В Астрахани спущен на воду новый нефтяной танкер «Яков Гунин» проекта RST25. В Астрахани спущен на воду новый нефтяной танкер «Яков Гунин» проекта RST25 Кто такой яков гунин

В Астрахани спущен на воду новый нефтяной танкер «Яков Гунин» проекта RST25. В Астрахани спущен на воду новый нефтяной танкер «Яков Гунин» проекта RST25 Кто такой яков гунин

25.10.201407:00

В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения Якова Гунина. Среди знаменитых мурманских капитанов Яков Алексеевич занимает свое почетное место. Но его заслуги все-таки не столь известны широкой публике, как свершения его современников - капитанов Буркова, Егорова, Копытова. Их именами названы улицы нашего города. Яков Алексеевич такой чести не удостоился, хотя и был почетным гражданином Мурманска. Зато в начале 80-х годов прошлого века стал главным героем передачи "От всей души". Чтобы показать всей стране рыбацкий труд, ведущая Валентина Леонтьева выбрала именно его в качестве примера. И было за что. Один перечень орденов капитана Гунина чего стоит: орден Ленина, два ордена Красной Звезды, ордена Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, "Знак Почета".

Первый причал

Яков Гунин родился в селе Ворзогоры Архангельской губернии 5 августа 1914 года. В 1929 году пятнадцатилетний Яков Гунин становится учащимся Архангельского морского техникума. Первую практику проходил в Мурманске на траулере "Максим Горький". После окончания техникума в 1932 году Яков Гунин поступил в объединение "Рыбпром", где проработал до Великой Отечественной войны. Карьера молодого специалиста, как и многих его сверстников в то время, развивалась стремительно: в 1932 году штурман, а в 1937-м уже капитан.

Как и все поколение моряков, ставших капитанами до 1941 года, Яков Гунин с началом войны мобилизуется на флот. Ему присваивают звание старшего лейтенанта, и он становится командиром тральщика № 17 охраны водного района главной базы Северного флота. Затем его переводят на тральщик № 33 с теми же обязанностями и в том же районе действий.

Дважды в одну реку

Первую свою боевую награду орден Красной Звезды он получил в 1943 году. В наградных документах указано, что к ордену Гунин представляется за успешное выполнение дозора, траление фарватеров и проводки английских транспортов. Особо отмечается умелое командование кораблем во время атаки вражеского бомбардировщика, в результате чего корабль остался цел, а экипаж не понес потери. Но сам Гунин в автобиографии пишет, что первый свой орден получил в том числе за эвакуацию "раненых и обмороженных бойцов в апрельско-майской операции 1942 года".

Это очень показательный пример. Молодого командира волновали страдания солдат, брошенных в бессмысленную атаку во время пурги. Ему запомнилось именно это, а траление, дозоры, конвоирование - дело техники, которым должен владеть любой командир. Спасение людей Яков Алексеевич ставит выше этих важных, но во многом рутинных дел.

Второй орден - и снова Красной Звезды - он получает уже в 1945 году. В наградном листе идет канцелярское перечисление его заслуг: "прошел с кораблем 20 тысяч миль, уничтожил четыре плавающие мины, умело мобилизовал личный состав". И снова Гунин в автобиографии на первое место ставит не эти важные, с точки зрения командования, вещи, а спасение севшего на мель американского транспорта "Балмот", о котором в наградном листе не говорится ни слова.

Уже в 1946 году Яков Гунин получает третий орден, на этот раз Отечественной войны 1-й степени. Наградного листа нам найти не удалось, а в биографии Гунин пишет, что получил эту награду, выполняя задание командующего Северным флотом адмирала Головко А. Г., за "подготовку, организацию, добычу, обработку рыбы в море личным составом тральщика, доставку ее в порты Лиинахамари, Полярный, Мурманск, Североморск для обеспечения питания армии и флота".

В том же 1946 году Гунина демобилизуют, но гражданским человеком он оставался недолго. В 1949 его снова призывают на службу, и Яков Алексеевич становится командиром кабельного судна.

Этот год жизни нам мало известен, - вспоминает дочь капитана Полина Яковлевна. - А сам отец об этом никогда не рассказывал.

Сельдяные рейды

В 1948 году, когда наша страна еще приходила в себя после четырех лет страшной войны, Яков Гунин стал капитаном-флагманом 1-й северо-атлантической сельдяной экспедиции. При этом должность руководителя Гунин совмещал с должностью капитана траулера. Работа была выполнена успешно, и впоследствии Гунин стал начальником "Мурмансельди". Затем в жизни Якова Алексеевича было много других должностей, но именно его сельдяные рейды вошли в историю рыбопромыслового флота СССР. Ветераны их помнят. До сих пор.

Что такое сельдяной лов? Это тяжелейшая каторжная работа. В книге А. А. Елизарова "Океанологи" есть очень яркое ее описание: "На пути возможного хода косяков сельди выметываются сетки этак 50 на 10 метров, прикрепленные сверху к канату-вожаку. Чтобы сетки были на плаву, сверху к канату подвязываются поплавки, снизу - небольшие грузы. Порядок - так называется вся конструкция - тянется на несколько километров. На ночь порядок сбрасывается, ранним утром поднимается. Если рыбы нет или ее очень мало, работа несложная и нетрудная. Но вот когда рыба есть и немало, начиная со 100 килограммов на сетку и больше, работа становится настолько тяжелой, что запоминается на всю жизнь. Аврал. В рубке остался один капитан, в машине - 2-й механик. Вожак не идет, его надо поднимать на борт вручную. Через два часа работы мышцы не ощущаются, боль тупеет, становишься неким механизмом, вернее, частью какого-то сложного механизма. Отнюдь не лучше работа у трясунов, выбивающих рыбу из сетей. К мускульному напряжению добавляются порезы на руках, нитяные хлопчатобумажные перчатки быстро рвутся, и долго не заживают разного рода воспаления кожи. Итак, тянем. Вытрясенная и вынутая из ячеи рыба укладывается в бочки. Бочки какое-то время стоят на палубе, затем в них добавляется тузлук, и в трюм. После команды "отдыхать" все валятся тут же на мокрые сети. Поднимает сирена. Иначе никого не разбудить. Работа по-настоящему каторжная, до полного отупения. Но, как ни странно, в глубине души настроение у всех хорошее. Люди довольны. И дело вовсе не в будущих деньгах, хотя и это для многих очень важно. Зримо видишь плоды своего труда".

Но были в этих тяжелых рейсах и забавные эпизоды.

В поход 1948 года мы вышли с дефицитом продовольствия, - вспоминает Герой Социалистического Труда, мурманский капитан Виктор Абакумов. - И надо же такому случиться, что однажды мне в сети попался кит. Порядка семи тонн весом! Вытащили мы это чудовище. А что дальше? И тогда пошли мы на плавбазу, где собственно и размещалось все начальство, и Гунин в том числе. Краном подняли тушу на борт. Ну а дальше дело техники. Разрубили и отправили по судам. Каждому досталось.

Загадки продолжаются

За успешное руководство сельдяными экспедициями Яков Гунин был награжден орденом Ленина. Почему не дали Героя Социалистического Труда? Ответа на этот вопрос нет. Хотя все, с кем нам довелось говорить о Гунине, признают, что он этой награды был достоин.

Он, возможно, и получил бы Героя по совокупности всех его достижений и заслуг, - комментирует этот момент Виктор Абакумов. - Но сразу не дали, а в начале 1960-х годов это звание стали присваивать только по результатам лова. Например, надо было выловить 100 тысяч тонн рыбы. А к этому времени Гунин уже сидел в кабинете и в моря не ходил.

В жизни Гунина был и куда более загадочный эпизод. В личном деле капитана сохранилась характеристика, цитату из которой мы приводим с сохранением стиля и орфографии.

"Особая заслуга Гунина Я. А. - в практической реализации работ по организации сдвоенных рейсов и подмен по "Северному варианту". Наложенный в этой части опыт позволил организовать подобные подмены при работе как в Баренцевом море, так и в других отдаленных районах промысла. Ценность этой работы позволила выдвинуть ее на соискание Государственной премии, одним из соавтором которой являлся Я. А. Гунин".

Сдвоенные рейсы со сменой экипажа произвели в свое время революцию в рыбной отрасли, - говорит Виктор Абакумов. - Не надо было гнать корабль, допустим, из Исландии обратно в Мурманск. Экипаж, отработав положенный ему срок, заменялся другим, который прибывал на самолете, и промысел продолжался. Впервые так работать стали мурманские рыбаки, а потом уже этот опыт переняли все флота.

Итак, Яков Алексеевич был представлен к Государственной премии. Эта информация, найденная в архиве Тралового флота, стала полной неожиданностью не только для коллег Якова Алексеевича, но и для его родственников. Дочь капитана Полина Яковлевна только развела руками. Виктор Абакумов и председатель совета ветеранов Тралового флота Геннадий Лидер тоже ничего не знали об этой истории.

Надо иметь в виду, что в те годы на Государственную премию ежегодно представлялись десятки предприятий, лабораторий, заводов, строительных проектов, - помог частично разрешить загадку бывший председатель горисполкома Мурманска Владимир Горячкин. - Но фонд наград был ограничен, и получали премию единицы. Вполне возможно, что Гунина выдвинули на премию, но в итоге ее получил другой, более достойный, с точки зрения руководства страны, кандидат.

Заканчивая разговор о наградах, скажем, что Яков Алексеевич, возможно, как капитан получил высшую из них. В 1997 году, через семь лет после смерти прославленного капитана, в Германии была построена серия рыболовных траулеров, один которых получил название "Яков Гунин". В настоящее время судно работает в составе Мурманского тралового флота.

Кроме моря

У каждого человека есть увлечения. Для Гунина на протяжении всей его жизни главной страстью стали книги.

Читал он постоянно, - вспоминает дочь Полина Яковлевна. - И не только специальную литературу. Очень любил поэзию, особенно Маяковского, многие стихи которого знал наизусть. Часто декламировал их перед публикой, например, во время торжественных собраний, посвященных какому-либо празднику. И у него это здорово получалось.

Была у капитана тяга к театру. Уже после войны на одном из своих кораблей он организовал художественную самодеятельность, артисты которой выступали не только перед своим экипажем, но и давали концерты в Доме междурейсового отдыха моряков. По воспоминаниям ветеранов флота, самый большой успех выпал на долю капитана Гунина, читавшего со сцены стихи Маяковского и Михалкова.

Находил Яков Алексеевич время и для работы на благо ставшего ему родным Мурманска, являясь в разные годы членом горкома КПСС, депутатом Мурманского городского Совета депутатов трудящихся.

Нам предлагали переехать в Москву, - вспоминает Полина Яковлевна. - Но он отказался.

Около полувека Яков Алексеевич отдал рыбному флоту, из которых 38 лет был капитаном промысловых судов.

Андрей КИРОШКО.

Фото из архива семьи Гуниных.

#Выбор редакции

Новости по теме

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс


Справочные материалы История долгопрудненских земель Воспоминания жителей города Предприятия и организации города Дирижабли, дирижаблестроение, воздухоплавание Люди нашего города Почетные граждане города Долгопрудный Их имена увековечены в названиях улиц, парков, школ История развития народного образования Чрезвычайные происшествия в городе "Мой город - Долгопрудный" - исторический очерк "История школ г. Долгопрудного" - книга "Окрестности города Долгопрудного" - книга "Большая история маленького поселка" - книга "Отдать корабль в воздух!" - книга "История ДНПП. От дирижаблей до ракет" - книга "ОАО ДНПП. Воспоминания ветеранов" - книга "Село Виноградово" - книга "Мои пять лет с советскими дирижаблями" - книга У.Нобиле "Далекое и близкое" - книга Стихотворения и проза о Долгопрудном Это интересно

Статья
http://сайт/doc/index.php Гастелло Николай Францевич Гунин Яков Степанович Долгов Петр Иванович Железняков Анатолий Григорьевич Зорин Алексей Иванович Кретов Николай Федорович Лаврентьев Михаил Алексеевич Пацаев Виктор Иванович Собин Василий Васильевич Циолковский Константин Эдуардович


Гунин Яков Степанович

Родился 5 декабря 1920 года в деревне Немково Родниковского района Ивановской области в семье рабочего.

В 1940 году окончил Горьковский речной техникум, в 1947 году Ленинградский институт инженеров водного транспорта. После окончания техникума работал капитаном буксирного судна в западном речном пароходстве города Пинск, от туда в конце 1940 года ушел на службу в Советскую Армию. С 1943 по1945 годы воевал в составе 10-й Гвардейской воздушно-десантной дивизии на Северо - Западном, Степном и 3-м Украинском фронтах. В 1945 г., демобилизовавшись из Армии, поступил на работу в Московское речное пароходство. Плавал капитаном теплохода «Леваневский», старшим штурманом теплохода «Профессор Мечников», работал начальником цеха Хлебниковских судоремонтных мастерских. В 1950 г. был выдвинут на должность директора Щербаковских (Рыбинских) судоремонтных мастерских. В этом же году был избран заместителем председателя Горисполкома Щербаковского (Рыбинского) городского Совета депутатов трудящихся.

В августе 1952 г. возвращается на родное предприятие, бессменным директором которого оставался более 35 лет.

За прошедшие годы из мастерских вырос Хлебниковский машиностроительный судоремонтный завод. Построены новые цеха, освоена новая продукция.

За 35 лет руководства Гуниным Я.С. объем производства завода вырос в 54 раза, в поселке Водники построено 453 тысячи квадратных метров жилья, 2 магазина, детский сад, ясли, школа, поликлиника, аптека, Дом культуры, стадион, 9-этажное общежитие.

На протяжении 40 лет Я.С.Гунин избирался депутатом горсовета и 18 лет - членом Исполкома, председателем совета директоров г.Долгопрудного.


За боевые заслуги и многолетнюю безупречную работу на водном транспорте Я.С.Гунин награжден:

    Орденом Октябрьской революции

    Орденом трудового Красного Знамени

    Тремя медалями «За отвагу»

    Медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летие со дня рождения В.И.Ленина»

    Медалью «За победу над Германией в Отечественной войне 1941-1945 годов»

    Медалью «За победу над Японией»

    6-ю юбилейными медалями Советского Союза

Звание "Почетный гражданин" присвоено Решением Мытищинского ГК КПСС и исполнительного комитета Долгопрудненского городского Совета народных депутатов Московской области №Б-52/257 от 13.10.1982 года.

Его именем названа одна из улиц города: дорога от ж/д переезда "Водники" до проходной ХМСЗ - улица Якова Гунина.

26 сентября 2015 года на Астраханском Судостроительном заводе "Лотос" спущен на воду танкер RST25 "Яков Гунин".


Бортовой номер и название: М-0002 «Адмирал Шабалин»
В честь кого названо: Судно построено в 1988 г. в ГДР и является одним из 37 траулеров, построенных в период с 1986 по 1993 г. в ГДР (проект Атлантик 488), названо в честь советского контр-адмирала, дважды Героя Советского Союза Шабалина Александра Осиповича.
ИМО №: 8607165

Средняя численность экипажа: 90
Тип судна: рыболовное типа «Моонзунд»
Год постройки: 1988
Страна постройки: ГДР
Длина габаритная (м): 120,47
Ширина габаритная (м): 19,00
Чистая вместимость: 7765 БРТ
Район промысла:
Основной объект промысла:
Вид продукции: неразделанная


Бортовой номер и название: М-0007 «Павел Кутахов»
В честь кого названо: Судно построено в 1989 г. в ГДР и является одним из 37 траулеров, построенных в период с 1986 по 1993 г. в ГДР (проект Атлантик 488), названо в честь Главнокомандующего ВВС СССР, дважды Героя Советского Союза Кутахова Павла Степановича.
ИМО №: 8607282

Средняя численность экипажа: 90
Тип судна: рыболовное типа «Моонзунд»
Год постройки: 1989
Страна постройки: ГДР
Длина габаритная (м): 120,47
Ширина габаритная (м): 19,00
Чистая вместимость: 7765 БРТ
Район промысла: Центрально-Восточная Атлантика
Основной объект промысла: скумбрия, сардина, сардинелла
Вид продукции: неразделанная


Бортовой номер и название: М-0275 «Александр Косарев»
В честь кого названо: Судно построено в 1988 г. в ГДР и является одним из 37 траулеров, построенных в период с 1986 по 1993 г. в ГДР (проект Атлантик 488), названо в честь советского комсомольского, партийного и государственного деятеля 1920-1930-х годов, репрессированного в 1938 г., Косарева Александра Васильевича.
ИМО №: 8607153

Средняя численность экипажа: 90
Тип судна: рыболовное типа «Моонзунд»
Год постройки: 1988
Страна постройки: ГДР
Длина габаритная (м): 120,47
Ширина габаритная (м): 19,0
Чистая вместимость: 7765 БРТ
Район промысла: Центрально-Восточная Атлантика
Основной объект промысла: скумбрия, сардина, сардинелла
Вид продукции: неразделанная


Бортовой номер и название: МК-0556 “Капитан Демиденко»
ИМО №: 8907137

Средняя численность экипажа: 95
Тип судна:
Год постройки: 1994
Страна постройки: Испания
Длина габаритная (м): 105,0
Ширина габаритная (м): 20,0
Чистая вместимость: 7682 БРТ
Район промысла: Северная Атлантика
Основной объект промысла: сельдь, путассу, скумбрия
Вид продукции: неразделанная, потр. б/г


Бортовой номер и название: М-0202 «Борис Зайцев»
В честь кого названо: Судно построено в 1997 г. в германии и является одним из 6 траулеров, построенных в период с 1996 по 1997 г. в германии, названо в честь легендарного капитана Мурманского Тралового Флота Зайцева Бориса Григорьевича.
ИМО №: 9137478

Тип судна:
Год постройки: 1997
Страна постройки: Германия
Длина габаритная (м): 40,80
Ширина габаритная (м): 11,0
Чистая вместимость: 837 БРТ
Район промысла: Северо-Восточная Атлантика
Основной объект промысла: треска, пикша
Вид продукции:


Бортовой номер и название: М-0204 «Яков Гунин»
В честь кого названо: Судно построено в 1997 г. в германии и является одним из 6 траулеров, построенных в период с 1996 по 1997 г. в германии, названо в честь легендарного капитана Мурманского Тралового Флота Гунина Якова Алексеевича.
ИМО №: 9137492

Тип судна: рыболовное типа «Иван Шаньков»
Год постройки: 1997
Страна постройки: Германия
Длина габаритная (м): 40,80
Ширина габаритная (м): 11,0
Чистая вместимость: 837 БРТ
Район промысла: Северо-Восточная Атлантика
Основной объект промысла: треска, пикша
Вид продукции: охлажденная потр. б/г и с/г, печень трески в банках


Бортовой номер и название: МК-0356 «Рыбак»
ИМО №: 8901494

Тип судна: рыболовное типа «Стеркодер»
Год постройки: 1991
Страна постройки: Норвегия
Длина габаритная (м): 64,05
Ширина габаритная (м): 13,0
Чистая вместимость: 1927 БРТ
Район промысла: Северо-Восточная Атлантика
Основной объект промысла: треска, пикша, морской окунь, палтус синекорый
Вид продукции: потр. б/г


Бортовой номер и название: МК-0361 «Василий Головнин»
В честь кого названо: Судно построено в 1992 г. в Норвегии и является одним из 20 траулеров типа «Стеркодер», построенных в период с 1989 по 1992 г. в Норвегии (проекты R-9104 и R-8830), названо в честь известного русского мореплавателя и путешественника, вице-адмирала, член-корреспондента Петербургской Академии наук Головнина Василия Михайловича.
ИМО №: 8913277

Тип судна: рыболовное типа «Стеркодер»
Год постройки: 1992
Страна постройки: Норвегия
Длина габаритная (м): 64,05
Ширина габаритная (м): 13,0
Чистая вместимость: 1928 БРТ
Район промысла: Северо-Восточная Атлантика
Основной объект промысла: треска, пикша
Вид продукции: потр. б/г, филе

Бортовой номер и название: МК-0378 «Капитан Назин»
В честь кого названо: Судно построено в 1993 г. в Испании и является одним из 15 траулеров, построенных в период с 1991 по 1994 г. в Испании (проект D 1305), названо в честь Героя Советского Союза Назина Ивана Ильича.
ИМО №: 8907046

Тип судна: рыболовное типа «Сотрудничество»
Год постройки: 1993
Страна постройки: Испания
Длина габаритная (м): 105,0
Ширина габаритная (м): 20,64
Чистая вместимость: 7665 БРТ
Район промысла: Северная Атлантика
Основной объект промысла: сельдь, путассу, скумбрия
Вид продукции: неразделанная, потр. б/г


Бортовой номер и название: М-0278 «Бухта Наездник»
ИМО №: 8913253

Средняя численность экипажа: 46
Тип судна: Средний рыболовный траулер морозильный (СРТМ) типа «Стеркодер»
Год постройки: 1991
Страна постройки: Норвегия
Класс: KM* L4 fishing vessel
Водоизмещение (т): 2878
Длина габаритная (м): 64,05
Ширина габаритная (м): 13,00
Чистая вместимость: 1899 БРТ
Район промысла: Северо-Восточная Атлантика
Основной объект промысла: треска, пикша
Вид продукции: потр. б/г, филе


Справочные материалы История долгопрудненских земель Воспоминания жителей города Предприятия и организации города Дирижабли, дирижаблестроение, воздухоплавание Люди нашего города Почетные граждане города Долгопрудный Их имена увековечены в названиях улиц, парков, школ История развития народного образования Чрезвычайные происшествия в городе "Мой город - Долгопрудный" - исторический очерк "История школ г. Долгопрудного" - книга "Окрестности города Долгопрудного" - книга "Большая история маленького поселка" - книга "Отдать корабль в воздух!" - книга "История ДНПП. От дирижаблей до ракет" - книга "ОАО ДНПП. Воспоминания ветеранов" - книга "Село Виноградово" - книга "Мои пять лет с советскими дирижаблями" - книга У.Нобиле "Далекое и близкое" - книга Стихотворения и проза о Долгопрудном Это интересно

Статья
http://сайт/doc/index.php Список Почетных граждан и Положение о звании Аверьянов Виктор Иванович - начальник энергосетей г.Долгопрудного Андрюнин Павел Антонович - ветеран войны и труда Аронова Мария Валерьевна - актриса театра и кино Герасимов Михаил Николаевич - ветеран войны, Герой Советского Союза Григорьев Валентин Петрович - ветеран войны Гудков Александр Алексеевич - заслуженный строитель РСФСР Гунин Яков Степанович - ветеран войны, директор ХМСЗ Дворецкий Александр Сергеевич - директор ДМПО (ДНПП) Дворядкина Татьяна Евгеньевна - председатель Совета депутатов Дорошенко Иван Владимирович - директор завода N 464 (ДНПП) Ермачкова Евгения Григорьевна - педагог, директор физмат-лицея Жигарев Петр Васильевич - ветеран войны и труда Катина Ася Никитична - заслуженный работник культуры РФ Козарь Лариса Витальевна - педагог, краевед Кривелёва Светлана Владимировна - спортсменка, чемпион мира Кудрявцев Николай Николаевич - ректор МФТИ, профессор Малыхина Татьяна Михайловна - заместитель Главы города по ЖКХ Маринина Валентина Яковлевна - ветеран народного просвещения Матвеева Татьяна Сергеевна - директор детского сада Матюнин Дмитрий Иванович - ветеран-дирижаблист Мелёхина Людмила Гавриловна - председатель суда Михеев Алексей Кириллович - Герой Социалистического труда Молчанова Вера Алексеевна - ветеран войны и труда, медработник Мордвинов Геннадий Николаевич - директор ДМПО (ДНПП) Мошникова Ирина Сергеевна - педагог, краевед Новодережкин Аркадий Николаевич - ветеран труда (ЦАО) Орлов Анатолий Петрович - заслуженный работник культуры, врач Петров Иван Федорович - генерал-лейтенант авиации, ректор МФТИ Пятышев Роман Валентинович - инженер-конструктор Рыбин Виктор Викторович - музыкант, лидер группы "Дюна" Самарский Юрий Александрович - профессор МФТИ Серебров Александр Александрович - летчик-космонавт Троицкий Олег Иванович - Глава города Устинович Владимир Адольфович - ветеран-дирижаблист Фортуна Мария Тихоновна - руководитель организации "Красный крест" Харитонов Владимир Иванович - председатель горисполкома Черников Альберт Алексеевич - директор ЦАО, профессор Эктов Василий Петрович - директор АООТ "ДНПП" Якунина Галина Викторовна - заместитель Главы города, директор музея


Гунин Яков Степанович - ветеран войны, директор ХМСЗ

Родился 5 декабря 1920 года в деревне Немково Родниковского района Ивановской области в семье рабочего.

В 1940 году окончил Горьковский речной техникум, в 1947 году Ленинградский институт инженеров водного транспорта. После окончания техникума работал капитаном буксирного судна в западном речном пароходстве города Пинск, от туда в конце 1940 года ушел на службу в Советскую Армию. С 1943 по1945 годы воевал в составе 10-й Гвардейской воздушно-десантной дивизии на Северо - Западном, Степном и 3-м Украинском фронтах. В 1945 г., демобилизовавшись из Армии, поступил на работу в Московское речное пароходство. Плавал капитаном теплохода «Леваневский», старшим штурманом теплохода «Профессор Мечников», работал начальником цеха Хлебниковских судоремонтных мастерских. В 1950 г. был выдвинут на должность директора Щербаковских (Рыбинских) судоремонтных мастерских. В этом же году был избран заместителем председателя Горисполкома Щербаковского (Рыбинского) городского Совета депутатов трудящихся.

В августе 1952 г. возвращается на родное предприятие, бессменным директором которого оставался более 35 лет.

За прошедшие годы из мастерских вырос Хлебниковский машиностроительный судоремонтный завод. Построены новые цеха, освоена новая продукция.

За 35 лет руководства Гуниным Я.С. объем производства завода вырос в 54 раза, в поселке Водники построено 453 тысячи квадратных метров жилья, 2 магазина, детский сад, ясли, школа, поликлиника, аптека, Дом культуры, стадион, 9-этажное общежитие.

На протяжении 40 лет Я.С.Гунин избирался депутатом горсовета и 18 лет - членом Исполкома, председателем совета директоров г.Долгопрудного.


За боевые заслуги и многолетнюю безупречную работу на водном транспорте Я.С.Гунин награжден:

    Орденом Октябрьской революции

    Орденом трудового Красного Знамени

    Тремя медалями «За отвагу»

    Медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летие со дня рождения В.И.Ленина»

    Медалью «За победу над Германией в Отечественной войне 1941-1945 годов»

    Медалью «За победу над Японией»

    6-ю юбилейными медалями Советского Союза

Почетный гражданин


Первым в заводоуправление приходит директор Яков Степанович Гунин. Его рабочий день начинается с половины восьмого утра, а заканчивается в половине десятого вечера. Это обычный, а бывают и другие. Например, когда открывается навигация, идет выпуск судов или выполняется особо ответственное задание. Тогда он попросту ночует на предприятии, у себя в кабинете. Для этого есть все необходимое: раскладушка, кое-какая посуда, чтобы приготовить поесть... А большего, пожалуй, и не надо человеку неприхотливому, прошедшему суровую школу Великой Отечественной. Рабочие даже шутят, имея в виду своего директора: «Он живет на заводе, только иногда ездит ночевать в Москву». Глубокий смысл заложен в этих словах, каким уважением должен пользоваться человек, о котором так говорят! Но признание людей не просто так приходит, его надо заслужить. А заслужив, подтверждать ежедневно делом. Пример тому - вся жизнь Я. С. Гунина.

Вторым домом, оттеснив на задний план все остальное, стали судоремонтные мастерские для Якова Степановича еще в 1945 году. Тогда он был только мастером цеха, а уже через три года доверили быть его начальником и одновременно секретарем партийной организации. В 1950 году приходит назначение директором Рыбинских судоремонтных мастерских. А в августе 1952 года возвращается на родное предприятие, бессменным руководителем которого остается вот уже более 35 лет.

Свою практическую работу в качестве директора Яков Степанович начал с того, что приступил к благоустройству поселка Водники. Среди его жителей бытовала в то время поговорка: «Вокруг вода, посередине грязь - это и есть наш поселок». Горькая ирония сквозила в этих словах. Но это была правда. Люди жили в бараках, в которых не было простейших коммунальных удобств, асфальтированных дорог не было и в помине, а существовавшие во время дождей превращались в непроходимое грязевое месиво. Поэтому идея преобразования поселка нашла среди его жителей горячую поддержку. Одновременно с застройкой затеял и реконструкцию мастерских. Были построены новые здания механического и деревообрабатывающего цехов, а затем новое здание цеха топливной аппаратуры и слип. Производственные цеха пополнились новым оборудованием.

В 1954 году в связи с бурным ростом и развитием флота судоремонтные мастерские были преобразованы в Хлебниковский судоремонтный завод. А позже, с увеличением выпуска продукции машиностроения, предприятие получило свое современное название - Хлебниковский машиностроительный судоремонтный завод. И все эти годы Яков Степанович - в центре заводской жизни. Отстаивал интересы коллектива во всех инстанциях, не боялся спорить и с начальством, выбивал всеми правдами и неправдами стройматериалы и одновременно с этим каждый год давал план. Одно время хотели убрать поселок Водники и сделать на его месте зону отдыха. Был уже разработан проект. Сколько же сил и нервов стоило директору отстоять право заводчан на землю! Бывший в ту пору заместителем главного инженера «Гипроречтранса» тов. Захаревский сказал тогда рабочим: «Ваш руководитель обладает фантастической пробивной способностью. То, что он сделал, не под силу было бы никому другому». Сам же Яков Степанович, вспоминая то время, о себе умалчивает, относя все заслуги на счет своих подчиненных: «У нас сложился очень хороший, дружный коллектив, сплоченный единой задачей. Мы все стали как бы одной семьей, а породнила нас совместная работа, ведь все, чего мы добились, - это результат наших общих усилий».

И достижения эти немалые. За 30 лет существования завода объем его производства вырос в 54 раза, в том числе судоремонт - в 32, машиностроение - в 73, а производительность труда возросла в 9 раз. В настоящее время к предприятию на техническое и хозяйственное обслуживание приписано 31 судно различного назначения, 17 несамоходных барж. Заметно увеличились их мощность и грузоподъемность.

Вместе с ростом и развитием завода рос и развивался его жилой поселок, теперь уже третий микрорайон города Долгопрудный. От временных деревянных бараков до современных благоустроенных домов - такова кривая его прогресса. Построено свыше 453 тысяч квадратных метров жилой площади, продовольственный, и универсальный магазины, комбинат бытового обслуживания, баня, детский сад и ясли, средняя школа, поликлиника и аптека.

Примечательно, что, выполняя постановление июньского Пленума - обеспечить к 2000 году каждого советского человека, каждую советскую семью отдельной квартирой, - завод обязался выполнить эту задачу в отношении своих рабочих к 1995 году. В связи с этим уже в 12-й пятилетке будут построены и введены в эксплуатацию новый жилой 16-этажный дом на 210 квартир и 9-этажное общежитие на 510 мест с блоком обслуживания и почтой, а до ее конца будет полностью закончена реконструкция спортивного комплекса. К 70-летию Великого Октября планируется открытие Дома культуры «Водник» с кинозалом на 220 мест.

Неузнаваемо изменившийся третий микрорайон органически вписался в архитектурный план города. Теперь уже мало кто помнит и ту поговорку о грязи, а многие ее и не знают вовсе. Зато хорошо знают долгопрудненцы имя Якова Степановича Гунина. Ведь все перемены и преобразования, происшедшие в городском микрорайоне, неразрывно связаны с его деятельностью как руководителя, как коммуниста и общественника. Уже 40 лет избирается он депутатом горсовета, 18 лет - членом исполкома, выполняет обязанности председателя совета директоров города Долгопрудный. А помимо этого - работа в комиссии по выборам в Верховный Совет СССР и РСФСР.

Известно его имя и нашим чешским друзьям. С каждым годом крепнут интернациональные связи с заводом промышленной автоматизации в г. Печки Среднечешской области ЧССР, в установлении которых Яков Степанович принимал самое деятельное участие.

Даже в подшефной школе №2, при всей своей загруженности, Яков Степанович частый гость. У настоящего руководителя не может быть деления на большие и малые дела, на первоочередные и второстепенные вопросы, ко всему отношение должно быть серьезным и ответственным. И таков директор ХМСЗ во всем, чем бы он ни занимался.

Слова секретаря партийного комитета завода В.П. Докукина служат тому доказательством: «Яков Степанович может быть волевым и строгим по отношению к разгильдяям, но никогда не повысит голоса зря. Он всегда был и остается честным и принципиальным коммунистом, отзывчивым, скромным и интеллигентным человеком».

Присвоение в 1982 году за выдающиеся заслуги перед городом звания «Почетный гражданин города Долгопрудный» стало своеобразным признанием таланта руководителя, настоящего хозяина жизни. И это звание подтверждает он каждый день своим трудом.

Есть у Якова Степановича мечта - увидеть свой завод и поселок образцовыми, соответствующими времени, вкусам и требованиям его рабочих и жителей. Чтоб трудились люди в цехах в белых халатах, чтобы женщина шла к станку нарядной, только что выйдя из парикмахерской.

Когда это произойдет? Через год, два, три?.. Неизвестно. Но ясно одно - Яков Степанович приложит все силы, чтобы его мечта поскорей сбылась. И сил еще достаточно, а энергии, по его словам, хватит на десятерых.


Августа (к 100–летию со дня рождения)

Гунин Яков Алексеевич родился 06 августа 1914 года (в некоторых источниках указывается 05 августа) в поморском селе Ворзогоры Онежского уезда Архангельской губернии.

В семье Гуниных было шестеро братьев и одна сестра. Александр был третьим из братьев, старше Якова на 4 года, став ему своеобразным наставником. Он был учеником на рейдовым буксире «Маяк», часто брал его с собой, где приходилось драить палубу, таскать концы.

То ли романтика моряцкой жизни на закопченном буксире «Маяк», то ли рассказы старшего брата Алексея, ходившего на Мурман, а может, и то, и другое, зародили мечты в душе подростка, и Яков мечтал стать моряком.

После окончания семилетки в г.Онеге Яков Гунин поступил в Архангельский морской техникум (1929), здесь же учился его брат Александр на судомеханическом отделении. На это отделение поступил и Яков, здесь ему повезло с преподавателем А.П. Рюхиным, который вел в техникуме морскую практику и теорию корабля. Преподаватель, влюбленный в море, дал своим ученикам все, чтобы они стали настоящими моряками.

Первую практику Я.А. Гунин проходил в г.Мурманске на траулере «Максим Горький». На практике повезло с наставниками, умелыми промысловиками П.Е. Кононовым и А.Г. Романовым, учившими курсанта руководить людьми, быть требовательным к себе и подчиненным, уметь распознавать в них хорошее, наказывать, если потребуется, но и на похвалу не скупиться. Похвала окрыляет людей, дает больше возможности проявить себя с хорошей стороны. Впитывал все наставления в себя молодой штурман Яков Гунин и учился.

После окончания морского техникума (1932) его направляют в объединение «Рыбпром», где он работает сначала штурманом на траулере «Максим Горький». В период стахановского движения на Севере был старшим помощником капитана на поисковом траулере «Рыбец». Весь экипаж старался работать так, чтобы лучше разведывать для флота сырьевую базу, этим помогать коллективам промысловых судов успешно выполнять высокие обязательства в соцсоревнованиях. К 05 июня 1936 года траулер «Рыбец», как и многие траулеры Мурманска, рапортовал о выполнении годового плана.

В возрасте 23 лет (1937) Я.А. Гунина назначают капитаном траулера «Кета». Первое плавание прошло удачно - возвращались с полным грузом рыбы. Это придало сил для последующих, порой очень нелегких, рейсов. В этот период Яков Гунин осваивает промысел сельди.

В 1940 году судоверфь Мурманска передала траловому флоту два новых траулера РТ-101 «Иван Папанин» и РТ -102 «Валерий Чкалов». Рыбаки траулеров, среди которых был и Я.А. Гунин, выловили в 1941 году 2020 центнеров рыбы.



В годы Великой Отечественной войны Я.А. Гунин командир «ТЩ-35», который до войны носил имя РТ-101 «Иван Папанин». Военный тральщик нес противолодочный дозор, тралил мины, участвовал в конвойных операциях, доставлял на западный берег Кольского залива и на полуостров Рыбачий подкрепление, продовольствие, боеприпасы. Не раз попадали они под огонь немецких батарей, подвергались обстрелам вражеской авиации.

К рыбацкой работе довелось вернуться до окончания войны. Начальник штаба Северного флота Василий Иванович Платонов поручил Я.А. Гунину заняться промыслом рыбы для улучшения питание моряков-североморцев.

После Победы Я.А. Гунин снова капитан судна «Кета». Яков Алексеевич всегда слыл поборником нового, передового. Нужно было восстановить в самые кратчайшие сроки довоенные размеры уловов и переработки рыбы.

В 1948г. Яков Гунин был отозван из тралового флота и назначен капитаном-флагманом первой сельдяной экспедиции. В экспедицию вошли четыре траулера «Кораблестроитель», «Гроза», «Сазан», «Книпович». В 1949г. участвует во второй сельдяной экспедиции, в этом году были организованы уже две экспедиции, одна отправилась к берегам Исландии в составе 28 судов, вторая к берегам Шпицбергена в составе 8 судов, которые добыли вместе около 50 тысяч центнеров атлантической сельди.

В октябре 1949г. Я.А. Гунин призван в кадровую службу в ВМС, служил командиром военного корабля до апреля 1950г. Затем по ходатайству МРХ СССР демобилизован, с 1950г. по 1951г. работал заместителем начальника объединения «Главмурманрыба», а в 1953г. назначен начальником Управления «Мурмансельдь».



В 1957г. Я.А. Гунин возвращается в траловый флот, работает в нем до ухода на пенсию. С 1968г. по 1979г. Гунин - руководитель территориального строительного Главка «Главмурманскстрой».

В семидесятых годах, будучи капитаном-наставником, Я.А. Гунин участвовал в разработке строгой системы сдвоенных рейсов, подмены экипажей, в районах промысла той самой системы, которая позволила использовать рыболовные суда с большой эффективностью.

Яков Алексеевич Гунин проработал 44 года в Мурманском траловом флоте, 38 из них капитаном промысловых судов.

В марте 1980г. выходит на пенсию. В последние годы до пенсии работал заместителем начальника тралового флота, капитаном-флагманом, флагманом по руководству промысла, капитаном-наставником.

Яков Алексеевич вел активную общественную работу, неоднократно избирался депутатом городского Совета, кандидатом в члены обкома, райкома КПСС.

За большой вклад в развитие рыбной промышленности Северного бассейна, за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистками захватчиками Яков Алексеевич Гунин награжден двумя орденами «Красной Звезды», орденами «Отечественной войны 1 и 2-й степени», «Октябрьской Революции», «им. Ленина», «Трудового Красного Знамени», «Знаком Почета», шестью медалями.

Решением Мурманского городского Совета от 30 июня 1986г. №286 Якову Алексеевичу Гунину присвоено звание «Почетный гражданин г.Мурманска». Я.А. Гунин жил по проспекту Ленина, дом №78.

Современный супертраулер мурманского тралового флота носит имя Якова Гунина. Я.А. Гунин похоронен в г.Мурманске.