Средневековая литература история. Литература в средние века. Периодизация средневековой литературы

Средневековая литература история. Литература в средние века. Периодизация средневековой литературы

Имя Тесея указывает на силу (возможно, от догреческого пеласгического: tēu-› thēso, «быть сильным»). Тесей принадлежит к поколению героев до Троянской войны (в ней участвуют уже сыновья великих героев прошлого). Для старика Нестора Тесей, «на бессмертных похожий», сильнее и храбрее героев периода Троянской войны (Hom. Il. I 260-274). Тесей скорее аттический, а не общегреческий герой (как Геракл ), но приписываемая ему преобразовательская деятельность, как считали древние, стала образцом для всей Греции и положила начало тому демократическому духу и первенству Афин среди полисов, которыми они славились в историческое время. Мифологический герой Тесей приобрёл черты легендарно-исторической личности (античная традиция деятельность Тесея относит приблизительно к 13 в. до н.э.).

Рождение Тесея необычно, хотя оно не было подготовлено столь грандиозно, как у Геракла. Со стороны отца Тесей имел среди предков автохтона Эрихтония, рождённого из семени Гефеста землёй и воспитанного Афиной, и автохтонов Краная и первого аттического царя Кекропа. Предки Тесея - миксантропические чудища, мудрые полузмеи-полулюди. Однако сам Тесей - представитель чистого героизма, он одновременно сын человека и бога (при этом одного из самых диких и хтонических, Посейдона). Со стороны матери Тесей происходит от Пелопа, отца Питфея, Атрея и Фиеста, а значит, от Тантала и, наконец, от самого Зевса. Будучи бездетным, Эгей отправился к оракулу, но не мог разгадать его ответ. Зато оракул был разгадан трезенским царём Питфеем, который понял, что власть в Афинах будет принадлежать потомкам Эгея, и, напоив гостя пьяным, уложил его спать вместе со своей дочерью Эфрой. В эту же ночь с ней сблизился Посейдон (Apollod. III 15, 6-7) или же сочетался с ней накануне на острове Сферос (Paus. II 33, 1). Таким образом, сын, рождённый Эфрой, имел (как положено великому герою) двух отцов - земного Эгея и божественного Посейдона.

Уходя от Эфры, Эгей просил воспитать будущего сына, не называя имени отца, и оставил ему свой меч и сандалии, с тем чтобы, возмужав, Тесей в сандалиях отца и с его мечом отправился в Афины к Эгею, но так, чтобы об этом никто не знал, так как Эгей боялся козней Паллантидов (детей младшего брата Палланта, претендовавших на власть из-за бездетности Эгея). Эфра скрывала истинное происхождение Тесея, и Питфей распространил слух, что мальчик рождён от Посейдона (самого почитаемого в Трезене бога). Когда Тесей вырос, Эфра открыла ему тайну его рождения и велела, взяв вещи Эгея, отправляться в Афины к отцу (вооружившись мечом Эгея, Тесей как бы приобщился к магической силе предшествующих поколений, владевших этим мечом и направляющих теперь его действия). Ещё до ухода из Трезена Тесей, став юношей, посвятил прядь волос богу Аполлону в Дельфах (Plut. Thes. 5), тем самым как бы вручая богу самого себя и заключая с ним союз. Тесей отправился в Афины не лёгким путём - морем, а по суше, через Коринфский перешеек, по особенно опасной дороге, где на пути от Мегары до Афин путников подстерегали разбойники, дети и потомки хтонических чудовищ. Тесей убил Перифета, Синиса, кроммионскую свинью, Скирона, Керкиона и Дамаста (он же Полипемон) (Apollod. epit. I 1; Plut. Thes. 8-11). Путь Тесея, отправляемого матерью к неведомому ему отцу, является одним из вариантов распространённого фольклорного мотива - розыски сыном отца (ср. розыски Телемахом Одиссея). На пути в Афины Тесей как бы выполняет функции Геракла (находившегося в это время в Лидии у царицы Омфалы).

В Афинах царь Эгей попал под власть волшебницы Медеи, нашедшей у него приют и надеявшейся, что её сын от Эгея Мед получит право на престол. Тесей явился в восьмой день месяца гекатомбеона в Афины как освободитель от чудовищ, прекрасный юный герой, однако не был узнан Эгеем, которому Медея внушила опасения к пришельцу и заставила Эгея опоить юношу ядом. За трапезой Тесей вытащил свой меч, чтобы разрезать мясо. Отец узнал сына и отшвырнул чашу с ядом (Plut. Thes. 12). По иной версии, Эгей отправил незнакомца сначала на охоту за марафонским быком, разорявшим поля. Когда Тесей одолел его и вернулся, Эгей на пиру преподнёс ему чашу с ядом, но тут же узнал сына и изгнал Медею (Apollod. epit. I 5-6). К этому походу Тесея относится его встреча с Гекалой, в честь которой Тесей установил празднества - гекалесии (Collim frg. 230-377 Pf.).

Тесею пришлось также бороться с 50 Паллантидами, которым он устроил засаду. Истребив двоюродных братьев и изгнав их союзников, Тесей утвердил себя как сын и наследник афинского царя. Тесей прославил себя как достойный наследник царской власти и во время столкновения Афин с царём Миносом, требовавшим раз в девять лет дани семерыми юношами и семерыми девушками как искупления за смерть своего сына Андрогея, будто бы коварно подстроенную Эгеем (Apollod. III 15-7). Когда Минос приехал в третий раз за данью, Тесей решил отправиться сам на Крит, чтобы помериться силой с чудовищным Минотавром, на съедение которому обрекали жертвы. Корабль отправился под чёрным парусом, но Тесей повёз с собой запасный белый, под которым он должен был вернуться домой после победы над чудовищем (Plut. Thes. 17). По пути на Крит Тесей доказал Миносу своё происхождение от Посейдона, достав со дна моря перстень, брошенный Миносом (Bacchyl. XVII Maehl). Тесей и его спутники были помещены в лабиринт, где Тесей, рождённый Посейдоном, убил Минотавра - чудовище, рождённое быком Посейдона или даже самим Посейдоном, если считать быка ипостасью бога. Из лабиринта Тесей и его спутники вышли благодаря помощи Ариадны , влюбившейся в Тесея. Ночью Тесей с афинской молодёжью и Ариадной тайно бежали на остров Наксос. Однако там Ариадна была похищена влюблённым в неё Дионисом (по одной из версий, оставлена Тесеем). Огорченный Тесей отправился дальше, забыв переменить паруса, что и стало причиной гибели Эгея, бросившегося в море, когда он увидел чёрный парус и тем самым уверился в смерти сына (Apollod. epit. I 7-11).

Подобно другим героям, Тесей сражался с амазонками, напавшими на Аттику. Он либо участвовал в походе Геракла, либо сам пошёл походом на амазонок, похитив царицу Антиопу (вариант: Меланиппу или Ипполиту). Амазонки, желая освободить царицу, напали на Афины и взяли бы их приступом, если бы не посредничество жены Тесея - амазонки (Plut. Thes. 27). Она родила Тесею сына Ипполита , в которого влюбилась вторая жена Тесея, сестра Ариадны - Федра , родившая Тесею двух сыновей - Акаманта и Демофонта .

Тесей участвовал в битве с кентаврами, бесчинствовавшими на свадьбе лапифа Пирифоя, ближайшего друга Тесея. (Apollod. epit. I 21). Тесей - участник калидонской охоты (Ovid. Met. 303). Но его не было среди аргонавтов, так как в это время он помогал Пирифою добыть себе в жёны богиню царства мёртвых Персефону (Apoll. Rhod. I 101-104). Этим поступком Тесей переступил меру возможного, установленную богами для героев, и тем самым стал ослушником и дерзостным героем (ύβριστής ). Он бы так и остался в виде, где навеки был прикован к скале Пирифой, если бы не Геракл, который спас Тесея и отправил его в Афины (Apollod. epit. I 23). Столь же дерзким поступком Тесея было похищение им Елены. Однако в отсутствие Тесея, отправившегося с Пирифоем за Персефоной, Диоскуры отбили сестру, захватив в плен Эфру - мать Тесея и передав власть в Афинах его родичу Менесфею (I 23), изгнанному Тесеем. Вернувшись из своего похода в царство вида, он нашёл престол занятым Менесфеем (I 24). Тесей вынужден был отправиться в изгнание, не сумев усмирить своих врагов. Он тайно переправил детей на Эвбею, а сам, проклявши афинян, отплыл на остров Скирос, где у отца Тесея когда-то были земли. Но царь Скироса Ликомед, не желая расстаться со своей землёй, коварно убил Тесея, столкнув его со скалы (подобно тому, как сам Тесей сбросил в море злодея Скирона, сына Посейдона).

Античная традиция приписывает Тесею объединение всех жителей Аттики в единый народ (синойкизм) и единое государство (полис) Афины, учреждение праздников панафиней и синойкий, первое социальное деление граждан Афин на евпатридов, геоморов и демиургов (Plut. Thes. 24-25). Все эти реформы были проведены Тесеем в расцвете лет. Он снискал у греков репутацию неподкупного и справедливого арбитра в труднейших спорах. Он помог похоронить тела семерых вождей (см. Семеро против Фив ), помог Гераклу, впавшему в безумие, и очистил его от невинно пролитой крови, дал приют гонимому Эдипу и его дочерям (Plut. Thes. 29). Только вступив в зрелый пятидесятилетний возраст, Тесей оказался увлечённым стихией недозволенных поступков, приведших к крушению его жизни. Афиняне вспомнили Тесея и признали его героем во время греко-персидских войн, когда во время битвы при Марафоне (490 до н.э.) он явился воинам в полном вооружении (35). Пифия предписала грекам найти прах Тесея и достойно похоронить его. В 476 до н.э. останки Тесея с копьём и мечом были перенесены с острова Скирос и торжественно погребены в Афинах. Место погребения Тесея считалось в Афинах убежищем для рабов, бедных и угнетённых. В честь Тесея были установлены празднество восьмого Пианепсиона (т.е. в день освобождения афинской молодёжи от Минотавра), а также ежемесячные праздники по восьмым числам Тесею как сыну Посейдона - бога, которому приносят жертвы именно в это время (так как восьмёрка - символ куба первого из четных чисел и удвоенный первый квадрат знаменует, по сведениям Плутарха, надёжность и незыблемость, свойственную Посейдону Неколебимому и Земледержцу; Plut. Thes. 36).

Образ Тесея - это сложный мифологический комплекс, включающий в себя рудименты периода ранней классики, связанные с происхождением Тесея от Посейдона, черты зрелой классики (подвиги Тесея) и, наконец, выход за пределы строгого мифологизма и постепенное вхождение в систему полисной идеологии с её демократическими идеями и твёрдым законодательством, когда государственная деятельность Тесея получает полуисторическое и символическое истолкование.

Лит .: Wolgensinger F.H., Theseus, Z., 1935; Herter H., Theseus der Jonier, “Rheishes Museum für Philologie”. 1936, Bd 85; его же, Theseus der Athener, там же, 1939, Bd. 88; Radermacher L., Mythos und Sage bei den Griechen, 2 Autl., Brünn - Münch. - W., .

А .А . Тахо-Годи

Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С.А. Токарев.- М.: «Советская энциклопедия», 1982. Т. II, с. 502-504.

Страница 1 из 4


Жил некогда царь афинский Эгей; был он из рода Эрехфея, и не было у него детей. Вот начал он стареть, и стал он бояться, что на старости лет враги отнимут у него власть, но особенно он боялся сыновей своего брата Палланта, которые давно строили козни против своего бездетного дяди.
Тогда отправился Эгей в Дельфы спросить у оракула о том, что сделать ему, чтобы родился у него сын. Оракул дал Эгею неясный ответ, которого он никак не мог понять. Пошел Эгей из Дельф в Трезены к своему другу, царю Питфею, надеясь, что тот разъяснит ему смысл предсказания.
Питфей объяснил, что бездетному царю суждено иметь сына, который своими героическими подвигами прославится среди людей.
Питфей решил тогда выдать замуж за афинского царя Эгея свою дочь Эфру, но этот брак он скрыл от народа. И вот родила Эфра сына, который изумил всех своим ростом и силой, и Питфей стал рассказывать всюду о том, что отец родившегося мальчика сам бог моря Посейдон.
Назвали мальчика Тесеем, и дед стал заботиться о его воспитании.
А царь Эгей после свадьбы с Эфрой, пожив недолгое время в Трезенах, покинул город и вернулся в родные Афины, опасаясь, чтобы его племянники, пятьдесят сыновей Палланта, не захватили во время его отсутствия власть в городе.
Перед своим уходом из Трезен Эгей, прощаясь с женой на морском берегу
подвел ее к большому камню, который лежал у самого моря.
берегу, подвел ее к большому камню, который лежал у самого моря. Он с трудом приподнял этот камень, спрятал под ним меч и сандалии и"сказал жене:
- Пусть все это хранится под этим камнем до той поры, когда сын наш вырастет и станет таким сильным, что сможет сдвинуть с места этот камень. Ты приведи его сюда на берег моря, пусть он достанет спрятанные под ним меч и сандалии; и тогда вели ему отправиться вместе с ними ко мне в Афины. А до тех пор пусть Тесей не знает о своем происхождении.
Сказав это, Эгей простился с Эфрой и вернулся на корабле в Афины.
Мальчика Тесея заботливо воспитывали мать и царь Питфей. Тесей вырос, стал сильным, красивым юношей, и все замечали его могучую силу и ум.
Когда ему исполнилось шестнадцать лет, мать с грустью вспомнила о том, что настало время с ним расстаться. Она привела сына на берег моря, к большому камню, :ле он должен был испытать свою силу. И поднял Тесей:ез труда тяжелую глыбу, достал меч и сандалии. Рассказала тогда Эфра сыну, кто его отец и что сказал он ей на прощание, и велела ему отправиться к своему отцу в Афины. Юноша с радостью выслушал слова матери и тотчас стал снаряжаться в путь. Он ре шил идти в Афины сухопутной дорогой, но мать и дед советовали ему ехать морским путем, так как по дороге в Афины, на Коринфском перешейке, жило в то время немало опасных исполинов и бродило много диких зверей.
Прежде этих чудовищ уничтожал Геракл, но теперь он находился в далекой Лидии, в рабстве у Омфалы, и все звери и исполины, боявшиеся героя, бродили по земле и нападали на людей.
Но юный и мужественный Тесей решил все же идти сухопутной дорогой, и на другой день он отправился в путь, желая скорей увидеть отца и ища подвигов и приключений.

Тесей чувствовал в себе силу Геракла, которому он приходился родней по матери. Еще с детства он любил слушать рассказы о его подвигах, и с нетерпением ждал той поры, когда у него явятся силы совершить великие подвиги. Он хотел явиться к отцу в Афины, прославясь подвигами, чтобы не по мечу и сандалиям узнал он в нем своего сына, а по отважным, мужественным делам.
Только он вышел из своего родного города и вступил в область Эпидавра, как встретил в густом лесу злого исполина, разбойника Перифета, который убивал своей железной палицей всех проходивших путников. Без страха пошел Тесей ему навстречу и после недолгой борьбы вырвал у разбойника его палицу, одолел его и убил. Железную палицу убитого Перифета он взял с собой и двинулся дальше, неся ее на плечах, подобно тому, как герой Геракл носил шкуру убитого им немейского льва.
Встретил затем Тесей в сосновом лесу, посвященном Посейдону, что на Коринфском перешейке, другого разбойника, по имени Синие, еще более жестокого и злого. Этот Синие, отличавшийся исполинской силой, подстерегал проходивших путников, ловил их, привязывал к вершинам двух сосен, которые он пригибал к земле, а затем отпускал их, и они разрывали надвое тела несчастных.
Тесей убил и этого разбойника, поразив его своей железной палицей.
Юная и красивая дочь Синиса убежала от Тесея и скрылась в зарослях густого кустарника. Прячась от Тесея, она умоляла ветки кустарника спрятать ее и обещала за это никогда их не ломать и не жечь.

Тесей подозвал испуганную девушку, успокоил ее и пообещал не причинять никакого зла. Он взял ее вместе с собой, заботился о ней, а впоследствии выдал замуж за Дионея, сына царя Эврита; дети ее никогда не жгли на огне ветвей тех кустов, которые однажды укрыли их мать.
Тесей отправился дальше и пришел в густой Кроммионский лес, где обитал дикий вепрь, причинявший немало вреда жителям тех мест. Тесей решил освободить их от лютого зверя, и, найдя вепря, убил его. Затем Тесей подошел к границе Мегары, к Скиронской скале.
На ее вершине, на самом краю обрыва, у моря, сидел великан. Он подзывал проходивших путников и заставлял их мыть себе ноги; когда они исполняли его желание, он сбрасывал их ногой с обрыва высокой скалы в море. Тела разбившихся о камни путников поедала огромная черепаха.
Мужественный и умный Тесей справился и с этим злым великаном и столкнул его самого в море.
Вблизи Элевсина, неподалеку от границ Мегары и Аттики, юному Тесею пришлось выступить против исполина Керкиона, который вызвал его на бой. Этот разбойник Керкион принуждал всех проходивших путников вступать с ним в единоборство.
Но могучий Тесей без труда одолел исполина Керкиона и передал власть над страной Гиппофою, сыну Посейдона и Алопы, прекрасной дочери Керкиона.
Затем встретился Тесей с самым опасным из разбойников - злым Дамастом, которого звали также Прокрустом. Этот Дамаст зазывал проходивших мимо к себе в дом, - а было у него там ложе, на которое он укладывал этих несчастных путников. Если ложе оказывалось для них слишком коротким, то жестокий Дамаст обрубал им ноги, а если ложе было слишком длинным, то он вытягивал путникам ноги до тех пор, пока оно не приходилось им по росту; поэтому прозвали Дамаста Прокрустом, что значит «Вытягиватель».
Но юный герой Тесей одолел разбойника и принудил его самого лечь на свое же прокрустово ложе. Тело великана Прокруста оказалось значительно длиннее ложа, и тогда Тесей поступил с ним так же, как тот поступал с несчастными путниками, - он отрубил ему ноги, и злой Прокруст погиб в ужасных мучениях.
Совершив эти подвиги, Тесей пришел к реке Кефис. Здесь его дружески встретили люди из рода фиталидов. Они смыли с него кровь и проводили в город Афины.
И явился наконец юный герой в город. Он шел в длинной ионийской одежде, с причесанными волосами, по улицам Афин. Увидели его каменщики, строившие храм Аполлону, и стали над ним смеяться, называя его девушкой, которая бродит по улицам одна, без провожатого.
Разгневался Тесей, выпряг быков из стоявшей вблизи повозки и кинул ее в смеявшихся над ним каменщиков, сидевших на крыше высокого храма. Изумились и испугались каменщики, и пришлось им признать, что он никак не похож на слабую девушку, и были рады, когда Тесей оставил их и отправился дальше.

Сегодня поговорим о ещё двух могучих героях Древней Греции - Персее и Тесее. Имя первого ассоциируется у нас с Медузой Горгоной и Андромедой, второго - с Минотавром и Ариадной. Но давайте по порядку.
Царь Аргоса Акрисий, узнал от оракула, что ему суждено погибнуть от руки сына его дочери Данаи. Желая избежать рока, Акрисий заключил свою дочь Данаю в медную башню, но громовержец Зевс проник к ней в виде золотого дождя, с одной целью - пополнить свою коллекцию. После этого Даная родила Персея. Однажды царь услышал детский смех и обнаружил, что он теперь дедушка. Испуганный Акрисий поместив дочь и внука в ящик, приказал крепко заколотить его, а потом бросить в море.(Саша Пушкин, наверное имел в Лицее отличные отметки по древнегреческой литературе)
Даная и Персей спаслись, когда их ящик прибило волнами к острову Серифос. В то время на берегу ловил рыбу рыбак Диктис. Запутался ящик в сетях, и вместе с ними Диктис вытащил его на берег. Он открыл ящик и, к своему удивлению, увидал в нем поразительной красоты женщину и маленького прелестного мальчика.

Джон Уильям Уотерхаус "Даная" 1892 год
Узнав, кто они и что с ними случилось, рыбак пожалел их и взял к себе в дом. Персей рос не по дням, а по часам, вырос высоким, стройным юношей, и никто в Серифе не мог с ним сравняться в красоте, ловкости и силе. Услышал о нём царь острова Серифа Полидект и велел Персею с матерью явиться во дворец. Красота Данаи пленила Полидекта, он принял ласково царицу с сыном и поселил у себя во дворце. Однажды Персей застал мать в слезах; она призналась ему, что Полидект принуждает её выйти за него замуж, и просила у сына защиты. Персей горячо вступился за мать. Чтобы избавится от Персея, Полидект послал Персея за головой горгоны Медузы.
Горгоны - женщины-чудовища Сфено (Стейно), Эвриала и Медуза, которые всех смотревших на них обращали в камень. Из трех сестер смертной была только Медуза.

Караваджо "Медуза" 1596 год


Предположительно Леонардо да Винчи "Медуза" 1600 год


Питер Пауль Рубенс "Медуза" 1618 год


Арнольд Бёклин "Медуза" 1878 год

Отправился Персей в далекий путь. Ему нужна было достигнуть западного края земли, той страны, где царили богиня Ночь и бог смерти Танат. В этой стране жили и ужасные горгоны. Все тело их покрывала блестящая и крепкая, как сталь, чешуя. Ни один меч не мог разрубить эту чешую, только изогнутый меч Гермеса. Громадные медные руки с острыми стальными когтями были у горгон. На головах у них вместо волос двигались, шипя, ядовитые змеи. Лица горгон, с их острыми, как кинжалы, клыками, с губами, красными, как кровь, и с горящими яростью глазами были исполнены такой злобы, были так ужасны, что в камень обращался всякий от одного взгляда на горгон.
Афина и Гермес помогли Персею. Афина дала Персею медный щит, такой блестящий, что в нем, как в зеркале, отражалось все; Гермес же дал Персею свой острый меч, который рубил, как мягкий воск, самую твердую сталь.

Йосиф Вернер "Персей и нимфы" 1700 год


Парис Бордоне "Меркурий и Минерва вооружают Персея" 1555 год


Эдвард Коли Бёрн-Джонс "Вооружение Персея" 1885 год

Долог был путь Персея. Наконец достиг он мрачной страны, где жили старые грайи,богини Пефредо, Энио и Дейно, олицетворение старости, дочери морского божества Форкиса, сестры горгон, преграждавшие путь к последним.
Один только глаз и один зуб имели они на всех трех. По очереди пользовались они ими. Пока глаз был у одной из грай, две другие были слепы, и зрячая грайя вела слепых, беспомощных сестер. Когда же, вынув глаз, грайя передавала его следующей по очереди, все три сестры были слепы. Тихо подкрался к ним во тьме Персей, и по совету Гермеса, вырвал у одной из грай чудесный глаз как раз в тот миг, когда она передавала его своей сестре. Вскрикнули грайи от ужаса. Теперь они все трое были слепы. Стали они молить Персея, заклиная его всеми богами, отдать им глаз. Тогда Персей потребовал у них за возвращение глаза указать ему путь к горгонам. Долго колебались грайи, но пришлось им, чтобы вернуть себе зрение, указать этот путь. Так узнал Персей, как попасть ему на остров горгон, и быстро отправился дальше.

Джон Генрих Фюссли "Персей возвращает грайям глаз"


Эдвард Коли Бёрн-Джонс "Персей и грайи" 1892 год

Во время дальнейшего пути пришел Персей к нимфам. От них получил он три подарка: шлем властителя подземного царства Аида, который делал невидимым всякого, кто его надевал, сандалии с крыльями, с помощью которых можно было быстро носиться по воздуху, и волшебную сумку: эта сумка то расширялась, то сжималась, смотря по величине того, что в ней лежало.
Он застал трех горгон-сестер спящими. Осторожно приблизился он к чудовищам, глядя на их отражение в щите. С помощью вездесущего Гермеса он выделил из них Медузу (ведь только она одна из трех была смертна) и одним ударом отсек ей голову. Ее темная кровь потоком хлынула на скалу, а с потоками крови из тела Медузы взвился к небу крылатый конь Пегас. Быстро схватил Персей голову Медузы и спрятал ее в чудесную сумку. От шума его падения проснулись сестры Медузы, Сфено и Эвриала. Взмахнув могучими крыльями, они взвились над островом и горящими яростью глазами смотрят кругом, но бесследно исчез убийца сестры их Медузы. А Персей быстро несся, невидимый в шлеме Аида, над шумящим морем. Вот уже несется он над песками Ливии. Сквозь сумку просочилась кровь из головы Медузы и падала тяжелыми каплями на песок. Из этих капель крови породили пески ядовитых змей.

Бальдассаре Перуцци " Персей и Пегас" 1511 год


Питер Пауль Рубенс "Персей спасает Андромеду" 1620 год


Питер Пауль Рубенс " Персей и Андромеда" 1621 год


Франческо Маффей "Отсекновение головы Горгоны Медузы Персеем" 1650 год


Евгений Тирион "Победитель Медузы Персей" 1910г.

Вот он достиг той страны, где царил, великан Атлант(Атлас).
Роскошные сады росли в его владениях, а среди садов стояло дерево с золотыми ветвями и листвой, и яблоки, которые росли на этом дереве, были тоже золотые. Атлант хранил, как зеницу ока, это дерево. Богиня Фемида предсказала ему, что наступит день, когда придет к нему сын Зевса и похитит у него золотые яблоки. Вот к нему-то и прилетел в своих крылатых сандалиях Персей и обратился к Атланту приветливо с просьбой приютить его как гостя. Когда Атлант услыхал, что Персей - сын Зевса, тотчас прогнал героя, пригрозив убить его, если тот ослушается. Рассердился Персей на великана, за то что нарушил тот закон гостеприимства, выхватил из сумки голову Медузы и показал ее Атланту. Тотчас же обратился в гору великан. С тех пор поддерживает гора Атлант(Атласcкие горы) весь небесный свод, со всеми его созвездиями.

Эдвард Коли Бёрн-Джонс " Атлас, превращяющийся в камень" 1882 год

После долгого пути Персей достиг царства Кефея. Там, на скале, у самого берега моря он увидал прикованную прекрасную Андромеду, дочь царя Кефея. Она должна была искупить вину своей матери, Кассиопеи. Кассиопея прогневала морских нимф. Гордясь своей красотой, она сказала, что всех прекрасней она, царица Кассиопея. Разгневались нимфы и умолили бога морей Посейдона наказать Кефея и Кассиопею. Посейдон послал, по просьбе нимф, чудовище, подобное исполинской рыбе. Оно всплывало из морской глубины и опустошало владения Кефея. Плачем и стонами наполнилось царство Кофея. Он обратился, наконец, к оракулу и спросил, как избавиться ему от этого несчастья. Оракул сказал, что только отдав свою дочь Андромеду на растерзание чудовищу, он искупит вину.

Дйорджо Вазари "Персей и Андромеда" 1570 год


Карло Сарачени "Прикованная Андромеда" 16-17 века


Антон Рафаэль Менгс " Персей и Андромеда" 1776 год


Гюстав Доре, "Андромеда прикованная к скале" 1869 год


Фредерик Лейтон " Персей на Пегасе, спешащий на помощь Андромеде 1896 год


Эдвард Коли Бёрн-Джонс "Персей и Андромеда"1888 год

В жестоком бою победил Персей морское чудовище, взял в жены прекрасную Андромеду, попутно убив ее предыдущего жениха Финея и вернулся на Сереф.

Луко Джордано " Персей и Финей" 1680 год


Себастьяно Риччи "Персей, стоящий перед Финеем с головой Медузы" 1710
Прибыв на остров, Персей застал Данаю в храме, где она скрывалась от преследований Полидекта. Персей обратил Полидекта и его приспешников в камни, показав им голову Медузы Горгоны, после чего сделал правителем острова Диктиса.
Не избежал предсказания оракула и дед Персея: однажды на играх Персей случайно бросил диск в сторону зрителей, среди которых был и Акрисий. Диск попал именно в него и убил насмерть.
Несмотря на то, что мы не так хорошо знакомы с историей еще одного греческого героя - Тесея, у греков это одна из центральных фигур пантеона. Я предполагаю, что это связано с тем, что Тесей(Тезей), скорее всего, реально существовавший человек, 10-й царь Афин. У него великолепная родословная: по материнской линии ведущая к самому Зевсу. Что же касается отца, то как и положено герою, у него их было два: божественный - Посейдон и земной - афинский царь Эгей, чей род восходил к Гефесту и Гее. Эфра, мать Тесея, не была женой Эгея и он, после рождения сына возвратился в Афины, оставил ему свой меч и сандалии, положив их под большой камень, с тем чтобы, возмужав, Тесей в сандалиях отца и с его мечом отправился в Афины к Эгею. Когда Тесею шёл шестнадцатый год, он вынул сандалии и меч отца из-под камня и отправился в Афины по особенно опасной дороге, где на пути от Мегары до Афин путников подстерегали разбойники и потомки чудовищ.

Никола Пуссен "Тесей находит меч своего отца" 1638 год


Лорен де Гир "Тесей и Эфра" 1640год


Антонио Балестра "Тесей, открывающий меч" начало 18 века

По дороге Тесей победил и убил:
Разбойника Перифета, убивавшего путников медной палицей.
Разбойника Синиса, расправлявшегося с путниками, привязывая их к двум согнутым соснам.
Кроммионскую свинью,
Разбойника Скирона, заставлявшего путников мыть ему ноги у обрыва и сбрасывающего их пинком в пропасть,
Разбойника Керкиона, заставлявшего путников бороться насмерть.
Разбойника Дамаста (по прозвищу Прокруст),укладывавшего путников на свое ложе, и тем, кому оно было коротко, обрубал ноги, а кому было велико, ноги вытягивал — по длине этого ложа.
Тесей прибыл в Афины, когда строился храм Аполлона Дельфиния, и рабочие насмешливо назвали его девушкой, тогда он подбросил повозку, показав свою силу. Юный герой, однако, не был узнан Эгеем, которому Медея(тогдашняя жена Эгея) внушила опасения к пришельцу и уговорила Эгея опоить юношу ядом. За трапезой Тесей вытащил свой меч, чтобы разрезать мясо. Отец узнал сына и отшвырнул чашу с ядом.
Когда Тесей пришел в Афины, вся Аттика была погружена в глубокую печаль. Уже в третий раз прибывали послы с Крита от могущественного царя Миноса за данью. Тяжела и позорна была эта дань. Афиняне должны были каждые девять лет посылать на Крит семь юношей и семь девушек. Там их запирали в громадном дворце Лабиринте, и их пожирало ужасное чудовище Минотавр, с туловищем человека и головой быка.

Джордж Фредерик Уоттс "Минотавр" 1885 год

Минос наложил эту дань на афинян за то, что они убили его сына Андрогея.
Теперь в третий раз приходилось афинянам посылать на Крит ужасную дань. Они уже снарядили корабль с черными парусами в знак скорби по юным жертвам Минотавра. Видя общую печаль, юный герой Тесей решил отправиться с афинскими юношами и девушками на Крит, освободить их и прекратить уплату этой ужасной дани. Прекратить уплату можно было, только убив Минотавра. Поэтому и решил Тесей вступить в бой с Минотавром и или убить его, или погибнуть.

Мастер Кассони Кампана "Тесей и Минотавр. Критская легенда" Нач.16 века

Корабль отправился под чёрным парусом, но Тесей повез с собой запасным белый, под которым он должен был вернуться домой после победы над чудовищем. По пути на Крит Тесей доказал Миносу свое происхождение от Посейдона, достав со дна моря перстень, брошенный Миносом. Тесей и его спутники были помещены в лабиринт, где Тесей убил Минотавра. Из лабиринта Тесей и его спутники вышли благодаря помощи Ариадны, влюбившейся в Тесея.

Якоб ван Лоо "Ариадна" 1652 год


Николо Бамбини "Ариадна и Тесей" середина 18 века

Она дала ему клубок ниток, выведший его из лабиринта, где обитал минотавр. Ночью Тесей с афинской молодежью и Ариадной тайно бежали на остров Наксос.

Чима де Конельяно "Тесей убивает Минотавра" Конец 15 века.


Шарль Эдуард Шез "Тесей, победивший Минотавра" 1791 год

Когда Тесей и его спутники отдыхали от путешествия, Тесею во сне явился бог вина Дионис и поведал ему, что он должен покинуть Ариадну на пустынном берегу Наксоса, так как боги назначили ее в жены ему, богу Дионису. Тесей проснулся и, полный грусти, отправился дальше, забыв переменить паруса, что и стало причиной гибели Эгея, бросившегося в море, когда он увидел чёрный парус и тем самым уверился в смерти сына. По легенде, именно поэтому море называется Эгейским.

Анжелика Кауфман "Ариадна, оставленная Тесеем" 1774 год


Джордж Фредерик Уоттс "Ариадна на острове Наксос"1875 год


Эвелин де Морган "Ариадна на Наксосе" 1877 год

С именем Тесея связан ряд крылатых выражений:
1.Нить Ариадны - это всякое верное орудие, указатель для разрешения запутанной задачи.
2. Прокрустово ложе - означает желание подогнать что-либо под жёсткие рамки или искусственную мерку, иногда жертвуя ради этого чем-нибудь существенным.
3. Менее известен "Корабль Тесея или парадокс Тесея" - парадокс, который можно сформулировать так: «Если все составные части исходного объекта были заменены, остаётся ли объект тем же?»
Корабль, на котором Тесей вернулся с Крита в Афины, хранился афинянами довольно долго, и ежегодно отправлялся со священным посольством на Делос. При починке в нём постепенно заменяли доски, до тех пор, пока среди философов не возник спор, тот ли это ещё корабль, или уже другой, новый? Кроме того, возникает вопрос: в случае постройки из старых досок второго корабля, какой из них будет настоящим?

Тезей - легендарный афинский царь (около ХIII в. до н. э.). Ему приписываются объединение Аттики, разделение граждан на евпатридов, геоморов и демиургов. Согласно преданиям, Т. совершил много подвигов, в том числе победил Прокруста, Минотавра, участвовал в войне с амазонками.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Тесей (Тезей)

греч. ?????? Theseus)

легендарный афинский герой, сын царя Эгея и трезенской царевны Этры (Эфры). По преданию, Т. освободил Аттику от владычества критского царя Миноса; отправившись вместе с обреченными на съедение Минотавру юношами и девушками на Крит, он проник при помощи царской дочери Ариадны в подземелье-лабиринт и убил чудовище Минотавра. Плутарх сообщает о проведенном Т. синойкизме - объединении разрозненной на роды и племена Аттики и об установлении единого политического центра в Афинах. Однако некоторые исследователи считают синойкизм явлением более позднего времени. Предание приписывает Т. также разделение всего населения Аттики на три сословия: эвпатридов (родовая знать), геоморов (земледельцы) и демиургов (ремесленники); два последние составляли афинский демос (народ).

Либан Н.Н. Древняя Греция и Тезей // ВИ. 1969. № 2.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Национальный герой Афин; сын Эфры, царевны Трезена, и Эгея или (и) Посейдона. Считалось, что Тесей - современник Геракла и некоторые их подвиги сходны. Тесей был воспитан в Трезене; когда он вырос, Эфра приказала ему сдвинуть скалу, под которой он нашел меч и сандалии, оставленные ему Эгеем. Затем он пережил опасные приключения, отправившись в Афины не морем, а сушей. Он убил разбойников - Прокруста, Синида, разрывавшего свои жертвы с помощью гибких стволов сосен; Скирона, который сталкивал путников со скал в море; убил наводящую ужас кроммионскую свинью и совершил много других подвигов. Когда же он наконец прибыл в Афины, жена Эгея, Медея, опасаясь, что у ее сына будет отнята власть, уговорила мужа, не узнавшего юношу, отравить его. Однако на пиру Тесей вынул отцовский меч, чтобы разрезать мясо, и Эгей узнал сына. Эгей объявил Тесея своим наследником и изгнал Медею. Вскоре Тесей добровольно отправился на остров Крит с ежегодной данью - несколько юношей и девушек, - посланной царю Миносу. Там он убил Минотавра и увез с собой Ариадну, по пути оставив ее на острове Наксосе (по другой версии, ее похитил Дионис). Во время Плутарха сложный "журавлиный" танец, имитирующий повороты критского лабиринта, был еще хорошо известен. Тесей объединил общины Аттики под управлением Афин. Имя Тесея упоминается почти в каждой известной легенде. Он бьш участником охоты на Калидонского вепря, гостеприимно принял в Афинах изгнанного Эдипа, похитил царицу амазонок, от которой имел сына Ипполита, он также тайно увез из отцовского дома тринадцатилетнюю Елену, которую во время отсутствия Тесея выкрали ее братья - Диоскуры. Тесей Принимал участие в битве лапифов и кентавров на свадьбе его близкого друга Пирифоя, спускался с ним в Аид, пытаясь похитить Персефону, за что был прикован к скале, но позже освобожден Гераклом. Тесей умер на острове Скирос, и его останки были перенесены и торжественно погребены в Афинах в 476 до н. э. Он почитался в Аттике как герой и создатель Афинского государства и после смерти продолжал покровительствовать этому городу, и его видели сражающимся на стороне греков в битве при Марафоне во время греко-персидских войн (490). Большинство этих сюжетов изложены Плутархом в "Жизнеописаниях". Тесей часто упоминается в аттической классической литературе; на фресках в Помпеях и в Геркулануме он победитель Минотавра.

Сюжеты из жизни Тесея используются и в поздние времена: "Тесей находит оружие своего отца" - картина Пуссена и "Тесей и поверженный Минотавр" - одна из первых работ Кановы в неоклассическом стиле. Поэма Боккаччо "Тесеида" была вольно изложена Чосером в его "Рыцарской повести" - истории Паламона и Арцита, братьев по оружию, рыцарственных двойников Тесея и Пирифоя. Описание двора Тесея - "герцога Афин" - Шекспир использовал для своей драмы "Сон в летнюю ночь". Расин в "Федре" увидел Тесея как человека, устрашенного кровавыми последствиями своей просьбы покарать оклеветанного Ипполита, но он еще не приобретает там того символического значения, которое ему придал Андре Жид в "Тесее". Здесь он возвысился над страстью к приключениям и аморальным любовным связям; потеряв жену и глубоко любимого сына, он находит смысл жизни в мудром и справедливом правлении.

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Отличное определение

Неполное определение ↓