Развитие фразовой речи у детей. Из опыта работы по формированию фразовой речи у дошкольников с нарушением интеллекта. Умение задавать вопросы

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 34 компенсирующего вида Колпинского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ФОРМИРОВАНИЕ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Составил

учитель логопед Киреенко О.В.

Санкт-Петербург

2013 г.

Работа над фразовой речью является непрерывным звеном в цепочке

СЛОВО-ПРЕДЛОЖЕНИЕ-РАССКАЗ .

ПРЕДЛОЖЕНИЕ - это минимальная единица речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи детей.

Основные синтаксические конструкции, которыми пользуются в общении дети младшего возраста (в некоторых и старшего) - это ответ одним словом или словосочетанием, придаточное предложение («чтобы пить», «чтобы играть» ), простое побудительное предложение («Давай играть.» «Давай посмотрим.» ). Дети старшего возраста испытывают трудности при построении развёрнутого предложения.

Бедность синтаксических конструкций выражается:

  • в пропуске, многократности повторения отдельных слов;
  • в нарушении порядка слов в предложении;
  • в ошибках при согласовании слов;
  • в незаконченности предложений;
  • в затруднениях конструкции каждого из простых предложений входящих в состав сложного.

У детей необходимо сформировать навык построения разнообразных синтаксических конструкций, умение строить развёрнутую фразу с различным количеством и правильным порядком слов, научить выражать свои мысли законченным предложением.

В работе над предложением на занятиях решаются следующие

ЗАДАЧИ :

  1. Основная - это обучение построению того или иного типа предложений или закрепление и совершенствование уже приобретённого навыка.
  1. Установление лексико-грамматических отношений между членами предложений.
  1. Актуализация накопленного словаря.
  1. Формирование связности и чёткости высказывания.
  1. Работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений.
  1. Анализ и синтез словесного состава предложения как средство предупреждения дисграфии.

Решение этих задач требует планомерной работы, направленной на постепенное расширение объёма и усложнения структуры и содержания предложения.

Учитывая семантическую сложность той или иной модели предложения, а также последовательность появления типов предложения в онтогенезе, рекомендуется определённые этапы работы над предложением.

1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТОГО НЕРАСПРОСТРАНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Цель: Научить детей составлять предложение из двух слов типа:

существительное в им.п. + согласованный глагол. Учить подбирать действия к названному предмету («Курица что делает?» «Курица клюёт.») и наоборот, подбирать название предмета к названному действию («Кто клюёт?» «Клюёт курица.» ).

Из прорабатываемых предложений преднамеренно исключается объект действия, чтобы сосредоточить основное внимание на глаголе, на грамматической связи подлежащего и сказуемого.

2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТОГО РАСПРОСТРАНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Цель; Научить детей строить и пользоваться в речи предложением из 3-5 и более слов, путём введения прямого дополнения, прямого + косвенного дополнения, определений, однородных членов предложения.

  1. Распространений предложения путём введения прямого дополнения :

Вопросу , поставленному к сюжетной картинке, ответ на который предполагает использование прямого дополнения («Кого держит мальчик?» «Что рисует девочка? и т.д.);

Вопросу и двум опорным предметным картинкам («Что нарисовал мышонок?» «Кто что ест?» и т.д.);

Вопросу и одной опорной предметной

картинке - на подлежащее или прямое дополнение («Что где растёт?» «Кто где живёт?» и т.д.);

г) составление предложения по вопросу (без картинок), ответ на который предполагает использование прямого дополнения («В чём варят суп?» «Где живёт кит?» «Чем едят кашу?» «Куда вешают шубу?» «Чем косят траву?» и т.д.).

2) Распространение предложения путём введения прямого + косвенного дополнения :

а) составление предложения по вопросу , поставленному к сюжетной картинке, ответ на который предполагает использование прямого и косвенного дополнения («Чем мама моет окно?» «Чем мама режет хлеб?» «Из чего мальчик лепит зайца?» и т.д.);

б) составление предложения по вопросу и опорным предметным картинкам (по трём, двум или одной);

в) составление предложения по вопросам (без опоры на картинки), ответ на которые предполагает введение прямого и косвенного дополнения («Мама шьёт что? и кому?» «Белка строит что? и где?» «Дедушка пошёл гулять с кем? и куда?» и т.д.).

3) Распространение предложения путём введения определения .

а) составление предложения по вопросу , поставленному к сюжетной картинке, ответ на который предполагает введение определения («Какой флажок сделал мальчик?» «Какую книгу читает девочка?» и т.д.);

б) составление предложения по вопросу и опорным предметным картинкам («Какие овощи выросли на огороде?» « Какой мяч нарисовал мышонок?» и т.д.;

в) составление предложения по вопросу , ответ на который предполагает введение дополнения («Какой заяц зимой?» «В какой вазе стоят цветы?» и т.д.).

Начинать эту работу надо с распространения предложения качественными прилагательными, отражающих цвет, размер, форму, как наиболее наглядные характеристики предметов. Затем вводятся относительные и притяжательные прилагательные.

Сколько в предложении существительных, столько определений можно ввести, поставив к этому слову вопрос «КАКОЙ?», «КАКАЯ?», «КАКОЕ?», «КАКИЕ?».

4) Распространение предложения путём введения однородных членов предложения:

А) составление предложения по вопросу к сюжетной картинке («Что лежит на столе?» «На столе лежат книги, тетради, карандаши.»);

б) составление предложения по опорным предметным картинкам («Миша играл кубиками, машинкой и мячиком», «Пете купили синий свитер, красную куртку и чёрные ботинки» и т.д.);

в) составление предложения по вопросам без опоры на картинки, ответ на которые предполагает ведение однородных подлежащих, сказуемых, определений или дополнений («Каких звери живут в зоопарке?», Какую посуду вымыла мама?» и т.д.).

По мере того, как дети овладевают составлением простого распространённого предложения, можно начинать обучать их составлять разные виды сложных предложений. При обучении правильному синтаксическому и грамматическому построению сложного предложения рекомендуется использовать вопросно-ответную форму речи. Необходимо

научить детей отвечать на вопросы, ответы на которые отрабатывают умение строить сложные предложения («Для чего кошке нужны мягкие лапки и острые коготки? и т.п.).

Для составления сложных предложений используются такие приёмы:

  • «Сравни предметы и составь предложение»;
  • «Составь предложение про покупки двух детей»;
  • «Расскажи, что было сначала, а что потом»;
  • «Кто у кого?» - составление предложения по двум картинкам;
  • «Загадай желание» - «Я хочу, чтобы…»;
  • «Зачем нужна эта вещь?» - «Стул нужен, чтобы…»;
  • «Придумай умные вопросы» и т.д.

Работа над предложением должна включаться как обязательный элемент в структуру занятий по развитию речи. При выборе заданий и наглядного материала для работы над предложением должна быть логическая и игровая связь с сюжетом или лексической темой занятия. Задания должны соответствовать основному принципу - от простого к сложному. Но необходимо помнить, что совершенствование синтаксической стороны речи идёт не только на занятиях по развитию речи но и на других занятиях и во всех режимных моментах. Дети во всём копируют педагога, поэтому речь должна быть грамотной, эмоциональной, образной. Следует избегать многословия, иначе ребёнок улавливает лишь смысл высказывания, а форма ускользает от его внимания.

Удачи на творческом пути!


ирина матвейчук
Коррекционная программа по формированию фразовой речи и расширению словаря у детей с ТНР 5–7 лет (грамматика)

3й год обучения

Грамматика

I Этап. IX – 15 занятий

Х – 12 занятий 39 часов

XI – 12 занятий (3 недели)

II Этап. XI (4-ая неделя) – 3 занятия

XII- 15 занятий

I – 12 занятий 42 часа

II – 12 занятий

III Этап. III – 15 занятий

IV – 12 занятий

V – 12 занятий 54 часа

VI – 15 занятий

ж) Степень нарушения языковой системы

Б. Нарушения письменной речи

В. Нарушение функций и форм речи .

IV Этап. VII – 8 занятий

VIII – 8 занятий 31 час

IX – 15 занятий

Грамматика 167 часов

I Этап. 38 часов

Грамматические формы и категории слов 17 часов

1. Понимать некоторые грамматические категории и формы слов . Грамматическое оформление фразы 21 час

1. Вызывать речевой импульс в связи с общением и с другими детьми, взрослыми.

2. Воспитывать желание и умение слушать речь.

3. Научить понимать вопросы и по возможности отвечать на них (жестом, восклицанием) .

1. Котигории числа и соответствующие формы существительных , глаголов, уметь показать, принести, отобрать, нарисовать один предмет, много предметов (5 занятий)

а) Упражнения на изменение падежный форм (Возьми на столе, возьми под столом)

б) На понимание предлогов. (8 занятий)

2. Вопросы для понимания : Что? Кто? Что делает? Где? (8 занятий)

3. Детские игры, потешки (“Сорока-сорока” народные сказки, элементы драматизации, живой - неживой) (4 занятия)

4. Показ кукольного теневого театра

5. Слушание детских радиопередач (10 занятий)

II Этап. 43 часа

Задачи те же.

3. Союз “И”, соединение 2х существительных.

Вася и Таня. Вилка и ложка. (2 занятия)

2. Загадывание загадок (2 занятия)

3. Просмотр телепередач (2занятия)

4. Речевые игры, разучивание стихов с сопровождением движениями. (3 занятия)

5. Вопросы I Этапа : при знакомстве с детьми, новыми явлениями, при разборе сюжетных картин, иллюстрации по прочитанному (сказка, стихотворение) (3 занятия)

III Этап. 54 часа

Грамматические формы и категории слов

3. Уметь изменять форму слова в зависимости от вопроса и ситуации.

1. Поожрять речевое общение с другими детьми и взрослыми

2. Воспитывать интерес и внимание к речи окружающих , контроль за своей речью и других детей .

3. Понимать наиболее часто употребляемые вопросы, отвечать на них словом , доступной фразой .

4. Активное формирование простой фразы из 2х – 3х слов

1. Категории числа и соответствующей формы существительных , глаголов, местоимений, прилагательных. Согласование падежей со сказуемом, существительным и прилагательным в числе (8 занятий)

а) Правильно соотносить личные местоимения (он, она) с существительными обозначающими предметы с глаголами прошедшего времени ед. числа и употребление в нужной форме глагола . (4 занятия)

Дети должны в самостоятельной речи правильно употреблять вопросы. Кто? Что? (6 занятий)

4. Предлоги. Изученные на I-II Этапе и новые. “С” “З” и соответствующие формы существительных (4 занятия)

5. Союз “И” соединяет не только 2а существительных обозначающий предмет, но и глаголы, обозначающие действия 1-лица (Вова упал и заплакал) (2 занятия) 1. Проводить анализ речи (логопед, потом сами дети)

При анализе учитывается, как ответил ребенок

а) жестом или словом , полным предложением, правильно ли расставил слова в предложении .

б) Все ли стихи, сказки, потешки запомнил, сохранил ли смысл прочитанного при пересказе. (6 занятий)

2. Заучивать короткие стихи, потешки, обиходные фразы (3 занятия)

3. Всегда давать речевой ответ (ежедневно)

4. На вопрос Что делает Вова? (дать фразовый ответ из 2х-3х слов )

5. Вопросы для понимания и ответа хотя бы одним словом .

а) Вопросы I-II Этап

б) Новые : С кем? С чем? Откуда? (6 занятий)

IV Этап. 32 Часа.

1. Учить правильно пользоваться в самостоятельно речи пройденными предлогами, союзом “И”

2. Упражнять в правильном употреблении предлогов “И” “На” ”С”.(предупреждение ошибок типа : лодка плывет на воде) .

3. Уметь изменять форму слова в зависимости от вопроса ситуации. Грамматическое оформление фразы .

1. Формировать фразу по вопросу .

2. Вопспитывать развернутую правильную речь (описательную) .

3. Воспитывать самоконтроль за речью

а) Упражнять в спряжении глаголов по вопросам логопеда.

б) Упражнять в склонении существительных и прилагательных по вопросам логопеда и по демонстрации действия с предметами (4 занятия)

3. Предлоги I-II Этап, союз “И” 1. Виды упражнений I-II Этап

Анализ ответов (3 занятия)

2. Пересказ своими словами , коротких рассказов, сказок. (3 занятия)

3. Рассказ по картине и серии сюжетных картинок с помощью вопросов логопеда (3 занятия)

4. Упражнять в правильном построении фразы .

а) Наращивание коротких фраз .

б) Договаривание.

в) Составление фраз по образцу .

г) Подбор синонимов в предложении (8 занятий)

5. Анализ предложений

а) Сколько слов , порядок (3 занятия)

Задачи коррекционного обучения .

На каждом этапе проводится работа по расширению словаря , формированию фразовой речи и выходу в связную речь.

Вместе с тем каждый этап имеет свои особенности : первый уровень речевого развития, начинается с воспитания их речевой активности, основной работой первого этапа будет формирование пассивного и активного словаря , доступного пониманию и воспроизведению, отрабатывать пассивное распространение предложения. Отработанную фразу включать в диалог или небольшой рассказ.

На втором этапе – формирование фразовой речи .

Логопед должен активно проводить работу по распространению предложения, его грамматическому оформлению и интонационной законченности а так же по расширению словаря , охваченного тематическим единством, постепенно усложняя структуру слова .

Дети учатся образовывать новые слова , отработанную фразу включать в диалог и рассказ описательного характер.

Ведущим в работе третьего этапа является формирование связной речи , удаляется внимание работе над словами , о связи слов в предложении .

Основная задача – формирование связной речи , те полное, последовательное, систематическое изложение мысли (умение устно пересказывать и рассказывать прочитанное, увиденное какое-то происшедшее событие).

При работе над монологической речью надо учитывать следующее : а) научить подробному пересказу, б) выборочному пересказу, в) творческому пересказу.

Подробный – пересказ воспитывает навык последовательного и полного изложения мысли. Выборочный – пересказ формирует умение отделить более узкую тему от текста

Творческий – пересказ воспитывает воображение, учит детей использовать впечатления из собственного жизненного опыта и определять свое отношение к нему.

Обследование речи детей .

Основные виды деятельности.

Предложение обследованию : понимание речи , активный словарь ребенка , речевое подражание, потенциальные возможности к объединению двух слов в одном высказывании (предложении) звукопроизношение и состояние артикуляционного аппарата.

Дополнительные виды деятельности.

наблюдению : действия с игрушками, зрительные соотношения предметы одинаковых по форме цветов , величине; умение составлять из частей целое (разрезные картинки) ; умение устанавливать равенство предметов.

Материал обследования.

Материал обследования : игрушки, предметы, фигуры, разной конфигурации, цвета и величины, комплекты предметных и сюжетных картинок с изображением знакомых ребенку животных, предметов домашнего обихода и действий с ними, изображение игрушек.

Задание № 1

Выявить уровень развития понимания речи с помощью материалов “Обследование понимания речи”

Задание № 2

Установить, поддается родительскому учету активный словарь ребенка или нет

Задание № 3

Установить точное количество словесных единиц (если они подаются учету) в активном лексиконе и частоту их использования ребенком (можно со слов родителей )

Задание № 4

Выявить возможность речевого подражания.

Примерные приемы выявления :

1. Попросить повторить за мамой те слова , которыми ребенок активно пользуется;

2. Предложить повторить, потянуть отдельные гласные : а, у, и, о, а затем их сочетание : на, ау, уа, аиу, оаи

3. Предложить назвать по картинкам новые для ребенка слова состоящие из 1-2 слов

Задание № 5

Определить разряды слов , употребляемых ребенком (существительны, глаголы, прилагательные и т. д)

Задание № 6

Отметить максимальное количество слов (по числу слогообразующих гласных и воспроизводимых ребенком словах самостоятельно и по подражанию за логопедом, родителями). Отметить инвентарь звуков речи и сохранение ударения в слове .

Задание №7

Проверить, имеются ли единичные словесные комбинации или единичные случаи использования слов или их фрагментов в двух формах , например “кука”, но ”дай”, ”кук-у” (называет и просит игрушку, или “ти”, “так” (собирает цветы, поливает цветы) .

1. Соотнести уровень понимания речи ребенка с уровнем развития его экспресивной речи и выполнение невербальных заданий.

2. Расклассифицировать первые детские слова по следующим видам :

а) правильно произносимые (мама, дай, на и т. д)

б) слова – звукоподражания (“ав” – “ав”, “би” – “би”)

в) слова – фрагменты или обрывки слов “ва” (“за”) – зайчик, “маи”, ”яба” (яблоко, “ни” (книги) и т. д

г) контурные слова , или абрисы слов , в которых ребенок сохраняет количество слогов при неправильном оформлении их звукового состава, кроме гласных : “тититики”(кирпичики, “апата” (лопата, “шка” (мишка) и т. д. отметить слова , даже отдаленно не напоминающие слова родного языка .

3. В целях прогноза речевого развития советуем сопоставить выявленные “разряды” слов в количественном отношении.

Обследование детской речи второго уровня развития.

Основные виды речевой деятельности подлежащие обследованию : понимание речи , объём предложений и их граматизация ,возможность словоизменения (недоступно, частично доступно, слоговая структура слов , звукопроизношение и состояние артикуляционного аппарата.

Материал обследования : комплекты сюжетных картинок (не менее 30-40 шт) на которых изображены действия, совершаемые людьми или животными с предметами или без них. Например : субъект ест (суп, яблоко, пьет (чай, молоко, спит, рисует, копает, поливает (цветы, огород, ловит рыбу, играет (в мяч, на гитаре, идет (с сумкой, сидит (на стуле, стоит (около стола, кормит (голубей, цыплят, моет (пол, посуду, стирает, шьет, несет (ведро, везет (санки, одевается, умывается, обувается, причесывается, читает, смотрит (телевизор, разговаривает по телефону, бежит, прыгает, лежит (на диване, завязывает (шнурки, бант, катается на санках, коньках, качается на качелях.

Задание № 1 Установить уровень понимания речи (см. пред. разд)

Задание № 2 Выявить активный глагольный словарь и характер его использования, не знает названий действий, заменяет их, жестами или словами “де” “деит” (делает) ; использует только основы глаголов или инфинитивные формы ; использует глаголы в изъявительном наклонении настоящего времени.

Прием выявления : Ребенку предлагается поиграть в игру “Угадай-ка” если он угадает, что делает на картинке мальчик, то картинка будет его, а если не угадывает, то логопед забирает себе картинку. Выигрывает тот, у кого больше картиночек

Задание № 3 Установить максимальное количество слов , употребляемых детьми при составлении предложений, и способы связи слов между собой :

а) наличие связи между именительным падежом, существительного и глаголом настоящего времени изъявительного наклонения и 3-го лица, оканчивающимся на -ет, -ит, -ат, -ят.

б) наличие грамматически правильно оформляемых словосочетаний .

Задание № 4 Выявить возможности словоизменения : а) Словоизменение существительных .

Приемы выявления словоизменения :

а) Логопед ставит разнообразные вопросы к сюжетам, изображенными на картинках. Можно предложить ребенку послушать рассказ и дать подсказывающие слова , например : У меня живет собака, ее зовут Лада. Запомнил как зовут собаку? Длинный и пушистый хвост у моей (у кого) (Лады) . Каждый вечер я гуляю со своей собакой (с кем) (с Ладой) .Я очень люблю свою (кого) (Ладу) . И забочусь всегда о ней (о ком) (о Ладе) .

б) Словоизменение глаголов : какие формы глаголов использует ; изменяет ли глаголы по лицам (каким) ; использует ли раздельно настоящее и прошедшее время; доступна ли возвратная форма глаголов .

в) Словоизменение прилагательных : какие признаки предметов знакомы ребенку, каким образом оформляет окончания у слов – названий признаков предметов – без флексий (“каси”, “ивони”, “сини” или через полногласие концов слов “касия” , “тания”) (красная, черная)

Задание № 5 Выявить возможность использования предлогов в предложенных конструкциях (полностью отсутствует, если используется в единичных случаях, то как)

Прием выявления : Логопед просит ребенка ответить, где лежит предмет (ручка, платок и т. д) – на коробке, под коробкой. Вынуть от куда? Упал от куда?

Задание № 6 Выявить способность воспроизводить модели слов с разным количеством слогов с наглядной опорой.

Примерная сложность слов :

а) трехсложные : лопата, ботинки, молоко, читает, рисует, играет, лошадка;

б) четырехсложные : черепаха, пирамида, поливает, собирает, надевает;

в) пятисложные : умывается, вытирается, одевается;

г) шестисложные : причесывается, переделывает.

Задание № 7 Выявить состояние звукопроизношения. Обратить внимание на наличие мелких согласных перед гласными непереднерядными (“тя”, ”те”, ”тю”, звука “ы” и йотированных гласных (я, е, ю) .

1 - Сравнить данные своего обследования импрессивной и экспрессивной речи детей и установить , что недоразвито в большей степени, сопоставить с уровнем невербальной деятельности.

2 – Соотнести данные своего обследования с материалами условного эталона нормы , установив, к какому этапу развития речи относится выявленный уровень языкового развития : этап “предложения из аморфных слов - корней” , или этап “Первые формы слов” , или “усвоение фиктивной системы языка”.

Обследование детской речи третьего уровня развития.

Развернутая фразовая речь с пробелами развития фонетики. Основные виды речевой деятельности подлежащие обследованию. Понимание изменения значений, вносимых отдельными значимыми частями слов (морфами) : суффиксами, префиксами, флексиями.

Объём и типы предложений. Умения составить рассказ по серии сюжетных картинок (сюиты) . Понимание и пересказ прочитанного текста. Словоизменение и использование предлогов. Словообразование и подбор слов с противоположным значением. Слоговая структура многосложных и составных слов . Звукопроизношение и состояние артикуляционного аппарата.

Уровень фонематического восприятия.

Дополнительные виды деятельности, подлежащие обследованию : представление о числе и количестве; уровень общений предметов и явлений; способность понимать целостную ситуацию на основе её частей предмета ориентировка во времени (суток, года)

Задание № 1 Выявить понимание грамматических форм слов с помощью заданий 13-25, помещенных в разделе “Обследование понимания речи ” а так же с помощью модификации заданий из раздела “Развитие понимания речи ” третьего этапа обучения.

Задание № 2 Установить максимальный объем употребляемых ребенком предложений и наличие элементов построения сложного предложения.

Прием обследования.

Перед ребенком выкладывается сюжетные картинки с изображением детей , производящих разные действия с предметами. После того как картинки названы, предложить еще раз описать картинку, но только надо будет добавить, в какое платьице (или в какую рубашку) одета кукла, а мы ее будем одевать то в красное, то в синее платье (рубашку) . Л-д по переменно закрывает цветной полоской бумаги часть изображения, стимулируя ребенка составить предложение : “Девочка в синем платье поливает цветы” или “Девочка с красным бантом прыгает через веревочку”. Можно предложить ответить на такие вопросы : 1- зачем мне нужна авторучка?. 2- для чего нам нужен стол, стул?. 3- почему ты надел сегодня такие теплые сапоги?. 4- почему сегодня так легко оделся? 5- зачем мама моет посуду? 6- зачем поливают цветы? 7- почему ночью темно, а днем светло? 8- Объясни мне что такое вокзал?

Задание № 3 Предложить составить рассказ по серии сюжетных картинок.

Порядок проведения обследования

Подобрать серию из 2-4 картинок

Разложить их перед ребенком, объяснив коротко последовательность событий. Перемешав карточки предложить ребенку еще раз самому разложить их в нужной последовательности, ответить на вопросы по их содержанию и попробовать рассказать об изображенном событии (все с самого начала) . После этого детям предложить самостоятельно разложить новую сюиту и рассказать ее содержание.

Задание № 4 Предложить прослушать сказку или рассказ (знакомый, затем незнакомый, ответить на вопросы по тексту и пересказать его).

Один из приемов проведения обследования : после того как рассказана сказка, например (Репка)

Л-д предлагает ребенку выбрать из разложенных перед ним предметных картинок т. е, о которых шла речь в сказке, которые нужны для сказки. Среди изображений имеются картинки предметов (животных, не относящиеся к содержанию рассказанного, например : арбуз, лошадь, машина. Рекомендуется избегать подсказывающего вопроса : “Это подходит?”. В место этого лучше спросить : “Это есть в сказке?”

Задание № 5 Исследовать возможности словоизменения существительных по всем подежам сначала в единственном числе а потом во множественном.

Примерный лексический материал для выявления трудных случаев оформление концов слов (флексий)

Именительный падеж мн. числа : дома, глаза, окна, стулья, крылья, дни, пни, львы.

Винительный падеж (одушевлённые предметы) : в зоопарке видел слона, тигра, льва, бегемота.

Винительный падеж с предлогами : на, в, под, об (шкаф, стол, ящик) .

Родительный падеж (часть предмета) : стаканы воды, чая, молока; кусок бумаги, глины.

Родительный падеж с предлогами : у (у кого) ; из (из кармана, коробки, из дерева, стекла, пластмассы) ; от (отойти от окна, двери, плиты, от собаки, кота) ; с (упал со стола, с кровати, со стула, с полки) ; без (без зонта, без пальто, без шарфа) ; после (обеда, ужина, завтрака) ; для (папы, мамы, брата, сестры) ; позади (дома, сада) ; до (дотронуться до стены, до окна, лампы) ; вместо (возьми совок вместо лопаты) .

Родительный падеж мн. числа в сочетании существительного с наречием много ; Варианты : нулевая флексия (блюдец, вишен,а так же с окончанием –ей (тетрадей, зверей, мышей) с окончанием –ев (деревьев, перьев, крыльев) .

Творительный падеж с предлогами : с, за, под, над; Варианты окончаний –ой, ей (с Колей, -ью (дверью, с лошадью) ; Во множественном числе –ами, -ями (крыльями, стрелами)

Задание № 6 Выявить возможности словоизменения глаголов по лицам временам, родам.

Страница 1

К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. Существуют также большие индивидуальные различия в сроках ее появления. Эти различия зависят от многих причин: генетической программы развития, интеллекта, состояния слуха, условий воспитания и т.д.

Элементарная фразовая речь включает в себя, как правило, 2-3 слова, выражающие требования («мама, дай», «папа, иди», «Лиле пить дать»). Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, считается, что темп его речевого развития начинает отставать от нормы. Для фраз конца второго года жизни характерно то, что они большей частью произносятся в утвердительной форме и имеют особый порядок слов, при котором «главное» слово стоит на первом месте. В этом же возрасте дети начинают говорить с игрушками, картинками, домашними животными. К двум годам речь становится основным средством общения со взрослым. Язык жестов и мимики начинает постепенно угасать.

Речевое развитие ребенка формируется оптимально при индивидуальном общении его со взрослым. Ребенок должен ощущать не только эмоциональное участие в его жизни, но и постоянно на близком расстоянии видеть лицо говорящего.Недостаток речевого общения с ребенком существенно сказывается на его развитии не только в речевом, но и общем психическом.

На третьем году жизни резко усиливается потребность ребенка в общении. В этом возрасте не только стремительно увеличивается объем общеупотребительных слов, но и возрастает возникшая в конце второго года жизни способность к словотворчеству. Первоначально это явление выглядит как рифмование («Аньдюшка – подюшка»), затем изобретаются новые слова, имеющие определенный смысл («копатка» вместо «лопатка»; «отключить» дверь» вместо «отпереть дверь» и т.д.). В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова с предложения. От простой двухсловной фразы ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных, единственного и множественного числа. Со второго полугодия третьего года жизни значительно увеличивается число прилагательных.

После трех лет интенсивно развивается фонематическое восприятие и овладение звукопроизношением. Считается, что звуковая сторона языка при нормальном речевом развитии ребенка полностью формируется к четырем-пяти годам жизни. Позднее всего дети обычно начинают произносить дрожащий «р». Формирующиеся нормативные речевые звуки по началу крайне неустойчивы, легко искажаются при возбуждении или утомлении ребенка. В дошкольном возрасте ребенок плохо управляет своим голосом, с трудом меняет его громкость, высоту. Только к концу четвертого года жизни появляется шепотная речь.

Начиная с четырех лет жизни фразовая речь ребенка усложняется. В среднем предложение состоит из 5-6 слов. В речи используются предлоги и союзы, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. В это время дети легко запоминают и рассказывают стихи, сказки, передают содержание картинок. В этом возрасте ребенок начинает «оречевлять» свои игровые действия, что свидетельствует о формировании регуляторной функции речи.

К пяти года ребенок полностью усваивает обиходный словарь, а в 5-6 лет ребенок овладевает типами склонений и спряжений. В его речи появляются собирательные существительные и новые слова, образованные с помощью суффиксов.

К концу пятого года жизни ребенок начинает овладевать контекстной речью, т.е. самостоятельно создавать текстовое сообщение. Его высказывания начинают напоминать по форме короткий рассказ. В активном словаре появляется большое количество слов, сложных по лексико-логической и фонетической характеристикам. Высказывания включают фразы, требующие согласования большой группы слов.

Примерно к шести годам формирование речи ребенка в лексико-грамматическом плане можно считать законченным. И к седьмому году жизни ребенок употребляет слова, обозначающие отвлеченные понятия, использует слова с переносным значением. К этому возрасту дети полностью овладевают разговорно-бытовым стилем речи.

Таким образом, в процессе усвоения звуков речи существует определенная последовательность их появления, в основе которой лежит степень артикуляционной трудности.

На ранних этапах речевого развития ребенок заменяет сложные звуки простыми, т.е. их появление происходит через промежуточные звуки, а к 4-5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. Усвоение правильного звукопроизношения происходит в течение довольно длительного времени от 3 до 5 лет, причем не у всех детей одновременно. Одни дети рано начинают правильно произносить все звуки (к 3-4 годам), другие усваивают их несколько позже (к 5-6 годам).

Ребёнку 1 год: это подготовительный этап к овладению речью. У младенца развивается зрительное и слуховое сосредоточение, развивается понимание речи, в процессе гуления, лепета идет интенсивное развитие артикуляционного аппарата. Общение между ребенком и взрослым строится в основном на эмоциональной основе, а с появлением первых осмысленных слов – и с помощью речи.

Составление предложений по опорным словам: со словами: девочка, альбом, рисунок, дополнив его соответствующими добавочными словами______________________________________________

по отдельным словам, расположенным в неправильной последовательности:

на, Саша, лыжах, катается___ _______________________________________________________

клетки, чиж, из, вылетел_____ ________________________________________________________

по картинкам_______________________________________________________________________

Вывод:_________ ___________________________________________________________________

(фразовая речь не нарушена; нарушения фразовой речи: структурный аграмматизм (пропуск знаменательных слов, нарушения линейной последовательности слов в предложении), морфемный аграмматизм - нарушения сочетаемости слов: согласования, управления)

XVII. Связная речь

(образцы детских рассказов обязательно записываются)

1. Составление рассказа по картине___ ________________________________________________

2. Составление рассказа по серии картин__ _____________________________________________

3. Пересказ__________ _______________________________________________________________

Вывод: ____________________________________________________________________________

(рассказы лаконичные; фраза развернутая; отмечаются нарушения порядка слов в предложении, аграмматизмы; предложения нераспространенные; трудности в логическом построении связного высказывания; низкий уровень сформированности связной речи)

Логопедическое заключение___ ______________________________________________________

Дата______ Логопед ________________________________________________________________

План работы по формированию речевой деятельности детей логопедических групп

Планирование работы в логопедических группах различного профиля представлено в коррекционных программах, рекомендованных Министерством просвещения СССР, Министерством образования РФ, большинство из которых были составлены более 25 лет назад. За это время в организации и содержании образовательного процесса в дошкольных учреждениях произошли значительные изменения. В настоящее время принят ряд документов, в которых закрепляется право ДОУ самостоятельно выбирать программы, рекомендованные государственными органами управления образования, вносить в них различные коррективы, в частности изменять формы, содержание и количество фронтальных занятий. В современной логопедической практике имеет место уменьшение общего числа фронтальных занятий, что предполагает увеличение количества и улучшение качества индивидуальных и под-групповых занятий.

Планирование логокоррекционной работы осуществляется на основе определенной специальной программы обучения и воспитания детей с нарушениями речи, с учетом профиля логопедической группы, возраста детей, а также с учетом современных подходов к планированию коррекционно-педагогического процесса.

Разделы плана охватывают все стороны речевой деятельности: фонетико-фонематическую, лексико-грамматическую, связное высказывание. Содержание разделов плана распределяется по периодам обучения, месяцам, неделям. Это позволяет рационально распределять во времени многообразные коррекционные задачи, регулировать объем речевого материала на групповых и подгрупповых занятиях и обеспечивать эффективность и высокую результативность коррекционно-педагогического процесса.

Тематическое планирование лексического материала представлено с учетом требований общеобразовательных программ дошкольных учреждений и специальных (коррекционных) программ для логопедических групп. Обогащение словарного запаса по конкретной лексической теме осуществляется на занятиях и вне занятий логопедом, воспитателями, родителями и профильными специалистами, работающими в логопедической группе.

Планирование работы по формированию речевой деятельности детей с ФФН

(подготовительная к школе группа) 1

период обучения (сентябрь - первая половина ноября) Всего 27 занятий: 11 недель (3 занятия в неделю)

Количество занятий

Звукослоговой анализ, грамота

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Логопедическое обследование

Выделение начального гласного. Анализ звукового ряда из двух гласных типа ау

Закрепление навыка употребления имен существительных с окончаниями -и, -а, -ы (утка - утки, конфета- конфеты, письмо - письма).

Закрепление навыка употребления существительных в форме родительного падежа множественного числа (много стульев, оленей, окон).

Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода (мой стакан, моя сумка, мое окно).

Составление предложений по демонстрации действий.

Объединение этих предложений в небольшие рассказы.

Формирование навыка составления простых распространенных предложений. Объединение этих предложений в небольшие рассказы.

Заучивание текстов наизусть.

Анализ звукового ряда типа иау. Выделение последнего согласного. Анализ, чтение слога an .

Выделение начального и последнего согласного. Анализ, чтение слогов типа am

Закрепление навыка употребления падежных окончаний существительных единственного числа. Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (девочка поливает. Дети поливают). Употребление глаголов прошедшего времени множественного числа (мыли, катали).

Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (синий пояс, синяя сумка, синее пальто).

Закрепление навыка образования относительных прилагательных (стеклянная посуда, сосновая доска).

Закрепление навыка образования

новых слов с помощью приставок (наливает - выливает - поливает), суффиксов (пень - пенек),

путем сложения (самосвал, пылесос)

Обучение умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом

Повторение пройденного материала

Выделение гласного из положения после согласного

Анализ и чтение прямых слогов типажа

Анализ и чтение слов типа бык.

Анализ, чтение слогов тплми

Определение места звука в слове, деление слов на слоги. Анализ, чтение слов типа сом, кит

Анализ и чтение слов тина суп, косы, Сима

Примечание. На 8-й неделе обучения при изучении звука [й] осуществляется знакомство со зрительным образом буквы й. Занятие, посвященное усвоению буквы й, проводится во II периоде обучения.

Здебская Марина Васильевна,

логопед,

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

Киселевского городского округа

детский сад 46

комбинированного вида

«Формирование фразовой речи

у детей дошкольного возраста с ОНР»

Под связной речью принято понимать такие развернутые высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, поэтому о ее развитии у ребенка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте. Один из этапов развития связной речи- развитие фразы.

Тема является актуальной, потому что для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться со взрослыми и сверстниками

Л.Н. Ефименковой систематизированы приемы по формированию фразовой речи у детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. Коррекционная работа в соответствии с уровнями речевого развития детей делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по расширению словаря и формированию фразовой речи.

Основная работа первого этапа - формирование пассивного и активного словаря. На втором этапе главное - формирование фразовой речи. Ведущим в работе третьего этапа является формирование связной речи.

Формирование фразовой речи, следует начинать с самого простого: накопления слов в пассивный и активный словарь ребенка. Для занятий имею альбом, в котором картинки, соответствующие предметному словарю каждой темы. Такие картинки помогают ребенку накапливать пассивный словарь и использовать его в речи.

Занятия начинаю с того, что сначала обучаю ребенка понимать слово – называю предмет с тем, чтобы он указал на него. Затем произносим это слово, добиваясь, чтобы ребенок повторил его. Слова должны быть доступными для произнесения. Развитие пассивного словаря идет в основном за счет широкого знакомства с предметами, которые окружают ребенка, рассматривания доступных по содержанию картинок. Ребенок на втором году жизни усваивает и названия действий. Выполняем такие задания. 1. Научить детей узнавать предметы по их назначению. Образец. «Покажи то, чем ты будешь кушать», «Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять», «Покажи, чем ты будешь чистить зубы?», «Покажи, чем ты нарисуешь домик?» и т.д.

2. Научить детей узнавать демонстрируемые игрушки (предметы или животных) по их описанию. На столе стоят игрушки: шарик, кошка, птичка. Логопед предлагает угадать, о ком это он сейчас говорит: «У нее пушистый хвост, мягкая шерсть и длинные усы», или: «Он круглый, красный, деревянный» и т. д.

Активный словарный запас ребенка играет решающее значение в овладении фразовой речью. Фразы возникают лишь тогда, когда активный словарь достигает определенного количества слов (40-60). Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы второго года жизни.

Выполняя действия с предметами, дети оречевляют их: пью молоко, наливаю молоко в бутылку, дую на молоко и т.д. У них вырабатывается умение отвечать на вопросы и задавать их, придумывать предложения по слову, опорным словам, по серии картинок, составлять загадки о предметах. Одной из форм словарной работы – является игра в картинное лото. Играть можно по-разному. Если слова детям знакомы, я молча вынимаю картинки и показывает их детям, а ребенок, имеющий на своей игральной карте соответствующий рисунок, должен громко его назвать, например, «кошка», или если это возможно: «У меня кошка».

Важную роль играет умение малыша не только назвать предмет, который он видит или который ему показывают, но и указать, как называется действие, которое выполняет тот или иной предмет.

Глаголы в повелительном наклонении, «дай, отойди, пошли» начинают активно появляться в речи ребенка с существительными и в сочетании они начинают составлять первые фразы ребенка.

На основе сказки «Репка» в театрализованной деятельности познакомила с глаголом иди.

Дети отвечали на мои вопросы по сказке:

Что посадил дед? (- Репку)

Кто тянул репку с дедом? (-Бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.)

Как звал дед бабку?

Детям предлагала позвать бабку тихо, затем громко: «Баба, иди!»

Внучка, иди!

Жучка, иди!

Мурка, иди!

Мышка, иди!

Как мяукала кошка?

Как лаяла собака Жучка?

Как пищала мышка? (

Если у ребенка не активизировать словарь действий, это отрицательно скажется на развитии его коммуникативных способностей: умении отвечать на вопросы, составлять простые предложения или небольшие рассказы. Решая задачу обогащения словаря действий ребенка, я использую картинный материал, речевые задания и игры, на материале которых формируются и закрепляются различные речевые навыки, прежде всего связанные с употреблением глаголов в разных временных категориях: хожу- ходил; прыгаю- прыгал; умываюсь - буду умываться.Такие игры способствуют закреплению у дошкольников представлений о времени: действие происходит сегодня, сейчас; оно происходило вчера, неделю назад; оно произойдет.

Одним из способов коррекции связанной речи детей является фольклор.

С детьми пропеваем народные песенки, потешки, в которых содержатся слова, наиболее близкие, понятные, доступные ребёнку.

Песенки, потешки вызывают желание повторить слова, движения за взрослым, участвовать в общих играх. Детей завораживает напевность слов («Ой люли, люли, люли»).

На первых этапах работы разучиваем потешку. Текст проговариваю, а ребенок только воспроизводит действия или повторяет некоторые звукоподражания из произносимого текста. Например, «Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду»!

Ребенок показывает, как сидит ворон, затем – как ворон играет во трубу.

«Наши уточки с утра»

Для проведения этого этюда потребуется: картинки с изображением уточек, гусей, голубей, курочек, индюка и петушка.

Я поочередно, в соответствии с текстом, показываю картинки с изображением нужных птиц и читаю потешку, подражая «голосам» персонажей.

На данном этапе я предварительно прочитываю текст, а затем пересказываю детям, строя короткие предложения и сопровождая рассказ показом по картинке.

Подбирая загадки, стараюсь, чтобы их содержание было доступно для детей. Если содержание загадки незнакомо малышам необходимо предварительное объяснение с показом игрушки, предмета или картинки с изображением отгадки.

Чтобы малышам легче было отгадывать загадки, вначале можно предъявлять игрушки-отгадки. На следующем этапе дети могут выбрать отгадку из набора игрушек и предметов. Помимо развития речи, ставится задача развития мышления малышей. Завершается работа отгадыванием уже знакомых загадок. Дети любят узнавать их и стараются быстро дать ответ.

Чтобы дети правильно произносили фразу, они должен научиться правильному речевому дыханию. Любой звук мы произносим на выдохе. Ребенок иногда не умеет делать плавный речевой выдох.

Научить ребенка управлять речевым дыханием - немаловажная задача. На четвертом году ребенок начинает употреблять довольно сложные предложения, состоящие из 3-5 и более слов, а для свободного и слитного их произнесения нужно уметь правильно производить выдох, чтобы воздуха хватило на часть фразы или на всю фразу.

Для усиления и удлинения выдоха необходимо приучать ребенка правильно расходовать воздух. Специальные игры помогают нам в этом.

Например, спросите мальчика: «Как плачет маленькая девочка?» (У-а-а...) При произнесении звуков необходимо обращать внимание на плавность перехода от одного звука к другому, на слитность их произнесения. Шутки-чистоговорки, произнесенные на одном выдохе, способствуют выработке речевого дыхания:

ха-ха-ха - поймали петуха,

ко-ко-ко-мы едем далеко,

ту-ту-ту - даем еду коту.

Игра «Приятный запах» .Дети по очереди подходят к вазочке с цветком и нюхают его. На выдохе произносят с выражением удовольствия слово или фразу: «Хорошо; очень хорошо; очень приятный запах; очень ароматный цветок (ароматное яблоко)» и т.д.

Первоначально детям предлагают предложения. В дальнейшем они (в зависимости от речевых возможностей) сами придумывают предложения.

Отрабатывая правильный выдох, не забываем о правильно произведенном вдохе. Он должен быть спокойным, коротким, без особых напряжений со стороны мышц лица и шеи.

Итак, развитие речи детей осуществляю поэтапно. Работу начинаю с формирования умения понимать значение слова, соотносить его с конкретным предметом, затем с действием. В процессе обучения словарный запас детей обогащается словами разной степени и разных категорий, формируется фразовая речь. Учу детей высказываться предложением, обучаю вопросно-ответной речи, связному высказыванию.

Результативность логопедической работы по формированию фразы отслеживается через мониторинговые исследования.

Сравнительный анализ диагностики показывает положительную динамику уровня развития воспитанников.

Список литературы

1.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст): Книга для логопеда / Л.Н. Ефименкова М.: Просвещение, 1985.-109с.

2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст): Книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.- 316 с.

3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст): Книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.- М.: Просвещение, 1990.-238с.

4. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией [Текст):/ пособие для логопеда Н.И. Кузьмина, В.И.Рождественская. - М. Просвещение, 1977.-125с.

5.Шестернина Н.Л. Тематический словарь в картинках " Азбука действий: кто что делает?" [Текст): пособие/ Н.Л.Шестернина.- М.: Школьная Книга, 2013.

6.Фадеева, Ю.А.,Пичугина Г.А. Логопедические занятия в младшей группе для детей с речевым недоразвитием [Текст):/ Конспекты Ю.А.Фадеева, Г.А.Пичугина.- М.: Книголюб, 2006.-143с.