Отличие гололёда от гололедицы. Словарь трудностей ледяная корка на автомобилях

Отличие гололёда от гололедицы. Словарь трудностей ледяная корка на автомобилях

Причины их возникновения могут быть различными.

Синоптик Прокофьева пишет: "Гололедица представляет собой тонкий слой льда на земной поверхности, образовавшийся после оттепели и дождя в результате наступления похолодания, а также вследствие замерзания мокрого снега, дождя и мороси от соприкосновения с сильно охлажденной поверхностью".

Согласно синоптикам, гололедица - это лед на горизонтальных поверхностях, т.е. на земле и дорогах, а гололед - это лед везде: на проводах и на ветках деревьев. Совершенно точно употребил в своем шуточном стихотворении слово "гололедица" поэт В. Берестов:

"Не идется и не едется, потому что гололедица.

Но зато отлично падается!

Почему ж никто не радуется?"

Такие ситуации опасны для пастбищных животных. Так, на Чукотке в начале 1980-х годов гололедица вызвала массовую гибель оленей. К этому же типу явлений относится обледенение причалов, морских платформ, судов вследствие замерзания брызг воды во время шторма. Особенно это опасно для небольших судов, палуба и надстройки которых невысоко подняты над водой: может возникнуть критическая нагрузка за считанные часы, и судно перевернется. Ежегодно от этого в мире гибнет около 10 рыболовецких судов, сотни оказываются в рискованном положении.


Набрызговые наледи на берегах Охотского и Японского морей достигают толщины 3-4 м, что сильно затрудняет хозяйственную деятельность в прибрежной полосе.

Гололед (ГОСТ Р 22.0.03-95) - это слой плотного льда на земной поверхности и на предметах в результате намерзания капель переохлажденного дождя, мороси или обильного тумана, а также при конденсации пара.


Возникает при температуре от 0° до -15"С. Осадки выпадают в виде переохлажденных капель, но при соприкосновении с поверхностью или предметами они замерзают, покрывая ее ледяным слоем. Типичной ситуацией для возникновения гололеда является приход зимой после сильных морозов относительно теплого и влажного воздуха, имеющего чаще всего температуру от 0° до -3°С. Налипание мокрого снега (снежные и ледяные корки), наиболее опасное для линий связи и электропередач, происходит при снегопадах и температуре от +Г до -3°С и скорости ветра 10-20 м/с. Диаметр отложений снега достигает 20 см. вес 2-4 кг на 1 м плюс ветровая нагрузка. Опасность гололеда резко возрастает при усилении ветра. Это приводит к обрыву проводов электропередач. Самый сильный гололед в Новгороде отмечался весной 1959 г., он вызвал массовые повреждения линий связи и электропередач, в результате чего на некоторых направлениях связь с Новгородом была полностью прервана. Покрытие ледяной коркой поверхности мостовых и тротуаров при гололеде становится причиной многочисленных травм.

На полотне автодорог образуется накат, парализующий движение, как гололед. Эти явления характерны для приморских районов с влажным мягким климатом (Западная Европа, Япония, Сахалин и т.д.), но распространены и во внутриконтинентальных районах в начале и конце зимы. При замерзании переохлажденных капель тумана на различные предметы образуются гололедные (при температуре от 0° до -5°, реже -20°С) и изморозевые (при температуре от -10° до -30°, реже -40°С) корки. Вес гололедных корок может превышать 10 кг/м (до 35 кг/м - на Сахалине, до 86 кг/м - на Урале).


Такая нагрузка разрушительна для большинства проводных линий и для многих мачт. Кроме того, высока вероятность обледенения самолетов вдоль лобовой части фюзеляжа, на винтах, ребрах крыльев и выступающих частях самолетов. Ухудшаются аэродинамические свойства, возникают вибрации, возможны аварии. Обледенение происходит в переохлажденных водяных облаках с температурой от 0° до -10°С. При соприкосновении с самолетом капли растекаются и замерзают, к ним примерзают снежинки из воздуха. Обледенение возможно и при полете под облаками в зоне переохлажденного дождя. Особенно опасно обледенение во фронтальных облаках, так как эти облака всегда смешанные, а их горизонтальные и вертикальные размеры сопоставимы с размерами фронтов и воздушных масс. Различают гололед прозрачный и мутный (матовый). Мутный гололед возникает при более мелких каплях (мороси) и при более низких температурах.

Изморозь возникает благодаря сублимации пара.

Гололед обилен в горах и при морском климате, например, на юге России и на Украине.

Повторяемость гололеда наиболее высока там, где часты туманы при температуре от 0 до -5градусов по Цельсию.

На Северном Кавказе в январе 1970 г. на проводах образовался лед весом 4-8 кг/м и диаметром отложений 150 мм, в результате разрушились многие линии электропередач и связи. Сильные гололеды отмечены в Донецком бассейне, на Южном Урале и др. Воздействие гололеда на хозяйство наиболее заметно в Западной Европе, США, Канаде, Японии, в южных районах бывшего СССР. Так, в феврале 1984 г. в Ставрополье гололед с ветром парализовал автодороги и вызвал аварию на 175 высоковольтных линиях. При гололедице в Москве количество авто аварий увеличивается в 3раза.

Частый попутчик зимней погоды - гололедица . Это ледяная корка, которая образуется на любой поверхности после резкого перепада температур. Мокрый снег, дождь перед сильным морозом могут спровоцировать ее появление. Как правило, именно гололедица сковывает всю площадь мелких ручьев, других источников влаги, поэтому для ее появления необязательно должен пойти дождь.

Если зимой стоят суровые продолжительные морозы, они сковывают самые глубокие водоемы, которые промерзают на очень приличные глубины, так начинается ледостав , парализующий судоходство. Лед тронется только при сильном потеплении, когда лучи солнца начнут прогревать его твердь.

Еще один непременный атрибут зимы - сосулька - кусок льда конусообразной формы, который свисает с какой-либо плоскости. Днем солнце прогревает снег, он начинает таять и подтекать, а ночью мороз усиливается, все вокруг замерзает. Масса сосульки растет по мере таяния снега, потом она обрушивается от собственного веса и рассыпается от столкновения с землей.

Именно с таяния сосулек начинается плавный переход к весне , когда температура воздуха постепенно поднимается, дни становятся длиннее, а морозные узоры исчезают, просачиваясь талой водой в прогретую землю.

Гололед и гололедица являются одинаковыми по смыслу, но абсолютно разными по значению. Но почему-то эти понятия все время путают, и говорят, что одно вытекает из другого. Рассмотрим, что же на самом деле они означают, чем похожи и в чем их различие.

Понятие гололед и его опасность

(ожеледь) – это явление окружающего мира, которое осуществляется посредством замерзания воды на проводах, крышах домов, земле благодаря атмосферным осадкам. Происходит формирование льда или может возникнуть при неожиданном потеплении, когда теплый воздух проходит над еще не прогретой поверхности.

Можно наблюдать образование ожеледи, когда температура воздуха держится от нуля до минус десяти градусов. Толщина может достигать от одного и больше сантиметров, что создает дополнительный вес и может привести к разрыву проводов и обламыванию веток деревьев, в некоторых случаях к падению столбов с электроосвещением. Также ожеледь может быть опасна для движущихся транспортных средств и людей.

Расположение гололеда может сохраняться несколько дней, в зависимости от количества охлажденных атмосферных осадков или при наличии тумана.

Опасности, с которыми можно столкнуться при гололеде:

  • Образование корки льда на транспортных средствах, в частности на автомобилях, в результате данного процесса блокирует дверь и создаются трудности при ее открытии.
  • Становится причиной многих транспортных аварий.
  • Приводит к ушибам и повреждениям людей.
  • Приводит к многочисленному падению не только мелких, но и крупных деревьев.
  • Привносит существенный экономический ущерб.

Понятие гололедица, проблемы связанные с ней и способы борьбы

(«скользкая дорога») – это пребывание льда на поверхности земли. Преобладает гладкое и бугристое состояние. Совершается в случае снижения температуры или резкого похолодания, начинает таять снег, далее замерзает вода и превращается в лед. Если градусник в вашей квартире показывает около нуля, то это служит предупреждением что на улице скользко.

Образуется только на твердокаменной поверхности , чаще всего на дорогах, тротуарах, тропинках или площадях. Держится продолжительное время, пока замерзший слой воды ни покроется снегом или не растает посредством повышения температуры воздуха и согревание грунта.

Проблемы, связанные с гололедицей:

  • Особый вред, наносит в сельском хозяйстве, так как вызывает гибель озимых (пшеница, рапса, рожь) посевов из-за недостатка воздуха.
  • Особенный риск для людей, в случае падения на землю получение удара приходится на голову, «пятую точку» и копчик. Везде возможно получить серьезные травмы.
  • Занимает лидирующую позицию по автомобильным авариям, в зимнее время года.

Поводом возникновения гололедицы является не только талый снег, но и разлитая вода, снежное покрытие проезжей части или при быстром движении транспортных средств, благодаря шинам колес образуется кашица из снега и грязи, которая впоследствии замерзнет.

Она возникает из-за перепада температур . Это явление носит очень опасный характер, как для людей, так и для автомобилей. Но особенно опасна не видимая, когда гладкую плоскость льда покрывает только что выпавшим снегом. В таком случае риск многократно возрастает ввиду скрытности от наших глаз.

Два способа борьбы со «скользкой дорогой»:

  1. Использование технической соли . Необходимо применять в особых случаях и с добавлением песка. Потому как данный состав неблагоприятно влияет на окружающую среду, на изнашивание обуви и коррозию автомобильных шин.
  2. Химические вещества , бывают в жидком и твердом состоянии. Они также имеют свои минусы: срок действия реакции три часа. аллергия на компоненты. не благоприятный эффект на озеленения.

Общие признаки гололеда и гололедицы

  • Оба чаще всего возникают вместе, потому что для их осуществления необходимы похожие метеорологические условия.
  • Равномерно наносят вред жизни человека и являются стандартными основаниями автомобильных аварий в зимний период.
  • Образуются в качестве наледи на любой поверхности.

Отличия между понятиями гололед и гололедица

Содержит толстую кору, которая устилает всю площадь. Обладает тонким слоем (в редких случаях корка может стать толще обычной ширины) и охватывает небольшой участок.
Покрывает любые поверхности. Гололедица появляется например на бордюрах, тротуарах и в местах, где замерзла вода после оттепели.
Покрывает полностью транспорт, в том числе наружные зеркала и стекла. Из-за этого плохая видимость на проезжей части. Не на всех участках дороги может образоваться слой льда и поэтому с одной части можно ехать 60км/ч, а с другой замерзшая лужа повышает шанс заноса транспортного средства.
Тяжело передвигаться пешеходам, так как приходиться двигаться по ледяной дороге что весьма опасно. Необходимо быть весьма осторожными и двигаться спокойно, не торопясь. Потому что, если вдруг выпал снег, то очень трудно рассмотреть, куда именно стоит сделать шаг чтобы не получить травму.
Особая опасность для проводов, как было описано выше. Большой вред наносит для сельскохозяйственной культуры, что приводит к «мертвому» урожаю, малой продуктивности и соответственно высокой стоимостью на продукты.
Держится от четырех до шести дней. Быстро проходит, в особенности при прекращении осадков в виде дождя. Находится продолжительное время, минимум семь дней.

Основные меры безопасности при гололеде и гололедице

  • Для женской половины населения, зимой желательно отдать предпочтение подошве с каблуком, высота которого не должна превышать 4 сантиметра , на подошве должен быть рисунок в виде мелких и крупных узоров, носок у сапог или ботинок следует выбирать широкий и закругленный.
  • Передвигаться по скользкой поверхности рекомендуется медленно , без резких движений, с частым приставлением ног друг за другом.
  • При падении, старайтесь защитить в первую очередь голову и упасть набок. Таким образом, вы сможете избежать травмы и сотрясения.
  • Для водителей, действует правило не превышать допустимую скорость на дорогах. Не забывайте, что очень сложно затормозить и при резких поворотах или повышенной скорости, машину может занести в сторону.

Перепады температуры и даже не ледяной дождь, а, как его назвали синоптики, «переохлажденный». Капли замерзали мгновенно, соприкасаясь с любой поверхностью. В итоге панцири на машинах, скользкие дороги и тротуары, аварии, очереди в травмпунктах.

Скользко настолько, что любое движение - «Упал, очнулся!» Главное - ничего не сломать. Сегодня интернет заполонили истории, как простой поход в магазин раз за разом оборачивался историей из разряда «остаться в живых».

«Оттолкнулся от метро и поехал. Медленнее автобуса, но тоже ничего», «На улице гололед. Мечта о том, что все мужчины будут у моих ног, начинает сбываться: пока сходила в магазин, двум помогла встать, а с одним даже рядом полежала!» - рассказывают пешеходы.

Жители Центрального федерального округа такого от погоды явно не ожидали. Редкая аномалия вчера вечером накрыла города и поселки. Сильный ветер с мокрым снегом, туман. И как следствие - наледь. Она еще ночью появилась повсюду. Коммунальщики старались как могли. Но, похоже, в схватке с погодой на этот раз силы оказались не равны. Лед на дорогах рос быстрее, чем действовали реагенты.

Для автомобилистов привычная поездка превратилась этим утром в полосу испытаний. Для начала - достать машину из ледяного панциря, а потом - удержаться на дороге, когда трассы превратились фактически в каток. Впрочем, пешеходам вряд ли было не легче.

«Много падало людей, особенно когда переходили через дороги. Эти желтые бордюры, они очень скользкие. Там много льда. По ним невозможно идти», «До метро дошел - перекрестился. От метро на автобусе доехал до работы и там уже мелкими, мелкими шагами», - говорят пешеходы.

В преддверии женского дня очереди выросли в три раза. Но не за цветами - у травмпунктов. Переломы, ушибы, растяжения - все истории, как под копирку.

«Вчера был плюс, а ночью минус, дождь шел со снегом вчера, град. И оно видно замерзло, и все, гололедица кругом», - говорит пострадавшая Нина Ключникова.

Наледь появилась не только на дорогах. Вот электрички - обледеневшие провода искрят. А в аэропортах отменены и задержаны десятки рейсов. К обеду столица словно в молоке. Но, по мнению метеорологов, это еще не самый плохой вариант. Наиболее остро ситуация с погодой и гололедом может сложиться в Ивановской, Ярославской и Владимирской областях.

Сегодняшние кадры из Нижнего Новгорода - как подтверждение. Центр города, сцепление нулевое.

Этой ночью опять заморозки. Поэтому, становясь на скользкую дорогу, каждый решает сам, как продлевать такое неожиданное весеннее препятствие. Кто-то достает с антресоли уже упакованные коньки, а для кого-то стали спасением мартовские «кошки».

«Там такое острие, в лед впиваются и не дают поскользнуться», - рассказывает Маргарита Лаванская.

Прогноз гололеда и гололедицы

Фрагмент из руководства по краткосрочным прогнозам погоды под редакцией редакцией д-ра физ.мат. наук Н. Ф. Вельтищева

Основными видами наземного обледенения являются следующие.
1. Гололед - слой плотного льда, нарастающего на предметах при выпадении переохлажденного дождя или мороси, при тумане и перемещении низких слоистых облаков при отрицательной температуре воздуха у поверхности Земли, близкой к 0°С. Чем меньше капли и чем ниже температура воздуха, тем более слоистым и менее плотным оказывается гололед. При температурах, близких к нулю, он бывает стекловидно-прозрачным и очень плотным. Плотность отложений гололеда колеблется от 0,5 до 0,9 г/м 3 , а масса 1 погонного метра гололедного станка - от нескольких грамм до 400-500 г.
Температура воздуха у поверхности Земли при гололеде чаще всего находится в пределах от +0,5 до -3°С, в отдельных случаях - от -8 до - 10°С.
2. Изморозь:
а) зернистая изморозь - снеговидный осадок в виде рыхлого, зернистого льда, часто по внешнему виду зернистая изморозь близка к гололеду; плотность 0,1-0,4 г/см 3 . Образуется вследствие намерзания на предмет капель переохлажденного тумана, в основном при температуре от -3 до -8 °С. Отлагается преимущественно с наветренной стороны предметов;
б) кристаллическая изморозь - белый осадок, состоящий из ясно различимых кристаллов, свободных или имеющих незначительное количество оледеневших капель тумана; плотность 0,01-0,05 г/см 3 . Возникает в результате сублимации водяного пара при дымке или тумане при температуре воздуха в пределах от – 11 до -25 °С. Для районов Сибири характерно образование изморози при температуре ниже -25 °С, когда воздух близок к насыщению.
3.Обледенелый мокрый снег - ледяная масса, по внешнему виду напоминающая очень плотную изморозь. Образуется в результате быстрого замерзания мокрого снега, выпадение которого происходит при положительной температуре воздуха от 0,1 до 2 °С, при скорости ветра до 6 м/с. По размерам отложения может превосходить гололед, поэтому является обычно опасным видом обледенения.
4. Гололедица - все виды наземного обледенения твердых горизонтальных покрытий независимо от причин их образования. В узком смысле слова гололедица - корка льда на земной поверхности, образовавшаяся в результате замерзания дождевой или талой воды.
5. Твердый налет - сплошной ледяной налет, образующийся при быстром потеплении после устойчивых морозов на предметах, обладающих значительной температурной инерцией (скалы, каменные строения, крупные металлические сооружения, мощеные и асфальтированные дороги и т. п.).
Повторяемость наземного обледенения зависит от климатических и орографических условий. Так, наибольшая повторяемость гололеда, зернистой изморози и твердого налета наблюдается в тех районах, которые подвержены резким изменениям погоды от сильного мороза к оттепели и наоборот, наименьшая - там, где зимой преобладает устойчивая морозная погода. Большое значение имеет относительная высота пункта, т. е. превышение его над окружающей местностью, а также форма рельефа. Наибольшая повторяемость гололеда и плотной изморози наблюдается на возвышенностях, на вершинах холмов, относительная высота которых над окружающей местностью превышает 50 м, а также на наветренных склонах гор. Наименьшая повторяемость гололеда отмечается в долинах рек и низинах. Повторяемость кристаллической изморози больше в тех районах, где в холодную половину года преобладает антициклонический характер погоды с радиационными туманами.
Степень опасности наземного обледенения принято характеризовать толщиной слоя льда, который образуется за время нарастания ледяного отложения.
Гололедно-изморозевые отложения будут тем больше, чем дольше продолжается выпадение переохлажденного дождя, мороси, чем дольше наблюдаются низкие слоистые облака или адвективный и радиационный туман.
Гололед обычно образуется при адвекции теплого и влажного воздуха.

Внутримассовый и фронтальный гололед

Гололед бывает внутримассовый и фронтальный.
Внутримассовый гололед возникает в зонах адвекции тепла и влаги на западной и северной периферии стационарных антициклонов, а также на восточной и южной периферии стационарных циклонов. В этих случаях в пограничном слое атмосферы чаще всего наблюдается инверсия температуры, начинающаяся на высоте 500-1000 м от поверхности Земли и распространяющаяся до высоты 1200-1500 м. Благоприятные условия для образования гололеда создаются, когда достаточно мощная слоистая облачность располагается не только под инверсией, но и в самом слое инверсии, где температура часто достигает положительных значений. Если в процессе образования гололеда слоистые облака снижаются, достигая земной поверхности (адвективный туман), или проходят над более возвышенными местами, то гололед может возникать и без моросящих осадков, в результате оседания на предметы капель адъвективного тумана.
Фронтальный гололед в основном наблюдается перед теплыми фронтами, перемещающимися со скоростью 20-30 км/ч, в зоне шириной 100-200 км, где выпадает переохлажденный дождь. Если при этом температура у поверхности Земли отрицательная (близкая к 0°С), то вероятность образования гололеда большая. Фронтальный гололед представляет особенно большую опасность для народного хозяйства.
Иногда гололед образуется и при смене теплых воздушных масс холодными, обычно это наблюдается на медленно перемещающихся (со скоростями 10-20 км/ч) холодных или квазистационарных фронтах на юге Украины, в Крыму и на Северном Кавказе. Наиболее благоприятными метеорологическими условиями образования гололеда являются:
- переохлажденный дождь, морось, туман или низкая слоистая облачность в различном их сочетании;
- мощные слои инверсии в пограничном слое атмосферы;
- температура воздуха у Земли-от 0,5 до - 3°С, на уровне 850 гПа от 5 до - 5°С;
- температура воздуха на нижней границе первого от Земли слоя инверсии - от
-0,5 до -8 °С;
- суммарный дефицит точки росы в слое Земля- 850 гПа 3-5°С и менее;
- очаг теплого воздуха на поверхности 850 гПа;
- умеренные и сильные ветры в пограничном слое атмосферы.

Графический метод прогноза гололеда (рисунок 1) разработан для юго-востока Западной Сибири, но применяется и в других районах страны; заблаговременность 12-36 ч.
Если в холодное полугодие ожидается адвекция теплого и влажного воздуха, вызванная перемещением в район прогноза теплых атмосферных фронтов, фронтов окклюзии, волновых возмущений и т. д., то по графику дается альтернативный прогноз гололеда, а по графику на рисунке 2 определяется его интенсивность. Если по одному из графиков прогнозируется гололед, а по другому - его отсутствие, в прогнозе указывается возможность слабого гололеда.
Образование гололедицы - ледяной пленки или корки льда на дорогах - зависит не только от атмосферных условий, но и от свойств подстилающей поверхности, на которой они образуются. Если температура поверхности дорог несколько ниже нуля, а температура воздуха положительна (но близка к нулю), то при выпадении дождя или мороси на поверхности дорог происходит отложение льда.
Наиболее опасные отложения льда на дорожных покрытиях образуются при замерзании жидкой влаги. В этих случаях появляется тонкая стекловидная и прозрачная (реже матовая) ледяная пленка с гладкой поверхностью, значительно ухудшающая условия движения автотранспорта.
Отложение льда, связанное с зернистой изморозью, представляет ледяную корку матово-белого цвета, также опасную для движения автотранспорта.


График для прогноза голлоледицы.
T - температура воздуха,
T - T d - дефицит точки росы у поверхности Земли.

Обледенение дорог, которое возникает вследствие выпадения твердых осадков (снежный накат и оледенелый снег), не всегда приводит к сильному скольжению на дорогах, поэтому оно менее опасно по сравнению с другими видами обледенения. Атмосферные процессы, которые приводят к образованию гололедицы, характеризуются адвекцией теплого и влажного воздуха. При этом наиболее благоприятными синоптическими и метеорологическими условиями гололедицы являются те же, что и для образования гололеда, зернистой изморози и других видов обледенения.
Графический метод прогноза гололедицы разработан для Европейской территории СССР; заблаговременность 12-36 ч. Если ожидается адвекция теплого и влажного воздуха, температура поверхности почвы несколько ниже 0 °С и одно из явлений- дождь, снег, мокрый снег, ледяные зерна, морось, туман, дымка или низкие слоистые облака - и на поверхности почвы имеется дождевая или талая вода, то по графику на рисунке дается прогноз гололедицы. Основным прогностическим признаком прекращения гололедицы является повышение температуры поверхности ночвы до положительных значений.

Что такое гололёд.

Гололёд, (синоним — ожеледь) — класс осадков в виде слоя либо комочков льда, образующихся на поверхности земли и на предметах (проводах, ветвях деревьев и т. п.) при намерзании переохлаждённых капель дождя, мороси либо тумана при температуре от 0 до -3 °C. Толщина гололёда обычно маленькая и в неких случаях может достигать нескольких см и вызывать обламывание веток, падения деревьев, обрывы проводов, смерть посевов и т. п.

Гололёд, в отличие от гололеди, появляется только при выпадении переохлаждённого дождя при отрицательной температуре воздуха.

Гололёд — редчайшее явление природы по сопоставлению с гололедью — скользкой дорогой. Нарастание гололёда длится столько, сколько продолжаются переохлаждённые осадки (обычно немного часов, а время от времени при мороси и тумане — немного суток). Сохранение отложившегося гололёда может длиться немного суток.

Что такое гололедь.

Гололедь — слой льда (ледяная корка) на поверхности земли и других предметах, образующийся обычно зимой либо осенью после оттепели либо дождя во время похолодания, также вследствие замерзания влажного снега, капель дождя либо мороси. В отличие от гололёда (который является видом осадков), гололёдица может иметь различное происхождение — не только лишь из атмосферной воды, однако также из воды, покрывающей землю либо поступающей на поверхность земли из других источников.

Сохранение образовавшейся гололеди может длиться много дней попорядку, пока она не будет покрыта сверху свежевыпавшим снежным покровом либо не растает целиком в итоге насыщенного увеличения температуры воздуха и земли.

Метеорологи отметили немного увлекательных параметров образования гололеда. К примеру, такое: на проводах, находящихся под напряжением, величина отложившегося льда практически на 30% больше, чем на проводах обесточенных. Либо такое: гололедные отложения усиленно нарастают в направлении, поперечном движению воздушных масс. В том случае фронт движется с запада, то отложения толще на проводах, расположенных в меридиональном направлении. И напротив, при меридионально направленных потоках воздуха отложения толще на проводах, расположенных по широте. И разница большая, время от времени втрое. Там, где наблюдались самые большие отложения, плотность их оказывалась малой.

В том случае пристально разглядеть кристаллический нарост, есть возможность увидеть, что поверхность его умопомрачительно узкая и хрупкая, кристаллы на наружных краях более пористы и рыхлы. Однако каким же образом легкий, роскошный, безопасный с виду ледяной налет оказывается подобным разрушительным? Дело в том, что изящество его очень относительно.

Особо небезопасные наледи способны достигать 80-100 мм в ширину. Такое препятствие оказывает суровое сопротивление ветру. А те отложения гололеда, которые в поперечнике гораздо меньше (40-50 мм), плотнее, жестче и тяжелее. Шикарные ледяные короны вокруг проводов поперечником до 70-80 мм делают дополнительную весовую нагрузку от 150 до 200 г на метр. Выявлены и рекордные характеристики: на Валдае изморозные отложения достигали 424 г на метр провода. Как следует, на просвет меж столбами (50 м) приходилось более 20 кг дополнительного веса.

Практика указывает, что больший вред наносит не столько толщина гололедных отложений, сколько ветры, когда их скорость более 10-12 м/с. При таковой двойной нагрузке — весовой и ветровой — отдельно велика опасность разрыва проводов, падения столбов и опор. Трагические условия в большинстве случаев следует ждать там, где оттепели чередуются с волнами холода. Потому и информация о гололеде обычно приходит с юга и из северо-западных областей страны.

Гололед и гололедь частo вoзникают oднoвpеменнo, потому что им тpебуются пpимеpнo oдинакoвые пoгoдные услoвия (стандаpтная фpаза метеoпpoгнoза: «гoлoлед, на дopoгах гoлoледица»).

Источники:

  • Систематизация атмосферных явлений
  • Википедия: Гололед
  • Википедия: Гололедь
  • О погодных явлениях
  • «Наука и жизнь» о погоде
    • Что такое гололед?

      Что такое гололёд. Гололёд, (синоним — ожеледь) — класс осадков в виде слоя либо комочков льда, образующихся на поверхности земли и на предметах (проводах, ветвях деревьев и т. п.) при намерзании переохлаждённых капель дождя, мороси либо тумана при температуре от 0 до -3 °C. Толщина гололёда обычно маленькая и в неких случаях может достигать нескольких...