Быстроходный танк бт 7. Основания появления нового танка

Быстроходный танк бт 7. Основания появления нового танка

Описание конструкции БТ-7

Броневой корпус:

1 - внутренняя стенка корпуса, 2,8 - подкосы, 3 - площадка под амортизатор, 4 - поддон бензобака, 5 - развал в зоне радиатора, 6 - кронштейн ленивца, 7 - зубчатый венец натяжного механизма, 9-дверки люка механика-водителя, 10 - буксирный крюк, 11 - передний щиток надгусеничной полки.

КОРПУС танка собирался из броневых и стальных листов и представлял собой жесткую коробчатую конструкцию с двойными бортовыми стенками, продолговатой суженой закругленной носовой частью и трапециевидной кормой. Все неразъемные соединения корпуса были выполнены преимущественно сварными и в меньшей степени клепаными.

Корпус состоял из следующих основных узлов: днища, носа, бортов, кормы, крыши и внутренних перегородок.

В верхних и нижних листах носа были сделаны вырезы, образующие люк для посадки водителя. Люк закрывался двухстворчатой дверкой с массивными приваренными петлями. Для герметичности дверки по краям люка в специальных пазах крепилось резиновое уплотнение.

Верхняя створка двери открывалась изнутри танка вверх и могла фиксироваться в любом положении на зубчатом секторе, приваренном к крыше корпуса. Для облегчения открывания она снабжалась уравновешивающей пружиной.

Борта корпуса имели двойные стенки. Наружные - броневые, съемные; внутренние - стальные 4-мм листы, с внешней стороны которых было приварено по 6 подкосов. К подкосам крепились вертикальные рессоры и съемные наружные броневые листы. Второй и третий внизу соединялись между собой броневой планкой, являвшейся нижней опорой (поддоном) расположенных в этом месте бортовых бензобаков. Между четвертым и пятым подкосами находились масляные баки. Между вторым и третьим подкосами внутренние щенки корпуса выполнялись с развалом для дополнительного подвода воздуха к радиаторам. В кормовой части 4-мм лист имел отверстия для выхода воздуха при движении танка с закрытыми жалюзи, в передней верхней части с левого борта - отверстие для крепления в нем сигнала, а с правого борта - люк с дверкой для удаления из танка стреляных гильз.

На внутреннем листе в местах, не защищенных наружными броневыми листами (у гитары и балансиров), наваривались броневые накладки.

Наружная съемная навесная броня, состоявшая из пяти отдельных листов, крепилась к подкосам винтами с конусной головкой.

Крыша над боевым отделением состояла из трех сваренных друг с другом броневых листов, образующих круглое отверстие нижнего погона башни. Крыша над двигателем - съемная, она включала в себя средний лист, два колпака над радиаторами и поперечную планку. Для доступа к двигателю (чистка свечей, регулировка карбюраторов, заправка водой и т.д.) в средней части листа имелся большой прямоугольный люк, закрывающийся крышкой на петлях В передней части крышки крепилась ручка, которая одновременно служила ограничителем угла склонения пушки при стрельбе назад. В средней части крышки был установлен воздухоочиститель.

Надрадиаторные колпаки устанавливались над отверстиями для входа воздуха в радиаторы, защищая их от поражений.

НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ ПУШКИ

Длина ствола 46 калибров

Масса бронебойного снаряда 1,425 кг

Масса осколочного снаряда 2,135 кг

Масса патрона с бронебойным снарядом 2,5 кг

Масса патрона с осколочным снарядом 3,3 кг

Начальная скорость бронебойного снаряда 760 м/с

Начальная скорость осколочного снаряда 335 м/с

Дальность прямого выстрела 3600 м

Дальность выстрела, макс 4800 м

Скорострельность 12 выстр./мин

Масса тела орудия с затвором и полуавтоматикой около 113 кг

Масса собранной системы ло 313 кг

Крыша трансмиссионного отделения состояла из двух броневых листов жалюзи и расположенного над ними сетчатого колпака. Задний лист жалюзи имел два выреза для прохода выхлопных труб. С правого 6opia танка проходила тяга управления поворотом жалюзи. Крыша над кормовым бензобаком - съемная, она крепилась винтами с конусной головкой к уголкам внутренних стенок корпуса и заднею листа кормы.

Внутри корпуса танка имелись три поперечные перегородки: моторная, вентиляторная и кормовая. Последняя - между трансмиссионным отделением и кормовым бензобаком. Между отделением управления и боевым находилась распорная арка, усиливавшая подбашенный лист.

БАШНЯ. На танках БТ-7 выпуска 1935 и 1936 годов устанавливалась сварная цилиндрическая башня, идентичная по конструкции со сварной башней танка БТ-5.

Начиная с 1937 года танк выпускался со сварной башней конической формы. Существовало два типа башен - линейная, имевшая снарядную укладку в нише, и радиобашня, у которой в нише находилась радиостанция. Кроме того, на танках выпуска 1937 года в нише располагался пулемет ДТ. Часть башен оборудовалась также установками для стрельбы по воздушным целям из пулемета ДТ.

Корпус башни состоял из двух полукруглых броневых листов, крыши и ниши. Полукруглые листы сваривались встык и образовывали усеченную конусную часть корпуса. Стыки листов с наружной стороны защищались накладками. Передний полукруглый лист башни имел амбразуру для спаренной установки пушки и пулемета. Кроме того, в переднем листе находились два смотровых отверстия и под ними два круглых отверстия для стрельбы из личною оружия, закрываемых стальными грушами.

Задняя стенка ниши - съемная, крепилась четырьмя болтами с конусными головками. В верхней части задней стенки также было предусмотрено отверстие для стрельбы из личного оружия.

В средней части крыши над конусной частью башни располагались два овальных люка для посадки экипажа. На танках с зенитной установкой пулемета был только один левый овальный люк. Вместо правого люка монтировалась зенитно-пулеметная установка со своим круглым люком.

Крышки овальных люков имели уравновешивающие пружины, значительно облегчавшие их открывание и закрывание. Ось, пружина и петли крышек люков частично защищались специальными броневыми листами. Крышки люков фиксировались в открытом положении в передней части крыши находились три круглых отверстия. Правое предназначалось для установки командирской панорамы, среднее в центре для вентиляции и левое - для перископического прицела. Над нишей в крыше имелось круглое отверстие, и сюда же приваривался броневой стакан для защиты вво да антенны. На танках без радиостанции это отверстие закрывалось заглушкой.

Поворот башни осуществлялся вручную с помощью червячною поворотного механизма.

ВООРУЖЕНИЕ. На танках выпуска 1935 1937 годов устанавливалась 45-мм танковая пушка 20К образца 1934 года.

Пушка снабжалась вертикальным клиновым затвором с полуавтоматикой инерционно-механического типа, ножным и ручным спусками, корытообразной люлькой, гидравлическим тормозом отката, пружинным накатником и секторным подъемным механизмом.

На танках выпуска после 1937 года устанавливалась 45-мм пушка обр. 1938 г., в целом идентичная своей предшественнице, но конструктивно более доработанная, с электрозатвором, обеспечивавшим производство выстрела ударным способом и с помощью электротока.

С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет ДТ. Они размещались в общей маске, с углами возвышения от -8° до +25°.

На танках выпуска 1937 года (с конической башней) в нише башни располагался еще один пулемет ДТ в шаровой установке.

Кроме того, на части танков выпуска 1937 1939 годов монтировался пулеме т ДТ на зенитной танковой турельной установке П-40.

Она позволяла осуществлять плавное слежение пулеметом за целью как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях со скоростями наведения более 50° в - секунду. Угол вертикального наведения от -5° до +90°, горизонтального 360°. Стрельба из пулемета производилась стрелком с пола или со специальной подножки с помощью зенитного прицела.

Спаренная установка снабжалась двумя общими прицелами: танковым перископическим панорамным прицелом обр. 1932 г.

ПТ-1 и телескопическим прицелом обр. 1930 г. ТОП или ТОП-1. Прицелом ТОП-1 (или ТОО) со стабилизированной в вертикальной плоскости линией прицеливания оснащались только танки, имевшие пушки с электрозатвором.

Боеукладка танка располагалась на полу боевого отделения, на боковых стенках корпуса, в нише башни, на стенках башни.

Укладка 45-мм снарядов на полу боевого отделения находилась между передней перегородкой и передней балансирной трубой и состояла из двух симметрично расположенных ящиков, в которых были установлены специальные обоймы, заполненные снарядами. Обоймы имели вид чемоданчиков с тремя перегородками, являвшимися опорами для патронов, и крышкой с откидной застежкой и брезентовой ручкой.

В каждую обойму укладывались три снаряда (на танках с конической башней четыре). Каждый ящик содержал 14 обойм, таким образом, в двух ящиках насчитывалось 84 (112) снаряда.

Стреляные гильзы убирали обратно в обоймы, а обоймы - в ящики, чтобы не загромождать ими боевого отделения. На танках, выпускзви1ихся с 1937 года, можно было выбрасывать стреляные гильзы через специальное окно в правом боковом листе боевого отделения, для чего его заслонка открывалась я сторону навесного борта.

Компоновка танка БТ-7:

1 - педаль главного фрикциона, 2- колонка рулевого механизма, 3 - нижняя дверка люка механика-водителя, 4 - рычаги управления бортовыми фрикционами и тормозами, 5 - рычаг кулисного механизма переключения скоростей, 6 - рулевое колесо, 7 - верхняя дверка люка механика-водителя, 8 - смотровой прибор механика-водителя, 9 - сиденье механика-водителя, 10 -рукоятка для открывания и закрывания жалюзи, 11 - укладка пулеметных дисков на стенке башни, 12 - перископический прицел, 13 - колпак вентилятора, 14 - укладка пулеметных дисков на стенке корпуса, 15 - подъемный механизм пушки, 16 - укладка снарядов на стенке корпуса, 17 - подножка с педалями и приводом для производства выстрела, 18 - сиденье наводчика, 19 - радиостанция, 20 - колпак над всасывающей трубой, 21 - выхлопной коллектор, 22 - щиток над радиатором, 23 - главный фрикцион, 24 - стартер, 25 - отверстия для выхода воздуха при закрытых жалюзи, 26 - кормовой бензобак, 27 - картер бортовой передачи, 28 - коробка передач, 29 - двигатель, 30 - магнето, 31 - укладка снарядов на полу боевого отделения, 32 - ручной огнетушитель, 33 -тело пушки, 34- люлька пушки, 35 - поручневая антенна, 36 - укладка снарядов на стенке башни, 37-стационарный огнетушитель, 38 - гильзоулавливатель с мешком, 39 - заглушка отверстия для стрельбы из револьвера, 40 - пылеуловитель, 41 - защитная сетка жалюзи, 42 - подмоторная рама, 43 - крышка люка под двигателем.

Схема рулевого управления колесного хода.

На маневрах Белорусского военного округа. 1936 год.

Схема бронирования танка БТ-7.

На стенках боевого отделения с помощью специальных планок с резиновой прокладкой и клипс крепилось 34 снаряда: на левой стенке - 15, на правой - 19. Снаряды располагались вертикально в два ряда.

На стенках башни, по обе стороны от ниши, вертикально размещалось по семь снарядов, закрепленных так же, как и на стенках корпуса. На танках с конической башней укладка снарядов на ее стенках отсутствовала.

Укладка снарядов в нише цилиндрической башни состояла из двух стальных коробок по 20 снарядов в каждой (5 рядов по 4 шт.). В нише конической башни снаряды укладывались в трех коробках- стеллажах по 12 штук в каждой. На танках выпуска 1937 года, имевших кормовой пулемет, центральный стеллаж отсутствовал.

Таким образом, боекомплект танка без радиостанции с цилиндрической башней состоял из 172 снарядов, с конической башней - из 188 снарядов. У танков с рацией - из 132 и 146 снарядов соответственно.

В боекомплект пулеметных патронов входили 38 магазинов - 2394 патрона.

ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ. На танке БТ-7 устанавливался 12-цилиндровый карбюраторный четырехтактный авиационный двигатель М-17Т (выпускался по лицензии фирмы BMW). Его мощность при 1550- 1650 об/мин - 400 л.с.; диаметр цилиндра - 160 мм. Ход поршней левой группы цилиндров - 199 мм, правой - 190 мм. Цилиндры были расположены V-образно, под углом 60°. Степень сжатия 6. Сухая масса двигателя - 550 кг.

Топливо - авиационный бензин марки Б-70. Емкость бензобаков - 790 л (бортовые баки - 250 л, кормовой - 400 л, дополнительные 4 на крыльях - 140 л).

Подача топлива - принудительная, шестеренчатым насосом 18ПБ-1 или насосом коловратного типа БНК-5Б (БНК-5). Карбюраторов - два, марки К-17Т.

Масляный насос - шестеренчатый. Емкость двух масляных баков - 48 - 50 л.

Система охлаждения - водяная, принудительная, с помощью, центробежного насоса М17. Емкость радиаторов около 100 л.

Механическая силовая передача состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по стали), четырехскоростной коробки передач (начиная с 1937 года на танках устанавливалась трехскоростная КП), двух многодисковых бортовых фрикционов с ленточными тормозами, двух одноступенчатых бортовых передач и двух редукторов привода к ведущим колесам колесного хода.

Приводы управления танком - механические. Для поворота на гусеничном ходу служили два рычага, воздействовавшие на бортовые фрикционы и тормоза; для поворота на колесном ходу - штурвал. При движении на гусеничном ходу штурвал снимался и укладывался в отделении управления у левого борта танка.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ танка БТ-7 по своей конструкции первоначально была почти идентична ходовой части танка БТ-5. Однако начиная с 1937 года в нее начали вноситься существенные изменения. Ширину резинового бандажа ленивца увеличили с 38 до 62 мм, а резинового бандажа ведущих колес колесного хода и опорных катков - с 52 до 75 мм. Была введена мелкозвенчатая гусеница из 70 стальных штампованных траков (35 плоских, 35 гребневых). В связи с этим изменилась конструкция ведущего колеса гусеничного хода. Оно получило шесть роликов для зацепления с гребнями траков вместо имевшихся ранее четырех. Диаметр его уменьшился до 634 мм, был ликвидирован резиновый бандаж. Резиновые же бандажи опорных катков диаметром 830 мм достигли ширины 110 мм.

БТ-7А

Схема подвески осталась без изменений, однако в ее конструкцию были внесены некоторые улучшения, повышавшие надежность. Например, были усилены пружины подвески ведущих колес колесною хода, на которые приходилось около 30% массы танка.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ Источники электрической энергии - два параллельно соединенных аккумулятора 6СТ-128 (на танках ранних выпусков 60ТА-УШБ), работавших параллельное генераторами постоянного тока ДСФ- 500, ДСФ-500ХПЗ или ДСФ-500-Т мощностью 336 Вт (на танках 1-й серии генератор ГА-4561 мощностью 270 Вт).

Потребители электрической энергии - электростартеры СМС (3,5 л.с.) или СТ-61 (4 л.с.), мотор-вентилятор, умформер радиопередатчика, телефонные аппараты, приборы звуковой и световой сигнализации, прожекторы, аппаратура внутреннего и внешнего освещения танка.

СРЕДСТВА СВЯЗИ. На танках с цилиндрической башней устанавливалась радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной, а на танках с конической башней - со штыревой антенной. Для внутренней связи имелось переговорное ус тройство ТПУ-3, ТСПУ-3 или ТПУ-2. Аппараты переговорного устройства соединялись с помощью переходных колодок (с проводом, длина которого позволяла повернуть башню два раза) или вра щающегося электроконтактного устройства ВКУ 1 или ВКУ-ЗА.

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. Система противопожарного оборудования танка БТ-7 была аналогична танку БТ-5.

Танки БТ-7М 1-й мотострелковой Пролетарской дивизии перед тактическими учениями. Московский военный округ. Июнь 1940 года.

Из книги Техника и вооружение 2001 04 автора Журнал «Техника и вооружение»

Описание конструкции Схема, по которой выполнена компоновка БМП-1, впоследствии стала классической и отвечает требованиям повышения защищенности от огня из переднего сектора, уменьшения силуэта машины (для снижения заметности и увеличения числа возможных укрытий на

Из книги Junkers Ju 88 автора Иванов С. В.

Из книги Ил-2 Ил-10 Часть 2 автора Иванов С. В.

Описание конструкции Ил-2 Штурмовик Ил-2 был одно- или двухместным низкопланом, смешанной или однородной конструкции, первоначально деревянно-металлической со смешанной металлическо- фанерно- полотняной обшивкой, позднее цельнометаллической с металлическо -

Из книги Тяжёлый танк Т-35 автора Коломиец Максим Викторович

Описание конструкции Ил-10 Самолет Ил-10 был двухместным цельнометаллическим низкопланом.Крылья - так же как на Ил-2 состояли из трех частей (центроплана и двух отъемных консолей). Консоли крыла трапециевидной формы имели подъем в 4’50”, относительно нижней, ровной

Из книги Тяжёлый танк КВ, часть 1 автора Барятинский Михаил

Описание конструкции КомпоновкаТанк Т-35 представляет собой пятибашенную боевую машину с двухъярусным расположением вооружения. Корпус танка имеет четыре внутренние перегородки и функционально разделён на пять отделений: передних башен с постом управленияОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ В соответствии с классификацией, принятой в чехословацкой армии, легкие танки категории II-а предназначались для действий в составе кавалерийских частей, однако только совместно с пехотой. В целом это почти соответствовало английскому классу

Из книги Лёгкий танк Pz.38(t) автора Барятинский Михаил

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ Машина имела классическую компоновку с передним расположением трансмиссии.КОРПУС и БАШНЯ собирались из катаных броневых листов на каркасе из уголков с помощью клепки. До высоты 1 м все клепаные соединения выполнялись водонепроницаемыми. Лобовые

Из книги Gnimman Avenger. Часть 2 автора Иванов С. В.

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ Компоновка танка - классическая, с передним расположением трансмиссии.Отделение управления находилось в передней части боевой машины. В нём размещались главный фрикцион, коробка передач, механизм поворота, органы управления, контрольные приборы,

Из книги Линейные корабли «Ришелье» и «Жан Бар» автора Сулига Сергей

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ Машина имела классическую компоновку с передним расположением трансмиссии.КОРПУС и БАШНЯ собирались из катаных броневых листов на каркасе из уголков с помощью клёпки. До высоты 1 м все клёпаные соединения выполнялись водонепроницаемыми. Лобовые

Из книги Главный калибр линкоров автора Амирханов Л. И.

Описание конструкции Самолет TBM/TBF Эвенджер был однодвигательным среднепланом цельнометаллической конструкции, с убирающимся в полете двухколесным шасси и хвостовым колесом, и одинарным вертикальным стабилизатором.Фюзеляж. Имел полумонококовую конструкцию

Описание конструкции Корпус и общее расположение Длинный, почти 200-метровый корпус набирался по продольной схеме, с использованием стали ST-52 для основных частей конструкции и включением броневых листов в качестве элементов прочности. Килевая балка высотой около 1,5 м

Из книги автора

Описание конструкции Корпус Одно из главных отличий новых кораблей по сравнению с линкорами первой мировой войны заключалось в более тщательном подходе к проектированию корпуса. Желание иметь высокую скорость, отличную мореходность и гарантированную прочность набора

Вероломное внезапное нападение Германии на СССР внесло неразбериху в части РККА, которая в первые дни войны в панике отступала от западных границ. Порой паника переходила в откровенное бегство. Но не везде и всегда продвижение танковых групп Вермахта на Восток было гладким и безоблачным. Уже в первые дни войны безукоризненно составленный на бумаге план «Барбаросса» начал давать на практике сбои. И причиной тому стала самоотверженность советских солдат и командиров, которая носила хоть и эпизодический характер, но стала серьезным препятствием для Вермахта, не знавшего до этого поражений.
Примечательным в этот период войны стал подвиг командира легкого танка БТ-7 сержанта Григория Николаевича Найдина у литовского поселка Рудишкес 25 июня 1941 года.
На Рудишкес наступал 39-й моторизованный корпус четвертой танковой группы Вермахта. В его задачу входило, молнейносным броском обойти отступающие части РККА и захватить Вильнюс.
Для обороны Вильнюса Красной Армии необходимо было время для перегруппировки своих отступающих частей. Для этого командование планировало нанести контрудар силами оставшихся танковых подразделений по наступающим танковым колоннам Вермахта.
Командир танка БТ-7 9-го танкового полка 5-й танковой дивизии сержант Найдин Г.Н. получил приказ любой ценой задержать продвижение танковой немецкой колонны на восток. Прибыв 25 июня 1941 года на место будущего боя, сержант Найдин реально оценил обстановку и пришел к выводу, что заболоченный с обеих сторон дороги луг станет ему хорошим союзником.
Замаскировав свой танк среди деревьев недалеко от дороги, сержант Найдин, ожидая противника, точно рассчитал до мелочей стратегию будущего боя. Поэтому когда колонна немецких танков PzKpfw II и PzKpfw III с прицепами артиллерийских орудий показалась на дороге и сблизилась с танком, стоящим в засаде, на дистанцию в 400 метров, Найдин открыл по ней прицельный огонь.
С первых же выстрелов Найдин подбил головной танк вместе с прицепленным орудием, а затем подбил и второй танк, который замыкал колонну. Таким образом, на дороге образовалась пробка, которая лишила колонну маневра. Воспользовавшись замешательством и даже паникой немцев, Найдин начал методично расстреливать колонну. Немецкие танки не смогли во время обнаружить позицию советского танка и вели беспорядочную стрельбу в разных направлениях. Сержант Найдин развил такой темп стрельбы, что за полчаса уничтожил 12 немецких танков и 10 орудий.
Понеся ощутимые потери, немцы предприняли попытку обойти болото стороной, но сержант Найдин Г. Н. четко просчитал возможные действия немцев и сменил позицию своего танка, максимально приблизив ее к месту вероятного прорыва. Расчет сержанта оказался верным, и вскоре в сектор обстрела орудия его танка попала вражеская техника. Бой с танками противника разгорелся снова. В этом неравном бою Найдин Г. Н. подбил еще три немецких танка. Остальные, поняв тщетность своих усилий направленных на прорыв, повернули обратно.
Награда не сразу нашла героя. Неразбериха первых дней войны, поражения и отступление оставили этот подвиг незамеченным в общих сводках с фронтов. Внимание на подвиг Сержанта Найдина Г.Н. обратили лишь только в 1944 году, когда война покатилась обратно на запад и вернулась в те места, где в 1941 году была разгромлена немецкая колонна. За этот бой и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1944 года командиру танка, уже в то время, 5-й танковой бригады лейтенанту Найдину Григорию Николаевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.


Хотя история артиллерийского БТ-7А неразрывно связана с историей «обычных» БТ, всё же, заслуживает отдельного рассказа. Желательность вооружения танков БТ и большей части советских танков пушками калибра 76 мм и более для многих руководителей РККА было очевидно еще к середине 30-х годов. Так маршал М. Н. Тухачевский (являющийся, кстати, большим поклонником артиллерийских танков), выступал за оснащение БТ пушками калибра 76 мм. Начали вестись работы по перевооружению танков. Один из первых проектов БТ-7 предполагал наличие 76,2-мм короткоствольного орудия в башне новой конфигурации. Из имевшихся на то время артиллерийских систем такого калибра, пригодных для установки на танк, в серийном производстве существовали только КТ-28 и ПС-3. Последняя выглядела более перспективно, но её выпуск постоянно затягивался и в конечном итоге был отменен совсем. Можно было попробовать установить пушку Л-7, но ленинградский завод не справился с техническим заданием и её отправили на доработку. Так что, единственным подходящим вариантом оказалась КТ-28, но вместо неё можно было установить стандартную 45-мм пушку 20К.


С танком БТ-7А история несколько затянулась. Вначале предполагалось, что артиллерийские танки поступил на вооружение в 1935 году, но из-за происшествия с опытным образцом Т-26-4 (разрыв снаряда в стволе) серийное производство отложили почти на три года. Лишь 31 августа 1937 г. была выпущена головная серия, предназначавшая, по большей части, для проведения войсковых испытаний. Поскольку мнение военных о БТ-7А было положительным на Харьковском паровозостроительном заводе организовали массовый выпуск и к моменту завершения производства 10 января 1938 года было собрано 155 машин.

Тем не менее, в военная приёмка приняла 122 танка, так как остальные находились в ожидании орудий КТ-28, выпуск которых прекращался. За весь 1938 год удалось получить только 10 пушек, что довело количество принятых машин до 132. Судьба остальных невооруженных БТ-7А не ясна. Скорее всего, их переделали в обычные БТ-7.

После прекращения работ по ПС-3 и КТ-28 следующим шагом стало создание полуавтоматического танкового орудия Л-10, разработанное группой инженеров под руководством С.Малахова. Его проектирование было начато ещё в 1935 г., но силу различных причин до начала серийного производства прошло чуть меньше трех лет. Как и в случае с КТ-28, пушка Малахова не отличилась высокими характеристиками и была принята на вооружение РККА только как временная мера. Тем не менее, это совсем не помешало перевооружить Л-10 большинство средних танков Т-28. Был даже поднят вопрос об оснащении этим типом орудия тяжелых Т-35, но из-за отсутствия существенных преимуществ перед КТ-28 от этой идеи быстро отказались. Видя, что ситуация не улучшается, АБТУ РККА выдало ЛКЗ в начале 1938 г. новое задание на разработку танковой пушки. Здесь снова решили пойти по пути наименьшего сопротивления, взяв за основу Л-10 с увеличенной длиной ствола и усиленным казенником. Полученное таким образом орудие Л-11 сохранило почти все недостатки предшественника: низкую поражающую способность, использование «полкового» выстрела и т. д.


В апреле 1938 г. Л-11 рекомендовали в серийное производство с учетом, что выявленные недостатки будут устранены. Перед этим, были проведены испытания на танках Т-28 и БТ-7А, для которых это орудие и предназначалось. Впрочем, едва успев начаться, новый виток перевооружения Т-28 завершился очередными неприятностями. На войсковых маневрах 1939 г. выявился один из самых неприятных дефектов Л-11. Дело в том, что объём тормоза отката этого орудия был связан через отверстие с атмосферным воздухом, а при активных манипуляциях это отверстие перекрывалось, что приводило к вскипанию жидкости и разрыву тормозного цилиндра. С таким дефектом все танки, оснащенные Л-11, считаться боеспособными не могли. В дальнейшем в конструкцию пушки ввели резервное отверстие, но основной массы проблем это не решило. Что касается оснащение танков БТ-7А новым видом пушки, то здесь работы были прекращены уже на начальной стадии и опытный образец так и остался в единственном экземпляре.

Намного более удачным мог оказаться вариант с пушкой Ф-32. Данное орудие было разработано в ОКБ-92 под руководством Грабина, который использовал в своём проекте качающуюся часть дивизионной пушки Ф-22 образца 1936 г. с укороченным стволом. При сравнении Л-11 и Ф-32 выяснилось, что грабинская пушка имеет более низкую стоимость, при высокой надежности, скорострельности, и хороших баллистических показателях. При её производстве использовались недефицитные материалы, а совместимость многих узлов с пушкой Ф-22 позволяло быстро наладить серийное производство Ф-32. Испытания, проведенные также на БТ-7А, полностью подтвердили эти выводы. Пушка устанавливалась в стандартной «артиллерийской» башне, но ствол Ф-32 изготовлялся из высоколегированной стали, а длина отката составляла всего 30 см. Несмотря на малую длину отката в башне было тесно, а работа заряжающего стала вдвойне опаснее. Желательна была бы установка на танк башни больших размеров. Однако несмотря на все эти сложности, машина в сентябре 1939 года успешно прошла полный цикл испытаний. Работа орудия была признана полностью удовлетворительной и пушка Ф-32 была рекомендована к установке на советские танки (и в частности БТ-7). После пересмотра полученных данных пушка Грабина была принята на вооружение в январе 1940 г. и, спустя несколько месяцев, началась её установка на танки новых типов. С БТ-7А в этом случае ситуация прояснилась довольно быстро. От переоснащения старых танков новыми орудиями отказались в пользу реализации на новых танков КВ и Т-34.


По сути линейку БТ (как и Т-26, Т-28) просто бросили в надежде на новые танки. Которые еще и даже не начали к тому моменту выпускать. А когда начали выпускать КВ и Т-34, то они имели полный перечень «детских болезней» — они были ненадежны, часто ломались, были дороги в производстве и пр. На устранение многочисленных недостатков и полноценное освоение в производстве ушли годы, и притом годы тяжелого военного времени, когда решалась судьба СССР. Потенциал модернизаций освоенных в производстве еще в 30-х годах БТ, Т-26 и Т-28 не был использован. И совершенно напрасно. Так у БТ надо было в начале 30-х годов сменить свечную подвеску (вместе с «гитарами» Кристи) на более совершенную, оснастить танк более просторной башней лучшей обзорности с 76 мм пушкой, а после усилить бронирование до 55 мм по варианту БТ-СВ-2 «Черепаха». У танка Т-26 заменить подвеску на более совершенную, усилить бронирование, поставить двигатель мощностью 180 л.с. и башню с 76 мм пушкой. Помимо этого на базе Т-26 мог бы получиться отличный бронетранспортер и САУ. У танка Т-28 надо было убрать две пулеметные башни — сделав однобашенным, укоротить корпус, усилить бронирование до 80 мм, поставить торсионную подвеску. И вооружить Т-28 — 76 мм пушкой Ф-32/Ф-34 или 85 мм Ф-30. Совсем бы также не помешало установка командирских башенок на эти танки, что значительно бы улучшило обзорность из танков и управляемость танковых соединений. Однако ничего этого реализовано в серийном производстве не было.

Проблем и ошибок в предвоенном СССР считать — не пересчитать. И не только в станках дело — за что не хватились под пальцами ползет. Решения управленческие при этом принимались неидеальные совсем. Ну не умели тогда в СССР без потери боеспособности перевооружать армию. Наглядный пример этого — история с принятием на вооружение КВ и Т-34. Идей плавной, поэтапной модернизации еще не ценили, этому научила только война.


Дислокация


Поскольку выпуск артиллерийских танков БТ-7А сильно затянулся в строевые части они попали достаточно поздно. Например, к 29 января 1938 года в составе 45-го механизированного корпуса насчитывалось 13 радийных и 11 линейных БТ-7А, что равнялось их штатной численности. Вероятно, артиллерийские танки распределили между двумя механизированными бригадами (133-й и 134-й) — в каждой по 12 танков, соответственно, каждый из трех танковых батальонов имел по 4 машины в роте сопровождения.

К июлю 1938 года 27 артиллерийских танков находились в распоряжении Ленинградского военного округа (ЛВО) и ещё 3 отправили в Приволжский округ. Кроме того, к сентябрю 1939 года 17 БТ-7А числилось за Белорусским военным округом и 4 были в составе 2-й армии. Впоследствии, после начала формирования механизированных корпус нового состава, многие БТ-7А «кочевали» по округам, не раз меняя место службы.


Часть танков отправили также на Дальний Восток, где на 1 сентября 1940 года имелось 28 машин , входивших в состав 8-й и 31-й кавалерийских дивизий (по 4 единицы), а также в 48-й легкотанковой бригаде (16 единиц). Ещё четыре БТ-7А было придано другим подразделениям. Позднее, когда на основе 48-й лтбр начало формирование 58-й танковой дивизии, в неё включили и БТ-7А, но в октябре 1941 года, при переформировании по июльским штатам, количество артиллерийских танковсократилось до 10. Дальнейшая их судьба неизвестна.

В процессе производства и эксплуатации некоторое количество БТ-7А переделали в «радийные» путем установки радиостанции 71ТК-3 с поручневой антенной на башне, при этом боекомплект уменьшался до 40 выстрелов и 2016 патронов. Всего армия получила 11 «радийных» танков БТ-7А. Приборы прицеливания БТ-7А состояли из телескопического прицела ТОП и панорамного ТП-1. В ряде случаев на крыше башни монтировалась зенитная установка с 7,62-мм пулеметом ДТ.


Боевое применение


Несмотря на свою немногочисленность танки БТ-7А приняли участие практически во всех конфликтах, которые Советский Союз вёл в 1939—1940 гг. Наиболее полно раскрыть их потенциал удалось во время Зимней войны. В период с 30 ноября 1939 г. по 13 марта 1940 года шесть артиллерийских танков из состава 1-й лтбр активно использовались для огневой поддержки наступающих танков и пехоты, а также для стрельбы по ДОТам финнов и контрбатарейной борьбы. Интересно, что все 6 машин в ходе боёв получили боевые повреждения (4 повреждены артиллерией и 2 подорвалось на фугасах), но все они были отремонтированы и вновь возвращены в действующую армию.

По состоянию на 15 сентября 1940 года распределение танков БТ-7А по остальным военным округам сложилось следующим образом (дробное число — количество на 1 июня 1941 г.):

ПриВО — 2\2
ЗапОВО — 2\2
КОВО — 17\31 (к 1 мая 1941 года 2 находилось в составе 8-й тд 4-го мк и 4 в 12-й тд 8-го мк)
ПрибВО — 21\20 (13 «линейных» и 8 «радийных»)
ЛВО — 12\12
МВО — 3\3
ЗабВО — 19\19
ОрВО — 5 (на 15 августа, из них 2 — в составе Орловского бронетанкового училища)
ДВФ — 24\28

Таким образом, общее число БТ-7А после трех лет эксплуатации практически не уменьшилось и составило 117 танков, правда, далеко не все из них находились в технически исправном состоянии.

Точное количество танков БТ-7А, находившихся в приграничных округах накануне войны с Германией, сейчас вряд ли удастся. По последним данным, в составе Западного ОВО имелось всего два «артиллерийских» БТ, принадлежавших 8-му механизированному корпусу. Обе машины были потеряны в первые дни войны (22-25 июня): первый из них был подбит между Бельском и Белостоком, второй БТ-7А потеряли в где-то в Западной Белоруссии. Информации о других танках этого типа, принимавших участие в летних боях 1941 года, сохранилось крайне мало. К примеру, 12-й мехкорпус на 19 июня располагал 13 «радийными» и 2 «линейными» БТ-7А, которые числились за 28-й танковой дивизией. Это соединение уникально тем, что кроме штатных БТ и Т-26 в его состав входило 42 танка Vickers M1934 и М1936, шесть FIAT 3000, 13 танкеток TKS и шесть совсем древних Renault FT-17. Последние достались в «наследство» от латвийской армии и использовались как учебные. Танков новых типов (Т-34 и КВ) корпус не имел вообще.


В первом бою, вечером 23 июня, группа из 17 танков под командованием командира 28-й тд майора Б. П. Попова, вступила в ожесточенное сражение с частями немецкой 1-й танковой дивизии, ударив её во фланг. Атака была поддержана второй группой из 23 танков, в результате чего противник был отброшен на 5 км, а советские части смогли восстановить контроль над участком дороги Калтиненай — Расейняй. Противник понёс тяжелые потери (14 танков, 20 орудий и до батальона пехоты), однако этот успех был омрачен гибелью командира группы и потерей 13 собственных машин. Следующим утром в наступление пошли основные силы 28-й тд (130 танков), пытаясь выбить немцев из района Карленай, Полугуе, Ужвентис. После ожесточенного 4-часового боя советским танкистам удалось уничтожить несколько артиллерийских батарей противника и взять много пленных, но и собственные потери оказались почти катастрофическими. Только во время утреннего боя дивизия лишилась 48 танков, а к 15:00 это число выросло до 84!

К концу дня дивизия (в ней осталось всего 40 танков, а также штаб дивизии, разведывательный батальон, остатки 55-го и 56-го танковых полков) начала отход в северном направлении и в период до 7 июля вела оборонительные бои на Западной Двине. В итоге, из 236 танков, имевшихся на начало войны, дивизия потеряла 201, включая все БТ-7А. В это же время вступили в бой артиллерийские танки 1-го мехкорпуса ЛВО. Во время контрудара 7-8 июля части 3-й танковой дивизии, пытавшиеся задержать наступление противника на Псков, провела в районе н/п районе Череха, Песчанка, Вольнево, Крякуша крупное танковое сражение. Силы были явно не равны — с советской стороны участвовало около 100 танков (включая несколько КВ-1), с немецкой — около 200 различных типов, в основном Pz.II и Pz.III, при сильной поддержке противотанковой и тяжелой артиллерии. Бой закончился только в 22 часа, причем в конце его, советские танки были обстреляны неизвестным веществом (иприт или газы), в результате чего танкисты вынуждены были надеть противогазы и противоипритные накидки и находиться в них до 5 часов утра 8 июля. Соотношение потерь оказалось примерно равным, но поле боя осталось за немцами. В числе почти 70 потерянных советских танков было восемь БТ-7А.


Танки, находившиеся в Киевском особом военном округе, по всей видимости, были потеряны в боях на левобережной Украине. По крайней мере, к моменту выхода немецких частей к Киеву данных о БТ-7А не имеется.


На сегодняшний день ни одного танка БТ-7А не сохранилось.

Тактико-технические характеристики


Боевая масса: 13,5 тонн
Экипаж: 3 чел
Длина: 5,6 м
Ширина: 2,2 м
Высота: 2,4 м
Бронирование:
лоб корпуса 20 мм
лоб башни 15 мм
борт корпуса 10 мм
корма корпуса 10 мм
крыша 10 мм
днище 6 мм
Вооружение:
1х76 мм пушка
2х7,62 мм пулемета
Боекомплект:
76 мм 50 снарядов
7,62 мм 3339 патронов
Движитель: колесно-гусеничный
Компоновка: с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения
Трансмиссия: механическая
Передачи КПП: 3 передачи вперед и 1 назад
Подвеска: пружинная
Ходовая часть: 4 опорных катков большого диаметра (на один борт), с передней управляемой парой на колесном ходу, заднее ведущее колесо
Двигатель: М-17Т, карбюраторный, мощностью 400 л.с.
Удельная мощность: 29,62 л.с./т
Запас хода по шоссе:
на гусеницах 250 км
на колесах 500 км
Макс скорость по шоссе:
на гусеницах 62 км/ч
на колесах 86 км/ч


По материалам ресурса : 03.05.2017 15:24

: 23.01.2017 00:48

Цитирую мишко

Мишко-о-о! А не пошел бы ты на шишко-о...



: 11.08.2016 17:04

Цитирую Игорь Холл

Если быть до конца точным- наклонная броня впервые была применена на бронеавтомобилях штабс капитана Мгберова еще в ПМВ, так что не только Кристи но и французы тут не первенцы))



: 22.06.2016 21:22

Цитирую Вадим

на милитере есть книга- про танкистов коротые бились с фашистами на юге москвы начав с моей родной станции лопасни! называется она первые гвардейцы танкисты! там про бт 7 есть моменты про комбата рафтапулоо- фамилия чурка!





: 19.06.2016 10:34

Цитирую мишко

Танк БТ-7-легкий танк -закуплений у США,танк американського виробництва, де вперше було використано наклонні лобові панелі,що і було використано при конструюванні Т-34.БТ-7розшифровувася як" Быстрый танк",тому що міг рухатись як на гусеничному ходу,так і на колеснім ходу--саме тому, що міг швидко рухатись по прекрасним дорогам Європи,і був закуплений для нападу на Європу (але ці танки не були використані- вони не могли по озброєнню протистояти німецьким танкам)

***Наклонных лобовых панелей на танках БТ отродясь не было. Были только - СКОШЕННЫЕ, подогнанные по носовой конфигурации! Элементы наклонной брони появились в 1934г на французских танках Гочкис -35 и FCM -36. В СССР полностью наклонную броню впервые в 1938г. применила группа Н. Цыганова в своём танке БТ-СВ "Черепаха", оттуда и перекочевала на Т-34. Так, что заокеанский Кристи отдыхает!



: 19.06.2016 10:06

Цитирую мишко

Танк БТ-7-легкий танк -закуплений у США,танк американського виробництва, де вперше було використано наклонні лобові панелі,що і було використано при конструюванні Т-34.БТ-7розшифровувася як" Быстрый танк",тому що міг рухатись як на гусеничному ходу,так і на колеснім ходу--саме тому, що міг швидко рухатись по прекрасним дорогам Європи,і був закуплений для нападу на Європу (але ці танки не були використані- вони не могли по озброєнню протистояти німецьким танкам)

***С ума сойти! 45мм пушка 20К советского танка Бт не могла противостоять 37мм пушке KWK 30 немецкого танка Т-3? Ну просто фантастика!



: 19.06.2016 05:13

Танк БТ-7-легкий танк -закуплений у США,танк американського виробництва, де вперше було використано наклонні лобові панелі,що і було використано при конструюванні Т-34.БТ-7розшифровувася як" Быстрый танк",тому що міг рухатись як на гусеничному ходу,так і на колеснім ходу--саме тому, що міг швидко рухатись по прекрасним дорогам Європи,і був закуплений для нападу на Європу (але ці танки не були використані- вони не могли по озброєнню протистояти німецьким танкам)



: 26.05.2016 20:41

ну а насчет танков в городе вопрос поднимался, так вот в берлинской операции применение танковых армий считаю..... ПРАВИЛЬНЫМ, а вот в грозном- НЕТ. к 1945 тактика применения танков в городских условиях была уже отработана- танки действовали в составе штурмовых групп- танки поддерживали пехоту, пехота защищала танки(это если в вкратце). да танков пожгли много,но во 1х- в противном случае людские потери были бы значительно более высокими, так что будем жалеть - железо или людей?? во 2х миф о сожженных армиях преувеличен- например 1я танковая армия в берлинской операции потеряла менее 33% техники(для сравнения-та же армия с5 по 20 июня- 86%)



: 26.05.2016 20:08

если встать на точку зрения некоторых комментаторов то ВСЕ сегодняшние БТР, БРМ, БМП ВСЕХ стран мира- ни куда не годное фанерное барахло, на котором можно только огород пахать и ворон гонять- еще бы, броня БРДМ пулей из АКМ пробивается, пулемет - всего 14,5мм - ни один танк не пробьет))) да и не бывает неуязвимых танков- соревнование снаряд- броня идет непрерывно и конца этому не видно. БТ- ПРЕВОСХОДНЫЙ ТАНК ДЛЯ СВОЕГО ВРЕМЕНИ но устаревший к 40м годам, так же как был великолепен т 55 в свое время... и армата устареет со временем и будет годна только "зулусов гонять"



: 23.04.2016 06:04

Цитирую Савчик Никита

Недля кого несекрет что это не танк это фанерная мешень,я думаю что они были зделаны для поддержки пихоты,насколько я знаю БТ 7 принято больше ругать чем хвалить.единственная качество у БТ 7 он был быстрый..

Сколько недалеких бредунов-игрунов в WOT лезут на сайты... Уж сидели бы и задротили в акрадки свои

Эта боевая машина обладала действительно потрясающей для 30-40х годов динамикой и скоростными качествами. Танки поздних выпусков развивали скорость до 86км/ч. БТ-7 идеально подходил для глубоких прорывов в тыл противника и рейдов по его коммуникациям. На лето 1941 года танк несомненно ещё имел боевую ценность и мог противостоять многим образцам немецкой бронетехники, включая первые модификации "Panzer III". Несмотря на это во многих источниках литературы его упрямо именуют устаревшим и бесполезным. Всего было выпущено 5328 танков этого типа.

Описание

"БТ-7" был разработан в середине 30-х годов группой конструкторского бюро Харьковского паровозостроительного завода под руководством Фирсова. Ранее это же конструкторское бюро спроектировало танк "БТ-5". "Семерка" отличалась от "БТ-5" рядом конструктивных доработок и изменений, являясь его модернизацией. В числе отличий можно назвать новую конструкцию корпуса, установку другого двигателя, а также изменения в ходовой части. Вооружение и бронирование танка было аналогично "пятёрке". Для середины - конца 30-х годов "БТ-7" являлся достаточно приличной боевой машиной, по своим характеристикам не уступавшей боевой технике других стран, особенно выделяло эту боевую машину потрясающая скорость и динамика, которые сильно поразили иностранных гостей, присутствовавших на Киевских маневрах 1936 года. И надо отметить, что несущийся на огромной скорости, обычно не свойственной танкам, "БТ-7" действительно производил сильное впечатление, достаточно посмотреть любые кадры военной хроники 30-х годов. "БТ-7" уступал основному немецкому танку "Panzer III" в бронировании, но имел превосходство в скорости. Его 45-мм орудие было способно легко пробить броню немецких "троек" первых выпусков, а броня более позних модификаций, таких как "Panzer III Ausf.H" и самых массовых "Pz.III Ausf.J" пробивалась лишь с довольно малых дистанций(около 300м), что диктовало при встрече с германскими танками использование засадной тактики, с целью подпустить последние как можно ближе. При стычке с танками "Panzer II" или "Panzer I", вооруженными пулеметом, "БТ-7" мог справиться с ними без особых затруднений. При грамотном применении и подходящих условиях "БТ-7" всё же могли создать противнику сложности. Однако в реальных военных условиях лета 1941-го, советские танковые части, оснащенные "БТ-7", несли большие потери из-за характера боевых действий, умело навязанных немцами Красной Армии. Стремительный блицкриг первых месяцев войны буквально разметал казавшиеся внушительными бронетанковые силы СССР. В числе причин неудачного использования этих танков можно назвать и то, что советский устав танковых частей первоначально не предусматривал стрельбу с места в обороне и использование танковых засад, что было наиболее правильной тактикой для "БТ-7" ввиду его слабого бронирования, недостаточно мощной пушки и необходимости вести оборонительные действия в ходе развивающегося наступления противника. Это тоже сыграло свою негативную роль и привело к неоправданно большим потерям техники в первых же столкновениях с гитлеровцами. Ещё более прискорбно то, что одних только "БТ-7" у Советского было больше, чем во всех четырёх немецких танковых группах, ворвавшихся на территорию СССР. Союза Таким образом даже без учета всех остальных танков, у советских войск было численное преимущество, которое однако было бессмысленно в тех условиях, поскольку все эти огромные силы не были развернуты к началу войны и находились на огромном расстоянии друг от друга, что позволяло немецким войскам громить превосходящие их численно, но разрозненные советские армии по частям и стремительными прорывами танковых клиньев занимать огромные площади территории СССР. Большие потери "БТ-7", как и потери других, более новых советских танков, объяснялись не столько техническими недостатками, сколько условиями первых месяцев войны. Вообще этот танк сложно назвать абсолютно устаревшим даже на момент начала Великой Отечественной Войны, хотя его таковым считают. Не стоит забывать, что основная масса немецких танков, двинувшихся в пределы СССР летом 1941-го года - это средние "Panzer III" и лёгкие "Panzer II" . Причём с некоторыми модификациями "троек"(от Ausf.A до Ausf.G), как уже говорилось выше, "БТ-7" мог ещё вполне эффективно вести бой, а что касается "Pz.II", то превосходство "семерки" над этим слабобронированным танком, вооруженным лишь пулемётом, вообще не должно вызывать сомнения. Собственное бронирование "БТ-7" было его действительно слабым местом - почти все немецкие орудия, включая широко распространённые на начало войны 37-мм пушки, без труда такую броню пробивали. Несмотря на этот очевидный недостаток, "БТ-7" применялся на фронтах всю войну вплоть до разгрома Японии, хоть и ограниченно и конечно же не в роли основного танка. В тылу же "семёрки" служили в качестве учебных машин.