Но только теперь тебе придется идти с самого начала. Есть ли оправдание

Но только теперь тебе придется идти с самого начала. Есть ли оправдание

"...ибо проклят пред Богом [всякий]

повешенный [на дереве]"
Втор. 21:23

"... претерпевший же до конца спасется"

Добровольное лишение себя жизни, даже если оно представляет собой бегство от страданий, всегда воспринималось как ТЯГЧАЙШИЙ грех , который Церковь на земле уже не может отпустить, ибо всякий грех отпускается только при покаянии.

Напомню – первый человек, оказавшийся в раю со Христом, был разбойником, раскаявшимся на кресте пред самой смертью: "И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк.23:43). Слово Божие говорит: "Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он [Господь Иисус Христос – прим. МС], будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1Ин.1:8-9). Но как может раскаяться при жизни самоубийца?

Грех самоубийства складывается как из самого факта убийства (себя в данном случае), так и грехов неверия и маловерия (в основном губят себя безбожники, язычники и невоцерковленные люди), малодушия, грехов отчаяния и уныния, через которые самоубийца отказывается нести свой жизненный крест, усомнившись в спасительном Промысле Божием о каждом человеке. Усугубляет положение и то, что за самоубийцами могут тянуться и нераскаянные грехи блуда, не почитания родителей, занятия оккультизмом (гаданием, астрологией, магией и т.п.), воровства, лжи и т.п.

"Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф.16:24). У каждого христианина есть свой крест, через который, мужественно, уповая на Бога, мы получаем спасение. Мы воспринимаем это крест не как преднамеренное мучение "злого и не справедливого" Бога, как орудие нашего совершенства, как огонь, превращающий кусок руды в твердую сталь, как шлифовальный станок, превращающий тусклый бесформенный алмаз в сверкающий бриллиант. Вдумайтесь в слова Священного Писания: "…знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу" (Рим.8:28). Обратите внимание – "ВСЕ СОДЕЙСТВУЕТ КО БЛАГУ", а "все" - значит и скорби.

По единодушному соборному мнению Православной Церкви жизненный крест, как и различные искушения в течение всей жизни, никогда не даются сверх сил человека. Нужно четко осознавать, что страдание, греховное искушение, которое тебя одолевает в данный момент, ты можешь преодолеть, однако не только своими силами, но с Божией помощью. Именно из-за того, что человек в своем безверии, столкнувшись с проблемами (зачастую они бывают особенно у молодежи надуманными и смехотворными), совершенно не обращается к Богу за помощью через молитвы, покаяние, таинства Евхаристии или Елеосвящения (соборования), и доходит до черты самоубийства.

При ближайшем рассмотрении оказывается, что не Бог, а сам человек своей греховной, безбожной и неправедной жизнью довел себя до ситуации, склоняющей его к самоубийству. "Жало смерти – грех" (1Кор.15:56) – пишет св. апостол Павел. Поэтому именно покаяние в своих грехах спасает и "обновляет" (Евр.6:6) человека, при этом следует заметить "…печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть" (2Кор.7:10). Не в это ли причина возрастания самоубийств в нашем все более удающимся от Бога обществе?

По церковным канонам, самоубийц (к таковым относятся также убитые на дуэли, убитые во время разбоя преступники, люди, настоявшие на своей эвтаназии) и даже подозреваемых в самоубийстве (не принято отпевать утонувших при неизвестных обстоятельствах) нельзя отпевать в храме, поминать в церковной молитве за Литургией и на панихидах. Самоубийц не хоронят на кладбищах около церквей. Есть мнения, что к самоубийцам можно отнести погибших "любителей" экстремальных видов "спорта", ведь они реально осозновая смертельную опасность таких занятий, ради пустой утехи все равно рисковали жизнью. Фактически самоубийцами являются наркоманы, токсикоманы и алкоголики.

Впрочем, в известном дореволюционном руководстве для священнослужителей С.В. Булгакова со ссылкой на постановление Священного Синода от 10 июля 1881 года указывается, что умершие от запоя (если не доказано, что те пили с целью отравить себя алкоголем), не причисляются к самоубийцам, на основании, что "...ибо смерти от запоя предшествует помрачение рассудка, чего не бывает при употреблении других средств к сознательному самоубийству...". Хотя, явно практически все пьяницы осознают, что чрезмерное употребление алкоголя смертельно для здоровья. Не все просто и в случаях смерти наркоманов от передозировки, поскольку непосредственно пред принятием наркотика наркоман находится в сознании в отличие от запойного алкоголика, принимающего последние уже смертельные порции спирта явно в невменяемом состоянии.

Исключение делается только для самоубийц, страдающих явной психической патологией, и состоящих на официальном психиатрическом учете. В таких случаях необходимо предоставить правящему архиерею вашей епархии справку из психиатрического учреждения, когда-то курирующего этого несчастного, и написать соответствующее прошение с просьбой благословить церковное поминовение такого человека. Практически всегда такое благословение дается…

Господь говорил: "Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают" (Ин.15:5-6) – в них и великое утешение для верных христиан, и страшное предупреждение для маловеров и отступников.

В Откровении звучат страшные слова: "Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне … убийцы… и всякий любящий и делающий неправду" (Откр.22:14-15).

Что же представляет собой ад?

Ад в буквальном переводе с греческого означает "место, лишенное света". В Священном Писании оно также называется "преисподними местами земли" (Еф. 4:9), просто "преисподней" (Флп. 2:10), "тьмой кромешной" (Мф. 22:13, Мф. 25:30), и, наконец, "темницей духов" (1Пет. 3:19).

Ад изначально был уготован для "диавола и его ангелов" (Мф. 25:34), если рай – это место присутствия Бога и свободного общения преображенного человека с Ним, то ад - это место, где Бога нет, точнее, где нет Его благодати, нет Его Божественного света, ибо "Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы" (1Ин.1:5).

Священное Писание и описывает состояние грешника в аду, как состояние удаления от Бога. Господь говорит грешникам: "…отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Мф.7:23). При этом грешники в отличие от праведников, не имеют покоя: "…червь их не умирает, и огнь не угасает" (Мк. 9:44).

И причиной этих мучений является угрызения совести и неудовлетворенная страсть , из-за чего в аду стоит непрерывный "плач и скрежет зубов" (Мф.8:12). При этом, как не трудно догадаться, плач является следствием угрызения совести ("червь", как ее символ), а скрежет зубов происходит от одоления души страстью ("пламя", как ее символ).

Нужно осознавать, что причина мучения грешника в аду он сам, а также невозможность получить облегчение от Бога. Степень мучений не сложно представить. Умерший наркоман, не смогший победить в себе страсть к наркотикам, будет испытывать вечную ломку и потребность в наркотиках, пьяница - вечное похмелье и тягу к алкоголю, курильщик – нестерпимое желание табака. Блудника будет одолевать желание удовлетворить свою похоть, чревоугодника – голод и желание изысканных блюд, мяса… В общем все то, что человек не мог с Божьей помощью в себе обуздать при жизни, будет полыхать в нем на чертой жизни мучительным пламенем, ибо где его душа найдет наркотики, вкусной еды или объект удовлетворения похоти?

При этом ад не есть некое специальное наказание, ад – это последняя … милость Бога для грешника. Да, да!

Вот сцена встречи Христа с гадаринским бесноватым, описанная в пятой главе Евангелия от Марка:

"И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую. И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни; увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много".

Только одно присутствие Господа рядом стало мучением для бесов! А для неправедных людей? Помните: "Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы" (1Ин.1:5)? Господь Иисус Христос вполне ясно объяснил, почему невозможно всеобщее прощение , и в чем состоит суть мучения грешников аду – места, лишенного Божественного света: "Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету , чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны" (Ин.3:17-21).

Для озлобленной, богоборческой, не раскаявшейся души грешника нахождение рядом с Богом-Светом становится невыносимой мукой! Мне доводилось видеть страшные документальные кадры высвобождения заложника-подростка, которого изверги-похитители продержали в подвале в кромешной тьме несколько месяцев. Вызволенный, на казалось, долгожданный белый свет, мальчик крепко зажмурился и закрыл глаза руками - свет, приносящий нам столько радости и тепла стал для него не выносим, из-за долго пребывания во тьме. Так и в обсуждаемом случае – Бог, Который "есть любовь" (1Ин.4:8) и "свет" (1Ин.1:5), для человека всю свою жизнь бегающего от Него, погружающегося во тьму греха, становится не выносимым, обжигающим совесть.

Обращаясь к читающим эти строки людям, желающим себе самоубийства, говорю – да, со смертью вы прервете свое нынешнее мучительное состояние в материальном мире, но там за чертой жизни вы окажетесь навечно со своим страхом и ужасом, отчаянием и унынием, дикой болью. Зафиксируйте прямо сейчас свое нынешнее душевное и психическое состояние. Представили, осознали? Так вот все это будет длиться вечно, вечно… вечно… Ибо где может найти самоубийца успокоения во тьме адовой? Такое страшное вечное пикирование в ужасе…

То, чего желают самоубийцы – это прекращение сознания, но именно оно и не прекращается со смертью! Душа, как носительница личности, сознания, вечна.

Впрочем, я прекрасно осознаю, что для кого этих слов не будет достаточно, чтобы одуматься, поскольку, по словам Ф.М. Достоевского "если Бога нет – все можно". Как рассказал мне один уфимский священник, которому пришлось около двух часов беседовать с женщиной, болеющей раком поджелудочной железы и желающей самоубийства. Увы, к ней было не возможно подступиться, что бы призвать к правильной вере в Бога, принятию Христа и покаянию. Все его доводы наталкивались на немыслимые барьеры из ложных обывательских, оккультно-сектантских суждений по тем или иным вопросам. Невероятно представить, сколько псевдодуховного мусора и мирской скверны и заблуждений мешало этой женщине прийти к Богу. Это справедливо практически для всех людей, склоняющихся к самоубийству – именно духовная помойка и мрак в их душах доводит их до этого безумия. На сотни разумных "да", самоубийца найдет сотню "нет"...

Мы же призвывам вас - скажите Богу - да! Попросите Его о помощи, и получите эту помощь через Таинства Православной Церкви - Крещение, Покаяние и Причастие. Пустите себе в душу Бога, и Он исцелит вас!

Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела Уфимской епархии
Русской Православной Церкви

Уфимские епархиальные ведомости, № 2-3, 2006. –С. 8-9.

Выбери жизнь, вечную жизнь со Христом!

"Ибо так возлюбил Бог мир,

что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин.3:16)

"Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих…" (Втор. 30:19-20)

Исходный вариант знаменитого текста Борхеса о четырёх сюжетах. Много думал.

Четыре цикла

Историй всего четыре.

Одна, самая старая - об укрепленном городе, который штурмуют и обороняют герои.
Защитники знают, что город обречен мечу и огню, а сопротивление бесполезно; самый прославленный из завоевателей, Ахилл, знает, что обречен погибнуть, не дожив до победы.
Века принесли в сюжет элементы волшебства. Так, стали считать, что Елена, ради которой погибали армии, была прекрасным облаком, виденьем; призраком был и громадный пустотелый конь, укрывший ахейцев. Гомеру доведется пересказать эту легенду не первым; от поэта четырнадцатого века останется строка, пришедшая мне на память: "The borgh brittened and brent to brondes and askes" Данте Габриэль Россетти, вероятно, представит, что судьба Трои решилась уже в тот миг, когда Парис воспылал страстью к Елене; Йитс предпочтет мгновение, когда Леда сплетается с Богом, принявшим образ лебедя.

Вторая, связанная с первой, - о возвращении.
Об Улиссе, после десяти лет скитаний по грозным морям и остановок на зачарованных островах приплывшем к родной Итаке, и о северных богах, вслед за уничтожением земли видящих, как она, зеленея и лучась, вновь восстает из моря, и находящих в траве шахматные фигуры, которыми сражались накануне.

Третья история - о поиске.
Можно считать ее вариантом предыдущей. Это Ясон, плывущий за золотым руном, и тридцать персидских птиц, пересекающих горы и моря, чтобы увидеть лик своего бога - Симурга, который есть каждая из них и все они разом.
В прошлом любое начинание завершалось удачей. Один герой похищал в итоге золотые яблоки, другому в итоге удавалось захватить Грааль.
Теперь поиски обречены на провал. Капитан Ахав попадает в кита, но кит его все-таки уничтожает; героев Джеймса и Кафки может ждать только поражение. Мы так бедны отвагой и верой, что видим в счастливом конце лишь грубо сфабрикованное потворство массовым вкусам. Мы не способны верить в рай и еще меньше - в ад.

Последняя история - о самоубийстве бога.
Атис во Фригии калечит и убивает себя; Один жертвует собой Одину, самому себе, девять дней вися на дереве, пригвожденный копьем; Христа распинают римские легионеры.

Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их - в том или ином виде.

На самом деле, если понимать каждый сюжет шире, то...

"Осада" в широком смысле - сценарий противостояния заведомо превосходящему силами противнику. Каковой сюжет интересен во все времена
"Поиск" в широком смысле - сценарий о миссии с заведомо недостаточными средствами. Нечто вроде "Пойди туда, не знаю куда..."
"Самоубийство бога" - в широком смысле - самопожертвование заведомо сильного героя ради некоей цели. Добровольное принесение в жертву своей и ОЧЕНЬ ценной жизни. Сюжет благородства сильных.
Ну и "Возвращение домой" - в комментариях не нуждается

Штука в том, что человеку испокон веков интересен вопрос "как выжить и выполнить миссию с заведомо недостаточными средствами, потом вернуться домой и продолжить свой род". Ну и ещё очень интересны любые истории про сильного, благородного вождя, способного, если надо, пожертвовать собой ради племени.

Про это ещё Савченко писал, в "Открытии себя", когда популярно рассказывал про спинной мозг:

Берусь, например, показать, что часто именно спинной мозг определяет наши литературные и кинематографические вкусы. Что? Нет, спинной мозг не знает письменности и не располагает специальными рефлексами для просмотра фильмов. Но скажите мне: почему мы часто отдаем предпочтение детективным картинам и романам, как бы скверно они ни были поставлены или написаны? Почему весьма многие уважают любовные истории: от анекдотов и сплетен до "Декамерона", читаемого выборочно? Интересно? А почему интересно?
Да потому что накрепко записанные в спинном мозгу инстинкты самосохранения и продолжения рода заставляют нас накапливать знания - отчего помереть можно? - чтобы при случае спастись. Как и почему получается счастливая, завершающаяся в наследниках любовь? Как и отчего она разрушается? - чтобы самому не оплошать. И неважно, что такого опасного случая в вашей лагоустроенной жизни никогда не будет; и неважно, что любовь состоялась и наследников хоть отбавляй! - спинной мозг знай гнет свою линию...

Кстати, попробовал поиграться - просто навскидку называя произведения и раскладывая.


  1. "Властелин Колец" сочетает сразу все четыре сюжета.

  2. "Терминатор" - первый сюжет

  3. "Терминатор-2" - Первый и, в широком смысле четвёртый - если понимать под "самоубийством бога" сюжет, где сверхмогучий герой приносит себя в жертву ради некоей цели.

  4. Кстати, в этом смысле к четвёртому сюжету могут относиться и многие книги Дяченко - те же "Ритуал", "Ведьмин Век".

  5. "Белое Солнце пустыни" - первый

  6. "Три мушкетёра" - первый и третий.

  7. "Профессионал" с Бельмондо - первый, второй и четвёртый

  8. "Главный Полдень", "Дом Скитальцев" - первый и немного третий.

  9. Любые детективы, особенно классические - в основном третий тип.

И так далее...

"Когда в самом начале этой беседы Ты сказал мне, что все мы сами становимся причиной своей смерти, мне тогда сразу пришло в голову, что каждая смерть по определению является самоубийством. И с тех пор я постоянно думаю об этом.

Это не правильно.

Тот факт, что каждый человек - причина завершения собственной жизни, вовсе не означает, что люди сознательно решают умереть. Это также не означает, что они умирают, чтобы избежать каких-то условий или обстоятельств.

Стать причиной чего-то и сознательно выбрать это - две совершенно разные вещи.

Что? Не понимаю.

Ты можешь быть причиной аварии, но это не означает, что ты выбрал ее сознательно.

Ага. Понятно, о чем Ты.

Поэтому давай проясним, о чем мы тут говорим. Каждый из вас служит Причиной всего, что случается в его жизни, включая смерть. Но большинство людей не осознают этого на сознательном уровне.

Но если человек все-таки осознает это - между прочим, данный диалог способствует такому осознанию, - не означает ли это, что, когда человек умирает, он совершает самоубийство? Ведь с этой точки зрения каждый человек является причиной завершения собственной жизни? Или я что-то упустил?

Чтобы определить смерть как самоубийство, должно быть соблюдено два условия.

1. Ты осознаешь, что делаешь, - то есть сознательно выбираешь смерть.

2. Ты выбираешь смерть ради того, чтобы убежать от жизни, а не завершить ее.

Одна из целей этой беседы - помочь тебе соприкоснуться со святостью твоей физической жизни; помочь прийти к пониманию, что жизнь в теле - это неоценимый дар.

Выше Я говорил, что смерть - это сильный момент творения, и это так. Но она задумана, чтобы прийти К чему-то, а не сбежать ОТ чего-то.

Вопрос самоубийства настолько болезнен, что я даже не хотел его поднимать. Вначале через боль проходит тот человек, кто, в силу тех или иных жизненных обстоятельств принимает решение лишить себя жизни. Затем испытывают боль его родные и друзья. Есть ли здесь возможность для утешения - для кого бы то ни было?

Утешение может прийти с пониманием, что с человеком, совершившим самоубийство, теперь все в порядке. У него все хорошо. Его любят, и Бог никогда не покинет его. Он просто не достиг задуманного. Это важно понимать любому, кто задумывается над проблемами, связанными с самоубийством.

Так Ты говоришь, что самоубийцы не подвергаются никакому наказанию?

В мире, который вы называете загробным, нет такого явления, как «наказание». Наказанию подвергаются лишь те, кто остается жить. Они переживают тяжелейший шок, и не всем удается до конца оправиться от него. Все эти люди испытывают колоссальную горечь утраты. Некоторые до конца своих дней винят себя в случившемся. Они пытаются понять, что сделали не так, и терзают себя мыслями о том, как могли бы предотвратить случившееся.

Самое грустное, что те, кто лишают себя жизни, думают, будто им удастся что-то изменить. Однако это не так.

Когда человек сводит счеты с жизнью, чтобы от чего-то сбежать, он создает отнюдь не ту ситуацию, которая позволила бы ему сделать это. Если ты собрался покончить с собой, чтобы от чего-то уклониться, знай: ты задумал невозможное.

Желание избежать боли - нормально. Это часть человеческого танца. Но в обсуждаемом нами случае человек пытается уклониться от опыта, который душа решила пережить, а не сбежать от него.

Человек считает тот или иной опыт слишком болезненным или сложным, и он стремится уйти в пустоту, где нет ни объекта для противостояния, ни причин для страха. Но никто не попадает в пустоту, поскольку этой пустоты просто нет. Никакой пустоты не существует.

Пустоты нет нигде во Вселенной. Ее вообще нигде нет. Не существует никакого «места, где нет ничего». Куда ни пойди, пространство чем-то заполнено.

Чем? Чем заполнено пространство?

Твоими творениями. Куда ни пойди, везде ты встретишь свои творения. От них не сбежишь - да ты и не хочешь этого, поскольку сам сотворил все это, чтобы воссоздать себя. Поэтому бесполезно пытаться обойти свои творения или уйти от них в танце. Танец твоего пути в пустоту не может быть исполнен.

Сформулирую иначе: Танец Пустоты невозможен.

Очень умно. Очень умная игра слов.

Я часто играю словами, чтобы тебе легче было запомнить стоящие за ними послания.

Что ж, я навсегда запомню это: «Танец Пустоты невозможен».

Да, невозможен, ибо с чем ты умираешь, с тем продолжаешь жить дальше.

Сильно сказано.

Я старался.

Прости, что возвращаюсь к этому. Прости, что возвращаюсь к этой теме именно сейчас, когда мы беседуем о самоубийстве, но Ты сказал, что смерть прекрасна. Почему бы тогда человеку, чья жизнь невыносима, не желать смерти, если уж она так прекрасна?

То, что ты называешь смертью, действительно прекрасно, но не более прекрасно, чем ЖИЗНЬ. Фактически, «смерть» и есть жизнь - просто в другой форме.

Я хочу, чтобы ты как следует разобрался в этом вопросе. По ту сторону смерти ты обнаружишь себя таким же, каким ты ушел отсюда. И тогда произойдет довольно забавная штука. Ты назначишь себе еще одну физическую жизнь, в которой должен будешь проработать все, что недоработал в предыдущей.

Значит, я вернусь к физической жизни? Я не могу «проработать свои задачи», пребывая в нефизическом, духовном царстве?

Не можешь. Смысл физической жизни состоит именно в том, чтобы дать тебе контекст, где можно пережить на опыте то, что ты определил для себя, пребывая в духовном царстве.

Поэтому, покидая физическую жизнь, ты не убежишь от чего бы то ни было, поскольку все равно снова вернешь себя в физический мир - именно в ту ситуацию, которой ты стремишься избежать...

Но только теперь тебе придется идти с самого начала.

Ты не воспримешь это как «наказание», или «вынужденную необходимость», или «бремя», поскольку вернешься в мир по собственной воле, понимая, что в этом состоит процесс самосозидания, ради которого ты существуешь.

Поэтому есть смысл уже в этой жизни разобраться со всеми намеченными вопросами.

Да. Именно для этого тебе дана жизнь.

Если ты проживешь жизнь именно так, то умрешь, когда будешь готов использовать смерть как инструмент для создания другой новой жизни. Самоубийца же использует смерть для бегства - но в результате снова создает такую же жизнь с такими же проблемами и переживаниями.

Никогда прежде не слышал, чтобы это было сформули¬ровано таким образом. Твои слова многое проясняют.

Итак, ты можешь использовать смерть в качестве инструмента для бегства или для творчества. Первое невозможно, второе - поразительно.

Но нет ли в этом осуждения? Не говорим ли мы таким образом, что самоубийство - это «плохо»? Я ведь думал, что Бог не судит.

Нет ничего «плохого» или «неправильного» в том, чтобы снова и снова ставить перед собой одни и те же жизненные задачи и намечать одни и те же переживания. Если хочешь постоянно решать одни и те же задачи - пожалуйста. В этом, как и во всех других вопросах, ты поступаешь как хочешь.

Просто важно знать: если ты надеешься избежать своих задач, то тебе это не удастся. Ты снова столкнешься с ними лицом к лицу. И конечно, это может оказаться довольно скучно.

Многие люди не хотят решать свои текущие проблемы и задачи, поскольку думают, будто они вынуждены делать это в одиночестве. Это ошибочная мысль, но ее придерживаются многие.

Одиночество - величайшая напасть современного мира. Эмоциональное, физическое и духовное одиночество - ощущение изоляции, ощущение, что никто не понимает твоих обид и тягот, чувство, будто твои жизненные ресурсы иссякли, - это формула безнадежности.

Именно перед лицом бесконечной безнадежности у человека возникает ощущение, что не остается другого выхода, кроме бегства. Однако убежать не удастся - придется заново начать то, от чего пытаешься уклониться.

Вот почему Я ныне пришел сказать тебе, что твои ресурсы не иссякли, - это также касается всех людей, и Я хочу, чтобы ты передал им Мои слова. Нужно только воззвать ко Мне, нимало не сомневаясь, что Я помогу. Нужно протянуть ко Мне руку с абсолютной верой и увидеть, как Я протягиваю Свою руку в ответ.

Можно, я задам Тебе довольно жесткий вопрос?

Конечно.

А почему мы должны тянуть к Тебе руки, чтобы Ты протянул руку нам? Если Ты действительно всеведущий Бог, то должен знать, когда нам нужна помощь. Если Ты - всемилостивый Бог, то должен охотно предоставлять помощь еще до того, как мы попросим. Когда человек уже и так стоит на коленях, разбитый и поверженный, почему он должен унижаться еще больше, моля Тебя о спасении? Если Ты такой вселюбящий Бог, почему бы просто не помочь нам, не вынуждая упрашивать?

И если уж об этом зашла речь, что Ты ответишь тому, кто скажет Тебе: «Я взывал к Тебе, и Ты не откликнулся! Разве я не просил Бога о помощи? Как Ты думаешь, почему я в таком отчаянии? Да потому, что вижу: даже Бог покинул меня! Я здесь совсем один. И больше не хочу ничего. С меня хватит. Мне конец. Всё!»

Что Ты ответишь такому человеку, а?

Я отвечу:

Подумай о возможности чуда. Есть причина, почему твой опыт не включает получение ответа от Меня, но в данный момент эта причина не важна. В данный момент важно, чтобы ты обдумал возможность того, что сейчас, прямо сейчас, у тебя уже есть ответ. Открой глаза - и ты его увидишь. Раскрой свой ум - и ты его узнаешь. Раскрой сердце - и ты почувствуешь, что он есть.

Я отвечу:

Лишь если ты обратишься ко Мне с абсолютным знанием, будет дан тебе ответ. Ибо содержанием твоего опыта становится только то, что ТЫ знаешь, ТЫ чувствуешь и ТЫ исповедуешь. Если ты взываешь

ко Мне в состоянии безнадежности, Я приду к тебе, но ты можешь Меня не увидеть, ослепленный своим отчаянием.

Я отвечу:

Ничто из сделанного тобой, ничто из того, что ты причинил себе, не является столь ужасным, чтобы это нельзя было исправить или исцелить. Я могу снова сделать тебя целостным - и сделаю.

Однако ты должен перестать себя судить. Никто не судит тебя больше, чем ты сам. Другие судят тебя извне, но они не знают и не видят тебя, а поэтому их суждения изначально не имеют силы. Так не давай же силы этим суждениям, принимая их за свои. Они не имеют никакого смысла.

Не жди, пока другие увидят, какой ты есть на самом деле, - ибо взор людей помутнен их собственной болью. Но знай: Я вижу тебя в свете чуда и истины - и то, что Я в тебе вижу, Совершенно. При взгляде на тебя у Меня есть одна мысль: «Я люблю этого человека, и он Меня радует».

Я отвечу:

Прощение не нужно в Царстве Божьем. Богу невозможно навредить или нанести оскорбление. Во всей Вселенной есть лишь один важный вопрос, и он никоим образом не связан с виной или невиновностью. Он связан с твоей личностью. Знаешь ли ты, кто ты есть на самом деле? Когда знаешь, все мысли об одиночестве исчезают; от подозрений, что ты ничего не стоишь, не остается и следа; а ощущение безнадежности преобразуется в волшебное осознание, что твоя жизнь - чудо. И это чудо - ты.

И наконец, мой возлюбленный, Я отвечу:

В каждый миг тебя окружают сотни тысяч ангелов. Прими же их помощь. А затем поделись их дарами с другими. Ибо давая - обретешь, а исцеляя - исцелишься. Ты ждешь чуда, и оно все это время ждет тебя. Ты поймешь это, когда сам станешь чудом, которого ждет кто-то другой.

Так иди же и твори свои чудеса, и пусть смерть станет для тебя моментом наивысшей славы, а не сиг¬налом к величайшей скорби. Используй смерть как инструмент творчества, а не разрушения; как средство для шага вперед, а не для отступления. Таким выбором ты почтишь Саму Жизнь и позволишь Жизни осуществить твою величайшую мечту еще до того, как ты покинешь физическое тело: мир в душе.

Спасибо Тебе за эти слова.

Я молюсь о том, чтобы их услышали все, кто терзаем болью.

И я должен задать Тебе еще один вопрос обо всем этом. А как относиться к ситуации, когда человек просит другого - врача или друга - помочь положить конец жизни?

Ты говоришь об эвтаназии, а это совсем другое дело. Это когда человек понимает, что его жизнь практически уже закончена и единственный опыт, который ему еще предстоит в этом мире, - это неослабевающая физическая боль и унижение, сопровождающие процесс умирания.

Эвтаназию нельзя приравнять к самоубийству. Если человек намеревается покончить с собой, когда он сравнительно здоров и может вести активную жизнь, - это одно. Если же человек хочет прекратить свою жизнь, когда он сам и его врачи уверены, что ему осталось жить совсем немного, - это совсем другое.

Когда у человека есть подтвержденная медицинскими свидетельствами уверенность, что его жизнь в

физическом теле близка к завершению, вполне уместен вопрос: «Нужно ли мне пройти через предсмертную боль и унижение?» Каждая душа отвечает на этот вопрос по-своему, и никакой ответ не будет неправильным - ибо такого понятия, как «неправильный» ответ, не существует."

С Любовью, Анатолий.

Итак, мы теперь знаем, что можем изложить нашу историю самыми различными способами. Можем тасовать времена и события, как карты; переносить читателя из одного мира, из одного пространственно-временного пласта в другой; можем изложить отношения героев не напрямую, в форме повествования, а дать читателю возможность подслушать их разговор, или беседу о них неких посторонних людей, или познакомить читателя с их перепиской, дневниковыми записями. Можем вести рассказ словами одного из своих персонажей, а то привлечь для этого дела и нескольких героев... И так далее. Но теперь давайте зададимся вопросом: много ли в нашем распоряжении историй? Говорят, что существует всего десять-двенадцать мировых сюжетов, вокруг которых, собственно, и крутятся все романы, повести, рассказы, новеллы и сценарии. Это похоже на правду. Во всяком случае, когда я мысленно "тяну" сюжет своего будущего романа, каждый раз с удивлением сталкиваюсь со следующим феноменом: нельзя отклоняться от некоторых линий изложения (больше ничего об этом сказать не могу, это вещь неопределимая), в ином случае произведение разваливается, становится "несъедобным". Видимо, объяснение этого "чуда" лежит в учете психологических особенностей нашего восприятия. Луи Хорхе Борхес ввел еще более узкую классификацию мировых сюжетов. Он считал, что в литературе существуют всего четыре истории. Это: -- История возвращения; -- История поиска; -- История о том, как герои штурмуют и защищают укрепленный город; -- История самоубийства Бога. И это тоже похоже на правду! Действительно, какое бы литературное произведение мы ни взяли, оно подпадает под классификацию аргентинского писателя! Возьмем "Войну и мир" Толстого, в котором множество сюжетных линий. Истории Андрея Болконского и Пьера Безухова - истории духовного, нравственного поиска; война 1812 года в романе - история о том, "как герои штурмуют и защищают укрепленный город"... "Преступление и наказание" Достоевского - это история самоубийства Бога в человеке (Раскольников подавляет в себе богочеловеческое начало и становится убийцей) и возвращения (главный герой в результате глубокого внутреннего перерождения снова обретает себя самое, приходит к Любви и Вере). В принципе, все романы Достоевского - как правило, бессюжетные, в которых основной темой является философско-психологические коллизии внутреннего мира героев, - истории самоубийства Бога. Князь Мышкин в "Идиоте", Дмитрий и Иван Карамазовы в "Братьях Карамазовых"... Но оставим классику. "20 тысяч лье под водой", "Пятнадцатилетний капитан", "Таинственный остров" Жюля Верна, "Робинзон Крузо" Даниэля Дефо - истории поиска и возвращения, "Волшебник Изумрудного города" Александра Волкова - история поиска (Железный дровосек мечтает обрести живое Сердце, символ Доброты, Лев - Смелость, Страшила - Ум) и история возвращения (Элли ищет способ вернуться домой из страны Оз)... А сказка "Красная Шапочка" Шарля Перро? Классическая история возвращения. С того момента, как мы узнаем, что маленькая девочка должна пройти через глухой лес, в котором обитает злой Волк, мы думаем только об одном: "Вернется или нет"? Ну, хорошо. Допустим, мы согласились, что всегда слушаем, читаем, или пишем, или рассказываем одну из четырех или десяти мировых историй - в одной из бесчисленных авторских интерпретаций. Что это нам дает? А то, что мы должны понять: "не важно - о чем, важно - как". Не важно, какую историю мы рассказываем - важно, как мы это делаем. Как чувствуем Слово, как мыслим, как интригуем, как "строим". Насколько интересно и значительно создаваемое нами произведение. И еще один важный вывод мы можем сделать, познакомившись с классификацией Борхеса. Смотрите, в любой истории герой всегда отягощен решением какой-то задачи. Скажем сильнее - он всегда имеет суперзадачу. Он должен "вернуться", "найти", "штурмовать", "оборонять", разрешить проблемы своего внутреннего бытия, преодолеть искушение, заблуждение, ложь, ведущие его к пропасти (к "самоубийству Бога"). И всегда он встречает на пути к решению своей суперзадачи препятствия, должен их преодолевать, бороться. То есть он находится в конфликте либо с другими героями произведения, либо с обстоятельствами, либо с собственным "я". И такое положение дел - непреложность литературного произведения. Мы пишем ради создания конфликта (если только не создаем идиллию), на конфликте все держится, в ином случае у нас ничего не получится. Представьте себе Красную Шапочку без суперзадачи! "В лес, что ли, пойти? К бабушке? Пойду, пожалуй, потихоньку... Устану - вернусь..." И Волка - сытого, благодушного, лежащего под деревом брюхом кверху: "Никак, к бабушке собралась? Ну, иди с Богом..." Так у нас никакой сказки не получится! Все виснет, нет энергетики, нет динамики, нет интриги. Потому что у героев нет суперзадач, в произведении нет конфликта! Впрочем, о конфликте - особый разговор.

"АЗБУКА ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА, или ОТ ПРОБЫ ПЕРА ДО МАСТЕРА СЛОВА" Игорь Гетманский

Все мировые религии одним из страшнейших грехов, которые способен совершить человек, считают суицид. Это преступление против человеческой души, Бога, природы. Сегодня мы предлагаем поговорить о суициде. Рассматривать это явление будем не только с общечеловеческой и религиозной точек зрения, но и с эзотерической стороны. Мы попробуем ответить на вопрос о том, считается грехом, каковы его последствия. Дадим и ряд советов для родственников тех людей, кто желает совершить самоубийство.

Что такое суицид?

Начать стоит с того, что же такое самоубийство. Это явление можно назвать таким же преступлением, как и убийство другого человека. Согласно традиционному определению, суицид происходит от латинского sui caedere, что можно перевести как «убивать себя». Определение звучит следующим образом:

Суицид - целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное (хотя бывают и случаи вынужденного самоубийства) и самостоятельное (в некоторых случаях осуществляется с помощью других людей).

Скажем сразу: самоубийство необходимо уметь отличать от самопожертвования. Последнее уместно на войне, в каких-либо экстремальных ситуациях. Все религии мира называют самопожертвование проявлением героизма, а потому не является (в отличие от самоубийства) грехом, скорее даже наоборот - добродетелью. Все дело в том, что мотивы самопожертвования совершенно иные - это не трусость и слабость, а смелость, доблесть и служение. Например, воин, закрывший своим телом гранату, защищает тем самым своих соратников, является героем, ведь он спасает несколько чужих жизней ценой своей собственной.

Суть самоубийства

Говоря о том, является самоубийство грехом или нет, стоит поговорить о сути данного явления. Как бы суицид ни выглядел, как бы ни объяснял его для себя сам человек, это всего лишь убегание от жизни, от борьбы и от решения проблем, которые ставят перед личностью высшие силы. Православные христиане говорят: Бог никогда не посылает человеку тех испытаний, которые ему не по силам. То есть истинно верующий человек никогда не пойдет на такой страшный шаг, ведь он знает: с любой проблемой можно справиться, любые жизненные неурядицы можно разрешить.

Есть ли оправдание?

Психологи отмечают: любое зло человек, совершивший его, пытается оправдать. Убийца или маньяк всегда весьма убедителен, приводя аргументы в свое оправдание. То есть если человек совершает злодеяние, значит, в глубине своей души он уже оправдал его для себя. Однако не стоит забывать о том, что любое зло (даже оправданное!) продолжает оставаться злом. И рано или поздно за него придется расплачиваться.

Верующие люди говорят: в основе любого зла и дурного поступка всегда лежат его слабость или другие пороки, например зависть и обида, гордыня и трусость. При этом оправдание может выглядеть невероятно правдоподобным и убедительным, порой даже праведным - нередко люди говорят «у меня просто не было другого выбора». Однако не стоит забывать - выбор есть всегда. Избежать зла помогут искренность (прежде всего перед самим собой), бесстрашие и мужество.

Библия о самоубийстве

Разберемся, что говорится в Священном писании о суициде. Считается ли самоубийство грехом в православии? Сложно поверить, что христианин, который совершил самоубийство, утратил возможность своего спасения и попал в ад. Ведь Библия говорит: как только человек искренне уверует в Иисуса Христа, он получает гарантию спасения! Именно по этой причине христиане уверены: они владеют вечной жизнью. И совершенно не имеет значения то, что случится с ними в будущем:

Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную. 1-е Послание Иоанна 5:13.

А еще следует обратить внимание на следующие слова, говорящие о том, что от Божьей любви христианина не сможет отделить абсолютно ничего:

Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. Римлянам 8:38-39.

Получается, что если ни одно творение не сможет отделить верующего в Бога человека от любви Всевышнего, то и сам христианин, совершающий самоубийство, не может стать причиной отлучения от Божьей любви. Библия говорит нам: Иисус умер за грехи человека, а потому истинный христианин, который в момент слабости или какой-либо духовной атаки решился на самоубийство, совершит грех, за который уже умер Христос. Однако не стоит думать, что суицид не является серьезным грехом против Всевышнего. Согласно Священному писанию, самоубийство приравнивается к убийству, поэтому искренность веры человека, который совершает суицид, вызывает у людей религиозных сомнения. Дело в том, что Библия говорит: христиане должны жить ради Бога. И только он может решить, когда они должны умирать.

Одной из лучших иллюстраций того, почему самоубийство считается грехом, можно назвать эпизод из книги Есфирь. В Персии был закон, согласно которому каждый человек, который появился перед царем без его приглашения, непременно должен быть казнен. Исключением был случай, когда царь сам протягивал этому человеку свой золотой скипетр, тем самым проявляя свою милость. То есть самоубийство православного христианина равнозначно вторжению к Небесному Царю, без приглашения, преждевременно. Верующие говорят: Бог протянет вам свой скипетр, сохранив вам вечную жизнь, однако это совершенно не означает, что Он будет доволен вашим поступком. О грехе самоубийства, а точнее, о его последствиях, можно прочесть библейском стихе 1 Коринфянам 3:15:

Впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.

Почему не отпевают людей, совершивших суицид?

Следующее, что нужно знать, пытаясь понять, почему самоубийство - грех, это тот факт, что самоубийц не отпевают. Не следует путать такие понятия, как сочувствие и жалость, с милосердием и Законом Божьим.

Попробуем поразмышлять: правильно ли отпевать преступников, безбожников, предателей, из-за которых пострадали ни в чем неповинные люди? Ответ на поверхности. Не стоит забывать, что самоубийца - такой же преступник, причем не только перед Богом, но и перед самим собой. Своим поступком такой человек прошел против Высших сил, передав свою душу темным.

Что такое отпевание?

Отпеванием называется молитва за душу человека, который умер. Молитва, в которой просят Бога о прощении грехов, заботе о душе, ее благословении. То есть отпевание является своеобразным ритуалом проводов души христианина в светлые миры, отпускание грехов, облегчение ее дальнейшего пути. А может ли заслуживать такой молитвы самоубийца?

Кстати, именно по той же причине самоубийц не принято хоронить на кладбищах. Ведь тот, кто отважился на суицид, отказался от человеческой судьбы. Потому прежде самоубийц хоронили либо вдоль дорог - на обочине, либо в тех местах, где были захоронения домашних животных. Дело в том, что погост - место, которое находится под покровительством Церкви и Высших сил, там нет места для тех, кто совершил самый страшный грех - самоубийство. Такие люди надолго лишены покровительства Всевышнего и поддержки.

Наказание

Теперь, когда вы уже поняли, почему самоубийство - грех, поговорим о том, какое наказание ждет каждого, кто завершит свою жизнь таким образом. Во-первых, это непременно чистилище. Именно так называется состояние, в котором пребывают человеческие души, нуждающиеся в очищении от тех последствий, что появились в результате грехов. Души, попадающие сюда, — это души тех людей, которые умерли в мире со Всевышним. Отметим, что современные богословы говорят, что чистилище - это не место, а именно процесс. К нему совершенно не применимы временные характеристики, действующие на земле.

Есть ли смягчающие обстоятельства?

А что говорят священнослужители о том, существуют ли какие-либо смягчающие обстоятельства? Могут ли самоубийцы быть отпеты в церкви? Стоит сказать, что с благословения епископа могут быть отпеты самоубийцы, которые проходили лечение в психиатрических лечебницах. К тому же бывает и такое, что подростка или ребенка (неокрепшую личность) до самоубийства кто-то доводит намеренно. В такой ситуации тяжкий грех самоубийства сменяет убийство руками самой жертвы. Вообще, каждый случай суицида необходимо рассматривать отдельно. Приведем еще один пример. Те, кто видел фильм «17 мгновений весны», могут вспомнить героя, который пошел на этот шаг. Кто же на самом деле Плейшнер - трус, совершивший самоубийство, или человек, совершивший подвиг? Разумеется, второе, ведь он честно взвесил свои силы и понял, что, попав в гестапо живым, он не смог бы выдержать пыток, а потому из-за него погиб бы не один человек. То есть этот мотив можно назвать заслуживающим оправдания и даже уважения. Плейшнер невероятно любил жизнь и хотел жить, покончил с собой он из чувства долга, а не для того, чтобы убежать от жизненных неурядиц.

Самоубийство с точки зрения буддизма

Отдельно стоит поговорить и о том, является самоубийство грехом в других учениях или нет. К примеру, буддисты считают, что суицид невероятно опасен. Они утверждают: человек всегда в состоянии решить те проблемы, которые поджидают его. К примеру, говорят последователи этой религии, животные живут спокойно лишь потому, что пищу на следующий день они не ищут сегодня. Людям следует поступать точно так же. Шантидэва утверждал, что если проблему можно решить, то нужно ее решать. А если выхода из сложившейся ситуации нет, следует просто принять ее и не огорчаться, ведь трудности возникают у всех. Обратите внимание: буддисты говорят о том, что человек, убегающий от проблем, видит их невероятно большими, однако стоит лишь пойти трудностям навстречу, как они перестанут быть такими страшными. Совершение самоубийства - большой грех и невероятная ошибка.

Важно понимать, что с точки зрения буддизма тот, кто убивает себя, убивает человека, а значит, на протяжении нескольких жизней он не сможет обрести человеческую жизнь! Ему придется много веков быть существом низших миров. А страданий в таких мирах, разумеется, намного больше, чем в мире человеческом. Какими могут быть низшие миры? В каких-то существа страдают от боли, как, например, в аду, который буддисты называют крайней формой страданий. Здесь души постоянно объяты огнем. Отдельного внимания заслуживает и перерождение. Люди, совершившие страшный грех - самоубийство, перерождаются и вновь попадают в те же ситуации, с которыми не справились! То есть суицид является бессмысленным, к тому же он отдаляет человека от нирваны.

Однако нередки и такие случаи, когда самоубийство с точки зрения буддизма продвигает человека по цепочке перерождений далеко вперед и даже позволяет разорвать ее. К примеру, в шестидесятые годы прошлого столетия буддийские монахи подвергли себя самосожжению. Таким способом они выступили против американской оккупации Вьетнама. Конечно, вряд ли они могли рассчитывать на то, что такая страшная акция заставит американцев вывести войска с территории Вьетнама, однако верили, что этим актом самопожертвования смогут достичь статуса святости. Однако бытует мнение, что такое самоубийство не могло бы привести человека к нирване или просветлению. Кавабата Ясунари - нобелевский лауреат (и будущий самоубийца) писал:

Даже если испытываешь глубочайшее отвращение к окружающей реальности, самоубийство все равно — не форма сатори. Самому высоконравственному самоубийце все равно далеко до святого.

Суицид с точки зрения ислама

Является ли самоубийство грехом в такой религии, как ислам? Истинно верующие мусульмане хорошо знают ответ на этот вопрос: Всевышний Аллах запретил совершать преступления - как против других людей, так и против самого себя. В Коране написано:

Не убивайте самих себя, ведь Аллах милостив к вам. 4:29

А посланник Аллаха говорил по этому поводу следующее:

Пусть не желает кто-либо из вас смерти себе! И пусть не молит Аллаха о смерти до ее прихода. Ведь, воистину, если вы умираете, то дела и поступки ваши на этом завершаются, а жизнь (несмотря на ее легкость или сложность) несет верующему лишь благо (ведь даже самая страшная беда при правильном и верном отношении к ней и преодолении ее обернется для носителя основ веры благом и неописуемой благодатью в вечности, да и в этой жизни).

Скажем сразу: ислам не только запрещает любые виды насилия, но и направлен на поддержку человека в самые трудные минуты его жизни. Поэтому мусульмане хорошо знают, что любая трагедия (заболевание, проблемы на работе, потеря близких людей) - это лишь временное испытание, избавление от которого последует или в этой, или в следующей (загробной) жизни. От чего зависит исход такой ситуации? Мусульмане говорят: главное - то, как человек будет терпеть свою ношу, надеяться на милость Аллаха и, разумеется, верить в него. Как и в православии, в исламе право отнять жизнь имеет лишь тот, кто ее дает. А значит, совершение самоубийства - смертный грех! На страницах сборника «Сахих» Бухари можно найти такие слова Пророка Мухаммада:

Кто бросится с горы и убьет себя, тот будет также бросаться с высоты в аду; кто убьет себя ядом - будет вечно гореть в аду с ядом в руке; кто убьет себя оружием - будет убивать себя этим же оружием в адском огне вечно.

Несмотря на то что в данном хадисе говорится о вечных пытках, комментаторы все же считают, что Посланник Аллаха скорее имел в виду достаточно продолжительный период, ведь ни один мусульманин не останется в аду навсегда. Стоит отметить, что к числу самоубийц в исламе принято относить и террористов-смертников, правда, к греху самоубийства в данном случае добавляется еще один грех - убийство. Дело в том, что эти люди заканчивают не только собственную жизнь, но и жизнь совершенно невинных людей. Немаловажно и то, что таким поступком они порождают гнев и презрение к исламу со стороны людей других вероисповеданий и атеистов.

Мнение магов и эзотериков

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, сколько сил, энергии и любви должны вложить Высшие силы для того, чтобы душа смогла воплотиться в тело? Эзотерики утверждают: порой на этот процесс уходят годы, а участие в нем принимают Покровители Тонкого Мира, к которым можно отнести карму, созвездия и планеты, предков. Задолго до обретения физической оболочки должны быть определены кармические задачи души, ее необходимо наделить покровителями. В этом случае суицид - крайнее проявление неблагодарности, которое перечеркивает весь труд тысячи различных сил и существ.

Это же можно отнести и к отношениям самоубийцы с обществом. Совершая самоубийство, человек исходит лишь из своего эгоистичного взгляда на мир, проблема в его глазах раздувается и кажется нерешаемой. Однако если бы человек задумался о том, сколько родители, близкие, педагоги и друзья вложили в него собственных сил и эмоций, он вряд ли бы перестал сражаться с трудностями, не стал бы трусливо сбегать от неурядиц, а попробовал посмотреть своим проблемам в лицо, не перечеркивая весь труд общества.

Именно поэтому грех самоубийства сродни предательству, а наказание за него схоже с тем, которое получает предатель (например, Иуда). Человек, совершивший суицид, автоматически лишается покровительства Светлых сил, попадает в лапы к силам Темным - за невыполнение кармических задач и побег от жизни. Маги говорят: иногда самоубийца может быть обречен на скитания в качестве призрака - Высшие силы буквально «привязывают» его к определенному месту, словно собаку на цепь. Такое наказание может длиться не одну сотню лет! После того как человек совершит страшный грех - самоубийство, ему придется несколько последующих жизней прожить в образе животного, чтобы наработать определенные качества.

Эзотерика: кто толкает человека на суицид?

Главными причинами, толкающими человека на суицид, можно назвать негативное мировоззрение, отрицательные эмоции и слабые личностные качества. Обычно такой человек страдает от обид, неблагодарности, слабости и уязвимости. Однако эзотерики говорят: жизнь дана человеку как раз для того, чтобы он учился преодолевать слабости и пороки, становясь при этом успешнее и сильнее. При этом маги добавляют, что за душу человека сражаются разные силы - как Темные, так и Светлые. Первые искушают, подпитывают слабости и подталкивают к суициду. Вторые же стараются научить личность вере, ответственности. Добровольное лишение себя жизни - это победа Темных сил, самый настоящий дьявольский пир, говорят эзотерики. Именно потому самоубийство - страшный грех!

Советы для близких тех людей, которые хотят совершить самоубийство

Психологи делят все самоубийства на две категории: демонстративные и истинные. Говоря об истинных, стоит сказать, что они представляют собой тщательно продуманное действие, цель которого - лишение себя жизни. Истинный суицид не зависит от мнения и реакции окружающих - семьи, друзей. А вот самоубийство демонстративное - вовсе не попытка покинуть этот мир, скорее, это своеобразный крик о помощи, попытка обратить внимание на себя и свои проблемы. Такое самоубийство совершается в состоянии аффекта, говорят психологи.

Если вы заметили, что ваш близкий человек утратил душевное равновесие, впал в отчаяние, вы должны принять ряд мер для того, чтобы помочь ему выйти из этого состояния. Необходимо проконсультироваться со специалистами, позвонить на телефон доверия. Важно обратиться и в храм - священник сможет объяснить, грех ли самоубийство, как построить духовную жизнь - свою или близкого человека. Вы должны знать, что именно отсутствие духовности, маловерие или игнорирование Таинств Церкви, увлечение суевериями - это то, что подталкивает человека к краю гибели. По крайней мере именно так считают все мировые вероучения.