диван человек

Прыгать пыль шутить спать

Желтый тяжелый смелый красный

Кукла книга пальто тетрадь

Сумка яблоко телефон цветок

После прослушивания каждого из набора слов испытуемому примерно через 5 секунд после окончания чтения набора начинают не торопясь читать следующий набор из 36 слов с интервалами в 5 секунд между отдельными словами:

Стакан, школа, вилка, пуговица, ковер, месяц, стул,

человек, диван, корова, телевизор, дерево, птица,

спать, смелый, шутить, красный, лебедь, картина,

тяжелый, плыть, мяч, желтый, дом, прыгать,

тетрадь, пальто, книга, цветок, телефон, яблоко,

кукла, сумка, конь, лежать, слон.

В этом наборе из 36 слов в случайном порядке располагаются воспринятые на слух слова из всех четырех прослушанных наборов, отмеченных выше римскими цифрами. Для их лучшей идентификации они подчеркнуты различными способами, причем каждому набору из 6 слов соответствует свой способ подчеркивания. Так, слова из первого малого набора подчеркнуты сплошной одинарной чертой, слова из второго набора -сплошной двойной чертой, слова из третьего набора - пунктирной одинарной чертой и слова из четвертого набора - двойной пунктирной.

Ребенок должен на слух обнаружить в длинном наборе те слова, которые ему только что были представлены в соответствующем малом наборе, подтверждая идентификацию найденного слова высказыванием «да», а его отсутствие высказыванием «нет». На поиск каждого слова в большом наборе ребенку отводится 5 секунд. Если в течение этого времени он не смог его идентифицировать, то экспериментатор зачитывает следующие слова и так далее.

Оценка результатов

Показатель оперативной слуховой памяти определяется как частное от деления среднего времени, затраченного на идентификацию 6 слов в большом наборе (для этого общее время работы ребенка над заданием делится на 4), на среднее количества допущенных ошибок плюс единица. Ошибками считаются все слова, которые указаны не правильно, или такие слова, которые ребенок не смог за отведенное время найти, т.е. пропустил.

Замечание. Это методика не имеет стандартизированных показателей, поэтому выводы об уровне развития памяти ребенка на ее основе не делаются. Показатели по этой методики можно только сравнивать у разных детей и у одних и тех же детей при их повторном обследовании, делая относительные выводы о том, как память одного ребенка отличается от памяти другого ребенка, или о том какие изменения со временем произошли в памяти данного ребенка.

Методика. Определение объёма кратковременной зрительной памяти

Ребенку поочередно предлагают каждый из следующих двух рисунков (рис.48 А, Б). После предъявления каждой части рисунка получает трафаретную рамку (рис. 49 А, Б) с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видели и запомнил на каждой части рис. 48. По результатам двух опытов устанавливаются среднее количества линий, которое он воспроизвел по памяти правильно.

Правильно воспроизведенной считается линия, длина и ориентация которой не намного отличается от длины и ориентации соответствующей линии на исходном рисунке (отклонение начала и конца не более чем на одну клетку, при сохранении угла ее наклона).

Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объём зрительной памяти.

Диагностика типа памяти младших школьников


Введение


Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

Память лежит в основе способностей человека, является условием приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

Память, важнейшая характеристика психической жизни. Поэтому, проблема памяти - одна из особенно привлекавших к себе внимание и наиболее изучавшихся проблем психологии.

Начало изучения памяти как деятельности было положено работами французских исследователей, в частности П. Жане. Он одним из первых начал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение информации.

Изучением памяти занимались многие зарубежные и отечественные ученые, такие как Г. Эббингауз, З. Фрейд, А. Бине, К. Бюлер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Б.В. Зейгарник, Л.С. Выготский и другие.

Обнаружилось, что людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с сильной - даже повышают концентрацию внимания.

В зависимости от преобладающего участия в работе памяти того или другого анализатора различают зрительный , слуховой , моторно-слуховой и комбинированный типы памяти. Человек, отличающийся зрительным типом памяти, запоминает и воспроизводит заученный материал преимущественно в зрительных образах, в противоположность человеку с двигательным типом памяти, у которого процессы заучивания и воспроизведения опираются главным образом на двигательные представления. К смешанному типу памяти относятся люди, у которых не наблюдается преимущественное развитие какого-либо одного вида памяти и которые в своей практической деятельности в равной степени пользуются несколькими видами памяти.

Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования.

В этом возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный произвольный характер. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими пособиями или образами - воспоминаниями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им неинтересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.

Основные характеристики памяти младших школьников:

пластичность - пассивное запечатление и быстрое забывание;

избирательный характер - лучше запоминается то, что нравится, и то, что нужно запомнить скорее;

повышается объем памяти, улучшается точность и систематичность воспроизведения;

запоминание начинает все чаще опираться на различные смысловые связи, память приобретает произвольный характер;

дети начинают пользоваться различными специальными способами запоминания;

память освобождается от плена восприятия, узнавание теряет свое значение;

воспроизведение становится управляемым процессом;

сохраняется образный компонент, память тесно связана с активным воображением.

Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители различных наук: медицины, генетики, психологии, кибернетики и других. Остаются спорными многие вопросы относительно проблемы памяти.

Знание типа памяти ребенка позволяет правильно подобрать методику обучения, способ подачи информации, подобрать максимально эффективные учебники и методические пособия. Также это помогает определить большинство стрессовых ситуаций для ребенка, а значит, и избежать их возникновения.


1. Процедура исследования


В своем исследовании я использовала методику диагностики типа памяти.

Целью моего исследования стало: определение типа памяти у группы детей младшего школьного возраста методом воспроизведения по-разному воспринятых слов.

Материал и оборудование, которые я использовала - это четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках.

Испытуемым я предлагала поочередно четыре группы слов для запоминания их на слух, при зрительном восприятии, при моторно-слуховом восприятии, при комбинированном восприятии.

Группы слов:

I II III IV

ДИРИЖАБЛЬ САМОЛЕТ ПАРОХОД ВОЛК

ЛАМПА ЧАЙНИК СОБАКА БОЧКА

ЯБЛОКО БАБОЧКА ПАРТА КОНЬКИ

КАРАНДАШ НОГИ САПОГИ САМОВАР

ГРОЗА БРЕВНО СКОВОРОДА ПИЛА

УТКА СВЕЧА КАЛАЧ ВЕСЛО

ОБРУЧ ТАЧКА РОЩА ЗАГАДКА

МЕЛЬНИЦА ЖУРНАЛ ГРИБ ПРОГУЛКА

ПОПУГАЙ МАШИНА ШУТКА КНИГА

ЛИСТОК СТОЛБ СЕНО ТРАКТОР

Прослушав первый ряд слов с интервалом 4-5 секунд между словами, после 10 секундного перерыва, дети записывали на листке запомнившиеся им слова. После чего отдыхали 10 минут. Чем больше слов ребенок запомнил на слух, тем выше уровень его слуховой памяти.

Затем я показывала детям слова второго ряда, которые после 10-секундного перерыва мои испытуемые так же записывали на листочке по памяти.

Дав 10-минутный отдых, я читала испытуемым слова третьего ряда, а дети шепотом повторяли каждое прочитанное мною слово и «записывали» его в воздухе пальцем. После 10-секундного перерыва воспроизводили слова на листочке.

После перерыва в 10 минут детям читались слова четвертого ряда, дети одновременно следили по карточке, шепотом повторяли слова и «записывали» их в воздухе.

В моем исследовании участвовало 20 испытуемых: 10 мальчиков и 10 девочек. Возраст детей от 9-10 лет. Все учащиеся обучаются в одной школе. По одной программе.

Список испытуемых:

  1. Тарасов Игорь
  2. Шевляков Дмитрий
  3. Украинский Яков
  4. Каарес Анастасия
  5. Чмеркова Екатерина
  6. Вожакова Юлия
  7. Горенкова Марина
  8. Горенкова Анжела
  9. Вопилов Никита
  10. Трабаева Виолетта
  11. Пенкин Игорь
  12. Твердохлеб Виктория
  13. Гераськин Олег
  14. Горенков Дмитрий
  15. Бондаренко Никита
  16. Скрипников Илья
  17. Лыткин Данил
  18. Колотилина Елена
  19. Колесникова Виктория
  20. Столбовских Елена

. Обработка и анализ результатов


О преобладающем типе памяти у ребенка можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти С.

Тип памяти характеризуется тем, в каком из рядов было более успешное воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент памяти к 100%, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

По результатам исследования можно говорить о трех уровнях запоминания: высокий (более 80%), средний 60-79%), низкий (оббьем запоминания менее 50-60%).


Протокол исследования типов памяти

Фамилия, имя испытуемогоТипы памяти коэффициент типа памяти в (%)зрительнаяслуховаямоторно-слуховаякомбинированная1. Тарасов Игорь603050502. Шевляков Дмитрий302040603. Украинский Яков302040504. Каарес Анастасия706030605. Чмеркова Екатерина807040606. Вожакова Юлия303070607. Горенкова Марина606030408. Горенкова Анжела706040609. Вопилов Никита5030405010 Трабаева Виолетта7030506011. Пенкин Игорь4030307012. Твердохлеб Виктория2030303013. Гераськин Олег4030404014. Горенков Дмитрий4030403015. Бондаренко Никита5030404016. Скрипников Илья8060608017. Лыткин Данил7050608018. Колотилина Елена8070606019. Колесникова Виктория8070707020. Столбовских Елена80706070

Тарасов Игорь

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Игоря развито слуховое восприятие 60% (средний уровень), уровень моторно-слухового и комбинированного восприятия развиты чуть меньше по 50% воспроизведенных слов (низкий уровень). Менее всего у ребенка развита зрительная память 30% воспроизведения слов (низкий уровень).

Шевляков Дмитрий

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Димы развито комбинированная память 60% воспроизведенных слов (средний уровень), уровень моторно-слухового типа памяти -40% воспроизведения слов (низкий уровень), уровень слухового типа равен 30% воспроизведения (низкий уровень). Менее всего у ребенка развита зрительная память 20% воспроизведения слов (низкий уровень).

Украинский Яков

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Якова развито комбинированный тип памяти 50% воспроизведения слов (низкий уровень), моторно-слуховой тип развит чуть меньше - 40% воспроизведения слов (низкий уровень). Уровень развития слуховой памяти 30% воспроизведения (низкий уровень). Менее всего у ребенка развита зрительная память 20% воспроизведенных слов (низкий уровень).

Каарес Анастасия

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Насти развито слуховой тип памяти 70% воспроизведенных слов (средний уровень), уровень зрительного и комбинированного типа памяти развиты чуть меньше по 60% воспроизведения (средний уровень). Менее всего у ребенка развито моторно-слуховая память - 30% воспроизведенных слов (низкий уровень).

Чмеркова Екатерина

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Кати развито слуховое восприятие 80% воспроизведенных слов (высокий уровень), уровень зрительного типа развит чуть меньше - объем запоминания 70% (средний уровень). Комбинированный тип имеет так же средний уровень развития - объем запоминания 60%.Менее всего у девочки развито моторно-слуховое восприятие - объем запоминания 40% (низкий уровень).

Вожакова Юлия

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Кати развито моторно-слуховое восприятие 70% (средний уровень), уровень комбинированного восприятия развит чуть меньше 60% (средний уровень). Менее всего у девочки развито слуховое и зрительное восприятие по 30% (низкий уровень).

Горенкова Марина

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Марины развито слуховое и зрительное восприятие по 60% (низкий уровень), уровень комбинированного восприятия развит чуть меньше 40% (низкий уровень). Уровень моторно-слухового восприятия развит на 30% (низкий уровень).

Горенкова Анжела

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Анжелы развито слуховое восприятие 70% (средний уровень), уровень комбинированного и зрительного восприятия развит чуть меньше 60% (средний уровень). Уровень моторно-слухового восприятия 40% (низкий уровень).

Вопилов Никита

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Никиты развито слуховое и комбинированное восприятие по 50% (низкий уровень), Уровень моторно-слухового восприятия развит чуть меньше 40% (низкий уровень). Уровень зрительного восприятия развит на 30% (низкий уровень)

Трабаева Виолетта

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Виолеты развито слуховое восприятие 70% (средний уровень), уровень комбинированного восприятия развит чуть меньше 60% (средний уровень). Уровень моторно-слухового восприятия 50% (низкий уровень). Менее всего у девочки развито зрительное восприятие 30% (низкий уровень).

Пенкин Игорь

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Игоря развито комбинированное восприятие 70% (средний уровень), уровень зрительного и моторно-слухового восприятия развиты на 30% (низкий уровень), уровень слухового восприятия равен 40% (низкий уровень).

Твердохлеб Виктория

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Виктории развито зрительное, моторно-слуховое и комбинированное восприятие по 30% (низкий уровень), уровень слухового чуть меньше 20% (низкий уровень)

Гераськин Олег

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Олега развито слуховое, комбинированное и моторно-слуховое восприятие по 40% (низкий уровень). Зрительное восприятие имеет уровень развития 30% (низкий уровень)

Горенков Дмитрий

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Димы развито слуховое и моторно-слуховое восприятие по 40% (низкий уровень развития), зрительное и комбинированное восприятие имеют уровень развития по 30% (низкий уровень)

Бондаренко Никита

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Никиты развито слуховое восприятие 50% (низкий уровень), уровень комбинированного восприятия и моторно-слухового развиты чуть меньше по 40% (низкий уровень). Уровень зрительного восприятия развит на 30% (низкий уровень).

Скрипников Илья

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Ильи развито слуховой и комбинированный типы памяти по 80% воспроизведенных слов (высокий уровень), уровень зрительного и моторно-слухового типа памяти развиты чуть меньше по 60% воспроизведения слов (средний уровень).

Лыткин Данил

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Данила развито комбинированное восприятие 80% (высокий уровень), уровень слухового восприятия развит чуть меньше 70% (средний уровень), моторно-слуховое восприятие имеет уровень развития 60% (средний уровень). Уровень зрительного восприятия развит на 50% (низкий уровень)

Колотилина Елена

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Лены развито слуховой тип - объем запоминания 80% (высокий уровень), уровень зрительного восприятия развит чуть меньше 70% запоминания слов (средний уровень). Комбинированное и моторно-слуховое восприятие - объем воспроизведения по 60% слов (низкий уровень).

Колесникова Виктория

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Вики развито слуховое восприятие 80% (высокий уровень), уровни зрительного, комбинированного, моторно-слухового восприятия развиты чуть меньше по 70% (средний уровень).

Столбовских Елена

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Лены развито слуховое восприятие 80% (высокий уровень), уровень зрительного и комбинированного восприятия развиты чуть меньше по 70% (средний уровень) Менее всего у девочки развито моторно-слуховое восприятие 60% (средний уровень).

Проанализировав результаты каждого, можно сделать сравнительную оценку полученных результатов двух групп испытуемых (мальчиков и девочек)

Если взять отдельно группу мальчиков, состоящую из 10 человек, то окажется, что в среднем у них лучше развит комбинированный тип памяти - коэффициент 55%, слуховой тип памяти имеет коэффициент 49%, зрительная память развита на 32%, моторно-слуховая на 44%.


Типы памяти (мальчики):



В группе девочек, состоящей из 10 человек, окажется более развитой слуховая память (коэффициент типа памяти 64%), комбинированная имеет чуть меньше процент развития -57%. Зрительная память имеет коэффициент 55%. Меньшее развитие имеет моторно-слуховая память - 48% развития.

Типы памяти (девочки):



Сравнив результаты обеих групп испытуемых (мальчиков и девочек), оказалось, что у девочек, по сравнению с мальчиками, выше уровень развития всех видов памяти, где лидирует слуховой тип памяти.

Если взять общие результаты обеих групп, то сопоставив их, можно получить общие средние результаты развития типов памяти у группы испытуемых в количестве 20 человек. Окажется, что лучше в группе развита слуховая память. Практически такое же развитие имеет комбинированная память. Чуть меньше развита моторно-слуховая память. Наименее развита в группе испытуемых зрительная память.

Диаграмма общих показателей развития типов памяти у группы испытуемых в количестве 20 человек

память воспроизведение слово школьный


56,5% 56% 43,5% 46%

Выводы


Проведённое исследование, констатирует тот факт, что память людей различается. Обработка данных показывает, что у одних людей преимущественно преобладает слуховая память у других зрительная. Есть и такие, у которых одинаково хорошо развита, и зрительная, так и слуховая память, такое сочетание так же встречается. В целом анализ данных показал, что память испытуемых по всем показателям имеет средний и низкий уровень развития. Большинство испытуемых (70%) с большими усилиями выполняли задания по написанию запомнившихся им слов. Были и такие, которым это удалось легко, их всего 30%.

Высокий уровень запоминания в одном или нескольких заданиях встречается лишь у 25% испытуемых. Средний уровень запоминания встречается у 65% испытуемых. Низкий уровень запоминания у 80% испытуемых.

Можно сделать вывод, что качество памяти у детей очень низкое, что в дальнейшем, (в средних классах), может отразиться на их успеваемости. Особое внимание нужно уделить педагогам на зрительную память детей. Она менее развита у многих испытуемых. И хотя даже если определенный тип памяти в каждом из нас заложен при рождении, с помощью усилий и работы над собой можно научиться развивать тот потенциал, который есть в каждом из нас.


Диагностика типа памяти младших школьников

Введение

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

Память лежит в основе способностей человека, является условием приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

Память, важнейшая характеристика психической жизни. Поэтому, проблема памяти - одна из особенно привлекавших к себе внимание и наиболее изучавшихся проблем психологии.

Начало изучения памяти как деятельности было положено работами французских исследователей, в частности П. Жане. Он одним из первых начал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение информации.

Изучением памяти занимались многие зарубежные и отечественные ученые, такие как Г. Эббингауз, З. Фрейд, А. Бине, К. Бюлер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Б.В. Зейгарник, Л.С. Выготский и другие.

Обнаружилось, что людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с сильной - даже повышают концентрацию внимания.

В зависимости от преобладающего участия в работе памяти того или другого анализатора различают зрительный , слуховой , моторно-слуховой и комбинированный типы памяти. Человек, отличающийся зрительным типом памяти, запоминает и воспроизводит заученный материал преимущественно в зрительных образах, в противоположность человеку с двигательным типом памяти, у которого процессы заучивания и воспроизведения опираются главным образом на двигательные представления. К смешанному типу памяти относятся люди, у которых не наблюдается преимущественное развитие какого-либо одного вида памяти и которые в своей практической деятельности в равной степени пользуются несколькими видами памяти.

Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования.

В этом возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный произвольный характер. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими пособиями или образами - воспоминаниями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им неинтересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.

Основные характеристики памяти младших школьников:

пластичность - пассивное запечатление и быстрое забывание;

избирательный характер - лучше запоминается то, что нравится, и то, что нужно запомнить скорее;

повышается объем памяти, улучшается точность и систематичность воспроизведения;

запоминание начинает все чаще опираться на различные смысловые связи, память приобретает произвольный характер;

дети начинают пользоваться различными специальными способами запоминания;

память освобождается от плена восприятия, узнавание теряет свое значение;

воспроизведение становится управляемым процессом;

сохраняется образный компонент, память тесно связана с активным воображением.

Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители различных наук: медицины, генетики, психологии, кибернетики и других. Остаются спорными многие вопросы относительно проблемы памяти.

Знание типа памяти ребенка позволяет правильно подобрать методику обучения, способ подачи информации, подобрать максимально эффективные учебники и методические пособия. Также это помогает определить большинство стрессовых ситуаций для ребенка, а значит, и избежать их возникновения.

1. Процедура исследования

В своем исследовании я использовала методику диагностики типа памяти.

Целью моего исследования стало: определение типа памяти у группы детей младшего школьного возраста методом воспроизведения по-разному воспринятых слов.

Материал и оборудование, которые я использовала - это четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках.

Испытуемым я предлагала поочередно четыре группы слов для запоминания их на слух, при зрительном восприятии, при моторно-слуховом восприятии, при комбинированном восприятии.

Группы слов:

ДИРИЖАБЛЬ САМОЛЕТ ПАРОХОД ВОЛК

ЛАМПА ЧАЙНИК СОБАКА БОЧКА

ЯБЛОКО БАБОЧКА ПАРТА КОНЬКИ

КАРАНДАШ НОГИ САПОГИ САМОВАР

ГРОЗА БРЕВНО СКОВОРОДА ПИЛА

УТКА СВЕЧА КАЛАЧ ВЕСЛО

ОБРУЧ ТАЧКА РОЩА ЗАГАДКА

МЕЛЬНИЦА ЖУРНАЛ ГРИБ ПРОГУЛКА

ПОПУГАЙ МАШИНА ШУТКА КНИГА

ЛИСТОК СТОЛБ СЕНО ТРАКТОР

Прослушав первый ряд слов с интервалом 4-5 секунд между словами, после 10 секундного перерыва, дети записывали на листке запомнившиеся им слова. После чего отдыхали 10 минут. Чем больше слов ребенок запомнил на слух, тем выше уровень его слуховой памяти.

Затем я показывала детям слова второго ряда, которые после 10-секундного перерыва мои испы

Задание 4. Диагностика внимания, мышления и памяти у младших школьников. Методики «Корректурная проба», «Долговременная память», «Запомни пару», «Изучение развития логических операций у младших школьников»

Познакомьтесь на практике с методиками «Корректурная проба», «Долговременная память», «Запомни пару» и «Изучение развития логических операций у младших школьников». Охарактеризуйте особенности внимания, мышления и памяти испытуемого.

Предметы, которым обучают детей, должны соответствовать их возрасту, иначе появляется опасность, что в них разовьется умничанье, модничанье, тщеславие.
Кант Иммануил (XVIII в., Германия)

Методика «Корректурная проба»

Цель: определение объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации (по количеству сделанных ошибок).

Методический (стимульный) материал:

АКСНВЕРАМПАОБАСЗЕАЮРАЦКАЧПШАЫТ

ОВРКАНВСАЕРНТРОНКСЧОДВИОЦФОТЗС

КАНЕОСВРАЕТГЧКЛИАЫЗКТРКЯБДКПШУ

ВРЕСОАКВМТАВНШЛЧВИЦФВДБОТВЕСМВ

НСАКРВОЧТНУЫПЛБНПМНКОУЧЛЮНРВНЩ

РВОЕСНАРЧКРЛБКУВСРФЧЗХРЕЛЮРРКИ

ЕНРАЕРСКВЧБЩДРАЕПТМИСЕМВШЕЛДТЕ

ОСКВНЕРАОСВЧБШЛОИМАУЧОИПООНАЫБ

ВКАОСНЕРКВИВМТОБЩВЧЫЦНЕПВИТБЕЗ

СЕНАОВКСЕАВМЛДЖСКНПМЧСИГТШПБСК

КОСНАКСАЕВИЛКЫЧБЩЖОЛКПМСЧГШКАР

ОВКРЕНРЕСОЛТИНОПСОЫОДЮИОЗСЧЯИЕ

АСКРАСКОВРАКВСИНЕАТБОАЦВКНАИОТ

НАОСКОЕВОЛЦКЕНШЗДРНСВЫКИСШЮНВ

ВНЕОСЕКРАВТЦКЕВЛШПТВСБДВНЗЭВИС

СЕВНРКСТБЕРЗШДСЧИСЕАПРУСЫПСМТН

ЕРМПАВЕГЛИПСЧТЕВАРБМУЦЕВАМЕИНЕ

Порядок выполнения и инструкция:

«На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут».

При оценке результатов опираемся на следующие показатели нормы:

♦ для детей 6–7 лет объем внимания – 400 знаков и выше; концентрация внимания – 10 ошибок и менее;

♦ для детей 8-10 лет объем внимания – 600 знаков и выше, а концентрация – 5 ошибок и менее.

Методика «Долговременная память»

Цель: диагностика уровня долговременной памяти.

Методический (стимульный) материал: ряд слов – стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко.

«Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно. Экспериментатор читает приведенный выше ряд слов.

Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней. Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле:

где А – общее количество слов; В – количество запомнившихся слов; С – коэффициент долговременной памяти.

Обработка и интерпретация результатов. Результаты интерпретируются следующим образом:

75-100 % – высокий уровень;

50-75 % – средний уровень;

30-50 % – низкий уровень;

ниже 30 % – очень низкий уровень.

Методика «Запомни пару»

Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Методический (стимульный) материал: два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.

Порядок выполнения и инструкция. Экспериментатор читает испытуемому (ым) 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой – 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Обработка и интерпретация результатов. Результаты опыта записываются в табл. 13.

Таблица 13

Обработка данных

Тест «Изучение развития логических операций у младших школьников»

Цель. Первый субтест позволяет выявить осведомленность; второй – умение классифицировать; третий – умение обобщать; четвертый – подбирать аналогии. По данным Л. И. Переслени и Л. Ф. Чупровой, тест достаточно информативен для изучения особенностей словесно-логического мышления в начальной школе.

Тест можно проводить как индивидуально, так и в группе детей. Каждому ребенку раздают листы с заданиями, на которых он отмечает свой вариант ответа (см. образец бланка заданий).

Методический (стимульный) материал. Далее приводится образец бланка заданий.

Бланк залании

Тест развития логических операций

Фамилия:________

А. Осведомленность

1. У сапога всегда есть…

шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.

2. В теплых краях живет.

медведь, олень, волк, верблюд, пингвин.

24 месяца, 3 месяца, 12 месяцев, 4 месяца.

4. Месяц зимы.

сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март.

5. В нашей стране не живет.

соловей, страус, аист, синица, скворец.

6. Отец старше своего сына.

часто, всегда, никогда, редко, иногда.

7. Время суток.

год, месяц, неделя, день, понедельник.

8. У деревьев всегда есть.

листья, цветы, плоды, корень, тень.

9. Время года.

август, осень, суббота, утро, каникулы. 10. Пассажирский транспорт.

комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз.

Б. Исключение понятий

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

Вы прочитали ознакомительный фрагмент! Если книга Вас заинтересовала, вы можете купить полную версию книгу и продолжить увлекательное чтение.