Что должен уметь ребенок в 9 10. Развитие ребенка во втором полугодии после рождения. Игры с подручными средствами

Что должен уметь ребенок в 9 10. Развитие ребенка во втором полугодии после рождения. Игры с подручными средствами

К 9 - 10 месяцам ребенок уже умеет хорошо ползать, самостоятельно садиться и сидеть, вставать, держась за опору и устойчиво стоять, переступать вдоль барьера, некоторые малыши начинают ходить. В этом возрасте малыш спит примерно 14,5 - 15 часов в сутки: два дневных сна по 2 - 2,5 часа и ночной сон – 10 - 11 часов. Кормление проводят 4 - 5 раз в день, перерывы между кормлениями 4,5 – 3 часа, в зависимости от индивидуальной потребности ребенка.

С обретением ребенком свободы передвижения у родителей прибавилось забот: любознательный малыш все хочет потрогать, обследовать, попробовать на вкус. Уберите все опасные предметы, поставьте заглушки в электрические розетки, следите, чтобы лекарства, моющие средства, уксус находились в недоступном для ребенка месте. Однако часто взрослые, беспокоясь о безопасности малыша, запрещают ему все подряд, запирают шкафы, тумбочки, заклеивают скотчем ящики. Многочисленные запреты сковывают инициативу ребенка, мешает развитию его интереса к окружающему миру. Лучше заполнить доступные для ребенка места в комнате игрушками и такими предметами, которые он может беспрепятственно исследовать.

В этом возрасте (как и ранее, начиная с 6 месяцев) важнейшее значение для психического развития ребенка играет совместная со взрослыми деятельность с предметами. Для общения с окружающими людьми дети уже используют не только мимику, но различные движения, звуки, действия, позы, жесты. Ребенок показывает пальчиком на предмет, который хочет взять в руки, но не может достать; вкладывает в руку взрослого игрушку, с которой хочет играть; изображает, что заводит волчок, побуждая сделать это маму; дергает занятого своими делами взрослого за рукав, чтобы привлечь внимание к себе; отворачивается и отползает, если не хочет одеваться и т.п. Часто малыши, сидя в стуле, бросают игрушки на пол и жестами, требовательными звуками просят взрослого поднять их. Поднятые игрушки малыш бросает снова, и так может продолжаться очень долго. Не следует за это сердиться на ребенка, ведь таким образом он старается вовлечь Вас в совместную игру.

Обязательно выделяйте время для совместных с ребенком игр с предметами: показывайте разнообразные действия с ними, побуждайте малыша действовать вместе с Вами. В 9 - 10 мес. малыш, как и раньше, активно обследует окружающие предметы и игрушки: рассматривает, лижет, кусает, вертит в руках, трогает детали, возит и стучит по поверхности стола. Но теперь он может овладеть и более сложными действиями: открывать и закрывать крышечку коробки, вкладывать маленькую формочки друг в друга, перекладывать предметы из одной емкости в другую.

В процессе овладения разнообразными действиями с предметами происходит интеллектуальное развитие ребенка. Родители должны позаботиться о том, чтобы в окружении малыша находились предметы и игрушки, различные по размеру, цвету и форме, выполненные из разных материалов. Богатая и разнообразная предметная среда стимулирует малыша к различным движениям и действиям, способствует обогащению чувственного опыта ребенка, развитию мышления. Малыш уже пытается подбирать и проталкивать в подходящее отверстие куба предметы разной формы и размера, соединять и разъединять звенья цепи, составленной из пластмассовых деталей с отверстиями, разбирать и собирать матрешку. Такие действия способствуют формированию представлений о целом и части, о форме и размере, стимулируют развитие восприятия, внимания, памяти.

Среди игрушек должны быть деревянные и пластмассовые кубики; резиновые и поролоновые зверюшки и мячики; формочки, которые можно вкладывать друг в друга или заполнять шариками; резиновые и деревянные молоточки; пирамидки, матрешки, детали конструкторов, заводные игрушки; игрушки – музыкальные инструменты: бубен, шарманка, колокольчики, металлофон. Развивающие игрушки можно не только купить в магазине, но и сделать самим из подручных материалов. Например, заполните горохом пластмассовую бутылочку и завинтите крышку – получится интересная погремушка. Сшейте из разных тканей мешочки и куколки, набейте их разными материалами - ватой, фасолью, мелкой крупой. Изготовьте коробочки с отверстиями, в которые можно просовывать разные предметы. Также подойдут мамины сумки с разными застежками, старый телефонный аппарат или радиоприемник, крупные пуговицы, катушки, ленты, веревочки, шнурки, которые можно складывать в коробки для рукоделия с разными отделениями. Следите за тем, чтобы у малыша всегда был выбор игрушек и чтобы ему было интересно. Как только интерес к игрушке угасает, предлагайте ребенку что-то новенькое.

С Вашей помощью малыш может овладеть достаточно сложными действиями, научиться гораздо разнообразнее использовать предметы, чем это удается ему в самостоятельной деятельности. В 9 месяцев ребенок уже хорошо приурочивает свои действия к действиям взрослого: строя вместе с мамой башню, подает кубик, катает поочередно с папой друг другу мячик или машинку. Во время одевания малыш тоже пытается действовать совместно со взрослым: протягивает ручку, ножку, подает колготки, показывает, куда надеть ботиночек.

Ни в коем случае не следует превращать развивающие игры в такую ситуацию, когда, дав образец, взрослый требует от ребенка его воспроизведения, да еще ругает за неправильные действия. Не надо требовать от ребенка точного подражания Вашим действиям, это ему еще не по силам. Игра должна оставаться игрой: интересной, желанной, радостной. Постепенно малыш научается выполнять новые действия самостоятельно. Он станет сосредоточеннее, будет подолгу играть, получая от игры удовольствие.

Обязательно предоставляйте ребенку возможность проявлять инициативу, откликайтесь на инициативные проявления ребенка: подавайте игрушку, выполняйте действия с предметами по его просьбе, подносите к интересующему малыша предмету, назовите его, расскажите о нем.

Примерно к 9 месяцам наступает такой момент, когда малыш начинает ориентироваться на Вашу оценку его действий. Это выражается в том, что он повторяет одобряемое и прекращает порицаемое действие, перестраивает его; радуется поощрениям и огорчается, сердится или обижается при порицании; может сделать что-то "назло", вопреки запрету взрослого. Малыш уже ориентируется на оценку взрослого: нанижет колечко пирамидки на стержень – и смотрит на маму, ждет похвалы. Ваща оценка ребенка и его действий становится особенно важна, поэтому надо очень ответственно поощрениями и порицаниями. В общении со взрослыми малыш переживает успех (или неуспех) своей деятельности, исходя не только из собственного опыта, но и основываясь на оценке старшего. Вот почему так важно вовлекать малыша в совместную игру со взрослым, а не оставлять его подолгу наедине с игрушками. Малыш теряет интерес к предмету по мере исчерпания собственных возможностей, образец же и оценка взрослого зададут ему новые горизонты деятельности, а поощрения усилят чувство уверенности. Ребенок радуется успешно выполненному действию, стремится разделить радость со взрослым. Радуйтесь успехам ребенка вместе с ним, хвалите его.

Оценки взрослых - важнейший инструмент регуляции поведения малыша, однако родители должны правильно им пользоваться, иначе эффект может оказаться прямо противоположным. Очень послушный и "несвоевольный" ребенок часто оказывается скованным и пассивным.

Следует помнить, что младенец - существо очень любознательное. Ведь проделываемое - для него не баловство (как часто кажется взрослым), а серьезное занятие - постижение окружающего мира. Пытаясь удовлетворить свой интерес, он может сломать игрушку, неловким движением пролить суп, уронить чашку.

Применять запрещения и порицания иногда необходимо, но делать это надо осторожно. В этом возрасте дети не способны регулировать свое поведение, руководствуясь словесными требованиями и запретами. Лучше отвлечь малыша и переключить ребенка на более безопасный или интересный предмет. Нужно также иметь в виду, что похвала гораздо информативнее порицания: ругая ребенка, мы говорим ему о том, что делать нельзя, но ничего не сообщаем о том, что и как можно.

Если же Вы все-таки ругаете ребенка, за что-либо, делайте это спокойным доброжелательным тоном, адресуя порицание к действиям ребенка, но не к его личности. Скажите: "Ты плохо сделал", но не говорите "Ты плохой". Попробуйте объяснить малышу смысл запрета или его проступка. Обязательно завершите разговор словами "Ты такой хороший, я так тебя люблю, а ты плохо сделал и огорчил меня". Следите за тем, чтобы в общении с ребенком похвалы и поощрений было больше, чем запретов и порицаний.

В 9 - 10 месяцев малыш уже достаточно хорошо понимает речь, выполняет простые действия по просьбе взрослого, например, "возьми киску, дай ложечку, покажи, где мама, папа, бабушка" и т.п. Малыш и сам использует для общения лепет. Дети, с которыми родители много общаются, показывают и называют предметы, играют в совместные игры, в 9 - 10 мес. начинают произносить первые слова, например, "мя" - мячик, "кх" - кошка и т.п.

Обязательно организовывайте речевые игры с ребенком. Рассматривая изображения животных полезно, называя их, произносить звуки, имитирующие "речь" того или иного зверька. Например: "Это лягушка, она говорит ква-ква. А это мышка, она тоненько пищит пи-пи-пи". Эти звукоподражания способствуют развитию речевого слуха. Со временем ребенок сам начнет подражать и даже отвечать на вопрос "Как пищит мышка?" Эти игры очень полезны для овладения интонационной структурой речи - медведь рычит басом, комарик жужжит, коровка мычит и т.п. Речевые игры важны также и для развития действий по образцу взрослого.

Для познавательного развития очень полезно рассматривание картинок, иллюстраций в книжках. Он уже сам может показать, где на картинке рыбка, зайчик или птичка. Если ребенок ошибся, не поправляйте его сразу, не говорите: "Нет, это не зайчик, это птичка", а скажите "Молодец, ты показал птичку, а я покажу тебе зайчика".

К 10 месяцам ребенок уже имеет представление о своем внешнем облике и узнает себя в зеркале, не путая себя со своим отражением. Дети подолгу играют со своим отражением, совершая разнообразные действия: приближают и отдаляют от зеркала лицо, высовывают язык, делают гримасы, смеются и пр. Следует предоставить ребенку возможность пользоваться зеркалом, повесить его так, чтобы малыш мог видеть себя во весь рост. Учите малыша находить и показывать у себя, у мамы, куклы, мишки различные части лица: лоб, нос, глаза, губы, щеки, уши и пр.

Продолжайте играть с ребенком в игры-потешки:. "Ладушки", прятки, "Сороку-ворону", "Баба сеяла горох" и др. Все эти игры радуют ребенка, углубляют привязанность ко взрослому, способствуют развитию внимания, подражания, речи.


© Все права защищены

Развитие ребенка от 9 до 10 месяцев Снова замаячила на горизонте «юбилейная дата» — 10 месяцев. Пока родители без устали бегают по пятам за неугомонным и стремительным малышом, уже и год наступит!

Физиология десятого месяца

Подолгу сидеть, играя с игрушками, ребенок может, вопрос – хочет ли? Вокруг столько новых открытий. Все больше сил направляется на освоение вертикального положения. Приоритетным видом передвижения остается ползание, но как только на пути возникает интересный комод или диван, то обязательно нужно попробовать возле него встать.

Некоторые детки, хоть и пытаются самостоятельно подниматься возле опоры, но не слишком преуспевают в этом. Пока не стоит переживать и пытаться ускорить процесс, создавая дополнительные нагрузки на позвоночник.

Многие малыши меняют режим сна, уходя от двухразового отдыха в течение дня. Если укладывание на ночь проходит долго и тяжело, возможно, ребенок не успевает уставать. Родители по привычке продолжают соблюдать старый режим, и можно попробовать перейти на новый.

Психология десятого месяца

В этот период активно налаживается связь мышления и моторики. Еще не ясно, будет кроха правшой или левшой, но некоторое различие в работе рук уже есть. Сейчас уделять внимание следует обеим ручкам, развивая оба полушария мозга.

Стоит обратить внимание на сон ребенка. В этом возрасте могут быть выявлены определенные неврологические расстройства. При чрезмерном ночном беспокойстве, не нужно откладывать визит к врачу, который поможет скоординировать дальнейшие действия.

Увеличивается и желание во всем проявлять инициативу. Поощрение этого стремления – обязательная задача родителей. Что-то еще не получается у малыша, неудачи могут вызвать в нем раздражение. Без помощи мамы не обойтись – нужно показать, как сделать правильно, успокоив раздосадованного ребенка и подбодрив его.

Новые навыки

    Сидеть продолжительное время – это занятие не для непосед, но уметь это они уже должны;
    Вставать (хоть пока и у опоры), делать три-четыре шажка (не без поддержки крепкой руки взрослого);
    Бросать все, что попадается под руку и делать это осознанно;
    Использовать предметы по назначению: кубики складывать, неваляшку опрокидывать, мяч катать, колокольчиком звенеть и так далее.

Как проводить время с малышом

Маме и папе по-прежнему нужно контролировать «дозу» запретов в сутки. «Нельзя, брось, бяка» — эти слова не должны звучать ежеминутно. Все опасные вещи (ножи, провода, вазы) убираются подальше, тогда и поводов для одергивания становится меньше.

Сюжетные игры – прекрасное времяпрепровождение. Пусть любимая плюшевая собака уляжется спать, а потом к ней в гости на чаепитие придут куклы. Такие простые истории развивают воображение и показывают ребенку, как можно развлечь себя, ведь пока он об этом и не догадывается.

Начинающий неуверенно шагать малыш – не только источник умиления всех родных, но и новая ступень ответственности. Осанка, походка, первая обувь – все это нуждается в дополнительном контроле со стороны родителей и врачей.

В этой статье:

Во втором полугодии развитие ребенка протекает еще более стремительно, чем в первом. Родители могут наблюдать за тем, как ребенок осваивает все новые и новые навыки и в 9-10 месяцев уже пробует делать первые шаги. Именно умение самостоятельно, без поддержки, стоять и ходить, пусть пока и вдоль стены, доставляет родителям особое удовольствие.

Дополнительной радостью становятся первые короткие слоги и слова, во время произношения которых ребенок старается полностью скопировать интонацию взрослых, окружающих его.

В 9-10 месяцев у ребенка можно наблюдать следующие навыки:


Познавая окружающий мир, кроха обнаруживает связи между предметами, пробует изучать их строение. Именно с этим можно связать потребность малыша постоянно ломать и раздирать игрушки, которые он хочет рассмотреть изнутри.

Ребенок в 9-10 месяцев крайне любознателен и наблюдателен. Разговаривая по телефону, он всматривается в трубку, чтобы понять, откуда идет голос. Кроха уже понимает, что человек, с которым он говорит, не присутствует рядом, тем не менее голос его слышится из трубки. Это забавляет и удивляет малыша, но в первую очередь способствует обогащению его воображения.

Рацион питания крохи

В 9-10 месяцев в рацион питания крохи все еще может входить грудное молоко, но оно не должно заменять собой все остальные продукты питания. Грудное вскармливание можно перенести на вечернее или ночное время, тогда как днем можно готовить ребенку блюда на основе богатых витаминами и микроэлементами продуктов.

В 9-10 месяцев развитие малыша позволяет включать в его рацион самые разнообразные продукты – конечно, при условии, что его не мучает аллергия. В рацион крохи могут входить нежирные сорта рыбы и мяса, фрукты, овощи, каши и молочные продукты домашнего приготовления.

Готовить для крохи нужно, используя безопасную посуду, которая не допустит разрушения витамина С при контакте его с металлом. Если это нож, то он обязательно должен быть изготовлен из нержавейки или керамики, если тарелка для крохи, то керамическая, пластиковая или эмалированная, но ни в коем случае не из алюминия.

Процесс воспитания малыша

В возрасте 9-10 месяцев малыш просто обожает быть в центре внимания. Он радуется, когда к нему обращаются, когда его смешат и, конечно, когда с ним играют. Родителям в этом возрасте важно дать понять ребенку, что не все его прихоти будут исполнены. Малыш должен понимать,
что существует слово «нет» и ему придется с ним смириться.

Запрещать что-либо ребенку нужно в твердой форме, уверенно и без тени шутки в голосе, чтобы он осознавал всю серьезность ситуации. Обратите внимание, что в этом возрасте запретов должно быть минимальное количество. Более правильным, чем все запрещать, будет обезопасить помещение, где малыш сможет передвигаться самостоятельно, убрать из поля его зрения опасные предметы.

Развитие слуха

Слух малышей в возрасте 9-10 месяцев переходит на новый уровень. Дети в этом возрасте с удовольствием слушают музыку, пробуют танцевать, удерживаясь за опору. Больше всего удовольствия детям доставляют ритмичные и подвижные мелодии, под которые можно танцевать. Слушая медленную музыку, малыш старается стоять спокойно.

Социализация и эмоциональный мир

В 9-10 месяцев у ребенка возникает огромное желание играть с кем-то кроме себя. Малыши визжат от восторга, если в игру включаются взрослые или дети, пробуют повторять за ними их движения, интонации.

В этот период кроха может совершать с
предметами целый ряд действий. Речь идет как об игрушках, так и о подручных предметах, используемых для игр. Малыши с удовольствием, например, будут играть с крышкой для кастрюли, бутылками, на которые можно накручивать пластиковые крышки, мячом, пирамидкой и даже погремушками. В 10 месяцев большая часть малышей уже в состоянии понимать и выполнять некоторые просьбы старших, особенно если будут видеть их пример.

Понимание речи ребенком

Развитие детей в 9-10 месяцев позволяет им отвечать на вопросы взглядом, даже не имея необходимого количества слов в активном словаре. На вопросы о том, где находится тот или иной предмет, ребенок может отвечать глазами либо попробовать показать на него рукой. Малыши в этом возрасте, все без исключения, с удовольствием играют, отгадывая части тела у себя, у родителей и игрушек.

Почти каждый кроха в 10 месяцев откликается на собственное имя, оборачивается на зов, проявляет эмоции, когда к нему обращаются. Играть с ребенком в этом возрасте можно в игры, развивающие мелкую моторику рук. Это может быть «сорока-ворона», ладушки и многое другое.

К 10-11 месяцам малыш уже сможет повторять за взрослыми простые слоги, наблюдая за их губами.

Как развивать кроху?

Каждый родитель мечтает о том, чтобы ребенок рос активным и смышлёным. Специально для таких инициативных и целеустремленных родителей и были придуманы игровые занятия, в ходе которых можно обучить детей простым навыкам, ускорить развитие у них внимания, мышления, фантазии, памяти и, конечно же, речи.

В процессе таких занятий дети получают возможность научиться правильно управлять пальцами и кистями рук, что, в свою очередь, положительным образом отразится на развитии их речи. Ниже приведено несколько вариантов полезных и интересных игр.

«Варим кашу для мишки»

Отличная игра для малышей в возрасте 9-10 месяцев, улучшающая развитие мелкой моторики рук. Для нее понадобится подготовить две емкости среднего объема, одну из которых можно наполнить крупой. Ребенка можно усадить напротив емкостей, после чего попросить его покормить игрушку «кашей», которую нужно будет пересыпать из одной емкости в другую. Обычно у ребенка в 10 месяцев не будет проблем с пересыпанием крупы и удерживанием ложки. Он с радостью покормит игрушечного мишку кашей, а заодно и потренирует пальчики.

«Бабушкины бусы»

Для этой игры нужно будет запастись не крупой, а макаронными изделиями, причем желательно разноцветными, чтобы малышу было особенно интересно. Из макарон нужно будет сделать бусы.

В 10 месяцев пальчики у ребенка еще не слишком ловкие и податливые, поэтому для него нужно будет выбирать самые крупные макароны, через которые будет несложно провести нить. Если у крохи возникнут проблемы с нанизыванием, можно ему немного помочь. Создание таких чудо-бус - отличный вариант игры для развития мелкой моторики.

«Мини-зоопарк»

Отличная идея для активных родителей, которые не привыкли давать малышам скучать. Для ее воплощения потребуется большая коробка с несколькими заранее подготовленными отделениями. Коробку оклеивают яркой пленкой, устанавливают небольшие разделительные перегородки внутри нее. На дно коробки насыпают манку, которая в данном случае сыграет роль песка. В каждый из отделов в коробке устанавливают фигурки животных. Это и будет мини-зоопарк, в который малыш сможет играть дома. Ему будет интересно передвигать фигурки зверей по коробке, наблюдать за тем, какие следы они оставляют на манке-песке.

Пальчиковые развлечения

Отличная игра для ребенка в 9-10 месяцев, стимулирующая развитие мелкой моторики рук, - это мини-бассейн из крупы, на дне которого нужно будет искать пропавшие игрушки. Такой бассейн очень понравится малышу, в первую очередь за возможность повозиться руками в манке, пшенке,
гречке или рисе. Кроме того, дети получают огромное удовольствие от возможности найти спрятанные на дне рисового или гречневого бассейна игрушки.

Приготовить бассейн очень просто. Для этого будет достаточно подобрать крупную пластиковую емкость, в которую нужно насыпать любую из перечисленных выше круп, после чего в ней же «утопить» мелкие игрушки. Пусть малыш ищет пропажу, а в качестве приза, когда отыщет все сокровища, получит вознаграждение - любимое лакомство.

Мобильная песочница

В 9-10 месяцев у ребенка возникает особое желание повозиться с песком. Многие родители справедливо считают, что в таком раннем возрасте крохе нечего делать в песочнице, где играют более старшие малыши. Альтернативой далеко не безопасной песочнице на улице может стать домашняя портативная песочница на основе кинетического песка. Такой песок легко собирается, может быть разных цветов, отлично лепится. А самое главное, что кроха может играть с кинетическим песком в любое удобное время, даже когда на улице дождь и остальные детки лишены такой возможности.

Рисование на крупе

Детям в 9-10 месяцев очень понравится рисовать пальчиками на крупе, например на манке. Разложите манку на подносе и предложите малышу порисовать линии, круги, просто оставить отпечатки рук на крупе. Детям такой процесс рисования обычно приносит огромное удовольствие.

Все перечисленные игры с малышом могут проводиться исключительно в присутствии взрослых. Дети в 9-10 месяцев легко могут проглотить мелкие предметы либо же поместить их в ушной, носовой проход. Словом, ребенок в 10 месяцев совершенно непредсказуем и без присмотра его оставлять нельзя.

Развитие ребенка от 9 до 10 месяцев

Физическое развитие

За десятый месяц малыш наберет новые граммы массы и новые сантиметры роста. На этом этапе показатели веса детей следующие: мальчики могут весить от 8 до 11,8 кг, а девочки от 7,7 до 11,3 кг. Рост мальчиков и девочек обычно составляет 68,8 - 78,8 см и 67,7 - 77,1 см соответственно. Вы помните, каким вы забирали кроху из роддома? Прогресс очевиден. Малыш растет и развивается. Осваивает все большее число навыков и умений. Продолжают расти и прорезываться зубки. К концу десятого месяца их может быть уже шесть.

Большинство малышей в этом возрасте - неутомимые исследователи. Откуда у них столько энергии? Малыши продолжают учиться ползать и расширяют свои знания об окружающем мире. Улучшается тонус мышц, движения ребенка становятся еще более координированными. Одни малыши ползают вперед и вокруг своей оси, как тюлени, на животе. Другие начинают ползать «на четвереньках», опираясь на руки и коленки. И тот, и другой способ передвижения позволяет малышу самостоятельно, без помощи взрослого перебираться из одной комнаты в другую, преодолевать различные препятствия (порожки, предметы).

Придерживаемый за руки, ребенок хорошо стоит на ровных подошвах, принимая на ноги всю массу тела. Чувствуя опору, малыш учится поднимать ногу. Не за горами - первые шаги!

В положении сидя малыш чувствует себя очень уверенно - хорошо удерживает равновесие, даже если держит предметы в руках. Будьте очень внимательны, не оставляйте малыша без присмотра, если он сидит на диване или в кресле.

Уверенность в собственных силах толкает малыша на освоение новых движений - он учится слезать и залезать на диван, карабкаться по ступенькам. Эти двигательные умения позволяют ребенку смотреть на окружающие предметы в новом ракурсе, на разном расстоянии.

Двигательная активность детей в этом возрасте все же может иметь индивидуальные отличия. Далеко не все дети пытаются утолить свои исследовательские интересы постоянным стремлением двигаться куда-то. Некоторые дети, наоборот, могут подолгу находиться на одном месте и играть с одной игрушкой. Скорость исследования окружающего пространства не связана с развитием познавательных способностей ребенка. Флегматичные, на первый взгляд, малыши, так же, как и их неугомонные сверстники, становятся более умелыми и энергичными.

Психическое развитие

Малыши начинают ориентироваться в бытовых ситуациях, узнают некоторые звуки и соотносят их с источником звучания - поворачивают голову в сторону звонящего телефона или на звук приоткрываемой двери, ищут глазами знакомые предметы и людей, если про них говорит взрослый.

Крохе нравится исследовать содержимое шкафчиков, особенно кухонных - он с удовольствием извлекает оттуда кастрюли, сковородки, миски и разбрасывает их по полу. Эти игры с домашней утварью продолжаются длительное время, иногда до двух лет. Запреты взрослого не трогать «опасные» предметы (вилки, стеклянную посуду) ребенок не воспринимает пока всерьез. Помните об этом и постарайтесь заблаговременно сделать окружающее малыша пространство безопасным.

Игры малышей становятся продолжительней и разнообразней. Появляются «любимые» мягкие игрушки и куклы. Ребенок злится и показывает свое недовольство, если у него забирают предмет (игрушку), который нравится ему. По просьбе взрослого малыши могут дать игрушку, показать ее детали. Детям нравятся игры с предметами, которые можно доставать из небольших коробок, сумочек, прозрачных баночек.

Начинайте оставлять в разных местах квартиры небольшие картонные коробки с игрушками и предметами, которые малыш будет доставать и рассматривать. Крохе доставляют огромное удовольствие игры со взрослыми. Малыш понимает правила игры и громко смеется, если взрослый прячется под платком или за мебель. Вспоминайте традиционные русские игры-потешки: «Гули-гули», «Сорока-сорока», «Коза рогатая». Эмоциональная интонация и простой ритм стишка помогают малышу запоминать и выполнять простые движения, сопровождающие чтение потешки, - он начинает хлопать ладошками, загибать пальчики, класть ручки на головку. Такие игры помогают запомнить значение слов, обозначающих предметы и действия.

В этом возрасте малыши начинают реагировать на неприятные ситуации и вредные предметы. Но пока эта способность очень индивидуальна и проявляется по-разному, поэтому особенно рассчитывать на «сознательное» поведение крохи не стоит. Например, страх высоты. На этом возрастном этапе у малышей развивается страх высоты, что выразительно демонстрирует эксперимент с обрывом. Закройте поверхность стола стеклом, под него на половину стола положите яркую ткань, еще один кусок такой ткани расстелите под столом с другой стороны. Ребенка положите на ту часть стола, где лежит ткань, и он поползет вперед. Когда малыш достигает края этой части стола, его руки продолжают опираться на стекло, но глаза «говорят», что впереди пропасть, поэтому карапуз останавливается, не заползая на другую половину стола. Этот эксперимент доказывает, что малыши на этом этапе развития могут определить край и высоту и принять решение: дальше ползти нельзя. Обязательно следует предостеречь родителей, что, несмотря на описанный опыт и реакцию крохи, никогда не оставляйте ребенка играть на столе! У импульсивных детей темперамент иногда берет верх над осознанием грозящей опасности, и они вполне могут поползти вперед, «за край пропасти».

Какова степень доверия ребенка маме? Интересным вариантом эксперимента с обрывом является ситуация, когда дети смело ползут вперед через «видимую» пропасть, если на другом конце стола их дожидается мама со спокойным лицом, не выражающим опасения по отношению к этой ситуации. Если же на лице мамы страх, то ребенок замирает на месте. Резюме: матери являются для детей эмоциональными регуляторами. Ребенок получает информацию о том, как вести себя, «считывая» ее с лица матери или схватывая мамино отношение к своим сигналам. Дети читают на наших лицах абсолютно все и особенно то, что относится непосредственно к ним. Если вы постоянно пребываете в подавленном, раздраженном состоянии, то выражение, какое ребенок увидит на вашем лице, он, вероятно, перенесет на всю свою последующую жизнь. Лицо, озаренное улыбкой, которое видит ваше чадо, также запомнится ему на всю жизнь.

Первый год жизни малютки очень важен. В этот период интенсивно формируется характер, растет организм. Определенные особенности имеет и питание - темы, о которых проинформирует этот материал.

Время открытий

Малыш - это ежедневные улыбки, приколы и масса положительных эмоций. Почти годик - время обучений и новых открытий. Главная задача родителей в этот период - помогать малышу знакомиться со средой.

На таком этапе меняется мировосприятие крохи. Он с восторгом наблюдает за своим отражением в зеркале, воспринимает ваши слова и осознает себя как отдельную личность. Ребенку все сильнее нравится гулять и рассматривать предметы, больше и больше его интересуют игрушки. Следует отметить, что теперь он может самостоятельно и долго разбираться с новыми деталями.

Уроки хорошего поведения начинает воспринимать позже ребенок 8-9 месяцев. Развитие и питание в это время формируют его личность, предпочтения и вкусы, поэтому стоит контролировать свои слова, действия и эмоции при младенце. Конечно, повторить все, что вы сделали, малютка не сможет, но наиболее яркие картинки остаются в его памяти.

Маленький человек

Появляются выразительные эмоции. Ребенок может плакать не только от дискомфорта и боли, а и от обиды. Не чуждо ему и чувство ярости, если родители что-то категорически запрещают. Следует отметить, что и слово «нет» ваша радость понимает очень хорошо. Он сам пользуется им, усиливая свое нежелание, качая головой. Если крохе приятно, он улыбается.

Начинает показывать свой в 9 месяцев. Развитие, питание, уход - все это влияет на его вкусы. Какие-то блюда, игрушки и мелодии ему нравятся, к другим он равнодушен. Могут быть вещи, которые даже раздражают его.

Лексический запас увеличивается, и кроме обычных "мама" и "папа" малыш радует новыми словами. Часто даже не говоря, он все понимает и может выполнять такие простые команды, как принести машинку или показать кубики. Также ребенок умело имитирует голоса животных и звуки предметов, которые ему нравятся больше всего. Со временем лепет становится все более четким и приближается к нормальной осмысленной речи.

Уже полноценный, умный маленький человек - ребенок в 9 месяцев. Развитие и питание, конечно, важны, но не меньше внимания нужно уделять нравственному аспекту.

Творческий подход - залог счастья

С такого возраста движения малыша становятся плавными. Ему проще держать игрушки и изучать их. На ручках могут лежать сразу два предмета. Если игрушка в одной ладони, то другой кроха может щупать вещь. Младенец будет не только рассматривать штуковину, а и делать с ней что-либо: складывать, стучать или разбирать.

Здесь важно показать чаду, как правильно пользоваться предметом, ведь в таком возрасте малыш не просто переставляет все с места на место, а работает умственно. В его маленькой голове уже есть свои схемы и планы.

Самое время учить складывать кубики и пирамидки. Такие забавы особенно любит ребенок (9 месяцев). Развитие и питание неразрывно связаны, поэтому родители могут попробовать даже к таким делам подойти творчески.

Малыш пытается поесть самостоятельно? Пусть попробует. Дайте ему ложечку. Если ему нравится использовать руки, а не столовые приборы, не настаивайте. Упражнение от руки в рот учит координировать движения. Единственный минус таких практик - грязная одежда.

От забав к учебе - один шаг

Как новые игры, так и самостоятельность за столом развивают моторику. Итак, самое время покупать сынишке или дочурке новые игрушки: конструкторы, кубики и мозаику. Это предметы, которые полюбит ребенок (9 месяцев). Развитие, питание, что умеет малыш - все это знают продавцы в магазинах. Но при выборе товара сами обращайте внимание на рекомендуемый возраст. И даже если на упаковке указано, что данные предметы не представляют угрозы для здоровья крохи, лучше подобрать только крупные детали, которые ваша радость не сможет полностью засунуть в рот и проглотить.

Такой возраст - период сценок. Малыш лучше запомнит информацию, если ее подавать как игру. Организуйте домашний театр. Его актерами станут котики, собачки и машинки. Очень важно подобрать яркие цвета. Все герои должны разговаривать и проявлять эмоции: радость, сострадание, дружелюбие. Такое представление оценит ребенок (9-10 месяцев). Развитие, питание, интерактивные игры - все это поможет сделать из вашего дитя здорового маленького гения, поэтому к каждой сфере следует отнестись серьезно.

Для того чтобы понять, что ваше чадо растет нормально, необязательно быть педиатром. Стандартно дети поправляются на 500 граммов. Объем грудной клетки и головы должны увеличиться на 0,5 см. Появляются новые жесты и слова. Достаточно просто сравнить прошлую неделю с нынешней.

Но есть определенный список физических навыков, которые должен выполнять ребенок в 9 месяцев. Развитие и питание, конечно, напрямую отвечают за организм, но бывают проблемы, корень которых спрятан глубже.

Каждая малютка, достигшая этого возраста, должна уметь самостоятельно садиться. Если чадо до сих пор делает это с вашей помощью, следует обратиться к врачу, который установит причину. Возможно, это неврологическое заболевание, что ранее не проявлялось. Педиатры установят причину проблемы и дадут существенные советы по дальнейшему развитию.

Учимся ходить

Куколке, которая не умеет садиться, будет трудно встать на ноги. Для такого действия нужна не только физическая подготовка, но и моральный настрой. Ребенок должен осознать сам процесс, задействовать основные группы мышц. Если ваше чадо пока только ползает и боится вертикального положения, волноваться не стоит. Крошка в таком возрасте должна активно лазать или передвигаться в позе сидя.

Очень хорошо, когда малыш, держа вас за руку, может самостоятельно пройти несколько шагов. Если ни одна из этих задач карапузу не под силу - время идти в больницу, где вам назначат лечение. Чаще всего это массажи, которые мама может проводить самостоятельно дома. Нуждается в таких процедурах почти каждый ребенок в 9 месяцев. Развитие и питание - еще два вопроса, ответ на которые может дать врач.

Обычно научить чадо садиться или стоять легко. Видите, что кроха тянет к вам руки - помогите ему. Ведь даже взрослый человек без тренировок не способен достичь результатов.

Расширяем меню

Основные правила очень просты. Сначала следует давать один продукт. Обычно стартуют с кабачка, цветной капусты или картофеля. Прежде чем перейти к чему-то новому, подождите неделю-две. Убедитесь, что кроха хорошо воспринимает еду. Начинают с чайной ложки и постепенно увеличивают до 150 грамм.

Овощные каши, нежирная свинина, телятина, гречка, рис, кукурузная крупа, творог - все это может смело есть ребенок (9 месяцев). Развитие и питание - процессы сугубо индивидуальные. Лучше давать новые блюда утром. Тогда мама может проследить, не вредит ли пища желудочку и не возникают ли аллергические реакции. Не забывайте и о фруктовых соках (начинают с яблок).

После каждого кормления следует давать грудное молоко.

Режим дня

Ест малыш 5 раз в день, через каждые 4 часа. Твердые блюда рекомендуют давать днем, а на ночь кормить грудным молоком. Ранее всю еду нужно было мелко перетирать. В этот период лучше положить на тарелку целые продукты. Фрукты и овощи стоит класть прямо в руки. Так будет развиваться жевательный рефлекс. Свои любимые блюда появляются, когда уже исполнилось девять месяцев ребенку. Развитие и питание ребенка - это его книга обучения. С каждой новинкой он познает мир.

Идеальное время для крохи, чтобы просыпаться с 6 до 7 часов утра. Если карапуз встает позже, то и уложить его вечером будет сложнее. Такие привычки младенец вырабатывает ранее, так что если ваш сбился, то изменить его будет непросто.

В общем сон должен занимать 14 часов в сутки. Из них 4 - в дневное время. Ночь для вашей куколки обязана продолжаться с 22 вечера до 6 утра. Дважды ребенок дремлет за день. Если сон в светлое время продолжается не более 30 минут, постарайтесь найти и устранить причины. Среди них могут быть громкие звуки или жара.

Покоряем новые трудности

Специалисты считают, оптимальный возраст, когда должен садиться на горшок ребенок - 9 месяцев. Развитие, питание, режим - все эти факторы влияют на данный процесс. Педиатры рекомендуют сажать дитя на туалет, как только проснется или через 20 минут после обеда. В этом возрасте формируется чувство гигиены. Мокрый и полный подгузник все больше раздражает младенца, зато нравятся сухость и комфорт. Как только ваша куколка поймет разницу и принцип действия, сразу же попросится на горшок. Но обычно такая наука затягивается до двух лет.

Задача мамы и папы сегодня - показать, что туалет ничем не страшен. Стоит посадить кроху на горшок, дать возможность познакомиться с новым объектом. Всего специалисты отмечают, что чем раньше и чаще приучать к гигиене, тем быстрее и качественнее будет результат.

Сейчас карапуз полностью зависит от вашей любви. Поэтому не ленитесь узнавать новую информацию и воплощать в жизнь практические советы специалистов.