Год создания петровских ворот. Барельефы летнего дворца. Посейдон на здании Биржи

Год создания петровских ворот. Барельефы летнего дворца. Посейдон на здании Биржи

Преподобный Амвросий и старцы Оптинские молите Бога о нас.

«Батюшка Амвросий вернулся»
Екатерина, Москва

Батюшка Амвросий помог мне этим летом, но я, по глупости и гордости, эту помощь не приняла (не поняла, что от него, не ожидала, что так сразу, да и мозгов нет, надо признаться) и до сих пор в этом раскаиваюсь.

На тот момент я только-только потеряла работу, причем, уволили меня очень некрасиво и нечестно, после того как я уже прошла испытательный срок и буквально накануне шла речь о прибавлении мне зарплаты. К радости, у меня было благословение духовника пойти в определенное место и туда устроиться, а я все тянула - считала себя «интеллектуально неготовой».

А тут начались один за другим июльские церковные праздники, в т.ч. и день памяти старца Амвросия Оптинского. Я была на службе и попросила его помочь мне с работой, учитывая, что у меня благословение, выполнить которое я не готова.

И вдруг вечером в электронной почте вижу письмо от своего научного руководителя, потом пропущенные от него вызовы в телефоне, он весь с ног сбился - меня искал. Хотя обычно он мне не звонит и не пишет - это я к нему обращаюсь. Оказалось, что в фирму, где работает его друг, срочно понадобился журналист-редактор сайта. Я скептически изучила вакансию - мне показалось, что денег предлагали очень мало, а требовали ой как много. Да еще испытательный срок два месяца при всем многообразии задач и требований, которые стояли перед потенциальным сотрудником. Кроме того, кое-чего я и не знала.

Я поморщила нос и сказала, что это какой-то «лохотрон». Хотя потом уже поняла: надо было хвататься за эту работу, чтобы хотя бы два испытательных месяца, чем бы они не закончились, перекантоваться. Научный руководитель посмеялся: «Ну, как знаете. Только вопрос, видимо, в том, что вы боитесь, что не справитесь». А я в самом деле боялась, что меня снова выгонят с работы после испытательного срока. Я боялась не выдержать еще одного подобного издевательства.

И только-только я отказалась (а время было уже позднее), как вдруг вспомнила, что утром была на службе и молилась перед иконой батюшки Амвросия, целовала мощевичок и просила его во время службы, рассказывала о своих проблемах. И что же? На следующий день икона батюшки Амвросия из нашего храма куда-то исчезла! Возможно, ее увезли на реставрацию или, может быть, временно перевезли в другой храм...

Все эти месяцы (а работу после этого я очень долго не могла найти - целых четыре месяца, и благословение тоже прошляпила, протянув), сколько бы ни просила, ни молилась, по монастырям ни ездила, сколько бы праздничных служб ни отстояла - ничего не получалось! И все эти месяцы я понимала, что та работа, не откажись я от нее, могла бы меня продержать на плаву пару месяцев, и я бы не потеряла столько денег и не влезла бы в долги и прочие трудные обстоятельства.

Все эти месяцы я, когда приходила в наш храм, обязательно прикладывалась к мощевичку с частичкой мощей батюшки Амвросия (у нас есть большой мощевик со множеством маленьких мощевичков разных святых, в том числе, Оптинских старцев), просила у него прощения и с тоской смотрела в угол, где раньше находилась его икона. Конечно, еще несколько месяцев назад знал, что со мной будет в ближайшее время, и как я себя поведу. Он помог мне, и надо было принять тот урок-испытание, если он таковым бы оказался!

В итоге, только недавно я нашла работу. Вернее, Господь мне ее послал совершенно неожиданно. Причем так получилось, что о работе я условилась с работодателем в пятницу, а в ближайшее воскресенье, как обычно, пришла на воскресную службу и вдруг, к концу службы, вижу: алтарник несет икону преподобного Амвросия и ставит ее на пустовавшую все это время деревянную тумбу-подставку (не знаю, как она правильно называется).

Я смотрю: батюшка Амвросий вернулся! Я к нему кинулась со всех ног просить прощения. Надо сказать, что за эти месяцы, что отсутствовала его икона, я как-то особенно с батюшкой сблизилась своим чувством вины, переживаниями... Он стал очень близким мне святым, и эта икона, которую я так долго ждала, стала мне очень родной. И у меня нет никаких сомнений в его скорой-скорой-скорой помощи! Батюшка Амвросий, моли Бога о нас!

«Я нашел путь в жизни и супругу - верного друга»
Алексей Гришкин

Молитвенной помощью батюшки Амвросия и всех я нашел свой путь в жизни и супругу - верного друга.

Казалось бы, что тут такого? Просто тот период в жизни кроме как словом «пустота» не назовешь. Как в старой песне: «И одиночество дороже пустоты, когда живешь и думаешь о смерти»... в относительно молодом возрасте. Все ровесники жили веселой жизнью, встречались, расставались, пили, гуляли «не заморачиваясь».

Не знаю, что стало началом моего воцерковления, сейчас сложно вспомнить. И, как на войне, вся сила преисподней ополчается на слабого начавшего спасаться человека, пуская в ход все средства, испытанные военным опытом и усовершенствованные со времени первого грехопадения праотцев.

В какой-то период жизни у меня неотступно стало возникать убеждение избрать для спасения монашеский путь. Побывав пару месяцев в одном монастыре, я понял, что там я еще быстрее погибну. Просто состояние современного монашества, за малым исключением, известно всем. Пришлось вернуться в мир. Но, оказалось, это был тупик.

Случайно (ли?), открыв книгу с житием , я наткнулся на слова, сказанные ему Троекуровским затворником Иларионом: «Иди в Оптину, ты там нужен». Для меня вдруг стало ясно, куда надо идти, чтобы понять, как жить. В Оптиной я увидел то самое исключение, то самое малое стадо, которое идет ко спасению и других воспламеняет идти.

Сначала воспламенился и я, но монашество далеко не для всех. Опять сомнения. Батюшка Илий разрешил их, благословив пожить в монастыре год. Просто пожить, ни о чем не думая, один год. Всего-то... Это был самый тяжелый год в моей жизни. Когда остаешься один на один с собой - это страшно. Не знаешь, кто победит. Каждый день я ходил к раке преподобного Амвросия и других старцев и просил, умолял, плакал. На самом деле, это тяжело.

Господь по молитвам старцев вразумил, какой путь избрать: в Оптину пришла девушка, которую сейчас я называю своей женой и матерью двух своих прекрасных дочек.

В завершение хотелось сказать, что Господь ближе, чем нам кажется, и всегда через людей и обстоятельства ведет нас по жизни молитвами преподобного и богоносного отца нашего Амвросия, старца Оптинского, и всех святых. Естественно, для тех, кто идет за Христом.

«Избавление пришло через три дня»
Валентина К., Серов

Отчаявшись избавиться от мучившего меня три года человека, я смогла это сделать только после того, как прочитала молитву преподобного Амвросия Оптинского, которую однажды нашла в его переписке с духовными чадами. Избавление пришло через три дня. Мы ходили все эти дни как по кругу и даже ни разу не столкнулись. Только молитва великого старца спасла меня от погибели.

Его же молитвами через три года я со слезами благодарности стояла у святых мощей. И сейчас, поднимаясь на клирос, прошу его благословения. Думаю, не без помощи преподобного сподобилась несколько лет трудиться в просфорне и трапезной.

Молитвами святого преподобного Амвросия Оптинского да спасет всех нас Господь!

«У знакомой была полностью разворочена печка»
Наталья В.

Об этом маленьком чуде я узнала пару часов назад. Не знаю, один ли батюшка Амвросий помог - скорее, помощь пришла от всех .

Позавчера я была у знакомой, которая собирается переезжать в дом, где полностью разворочена печка. У знакомой очень туго с финансами. Мы везде развесили объявления с просьбой о помощи, не особо на это надеясь. Уходя от нее, я зашла в церквушку в тех краях и увидела там небольшую иконочку с частичками мощей Оптинских старцев. Каких именно - я и не читала. Я попросила старцев помочь ей.

Сейчас звоню и узнаю, что на следующий же день - то есть вчера - ей позвонила женщина и предложила помощь. Она сказала: «Измерьте печку - я вам куплю все, что к ней нужно». Бедная до сих пор не может поверить в такое счастье.

Дай Бог, чтобы все получилось у бедной женщины. Моли Господа о нас, и все старцы Оптинские!

«Я много курила»
Екатерина Н.

В начале своего воцерковления я оказалась в Оптиной. До приезда в монастырь у меня была сильная никотиновая зависимость.

В монастыре причастилась и не курила весь день - очень большой для меня тогда срок. Молилась преподобному Амвросию, чтобы помог бросить курить. Через пару недель бросила совсем. Не курю уже 2 года. Считаю, что помогли молитвы преподобного.

«Мой супруг много лет курил»
Елена С.

У меня вот такая история. Мой супруг много лет курил. Это, к сожалению, традиция его семьи. Бросать не собирался, потому что полагал, что не сможет. Когда я старалась говорить с ним на эту тему, он раздражался. Тогда я попросила нашего сына-подростка, чтобы он молился преподобному Амвросию за отца об избавлении от пагубной страсти.

Через некоторое время мой супруг заболел раком кожи, а после операции сам решил бросить курить. Избавился он от страсти курения только по молитвам святого. Слава Богу за всё!

Вчера на прогулке по Петропавловской крепости я увидела дракона. И не в обычном месте - поверженным на гербе, а на голове статуи богини!
Дракон меня очень сильно заинтересовал, и я решила узнать, что же это все значит.
Естественно, одним драконом дело не ограничилось. Делюсь с вами тем, что нашла.

Так как у меня не было с собой фотоаппарата, все картинки в посте будут взяты из интернета. Ссылки - в конце поста.


Первыми триумфальными воротами в Петербурге стали Петровские ворота Петропавловской крепости. Они были возведены в честь освобождения берегов Невы. Вначале они служили главным входом в крепость, но затем был построен Иоанновский равелин.
Деревянные ворота были построены в 1707-1708 годах по проекту Д. Трезини.

Петровские ворота Петропавловской крепости. Фрагмент «Панорамы Санкт-Петербурга» Гравюра Алексея Фёдоровича Зубова 1716

В 1718 году они были заменены каменными, и в таком виде они дошли до нас.

Чертеж. XVIII в.

снимок сделан между 1900-1914 годами

Название произошло оттого, что ворота украшала статуя Петра I в человеческий рост. Высота Петровских ворот составляет шестнадцать метров, при этом они ведут вглубь крепости сквозь стену толщиной в двадцать метров.
Триумфальная арка украшена массивным аттиком с полукруглым лучковым фронтоном. На нем - деревянный резной барельеф «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» (аллегория победы России над Швецией в Северной войне). Барельеф был перенесен с ворот 1708 года.

В центре барельефа изображена крепость на скале, над которой кружат демоны. Языческий жрец Симон падает с облаков, низвергнутый за то, что порочил святого апостола Петра и попытался взлететь на небо.
Перед крепостью - фигура полководца (возможно изображение Петра I или Александра Невского). Над всеми фигурами выше барельефа парит бог Саваоф.
При деревянных воротах, над аркой стояла не сохранившаяся ныне фигура апостола Петра.
На воротах присутствует также скульптурное изображение черного двуглавого орла со щитом на груди (российский императорский герб).

Изображение отлито из свинца и весит больше тонны. На щите изображен святой Георгий Победоносец.
В разных сторонах арки в нишах расположены статуи античных богинь: богини войны Беллоны в воинских доспехах и Минервы, богини мудрости и ремесел, которая держит в руках зеркало и змею. Скульптор Николя Пино (1684-1754). Вся композиция Петровских ворот символизирует неприступность Петропавловской крепости и воспринимается как символ веры в могущество России. Уникальность Петровских ворот заключается в том, что это единственный сохранившийся до нашего времени образец триумфального сооружения начала XVIII века.

Итак, левая статуя Минерва, правая - Беллона.

Минерва.

МИНЕРВА (Minerva) — в древнеримской мифологии — богиня — покровительница ремесел и наук, мирной городской жизни. Происходит, возможно, от этрусской богини Менрва. У римлян входила в триаду главных капитолийских божеств вместе с Юпитером и Юноной. Богине Минерве был посвящен храм на Капитолийском холме в Риме. Другой храм на Авентине стал центром празднеств ремесленных коллегий. В 207 г. до н. э. при храме Минервы на Авентине возникла коллегия писателей и актеров, покровительницей которых была богиня. Впоследствии ее почитали также музыканты, врачи и учителя. Отсюда выражение: "человек всех Минерв" (лат. Omnis Minervae homo), т. е. мастер на все руки, а также ироничное: "тучная Минерва" (лат. Crassa Minerva), т. е. просто, грубовато. После отождествления римской Минервы с греческой Афиной Минерва Авентийская почиталась как воплощение мудрости, охранительница городов и воительница. Иконография Минервы отличается от известных изображений Афины. Так, в эпоху Итальянского Возрождения сложились два образа Минервы: Минерва Армата (итал. armata — "вооруженная") и Минерва Пацифика (лат. pacifica — "умиротворенная, мирная"). В аллегориях искусства Классицизма, Маньеризма и Барокко фигура Мудрости либо олицетворение Науки представлена в образе римской Минервы. У ее ног изображается книга, сова либо змея — древний символ мудрости, значение которого усиливается благодаря контаминации с логиями Иисуса: "Итак будьте мудры, как змии" (Мф. 10:16).

Атрибуты статуи.

Змея.

В различных мифологических и фольклорных традициях змеи являются стражами источников жизни и бессмертия, а также высших духовных ценностей. Этот символ олицетворял источник всего потенциального как в материальной сфере, так и в духовной.

Зеркало.

Образ мира и Бога, истины, познания. В своей способности отражать человека и окружающую его реальность, зеркало устойчиво соотносится с сознанием, мышлением, выступающими инструментами самопознания и отражения универсума; понятие «рефлексия» (латинское «отражение») сближает мысль и зеркало. Воображение, как порождение образов мира, также находит свое олицетворение в зеркале. оно рассматривалось как символ созерцания, самопознания и истины и в этом своем значении уподоблялось глазу.
Зеркало — атрибут аллегорической фигуры Истины (подразумевается сентенция "зеркало не лжет").

Змея и зеркало вместе символизирует ясновидение («видеть все ясно, как в зеркале»).

Беллона.

Беллона (лат. Bellona) — древнеримская богиня войны, входила в свиту Марса, богиня подземного мира. Имеет древнесабинское происхождение.
Её имя произошло от bellum или duellum — «война». Также считалась матерью (варианты: дочь, супруга, кормилица) Марса. Изображалась с мечом или бичом, с факелом, в длинном одеянии, часто в центре битвы, на колеснице. Атрибут: двойная секира.
В 458 г. до н. э. в Риме на Марсовом поле ей был посвящён храм, перед которым стояла «колонна войны» — символическая граница Рима, откуда в знак объявления войны в сторону врага бросали копье. Эту церемонию совершал фециал — жрец богини. У задней части храма сенат принимал иностранных послов, а также полководцев, которые возвращались из походов победителями и ожидали триумфа.
В I в. до н. э. при Сулле из Кападокии в Рим была привезена статуя каппадокийской (малоазийской) богиней Ма, культ Беллоны слился с ее культом и стал в высшей степени оргаистическим и жестоким. В связи с этим римским гражданам участие в нём было запрещено. Служители Беллоны вербовались из чужеземцев.
Особенно культ Беллоны-Ма одновременно с другими восточными культами распространился в Римской империи в III в. н. э. Жрецы богини (лат. Bellonarii — беллонарии) носили черное одеяние и колпаки, имели в качестве атрибутов двойные секиры, доводили себя до иссупления в ее честь, они наносили друг другу побои и раны, принося таким образом богине человеческую кровь, причем они предсказывали будущее. Их называли фанатиками (лат. fanatici — неистовые).
В Летнем саду в Петербурге стоит замечательная мраморная статуя Беллоны работы венецианского скульптора А. Тальяпьетра (перв. пол. XVIII в.). Эта статуя была заказана С. Л. Рагузинским в Венеции по распоряжению Петра I специально для Петербурга.

А. Тальяпьетра. Беллона. Середина XVIII в. Мрамор. Санкт-Петербург, Летний сад

Атрибуты статуи.

Дракон

Слово “дракон” происходит от греческого δράχωγ, derkien ― “видящий”.
О принадлежности «дракона» к змеям говорит дважды употребленное поэтом Гесиодом (VIII—VII вв. до н. э.) в «Рождении богов» («Теогонии») словосочетание «змей-дракон». в Греции большие змеи назывались draconates, слово, видимо, означающее острое зрение (от dercornai, «острое восприятие»).
Крылатые змеи или драконы являются солнечными и символизируют единение духа и материи, соединение орла и змеи и всех противоположностей, кроме того, ускоренное понимание.

На этой фотографии хорошо видно голову льва на груди и голову горгоны Медузы на плече.

Лев

Имеет двойственное значение, неся в себе и солярный, и лунный символизм, олицетворение и добра, и зла. В качестве солярного символа лев олицетворяет жар, блеск и силу полуденного Солнца, принцип огня, великолепие, силу и храбрость, стойкость, справедливость, закон, военную мощь, Царя Зверей. С другой стороны, лев символизирует жестокость, свирепость, звериный образ жизни. Он - символ войны и является атрибутом богов войны. Олицетворяя лунный принцип, львица сопровождает Великую Мать, либо впряжена в ее колесницу. Символизируя материнский инстинкт, львица часто изображается с девственными богинями войны.

Голова горгоны Медузы .

И в отрубленном состоянии взгляд головы горгоны сохранял способность превращать людей в камень.
Голова Медузы была помещена на эгиду Афины. В искусстве эту голову было принято изображать на доспехах на плече богини или под ключицами на её груди.

Для того, чтобы понять, что богиня держит в руках, я увеличила фрагмет старой дореволюционной фотографии и приложила рядом фото, сделанное в советское время. Очень плохо видно, но мне кажется, что в руках у Беллоны жезл.

Жезл

Имеет в символическом значении много общего с посохом.
Атрибут всех волшебников: несет в себе магическую силу и способность разрешать споры.
Основные значения:
Власть, авторитет, высокий пост, мировая ось.

Атрибут, который присутствуют у обеих статуй.

РАКОВИНА (праслав. raky — "оболочка"; лат. arca — см. рака) — в античности морская раковина, прежде всего двустворчатая раковина "морского гребешка", была атрибутом женских божеств и символом водной стихии. Слово "конха" (греч. konche — "раковина", лат. concha) означало женственное начало природы, а моллюск (лат. molluskus — "мягкий, мягкотелый") — эвфемизм, который употребляли в поэзии для обозначения женских половых органов.
В искусстве Итальянского Возрождения, в особенности периода кватроченто(XV столетие), симметричная раковина морского гребешка стала архетипом мышления, стремящегося к ясности и уравновешенности форм.

Теперь рассмотрим обе фигуры и место их расположения.

Христианская символика ворот ориентировалась на речение самого Иисуса: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется…» /Ин 10:9/
Ворота, в основном церковные, расписанные, украшенные резьбой или рельефами, часто иллюстрируют, каким путем достигается спасение, через изображение как христианских добродетелей, так и преодолеваемых посредством их пороков.

Добродетель — философский термин, означающий положительное нравственное свойство характера человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона.
Греки различали четыре добродетели (греч. αρετή): . мудрость, . мужество, . справедливость, . умеренность (греч. σωφροσύνη, софросюне). Источником добродетели Сократ считал разум и высшую добродетель, заключающую в себе все остальные, усматривал в мудрости. По Платону, добродетели опираются на свойства души: мудрость — на разум, мужество — на волю, умеренность — на преодоление чувственности. Справедливость является сочетанием трёх предшествующих добродетелей. Платон считает, что каждое сословие имеет свою добродетель: у философов-правителей — мудрость; у воинов — мужество; у земледельцев и ремесленников — умеренность.
Средневековые схоласты добавили к четырем добродетелям еще три: веру, надежду и любовь. Все эти семь основных добродетелей изображались в виде человеческих фигур (в основном молодой женщины) в длинных одеждах, но у каждой были свои атрибуты — одушевленные и неодушевленные.
Мудрость
- два лица: старое и молодое, а у ног ее сидел дракон;
Мужество
- держало в руке жезл, а другой рукой ломало колонну надвое, у ног же ее сидел лев.
Умеренность
- изображалась с двумя небольшими кувшинчиками в руках, из одного очень экономно — капля по капле — капала вода, а другой сохранялся в неприкосновенности. У ног умеренности сидела собака, смотрящая в вылизанную до зеркального блеска тарелку, в которой она даже отражалась.
Справедливость
- держала в одной руке меч, в другой весы, а у ног ее стоял журавль на одной ноге, зажавший камень в поднятой ноге. Он олицетворял бдительность, настороженность.
Вера
- держала в одной руке прямо на ладони, как жонглер, хрустальный кубок, который мог в любую минуту упасть, а в другой — крест. У ног ее сидела собака в спокойной, «достойной» позе, олицетворявшая верность.
Надежда
- складывала руки в жесте мольбы и устремляла свой взор к солнцу, а у ног ее сидела птица Феникс на начинавшем гореть костре.
Любовь
- одной рукой сыпала семена на землю, а другую прижимала к сердцу. У ног ее пеликан кормил собственной кровью птенцов.

Канон основных христианских добродетелей состоял из трех "теологических добродетелей":
веры, надежды, любви (Кор., 13:13)
и четырех "главных добродетелей":
справедливости, благоразумия, храбрости и умеренности.

Атрибуты в скульптурах и изображениях могли варьироваться.

Так Мужество (храбрость, сила и т.п.) в основном изображается в виде воинственной крепкой и сильной женщины, облаченной в доспехи и, даже будучи обнажённой, она всё же имеет шлем и щит.
В её руке меч, булава (палица Геркулеса), жезл или знамя. Другая рука охватывает, а часто ломает колонну (столп Самсона, напоминающий о разрушении филистимлянского храма).
Нередко сопровождается львом, которому она может разрывать пасть, либо покрыта львиной шкурой.

Благоразумие. Не столько предосторожность, сколько мудрое поведение.
Благоразумие персонифицирует женская фигура со змеей и зеркалом

Многие античные боги и персонажи из числа языческих богов были восприняты как персонификации добродетели и её разновидностей.
Афина символизирует триумф разума, добродетели и целомудрия.

В нашем случае мы имеем две ипостаси Афины: римских богинь Минерву и Беллону.

На отождествленние Беллоны с Афиной указывает голова горгоны Медузы на доспехах богини.

Атрибут основной добродетели (по Платону) философа-правителя — мудрости присутствует на обеих фигурах: у Минервы это змея, у Беллоны - дракон.

Обе фигуры венчаются раковинами, что аллегорически указывает на ясное, уравновешенное мышление.

Итог.

Триумф разума, добродетели и целомудрия, основанный на мудрости, ясном видении, уравновешенном мышлении, опирающемся на благоразумие и мужество, на познание добра и зла, жизни и смерти.

В первый период Северной войны до Полтавской победы дельта Невы и Петербургская крепость неоднократно подвергались атакам шведских войск. Последняя произошла 16 августа 1708 г., когда была одержана победа над кавалерийским корпусом генерала-майора Г.Любекера. Военная история крепости как оборонительного укрепления, закончилась в 1710 г. после взятия русскими войсками Выборга, Риги и Ревеля. С падением этих городов Швеция навсегда потеряла прибалтийские земли, а Нева и ее берега наконец-таки обрели спокойствие.

Следовательно, первые семь лет существования Петропавловской крепости принадлежат военной истории. Это сооружение возникло в связи с конкретными военными нуждами, соответствовало своей формой правилам и требованиям фортификационной науки XVII века, более того подверглось за эти годы ряду мер дополнительного совершенствования ее оборонительных функций.

В 1706 г. по указу Петра укрепление начали перестраивать в камне. Работы по чертежам, утвержденным Петром, вел Доменико Трезини. Остров увеличили подсыпкой земли, а конфигурацию крепости изменили, сделав почти симметричной относительно продольной и поперечной осей. Каменные стены были закончены уже после смерти царя в 1730-е гг.

Как известно, сам Петр поселился сначала на Городовом острове, здесь под прикрытием крепости начал формироваться центр будущего города - в полном соответствии с традициями европейского градостроения: жилое поселение росло либо под защитой цитадели (таким образом сложилась планировка завоеванного шведского города Ниеншанц), либо в кольце оборонительных укреплений.

В том, что город предполагался Петром изначально, сомнений нет, так как уже в 26 номере «Ведомостей» от сентября 1703 г. сообщалось, что: «Из Нарвы подорожные возвещают, что его царское величество не далече от Шлотбурга при море город и крепость (выделено мной - А.А.) строить велел... ».(34)

В 1705 году, выбрав на противоположном не городском берегу шведскую усадьбу, Петр сделал ее первой загородной петербургской летней резиденцией. Аналогично поступало в начале XVIII в. в Москве окружение Петра, устраивая на Яузе напротив Немецкой слободы увеселительные сады-усадьбы.

Уже в 1708 г. царь переселился на Адмиралтейскую сторону - противоположный берег Невы. Здесь он выстроил для себя первый деревянный Зимний дворец - «маленький дом в голландском стиле».(35) Через пять лет после закладки крепости, в год первого военного триумфа Северной войны Петр единолично изменил градостроительные приоритеты в структуре будущего города - изначально не городская сторона стала его частью, более того особым, престижным районом жительства государя и его двора.

Большую часть следующего после Полтавы, 1710 года, царь вместе с семьей жил в Петербурге и «Юрнал» зафиксировал распоряжение «о постройке для постоянного жительства сколько-нибудь поместного жилища».(36) В августе того же года начали возводить каменный Летний дворец.

1710 годом датируется указ, подписанный Апраксиным о переселении на постоянное житье в Санкт-Петербург работных людей с семействами.(37) Так стали формироваться районы рядом с Адмиралтейством, поначалу называвшиеся Переведеновскими слободами.

Новый 1711 год царь впервые встретил в Петербурге. А в феврале 1712 г. обвенчался со своей гражданской женой Екатериной (Мартой Скавронской) в церкви Исаакия Далматского рядом с Адмиралтейством. К этому времени был готов первый каменный Зимний дворец, стоявший на месте Эрмитажного театра на берегу Невы, и в нем праздновали свадьбу царя.

1712 год - год официального рождения новой столицы Российского государства. Санкт-Петербург принял на себя исторические функции Москвы - стал средоточием государственности.

Как же распределились смысловые доминанты города-столицы. Напомним, что не без воли основателя Петербурга, планировочная структура города вышла за пределы той схемы, по которой она развивалась до 1708 г. Петр инициировал строительство не только Петербургской крепости, но и Адмиралтейства, заложенного по его чертежу в 1704 году на противоположной от «фортеции» стороне реки. Окруженное с суши земляными бастионами, оно превратилось в зеркальное отражение Петропавловской крепости и обозначило вторую пространственную доминанту будущего города. В центре еще не проступившего города оказалась река, фланкированная вертикалями остроконечных башен. Приехавшая в 1730-е гг. в Петербург гувернанткой англичанка Элизабет Джастис, описывая с истинно женским вниманием русских людей, костюмы, еду и другой обиход, бросила об архитектуре города всего несколько фраз. Она запомнила только - крепость, Адмиралтейство, дворец, монастырь.(38) Сознание обывателя фиксирует лишь наиболее содержательные внешние впечатления, и они подтверждают аналитические утверждения о главных градостроительных фокусах молодой столицы.

На некоторые размышления наводит факт строительства в крепости храма, посвященного небесным покровителям российского государя - Петру и Павлу, явно замышленного как главный собор будущего города, а не как полковая, гарнизонная церковь.

Если в 1710 г. это была «маленькая, но красивая русская церковь из дерева с красивой остроконечной башней в голландском стиле»(39), то в 1736 г. - «роскошный Петербургский кафедральный собор. (...) Его высокий и при этом тонкий покрытый медью шпиль является наибольшей достопримечательностью всего Петербурга».(40)

Строительство каменного собора взамен деревянного, как известно, началось 8 июля 1712 г., сразу же после объявления Петербурга столицей Российского государства. Согласно воле Петра, первой сооружалась западная часть храма, где из тела собора вырастала четырехъярусная колокольня с высокими тонким шпилем. В 1720 г. закончились каменные работы, а в 1724 - отделали шпиль. Собор строили еще девять лет до 1733 г.

Храм стал приемником Архангельского собора, как Петербург – Москвы, и со смертью своего царственного заказчика начал исполнять роль императорской усыпальницы.

Колокольня была явной антитезой крепости, она противоречила законам оборонительной науки. Но находилась в полном согласии с законами градостроительства Нового времени. Ее сооружение началось в период, когда угроза военного нападения на Петербург ушла в прошлое, и город стал развивать сообразно своей внутренней логике, не боясь вражеского обстрела. Смысловым стержнем этой логики была река, которая определила композиционное пространство города, ее фокусами - главные высотные доминанты водного пространства: колокольня Петропавловского собора и башня Адмиралтейства.

Что есть Петропавловская крепость? Фортификационное укрепление, ставшее архитектурной и исторической достопримечательностью, или изначально задуманный градостроительный фокус, эпицентр развивающегося в пространстве и времени городского организма, обличенный в традиционную форму крепости. Ответ на это вопрос мог бы дать основатель города.

В первые два десятилетия жизни Петербурга, инициатор строительства Петропавловской крепости по собственной воле перевел ее восприятие из утилитарно-функционального (фортификационное укрепление), в культурно-мемориальное, мифологическое (градостроительная доминанта и усыпальница русских царей).

В 1730-е годы приезжие иноземцы, уже не боясь давать творению Петра точные характеристики, отказывали петербургской крепости в оборонительных возможностях и искали различные оправдания ее появлению в городе.

После смерти основателя Петербурга, все его приемники и преемницы вносили свою лепту в отделку и поддержание Петропавловской крепости. При Анне Иоанновне ею занимался генерал-фельдцейхмейстер барон фон Б.-Х.Миних. Благодаря ему укрепление приобрело современную планировку: с востока и запада земляные равелины заменили каменными и были окончены в 1740 г. все каменные работы. Во времена Елизаветы Петровны крепостью занимался генерал-лейтенант А.П.Ганнибал. Он устранял протечки в сводах казематов и облицовывал эскарповы (наружные) стены известняковыми плитами. В эпоху Екатерины II была проведена новая облицовка наружных стен гранитом. Она началась с Екатерининского бастиона. Появились круглые гранитные сторожевые будки с куполками и оконцами, автором которых вероятно был Ю.М.Фельтен(41) и новые Невские ворота, возведенные по проекту Н.А.Львова.

Такова историческая хронология. Она свидетельствует о постоянном внимании властей к состоянию укреплений Петропавловской крепости. И хотя ее гарнизон уменьшался в своем численном составе, а помещения казематов, расположенные в куртинах превратились со временем в склады и тюремные камеры, фортификационной ансамбль, возникший в начале XVIII столетия, продолжал воспринимался как особый пространственный и содержательный знак.

Пространственно он работал как одна из главных градостроительный вертикалей панорамы города, содержательно - был символом преемственности власти, так как охранял место вечного упокоения русских монархов, правивших в XVIII и XIX вв. Факты говорят о динамичном изменении художественного и смыслового образа Петропавловской крепости, о достаточно быстром признании за ней иной не фортификационной роли.

В конце XVIII столетия первый русский ведутист Федор Алексеев, фиксируя панораму Дворцовой набережной, изобразил на первом плане Екатерининский бастион Петропавловской крепости. С него по велению императрицы началась облицовка гранитом стен укрепления. Художник, возможно сам того не ведая, визуально воплотил культурно-значимые связи города и подчеркнул ту систему ценностей, которая была столь актуальна для эпохи правления Екатерины II – преемственность со временем Петра Великого.

Миф, некогда созданный государем-преобразователем, жил и продолжал быть актуальным...

С. 49, 51.
2 Из книги Фридриха-Христиана Вебера «Преображенная Россия» // Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. СПб. 1991. С. 104.
3 Справедливости ради заметим, что это нарушение уже сложившейся традиции было единственным в записках иностранцев, посетивших Петербург при жизни Петра I.
4 Краткое описание города Петербурга и пребывания в нем Польского посольства в 1720 году // Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. СПб. 1991. С. 141.
5 Питер Генри Брюс. Из «Мемуаров... » // Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. СПб. 1991. С. 162 - 163.
6 О. де ла Мотре. Из «Путешествия... » // Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. СПб. 1991. С. 212.
7 Феофан Прокопович. История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии и взятия в плен остальных шведских войск при Переволочие, включительно. М., 1788. С. 82.
8 Карл Рейнхольд Берг. Путевые заметки о России // Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. СПб. 1997. С. 115.
9 Педер фон Хавен. Путешествие в Россию // Беспятых Ю.Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. СПб. 1997. С. 356.
10 Там же. С. 357.
11 Там же. С. 358.
12 Там же. С. 358.
13 Так исторически и сложилось: Петропавловская крепость стала тюрьмой уже при Петре I. В 1715 г. здесь размещалась Розыскная канцелярия. В 1740-е гг. - Тайная канцелярия. Среди известных исторических лиц, заключенными Петропавловских казематов были: царевич Алексей Петрович, кабинет-министр А.П.Волынский, Б.-Х.Миних, лейб-хирург И.Г.Лесток, писатель А.Н.Радищев и др.
14 Наблюдательный и образованный датчанин на редкость точен. Он подмечает сущностные моменты петровской преобразовательной политики, среди которых дидактика была одним из главнейших положений.
15 Педер фон Хавен. Указ. соч. С. 358.
16 Джон Кук. Путешествия и странствия по Российской империи, Татарии и части Персидского царства // Беспятых Ю.Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. СПб. 1997. С. 416.
17 См.: Логачев К.И. Петропавловская (Санкт-Петербургская) крепость. Л., 1988. С. 20 - 39.
18 Бобровский П. Петр Великий в устье Невы. СПб. 1903. С.4.
19 В 1642 г. Ниенщанц получил статус города - см.: Эренсфельд У. Шведское картографирование Ингерманландии // Шведы на берегах Невы. Стокгольм, 1998. С. 21 - 23.
20 План Ниеншанца с обозначениями - см.: Устрялов Н. Карты, планы и снимки к четвертому тому Истории царствования Петра Великого. СПб. 1863. № 6. План Невского устья в 1700 году; Эренсфельд У. Указ. соч. С. 20 - 21.
21 7 мая Петр и Меншиков на 30 лодках вышли в дельту Невы и взяли на абордаж два шведских корабля - подробнее см.: Журнал или поденная записка блаженныя и вечнодостойныя памяти государя императора Петра Великого с 1698 года до заключения Нейштатского мира. СПб. 1770. Ч. 1. С. 71-72. В письме к Апраксине Петр восторженно писал по этому поводу: «(...) Смею и то писать, что истинно с восемь лодок только в самом деле было: и сею никогда небывалою викториею вашу милость поздравя, пребываю». - Голиков И.И. Деяния Петра Великого. М. 1837. Т. 2. С. 73-74.
22 О дальнейшей судьбе Ниеншанца см.: Приамурский Г. Санкт-Петербург и судьба Ниеншанца // Шведы на берегах Невы. Стокгольм, 1998. С. 44 - 51.
23 28 апреля вечером «яко капитан бомбардирский с 7 ротами гвардии, в том числе с 4 Преображенскими, да с 3 Семеновскими управяся, поехал в 60 лодках мимо города (Ниеншанца) для осматривания Невского устья и для занятия оного от прихода неприятельского с моря» - см.: Голиков И.И. Указ. соч. С. 68.
24 Цит. по Бобровский П. Где был Петр Великий в день закладки крепости Санкт-Петербург. СПб. 1903. С. 15. Вопрос о месте пребывании Петра в момент заложения крепости подробно рассмотрен как в работе П. Бобровского, так и в монографии П.Н.Петрова. История Санкт-Петербурга с основания города до введения выборного городского управления по учреждениям о губерниях. 1073-1782. СПб. 1885. С. 38. Оба исследователя убедительно доказывают отсутствие царя на Неве до 20 мая.
25 Питер Генри Брюс. Из «Мемуаров... » // Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. СПб. 1991. С. 163.
26 Устрялов Н. Карты... № 12. План Ораньибурга рисован Петром I и послан к А.Д. Меншикову при письме 3 февраля 1703 года.
27 Там же, № 15. План военного порта. (Все подписи сделаны рукой Петра I)
28 Русакомский И.К. Преображенское - дворцовое село XVII-XVIII вв. // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1994. С. 94.
29 См.: Ключевский В.О. Курс русской истории. Часть IV. Собр. соч. Т. IV. С. 20; .Яковлев В.В. История крепостей. СПб. 1995. С. 80.
30 В 1710 г. по инициативе Петра I в Петербурге был напечатан перевод книги М. фон Кугорна «Новое крепостное строение на мокром и низком горизонте, которое на три манера показуется в фортификование внутренней величины». В 1721 г. система Кугорна была использована при строительстве укреплений Кронштадта - см.: Яковлев В.В. Указ. соч. С. 67.
31 Педер фон Хавен. Путешествие в Россию // Беспятых Ю.Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. СПб. 1997. С. 357.
32 Об участии Ж.-Г.Ламбера пишут все исследователи военных укреплений С.-Петербурга - см.: Ласковский Ф.Ф. Материалы по истории инженерного искусства в России. Ч. II. СПб. 1861. С. 427; Тимченко-Рубан Г.И. Первые годы Петербурга. Военно-исторический очерк. СПб. 1901. С. 80.
33 Подробне см.:Степанов С.Д. Строительство и перестройка фортификационных сооружений Петропавловской крепости // Краеведческие записки. Исследования и материалы. Фортификация и архитектура Петропавловской крепости. В. 6. С. 21 - 31.
34 «Ведомости». № 26. Сентябрь 1703 г.
35 «Точное известие о... крепости и городе Санкт-Петербург, о крепостце Крошлот и их окрестностях... » // Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. Введение. Тексты. Комментарии. Л., 1991. С. 53.
36 Цит. по Петров П.Н. История Санкт-Петербурга с основания города до введения выборного городского управления по учреждениям о губерниях. 1703-1782. СПб. 1885. С. 74.
37 Там же. С. 83.
38 Элизабет Джастис. Три года в Петербурге // Беспятых Ю.Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. СПб. 1997, С. 102-103.
49 «Точное известие о... крепости и городе Санкт -Петербург, о крепосце Кроншлот и их окрестностях...» // Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. Введение. Тексты. Комментарии. Л., 1991. С. 50.
40 Педер фон Хавен. Путешествие в Россию // Беспятых Ю.Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. СПб. 1997. С. 357.
41 Холев Г.С. Петропавловская крепость. Л., 1947. С. 18.

Как известно, Северная война началась для русских с "Нарвской конфузии". Шведы до сих пор охотно поют песни про то, "как пришел царь Петр, сам большой и войска как грязи, не щадя ни мужчин, ни женщин, ни детей в колыбели - пригласить фру Нарву на танец, а она не пошла. А насильно не вышло - защитники в крепости не отдали свою ингерманландку" . Но слушая эти (честно говоря, довольно заунывные) песни, не будем забывать, что всего через четыре года "фру Нарва" сдалась Петру. В знак дефлорации "гордой ингерманландки", в 1705 году в Нарве по проекту Д. Трезини были воздвигнуты триумфальные Императорские ворота, декорированные скульптурами и гербом России. А в 1708 году Петр I распорядился перестроить по образцу триумфальных ворот в Нарве главные ворота Петропавловской крепости - Петровские:

Ворота первоначально имели каменную арку и деревянный верх, а в 1716-1717 годах под руководством Трезини ворота были перестроены в камне с сохранением прежних форм.

Аттик ворот украшает деревянный барельеф "Низвержение Симона-волхва апостолом Петром", символизирующий победу русских над шведами.

В центре рельефа красуется Петр I в одеянии триумфатора, указывающий рукой на первоначальный, деревянный собор Петра и Павла:
В тимпане фронтона находится горельеф с изображением благословляющего бога Саваофа.

На фронтоне стояли фигуры апостола Петра, двух ангелов с трубами и двух добродетелей - Благочестия и Надежды. Скульптуры и резьбу верхнего яруса выполнил немецкий резчик К. Оснер-старший.

В нишах ворот установили скульптуры (предположительно, они были созданы по рисункам французского скульптора Н. Пино), олицетворяющие благоразумие

и храбрость:

а по бокам, на отдельных постаментах - фигуры Марса и Нептуна. Над аркой ворот укреплен российский герб, первоначально выполненный из дерева. В 1720 году деревянный герб был заменен свинцовым, который отлил французский литейщик Ф. П. Вассу.
В 1722 году он был раскрашен и позолочен мастером А. Захаровым.

В волютах верхнего яруса расположены рельефы с воинскими доспехами.