Кузнецов алексей викторович. Линкоры и броненосцы Последние козыри сторон

Кузнецов алексей викторович. Линкоры и броненосцы Последние козыри сторон

3. Европа строит японский флот

В споре с Россией за первенство на Дальнем Востоке Япония с исключительной энергией использовала английские традиции, культуру, науку и технику. Английскими были на флоте правила службы, форма одежды, искусство стрельбы, вооружение и корабли. И это не было простым заимствованием обычаев. С искусством, отличающим Страну Восходящего солнца от всех стран мира, японцы уже тогда проявили удивительное умение находить наиболее целесообразное применение всем попадавшим в их руки достижениям мировой цивилизации. Это был тот, и сегодня оставшийся непостижимым, японский феномен, впервые явивший себя в войне с Россией и продолжающий сегодня удивлять мир.

Пока же японцы начинали с внимательного изучения и освоения английского опыта. Боевая эффективность корабля и эскадры была главнейшим критерием. Соответственно вводились тренировки в скорости заряжания орудий, от броненосцев добивались 19-узловой скорости, в последовательных циклах заряжания башен устраняли те механизированные этапы, которые можно было быстрее осуществлять вручную. Благодаря этому "устарелые", но гораздо более простые, а значит, и надежные установки с гидравлическими приводами в скорости стрельбы превосходили новейшие русские с электроприводами. Там, где ручной привод или подача боеприпасов обеспечивали сбережение времени, там им бесповоротно отдавали предпочтение.

Не впадая в гамлетовские сомнения, Морской Технический комитет (МТК) принял за правило снабжать каждый корабль именно 25, а не 20 котлами. Такими же высокопроизводительными оказались на японских кораблях затворы системы Виккерса к английским пушкам Армстронга. В отличие от затворов Канэ к 152-мм французским пушкам и русским затворам Розенберга у 305-мм пушек, английские затворы обеспечивали едва ли не большую в 2 раза скорострельность.

С той же заботливостью отнеслись японцы и к только появившимся (после американо-испанской войны, 1898 г.) новинкам в оснащении флотов: оптическим прицелам и базисным дальномерам. В отличие от русского флота, сподобившегося к 1900 г. через пень-колоду (благодаря "экономии адмирала В.П. Верховского") приобрести шесть дальномеров, а об оптических прицелах еще и не помышлявшего, Япония сразу приступила к массовым заказам, имевшим целью сразу же вооружить бесценными приборами все новые корабли. Не смущало японцев и применение в английских проектах кораблей как бы значившихся барбетными, а в действительности полноценных башенных установок 305-мм орудий. Вообще при достаточно высоких тактико-технических характеристиках кораблей и всегда предусматривая усиленное артиллерийское вооружение, японцы не гнались за сомнительной новизной, предпочитая проверенные опытом решения.

Так же ответственно, всесторонне взвешивая и тщательно проверяя все технические решения, оценивали и взвешивали японцы заказываемые ими корабли. Все броненосцы заказывались с условиями исполнения в кратчайший по тем временам 30-месячный срок. Корабли должны были прибыть в Японию к 1902 г. Английские займы и взысканная с Китая (деньги уплатила Россия) огромная контрибуция позволили в срок осуществить первую большую программу 1895 г. (95 млн. иен) и в 1896 г. предпринять постройку второй половины флота (145 млн. иен), включавшей шесть первоклассных броненосных крейсеров, серию легких крейсеров, большого количества миноносцев. Были обеспечены (еще одно существенное отличие от русской программы) необходимые расходы на всестороннюю боевую подготовку и систему ремонта флота.

Добиваясь всегда ускоренной готовности кораблей, они не настаивали на уже появившейся крупповской броне вместо гарвеированной и довольствовались незначительным усовершенствованием проектов уже построенных ранее броненосцев британского флота. Можно сказать, что противостоять русским кораблям на стороне Японии должны были английские броненосцы, построенные английскими инженерами на английских верфях. Так, первый японский броненосец новой постройки (спущен в 1896 г.), повторяя основные проектные решения английского броненосца "Маджестик" (1895 г.), при том же неполном поясе гарвеевского бронирования, имел его увеличенную до 407 мм толщину, удлиненные до 40 калибров четыре 305-мм орудия, 10 152-мм орудий, увеличенную скорость. Благодаря уменьшенной ширине корпуса (22,27 м вместо 22,86 м) и применению форсированного дутья, скорость японского корабля доходила до 18,5-19,2 уз, вместо 17-17,9 на "Маджестике".

Как обычно случалось при иностранных заказах, тип "Фудзи" (Блекуэльская верфь) и позднее его заложенного, но ранее (28 февраля 1896 г.) спущенного "Сикисима" (верфь Армстронга в Эльсвике) был усовершенствован англичанами с доведением водоизмещения до 15000 т и принят для постройки в 1898-1899 г. серии из трех броненосцев типа "Формидебл". Этот проект, в свою очередь, был доработан для постройки в те же 1898 и 1899 г. двух японских броненосцев "Сикисима" и "Асахи". При том же 15000-тонном водоизмещении и увеличенной с 22,86 до 23,16 м ширине, они имели меньшее число 152-мм орудий (14 вместо 16), уменьшенный запас угля и 229-мм броню Гарвея вместо крупповской. Скорость первого (16907 л.с.) составляла 18,78, второго (16360 л.с.) -18,3 уз.

Близко копируя готовые образцы признанных лучшими английских броненосцев (на эксперимент с типом германского "Брауншвейга" решено было не тратиться), японцы и свои броненосные крейсера заказывали по английским образцам. Из проектов, которые могла предложить наиболее авторитетная крейсерская фирма в Эльсвике, выбор делался в пользу кораблей умеренного водоизмещения, которые, обладая повышенной против броненосцев скоростью и превосходя в скорости русские крейсера, обладали сильной артиллерией и надежной броневой защитой, что позволяло бы им действовать совместно с броненосцами.

Отклонив слишком громоздкие, рассчитанные на океанские плавания, высокобортные, 11-14 тысячетонные крейсера королевского флота типов "Пауэрфулл" и "Аргонавт" (соответственно типу русских "Рюрика" и "России"), японцы подходящими под свои требования признали два эльсвикских крейсера, построенные в 1896 и в 1897 г. для чилийского правительства. Из них "Эсмеральда" (7000 т) относилась к классу скоростных (23 уз) океанских рейдеров. И вскоре стала прототипом для крейсеров такого же класса, но только с 152-мм артиллерией по типу "Монмут", строившихся для противодействия русским 23-уз крейсерам типов "Варяг", "Аскольд", "Богатырь".

Второй – "О’Хиггинс" (8500 т) имел скорость только 21 узел, но отличался усиленной артиллерией: (4 203-мм и 10 152 мм) и броней (пояс по ватерлинии 178 мм вместо 152 мм). Признанный лучшим, этот проект стал прототипом для построенного на том же Эльсвикском заводе головного "Асама". Для уверенных действий совместно с броненосцами в проекте число 203-мм орудий (в двух башнях) довели до четырех, 152-мм орудий- до четырнадцати. Отсутствие полубака, отказ от крейсерской деревянной (с медью) обшивки и применение брони Круппа позволили предусмотреть еще и верхний пояс брони толщиной 152 мм.

Постройка этих 9800-тонных, 21 уз крейсеров – в 1898 г. "Асама", "Токива" (Эльсвик, Армстронг), в 1899 и 1900 г. "Идзумо", "Ивате" (там же), в 1899 г. -"Якумо", ("Вулкан", Германия) и "Адзума" (Сен-Назер, Франция) должна была насторожить русское Морское министерство не меньше, чем сооружение грозных 15000-тонных броненосцев. Вместе они легко могли парализовать еще остававшееся за Россией превосходство на море. Против таких кораблей требовались броненосцы явно усиленного класса.

Очевидной становилась задача повышения их огневых и скоростных характеристик, броневой и противоминной защиты. К этому побуждал и состав остальных кораблей созданного руками Европы японского (на зависть всем сбалансированного) флота. Ведь в нем даже корабли второго плана – легкие крейсера и миноносцы являли собой глубоко продуманные оптимальные типы.

Был продолжен заказ ранее строившихся эльсвикских крейсеров (из серии одержавших победу при Ялу в 1895 г.) с ограниченным до 4800 т водоизмещением, мощным вооружением, включавшим 203-мм орудия, броневой палубой и увеличенной (против прежних 18 уз) 22 уз скоростью. Теперь они могли при эскадре играть роль дальних разведчиков. В 1898 г. один из таких крейсеров – "Чиода" был построен в Англии, другой "Кассаги" в США, став прототипом для русского крейсера "Варяг". По образцу знаменитого эльсвикского крейсера "Эсмеральда" (в 1883 г. после покупки у Чили-"Идзумо"), который С.О. Макаров называл "прекрасной боевой машиной", Япония с 1890 по 1906 г. построила шесть таких малых крейсеров (пять на собственных верфях) с облегченной артиллерией (120-152 мм), предназначенных для дозоров и разведки. Эти корабли вполне соответствовали типу последовательно развивавшихся в германском флоте (вплоть до мировой войны) эскадренных крейсеров ("Эмден", "Бреслау", "Магдебург"). 30-узловые, 380-тонные эскадренные миноносцы ("истребители") заказывали в Англии по лучшим проектам фирмы Ярроу. Это их главное скоростное, а нередко и артиллерийское превосходство делало по существу бесполезными все тогда строившиеся и исключительно 26-27-узловые, 240-тонные ("экономия"!) русские миноносцы.

Нельзя не признать исключительную, можно сказать, идеальную продуманность японской программы, в которой каждый класс кораблей имел четко обозначенное назначение и в которой ударным кораблям – броненосцам – предоставлялись лишь особо благоприятные условия для развития их характеристик. Заказ преобладающей части кораблей в Европе означал, что Россия, развивая ответную программу, волей-неволей вступала в соревнование со всем взявшимся обслуживать Японию научно-промышленным потенциалом. Ведь уже однажды – в Восточной войне 1854-1856 гг. (да пожалуй, и в войне с Турцией 1877-1878 г.) Россия такое соревнование проиграла. И, значит, нужны были особые усилия интеллекта, организованности и предусмотрительности, чтобы на этот раз не проиграть.

Так, в силу законов логики и элементарных понятий стратегии, представляется сегодня картина событий тех лет. Но что-то мешало людям правильно оценить обстановку и сделать правильные выводы. Крайне трудно проникнуть в этот загадочно запрограммированный феномен ущербности человеческого сознания, но в том и состоит вечная притягательность истории, которая требует найти для этого феномена хотя бы частичное объяснение.

Родоначальниками броненосного флота Страны восходящего солнца стали небольшие корветы "Котецу" (позже переименован в "Адзуму") и "Рюдзё", купленные в 1867-1869 годах соответственно в США и Англии. Правда, их нормальное водоизмещение не превышало 1,5 тыс. т, и они, по существу, являлись скромными плавучими батареями. Первый же корабль, который можно считать настоящим броненосцем - казематный фрегат "Фусо",- был заложен в Англии в 1875 году. Его создатель - известный конструктор Э. Рид - над японским заказом "не мудрствовал лукаво", а просто сделал уменьшенное повторение британского броненосца "Айрон Дюк". В 1894 году "Фусо" лишился парусного вооружения, став двухмачтовым, и получил новое вооружение из восьми 152-мм пушек, нескольких картечниц и двух торпедных аппаратов. Он участвовал в бою с китайским флотом у устья реки Ялу, отделался легкими повреждениями, но три года спустя - о, гримасы фортуны! - затонул у берега острова Сикоку, столкнувшись с крейсером "Мацусима". 11 месяцев броненосец пролежал на дне, но в сентябре 1898 года был поднят. Ремонт, в ходе которого артиллерию вновь заменили на две 152-мм, четыре 120-мм и 11 мелких пушек, занял два года. "Фусо" дожил до русско-японской войны и применялся в боевых действиях, осуществляя блокаду Порт-Артура. Его исключили из списков флота в 1908 году.

Победа над Китаем пополнила флот Японии несколькими трофейными кораблями, среди которых оказался и достаточно мощный броненосец "Чин-Йен". Однако он уже никак не удовлетворял аппетита самураев: теперь на первое место среди противников Японии вышла могущественная Российская империя. И адмиралы страны Ямато взялись за создание мощного линейного флота с прицелом на новую, куда более серьезную войну.

В 1894 году, еще до начала боевых действий против Китая, Япония заказала два первых полноценных эскадренных броненосца "Фудзи" и "Ясима", подрядчиками по строительству которых выступили британские фирмы "Тэмз Айрон Уоркс" в Блэкуоле и "Армстронг" в Эльвике. В качестве их прототипа был выбран английский "Ройял Соверин". Правда, "Фудзи" и "Ясима" были на две тысячи тонн легче, могли взять на борт меньше угля и несли современные 305-мм пушки главного калибра вместо устаревших 343-мм. Более легкое (хотя и более мощное) вооружение позволило существенно усилить броню. В частности, барбеты 305-мм орудий снабдили броневыми башнями с толщиной плит 152 мм, однако защита средней артиллерии была неудачной: в броневом каземате находилось всего четыре 152-мм орудия, а остальные шесть стояли открыто на палубе за тонкими противоосколочными щитами. По официальным сообщениям, броненосцы на испытаниях развили прекрасный ход в 18,5 узла ("Ясима" даже в 19,23 узла), но следует отметить, что испытания проводились в наивыгоднейших условиях при недогрузке кораблей. Фактическая эксплуатационная скорость броненосцев типа "Фудзи" не превышала 16 узлов. "Ясима" отличалась от своего "систершипа" увеличенным числом цилиндрических паровых котлов (14 против 10) и несколько иной формой подводной части кормовой оконечности. Последнее, кстати, обеспечило значительно лучшую маневренность.

В 1896 году, еще до ввода в строй кораблей типа "Фудзи", Япония приняла 10-летнюю программу развития флота, согласно которой надлежало построить еще 4 броненосца, 6 броненосных и 6 бронепалубных крейсеров, 23 больших и 63 малых миноносца. Одновременно началась модернизация военно-морских баз, арсеналов, верфей, системы обучения и подготовки морских офицеров. Забегая вперед, заметим, что в отличие от России японская кораблестроительная программа была досрочно выполнена и даже перевыполнена.

Следующая пара броненосцев - "Сикисима" и "Хацусэ" - была заказана тем же фирмам, что построили их предшественников. Новые корабли также принадлежали к чисто английской школе. У них опять-таки имелся явно выраженный прототип в британском флоте - "Маджестик"; однако в проект было привнесено немало усовершенствований, В основном это касалось броневой защиты и механической установки.

Прежде всего японцы - в противовес многим зарубежным коллегам - отказались от неразумного ограничения водоизмещения, что облегчило устранение многих недостатков кораблей типа "Фудзи" (без особого риска получить чрезмерную перегрузку). Вес брони новых броненосцев превысил 30% от нормального водоизмещения (против 24% на "Фудзи"), а за счет применения гарвеевских плит (более тонких, но имевших повышенную сопротивляемость) удалось существенно увеличить площадь бронирования. Корпус "Сикисимы" и "Хацусэ" имел двойное дно и бракетную систему, состоявшую из многочисленных водонепроницаемых отсеков и клеток (всего их было 261), часть из которых могла использоваться для дополнительного приема угля. (Неудивительно, что максимальный запас топлива составил 1772-1900 т против 1100-1200 т у их предшественников). Новые броненосцы получили более современные водотрубные котлы Бельвиля (25 шт.), что обеспечило устойчивую 18-узловую скорость и дальность плавания в 5000 миль экономическим ходом. Наконец, артиллерийские установки главного калибра оснастили электроприводом вместо устаревшей гидравлики. Кстати, теперь их конструкция позволяла осуществлять заряжание при любом угле возвышения стволов и положения башни. В итоге японский флот пополнился двумя весьма совершенными броненосцами, претендующими на звание сильнейших в мире. Пожалуй, единственное, в чем они уступали строившимся в то время русским и французским кораблям,- так это то, что у них отсутствовала какая-либо противоминная защита.

Последние два броненосца "программы 1896 года", по существу, повторяли проект своих предшественников. Так, "Асахи" отличался лишь увеличенным до 288 числом водонепроницаемых отсеков, другой компоновкой котельного отделения и некоторыми мелкими улучшениями. В литературе того времени особо отмечалось, что в конструкции корабля полностью отсутствовало дерево: шкафы, умывальники, полки для книг и рундуки - все изготавливалось из тонких стальных листов. А палуба вместо традиционного дощатого настила была покрыта специальным материалом на основе пробковой крошки - "кортицином".

На броненосце "Микаса" несколько изменили схему бронирования: верхний пояс укоротили, зато ввели третий пояс, закрывавший броней всю центральную часть корабля вплоть до верхней палубы. Батарея из десяти 152-мм орудий, таким образом, оказалась внутри сплошного каземата-цитадели вместо отдельных казематиков на предыдущих кораблях. В целом защита "Микасы" считалась весьма мощной. Кроме того, артиллерия главного калибра на последнем броненосце имела повышенную скорострельность (3 выстрела за 2 минуты на один ствол), а также получила три дублировавшие друг друга системы привода: гидравлическую, электрическую и ручную.

Все шесть новых броненосцев составили основное ядро флота микадо в годы русско-японской войны. Двум из них сильно не повезло: "Хацусэ" и "Ясима" 15 мая (2-го по старому стилю) 1904 года погибли от подрыва на минах у Порт-Артура - это был один из немногих за время войны случаев, когда фортуна изменила адмиралу Того. Остальные корабли активно сражались в обеих главных баталиях - в Желтом море и при Цусиме, показав при этом хорошие боевые качества.

В ночь с 11 на 12 сентября (с 30 на 31 августа) 1905 года броненосец "Микаса" затонул от взрыва боезапаса, но через год был поднят, отремонтирован и вновь введен в строй в августе 1908 года. Он числился линкором до сентября 1921 года, когда его переклассифицировали в корабль береговой обороны. Любопытно, что буквально через несколько дней после своего "разжалования" "Микаса" налетел на камни у острова Аскольд под Владивостоком и получил тяжелые повреждения. Броненосец отбуксировали в Японию и вскоре разоружили. В 1926 году "Микаса" был превращен в музей: его ввели в специально вырытый котлован в Йокосуке и засыпали землей по ватерлинию. В таком виде он сохраняется по сей день - подобно своему противнику по Цусимскому бою - "Авроре". Правда, как и на "Авроре", пушки на "Микасе" стоят совсем другие, а главный калибр вообще сымитирован крайне грубо.

"Фудзи", "Сикисима" и "Асахи" до заключения Вашингтонского соглашения также служили сначала линкорами, затем броненосцами береговой обороны. В 1923 году первые два были разоружены, превращены в учебные блокшивы и разобраны на металлолом только в 1947-1948 годах. Зато "Асахи" выпала совсем иная судьба. В 1926-1927 годах этот броненосец был переоборудован в спасательное судно по подъему подводных лодок. С обоих бортов корабля установили две тяжеловесные стрелы, а на палубе - две мощные лебедки. Подъёмные стропы оснастили так называемыми "скобами Яматака" - приспособлениями для быстрого зацепления потерпевшей аварию подлодки. Увы, несмотря на успешно завершенные испытания, "Асахи" так и не довелось поднять со дна ни одной субмарины, хотя последние довольно-таки регулярно тонули в результате разных несчастных случаев. В 1938 году бывший броненосец вновь сменил профессию - стал ремонтным судном. В годы второй мировой войны его занесло аж к берегам Индокитая, где его и настиг конец карьеры: 25 Мая 1942 года "Асахи" был торпедирован американской подводной лодкой "Сэлмон".

Серия линейных кораблей типа «Fuso» состояла из 2 единиц («Fuso», «Yamashiro») и была введена в эксплуатацию в 1915-1917 гг. Корабли прошли первую модификацию в 1927-1928 гг., вторую в – 1930-1935 гг. Оба линкора погибли в 1944 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 34,7 тыс. т, полное –39,2 тыс. т; длина – 212 м, ширина – 31 м; осадка – 9,7 м; скорость – 24,7 узл; энергетические установки – 4 паротурбинных установки и 6 паровых котла; мощность – 75 тыс. л.с.; запас топлива – 5,1 тыс. т нефти; дальность плавания – 8 тыс. миль; экипаж – 1 400 человек. Бронирование: борт – 305-102 мм, траверсы – 102 мм, башни – 305 мм, барбеты – 203 мм, казематы – 152 мм, палуба – 97-51 мм, рубка – 350 мм. Вооружение: 6х2 — 356-мм орудий; 14х1– 152-мм орудий; 4х2 – 127-мм орудия; 17х2 – 25-мм зенитных автоматов, катапульта и 3 гидросамолета.

Серия линейных кораблей типа «Ise » состояла из 2 единиц («Ise », «Hyuga») и была введена в эксплуатацию в 1917-1918 гг. Корабли прошли первую модификацию в 1930-1931 гг., вторую в – 1934-1937 гг. В 1943 г. корабли были перестроены в линкоры-авианосцы. Вместо кормовых башен были устроены ангары в которых помещалось по 10 самолетов. На самой палубе также размещалось 12 самолетов. Запуск самолет осуществлялся с помощью двух катапульт. Оба линкора погибли в 1945 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 35,4 тыс. т, полное – 38,7 тыс. т; длина – 220 м, ширина – 32 м; осадка – 9,5 м; скорость – 25,3 узл.; энергетические установки – 4 паротурбинных установки и 8 паровых котла; мощность – 81 тыс. л.с.; запас топлива – 4,2 тыс. т нефти; дальность плавания – 7,8 тыс. миль; экипаж – 1 370 человек. Бронирование: борт – 305-89 мм, траверсы – 305 мм, башни – 305 мм, барбеты – 203 мм, казематы – 152 мм, палуба – 97-50 мм, рубка – 350 мм. Вооружение: 6х2 — 356-мм орудий; 16х1– 140-мм орудий; 4х2 – 127-мм орудия; 31х2 и 15х1 – 25-мм зенитных автоматов.

Серия линейных кораблей типа «Nagato» состояла из 2 единиц («Nagato», «Mutsu») и была введена в эксплуатацию в 1920-1921 гг. Корабли прошли модификацию в 1933-1936 гг. Линкор «Mutsu» погиб в 1943 г., «Nagato» затонул в 1946 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 39,2 тыс. т, полное – 46,4 тыс. т; длина – 221 м, ширина – 33 м; осадка – 9,5 м; скорость – 25 узл; энергетические установки – 4 паротурбинных установки и 10 паровых котла; мощность – 82,3 тыс. л.с.; запас топлива – 5,6 тыс. т нефти; дальность плавания – 8,5 тыс. миль; экипаж – 1 480 человек. Бронирование: борт – 300 — 00 мм, траверсы – 300 мм, башни – 356 мм, барбеты – 305 мм, казематы – 102 — 152 мм, палуба – 127 мм, рубка – 370 мм. Вооружение: 4х2 — 410-мм орудия; 18х1 – 140-мм орудий; 4х2 – 127-мм зенитные орудия; 49х2 – 25-мм зенитных автоматов, катапульта и 3 гидросамолета.

Серия линейных кораблей типа «Yamato» состояла из 2 единиц («Yamato», «Musashi») и была введена в эксплуатацию в 1941-1942 гг. Линкор «Musashi» погиб в 1944 г., «Yamato» — в 1945 г. Корабли являлись самыми большими линкорами в мире с общим весом брони в 22,5 тыс. т. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 63,2 тыс. т, полное –72,8 тыс. т; длина – 243-260 м, ширина – 37 м; осадка – 10,9 м; скорость – 27,5 узл.; энергетические установки – 4 паротурбинных установки и 12 паровых котла; мощность – 150 тыс. л.с.; запас топлива – 6,3 тыс. т нефти; дальность плавания – 7,2 тыс. миль; экипаж – 2 500 человек. Бронирование: борт – 410 мм, траверсы – 300 мм, башни – 650 мм, барбеты – 545 мм, главная палуба – 200 — 230 мм, верхняя палуба – 35 — 50 мм, рубка – 500 мм. Вооружение: 3х3 — 460-мм орудия; 4х3– 155-мм орудия; 6х2 – 127-мм зенитных орудий; 43х3 – 25-мм зенитных автоматы, 2х2 – 13,2-мм пулемета, 2 катапульты и 7 гидросамолетов.