Типы денег металлические достоинства и недостатки. Преимущества кредитных карт. Классическая концепция воспроизводства

Типы денег металлические достоинства и недостатки. Преимущества кредитных карт. Классическая концепция воспроизводства

Все деньги должны обладать следующими св-вами:

· делимость -деньги должны подразделяться на более мелкие составные части

· портативность- деньги должны быть удобными в обращении,портативности и прочие

· долговременность- все деньги должны обладать физ.долговечностью

· узнаваемость- деньги должны отличаться от всех других видов активов

· стандартизированность- денежные единицы одних стран идентичны ден.ед.другой страны

Функции денег:

· мера стоимости

· средство платежа

· средство обращения (Т-Д-Т; формула спекуляции:Д-Т-Д,с развитием банк.дела и кредитного обращения: Д-Д-Д")

· средство накопления

· мировые деньги-деньги,применяемые для расчетов между странами

в этой фун-ции (мировых денег) участвуют два вида денег:

Свободно-конвертируемая валюта(СКВ): доллары,фунты,йены

Международные единицы расчета:евро

Происхождение денег:

Существуют две концепции происхождения денег:

· рационалистическая: деньги появились в рез-те договора между людьми

· эволюционно-историческая: деньги появились самостоятельно в рез-те длительного эволюционного процесса(то есть люди не договаривались между собой)

Эволюция денег:

· первобытные деньги или протоденьги: появление денег с выполнением функций случайных товаров (ракушки,шкуры)

· 7 век до н.э: появление металлических денег (без номинала, то есть стоимости, ценился вес монеты)

Преимущества металлических денег:

· сохраняемость,то есть сопротивляемость внешнему воздействию

· легко делать стандартный ден.элемент

· ценность определяется стоимостью металла,из которого выпускается монета

· трудно подделать

· делимость, то есть возможность делить монету без потери ценности

· редкость

· 17 век н.э.: появление бумажных денег (впервые у китайцев в 1 веке)

Причины появления бумажных денег:

Неудобство использования монет

Отставание добычи золота от про-ва,то есть производили товаров больше,чем было в обращении

Отсутствие эконом.эластичности в золоте

Стирание и износ монет

Сознательная порча гос-вом монет (добавление примесей)

· 1970: появление безналичных денег

· начало 21 века: появление электронных денег для удобства платежей и сокращения денежной массы в обращении.

Формы денег:

· полноценные или металлические деньги (деньги,выпущенные из благородных металлов,стоимость этих денег никогда не будет уменьшаться,а будет увеличиваться)

· неполноценные деньги(или заменители денег или знаки стоимости):

Наличные деньги

Безналичные деньги

Особенности неполноценных денег:


· отсутствует внутренняя стоимость

· номинальная стоимость превышает реальную

· бумажные деньги могут обесцениваться, золотые никогда

· невозможно использовать как товар

ВИДЫ ДЕНЕГ:

· наличные деньги- деньги,находящиеся в обращении в определенной стране или в ряде стран (в России к наличным деньгам относятся:российский рубль и копейка,которые явл.банкнотами и монетами ЦБ РФ)

· кредитные деньги:

1.Вексель- обязательство должника в уплате определенной суммы денег.

Виды векселей:

-простой(соло) вексель:письменное обязательство должника об уплате определенной суммы долга в указанный срок.

Простой дисконтный вексель-вексель,в тексте которого указывается условие начисления процентов на вексельную сумму.

Простой учётный вексель-вексель, в тексте которого не указывается условие начисления процентов на вексельную сумму.

-переводной вексель(тратта):вексель,фактическим плательщиком которого назначается третье лицо.

Казначейский вексель: денежное обяз-во,выпущенное гос-вом

Финансовый вексель: ден.обяз-во,выпущенное финансо-кредитными орг-ями

Дружеский векселя: векселя,выставляемые друг на друга(вместо ден.ср-в две орг-ции выписывают друг другу векселя)

Бронзовые или дутые векселя:векселя,не имеющие фактического обеспечения

особенности векселя как денег: срочность (вексель имеет ограниченный срок хождения не более одного года), абстрактность (в векселе не указывается вид сделки), бесспорность (вексель должен быть обязательно принят к оплате), оборачиваемость (вексель можно передавать в качестве платежного сред-ва третьим лицам).

2. Банкноты - ден.обяз-ва гос-ва,выпущенные путём переучёта векселей (неограниченный срок хождения)

3. Чеки - разновидность переводного векселя,который вкладчик выписывает на банк.

Именные: чеки,выписанные на одно лицо без права передачи

Ордерный:чеки,выписанные на опред.лицо с правом передачи

Расчетные или предъявительские чеки: чеки,денежная сумма по которым выплачивается любому предъявителю чека.

4. Кредитные банковские карты - карты,которые дают возможность осуществить расчеты без наличных денег.

· действительные деньги -деньги,сделанные из благородных металлов и наделенные гос-вом принудительным курсом

· деньги безналичного оборота:

Аккредитив: обязательство банка производить по поручению клиента и за его счет определенные платежи

Денежный аккредитив:приказ банка банку о выплате держателю аккредитива определенной суммы денег

Дебитовые банковские и платежные карты: те карты,дающие совершать оплату только в пределах той суммы,которая находится на этой карте.

Денежная масса- совокупный объём платежных и покупательных средств,находящихся в обращении в определенной стране.

Величина денежной массы зависит от двух факторов:

· кол-ва денег(чем больше денег,тем больше ден.массы)

· скорость обращения

Ден.масса оценивается с помощью ден.агрегатов.

Две группы ден.агрегатов:

· ден.агрегаты России

· ден.агрегаты зарубежных стран

Денежные агрегаты зарубежных стран:

· М1 : в него включаются наличные деньги и сред-ва на счетах до востребования

· М2 : М1+вклады в коммерч.банк сроком хранения до 5 лет

· М3 =М2+все вклады в банк и специализированных кредитных институтов сроком хранения свыше 5 лет

· М4 : М3+ депозитные сертификаты крупных коммерч.банков

Российские денежные агрегаты:

· М0 :в него включаются наличные деньги

· М1 :М0+средства на расчетных,текущих и счетах до востребования коммерч.банков

· М2: М1+ все средства на накопительных и сберегательных счетах в коммерч.банках

· М3 : М2+облигации гос.займа и депозитные сертификаты коммерч.банков

· М2Х=М2"=L : в него включаются М1+все вклады в иностр.валюте,находящиеся в коммерч.банках.

Деньги представляют собой развивающуюся экономическую категорию. В этой связи важно разграничивать сущность, содержание категории и ее функциональные виды. Существующие различные определения денег иногда не соответствуют новым материальным носителям денег, отстают от перехода к другим видам денег, а также от изменения их форм и условий функционирования. Появляющиеся виды денег не всегда готовы выполнять все функции денег как экономической категории. Но независимо от того, в каком виде деньги выступают, они обязательно выполняют функцию платежа (средства обмена), являются формой меновой стоимости. По существу речь идет о совершенствовании платежной системы, инструментов платежа.

В процессе исторической эволюции товарного обращения форму эквивалента принимали самые разные товары. Для того чтобы некий предмет мог функционировать в качестве денег, его всюду должны принимать, а также использовать для оплаты товаров и услуг.

Начиная с античных времен товарные деньги выступали средством обмена. Привилегированное положение занимали товары, которые служили наиболее важными предметами обмена - предметы (товары) первой необходимости, украшения. Использовались, например, меха, табак, перец, зерно, соль, слоновая кость, кофе, рыба, чай и др. Выделение скотоводческих племен в результате первого крупного общественного разделения труда превратило домашний скот в орудие обмена. Вполне понятно, что у разных народов в тот или иной период в качестве денег служили самые разные товары - именно те, которые в конкретных местных условиях представляли общепризнанную ценность. Установление пригодности того или иного предмета к выполнению роли денег вытекало из объективных, неподвластных людям обстоятельств.

Товары-деньги должны были отвечать двум основным требованиям: быть достаточно распространенными и обладать относительно высокой и постоянной ценностью. Как правило, первоначально роль денег на одном и том же рынке играли одновременно несколько товарных видов. Обладая неодинаковыми стоимостями, они выступали как платежные единицы различных достоинств. Все эти деньги не могли в полной мере удовлетворить растущие запросы рыночного обращения.

Второе крупное общественное разделение труда - выделение ремесла из земледелия - привело к совершенствованию всеобщего эквивалента. Эту роль начинают выполнять металлы: железо и олово, свинец и медь, серебро и золото. Совершился переход от товарных (штучных) денег к металлическим в виде слитков или самых различных изделий из металлов, а в последствии - в виде монет.

Упоминание о золотых и серебряных деньгах имеется в древнеегипетском законодательстве (второе тысячелетие до н.э.) и священных книгах древней Индии, в Библии и др. Серебряные деньги были широко распространены на рубеже третьего и второго тысячелетий до н.э. в Китае, Иране и Месопотамии. Металлы не сразу вытеснили все предшествующие виды денег. Совместное существование различных денег наложило отпечаток на металлические деньги. Внешний вид домонетных металлических денег был очень разнообразен, зачастую они сохраняли товарную форму. Так, железные деньги длительное время имели форму мотыги, топора, лопаты, прутьев, подковы, наконечников копья, гвоздей, цепей, ножей и т.д. Медные деньги обращались в форме треножников, котлов, щитов, колокольчиков и др. Серебряные и золотые деньги имели форму ожерелий, колец, брусков, золотого песка, рыболовных крючков.

Появление монеты представляет собой важнейший этап в формировании видов денег. Монета явилась результатом развития товарного производства и обмена, с одной стороны, и усиливающейся экономической и политической мощи рабовладельческих государств, с другой. Появление монеты относят к VII в. до н.э. Основными металлами, использовавшимися для изготовления монет, стали золото, серебро, медь и бронза. Первые золотые монеты приписываются индийскому царю Гигесу (VII в. до н.э.). Первым изобразил свой профиль на монете Александр Македонский.

Следует добавить, что названия некоторых монет продолжают напоминать об их весовом происхождении. Например, английский фунт стерлингов сохраняет до нашего времени название, напоминающее о тех временах, когда металлы обращались не в форме монет и ценились по весу.

Еще в XIX и начале XX в. широко применялись наличные деньги в виде золотых монет. Золото выдвинулось на роль эквивалентного товара в силу его особых качеств. Это:

Однородность и равнокачественность: одна единица денег не отличается от другой;
- прочность и сохраняемость: денежный товар обладает постоянной стоимостью, не слишком зависящей от внешних факторов (например, погоды); не ржавеет, как железо, не покрывается зеленоватым окислом, как медь, не темнеет, как серебро (эти свойства дали основание называть его благородным металлом);
- делимость: предшествующие товарные деньги не могли делиться на доли и сохранять высокую стоимость в своей частице - доле, а у золота даже в небольшом весе и объеме такое свойство есть, это драгоценный металл;
- компактность, портативность, легкость перемещения с места на место, с одного рынка на другой мягкость;
- пластичность, хорошая ковкость;
- эстетическая привлекательность.

Перечисленные свойства золота делают его применение целесообразным в промышленности, связи, ювелирном деле и т.п. Но значение золота в мировой истории, экономике связано не только (и не столько) с его полезными природными свойствами, но и с его общественной функцией - быть воплощением стоимости, всеобщим эквивалентом, то есть деньгами.

Главное свойство таких денег состоит в том, что они обладают собственной стоимостью, не подвержены обесценению. Это значит, что при наличии полноценных денег (золото) в обороте в количестве, превышающем их действительную потребность, они уходят из оборота в сокровище. При увеличении потребности оборота - возвращаются в оборот из сокровища. При таких условиях необходимость в регулировании массы денег в обращении не возникает. Золотые монеты способны достаточно гибко приспосабливаться к потребностям оборота.

Возросшие требования рынка вызвали рост потребности в деньгах. Добыча золота отставала от этого роста, и запасы золота оказались ограниченными. Кроме того, денежное обращение, основанное на обороте полноценных денег, требовало значительных издержек, было дорогим. И во всем мире постепенно стали применять денежные знаки из бумаги (бумажные деньги, кредитные деньги). Фактически бумажные деньги возникли из самого процесса обращения металлических денег - в результате отделения обозначенного на них номинала от реального веса. Это происходило по мере стирания, износа монет, выпуска государством неполноценных монет с принудительным курсом их обращения. При переходе от применения полноценных денег к бумажным денежным знакам предусматривался режим соизмерения денежных билетов с золотом, устанавливались золотые паритеты валют. Однако в дальнейшем роль золота существенно изменилась под влиянием демонетизации - процесса постепенной утраты им денежных функций. Демонетизация золота была юридически завершена в 1976- 1978 гг., что закреплено Ямайской валютной реформой и уставом Международного валютного фонда.

Золото было вытеснено из внутреннего денежного оборота стран, а затем - из международных валютных отношений, и паритеты на золото отменили. Оно перестало непосредственно обмениваться на товары, использоваться как средство обращения и платежа, оперативного регулирования денежного обращения, и цены не устанавливаются в золоте. На смену золоту пришли бумажные и кредитные деньги.

Вместе с тем золото сохраняет за собой важную роль в экономическом обороте в качестве чрезвычайных мировых денег, применяется для обеспечения международных кредитов, служит материалом для выпуска монет (коллекционных), средством частной тезаврации, является воплощением общественного богатства. Объем золотовалютных запасов отражает валютно-финансовые позиции страны и выступает одним из показателей ее кредитоспособности.

Исходя из вышеизложенного, исторически развивались следующие типы всеобщего эквивалента:

Товарно-счетный эквивалент - это не оформленные официально товарные деньги;
- товарно-весовой эквивалент - металлы в определенных весовых измерениях;
- металло-чеканный эквивалент - металлические деньги в виде монет;
- бумажно-кредитный эквивалент на специальной бумаге со специальной атрибутикой, реальная стоимость которого, как правило, ниже стоимости товаров.

Бумажные деньги - знаки стоимости, замещающие в обращении полноценные деньги. Они наделены принудительным курсом, неразменностью на золото и выпускаются обычно государством (как правило, казначейством) для покрытия своих расходов. Возможность их появления обусловлена мимолетным характером обращения. Как известно, на бумажные деньги налагалось изначально обязательное требование конвертации в некоторое количество драгоценного металла. Затем бумажные деньги преобразовались в неразменные деньги.

Природа бумажных денег заключается в том, что они не имеют ощутимой самостоятельной стоимости: затраты труда на их печатание небольшие по сравнению с выражаемой ими стоимостью товаров. Они приобретают представительную стоимость, общественную значимость в процессе обращения. Независимо от массы выпущенных бумажных денег и принудительного курса их реальная стоимость определяется не штемпелем государства, а законом стоимости, законами денежного обращения. Первые бумажные деньги появились в XIII в. (1260-1263 гг.) в Китае, а в России - при Екатерине II (1769 г.).

Бумажные деньги почти неизбежно связаны с инфляцией, они неустойчивы, так как их выпуск обусловлен не только реальными потребностями оборота в деньгах, но и непроизводительными расходами. Обесценение денег реально выражается в снижении их покупательной способности по отношению к товарам, услугам, оно проявляется в общем росте товарных цен - оптовых и розничных. Механизм регулирования обращения бумажных денег значительно затруднен. Разность между номинальной стоимостью выпущенных бумажных денег и расходами на их печатание образует эмиссионный доход государства. Обесценение бумажных денег ведет к перераспределению национального дохода, так как обычно рост номинальной заработной платы отстает от повышения цен, а также к потере доверия к таким деньгам.

В современных условиях практически нет классических бумажных денег, выпускаемых казначействами государств для финансирования своих расходов. В основном обращаются кредитные деньги, которые с некоторой долей условности можно отнести к бумажным деньгам.

Кредитные деньги - вид денег, порожденный развитыми кредитными отношениями, основа современного платежно-расчетного механизма. Их можно определить как кредитный знак стоимости, с помощью которого осуществляется функция денег как средства платежа.

Кредитная природа современных денег обусловлена порядком их эмиссии по таким основополагающим каналам, как кредитование хозяйства, кредитование государства и под прирост официальных золотовалютных резервов.

Эмиссии денег обычно предшествуют кредитные операции, совершаемые банками. Например, непосредственная связь кредита с обращением денег возникает при предоставлении платежных кредитов. хозорганам, когда у них в момент покупки необходимых товаров (услуг), отсутствуют деньги для оплаты. Полученные у банка кредиты покупатели перечисляют в порядке безналичных расчетов на счета поставщиков, а последние превращают часть полученной денежной выручки в наличные деньги (банкноты), используя их для выплаты заработной платы и др.

Выпуск кредитных денег предполагает осуществление кредитных операций в связи с реальными процессами производства и реализации продукции. Благодаря этому может достигаться увязка объема платежных средств с потребностью оборота в деньгах. При нарушении этого требования кредитные деньги превращаются в бумажные денежные знаки. Увязка оборота кредитных денег (выпуска-изъятия) происходит не по каждой кредитной операции, а по их совокупности, в целом по народному хозяйству.

Различают кредитные деньги, выпускаемые центральным банком и эмитируемые коммерческими банками. Основные виды кредитных денег или кредитных орудий обращения: банкнота, вексель, чек, кредитная карточка.

Кредитные деньги отличаются от бумажных по следующим направлениям:

По эмитенту: кредитные деньги выпускаются банками, бумажные - государственными казначействами или банками;
- по обеспечению: кредитные деньги обеспечены реальными товарно-материальными ценностями, валютными резервами, бумажные такого обеспечения могут не иметь;
- по цели эмиссии: кредитные деньги выпускаются в порядке кредитования, бумажные - для покрытия государственных расходов (дефицита бюджета);
- по особенностям обращения: бумажные деньги в процессе обращения обесцениваются и возвращаются в банки с реально меньшей покупательной способностью; кредитные деньги более устойчивы, хотя в процессе их оборота реалии экономической жизни могут также привести к их частичному обесценению. В этом случае они приближаются к бумажным деньгам, так же, как они, наделяются принудительным курсом обращения, но сохраняют при этом кредитную основу.

В зависимости от формы существования различаются наличные деньги и деньги безналичного оборота. И те и другие являются составляющими платежного и денежного оборота, имеют одинаковую денежную единицу (рубль), беспрепятственно переходят друг в друга; регулирование объема тех и других осуществляется с помощью кредитных операций. Распространение безналичных расчетов привело к возникновению новых денежных инструментов для совершения платежей без непосредственного оборота наличных денежных средств - различных ценных бумаг (обязательств предприятий и банков, например векселей, банковских карточек, чеков, сертификатов и др.).

С развитием компьютерных и передовых телекоммуникационных технологий появилась возможность отказаться от бумажных носителей денег и перейти на систему электронного перевода средств, в которой все платежи производятся посредством электронных телекоммуникаций. При электронной технике соответствующие распоряжения в отношении расчетов выполняются электронными сигналами. По существу деньги приняли новый вид после длительной эволюции. Специализированные электронные импульсы (файлы) содержат информацию о размерах денежных средств владельца электронной карты и возможности их использования для платежа (перевода).

Однако следует отметить, что оборот наличных денег не утратил своего значения. Наличные деньги имеют официальный статус: это обязательства центрального банка, которому не грозит банкротство, а значит, у них есть возможность наиболее полно выполнять функции денег.

К достоинствам электронных денег относят: упрощение расчетов, сохранность денежных средств, защищенность от случайных потерь, высокий шанс получить при необходимости кредит и др. Однако электронные деньги не обладают официальным статусом законного платежного средства на территории государства. В случае банкротства их эмитентов (коммерческих банков и др.) владельцы соответствующих карт могут остаться без средств. Карточкой погашаются разовые операции (получение зарплаты, оплата товаров), она не обращается как наличные деньги. Важная особенность наличных денег - их анонимность. Использование электронных денег невозможно без информационного обмена между отправляющими и принимающими устройствами, хранения записей, идентификации плательщика. В таких условиях сохранить полную анонимность сложно.

Помимо денежного безналичного и наличного оборота в хозяйственной практике выделяются и счетные деньги, которые не совершают оборота, но используются при проведении взаимных расчетов (клиринг, бартер).

Таким образом, классификацию видов денег можно провести по разным признакам:

По сущности и содержанию: полноценные, бумажные, кредитные;
- материально-вещественному содержанию: товарные, бумажные, металлические, электронные;
- эмитенту: казначейские, банковские;
- сфере, территории обращения: национальные, коллективные, групповые (евро), международные (СДР);
- купюрности (по номиналу денежных знаков).

Введение

Что общего между ракушками, пачкой табака, головой скота, бутылкой водки, фиксированным куском редкого металла? Все эти разнообразные предметы в разные времена служили деньгами. Что такое деньги?

Деньги -- любой стандартный предмет, вещь, которые могут служить средством обмена. Без денег мы вынуждены были бы менять товары непосредственно на другие товары, т. е. осуществлять бартер, который возможен лишь при взаимном совпадении потребностей обоих меняющих. Деньги всегда гарантируют такое двойное совпадение. Люди продают деньги за блага, которые они хотят купить, и продают блага за деньги, когда они хотят что-нибудь продать. Деньги понижают трансакционные затраты. Постепенная эволюция денежного обмена -- последствия экономизирующего (рационального) поведения людей -- получение максимально возможного из ограниченных ресурсов.

Преимущества металлических денег

Пик развития металлических денег приходиться на XVI-XVII столетия. Это эпоха ознаменовалась первоначальным накоплением капитала. Исходя из самого названия, можно четко понять их суть. Ценность платежных средств отождествляется с ценностью дорогих металлов. К примеру, серебра, золота или драгоценных камней. Их преимущества очевидны:

  • 1. В истории человечества еще никому не удалось подделать драгоценные металлы.
  • 2. Эмисировать их тоже нельзя, так как их существует только определенное количество в природе, к тому же ценные металлы в дефиците по сравнению с другими металлами (редкость - естественная причина их ценности).
  • 3. Практически неизменна стоимость платежного средства, что бережет деньги от обесценивания, а экономику от инфляции. Металлические деньги сыграли ключевую роль в революционном введении золотомонетного стандарта в международном пространстве. Это был оборот между государствами. Главный источник богатства для меркантилистов - накопление. А главным способом достижения этой цели они считали торговлю. Благодаря металлической теории активно развивались мануфактуры. Происходило активное накопление и развитие потенций торговли. Налаживались международные каналы получения драгоценных металлов. Богатство - это не физический труд, а именно - золото и серебро. Люди всегда охотно меняли свой труд на драгоценный метал. Это получало даже звучание общенациональных масштабов. То есть накопление было не индивидуальным, а общегосударственным (так называемым «богатством нации»). По металлической теории деньги - это тоже товар, но особого рода. Деньги получали определенную функциональную нагрузку - общественную. То есть, деньги превращались во всеобщий эквивалент. А золото и прочие металлы превращались в единственную валюту.

Товары находятся в обращении с определенной ценой, а деньги - с определенной стоимостью. Количество денег, необходимое для обращения товаров в течение данного периода времени, равно сумме цен товаров, деленной на среднее число оборотов одноименных денежных единиц. Сумма денег, необходимая для обмена продуктов труда, зависит от количества товаров, движения их цен и скорости обращения денег. Таков объективный закон обращения золотых денег.

Золотые монеты, выполняя функцию обращения, находятся в непрерывном движении и постепенно изнашиваются. Уменьшается их вес, появляется различие между номинальным и реальным содержанием монеты. Однако, продолжая находиться в обращении, монета по-прежнему реализует цены товаров в соответствии со своим номиналом, поскольку свою функцию средства обращения она выполняет мимолетно. В результате этого монеты становятся знаком, символом, представителем своей первоначальной стоимости. Поэтому в качестве обращения полноценные монеты могут быть заменены знаками стоимости, знаками золота.

Бумажные деньги представляют собой знаки золота. Они являются заместителями золота в обращении. Выпускает их государство, которое наделяет их номинальным золотым содержанием. Однако реальная покупательная способность бумажных денег зависит от их количества в обращении по сравнению с количеством золота, требуемого для обращения товаров. Если количество бумажных денег будет соответствовать количеству золотых денег, необходимых для обращения товаров, то они будут обладать той же покупательной способностью, что и золотые деньги. Если бумажных денег будет выпущено, предположим, вдвое больше, чем требуется золотых денег для обращения данного количества товаров, то они обесцениваются. В таком случае каждая бумажноденежная единица будет представлять только половину стоимости соответствующей золотой единицы. В результате цены товаров возрастут вдвое, деньги обесцениваются. В нашей стране деньги не обеспечены.

Бумажные деньги не являются деньгами в широком смысле, а являются заменителями денег (банкноты раньше в любой момент можно было обменять на золото, но потом банки отказались от этого). Бумажные деньги заменяют деньги не полностью. Они не выполняют последние 3 функции денег.

Современные деньги - это могут быть кредитные деньги. В настоящее время наличные деньги вытесняются безналичными денежными расчетами. Более 90 % товарных сделок происходит по безналичному денежному расчету. Электронные и пластиковые деньги (карточки) для потребителей рынка являются заменителем денег.

В элементарной форме организации экономики -- хозяйстве -- естественной формой богатства выступает натуральный продукт -- материальное благо, имеющее, во-первых, потребительную ценность и, во-вторых, являющееся результатом труда.

Потребительная ценность продукта -- это полезность вещи, способность ее удовлетворять те или иные потребности человека благодаря определенным физическим или другим свойствам.

В условиях товарного производства продукт труда приобретает новые специфические свойства, делающие его товаром. Этот продукт является ценностью уже не для производителя, а для других лиц, т. е. он приобретает общественное свойство.

Мерой общественной потребительной ценности выступает величина спроса Производство продукта, определяет объем предложения. Вещи обладают общественной потребительной ценностью, если предложение удовлетворяет спрос.

Но всякая ли вещь может являться товаром? Нет, только та, которая изготовлена или опосредована трудом человека. Рыба, плавающая в реке, превратится в товар лишь после того, как ее выловят, т. Е. осуществят определенные трудовые затраты.

И, что не менее важно, товар должен быть, не только изготовлен (произведен), не только изготовлен для других, но и продан другим людям, т. Е. передан на основе эквивалентного (равноценного) возмещения. (Подарок, хотя и произведен вами для удовлетворения потребностей другого человека, не является товаром).

Теперь можно дать определение товара, отметив, что это есть вещь или услуга, созданная трудом, обладающая общественной ценностью и служащая для обмена (продажи на рынке) на другой товар. Вещи становятся товарами не сами по себе, а лишь тогда, когда они выступают объектом обмена между людьми. Поэтому в товаре выражены отношения между людьми по поводу обмена продуктами труда. Обмен товарами может принимать разные формы, но во всех случаях обмен это действие, в ходе которого мы получаем или отдаем одну вещь в обмен на другую. Отсюда, каждый товар при обмене на товар приобретает на рынке меновую стоимость, т.е. способность, свойство обмениваться на другие полезные вещи в определенных соотношениях (пропорциях).

Подобное равенство, меновое соотношение ежедневно и миллиарды раз повторяется в практике на рынке. И люди обычно не задумываются над тем, что скрыто от их глаз: почему вещи приравниваются друг к другу и что лежит в основе каждого конкретного равенства. А вот экономическую теорию вопрос, чем определяются соотношения обмена или меновые стоимости, волновал со времен Аристотеля и волнует до сего дня.




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.































Назад Вперёд

Актуальность выбранной тематики обусловлена следующими причинами:

  • Ограниченность финансовых ресурсов – важнейшая проблема экономики;
  • Модуль «Деньги» изучается не только в экономике, но и в обществознании;
  • В экономике модуль «Деньги» изучается концентрически: в 6, 9 и 11 классах, что обусловливает широкое применение представленного материала;
  • В экономическом блоке ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию содержатся рассматриваемые вопросы;
  • Представленная информация способствует успешному выполнению тестов и решению экономико-математических задач.
  • Две презентации Microsoft PP, содержащие информацию и задания по темам: «Функции и свойства денег», «Эмиссия денег», «Происхождение и сущность денег. Виды денег»;
  • Деловая игра «ЭмиТент » и все задания: вопросы, схемы, таблицы, тесты;
  • Критерии оценок за проектные действия и другие задания;
  • Импровизированный международный «Диплом МВФ»;
  • Работа соответствует требованию ФГОС : создавать и организовывать «условия, инициирующие действие» учащихся.

МЕТОДИКА УРОКА

Класс: девятый.

Цель урока: выполнение учебного мини-проекта в рамках деловой игры.

Задачи:

  • Организовать познавательную деятельность учащихся для формирования информационно-коммуникационной и коммуникативной компетентностей;
  • Создать условия для практической работы учащихся и совершенствования УУД.

Предметные УУД :

  • определять сущность денег и понятие «эмиссия» денег;
  • сравнивать виды денег; выявлять преимущества и недостатки различных видов денег.

Метапредметные УУД :

  • самостоятельно формулировать цель;
  • преобразовывать практические задачи в познавательные;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Изучить новые понятия: эмиссия, эмитент, ликвидность, доходность, МВФ, национальная и иностранная валюта.

Усвоить концепции:

  • Преимущества и недостатки различных видов денег;
  • Взаимосвязь ликвидности, доходности, надёжности.
  • Закрепить знание изученных ранее понятий и сформировать предметные компетентности: сущность денег; виды, функции, свойства денег.
  • Развивать экономическое мышление и экономически грамотную речь;
  • Содействовать социализации и самоопределению учащихся.

Форма урока : урок информационного поиска и проектирования.

Формы работы : фронтальная и групповая.

Педагогические технологии : ИК-технологии и проектная технология

Подходы : личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы.

Методы: проблемное изложение; метод проектов; исследовательский метод.

Средства обучения:

  • мультимедиапроектор, ноутбук, экран
  • медиатека кабинета, ЭОР;
  • интернет-ресурсы;
  • классная доска;
  • наглядные пособия: плакат «Виды денег», плакат «Национальные валюты», коллекция «Деньги разных времён и государств».
  • учебные пособия:
    • «Экономика: Рабочая тетрадь. 9 класс», Н-Н, НИРО, НГЦ, 2015. – 205 с.
    • «Экономика. Базовый курс 10-11 кл.», И. В. Липсиц, М., Вита-Пресс, 2011.
    • «Экономика. Учебник для 10-11кл. ОО. Углублённый уровень образования. / Под ред. С. И. Иванова, А. Я. Линькова. Кн. 2. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. – 304 с.
    • «Прикладная экономика», 10-11 класс, М., «Поли-Экспресс», 2005. – 272 с.
    • Макконнел К.Р Брю С.Л., «Экономикс», М.: «Хагар-Демос», 2009. – 785 с.
    • Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Экономическая теория», М.: «Норма», 2011. – 447с.

СЦЕНАРИЙ УРОКА

Подготовительный этап.

На предыдущем уроке учащиеся получили домашнее задание:

  • Повторить изученные ранее темы о видах денег, о функциях и свойствах денег (презентация 2).
  • Сформулировать гипотезу о возможном образе сказочных денег, нарисовать их
  • Принести альбомный лист, карандаши, фломастеры и т.п.
  • Создать команды по 4-6 человек и эмблемы команд, выбрать спикеров.

Оформление кабинета :

  • Рекомендуется парты поставить парами, чтобы сидеть группами по 4-6 человек
  • Учитель изготавливает карточки с рекомендациями, с заданиями и критериями оценок; ведомости для оценок; листы бумаги для списков участников (Приложение 1 ).

СТРУКТУРА УРОКА

Продолжительность урока 45 мин.

1. Организационный момент - 1 мин

2. Мотивация учебной деятельности (слайд № 2) -1 мин

Учитель сообщает тему урока (слайд №2) и цель урока: выполнение учебного мини-проекта в рамках деловой игры под названием «ЭмиТент . Затем обосновывается необходимость повторения (презентация 2) ранее изученного материала: «Поскольку вам придётся продемонстрировать знание ранее изученных тем (Приложение 2) и нового материала, то начнём с проверки домашнего задания». Учитель сообщает, что ответы будут оцениваться «комиссией МВФ» , т. е. жюри; назначает жюри из 2-3 человек; приглашает их занять почётные места и обеспечивает их необходимым материалом.

3. Проверка домашнего задания (слайды № 3,4) - 5 мин

Устный опрос учащихся по предыдущим темам. Вопросы и задания содержатся на слайдах № 3, 4 в ПРЕЗЕНТАЦИИ № 1 учителя. «Комиссия МВФ » оценивает каждый устный ответ в соответствии с критериями (Приложение 1 ).

Вопросы:

  • Какая информация скрыта на слайде?
  • Объясните взаимосвязь между символическими и наличными деньгами.
  • Докажите, что все безналичные деньги являются кредитными деньгами.
  • Сравните электронные и кредитные деньги.
  • Каких денег больше: наличных или безналичных, - в промышленно развитой экономике?
  • Каким функциям денег соответствуют примеры на слайдах?

4. Объяснение новой темы (слайды № 5 – 10) - 5 мин

Тема урока соответствует программе и КТП (Приложение 2 ).

На доске записана следующая информация:

Тема: «Эмиссия денег. Преимущества и недостатки различных видов денег»

Список литературы:

  • «Рабочая тетрадь. 9 кл.»: стр. 5-6 , 10-12, 22-23.
  • И.В. Липсиц «Экономика»: § 14, 15-17.
  • «Прикладная экономика» с.181-196.
  • С.И.Иванов «Экономика» § 14.1; 14.2.
  • Макконнел К.Р Брю С.Л., «Экономикс» § 19 с. 255-264.
  • Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Экономическая теория» §2 с. 37-40; §5 с. 372-374.

Размещены наглядные пособия:

  • плакат «Национальные валюты»,
  • коллекция «Деньги разных времён и государств»,
  • коллекция «Виды денег».

Учитель объясняет тему, демонстрируя слайды: № 5 и 6.

Ученики, используя «Рабочую тетрадь. 9 кл.» с. 22-23, и опираясь на логическое мышление, находят ответы на вопросы, содержащиеся на слайде № 5 :

  • Почему Центробанк называют эмиссионным?
  • Являются ли деньги ценными бумагами?
  • Могут ли быть деньгами ценные бумаги?
  • Кто может выпускать ценные бумаги?
  • Что относится к ценным бумагам?

Ученики выполняют задания на слайдах № 7-10 с целью закрепление знаний:

  • Разместите в порядке убывания ликвидности различные виды денег.
  • Разместите в порядке увеличения доходности указанные виды денег.
  • Назовите преимущества и недостатки различных видов денег.

5. Проектирование в рамках деловой игры «ЭмиТент» - 30 мин

5.1. Характеристика деловой игры (слайды № 12-16 ).

Вся информация для учеников содержится в карточках с рекомендациями, с заданиями и критериями оценок (Приложение 1 ). Используя слайды, учитель объясняет последовательность работы над мини-проектом; указывает на источники информации; акцентирует внимание на проблеме противоречивого мнения учёных относительно понятия «мировые деньги» ; предлагает ученикам сформировать своё мнение по данной проблеме. Продуктами проектной деятельности будут макеты сказочных денег, а также выводы и рекомендации.

Защита мини-проекта означает обоснование соответствия сказочных денег известным видам, свойствам, функциям и одной из научных точек зрения по поводу мировых денег. Лидирующая команда получит «Диплом МВФ» (Приложение 3 ) и оценки «5».

5.2. Работа над учебным мини-проектом (слайд № 15 ).

В командах используется разделение труда: 2-3 «учёных » изучают рекомендации по проекту и учебные пособия по теме; 1-2 «художника» изготавливают макет импровизированных денег; спикер руководит работой команды и заполняет бланк – резюме для защиты проекта. Спикеры играют роль управляющих в сказочных Центробанках, являющихся эмитентами.

5.3. Защита проекта (слайды № 16, 17)

Коллективная защита проекта оценивается на 2 балла выше, чем выступление только спикера. Ученики участвуют в обсуждении полученной информации и анализируют результаты (рефлексия). Оценивается защита проектов в соответствии с требованиями, указанными в приложении 1.

6. Подведение итогов урока (слайды 18, 20) - 2 мин

Жюри «комиссия МВФ » сообщает результаты деловой игры «ЭмиТент». Учитель обобщает и систематизирует результаты урока, выставляет оценки и организует вручение наград. Желательно похвалить учеников за то, что они самостоятельно извлекали дополнительную информацию по теме урока. Возможная заключительная фраза учителя: «В процессе урока информационного поиска и проектирования достигнута цель: выполнены учебные мини-проекты в рамках деловой игры. Все молодцы! Желаю дальнейших успешных финансовых проектов!»

7. Постановка домашнего задания(слайд 19) - 1 мин

«Рабочая тетрадь. 9 кл.»: стр. 22-23 учить. Написать эссе на одну из тем, указанную на стр. 21:

  • «Деньги и богатство одно и то же или нет?»
  • «История денег: от ракушки до электронных пластиковых карточек».
  • «Деньги в сфере обращения товаров «слуги» или «господа»?
  • «Настоящее и будущее денег».