Перспективное планирование логопедической работы с заикающимися дошкольниками на логопедическом пункте доу. Перспективный план школьного логопеда Перспективное планирование работы логопеда в доу

Екатерина Игоревна
Перспективный план работы учителя-логопеда на логопункте в ДОУ на учебный год

Перспективный план работы учителя- логопеда на логопункте в ДОУ на учебный год

СЕНТЯБРЬ

работа

1. Диагностика речевого развития средних, старших и подготовительных групп.

2. Оформление документации логопункта .

3. Формирование подгрупп и (составление) планирование индивидуальной и подгрупповой работы .

4. Организация ТОПМПК ГКОУ СКОШ 118 в МАДОУ №133 для детей, имеющих нарушения речи.

работа (коллектив и методическая работа )

1. Знакомство пед. коллектива с результатами обследования речи.

2. Беседа с коллективом на тему .

3. Уточнение специфики работы с детьми с различными нарушениями речи.

4. Логопедический уголок в группе , рекомендации по его оснащению.

5. Планирование логопедической работы в соответствии с планом ДОУ на текущий год .

6. Работа психолого -медико-педагогического

консилиума. ПМПК № 1

Работа с родителями

1. Ознакомление родителей с результатами диагностики речи детей и особенностями работы логопункта .

«Логопункт » на сайте детского сада на тему : «Роль родителей в воспитании у детей правильной речи. Речь взрослых - пример для подражания» и «Нормальное развитие речи и возрастные особенности» .

3. Наглядно - информационное консультирование родителей с помощью стенда и рубрики «Логопункт » на сайте детского сада на тему : «Все о Психоло-Медико-Педагогической комиссии (ПМПК) », также личное консультирование родителей.

Организационно - коррекционная работа

1. Оформление логопедических уголков для родителей.

2. Изготовление игр и пособий по развитию артикуляционного аппарата.

3. Изготовление игр и пособий по развитию фонематического слуха.

Организационно – методическая работа (коллектив и методическая работа )

1. Педсовет на тему «Развитие речи» . Знакомство воспитателей с порядком развития речи в младших и средних группах на фольклоре и воспитателей старших и подготовительных групп с методикой работы по обучению грамоте .

2. Проведение открытого занятия по обучению грамоте на старших и подготовительных группах.

3. Индивидуальное консультирование по запросам воспитателей.

Работа с родителями

1 Наглядно - информационное консультирование родителей с помощью рубрики «Логопункт » на сайте детского сада на тему : «Зачем нужны домашние логопедические задания » .

2 Индивидуальное консультирование родителей на тему : «Значение артикуляционной гимнастики в постановке звуков и правильное выполнение упражнений» и «На зарядку с язычком» .

Организационно - коррекционная работа

1. Изготовление игр и пособий по развитию фонематического восприятия.

2. Изготовление игр и пособий по развитию мелкой моторики.

Организационно – методическая работа (коллектив и методическая работа )

1. Консультации - практикумы по работе над мелкой моторикой.

2. Консультация-практикум по работе над выразительной интонационно - окрашенной речью через сюжетно- ролевые игры, заучивание стихотворений.

Работа с родителями

1. Индивидуальное консультирование о требованиях к выполнению упражнений для развития мелкой моторики.

2. Наглядно - информационное консультирование родителей с помощью рубрики «Логопункт » на сайте детского сада на тему : «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!» (о связи мелкой моторики и речи) .

Организационно - коррекционная работа

1. Изготовление текстов-рассказов по лексическим темам.

2. Участие в подготовке утренников к Новому Году.

3. Диагностика состояния фонематического слуха, восприятия у детей старших и подготовительных групп.

Организационно – методическая работа (коллектив и методическая работа )

тему : «Развитие фонематического слуха и восприятия у детей. Формирование звукобуквенного анализа».

2. Консультация-практикум для воспитателей на тему : «Учим правильно выполнять дыхательную гимнастику» .

3. Организация совместной работы по лексическим темам (учитель- логопед , воспитатель) .

Работа с родителями

1. Индивидуальное консультирование о значении фонематического слуха и восприятия.

2. Наглядно - информационное консультирование родителей с помощью рубрики «Логопункт » на сайте детского сада на тему : «Вместе весело дышать!» (учим правильно выполнять дыхательную гимнастику) .

«Логопункт » на сайте детского сада на тему : «Как научить ребенка слышать и правильно произносить звуки» (развиваем фонематические процессы) .

Организационно - коррекционная работа

1. Обследование речи детей у младшей и средней группы.

2. Коррекция планов индивидуальной работы .

3. Изготовление схем для составления рассказов по лексическим темам.

4. Система регулирования материала по развитию связной речи.

Организационно – методическая работа (коллектив и методическая работа )

1. Консультация-практикум по работе над звукопроизношением в младших группах.

2. Консультация на тему : работа над лексической стороной речи; работа над грамматической стороной речи.

3. Заседание ПМПК, анализ текущей работы .

Работа с родителями

1. Наглядно - информационное консультирование родителей с помощью рубрики «Логопункт » на сайте дет. сада на тему : «Как пополнять словарный запас у детей»

2. Индивидуальное консультирование на тему «Что такое грамматичсекий строй речи?» , «Играем и развиваем грамматический строй речи»

3. Индивидуальное консультирование на тему : «Зачем нужна ПМПК, какие документы необходимы для предоставления на ПМПК для детей дошкольного возраста».

Организационно - коррекционная работа

1 .Изготовление пособий для обогащения словаря детей, грамматического строя речи, развитие фразовой речи.

Организационно – методическая работа

(коллектив и методическая работа )

1. Консультация для воспитателей старших групп на тему : «Готовим руку к письму» .

тему : «Занимательные прогулки»

3. Посещение занятий воспитателей с целью оказания помощи в контроле за правильным звукопроизношением.

Работа с родителями

1. Участие в собраниях младших, средних групп «О результатах обследования детей младшего возраста» .

2. Наглядно - информационное консультирование родителей с помощью рубрики «Логопункт » на сайте детского сада на тему : «Готовим руку к письму» .

3. Наглядно - информационное консультирование родителей с помощью рубрики «Логопункт » на сайте детского сада на тему : «Занимательные прогулки» (игры для развития связной речи, и не только)

Организационно - коррекционная работа

1. Подбор и оформление материала по развитию звукопроизношения.

Организационно – методическая работа (коллектив и методическая работа )

2. Консультация для воспитателей на тему : «Как научить ребенка пересказу » .

3. Консультация для воспитателей на тему : .

4. Консультация для воспитателей на тему : «Развитие высших психических функций на занятиях»

5. Проведение открытого занятия по обучению грамоте совместно с воспитателем в подготовительной группе.

Работа с родителями

1. Индивидуальные консультации по выполнению домашних заданий по тетрадям.

2. Наглядно - информационное консультирование родителей с помощью рубрики «Логопункт » на сайте детского сада на тему : «Речевая готовность ребенка к школе» .

4. Индивидуальные консультации по запросам родителей.

Организационно - коррекционная работа

1 .Выявление и обследование детей, нуждающихся в представлении на ПМПК.

2. Оформление документации

Организационно – методическая работа (коллектив и методическая работа )

1. Консультация для воспитателей на тему : «Педагогическое представление на ребенка, направленного на прохождение ТПМПК».

2. Заседание Психолого -Медико-Педагогического Консилиума (ПМПК, анализ текущей работы .

3. Консультация для педагога-психолога на тему : «Психологическое представление на ребенка, направленного на прохождение ТПМПК».

Работа с родителями

1. Участие в родительских собраниях старших и подготовительных групп с выступлением на тему «Все о Психоло-Медико-Педагогической комиссии (ПМПК) ».

2. Индивидуальные консультации по запросам родителей.

3. Наглядно - информационное консультирование родителей младших групп с помощью рубрики «Логопункт » на сайте детского сада на тему : «Профилактика речевых нарушений»

Организационно - коррекционная работа

1. Обследование детей, оформление документации по выводу детей.

2. Участие в подготовке и проведении выпускных утренников.

Организационно – методическая работа (коллектив и методическая работа )

1. Подведение итогов за год - участие в аналитическом педсовете.

2. Аналитический отчет о проделанной работе за учебный год .

3. Обсуждение и утверждение плана летней оздоровительной работы на общем собрании .

4. Индивидуальные консультации по запросам воспитателей.

Работа с родителями

2. Участие в родительских собраниях с выступлением на тему «Наши достижения!» .

3. Наглядно - информационное консультирование родителей с помощью рубрики «Логопункт » на сайте детского сада на тему : «План летней оздоровительной работы » .

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»

НА 2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Цели и задачи на новый 2013-2014 учебный год

Цель: создание культурно-образовательной среды для развития всех участников образовательного процесса, обеспечение качества обученности обучающихся, способствующей усвоению норм и ценностей культуры, обучению традициям и нормам поведения в обществе.

Основные направления работы школы:

    Обеспечение качества образования.

    Сохранение здоровья учеников и работников школы.

    Патриотическая направленность воспитательной работы.

    Создание педагогических условий для поддержки одаренных детей

    Создание условий для развития профессионализма педагогов.

    Развитие информационного поля: школа – ученики – родители – все жители микрорайона.

Задачи:

1.Обеспечение качества образования через продолжение формирования компетенций и повышения уровня мотивации обучающихся к образованию.

2.Продолжение работы по расширению использования диагностики и мониторинга качества обучения и воспитания.

3.Совершенствование организации учебного и воспитательного процесса в целях интеллектуального, нравственного, волевого, творческого развития личности ребенка и сохранения, укрепления здоровья обучающихся;

4.Продолжение работы по обеспечению социально-психолого-педагогического сопровождения;

5.Продолжение работы по социально-педагогическому взаимодействию органов педагогического, родительского и ученического самоуправления в школе.

6.Совершенствование образовательного пространства и оснащение школы.

Цель работы логопедического пункта: предупреждение, выявление и устранение речевых нарушений.

Задачи:
1.Обеспечить логопедическое сопровождение обучающихся начальной школы в условиях внедрения образовательных стандартов 2-го поколения;
2.Организовать работу по диагностике уровня развития речевой деятельности;
3.Реализовывать индивидуально-ориентированные программы развития с учётом структуры речевого дефекта.

Приоритетные направления деятельности:

Совершенствование коррекционно-воспитательной работы по наиболее важным направлениям;
- структурированное и динамическое наблюдение за речевой деятельностью обучающихся;
-систематизация учебно-методического материала;

Использовать новые информационные технологии как перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи: флэш-моб игры, видео-занятия.

Формы и методы работы

Дата проведения

1. Диагностическая работа

Диагностика

Фронтальная диагностическая работа по выявлению речевых нарушений устного и письменного характера у детей

Диагностика

Диагностика устной и письменной речи обучающихся по заявкам классных руководителей для рассмотрения на заседаниях школьного ПМП(к) и обследования специалистами городской ПМПК.

Диагностика

В течение учебного года

Тестирование первоклассников по итогам обучения в первой четверти.

Ноябрь 2013 г.

Тестирование обучающихся 4-х классов по усвоению общеобразовательной программы по развитию устной и письменной речи.

Установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в речевом развитии

Март 2014 г.


2. Консультативная работа

Индивидуальное консультирование по запросу педагогов и родителей

Индивидуальные консультации

В течение года

Индивидуальное консультирование педагогов и родителей по запросу учителя-логопеда

Индивидуальные консультации

В течение года

Групповое консультирование педагогов и родителей

Групповые

консультации

В течение года

Консультирование детей по запросам родителей и педагогов

Консультации

В течение года

Поддержание связи с медицинским фельдшером школы

Консультации

В течение года

Поддержание связи с администрацией

Беседы, консультации

В течение года

4. Просветительская деятельность

Размещение материалов по коррекционно-развивающей работе в средствах массовой информации.

В газете «Содействие», на сайте школы.

В течение учебного года

Педагогическое просвещение родителей и педагогов в плане предупреждения и коррекции речевых нарушений

Выступления на педсоветах, родительских собраниях.

Оформление информационных стендов

Проведение работы по осуществлению преемственности школы и МАДОУ «Детский сад № 12»: коррекция речи детей, консультации педагогов и родителей по вопросам подготовки детей к школе.

По утверждённому плану работы

В течение учебного года

5. Организационно-методическая,
коррекционно-развивающая работа

Изготовление дидактического, раздаточного, занимательного материала по предупреждению и коррекции речевых нарушений устного и письменного характера.

Изготовление пособий

В течение года

Пополнение логопедической библиотеки новыми изданиями.

Приобретение новейшей логопедической литературы, сканирование, ксерокопирование материалов из различных источников

По мере выхода в течение года

Формирование групп по речевым дефектам в соответствии с Инструктивно-методическим письмом «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе».

В соответствии с речевыми заключениями

Составление расписания логопедических занятий.

При согласовании с классными руководителями

Ведение необходимой документации:
- список учащихся с недостатками речи,
- журнал учёта посещаемости занятий,
- речевые карты,
- паспорт логопедического кабинета,
- тетрадь учёта динамики детей на школьном логопункте,
- тетрадь учёта рабочего времени учителя-логопеда в период обследования устной и письменной речи учащихся и в период каникул.

В соответствие с Инструктивно-методическим письмом «О работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»

В течение учебного года

Составление перспективных тематических планов занятий с детьми в группах и индивидуально.

В соответствие с программами ФФНР, ОНР, 7 и 8 видов образования

Ознакомление учителей и родителей со списками учащихся, зачисленными на логопедические занятия, а также с расписанием занятий.

Индивидуально

Информирование учителей начальных классов о задачах и содержании работы учителя-логопеда на 2013-2014 учебный год.

На заседании МО учителей начальных классов

Проведение беседы с родителями детей, впервые поступивших на логопункт, для выявления необходимой информации и сбора анамнеза.

Индивидуально

Организация консультаций для родителей будущих первоклассников. Проведение занятий в «Школе будущего первоклассника».

В соответствие с утверждённым планом занятий

Февраль-май 2014 г.

Провести открытые занятия и консультации для родителей и детей на «Дне открытых дверей»

Для будущих первоклассников

Февраль 2014 г.

Работать по теме самообразования: «Виды работы по коррекции устной и письменной речи у первоклассников», продолжить изучение и сбор материала по теме: «Роль чистоговорок по усовершенствованию техники чтения в начальной школе », «Развитие орфографической зоркости».

Использовать видео-уроки на занятиях по ознакомлению с окружающим, развитию звукового анализа и синтеза.

Обобщить и оформить материалы по темам

В течение учебного года

Реализовать внеурочную деятельность в рамках внедрения ФГОС по теме «Я познаю мир» с использованием элементов риторики в развивающих играх и упражнениях по коррекции устной речи.

Занятия кружков в начальных классах по расписанию

В течение учебного года

Принимать участие в работе МО учителей-логопедов школ города.

Подготовить презентацию по теме самообразования

По плану МО

Учитель-логопед Н.Е.Белькова

Утверждаю:
Директор МАОУ «СОШ № 1»
_______________С. Н. Захарова
« 31» мая 2013 г.

Отчёт
о проделанной работе за учебный год учителя – логопеда
МАОУ «СОШ № 1»
за период с 1 сентября 2012 г. по 15 мая 2013 г.

Цель: Преодоление и предупреждение нарушений устной и письменной речи у обучающихся начальных классов.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

1. Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи первоклассников.

2. Проанализировать устную речь и некоторые неречевые процессы обучающихся и определить причины затруднений в овладении письменной речи.

3. Проанализировать письменные работы обучающихся вторых и третьих классов.

4. Описать типологию ошибок, выявленных в письменных работах, в индивидуальные речевые карты.

5. Разработать и реализовать содержание коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у обучающихся начальных классов.

6. Оценить эффективность логопедической работы детей, зачисленных на школьный логопедический пункт.

7. Разъяснять специальные знания по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

Для решения данных задач применялись следующие формы и методы:

1. Индивидуальное обследование ребенка.
2. Анализ медико-педагогической документации, тетрадей школьников, просмотр медицинских записей.
3. Экспертные опросы педагогов и родителей;
4. Консультирование детей, родителей, педагогов.
5. Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные и групповые).
Проведена диагностика уровня речевого развития 66 обучающихся, в т. ч. 14 детей - по запросам классных руководителей и родителей.
Обследовано первоклассников - 48 обучающихся.
Выявлено с нарушением устной речи, фонетическим недоразвитием- 34 обучающихся.
Из них с общим недоразвитием речи- 7 обучающихся.
С фонетико-фонематическим недоразвитием речи- 7 учащихся.

С родителями детей, прошедших диагностику, были проведены индивидуальные консультации с целью ознакомления их с речевыми картами, для них был подготовлен информационный материал по вопросам коррекции устной и письменной речи детей, развитию мелкой моторики руки, проведено 26 открытых занятий с присутствием на них родителей. Классные руководители 1-х классов во второй половине сентября текущего учебного года были ознакомлены с результатами логопедической диагностики.
В случае необходимости уточнения логопедического заключения учащегося с нарушением речи с согласия родителей были направлены для обследования специалистами и в городскую психолого-медико-педагогическую комиссию.
В течение учебного года в логопедический пункт было зачислено 30 обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ. Зачисление было проведено на основе обследования речи обучающихся, проходившее с 1 по 15 сентября, в течение учебного года в логопункте 15 детей проходили обучение по программам 7 и 8 видов. Занятия проходили в основном во внеурочное время с учётом режима работы школы по утвёрждённому расписанию.
Дети были укомплектованы в подгруппы: 1 подгруппа – с ОНР, 1 подгруппа – с ФФНР, в соответствии с их речевыми нарушениями, разработаны перспективные планы работы, а также проведены индивидуальные консультации с родителями.Контроль посещения занятий осуществляли учитель-логопед, классный руководитель и родители.
Неуклонно растёт количество первоклассников, имеющих отклонения в речевом развитии. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости. У обучающихся 1-х классов нынешнего учебного года уровень подготовленности к обучению в школе очень низок, это обусловлено несколькими причинами: неблагоприятные диагнозы при прохождении медицинских осмотров психиатром, невропатологом, логопедом; в школу пришли дети с дизартрией– 7 чел., дислалией – 4 чел., гиперкинетическим синдромом– 4 чел.
Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для фонематического воспитания, коррекции звукопроизношения. Но, видимо, эта задача была упущена в этот период, т. к. очень много детей поступает в школу с нарушениями звукопроизношения-34чел.
За период с 1 сентября 2012 г. по 15 мая 2013 г. в логопедическом пункте проходили обучение по индивидуальным коррекционным программам 15 обучающихся:
6 человек - по программе 7 вида:
1 А кл. – Бешкильцев Данила
1 А кл. – Хамитуллин Евгений
2 А кл. – Юхневич Вячеслав
2 А кл.- Дунаева Любовь
2 Б кл. – Редикульцев Данил
5 Б кл. – Джураев Рахимджон

7 человек - по программе 8 вида:
2 Б кл. – Шалабанов Александр
3 Б кл. – Тупицын Олег
4 Б кл. – Русин Андрей
Русин Егор
5 А кл. – Симонов Антон (на домашнем обучении)
Мазитов Ильяс
6 Б кл. – Абраменко Е. (со 2-гополугодия занимается по общеобразовательной
программе, т.к.мама не согласна на обучение сына по 8 виду)
7 А кл. – Тачитдинова Д.
Нарушения речи у этих детей имеют системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие в планах коррекции речи направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. В связи с тем, что у УО детей и детей с ЗПР ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
Содержание логопедической работы находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка.
На занятиях у обучающихся 2-х – 4-х классов формировалось фонематическое восприятие: различение гласных и согласных, различение согласных по твёрдости, мягкости; по глухости, звонкости; они учились определять количество и последовательность звуков в словах, слов в предложении. Для всех обучающихся были поставлены задачи по развитию слоговой структуры речи, зрительного и слухового внимания. С целью формирования лексико-грамматического строя речи обучающиеся упражнялись в согласовании существительных с числительными, образовании прилагательных от существительных, составляли предложения по опорным словам. Коррекцию нарушений речи необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому в логопедические занятия были включены упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий.
При составлении индивидуальных и подгрупповых планов занятий пользовалась методиками Ефименковой Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», Т.Б.Филичевой, Н.А.Чевелёвой, Г.В.Чиркиной «Основы логопедии», раздел «Нарушение письма и чтения у детей»; А.Н.Конева «Как научить ребёнка говорить, читать и думать» и др. Планирование и реализация коррекционных программ проходит при тесном контакте с классными руководителями, при взаимодействии со специалистами школы: педагогом-психологомТурышевой Н.А.,., социальным педагогом Туринцевой Т.А., библиотекарем школы Мухамедулиной Р.М.
В марте 2013 г. проведено обследование устной и письменной речи обучающихся 4-х классов в форме тестирования по:
- лексико-грамматическому строю речи,
- словарному запасу,
- связной речи,
- языковому анализу.
В процессе обследования было выявлено следующее: устная речь детей построена в основном грамматически правильно, с адекватным употреблением различных частей речи. Обучающиеся выполняли задания по 13 тестам. По результатам тестирования даны рекомендации классным руководителям и родителям по коррекции выявленных речевых нарушений.
Развиваются формы сотрудничества с детским садом № 12: в этом учебном году 6 детей – будущих первоклассников школы - обучались на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения. Проведена диагностика речи выпускников детского сада, для родителей - консультации по подготовке детей к обучению в первом классе, речевому развитию. Логопедический пункт школы приобретает статус консультационного центра в микрорайоне школы по вопросам коррекционной работы по развитию речи дошкольников и обучающихся начальных классов. На консультации в логопункт приходят не только родители обучающихся в школе, но и родители 4-х, 5-6 – летних детей, будущих первоклассников.
В апреле текущего учебного года провела 7 занятий по программе «Школы будущего первоклассника» с тематикой занятий: формирование фонематического восприятия, навыков языкового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи.

Приняла участие в «Дне открытых дверей» для будущих первоклассников, для детей и родителей было проведено открытое занятие с показом приёмов развития связной речи, словесной памяти, внимания, активизации словарного запаса. Родители получили рекомендации по подготовке детей к обучению в школе, устранению проблем в звукопроизношении.
В течение учебного года принимала участие в работе МО учителей начальных классов школы. Продолжала работать по теме самообразования: «Виды работы по коррекции устной и письменной речи у первоклассников», изучение и сбор материала

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Обследование детей (первые 2-3 недели сентября).

2. Выявление структуры и механизмов речевых нарушений.

I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

(сентябрь, октябрь, ноябрь).

1. Выработка чёткого, координированного движения органов речевого аппарата.

3. Работа над постановкой диафрагмального дыхания.

5. Выработка правильного темпа речи.

Звукопроизношение.

1. Уточнение произношения гласных звуков и наиболее лёгких согласных звуков: а, у, и, о, ы, э, м, мь, н, нь, п, пь, т, ф, фь, в, вь, б, бь, д.

2. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.

3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих звуков (индивидуальная работа).

(индивидуально на материале правильно произносимых

данным ребёнком звуков)

1. Работа над двусложными словами из 2-х открытых слогов: муха.

2. Работа над трёхсложными словами из открытых слогов: панама.

3. Работа над односложными словами без стечения согласных: мак.

4. Работа над двусложными словами со стечением согласных в середине слова: утка, тыква.

5. Работа над двусложными словами со вторым закрытым слогом: туман.

1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).

2. Выделение заданного звука из ряда звуков.

3. Выделение слога с заданным звуком из ряда слогов.

4. Выделение слова с заданным звуком из ряда слов.

5. Выделение ударного гласного звука в начале слова.

6. Подбор слов на заданный гласный звук.

7. Анализ звуковых сочетаний: ау, уа, иа.

8. Определение наличия звука в слове на материале изученных звуков.

9. Воспроизведение воспринятых на слух рядов слогов, слов.

Лексика.

«Детский сад. Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Осень», «Деревья», «Перелётные птицы», «Дикие животные и их детёныши», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы»

Грамматический строй речи.

(по лексическим темам Iпериода обучения)

3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт, яблоки растут ).

4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

5. Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои.

6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

7. Согласование числительных один (одна, одно), два (две), и пять с существительными.

8. Образование относительных и притяжательных прилагательных.

9. Практическое употребление простых предлогов пространственного расположения и движения (в, на, под, за, над; к, от, по ).

10. Образование существительных единственного и множественного числа по теме «Дикие животные и их детёныши».

Развитие связной речи.

2. Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

3. Обучение детей составлению рассказов по следам демонстрируемых действий.

4. Обучение детей пересказу небольших рассказов и сказок с использованием наглядной опоры.

5. Обучение детей составлению описательных рассказов с использованием наглядной опоры (схем).

6. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).

Развитие мелкой моторики.

1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам).

2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).

3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

4. Пальчиковая гимнастика.

II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

(декабрь, январь, февраль).

Развитие общих речевых навыков.

1. Продолжать работу по воспитанию длительного выдоха.

2. Отработка слитности 3-4 гласных по подражанию.

3. Работа над силой выдоха.

5. Работа по воспитанию правильного темпа и ритма речи.

6. Воспитание интонационной выразительности речи.

Звукопроизношение.

1. Постановка и автоматизация неправильно произносимых и отсутствующих звуков (индивидуальная работа).

2. Разработка речевого аппарата. Проведение артикуляционной гимнастики.

3. Уточнение произношения хорошо произносимых согласных и гласных звуков.

данным ребёнком звуков)

1. Работа над структурой двухсложных слов с закрытым слогом и стечением согласных: компот, павлин.

2. Работа над слоговой структурой трёхсложных слов со стечением согласных: комната, конфеты.

3. Работа над трёхсложными словами с закрытым слогом: котёнок, пулемёт.

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.

1. Дифференциация гласных и согласных звуков.

2. Выделение гласных звуков в конце слов под ударением(пила . кино ).

3. Выделение гласных звуков в односложных словах.

4. Выделение начального согласного в слове.

5. Анализ и синтез обратных слогов.

6. Выделение гласного после согласного.

7. Выделение согласного звука в конце слова.

8. Анализ и синтез прямого слога.

9. Знакомство со звуками: у, а, и, п, т, к, кь, о, ы, м, мь, н, нь.

10. Дифференциация изученных твёрдых и мягких согласных звуков в изолированном положении, в слогах и словах.

Лексика.

Расширение и уточнение словаря по темам:

«Зима», «Зимующие птицы», «Человек», «Семья», «Новый год», «Зимние забавы и развлечения», «Животные севера», «Животные жарких стран», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Наша Армия».

Грамматический строй речи

(по лексическим темам).

1. Практическое употребление падежных окончаний существительных единственного числа.

2. Упражнение в употреблении существительных в именительном падеже множественного числа.

3. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

4. Практическое употребление простых предлогов места (в, на, за, под, над ) и движения (в, из, к, от, по ).

5. Образование притяжательных прилагательных по темам «Семья», «Дикие и домашние животные и птицы».

6. Образование глаголов движения с приставками.

7. Образование существительных единственного и множественного числа по темам «Дикие и домашние животные и птицы и их детёныши».

8. Согласование числительных с существительными.

Развитие связной речи.

1. Продолжать работу над диалогической речью.

2. Закреплять умение составлять описательные рассказы с использованием наглядной опоры.

3. Обучать пересказу небольших текстов с использованием наглядной опоры.

4. Обучать составлению рассказа по картине и серии картин.

Развитие мелкой моторики.

1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам, по контуру (пунктирному изображению).

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Работа по развитию конструктивного праксиса.

4. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

5. Работа с карандашом по клеткам в тетради.

III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

(март, апрель, май).

Развитие общих речевых навыков.

1. Продолжать работу над речевым дыханием.

2. Продолжать работу над темпом, ритмом, выразительностью речи. Упражнять в использовании шёпотной речи.

3. Продолжать отрабатывать чёткость дикции.

Звукопроизношение.

1. Продолжать работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).

Работа над слоговой структурой слова.

1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале или конце слов.

2. Работа над слоговой структурой трёхсложных слов со стечением согласных и закрытым слогом.

3. Работа над слоговой структурой двухсложных и трёхсложных слов с двумя стечениями согласных.

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.

1. Знакомство со звуками: в, вь, ф, фь, д, б, бь, г, гь, х, хь, с, сь, з, зь, ц, ш, ж.

2. Определение наличия звука в слове на материале изученных звуков.

3. Определение позиции звука в слове.

4. Анализ и синтез прямых слогов.

5. Деление слов на слоги.

6. Дифференциация мягких и твёрдых согласных на материале изученных звуков.

7. Анализ односложных слов: СГС. Анализ двусложных слов: ГСГ, СГСГ. Составление схем слов.

8. Дифференциация на слух парных по звонкости-глухости согласных.

Лексика.

Расширение и уточнение словаря по темам:

«Женский день – 8 марта», «Дом. Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Транспорт», «Профессии», «Инструменты», «Весна»,

Грамматический строй.

1. Закрепление употребления падежных окончаний имён существительных единственного и множественного числа.

2. Согласование числительных с существительными.

3. Закрепление употребления простых предлогов. Употребление сложных предлогов: из-за, из-под, с (со), около, возле и др.

4. Образование сравнительной степени прилагательных.

5. Образование наречий от прилагательных.

6. Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.

Развитие связной речи.

1. Совершенствование умения составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин.

Развитие мелкой моторики.

1. Работа по развитию пальчиковой моторики (пальчиковая гимнастика).

2. Усложнение работы над конструктивным праксисом.

3. Усложнение работы с карандашом.

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

1. Обследование состояния речи и неречевых психических функций.

2. Выявление структуры и механизма речевых нарушений.

3. Заполнение речевых карт на каждого ребёнка.

IПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

(сентябрь, октябрь, ноябрь).

Развитие общих речевых навыков.

1. Выработка чёткого координированного движения органов речевого аппарата.

2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щёки).

3. Работа по формированию диафрагмального дыхания.

Звукопроизношение.

1. Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики).

2. Уточнение произношения гласных звуков и наиболее лёгких согласных звуков.

3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа).

Работа над слоговой структурой слова

(индивидуально, на материале правильно произносимых

данным ребёнком звуков).

1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова: мост, клей.

2. Работа над двухсложными словами с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова: компот, павлин.

3. Работа над трёхсложными словами без стечения согласных: малина, василёк.

1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (музыкальные, звучащие игрушки, хлопки).

2. Знакомство со звуками:

3. Анализ и синтез звукосочетаний из 2 –3 гласных звуков: уа, ауи.

4. Выделение гласного звука в начале, в конце слова, в середине односложных слов (в позиции после согласного).

5. Подбор слов на гласные звуки.

6. Определение позиции изученных согласных в слове (начало, середина, конец).

7. Знакомство с понятиями «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».

8. Анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками.

9. Полный звуковой анализ и синтез трёхзвуковых слов с изученными звуками (мак, осы ).

10. Знакомство с буквами:

11. Выкладывание из букв, печатанье, чтение прямых и обратных слогов, трёхзвуковых слов с изученными буквами.

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам:

«Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Осень», «Лес. Деревья», «Грибы», «Хлеб», «Дикие животные», «Домашние животные», «Дикие птицы», «Домашние птицы».

Грамматический строй речи

(по лексическим темам Iпериода обучения).

1. Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа.

2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.

3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа.

4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже.

5. Образование названий детёнышей.

6. Согласование существительных с притяжательными местоимениями:

7. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

8. Согласование числительных с существительными.

9. Образование относительных, качественных и притяжательных прилагательных.

Развитие связной речи.

1. Составление простых распространённых предложений.

2. Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

3. Обучение составлению описательных рассказов по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Деревья», Животные», «Птицы».

4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).

5. Обучение пересказу небольших рассказов и сказок.

Развитие мелкой моторики.

1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам.

2. Составление фигур, узоров из элементов.

3. Работа со шнуровкой, кнопочной мозаикой и пр.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Работа по клеткам в тетради.

6. Печатанье пройденных букв, слогов и слов в тетрадях.

II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

(декабрь, январь, февраль).

Развитие общих речевых навыков.

2. Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

Звукопроизношение.

1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков(индивидуальная работа).

2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова.

1. Работа над двухсложными словами со стечением согласных в начале, конце, середине слова, с двумя стечениями согласных (кнопка, клетка).

2. Работа над трёхсложными словами со стечением согласных в начале, в конце или в середине слова, с двумя стечениями согласных (морковка, корзинка).

1. Знакомство со звуками: и с буквами:

2. Учит полному звуковому анализу слов типа: СГС, ГСГ, СГСГ, ГССГ, СГСГС, СГССГ, СГСГСГ, СГСС, ССГС (на материале изученных звуков).

3. Учить детей различать на слух твёрдые и мягкие согласные (при составлении схемы слова обозначать твёрдые согласные синим, мягкие согласные зелёным цветом, а гласные звуки – красным цветом).

4. Учить детей различать звонкие и глухие согласные звуки изолированно, в прямых слогах, в словах и фразах в сильной позиции.

5. Учить детей преобразовывать слова путём замены или добавления звука.

6. Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия «слово», «слог» = «часть слова».

7. Знакомство с понятием «предложение», определение количества слов в предложении, составление графической схемы предложений без предлогов, а затем с простыми предлогами пространственного расположения и движения.

8. Обучение послоговому чтению слов, предложений, текстов.

9. Продолжить знакомство с буквами, учить составлять и печатать слова и предложения из пройденных букв.

10. Познакомить детей с элементарными правилами правописания:

1) Раздельное написание слов в предложении;

2) Точка в конце предложения;

3) Употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах;

4) Правописание буквы И после букв Ж и Ш.

Лексика.

Расширение и уточнение словаря по темам:

«Зима», «Человек», «Семья», «Новый год», «Одежда. Обувь. Головные уборы», «Дом», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания»,

«День защитника Отечества».

Грамматический строй.

1. Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе.

2. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

3. Согласование существительных с числительными.

4. Образование относительных прилагательных.

5. Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

6. Уточнение значения предлогов места и движения: в – из, на – с (со), под – из-под, за – из-за; у, перед, около, между, над, через, по, к, от. Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов.

Развитие связной речи.

1. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы.

2. Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии сюжетных картин.

Развитие мелкой моторики.

1. Работа по развитию конструктивного праксиса.

2. Продолжить работу по обводке и штриховке фигур.

3. Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка, дорисовывание элементов, работа по клеткам в тетради.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Составление букв из элементов.

6. Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.

III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

(март, апрель, май).

Общие речевые навыки.

1. Продолжить работу над речевым дыханием.

2. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.

Звукопроизношение.

1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых в речи детей звуков.

2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова.

1. Работа над слоговой структурой четырёхсложных слов из открытых слогов.

2. Работа над словами сложной слоговой структуры: со стечениями согласных (и т.п.).

Развитие языкового анализа, синтеза, представлений.

1. Знакомство со звуками: ч, ц, щ, ф, фь и с буквами: Ч, Ь, Ю, Ц, Щ, Ф, Ъ.

2. Обучать звуковому анализу слов, подбору слов к схемам.

3. Закреплять навыки слогового анализа слов и анализа предложений.

4. Обучать навыку послогового слитного чтения слов, предложений, коротких текстов.

5. Закрепить навык дифференциации твёрдых и мягких согласных. Учить обозначать мягкость согласных на письме: с помощью гласных И, Я, Е, Ё, Ю ; с помощью мягкого знака в конце и в середине слов.

Лексика.

Расширение и уточнение словаря по темам:

«Женский день – 8 марта», «Профессии», «Инструменты», «Транспорт», «День космонавтики», «Весна», «Насекомые»,

«День Победы», «Растения луга и сада», «Школа», «Лето».

Грамматический строй речи.

1. Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из-под ), закрепить правильное употребление предлогов.

2. Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами.

3. Учить образовывать наречия от прилагательных (быстрый - быстро ).

4. Обучать подбору родственных слов, синонимов, антонимов, составлению предложений с данными словами.

5. Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путём сложения основ (самолёт, сталевар ).

Развитие связной речи.

1. Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта.

2. Составление различных типов сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами.

3. Обучение детей составлению рассказов из опыта и с элементами творчества.

Развитие мелкой моторики.

1. Пальчиковая гимнастика.

2. Работа по развитию конструктивного праксиса.

3. Продолжать работу по обводке и штриховке фигур.

4. Работа по клеткам в тетрадях.

5. Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

2008 – 2009 учебный год.

Обследование детей (сентябрь).

  1. Обследование состояния речи и неречевых психических функций.
  2. Выявление структуры и механизма речевых нарушений.
  3. Заполнение речевых карт на каждого ребёнка.

I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

(сентябрь, октябрь, ноябрь).

Развитие общих речевых навыков.

  1. Выработка чёткого координированного движения органов речевого аппарата.
  2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щёки).
  3. Работа по формированию диафрагмального дыхания.
  4. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

Звукопроизношение.

  1. Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики).
  2. Уточнение произношения гласных звуков и наиболее лёгких согласных звуков.
  3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа).

Работа над слоговой структурой слова

(индивидуально, на материале правильно произносимых

Данным ребёнком звуков).

  1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова: мост, клей.
  2. Работа над двухсложными словами с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова: компот, павлин.
  3. Работа над трёхсложными словами без стечения согласных: малина, василёк.

Развитие языкового анализа, синтеза, представлений

(фонематического, слогового, предложения).

  1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (музыкальные, звучащие игрушки, хлопки).
  2. Знакомство со звуками: у, а, и, п, пь, э, т, ть, к, кь, м, мь, о, х, хь, ы, с, сь.
  3. Анализ и синтез звукосочетаний из 2 – 3 гласных звуков: уа, ауи.
  4. Выделение гласного звука в начале, в конце слова, в середине односложных слов (в позиции после согласного).
  5. Подбор слов на гласные звуки.
  6. Определение позиции изученных согласных в слове (начало, середина, конец).
  7. Знакомство с понятиями «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».
  8. Анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками.
  9. Полный звуковой анализ и синтез трёхзвуковых слов с изученными звуками (мак, осы ).
  10. Знакомство с буквами: У, А, И, П, Э, Т, К, М, О, Х, Ы, С.
  11. Выкладывание из букв, печатанье, чтение прямых и обратных слогов, трёхзвуковых слов с изученными буквами.

Лексика

«Фрукты», «Овощи», «Ягоды», «Лес. Деревья», «Грибы», «Хлеб», «Осень», «Человек», «Семья», «Игрушки», «Посуда».

Грамматический строй речи

(по лексическим темам I периода обучения).

  1. Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа.
  2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.
  3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа.
  4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже.
  5. Согласование существительных с притяжательными местоимениями: мой, моя, моё, мои; наш, наша, наше, наши.
  6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  7. Согласование числительных один (одна, одно), два (две), пять с существительными.
  8. Образование относительных, качественных и притяжательных прилагательных.

Развитие связной речи.

  1. Составление простых распространённых предложений.
  2. Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.
  3. Обучение составлению описательных рассказов по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Деревья», Животные», «Птицы».
  4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).
  5. Обучение пересказу небольших рассказов и сказок.

Развитие мелкой моторики.

  1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам.
  2. Составление фигур, узоров из элементов.
  3. Работа со шнуровкой, кнопочной мозаикой и пр.
  4. Пальчиковая гимнастика.
  5. Работа по клеткам в тетради.
  6. Печатанье пройденных букв, слогов и слов в тетрадях.

II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

(декабрь, январь, февраль).

Развитие общих речевых навыков.

  1. Продолжать работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей.
  2. Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

Звукопроизношение.

  1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков(индивидуальная работа).

Работа над слоговой структурой слова.

  1. Работа над двухсложными словами со стечением согласных в начале, конце, середине слова, с двумя стечениями согласных (кнопка, клетка).
  2. Работа над трёхсложными словами со стечением согласных в начале, в конце или в середине слова, с двумя стечениями согласных (морковка, корзинка).

Развитие языкового анализа, синтеза, представлений.

  1. Знакомство со звуками: з, зь, н, нь, б, бь, в, вь, д, дь, г, гь, ш, л, ль, й, ж, р, рь и с буквами: З, Н, Я, Б, В, Д, Г, Ш, Л, Е, Ж, Р, Ё, Й.
  2. Учит полному звуковому анализу слов типа: СГС, ГСГ, СГСГ, ГССГ, СГСГС, СГССГ, СГСГСГ, СГСС, ССГС (на материале изученных звуков).
  3. Учить детей различать на слух твёрдые и мягкие согласные (при составлении схемы слова обозначать твёрдые согласные синим, мягкие согласные зелёным цветом, а гласные звуки – красным цветом).
  4. Учить детей различать звонкие и глухие согласные звуки изолированно, в прямых слогах, в словах и фразах в сильной позиции.
  5. Учить детей преобразовывать слова путём замены или добавления звука.
  6. Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия «слово», «слог» = «часть слова».
  7. Знакомство с понятием «предложение», определение количества слов в предложении, составление графической схемы предложений без предлогов, а затем с простыми предлогами пространственного расположения и движения.
  8. Обучение послоговому чтению слов, предложений, текстов.
  9. Продолжить знакомство с буквами, учить составлять и печатать слова и предложения из пройденных букв.
  10. Познакомить детей с элементарными правилами правописания:
  1. Раздельное написание слов в предложении;
  2. Точка в конце предложения;
  3. Употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах;
  4. Правописание буквы И после букв Ж и Ш.

Лексика.

Расширение и уточнение словаря по темам:

«Продукты питания», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Зима», «Зимние забавы и развлечения», «Новый год», «Дикие животные», «Домашние животные», «Дикие птицы», «Домашние птицы». «День защитника Отечества».

Грамматический строй.

  1. Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе.
  2. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
  3. Согласование существительных с числительными.
  4. Образование относительных и притяжательных прилагательных.
  5. Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
  6. Уточнение значения предлогов места и движения: в – из, на – с (со), под – из-под, за – из-за; у, перед, около, между, над, через, по, к, от. Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов.
  7. Образование названий детёнышей.

Развитие связной речи.

  1. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы.
  2. Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии сюжетных картин.

Развитие мелкой моторики.

  1. Продолжить работу по обводке и штриховке фигур.
  2. Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка, дорисовывание элементов, работа по клеткам в тетради.
  3. Пальчиковая гимнастика.
  4. Составление букв из элементов.

III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

(март, апрель, май).

Общие речевые навыки.

  1. Продолжить работу над речевым дыханием.
  2. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.

Звукопроизношение.

  1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых в речи детей звуков.
  2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова.

  1. Работа над слоговой структурой четырёхсложных слов из открытых слогов.
  2. Работа над словами сложной слоговой структуры: со стечениями согласных (квадрат, мотоцикл, квартира, отвёртка, троллейбус, водопровод, электричество и т.п.).

Развитие языкового анализа, синтеза, представлений.

  1. Знакомство со звуками: ч, ц, щ, ф, фь и с буквами: Ч, Ь, Ю, Ц, Щ, Ф, Ъ.
  2. Обучать звуковому анализу слов, подбору слов к схемам.
  3. Закреплять навыки слогового анализа слов и анализа предложений.
  4. Обучать навыку послогового слитного чтения слов, предложений, коротких текстов.
  5. Закрепить навык дифференциации твёрдых и мягких согласных. Учить обозначать мягкость согласных на письме: с помощью гласных И, Я, Е, Ё, Ю ; с помощью мягкого знака в конце и в середине слов.

Лексика.

Расширение и уточнение словаря по темам:

«Профессии», «Инструменты», «Зоопарк», «Растения луга и сада», «День Победы», «Насекомые», «Школа», «Лето».

Грамматический строй речи.

  1. Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из-под ), закрепить правильное употребление предлогов.
  2. Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами.
  3. Учить образовывать наречия от прилагательных (быстрый - быстро ), формы степеней сравнения прилагательных (быстрый – быстрее – самый быстрый ).
  4. Обучать подбору родственных слов, синонимов, антонимов, составлению предложений с данными словами.
  5. Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путём сложения основ (самолёт, сталевар ).

Развитие связной речи.

  1. Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта.
  2. Составление различных типов сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами.
  3. Обучение детей составлению рассказов из опыта и с элементами творчества.

Развитие мелкой моторики.

  1. Пальчиковая гимнастика.
  2. Работа по развитию конструктивного праксиса.
  3. Продолжать работу по обводке и штриховке фигур.
  4. Работа по клеткам в тетрадях.
  5. Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.

План работы учителя-логопеда Паршиной Э.В. на 2016-2017 уч. год.

Просмотр содержимого документа
«Перспективный план школьного логопеда.»

Перспективный план работы на 2016-2017 уч. год

логопеда МБОУ СОШ № 39

Паршиной Э.В.

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ № 39

В.В. Севрюк _________

«___» ____________ 2016г.

Учебно-коррекционная работа.

Диагностика речи учащихся 3-х классов, имеющих нарушение письменной речи, зачисленных на логопункт. Заполнение речевых карт.

Сентябрь.

Диагностика речи учащихся 3-х классов, вновь прибывших в школу.

В течение года.

Составление по итогам диагностики характеристик скомплектованных групп.

Диагностика состояния речевых процессов учащихся по запросам учителей, родителей.

В течение года.

Итоговая диагностика речи у детей, занимавшихся на логопункте. Составление речевых профилей, срезовых диаграмм. Заполнение речевых карт.

Организация и проведение групповых занятий с детьми 3-х классов, имеющих нарушения чтения и письма комбинированной формы (3 группы: 2 раза в неделю).

В течение года.

Организация и проведение индивидуальных занятий с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения.

В течение года.

Организация и проведение консультативной помощи детям с нарушениями звукопроизношения, занимающихся с родителями.

В течение года.

Методическая работа.

Участие в работе МО логопедов Октябрьского округа.

В течение года.

Выступление на МО учителей начальных классов с сообщением (тема по запросу).

В течение года.

Подбор методической и коррекционной литературы и пособий, логопедических игр в помощь учителю и родителям.

В течение года.

Усовершенствование речевых карт для детей с различными видами речевой патологии.

В течение года.

Оформление пакета диагностических методик.

В течение года.

Пополнение банка коррекционных упражнений для коррекции психических процессов.

В течение года.

Пополнение карточек с речевым материалом для занятий по коррекции звукопроизношения.

В течение года.

Оформление стенда «Логопед советует» (раз в четверть).

В течение года.

Посещение уроков с целями: наблюдение за детьми, посещающими логопункт; наблюдение за организацией учителем работы по развитию речи.

Индивидуальное консультирование учителей.

В течение года.

Работа по самообразованию.

Тема самообразования: « Интеллектуальное развитие младших школьников на логопедических занятиях «.

Своевременно пополнять знания, знакомиться с инновационными программами и технологиями по теме.

В течение года.

Продолжать апробировать методику интеллектуального развития Г.А. Бакулиной.

В течение года.

Разработать систему упражнений для развития психических процессов (мышления, воображения, внимания, памяти, восприятия).

Второе полугодие.

Создать набор дидактических пособий для работы над формируемыми интеллектуальными качествами и умениями.

Второе полугодие.

Пополнить методическую копилку по теме самообразования.

В течение года.

Участвовать в различных курсах при институте повышения квалификации работников образования.

В течение года.

Работа с родителями.

Выступление на родительском собрании в 3-х классах с сообщением « Содержание, цели и организация логопедической работы с детьми в 2016-2017 уч. году».

Сентябрь.

Проведение родительских собраний по итогам коррекционной работы в 2016-2017 уч. году.

Выступление на родительских собраниях по запросам.

В течение года.

Оформление стенда «Логопед советует». Помещение информационного материала.

В течение года.

Проводить систематические консультации и индивидуальные беседы с родителями.

Перспективное планирование работы учителя-логопеда с детьми старшей-подготовительной группы на 2015-2016 учебный год

Основными задачами коррекционного обучения для детей 5-7 лет с Фонетико-Фонематическим Недоразвитием Речи и Фонетическим Недоразвитием Речи являются:
1. Формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти, фонематического восприятия
2. Формирование звукопроизношения
3. Формирование навыков дифференциации звуков
4. Развитие лексики, грамматического строя и связной речи
5. Развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания)
6. Совершенствование пространственно – временных ориентировок
7. Развитие мелкой моторики рук
8. Развитие тактильных ощущений

Первый период обучения
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
Работа с детьми Задачи
1. Развитие общих речевых навыков

2. Звукопроизношение

3. Развитие фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза

4. Лексическая сторона речи

5. Грамматический строй речи
6. Развитие связной речи

7. Развитие мелкой моторики а) Работа над четкостью, координированностью движений органов артикуляции.
б) Формирование правильного речевого дыхания.
в) Умение пользоваться громким и тихим голосом – работа над мягкой атакой голоса.
г) Работа по формированию диафрагменного дыхания
д) Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи) и спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки)

А) Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной гимнастики).
б) Воспитание внимания к звуковой стороне речи.
в) Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых или отсутствующих звуков (индивидуальная работа).
г) Работа над четкостью, выразительностью и правильностью речи

А) Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки
б) Развивать умение детей различать на слух свистящие, шипящие, сонорные звуки, а также твердые и мягкие звуки
г) Дать понятия «звук», «буква», «гласный звук» и «согласный звук»
Расширение и уточнение словаря по темам: Расширение и уточнение словаря по темам:
Сентябрь: «Праздник знаний», «Осень золотая», «Профессии села», «Дары осени».
Октябрь: «Я расту здоровым», «Познаю себя», «Я и моя семья», «Профессии моих родителей».
Ноябрь: «Родная страна», «Символы России», «Москва – главный город России», «Зима спешит к нам в гости"
а) Согласование прилагательных с существительными (род, число, падеж).
б) Развивать умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами
г) Работа над пониманием разных смысловых оттенков слова (например: книга – книжка - книжонка и др.)
д) Работа над пониманием значения простых предлогов места (В, НА, ПОД, НАД, У, ЗА) и движения (ИЗ, К, ОТ, ПО, ЧЕРЕЗ, ЗА).
е) Работа над антонимами и синонимами
ж) Согласование глаголов с существительными единствен¬ного и множественного числа.
з)Образование глаголов совершенного и несовершенного вида.
и) Согласование существительных с притяжательными мес¬тоимениями мой, моя, мое, мои.
а) Составление простых распространенных предложений.
б) Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом
в) Пересказ и составление рассказа по картине и серии картин.
г) Развивать умение самостоятельно составлять описательные и повествовательные рассказы
д) Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений)
Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам.
2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
4. Пальчиковые игры и Су-джок игры.
5. Прописи

Перспективное планирование работы учителя-логопеда с детьми 5-7 лет