Неделя логопедии в школе. План логопедической недели в школе. материал на тему. «Будем говорить правильно»

Логопедическая работа в условиях начальной школы должна строиться с учётом особенностей, возможностей и развития учащихся. Наряду с традиционными формами проведения занятий, коррекцию можно проводить и в нетрадиционной форме(во внеурочной деятельности).

В условиях внедрения в начальное образование Федеральных государственных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья задача совершенствования социального воспитания и развития креативных способностей детей и подростков является одной из приоритетных.

Социальное воспитание должно достигать двух целей:

  1. успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях
  2. и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности.

Умело организованная в учебном заведении внеклассная работа формирует и развивает личность ребенка, повышает мотивацию обучения тому или иному учебному предмету, развивает самостоятельность и предоставляет возможность в самореализации личности.

Управлять воспитательным процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенные в человеке умственные и физические способности, корректировать нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но и формировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физического, умственного и духовного.
Форм внеклассной работы огромное количество.

Это многообразие создает сложности в их классификации, поэтому единой классификации нет. Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определенной области науки, искусства, спорте.

Доказано, что речевое общение осуществляется по законам данного языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения.

Уровень владения русским языком у детей с билингвизмом различен: от незначительных нарушений в звуковом оформлении речи до грубых нарушений в лексико-грамматическом строе речи.

Для преодоления таких трудностей коррекционная работа основывается на совместной работе всех участников образовательного процесса, как во время уроков, так и во внеурочной деятельности.

Для двуязычных детей русский язык – это как иностранный. А для детей с умственной отсталостью – это еще сложнее.

Речевые навыки нужно развивать и на русском языке. Во время уроков учащиеся чувствуют себя скованно, не могут полностью раскрыть себя. Во внеурочной деятельности они чувствуют себя раскованно, даже неуспешный ученик в классе может показать себя как хороший артист.

Исходя из выше сказанного, перед учителями и специалистами выдвинуты основные задачи коррекционной работы:

  • обогащать и уточнять словарный запас детей;
  • формировать навыки словообразования и словоизменения;
  • учить произносить слова различной слоговой сложности языке;
  • обучать правильному согласованию различных частей речи;
  • отрабатывать понимание пространственного значения предлогов;
  • обучать правильному грамматическому оформлению предложений;
  • учить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи;
  • воспитывать терпимость и взаимоуважение в условиях межнационального общения.

Как уже было сказано ранее, для успешного решения данных задач огромную роль играет внеклассная работа. На протяжении многих лет как итоговое занятие в конце учебного года учителем – логопедом проводились логопедические утренники на различную тематику. Сценарии для утренников приходится разрабатывать самим.

Мы понимаем, что в коррекционной работе целесообразно использовать разные виды терапии.;

  • самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;
  • творчество – от подражания взрослому в действии и выразительном слове
  • к совместному составлению словесных описаний по пантомимическим этюдам, темпоритма, музыкальной композиции;
  • эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;
  • произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимание образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;
  • связную речь – от продолжения фраз взрослого в рассуждениях о музыкальных композициях, пантомимических этюдах, сказочных образах.

Перед вышеперечисленными деятельностями в качестве одной из задач стоит — формирование нравственного, эмоционального и волевого компонентов.

Одной из новых форм нашей работы является ежегодное проведение “Логопедической недели”, которая проводится в последней учебной четверти (март-апрель).

При её проведении решаются следующие задачи:

  1. закрепление знаний, полученные за год обучения;
  2. осуществление взаимосвязи в работе педагогов.

Поскольку в содержании внеклассной работы практический аспект преобладает над теоретическим, разумнее рассматривать содержание с позиции деятельности детей, через которую они осваивают ту или иную область социального опыта.

Познавательная деятельность детей во внеклассной работе предназначена для формирования у них познавательного интереса, положительной мотивации в обучении, совершенствования учебных навыков. Она является продолжением учебной деятельности с использованием иных форм.

С 04.04.2016 по 8.04.2016 в рамках «Логопедической недели» в нашей школе были проведены:

  • конкурс сочинений «Если бы я был волшебником» для начальных классов,
  • конкурс совместного творчества учеников с родителями. Это сочинение стихотворения в предверии «Дня Космонавтики».

После проведения этого конкурса был создан сборник «Поэтическая тетрадь», куда вошли все стихи созданные учениками в совместной деятельности с родителями.

Так же был проведен конкурс чтецов «Марсианские стихи», конкурс на лучшую эмблему школьного логопедического пункта, после чего была создана выставка эмблем и определены победители в различных конкурсах.

Примечательным моментом нынешней «Недели», мы считаем, проведение тестовых заданий. В тестовых заданиях участвовали все дети, посещающие логопедический пункт в течение учебного года. Как правило, на олимпиадах и викторинах школьного или муниципального уровня по русскому и родному языку эти дети не участвуют, так как у них отмечаются грубые и стойкие нарушения письменной и устной речи. А на тестовых занятиях у них появилась возможность самовыразиться и занять призовые места. Это, считаем мы, является высоким показателем логопедической коррекции.

Целью «Логопедической недели» в нашей школе являлось повышение интереса к логопедическим занятиям.

  1. развитие коммуникативных способностей учащихся,
  2. развитие познавательных и психических процессов,
  3. пропаганда логопедических знаний среди педагогов.

Неделя по логопедии проводилась начальной школе так же с целью привлечения интереса младших школьников к звучащей стороне родного языка, расширения кругозора детей в области словесности, развития творческих способностей и воспитания умения выполнять предложенные логопедом задания точно в срок.

Для каждого класса были приготовлены разного уровня задания, которые ежедневно менялись. Ученики могли выполнять задания во время внеурочной деятельности, опуская свои ответы в специальные конверты (для каждого класса свой).

В конце каждого дня учитель –логопед проверяла ответы и подсчитывала баллы индивидуально для каждого ученика, утром задания менялись на новые и так до конца недели.

Итоги и выводы:

Положительным и важным на мероприятии было то, что все упражнения и задания были подобраны в зоне ближайшего развития детей, активизированы все психические процессы, задействованы все анализаторы, а разнообразные задания способствовали не только смене видов деятельности, но поддержанию интереса в течение всего мероприятия.

Для всех классов был проведён конкурс на лучшую эмблему школьного логопедического пункта и конкурс сочинений для 3-4 классов «Если был бы я волшебник..»

В этих конкурсах приняло большое количество участников.

Во всех мероприятиях ребята активно проявляли все свои знания, полученные на уроках и логопедических занятиях. Подобные формы занятий не только повышают эмоциональный настрой детей, но и заставляют их активизировать свои знания и возможности для достижения хороших результатов, повышают мотивацию и интерес к чтению.

Конкурс «Марсианские стихи»

Цель: развитие техники чтения учащихся 3-4 классов, без принуждения, на основе развития интереса к чтению.

1. Обучать приемам быстрого и правильного чтения.
2.Развивать слуховую и зрительную памяти, навыки воображения и восприятия, внимания.
3. Формировать умения правильно и осознанно читать.
4. Развивать логическое мышление, речь.
5.Формировать устойчивый интерес к чтению.
Предполагаемые результаты работы:
1.Повышение техники чтения.
2.Повышение зрительной и слуховой памяти.
3. Улучшение разговорной речи.

Конкурс сочинений на тему «Если был бы я Волшебник»

Цели и задачи: развитие письменного творчества.

Образовательные задачи:

  • учить передавать свои впечатления;
  • формировать у детей стремление использовать в высказываниях различные типы предложений (простые и сложные, раскрывая содержание продолжаем;
  • учить отбирать содержание в соответствии с выбранной темой;
  • формировать у детей связной речи типа рассуждения;

Развивающие задачи:

  • развивать умение составлять творческие рассказы на предложенную тему: «Если был бы я Волшебник»- сочинение фантастического содержания»;
  • совершенствовать творческое, логическое мышление, фантазию и воображение детей;
  • развивать умение находить причинно-следственные связи,
  • развивать письменную речь детей.

Конкурс написания стихотворения о космос в предверии «Дня Космонавтики»:

Цель: Воспитание таких нравственных качеств как патриотизм, гордость за свой народ и Родину.

  • Привлечение внимания младших школьников к теме освоения космоса.
  • Выявление наиболее способных, литературно — одаренных участников конкурса.
  • Предоставление возможности творческого самовыражения.

Детям было предложено попробовать свои силы в сочинении стихов (в данной работе приветствовалось участие родителей) и принять участие в конкурсе «Поэтическая тетрадь». Поскольку неделя была проведена в начале апреля, то в предверии « Дня Космонавтики», нужно было сочинить стихотворение вместе с родителями, посвященное космосу.Оформить на листе бумаги форматом А4.

Конкурс «Эмблема школьного логопункта»

Цель: разработка эмблемы для дальнейшего использования ее в качестве символики школьного логопедического пункта.

Задачи: — дать возможность учащимся, участвуя в конкурсе, ощутить себя частью большого школьного коллектива, осознать свою личную значимость для школы, развитие творческих способностей, познавательного интереса учащихся

Положительным и важным в проведении «Логопедической недели» было то, что все упражнения и задания были подобраны в зоне ближайшего развития детей, активизированы все психические процессы, задействованы все анализаторы, а разнообразные задания способствовали не только смене видов деятельности, но поддержанию интереса в течение всего мероприятия.

Поставленные цели и задачи были полностью реализованы, все дети были активны на протяжении всей недели. Проведенные мероприятия соответствовали возрастным особенностям учащихся. Для проведения мероприятий использовалась ИКТ-технология, что придавало мероприятиям эстетичность, красочность и наглядность.

Во всех мероприятиях ребята активно проявляли и использовали все свои знания, полученные на логопедических занятиях, а также на уроках по русскому языку и чтению. Со всеми заданиями ребята справлялись, и были готовы к новым более сложным испытаниям. По итогам проведения предметной недели активные участники и победители в конкурсах были награждены грамотами за активное участие и победу.

Проведение «Логопедической недели” активизирует начальные классы, сближает ребят и взрослых, даёт эмоциональный настрой для обучения. Такая нетрадиционная форма работы важна для детей и педагогов. Она способствует проявлению чувств, возможности свободно и открыто высказаться, развитию интеллектуальных и артистических способностей ребят, развитию любознательности, сплочению коллектива, и вызывает интерес к обучению. Помогает выявлять детей нуждающихся в помощи школьного логопеда.

Каждый год план «Логопедической недели» должен меняться и совершенствоваться, что способствует повышению интереса у детей и педагогов.

Деятельность детей должна быть организована по принципу «рядом», т.е чтобы они не взаимодействовали друг с другом, а каждый осуществлял одну и ту же деятельность самостоятельно. Воздействие логопедом должна происходить на каждого ребенка одновременно.

Выводы:

Участие учащихся на мероприятиях «Логопедической недели», предоставляет им возможность для самореализации, проявления своих творческих способностей и самостоятельности. При ее проведении решались следующие задачи:

  • закрепление знаний, полученных за год обучения;
  • развитие познавательных и психических процессов;
  • создание условий для эмоционально-личностного благополучия детей;
  • осуществление взаимосвязи в работе логопеда, педагогов школы и родителей.

Проведение «Логопедической недели» активизирует всю начальную школу, сближает ребят и взрослых, дает эмоциональный настрой для обучения. Такая нетрадиционная форма работы, считаем мы, важна для учащихся нашей школы. Она способствует проявлению чувств, возможности свободно и открыто высказываться, развитию познавательных и артистических способностей воспитанников, развитию любознательности, сплочению коллектива и вызывает интерес к обучению.

Маханова Н.А.,
учитель-логопед

Казанская основная общеобразовательная школа

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

структурного подразделения МАОУ Казанская СОШ

627420, Тюменская область, Казанский район, с. Казанское, ул. Ленина 64/2, тел./факс 4-22-61.

Логопедическая неделя в ОУ, ДОУ

Казанского района

С 13 по 20 ноября 2017г. в Казанском районе стартовала очередная логопедическая неделя. Дата 14 ноября объявлена международным днем логопеда. В преддверии наступающей даты, в рамках районной недели логопедии были проведены учителем - логопедом Каренгиной С.Г. мероприятия на районном уровне.

Основными задачами недели являлись:

1. Закрепление знаний, полученных на логопедических занятиях.

2. Развитие познавательных и психических процессов.

3. Создание условий для эмоционально-личностного благополучия детей.

4. Осуществление взаимосвязи в работе с педагогами, воспитателями, родителями.

5. Воспитание интереса к изучению родного языка.

Логопедическая работа в школе строится с учётом особенностей развития детей. Наряду с традиционными формами проведения занятий, коррекция проходит и во внеурочной деятельности. Одной из форм такой работы является неделя логопедии в школе. Она прошла среди учащихся начальных и старших классов.

В понедельник (13 ноября ) в Казанской ООШ для обучающихся с ОВЗ состоялось открытие «Логопедической недели».

Дата 14 ноября объявлена международным днем логопеда. В преддверии наступающей даты, учащимся дана информация о истории возникновения праздника. Рассказано о том, что Международный день логопеда отмечается ежегодно 14 ноября, начиная с 2004 года. Первые специалисты лечили только некоторые отклонения в речи. И только в конце XIX века, благодаря разработке новых способов понимания, анализа и передачи речи, логопедия вышла на новый уровень. Эти методы стали использовать в своей деятельности А. Мелвилл Белл и А. Грэхем Белл (отец и сын).

Период с 1945 по 1965 гг. был ознаменован разработкой новейших подходов в терапии, которые позволяли лечить психологические факторы, лежащие в основе расстройства речи.

С каждым годом научные представления о речевой деятельности совершенствовались, и в результате общество получило современную логопедию, которая основывается на педагогическом содержании. Благодаря психологии, физиологии, языкознанию, а также основам дефектологии, речь стала рассматриваться как системное образование, которое и влияет на психическое развитие.

Учитывая весомую роль логопедов в жизни пациентов, и был создан этот международный профессиональный праздник. Его цель - информирование человечества о существовании науки о нарушениях речи и способах их устранения посредством специального обучения.

На торжественной линейке был объявлен план работы тематической недели. Учащимся представлен «Логовоз-путеводитель » и «Вагончики-дни недели » с представленным маршрутом мероприятий. Были объявлены все намеченные конкурсы, чтобы ребята в течение недели могли подготовиться к ним и принять активное участие. Так был объявлен конкурс на лучший рисунок - поделку «Золотая осень - 2017» и рисунок - аппликацию «Ноябрь уж наступил…» . В течение учебного дня с помощью учащихся начала оформляться выставка работ, которая, в течение недели будет пополняться новыми аппликациями и рисунками.

Так же оформлен стенд для родителей и выпущен информационный буклет «Любознательные родители» . Речь в нем идет о нарушении произношения сонорного звука «Р», причинах нарушения и как оказать помощь в домашних условиях.

В игровой форме учили стихотворение:

Раз, два, тр-ри, четыр-ре, пять
Вот как я могу считать!

И на празднике вчера
Громче всех кричал "Ур-ра"!
С "р" мы долго были в ссоре,
Я дружить с ней не хотел,
И все время в разговоре
Заменял её на "л".
Но смешно звучит " я вылос"
И не скажешь - "повзлослел"!
С "р" решил я помириться
Попытался, но не смог,
С буквой накрепко сдружиться
Добрый доктор мне помог!
Я открою вам секрет:
Этот доктор - логопед!
Этот доктор учит деток
Без ошибок говорить,
Мы его должны за это
Дружно поблагодарить!
Ведь с коварной буквой "р"
Очень дружим мы теперь!

Во вторник (14 ноября) в Казанской ООШ для обучающихся с ОВЗ прошло «Дом. Квартира. Мебель» для 2 - 4 классов. Ученики показали отличные результаты!

Целью данного мероприятия являлось содействие развитию умения выполнять макет из полуфабрикатов- заготовок.

Задачами данного проекта являлась необходимость способствовать развитию умений работать в группе , создать условия для расширения знаний детей об интерьере . Способствовать развитию воображения, творческого и технического мышления, способствовать созданию условий для развития самостоятельности и активности детей в ходе работы над проектом . Создать условия для развития умения выступать с речью перед аудиторией , способствовать воспитанию внимательного доброжелательного отношения выступлениям других детей.

Результат проектного продукта макет дома и интерьера комнат (гостиная, детская, кухня, ванная комната).

Учащиеся 2-4 класса были разделены на 4 группы по желанию. Каждая группа выбрала помещение для реализации проекта:Iгруппа - кухня,IIгруппа - гостиная,IIIгруппа - спальня и I V группа - ванная комната.

Затем члены группы раскрашивали эскизы мебели интерьера выбранного помещения, распределяли мебель по комнате и приклеивали мебель клеем.

Чтобы изготовить интерьер помещения, были распределены обязанности в группе: руководитель, конструкторы, дизайнеры, представитель группы для защиты проекта. Также были отобраны необходимые материалы и инструменты: картон, клей, ножницы, карандаши, заранее заготовленные макеты мебели.

Изготовление макетов протекало на протяжении 40 минут. Когда комнаты были готовы, учащиеся приступили к обсуждению защиты своего проекта.

Ключевым моментом мероприятия являлась защита проектов учащимися 2-4 классов. Представитель каждой группы презентовал свой макет комнаты, рассказал об этапах работы над проектом, проанализировал деятельность группы .

Учащиеся логопедической группы (3 класс), окончили изготовление поделки «Дружба народов - Единство России» на школьную олимпиаду для детей с ОВЗ, по теме «Год единства России ».

В среду (15 ноября) В нашей школе проходила тематическая неделя логопедии. Мы праздновали Международный день логопеда. Этот праздник отмечен в календаре 14 ноября. Это очень молодой праздник. Но очень важный. Ведь логопед- это доктор красивой и правильной речи. А красивая и правильная речь - это залог успеха и здоровья. «В здоровом теле - здоровый дух!», для того, чтобы каждый из нас не только научился следить за своим здоровьем, но и научил друга, что нужно делать, чтоб быть здоровым. Быть здоровым - это не только вылечиться от болезни с помощью пилюль и уколов, а уметь предотвращать различные недуги, используя как вспомогательные средства и профилактические меры, так и все потенциальные психические и физические резервы организма. Вот и состоялась общешкольная спортивно - логопедическая эстафета «Азбука здоровья» для учащихся 5-9 классов, во время которой ребята узнали о волшебном обереге и секреты крепкого здоровья. На эстафете с ребятами соревновался и отрицательный персонаж «Бандито-Простудито», который в конце эстафеты стал добрым и подарил ребятам обереги здоровья. В игровой форме прошла эстафета, но задачи ставились совершенно серьезные и важные: закрепить умение различать гласные и согласные звуки и буквы;

различать правильно написанные буквы от неправильно написанных букв;

осуществлять звуковой анализ слов; способствовать развитию физических качеств: скорости, ловкости, выносливости; развивать фонематический слух;

развивать зрительное восприятие, внимание, память; воспитывать у учащихся познавательный интерес, чувство коллективизма, доброжелательные отношения со сверстниками в совместной деятельности.

«Бандито-Простудито»

Наши победители:

1 место 2 место 3 место

Учащиеся Казанской ООШ для обучающихся с ОВЗ с интересом пополняли выставку аппликаций на тему: «Ноябрь уж наступил …» , так же в течение учебного дня, работал на логопункте «игродром на переменке » .

В четверг (16 ноября) Яровского детского сада «Солнышко». Открытое творческое игровое мероприятие: логопедический проект «Дом. Квартира. Мебель»

Для родителей и воспитателей оформлен стенд с информационными буклетами «Любознательные родители» , «Развитие фонематического слуха у детей».

В Яровской ООШ прошла в спортивном зале общешкольная спортивно - логопедическая эстафета «Азбука здоровья» для учащихся 1-4 классов, во время которой ребята узнали о волшебном обереге и секреты крепкого здоровья.

Победителям вручены грамоты за 1, 2, 3 места:

Для родителей и учителей начальных классов оформлен стенд с информационными буклетами «Любознательные родители»:

В пятницу (17 ноября) Проведение мероприятий на базе Чирковского детского сада «Тополек». Открытое творческое игровое мероприятие: логопедический проект «Дом. Квартира. Мебель» Вручение дипломов за активное участие в районной неделе логопедии.

В Чирковской ООШ Азбука здоровья» для учащихся 5-9 классов, во время которой ребята узнали о волшебном обереге и секреты крепкого здоровья.

Проведение мероприятий на базе Смирновского детского сада «Кораблик». Открытое творческое игровое мероприятие: логопедический проект «Дом. Квартира. Мебель». .

Вручение дипломов за активное участие в районной неделе логопедии:

В Смирновской СОШ прошла общешкольная спортивно - логопедическая эстафета «Азбука здоровья» для учащихся 5-10 классов, во время которой ребята узнали о волшебном обереге и секреты крепкого здоровья.

Победителям вручены грамоты за 1, 2 места:

В понедельник (20 ноября) закрытие логопедической недели. Подведутся итоги конкурса рисунков - поделок «Золотая осень - 2017» и рисунков - аппликаций «Ноябрь уж наступил…» . Учащиеся приняли активное участие, было представлено большое количество рисунков. Обладатели лучших работ будут награждены грамотами. Особое внимание привлекли рисунки - аппликации учащихся обучающихся на дому. Они впервые приняли участие в конкурсе рисунков в районной тематической неделе логопедии и получат дипломы участников.

Все проведённые мероприятия недели отличались высокой активностью и заинтересованностью учащихся школ и воспитанников детских садов.

Отдельную благодарность за помощь в организации тематической недели хочется выразить администрации школ и учителям начальных классов, учителям - предметникам (физической культуры (с.Яровское), трудового обучения (с.Казанское)) и воспитателям детских садов (с.Яровское, д.Чирки, с.Смирное).

Публикация на сайте:

Учитель-логопед: Каренгина С.Г.

В данной публикации представлен план проведения «Недели логопедии» в коррекционной школе VIII вида.

Нарушения речи у обучающихся в коррекционной школе VIII вида являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, эффективность его обучения.

Логопедическая работа в школе для обучающихся по адаптированным образовательным программам занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка. Но результаты работы учителя-логопеда не всегда проявляются быстро, как бы этого хотелось. Когда работаешь с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях.

Наряду с традиционными формами проведения логопедических занятий, коррекция речи происходит и во внеурочной деятельности. Одной из новых форм работы учителя-логопеда является ежегодное проведение «Недели логопедии ».

Цель : повышение интереса к логопедическим занятиям.

Задачи:

  1. развитие коммуникативных способностей учащихся,
  2. развитие познавательных и психических процессов,
  3. пропаганда логопедических знаний среди педагогов.

Для проведения «Логопедической недели» мною ежегодно составляется план мероприятий на каждый день.

План проведения Недели логопедии

День недели

Мероприятия

Участники

Понедельник
  1. Открытие недели логопедии.
  2. Логопедическая викторина «Решай-ка».
  3. Выпуск информационного буклета для педагогов «Приемы профилактики и коррекции дисграфии».
Развитие познавательных и психических процессов учащихся;оказание консультативной помощи педагогам Учащиеся и педагоги школы.
Вторник
  1. День пальчиковых игр.
  2. Творческий конкурс «Как умелые ручки язычку помогают».
  3. Выставка детских работ.
Развитие мелкой моторики рук Учащиеся 4 класса.
Среда
  1. Конкурс скороговорок.
  2. Выставка детских работ «Веселые скороговорки в картинках».
Активизация речевой деятельности учащихся, совершенствование звуковой стороны речи. Учащиеся 5-7 классов.
Четверг Логопедическая игра-викторина «Подумай и скажи». Развитие навыков грамматически правильной речи Учащиеся 3 класса.
Пятница Логопедический досуг «Приключение веселого язычка». Формирование умения правильно выполнять артикуляционные упражнения, контролировать свои движения. Учащиеся 1 класса.
Суббота Закрытие недели логопедии. Подведение итогов всех викторин и конкурсов. Учащиеся и педагоги школы.

Понедельник

Состоялось открытие «Недели логопедии», которое носило увлекательно-информационный характер. Викторина «Решай-ка» вывешивалась в виде стенгазеты с заданиями: ребусами, шарадами, анаграммами и другим занимательным материалом. Учителем-логопедом был выпущен информационный буклет для педагогов «Приемы профилактики и коррекции дисграфии».

Вторник

В этот день для учащихся 4 класса проведены мероприятия:

День пальчиковых игр. С целью развития ручной моторики использовались известные народные «пальчиковые» игры и упражнения, сопровождающиеся стихотворениями.

Следующий конкурс был творческий. Детям нужно было поработать своими пальчиками и слепить первую букву своего имени. Как она должна выглядеть и каким цветом – фантазия ребенка.

Затем проводилась выставка детских работ под названием «Как умелые ручки язычку помогают».

Среда

На конкурсе скороговорок «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь!» учащиеся 5-7 классов удивили знанием скороговорок, умением произносить их четко, внятно, умением состязаться друг с другом, умением презентовать свою скороговорку. Воспитанникам было предложено проиллюстрировать любимые скороговорки. В холле школы была организована выставка работ детей «Веселые скороговорки в картинках».

Четверг

Среди учащихся 3 класса была проведена логопедическая игра-викторина «Подумай и скажи». Ребятам были предложены разные задания: отгадать загадки, сложить разрезанные на части картинки, отгадать слово по названию его частей, отличить гласные звуки от согласных, подобрать обобщающее слово, разделить слова на слоги, исключить «четвертый лишний». Во время игры ребята активно проявляли и использовали свои знания, полученные на логопедических занятиях. Со всеми заданиями ребята справлялись и были готовы к новым более сложным испытаниям.

Пятница

В этот день для учащихся 1 класса проведено речевое развлечение «Приключение веселого язычка». Речевое развлечение – один из актуальных видов работы с младшими школьниками. Цель: в доступной форме познакомить учащихся с органами речи, учить детей выполнять артикуляционные упражнения, контролировать свои действия. Проведенное мероприятие отличалось заинтересованностью и высокой активностью первоклассников.

Суббота

Состоялось закрытие недели логопедии. Были подведены итоги всех викторин и конкурсов. Победители награждены подарками и призами.

Проведение Недели логопедии сближает всех ребят, активизирует их, дает эмоциональный настрой для обучения. Такая форма работы важна для детей с ограниченными возможностями здоровья. Она способствует развитию коммуникативных способностей учащихся, развитию познавательных и психических процессов, вызывает интерес к обучению и в дальнейшем помогает их социализации в общество.

Положительным достижением «Логопедической недели» можно считать то, что по сравнению с прошлой Неделей активность участников образовательного процесса значительно возросла.

Царева С.В.,
учитель-логопед

Проведение логопедической недели в общеобразовательной школе

Работа логопеда в современном учебном процессе не сводится только к занятиям. Наверное, было бы просто неинтересно ограничивать своё рабочее пространство только кабинетом. В поисках дополнительных форм внеурочной работы я решила попробовать провести логопедическую неделю. Ведь проводят в школах неделю математики, физики. Я понимала, что предстоит очень большая, трудоёмкая работа. А ведь от основных моих занятий меня никто не освобождал, все логопедические занятия шли в своём графике. Но очень привлекательной показалась мне идея. Проведение этого мероприятия решало несколько задач:

Задачи:

    широкий охват учащихся начальных общеобразовательных и коррекционных классов;

    пропаганда логопедических знаний среди родителей, педагогов;

    осуществление взаимосвязи педагогов, педагогов и родителей;

    создание условий для эмоционально-личностного благополучия детей (особенно у детей коррекционных классов).

Для проведения логопедической недели мной был составлен план мероприятий, который был согласован с завучем школы, директором, учителями начальных классов. Кроме того на стенде около логопедического кабинета вывешивается план для детей с указанием мероприятия, даты, классов, задействованных в том или ином мероприятии. Конечно, когда я в первый раз проводила эту неделю, то всё взяла на себя, а это очень трудно. Поэтому, на следующий год и во все последующие привлекала к работе и психолога и учителей начальных классов.

План проведения логопедической недели в начальной школе

4.04. – понедельник

1. Открытие недели (линейка по сменам)

2. Объявление намеченных конкурсов по классам: работы сдать до четверга

1 «а», «б» Конкурс на лучший Буквоград (КТД)

2 кл., 3 «в» Лучший словарь чистоговорок (индивидуальный зачёт, КТД)

3 «а» Словарь синонимов (КТД)

3 «б» Словарь антонимом (КТД)

4 класс Конкурс сочинений «Если бы я был волшебником» (индивидуальный зачёт)

3. Объявление жюри конкурсов: учителя русского языка (2 человека), завуч, психолог, логопед

5.04. – вторник

1. Викторина «Речезнайка» (в виде стенгазеты)

2. Игра – соревнование команд «Звуки и буквы» 2 класс

6.04. – среда

1. Олимпиада «Грамотей» - 3 классы, 3 «в».

2. Логопедический тренинг для родителей и детей «Игры с дедом Буквоедом» 1 «б», «а» классы время – 18.00.

7.04. – четверг

1. Открытое логопедическое занятие по теме: «Автоматизация звука [ Р] в связной речи» 1-2 классы время - 11.25.

2. Игра-соревнование команд «В гостях участей слова» 4 класс. время – 12.30.

8. 04. - пятница

1. Логопедический праздник «Путешествие в страну правильной речи» время – 12.15

2. Закрытие логопедической недели: подведение итогов конкурсов, награждения.

В понедельник проходит открытие логопедической недели. На больших переменах и с первой и со второй смены проводятся линейки. Ребятам объявляется об открытии «Логопедической недели». Объявляются все конкурсы, чтобы в течение недели дети могли подготовиться к ним и принять активное участие. Говорится, что все конкурсные материалы принимаются до четверга (включительно). Представляется жюри, в которое входят: психолог, завуч, учителя русского языка и литературы. Здесь же объявляются конкурсы: на создание лучшего «Буквограда» для 1-ых классов, сборник чисотоговорок для 2 классов, словарь синонимов, антонимов для 3-их классов, конкурс сочинений «Если бы я был волшебником» для 4-ых классов. Дети не ограничиваются в выборе форм и способов выполнения конкурсных заданий. Так словари оформляются в виде книг, рисунков. «Буквоград» выполняют из пластилина, солёного теста и т.д.

Во вторник на стенде логопедического кабинета вывешивается викторина «Словесная мозаика». Она оформлена в виде стенгазеты с заданиями на звуковой, звукобуквенный анализ, с ребусами и т.п. все задания даются в занимательно, игровой форме. Под стенгазетой стоит коробка с прорезью для сбрасывания выполненных заданий. Желающие поучаствовать могут выполняя работы на переменках. В этот же день проводится игра-соревнование команд «Звуки и буквы» для ребят 2-ых классов.

В среду проводится олимпиада «Грамотей» для всех классов (по параллелям). Олимпиадные задания раздаются всем детям. В среду вечером проводится логопедический тренинг для родителей и первоклассников «Игры с дедом Буквоедом». На этом тренинге родителям показываются приёмы для лучшего запоминания букв детьми, профилактики дисгрфий.

В четверг проводится открытое логопедическое занятие. Цель занятия-привлечь внимание учителей, родителей к работе логопеда, показать приёмы работы, которые они могут использовать дома, на уроках. В 4 классах проводится игра-соревнование команд «В гостях у частей слова».

В пятницу проводится праздник «Путешествие в страну Правильной речи» - по сменам. И, наконец, закрытие «Логопедичской недели», на котором подводятся итоги конкурсов, олимпиад, викторины. Награжаются классы и отдельные ребята.

Конечно, каждый год план недели меняется, что способствует повышению заинтересованности ребят, учителей, родителей. По ходу проведения мероприятий оформляются выставки творческих работ классов, рисунков, письменных работ. Проведение «Логопедической недели» активизирует всю школу, сближает ребят и взрослых. Такая работа особенно важна для детей коррекционных классов. Они могут наравне со всеми попробовать себя в интеллектуальном соревновании. Что особо радует меня как логопеда, что многие мои воспитанники занимают призовые места. Это является показателем продуктивной логопедической коррекции, приносит моральное удовлетворение своей работой.

Информационные ресурсы, используемые при подготовке к мероприятию:

    log41173.ucoz.ru/igry_sdedom.doc

    tmndetady.ru

    mtas.ucoz.ru/kozyreva.programmy.doc

Логопедическая неделя – одна из форм достижения личностных и метапредметных результатов обучения.

Е.И.Гришина, учитель-логопед

МОУ Выездновская СОШ

Отправляя ребенка в первый класс, каждый из родителей надеется на то, что его малыш будет успешен и талантлив. Однако уже на начальных этапах обучения большинство детей испытывают трудности. И это не случайно. По статистическим данным, только 10% новорожденных появляется на свет абсолютно здоровыми. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, которые препятствуют формированию полноценной учебной деятельности. Целями и задачами логопедического сопровождения являются формирование у школьников речевой культуры, коммуникативных умений, побуждение учащихся к общению.

Коррекционная логопедическая работа в условиях нашей школы строится с учётом индивидуальных особенностей учащихся-логопатов и способствует развитию не только мыслительно-речевой деятельности, но и личности ребенка в целом. Наряду с традиционными формами проведения занятий, коррекция проходит и во внеурочной деятельности, в результате которой наблюдается повышение речевой и коммуникативной активности детей-логопатов. Одной из новых, нетрадиционных форм моей работы является ежегодное проведение «Логопедической недели». Система внеклассной работы обеспечивает разнообразные потребности личности ребенка и нацелена на решение проблемы взаимосвязи обучения, коррекции и воспитания через занятия, праздники, КВН, викторины, конкурсы и т.д., взаимодействие логопеда, педагогов и воспитателей при проведении общих мероприятий, планировании работы.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов дает эффективный результат в коррекционной работе. Однако, к сожалению, далеко не все родители уделяют должное внимание речевому развитию своих детей по различным причинам, чаще всего, считая, что все недостатки с возрастом исправятся самостоятельно. В данном случае логопедическая неделя даёт хорошую возможность логопеду еще раз продемонстрировать значимость коррекционных логопедических занятий. Практика показала, что присутствие родителей на различных мероприятиях делает их живыми, интересными и результативными.

В нашей школе “Логопедическая неделя» проходит в последней учебной четверти (март-апрель). При её проведении решаются следующие задачи:

    закрепление знаний, полученных за год обучения;

    развитие интереса к слову и языкового чутья;

    развитие речевой и познавательной активности детей;

    развитие общей и мелкой моторики, интеллектуальных и творческих (речевых, художественных, музыкальных) способностей учащихся;

    осуществление взаимосвязи в работе педагогов, побуждение детей к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми.

Для проведения “Логопедической недели” составляется план мероприятий на каждый день, который утверждается директором школы, согласуется с завучами и вывешивается для детей и педагогов в “Уголке логопеда”. В течение недели проводятся различные мероприятия для учащихся и педагогов: конкурсы, викторины, выставки, развлекательные и познавательные логопедические праздники.

В понедельник проходит открытие “Логопедической недели”, которое носит увлекательно-информационный характер и проходит по ранее разработанному сценарию. Здесь же объявляются все намеченные конкурсы, чтобы ребята могли в течение недели подготовиться к ним и принять активное участие. Далее всё проходит согласно намеченному плану.

В “День открытых дверей” логопедические занятия могут посетить по желанию все педагоги школы и родители учащихся. На этих занятиях логопед показывает новые формы и методы коррекции, инновационные технологии, которые применяет в своей логопедической работе. Особенно интересно и познавательно проходят различные семинары, практикумы для педагогов школы, где проявляется совместное сотрудничество различных служб: педагогической, психологической, социальной и медицинской. Готовятся индивидуальные занятия, где дети с нарушением речи показывают "чистую" речь и иногда результаты занятий оказываются неожиданными для учителей и воспитателей, так как в свободной речи, вне логопедических занятий дети еще не достаточно хорошо используют полученные навыки.

Затем детям предлагается лингвистическая викторина. Параллельно с этим проводится конкурс рисунков на логопедическую (речевую, языковую, лингвистическую) тему. Оформляется логопедическая газета, которая имеет несколько рубрик, это: "АБВГДЕЙ-КА", "Слоговица", "Звуковая живопись", "Разгадай шарады" и др. Стихи, рифмовки, ребусы, загадки, шарады, кроссворды, группирование слов, вызывающих определенные ассоциации, рассказы о языке, возникновении букв и азбуки, о различных звуках, – все это развивает у учащихся языковое чутье.

Кульминацией проведения логопедической недели становится грандиозный праздник, в котором принимают участие все дети начальной школы. Здесь подводятся итоги всех викторин, конкурсов, и победители награждаются подарками и призами. Праздник, как синтез искусств, включает в себя различные виды деятельности: речевую, музыкальную, изобразительную, и особый вид деятельности - общение. Все виды деятельности ребенка с нарушением речи отличаются некоторым своеобразием. Это обуславливает возникающие в процессе подготовки праздника сложности: необходимость тщательного отбора речевого материала; длительное разучивание стихов, песен, танцев; формирование необходимых навыков общения. Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.

На праздниках, утренниках речевая деятельность детей совершенствуется посредством чтения стихотворений, исполнения песен. Вовлечение детей с театральную деятельность способствует формированию у них вкуса, воображения, творческому развитию личности ребенка, а, следовательно - и обогащению его словарного запаса. Возникающие в игровом процессе эмоции дети пытаются выразить словами, тем самым также улучшая свой словарный запас.

По ходу праздника в игровой форме проводятся и артикуляционная, пальчиковая гимнастики, с использованием грецких орехов или теннисных шариков, самомассаж, упражнения на дыхание, на развитие фонематического восприятия, внимания. Дети – логопаты с удовольствием декламируют чистоговорки, стихи, скороговорки, которые помогли автоматизировать исправленные дефекты речи. Подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Музыка и ритмичные движения в процессе праздника хорошо снимают напряженность, усталость и благотворно влияют на работоспособность детей. Интересно и задорно проходят подвижные речевые игры с элементами театрализации.

Такие праздники помогают подвести итог логопедической работы, проделанной за год, а детям почувствовать уверенность в своих силах. Завершается праздник подведением итогов и награждением всех участников.

Предлагаем примерный план “Логопедической недели”:

ПОНЕДЕЛЬНИК - Открытие “Логопедической недели”. Стенгазета. Выставка творческих и исследовательских работ учащихся-логопатов.

ВТОРНИК - “День открытых дверей”.

СРЕДА - Лингвистическая викторина.

ЧЕТВЕРГ - Конкурсы рисунков «Фантастические животные Мамалына и Жаваруга» и «Рисунки в строчке».

ПЯТНИЦА - Закрытие “ Логопедической недели”. Логопедический праздник “В мире звуков ”.

Каждый год план “Логопедической недели” меняется и совершенствуется, что способствует повышению интереса у детей. Ежегодно меняются и праздники: «В мире звуков», «Путешествие в страну Правильной речи», «Учимся говорить красиво», Все сценарии мы разрабатываем сами, используя новинки методической литературы и периодических изданий. По ходу проведения мероприятий оформляются разнообразные выставки рисунков, письменных и творческих работ. Здесь прослеживается тесная связь работы логопеда с преподавателями.

В подготовке, оформлении и проведении “Логопедической недели” обязательно участвуют сами дети. Третий год мы тесно сотрудничаем с преподавателями и студентами АГПИ. Если в этот момент они находятся на практике, то вместе с детьми принимают активное участие в подготовке и проведении праздника. Здесь им предоставляется возможность для самореализации, проявления своих творческих способностей и самостоятельности.

Проведение “Логопедической недели” сближает ребят и взрослых, даёт эмоциональный настрой для обучения. Такая нетрадиционная форма работы важна для детей, так как она способствует проявлению чувств, возможности свободно и открыто высказаться, развитию интеллектуальных и артистических способностей ребят, развитию любознательности, сплочению коллектива, и вызывает интерес к обучению. Таким образом, «Логопедическая неделя» является одной из форм коррекционно-воспитательной деятельности, которая эффективно влияет на развитие личностных особенностей учащихся.