В небольшом уютном музее Балтийского флота, расположенном в здании еще немецкой постройки в Балтийске (Калининградская область) экскурсовод демонстрирует исторические реликвии — сначала петровских времен (пушки, якоря и флаги со шведских кораблей), потом времен Первой и Второй мировых войн. И вот, наконец, переходит к современным экспонатам, с особой гордостью демонстрируя установленный на стенде пульт управления десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12321 «Джейран», большинство из которых базировались именно в Балтийске: «Вряд ли где-то еще увидите подобное!» «Ну почему же? — осторожно замечаю я. — Вот только вчера видел, как управляют «Зубром»»! Гид с возросшим уважением усмехается: «И как, не оглохли?»
Малый десантный корабль на воздушной подушке (МДКВП) проекта 12322 «Зубр» | ||
Дальность плавания: 300 морских миль Автономность плавания: 5 дней Экипаж: 27 человек |
Разработчик: Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» |
Полное водоизмещение: 555 т Высота (на воздушной подушке): 21.9 м |
Длина: 488 м Ширина: 74 м |
Мощность газотурбинных агрегатов: 5 х 10 000 л.с. | Скорость полного хода: 60 узлов |
Десантовместимость: 3 танка (до 150 т), или 10 БТР (до 132 т), или 8 БМП (до 115 т), или 8 плавающих танков, а также 140 человек десанта | Вооружение: две пусковые установки MC-227 для 140-мм неуправляемых ракетных снарядов (боекомплект — 66 снарядов), две 30-мм автоматические установки АК-630 (боекомплект — 3000 снарядов), 8 комплектов ПЗРК «Игла» |
Десантный корабль «Мордовия», стоящий на бетонной пристани военной гавани Балтийска, немного похож на кита, выброшенного на берег. Только от него совсем не веет беспомощностью — разинутая пасть опущенной «губы» гибкого резинового ограждения и передняя аппарель скорее напоминают хищную улыбку. Перед кораблем выстроились несколько БМП, и один из офицеров жестами помогает механикам-водителям заехать задним ходом внутрь. После того как последний БМП занимает свое место в десантном отсеке, офицер тщательно проверяет расстановку машин. Ему что-то не нравится, по его команде несколько БМП сдвигаются вперед — буквально на несколько сантиметров. Наконец результаты проверки удовлетворяют офицера, и машины закрепляют цепями. Командир корабля, капитан 3-го ранга Сергей Конов объясняет смысл этих манипуляций: «Точная центровка груза очень важна для корабля на воздушной подушке. Если дифферент на корму превысит 2°, носовая часть поднимается над водой слишком высоко, кормовая — опускается, и давление набегающего потока воздуха может превысить давление воздуха, создаваемого подушкой. Возникнет опасность подлома гибкого резинового ограждения на ходу, что по эффекту примерно эквивалентно столкновению со стеной».
Когда корабль включает нагнетающие агрегаты и поднимается на воздушной подушке, в воздух вздымается огромное облако мельчайшей водяной пыли, и в ясный день все вокруг начинает сверкать многочисленными радугами.
Забившись в уголок ходовой рубки (чтобы никому не мешать), я наблюдаю за подготовкой к выходу в море. Посты докладывают о готовности, и вот, наконец, отдается команда на запуск двигателей, освобождая табун в 50 000 лошадей. В бронированной ходовой рубке рев двигателей изрядно приглушен, и я могу лишь догадываться, как этот невероятный звук воспринимается снаружи. Заодно я понимаю, что прокатиться с ветерком не получится: во время движения выход на палубу запрещен, поскольку при работе двигателей человека может просто сдуть.
«Подъем!» — командир корабля, лично сидящий за штурвалом, перекидывает один из тумблеров на пульте. По каждому борту установлено два нагнетающих агрегата, воздухозаборники которых закрыты сверху поворотными лопатками. Щелчок тумблера поворачивает лопатки, и нагнетатели начинают подавать воздух в подушку. Вокруг «Мордовии» взлетает пыль, корабль, сотрясаемый крупной дрожью, поднимается над поверхностью. Поворачивая штурвал из стороны в сторону, Сергей Конов раскачивает тяжелонагруженный «Зубр», медленно сползающий по бетонному уклону в воду. Когда корабль полностью оказывается на воде, из рубки открывается удивительное зрелище — вокруг, куда ни посмотри, сверкает множество радуг — это свет преломляется на облаке водяной пыли, поднятой воздушной подушкой. На полном ходу (а это 60 узлов!) корабль почти не видно — из облака водяной пыли высовывается лишь носовая часть и остекление рубки. Что, по словам офицеров, служит еще и маскирующим фактором: водяная пыль создает помехи сигналам радаров противника, затрудняя обнаружение и целеуказание. Корпус из алюминиево-магниевого сплава немагнитный, а с учетом высоты его полета (около полуметра) «Зубру» не страшны ни магнитные, ни контактные мины.
Корабль оснащен пятью газотурбинными двигателями — двумя нижними, каждый из которых приводит по два нагнетательных агрегата (побортно), и тремя верхними — тяговыми, вращающими 5,5-метровые винты изменяемого шага в кольцевых насадках.
Корабли на воздушной подушке — единственные, где командир не просто отдает приказ рулевому, а лично находится за штурвалом. Водоизмещающие суда и корабли, глубоко сидящие в воде, значительно более инерционные и предсказуемые. «Зубр» же парит над водой, не касаясь ее, и реагирует буквально на порывы ветра: «Основная проблема, затрудняющая управление кораблем на воздушной подушке — это его парусность, — объясняет Сергей Конов. — Площадь боковой проекции — больше 500 м 2 , поэтому даже умеренный ветер вносит свои поправки, не говоря уже о порывах, которые сбивают корабль с курса. Поэтому в управлении «Зубром» больше от авиации, чем от судовождения, мгновенные реакции и поправка на ветер».
Самое грозное вооружение «Зубра» — это две пусковые установки для 140-мм неуправляемых ракетных снарядов, которые применяются для огневой поддержки десанта. Но в ходовом положении корабля этих пусковых установок вы не увидите. Дело в том, что они сделаны выдвижными, и выдвигаются только для запуска НУРСов, а после окончания стрельбы вновь опускаются под палубу.
Наконец «Зубр» подходит к точке назначения — одному из пляжей Балтийского побережья. Два матроса с помощью визиров осматривают участок высадки и докладывают, что все чисто. Корабль замедляет ход и, поднимая тучи песка и пыли, вываливается на берег. «Посадка!» — командир щелкает тумблером, переводя нагнетающие агрегаты в посадочный режим: лопатки верхних воздухозаборников закрыты, воздух циркулирует внутри подушки, охлаждая двигатели. «Зубр» оседает на песок, опускает носовую часть и сходню, по которой один за другим съезжают на пляж пять БМП десанта. Сходня убирается, а затем вновь подъем на подушку — и в море. Вся операция занимает пару минут.
Загруженный техникой «Зубр» тяжело сходит с причала в холодные волны Балтийского моря. Снаружи, правда, понять это достаточно сложно — с видимой легкостью, хотя и неторопливо, корабль, слегка переваливаясь с боку на бок, сползает в воду. А вот внутри, в ходовой рубке, это хорошо видно: командир с помощью переменных движений штурвала вправо-влево раскачивает корабль из стороны в сторону, чтобы легче было стронуть эту почти 500-тонную махину, дрожащую всем корпусом под напором 50 тысяч лошадиных сил, с шершавого бетона.
Технически корабль может не просто выйти на берег, но и зайти по суше или по болоту намного дальше. Гибкое резиновое ограждение состоит из двух частей — ресивер и навесные легкосменные элементы («косынки»). Толстая армированная резина достаточно устойчива к различным повреждениям, и небольшие дырочки не влияют на ходовые качества. Корабль может преодолевать препятствия высотой до 1,6−2 м, а те, что меньше метра, и вовсе не замечает. Был случай, когда при демонстрации ночной высадки десанта один из экспортных образцов, предназначенных для Греции, просто «раскатал» ГАЗ-66, который должен был подсветить место выхода на берег. К счастью, никто из людей не пострадал, а вот автомобиль, конечно, пришлось списать. Не без основания производитель утверждает, что «Зубру» доступно для высадки десантов до 70% общей длины береговой линии морей и океанов мира.
Во время выходов в море экипаж малого десантного корабля на воздушной подушке (МДКВП) «Мордовия» Балтийского флота успешно произвел артиллерийские стрельбы по морским надводным и воздушным целям.
Стрельбы выполнялись из 140-мм пусковых установок системы «Огонь» (морской аналог системы залпового огня типа «Град») по специальному буйковому полю, имитирующему береговую батарею противника, а также из 30-мм автоматических установок АК-630.
Об этом нашему корреспонденту сообщили в пресс-службе Западного военного округа.
В ходе выполнения задач боевой подготовки экипаж МДКВП «Мордовия» также осуществил высадку морского десанта на необорудованное побережье. К десантированию было привлечено подразделение морской пехоты Балтийского флота на бронетранспортерах БТР-82А.
В ходе высадки морского десанта с МДКВП «Мордовия» военнослужащие соединения морской пехоты отработали действия по прорыву противодесантной обороны противника с моря.
Для экипажа МДКВП мероприятия по приёму с необорудованного берега подразделения морских пехотинцев с боевой техникой, их перевозка морем и высадка на побережье условного противника стали завершающими в ходе выполнения курсовой задачи К-2, которая для всего плавсостава Балтийского флота является экзаменом на боевую зрелость.
В ее рамках оценивается степень готовности экипажа и материальной части каждого корабля и катера выполнять в море задачи по предназначению, а также вести одиночный бой в различной оперативно-тактической обстановке.
«Мордовия» и однотипный с ним МДКВП «Евгений Кочешков» — самые большие в мире десантные корабли на воздушной подушке и стоят на вооружении Балтийского флота.
Для решения десантных задач в морской зоне ВМФ СССР предполагал активно использовать десантные корабли и катера с использованием динамических сил поддержания. Наибольшее распространение получили КВП (корабль на воздушной подушке). Выполненные оценки показали, что использование десантных КВП позволяет увеличить десантодоступность с 17% (традиционные водоизмещающие ДК с носовой аппарелью) до 78% протяженности береговой линии, сообщается на сайте издания "Ярослав Экспресс ".
КВП обладают такими тактическими свойствами, как высокая скорость, амфибийность (способность выходить на необорудованное побережье, преодолевать подводные инженерные сооружения, двигаться по льду и заболоченной местности), повышенная взрывостойкость от ударной волны при подводном взрыве (за счет подъема корпуса над водой), что позволяет им эффективно проводить десантные операции в морских и прибрежных районах.
Такими кораблями стали МДКВП проекта 1232, созданные судостроителями объединения «Алмаз», которое проектирует корабли на воздушной подушке с 1955 года и является продолжателем работ по созданию таких кораблей, проводившихся в России с 1934 года.
Накопленный опыт эксплуатации серийно строившиеся и эксплуатировавшиеся катеров на воздушной подушке «Скат», «Кальмар», «Омар», десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12321 «Джейран» позволил ВМФ СССР принять решение о дальнейшем развитии этого направления. Не дожидаясь завершения серии МДКВП «Джейран» уже в 1978 году ЦМКБ «Алмаз» было выдано ТТЗ на проектирование более мощного корабля под шифром «Зубр».
Заданием предусматривалось увеличение скорости хода, десантной нагрузки (до 3 основных танков), усиление артиллерийского и радиоэлектронного вооружения. В разработке проекта 12322 принимали участие главные конструкторы Л.В. Озимов, Ю.М. Мохов и Ю.П. Семенов, наблюдение от ВМФ возглавлял капитан 2 ранга В.А. Литвиненко (позднее его сменил капитан 2 ранга Ю.Н. Богомолов). После завершения проектных работ, в 1983 году на трех заводах («Алмаз» в Ленинграде, «Море» в Феодосии и Хабаровске) начинают строится 4 корабля. В дальнейшем строительство серии продолжали лишь в Ленинграде и Феодосии.
«Зубр» является самым крупным в мире десантным КВП. Он предназначен для транспортировки боевой техники вместе с десантными подразделениями и высадки на необорудованный берег с обеспечением огневого прикрытия. Также корабль может осуществлять транспортировку мин и постановку минных заграждений.
Основной силовой несущей частью корпуса корабля, обеспечивающей прочность и непотопляемость, является понтон прямоугольной формы. Находящаяся на понтоне надстройка двумя продольными переборками разделена на три функциональных объема. В средней части размещен отсек десантируемой техники с танковыми дорожками и аппарелями.
В бортовых отсеках размещены главные и вспомогательные энергоустановки, помещения личного состава десанта, жилые помещения, системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от средств массового поражения. Для поддержания комфортных условий на боевых постах, в помещениях десанта и жилых помещениях экипажа предусмотрены системы вентиляции, кондиционирования и отопления, теплозвукоизолирующие покрытия, конструкции из вибродемпфирующего материала.
На корабле созданы нормальные условия отдыха и питания экипажа. Первоначальными планами предусматривалась сдача головного «Зубра» флоту в 1985 году. Однако этот корабль, получивший тактический номер МДК-95 и фактически являвшийся опытным, был построен лишь в 1986 году. После продолжительных испытаний он вошел в боевой состав ВМФ только в 1988 году.
В результате испытаний в конструкцию серийных кораблей были внесены некоторые коррективы, претерпел изменения состав радиоэлектронного вооружения. К началу 90-х в составе ВМФ СССР числились 8 «Зубров». На Балтике они базировались в главной базе флота — Балтийске, а на Черноморском флоте — в Донузлаве.
12 марта 2001 года командование Балтийского флота приняло решение дать «Зубру», поступившему на вооружение еще осенью 1991 года, имя «Мордовия». Шесть лет подряд экипаж этого корабля завоевывал приз командующего флотом по высадке морского десанта, а в 2000 году этот «Зубр» был признан лучшим кораблем своего класса на Балтике.
МДКВП «Мордовия» — малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр». Предназначен для приёма с оборудованного или необорудованного берега подразделений морских десантов с боевой техникой, перевозки морем, высадки на побережье противника и огневой поддержки десантируемых войск. Благодаря конструктивным особенностям воздушной подушки может передвигаться по земле, обходя небольшие препятствия (рвы и траншеи) и минные заграждения, двигаться по болотам и высаживать десант в глубине обороны противника. Для МДКВП «Зубр» доступно для высадки десантов до 70% общей длины береговой линии морей и океанов мира .
Технические характеристики :
По состоянию на 2014 г. (и ранее) КВП пр.12322 "Зубр" является самым большим КВП в мире.
Головной корабль пр.12322 "Зубр" в ходе достройки и испытаний, в носовой оконечности под чехлами установки комплекса А-22 (фото из архива А.Ушакова, http://foto.mail.ru/mail/mdk-kvp)
Модель КВП пр.12322 "Зубр" в экспозиции МВМС-2007 в Санкт-Петербурге (фото - Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net).
КВП "Евгений Кочешков" (борт №770) в Балтийске, лето 2012 г. (фото из архива Вячеслава Семенкова, http://forums.airbase.ru).
Погрузка и выгрузка полезной нагрузки (десанта) осуществляется через откидные ворота в носовой части корабля.
Двигательная установка
М35, производитель - НПК газотурбостроения "Зоря - Машпроект" (г.Николаев, Украина).
- тяговая / маршевая установка М35-1 - 3 х 10000 л.с. ГТД ДП71 (МТ-70) с маршевыми редукторами РО-35-10 с 4-х лопастными реверсивными винтами АВ-98 с принудительным управлением шага в кольцевых насадках. Агрегат управления винта - АУ-4.
Производитель винтов с агрегатами управления - НПП "Аэросила" (Украина).
Производитель кольцевых насадок из композитных материалов - КТБ "Судкомпозит" (г.Феодосия, Украина).
Диаметр винтов - 5.5. м
Нагнетательная установка М35-2 - 2 х 10000 л.с. ГТД ДП71 с нагнетательными агрегатами НО-10 (4 агрегата), включающими в себя нагнетательные редукторы РО35-21 и РО35-22.
Диаметр рабочих колес - 2.5 м
Энергетика
:
- 2 газотурбинных генератора ГТГ-100К мощностью по 100 кВт
или
- 2 дизель-генератора "Вольво-Пента" (пр.12322Э)
ТТХ корабля
:
Экипаж - 27 чел (в т.ч. 4 офицера, 7 мичманов)
Длина - 57,3 м
Ширина - 25,6 м
Осадка - 1,6 м
Высота - 21.9
Водоизмещение:
- стандартное - 500 т
- полное - 555 т
Скорость полного хода - 63 уз
Дальность плавания - 300 миль (на скорости 55 уз)
Автономность - 5 суток
Вооружение :
- 2 х 22 х 140 мм выдвижные ПУ МС-227 РСЗО (боезапас - 132 выстрела ОФ-45, ЗЖ-45) с системой управления ДВУ-3
КВП "Евгений Кочешков" пр.12322 "Зубр" Балтийского флота ВМФ России, 2008-2009 г.г. (http://militaryphotos.net).
Установки МС-227 комплекса А-22 "Огонь" на КВП "Евгений Кочешков" пр.12322 "Зубр" Балтийского флота ВМФ России, 2008-2009 г.г. (http://militaryphotos.net).
1 х 2 ПУ МТУ-2 ЗРК «Игла-1М» (боезапас - не менее 8 и не более 32 ЗУР);
Оборудование
:
- РЛС «Позитив» (на головном МДК-51)
- РЛС «Лазурь» (на серийных КВП)
- РЛС РЭБ МП-411
- навигационная РЛС «Экран-1»
- комплекс связи Р-782 «Буран»
По состоянию на 2011 г. (Россия, дополнения):
Радиотехническое:
- инерциальная навигационная система "Горизонт-25" с приемоиндикатором GPS NT-300D.
- изделие 6710З-1
- система сопряжения РЛС "Звездочка-12322"
Навигационное:
- гирокурсоуказатель ГКУ-2
- магнитный компас КМ69-М2
- радиодоплеровский дрейфолаг РДЛ-3-АП100-Э
- радиопеленгатор РН
- комплект аппаратуры спутниковой навигации
- изделие центральной гироскопической навигации "База-12322"
Средства связи:
- автоматизированный комплекс связи "Буран-6Э"
- комплект средств радиосвязи ГМССБ для морского района А2
- автоматизированное радиоприемное устройство "Бригантина"
- комплекс ГГС и трансляции П-405
- 2 х ВНЦ-452
- светосигнальный прибор
Специальное оборудование:
- средства защиты от ОМП
- средства защиты от неконтактных мин
- бронирование
- средства визуальной маскировки
Комплексная система управления техническими средствами и движением (КСУ ТСДК) "Флора-32". На КВП пр.958 "Бизон" (Украина) используется функциональный аналог - КСУ ТСДК "Сирена" производства НПО "Фиолент" (г.Симферополь).
Модификации
:
- пр.12322 "Зубр" - базовый вариант десантного КВП. Головной корабль проекта имел некоторые отличия от серийных кораблей по конструкции и оборудованию.
Пр.12322Э - экспортный вариант, поставлялся в Грецию.
Пр.958 "Бизон" (Украина) - модификация КВП украинского производства. Поставляется в Китай, а так же планируется к сборке в Китае по украинской лицензии. Вероятно, корабль в оригинальном проекте не оснащается системами вооружения - их будет устанавливать заказчик. Гибкое ограждение воздушной подушки спроектировано и произведено в г.Николаев (Украина). Два комплекта винтов АВ-98 для КВП закуплены в России вместе с агрегатами управления АУ-4, далее планируется наладить местное производство винтов с агрегатами управления. Так же из России поставлены два комплекта навигационных систем "Горизонт-25" для установки на первые два корабля проекта.
Статус : СССР / Россия
КВП МДК-57 пр.12322 "Зубр" борт №567 ВМФ СССР в Севастополе во время визита американских кораблей, 4 августа 1989 г. (фото - Scott Allen, U.S. Navy, http://www.defenselink.mil).
- 2011 г. 22 декабря - в СМИ заявлено, что Главный штаб ВМФ России принял решение не заказывать у промышленности новые корабли проекта 12322. В составе ВМФ остается 2 корабля проекта - "Мордовия" и "Евгений Кочешков" (оба - Балтийский флот)..
КВП "Мордовия" (борт №782) и "Евгений Кочешков" (борт №770) в Балтийске, лето 2012 г. (фото из архива Вячеслава Семенкова, http://forums.airbase.ru).
2010 г. - на судостроительном заводе ФСК "Море" в Феодосии заложен первый КВП пр.958 "Бизон".
2011 г. апрель - на ФСК "Море" в Феодосии ведется строительство КВП пр.958 для поставки ВМС Китая. Корабль является вновь построенным - это не МДК заводской №306 пр.12322!
Неудавшаяся попытка выкатки из цеха корпуса головного КВП пр.958 "Бизон". Кадр видеозаписи за несколько секунд до обрушения крана, повредившего корпус корабля и приведшего к человеческим жертвам. ФСК "Море", г.Феодосия ().
2012 г. сентябрь - из цеха ССЗ "Море" в Феодосии выкачен первый вновь построенный МДК пр.958. Начаты швартовые испытания.
Экспорт
:
Греция
:
- 2000-2004 г.г. - поставлено 4 КВП (Украина - 1, Россия - 3).
2011 г. - 2 КВП в составе ВМС (?).
КВП L180 Kefallinia зав №104 пр.12322 "Зубр" ВМС Греции. Греция, Пирей, 16.10.2013 г. (фото - Dennis Mortimer, http://www.shipspotting.com).
2011 г. апрель - на ССЗ "Море" в Феодосии ведется строительство КВП пр.958 для поставки ВМС Китая. Корабль является вновь построенным - это не МДК заводской №306 пр.12322.
2013 г. 12 апреля - в Феодосии подписан акт приемки Заказчиком (ВМС Китая) головного десантного КВП пр.958 ().
http://news.ifeng.com).
Выгрузка с транспортного судна головного КВП пр.958 "Бизон" украинской постройки в Китае, 25 мая 2013 г. (http://www.huanqiu.com).
Первое фото строящегося в Китае КВП пр.958 "Бизон" украинской разработки, опубликовано 22.10.2013 г. (http://mil.news.sina.com.cn).
2014 г 01 марта - в связи с вероятностью военных действий на территории п-ова Крым с Феодосийского ССЗ "Море" выведен, погружен на перевозчик и отправлен в Китай второй корабль пр.958 "Бизон", который строился Украиной для ВМС Китая ().
Второе экспортное СВП пр.958 "Бизон" на территории ССЗ "Море", Украина, Феодосия, февраль 2014 г. (фото - Ne formal, http://forums.airbase.ru).
Буксировка второго экспортного СВП пр.958 "Бизон" с ССЗ "Море" в порт Феодосия, Украина, 01.03.2014 г. (фото - Павел Анфимов, http://phistory.info).
Второе экспортное СВП пр.958 "Бизон" на судне-перевозчике в порту Феодосия, Украина, 01.03.2014 г. (http://kuleshovoleg.livejournal.com/).
№ пп | Название | Проект | Завод. № | Завод | Закладка | Спуск на воду | Вступил в строй | Списание | Примечание |
1 | МДК-51 | 12322 | 100 | ССЗ "Алмаз" (г.Ленинград) | 23.02.1983 | 09.10.1985 | 10.10.1988 | 17.07.1997 | БФ. Головной корабль. Списан |
2 | МДК-57 / U422 "Краматорск" | 12322 | 301 | ССЗ "Море" (г.Феодосия) | 1983 г. | нд | 30.12.1988 | 11.06.1999 | ЧФ Передан ВМС Украины, с 31.12.1995 г. - U422 "Краматорск" Списан |
3 | МДК-122 | 12322 | 101 | ССЗ "Алмаз" (г.Ленинград) | 1983 г. | нд | 02.01.1990 | 22.06.2005 | БФ Списан |
4 | МДК-123 | 12322 | 302 | ССЗ "Море" (г.Феодосия) | 1983 г. | нд | 30.12.1989 | 29.11.2000 | ЧФ Передан ВМС Украины, с 31.12.1995 г. - U424 "Артемивськ" Списан |
5 | МДК-50 "Евгений Кочешков" | 12322 | 102 | ССЗ "Алмаз" (г.Ленинград) | нд | нд | 30.10.1990 | - | БФ Поименован "Евгений Кочешков" 17.08.2001 г. - 11.03.2014 г. - корабль прибыл в Балтийск после ремонта на ССЗ "Янтарь". |
6 | МДК-93 | 12322 | 303 | ССЗ "Море" (г.Феодосия) | нд | нд | 30.12.1991 | 2011 г. | ЧФ Передан ВМС Украины, с 31.12.1995 г. - U423 "Горловка" Списан |
7 | МДК-94 "Мордовия" | 12322 | 103 | ССЗ "Алмаз" (г.Ленинград) | нд | нд | 15.10.1991 | - | БФ Поименован "Мордовия" 12.03.2001 г. |
8 | МДК-100 / U420 "Донецк" | 12322 | 304 | ССЗ "Море" (г.Феодосия) | нд | нд | 26.06.1993 | 23.07.2008 | Начиная с 1992 г. достраивался для ВМС Украины. С 1992 г. U420 "Донец", позже "Донецк". Списан
. |
9 | МДК-118 / L180 Kefallinia ("Кефалония") | 12322 | 104 | ССЗ "Алмаз" (г.Ленинград) | нд | нд | 29.08.1994 | БФ Поставлен в Грецию, с 20.12.2000 г. носит название L180 "Кефалония" |
|
10 | МДК-100 / U421 "Иван Богун" / L181 "Итаки" | 12322 | 305 | ССЗ "Море" (г.Феодосия) | 1993 г. | 09.12.2000 | 03.02.2001 | Начиная с 1992 г. достраивался для ВМС Украины. С 1992 г. U421 "Иван Богун". В 2001 г. поставлен ВМС Греции и с 17.02.2001 г. носит название L181 "Итаки". |
|
11 | МДК-119 | 12322 | 105 | ССЗ "Алмаз" (г.Ленинград) | нд | - | - | 2005 г. | Разобран в 2005 г. |
12 | МДК- | 12322 | 306 | ССЗ "Море" (г.Феодосия) | нд | - | - | Украина Не достроен (2011 г.). Утилизирован (?) |
|
13 | МДК- | 12322 | 106 | ССЗ "Алмаз" (г.Ленинград) | нд | - | - | Не достроен (2011 г.). Утилизирован (?) |
|
14 | МДК- | 12322Э | 107 | ССЗ "Алмаз" (г.Ленинград) | 25.05.2000 | 28.05.2001 | 2001 г. | БФ (временно) Построен на экспорт. Поставлен в Грецию, с сентября 2001 г. носит название L183 "Закинтос" |
|
15 | МДК- / L182 "Керкира" | 12322Э | 108 | ССЗ "Алмаз" (г.Ленинград) | 24.01.2003 | 25.07.2004 | 2004 г. | БФ (временно) Построен на экспорт. Поставлен в Грецию, с 23.11.2004 г. носит название L182 "Керкира" |
|
16 | Экспортный №1 | 958 | ССЗ "Море" (г.Феодосия) | сентябрь 2010 г. | 25.09.2012 | 12.04.2013 г. подписан приемный акт | - | Выкатка из цеха - апрель 2011 г. - падение крана с повреждением корпуса и жертвами. Повторная выкатка - сентябрь 2012 г. Корабль является заново построенным. | |
17 | Экспортный №2 | 958 | ССЗ "Море" (г.Феодосия) | 2012 г. | 01.03.2014. | - | - | Корабль построен для ВМС китая, отправлен заказчику 01 марта 2014 г. |
|
18 | Лиценционный | 958 | Китай | 2010-2012 г.г. (?) | - | - | - | Строится в Китае по украинской лицензии. Первое фото - 22.10.2013 г. |
|
19 | Лиценционный | 958 | Китай | - | - | - | - | Строится в Китае по украинской лицензии |
Год | МДК-51 | МДК-57 | МДК-122 | МДК-123 | МДК-50 | МДК-93 | МДК-94 | зав.№107 | зав.№108 |
1986 г. ? | 733 | ||||||||
1987 г. | 700 | ||||||||
1989 г. | 567 | 795 | 586 | ||||||
1990 г. | 762 | 507 | 508 | 615 | 509 | 782 | |||
1993 г. | 770 | ||||||||
2001 г. | 702 | ||||||||
2004 г. | 702 | ||||||||
2012 г. | 770 | 782 | |||||||
Не указан | 270 | 625 |
Источники
:
Википедия - свободная энциклопедия. Сайт
Морские пехотинцы - особый вид войск. Они должны выполнять высадку на неподготовленных участках побережья, там, где их никто не ждет. Факторы, обеспечивающие победу, перечислять недолго. Это внезапность, быстрота доставки к месту десантирования, скрытность и возможности получить мощную огневую поддержку. Как правило, высадка осуществляется с применением десантных кораблей, оснащенных аппарелями, или с помощью вспомогательных плавсредств. Но у российской морской пехоты есть технические средства, которыми не обладает никакая другая армия мира. Корабли проекта «Зубр» могут не только высадить десант, но и передвигаться по суше, вне зависимости от характера грунта, ведя при этом огонь и сея панику в стане врага.
Секрет скорости и беспрецедентной вездеходности состоит в оригинальном способе передвижения. Мощные пропеллеры создают под днищем судна и оно зависает на заданной высоте. Идея возникла еще в конце двадцатых годов у советского инженера Левкова, работавшего на Новочеркасском судостроительном заводе. Им был построен опытный образец, названный в честь автора проекта «Левков-1» (Л-1), но, несмотря на очевидную перспективность, пришелся «не ко двору». В середине и второй половине тридцатых годов упор делался, скорее, на традиционные боевые средства, а споры шли между «конниками» и «танкистами». Оценить гениальную идею было некому. Работы свернули, и вспомнили о них лишь в 50-е, когда советская разведка узнала об аналогичных западных разработках.
Конструкторскому бюро «Алмаз» поручили создание особого десантного средства. Крупнотоннажные военные корабли (линкоры, крейсеры) тогда резали на металлолом, а руководству страны в лице Н. С. Хрущева нравились проекты необычные, революционные и фантастические. Таким и был первенец «Алмаза» - «Скат», представлявший собой симбиоз амфибии и катера, покинувший док и начале шестидесятых. До взвода морпехов это судно доставляло к точке высадки со скоростью курьерского поезда (90 км/ч). Прямым потомком этого чуда техники стал «Зубр», корабль на воздушной подушке.
Транспортное средство, имеющее колесную или гусеничную ходовую часть, может передвигаться по суше и преодолевать сложные препятствия, но диапазон высот преград ограничен. Есть средства, способные плавать, но их судоходные качества обычно не соответствуют понятию «судно», они тихоходны и относительно беспомощны до момента входа на берег. Существуют военные корабли специального назначения, предназначенные для перевозки и высадки десанта, в составе которого могут присутствовать несколько единиц бронетехники и живая сила. У этих плавсредств также есть недостатки, они уязвимы в силу тихоходности, для успешного выполнения боевой задачи им требуется подходящий берег. Только 14% всех пляжей пригодны для высадки с МДК (аббревиатура означает малый десантный корабль) водовытесняющего типа, причаливающих вплотную и открывающих аппарели.
Есть и еще одна концепция, разработанная в последние десятилетия. Это загоризонтное десантирование. Суть ее состоит в том, что основной корабль находится вдали от побережья, а доставка бронетехники осуществляется специальными самоходными маломерными судами. Именно к такому десантированию готовы вертолетоносцы класса «Мистраль». Высаживаться таким способом можно, конечно, лишь в условиях полного господства суше, в воздухе и на воде. Что произойдет с десантом, если у противника есть эффективные средства противодействия (комплексы береговой обороны, например), можно легко представить. Ему предстоит послужить кормом для рыб.
Десантный корабль «Зубр» быстр, он не останавливается на берегу, его огневая мощь сама по себе представляет опасность для обороны противника. В общем, это почти идеальное средство высадки. Он может обслужить 78 процентов всего мирового морского и океанского побережья.
Постройка самого совершенного в мире средства морского десантирования основывалась на производственно-научной базе, созданной в КБ «Алмаз». В конце семидесятых годов советские судостроители обладали опытом постройки судов на воздушной подушке («Кальмар», «Скат» и другие проекты десантных кораблей). Наиболее успешным оказался КВП «Джейран» (проект № 12321). Его развитием стал следующий по порядку индекс 12322 «Зубр». Главная несущая конструкция корпуса выполнена в виде прямоугольного понтона (57,3 L х 25,6 W х 21,9 H, м), на котором смонтирована надстройка, в свою очередь, поделенная на три продольно ориентированных отсека. По функциональному назначению грузовым является центральное пространство, по бокам которого размещены энергетические узлы, места личного состава и перевозимых подразделений, защитные системы, обеспечивающие жизнедеятельность (в том числе и в случае применения Помещения персонала и десанта снабжены системами кондиционирования, вентиляции, отопления, они шумо- и теплоизолированы. Есть условия для приема пищи.
Корпус выполнен по цельносварной технологии, материал - высокопрочный немагнитный алюминиево-магниевый сплав повышенной коррозионной стойкости.
Идея компоновки принадлежит главному конструктору проекта Коронатову Г. Д.
Управление силовыми приводами - задача непростая. Российские военные суда обычных типов приводятся в движение турбинными двигателями, за исключением подлодок, винты которых нагружены на электромоторы. Для упрощения систем управления по подобному принципу организована силовая система МДК «Зубр». Корабль на воздушной подушке непросто удерживать на заданной высоте над поверхностью, для этого требуется много энергии. Вырабатывают ее электростанции, их две, в основе каждой стоит стокиловаттный газотурбинный генератор (их тоже два). Общая мощность силовой установки типа М35, произведенной НПК «Заря - Машпроект», составляет 50 тысяч лошадиных сил. Заботой командира БЧ-5 (электромеханической боевой части) являются главные распределительные щиты (ГРЩ). Управление производится дистанционно из ГКР (главного командного пункта), многие операции автоматизированы с целью повышения эргономических показателей. В схеме присутствуют также выносные пульты.
Удержать тяжелое судно (его водоизмещение составляет 555 т) на заданной высоте также непросто, это, в конце концов, не вертолет. Пневмоподушку под корпусом создают четыре четырехлепестных нагнетательных винта диаметром 25000 мм, оснащенных устройствами принудительного управления шага. Вместе с электродвигателем каждый из них составляет нагнетательный агрегат (НО-10). Горизонтальное перемещение производится по глиссерному принципу. Толкают десантный корабль на воздушной подушке «Зубр» три пропеллера с регулируемыми поворотными лопастями с возможностью реверса диаметром 55000 мм, смонтированных на полимерных композитных кольцевых посадках, снижающих шум. Посредством этих движителей судно разгоняется до рекордных 90 км/ч, а изменение соотношения тяги каждого из них позволяет эффективно маневрировать.
Для того чтобы нагнетаемый воздух не уходил по сторонам, а «работал», удерживая тяжеловесное судно на заданном клиренсе, конструктивно предусмотрены ограничители. Они представляют собой эластичное ограждение, выполненное по двухъярусной схеме. Ресивер гибкий, навесные элементы разделены крестообразно двумя килями, поперечным и продольным. Вся эта непростая система позволяет надежно «опирать» на сжатый воздух такую махину, как «Зубр». Корабль на воздушной подушке покоится или движется до тех пор, пока давление уравновешивает его вес, приподнимается, если это нужно, чтобы преодолеть неровности рельефа, и опускается на грунт, когда пора осуществлять высадку десанта и выгрузку боевой техники. Для него неважно, каков характер поверхности, вода это или суша, диапазон волнения достаточно широк, а способность «заползать» далеко за береговую линию выгодно отличает его от других, более распространенных и традиционных десантных средств.
Десантный корабль на воздушной подушке «Зубр» в полном своем названии скромно именуется «малым». Он может доставить в нужную точку прибрежной зоны «всего лишь» механизированный батальон морпехов на десяти БТРах вместе с экипажами. Вообще-то, по размерам и грузоподъемности в классе КВП равных ему нет. По десантным возможностям ему соответствует, скорее, понятие «средний десантный корабль» (до большого он все же не дотягивает), если брать аналог в виде обычного водовытесняющего судна, причаливающего и открывающего аппарели на кромке берега. Как показали учения «Запад-2009», реально высажены с МДКВП «Зубр» могут быть следующие варианты воинских подразделений:
Три танка Т-80 (Т-90) общим весом до 150 тонн;
8 БМП (115 тонн);
10 БТР плюс 140 морских пехотинцев;
Восемь плавающих легких танков.
Десант располагается в четырех кубриках на 140 человек каждый. Возможен вариант доставки только живой силы, без техники, в этом случае появляются еще 366 мест, а общее число высаживаемых военнослужащих возрастает до полутысячи. Это может быть нужно в случае возникшей необходимости в подкреплении, но автономность плавания уменьшается до нескольких часов. Морские пехотинцы - тоже люди, им нужно есть и отдыхать, а в грузовом отсеке условия не самые комфортные.
Для непосредственной высадки служат носовые ворота, откидывающиеся вниз и представляющие собой аппарель, упирающуюся в грунт.
Десантный корабль «Зубр» - не только средство доставки личного состава и техники к неприветливым вражеским берегам, он может наносить ракетные и артиллерийские удары с целью подавления возможного сопротивления окопавшегося противника, оказывать огневую поддержку и защищаться от возможных атак неприятельской авиации. Без этих боевых возможностей столь совершенная машина в глазах военных специалистов оставалась бы простым «корытом», пусть даже скоростным и маневренным.
Вот набор «инструментов», которым для обеспечения нужной огневой мощи оснащен «Зубр». Корабль на воздушной подушке вооружен:
Двумя пусковыми установками «Огонь» А-22, стреляющими неуправляемыми ракетами калибра 140,3 мм.
Двумя автоматическими установками АК-630 калибра 30 мм с боекомплектом в три тысячи снарядов.
Восьмью зенитно-ракетными комплексами «Игла» (иногда иностранные эксплуатанты используют американские «Стингеры»).
На борту присутствует комплекс РЭБ «Слябинг», позволяющий препятствовать работе вражеских систем связи и обнаружения.
Кроме этого, «Зубр» может устанавливать мины, в боекомплекте их до 20 штук. Максимальное время установки - 1 час 20 минут.
Конечно, до крейсера этот корабль не дотягивает, но следует учитывать, что в условиях современной войны в одиночку он действовать не должен, и флотская, а также воздушная, а если потребуется - и тактически-ракетная поддержка ему будет предоставлена.
Десантные корабли, парящие над водной поверхностью, состоят и на вооружении американской армии. Их официальное название - LCAC (Landing Craft Air Cushion), предназначены они для тех же целей, что и «Зубры». Компоновка заокеанского образца отличается от архитектуры советского аналога, надстройка как таковая отсутствует, зато есть огороженная понтонами палуба площадью 182 кв. м, на которой и размещаются техника вместе с контингентом, подлежащие высадке. LCAC гораздо скромнее «Зубра» и по размерам, и по мощности энергоустановки (16 тыс. л.с.). Его длина составляет 27 метров, ширина - 14 м. Расход горючего, тем не менее, зашкаливает, за час сжигается семьсот литров топлива. Весит судно Движется оно глиссерно, два винта диаметром в 3 м 70 см толкают его вперед или назад. примерно такая же, как у судна проекта «Зубр». Дополнительные двигатели служат для подруливания. Подъемная тяга обеспечивается четырьмя пропеллерами, направленными вниз. Вес полезного груза - 70 тонн.
Стремясь облегчить конструкцию, американские инженеры решили обойтись без надстроек и помещений для личного состава, что создает риск быть смытым за борт, - палуба на скорости становится скользкой от брызг воды.
Собственного вооружения плавсредство не имеет.
Если резюмировать все тактико-технические данные американского десантного корабля на воздушной подушке, можно прийти к выводу о том, что его боевые возможности уступают качествам «Зубра» примерно втрое. Морских пехотинцев на борт он может взять не более 170 при условии отсутствия на палубе боевой техники. Однако и эта машина заслуживает внимания, кроме нее конкурировать с образцом советской разработки не может ни один западный ДКВП.
Управление кораблем типов San Antonio и WASP требует очень серьезной подготовки, овладеть им непросто. Базируются эти корабли только на территории США, на военно-морской базе в Вирджинии.
При всех достоинствах этого замечательного образчика советского оборонпрома нельзя не добавить в славную бочку меда, которой, несомненно, достойны его создатели, и ложку дегтя. На момент распада СССР в составе Черноморского флота числились восемь единиц ДКВП «Зубр». Эта бригада десантных кораблей была поделена не поровну, но по-братски: России достались пять (среди них - первый опытный образец, его можно не считать), а Украине - три судна («Краматорск», «Артемовск» и «Горловка»). Возмущаться поборникам всеобщей справедливости не стоит. Украинскому флоту оказались не нужны и те «Зубры», что он получил, содержать их оказалось не под силу военному бюджету. К тому же в Феодосии достраивались еще два корабля, один из которых удалось завершить. Опять же, справедливость требует заметить, что российский флот тоже распорядился своими «Зубрами» не лучшим образом. Когда Греция (страна - член НАТО!) изъявила желание приобрести уникальные боевые корабли, то и Украина, и Россия предложили купить по паре штук. Сделка состоялась.
Затем три оставшиеся единицы были за ненадобностью списаны из состава ВМС Украины, и, по всей видимости, порезаны на металлолом, спрос на который есть всегда.
Итак, в итоге у греков «Зубров» больше всех, целых четыре. Флот России обладает двумя единицами, а в Китае - один, достроенный на украинских верфях. Кстати, в КНР планируется постройка еще четырех экземпляров. Украинские специалисты предоставили помощь и
В утешение можно констатировать, что боевое применение «Зубров» во время грузино-абхазского конфликта пока было единственным и успешным. Подробности военных операций с их участием широкой общественности неизвестны.
Малый десантный корабль на воздушной подушке (МДКВП) «Евгений Кочешков» проекта 12322 «Зубр» был построен «Судостроительной фирмой «Алмаз» (ранее «Приморский судостроительный завод») в Санкт-Петербурге, которая специализируется на военном и гражданском судостроении. В составе Балтийского флота находится однотипный МДКВП «Мордовия», который был введен в эксплуатацию 15 октября 1991 года как «МДК-94».
Проект был разработан ОАО ЦМКБ «Алмаз».
Предназначен для приёма с оборудованного или необорудованного берега подразделений морских десантов с боевой техникой, перевозки морем, высадки на побережье противника и огневой поддержки десантируемых войск. Благодаря конструктивным особенностям воздушной подушки, может передвигаться по земле, обходя небольшие препятствия (рвы и траншеи) и минные заграждения, двигаться по болотам и высаживать десант в глубине обороны противника. Для корабля доступно для высадки десантов до 70% общей длины береговой линии морей и океанов мира. Является самым большим кораблем на воздушной подушке.
Был заложен под строительным номером 102 как «МДК-50». Введен в состав Балтийского флота 30 октября 1990 года. 17 августа 2001 года был переименован в «Евгений Кочешков». Имел бортовые номера 615(1990 год), 770(1993 год).
Основные характеристики: Водоизмещение 555 тонн. Длина 57,3 метра, ширина 25,6 метра, высота 21,9 метра. Скорость хода 60 узлов. Дальность плавания 300 морских миль. Автономность 5 суток. Экипаж 27 человек.
Двигатели: 5 ГГТА мощностью 10000 л.с. каждый.
Вооружение:
Артиллерия: две пусковые установки системы А-22 «Огонь» для 140,3-мм неуправляемых ракетных снарядов (боекомплект - 66 снарядов на каждую ПУ) и система управления стрельбой.
Зенитная артиллерия: две 30 мм автоматические установки типа АК-630 (боекомплект - 3000 снарядов) и система управления стрельбой МР-123-02.
Ракетное вооружение: 8 комплектов переносных ЗРК типа «Игла» или «Stinger».
Корабль способен перевозить: 3 основных танка суммарной массой до 150 тонн; или как вариант 10 бронетранспортёров, суммарной массой до 131 тонн и 140 человек десанта; или 8 боевых машин пехоты, суммарной массой до 115 тонн; или 8 плавающих танков.
Для десанта предусмотрены 4 помещения на 140 мест. Вместо боевой техники помещение может быть оборудовано для размещения дополнительно ещё 366 человек (всего около 500 человек).
В 2013-2014 годах прошёл ремонт, который проходил на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь». На 28 ноября 2013 года оборудования воздушных винтов, топливных цистерн и днища МДКВП. Также кораблестроителям предстоит установить новое гибкое ограждение, так называемую «юбку» десантного корабля, под которой и создаётся воздушная подушка.
11 марта 2014 года - в соединение десантных кораблей Балтийского флота - после окончания ремонта на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь».
На 31 октября 2014 года в рамках сдачи курсовой задачи, которая предусматривает одиночные действия по предназначению в море, успешно в морских полигонах по надводным и воздушным целям.
По сообщению от 06 мая 2015 года в ходе сдачи курсовой задачи в морских полигонах. По сообщению от 22 мая в рамках планового выхода в море по высадке морского десанта на необорудованное побережье. в Международном Военно-морском салоне (МВМС-2015), который проходил в Санкт-Петербурге с 01 по 05 июля. 14 августа в плановом подготовительном тактическом учение группировки разнородных сил Балтийского флота по высадке морского десанта на необорудованное побережье. По сообщению от 20 августа в военно-спортивной игре «Гонка героев» на полигоне Хмелевка Балтийского флота, которая стартует 22 августа.
Принял в работе VIII Международного военно-морского салона (MBMC-2017), который проходил с 28 июня по 02 июля 2017 года в Санкт-Петербурге.
19 июля 2019 года в репетиции военно-морского парада и военно-спортивного праздника, посвященных Дню ВМФ России.