Сценарий праздника «Соседи по планете. Дикие животные. Соседи по планете: Домашние животные Кролики - это не только ценный мех…

Сценарий праздника «Соседи по планете. Дикие животные. Соседи по планете: Домашние животные Кролики - это не только ценный мех…

ЭТО - ЧЕТВЕРТАЯ КНИГА О НАШИХ СОСЕДЯХ ПО ПЛАНЕТЕ. ПЕРВАЯ БЫЛА ПОСВЯЩЕНА НАСЕКОМЫМ, ВТОРАЯ - ЗЕМНОВОДНЫМ И ПРЕСМЫКАЮЩИМСЯ; ТРЕТЬЯ - МЛЕКОПИТАЮЩИМ. ЧЕТВЕРТАЯ КНИГА ПОСВЯЩАЕТСЯ ПТИЦАМ - ЖИВОТНЫМ, КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ОЧЕНЬ ВАЖНУЮ РОЛЬ В ЖИЗНИ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ.

НАСЕКОМЫХ НА ЗЕМЛЕ ОКОЛО МИЛЛИОНА ВИДОВ - ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ СТОЛЬКО СЕЙЧАС ИЗВЕСТНО УЧЕНЫМ. ВЕРОЯТНО, НЕИЗВЕСТНО ЕЩЕ СТОЛЬКО ЖЕ, А ВОЗМОЖНО - И БОЛЬШЕ.

ЗЕМНОВОДНЫХ - БОЛЕЕ 2000 ВИДОВ, ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ - ОКОЛО 6000. СЕЙЧАС на земле ОБИТАЕТ ПРИМЕРНО 3500 ВИДОВ МЛЕКОПИТАЮЩИХ, ОКОЛО 8600 ВИДОВ ПТИЦ. НЕ МЕНЕЕ 60 000 ВИДОВ ПАУКООБРАЗНЫХ, ЧЕРВЕЙ, МНОГОНОЖЕК ЖИВЕТ НА ЗЕМЛЕ. А ВЕДЬ ЕСТЬ ЕЩЕ САМЫЕ БЛИЗКИЕ НАШИ СОСЕДИ ПО ПЛАНЕТЕ - ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ. О НИХ БУДЕТ РАССКАЗАНО В СЛЕДУЮЩЕЙ КНИГЕ.

АИСТЫ 53, 72, 73, 74, 77, 96, 98, 103, 105, 185-189

белобрюхий 78

белый 187, 9

разиня 188

черный 187, 9

АРГУС 231, 35

АЛЬБАТРОСЫ 171, 172, 3

белоспинный 118, 171

галапагосский 172,

королевский 172

странствующий 171, 172, 3

темноспинный 171, 172, 3

БАКЛАНЫ 47, 71, 96, 178, 179, 182, 5

галапагосский 178

очковый (стеллеров) 118

розовый 178

БАЛОБАН (сокол) 209, 22

БЕРКУТ 47, 197, 198, 12

БОРОДАЧ (ягнятник) 70, 203, 204

БУЙВОЛОВА ПТИЦА 300

БУЙВОЛОВАЯ ПТИЦА 302

БУРЕВЕСТНИКИ 104, 109, 172–174, 3

арктический 173

бермудский 59

гигантский 172, 3

китовый 173

малый 173, 174

Мерфи 58, 59

снежный 173

тонкоклювый 173

утконосый 173

ВАРАКУШКА 287, 41

ВЕРТИШЕЙКА 94, 103, 274, 38

ВИТЮТЕНЬ (вяхирь) 251

ВОРОБЬИ 22, 83, 84, 127, 142, 298–300

домовый 299, 42

земляной 300

каменный 300

полевой 300, 42

пустынный 300

саксаульный 300

черногрудый 300

ВОРОН 23, 26, 27, 30, 31, 53, 39

ВОРОНА 83, 86, 97, 103, 106, 142, 39

ВЬЮРКИ 42

гималайский 295

древесный дятловый 296

канареечный 295

кокосовый 296

красношапочный 295

сибирский 295

славковый 296

большая 184, 185, 6

малая 185, 6

ГАГИ 124–126, 147, 244, 245

лабрадорская 118

обыкновенная 244, 14

ГАГАРЫ (гагарки) 133, 134, 166–168

краснозобая 166, 168, 4

полярная 167, 4

чернозобая 167, 4

ГАГАРКА БЕСКРЫЛАЯ 120, 121, 14

ГАЛКА 53, 84, 86, 142, 39

ГАРПИИ 197, 17

обезьяноед 197

ГЛУПЫШИ 174

ГОАЦИНЫ 17, 218, 36 ГОГОЛЬ 141, 244, 13

ГОККО (древесные куры) 58, 36

ГОЛУБИ 27, 32, 33, 41–47, 83, 102, 103, 107, 108, 109, 115, 248–250

американский карликовый 250

бурый 249, 23

венценосный 250, 23

каролинский траурный 250

попугайный 249, 23

сизый 248, 249, 23

скалистый 249

странствующий 116, 121–123, 129

ГОРИХВОСТКА 92, 97, 98, 99, 103, 285, 40

ГОРЛИЦЫ 72, 249

кольчатая 249, 24

обыкновенная 249, 24

ГРАЧ 94, 96, 98, 142, 39

ГРИФЫ 70, 137, 203–205

белоголовый 205

бурый (монах) 205

индейка 206

королевский 206, 26

ушастый 203

черный 203, 205, 20

ГУАХАРО 260

ГУСИ 20, 23, 37–41, 52, 53, 95, 97, 103, 128, 144, 237

белый 78, 80, 239, 11

белолобый 239, 10

белошей 239, 240, 10

Когда живёшь в мегаполисе, то поневоле забываешь о том, что на земле есть не только кошки, собаки, да вездесущие голуби. Засим предлагаем вашему вниманию обзор необычных животных, составленный человеком, лишённым возможности путешествовать, но сохранившим страсть к исследованию всего нового и интересного.

Кролики - это не только ценный мех…

Открывает обзор необычных животных ангорский кролик - существо красоты неописуемой. Как вы можете видеть, большую часть кролика составляет шерсть, нелегко, наверное, приходится зверюшке в жаркое летнее время! Итак, сухие данные по этому зверю: длина туловища составляет 61 см; средний вес - 5 кг, обхват груди 38 см. В год от одной особи можно получить полкило ценной шерсти, но для этого придётся потрудиться - кролика нужно регулярно расчёсывать.

Некоторые полагают, что такие необычные животные, как ангорские кролики были выведены в Турции (в Анкаре). Однако прямых доказательств этому факту нет. Из шерсти кролика делают самые различные вещи - платки, чулки, перчатки, ткани и даже бельё.

Ночью, вечером и утром сплю - а после обеда - бессонница!

Представляете, оказывается в Южной и Центральной Америке обитают не только потомки диких племён, некогда открытых стариком Колумбом! Данная территория населена также и ленивцами - эти необычные животные очень деятельны… 9 часов в сутки - остальные пятнадцать часов они спят. Питаются ленивцы только листьями, которые затем могут переваривать целый месяц.

Не любят ленивцы сползать с деревьев, делают это только для отправления естественных потребностей. Кстати, у ленивцев о-о-очень большой мочевой пузырь, так что ходят «по - малому» они всего раз в неделю. Длина тела у животных составляет 60 см, масса тела - от 4-х до 9-ти кг. Ленивцы ведут настолько медлительный образ жизни, что в шерсти зверьков заводятся бабочки - огнёвки.

Необычные животные - ужас из недр земли

На северо-востоке USA, а также в юго-восточной Канаде вы можете встретить звездоноса - это млекопитающее принадлежит семейству кротовых. Туристам нечего опасаться - несмотря на довольно грозный вид звездоносы питаются только насекомыми. Длинный хвост (около 8 см) этого необычного животного покрыт чешуйками и довольно редкими волосами.

Рыльце звездоноса (впечатлившее многих разработчиков компьютерных игр на создание шедевров в жанре хоррор) постоянно движется, когда животное занимается поиском пищи. Когда звездонос ест все лучи его рыльца (которых насчитывается 22) собираются в кучку. Звездоносы - необычные животные на любителя, лично мне не хотелось бы видеть такого зверя на своём загородном участке.

В поисках капитана Немо

Такое необычное животное, как нарвал, упомянуто в книге писателя-фантаста Жюля Верна «20 тысяч лье под водой». Один из главных героев произведения - профессор Аронакс принял за гигантского нарвала легендарный «Наутилус» подводный корабль, принадлежащий капитану Немо.

Настоящий нарвал обитает в Северной Атлантике и акватории Северного Ледовитого океана. Природа наградила нарвала грозным оружием - костяной пикой, длина которой доходит до 2-3 метров, а вес - до десяти кг. Длина тела взрослого нарвала составляет 3,5 - 4,5 метра, вес - 1,5 тонны (самцы) и 900 кг (самки).

Бивень нарвала - это чувствительный орган. Раньше исследователи предполагали, что животное с его помощью пробивает корку льда. Но более вероятно, что бивень помогает млекопитающему чувствовать изменения температуры, давления и концентрации взвешенных веществ в воде.

А всё-таки, необычные животные - эти драконы!

В территориальных водах южной и западной части Австралии обитает дедушка родственник морского конька - лиственный мoрской дракoн. Встретить это животное можно на мелководье - там, где вода основательно прогревается. Одна из отличительных особенностей необычного животного - отростки на голове и теле, напоминающие листья и предназначенные для маскировки.

Длина тела «морского дракона» может достигать 45 см, его плавники полностью прозрачны. Любопытный факт - лиственный мoрской дракoн является эмблемой штата Южная Австралия. Передвигается существо довольно медленно - не более 150 метров за час. Издали морской дракон напоминает оторванную веточку водоросли. Как и положено дракону, это создание является хищником - его рацион составляют мелкая рыбёшка и креветки.

Птица, которая летает только вниз

Из всех обитающих на нашей планете попугаев, попугай какапо, или как его еще называют совиный попугай, по праву считается самым уникальным. Не верите? Судите сами. Во-первых, это птица, которая, в отличие от всех своих собратьев, совершенно утратила способность к полету.

Проживая на изолированном острове и не имея необходимости преодолевать значительные расстояния, она в результате эволюционного процесса стала пешеходом. Мускулатура ее крыльев настолько слаба, что абсолютно не годится для полета. Единственное, на что способна эта птица, - взгромоздиться на дерево и затем спланировать на землю.

Во-вторых, по весу и огромным габаритам какапо среди прочих попугаев - абсолютный рекордсмен. Вес некоторых самцов может доходить до 4-х кг. И по продолжительности жизни эти пернатые ставят рекорд. Многим из них удается преодолеть вековой рубеж.

В-третьих, попугай какапо имеет сильный и при этом приятный запах, что дает ему возможность сообщить о своем присутствии другому экземпляру. Только в Новой Зеландии среди различных кустарников и деревьев можно встретить этих удивительных птиц. И горько думать о том, что в наше время их осталось чуть больше сотни. Крысы, завезенные европейцами на остров - главная причина вымирания этих пернатых. Птенцы и кладки яиц уничтожались хищными грызунами в геометрической прогрессии, а взрослые особи становились жертвами куниц. Низкая скорость воспроизводства птиц также сказалась на процессе их исчезновения.

Книга посвящена домашним животным - самым близким для людей соседям по планете, сыгравшим решающую роль в развитии человечества. Особое внимание уделяется актуальной проблеме одомашнивания, выведения новых пород животных. В книге использованы новейшие данные биологической и сельскохозяйственной науки.

Собаки, кошки, лошади, коровы… Как часто, казалось бы, мы их видим, как хорошо знаем! И все же далеко не всегда представляем себе, какую огромную, решающую роль сыграли они в истории человечества.

А ведь без домашних животных - и не только тех, о которых говорится в этой книге, - люди просто не смогли бы и в будущем их роль станет, возможно, еще значительнее.

Далеко не все знают, что животные, которых изучают различные специалисты, остаются во многом загадочными, существовать, хранят множество тайн. Перед учеными и практиками стоит еще немало жизненно важных проблем, связанных с домашними животными.

Об истории собак и кошек, лошадей и коров, об их сложном и долгом пути к человеку, об использовании домашних животных в самых разных областях жизни и деятельности людей, об удивительных открытиях и нераскрытых загадках, о взаимоотношениях людей и домашних животных в прошлом и перспективах на будущее - обо всем этом рассказывается в книге Юрия Дмитриева.

Это - пятая книга о наших соседях по планете.

Первая была посвящена насекомым, вторая - земноводным (амфибиям) и пресмыкающимся (рептилиям).

Третья книга рассказывала о млекопитающих, четвертая - о птицах.

Все предыдущие книги были посвящены диким животным, хотя, конечно, удалось рассказать далеко не о всех наших соседях по планете: рядом с нами живут рыбы и паукообразные, моллюски, черви, многоножки.

А есть еще и домашние животные - они тоже наши соседи по планете, и притом - самые близкие!

Им и посвящена эта книга.

Насекомых сейчас известно около миллиона видов.

Земноводных - более 2000 видов, пресмыкающихся - около 6000.

Сейчас на земле обитает примерно 3500 видов млекопитающих, около 8600 видов птиц, а паукообразных, червей, многоножек по крайней мере 60 000 видов.

В то же время домашних животных, то есть тех, кого человек приручил, - всего несколько десятков. Но здесь будет рассказано не о всех, а всего лишь о четырех видах, самых верных друзьях человека, его самых близких соседях по планете.

    КОШКИ, СОБАКИ, ЛОШАДИ, КОРОВЫ 1

    Часть первая. Проблемы 2

    Часть вторая. Парад 63

    Таблицы 81

    Примечания 81

Юрий Дмитриевич Дмитриев
Соседи по планете: Домашние животные

ЭТО - ПЯТАЯ КНИГА О НАШИХ СОСЕДЯХ ПО ПЛАНЕТЕ.

ПЕРВАЯ БЫЛА ПОСВЯЩЕНА НАСЕКОМЫМ, ВТОРАЯ - ЗЕМНОВОДНЫМ (АМФИБИЯМ) И ПРЕСМЫКАЮЩИМСЯ (РЕПТИЛИЯМ).

ТРЕТЬЯ КНИГА РАССКАЗЫВАЛА О МЛЕКОПИТАЮЩИХ, ЧЕТВЕРТАЯ - О ПТИЦАХ.

ВСЕ ПРЕДЫДУЩИЕ КНИГИ БЫЛИ ПОСВЯЩЕНЫ ДИКИМ ЖИВОТНЫМ, ХОТЯ, КОНЕЧНО, УДАЛОСЬ РАССКАЗАТЬ ДАЛЕКО НЕ О ВСЕХ НАШИХ СОСЕДЯХ ПО ПЛАНЕТЕ: РЯДОМ С НАМИ ЖИВУТ РЫБЫ И ПАУКООБРАЗНЫЕ, МОЛЛЮСКИ, ЧЕРВИ, МНОГОНОЖКИ.

А ЕСТЬ ЕЩЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ - ОНИ ТОЖЕ НАШИ СОСЕДИ ПО ПЛАНЕТЕ, И ПРИТОМ - САМЫЕ БЛИЗКИЕ!

ИМ И ПОСВЯЩЕНА ЭТА КНИГА.

НАСЕКОМЫХ СЕЙЧАС ИЗВЕСТНО ОКОЛО МИЛЛИОНА ВИДОВ.

ЗЕМНОВОДНЫХ - БОЛЕЕ 2000 ВИДОВ, ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ - ОКОЛО 6000.

СЕЙЧАС НА ЗЕМЛЕ ОБИТАЕТ ПРИМЕРНО 3500 ВИДОВ МЛЕКОПИТАЮЩИХ, ОКОЛО 8600 ВИДОВ ПТИЦ, А ПАУКООБРАЗНЫХ, ЧЕРВЕЙ, МНОГОНОЖЕК ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ 60 000 ВИДОВ.

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ, ТО ЕСТЬ ТЕХ, КОГО ЧЕЛОВЕК ПРИРУЧИЛ, - ВСЕГО НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ. НО ЗДЕСЬ БУДЕТ РАССКАЗАНО НЕ О ВСЕХ, А ВСЕГО ЛИШЬ О ЧЕТЫРЕХ ВИДАХ, САМЫХ ВЕРНЫХ ДРУЗЬЯХ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО САМЫХ БЛИЗКИХ СОСЕДЯХ ПО ПЛАНЕТЕ.

КОШКИ, СОБАКИ, ЛОШАДИ, КОРОВЫ

…Мы все уносимся вдаль на одной и той же планете -

мы экипаж одного корабля.

Антуан де Сент-Экзюпери

Эта книга отличается от всех предыдущих книг о наших соседях по планете, написанных мною и вышедших в 1977–1984 годах в издательстве "Детская литература". И не может не отличаться, потому что предыдущие книги были посвящены диким животным, а эта - животным домашним.

Но домашние животные очень разные. Есть такие, как, например, собака - преданный и верный друг, а есть такие, как, например, овца или свинья; они тоже очень нужны человеку, но вряд ли их можно назвать друзьями в привычном смысле этого слова - овца или свинья часто даже в лицо не знают своего хозяина.

Поэтому из всех домашних животных мы выбрали лишь четырех - самых близких и самых надежных: собаку, кошку, лошадь и корову. Они обитают рядом с человеком уже не одно тысячелетие, и человек как будто бы хорошо их знает, у него вроде бы меньше проблем с ними, чем с дикими животными. Действительно, в книге нет, например, главы "Проблемы спасения", как в предыдущих книгах серии; проблемы эти остро стоят в отношении диких животных. А с домашними у человека другие проблемы: как можно полнее и многостороннее использовать сложившиеся в течение тысячелетий взаимоотношения с этими животными.

Вот первое, что я хотел сказать.

Второе: мне хотелось бы в предисловии сказать, что эту книгу я задумал вместе со своим самым близким другом. Когда мы задумывали ее, нам помогали кот Данила и собака Пальма. О каждом из них можно написать по большой книге, рассказать об их сообразительности, об их характерах и поведении, об их проделках и так далее. И наверное, все, у кого была или есть собака или кошка, кто имел или имеет дело с лошадьми или коровами, могут тоже без конца рассказывать о них. Поэтому мы решили не описывать поступки и проделки наших питомцев - это тема совсем другой книги. В этой же книге собран обобщающий материал, а если тут и приводятся отдельные эпизоды, то лишь для того, чтобы конкретными фактами подтвердить какое-то общее положение или вывод.

В-третьих, в этой книге сознательно уделено много места истории домашних животных. С каждым днем они становятся все нужнее человеку. И в недалеком будущем людям придется решать много серьезных и важных проблем в животноводстве, во многом придется пересмотреть отношение к домашним животным, возможно - значительно изменить его. Но чтоб понять настоящее и заглянуть в будущее, очень важно знать и прошлое.

Юрий Дмитриев, 1985 г.

Об этих животных ты прочитаешь на страницах, указанных черными цифрами, и увидишь их на таблицах, обозначенных коричневыми.

АБИССИНСКАЯ 272

АНГОРСКАЯ 271, 19

БИРМАНСКАЯ 272, 16 Б

УХАРСКАЯ 272

ВИСЛОУХАЯ (китайская) 271

ГОЛЛАНДСКАЯ 272

КАРТЗЕЙСКАЯ 272, 17

КЕНИЙСКАЯ 270, 18

КОХИНХИНСКАЯ 272

МАДАГАСКАРСКАЯ 272

МЭНСКАЯ 271, 18

НУБИЙСКАЯ 44, 45

СИАМСКАЯ 270, 271, 16

СИБИРСКАЯ 272, 18

АБЕРДИН-АНГУССКАЯ 286, 37

АЛАТАУСКАЯ 286, 39

ГЕРЕФОРДСКАЯ 286, 36

ГОЛЛАНДСКАЯ 285, 33

КАЗАХСКАЯ 286, 39

КАЛМЫЦКАЯ 286, 39

КОСТРОМСКАЯ 286, 34

КРАСНАЯ 286, 287, 34

ЛЕБЕДИНСКАЯ 286, 37

СИММЕНТАЛЬСКАЯ 286, 36

СЫЧЕВСКАЯ 286, 38

ТАГИЛЬСКАЯ 285, 286

ХОЛМОГОРСКАЯ 285, 287, 33

ШВИЦЫ 286, 35

ШОРТГОРНСКАЯ 286, 38

ЯРОСЛАВСКАЯ 285, 33

Цели:

  • Развивать зрительную память, наблюдательность, образное представление; расширять кругозор детей;
  • Обучать правильному поведению и деятельности в природе, выявлять случаи негативного отношения к ней;
  • Познакомить с экологическими проблемами, которые возникают по вине человека, с охранной деятельностью людей;
  • Развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к животному миру.

Оборудование:

  • любимые игрушки животных на партах;
  • таблицы «Домашние животные», «Дикие животные»;
  • фотографии собак, кошек;
  • Красная Книга Башкортостана,
  • выставка книг про животных,
  • экран, проектор, ноутбук.

Ход мероприятия

I. Проверка организации рабочих мест.

П. Вопросно-ответная беседа о животных.

Учитель: - В каком удивительном и неповторимом мире мы с вами живём. Как прекрасна и многообразна природа нашей планеты – нашего общего дома. Где кроме нас с вами, живёт ещё множество людей. 31 октября 2011 года численность населения Земли составила 7 миллиардов человек. А кто ещё живёт рядом с нами?

Да, конечно, рядом с нами живут интересные животные. Прислушайтесь внимательней и вы поймёте, почему их так назвали.

Одних назвали по внешнему виду: носорог, осьминог, белуха, ворон.

Другие так названы по тому, что они любят есть - муравьед, овсянка, медведь.

Третьи - по тому, что умеют хорошо делать - землеройка, трясогузка.

А теперь послушайте, почему получили название хорошо вам известные жители русского леса.

Волк - от слова волоку, волочить, т. е. тащить. Волк - хищное животное, он уволакивает свою добычу.

Заяц - означает прыгун. Это польское слово.

Белка - это древнерусское слово. Название дано по цвету белой белки, а теперь относится и к рыжим, и к серым белкам.

Бобр - строитель речных плотин. Назван по цвету красивой и ценной шубы. Бобр - значит бурый, коричневый.

Лягушка - родственно слову «лягаться». Так назвали жительницу болот за её прыжки.

Змея - обратите внимание, как она передвигается. Название змея буквально значит ползающая по земле, земляная.

Животный мир нашей голубой планеты Земля удивителен и неповторим, а мы с вами должны сохранить его. На наш урок вы принесли свои любимые игрушки.

Нравится вам выставка игрушек? Среди них есть и домашние, есть и дикие животные. Каких животных называют домашними? А дикими?

Как мы должны относиться к животным - нашим «братьям меньшим»? Какую пользу они нам приносят?

III. Игра – соревнование «Засели домик»

Учитель: А знаете ли вы, как зимуют животные наших лесов?

Расселите животных в нужные домики: в I домик – животных, залегающих в спячку, во II домик – животных, делающих запасы на зиму, в III домик – животных, которые могут найти себе пропитание.

IV. Учитель: Как вы думаете, кто больше всего причиняет вреда нашей природе?

Правильно, человек.

К сожалению, очень долго человек жил с уверенностью в том, «что мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё – наша задача ». Поэтому на протяжении долгих лет он брал от природы всё, что хотел, ничего не давая взамен. И вот теперь в результате бездумной деятельности человека гибнет наша планета. Многие растения и животные исчезли совсем или находятся на грани вымирания. Вот поэтому люди, которые не могут равнодушно смотреть на гибель живой природы, создали несколько томов Красной книги, куда были занесены эти растения и животные. Их можно ещё спасти. Красный цвет книги - знак опасности, который приказывает нам: «Остановитесь!». Созданы различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них – Всемирный фонд дикой природы. Эмблемой этой организации служит изображение панды - одного из самых редких животных мира. Во всём мире известна и другая международная экологическая организация – Гринпис. Это название в переводе с английского языка означает «Зелёный мир».

И от вас, ребята, тоже многое зависит, от вашего отношения ко всему окружающему. Ведь никому из вас не нужно объяснять, что сорить дома нельзя, каждый из вас содержит свою комнату в чистоте и порядке, но почему то, выходя на улицу, забываем об этом. Хотелось бы, чтобы вы почувствовали свою ответственность в сохранении природы.

К нашему занятию вы подготовили специальные знаки для охраны природы, пожалуйста, прокомментируйте их.

  1. Не ломайте ветки деревьев!
  2. Нельзя ловить бабочек!
  3. Не уничтожайте насекомых, лягушек и жаб!
  4. Не разоряйте гнёзда птиц!
  5. Не трогайте птенцов руками, их покинет мать.
  6. Не берите животных из леса.
  7. Нельзя рвать цветы!

Ежегодно всё человечество отмечает международные дни, посвящённые защите природы. Познакомьтесь, пожалуйста, с ними.

Экологический календарь

  • 22 апреля – Всемирный день воды.
  • 1 апреля – День птиц.
  • 22 апреля – День Земли.
  • 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды.
  • 17 июня – Всемирный день по борьбе с опустыниванием и засухой.
  • 16 – Международный день охраны озонового слоя Земли.
  • 20 сентября – День работников леса.
  • 27 сентября – Международный день моря.
  • 4 октября – Международный день защиты животных.
  • 29 декабря – Международный день биологического разнообразия.

V. Учитель: А сейчас ребята прочитают вам стихотворение о тех, кто просто живёт рядом с нами и своим присутствием приносит счастье и радость в наш дом. (Чтение стихотворения Б. Заходера «Мордочка, хвост и четыре ноги» подготовленными детьми)

Мордочка, хвост и четыре ноги

Борис Заходер

Едва мы чуть-чуть обогнали мартышку,
К высотам прогресса направив шаги, -
За нами сейчас же помчались вприпрыжку

Порою с пути нам случается сбиться
(Кругом темнота, и не видно ни зги),
Но нам не дадут насовсем заблудиться
Мордочка, хвост и четыре ноги!

Пусть в чаще свирепые хищники воют -
Тебе не страшны никакие враги.
- Не бойся, мы рядом! - тебя успокоят
Мордочка, хвост и четыре ноги.

А если порою, тоска тебя гложет
(Бывает такая тоска, хоть беги),
Поверь, что никто тебе так не поможет,
Как мордочка, хвост и четыре ноги.

Маленечко мяса, маленечко каши...
(Короче - влезать не придется в долги!)
Матрасик в углу...
И вот они - наши:
Мордочка, хвост и четыре ноги.

Вы, я думаю, догадались, о ком идёт речь. Да, это наши четвероногие друзья - собаки. Они приручены человеком уже более 2000 лет. За эти годы выведено более 400 пород. Естественно, и столько названий. Некоторые из них можно легко объяснить. Например:

Дворняжка - самая распространённая «порода» собак. Их видишь в каждом дворе. И хотя у них нет ни какой родословной, их любят ничуть не меньше.

Лайка - получила своё название по звонкому призывному лаю, помогающему охотнику определить местонахождение собаки и добычи.

Овчарка - собака - сторож овечьих стад.

Борзые - это порода охотничьих собак. Название борзые произошло от слова борзый, что означает быстрый.

(По ходу рассказа дети рассматривают фотовыставку собак).

Великий учёный Ч. Дарвин назвал собак животными, которые любят нас больше, чем самих себя. Сегодня вы узнаете много интересного о собаках и убедитесь в правильности этих слов. Ни одно животное в мире не отличается такой привязанностью к человеку, как собака. Ни одно животное не служит человеку так беззаветно, так преданно как это удивительное существо.

VI. Чтение сочинений детей о своих любимых питомцах .

А теперь я хочу послушать ваши рассказы о своих любимых питомцах. Дети читают свои сочинения о своих любимых питомцах.

VII. Обобщение, подведение итогов занятия.

Обобщая рассказы детей, следует подчеркнуть доброе отношение ребят к своим «братьям меньшим» - животным.

Я верю, что если в детстве у детей был четвероногий друг, то он вырастет добрым, порядочным человеком, будет заботиться об окружающей природе.

Прочитаем запись на доске.

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былинку любя.
Берегите всех зверей внутри природы.
Убивайте зверей лишь внутри себя.
Е. Евтушенко.

VIII. Заключительная песня «Мы едем, едем, едем…»

(Дети, взяв в руки свои любимые игрушки, поют все вместе)

Мы едем, едем, едем.
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.

Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
И в песенке поётся
О том, как мы живём.

Припев:

Красота! Красота!
Мы везём с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая -
Вот компания какая!

Когда живётся дружно,
Что может лучше быть!
И ссориться не нужно,
И можно всех любить.

Ты в дальнюю дорогу.
Бери с собой друзей:
Они тебе помогут,
И с ними веселей.

Припев.

Мы ехали, мы пели.
И с песенкой смешной
Все вместе, как сумели,
Приехали домой.

Нам солнышко светило,
Нас ветер обвевал,
В пути не скучно было,
И каждый напевал:

Припев.

Учитель: Дорогие ребята, понравился вам наш классный час! Узнали ли вы, что-то новое? Хотелось бы, чтобы вы никогда не забывали, что мы не одиноки в этом мире и что кому-то, очень нужна ваша помощь, поддержка, защита, а может быть просто доброе слово и улыбка.

Литература:

  1. Красная книга Башкортостана.
  2. Красная книга Российской Федерации.
  3. А.А.Плешаков « Мир вокруг нас».
  4. Е.А.Евтушенко «Стихи о родине».
  5. Б.Заходер «Стихи для детей».
  6. С.Михалков «Песенка друзей»
  7. Википедия – свободная энциклопедия.

ольга гуляева
Сценарий праздника «Соседи по планете. Дикие животные»

"Соседи по планете . " Дикие животные " (Хочу представить вам мероприятие которое проходило в городской библиотеке с которой я уже сотрудничаю шесть лет).

Цели : Закреплять знания детей о диких животных , об их внешнем виде, месте обитания.

Развивать внимание, речь, мышление. Воспитывать любовь к животным .

«Лесные жители» (презентация)

Здравствуй лес, чудесный лес,

Полный сказок и чудес.

Ты о чём шумишь листвою

Темной ночью грозовою?

Кто в глуши твоей таится,

Что за зверь, какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь, мы пришли.

Послушайте, как шумит лес.

Звукозапись «Шум леса»

Тихо – тихо мы встаём,

В лес осенний мы идём.

Слово и движение

Мы тихонько в лес зайдём. (Ходьба на месте)

Что же мы увидим в нём? (Повороты головы влево и вправо)

Там деревья подрастают, (Плавно через стороны поднимают руки вверх)

К солнцу ветки направляют.

Ветер сильный налетает

И деревья он качает. (Покачивание рук, поднятых вверх)

Тише, тише не шуми,

Лесных зверей хотим найти.

«В гостях у жителей Шишкиного леса» (познавательное видео)

Ребята, какие звери живут в лесу?

«Лесные звери» (загадки)

Лапу кто зимой сосет ?

А еще он любит мед,

Может громко зареветь.

А зовут его… (Медведь)

Хитрая плутовка, рыжая головка.

Хвост пушистый – краса!

А зовут ее …. (Лиса)

Комочек пуха,

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц)

В стае я живу в лесу,

Всем зверушкам страх несу.

Грозно вдруг зубами щелк!

Я свирепый серый… (Волк)

Вместо шубки лишь иголки.

Не страшны ему и волки.

Колкий шар, не видно ножек,

Звать его конечно.

Рыжий маленький зверёк,

По деревьям прыг да скок.

Он живёт не на земле,

А на дереве в дупле. (Белка)

Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки. (Дети хлопают в ладоши и попеременно ударяют кулачок о ку-лачок)

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому. (Дети загибают пальчики)

У всех зверей в лесу есть свой дом.

Слайд «Лисья нора»

У лисы в лесу глухом,

Есть нора – надежный дом.

Лиса живет где? (Лиса живет в норе)

Слайд «Дупло белки»

Не страшны зимой метели

Белочке, в дупле, на ели.

Где живет белка? (Белка живет в дупле)

Слайд «Медведь в берлоге»

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу .

Где спит медведь? (Медведь спит в берлоге)

Слайд «Волк в логове»

Слайд «Ёж в гнезде»

Всю зиму ёж спит в своём гнезде.

Слайд «Заяц на фоне леса»

Ну, а где - же зайца дом?

Живет зайчишка под кустом.

Где живет заяц? (Заяц живет под кустом)

«Отгадай, кто это?»

1. Это животное маленького роста , у неё большой пушистый хвост, который помогает ей прыгать с ветки на ветку, на ушках у нее кисточки, на лапках острые коготки, кото-рые помогают ей цепляться за ветки, еще у нее острые зубки. Кто это? (белка)

2. Это животное тёмно-серого цвета , почти одинакового с землей, у него на спине острые колючки, это помогает ему защищаться от врагов, еще у него подвижный чув-ствительный нос, быстрые лапки. Кто это? (ёжик)

3. Это животное белого или серого цвета, у него длинные ушки и лапки, маленький пу-шистый хвост. Кто это? (заяц)

4. Она - рыжего цвета, у нее большой пушистый хвост, которым она пользуется при резких поворотах, как рулем. Хвост ей служит еще покрывалом, когда она спит, у неё чувствительный нос, при помощи которого она находит себе пищу. Живёт в норе. Кто это? (лиса)

5. Это большое животное бурого цвета , на вид он неуклюжий, но на самом деле он очень подвижный. У него острые коготки, при помощи которых он лазает по деревьям, тол-стые короткие лапы. Он с осени усиленно питается и сильно жиреет. Осенью после ли-стопада он устраивает себе берлогу, где спит всю зиму. Кто это? (медведь)

Игра «Четвёртый лишний»

На картинку посмотри,

Предмет лишний назови

И свой выбор объясни.

Заяц, волк, лось. корова

Белка, собака, лиса, медведь

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

У зайца хвост короткий, а уши. длинные.

Ёж маленький, а медведь. большой.

Белка живёт в дупле, а лисица. в норе

Заяц пушистый, а ёж. колючий.

Заяц летом серый, а зимой. белый.

У лисы хвост длинный, ау медведя. короткий.

«Назовите сказки, в которых встречаются дикие животные »

(Возможные ответы детей : «Лисичка-сестричка и серый волк» ; «Рукавичка» ; «Заяц - хва-стун» ; «Ёж и заяц» ; «Два жадных медвежонка» ; «Теремок» и др.)

Дети показывают сказку «Теремок на новый лад»

С лесом нужно нам прощаться,

Домой возвращаться.

По тропинке из леса пойдем, (дети шагают)

Лужу мимо обойдем, (обходят воображаемую лужу)

Перепрыгнем ручеек, («перепрыгивают» на двух ногах)

Посмотрели мы налево, (поворот головы налево)

Посмотрели мы направо, (поворот головы направо)

Посмотрели в облака, (тянутся на носочках, смотрят вверх)

Ах, какая красота! (развести руки в стороны) .

«Этот удивительный мир животных »

(интересные фотографии с животными )

Публикации по теме:

Зайка завтракал на грядке, Как же овощи здесь сладки! Уплетал зайчишка ловко И капустку, и морковку. (Людмила Громова) Ежик по лесу гулял,.

Дидактические игры «Соседи по Планете». Игры ориентированы на детей 5–7 лет Дидактические игры «Соседи по Планете» Игры ориентированы на детей 5-7 лет. Актуальность: Сегодня экологическое образование в мире считается.

Цель: Создание социальной ситуации развития детей для активного использования лепбука в речевой деятельности. Задачи: 1. Способствовать.

Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует.

Сценарий экологического праздника «На большой зеленой планете» Методическая разработка. В рамках итогового мероприятия по теме проекта «Зеленый огонек» Сценарий экологического праздника Методическая.