Лабораторная работа строение млекопитающих. Общие черты и строение млекопитающих. «Изучение внутреннего строения
млекопитающего»

Лабораторная работа строение млекопитающих. Общие черты и строение млекопитающих. «Изучение внутреннего строения млекопитающего»

Опорно-двигательная система. Скелет млекопитающих состоит из тех же отделов, что и у других наземных позвоночных животных: черепа, позвоночника, скелетов туловища, поясов и свободных конечностей (рис. 193).

Рис. 193. Скелет млекопитающего: 1 - верхняя челюсть; 2 - нижняя челюсть; 3 - череп; 4 - зубы; 5 - шейные позвонки; 6 - грудные позвонки; 7 - поясничные позвонки; 8 - хвостовые позвонки; 9 - ребра; 10 - лопатка; 11 - плечо; 12 - предплечье; 13 - кисть; 14 - тазовая кость; 15 - бедро; 16 - голень; 17 - стопа

Кости млекопитающих прочные, многие срастаются вместе. Череп крупный, состоит из меньшего, чем у рептилий, числа костей, так как многие срастаются еще в эмбриональном периоде. Челюсти сильные, вооруженные зубами, которые находятся в углублениях - альвеолах.

Позвоночник состоит из следующих пяти отделов: шейного (семь позвонков), грудного (двенадцать позвонков), поясничного (шесть-семь позвонков), крестцового (четыре слившихся позвонка) и хвостового отдела из разного числа позвонков у разных млекопитающих. Позвонки массивные, с уплощенными поверхностями тел. К позвонкам грудного отдела причленя-ются ребра, часть их соединяется с грудиной, образуя грудную клетку. Пояс передних конечностей состоит из парных ключиц и парных лопаток. Кора-коиды (вороньи кости) у большинства зверей редуцированы. У лошадей и собак, у которых ноги движутся только вдоль продольной оси тела, редуцированы и ключицы. Пояс задних конечностей (тазовый пояс) состоит из двух крупных тазовых костей. Каждая из них возникла при срастании лобковой, седалищной и подвздошной костей. Тазовые кости срастаются с крестцом.

У млекопитающих сложная система мышц. Наиболее развиты мышцы, двигающие конечности. Они начинаются на костях поясов и прикрепляются к костям свободной конечности. Длинные сухожилия подходят к костям стопы и кисти, что обеспечивает хорошую подвижность конечностей, расширяя их приспособительные (адаптивные) возможности.

Хорошо развиты межреберные дыхательные мышцы, сокращение которых поднимает и опускает грудную клетку. Есть мышцы, которые соединяются с кожей: например мимические мышцы, сокращение которых вызывает подергивание кожи, движение шерстного покрова, вибрисс.

У всех млекопитающих грудная полость отделена от брюшной мускулистой перегородкой - диафрагмой. Она широким куполом входит в грудную полость и прилегает к легким.

Лабораторная работа № 10

Тема. Строение скелета млекопитающих.

Цель. Изучить особенности строения скелета млекопитающих.

Оборудование: пинцет, лупа, скелет (и его части) кролика (кошки, крысы).

Ход работы

  1. Рассмотрите общее строение скелета. Найдите его части: скелеты головы, туловища, конечностей. Обратите внимание на соединение костей между собой.
  2. Рассмотрите скелет черепа. Обратите внимание на размеры мозговой коробки, соединения костей, дифференцированные альвеолярные зубы.
  3. Определите отделы позвоночника и особенности их строения.
  4. Рассмотрите строение грудной клетки, вспомните ее значение для животного.
  5. Рассмотрите строение скелетов поясов и свободных конечностей - передних и задних. Найдите и назовите основные их части. Рассмотрите места прикрепления мышц.
  6. Найдите сходство и различия в строении скелетов млекопитающих и пресмыкающихся.
  7. Запишите свои выводы в тетрадь, сделайте необходимые рисунки.

Нервная система. Центральная нервная система млекопитающих состоит из тех же отделов, что и у других позвоночных (рис. 194). Наиболее развит передний мозг, имеющий крупные полушария. Поверхность полушарий образована несколькими слоями нервных клеток - так называемой корой.

Рис. 194. Нервная система млекопитающего: А - общий план строения: 1 - головной мозг; 2 - спинной мозг; 3 - периферические нервы; Б - головной мозг кролика: 1 - обонятельные доли переднего мозга; 2 - полушария переднего мозга; 3 - извилины коры; 4 - промежуточный мозг; 5 - средний мозг; 6 - мозжечок; 7 - продолговатый мозг

У млекопитающих со сравнительно простым поведением (кролики, мыши) полушария гладкие, а у хищных млекопитающих и приматов, отличающихся сложным поведением, кора полушарий имеет многочисленные извилины (складки) и борозды, увеличивающие их поверхность. Крупные полушария переднего мозга прикрывают сверху промежуточный и средний мозг. Хорошо развит мозжечок, где находятся центры координации движений.

Периферическая нервная система, как и у других позвоночных, представлена двенадцатью парами черепно-мозговых нервов (отходят от головного мозга) и многочисленными нервами, отходящими от спинного мозга. Мощные нервные стволы направляются от спинного мозга к передним и задним конечностям.

Из органов чувств у зверей наиболее развиты обоняние, слух, зрение. Хорошо развиты отделы мозга, связанные с обонятельным, слуховым и зрительным анализаторами.

Более сложное строение опорно-двигательной и нервной систем млекопитающих в сравнении с рептилиями свидетельствует об их прогрессивном развитии, дальнейшей дифференцировке в ряду позвоночных и огромных приспособительных возможностях.

Пищеварительная система у млекопитающих более сложная, чем у пресмыкающихся (рис. 195). Рот окружен мясистыми губами, которые облегчают захват и удержание пищи. Зубы дифференцированы (подразделены на группы) на резцы, клыки, предкоренные и коренные. У представителей разных семейств они развиты по-разному в зависимости от способа питания и характера корма. Так, у грызунов и зайцев хорошо выражены резцы, у хищников - клыки и т. п.

Рис. 195. Внутреннее строение кролика (самки): 1 - трахея; 2 - пищевод; 3 - сердце; 4 - легкие; 5-желудок; 6 - слепая кишка; 7 - печень; 8 - селезенка; 9 - тонкая кишка; 10 - поджелудочная железа; 11 - почка; 12 - толстая кишка; 13 - яичник; 14 - матка; 15 - яйцевод; 16 - мочевой пузырь

Между зубами и губами расположено преддверие рта. У грызунов и мартышек здесь находятся защечные мешки, в которых они переносят пищу. Еду звери отрывают и пережевывают зубами, обильно смачивая слюной. Ферменты слюны воздействуют на сложные сахара (крахмал, клетчатку), расщепляя их до более простых соединений. Пищевой комок проходит в глотку, пищевод и поступает в желудок (рис. 196, А). У большинства млекопитающих желудок простой: он состоит из одной камеры. В стенках его находятся железы, которые выделяют пищеварительные вещества и кислоту, переваривающие белки.

Рис. 196. Схемы строения пищеварительных систем млекопитающих: А - общий план строения (кролик): 1 - рот; 2 - ротовая полость; 3 - глотка; 4 - пищевод; 5 - желудок; 6 - печень; 7 - поджелудочная железа; 8 - тонкая кишка; 9 - толстая кишка; 10 - слепая кишка: 11 - прямая кишка; 12 - анальное отверстие; Б - строение желудка жвачного парнокопытного: 1 - рубец; 2 - сетка; 3 - книжка; 4 - сычуг

У жвачных парнокопытных желудок сложный, состоящий из четырех отделов - рубца, сетки, книжки и сычуга (рис. 196, Б). Только последний из них является собственно желудком. Предыдущие отделы представляют собой расширения пищевода и служат для сбраживания пищи. Здесь под влиянием простейших, бактерий и дрожжей перерабатывается трудно перевариваемая клетчатка. У коровы за сутки выделяется до 50 л слюны, а пища из желудка периодически отрыгивается и пережевывается зубами (отсюда происходит название «жвачные»). В кишечнике пища подвергается воздействию ферментов, выделяемых пищеварительными железами, расположенными в стенках кишечника, и поступающими из печени и поджелудочной железы. Они воздействуют на все группы пищи: белки, жиры и сахара. Переваренная пища всасывается в тонком кишечнике, а непереваренные остатки поступают в толстую кишку, где формируются каловые массы, удаляемые наружу.

Дыхательная система состоит из тех же отделов, что и у пресмыкающихся: проводящих путей и легких (см. рис. 195). Легкие у зверей устроены сложнее, чем у рептилий, у них большая поверхность, обеспечивающая совершенный газообмен.

Трахея разделяется на два бронха, которые входят в легкие и здесь многократно ветвятся. Самые тонкие ответвления - бронхиолы. Они оканчиваются легочными пузырьками, или альвеолами, дыхательная поверхность которых в 50-100 раз больше поверхности тела. Альвеолы обильно оплетены кровеносными капиллярами. Именно здесь происходит газообмен. Углекислый газ из крови за счет разницы давлений выделяется в альвеолы, а кислород поступает из альвеол в капилляры, соединяется с гемоглобином эритроцитов и разносится кровью по организму. Вентиляция легких происходит за счет вдоха и выдоха. Вдох происходит за счет сокращения межреберных мышц и диафрагмы, благодаря чему увеличивается объем грудной полости. При расслаблении межреберных мышц и диафрагмы объем грудной полости и объем легких уменьшается - происходит выдох.

Кровеносная система млекопитающих похожа на кровеносную систему птиц. Сердце четырехкамерное: два предсердия и два желудочка. В левой половине сердца находится артериальная кровь, в правой - венозная (рис. 197).

Рис. 197. Схема строения кровеносной системы млекопитающего: 1 - сердце; 2 - левая дуга аорты; 3 - сонная артерия; 4 - спинная аорта; 5 - яремная вена; 6 - легочная артерия; 7 - легочная вена; 8 - задняя полая вена; 9 - капиллярная сеть внутренних органов

Чисто артериальная кровь из левого желудочка по большому кругу кровообращения движется ко всем органам и тканям организма. Правда, в отличие от птиц, у млекопитающих сохранилась не правая, а левая дуга аорты. Венозная кровь из правого желудочка по сосудам малого круга кровообращения направляется в легкие, где обогащается кислородом. Быстрое движение чисто артериальной и чисто венозной крови (особенно к голове по сонным артериям и от мозга по яремным венам) обеспечивает организм кислородом и быстро удаляет вредные продукты жизнедеятельности. Это обеспечивает быстрый обмен веществ, высокую и постоянную температуру тела млекопитающих.

Выделительная система представлена почками. Они расположены в тазовой области и представляют собой компактные тела. В почках из крови отфильтровываются продукты белкового обмена: мочевина и некоторые соли вместе с водой. По мочеточникам моча стекает в мочевой пузырь и через мочеиспускательный канал удаляется наружу (рис. 198).

Рис. 198. Строение выделительной и половой систем млекопитающих - самца (А) и самки (Б): 1 - почки; 2 - мочеточники; 3 - мочевой пузырь; 4 - семенники; 5 - яичник; б - семяпроводы; 7 - яйцеводы; 8 - матка; 9 - мочеиспускательный канал

Строение и деятельность систем внутренних органов млекопитающих свидетельствует об их более совершенном, прогрессивном развитии: интенсивном обмене веществ, постоянной и высокой температуре тела. Сравнение млекопитающих с птицами показывает их независимое и параллельное историческое развитие.

Упражнения по пройденному материалу

  1. В чем сходство и различия в строении покровов тела млекопитающих и рептилий?
  2. Перечислите основные особенности строения скелета головы, туловища, конечностей, связанные с наземным образом жизни, с типом питания.
  3. Поясните, чем отличается строение коры больших полушарий хищников и приматов от коры грызунов.
  4. На примере грызунов и жвачных животных объясните характерные особенности строения пищеварительной системы.
  5. Какие усложнения произошли в строении и деятельности систем внутренних органов млекопитающих по сравнению с рептилиями?

Класс: 7

Практическая работа №1

«Наблюдение за ростом и развитием животных»

Цель: наблюдение за ростом и развитием животных на примере котят

Оборудование: кошка с новорожденными котятами.

Ход работы

Проведите наблюдения за новорожденными котятами. Выясните, на какой день после рождения у них открываются глаза и как после этого изменяется поведение котят. Наблюдайте за тем, как изменяется отношение кошки к котятам по мере их роста. Отметьте, когда котята становятся вполне самостоятельными.
Наблюдайте за игрой котят. Проследите, начинают ли котята играть сами или первоначально их побуждает к этому мать. Установите, с какого возраста они преследуют движущийся предмет (бумажку на ниточке).

Практическая работа №2

«Наблюдение за сезонными изменениями в жизни животных НСО»

Цель: наблюдение за сезонными изменениями в жизни животных на примере птиц Купинского района Новосибирской области.

Оборудование: птицы родного края

Ход работы

I. Наблюдения за жизнью птиц осенью

Установите осенью точные даты:

а) первых песен молодых самцов;
б) появления первых стай уток, журавлей, гусей;
в) появления стай грачей, скворцов.

Отметьте состав стай, их численность, соотношение полов, количество молодых и старых (по оперению); направление их передвижений в течение всей осени.
Запишите результаты наблюдений в тетради.

II. Наблюдения за жизнью птиц зимой

Каких зимующих птиц вы знаете?
Научитесь узнавать на снегу следы вороны, галки, сороки, устанавливать по ним, что делали птицы.
Понаблюдайте за птицами в мороз, оттепель, перед снегопадом. Установите связь их поведения с погодой.
Выкладывая ежедневно корм в кормушку около своего дома (всегда в определенные часы), проследите, как скоро воробьи и синицы начнут прилетать на кормление в это время, будут ли требовать еды, вся ли стайка появится сразу или сначала разведчики.
Зарисуйте следы и запишите результаты наблюдений в тетради.

III. Наблюдения за прилетом птиц весной

Установите весной точные даты:

а) появления первых грачей, скворцов;
б) пролета первых стай уток, журавлей, гусей;
в) первых песен скворца, кукушки.

Наблюдения за выкармливанием птенцов декоративными птицами (попугайчиками, канарейками)

Отметьте дату начала насиживания яиц. Наблюдайте за птицами во время насиживания (кто насиживает яйца, как питаются птицы в это время). Отметьте день появления птенцов. Как изменилось после этого поведение родителей?
Установите частоту кормления птенцов в течение часа. Отметьте дату вылета птенцов из гнезда.
Запишите результаты наблюдений в тетради.

Лабораторная работа № 3

«Изучение внешнего строения млекопитающего»

Цель: изучить особенности внешнего строения млекопитающего.

Оборудование: домашние животные иличучела млекопитающих, таблицы и рисунки с изображением млекопитающих.

Ход работы

Рассмотрите любое наземное млекопитающее – собаку, кошку, кролика и др. Выясните, на какие отделы можно разделить тело млекопитающего. Вспомните, у каких изученных нами позвоночных животных имеются такие же отделы тела. По каким признакам млекопитающих можно отличить от других животных?
Как передвигается млекопитающее? Рассмотрите конечности. Сосчитайте пальцы на передних и задних ногах. Какие образования имеются на пальцах?
Какие органы расположены на голове млекопитающего? Какие из этих органов отсутствуют у других позвоночных животных?
Выясните, равномерно ли расположен волосяной покров на теле млекопитающего. Однороден ли волосяной покров? На каких местах волосяной покров отсутствует? Какова его основная функция?
Установите функции, характерные для каждого типа волос, покрывающих тело млекопитающих. Для этого используйте приведенные ниже данные. Результаты отразите в таблице.

1. Длинные, прочные, жесткие остевые волосы.
2. Подпушь, или подшерсток – мягкие, густые, короткие волосы.
3. Длинные, крупные, чувствующие волосы, в основании которых располагаются нервные волокна, воспринимающие соприкосновение с посторонними предметами.
А. Выполняют функцию органов осязания.
Б. Хорошо сохраняют тепло, так как между волосами этого типа задерживается много воздуха.
В. Предохраняет кожу от повреждения.

Сформулируйте и напишите в тетради вывод об особенностях внешнего строения млекопитающих.

Лабораторная работа № 2

«Изучение внутреннего строения млекопитающего»

Цель: изучить особенности внутреннего строения млекопитающего.

Оборудование: рисунки и таблицы «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Внутреннее строение собаки», « Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Внутреннее строение кролика», «Тип Хордовые. Схемы кровообращения позвоночных».

Ход работы

1. Выявить особенности внутреннего строения млекопитающего на примере собаки или кролика.
Найдите на рисунках учебника, таблице органы пищеварительной системы млекопитающего; какие отделы присутствуют, какова их последовательность, учитывая, что млекопитающее это хордовое животное.
2. Найдите на рисунках учебника и таблице органы дыхательной системы. Объясните, какие особенности строения легких способствуют быстрому насыщению крови кислородом.
3. Найдите на рисунках учебника и таблице органы кровеносной системы. Внимательно рассмотрите схему строения сердца. Как отразилось на обмене веществ появления четырехкамерного сердца. Пользуясь схемой кровообращения, определите, в каком желудочке начинается большой круг кровообращения, малый круг кровообращения. В каких отделах сердца течет артериальная кровь, а в каких венозная.
4. Найдите на рисунках учебника и таблице органы выделительной системы. Какую функцию они выполняют?
5. Заполните таблицу

6. Сделайте вывод, какие усложнения произошли в строении и деятельности систем внутренних органов млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися?

Практическая работа №3

«Наблюдение за поведением животных»

Цель: изучить поведение животных на примере кошки, собаки и др.

Оборудование: домашние животные

Ход работы

1. Выясните, как эти звери реагируют на запахи и звуки. Заполните таблицу

2. Выработайте у кошки, собаки или др. условные рефлексы: на время кормления.
3. Неделю кормите животное 2 раза в день в одно и то же время. По истечению этого срока, не давайте пищу животному в установленное время. Понаблюдайте за реакцией животного и сделайте выводы.
4. Результаты наблюдений запишите в тетради.

Лабораторная работа №3

«Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих»

Цель : изучить особенности внешнего строения членистоногих на примере майского жука; познакомиться с многообразием членистоногих.

Оборудование: майский жук, ванночка, препаровальный нож, лупа или рисунки членистоногих разных классов, коллекции членистоногих.

Ход работы

I. Изучить особенности внешнего строения типа членистоногих на примере класса насекомых, майского жука

1. Рассмотрите нерасчлененного майского жука, определите его размеры, окраску тела.

2. На расчлененном жуке найдите три отдела тела: голову, грудь, брюшко.
3. Рассмотрите голову жука, найдите на ней усики – органы осязания, обоняния, глаза - органы зрения и ротовые органы.
4. Установите особенности строения ног жука, определите, сколько их, к какому отделу тела они прикрепляются.
5. На груди жука найдите две пары крыльев: переднюю пару, или надкрылья, и заднюю пару – перепончатые крылья.
6. Рассмотрите брюшко, найдите на нем насечки и рассмотрите с помощью лупы дыхальца.
7. Зарисуйте майского жука

II. Знакомство с многообразием членистоногих.

1. Составьте таблицу «Особенности строения классов членистоногих».

2. Выявите признаки сходства и различий.

Лабораторная работа №4

«Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни»

Цель: изучить особенности внешнего строения рыб, связанные с обитанием в водной среде.

Оборудование: окунь или рыбки из аквариума, рисунки с изображением разных видов рыб.

Ход работы

1. Рассмотрите рыбу, плавающую в банке с водой или в аквариуме, определите форму ее тела и объясните, какое значение имеет такая форма тела в ее жизни.

2. Определите, чем покрыто тело рыбы, как расположена чешуя, какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни рыбы в воде. С помощью лупы рассмотрите отдельную чешую. Зарисуйте. Определите по чешуе возраст рыб. Как вы это сделали?

3. Определите окраску тела рыбы на брюшной и спинной стороне; если она различна, то объясните эти различия.
4. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище и хвост, установите, как они соединены между собой, какое значение имеет такое соединение в жизни рыбы.
5. На голове рыбы найдите ноздри и глаза, определите, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни рыбы.
6. Найдите у рассматриваемой вами рыбы парные (грудные и брюшные) плавники и непарные (спинной, хвостовой) плавники. Понаблюдайте за работой плавников при передвижении рыбы.
7. Зарисуйте внешний вид рыбы, обозначьте на рисунке ее части тела и сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде. Вывод запишите в тетрадь.

Лабораторная работа №5

«Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни»

Цель: изучить особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.

Оборудование: ванночка, лягушка или влажный препарат, макет, рисунки с изображением лягушки.

Ход работы

1. Рассмотрите тело лягушки, найдите на нем отделы тела.
2. Рассмотрите покровы тела.
3. Рассмотрите голову лягушки, обратите внимание на ее форму, размеры; рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни лягушки.
4. Рассмотрите туловище лягушки, определите его форму. На туловище найдите передние и задние конечности, определите их местоположение.
5. Зарисуйте внешний вид лягушки, обозначьте на рисунке ее части тела и сделайте вывод о приспособленности лягушки к жизни в воде и на земле. Вывод запишите в тетрадь.

Лабораторная работа №6

«Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни»

Цель: изучить особенности внешнего строения птиц, связанные с приспособлением к полету.

Оборудование: набор перьев, чучело птицы, лупа или живая птица, рисунки с изображением птиц.

Ход работы

1. Рассмотрите чучело птицы и найдите на нем отделы тела: голову, шею, туловище, хвост.
2. Рассмотрите голову птицы, обратите внимание на ее форму, размеры; найдите клюв, состоящий из надклювья и подклювья; на надклювье рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения.
3. Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. На туловище найдите крылья и ноги, определите их местоположение. Обратите внимание на неоперенную часть ноги – цевку и пальцы с когтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ранее, вы встречали такой покров.

4. Рассмотрите хвост птицы, состоящий из рулевых перьев, подсчитайте их число.
5. Рассмотрите набор перьев, найдите среди них контурное перо и его основные части: узкий плотный ствол, его основание – очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы рассмотрите опахала и найдите бородки 1-го порядка – это роговые пластинки, отходящие от ствола.
6. Зарисуйте строение контурного пера в тетради и подпишите названия его основных частей.

7. Рассмотрите пуховое перо, найдите в нем очин и опахала, зарисуйте в тетради это перо и подпишите названия его основных частей.
8. На основании изучения внешнего строения птицы отметьте особенности, связанные с полетом. Сделайте запись в тетради.

Практическая работа № 4

«Определение принадлежности животных к определенной систематической группе»

Цель: научиться определять принадлежность животных обитающих в НСО к определенной систематической группена примере беспозвоночных.

Оборудование : карточки для определения беспозвоночных животных.

Ход работы

1. Пользуясь определительной таблицей отрядов насекомых, установите, к какому отряду относятся предложенные вам насекомые, и занесите название отряда в таблицу.

Определительная таблица отрядов насекомых

1)Крыльев одна пара. Задняя видоизменена в жужжальца отряд Двукрылые
– Крыльев две пары……………………………………………………………………………2
2) Крылья обеих пар перепончатые…………………………………………………………..3
– Передняя и задняя пары крыльев отличаются друг от друга строением…………………7
3) Крылья прозрачные………………………………………………………………………... 4
– Крылья непрозрачные, густо покрытые чешуями; ротовые органы в виде спирально
закручивающегося хоботка……………………………… отряд Чешуекрылые (бабочки)
4) Передние и задние крылья приблизительно одинаковой длины…………………………5
– Передние и задние крылья различной длины………………………………………………6
5) Крылья богаты жилкованием; голова с большими глазами и короткими усиками;
грызущий ротовой аппарат; удлиненное тонкое брюшко (его длина превосходит ширину
в 5-10 раз) ………………………………………………………. отряд Стрекозы
– Ветви жилок у края крыльев явственно раздвоены; усики расположены между глазами
……………………………………………………… отряд Сетчатокрылые
6) Задняя пара крыльев сцеплена с передней и меньше ее, в состоянии покоя крылья
складываются вдоль тела, часто имеют жало………………… отряд Перепончатокрылые
– Задняя пара крыльев часто значительно короче передней; тело удлиненное с мягкими покровами;
ротовые органы редуцированы; брюшко, кроме пары длинных многочленистых церков,
часто имеет сходный с ними непарный хвостовой придаток; во взрослом состоянии
живет от нескольких часов до нескольких дней………………………………отряд Поденки
7) Передняя пара крыльев превратилась в непрозрачные твердые надкрылья, лишенные
явственного жилкования; в покое надкрылья складываются с образованием продольного шва
…………………………………………………………….. отряд Жесткокрылые (жуки)
– Передняя пара крыльев иного строения……………………………………………………8
8) Передняя пара крыльев превращена в полунадкрылья с перепончатой вершинной частью
и более плотной кожистой остальной; в покое крылья сложены на спине обычно плоско
…………………………………………………..отряд Полужесткокрылые (клопы)
– Крылья подразделены на более плотные кожистые удлиненные надкрылья и широкую,
веерообразно складывающуюся заднюю пару …………………… ….отряд Прямокрылые

2. Сравните насекомых между собой по признакам, указанным в таблице.

Признаки для сравнения

Название отряда

Тип усиков

Тип ротового аппарата

Число крыльев

Особенности строения крыльев

Тип конечностей

Особенности строения головы

Особенности строения груди

Особенности строения брюшка

3. Выявите признаки сходства во внешнем строении насекомых.

Карточки к практической работе №4

Пользуясь определительной таблицей отрядов насекомых, установите, к какому отряду относятся предложенные вам насекомые, и занесите название отряда в таблицу.

Карточка №0

Карточка №1

Карточка №2

Насекомые отряда ________________________________?

Карточка №3

Насекомые отряда ________________________________?

Карточка №4

Насекомые отряда ________________________________?

Карточка №5

Насекомые отряда ________________________________?

Карточка №6

Насекомые отряда ________________________________?

Карточка №7

Насекомые отряда ________________________________?

Карточка № 8

Насекомые отряда ________________________________?

Карточка № 9

Насекомые отряда ________________________________?

Лабораторная работа №7

«Выявление приспособлений у животных к среде обитания НСО»

Цель: изучить особенности приспособлений у животных НСО к среде обитания.

Оборудование: рисунки животных различных мест обитаний.

Ход работы

1. Определите среду обитания животных, предложенных вам на рисунках.
2. Выявите черты приспособленности к среде обитания.
3. Заполните таблицу

4. Сделайте вывод о возможных приспособлениях животных к условиям среды.

Лабораторная работа №8

«Распознавание домашних животных»

Цель: научиться распознавать домашних животных, выявить их значимость для человека.

Оборудование: рисунки домашних и диких животных.

Ход работы

Из перечня(1-15) выберите номера тех рисунков, на которых изображены домашние животные. Заполните таблицу.

Лабораторная работа №9

«Распознавание животных разных типов»

Цель: научиться распознавать многоклеточных животных разных типов по внешнему строению.

Оборудование: рисунки животных.

Ход работы

1. Рассмотрите рисунки представителей многоклеточных животных, определите их название и принадлежность к типу. Заполните таблицу.

2. Проклассифицируйте одного из представителей.

Вид – домашняя собака
Род –
Семейство –
Отряд –
Класс –
Тип –
Царство –

Лабораторная работа №10

«Распознавание органов и систем органов у животных»

Цель: научиться распознавать системы органов, органы их составляющие у животных.

Оборудование: рисунки систем органов животных.

Ход работы

1. Рассмотрите рисунки, определите, под каким номером показана определённая система, занесите в таблицу.

Название систем Органы их составляющие Функции
Опорно-двигательная
Кровеносная
Дыхательная
Выделительная
Половая
Нервная
Эндокринная
А – сердце и сосуды
Б – Яичники и семенники
В – Скелет и мышцы
Г – Желудок, кишечник, …
Д – Почки, мочевой пузырь, …
Е – Железы, выделяющие гормоны
Ж – Трахеи, жабры, лёгкие, …
З – Головной и спинной мозг, нервы
1 – Поступление в организм кислорода, удаление углекислого газа.
2 – Опора, защита внутренних органов, движение.
3 – Удаление жидких продуктов обмена веществ.
4 – Размножение
5 – Транспорт веществ в организме.
6 – Переваривание пищи и всасывание питательных веществ в кровь
7 – Координация и регуляция деятельности организма.

2. Найдите соответствие: название систем – органы их составляющие – и их функции.

Опорно-двигательная система –
Кровеносная система –
Дыхательная система –
Выделительная система –
Половая система
Нервная система –
Эндокринная система –

Задание 1. Выполните лабораторную работу.

Тема : "Строение скелета млекопитающих".

Цель работы: изучить особенности строения скелета млекопитающих.

1. Убедитесь в том, что на рабочем месте есть все необходимое для выполнения лабораторной работы.

2. Пользуясь инструкцией, приведенной в параграфе 52 учебника, выполните лабораторную работу.

3. Раскрасьте кости скелета млекопитающего (фиолетовым цветом - кости черепа, зеленым - позвоночника, голубым - пояса передних конечностей, коричневым - передние конечности, красным - пояс задних конечностей, желтым - задние конечности) и обозначьте их.

4. Запишите вывод об особенностях строения скелета млекопитающих.

Строение и деятельность систем внутренних органов млекопитающих свидетельствует об их более совершенном прогрессивном развитии: интенсивный обмен вещесв, постоянная высокая температура тела. Сравнение с птицами показывает их независимое и параллельное историческое развитие.

Задание 2. Заполните таблицу.

Строение и функции скелета млекопитающих (кролика)
Отдел скелета Особенности строения Функции
Череп крупный, меньше костей, чем у рептилий защита внутренних органов головы

Позвоночник:

шейный отдел

грдной отдел, ребра, грудина

поясничный отдел

крестцовый отдел

хвостовой отдел

семь позвонков

двенадцать позвонков

шесть, семь позвонков

четыре слившихся позвонка

разное число костей позвонков

защита и опора

Пояс передних конечностей

Передние конечности

Пояс задних конечностей

Задние конечности

парные лопатки, парные ключицы

2 крупные тазовые кости

передвижение, опора

Задание 3. Hаскрасьте системы внутренних органов млекопитающего (красным цветом - кровеносные органы, зеленым - пищеварительной системы, голубым - дыхания, коричневым - выделения, черным - размножения) и обозначьте их.

Задание 4. Количество пищи, съедаемой в течение суток маленьким млекопитающим - землеройкой, превосходит массу ее тела а 2-4 раза. А тигр, имеющий массу 250-300 кг, довольствуется 10-12 кг мяса в сутки. Почему существует такое несоответствие в количестве пищи, съедаемой различными живоными?

Потому что у землеройки очень быстрый обмен веществ, сердце бьется быстрее, чем сердце тигра. Поэтому землеройке необходимо постоянно есть.

Задание 5. Заполните таблицу.

Строение и функции систем внутренних органов млекопитающего
Система органов Особенности строения Функции
Пищеварительная рот, глотка, зубы, пищевод, желудок, кишечник, толстая кишка переваривание пищи
Дыхательная проводящие пути, легкие, трахея, гортань поступление кислорода в организм и выведение углекислого газа
Кровеносная четырехкамерное сердце: 2 желудочка и 2 предсердия перенос питательных веществ по организму
Нервная передний головной мозг, спинной мозг отвечает за чувства, осязание, обоняние
Выделительная почки, мочеточники, мочевой пузырь выделение продуктов обмена

Лабораторный практикум по теме «Млекопитающие»

Нами были проанализированы программы по биологии разных авторов: Н.И. Сонина, И.Н. Пономарева, В.В. Пасечника.

Согласно программе под редакцией Н.И. Сонина в разделе «Млекопитающие, или звери» предусмотрены две лабораторные работы: «Определение принадлежности млекопитающих к отрядам», «Выявление приспособлений у млекопитающих к среде обитания». Они проводятся в рамках одного урока.

Согласно программе под редакцией И.Н. Пономаревой предусмотрены четыре лабораторные работы: «Изучение внешнего строения млекопитающего», «Изучение внутреннего строения млекопитающего», «Выявление приспособлений млекопитающих к среде обитания», «Распознавание домашних животных».

Согласно программе под редакцией В.В. Пасечника предусмотрены две лабораторные работы: «Изучение внешнего строения млекопитающих», «Выявление особенностей строения млекопитающих в связи с образом жизни». Они проводятся в рамках одного урока.

Под лабораторными занятиями подразумевают любой вид самостоятельной деятельности учащихся. Наиболее четкую и аргументированную позицию в этом вопросе занимают В.Ф. Шалаев, В.А. Тетюрев, Б.В. Всесвятский и В.Н. Федорова. Признавая лабораторные занятия самостоятельной организационной формой учебного процесса, они указывают на следующие характерные особенности:

1. Занятия проводятся в классных или лабораторных условиях

2. Учащиеся работают самостоятельно, используя методы наблюдения и эксперимента

3. Учитель направляет и контролирует работу учащихся.

Перечисленные особенности не выявляют отличия лабораторных занятий от других форм педагогического процесса, так как не раскрывают специфики наблюдений, проводимых на этих занятиях. Во-первых, наблюдения ведутся и на экскурсиях, и в процессе демонстрации изучаемых животных (на иллюстрациях, муляжах, чучелах); во-вторых, не всякое самостоятельное наблюдение учащихся за изучаемым объектом является характерным для лабораторных занятий.

Педагогический опыт показывает, что при обучении биологии целесообразно выделять два типа наблюдений:

1. Созерцательное наблюдение, т.е. без воздействия на изучаемый объект,

2. Действенное наблюдение, т.е. сопровождающееся воздействием на объект изучения.

Например, созерцательное наблюдение в процессе изучения млекопитающих осуществляется при рассматривании внешнего вида животных, в процессе фенологических наблюдений за жизнью животных.

Действенное наблюдение при изучении млекопитающих осуществляется при рассматривании внутреннего строения и скелета, волосяного покрова когда учащиеся совершают действия с муляжами, могут их разобрать, рассмотреть отдельные части. Строение волосяного покрова можно рассмотреть под микроскопом. Несомненно, созерцательное наблюдение как метод самостоятельной работы, имеет важное значение в обучении биологии, учащиеся непосредственно, целенаправленно воспринимают отличительные особенности изучаемого натурального предмета, хотя и не воздействуют на него. В результате таких наблюдений у учащихся возникают восприятия, формируются представления и понятия о наблюдаемых явлениях и предметах природы, например, на экскурсиях в природу, на классных уроках при работе с натуральным раздаточным материалом, а также при демонстрации учителем опытов и изучаемых объектов.

Далее нами будут рассмотрены основные методы, приемы проведения лабораторных работ. Основные методы проведения самостоятельных работ - наблюдение, опыты над животными и практические работы. Речь о лабораторных, а не о самостоятельных работах.

Проведение самостоятельных наблюдений обеспечивает активность учащихся и дополнительный интерес при изучении предмета биологии.

Знания, полученные на основе наблюдений, обычно отмечаются отчетливостью и прочностью. В процессе собственных наблюдений при выполнении лабораторных работ, развивается интерес к изучению животных, воспитывается инициатива, аккуратность, ответственность за выполняемую работу.

Учащиеся, проводя лабораторные работы, овладевают умениями и научными методами изучения животного мира. Поэтому самостоятельному наблюдению учащихся при проведении лабораторных работ по биологии, необходимо уделить особое внимание .

Опыты с животными

При применении опыта как метода обучения учащиеся на практики осваивают этот важнейший метод научного исследования и постепенно овладевают им. Все это ставит перед учителем зоологии задачу - использовать по возможности самостоятельную опытную работу учащихся, включающую наблюдения и опыты над животными.

Практические работы учащихся

Сочетание физического труда с изучением животных наиболее характерно для данного метода. Практическую работу учащихся с животными в известной мере можно считать учебно-позновательным трудом. Поэтому она, помимо материальной ценности, имеет и большое воспитательное значение, приучает детей трудиться, воспитывает у них любовь к физическому труду, подготавливает их к практической деятельности после окончания школы.

Для организации деятельности учащихся по выполнению лабораторной работы целесообразно подразделить их на группы (малые группы состоят из 3-5 человек). Каждой группе учащихся выдается рабочий лист с иллюстрацией исследуемого типа приспособления организмов и изложением проблемной информацией, обучающего текста, с заданием и алгоритмом выполнения практической части. Содержание предлагаемых рабочих листов позволяет не только создать проблемную ситуацию, но и организовать деятельность учащихся по осмыслению проблемы исследования, поиску учебной информации и проверке гипотезы, по получению, обсуждению и обобщению полученных результатов, стимулировать рефлексивную активность учащихся.

В процессе изучения млекопитающих могут использоваться следующие средства обучения:

· Таблицы «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие».

· Модель «Строения черепа», «Строения скелета».

· Электронные носители: иллюстрированный учебник, интерактивные модели - движение пресмыкающихся.

· Фотографии млекопитающих.

· Рисунки и схемы.

· Вопросы и задачи разной сложности по теме урока.

При проведении лабораторных работ используются приборы общего назначения: компьютерный измерительный блок, датчик пульса, дыхания, температуры; препараты (пробирки): беззубка, внутреннее строение крысы, рябы, лягушки, триона, ужа, гадюки, карася и т.д. Модели скелетов, муляжи, лабораторные приборы: микроскопы учебные, набор для микроскопирования, прибор для сравнения углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе и т.д.

В качестве примера проведения лабораторной работы, обладающей исследовательским проблемным характером, приведем работу в разделе «Млекопитающие» на тему «Выявление приспособленности организмов к среде обитания».

Задачи данной лабораторной работы сводится к следующему:

· Создание условий для осознания учащимися понятий «приспособленность», «целесообразность», «адаптация», «относительность приспособленности»;

· Развитию интереса к учебной и научной информации, касающейся проблемы многообразия адаптационных особенностей у млекопитающих;

· Формированию умений учащихся применять знания об эволюционных закономерностях возникновения адаптации для объяснения механизма возникновения конкретной приспособленности, для прогнозирования следствий и формулирования выводов.

Проблемный подход к изучению учебного содержания создает условия для выдвижения учащимися гипотез, версий, аргументов, для обобщений отдельных фактов в контексте общей картины событий или процессов; дл доказательств их состоятельности или отказа от них. В ходе поиска информации по изучаемым проблемам учащиеся подводятся к самостоятельным выводам и обобщениям.

Изложение проблемной ситуации заканчивается следующими вопросами и заданиями: Как вы думаете, в чем здесь заключается проблема и как бы вы сформулировали проблемный вопрос? Сформулируйте гипотезу, объясняющую данное противоречие. Как бы вы проверили истинность собственного суждения?

Предлагается: Внимательно рассмотреть объекты исследования (натуральные и/ или иллюстративный материал).Определить условия сред обитания, вызывающие появление конкретных приспособлений у объектов. Описать характерные черты исследуемых объектов, способствующие их адаптации к условиям среды. Используя знания о движущих силах эволюции и об основных генетических закономерностях, проанализированную информацию, а так же собственные наблюдения, описать возможный путь возникновения конкретных черт адаптации.

Оценить целесообразность приспособленности объектов исследования к условиям среды обитания и обосновывать свое мнение.

Особую важность о окончании лабораторной работы представляют обсуждения всеми учащимися класса проблемного задания для каждой группы, решения которых могут также учащиеся из других групп.

Лабораторная работа по теме: «Скелет млекопитающего».

Цель: изучить особенности строения скелета млекопитающих.

Оборудование и материалы:

1. Скелет кролика, кошки или крысы (по одному на двух студентов).

2. Позвонки из разных отделов тела (по одному на двух студентов).

3. Передние и задние конечности с поясами (по одному на двух студентов).

4. Черепа насекомоядных, грызунов, хищных, копытных животных (по одному на двух студентов).

5. Таблицы: 1. скелет млекопитающего; 2. строение позвонков из разных отделов тела; 3. череп (вид сбоку и снизу); 3. Скелет конечностей и их поясов.

Мозговой череп

Затылочный отдел: затылочная кость; затылочное отверстие; затылочные мыщелки.

Бока черепа: чешуйчатые кости со скуловыми отростками; скуловые; верхнечелюстные; межчелюстные (переднечелюстные); слезные; глазоклиновидные; крылоклиновидные кости.

Крыша черепа: теменные; межтеменные; лобные; носовые кости.

Дно черепа: основная клиновидная; передняя клиновидная; каменистая; крыловидные; небные кости; небные отростки верхнечелюстных костей; решетчатые лабиринты; сошник; барабанная кость; хоаны; отверстия выходов нервов, кровеносных сосудов и евстахиевой трубы.

Висцеральный череп

Нижняя челюсть: зубные кости с венечным, сочленовным и угловым отростками.

Позвоночник

Отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый хвостовой.

Строение туловищного платицельного позвонка, атланта и эпистрофея.

Грудная клетка: ребра истинные и ложные; грудина (рукоядка и мечевидный отросток).

Пояса конечностей

Передняя конечность: плечо; предплечье (лучевая и локтевая кости); кисть (запястье, пясть, фаланги пальцев).

Задняя конечность: бедро; голень (большая и малая берцовые кости); стопа (предплюсна, плюсна, фаланги пальцев).

Зарисовать:

Череп (вид сбоку и снизу)

Лабораторная работа

Лабораторная работа: Изучение внутреннего строения и особенностей размножения млекопитающих.

Цель: изучить особенности внутреннего строения и размножения млекопитающих.

Оборудование: таблицы «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие», «Схемы кровообращения позвоночных». «Схемы строения нервной системы и головного мозга позвоночных», учебник Л. Н Сухорукова Сферы «Биология. Разнообразие живых организмов».

Ход работы:

Задание 1. Используя учебник (§46, с. 123-124, текст и рисунки), описать в виде таблицы строение и функции систем органов млекопитающих:

система

органы

функции

Дыхательная

1. Дыхательные пути: носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи.

2. Легкие (состоят из легочных пузырьков – альвеол)

Кровеносная

2. ______________________________________________

Пищеварительная

1. Пищеварительный канал: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник, анальное отверстие.

2. Пищеварительные железы: _______________________

Выделительная

2. Мочевыводящие пути: __________________________

Нервная

1. Головной мозг: _________________________________

Задание 2. Используя учебник и дополнительные ресурсы, ответить на вопросы:

1. Какие особенности строения легких способствуют быстрому насыщению крови кислородом?

2. Какие функции выполняют разные виды зубов – резцы, клыки и коренные?

3. От чего зависят особенности строения желудка и кишечника разных видов млекопитающих?

4. Какое значение имеет появление 4хкамерного сердца?

5. В чем проявляется усложнение поведения млекопитающих?

Задание 3. Используя учебник (§46, с. 124-125, текст и рисунки), описать в виде таблицы особенности размножения млекопитающих:

подкласс

особенности размножения

представители

Первозвери

Звери:

1. Низшие (Сумчатые)

2. Высшие (Плацентарные)

Задание 4. Сделать вывод (по цели работы).