Сообщение про корни в русском языке. Корни с чередованием. Все правила. Какие слова являются однокоренными

Сообщение про корни в русском языке. Корни с чередованием. Все правила. Какие слова являются однокоренными

Язык - наш учитель. А каждое слово - урок. Особенно интересны уроки однокоренных слов. Вот тракторист. Он водит трактор. Трава подорожник растёт у дороги. Зимовьем называют место, где зимуют. Однокоренные слова помогают понять, как образовалось слово, что оно обозначает. Об этом в уроке «Корень слова. Однокоренные слова». В ходе урока вы понаблюдаете за семьями слов, узнаете, что такое однокоренные слова, что называют корнем слова, убедитесь, что корень в родственных словах пишется одинаково, а ещё понаблюдаете за чередованием согласных в корне.

Учёные подсчитали, что в русском языке примерно 4500 корней. Автор М.А.Рыбникова считала: «Найти корень слова - это значит найти его внутренний, затаённый смысл - то же, что зажечь внутри фонаря огонёк». Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах».

О некоторых словах говорят, что они родственные. Вспомним, что означает это название?

Родственные - это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Часть этого слова живёт во всех словах-родственниках. Поэтому у родственных слов есть общая часть и общее значение.

Например, сахарница, сахар, конфета - родственные слова?

1. Посмотрим, есть ли в словах общая часть? (У слов сахарница, сахар есть общая часть сахар)

2. Есть общее значение? (Можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова?)

Сахарница - предмет чайной посуды для сахара. Значит, сахарница, сахар - родственные слова. Конфета - не родственное слово.

Даны слова: рыба, рыбачить, ловить, рыбка, рыбный, окунь, рыбак.

Соберём семью родственных слов.

Как их узнать? Во-первых, в словах есть общая часть (рыб), во-вторых, есть общее значение. Можно объяснить слова с помощью одного и того же слова.

Рыбачить - заниматься ловлей рыбы. Рыбка - это маленькая рыба. Рыбный - сваренный из рыбы. Рыбак - тот, кто ловит рыбу.

Значит, рыба, рыбачить, рыбка, рыбный, рыбак - родственные слова.

У нас остались слова ловить и окунь .

Подберём к ним только те слова, которые считаем родственными. Окунёк, окунул, улов, ловкий - родственные слова?

Есть ли в словах общая часть? (Окун, лов)

Можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова? Окунёк - это маленький окунь. Значит, окунёк и окунь - это родственные слова.

Окунул - погрузил в жидкость. Окунь, окунул - у этих слов нет общего значения.

Улов - количество рыбы, которую выловили. Значит, ловить, улов - это родственные слова.

Ловкий - искусный, обладающий физической сноровкой. Ловить, ловкий - у этих слов нет общего значения.

Как называется общая часть родственных слов?

Общая часть родственных слов называется корнем.

Корень хранит в себе общее для всех родственных слов значение.

Отметим корень в родственных словах. В словах окунь, окунёк корень окун-. В словах ловить, улов корень лов-.

Родственные слова называют однокоренными, потому что в них один и тот же корень.

Вывод: гласные и согласные звуки разные.

А одинаковые ли буквы? Буквы одинаковые.

Помни секрет корней! Корни родственных слов пишутся одинаково .

Чтобы найти в слове корень, нужно:

1. Подобрать родственные слова. 2. Выделить одинаковую часть.

Найдём корень в словах подарок, выкрикнуть, серебристый .

Подарок - вещь, которую дарят, приносят в дар. Общая часть -дар.

Выкрикнуть - громко крикнуть, издать крик. Корень - крик.

Серебристый - цвета серебра, с серебряным оттенком. Корень - серебр.

К слову снег подберём родственные слова. Узнаем их по описанию значения.

1. Ласковое название снега (снежок).

2. Кристаллик снега (снежинка).

3. Снежная баба (снеговик).

4. Обильная снегом (снежная).

5. Небольшие, плотно скатанные комки снега (снежки).

У этих слов есть общее значение. Понаблюдаем за корнем.

Представьте, что во всех этих словах корень снег. Произнесите каждое слово с таким корнем. Удобно ли вам было произносить «снегный», «снегки» ?

Вы наблюдали закон языка: в корне однокоренных слов одни согласные звуки могут заменяться другими. Такая замена называется чередованием согласных.

В данных словах корень снег-снеж, в корне - чередование букв согласных г-ж.

Какие ещё буквы согласных чередуются в корне однокоренных слов?

Посмотрите на последнюю букву согласного в корне.

пух-пуш ок

ух о-уш ко х-ш

вод ить-вож ак

гляд еть-гляж у д-ж

рек а-реч ка

мук а-муч ной к-ч

вес ы-взвеш ивал

кос а-кош у с-ш

воз ить-вож у

сказ -скаж и з-ж

А в словах лёд-лед яной, ёл очка-ель буква ё заменяет букву е .

Обратите внимание! Корень считают одним и тем же, а слова родственными, если буквы е и ё , г и ж, д-ж, к-ч, х-ш и другие заменяют друг друга.

Как-то

Много лет назад

Посадили странный сад .

Не был он фруктовым,

Был он только словом.

Это слово,

Слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло -

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада ,

Вот ещё посадки рядом.

А вот

Садовод .

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном!

(Е. Измайлов)

Однокоренные слова: сад, посадили, рассада, посадки, садовод (специалист по разведению садов), садовник (работник, который ухаживает за садом).

Можно ли добавить слова садовый, сажать, сажа, саженцы?

Садовый - имеющий отношение к саду.

Сажать - то же, что садить.

Саженцы - растения, пересаженные из другого места. В корне однокоренных слов происходит чередование согласных д-ж.

А вот сажа не имеет общего значения. Сажа - это чёрный налет от сгорания.

Назовём семью однокоренных слов с корнем УЧ- : учитель, ученик, обучение, учёный, переучивать, заучивать, учительница, учебный, учительская, завуч, научить, учёба.

На уроке вы узнали, что общая часть родственных слов называется корнем. Корни родственных слов пишутся одинаково. Однокоренными называются слова, которые имеют одинаковый корень и общее значение. Чтобы найти в слове корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них одинаковую часть.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  3. Padabum.com ().
  • Запиши слово соль и припиши к нему однокоренные слова. Узнай их по описанию значения.

1) Небольшой сосуд для столовой соли - …

2) Класть во что-нибудь соль для вкуса - …

3) Обладающий вкусом соли - …

  • Выпиши из пословиц и поговорок однокоренные слова. Выдели корень.

1) С ложью правда не дружит.

2) В дружном коллективе дела спорятся.

3) Прочёл книжку - с другом встретился.

4) Умей дорожить дружбой.

  • Раздели слова на две группы однокоренных слов.

Вода, водица, водитель, наводнение, проводы, проводница, водяной, водянистый, поводырь.

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение родственных слов. Корень обязательно есть в каждом слове, в некоторых словах может быть два и более корней, такие слова называются сложными.

Рассмотрим, например, такую группу родственных слов, состоящую из разных частей речи: ХОДИТЬ, ВЫХОДИТЬ, ЗАХОДИТЬ, ПРИХОДИТЬ, ПЕРЕХОДИТЬ, ОБХОДИТЬ, УХОДИТЬ, ВЫХОДНОЙ, ПЕРЕХОД, ПРОХОДЧИК. Как видим, все эти слова объединены одним общим смыслом «хождения» (а не плавания, бегания, ползания, рисования и т.п.), в силу чего они и являются родственными. Хотя все они начинаются и заканчиваются разными звукосочетаниями и внешне не очень похожи, но в каждом из этих слов содержится общая для всех их часть – ХОД . Именно эта общая для всех родственных слов часть, несущая основную смысловую нагрузку, и является корнем . Когда же мы хотим придать значению слова какой-либо дополнительный смысловой оттенок, то корень начинает «обрастать» различными «добавками». Роль таких «добавок» выполняют приставки и суффиксы . Мы видим, что написание общей части слова всегда одинаковое и не зависит от ударения: если на месте О мы слышим [А] , пишем только О , потому что это корень, который объёдиняет родственные слова. А если мы в данном корне напишем А , то автоматически исключим написанное слово из его родственной группы и оно потеряет своё лексическое значение.

Выделять в слове корень школьников учат уже в младших классах. Для чего необходимо знать корни слов и правильно находить их в слове? Чтобы подобрать проверочные слова, которые помогут правильному написанию безударных гласных в корне.

Казалось, что может быть легче, чем найти однокоренное слово. Но здесь у школьников часто возникают сложности. Ученики, не задумываясь, подбирают слова, близкие по звучанию, совершенно не обращая внимания на лексические значения слов. Хорошо, когда написание омонимичных корней одинаковое: спешить и пеший. В таком случае ошибок можно избежать. А если, например, слово тропинка проверяется словом трап? Следует обращать особое внимание на семантику слова и подбирать однокоренные слова с близким лексическим значением. В этом хорошо помогают упражнение «Третий лишний».

  • Лес, лестница , лесничий.
  • Честный, чеснок , бесчестие.
  • Смешной, смешить, смешать .
  • Левый, лев , налево.
  • Водичка, водитель , водяной.
  • Спешить , пеший, пешеход.

Написание корней с безударными гласными несложное задание, необходимо уметь правильно подбирать проверочные слова. Если Вы столкнулись с определёнными сложностями при написании безударных гласных или Вы хотите проверить свои знания, специалисты Tutoronline.ru всегда готовы Вам помочь.

Желаем удачи!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

В каждом слове русского языка имеется главная часть, без которой невозможно существование самого слова. Это и есть корень – морфема, которая определяет значение слова и прочих однокоренных слов.

Другие морфемы могут быть, а могут и не быть, это не так важно. А если нет корня, то вместо слова можно услышать или увидеть ничего не значащий набор разных букв или звуков. К примеру, в слове козлик наличествует суффикс –ик, и если взять и убрать корень козл-, то самостоятельно это –ик не имеет никакого смысла.

Что объединяет родственные слова? Именно он, корень, а прочие морфемы (приставки, суффиксы, окончания и т.д.) могут различаться. Примеры однокоренных слов: вода – водный – водичка – водяной, плод – плоды – плодовый – околоплодные.

В русском языке встречаются случаи, когда слова с одним корнем имеют совершенно разное значение. Они носят название омонимических, среди ярких примеров:

  • луч (солнца) – лучник (владелец лука);
  • нос (часть тела) – носильщик (переносит груз);
  • мех (шкура зверя) – механический (связанный с механизмами).

Кроме того, корень слова может существовать без других морфем, т.е. быть свободным (например, в слове бегун корень бег- свободный). В других словах, наоборот, корень называется связанным, поскольку без приставки и суффикса не несет смысла и превращается в простой слог: просить – связанный корень прос- , прыгать – корень прыг- и т.д.

Своеобразие русского языка заключено также в том, что в словах встречается разное количество корней – один (шкаф, гулять, стоящий), два (квартиросъемщик, авианосец, белоснежный) и даже три (гидроэлектростанция). Слова с несколькими корнями именуются сложными.

В качестве исключения в русском языке присутствует одно слово совсем без корня – вынуть. Для разнообразия – несколько слов имеют корень, который выражен при помощи одной буквы: обувь, разуть, обуть.

Бывает, что в разных формах родственных слов или даже одного слова происходит чередование звуков, причем и гласных, и согласных: огурец –огурца, писать – пишу, мох – во мху и т.д. В таких случаях необходимо проверять правильность написания и произношения подобных слов.

Выделение корня слова – необходимый этап для определения правильности применения на практике многих правил русского языка. Чтобы выяснить главную морфему, нужно понять лексическое значение слова, затем путем подбора найти родственные слова, и с их помощью вычленить повторяющуюся часть, которая и будет корнем. Другой путь – отсечь все аффиксальные морфемы (флексии, суффиксы, префиксы). Пример: слово попутчик – разделим его на морфемы: по-пут-ч-ик, затем уберем приставку по- и суффиксы –ч и –ик, получим в остатке корень пут, проверим путем подбора однокоренных слов типа путь, путевой и т.д.

Корень - это главная часть слова, несущая основное лексическое значение слова. Для однокоренных слов имена эта морфема является общей.

Однокоренные слова - это слова, у которых одинаковый корень. Однокоренные слова могут относиться к разным частям речи :

И к одной части речи :

чтение - чтец - читатель.

Не относятся к однокоренным словам формы одного и того же слова с измененными окончаниями.

Также нельзя путать однокоренные слова и слова-омонимы . В последних корни выглядят и читаются одинаково, но имеют абсолютно разное значение:

Нос, носоглотка - переносить, носка.

Корни бывают:

Свободными;

Связанными.

Свободные корни - это корни, которые могут полноценно существовать в языке без дополнительных морфем . Корни, которые не могут существовать не только без окончания, но и других морфем, называются связанными .

В одном слове может быть два и более корней. Такие слова называются сложными :

Водопровод, стрессоустойчивый, двухметровый.

Правописание таких слов изучает орфография русского языка .

Чередование в корнях слов.

В зависимости от изменений формы слова, в корне может происходить чередование звуков . Чередование - это замена звуков (одного на другой или другие) в разных формах одного слова или в однокоренных словах, которая отражается в написании слова.

В словах может происходить чередование гласных и согласных .

Чередование гласных.

о // а косить - скашивать

е // и стереть - стирать

е // о (ё) петь - пою

а // ин жать - пожинать

я // им снять - снимать

е // у (ю) плевать - плюю

ов // у совать - сую

е // ноль звука день - дня

о // ноль звука сон - сна

и // й // ей лить - лью - лей

и // й // ой пить - пью - пой

о // ы // у сохнуть - засыхать - сухость

о // ы // ноль звука посол - посылать - послать

Чередование согласных.

б // бл любить - люблю

п // пл лупить - луплю

м // мл кормить - кормлю

в // вл ловить - ловлю

ц // ч столица - столичный

з // ж узкий - уже

т // с цветы - цвести

д // ст сладкий - сласти

т // к пустить - пускать

х // ш глухой - глушь

ст // щ густой - гуща

т // ч // щ светить - свеча - освещение

с // ш высокий - выше

д // ж // жд водить - вожу - вождение

к // ч // ц кулак - кулачище - кулацкий

г // ж // з друг - дружить - друзья

Для того, чтобы найти однокоренные слова , необходимо сопоставить несколько однокоренных слов.

  • КО́РЕНЬ , -рня , мн. ко́рни , -е́й , м.

    1. Подземная часть растения, посредством которой оно укрепляется в почве и получает из земли воду с растворенными в ней минеральными веществами. Корни деревьев плохо держались в илистой почве. Паустовский, Колхида. Василий Петрович полол под вишнями бурьян и вырывал с корнем наиболее упорные кустики желтой ромашки. Катаев, Хуторок в степи. || Древесина или вещество этой части растения. Лакричный корень. Мыльный корень. | Об отдельном растении (при счете). Тохпан добавил, что молодежь берется посадить уже пятьдесят тысяч корней без отрыва от основной работы. А. Кожевников, Живая вода. - Усадьба тридцать соток ---, садок яблоневый на двенадцать корней, двадцать виноградных кустов. Закруткин, Плавучая станица. || мн. ч. (коре́нья , -ьев ). Подземные части и зелень некоторых растений (моркови, петрушки, сельдерея и т. п.), употребляемые в пищу. Суп с кореньями.

    2. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. Корень зуба. Корни волос. || Основание, место соединения органа с телом. Корень языка.

    3. перен. Начало, источник, основа чего-л. Корень зла. Корень ошибок. □ - Из глубины тысячелетий идут корни нашего советского братства. А. Кожевников, Живая вода. || Устар. и разг. Род, семья; начало поколения. В Скобеевке было более двадцати дворов Борисовых и все - от одного корня. Фадеев, Последний из удэге. - С кем дружишь - мне говори. Я их отцов всех знаю. Какого кто корня, мне все известно. Горбатов, Мое поколение.

    4. Грамм. Основная часть слова (без приставок и суффиксов), которая не поддается дальнейшему разложению на значащие составные части.

    5. Мат. Число, дающее данное число при возведении его в определенную степень. Извлечь квадратный корень. Кубический корень.

    В корне - совсем, совершенно. [Раглан] всем видом своим показывал, что он в корне не согласен с тем, что хотят ему навязать. Сергеев-Ценский, Севастопольская страда.

    На корню́ - 1) в несжатом, нескошенном виде (о хлебе, траве); 2) перен. в самом начале, не дав развиться. Ничто душой не позабыто И не завянет на корню. Твардовский, За далью - даль.

    Корень жизни - одно из названий женьшеня.

    Пустить корни - 1) прочно, надолго обосноваться где-л.; 2) получить особую силу, постоянство (о чувствах, привычках и т. п.). Привычка пустила во мне слишком глубокие корни. Видеть ежедневно Олесю --- стало для меня больше, чем необходимостью. Куприн, Олеся.

    Врасти (или прирасти) корнями - долго живя где-л., в какой-л. обстановке, привыкнуть, привязаться. Мы так глубоко вросли корнями у себя дома, что, куда и как надолго бы я ни заехал, я всюду унесу почву родной Обломовки на ногах. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».

    Запрячь (или заложить и т. п. ) в корень - запрячь коренником, в оглобли (при наличии пристяжных).

    В корне пресечь - прекратить что-л. в самом начале, не дав развиться.

    Смотреть (или глядеть и т. п. ) в корень - вникать в самое существо какого-л. дела.

    Краснеть до корней волос - сильно краснеть.

    Подорвать (или подрубить, подкосить, подсечь) под корень - подорвать самое основание чего-л.; причинить непоправимый вред. [Яков] под корень подорвал разгульной жизнью крепкое --- хозяйство отца. М. Горький, Трое.

    Вырвать (или уничтожить и т. п. ) с корнем что - совсем, окончательно устранить.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;