Брюс ли мифы. Мифы и реальность в мире боевых искусств. Брюс мог пальцами пробить неоткрытую банку Колы

Брюс ли мифы. Мифы и реальность в мире боевых искусств. Брюс мог пальцами пробить неоткрытую банку Колы

Брюс Ли, несомненно, является ключевой фигурой в нашем восприятии боевых искусств. Его знают все. Им восхищаются все. Без него, честно говоря, развитие боевых искусств в сегодняшних масштабах было бы невозможно.

В чем смысл его появления? Чего добился Брюс Ли?

Славы самого высокооплачиваемого китайского актера – да. Славы капризного и взбалмошного человека – да. Отека мозга – да. Что после него осталось? Единственная книжка, которая необработана и представляет собой кучу разрозненных заметок, ученики, которые оказались обычными недоучками, поскольку не знали классической базы, да фильмы, в которых он избивает толпы дилетантов… У него ведь не было ни единого серьезного противника! Даже Чи Хванчже и Иносанто ложатся под него по сценарию – и, кстати, только Иносанто выглядит серьезным противником.

Основной проблемой, которая связана с Брюсом Ли и его наследием, является то, что китайские мастера не признавали его Джит-кун-до китайским стилем – и вообще никаким стилем не признавали. И от этого основоположник «стиля без стилей» почему-то всегда сильно сердился, костеря китайцев почем зря. Почему это так его волновало? Ведь по логике вещей он должен был относиться к этому по крайней мере спокойно. Ну да, это не стиль — раз уж «стиль без стиля». Зачем ему было так навязываться традиционным шифу, которых он ни во что не ставил и всех мог одной левой?

Дело в том, что созданный Брюсом образ себя, как представителя кунфу, причем ПРОСТОГО, рядового его представителя, был ему очень выгоден и крайне необходим. На нем держалась вся его сверхзадача, вся идея «проекта», который он продвигал.

Отказаться от этого образа значило потерять исключительность представителя великой цивилизации, хранителя неких секретных знаний, которые будто бы запрещалось разглашать – а вот он, революционер, смело обнародовал. Отказ от этого образа сразу опускал Брюса на одну доску со многими кинодрачунами, которые никогда не поднимались выше вторых-третьих ролей. И тот факт, что Брюс прекрасно изучил технику тэквондо, филиппинские кали, бокс, хапкидо и винчун, совершенно не интересовал бы западного зрителя. Тогда моды еще не было – Брюс создавал именно ее, создавал целый пласт культуры. Задача была громадная, и имидж кунфу, как волшебной таблетки ото всех проблем, доступной для ПРОСТОГО парня, был одним из важнейших условий.

Потеря этого имиджа сразу означала бы, что никаких «древних» секретов он не открывал – то есть, обыватель (особенно янки) мог бы решить, что любой другой смог бы так же. Брюсу пришлось бы волочь на себе весь груз хлопот, связанных с организацией новой системы – а это ему совершенно не было нужно. Он хотел в кино сниматься и деньги зарабатывать именно на фильмах, а не на преподавании.

Но созданный им кинообраз требовал именно ореола «кун-фу» — иначе как он смог бы сыграть «простого китайского паренька», который при этом занимался несколькими стилями рукопашки, причем некоторые из них в то время были уникальными? Таких «простых пареньков» не бывает.

Вместо милого образа деревенского правдоискателя, которому прощается многое из-за его наивности, получился бы карикатурный портрет самого Брюса – честолюбивого драчуна, предпочитающего все проблемы решать кулаком. Причем недалекого, не любящего думать, что вряд ли устроило бы самого Брюса, магистра философии. Согласитесь, этот образ был бы не столь популярен. Скорее всего, Брюсу пришлось бы сосредоточиться на «злых» ролях, подобно Боло Янгу и Тосисиро Обате – прекрасным мастерам, оказавшимся в плену своего образа.

Брюса такое положение не устраивало.

Что характерно для Брюса — так это четкость движений, их УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ, хоть даже и заметен уклон к чисто внешним эффектам. Так мало кто умеет двигаться – даже сегодня, хотя Брюс создал целую киноиндустрию и умельцев драться на экране мелькает предостаточно.

Немногословие. Склонность действовать, а не болтать. Отсутствие всяких рефлексий (столь привычных для американцев) по поводу «надо – не надо» — причем не по причине тупости героя, нет: просто он готов принять любой исход боя, ответить за принятое решение, даже если оно окажется неверным. И ожидает того же от противников: предупреждал же он покалеченного американца-Норриса в Колизее: не рыпайся. А коль уж тот принял свое решение – убил его без малейшей заминки. А уже потом пошел – не молиться в церковь и не вешаться, а разбираться с теми гадами, которые так подставили коллегу….

Потом, большинство драк в его исполнении очень скоротечны. И это правильно, если исходить из реальности: попав под правильный сильный и жесткий удар мастера такого уровня, люди потом не встают, а если встают, то снова в драку не кидаются. Любой боксер или «уличник» это знает. «Финальные поединки», как дань жанра, могут длиться долго, но и они достаточно логичны. А то у Ван-Дамма как правило, так: сперва ему по физиономии, он лежит, потом он встает – и в ответ. И никакой попытки ухода или защиты. Скучно. Неубедительно. Глупо.

В гонконгских боевиках, как вы сами знаете, классикой являются «пошаговые» драки, где присутствует куча лишних движений, маханий по воздуху и полетов на веревочках. А у Брюса кроме наивного «трафарета», проделанного телом хулигана в стене в «Большом боссе», все вживую. Ну или почти все – может, я чего не заметил. Оттуда и убедительность.

Джеки Чан все делает сам, что требует немалого опыта, солидных тренировок и прекрасной отработки, не говоря уж о развитом мышлении. При этом если Джеки иногда и использует «веревочки», то старается, чтобы они были НЕЗАМЕТНЫ, — чего не скажешь о других корифеях гонконгского кино, у которых «веревочка» – самая важная и практически основная часть трюка. Вот Джет Ли: — хоть и хороший актер и бесспорный мастер, но постоянно норовит сжульничать: то законы тяготения нарушит, то стену проломит… На фоне прекрасной техники и хорошей актерской работы это настолько резкая фальшь, что скулы сводит. ХАЛТУРА!!! Это не только не помогает фильму, но и портит весь эффект. А он с упорством, достойным куда лучшего применения, все летает и летает на своих веревочках. Кстати сказать, сюжеты в традиционных гонконговских фильмах обычно тоже не блещут умом. То есть, сюжет, поскольку он у них, по-моему, вообще один. Хотя есть просто восхитительные исключения: «Бритва», он же «Клинок», он же «Дао» и «История китайских призраков». А Брюс, оставаясь в рамках жанра, все-таки пытался как-то разнообразить сюжет.

На мой взгляд, «Путь дракона», где он охраняет китайский ресторан, является самым лучшим из его фильмов. А если хотите хороший фильм с хорошими боями и хорошим Само Хуном, то посмотрите «Жертву». Какой класс! И сюжет не вполне стандартный, и смешно, и техника вполне реальная, и драки каждые две минуты – но при этом вполне логично вписываются в сюжет, не набивая оскомину.

Желаю приятного просмотра.

1. Брюс был слишком быстр для камеры

Брюс Ли мог нанести удар за 0.05 секунды с расстояния 1м и за 0.08 секунды с полутора метров. На обычной кинопленке (24 кадра в секунду) такого удара не было видно - на одном кадре Брюс стоит в стойке, а на следующем он уже снова в стойке, но соперник корчится от боли. Так на первых дублях Зеленого Шершня (Green Hornet) вокруг стоявшего почти неподвижно Брюса магическим образом разлетались соперники, что никак не устраивало продюсеров.

В то время как обычно видео боевых сцен ускоряется для динамичности, режиссеры просили Брюса бить медленнее и снимали его передовой на то время техникой со скоростью 32 кадра в секунду, а затем замедляли. И даже при этом все чего удалось добиться - это сильно размытые движения.

2. Брюс мог отжаться на двух пальцах полста раз

Неоднократно Брюс Ли публично демонстрировал 50 отжиманий на одной руке, упираясь в пол только большим и указательным пальцем просто потому что мог.

Подтянуться 50 раз на двух пальцах одной руки для него тоже не было проблемой.
32-кг гирю Брюс мог продержать в вытянутой руке несколько секунд.

3. Брюс мог держать пресс полчаса в любой позе

Брюс ли мог держать ноги уголком в упоре на руках 30 минут и больше, а упражнение «флаг дракона» (dragon flag) было названо в его честь:

4. Почти каждый день Брюс делал более 8000 упражнений

В его дневную норму входило 5000 ударов руками, 2000 ударов ногами (sidekick), 360 поворотов талии (waist twist), 100 скручиваний сидя (sit-up twist), 200 скручиваний в наклоне (leaning twist), 100 подъемов ног (leg raises) и 200 подтягиваний колен к груди (frog kick). И это не считая тренировок!

Даже когда Брюс не тренировался, он часто выполнял различные упражнения в повседневной жизни - в течение дня, например, когда смотрел телевизор. Он был фанатом тренировки брюшных мышц.

5. Брюс был слишком сильным для боксерской груши

Одним боковым ударом ногой Брюс Ли мог разбить стандартную 150 lb (68 кг) боксерскую грушу, поэтому груши для тренировок ему делали на заказ - в двое тяжелле (300 lb) и с металлическим основанием. Ходят слухи что даже такую грушу Брюс мог одним сайд-киком отправить к потолку.

6. Брюс мог нанести сокрушительный удар с расстояния 3 см

В 1964 году Брюс Ли был приглашен на чемпионат по карате в Лог-Бич (Калифорния), чтобы продемонстрировать свой знаменитый «удар с одного дюйма» (One Inch Punch).

Bob Baker - человек на этом видео потом попросил Брюса больше не проводить таких демонстраций, поскольку ему пришлось остаться дома на следующий день из-за невыносимых болей в груди.

7. Брюс мог одним ударом отправить человека в полет

Брюс был настолько сильнее обычных людей что почти никогда не бил в полную силу, но известны случаи когда он ударом ногой отправлял в полет ассистента, державшего его тренировочный щит.

А однажды он сместил парню плечо тем, что он назвал «легкий шлепок».
Его удар было невозможно блокировать - он нанес удар чемпиону США по карате (Vic Moore) после того как предупредил о нем… Конечно, удар не в полную силу потому что тогда он не смог бы повторить это 8 раз.

8. Брюс не проиграл ни одного боя…

…кроме одного. Брюс Ли проиграл бой лишь раз в жизни: когда ему было 13 лет. Именно это поражение и подтолкнуло его на изучение боевого искусства. После того, как другие ученики узнали, что Брюс не был чистокровным китайцем, они потребовали, чтобы он перестал тренироваться вместе с ними. Учителю пришлось заниматься с ним индивидуально.

После этого Брюс действительно не проигрывал ни одного боя как в уличных боях так и в международных соревнованиях. Более того, мало кому вообще удавалось нанести ему удар. Свой самый быстрый бой он провел в 1962 году, отправив противника в нокаут за 11 секунд, нанеся 15 ударов руками и один - ногой.

9. Брюс был прекрасным боксером, танцором и поэтом

В 1958 году Брюс Ли выиграл сразу два турнира - чемпионат Гонг-Конга по Ча-ча и боксерский чемпионат. Его тайным увлечением была поэзия. По заверению специалистов, у него получались весьма неплохие стихи.

10. Брюс мог пальцами пробить неоткрытую банку Колы.

А в те времена слой алюминия, из которой изготавливалась ёмкость, был значительно толще чем сегодня.
Он также мог переломить доску толщиной 15 см.

11. Брюс мог разбить лампочку ногой, висящую на высоте ~2.5 метра

Что он и продемонстрировал в фильме “Путь дракона”, где в прыжке выбил лампочку.

12. Брюс мог поймать палочками на лету рисовое зернышко

Стараясь сильнее развить свои рефлексы, Брюс Ли тренировался ловить в полете рисовое зернышко палочками для еды.

13. Брюс мог нунчаками зажечь спичку

Брюс Ли приклеивал чиркало от спичечного коробка к нунчакам и мог провести настолько точный удар, что те аккуратно чиркали по спичке и поджигали ее. Кстати, ассистент держал спичку в зубах.

14. Брюс мог подменить монету в вашей руке быстрее чем вы сожмете кулак

Брюс Ли был так быстр, что стоя в метре от человека мог попросить его держать монету на ладони и как только тот заметит движение - зажать ее в кулаке. Все с кем он проделывал этот трюк, разжимая кулак, уже держали другую монету.

15. Брюс Ли был сильнее, чем Чак Норрис

Чак Норрис был одним из учеников Брюса Ли, его другом и одним из тех, кто нес его гроб на похоронах в Сиэттле. Брюс «победил» Чака в фильме Путь Дракона (Way of The Dragon), а когда у Чака Норриса спросили, кто бы победил в смертельном бою, тот ответил: «Брюс, конечно, никто не может побить его».

16. Брюс Ли снялся в главной роли всего в 5 голливудских фильмах

17. Феномен «Bruceploitation»

Короткая карьера киноактера породила феномен «Bruceploitation» - волну дешевых второсортных фильмов с актерами, внешне похожими на Брюса. Всего насчитали 168 таких подделок.

18. В 1970 году Брюс Ли получил травму спины, при которой больше нельзя заниматься спортом.

Он тренировался с 45-кг гирей не разогревшись и попал в больницу с защемлением позвоночника. Врачи говорили, что в лучшем случае Брюс сможет вести обычную жизнь без серьезных нагрузок и что полгода он будет учиться ходить заново. Вскоре он вышел из больницы на своих двоих и стал еще сильнее и быстрее чем прежде.

19. Брюс Ли был поклонником Великого Гама – самого непобедимым борца в мире.

Карьера длилась 50 лет.

20. Статуя Брюса Ли была установлена в Мостар, Босния,

потому что он был героем, которого любили все этносы, которые проживали в городе. Статуя была позже уничтожена вандалами.

21. Брюс Ли был большим поклонником Мухаммеда Али

и использовал свободное время, чтобы пересматривать его бои на пленке.

22. Брюс Ли был на четверть немец (его мать наполовину немка).

23. Тайным хобби Брюса Ли было написание стихов

и он был на самом деле довольно хорошим поэтом.

___________________________________

Спустя три года, 10 мая 1973 года, когда необычная аллергическая реакция в мозгу на болеутоляющие средства прервала жизнь единственного в своем роде сверхчеловека - Брюса Ли. Кстати, настоящие видеокадры Брюса Ли, лежащего в гробу, вошли в его последний фильм - Game of Death (Игра смерти), где персонаж Брюса, якобы, инсценировал свою смерть.
Так выглядит сегодня могила Брюса Ли в Сиэттле, где он похоронен рядом со своим сыном - Брендоном Ли, также погибшим при загадочных обстоятельствах на съемках фильма Ворон.

Несмотря на то, что со смерти Брюса Ли прошло уже 43 года, он по-прежнему остается очень известной и популярной личностью. Далее вас ждут 25 малоизвестных фактов, которые помогут побольше узнать о том, каким человеком был кумир миллионов людей по всему миру.

1. Настоящий Дракон

Брюс Ли родился по китайскому календарю в год Дракона, в День Дракона и в час Дракона. Неудивительно, что его прозвище было "Маленький Дракон".

2. Не совсем китаец

Дедушка Брюса Ли был чистокровным немцем, т. е. технически Ли был частично европейцем. Именно из-за этого (то, что он не был "чистым" китайцем) его в 1950-х годах не принимали во многие школы кунг-фу.

3. Криминальное прошлое

В юности Ли был лидером банды. Он состоял в группировке "Тигры Джанкшен-стрит".



4. Жизнь как фильм

Это может показаться немного странным, но ранняя жизнь Ли была очень похожа на то, что показывают в фильмах с его участием. Если рассказать в двух словах, то парень подрался с сыном босса триады в Гонконге, поэтому отец отправил его "от греха подальше" в США на следующий же день.

5. $ 100 и "ча-ча-ча"

Он уехал в Сиэтл в 1958 году со $ 100 в кармане. Во время пребывания на борту корабля, плывущего в Америку, он давал уроки ча-ча-ча для пассажиров первого класса, чтобы заработать.

6. Феноменальная профессиональная память

Он был в состоянии назвать каждый термин, связанный с карате и исполнить каждую технику с потрясающей точностью. При этом всем он никогда официально не учил японское боевое искусство.

7. Зрение и стиль Вин Чун

У Ли было плохое зрение. Это было одной из причин, почему он по достоинству оценил контактный стиль Вин Чун, где больше мог полагаться на тактильные ощущения, чем на зрение.

8. Любимое занятие

Любимым времяпровождением Брюса Ли (конечно, кроме боевых искусств) было чтение. У него была обширная библиотека из более чем двух тысяч книг, а читал он ежедневно.

9. Брюс Ли - участник реальных боёв

Вопреки распространенному мнению, что Ли никогда не участвовал в реальных боевых соревнованиях, он стал чемпионом по боксу в Гонконге, нокаутировав всех своих противников в том числе британского боксера Гэри Элмса. Он также победил знаменитого мастера боевых искусств и учителя Вонг Джэк Мэна в 1965 году.

10. Банку пальцем

Брюс Ли пробивал пальцами банки в те дни, когда их делали не из мягкого алюминия. При этом он получал множество порезов, поэтому мастер часто ходил с пластырем на пальцах.

11. Человек века

Журнал Time назвал Брюса Ли одним из 100 самых влиятельных людей ХХ века. Несколько лет спустя, в 2014 году Хьюстонский Зал славы бокса признал Брюса величайшим бойцом, снимавшимся в кино. Ли был выбран Goldsea Asian American Daily одним из "100 самых вдохновляющих американцев азиатского происхождения всех времен". Он занял второе место, уступив только сенатору Дэниелу Иноуэ.

12. Феноменальные способности

Он весил максимум 72 килограмма. На момент смерти его вес составлял 67 килограммов. Он был способен делать отжимания с 115-килограммовым человеком на спине. Также он мог отжиматься всего на одном пальце. А президент UFC Дана Уайт считает Брюса Ли "отцом смешанных боевых искусств".

13. Техника Ли в серии игр от Nintendo

В популярной серии игр Pokemon от Nintendo боевые движения монстра Хитмонли основаны на реальной технике Ли.

14. Статуя "маленького дракона"

По случаю 65 лет с дня рождения Брюса Ли (27 ноября 2005) в Гонконге была установлена бронзовая статуя "маленького дракона" без рубашки.

15. Феноменальные способности

Брюс Ли разработал удивительный трюк, который можно найти на YouTube, для демонстрации своей скорости. Человек держал монету на раскрытой ладони и внезапно сжимал кулак. За это время Ли успевал заменить монету на другую.

16. Однодюймовый удар

17. Любимая музыка

В своем первой и единственной встречи с композитором Лало Шифриным (они работали вместе в фильме "Выход дракона"), Брюс признался, что он часто насвистывает основную тему к многосерийному фильму "Миссия невыполнима" 1966 года.

18. Брюс Ли и Чак Норрис

Несмотря на слухи и сообщения об обратном, Ли никогда не был учителем Чака Норриса. Они тренировались вместе, фактически дружили, но не были учителем и учеником. Тем не менее, он был тем человеком, кто дал Норрису его первую работу в кино, но это было не в "Пути Дракона", как считают многие люди. На самом деле, это случилось тогда, когда Ли был координатором трюков в фильме под названием "Команда разрушителей".

19. Феноменальная скорость

Операторам приходилось снимать сцены боев Ли со скоростью тридцать два кадра в секунду вместо обычных двадцати четырех. Разгадка этого проста - Брюс был настолько быстрым, что камеры с обычной скоростью съемки попросту не успевали засечь его движения.

На пике своей славы Ли постоянно бросали вызовы огромное количество людей в публичных местах. Ему даже приходилось носить с собой пистолет 367 Magnum.

21. Фобия Брюса Ли

Одним из многочисленных заблуждений о Брюсе Ли является то, что он родился в богатой семье. Часто можно прочесть фразу «по гонконгским стандартам», когда речь идет о доме Ли, который находился в Коулуне, над рядом многолюдных магазинов и был чем угодно, только не образцом лучших домов и садов. Не считая родителей и четырех сиблингов, дом на Натан Роуд, 218 предоставлял ночлег и питание тете Брюса и пятерым ее детям, а также супружеской паре и их сыну Ву Нгану, который двадцать лет спустя как дворецкий Брюса считался прессой главным подозреваемым в его загадочной смерти.

За железной дверью-гармошкой было несколько скудно меблированных и разделенных комнат. Ни у кого из почти двадцати жильцов не было своей спальни, вместо этого все это крошечное помещение было разделено на тесные зоны отдыха. Хотя в доме была ванная комната, ванна часто использовалась в период засухи, чтобы экономить воду для приготовления пищи и спускания воды в уборной.

Не считая тысяч китайцев, живших в грязных трущобах, сделанных из палок, брезента, картона и гофрированной стали, и еще более тысяч других, которые жили как незаконные поселенцы на крышах многоквартирных домов, семья Ли жила подобно подавляющему большинству китайцев в Гонконге весной 1941-го как селедки в ветхих квартирных домах, окруженные городским улеем кричащих неоновых вывесок и шумных прилавков. Среди ароматов пряностей, благовоний, кипящего масла в казане, систем открытых водосточных труб, парфюма и пота тел, ревущей музыки радиоприемников, безостановочного звона ложек, игральных костей маджонг, монет, абаки, молотков и электродрелей Брюс тем летом очень страдал от изнурительной жары и влажности, охватившей остров Гонконг и прилегающий район Коулун.

Еще одним заблуждением относительно Брюса Ли является то, что он родился в этом мире с потрясающими мышцами и безграничной энергией. Наоборот, Брюс с самого начала был чрезвычайно хрупким ребенком и болезненно медленным в физическом развитии. Причина этого заключалась в том, что он родился с заболеванием, известным как крипторхизм, то есть нарушение, при котором одно или два яичка новорожденного не опустились до его рождения. Это состояние часто естественным образом корректируется введением андрогена, мужского полового гормона, который ни младенец, ни его мать не выработали в восьмой внутриутробный месяц развития плода. Хотя неизвестно, подвергался ли Брюс лечению в раннем детстве, вопрос, касающийся истории болезни, заключается в том, почему первичный дефект остался у Брюса неисправленным до значительного времени во взрослом возрасте.

В результате крипторхизма Брюса его костный и мышечный рост был затруднен, и в течение всей жизни его половая система никогда не переступала период полового созревания. Что до хорошо развитого и сформированного тела, благодаря которому он получил титул «самого атлетичного человека в мире», несмотря на свои широко освещенные в прессы физические тренировки, это геркулесово телосложение просто не было его естественной генетической способностью. Более того, особенно важно для понимания ранних лет Брюса то, что основной симптом, который наблюдается у большинства детей с нелеченым крипторхизмом, это психосоциальная незрелость.