Рисование в технике фроттаж. Нетрадиционная техника рисования в детском саду фроттаж поэтапно с фото. Монотипия на стекле

Рисование в технике фроттаж. Нетрадиционная техника рисования в детском саду фроттаж поэтапно с фото. Монотипия на стекле

Рисование для дошкольника – это захватывающий мир ярких, удивительных образов. Техника фроттаж позволят раскрыть творческие способности. Она представляет собой нетрадиционный вид рисования – через отпечаток. Овладеть ею могут даже дети младшего возраста – от 3 лет. Изучение различных способов рисования рекомендуется в детском саду и дома для всестороннего развития малышей.

Почему полезно рисование в разных техниках?

Изучение разных техник рисования становится своеобразным толчком к развитию воображения и творческих способностей у детей. Занятия прививают самостоятельность, инициативность. Комбинируя различные методы изображения в одном рисунке, дошкольники могут проявить свою индивидуальность и полно выразить впечатления об окружающих предметах, явлениях или событиях в жизни.

Чем большим количеством техник рисования овладел ребенок, тем свободнее и легче он может решать изобразительные задачи. Например, передать вещественность предмета. В процессе творческих занятий происходит развитие тонких движений руки. Свободное владение своей рукой подготавливает малышей к письму, вследствие чего они меньше устают на уроках в школе.

Что такое техника фроттаж?

«Фроттаж» происходит от французского слова «frotter» и дословно переводится как «натирать, тереть». Официальное определение звучит так: «Художественная техника воспроизведения рисунка посредством натирания бумаги».

Чтобы получить рисунок, под чистый лист кладется фактурный объект, а затем карандашом совершаются штрихообразные или натирающие движения. В результате получается рисунок-отпечаток. Многие вспомнят, как в детстве таким способом обрисовывали монетки с двух сторон. Затем оба кружка вырезались и склеивались между собой. Получались вполне правдоподобные деньги.

На самом деле фроттаж – техника не совсем детская. Ее основоположником считается художник-сюрреалист М. Эрнст (1925 г.). Однажды он был поражен удивительным природным рисунком на деревянном полу. Но вместо того, чтобы его перерисовывать, он приложил к доске бумагу… и натер ее угольком. Новая идея мгновенно набрала популярность. Другие художники стали подбирать предметы разных форм и фактуры. Они складывали их особым образом и натирали куском свинца, получая фантастические пейзажи, животных и птиц.



Как и чем рисовать?

Считается, что метод рисования фроттаж лучше всего подходит для написания картин маслом – абстрактных и полуабстрактных. Его элементы также хорошо использовать в натюрморте, например, для передачи фактуры деревянной столешницы.

Дошкольникам в детском саду предлагается использовать упрощенные варианты материалов:

  • плотную белую бумагу формата А4;
  • цветные восковые мелки, цветные и простые карандаши, сухую и масляную пастель, уголь;
  • фактурную основу для оттиска (листья деревьев, тканевые салфетки, кору дерева, рельефные подставки под горячее, терку для овощей и т. д).


Исполнение техники фроттаж:

  1. Нужно придумать и выложить композицию на столе, комбинируя разные фактурные материалы. Если это листочки или бумажные шаблоны, можно приклеить их клеем ПВА к листу А4.
  2. Накрыть композицию белой бумагой и натереть восковыми мелками (боковой стороной) или заштриховать карандашом.
  3. Детские рисунки в стиле фроттаж хорошо дополнять аппликациями из цветной бумаги, рамками паспарту.

Подборка фроттажа:

Техника рисования фроттаж очень интересна для детей. Дошкольникам нравится искать все новые и новые необычные фактурные предметы, которые можно задействовать в рисунке. Между тем творческие занятия приносят пользу – развивают ребенка и расширяют его кругозор.

рисуем в технике «фроттаж»

Для работы нам понадобится несколько листов бумаги, восковые мелки, клей-карандаш и ластик. Обратите внимание: в продаже бывают мелки, обернутые бумагой, чтобы во время рисования не пачкались руки. Но нам придется снять обертку, так будет удобнее работать. Во время подготовки материалов для работы, обсудите с ребенком, какого цвета бывают листья, какие из мелков вам понадобятся.

Из дополнительных материалов можно приготовить рамку для будущей картинки, ножницы и карандаш.

И, конечно же, нам понадобятся объекты для рисования. Соберите на прогулке несколько листьев деревьев или кустарников, можно использовать и листья цветов. Хорошо, если у листьев будут крупные жилки. Если от момента сбора листьев до, собственно, рисования должно пройти какое-то время, положите листья в полиэтиленовый пакет, чтобы они не завяли. Кстати, когда будете собирать листья, обратите внимание ребенка на название растений. (Ну а то, что местом для сбора растительного материала не станет ближайшая городская клумба, думаю, и так понятно?) Мы у себя на даче нашли вот что: шиповник, девичий виноград, смородину, липу, скумпию и буквицу.

Выбираем несколько листьев, которые будем рисовать в первую очередь. Возможно, для первых опытов стоит выбрать листья простой формы. Теперь приклеиваем листья на бумагу. Скорее всего, дети приклеят листья лицевой стороной вверх, жилками вниз. Это хорошо, как раз то, что нужно.

Теперь перевернем лист бумаги, мы будем работать на его обратной стороне. Но перед тем, как начать рисовать, подложим под наш рабочий лист несколько других листов бумаги, иначе мы получим не только снимки листьев, но и отпечаток рабочей поверхности. Все готово? Тогда приступим! Мы взяли желтый мелок, положили его на лист бумаги плоско, а затем стали двигать в этом положении, прижимая к бумаге. У нас получились светлые отпечатки листьев.

Повторим это упражнение с мелками другого цвета, чтобы изображения листьев проступили четче, и рисунок стал более интересным. Но чтобы все получилось удачно, следите за постановкой рук ребенка: на этом занятии мы работаем всей поверхностью мелка, поэтому не нужно брать его в руку так, как делаем это обычно для письма.

Если рисунок готов, отклейте с его обратной стороны листья растений. Можно поместить готовую работу в рамку. Отмечаем карандашом контур будущей картинки, затем вырезаем.

Кстати, работы в этой технике могут пригодиться не только для создания картин. Таким способом можно получить интересную дизайнерскую бумагу, которая потом будет нужна и для создания открыток, и для украшения альбомов, и для фонов аппликации из природного материала.

Надеюсь, вашим детям понравится рисовать в этой технике. Попробуйте поэкспериментировать, что будет, например, если рисовать не на белой, а на цветной бумаге? Или будет ли рисунок другим, если использовать пастель вместо воскового мелка? Уверена, эти маленькие самостоятельные открытия принесут вашему малышу радость.

Я предлагаю вашему вниманию небольшой обобщающий опыт в нетрадидионном виде графики, находки в технологическом процессе работы с учащимися. Покажу как в зависимости от возраста, умений и навыков учеников, можно использовать на уроках графические техники, позволяющие мотивировать к творчеству, эмоциональному и профессиональному развитию.

Для любого преподавателя, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу.

Графика расширяет возможности в техническом воплощении своих замыслов, позволяет найти для многих увлечение на всю жизнь, а некоторым ориентир в профессии. Ведь чем разнообразнее условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы, а также материалы, с которыми действуют ученики, тем интенсивнее развиваются художественно-творческие способности.

Уже на подготовительном отделении в своей работе я использую такие графические техники, как: «кляксография», «монотипия», «отпечатки листьев», «восковые мелки, свеча и акварель», «оттиск смятой бумагой», «печать по трафарету», «набрызг» и др. Такая практика дает учащимся представление о выразительных возможностях различных материалов, вырабатывает разнообразные умения и навыки, даёт возможность воплотить любой изобразительный замысел, раскрыть возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

Поступив в 1 класс нашей школы, учащиеся получают знания и навыки на дополнительном предмете, не предусмотренном учебным планом - «Графика». На учебную дисциплину «Графика» отводится 1 час в неделю. В школе имеется авторская программа по предмету. Авторы программы - Муругов Юрий Алекссандрович и Муругова Маргарита Трофимовна. Программа отмечена СЕРТИФИКАТОМ. на областном конкурсе профмастерства «Волжский проспект».

Наличие печатного станка в школе значительно расширяет возможности в изучении этого предмета. Открываются возможности преподавания - как для поднятия общего культурного уровня учащихся, так и для профессиональной специализации особо одарённых детей.

Интерес педагогов, и поиск новшеств в подходах к процессу печати, связанный с появлением новых материалов на рынке, позволяет им самим окунаться в процесс творчества, приобщая к этому и своих учеников.

На уроках решаются следующие задачи:

Формируется интерес учащихся к изобразительной деятельности;

Формируются умение предварительно продумывать содержание образа и последовательность его воплощения;

Стимулируется активность, самостоятельность, инициатива детей в придумывании содержания и способов изображения, оригинальных замыслов;

Развивается эстетическое восприятие, художественный вкус.

Расскажу об одной из самых увлекательных техник в графике «фроттаж» в переводе с французского «натирание, протирка».

Придумал эту чудо-технику немецкий художник, сторонник сюрреализма, график и живописец Эрнст Макс. Эта техника проста и оригинальна. Мы все знакомились с ней в детстве. Если положить монету под тонкую бумагу и плотно заштриховать её карандашом, получится чёткое изображение рельефа. Эта техника и есть «фроттаж».

На самом деле список предметов, помимо монеты, используемых в технике «фроттаж» безграничен, Можно использовать любой фактурный или рельефный материал для творческой работы.

Если полученное изображение целиком состоит из переведённого рисунка, он не может считаться вашим творением. Нужно на бумагу переводить лишь отдельные рельефные элементы как дополнение к собственной работе.


Главным в технике «фроттаж» является объём, что позволяет раскрытию широких возможностей для творчества и оригинальных идей.

Предметы для работы в технике «фроттаж» можно найти где угодно. В ход могут пойти любые предметы, которые вокруг нас. Их можно найти дома, на улице. Главное, чтобы предметы имели чёткую фактуру, удобную для перевода на бумагу.

Например, эти прекрасные одуванчики получились путём натирания щётки для душа.→

Букет цветов и пейзаж при помощи деревянной салфетки.

Работать можно с любым природным материалом: листьями с деревьев, кора, доски, камни и др.

Для работы в этой технике можно использовать:

  • простые и цветные карандаши от нв до ;
  • цветные восковые мелки;
  • пастель и др.

Главное в процессе работы держать правильно карандаш или мелок. Если, например, хотите показать не чётко выраженный рельеф с преобладанием штриховок, то нужно работать штриховкой, пользуясь разными карандашами, сильно нажимая грифелем на бумагу. Если, предпочитаете показать плавные тональные переходы с чётко выраженным рельефом, используйте более мягкие материалы, например восковые мелки и пастель, при этом работать надо тушевкой, держа мелок горизонтально к бумаге, либо катать, слегка нажимая, способом натирания.

Работая в технике «фроттаж» получаются очень интересные графические композиции, при использовании одного чёрного цвета. Особенно потрясающими создаются рельефные изображения с помощью восковых мелков из-за мягкости материала.

На следующем рисунке показано 3 простых варианта передачи фактуры листика в изображении на бумагу

  • 1 вариант - пользуясь одним цветом;
  • 2 вариант - пользуясь двумя цветами, наложенными друг на друга;
  • 3 вариант - добавляя для контраста чёрный цвет;



Также, в качестве упражнения, используйте разные приёмы натирания на бумагу мелками или карандашами, путём сильного и слабого надавливания. Подчеркивая контур, нужно нажимать сильнее материалом, с которым работаете, а постепенно расслабляя пальцы, можно перейти к передаче плавных тонов и передаче объёма.

Используйте бумагу разной тональности белую и разноцветную.

Цвет бумаги может быть основой для поиска идей и создания интересных композиций.

Как создать композицию в этой технике?

Процесс работы прост, но требует внимательного изучения рельефного материала и тогда может возникнуть спонтанная идея,озарение для создания уникальной работы. Если рельефный материал изучен, сделаны

предварительные упражнения для изучения фактуры материала, идея композиция есть, можно приступать к работе. Изучим 3 способа создания композиции.

1 способ

Главной центральной идеей в композиции является выбранный вами, рельефный материал. Это самый простой вариант в создании композиции. Сначала нужно правильно класть под лист материал, придерживаясь замысла вашей композиции.

После нанесения изображения на бумагу в технике «фроттаж», рисунок можно дополнить небольшими элементами, придуманными вами. Рисунок этой Жар-птицы выполнен таким способом цветными мелками, создавая красивую гамму, путём наложения цвета друг на друга.

2 способ

Возможности для раскрытия творческих идей бесконечны. Нужно только удачно выбрать предмет для переведения узора или сюжета. Техника «фроттаж» поистине уникальна тем, что она доступна всем возрастным категориям, малышам и взрослым.

Способов изображения мажет быть много, учитывая оригинальность и диапазон для творчества в технике «фроттаж». Можно начать с упражнений, для того чтобы изучить и понять фактуру предметов.

Возьмём для примера красивый природный материал: это листья с деревьев. Нельзя работать с листьями, только что снятыми с веточки, их надо слегка просушить, они очень мягкие и могут испачкать бумагу.

Для малышей можно давать уроки по технике «фроттаж», используя очень яркий фактурный материал - это листья клёна, боярышника, дуба, рябины и др.

Для них работа в этой технике как волшебство, сказочное превращение.



Покажите им простые приёмы натирания цветными мелками или пастелью по бумаге, малыши будут в восторге. Для них открывается целый мир фантазий для творчества.

Детям постарше, давая уроки симметрии и ассиметрии в технике «фроттаж», можно работать и в декоративном стиле. Путём правильного, аккуратного наложения рельефного материала под тонкую бумагу, создавайте орнаменты в разных стилях и композициях.

Например:

5.Дальше идёт работа над фоном. Для создания разноплановости и перспективы, мы последовательно накладываем листья друг на друга с обратной стороны бумаги. Сначала кладём листья и закрепив их бумажным скотчем, изображаем средний план, слегка катая мелком по бумаге. Затем, завершаем работу над дальним планом, также накладывая листья поверх других листьев, заранее отобразившихся на бумаге. Следите за тем, чтобы сказочный персонаж не сливался с фоном. Сделайте фон мягче и воздушнее.

Для творческой реализации своей фантазии в создании этой композиции, можно пользоваться цветными и чёрными мелками, пастелью и др. на белом или на цветном фоне.

Техника «фроттаж» очень полезна для развития творческой фантазии у детей младшего и школьного возраста. Изучив и поработав в этой технике, дети будут очарованы тем, что насколько большие просторы для творчества открываются перед ними.

Мастер – класс по рисованию для детей дошкольников.

Нетрадиционная техника рисования "Фроттаж".

Название работы: "Уточка".

Кириллова Ирина Николаевна.
Воспитатель МКДОУ "Детский сад №4 "Ромашка", Калужская область, г. Киров.
Назначение: данный мастер-класс будет полезен воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования, творческим людям и неравнодушным родителям.
Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования "Фроттаж".
Задачи:
1. Учить детей рисовать в технике "Фроттаж".
2. Совершенствовать навыки рисования восковыми карандашами, держа их плашмя к листу бумаги.
3. Продолжать учить детей работать с трафаретом.
4. Вызвать положительные эмоции от проделанной работы.
5. Воспитывать уверенность в освоении способов работы с новым материалом.
Материал: Два листа бумаги любого формата, восковые мелки, влажные салфетки, скотч, трафареты.

Наверное, многие помнят из своего детства одно нехитрое, но очень интересное своим результатом развлечение. Берём монетку, кладём под тетрадный листок и закрашиваем сверху простым графитным карандашом и о, чудо… ещё одна монетка как настоящая. А это оказывается не просто чудо, а техника изображения – фроттаж.
Слово «Фроттаж» происходит от французского «frotter» -«тереть, натирать». Это техника воспроизведения рисунка фактуры посредством натирания бумаги. Любую рельефную, фактурную форму можно скопировать, покрыв ее листом и заштриховав поверхность.
1. Подготовьте рабочее место для рисования.

2. Берём лист бумаги и раскладываем на нем элементы будущего рисунка. Например уточку или лисичку. Трафареты можно вырезать самим или взять готовые. Трафареты обязательно прикрепить к листу бумаги маленьким кусочком скотча.



3. Накройте трафарет листом другой бумаги, закрепив его.


4.Заштрихуйте поверхность карандашами, пастелью или мелками с нажимом, держа карандаш плашмя. Наносите штрихи до полного проявления узора, лежащего под бумагой.




5. Затем восковым карандашом или фломастером прорисовываем детали.


6. Закрашиваем фон рисунка восковыми карандашами.


7. Дорисовываем рисунок, делаем рамку.



Рисунки детей.




Эта техника дает возможность начать рисовать человеку, который боится плохого результата. Знакомить с этой техникой детей можно уже со средней группы. Начинать лучше с небольших картинок. Овладев этой техникой и, имея разнообразные шаблоны, дети с удовольствием создают свои композиции, что благоприятно сказывается на развитии образного мышления, воображения, творческой инициативы.
Спасибо за внимание!

людмила варламычева

Об этой нетрадиционной технике рисования "фроттаж " мне рассказала моя подруга, которая тоже работает воспитателем в детском саду. Посмотрев её работы, работы в интернете, меня эта техника заинтересовала . И я решила предложить её своим детям.

Название техники "фроттаж " французского происхождения, означает натирание. Лист бумаги располагается на плоском рельефном предмете. Затем,перемещаясь восковым мелком или не заточенным карандашом по поверхности, получаем оттиск, имитирующий основную фактуру. Чтобы выполнить рисунок, ребёнку требуется некоторое усилие, т. к. мелок приходится держать "плашмя".Но это упражнение полезно,способствует развитию мелкой моторики. И тут вспоминается, как в детстве каждый из нас хотя бы однажды срисовывал монетку , положив её под лист бумаги и проявляя изображение карандашом. Не зря же говорят, что всё новое - это хорошо забытое старое. А сейчас, используя эту технику , можно создавать замечательные картины. Дети с интересом и удивлением наблюдали за тем, как появляется рисунок.

Итак, я приготовила шаблоны из бумаги






Для рисования я использовала дощечки от мозаики. Пригодилась москитная сетка, которую я разрезала на квадраты. В ход пошла алюминиевая сетка от вытяжки. Для безопасности края сетки обклеила двухсторонним скотчем.



Объяснив детям порядок выполнения работы, мы принялись за дело.





Ребятам очень понравилось. Каждый нарисовал по несколько рисунков. Сначала работали одним цветом, а потом стали делать разноцветные рисунки. Вот что получилось у нас в первый день .