Достоевский мальчик у христа на елке анализ. Актуальность темы исследования

вета над мраком, добра над злом. Святочный (рождественский) рассказ можно распознать по следующим признакам:

хронологическая приуроченность;

наличие элемента чудесного;

наличие рассказчика;

наличие среди героев ребенка;

наличие нравственного урока, морали.

Среди главных мотивов святочного (рождественского) рассказа выделяют следующие: мотив "нравственного перерождения героев", мотив "божественного дитя", мотив "рождественского чуда".

В рассказе "Мальчик у Христа на елке" мы находим все вышеперечисленные признаки. Так, его действие происходит в канун Рождества. В образе главного героя отражается мотив "божественного дитя": младенца Христа, не принятого миром. На образ Христа указывают возраст героя и его одежда: ему лет шесть или даже менее, одет он в какой-то халатик. Именно таким предстает младенец Христос во многих православных иконах. Мотив "божественного дитя" связывает исследуемый рассказ с другими рождественскими произведениями ("Сверчок за очагом" Ч. Диккенса, "Христова детка" Вагнера), где ребенок символизирует идею добра и милосердия.

В исследуемом нами рассказе прослеживается евангельская направленность, связанная с изображением подвала. Он напоминает образ разоренного вертепа, из которого все разбрелись, кроме умирающей старухи и мертво пьяного халатника. Ситуация Рождества повторяется в ухудшенном варианте: как когда-то для готовой родить Богоматери не нашлось места в гостиницах и домах Вифлеема, так и в исследуемом рассказе в канун великого праздника никто не оказал помощи больной матери, приехавшей из чужого города, и ее мальчику.

Мотив чудесного связан в рассказе с ирреальным, с предсмертным видением замерзающего мальчика. Чудо здесь представлено явлением Иисуса Христа. В реальном же пласте изображаемого чудо не происходит, совершается трагедия: ребенок замерзает. Эта трагическая развязка роднит рассказ с другими рождественскими произведениями: Г.Х. Андерсена "Девочка с серными спичками" и Ф. Рюккерта "Елка сироты", в которых по сюжету дети-герои обретают счастье, тепло, уют в потустороннем мире. Такой трагический финал выделяет исследуемый нами рассказ из контекста всей "святочной традиции", где добро, милосердие должны свершиться на земле. Нет в рассказе и мотива "нравственного перерождения героев", что также отделяет его от многих рождественских произведений. Здесь в образе героя никто не хочет узнать младенца Христа. Ребенок встречается с удивительным равнодушием со стороны взрослых. И только Христос готов распахнуть свои объятия для "униженного и оскорбленного" мальчика.

Реалистическое изображение в рассказе становится ведущей его чертой. На реальность происходящего постоянно указывают образ автора-рассказчика и воссозданный образ Санкт-Петербурга, считающийся одним из несвяточных мест России. Возможно, из-за такого хронотопа чудо на земле не происходит. Мотив трагического не покидает и изображаемую райскую елку у Христа, где у каждого ребенка соя история смерти, поражающая документальностью и будничностью. Ф.М. Достоевский словно хочет сказать, что нельзя забывать о страданиях детей не только на земле, но и на небе.

В рассказе создается особый психологизм, передающийся через изображаемый поток сознания героя.

Рассказ "Мальчик у Христа на елке" сопряжен, с одной стороны, с темой униженных и оскорбленных, а с другой - с философско-символической проблемой незаслуженных и не подлежащих оправданию, безвинных страданий детей в романе "Братья Карамазовы", где ни одна слезинка ребенка не может стоить счастья всего мира.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Безбородкина Е.С. Обсуждение вопросов жизни и смерти при изучении рождественских рассказов //

Егоров В.Н. Ценностные приоритеты Ф.М. Достоевского: Учебное пособие. - Тольятти: Развитие через образование, 1994. - 48 с.

Захаров В.Н. Учиться России //

Касаткина, Т. "Мальчик у Христа на елке" //

Кирякова Л.В. "Мальчик у Христа на елке" Ф.М. Достоевского и "Рождественская песнь в прозе" Ч. Диккенса. // Литература в школе. - 2003. - № 5. - С.37.

Копытцева Н.М. Святочный рассказ Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке" // Литература в школе - 2003. - № 5. - С.35-36.

Святочные рассказы: Рассказы. Проповеди / Предисл., сост., примеч. и слов. М. Кучерской; - М.: Дет. лит., 1996. - 223 с.: ил.

Сергушева С.В. Тема детства в творчестве Ф.М. Достоевского // Литература в школе. - 2003. - № 5. - С.32-35.

Стерликова Ю.В. Образ детства в творчестве Ф.М. Достоеского // Духовные и нравственные смыслы отечественного образования на рубеже столетий: Научный сборник / Н.В. Анашкина, Н.П. Бахарев, А.А. Ильин, О.Г. Каменская и др.; Научный руководитель В.В. Рубцов. - Тольятти: ТГУ, 2002. - С.85-97.

Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Т.22. - Л.: Наука, 1981. - 407 с.

Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 12 томах. Т.12. - М.: Правда, 1982. - 544 с.

Швачко М.В. Образы детей в рождественских рассказах Ч. Диккенса и святочных рассказах русских писателей второй половины XIX века //

Эмоциональным срезом всего январского номера "Дневника писателя 1876" следует считать святочный рассказ "Мальчик у Христа на елке". Литературоведом Фридлендером установлен поэтический источник, который лег в основу фантастического рассказа Достоевского, - это стихотворение немецкого поэта Фридриха Рюккерта "Елка сироты". Конечно, по содержанию и по своей форме "Мальчик у Христа на елке" восходит также и к другим образцам святочных литературных произведений. Так, Достоевский в своем маленьком рассказе развил намеченную Диккенсом в "Рождественской песни в прозе" тему "душевного холода", "каменного сердца", из которого "еще никому ни разу не удавалось высечь…хоть искру сострадания". Вместе с тем Струдж из "Рождественской песте в прозе", всюду вносивший "леденящую атмосферу", каким-то чудодейственным образом перерождается доброго рождественского дядюшку. Диккенс Ч. Собр. соч. в 10-и томах. Т. 8. М., 1986, С. 8.

У Достоевского в "Мальчике у Христа на елке" перед Рождеством преобразился лишь Петербург. Он описан глазами шестилетнего мальчика, заброшенного из провинции в столицу: "Господи, какой город!" "Вот и опять улица, - ох, какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то!" "И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз!". Холодный свет бездушного праздничного Петербурга противопоставлен черному мраку захолустного городишка, "откудова" приехал мальчик: "Но там было зато так тепло и ему давали кушать, а здесь - господи, кабы покушать!".

Счастье и радость совсем рядом, но вопреки канонам святочного рассказа, они не для сироты. Мальчик будто оказался в ирреальном мире. Он бежит по улицам огромного таинственного города и не ведает, что ждет его впереди. Ребенок не знает и о том, как он с матерью оказался в этом городе, по какому случаю зажжено столько огней, он не ведает даже о смерти матери. Время от времени его привлекают праздничные витрины, свет в окнах домов, но это лишь на минуту. Ничего в рассказе сверхъестественного не происходит, более того, в рождественскую ночь голодный ребенок замерзает на чужом дворе, в подворотне, за дровами. Чудо не происходит даже на бытовом уровне. Писатель неоднократно напоминает, что мальчику хотелось есть, однако никто его так и не накормил.

И случилось то, что и могло случиться с сиротой в чужом городе среди людей с "каменным сердцем". Концовка рассказа воистину трагична: ни умиления, ни раскаяния в ней. Никто так и не пожалел его, и когда другой мальчик, постарше и, видимо, такой же бездомный, сорвал с него картуз и опрокинул ребенка оземъ, то стоящие у праздничной витрины люди закричали (кто смел нарушить их покой!), мальчик "обомлел", "вскочил и бежать - бежать".

Ребенок, умирая в рождественскую ночь, слышит во сне пение матери, видит прекрасную елку, "Христову елку", вокруг летают мальчики и девочки, у которых никогда не было елки. Одних бросили матери сразу после рождения - и замерзли они в своих корзинах у чужих дверей; "Мальчик у Христа на елке" - самый не святочный рассказ наряду рождественских произведений. Ребенку "одиноко и жутко", оборваны не только социальные связи, но и родственные; в памяти остался лишь городишко, где "по ночам такой черный мрак", но там было тепло и "ему давали кушать". Его одиночество не согрето даже воспоминаниями о матери. Р.Г. Айрапетян "Как и чем и кто виноват?", Научные сообщения, 2007 год., М.

Январский выпуск "Дневника писателя" за 1876 год является своеобразной увертюрой ко всему произведению. В нем мы впервые встречаемся со всеми главными темами книги. Здесь определяются их тональность и строй. Не исключение и женская тема. Пять небольших эпизодов, вкрапленных в разные статьи первого номера, воспроизводят как бы пять вариантов судьбы современной "Дневнику" женщины. Наиболее полно рассказано "об убийстве мещанки Перовой и об самоубийстве ее убийцы". Пунктиром дана жизнь девочки - "вуйки", о которой писатель говорит в связи с рассказом о рождественских праздниках в доме художников: она "ни за что не сумеет выйти замуж, несмотря на всё желание". Несколько строк посвящено умирающей матери мальчика, попавшего на Христову ёлку. Лаконично и ярко пишет Достоевский о женщине, ударившей ножом своего мужа-алкоголика. Наконец, говоря о возрастающей силе власти, писатель вспоминает об одной даме, которую "один начальник станции вытащил собственной властью и рукой, чтобы отдать её какому-то господину, который пожаловался этому начальнику, что это жена его и находится от него в бегах". Если присмотреться ко всем этим историям внимательнее, то, конечно же, это никаких не пять вариантов судьбы, а всего-навсего единственный, исполненный горечи и драматизма.

Первое, что обращает на себя внимание, это то, что русская женщина находится в конфликтных отношениях с мужчиной. Она лишена любви и семьи, и эта противоестественная ситуация толкает ее к противоестественным поступкам. Традиционно долг женщины состоит в том, чтобы беречь семейный очаг, рожать и воспитывать детей. А современница "Дневника"? Она либо, как Перова, ведёт беспутный образ жизни, либо, как мать мальчика или дама на станции, покидает свой дом, либо, что противоестественнее всего, становится убийцей - вместо жизни несёт смерть. И толкает её к этому современный русский мужчина. Сожитель Перовой "был из новейших: "Не мне, так никому". Он дал ей слово, что "оставит её", и варварски зарезал её ночью, обдуманно и преднамеренно, а затем зарезался сам". На рождественской ёлке "подростки (не дети, а подростки, будущие молодые люди, в разных мундирчиках, и которых была тьма) - толкаются нестерпимо, не извиняясь и проходя мимо с полным правом". В случае с ножом "пьяный муж пришёл к жене, которую бросил и не кормил с детьми много месяцев, и стал бить её, чтобы вымучить еще водки". Начальник станции высадил даму из вагона "без суда, без всякого подозрения, что он сделать это не вправе". Современный "Дневнику" русский мужчина, волею исторических обстоятельств, оказавшийся хозяином современной русской действительности, настолько самонадеян и эгоистичен, что оказывается неспособным жить по совести - честно и справедливо. Он разрушается сам, разрушает семью, подталкивает женщину к преступлению.

И, тем не менее, не всё потеряно, и надежда есть, потому что, несмотря на все тяготы судьбы современной русской женщины, она остаётся-таки женщиной: она остаётся матерью. Этот факт Достоевский подчёркивает во всех случаях, когда он имеет место (а в январском выпуске детей нет только у девочки - "вуйки", что вполне естественно, да у дамы в вагоне, про которую вообще ничего не известно). Надежды, которые возлагает в связи с этим обстоятельством на русскую женщину автор, получают поддержку в картине Христовой Ёлки, куда кроме невинных детей допущены их матери. И хотя стоят эти матери в сторонке, Христос с ними: "все у Христа, и Он Сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей". Почему "грешных"? Вопрос риторический в контексте январского выпуска "Дневника писателя". Впрочем, как уже говорилось, январский выпуск - это своеобразная увертюра ко всей книге, в которой многие принципиальные моменты уточняются и разъясняются. Намеченная здесь системой женских образов концепция обретает в дальнейшем плоть и кровь, намёки разворачиваются в пространные рассуждения, характеры получают художественную завершённость и полноту. П. Фокин "Женский вопрос" в "Дневнике писателя" 1876-77 гг. Ф.М. Достоевского

Проблематика рассказов Ф. М. Достоевского. В художественном мире Федора Достоевского ре­бенок наделен исключительными полномочиями: он словно выступает в роли универсального и неподкуп­ного судьи, беззащитной и потому легко ранимой со­вести человечества, служит для безошибочной про­верки, что есть добро и что есть зло, где живет правда и где таится ложь, для надежного определения состо­яния здоровья общества, для установления правиль­ного диагноза, если общество больно или если в нем что-то не совсем ладно. Достоевский убежден, что по тому, как чувствуют себя дети - завтрашний день человечества, можно с полным правом судить о сте­пени справедливости существующего миропорядка.

И надо сказать, картина существующего мироустройства Достоевского не слишком светла. В произведе­нии Достоевского нот счастливых детей - таких, которые бы жили и нормальной семье, с добрыми родителями. н прекрасных условиях и не сталкивались бы с пошлостью окружающего мира.

В «Моточке Незвановой» рассказывается история детских лет Неточки Незвановой, девочки «из ни­зов». Неточка жила в каморке с матерью и отчимом. Мать Неточки, долгое время болевшая, умерла, от­чим сошел с ума и сбежал от нее.

И девочку взял к себе в большой и красивый дом князь Х-м. Дочь князя поражали невесть откуда взяв­шееся достоинство Неточки и ее рвение, способность к учению.

Семья князя уезжает, и Неточна поселяется у их родственницы. Здесь девочка сталкивается с неспра­ведливостью жизни. Женщина очень добра и забот­лива, она нравится ребенку. Но ее муж не внушает приязни. И девочка, случайно наткнувшись на ста­рые письма, понимает, что в этой семье есть своя тай­на. Уже будучи замужем, Александра Михайловна полюбила «неровню», мелкого чиновника.

Общество от преступницы отвернулось, муж защи­тил ее, но теперь старательно портит ей жизнь, изде­вается. Девочка поражена сложностью этой жизни, безжалостностью мужа несчастной женщины.

Другой рассказ Достоевского - «Мальчик у Хри­ста на елке» - повествует о несчастной судьбе ребен­ка. Маленький мальчик, живший с матерью в холод­ном подвале, пошел по городу в канун Рождества.

Он любовался красочными витринами, удивлялся и восхищался нарядными детьми. Никто не обращал внимания на ребенка, лишь мальчик постарше напу­гал беднягу, бросившись за ним вдогонку. От страха мальчик забился в подворотню, где уснул, замерзая на морозе. И приснился ему рождественский праздник у Христа: «У Христа всегда в этот день елка для ма­леньких деточек, у которых там нет своей елки…».

Мальчик узнал, что все эти дети - такие же, как и он сам, только кто-то умер в младенчестве, кого-то подкинули в корзине. Сам Христос находится среди детей.

Наутро дворники нашли за дровами замерзшего, умершего мальчика. Разыскали и его маму, умер­шую раньше. «Оба свиделись у Господа Бога на Не­бе».

На страницах рассказов Достоевского много ще­мящей тоски и грусти, много пронзительного света, прорывающегося сквозь плотину резких конфлик­тов, страданий и страстей людских, много обнадежи­вающего тепла и нежности, много веры в лучшее бу­дущее.

Решение проблемы гуманизма, всякий раз остро встающей на стыке эпох, испытание всего и вся на человечность для Достоевского неразрывно связаны с изображением детей.

Крайность и уязвимость гуманистической идеи До­стоевского заключается в том, что он, постоянно кон­статируя наличие зла в современном ему обществе и справедливо утверждая, что маленькие существа не должны плакать и нести ответственность за грехи взрослых, не давал ясного ответа, как же быть тогда, когда страдание уже разлилось по земле, когда дети уже погибают, есть ли какой-либо выход из создав­шегося положения, возникшего по вине равнодушного человечества.

Нужно заметить, что детская тема, присутствую­щая во всем творчестве Достоевского, решается им преимущественно в символическом, предельно обоб­щенном плане, определяемом как спецификой фило­софской прозы, так и тем, что идеал, пестуемый До­стоевским, слишком далеко отстоял от российской действительности той поры.

У писателя «дитя» - всеобщий символ; для него важно только то, что это сыновья униженных и ос­корбленных, обиженных и обделенных.

По убеждению Достоевского, «небарский ребенок» должен быть мерилом окружающей жизни, своеоб­разной шкалой отсчета при оценке исторического прогресса.

Несмотря на известную отвлеченность своего сим­вола, продиктованного самыми высокими гуманис­тическими соображениями, романист постоянно его обновляет путем внесения каких-либо отличитель­ных примет, броских деталей.

Но символ остается символом, к тому же в нем на­лицо религиозный оттенок.

Характерна и та интонация, с которой выдержа­ны почти все сюжеты о плачущем ребенке, выбран­ная для того, чтобы вызвать у читателя прилив сос­традания и сочувствия, чтобы привести в волнение его черствеющее сердце.

Цель: проанализировать рассказ Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”, раскрывая жанрообразующие признаки святочного рассказа.

обучающие:

Познакомить учащихся с творчеством Ф.М.Достоевского посредством изучения его рассказа;

Ввести понятие “святочного (рождественского) рассказа;

Продолжать развивать умение наблюдать за художественным словом и делать свои выводы;

развивающие - продолжать развивать речь и творческие способности учащихся;

воспитательные:

Дать понятие общечеловеческих ценностей через приобщение к классической литературе;

Формировать умение использовать полученные знания в жизненных ситуациях.

Технология: личностно-ориентированная.

Оборудование: компьютер, презентация с иллюстрациями, звуковым эффектом (<Приложение 1 >)

Предварительная работа: знакомство с содержанием рассказа.

Ход урока

1. Сообщение темы, цели урока. (СЛАЙД 1)

2. Вступительная беседа. (СЛАЙД 2)

Всего через несколько дней наступит время праздников, особенно любимых. Это Новый год и Рождество.

Вспомните, в ознаменование какого события отмечается Рождество.

(Рождение человека-Бога, который был послан человечеству, чтобы помочь избавиться от грехов, помочь сделать жизнь человека лучше, чище, нравственнее). Слова Ч.Диккенса.

И действительно, в рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время,когда особенную значимость получают христианские ценности:доброта,милосердие,сострадание. Это время совершения добрых дел.

А как называется время от Рождества до Крещения? (Святки)

В России в Святки принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам в богадельни. Следовали этой традиции все - от государя до простых смертных.

Рождество - праздник ожидания чуда. Как некогда свершилось чудо в Вифлееме (СЛАЙД 3), и родился Спаситель человечества, так оно должно вершиться ежегодно в этот день, поэтому с таким нетерпением ждут этот праздник взрослые и дети. И если даже не случится чуда, то чудесен сам праздник.

Этому времени посвящён рассказ Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”,который вы прочитали дома. И вы убедились, что не для всех этот праздник несёт радость, ведь в жизни рядом с достатком и весельем соседствуют горе, нужда и одиночество.

Сегодня мы впервые обращаемся к творчеству Ф.М.Достоевского - одного из самых “трудных”, взрослых писателей, анализируем, пусть и небольшой, рассказ, который был опубликован в журнале “Дневник писателя” в 1876 году, который издавал автор. Несколько слов об этом журнале скажет _________________________________

(Фёдор Михайлович Достоевский с 1873 года издавал “Дневник писателя” - так назывался журнал, в который входили и художественные произведения, к которым относится рассказ “Мальчик у Христа на ёлке” С одной стороны, это был известный журнал, предназначенный для широкого круга читателей, с другой - дневник для себя, в котором писатель выражал свои мысли, взгляды. Писатель любил собирать правдивые факты из текущей жизни, непосредственно увиденные им самим; именно их он делал основой своих произведений).

Рассказ “Мальчик у Христа на ёлке” принято относить к жанру святочного рассказа. С определением этого жанра нас познакомит ____________________________

(Святочный или рождественский рассказ - литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и имеющий свои особенности в сравнении с традиционным жанром рассказа).

Каковы же жанрообразующие особенности святочного рассказа? Обратимся к следующему слайду. (СЛАЙД 5). Запись в тетрадь.

В ходе анализа текста мы должны обозначить наличие этих признаков в данном произведении. Для начала обратимся к композиции рассказа и постараемся обозначить сюжет рассказа, т.е. последовательность событий. (СЛАЙД 6)

3. Анализ рассказа.

(Знакомство с главным героем рассказа)

С чего начинается знакомство с литературным героем? (С портрета). Зачитайте.

Заметим, что Достоевский очень коротко говорит о внешности мальчика, но подмечает то, что наиболее характерно: это и “маленький рост”, и возраст “лет семь”, “дует на замёрзшие пальчики”, и одежда - “какой-то халатик”, затем он одевает “картузик” (уменьшительно-ласкательные суффиксы), а главное это безликое существо “хотело кушать”. Имя?

Как называется в литературном произведении описание помещения, где живёт герой? (Интерьер) Зачитайте.

Что вас больше всего поражает?

Что заставило выйти мальчика на улицу? (Голод)

На что надеялся он? (“Хоть бы кусочек какой-нибудь”, “копеечку”)

Завязка.

Как вы думаете, в каком городе происходят события? (Автор не называет конкретного города, но по отдельным признакам можно, догадаться, что это Петербург; и мы с вами впервые сталкиваемся с понятием “Петербург Достоевского”).

Что видит мальчик?

Что слышит мальчик?

Как вы думаете, какие художественные средства использует в этом фрагменте автор, чтобы передать душевное состояние героя, заставить ощутить боль и страдание героя, ведь рассказ ведётся от 3-его лица?

Обобщение учителя:

а) читая слова автора, мы слышим голос самого мальчика, как будто находимся рядом с ним, видим и слышим его. Такого эффекта позволяет добиться использование восклицательных и вопросительных предложений, которые передают восхищение, радость, боль и страх;

Прочитаем следующий отрывок - от слов “и вдруг, господи!” до “смешно на куколок”.

Иллюстрация.

(Слайд 9) + музыка

А теперь попробуем мысленно проникнуть за стекло и побывать на празднике.

Как вы думаете, почему после детского праздника автор изображает кукол? (Они противопоставлены мёртвым душой людям).

Найдите примеры из текста, подтверждающие эту мысль. (Развитие действия.)

Если бы рассказ заканчивался на этом эпизоде, мы могли бы его сравнить со сказкой.

А можно ли его назвать в полной мере святочным рассказом? (Нет, этому мешает развязка рассказа, т.к. она не представляет счастливого конца (СЛАЙД 11).

А ведь так хотелось бы, чтобы этот рассказ был по-настоящему святочным и имел счастливый конец. (Проверка творческой работы. 1 вариант)

Об этом говорит и сам писатель в последнем абзаце. А что стало с мальчиком, если бы он выжил? (Ответ - 1 часть “Мальчик с ручкой”, т. е. попрошайкой, “халатником”, который жил с ним в одном подвале.

Ф.М.Достоевский высоко ценил этот рассказ, он считал, что (СЛАЙД 10)

И что “преступное равнодушие взрослых является причиной преступления детей”.

Считаете вы этот рассказ актуальным в наши дни? Озвучьте свою точку зрения. (Проверка творческих работ. 2 вариант). (СЛАЙД 12)

4. Подведение итогов урока.

Святочный (рождественский) рассказ - это жанр литературы, основу которого обычно составляет одно событие, всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал - счастливый.

Портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, художественные приёмы, синтаксические и лексические средства выразительности - система понятий, помогающая раскрыть замысел писателя.

Вера, милосердие, сострадание - вечные непреходящие человеческие ценности.

5. Домашнее задание. (СЛАЙД 13). Прочитать рождественский рассказ другого писателя.

Рождество - светлый праздник, в который принято дарить подарки. Я вам сегодня подарю сладкие подарки, как частичку моего сердца. Я хочу, чтобы в жизни у вас было всё хорошо. Открывайте свои сердца людям, которые нуждаются в вашей помощи. Будьте милосердны, добры, сострадательны. (СЛАЙД 14)