Царь Персии Дарий I. Правление Дария I, продвижение в Европу и поход против скифов

Царь Персии Дарий I. Правление Дария I, продвижение в Европу и поход против скифов

ДАРИЙ - имя 3 персидского царей из династии Ахеменидов, а также Мидянина, упоминаемого в Книге пророка Даниила.

Дарий I Великий.
(550-486 годы до Р.Х.; Езд 4. 5, 24; 5. 5-7; 6. 1, 12-15; Агг 1. 1, 15; 2. 10; Зах 1. 1, 7; 7. 1), потомок не по прямой линии персидской династии Ахеменидов, сын Гистаспа. В 522 году до Р.Х. Дарий вступил на престол после Камбиса, сына Кира, подавив крупный политический мятеж против официальной власти. Он нанес поражение узурпатору магу Гаумате, который, провозгласив себя Бардией (2-м сыном Кира), организовал восстание, поддержанное всеми центральными персидскими провинциями. Подавив многочисленные восстания, в течение года Дарий смог вернуть контроль над основной территорией империи (кроме Малой Азии и Египта). К 517 году он расширил границы империи, которая стала включать территории от Ливии до Индии. Таким образом, в результате правления Дария границы Ахеменидской державы простирались от реки Инд на востоке до Эгейского моря на западе, от Армении на севере до 1-го порога Нила на юге. В 519 году Дарий приступил к осуществлению административно-финансовых реформ. Он разделил империю на сатрапии . На должность сатрапов при Дарии, как правило, назначались персы, чьи функции были разграничены с обязанностями военачальников. При Дарии был создан центральный аппарат управления империей с единой канцелярией. Дарий кодифицировал и привел к единообразию местные законы, установил новую систему государственных податей с фиксированными суммами, упорядочил сбор налогов и увеличил воинский контингент. Дарий ввел в обращение единую золотую монетную единицу, составившую основу ахеменидской денежной системы. При Дарии арамейский язык приобрел статус официального не только в западных, но и в восточных сатрапиях.

Сообщения о восшествии Дария на престол и его деяниях запечатлены в Бехистунской надписи, которая так же, как и надпись на могиле Дария в Накши-Рустеме (близ Персеполя, Иран), дает сведения о персидских религиозных воззрениях этого периода. Почитание Ахуры Мазды в эпоху Дария приобретает черты основного культа, а зороастризм становится официальной религией, но допускалось почитание и других богов. Попытка Дария завоевать Грецию в ходе так называемых греко-персидских войн окончилась поражением в битве при долине Марафон в 490 году. В 486 году в Египте вспыхнуло восстание против персидского господства. Дарий умер, так и не успев его подавить.

Сопровождавшая приход Дария к власти политическая катастрофа возродила мессианские ожидания у вернувшихся в Иерусалим из плена иудеев и привела к подъему пророческого движения. Пророки Аггей и Захария призывали к ускорению работ по восстановлению храма после отказа иудеев на предложение самарян принять участие в этом деле. Работы возглавляли потомок династии Давида Зоровавель, которого персидские власти назначили царским наместником в Иудее, и первосвященник Иисус (Агг 1. 1; 2. 4). Пророки видели в возведении храма первый шаг к восстановлению Иудейского царства и предвещали полное избавление от чужеземного ига: особые надежды возлагались на «отрасль» из дома Давидова, которой был в их понимании Зоровавель (Агг 2. 23; Зах 3. 8; 6. 12). На 2-м году царствования Дария в государственном архиве в Экбатанах (ныне Хамадан, Западный Иран) была найдена копия декрета персидского царя Кира от 538 года до Р.Х., в котором он разрешал иудейским пленникам вернуться в Иерусалим и восстановить разрушенный храм (Езд 6. 1-5). На этом основании Дарий разрешил возобновить постройку, пресекая попытки противодействия со стороны самарян, и на 6-м году его царствования (около 516 года до Р.Х.) строительство храма завершилось - примерно через 70 лет после его разрушения (Езд 6. 15). Вероятно, в период правления Дария между Зоровавелем и первосвященником Иисусом произошли разногласия относительно разделения властных полномочий. В результате Зоровавель больше не упоминался в мессианских текстах.

В царствование Дария получает окончательное оформление административная структура Иудеи, которая сохранялась на протяжении последующих 200 лет персидского владычества. Иудея при Дарии называлась по-арамейски Яхуд и была одной из независимых провинций в сатрапии Заречье с административным центром в Иерусалиме, которая управлялась наместником. На севере она граничила с провинцией Самарией, на юго-западе - с филистимской провинцией Ашдод. Входило ли в ее состав Заиорданье, точно неизвестно. Иудее при Дарии была предоставлена широкая внутренняя автономия. В основе ее управления стояла гражданско-храмовая община Иерусалима, которой руководили первосвященник и главы влиятельных семей. Согласно указу Дария, местные власти выделяли средства для строительства храма, а также скот и все необходимое для совершения регулярных жертвоприношений в храме по закону Моисееву. При этом в указе упоминается пожелание царя, чтобы священники «молились о жизни царя и сыновей его» (Езд 6. 8-10), что свидетельствовало об обычае того времени молиться о верховной власти. Этот обычай соблюдался и впоследствии (исключая Хасмонейский период) и символизировал зависимость Иудеи от персидидских, а впоследствии от греческих и римских властителей. Царствование Дария было для Иудеи спокойным периодом, благоприятным для экономики. Иудеи принимали участие в международной торговле, поддерживаемой персидскими властями. В переписи населения Яхуда времен Дария упоминаются не только города в наделах Иуды и Вениамина, но и Бет-Эль (Вефиль) Ефрема и селения на севере приморской полосы. В общей сложности в переписи указано около 40 тысяч подданных.

Дарий II.
изначально носивший имя Ох, известный также под прозвищем Нот (греч. νόθος - внебрачный ребенок; около 442-404 годов до Р.Х.), сын Артаксеркса I от вавилонской наложницы. Правил западной частью империи с 423 по 404 год до Р.Х. Его правление не отличалось стабильностью и характеризовалось дальнейшим ослаблением государства, восстаниями в Мидии, Лидии, Сирии и Египте. Многие папирусы из Элефантины датируются временем его правления. Один из папирусов - 5-го года правления (419 год до Р.Х.), предписывающий иудеям Элефантины соблюдать Пасху, был издан от его имени (так называемое Письмо о Пасхе - ANET, N 491). Храм в Элефантине был разрушен в 14-й год его правления. Предполагают, что Дарий упоминается в Неем 12. 22 как «Дарий Персидский», что позволяет датировать приведенный там список левитов. Во время правления Дария иудейским первосвященником был Иаддуй II.

Дарий III Кодоман.
(около 380-330 годов до Р.Х.), сын Арсама, брата Артаксеркса II, последний царь из династии Ахеменидов. Был возведен на престол Багоем, отравившим в 338 году Артаксеркса III, а в 336 году и его сына Арсеса. Потерпел поражение от Александра Македонского в битвах при Иссе (333) и Гавгамелах (331), бежал в Бактрию, где был убит своим родственником Бессом. О его поражении говорится в 1 Макк 1. 1.

Дарий Мидянин.
Персидский царь, упоминаемый только в Книге пророка Даниила (Дан 5. 31; 6. 1, 6, 9, 25, 28; 9. 1; 11. 1), для которого нет прямых параллелей во внебиблейских источниках. По этой причине некоторые исследователи ставят под сомнение историческую достоверность библейских свидетельств (Koch). Согласно Дан 5. 28 - 6. 2, в возрасте 62 лет Дарий захватил Вавилонское царство (после смерти Валтасара) и провел административные реформы, разделив страну на 120 сатрапий. Пророк Даниил, будучи оклеветан сатрапами и князьями, был брошен во львиный ров по приказу царя (Дан 6. 14-17). После освобождения Даниил «преуспевал и в царствование Дария, и в царствование Кира Персидского» (Дан 6. 28). В 1-й год царствования «Дария, сына Ассуирова, из рода Мидийского, который поставлен был царем над царством Халдейским» (Дан 9. 1) Даниилу было дано откровение о «70 седминах» (Дан 9). Таким образом, Книга пророка Даниила говорит о царствовании Дария между царствованием Валтасара и Кира I Персидского. Как греческие, так и вавилонские источники ясно показывают, что именно Кир I Персидский, а не Дарий был завоевателем Вавилона и стал реальным преемником вавилонских царей (ср.: 2 Пар 36. 20). Нет исторических свидетельств о мидийском вторжении в Вавилон или мидийском доминировании в этом ареале. Попытки решения проблемы исторической идентификации Дария восходят к I веку до Р.Х., когда в греческом переводе Прото-Феодотиона имя Дария в Книге пророка Даниила было заменено именем Артаксеркса (что соответствует современному отождествлению с Киром I). В I веке по Р.Х. Иосиф Флавий утверждал (Ios. Flav. Antiq. X 11. 4), что Дарий носил у греков другое имя, и это позволяет отождествить его с кем-либо из известных в истории персоналий. Существует маловероятный вариант его идентификации с Набонидом, которому приписывается создание независимой династии в городе Харране, правившей в период между последними законными царями Вавилона и царями Элама. Однако Харран находился на севере и принадлежал не Вавилону, а Ассирии; возможно, он был в подчинении мидийцев нек-рое время после 612 года до Р.Х. Идентификация с Дарием I также проблематична: везде, где Дарий I упоминается в Священном Писании, подчеркивается его персидское, а не мидийское происхождение (Езд 4. 5, 24; 6. 14), что подтверждается и в Бехистунской надписи (1. 1-11). В исторических книгах ВЗ прослеживается четкая последовательность персидских царей: Кир, затем Дарий (Езд 4. 5; 6. 14); маловероятно, чтобы в Книге пророка Даниила последовательность событий была описана неверно или искажена (ср.: Дан 6. 28). Также маловероятна идентификация Дария с Киаксаром, царем мидийским, основанная на рассказе Ксенофонта в «Киропедии». Согласно ему, Астиаг, предпоследний мидийский царь, имел 2 детей - Киаксара и Мандану. Киаксар наследовал отцу, а Мандана вышла замуж за персидского царя Камбиса и родила будущего персидского царя Кира. После взятия Вавилона Кир поставил над Вавилоном в качестве вассального царя своего дядю Киаксара, получив взамен руку его дочери. После смерти Киаксара Кир воцарился над всем востоком (смотри: Рождественский). Эта гипотеза не согласуется с внебиблейскими источниками. Наиболее вероятна идентификация Дария с персидским правителем Губару (Гобрием) (аккадское Gubaru / Ugbaru; греческое Γωβρύας), упоминающимся как в вавилонских источниках, так и у греческих историков. В 535 году Кир создал единую провинцию из Месопотамии и Заречья. Губару был правителем Гутиума (вавилонское название Мидии), когда, будучи уже в преклонном возрасте (Xen. Cyrop. IV 6. 1-7), от имени Кира захватил Вавилон, был поставлен вице-регентом Месопотамии и назначал местных правителей в стране вплоть до своей смерти, последовавшей 6 месяцами позже («Летопись Набонида» - ANET, N 306-307). Его правление носило характер почти полной самостоятельности. Примечательно, что Берос (около 350-280 годов до Р.Х.) в своем списке вавилонских царей старую династию Гутиума назвал «мидийскими тиранами», что соответствует титулатуре Книги пророка Даниила. Староперсидоеск имя Дария могло быть использовано при восшествии на престол как особое тронное имя (что соответствовало обычаям того времени), которое не было зафиксировано в древних источниках из-за непродолжительного времени его правления.

После смерти Камбиза II, не имевшего наследников, на некоторое время власть захватил Гаумата , который был убит в результате заговора. Царём стал предво-дитель заговорщиков Дарий из рода Ахеменидов (522-486 гг. до н. э.) . Он подавил восстание вавилонян, подчинил своей власти Ионию , снова присоединил к своему царству Лидию и Фригию . Затем Дарий дви-нулся с войсками против скифов, но потерпел пораже-ние и отступил из скифских степей, едва сохранив ар-мию. За время его правления было проведено ряд реформ. Так, в 515 г. до н. э. Дарий разделил своё госу-дарство на 20 сатрапий. Их управляющие — сатрапы , «хранители царства» — имели полную власть в округе, отвечали за хозяйство и торговлю, имели право чека-нить монеты. Особой обязанностью сатрапов был сбор налогов с населения.

Иония — западное побережье Малой Азии, заселённое греками, которые основали там свои колонии Милет, Галикарнас, Смирна, Эфес.

При сатрапах находились специальные чиновни-ки, подвластные царю. Они контролировали деятель-ность сатрапов.

Сатрапия — административный округ в древнем Иране, часть государства, управлявшая царским наместником — сатрапом.

Гвардеец с копьем

По всему государству были проложены добротные дороги, которые хорошо охранялись и имели сеть поч-товых станций. Главной была царская дорога. Через каждые три мили на ней были расположены станции для гонцов, где всегда наготове держали свежих коней. Государственные сообщения и грузы, предназначенные для царя, доставляли особые гонцы. Они мчались вер-хом, передавая на почтовых станциях груз по эстафете.

Эстафета — передача друг другу сообщения гонцами.

Дарий I

Говорили, что Дарий мог обедать в Вавилоне ры-бой, которую утром выловили в Средиземном море. Столицу перенесли в Сузы, близ Вавилона. Была соз-дана особая служба надзора за сатрапами и всеми под-данными — тайная полиция. Главный надсмотрщик и «тайные посланцы» подслушивали разговоры людей, выискивая недовольных, затем докладывали об этом начальникам.

Главные резиденции царя находились в Экбатанах, Сузах, Вавилоне и Персеполе. В каждом из этих горо-дов Дарий жил на протяжении одного определённого времени года.

Персидское царство во времена правления Дария I (522-486 гг. до н. э.) достигло могущества и расцве-та. Поэтому Дарий начал завоёвывать соседние земли. Как уже упоминалось, персы потерпели поражение во время похода на скифов. Грецию, эту маленькую страну и её свободолюбивый народ, персы тоже не завоевали, хотя очень этого хотели.

Но всё же персам удалось завоевать острова Эгей-ского моря, Египет, северо-западную часть Индии. Материал с сайта

Персидское государство стало огромной империей, границы которой простирались от Ионического побе-режья до Индии, от Чёрного моря до Египта. В период своего расцвета могущественное Персидское царство занимало большую территорию: Египет, Палестину, Израиль, Финикию, Сирию, Халдей-ское царство, Ассирию, часть Индии. Часть территории древнего Персидского государства сегодня принадлежит Ирану.


Персидское государство Ахеменидов в VI-IV вв. до н. э.

После смерти завоевателя Египта, царя Камбиза , персидский трон захватил самозванец-маг Гаумата . Он выдавал себя Смердиса, брата Камбиза, которого Камбиз ранее велел умертвить. Личность нового повелителя вызвала подозрение в среде аристократии. Знатный перс Отан, тесть покойного Камбиза, поручил своей дочери Федиме, доставшейся в наследство Лжемердису-Гаумате, удостовериться кто именно этот царь: обманщик или действительно брат Камбиза. Для этого он велел ей, во время сна царя на её половине, осмотреть его уши. Исполнив желание отца, Федима объявила ему, что уши у царя отрезаны. Отан знал, что этому позорному наказанию, при покойном основателе персидского могущества, Кире , был подвергнут один из его магов.

Улика была налицо. Тесть Камбиза сообщил о том своим друзьям Аспадину и Габриату, к ним присоединились еще вельможи: Интаферн, Мегабиз, Гидарн и только что прибывший в Сузу член династии Ахеменидов , сын Гистаспа (Виштаспы) – Дарий. Эти семеро заговорщиков решили свергнуть самозванца, в чем им много помог Прексасп, теперь распустивший в народе молву, что царь, не кто иной, как маг , и притом не перс, а мидянин. Заговорщики проникли во дворец, закололи преданных самозванцу евнухов и достигли до чертогов самозванца и его брата. Оба, после отчаянного сопротивления, были убиты, головы их отрублены и выставлены напоказ народу. Независимо от этого справедливого наказания, свергнувшие самозванца умертвили всех магов, которых только могли отыскать во дворце и в городе. Впоследствии, день этот праздновали особым торжеством, называемым: избиением магов (магофония). В этот день ни один из этой касты не осмеливался показываться на улице.

Торжество Дария I над магом Гауматой и мятежными правителями областей. Изображение с Бехистунского рельефа

Уничтожив самозванца и истребив его приверженцев, заговорщики приступили к важному вопросу об установлении нового правительства. Отан предлагал демократическую республику, т. е. правление народное; Мегабиз – олигархию; Дарий стоял за самодержавие. Последнее мнение взяло верх, и Отан тотчас же отступился от всяких притязаний на престол, с единственным условием, чтобы он и все семейство его оставались свободными. Нового царя решили избрать из среды шестерых остальных освободителей Персии – бросив жребий, причем заключили договор, что сотоварищи избранника останутся при нём первейшими вельможами с правом невозбранного, во всякое время, входа в царские чертоги. Жребий состоял в том, что царем будет тот из шестерых претендентов, чей конь первый заржет при восходе солнца. С помощью своего конюшего Эварета (спрятавшего в кустах у сборного места – кобылицу), Дарий заставил заржать своего коня прежде прочих – и с седла пересел на персидский царский престол. При выборе коня, в орудие судьбы, Дарий и его товарищи руководились идеей религиозной, так как конь, у древних персов, был посвящен солнцу и почитался в религии Зороастра священным животным.

Дарий I, сын Гистаспа, воцарился в 521 г. до Р. X. Происходя от царственного семейства Ахеменидов, он, для лучшего упрочения власти, ещё теснее породнился с царским домом, взяв себе в жены двух дочерей Кира, его внучку, дочь настоящего Смердиса, и дочь Отана – главного виновника своего воцарения. Персидское царство Дарий I разделил на двадцать сатрапий ,обложив их правильными денежными податями, которые, в предыдущие царствования, приносились, по мере надобности, деньгами или натурою. Вследствие этой меры, у персов сложилась приводимая Геродотом пословица: Дарий – торгаш, Камбиз – властитель, Кир – отец. Государственный доход Персии при Дарии составлял 14.560 талантов.

Развалины дворца Дария I в Персеполе

Тяготясь опекой бывших своих сообщников, Дарий I под благовидным предлогом казнил одного из них – Интаферна – и с ним нескольких его родственников. Историки сохраняли нам предание о жене несчастного, умолявшей царя пощадить приговоренных к смерти. Тронутый Дарий решил помиловать только одного, по её выбору; выбирать же ей пришлось между мужем, детьми и братом. Она указала на последнего, сказав царю: я могу найти другого мужа, от которого у меня могут быть еще дети, но другого брата мне не найти!» Царь отдал ей вместе с братом и старшего сына, но прочих казнил.

На третий год царствования Дария I – или на второй, по книгам иудейским – враги евреев, самаритяне, донесли ему, что иудеи, невзирая на запрещение Лжесмердиса, продолжают отстраивать разрушенный Навуходоносором Иерусалим, ссылаясь на старинный указ Кира. Дарий подтвердил этот указ, разрешив иудеям достраивать, кроме города, и Храм, обращая на расходы следующие в казну подати.

В 516 г. до Р. X. (пятый год царствования Дария), вспыхнул мятеж в Вавилоне , при котором инсургенты, запершись в городе, приготовились к отчаянной защите. Девятнадцать месяцев безуспешно осаждал персидский царь мятежную столицу, которою однако же овладел, благодаря хитрости и коварству Зопира, сына Мегабиза, сыгравшего с вавилонянами ту же шутку, какую сыграл при Кире – Арасп. Зопир обрил себе голову, обрезал нос и уши и передался вавилонянам, будто бы для отмщения изуродовавшему его Дарию; вкрался к ним в доверенность, водил их против своих, принимал участие в вылазках, при которых сам резал персов немилосердно. Он наконец добился того, что вавилоняне доверили ему защиту всего города, который Зопир и предал из рук в руки царю Персии – ради чего и возвёл на себя напраслину и изуродовался таким ужасным образом. Вторично пал перед персидским оружием буйный Вавилон и на этот раз позорнее первого: Дарий I приказал разрушить его стены, снять городские ворота и казнить три тысячи знатнейших граждан.

Усмирив мятежи, царь Дарий высек на высоких скалах торжественный рассказ о своих свершениях, украшенный великолепными рельефами (см. Бехистунская надпись). После этого он по примеру Камбиза, неудачно ходившего войной в Эфиопию, задумал воевать со скифами , желая наказать их за вторжение в Мидию сто двадцать лет тому назад. Тщетно брат Артабан отклонял Дария от безрассудного намерения – царь упорствовал и деятельно занялся приготовлениями к походу. Выступление свое он ознаменовал одним из тех зверских подвигов, на которые был так изобретателен Камбиз. Эваз, знатный перс, умолял царя не отнимать у него всех троих сыновей для похода в Скифию и оставить ему хоть одного.

– Я тебе оставлю всех! – отвечал Дарий – и действительно оставил, казнив всех трех сыновей.

Многочисленные войска Дария I, согласно составленному царем маршруту, пошли на берега Босфора Фракийского (подробнее - см. в статье Поход Дария I на скифов). Здесь персы соорудили памятник с исчислением своего войска, простиравшегося кроме экипажа 600 кораблей, до 700.000 пехоты и конницы. Перейдя чрез Босфор, посредством понтонного моста, царь Дарий повел персидских воинов чрез Фракию и землю гетов (даков), мимоходом им покоренные. Достигнув берегов Истра (Дуная), Дарий I переправил войска на противоположный берег, приказав союзникам своим, грекам малоазиатской Ионии , разобрать наведенный ими мост и следовать за ним, но передумал, по совету Коэта, предводителя митиленцев, и отложил разводку моста на шестьдесят дней, приказывая грекам возвратиться домой, без него, если он не возвратится на берег из внутренности страны к этому сроку.

Избегая столкновений с завоевателем, скифы, отступая перед ним, заманивали его подальше от берегов, повсюду истребляя запасы и тем делая возвратный путь персов крайне затруднительным. Дарий расположился лагерем, в котором вскоре начался жестокий голод. Тогда скифские вожди прислали к нему послов, которые, вручив царю пять стрел, птицу, мышь и лягушку, без всяких объяснений возвратились к себе. Дарий I истолковал себе эти странные дары скифов выражением их покорности; но один из его спутников, Габриат , объяснил эти символы иначе; по его словам, скифы хотели сказать царю: зарывайся в землю как мышь, улетай как птица, прячься в болото как лягушка, везде и всюду скифские стрелы настигнут тебя!

Предполагаемый маршрут Скифского похода Дария I

Голод и болезни в лагере, наконец, принудили Дария к отступлению. Ночью, бесчеловечно покинув больных и раненых, он постыдно бежал к берегам Истра, куда прежде его прибыли скифские дружины. Последние предлагали ионийцам, разобрать мост на тот берег и тем отрезать царю персидскому дальнейшее отступление. Правитель Херсонеса Фракийского, афинянин Мильтиад ,советовал грекам исполнить желание скифов и погубить Дария... Они, было, согласились – но их отговорил один из вождей, Гистией, тиран милетский. Во избежание споров со скифами, греки разобрали часть моста – но лишь только враги удалились на поиски за персидским царем, Дарий I другой дорогой пришел на берег Истра и переправился с войсками на противоположную сторону реки. Оставив, под начальством Мегабиза 80,000 войска в Херсонесе, Дарий с остальными войсками направился в Сарды, где и перезимовал. Мегабиз, между тем, покорил персидской державе все народы Геллеспонта, в числе прочих стран и Македонию, где посланники Мегабиза, за их наглость и оскорбление жен и девиц, были перерезаны. – Вскоре скифы опустошили Фракию, пользуясь отсутствием Дария, покорявшего этим временем Индию. Геродот, упоминая об этом важном событии (кн. IV гл. 44) умалчивает, однако, о подробностях похода персидского царя в эту великую страну.

Дарий

Впоследствии Дарий, согласно Геродоту , казнил Арианда, ставшего вести себя независимо и даже начавшего чеканить собственную монету, что было прерогативой только царя. На его место был назначен перс Ферендат. Полиен , напротив, говорит, что сами египтяне восстали, негодуя на жестокость Арианда (у него Ориандр). Дарий отправился через Аравийскую пустыню в Мемфис и застал в Египте траур по Апису . Он объявил 100 талантов награды за нахождение нового Аписа и этим привлёк к себе египтян, которые оставили мятежников. Считается, что это произошло в 4-й год Дария, то есть в 518 года до н. э. , от которого у нас есть стела из Серапеума с надписью о смерти Аписа. Но такая же надпись есть и от 31-го года Дария, да и вообще этот рассказ несколько похож на вымысел. Диодор говорит, что египтяне очень ценили Дария за то, что он старался загладить проступки Камбиса , и считали его одним из своих законодателей. Говорит также, что жрецы не позволили ему поставить свою статую рядом со статуей Сесостриса , ибо последний-де покорил скифов , а он нет. Вздорность этого рассказа очевидна уже из того, что скифы упоминаются в перечне подвластных народов, но он характерен для египетских преданий позднего времени. Во всяком случае, во всё последующее время царствования Дария Египет оставался спокоен; сохранились демотические документы, датированные ещё 35-м годом его царствования.

В Египте Дарий выступает как фараон и с именем Сетут-Ра («Потомок Ра») . Известно, что он был лично в Египте , известно также, что от его имени предпринимались храмовые постройки и в Нильской долине, и в Великом оазисе . Хаммаматские рудники деятельно эксплуатировались для храмовых построек в царствование Дария; ведали ими частью туземные (например, Хнумабра, возводивший свою генеалогию к обожествлённому Имхотепу), частью персидские архитекторы, настолько подвергшиеся влиянию египетской культуры, что они молились египетским богам, и надписи их сделаны египетскими иероглифами . На Суэцком перешейке Дарий оставил надписи, клинописная версия которых читается так: «Я повелел копать канал от реки Пирав (Нил), текущей по Египту, к морю, идущему из Персии. Он был выкопан, как я и повелел, и корабли поплыли по нему из Египта в Персию, как и была моя воля...» Надпись Дария, повествующая о великом деле проведения канала через Вади-Тумилат, поставлена в пяти экземплярах, причём три азиатских обычных текста были начертаны на одной стороне, а египетский - на другой. Здесь Дарий выступает настоящим фараоном: его изображение помещено под крылатым солнечным диском; божества двух половин Нила связывают под его именем оба Египта; здесь же, несколько приспосабливаясь к древнеегипетскому стилю, символически изображён перечень подвластных персидскому царству народов. Здесь находятся иероглифические изображения таких стран, которые никогда, ни раньше, ни позже не встречаются в египетских текстах. Половина имён не сохранилась, и мы не знаем, были ли в их числе Пунт и Куш , упоминаемые в Накширустамской надписи. Возможно, что притязание на владение Пунтом вытекает из возобновления мореплавания по Красному морю . Совершенно иначе отредактированы клинописные версии, далеко не отражающие перевод. Они прежде всего гораздо короче, начинаются с обычного исповедания царём Ахурамазды ; затем Дарий с гордостью говорит: «Я перс, и из Персии подчинил Египет» . Эти слова, вероятно, не формальная фраза, а намёк на имевшее место усмирение волнения, возбуждённого Ариандом.

Причины победы Дария над восставшими

Дворец Дария в Персеполе

Таким образом, в ходе 20 битв, в которых погибло около 150 тысяч восставших, власть персидского царя была восстановлена на всей территории Ахеменидской державы . Победы Дария над восставшими народами в значительной степени объясняются отсутствием единства между ними. Дария поддерживали полки царской гвардии (так называемые 10 тысяч «бессмертных»), армия оставшихся верными ему сатрапов и гарнизонные войска, которые, как правило, в каждой области состояли из чужеземцев. Этими войсками Дарий пользовался очень умело, безошибочно определяя, какой мятеж в данный момент наиболее опасен. Не будучи в состоянии вести карательные операции одновременно во всех направлениях, Дарий подавлял одно восстание, а затем ту же армию, при помощи которой подавил первое восстание, бросал против других мятежников.

Покорение части Индии

Завоевания в бассейне Эгейского моря

Одновременно продолжались завоевания и в бассейне Эгейского моря , где остров Самос был последним крупным, независимым государством, с сильным военным флотом. Тиран Самоса Поликрат был в 522 года до н. э. предательски убит персидским сатрапом Лидии Оретом, а островом стал править секретарь Поликрата Меандр. Около 517 года до н. э. персидская армия во главе с Отаной, одним из 7 заговорщиков участвующих в убийстве Гауматы , после внезапного нападения захватила Самос. Остров был опустошён и включён в состав Персидской державы, а его вассальным правителем был назначен Силосонт, брат Поликрата, который ещё до возвышения Дария был знаком с ним и сумел оказать ему однажды небольшую услугу. Один из братьев Силосонта, Литократ также перешёл на службу к персам и вскоре был назначен правителем только что завоёванного острова Лемнос . В том же 517 года до н. э. признал персидскую власть и остров Хиос .

Реформы Дария

Административное деление

Статуя Дария

После этого Дарий провёл ряд реформ. Он разделил государство на административно-податные округа, которые назывались сатрапиями . В основном границы сатрапий совпадали со старыми государственными и этнографическими границами стран, входивших в состав Ахеменидской державы . Во главе округов стояли так же, как и раньше, сатрапы , только теперь они назначались не из местных чиновников, а из среды персов, в руках которых были сосредоточены все руководящие позиции страны. При Кире II и Камбисе II в руках сатрапов были объединены гражданские и военные функции. Теперь же сатрапы превратились исключительно в гражданских наместников. В мирное время в распоряжении сатрапов находилась только небольшая личная охрана. Что же касается армии, то её возглавляли военачальники, которые были независимы от сатрапов и подчинялись непосредственно царю. Однако после смерти Дария разделение военных и гражданских функций не соблюдалось строго. Сатрапы и военачальники были тесно связаны с центральным управлением и находились под постоянным контролем царя и его чиновников, особенно тайной полиции. Верховный контроль над государством и надзор за всеми чиновниками был доверен хазарапату, который одновременно являлся начальником гвардии царя.

Налогообложение

Реформы Дария привели к значительным изменениям в системе аграрных отношений. У покоренных народов была отобрана часть земли. Эту землю Ахемениды раздали большими поместьями в полновластное и наследственное владение членам царской семьи, представителям персидской знати, крупным чиновникам и т. д. Такие земельные владения были освобождены от уплаты государственных налогов. Вместе с тем широко применялась такая система землепользования, когда царь сажал на землю своих воинов, которые обрабатывали выделенные наделы коллективно целыми группами, отбывали воинскую повинность и платили определённую денежную и натуральную подать. Около 518 года до н. э. Дарий установил новую общегосударственную налоговую систему. Все сатрапии обязаны были платить строго зафиксированные для каждой области денежные налоги, устанавливаемые с учётом количества обрабатываемой земли и степени её плодородности. Налогами были впервые обложены также и храмы в покорённых областях. Сами персы, как господствующий народ не платили денежных налогов, но, по-видимому, не были освобождены от натуральных поставок. Остальные народы, в том числе и жители автономных государств (напр. финикийцы , киликийцы и т. д.), платили в год в общей сложности около 7740 вавилонских талантов серебра (более 230 тонн). При этом большая часть этой суммы приходилась на народы наиболее экономически развитых стран Малой Азии , Вавилонии , Финикии , Сирии и Египта . Страны, лишённые собственных серебряных рудников, для внесения подати должны были приобретать серебро путём продажи продуктов земледелия и ремесла, что содействовало развитию товарно-денежных отношений.

Монетная система

Сикль Дария

Расширение территории восстания

После ухода афинян, ионийцы направили свой флот к Геллеспонту и захватили там Византий . Большая часть Карии и Ликии перешла на сторону мятежников. Вскоре восстание перекинулось и на остров Кипр . Население острова было смешанным, оно состояло из греков и финикийцев , между которыми издавна шла борьба. Греки примкнули к восставшим, а финикийцы остались верными персидскому царю. Таким образом, восстание охватило районы от Геллеспонта до Кипра. Волнения на Кипре были особенно опасными для персов, так как теперь в руках мятежников оказались значительный военный флот и богатые медные рудники острова. Кроме того, владея Кипром, греки могли блокировать вход финикийских кораблей в Эгейское море .

Военные действия на Кипре

Восставшие киприоты осадили верный персам город Амафунт. Персидское войско во главе с полководцем Артибием приблизилось на кораблях к Кипру . Туда же был стянут финикийский флот. Тогда на помощь восставшим киприотам прибыли ионийцы. Цари кипрских городов выбрали командиром объединённых сил Онесила, младшего брата убежавшего во время восстания к персам, царя греческого города Саламина Горга. В происшедшем морском сражении ионийцы одержали победу над финикийским флотом. Но в бою на суше, из-за того, что часть киприотов изменила общему делу и покинула поле боя, восставшие потерпели поражение. В этом упорном сражении погибли и полководцы обеих армий перс Артибий и киприот Онесил. Персы восстановили в Саламине власть Горга и в течение - 496 годов до н. э. овладели всем Кипром, потратив на замирение этого острова целый год.

Разгром восставших

Потерпев поражение в сухопутном бою, ионийцы отступили с Кипра , а персы начали покорять один за другим малоазийские города. В 496 года до н. э. эретрийцы, по примеру афинян, тоже покинули восставших. В конце 496 года до н. э. в упорном сражении у реки Марсия персы нанесли поражение карийцам, примкнувшим к восстанию. В это бою погибло 2000 персов и гораздо больше карийцев. Отступая, карийцы продолжали сопротивление, и даже удалось уничтожить многих персидских военачальников, заманив их в засаду.

Лидийский сатрап Артафрен и военачальник Отана объединили свои силы и начали планомерно усмирять восставших. Тогда павший духом, Аристагор передал власть в Милете одному из граждан города, а сам отправился в область Миркин во Фракии , где вскоре погиб. Среди греков с самого начала не было единства. Не все города и области примкнули к восстанию, а его участники выступали не одновременно, что позволяло персам бить их по частям. В результате, когда весной 494 года до н. э. произошёл решающий морской бой при острове Лада (сейчас он составляет часть материка), защищавшем вход в гавань Милета , самосские и лесбосские корабли ушли домой. Сражение закончилось полной победой персидского флота. Судьба Милета была решена. Осенью 494 года до н. э. был взят и разграблен, большая часть населения Милета была перебита, а уцелевшие увезены в Сузы , а затем поселены у впадения Тигра в Персидский залив . Весной 493 года до н. э. финикийский флот захватил острова Хиос , Лесбос , произведя там много разрушений и города на Геллеспонте . После подавления восстания в Малой Азии и карательных экспедиций против островов, принявших в нём участие, Персия стала готовиться к походу в Балканскую Грецию. Во главе большой экспедиции, включавшей, как сухопутные, так и морские силы, был поставлен племенник и зять Дария Мардоний , женатый на его дочери Артазостре. В составе его войска были и греки из подчинённых персам областей, которых персы постарались задобрить различными уступками.

Вторжение в Грецию Мардония

Воины персидской армии.
Слева направо: хадлейские пехотинцы составляли первый ряд персидской фаланги лучников; вавилонский лучник; ассирийский пехотинец. На воинах надеты стёганные куртки, набитые конским волосом - характерный тип восточного доспеха того времени.

Марафонская битва

Согласно Геродоту, Дарий намеревался лично возглавить поход на Египет и Афины , но во время этих сборов среди его сыновей началась великая распря из‑за царского сана, так как, по персидскому обычаю, перед походом Дарий должен был назначить своего преемника. У Дария ещё до вступления на престол было трое сыновей от первой супруги, дочери Гобрия (не порфиророжденные), а после воцарения - ещё четверо от Атоссы, дочери Кира (порфиророжденные). Из прежних сыновей старшим был Артобазан, а из родившихся после - Ксеркс . Как старшие сыновья от разных цариц, и тот и другой притязали на власть. Так, Артобазан утверждал, что он - старший в роде и что у всех народов власть, по обычаю, принадлежит старшему (прямое наследование). Ксеркс же основывал свои притязания на том, что он - сын Атоссы, дочери Кира, а Кир - освободитель персов. К тому же Артобазан родился до того как Дарий стал царём, а Ксеркс - после воцарения Дария, когда тот был уже владыкой персов (то есть Артобазан и его братья являются чуть ли не бастардами , тогда как Ксеркс - порфиророжденный наследник) .

Дарий умер в октябре 486 года до н. э. в возрасте 64 лет, так и не успев восстановить свою власть в

Дарявахуш принадлежал к младшей ветви царского рода Ахеменидов и вплоть до 522 г. до Р. Х. не имел никаких надежд когда-либо занять персидский трон. Его жизнь резко переменилась после того как он принял участие в заговоре Отана и пятерых других знатных персов против правившего тогда в Персии царя . Согласно официальной версии (изложенной в Бехистунской надписи и у греческих историков, в частности у Геродота), Отан заподозрил, что под именем скрывается самозванец - мидийский маг Гаумата (настоящий Бардия был тайно умерщвлен за несколько лет до этого по приказу его брата ). Сговорившись между собой, Отан и шесть его сподвижников проникли во дворец и убили царя (был ли это настоящий или в самом деле самозванец, теперь уже установить невозможно). Затем заговорщики стали совещаться о том, кто из них должен занять престол. Наконец они решили поручить выбор воле богов, а именно: чей конь первым заржет при восходе солнца, когда они выедут за городские ворота, тот и будет царем. Дарявахуш оказался в этом опыте удачливее других - его жеребец первым подал голос, и таким образом, согласно уговору, он стал персидским царем. (Геродот пишет, что своим успехом Дарявахуш был обязан хитрости его конюха - ночью тот свел у городских ворот жеребца хозяина с одной из кобылиц, которую тот очень любил, когда же на другой день жеребец проходил мимо этого места, он бросился вперед и громко заржал.)

Едва утвердившись у власти, Дарявахуш должен был подавлять восстания, охватившие многие персидские провинции. Особенно опасным был мятеж в Вавилонии - самом сердце Персидской державы. По свидетельству Бехистунской надписи, там произошло следующее: некий Нидинту-Бел объявил себя сыном последнего вавилонского царя Набунаида и стал править под именем Набукудурриуцура III. Дарявахуш лично возглавил поход против восставших. Первая битва произошла в середине декабря 522 г. до Р. Х. у реки Тигр и закончилась победой персов. Через пять дней они одержали новую победу в местности Зазана у Евфрата. Нидинту-Бел бежал в Вавилон, но вскоре был захвачен в плен и казнен (посажен на кол). Умиротворяя страну, Дарявахуш около трех месяцев прожил в Вавилоне. В феврале 521 г. до Р. Х. до него дошла весть о новом восстании в восточных сатрапиях: Персии, Мидии, Эламе, Маргиане, Парфии и Саттагидии. Наиболее массовым было выступление в Маргиане. Подавляя его, сатрап Бактрии Дадаршиш перебил более 50 тысяч человек, а саму страну превратил в пустыню. В то же время в Персии некто Вахьяздата объявил себя царем Бардией и нашел среди народа широкую поддержку. Дарявахуш должен был рассылать войска во все концы своей державы. В конце февраля 521 г. до Р. Х. царская армия под командованием Вивана разбила Вахьяздату в области Гандутава в Арахосии. Но и тогда мятежники не сложили оружия. Потребовалось еще две битвы (одна произошла в мае у города Раха в Персии, другая - в июле у горы Парга), чтобы окончательно сломить их сопротивление. Вахьяздата попал в плен и был казнен вместе с 52 своими ближайшими сподвижниками.

В то же время почти вся Мидия оказалась в руках некоего Фравартиша, выступавшего под именем Хшатрату из рода мидийских царей. Этому самозванцу удалось установить свой контроль также над Ассирией, Арменией, Парфией и Гирканией. Дарявахуш отправил против него своего полководца Видарну. В мае произошла ожесточенная битва в местности Кундуруш. В ней пало 35 тысяч мидийцев, и еще 18 тысяч оказались в плену. В июне персы схватили и казнили самого Фравартиша. Против мятежников в Парфии и Гиркании вел борьбу отец царя Виштаспа. Окончательно эти сатрапии были умиротворены только в июне после разгрома основных сил восставших в местности Патиграбана. Много хлопот доставило Дарявахушу восстание в Армении. Местные жители дали персам пять больших сражений, но только в июне 521 г. до Р. Х. они были окончательно разбиты у горы Уяма и в местности Аутиара.

Между тем воспользовавшись, что главные силы персов оказались отвлечены на окраины империи, в августе 521 г. до Р. Х. вновь поднялись вавилоняне. Некто Арахта (по одним свидетельствам, армянин, по другим - урарт) выдал себя за царевича Набукудурриуцура, сына Набунаида. Он захватил Вавилон, Сиппар, Борсиппу, Урук и провозгласил себя царем. Дарявахуш послал против него армию во главе с персом Виндафарной. В ноябре 521 г. до Р. Х. мятежники были разбиты. Артахта оказался в плену и кончил свою жизнь, как и все другие предводители мятежников - был посажен на кол. Город Вавилон лишился своих внешних стен, которые были разрушены по приказу царя.

Поразив всех своих врагов и упрочив свою власть, Дарявахуш приступил к новым завоеваниям. В 519 г. до Р. Х. он совершил поход на саков Тиграхауда, обитавших вблизи Аральского моря. В 517 г. до Р. Х. персы покорили северо-западную часть Индии, где в это время существовало много небольших государств. Из этих земель была образована сатрапия Индия, включавшая в себя нижнее и среднее течения реки Инд. Она стала самой крайней восточной провинцией державы Ахеменидов. Продвигаться дальше на восток персы не пытались. Зато на западе они делали одно приобретение за другим. В том же 517 г. до Р. Х. персидская армия во главе с Отаной захватила остров Самос. Жители Лемноса и Хиоса признали власть персов добровольно. Около 516 г. до Р. Х. Дарявахуш предпринял большой завоевательный поход в Северное Причерноморье. Покорив без боя греческие города по обоим берегам Геллеспонта, он переправился через Боспор во Фракию. Отсюда персидская армия вышла к низовьям Дуная и, перейдя на восточный берег реки, оказалась во владениях скифов. Те не решились вступить с персами в открытый бой и стали отступать в глубь степей, угоняя скот, сжигая за собой траву и засыпая колодцы. Гоняясь за их стремительной и постоянно ускользающей конницей, Дарявахуш довел своих воинов до полного изнеможения. Наконец он понял тщетность своих усилий и отступил обратно за Дунай.

Сам он вернулся в Персию, а европейскую войну поручил своему полководцу Багабухше. Тот покорил греческие города на северном берегу Эгейского моря и подчинил персидскому царю племена фракийцев. Когда персидская армия подошла к границам Македонии, ее царь Александр I поспешил заявить о своей покорности и выдал сестру замуж за персидского вельможу. В Македонии и Фракии остались персидские гарнизоны. Около 512 г. до Р. Х. обе эти страны образовали самую западную из персидских сатрапий под названием Скудра. То было время наивысшего могущества державы Ахеменидов: в конце жизни Дарявахуша она простиралась от реки Инд на востоке до Ионического моря на западе, от Аральского моря на севере до границ Эфиопии на юге.

Следующей жертвой персидских завоеваний должна была стать материковая Греция. Прелюдией к грандиозной войне с греками послужило мощное ионийское восстание, начавшееся осенью 499 г. до Р. Х. и охватившее в короткий срок все западное побережье Малой Азии от Геллеспонта на севере до Карии на юге, а также многие острова Эгейского моря. Оно оказалось полной неожиданностью для персов. Восставшие, во главе которых стоял тиран Милета Аристагор, совершили поход в глубь страны, взяли и сожгли царскую столицу Сарды. Однако уже летом 498 г. до Р. Х. они были наголову разбиты под Эфесом. Остатки их войска разбрелись по своим городам. В конце 497 г. до Р. Х. военные действия переместились на Кипр. В большой морской битве ионийцы одержали победу, но тогда же в сражении на суше киприоты потерпели поражение. Возглавлявший их царь Саламина Онесил погиб в бою. Впрочем, персам потребовался еще целый год на то, чтоб окончательно замирить остров. В 496 г. до Р. Х. персидские военачальники одержали важную победу над примкнувшими к грекам карийцами и начали осаду ионийских городов. Один за другим они были взяты. Наконец, весной 494 г. до Р. Х. персы с суши осадили Милет, являвшийся главным оплотом восстания. Большой ионийский флот мешал осаде города с моря. Но после того как персы выиграли морскую битву при Ладе, кольцо блокады сомкнулось. Осенью персы подтянули к городу осадные орудия, а затем штурмом взяли его. Большая часть милетян погибла, оставшиеся в живых были обращены в рабство и угнаны в Персию. Сам город оказался сильно разрушен и уже никогда не смог восстановить своего прежнего могущества. В 493 г. до Р. Х. капитулировали Хиос и Лесбос. После чего вся Иония вновь оказалась под властью Ахеменидов. Но Дарявахуш понимал, что персидское господство в Малой Азии и во Фракии будет непрочным до тех пор, пока греки Балканского полуострова сохраняют свою независимость. Казалось, что покорение этой сравнительно небольшой страны, распадавшейся к тому же на множество враждовавших между собой государств, не составит для персов большого труда, но дальнейшие события показали, что война с греками может быть очень тяжелой.

Первый же поход против Эллады в 492 г. до Р. Х., возглавляемый зятем Дария Мардонием, окончился неудачей - во время бури около Афонского мыса на Халкидском полуострове утонуло 300 персидских кораблей и погибли около 20 тысяч человек. Сухопутная армия, которой пришлось вести тяжелые бои с восставшими фракийцами, также понесла большие потери.

Персы учли сложность обходного движения вдоль северного побережья Эгейского моря и приняли смелое решение - переправить армию на кораблях прямым путем из Малой Азии сразу в Аттику. Военным приготовлениям сопутствовала и дипломатическая подготовка, Дарий рассчитывал на раскол в стане врага. При персидской армии состоял изгнанный из Афин Гиппий.

В 491 г. до н. э. во все полисы Балканской Греции были направлены персидские послы с требованием полной покорности или, по крайней мере, нейтралитета в грядущей войне. Многие города островов, Фессалии и Беотии подчинились, но наиболее сильные полисы, Спарта и Афины, категорически отвергли требования. Спартанцы сбросили послов в колодец, а афиняне низвергли их со скалы.

В 490 г. до н. э. персы под командованием Датиса и племянника царя Артаферна совершили очередную попытку захвата. Персидская армия сосредоточилась на острове Самос, затем была перевезена на Эвбею. Через некоторое время на Марафонской равнине, всего в 40 км от Афин, высадился многочисленный персидский десант. Из Марафона можно было совершать нападения на главный город Аттики по суше, а флоту лишь нужно было обогнуть мыс Сунний, чтобы атаковать Афины с моря. На Марафонской равнине 13 сентября 490 г. до н. э. состоялось одно из самых известных сражений античности. Поле боя представляло собой ровную, окруженную горами долину на берегу моря, удобную для действий иррегулярной персидской конницы. Ее у персов было 10 тысяч, а, кроме того, в армии находилось большое количество пеших лучников.

Афинскими войсками командовало десять стратегов, и большинство из них сомневались в возможности противостоять столь многочисленному персидскому войску и предлагали ограничиться обороной города. Однако иного мнения придерживался стратег Мильтиад, чья точка зрения в итоге и победила. Мильтиад еще недавно был правителем афинской колонии Херсонес Фракийский и имел возможность познакомиться с персами, их военной организацией и манерой вести ближний бой. Он убедил коллег-стратегов не отсиживаться в слабо укрепленных Афинах, а быстро идти навстречу врагу и у Марафона дать решающее сражение. К будущему месту битвы из Афин подошло десятитысячное пешее войско, большинство которого составляло афинское ополчение. Надо сказать, что взрослый афинянин зачастую был уже довольно опытным воином. Для этого была создана система военно-патриотического воспитания. С 18 лет юноши два года проходили обязательную военную службу и оставались военнообязанными до 60 лет. Много внимания уделялось вопросам тактики, боевых построений. Основу войска составляли гоплиты, тяжеловооруженные пехотинцы, действующие в плотном строю - фаланге. В армии была установлена строгая дисциплина.

Спарта заняла выжидательную позицию и не прислала свои отряды, сославшись на религиозный праздник. Воины Лакодемона прибыли на место событий, когда дело уже было сделано. Тысячу человек прислал небольшой союзный Афинам городок Платеи из Беотии. Количественно, таким образом, афинская армия сильно уступала персидской, но качественно превосходила ее. Обученным и сплоченным гоплитам, защищавшим свои полисы, противостояла разноплеменная необученная персидская армия, многие солдаты которой сами были уроженцами мест, захваченных персидскими оккупантами.

Мильтиад, зная, что преимущество персов состоит в более многочисленной коннице, которая, как правило, стремится наносить удары с флангов, расположил своих гоплитов на ширине в 1 км, уперев их фланги в горы, для чего даже пришлось растянуть строй. С этой же целью - выдержать напор всадников - правое и левое крылья греческой армии имели большее количество шеренг в глубину, чем центр. Справа сосредоточились лучшие гоплиты Афин, левый фланг был отдан платеянам.

По всем правилам греческой военной науки при приближении персов фаланга гоплитов перешла на беглый марш навстречу неприятелю, чтобы самим нанести более сильный удар, а кроме того, побыстрее преодолеть пространство, простреливаемое лучниками. Персам, однако, удалось прорвать эллинский центр. Зато на флангах персидская конница никак не могла справиться со стойкими гоплитами, ей пришлось отступить с большими потерями. Сразу же Мильтиад приказал крыльям сомкнуться и повернуться лицом к частям противника, прорвавшим центр. Для персов новая сильная атака не потерявшей строя фаланги обернулась катастрофой. Они беспорядочно бежали, погрузились на корабли и ретировались. Общие потери греков составили лишь 192 человека, противник недосчитался шести с половиной тысяч воинов. В Афины тут же был послан гонец - воин Фитипид. Он в полном вооружении преодолел несколько десятков километров бегом, на Афинской агоре прокричал «Мы победили!» и упал замертво. В память об этом легендарном эпизоде на Олимпийских играх современности разыгрываются медали в марафонском беге - на 42 км 192 м.

Персы еще надеялись опередить Мильтиада и напасть на оставленные без защитников Афины с моря, их флот двигался вдоль берега, но и греческий полководец вел свою армию форсированным маршем и прибыл в город раньше кораблей врага. Постояв на афинском рейде, персы, понимая бесперспективность дальнейших действий, отплыли в Малую Азию. Победа афинян имела важные политические последствия. Греки впервые дали мощный отпор персам, был нанесен косвенный удар по реакционным кругам Эллады, доказано превосходство демократической организации и на войне. Пример Афин воодушевил и обнадежил отчаявшихся было жителей покоренных городов-государств Малой Азии, да и другие народы Востока.

В последующие годы Дарявахуш не оставлял мысли о новом походе против Греции и тщательно готовился к нему, но он умер раньше, чем успел осуществить свои планы. Погребен Дарий в сооруженной им и украшенной произведениями скульптуры гробнице в скалах Накши Рустами близ Персеполя.