Бронирование и линейные размеры танка пз 3. Средний танк Pz Kpfw III и его модификации. Дизайн прототипа «Круппа»

Бронирование и линейные размеры танка пз 3. Средний танк Pz Kpfw III и его модификации. Дизайн прототипа «Круппа»

Танк т-3 (Pz.3) - первый по-настоящему боевой танк Вермахта. Разрабатывался на конкурсной основе четырьмя фирмами в качестве ма - шины для командиров рот "ZW" (Zugfuhrerwagen). К производству был принят образец фирмы Daimler-Benz. С 1940 до начала 1943 г. был основным средним танком германской армии .

Танк т-3 Pz.3 -первое боевое танковое оружие немецкой армии Второй мировой войны

КОНСТРУКЦИЯ И Модификации бронетехники

Pz.3A - предсерийный вариант массой 15,4 т. Корпус и башня - сварные. Двига -

тель Maybach HL 108TR мощностью 250 л.е., пятискоростная синхронизированная коробка передач, планетарный механизм поворота. Ходовая часть с пятью опорны - ми катками большого диаметра, подвеска типа Кристи. Скорость 32 км/ч. Экипаж 5 чел. Габариты: 5690x2810x2340 мм. Во - оружение: 37-мм пушка KwK L46,5 и три пулемета MG 34 - два в башне справа от пушки, а один - в лобовом листе корпуса. Макс. Толщина брони - 14,5 мм. Изготов - лено 10 единиц.

Pz.3B - новая ходовая часть с восемью опорными катками малого диаметра и блокированной балансирной подвеской наполуэллиптических листовых рессорах. Командирская башенка унифицирована с Pz.lVA. Изготовлено 15 единиц.

Pz.3C - незначительные отличия от предыдущей модели. Несколько изменены подвеска, система выхлопа и планетарный механизм поворота. Масса 16 т. Изготов - лено 15 единиц.

Pz.3 D - толщина лобовой и бортовой брони увеличена до 30 мм. Переделаны кормовая часть корпуса и крыша моторно - го отделения. Усовершенствована подвес - ка и введена новая командирская башенка с пятью смотровыми щелями. Запас хода увеличен до 165 км. Боевая масса 19,8 т. Изготовлено 30 единиц.

Pz.3 E - ходовая часть с шестью опор - ными катками и торсионной подвеской. Двигатель Maybach HL 120TR мощностью 300 л.с., десятискоростная коробка пере - дач. Введены двухстворчатые бортовые люки в башне, установка курсового пуле - мета Kugelblende 30, комбинированный прибор наблюдения механика-водителя, эвакуационные люки в бортах корпуса. Из - менениям подверглась кормовая часть корпуса. Вооружение осталось прежним. Боевая масса 19,8 т. Скорость 35 км/ч. Изготовлено 96 единиц.

Pz.3 F - незначительно модернизиро - ванный Pz.lllE. С июня 1940 г. - 50-мм пушка KwK 38. Изготовлено 435 единиц.

В последующем все танки варианта Pz.lllF и большинство Pz.lllE были перево - оружены 50-мм пушкой. При этом число пулеметов сократилось до двух.

Pz.3G - незначительные изменения в деталях корпуса. Новая командирская ба -

шенка с пятью смотровыми приборами, унифицированная с башенкой Pz.IV. Ящик для снаряжения на корме башни. Воору - жение: 50-мм пушка KwK 38 и два пулеме - та MG 34 Изготовлено 600 единиц (из них 54 в тропическом исполнении Pz.lllG (trop).

Pz.3 H - новая конструкция направляю - щего и ведущего колеса. Дополнительная 30-мм плита на лобовой части корпуса. Гусеницы шириной 400 мм. Изменена кор - мовая часть башни. Боевая масса 21,6 т. Вооружение и двигатель без изменений,

шестискоростная коробка передач. Изго - товлено 310 единиц.

Pz.lll J - лобовая броня толщиной 50 мм, шаровая установка курсового пулеме - та Kugelblende 50. С января 1942 года - 50-мм пушка KwK 39 с длиной ствола в 60 калибров. Боевая масса 21,5 т. Габариты с пушкой L/60: 6280x2950x2500 мм. Изго - товлено 2616 единиц (из них 1067 с длин - ноствольной пушкой).

Pz.lllL (Sd.Kfz. 141/1) - увеличенная тол - щина брони маски пушки и дополнительная 20-мм броня в лобовой части корпуса. Ряд других мелких усовершенствований. Двига - тель и вооружение как у Pz.lIIJ поздних вы - пусков. Изготовлено 653 единицы.

Pz.lllM (Sd.Kfz. 141/1) - последний ва - риант Pz.lll в качестве линейного танка, вооруженного 50-мм пушкой. Незначи - тельные отличия от Pz.lllL. Ликвидированы люки в бортах корпуса. Система выхлопа танка была приспособлена для преодоле - ния без подготовки брода глубиной до 1,3 м. Установлены дымовые гранатометы, кронштейны для крепления противокуму- лятивных экранов, зенитный пулемет на командирской башенке. Боекомплект пуш - ки возрос до 98 выстрелов. Изготовлено 250 единиц.

Pz.lllN (Sd.Kfz. 141/2) - штурмовой танк, вооруженный 75-мм пушкой KwK 37 с длиной ствола 24 калибра. Корпус и башня как у Pz.lllL и Pz.lllM. Командирская башенка как у поздних Pz.IV. Боевая масса 23 т. Изготовлено 663 единицы.

В строевые части Панцерваффе первые 10 танков Рz.lll были переданы весной 1939 г. Их боевое крещение состоялось во время Польской кампании. На 1 сентября 1939 г. в немецких танковых частях име - лось всего 98 Rz.lll из 120, выпущенных к этому времени. Непосредственное учас - тие в боевых действиях приняли лишь 69 машин. Большинство из них (37 единиц) было сосредоточено в 6-м учебном танко - вом батальоне (6. Panzer Lehr Battalion), приданном 3-й танковой дивизии, входив - шей в состав 19-го танкового корпуса ге - нерала Г.Гудериана. Несколько машин имелось и в 1-й танковой дивизии. Безво - звратные потери боевых машин этого типа в ходе боев в Польше составили 8 единиц (по другим данным - 26 единиц!).

К началу французского похода Панцер - ваффе располагали уже 381 танком Pz.lll и 60 - 70 командирскими танками на их ба - зе. При этом недокомплект составлял при - мерно 100 боевых машин. Поэтому нем - цам пришлось сосредоточивать дефицит - ные средние танки в соединениях, действовавших на направлениях главных ударов. 135 танков Pz.lll были безвозврат - но потеряны в ходе боевых действий.

После поражения Франции, в рамках подготовки к вторжению на Британские острова, в конце лета 1940 г. 168 танков моделей F, G и Н были переоборудованы в танки подводного хода. Для частей Афри - канского корпуса был разработан тропи - ческий вариант танка, с более производи - тельными системами охлаждения и очист - ки воздуха.

Как и другие типы немецких танков "тройки" принимали участие в операции на Балканах весной 1941 года. На этом те - атре главной опасностью для немецких танков были не малочисленные югославе-

БОЕВАЯ МАССА, т: 19,5- ЭКИПАЖ, чел.: 5.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм* длина 5380 ширина - 2910, высота - 2440, клиренс - 385.

ВООРУЖЕНИЕ" 1 пуш^а Kw«4 L/45 калибра 37 мм и 3 пулемета MG 34 калибра 7,92 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 131 артвыстрел и 4425 патронов

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: монокулярный телескопический прицел

TZE 5а.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 30: борт 30, корма - 21: дни - ще - 16; крыша - 17; башня - 30,

ДВИГАТЕЛЬ: Maybach HL 120TR, 12-цилиндровый карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 300 л с (22^ кВт) при 3000 об/мин., рабочий объем 11 867 см 3 ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион, десятискооост ная безвальная механическая коробка передач с предварительным выбором и пневматическим переключением (10 вперед. 4 назад), планетарные механизмы поворота, бортовые передачи. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть опорных сдвоенных обрезиненных катков на боот, три обрезиненных поддеоживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения с двумя съемными зубчатыми венцами, зацепление цевочное; подвеска - индивиду - альная, торсионная: в каждой гусенице 94 грака шириной 360 мм, шаг трака 130 мм.

СКОРОСТЬ МАКСИМАЛЬНАЯ км/ч: 40. ЗАПАС ХОДА, км-165.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ, угол подъема град 30; шири - на рва м - 2,0; высота стенки, м - 0,6; глубина брода, м - 0,8 СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Fu 5.

кие и греческие танки и противотанковые пушки, а горные, подчас не мощеные, до - роги и плохие мосты. Серьезные столкно - вения, приведшие к потерям, пусть и нез - начительным, произошли у немцев с анг - лийскими войсками, прибывшими в Грецию в марте 1941 года. Огнем 25-фун - товых орудий было подбито несколько Pz.lll.

Весной 1941 г. Pz.lll прибыли в Север - ную Африку. 11 марта в Триполи начали разгружаться подразделения 5-й легкой дивизии Вермахта, насчитывавшие в сво - ем составе до 80 Pz.lll. В основном это были машины модификации G в тропичес -

ком исполнении с усиленными воздушны - ми фильтрами и системой охлаждения. Спустя пару месяцев, к ним присоедини - лись боевые машины 15-й танковой диви - зии. На момент прибытия, Pz.lll превосхо - дил любой английский танк в Африке, за исключением "Матильды"

Первым крупным боем в ливийской пустыне с участием Pz.lll стала атака си-лами 5-го танкового полка 5-й легкой ди - визии английских позиций у Тобрука 30 апреля 1941 г. В дальнейшем танки Pz.lll принимали участие практически во всех боевых операциях немецких войск на этом театре. Осенью 1941 и весной 1942 гг. количество Pz.lll в Африканском корпу - се было максимальным. Например, в но - ябре 1941 г. немецкие войска располага -

ли 249 танками, из них - 139 Pz.lll. В ян - варе 1942 г. прибыла еще одна крупная партия машин этого типа - несколько де - сятков Pz.lllJ, правда еще с короткой 50- мм пушкой. Первые 19 Pz.lllJ с длинност - вольными пушками прибыли в Африку в мае 1942 г. Накануне сражения у Эль-Га- залы немцы располагали всего 332 танка - ми, 223 из них были Pz.lll различных мо-

дификаций. Большинство этих машин принимали участие и в сражении у Эль- Аламейна, в котором немецкие войска потерпели поражение и отступили в Ту - нис, бросив всю технику.

В 1943 г.некоторое количество танков Pz.lll главным образом модификаций L и N приняло участие в завершающих боях Аф - риканской кампании. В частности танки Ausf.L 15-й танковой дивизии участвовали в разгроме американских войск в проходе Кассерин 14 февраля 1943 г. Танки Ausf.N

входили в состав 501-го тяжелого танково - го батальона. Их задачей была охрана по - зиций "тигров" от атак неприятельской пе - хоты. После капитуляции немецких войск в Северной Африке 12 мая 1943 г. все эти танки стали трофеями союзников.

Накануне войны с Советским Союзом Вермахт располагал 235 танками Pz.lll с 37-мм пушками (еще 81 машина находи - лась в ремонте). Танков с 50-мм пушка - ми было значительно больше - 1090! Еще 23 машины находились в стадии пе - ревооружения. В течение июня от про - мышленности ожидалось поступление еще 133 боевых машин. Из этого количе - ства непосредственно для вторжения в Советский Союз предназначалось 965 танков Pz.lll, которые были распределены более или менее равномерно по 16 не - мецким танковым дивизиям из 19, участ - вовавших в операции "Барбаросса" (6-я, 7-я и 8-я танковые дивизии имели на во - оружении танки чехословацкого произво - дства). Так, например, в 1-й танковой ди - визии имелось 73 Pz.lll и 5 командирских Pz.Bf.Wg.Ill, в 4-й танковой - 105 боевых машин этого типа. Причем, абсолютное большинство танков было вооружено 50- мм пушками L/42.

По трем основным оценочным парамет - рам - вооружению, маневренности и бро - невой защите - Pz.lll существенно пре - восходил только Т-26. Над БТ-7 немецкая машина имела преимущество в броневой защите, над Т-28 и KB - в маневренности. По всем трем параметрам немецкий сред - ний танк уступал только Т-34. Вместе с тем Pz.lll имел неоспоримое превосход - ство над всеми советскими танками в ко - личестве и качестве приборов наблюде - ния, качестве прицелов, надежности дви - гателя, трансмиссии и ходовой части. Немаловажным преимуществом было стопроцентное разделение труда членов экипажа, чего не было на большинстве со - ветских танков. Последние обстоятель - ства, при отсутствии ярко выраженного превосходства в ТТХ в целом, позволяли Pz.lll в большинстве случаев выходить по - бедителем из танковых дуэлей. Впрочем, при встречах с Т-34, а тем более с KB, до - биться этого было весьма трудно: пробить их броню немецкая 50-мм пушка могла

только с очень малой дистанции - не бо - лее 300 м.

К концу 1941 г. потери в машинах этого типа на Восточном фронте составили 660 единиц, а за первые два месяца 1942-го -еще 338! Тем не менее, в течение всего 1942 г. Pz.lll оставались основной ударной силой Панцерваффе, в том числе и в ходе масштабных наступательных операций на южном фланге Восточного фронта. 23 ав - густа 1942 г. Pz.lll Ausf.J из 14-го танково - го корпуса первыми вышли к Волге север - нее Сталинграда. В Сталинградской битве и битве за Кавказ Pz.lll понесли наиболее серьезные потери. В этих сражениях участвовали танки, вооруженные обоими типами пушек - в 42 и 60 калибров. Ис - пользование длинноствольной 50-мм пуш - ки позволило отодвинуть дистанцию огне - вого боя, например, с Т-34 почти до 500 м.

- борстве с советскими танками перешла к Pz.IV с длинноствольными 75-мм пушками, a Pz.lll все чаще играли вспомогательную роль. Тем не менее, они еще составляли примерно половину танкового парка Вер - махта на Восточном фронте. К лету 1943 г. в штат немецкой танковой дивизии входил танковый полк двухбатальонного состава В первом батальоне "тройками" вооружа - лась одна рота, во втором - две. Всего в дивизии полагалось иметь 66 линейных танков этого типа.

В последний раз в значительных количе - ствах Pz.lll применялись в ходе операции "Цитадель". В танковых и моторизова этой операции насчитывалось 109 танков с короткоствольными 50-мм пушками, 528 - с длинноствольными и 172 - с 75-мм ору - диями Кроме этих танков еще 56 машин имелось в 503-м и 505-м тяжелых танко - вых батальонах, 656-м полку истребителей танков и других частях. По немецким дан - ным, в течение июля и августа 1943 г. бы - ло потеряно 385 Pz.lll . Всего же в течение года потери составили 2719 единиц, из которых 178 после ремонта вернули в строй.

К концу 1943 г. в связи с прекращением производства число Pz.lll в частях первой линии резко сократилось. Значительное количество танков этого типа передали в различные учебные и резервные части. Они несли службу на второстепенных те - атрах военных действий, например, в Ита - лии и на Балканах.

К марту 1945 г. в боевых частях Вермах - та осталось только 164 Pz.lll, еще 328 име - лось в армии резерва, а 105 использова - лись в качестве учебных.

Незначительное количество Pz.lll раз - личных модификаций было поставлено со - юзникам Германии. В сентябре 1942 г. 10 танков модификации М получила Венгрия. Еще 10-12 машин было передано венг - рам в 1944 г. В конце 1942 г. 11 машин Ausf.N было поставлено в Румынию. В 1943 г. 10 таких танков заказала Болгария, но в итоге немцы заменили "тройки" на Pz.38(t). Словакия получила 7 Ausf.N в 1943 г Несколько машин модификаций N и L состояли на вооружении хорватских войск. Турция планировала приобрести 56

машин вариантов L и М, но планы эти реа - лизовать не удалось. Таким образом, в ар - мии союзных Германии государств посту - пило всего не более 50 Pz.lll.

На базе Pz.lll строились разнообразные самоходно-артиллерийские установки, включая знаменитые штурмовые орудия StuG III, пять типов командирских танков, огнеметные танки, машины передовых ар - тиллерийских наблюдателей, ремонтно-эва- куационные машины. Были выпущены не - большие партии машин для перевозки бо - еприпасов и амуниции и саперных танков.

Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд - броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке "мудрейшего из мудрых вождя всех народов"), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный "автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему "общепринятому". Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания "Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941", так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий, но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…" Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из "механизированной кавалерии" (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, "применением брони повышенной сопротивляемости". Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как "метод Круппа". Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что "метод Круппа" в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ "Большевика" под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил "сорокапятку".

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…". В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м".

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов". Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: "Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.

Средний танк Pz Kpfw III
и его модификации

Всего за период с 1937 г. по август 1943 г. было произведено 5 922 танка Pz Kpfw III различных модификаций, из них с 75-мм пушкой было выпущено 700 единиц и с 50-мм пушкой – более 2600. На базе Pz Kpfw III производились и другие боевые машины: штурмовые орудия, огнеметные и командирские танки. Часть танков в 1943-1944 гг. была переделана в бронированные машины наблюдателей и БРЭМ.

Экипаж состоял из 5 человек. Такое количество членов экипажа, начиная с Pz Kpfw III, стало стандартным на всех последующих германских средних и тяжелых танках. Этим количеством определялось функциональное разделение обязанностей членов экипажа: командир, наводчик, заряжающий, водитель, радист.

Все линейные танки Pz Kpfw III оснащались радиостанцией FuG5.

Средние танки Pz Kpfw III Ausf A, B, C, D (Sd Kfz 141)


Pz Kpfw III Ausf B Pz Kpfw III Ausf D

Боевая масса - 15,4–16 т. Длина - 5,67…5,92 м. Ширина - 2,81…2,82 м. Высота - 2,34…2,42 м.
Броня 15 мм.
Двигатель - «Майбах» HL 108TR. Скорость - 40 км/ч. Запас хода - 165 км по шоссе и до – 95 км на местности.
Вооружение: 37-мм пушка KwK L/46,5 и три 7,92-мм пулемета MG 34 (два – в башне).

Pz Kpfw III Ausf A : выпущено 10 машин в 1937 году.

Pz Kpfw III Ausf B : выпущено 15 машин в 1937 году.

Pz Kpfw III Ausf C : выпущено 15 машин в конце 1937 года и январе 1938 года.

Pz Kpfw III Ausf D : выпущено 30 машин с января по июнь 1938 года.

Танки Pz Kpfw III Ausf A имели пять опорных катков большого диаметра. В следующих модификациях В и С ходовая часть полностью отличалась. У этих танков было 8 малых опорных катков и 3 поддерживающих ролика. На танках Pz Kpfw III Ausf D была изменена форма командирской башенки, имевшей пять смотровых щелей, и ее бронирование было увеличено до 30 мм.

Танки Pz Kpfw III Ausf A, B, C, D участвовали в Польской кампании. Pz Kpfw III Ausf A и Ausf B в феврале 1940 года были выведены из боевого состава. Танки Pz Kpfw III Ausf D в апреле 1940 года участвовали в оккупации Норвегии, затем были выведены из состава.

Средний танк Pz Kpfw III Ausf Е (Sd Kfz 141)

Выпущено 96 танков с декабря 1938 года по октябрь 1939 года.


Средний танк Pz Kpfw III Ausf E

Pz Kpfw III Ausf Е - первая массовая серия. На них был применен новый 12-цилиндровый карбюраторный двигатель «Майбах» HL 120TR (3000 об/мин) мощностью 300 л. с. и новая коробка передач. Лобовая и бортовая броня была доведена до 30 мм, при этом масса танка достигла 19,5 тонн, а давление на грунт возросло с 0,77 до 0,96 кг/см 2 . Корпус производился из цельных броневых листов вместо составных, как на предыдущих моделях. Аварийные люки были сделаны на обоих бортах, установлен смотровой прибор радиста на правом борту корпуса. Ходовая часть танка этой модификации имела шесть обрезиненных опорных катков и индивидуальную торсионную подвеску с гидроамортизаторами, которая в последующих модификациях не подвергалась существенным изменениям.

Боевая масса - 19,5 т. Длина -5,38 м. Ширина - 2,94 м. Высота - 2,44 м.



Многие машины были перевооружены на 50-мм пушку с августа 1940 г. до 1942 г. При этом выполнялось экранирование 30-мм бронелистами лобовых и кормовых деталей корпуса.

Производство осуществлялось на заводах трех фирм - «Даймлер-Бенц», «Хеншель» и MAN.

Средний танк Pz Kpfw III Ausf F (Sd Kfz 141)

Выпущено 435 машин с сентября 1939 г. по июль 1940 г.

Танк Pz Kpfw III Ausf F имел те же габариты и бронирование, что и Pz Kpfw III Ausf E и незначительные улучшения конструкции, включая командирскую башенку нового типа. Добавлены воздухозаборники на крыше.

Боевая масса – 19,8 т.
Броня: башня, лоб и борта надстройки и корпуса – 30 мм, корма надстройки и корпуса – 21 мм.
Двигатель - «Майбах» НL 120TR. Скорость - 40 км/ч. Запас хода - 165 км.
Вооружение: 37-мм пушка KwK L/46,5 и три 7,92-мм пулемета MG 34 (два – в башне).
Боекомплект пушки – 131 выстрел.

Последние 100 танков вооружались 50-мм пушкой KwK38 L/42, а позже большая часть ранее выпущенных танков этой серии также была перевооружена этими пушками. Одновременно устанавливались дополнительные броневые листы толщиной 30 мм.

Последние Pz Kpfw III Ausf F состояли в штатном составе в июне 1944 г.

Средний танк Pz Kpfw III Ausf G (Sd Kfz 141)

Выпущены 600 машин с апреля 1940 г. по февраль 1941 г.

Танки модификации Pz Kpfw III Ausf G в качестве основного вооружения получили 50-мм танковую пушку KwK38 L/42, разработанную фирмой «Крупп» в 1938 году. Одновременно началось перевооружение новой артсистемой ранее выпущенных танков модификаций Е и F. Боекомплект новой пушки состоял из 99 выстрелов. Была увеличена толщина брони кормовой части корпуса до 30 мм. Масса танка достигла 20,3 т. Изменена конструкция башни: установлены вытяжной вентилятор на крыше и новая командирская башенка. Применен поворотный смотровой прибор водителя.

Боевая масса – 20,3 т. Длина - 5,41 м. Ширина - 2,95 м. Высота - 2,44 м.
Броня башни, надстройки и корпуса – 30 мм.
Двигатель - «Майбах» НL 120TR. Скорость - 40 км/ч. Запас хода - 165 км.

Средний танк Pz Kpfw III Ausf H (Sd Kfz 141)

Выпущено 308 машин с октября 1940 г. по апрель 1941 г.

Pz Kpfw III Ausf H получил новую трансмиссию, улучшенную башню, новую командирскую башенку, дополнительные 30-мм броневые лобовые и кормовые экраны корпуса и лобовые – надстройки (30+30 мм). В 1941 г. лобовая броня танка Pz Kpfw III Ausf H не пробивалась снарядами советских 45-мм противотанковых пушек образца 1937 г., американских 37-мм пушек М5 и английских 40-мм пушек.

Боевая масса – 21,8 т. Габариты те же.
Броня башни, надстройки и корпуса – 30 мм, дополнительные броневые листы на лоб и корму корпуса и на лоб надстройки – 30 мм.
Вооружение: 50-мм пушка 5cm KwK38 L/42 и два 7,92-мм пулемета MG 34.
Боекомплект пушки – 99 выстрелов.

Средний танк Pz Kpfw III Ausf J (Sd Kfz 141)

Выпущено 1549 машин с марта 1941 г. по июль 1942 г.


Pz Kpfw III Ausf J с короткоствольной пушкой 5cm KwK38 L/42




Вооружение: 50-мм пушка 5cm KwK38 L/42 и два 7,92-мм пулемета MG34.
Боекомплект пушки – 99 выстрелов.

Танк Pz Kpfw III Ausf J был защищен еще более толстой броней – 50 мм. Введен новый тип установки пулемета радиста – шаровой. Первые 1549 танков вооружались 50-мм короткоствольной пушкой KwK38 L/42. Начиная с декабря 1941 г., на танки Pz III Ausf J впервые начали устанавливать новую 50-мм длинноствольную пушку KwK39 L/60.

Первые танки Pz Kpfw III Ausf J c короткоствольной пушкой поступили на вооружение и и отдельного танкового полка, направленных в сентябре 1941 года на Восточный фронт. Остальные шли на восполнение потерь на Восточном фронте и в Северной Африке.

Средний танк Pz Kpfw III Ausf J (Sd Kfz 141/1)

Выпущено 1067 машин с декабря 1941 г. по июль 1942 г.


Pz Kpfw III Ausf J с длинноствольной пушкой 5cm KwK39 L/60

На этих танках устанавливалась более мощная 50-мм длинноствольная пушка KwK39 L/60. Необходимость в этом возникла по опыту боев на Восточном фронте. В танках с новой пушкой L/60 уменьшился боекомплект из-за новой длины патрона (выстрела) с 99 до 84 штук.

Боевая масса – 21,5 т. Длина - 5,52 м. Ширина - 2,95 м. Высота - 2,50 м.
Броня: лоб и корма надстройки и корпуса – 50 мм, башня и борта – 30 мм.
Двигатель - «Майбах» НL 120TR. Скорость - 40 км/ч. Запас хода - 155 км.
Вооружение: 50-мм пушка 5cm KwK39 L/60 и два 7,92-мм пулемета MG 34.
Боекомплект пушки – 84 выстрела.

Танки Pz Kpfw III J с 50-мм длинноствольной пушкой L/60 поступили на вооружение пяти новых танковых батальонов, сформированных для и . Остальные поступали на восполнение высоких потерь на Восточном фронте. Танки с пушкой L/60 весьма успешно сражались в Северной Африке с английскими танками, но были малоэффективными в бою с советскими Т-34 и КВ.

В июне 1942 г. на фронтах и в резерве имелось около 500 танков Pz Kpfw III Ausf J с 50-мм пушкой. Перед началом наступления под Курском в составе групп армий «Центр» и «Юг» находился 141 Pz Kpfw III Ausf J.

Средний танк Pz Kpfw III Ausf L (Sd Kfz 141/1)

Выпущено 653 машины с июня по декабрь 1942 г.


Средний танк Pz Kpfw III Ausf L

Боевая масса - 22,7 т. Длина - 6,28 м. Ширина - 2,95 м. Высота, м - 2,50 м.
Лобовая броня башни – 57 мм, надстройки – 50+20 мм, корпуса – 50 мм. Броня бортов и кормы башни и бортов надстройки и корпуса – 30 мм. Броня кормы надстройки и корпуса – 50 мм.
Двигатель - «Майбах» НL 120TR. Скорость - 40 км/ч. Запас хода - 155 км.
Вооружение: 50-мм пушка 5cm KwK39 L/60 и два 7,92-мм пулемета MG 34.

Первые танки Pz Kpfw III Ausf L поступали на вооружение , и и .

Средний танк Pz Kpfw III Ausf M (Sd Kfz 141/1)

Выпущено 250 машин с октября 1942 г. по февраль 1943 г.

ТТХ как у Pz Kpfw III Ausf L.

По бортам башни устанавливались по три гранатомета для дымовых гранат. Ширина машины с восточной гусеницей увеличилась до 3,27 м. При установке экранов по бортам корпуса ширина танка достигала 3,41 м.

Средний танк поддержки Pz Kpfw III Ausf N (Sd Kfz 141/2)

Выпущено 663 машины с июня 1942 г. по август 1943 года. Переделаны еще 37 машин из Pz Kpfw III J.

ТТХ как у модификаций L, M.

Вооружение: 75-мм пушка 7,5cm KwK L/24 и два 7,92-мм пулемета MG 34.

Предназначались для обеспечения поддержки «Тиграм» либо для выполнения в танковых полках функций, которые выполняли танки Pz Kpfw IV с короткоствольной 75-мм пушкой.

Средний огнеметный танк Pz Kpfw III (F1) (Sd Kfz 141/3)

Выпущено 100 машин с февраля по апрель 1943 года. Создан на базе танка Pz Kpfw III Ausf M.

Экипаж – 3 чел.
Боевая масса – 23 т.
Вооружение: огнемет (1000 л огнесмеси) и 7,92-мм пулемет MG 34.
Дальность огнеметания – до 60 м.

Командирские танки на базе Pz Kpfw III

Средний командирский танк Pz Bef Wg (Sd Kfz 141)

Выпущено 81 машина с августа по ноябрь 1942 г.

Этот танк создан на базе танка Pz Kpfw III Ausf J . Снят лобовой пулемет и уменьшен боекомплект к пушке до 75 выстрелов.

Вооружение: 50-мм пушка 5cm KwK L/42 и 7,92-мм пулемет MG 34 в башне.
Радиостанции – FuG5 и FuG7 (или FuG 8).

Средний командирский танк Pz Bef Wg Ausf K

Выпущено 50 машин с декабря 1942 года по февраль 1943 года. Этот командирский танк создан на базе танка Pz Kpfw III Ausf M.

Вооружение: 50-мм длинноствольная пушка 5cm KwK39 L/60 и 7,92-мм пулемет MG 34 в башне.
Радиостанции – FuG 5 и FuG 8 (или FuG7).

В период с июня 1938 г. по сентябрь 1941 г. выпускались также командирские танки серий D, E, H с одним пулеметом в башне (вместо пушки - макет). Всего было построено 220 машин этих серий с различными радиостанциями.

Боевое применение средних танков Pz Kpfw III

К началу вторжения в СССР в вермахте и войсках СС насчитывалось около 1550 танков Pz Kpfw III. В войсках, предназначенных для нападения на СССР, насчитывалось 960 танков Pz Kpfw III Ausf E, F, G, H, J.

Не так давно завершилась реставрация немецкого танка Pz.III, о процессе которой у нас есть небольшой фотоотчет: . А теперь давайте заглянем внутрь и посмотрим на рабочие места экипажа танка.


2. Экипаж PzKpfw III состоял из пяти человек: механика-водителя и стрелка-радиста, находившихся в отделении управления и командира, наводчика и заряжающего, размещавшихся в трёхместной башне.

3. Внизу фотографии, слева, расположено место механика-водителя, справа внизу стрелка-радиста. Между ними установлена коробка передач.

4. Место механика водителя. Смотровая щель имеет бронешторку с несколькими положениями, хорошо видна на фотографиях снаружи. Серым окрашены бортовые фрикционы, благодаря которым танк поворачивает.

5. Место стрелка-радиста.

6. Вид на боевое отделение с места механика-водителя. Серым внизу окрашен трансмиссионный тоннель, внутри которого расположен карданный вал, передающий крутящий момент двигателя на коробку передач. В боковых шкафчиках находились укладки снарядов. Башня трёхместная.

7. Прицел наводчика. Справа казённая часть орудия с проштампованным годом изготовления, 1941.

Фотограф: Моисеенков Андрей.

Выражаем благодарность сотрудникам Центрального музея бронетанкового вооружения и техники за содействие в фотосъемке.