Этот предмет знаком большинству ребят, выросших в 90-е . На счастливого обладателя прозрачной полоски с множеством отверстий в виде всевозможных геометрических фигурок одноклассники поглядывали с завистью. В наши дни этот предмет скорее раритет.
Офицерская линейка представляет собой скорее некий трафарет, с помощью которого на бумагу можно нанести особые знаки. Для удобства использования изготавливается, как правило, из какого-либо прозрачного материала. Линейка офицерская СССР делалась из прозрачного целлулоида. Материал был не совсем прозрачным, а имел жёлто-серый цвет. В современной российской армии используется линейка офицерская, отлитая из твёрдой прозрачной пластмассы.
Применяется для ориентирования, по топокарте, на местности, определения координат, с её помощью возможно вычерчивать шрифты, фигуры, цифры, измерять углы. Фактически представляет собой универсальный инструмент и полный набор чертёжных приспособлений в одном инструменте. Предназначена для:
измерений, в том числе и на топографических картах и планах;
нанесения на рабочие документы (топографическая карта) условных знаков, как-то:
формирований своих и противника.
их задач по предназначению
их действий, планируемых и реальных
размещения различного вооружения, техники и средств
применения различного оружия и техники
запретных зон, зон пожаров, затоплений, радиационных, химических, биологических (бактериологических) заражений
военно-автомобильных дорог, маршрутов, колонных путей
создания графических изображений, схем, планов.
Смотрите также:
Прилетев после окончания Академии в солнечный город Архангельск, начались работы по подготовке к полётам, которая заключалась, прежде всего в желании летать, твёрдых теоретических знаниях, подготовленных полётных картах и чёрных носках, как показало светлое будущее.
О роли чёрных носков у меня было уже написано, а если не читали, то почитайте.
Желание летать становилось навязчивым. Дело оставалось лишь за подготовленными полётными картами. Кроме маршрута с аэродромами нужно было обозначить запретные зоны, радионавигационные средства, превышение рельефа и многое другое. Сильно помогала в этом офицерская линейка. Офицерская линейка имела трафареты, и приготовление карт было делом не слишком утомительным. Однако, офицерские линейки не входили в комплект обязательного штурманского снаряжения, а продавались в воен.торгах иногда, и были линейками не только офицерскими, но и дефицитными.
У меня была такая ценная офицерская линейка. Кроме того я был достаточно талантлив в рисовании, поэтому полётные мои карты могли конкурировать с произведениями искусств. В общем, полетные карты были приготовлены и начал летать. Полёты, кстати, дефицитом не были.
Как-то надо было показать полётные карты главному штурману с обозначенной новой сверхсекретной зоной. Мы были в резерве, и я решил нарисовать ту сверхсекретную зону на полётную карту. Я уже собрался идти рисовать, как обнаружил, что потерял офицерскую линейку. Не надо говорить о том. как я расстроился сильно. Моё настроение исправил командир Ан-24 с которым мы летали. Он сказал:
-держи, Леха, линейку. С тебя пузырь!
Я с благодарностью взял линейку, на которой была нацарапана фамилия командира, и сунул её в надёжное место, а бутылку, купленную мной, мы благополучно распили после полётов.
Я уже переучился на Ту-134, успел жениться и купить квартиру, а жена родить ребёнка, а ребёнок дорасти до катания на санках. Всем семейством мы пошли погулять и проходя мимо воен.торга решили туда зайти.
Был конец месяца, воен.торг выполняя план “выбросил” дефицит в виде офицерских линеек коих я купил штук десять.
На следующий день я вошёл в штурманскую и каждому сидящему там линейку подарил. Там же сидел тот самый командир Ан-24 с которым я летал, и который меня выручил офицерской линейкой за пузырь.
-а мне- спросил он.
Я отдал ему ту самую линейку, что когда-то получил от него за пузырь.
Другим важным штурманским атрибутом была навигационная линейка НЛ-10. Навигационная логарифмическая линейка – очень удобная штука, для расчетов, чесания позвоночника и других не менее полезных вещей. Эти линейки нам выдавались, но к линейке испытывал явное уважение, поэтому мне её хватало на срок в 2 и даже 3 раза больше, чем было положено. Так я экономил линейки и был очень доволен, что страна богатеет. Страна стремительно богатеет, со страной богатею и я.
Я перебрался на Родину, в Ленинград, Санкт-Петербург.
Там мне выдали новую навигационную линейку и я снова летал. Потом я познакомился с одной американкой (Когда Боливар двоих не выдерживает)
У той американки двоюродный брат летал на Lear-Jet.Все иностранцы были помешаны на наших деревянных счётах. Поэтому я решил, что НЛ-10.
просто восхитит того двоюродного брата! Так и произошло, но это уже другая история.
В общем, навигационная линейка НЛ-10 полетала со мной лет 5 на Севере и ещё года 2-3 в Питере и разрушалась. У меня была ещё запасная НЛ-10, её и использовал. Может кому-то что-то показывал, может кого воспитывал, может ещё чего-то, только в штурманском портфеле линейки не оказалось! И я очень сильно поэтому поводу расстроился. Мы должны были лететь сначала в Архангельск, а потом в Нарьян –Мар, а линейки нет. Нет, это трассы моего детства в Авиации, но нет НЛ-10! Я там и без приборов навигационных летал, но нет навигационной линейки! Это как на пароходе вы вдруг обнаруживаете, что нет спасательного круга!
Полетел я с очень тяжёлым сердцем и без искры всякого вдохновения.
Сели в Архангельске, там меня все помнят и любят. Я к главному штурману, линейки мол нет. А Леонид Александрович и рад бы дать, да нечего.
Полетели мы в Нарьян-Мар. Настроения совсем нет.(До чего же страну довели. Даже линеек навигационных нет!)
Прихожу в штурманскую комнату, а там на столе НЛ-10 лежит почти новая, но уже с фамилией счастливого владельца. Я чуть было на колени не упал, только чтобы линейку отдали. А тот дежурный штурман мне и говорит, мол, что если только поменяться на офицерскую. Я чуть было не подпрыгнул от радости! У меня ещё с тех Северных времён, те линейки ещё остались и через 5 минут были уже у того дежурного штурмана, а НЛ-10 у меня!
Потом мы сели в Пулково. Нашлась моя линейка вскоре, а ещё через пару дней все наши лётчики стали мне навигационные линейки приносить. Принесли на целую эскадрилью! Меня когда в 2004 списали, я все линейки парням молодым отдал, а две себе оставил. Ту с которой летал до “потери”, и ту из Нарьян-Мара.
Знаком этот предмет большинству ребят, выросших в СССР. На счастливого обладателя прозрачной полоски с множеством отверстий в виде всевозможных геометрических фигурок одноклассники поглядывали с завистью. В наши дни этот предмет скорее раритет. Даже сами военные всё реже прибегают к использованию бумажных карт.
Точное время, когда люди начали пользоваться линейкой, неизвестно, однако при раскопках погребённых под слоями песка и камня поселений древних эллинов археологи находили ровные деревянные дощечки с делениями. Это неудивительно, ведь архитектурные памятники той эпохи впечатляют. Древние конструкторы, создававшие эти сооружения, наверняка при разработке проектов пользовались теми или иными чертёжными инструментами.
Линейка с современными мерами длины появилась во Франции. В один прекрасный день людям надоело бесконечно переводить одни меры длины в другие (фунты, дюймы, аршины, локти и т. д.) и за меру длины был принят метр - одна сорокамиллионная от окружности земного шара.
Ну и как любое человеческое изобретение, линейка, появившись на свет, стремительно начала развиваться. Каких только линеек не бывает. Обычная полоска с делениями. Линейка в виде угольника с разными величинами углов. Привычный незаменимый в черчении транспортир - полуокружность с делениями на градусы и т. д.
Военные, планируя свои действия, с незапамятных времён пользовались картами. И если у полководцев древности не возникало вопросов, как нанести на схему местности расположение своих войск и сил неприятеля, то во времена, приближенные к современности, всё стало не так просто.
Успех запланированного наступления часто зависел от неукоснительного исполнения подчинёнными подразделениями конкретной задачи в установленном месте и в заданное время. Не последнюю роль в этом играли карты местности, которые были у командиров. На них наносились расположения частей, направления ударов и контрударов, места расположения фортификационных сооружений.
Войска давно перестали состоять лишь из конницы и пехоты. На карте необходимо было обозначить и пулемётные гнёзда, и места расположения средств связи, орудийные расчёты, позиции военной техники и многое другое.
Именно из-за многообразия символов и знаков, наносимых на военные топографические карты, и возникла необходимость унификации всех этих обозначений. Цель - сделать карту, разработанную одним офицером, понятной и «читаемой» для всех остальных его коллег по погонам. Стандартная офицерская линейка широко стала использоваться во время Первой мировой войны, причём сразу всеми противоборствующими сторонами.
Наверное, все знают, как выглядит этот чертежный инструмент. Офицерская линейка представляет собой скорее некий трафарет, с помощью которого на бумагу можно нанести особые знаки. Для удобства использования изготавливается, как правило, из какого-либо прозрачного материала. Линейка офицерская СССР делалась из прозрачного целлулоида. Материал был не совсем прозрачным, а имел жёлто-серый цвет. В современной российской армии используется линейка офицерская, отлитая из твёрдой прозрачной пластмассы.
Любители старинных вещей ценят именно советский вариант. Но не только коллекционеров тянет на старину. Офицеры, которым по роду занятий до сих пор приходится линейкой пользоваться, как ни странно, предпочитают также «Сделано в СССР». Дело в том, что линейка офицерская, изготовленная из целлулоида, практически не ломается, в отличие от современного собрата.
Линейка офицерская не на 100% универсальна. У некоторых войсках имелись отдельные виды. Вот, например, стандартная офицерская линейка. Фото из стандартного набора офицерского планшета.
Не сильно отличается и следующий вариант. Это морская офицерская линейка. Свою линейку имели также курсанты военных училищ.
А вот еще одна офицерская линейка. Фото из экипировки армии США.
А такие линейки находили у пленных или убитых немецких офицеров во времена Великой Отечественной войны.
Любая из перечисленных видов линеек содержит набор всевозможных значков, которыми у военных принято обозначать те или иные тактические единицы. Достаточно положить линейку, прижать и обвести карандашом нужную фигуру. Целый набор всевозможных символов и различных фигурок (контуры летательных аппаратов, кораблей, других единиц техники) содержит любая офицерская линейка.
Масштабные окна предназначены для того, чтобы, не тратя драгоценного времени на вычисления, оценить по карте расстояние в реальных единицах измерениях. Все остальные возможности стандартной линейки № 2 такие же, как у любого другого приспособления для черчения. Отдельные края линейки офицерской выполнены в виде неровностей различных конфигураций. С их помощью на карту наносятся волнистые линии. Практически на всех линейках присутствует привычный транспортир - измеритель углов.
Некоторые экземпляры имеют участок в виде увеличительного стекла, при помощи которого можно разобрать на карте мелкие символы и надписи.
Сложнее в использовании линейки специализированные. Например, артиллерийская офицерская линейка. Это целый измерительный прибор, с помощью которого артиллерист мог рассчитать, кроме дальности стрельбы, некоторые параметры баллистической траектории, сектор огня и т. д.
И других рабочих документах).
По-английски - combat mission plotter (линейка боевых мероприятий )
Офицерская линейка в СССР изготавливалась из прозрачного целлулоида жёлто-серого цвета, в современный период России - из твёрдой прозрачной пластмассы (полистирола) различных цветов. В Союзных ВС существовала и Морская офицерская линейка .
Дело оставалось лишь за подготовленными полётными картами . Кроме маршрута с аэродромами нужно было обозначить запретные зоны, радионавигационные средства , превышение рельефа и многое другое. Сильно помогала в этом офицерская линейка . Офицерская линейка имела трафареты , и приготовление карт было делом не слишком утомительным. Однако офицерские линейки не входили в комплект обязательного штурманского снаряжения , а продавались в военторгах иногда, и были линейками не только офицерскими, но и дефицитными . У меня была такая ценная офицерская линейка .
Применяется для ориентирования по топокарте , на местности, определения координат , с её помощью возможно вычерчивать шрифты , фигуры, цифры , измерять углы. Фактически представляет собой универсальный инструмент и полный набор чертёжных приспособлений в одном инструменте.
Предназначена для:
Включает в себя:
Военная топография - дисциплина военного дела, изучающая методы и средства оценки местности, ориентирования на местности и осуществления полевых измерений для обеспечения боевой деятельности войск (сил), определяющая правила по ведению рабочих карт командиров и разработки графических боевых документов.
История вычислительной техникиВычислительная техника является важнейшим компонентом процесса вычислений и обработки данных. Первыми приспособлениями для вычислений были, вероятно, всем известные счётные палочки, которые и сегодня используются в начальных классах многих школ для обучения счёту. Развиваясь, эти приспособления становились более сложными, например, такими как финикийские глиняные фигурки, также предназначаемые для наглядного представления количества считаемых предметов. Такими приспособлениями, похоже, пользовались торговцы и счетоводы того времени.
Постепенно из простейших приспособлений для счёта рождались всё более и более сложные устройства: абак (счёты), логарифмическая линейка, арифмометр, компьютер. Несмотря на простоту ранних вычислительных устройств, опытный счетовод может получить результат при помощи простых счётов даже быстрее, чем нерасторопный владелец современного калькулятора. Естественно, производительность и скорость счёта современных вычислительных устройств уже давно превосходят возможности самого выдающегося расчётчика-человека.
ЛинейкаЛине́йка - простейшее средство измерений, как правило представляющий собой узкую пластину, у которой как минимум одна сторона прямая. Обычно линейка имеет нанесённые штрихи (деления), кратные единице измерения длины (сантиметр, миллиметр, дюйм), которые используются для измерения расстояний.
Согласно классификации является многозначной мерой длины (см. штриховая мера длины).
Линейка ДробышеваЛине́йка Дро́бышева - инструмент (линейка) для точного построения ортогональной координатной сетки, названный по имени изобретателя - Ф. В. Дробышева.
Логарифмическая линейкаЛогарифми́ческая лине́йка, счётная линейка - аналоговое вычислительное устройство, позволяющее выполнять несколько математических операций, в том числе умножение и деление чисел, возведение в степень (чаще всего в квадрат и куб), вычисление квадратных и кубических корней, вычисление логарифмов, потенцирование, вычисление тригонометрических и гиперболических функций и некоторые другие операции. Если разбить вычисление на три действия, то с помощью логарифмической линейки можно возводить числа в любую действительную степень и извлекать корень любой действительной степени.
До появления карманных калькуляторов этот инструмент служил незаменимым расчётным орудием инженера. Точность расчётов - около 3 значащих цифр.
Линейки, выпускавшиеся в СССР, в отличие от линейки на фото, почти всегда имели дополнительную сантиметровую шкалу у скошенного края, как и у обычной линейки. Стандартная линейка имела длину 30 см, что было удобно для геометрических работ с форматом А4. При этом логарифмические шкалы имели длину 25 см, на концах обычно наносились их обозначения. Реже встречались линейки малого размера со шкалами длиной 12,5 см и большого размера - со шкалами длиной 50 см.
Выпускались также круговые логарифмические линейки (логарифмические круги), преимущество которых заключалось в их компактности. В начале XX века для вычислений с повышенной (в 10-100 раз) точностью пользовались настольными счётными вальцами - механическим устройством, в котором логарифмические шкалы нанесены на образующие цилиндров, один из которых может соосно перемещаться вдоль другого и вращаться вокруг него.
Навигационные расчётчикиНавигационные расчётчики - счётные инструменты (специальные линейки, планшеты), предназначенные для выполнения навигационных расчётов.
Полевая сумкаПолевая сумка - специальная сумка для командного (начальствующего) состава (офицеров, прапорщиков и сержантов), используемая для переноски, хранения и использования рабочих документов (карт и так далее), письменных принадлежностей и необходимого для командного состава инструмента (офицерская линейка, компас, курвиметр, измеритель и так далее), в ранних моделях включала в себя ещё сумку палетку.
Также просторечно называлась - командирская сумка, офицерская сумка, планшет офицерский, сержантская сумка, планшетка, планшет, палетка, полётка.
Полевая сумка была широко распространена в XX веке в вооружённых силах многих государств.
Условные знаки (картография)Картографи́ческие усло́вные зна́ки - система знаковых графических обозначений (знаков), применяемая для изображения на картах различных объектов и явлений, их качественных и количественных характеристик.
Условные знаки иногда также называют «легенда карты».
Нанесения условных знаков на топографических картах и других рабочих документах).
По-английски - combat mission plotter (линейка боевых мероприятий )
Применяется для ориентирования по топокарте , на местности, определения координат , с её помощью возможно вычерчивать шрифты , фигуры, цифры , измерять углы. Фактически представляет собой универсальный инструмент и полный набор чертёжных приспособлений в одном инструменте.
Предназначена для:
Включает в себя: