1. Вспомни, что относится к природе.
Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Солнце, воздух, вода, растения, животные - всё это объекты природы.
2. Что необходимо растениям и животным для жизни?
Животные - живые существа. Они растут, развиваются, приносят потомство. Животные питаются, передвигаются, строят жилища. Животным необходимы для жизни пища, воздух, вода, тепло и свет. Растение - живое. Оно растёт, развивается, приносит потомство. Каждое растение когда-нибудь умирает. Но многие растения живут очень долго. Растениям необходимы для жизни вода, воздух, свет и тепло.
Все объекты природы можно разделить на две большие группы: живую и неживую природу.
Солнце, камень (полезные ископаемые), облако, сосульки
- это НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
.
Дерево, человек, бабочка, медведь
- ЖИВАЯ ПРИРОДА
.
Венгрия:
Австрия:
Греция:
Объединённые Арабские Эмираты:
Аргентина:
ЖИВАЯ ПРИРОДА: растёт, питается, дышит, умирает, приносит потомс тво.
Татьяна Манаева
Конспект занятия «Живая и неживая природа»
Цель : совершенствование знаний детей о живой и неживой природе
Задачи :
Образовательные :
Познакомить с понятием «Круговорот воды в природе »
Упражнять в назывании и классификации объектов живой и неживой природы
Упражнять в различении понятий «природа » и «не природа »
Развивающие :
Способствовать развитию познавательных интересов
Развивать любознательность, память, умение делать выводы
Воспитательные :
Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней
Учить способам самостоятельного познания
Воспитывать коммуникативные навыки
Воспитатель вносит искусственные цветы.
Дети, я хотела бы посадить эти цветы у нас в группе.
Как вы думаете, будут ли они расти, если я их посажу в землю? Почему?
Дети :
Нет, они не живые, не дадут корней, не будут расти.
Воспитатель :
Да. Цветы сделаны человеком. Все предметы, сделанные руками человека, не относятся к природе .
Знаете ли вы, что такое природа ? (ответы детей) .
Воспитатель :
- Природа - это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана руками человека. Это - солнце, вода, воздух, небо, животные, насекомые, растения и человек, как часть природы .
Воспитатель :
Ребята, сегодня, я предлагаю вам поиграть в юных экологов. А кто это – юный эколог?
Дети :
Это ребенок, который любит природу , всегда и везде заботится о ней.
Воспитатель :
Правильно. А как вы думаете – как можно стать юным экологом?
Дети :
Нужно совершать добрые дела по отношению друг к другу и к природе .
Воспитатель :
Юные экологи должны много знать о природе . И сейчас мы с вами поиграем в игру «Три слова» . Я называю понятия, а вы должны назвать три названия, которые относятся к этому понятию.
Игра «Три слова»
1. Комнатные цветы (фиалка, герань, фикус)
2. Садовые цветы (ромашка, роза, петунья)
3. Зимующие птицы (воробей, голубь, сова)
4. Перелетные птицы (журавли, ласточка, кукушка)
5. Водоплавающие птицы (гусь, утка, лебедь)
6. Домашние животные (корова, лошадь, собака)
7. Дикие животные (волк, лиса, заяц)
8. Животные Крайнего Север (белый медведь, тюлень, морской котик)
9. Животные тропиков (лев, рысь, горилла)
10. Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)
11. Насекомые (комар, муха, бабочка)
Воспитатель :
Молодцы, вы все назвали правильно. Ребята, всю природу можно разделить на два огромных мира : мир живой и неживой природы . Как вы думаете, все, что мы сейчас назвали, относится к какому миру природы ? Почему?
Дети :
К миру живой природы . Все живые организмы не могут жить без воздуха, воды, без солнца, без питания.
Воспитатель :
Правильно. Живая природа – это все , что растет, дышит, питается, развивается, размножается. А теперь, я предлагаю выяснить, что относится к неживой природе . Подойдите к столу. На столе лежат карточки с признаками живой и неживой природы . Вы должны из предложенных карточек выбрать те, которые соответствуют понятию «неживая » природа . (Дети выполняют задание, затем проверяют правильность выбора)
Воспитатель :
Ребята, посмотрите на остальные карточки. Что они обозначают?
Дети :
Это живая природа .
Воспитатель :
Правильно. Обратите внимание на карточки (игрушки, мячики, кукла) . Эти предметы можно назвать природой ? Почему? (ответы детей)
Дети :
Нет. Это сделано руками человека. Их не надо кормить, они не дышат, не размножаются и не растут.
Воспитатель :
Правильно. Например, машина - она сделана руками человека : а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек,- это уже природа . Человек их только приручил , сделал домашними, они и без него существовали в природе .
Значит, какой мы сделаем вывод – что такое природа и что такое «не природа » ?
Дети :
- Природа - это то , что существует без помощи человека, а «не природа » - это все то, что сделано руками человека.
Воспитатель :
Скажите, а живая природа может существовать без неживой природы ? Почему?
Дети :
Всему живому для роста и развития нужна вода, воздух, солнечное тепло.
Воспитатель :
Молодцы, ребята. Мы с вами выяснили, что относится к природе и «не природе » .
А сейчас пройдете на стулья. Мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний» . Я называю группу слов, а вы должны определить лишнее слово и обосновать свой выбор.
Игра «Четвертый лишний»
Гриб, морковка, облако, мяч
Грач, луна, цветок, коза
Муха, медведь, ветер, береза
Кукла, снег, облако, камень
Машина, ведро, дом, вода
Воспитатель :
Молодцы, мои юные экологи. Еще экологи должны знать такое явление, как - круговорот воды в природе . Я сегодня вас с этим явлением познакомлю. Послушайте.
Много-много капелек играют и резвятся в воде. Солнце светит ярко, припекает. И капельки-подружки по одной начинают отделяться и подниматься в воздух. То есть происходит испарение. Высоко от земли воздух становится всё холоднее. И капельки снова собираются вместе. Так получаются облака. Ветер гонит их к земле. Облака становятся тёмными и тяжёлыми. Из них идёт дождь. А дождь это маленькие капельки воды. Под землёй маленькие капельки собираются в подземные ручьи. Ручьи стекаются в водоёмы. Запас воды на Земле постоянно пополняется. С земли на небо, с неба на землю. Этот процесс называется круговоротом воды в природе , от слова «круг» , то есть вода движется по кругу. (Проговаривание хором)
Молодцы. Мы с вами сегодня много узнали о природе . Скажите, мне, пожалуйста, как вы думаете, чем занимаются экологи? (ответы детей)
Сейчас я предлагаю вам объединиться в пары и выбрать по две карточки связанные между собой одним правилом охраны природы . Вы должны рассмотреть картинки и сформулировать правило по охране данного объекта.
1. Охрана водоемов
2. Охрана лесов
3. Охрана насекомых
4. Охрана деревьев
5. Охрана птиц
Итог :
Воспитатель :
Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями и узнали много нового. Я думаю, вы будете отличными экологами, будете всегда заботиться и охранять природу , и научите своих друзей и близких этому.
Что нового вы сегодня узнали? Какими знаниями вы можете поделить со своими друзьями и близкими? (ответы детей)
Публикации по теме:
Задачи: - расширить у детей представление о многообразии неживой природы; - развивать мышление, воображение, познавательные интересы,.
Программные задачи: Научить детей отличать живые объекты от неживых. Развивать речь детей. Развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать.
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Живая и неживая природа» Конспект НОД по экологии в старшей группе на тему: «Живая и неживая природа». Цель: обобщить знание детей о живой и неживой природе. Задачи:.
Всё, окружающее нас, - воздух, вода, земля, растения и животные - это природа. Она может быть живой и неживой. Живая природа - это человек, животные, растительный мир, микроорганизмы. То есть это все, что способно дышать, питаться, расти и размножаться. Неживая природа - это камни, горы, вода, воздух, Солнце и Луна. Они могут не изменяться и оставаться в одном и том же состоянии многие тысячелетия. Связи живой и неживой природы существуют. Все они взаимодействуют друг с другом. Ниже схема живой и неживой природы, о которых и пойдет разговор в этой статье.
Наш окружающий мир, живая, неживая природа не могут существовать по отдельности друг от друга. Например, растения относятся к объектам живой природы и не могут выживать без солнечного света и воздуха, так как именно из воздуха растения получают для своего существования углекислый газ. Как известно, он в растениях запускает процессы питания. Получают питательные вещества растения из воды, а ветер помогает им размножаться, разнося их семена по земле.
Животные также не могут обходиться без воздуха, воды, еды. Например, белка питается орехами, которые растут на дереве. Она может дышать воздухом, она пьет воду и так же, как растения, не может существовать без солнечного тепла и света.
Наглядная схема живой и неживой природы и их взаимосвязь приведены ниже.
На Земле изначально появилась неживая природа. Объекты, относящиеся ней, - это Солнце, Луна, вода, земля, воздух, горы. Со временем горы превратились в почву, а солнечное тепло и энергия позволили первым микробам и микроорганизмам появиться и размножаться сначала в воде, а затем и на земле. На суше они учились жить, дышать, питаться и размножаться.
Неживая природа появилась вначале, и ее объекты являются первичными.
Свойства, которые характерны для объектов неживой природы:
Отличием от живых организмов, признаком неживой природы является то, что они не могут воспроизводить потомство. Но, появляясь в мире однажды, неживые объекты никогда не исчезают и не умирают - кроме случаев, когда под влиянием времени они переходят в другое состояние. Так, камни через какое-то количество времени вполне могут превратиться в пыль, но, изменяя свой вид и свое состояние и даже распадаясь, своего существования не прекращают.
Возникли сразу же после появления объектов живой природы. Ведь природа и объекты живой природы смогли появиться только при определенных благоприятных условиях внешней среды и непосредственно при особом взаимодействии с объектами неживой природы - с водой, с почвой, с воздухом и Солнцем и их сочетанием. Взаимосвязь живой и неживой природы неразрывна.
Все представители живой природы проживают свой цикл жизни.
Объектами живой природы являются:
К объектам неживой природы относятся:
Связи живой и неживой природы присутствуют повсюду.
Например, ветер срывает листву с деревьев. Листья - это объект живой природы, а ветер относится к неживым объектам.
Взаимосвязь живой и неживой природы можно увидеть на примере утки.
Утка - живой организм. Она - объект живой природы. Утка создает свой дом в В этом случае она связана с растительным миром. Пищу утка себе ищет в воде - связь с неживой природой. При помощи ветра она может летать, солнце согревает и дает свой свет, необходимый для жизни. Растения, рыбы и другие организмы являются для нее пищей. Солнечное тепло, солнечный свет и вода помогают жизни ее потомства.
Если в этой цепи убрать хоть одну составляющую, то жизненный цикл утки нарушается.
Все эти взаимосвязи изучает живая, неживая природа. 5 класс в средней общеобразовательной школе по предмету "естествознание" полностью посвящен этой теме.
Это все, что находится вокруг нас, но принципиально важно, что это все создано без прямого участия человека. Хотя, тут немного спорный вопрос. Ведь зачастую именно человек может посадить и вырастить целые леса, поля и благодаря его труду развиваются многие объекты. Но, вот создать целый океан, ему без сомнения, не под силу. Но не будем углубляться в такие детали.
Принципиально важно отметить то, что объекты живой природы отличают некие признаки. К ним относятся:
Процесс рождения, роста и развития. Так из небольших спор появляются новые грибы. Или же из семечек вырастает подсолнечник.
Все объекты живой природы так или иначе питаются. Кто-то получает необходимые элементы питания из земли и солнечного света. А кому-то требуется что-то более существенное: грибы, ягоды или животные.
Для живых организмов характерно размножение.
Движение – это тоже отличительный признак живого организма. Даже цветам присуще движение. Так, некоторые поворачиваются в след солнцу, а некоторые распускают по утрам свои бутоны.
И как не грустно, но всем организмам присуще умирание.
В современной литературе и даже практике выделяют несколько видов, которые относятся к объектам живой природы. Примеры таковых повсюду, один из них это микроорганизмы , которые считаются самой древней формой жизни на планете.
Их невозможно увидеть без специальных приборов высокого класса (например, микроскопа), но они существуют практически всюду.
Их отличают такие признаки, как огромная жизнестойкость и поразительная быстрота размножения. У них самая высокая скорость размножения из всех существ на планете. Микроорганизмы способны адаптироваться практически к любым, даже максимально экстремальным условиям, что делает их уникальными жителями нашей планеты.
К микроорганизмам относятся бактерии , которые удивительны по своей жизнедеятельности.
Так, они могут обитать в условиях, температура которых достигает 85 градусов ниже нуля! Но в тоже время, поместите их в условия, где температура варьируется от 80 до 95 градусов выше нуля, и все равно бактерии будут жить! И это не единственные примеры из окружающего нас мира. Кто еще способен на такое?
Другими примерами считаются именно растения .
Вся флора мира относится к данной категории. И растения – это не только могучие дубы, клены, тонкие осины и березы, душистые пионы, розы и орхидея, а также небольшие водоросли и еще множество примеров других классов.
Да, они тоже относятся к виду растений. Что интересно, но после того, как растение отживет свое и умрет, оно становится объектом неживой природы.
Конечно же окружающий мир довольно разнообразен, животные так же являются объектом живой природы.
Тут важны животные во всем многообразии (от самых мелких до крупных, от хищников к травоядным и так далее). К животным относятся насекомые и рыбы, а вместе с ними и весьма крупные млекопитающие, такие как львы, жирафы, слоны, медведи и многие другие. Всем им присущи вышеперечисленные признаки и функции.
Человек, куда же без него – такой же законный представитель окружающего мира. И именно человек считается высшей ступенью развития. И он способен влиять на окружающую его среду, изменять ее и эта связь очень крепкая. Он может способствовать сохранению и размножению животных, создавая специальные заповедники.
Он может выращивать растения, как культурные, так и дикие, например, на территориях национальных природных парков.
Пожалуй, в меньшей степени человек способен влиять на микроорганизмы, хотя сейчас придумано множество средств способных к подавлению вредоносных вирусов и бактерий. Но связь с ними тоже очень важна.
Итак, объекты живой природы имеют ряд отличительных особенностей. Самое важное, что они способны к самостоятельному размножению и поддержанию жизнеспособности на протяжении долгого промежутка времени. Эти важные признаки начинают изучать дети уже в 1 и 2 классе.
Неживая природа окружает всех повсеместно. Можно сказать, что все живое на земле зависит как раз-таки от неживой природы. Иными словами, сначала образовывались эти, так называемые, неживые объекты и только после них появилась жизнь. Все имеет некую взаимосвязь.
Для того чтобы лучше понять аспекты данного понятия, необходимо познакомится с предметами, которые причисляют к неживым. Итак, воздух, все водные ресурсы, горы и даже Луна с Солнцем – все это относится к неживой природе. Всех их объединяет ряд важных признаков, примеры которых приведены ниже.
Для них характерна слабая изменчивость. Например, горы имеют свойство изменяться, но чаще всего это происходит под воздействием других живых или не живых объектов (вода, ветер, животные или человек).
Все они устойчивы. Они существуют годами, десятилетиями и даже веками. Океаны образовались еще в доисторическое время и до сих пор существуют практически в первозданном виде.
Все эти объекты не способны, как к питанию, так и к дыханию.
Не имеют способность к размножению. Но также они и не умирают. Даже если какие-то озера и реки мельчают, то вода попросту принимает иное агрегатное состояние (пар, лед) и все равно остается на земле. Когда рушатся горы, их камни превращаются в пыль, которая все равно будет существовать, может уже на другом полушарии.
Неживая природа инертна, то есть не способна двигаться. Двигаться они могут только благодаря воздействию сил из вне, но ни как «по собственной воле».
Они все не способны к росту. Рост – это некое развитие, к чему неживая природа, увы, не способна.
В настоящее время выделяют три крупные обобщенные группы, которые относятся к объектам неживой природы:
1. Газообразные тела. К этой группе относятся все вещества, в состав которых входит газ. Например, это могут быть звезды или пар, что исходит от воды. Но, пожалуй, самым большим и значительным газообразным телом считается атмосфера нашей земли, без которой, к слову сказать, не существовала бы жизнь на планете.
2. Твердые тела – это горы, минералы, ледники и даже целые планеты. Солнце – это твердое тело, точно так же, как и снежинка или песчинка. Твердые тела могут иметь любой объем и массу тела.
3. Жидкие тела. Такие объекты отличает тот факт, что они не имеют постоянной формы. Например, вода. Она постоянно изменяется под воздействием, скажем, движущих сил. Но жидким телом считается не только вода.
Что ж, действительно, все эти объекты не нуждаются в питании, движении или размножении. Но без них не может происходить развитие и жизнь других, живых организмов. Существуют наиболее важные объекты неживой природы, без которых жизнь на Земле была бы невозможна.
К таким объектам относится почва. Почва дает «дом» растениям, именно благодаря ей они могут питаться, расти и развиваться. В почве происходят сотни химических и физических реакций, которые принципиально важны для всего живого на планете.
Не малую роль, а возможно и одну из самых главных, играет воздух . Нет воздуха – нет жизни. Все живые существа только ежечасно потребляют от литров кислорода!
Вода – основа жизни. Например, человек может прожить без воды всего три дня. Естественно, не будь воды, все живое быстро бы погибло и не смогло бы восстановиться.
Солнце – тот объект неживой природы, благодаря которому зародилась жизнь на планете. Без солнечного света и тепла невозможно развитие живых организмов.
Подводя итог, можно говорить о том, что вся природа, будь то живая или неживая, находится в тесной взаимосвязи друг с другом. В современном мире важен баланс одного и другого на планете.
Вся природа красочна, уникальна и функционирует по алгоритму, неизвестному ни одной живой душе на Земле. Это порождает огромную загадку, которую многие не могут разгадать до наших дней.
Чтобы разобраться в отличиях живой природы от неживой, нужно знать, что именно относится к живой природе, как протекает жизненный цикл организмов и каково значение всего этого в биоритмах всей планеты.
Природа - это окружающая среда, которая возникла и находится в развитии без человеческого вмешательства. В ней органично соседствуют живые существа и неживые тела.
К живым объектам относятся:
Важно отметить, что тела неживой среды имеют первичный смысл, потому что вся жизнь существует благодаря именно дарам неживой среды.
Чтобы разобраться, какие существа входят в состав живой и неживой среды, необходимо знать их сущность и отличительные признаки.
Все живое, обитающее на планете:
Все живое природа наделила органами дыхания: у человека и животных это легкие, у рыб - жабры, у растений - клетки, поглощающие углекислый газ.
Для питания растениям нужна вода и почвенные удобрения, животные едят траву, насекомых, некоторых других животных, человек нуждается в разнообразии рациона.
Все живое движется: человек передвигается посредством ног, животные ходят на лапах, а растения и цветы поворачиваются к солнцу.
Важный фактор для нормального функционирования всех видов объектов - комфортные условия обитания. Для каждого индивида важны определенные особенности в области климата. Например, особи тропических лесов не смогут выжить в арктическом поясе Земли, так как для комфортного существования им необходимо тепло.
Живое вещество по определению В. И. Вернадского - это множество организмов, которые участвуют в различных биохимических процессах, независимо от их систематической принадлежности. На протяжении жизненного цикла они образуют сложные химические элементы, а после смерти возвращаются в лоно природы, питая ее.
Отличительные признаки и схема живой и неживой природы:
Живое | Неживое |
состоит из клеток | состоит из атомов и молекул |
состоит из макромолекулярных органических соединений - биополимеров (белка и нуклеиновых кислот: РНК и ДНК) | состоит из элементарных частиц атома |
размножается самостоятельно | размножается искусственным путем в лабораториях |
способность к физиологическому развитию, приспосабливаться к изменениям в окружающей среде | физиологическое развитие невозможно |
могут мутировать | не способны к мутации |
По своим функциям неживые объекты полностью противоположны всему живому. У них отсутствует способность к рождению, росту, питанию, размножению, старению и смерти.
Примеры объектов неживой среды:
Некоторые тела неживой природы наделены функциями живой, что отражается в процессе начала и окончания их жизненного цикла.
Процессы, отражающие признаки жизнедеятельности живых существ:
К телам, в которых наблюдаются эти процессы, относятся кристаллы, айсберги, вулканы, большие реки, возникшие из ледниковых пород.
Объекты неживой среды отличают особенности:
Согласно научным исследованиям в области биологии все живые организмы делятся на царства, типы, классы и виды.
К видам относятся:
Классификацию живых существ изучает научная отрасль - систематика.
Она включает в себя:
Человеческий организм относится к царству животных.
Природная среда наделена большим арсеналом неживых объектов. Все предметы и понятия, связанные с ними, активно исследуются в области химии, астрономии, физики, биологии, геологии, гидрографии, биологии, зоологии, ботаники и многих других научных отраслей. Изучением отношений и гармонии всех компонентов с человеческой сущностью занимается философия.
Классификация неживых тел включает:
Твердые тела отличает устойчивая структура, отсутствие необходимости дышать, питаться и расти.
К твердым телам относятся:
Жидкие тела отличает отсутствие четкой формы, наличие текучего состояния и отсутствие общих черт с живой природой.
В их состав входят:
Не менее важную роль в нормальном функционировании планеты играют газообразные тела.
В их состав входят:
Наибольший объект, состоящий из газовых частиц, - это атмосфера планеты Земля. Под влиянием условий окружающей среды в ней могут происходить изменения.
В отличие от неживых, деятельность организма индивидов регулируется определенными биоритмами. Нарушение активного функционирования организма приводит к плохому метаболизму, вследствие чего объект сначала заболевает, затем гибнет.
Жизненный цикл всех живых особей протекает одинаково:
После смерти происходит процесс разложения тела на химические элементы, которые становятся удобрением для почвы, и живая особь постепенно становится объектом неживой природы.
Все неживые объекты имеют первичное значение, так как появились раньше. Важно также и то, что без неживых объектов будет невозможно существование жизни. Таким образом, все виды природы имеют тесную взаимосвязь между собой.
Важную роль во всей жизни на планете играют четыре важных объекта неживого происхождения:
Со своей стороны все живые особи оказывают не менее важное влияние на неживые тела и явления. Обитатели водоемов, рек, морей, океанов способствуют поддержанию химического состава воды. Растения и животные после смерти, сгнивая, питают почву микроэлементами.
Все в мире тесно взаимосвязано, поэтому необходимо хранить и защищать окружающую нас среду, рационально использовать ее дары. Когда человечество будет жить в гармонии с природой, тогда она стократно отблагодарит его чистым воздухом, органически натуральными продуктами, и, как следствие, крепким здоровьем.
Из ролика можно узнать больше о строении и свойствах живых организмов, их связи с неживой природой.