Знаменитая Коко Шанель – любящая женщина, целеустремлённый бизнесмен и творческая натура. Габриэль коко шанель - биография, фото, личная жизнь модельера

Знаменитая Коко Шанель – любящая женщина, целеустремлённый бизнесмен и творческая натура. Габриэль коко шанель - биография, фото, личная жизнь модельера

(франц.Coco Chanel, настоящее имя Габриель Бонёр Шанель; 19 августа 1883 – 10 января 1971) – ведущий французский , одна из самых важных фигур в истории моды. Основала всемирно известный .

Благодаря своим жакетам и маленькому черному платью, Шанель стала иконой стиля, которой до сих пор поклоняются женщины всего мира. «Роскошь должна быть удобной, иначе это не роскошь», — говорила Коко.

Коко Шанель родилась 19 августа 1883 года в маленьком городке Сомюр, в центре Франции. Первая часть жизни легендарной Шанель была далека от моды и .

После смерти матери, ее отец, работавший коробейником, поместил девочку в приют, где она жила с 1895 по 1900 год. До 1902 года Коко воспитывалась среди монахинь, которые и научили ее шить. Затем Шанель работала в магазине чулочно-носочных изделий Au Sans Pareil в Мулене.

Прозвище Коко девушка получила, когда пыталась стать певицей, выступая в кабаре Viсhy и Moulins. Именно там она познакомилась с Этьеном Бальзаном, влиятельным французским аристократом, который впоследствии помог Шанель открыть собственное дело. Он был влюблен в девушку, но она ушла от него к его другу, Артуру Капелю по прозвищу «Бой».

К сожалению, возлюбленный Коко трагически погиб в автокатастрофе, и она так никогда и не вышла замуж, хотя имела многочисленные романы.

Свой первый магазин Коко Шанель открыла в 1910 году. Он находился в Париже на Rue Cambon и специализировался на продаже шляпок. Позже появились магазины Шанель в Дэвилле и Биаритце. К шляпкам прибавилась одежда.

Первой одеждой, которую создала Коко было платье, переделанное из старого свитера. Люди спрашивали, где она взяла такой чудесный наряд, а она предлагала сделать такой же и для них.

«Мое состояние основано на старом свитере, который я надела, потому что в Дэвилле было холодно», — сказала Коко Шанель в одном из интервью.

В 1920-х процветающий бизнес Шанель взлетел на новую высоту. Она запустила в производство собственную марку духов Chanel №5. В 1925 году появились знаменитые костюмы от Шанель, состоящие из строгого жакета и , сидящей по фигуре.


Проекты Шанель были поистине революционными, она первая заимствовала для женской моды элементы мужского гардероба. Именно благодаря ей женщины смогли отказаться от неудобных корсетов и пышных юбок. Шанель в первую очередь ценила в одежде удобство и комфорт.

Еще одним революционным открытием Шанель было . Она показала общественности, что цвет, ранее считавшийся исключительно траурным, может придать элегантности вечернему наряду.


Шанель была популярной фигурой и в артистических кругах Парижа. Она создавала костюмы для Ballets Russes и костюм Орфея для Жана Кокто. Среди ее друзей был известный художник Пабло Пикассо, а с известным русским композитором Игорем Стравинским ее связывали любовные отношения.

Другой важный роман начался для Шанель в 1923 году, когда она познакомилась с герцогом Вестминстерским. Эта романтическая история длилась десятилетие. Но на озвученное предложение руки и сердца, Коко ответила возлюбленному, что герцогинь Вестминстера было несколько, а Шанель — одна.


Международный экономический кризис 1930-х годов негативно сказался на бизнесе Шанель, а начало Второй Мировой Войны и вовсе заставило Коко распустить работников и закрыть магазины. Мадам Шанель считала, что война – это не время для моды.

Во время немецкой оккупации во Франции Шанель завязала отношения с немецким офицером Гансом Гунтером фон Динклаге. От него она получила специальное разрешение остаться в своих апартаментах в отеле Ritz. Когда война закончилась, общественность осудила Шанель за связь с нацистским офицером, расценив это как предательство. Ей пришлось покинуть Париж и провести несколько лет в Швейцарии. Затем, какое-то время она жила в своем загородном доме в Рокебрюн.

Возвращение Шанель в мир моды состоялось, когда ей было уже 70 лет. Критики поначалу скептически отнеслись к модельеру, но ее женственные модели вновь завоевали любовь покупателей во всем мире.

В 1969 захватывающая история жизни великой Шанель стала основой для бродвейского мюзикла «Коко», главную роль в котором исполнила Кэтрин Хепберн.

Коко Шанель умерла 10 января 1971 в отеле Ritz. Сотни людей пришли в церковь Мадлен, чтобы попрощаться с «иконой стиля», многие из них были одеты в костюмы от Шанель.

Награды:

  • 1957 год – премия Neiman Marcus в Далласе.
  • 1963 год – премия Sunday Times International Fashion в Лондоне.

Интервью Коко Шанель

Какие события вашей ранней жизни пробудили в вас интерес к искусству?
Ну, живя в детском доме под присмотром монахинь, я научилась шить. Они научили меня базовым навыкам швеи, тогда я была уже достаточно смышленой, чтобы понять метод. Я действительно набила руку и сфокусировалась на дизайне уже в раннем возрасте, поэтому у меня так быстро появились известные клиенты.

А какую роль сыграли ваши наставницы в дальнейшем развитии вашей деятельности?
Мои наставницы были, в первую очередь, монахинями. Они научили меня всему, чему смогли научить. Просто эти небольшие знания помогли мне стать тем, кто я сейчас. Ведь для владельцев магазинов гораздо целесообразнее нанять на работу того, кто владеет базовыми навыками шитья, чем того, кто не имеет представления о том, как вставить нитку в иголку. Работа в магазинах дала мне немало преимуществ, это позволило научиться многому и увидеть, как работает магазин прежде, чем начать свое собственное дело.
Я встретила людей, которые уже добились огромного успеха в этой индустрии. Они показали мне, как много и усердно им пришлось работать, чтобы стать теми, кем они являются. Это пугало меня больше всего. Я думала, что мне потребуется намного больше времени для того, чтобы стать популярной, что это дастся мне намного труднее… Но, к счастью, все у меня получилось довольно быстро и легко.

Каким был мир искусства и моды, когда вы только начинали свою деятельность?
Я росла и училась во Франции, где мода и одежда всего являлись масштабной индустрией и имели огромное значение. Каждый старался удержаться на вершине. Я открыла свой первый магазин в 1910 году, и вот тогда я действительно сделала первый шаг в мир моды. Я была сама по себе, у меня был маленький шляпный магазинчик во Франции… В это время мода была крайне популярна, и маленькие магазинчики вроде моего были либо всегда завалены заказами, либо всегда пусты и мертвы. Как я уже говорила, знакомство со многими людьми привело покупателей в мой магазин и привлекло к нему внимание. Покупатели рекомендовали меня своим знакомым, и, в конечном счете, это привело в мое ателье множество заказчиков. Я думаю, что это была большая удача для меня – стать такой востребованной, только начав дело.Каким образом крупные культурные, экономические и политические события отразились на вашей работе?
Экономический кризис, вызванный войной во Франции, вынудил меня и многих других владельцев закрыть свои магазины на много лет. Было недостаточно средств, чтобы покупать что-то, соответственно, не было средств на то, чтобы создавать что-то новое. Я сделала перерыв в своей работе и стала медсестрой, которой проработала всю Первую Мировую Войну. После этого, во время Второй Мировой Войны, у меня возникли кое-какие неприятности: я была обвинена в любовной связи с нацистским офицером, из-за чего мое возвращение в модную индустрию стало довольно сложной задачей. Все считали меня «злодейкой», думали, что я опасна, потому что вызывала ассоциации с нацистами. Уверяю вас, я не ужасный человек. В конце концов, я все же восстановила доверие к себе, вернулась с новым стилем для женщин и сделала свое имя известным и значимым.Каковы были ваши самые большие достижения и какими методами вы пользовались в своем искусстве?
Я бы сказала, что самым большим моим достижением было создание «маленького черного платья», которое принесло мне огромный успех. Оно дало женщинам множество преимуществ, особенно работающим и занятым карьерой женщинам. Наблюдая за людьми и прочувствовав это впоследствии на собственном опыте, я поняла насколько накладно менять свой рабочий костюм на более формальный, отправляясь на ланч, а затем снова переодеваться к обеду. Кому-то, кто не понимает всю важность этих переодеваний, это покажется глупым. Но, зная суть дресс-кода и положа руку на сердце, я могу твердо заявить, что это очень утомляет. Для женщины, которая должна сделать так много дел в течение дня, это является сильнейшим давлением. Но ведь ей всегда важно выглядеть презентабельно. И эта обязанность имеет огромное значение для женщины, она обеспечивает уверенность в себе. Маленькое черное платье дает женщинам такую уверенность. Оно подарило им уйму свободного времени, спасло от многочисленных переодеваний! В нем вы можете отправиться с работы на обед и чувствовать себя потрясающе.
Если же говорить о моих методах… Мои методы заключаются не только в том, чтобы представлять себя в роли бизнес-леди, я ставлю себя на место каждой женщины. Я стараюсь думать о нуждах многих женщин, о том, как они хотят выглядеть и как хотят чувствовать себя в той или иной одежде. Моя задача – создать что-то красивое и удобное для женщин, которые очень заняты и много работают.Какие ключевые возможности, открывшиеся перед вами, послужили основой для поворотных моментов в вашем искусстве и в жизни?
У меня появилась шикарная возможность делать костюмы для фильма «Правила игры» и многих других кинокартин. Это подтолкнуло к новым свершениям. Я должна была думать в новом направлении, должна была помочь выразить многое с помощью костюмов, что позволило мне еще больше развить свои способности, как . Я узнала много нового и многому научилась. Это и стало поворотным моментов моей карьеры дизайнера. Я горжусь своим талантом быть разной и рада, что в моей жизни появлялись возможности продемонстрировать это.Приходилось ли вам делать какой-либо выбор для того, чтобы стать успешной?
Я приняла решение оставить свою вокальную карьеру. Я не чувствовала, что для меня есть место в этой области искусства. Хотя многим людям нравился мой голос, и они хотели помочь мне достичь успеха в этом. Но я решила заняться чем-то абсолютно противоположным. Я решилось на то, чего хотела в глубине души. Я решила рискнуть всем, что имела на тот момент, и переключиться на реализацию мечты. Я знала, что мне нужно будет много работать, и что работа будет тяжелой. Но я знала, что это необходимо для достижения вершины, на которой я хотела оказаться.
Когда началась война, я была вынуждена закрыть магазин. Я знала, что он не сможет работать в условиях такого мощного экономического кризиса. Мне было сложно сделать это, я не была уверена в том, что магазин ждет какое-то будущее. Я понятия не имела, что буду делать дальше.Какие сложности вам пришлось преодолеть, чтобы стать художником и творцом?
Я должна была научиться исключать мысли о конкуренции и не думать о том, что меня будут критиковать. Ведь существовало множество дизайнеров, и они не хотели иметь ничего общего со мной. Во Франции модой занимаются почти все, огромное количество людей вовлечены в эту индустрию. Известные дизайнеры, которые уже добились успеха, тоже не собирались делиться признанием и вниманием общественности.
Мне также нужно было осознать, что никто ничего не принесет мне на серебряной тарелочке, я должна добиться всего сама. Даже несмотря на то, что я общалась с людьми, которые могли помочь, я должна была самостоятельно работать над обеспечением своего будущего, создавать что-то новое и уникальное. Мне нужно было делать вещи, которыми буду обеспечивать потребителей только я, и которые не наскучат им через неделю.

Шанель Габриель Бонёр, прозванная Коко Шанель, была ведущим французским кутюрье, чей модернизм, вдохновлённость мужской модой и следование дорогой простоте в создаваемой одежде сделали из неё, возможно, самую важную фигуру в истории моды XX-го столетия. Шанель привнесла в женскую моду приталенный жакет и маленькое чёрное платье. Влияние Коко на высокую моду было настолько сильным, что её - единственную из мира моды - журнал «Тайм» внес в список ста самых влиятельных людей XX века.

Основательница самого известного и шикарного модного дома много десятилетий назад заложила традицию бессменной элегантности, не поддающейся влиянию времени. Вместо бесконечных новшеств Габриель Коко Шанель предложила обновленную классику юбки в складку, женские брюки и блейзеры. Пальто, и, конечно же, знаменитый костюм в стиле Шанель. Идеи, которые она воплотила в начале XX века, оказались поистине революционными: она освободила женщин от удушающих корсетов, длинных пышных юбок, экстравагантных шляп и замысловатых украшений. Простые, строгие, четкие линии, подчеркивающие достоинства и скрывающие недостатки фигуры, пришли на смену рюшкам и оборкам. Женщины с восторгом приняли гениальную философскую концепцию Шанель: чтобы великолепно выглядеть, необязательно быть молодой и красивой. Мода от Шанель не устаревает. Все ее вещи - простые и удобные, но вместе с тем стильные и элегантные остаются актуальными из года в год, независимо от происходящих в мире моды перемен.

История успеха, Биография Коко Шанель

Коко Шанель родилась 19 августа 1883 года в Сомуре (Франция). Ее родители - Альберт Шанель (рыночный торговец) и Евгения Жанна Деволь (дочь сельского плотника), не состояли в браке. Мать Габриэль умерла от астмы, когда девочке было двенадцать лет. Через неделю после ее смерти отец оставил Габриэль и ее двух сестер в католический приют в Обазине. После этого Габриэль больше не увидит своего отца.

В приюте Габриель продолжала создавать свой мир. Она всё надеялась, что отец её заберёт, и говорила об этом с другими девочками. А когда те пытались иронизировать, намекая на то, что он даже никогда её не навещает, Габриель объясняла, что у него просто нет времени. И рассказывала историю о том, что её отец владеет огромными виноградниками и живёт в Нью-Йорке, куда экспортирует вино. Понятное дело, он слишком занят, чтобы приехать в эту жалкую деревушку…

У сироты, выросшей в сиротском доме в то время, не было будущего. Тем не менее, мечты о прекрасном избавлении и ожидавшем ее блестящем будущем, возникли у Шанель уже в эти годы. Будучи вынужденной много лет носить форму, она мечтала одеть всех женщин по-своему. В будущем она никогда не упомянет свои годы в сиротском доме. Более того, она сделает все возможное, чтобы стереть из памяти все несчастья и бедность, которые словно были уготовлены ей судьбой.

Покинув в 20 лет приют ей не пришлось искать работу , по рекомендации из монастыря юная Габриэль устроилась помощницей по продаже белья в трикотажном магазине города Мулен. Габриель быстро заслужила уважение новых хозяев и заказчиков - Шанель мастерски шила женскую и детскую одежду.

Свободное от работы время Шанель проводила в заведении под названием «Ротонда». Мулен был гарнизонным городом. Там жили офицеры. Многие из них были знатными и богатыми. Кафешантан (то есть кафе с эстрадой) «Ротонда» было излюбленным местом их сходок. Габриель стала любимицей офицеров - их привлекала её харизма и необыкновенная внешность: заплетённая вокруг головы тугая чёрная коса и странно горящие глаза. Она была непохожа на других, она создавала свой собственный мир, и в этом была её сила.

Как-то раз в «Ротонде» Габриель выпила шампанского и вдруг решила, что её будущее - стать знаменитой певицей. Она и до того любила петь - в институтском хоре, но на эстраде никогда не выступала. Офицерам идея понравилась, и они договорились с директором «Ротонды» о концертах. Фантазия ворвалась в жизнь, и Габриель, краснея и запинаясь, действительно стала выступать. Многим это понравилось. Особенным успехом у офицеров пользовались песни «Ko Ko Ri Ko и Qui qua vu Coco». Её часто вызывали на бис, скандируя: «Ко-ко! Ко-ко!» Так это имя за ней и закрепилось. Правда, Мадемуазель Шанель не любила вспоминать о своей певческой карьере и объясняла происхождение этого прозвища иначе: «Мой отец обожал меня и называл цыпленочком » (по-французски - коко)…

Вообще мотив презрения к собственному происхождению, к нищете, окружавшей ее в детстве и юности, преследовал Шанель на протяжении всей жизни. Этот комплекс стал одним из основополагающих в ее бурной деятельности, в стремлении любыми путями добиться успеха и признания. Ей хотелось спастись от унижений и забыть нищее детство без ласки и любви, пустоту и одиночество. И поэтому, когда в 1905 году в ее жизни появился молодой буржуа Этьен Бальсан, олицетворявший собой праздность и роскошь, она решила, что этот мужчина создан для нее.

Коко Шанель согласилась на его предложение быть вместе и поселилась с ним в аристократическом предместье Парижа - Виши. Коко пользовалась всеми преимуществами нового положения: валялась в постели до полудня и читала дешевые романы. Хотя вначале новая жизнь в замке ей нравилась, она так и не смогла привыкнуть к роли любовницы (Бальсан не считал ее той женщиной, с которой следует связать жизнь).

Коко Шанель - модельер и предприниматель

Спустя три года Коко познакомилась с другом Бальсана - молодым англичанином Артуром Кейпелом, по прозвищу Бой. Именно ему Шанель обязана началом своей карьеры: он посоветовал приглянувшейся ему девушке открыть шляпный магазин и обещал оказать финансовую поддержку. Коко сменила замок на холостяцкую квартиру Артура в Париже. Здесь она стала делать и продавать свои шляпки всем бывшим любовницам Боя и их многочисленным подружкам. Дело Шанель быстро пошло в гору, и в конце 1910 года, взяв деньги у друга, она перебралась на улицу Камбон и открыла там свое ателье со смелой вывеской «Моды Шанель». Совсем скоро эта улица станет известна всему миру и в течение полувека будет связана с ее именем.

После того, как она открыла свой бизнес и получила возможность применить свой вкус и свои способности, Коко Шанель превратилась в женщину-предпринимателя до конца своей жизни. Ничто не могло ее остановить: ни отсутствие опыта, ни Первая Мировая война, которая разразилась вскоре. До конца жизни она продолжала работать как дизайнер и как предприниматель, воплощая в жизнь свои идеи об искусстве быть элегантной. Ее бизнес превратился в феномен, до этого неизвестный в истории моды. До Шанель портные никогда не были частью высшего общества. Коко Шанель изменила общественное мнение о работе дизайнера. Она превратилась в магнетическую персону международного масштаба. Она была вхожа и приглашена везде, даже в самые аристократические круги. Тем не менее, ее саму это нисколько не удивляло. Она так комментировала свою славу - «Я вошла в общество не потому, что я должна была создавать одежду. Наоборот. Я создавала одежду, потому что жила в обществе, где я стала первой женщиной, живущей полной жизнью этого века

В 1913 году Коко открыла процветающий бутик шляпок в Довиле. Но она мечтала разработать свою линию женской одежды. Права изготавливать «настоящее» женское платье Шанель не имела: поскольку она не была профессиональной портнихой, ее могли привлечь к ответственности за незаконную конкуренцию. Коко нашла выход: стала шить платья из джерси - ткани, которая до этого использовалась только для пошива мужского нижнего белья, и сделала на этом состояние. Подобным образом рождались все ее наряды-открытия. Созидая, Коко не изощрялась, а упрощала. Она не рисовала свои модели и не шила их, а просто брала ножницы, накидывала ткань на манекенщицу и резала и закалывала бесформенную массу материи до тех пор, пока не проявлялся нужный силуэт. Коко стремительно вошла в мир моды, обратив на себя всеобщее внимание: она создала стиль, ранее немыслимый для женщин, - спортивные костюмы; она осмеливалась появляться на пляжах приморских курортов в «матроске» и обтягивающей юбке. А через пару лет Коко покажет редингот без пояса и украшений, убрав бюст и изгибы почти с мужской строгостью. Она создаст заниженную талию, платье-рубашку, женские брюки и пляжную пижаму. Так родился стиль от Шанель - просто, практично и элегантно.

В 1919 г. Копел погиб в автокатастрофе. «…Габриель увидела груду искореженного металла, которая совсем недавно была машиной, легонько провела рукой по стекла. Везде была кровь - кровь Артура Кэпела, ее любимого мужчины. Она села на обочину и расплакалась. А вернувшись домой, перекрасила стены в черный цвет и обратилась в траур. Габриель Шанель уже была очень знаменитой - и тысячи подражательниц мгновенно последовали её примеру. Так в моду прочно вошел черный цвет

«Эта смерть стала для меня тягчайшим ударом. Со смертью Капеля я потеряла всё », - признавалась она. А в другом интервью того времени говорила: «Женщина не может быть счастлива, если она нелюбима. Ведь ей нужно только это. Женщина, которую не любят, - это ноль и ничего больше. Уж поверьте мне: молодая она или старая, мать, любовница… Женщина, которую не любят, - погибшая женщина. Она может спокойно умирать, это уже не важно ».

Летом 1920 года, когда Коко открыла в Биаритце большой Дом моделей у нее уже были клиенты по всему миру. Люди любили её блейзеры, юбки, длинные свитера из джерси, матроски и известнейший костюм (юбка + жакет).

Из депрессии в которой она прибывала после смерти «Боя», ей помогли выйти русские. Она познакомилась с Дягилевым и Стравинским, стала оказывать им финансовую поддержку (например, выдала Дягилеву 300 тыс. франков на постановку «Весны священной», а через 10 лет проводила бессонные ночи у его постели, когда он умирал в Венеции, и потом выдала деньги на его похороны).

Вскоре общение с русской диаспорой вывело Коко на великого князя Дмитрия, внука Александра II и кузена Николая II.Человека, дважды чудом избежавшего смерти (первый раз, когда бежал из России в 1917-м, опасаясь возмездия императрицы за участие в убийстве Распутина; второй раз - потому что был не в России во время Великой Октябрьской революции). Дмитрий Павлович оказался во Франции без гроша в кармане, и жил, мягко говоря, не на широкую ногу. Тем не менее, он стал любовником Габриэль. Коко Шанель влюбилась и взяла молодого князя на содержание… С этого момента в творчестве дома Chanel начинается так называемый русский период. Выходит много моделей, которые используют в своей основе русские мотивы.

Именно Дмитрий Романов познакомил Коко Шанель с известным парфюмером Эрнестом Бо. Отец Бо долгие годы работал при дворе его императорского величества. И это был отменный специалист, который унаследовал сполна талант своего предка. Тут стоит заметить, что до этого момента женские духи были достаточно однообразны. Никто не использовал в их производстве хотя бы несколько ароматов. Были, так называемые лавандовые духи, духи с запахом розы, жасмина. Но никто не использовал миксов из нескольких ароматов. После года напряженной работы Эрнест Бо представил Коко несколько вариантов духов, разработанных «для женщины, которые пахнут, как женщина». Шанель выбрала пятый вариант.

Так и появились известные ныне духи Chanel №5, которые обладали 80 ароматами, и не повторяли ни один из известных цветков. Для духов был изготовлен специальный прямоугольный флакон из хрусталя, который сегодня является по-настоящему культовым. На флаконе была небольшая этикетка «Chanel №5». С тех пор духи начали завоевывать мир. А сегодня являются и вовсе самыми продаваемыми на нашей планете. А это значит не мало!

Немногим позже дом мод Шанель представил еще один вид продукции – украшения. И здесь Коко превзошла саму себя. Она решила смешать натуральные камни и стразы. Результат превзошел все ожидания. К тому моменту Коко Шанель уже привыкла к этому. Она сама стала диктовать моду. Все, что выпускал ее Дом, было модно.

Уже будучи некоронованной королевой парижской моды, Шанель предложила своим клиенткам еще несколько революционных изменений: брюки-клет, короткую стрижку… В 1926 году Коко Шанель создала свое «маленькое черное платье» (в прошлом - униформу парижских продавщиц), ставшее многофункциональной вещью вне моды, установив этим концепцию минимализма в модельном деле.

Чтобы расширить круг своих клиентов, а заодно почерпнуть новые творческие идеи и креативнность , Коко Шанель не переставала вращаться в кругах парижской богемы. Именно здесь она познакомилась с великим Пабло Пикассо, драматургом Жаном Кокто… Многие искали общения с известной модельершей просто из любопытства, однако с удивлением находили Коко неглупой, остроумной, оригинально мыслящей женщиной. Сам Пикассо назвал ее самой рассудительной женщиной на свете. Мужчин привлекала в ней не только внешность, но и неординарные личные качества, сильный характер, непредсказуемое поведение. Коко была то неотразимо кокетлива, то чрезвычайно резка, прямолинейна, даже цинична. Окружающим нравилась ее целеустремленность и уверенность в себе , она производила впечатление довольной собой и своими успехами женщиной.

В жизни этой женщины всегда было множество любовных романов, однако ни один так и не закончился чем-либо серьезным. По невидимым каналам любви бесперебойно она «перекачивала» в себя знания и умения своих мужчин. Каждый из них являл собой личность. А Коко до поры становилась калькой, копиркой, чеховской Душечкой. Верховой езде, смакованию устриц, английскому языку, игре в теннис, охоте на лис и кабанов, рыбной ловле, изданию газет научилась от них в совершенстве. Каждый ее мужчина привносил что-то свое и в женскую моду, и в другие ее начинания.

Следующее изменение коллекций Chanel опять было связано с любовными приключениями хозяйки дома. Коко влюбилась в Вестминстерского герцога. С этого момента начался английский период в истории дома Шанель. Роман Коко и герцога продлился целых 14 лет. Именно столько длился и соответствующий ему период в творчестве великой мадемуазель Шанель. Пожалуй, самым заметным его этапом стало то, что Коко привила моду на ношение драгоценностей поверх обычных свитеров. В Англии никто не практиковал подобное. До Шанель. Разлад между герцогом и Коко произошел тогда, когда стало ясно, что Шанель уже не может подарить ему наследников. Ей было 46 лет, и врачи констатировали этот прискорбный факт.

10 лет вне моды

Несмотря на колоссальный успех своей одежды, в 1939 году Коко закрывает все магазины и дом моды, начинается Вторая мировая война. Многие дизайнеры уехали из страны, но Коко остаётся в Париже. В сентябре 1944 года по инициативе Комитета по Общественной Морали Шанель была арестована. Причиной стала любовная связь Коко с высокопоставленным немецким офицером Вальтером Шелленбергом, помощником командующего «СС» Генриха Гиммлера. Через несколько часов после ареста она была освобождена. Вскоре после этого Шанель уехала в Швейцарию, где она прожила почти десять лет.

Возвращение Коко Шанель в мир моды

В 1954 году в возрасте 70 лет она с триумфом вернулась в мир моды. «Я больше не могла видеть то, что сделали с парижским кутюр такие дизайнеры, как Диор или Балмэн » - так объяснила она свое возвращение.

Первой реакцией знатоков и прессы на показ новой коллекции Шанель были шок и возмущение - она не смогла предложить ничего нового! Увы, критики не сумели понять, что в этом-то как раз и состоит ее секрет - ничего нового, только вечная, нестареющая элегантность. На критику Коко отвечала с достоинством, но очень колко - «Ничто так не старит женщину, как слишком богатый костюм » или «Остерегайтесь оригинальности, в женской моде оригинальность может привести к маскараду ». Во всяком случае, не прошло и года, как новое поколение модниц стало считать за честь одеваться от Шанель, а сама Коко превратилась в магната, управляющего самым крупным домом в мировой индустрии моды.

В трудные военные годы многие парижские модницы лишились своих парчовых платьев и боа из страусиных перьев. Вместо этого Шанель предложила им простые блузки рубашечного покроя и прямые до колен юбки - копии моделей собственного незатейливого, но всегда актуального гардероба. Парижанки с восторгом приняли «элегантную простоту от Шанель», а в конце 50-х годов, модниц, признавших стиль Шанель, можно было увидеть уже по всей Европе. Причтенный костюм, кокетливая шляпка, закрывающая пол-лица, высокий каблук - образ элегантной, уверенной и себе сексуальной дамы без возраста. Не хватали лишь последнего, едва уловимого, но необходимого акцента - капли духов, которые бы подчеркнули этот имидж. Тогда Шанель создала парфюм, ставший самым известным в мире и признанный потомками произведением искусства. Свои духи Коко назвала «Шанель N 5». Если кто-то сегодня хочет купить настоящие французские духи, в первую очередь ему на ум приходит именно «Шанель N 5». Всю жизнь она считала пятерку своим счастливым числом, неизменно приносящим ей удачу. Не случайно свои новые коллекции она всегда показывала именно пятого числа.

В период с 1950 по 1960-е годы Коко работала со многими голливудскими студиями и звездами уровня Одри Хепберн и Лиз Тэйлор. В 1969 году актриса Кэтрин Хепберн сыграла роль Шанель в бродвейском мюзикле «Коко».

В послевоенные годы у Коко появился опасный конкурент - Кристиан Диор, который сделал женщин похожими на цветы, одев их в кринолин, затянув им талию и напустив многочисленные складки на бедра. Шанель посмеивалась над этой «гиперженственностью»: «Мужчина, который не имел ни одной женщины за всю свою жизнь, стремится одеть их так, как если бы сам был женщиной ».

Мадемуазель Коко вообще была ревнива и прижимиста. Она всегда носила на шее ножницы, привязанные на тесемке. Был случай, когда Шанель, увидев костюм от Живанши на одной из своих манекенщиц, подошла и мгновенно вспорола его, сказав, что теперь костюм выглядит лучше.

Коко Шанель славилась высокомерием по отношению к окружающим ее людям - она унижала тех, кому делала добро. О ней говорили, что ее подарки, как пощечины. Высказывания Коко о людях были убийственны, а грубость ее отдавала высокомерием. Она была удивительно работоспособна, энергична и презирала людей. «Мне плевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще » - часто говорила она.

До самой старости Шанель сохранила гибкость фигуры и была очень трудолюбива. Идеи новых костюмов приходили к ней даже во сне, и тогда она просыпалась и начинала работать.

Работоспособность царицы моды была уникальна. Свою последнюю коллекцию она создала в возрасте 88 лет. Сама Шанель не сомневалась в том, что в основе ее силы лежит философия, раскрывающая отношение женщины к миру, в котором она живет. Шанель, одевшая прекрасную половину мира, говорила: «Главное в женщине - не одежда, а милые манеры, рассудительность и строгий режим дня. Женщина должна быть женственна и спортивна и никогда не дурманить себя пустыми разговорами. Она должна знать, зачем и куда ей надо идти, какова цель каждого жеста и взгляда. Надо сохранять собственную неповторимость: в движениях, мыслях, поступках. Уметь противостоять даже требованиям моды ».

Коко Шанель объясняла свое активное долголетие тем, что никогда не вела ночной богемной жизни - «После бессонной ночи не создашь ничего путного днем ». Она говорила - «Нельзя позволять себе обжорство и алкоголь, которые разрушают тело, и все же надеяться иметь тело, которое функционирует с минимальным разрушением. Свеча, которая горит с двух концов, может, конечно, распространять ярчайший свет, но темнота, которая последует потом, будет долгой ».

Габриэль Шанель умерла тихой смертью 10 января 1971 года в возрасте 88 лет в номере люкс отеля «Ритц» в Париже, через дорогу от роскошно отделанного, известного на весь мир Дома Шанель. Ее похоронили в Лозанне - в могиле, окруженной пятью львами из камня. Доходы ее империи составляли 160 млн. долларов в год, а в ее гардеробе было найдено всего три наряда, но «очень стильных наряда», как сказала бы Великая Королева Моды.

Шестьь секретов успеха Коко Шанель

За 88 лет жизни Великая Мадемуазель дала свое имя стилю одежды, костюму, Дому моды, духам. Неутомимая изобретательница, Шанель создала массу нового, но прежде всего… женщину, которую до нее никто не знал. Сиротка из приюта навсегда вошла в историю - шанелизировала весь мир. Как? У нее были свои способы.

  1. Каждое утро Коко Шанель начинала жить заново. Она методично избавлялась от груза невыгодного ей прошлого. Всякий новый день она вычеркивала из памяти все тягостное из дня вчерашнего. Детство и часть ее юности покрыты завесой тумана. Она творила свою легенду самостоятельно, придумывая факты, запутывая своих биографов. Габриэль выбросила за борт, как хлам, по меньшей мере 10 своих лет и, осознав это, как ни странно, почувствовала, что у нее появилось больше времени. Она стала меньше нуждаться во сне, плодотворнее размышлять. Своей судьбой она доказала: из прошлого будущее вовсе не вытекает, в любой момент можно начать карьеру . Ей легко было закрыть на долгие годы главное свое детище - Дом моды, чтобы потом, в 71 год, когда ее и в расчет-то уже не принимали, вернуться в бизнес и достичь прежних высот.
  2. Любую преграду на пути Шанель рассматривала как указатель нового направления. В начале своей карьеры она не имела права изготавливать «настоящее» женское платье, так как ее могли привлечь к ответственности за незаконную конкуренцию, ведь она не была профессиональной портнихой. Тогда Шанель стала делать платья из мужского джерси и создала на этом состояние. Как ей удалось достичь успеха столь быстро? А у неё просто не было другого выхода. Решительно восставать против всего, что бытовало в моде той эпохи, её заставляло не что иное, как собственное тело. Худощавое и никак не вписывавшееся в общепринятые каноны того времени. К этому телу просто физически не подходило что-либо дорогое и пышное, и она поэтому презирала шикарные ткани и тянулась к дешёвому трикотажу. Однажды у Коко загорелась газовая колонка и опалила ей локоны. Тогда новаторша отрезала косы и гордо вышла «в люди». Так в 1917 году возникла мода на короткую женскую стрижку. До Шанель дамы обязаны были быть длинноволосыми.
  3. Шанель не допускала в свою жизнь случайных людей, поэтому с ней почти не происходило случайных событий. Критерий был элементарен: она чутко распознавала тех, кому не нравилась, и уходила от них.
  4. Коко Шанель сделала парадокс образом своей жизни и движущей силой своего таланта. До нее черный цвет считался краской бедности и траура. Женщины без причины не смели носить черную одежду. Шанель провозгласила черный популярным и роскошным. В течение пяти лет она выпускала только черное, и ее «мрачные» платья продавались, как булочки, с начинкой - с маленьким белым воротничком и обшлагами. С Шанель начались белые женские пижамы. Вообще, она «обобрала» мужчин, ввела в женскую моду их жакеты, блузки с галстуками, их запонки и шляпы.
  5. Независимость была ее богом, аксиомой жизни. Еще с первым любовником Коко открыла свободу, какую дают деньги, если не ты служишь им, а они служат тебе. Друзья роскошно жили за ее счет, она покрывала их огромные долги. Это был ее принцип - платить, чтобы забыть, что за нее когда-то платили. С помощью денег она избавилась от своей застенчивости , ведь раньше в салонах она не раскрывала рта. Колоссальные прибыли даровали ей уверенность и способность говорить публично.
  6. Внещняя красота в женщине провозглашалась ею как часть успеха, иначе нельзя никого ни в чем убедить. Чем старше дама, тем важнее для нее быть красивой. Шанель говорила: «В 20 лет ваше лицо дает вам природа, в 30 - его лепит жизнь, но в 50 вы должны заслужить его сами… Ничто так не старит, как стремление молодиться. После 50 никто уже не молод. Но я знаю 50-летних, что более привлекательны, чем три четверти плохо ухоженных молодых женщин ». Сама Шанель была похожа на вечного лучезарного подростка. Она весила всю жизнь столько, сколько в 20 лет. И еще: она дала дамам не только новый стиль, но и новое лицо, воплотившее эпоху, - «мордочку мятежной сиротки с грацией олененка». Два-три раза в столетие появляются нестандартные типы лиц, которые вдруг затмевают признанных красавиц и вводят другой канон красоты. Шанель была из таких!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Коко Шанель (Coco Chanel)

Коко Шанель (Coco Chanel, настоящее имя Габриэль Бонёр Шанель, Gabrielle Bonheur Chanel. 19 августа 1883, Сомюр - 10 января 1971, Париж. Французский модельер, основавшая модный дом Chanel и оказавшая колоссальное влияние на моду XX века.

Она была первой в истории моды и жизни, что французы гордо называют "Art de Vivre!!!" - "Искусство жить".

Для стиля Шанель, способствовавшего модернизации женской моды, свойственно заимствование многих элементов традиционного мужского гардероба и следование принципу роскошной простоты (le luxe de la simplicité).

Она принесла в женскую моду приталенный жакет и маленькое чёрное платье.

Также известна своими фирменными аксессуарами и парфюмерной продукцией.

Коко Шанель (Coco Chanel)

Родилась в Сомюре в 1883 году, хотя утверждала, что появилась на свет в 1893 году в Оверни.

Мать умерла при тяжелых родах, когда Габриель едва исполнилось двенадцать. Позже её с четырьмя родными братьями и сестрами оставил отец.

Дети Шанель были тогда на попечении родственников и провели некоторое время в приюте.

В 18 лет Габриель устроилась продавцом в магазин одежды, а в свободное время пела в кабаре. Любимыми песнями девушки были «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qu’a vu Coco», за что ей и дали прозвище - Коко .

Габриель не преуспела в качестве певицы, однако во время одного из её выступлений офицер Этьен Бальзан был очарован ею. Она переехала жить к нему в Париж, но вскоре ушла к английскому промышленнику Артуру Кэйпелу, известному в кругу друзей по кличке «Бой».

Свой первый магазин она открыла в Париже в 1910 году, продавая дамские шляпы, и в течение года дом моды переместился на улицу Камбон, 31, где и находится по сей день, как раз напротив отеля «Риц».

«Я устала носить ридикюли в руках, к тому же я их вечно теряю» , - заявила в 1954 году Коко Шанель. А в феврале 1955 года мадемуазель Шанель представила небольшую сумочку в форме прямоугольника на длинной цепочке. Женщины впервые смогли носить сумку удобно: просто повесить на плечо и совершенно о ней забыть.

В 1921 году появились знаменитые духи «Chanel Nº 5» .

Их авторство, однако, принадлежит парфюмеру эмигранту Веригину, но работал он в парфюмерном отеле «Шанель» вместе с коренным москвичом Эрнестом Бо, который предложил Коко выбрать понравившийся аромат из двух серий пронумерованных образцов (от 1 до 5 и от 20 до 24). Шанель выбрала флакон № 5.

Коко Шанель также сделала популярным маленькое чёрное платье, которое можно было носить в течение дня и вечера в зависимости от того, как оно дополнено аксессуарами. В свете ходили слухи, будто платье чёрного цвета было призвано напоминать Шанель об её погибшем в автокатастрофе возлюбленном Артуре Кэпеле: общество не одобряло ношение траура по человеку, с которым не был зарегистрирован брак.


В 1926 году американский журнал Vogue приравнял по универсальности и популярности «маленькое чёрное платье» к автомобилю Ford T.

В 1939 году, с началом войны, Шанель закрыла модный дом и все свои магазины.

В июне 1940 года её племянник Андре Паласе был взят в немецкий плен. Пытаясь его вызволить, Шанель обратилась к своему давнему знакомому, атташе немецкого посольства барону Гансу Гюнтеру фон Динклаге. В итоге Андре Палас был освобождён, а 56-летняя Шанель вступила в связь с фон Динклаге.

Хэл Воган в своей книге «В постели с врагом: тайная война Коко Шанель» (Sleeping with the Enemy: Coco Chanel’s Secret War) утверждает, что Шанель сотрудничала с германским правительством во время Второй мировой войны. По словам историка, она не просто поставляла немцам инсайдерскую информацию из Франции, но и официально числилась в немецкой разведке, имея на своём счету более десятка успешно выполненных шпионских миссий.

В ноябре 1943 года Шанель искала встречи с - она желала убедить его согласиться с принципами секретных англо-германских переговоров. Габриэль обсуждала этот вопрос с Теодором Моммом, отвечающим за текстильную промышленность оккупированной Франции.

Момм передал предложение в Берлин, руководителю Шестого управления, контролировавшего службу внешней разведки, Вальтеру Шелленбергу. Тот посчитал предложение интересным: операция «Модельхут» (нем. Модная шляпа) давала возможность беспрепятственной поездки в Мадрид (где Шанель намеревалась встретиться с Черчиллем) с пропуском, действительным в течение нескольких дней. Встреча, однако, не состоялась - Черчилль был болен, и Шанель вернулась в Париж ни с чем.

Коко Шанель - сотрудничество с немцами

По окончании войны Шанель припомнили все её контакты с немцами. За ней закрепился ярлык пособницы нацистов, она была обвинена в коллаборационизме и арестована.

В 1944 году по совету Черчилля её выпустили на свободу, но при условии, что она покинет Францию. Шанель пришлось уехать в Швейцарию, где она жила до 1953 года.

В марте 2016 года были обнародованы архивные документы спецслужб Франции.

В рассекреченных документах французских спецслужб указано, что мадам Шанель была зарегистрирована как агент "Абвера", однако историки полагают, что она могла и не знать об этом.

В досье на Шанель, в частности, имеется письмо анонимного источника в Мадриде французскому сопротивлению. В нем говорится о том, что Шанель, которую считали "подозрительной", в 1942-43 годах была любовницей и агентом барона Гюнтера фон Динклаге, работавшего атташе в немецком посольстве и подозревавшегося в агитационной и разведывательной деятельности.

Фредерик Кугинер, ответственный за хранение архива французских спецслужб, пояснил журналистам, что немецкая разведка ("Абвер") зарегистрировала Коко Шанель как своего агента, она могла быть источником информации либо выполнять для немцев некую работу. Однако остается неизвестным, знала ли сама мадам Шанель о своем статусе.

В 1954 году 71-летняя Габриэль вернулась в мир моды и представила свою новую коллекцию. Однако былой славы и уважения она добилась лишь спустя три сезона.

Коко усовершенствовала свои классические модели, в результате самые богатые и знаменитые женщины стали постоянными посетительницами её показов. Костюм «от Шанель» стал символом статуса нового поколения: изготовленный из твида, с узкой юбкой, жакетом без воротника, обшитым тесьмой, золотистыми пуговицами и накладными карманами.

Также Коко вновь представила дамские сумочки, ювелирные изделия и обувь, которые впоследствии имели ошеломительный успех.

В 1950-1960-е годы Коко сотрудничала с различными голливудскими студиями, одевала таких звезд, как Одри Хепберн и Лиз Тэйлор.

В 1969 году актриса Кэтрин Хепберн исполнила роль Шанель в бродвейском мюзикле «Коко».

10 января 1971 года в возрасте 87 лет Габриэль скончалась от сердечного приступа в отеле «Риц», где жила долгое время.

Похоронена на кладбище Буа-де-Во в Лозанне (Швейцария). Верхнюю часть надгробия украшает барельеф с изображением пяти львиных голов. После смерти дом моды «Шанель» переживал трудные времена. Его возрождение началось в 1983 году, когда руководство домом принял модельер . В 2008 году, в честь 125-летия со дня рождения Шанель, он представил дизайн юбилейной монеты номиналом в 5 евро с изображением модельера. Золотая монета (тираж 99 штук) оценена в 5900 евро, а одну из 11000 серебряных монет можно приобрести за 45 евро.

Личная жизнь Коко Шанель:

Женщина, подарившая миру духи «Шанель №5», маленькую сумоку и маленькое черное платье, так и не обрела личное счастье. Замужем не была. Детей не родила, хотя очень этого хотела - но была бесплодна - сказалась очень бурная молодость и многочисленные аборты. Коко умерла в одиночестве в возрасте 88 лет в люксе отеля «Риц», пережив всех своих любовников.

За ней долгое время (а по сути и до конца жизни) закрепился статус содержанки. И не без оснований. Свои таланты, которые, безусловно, у нее были, Коко реализовывала через постель - благодаря деньгам своих любовников, выступавших спонсорами ее проектов.

В 22 года Коко познакомилась с богатым офицером Этьеном Бальсаном . Насколько сильны и искренны были ее чувства по отношению к Бальсану судить теперь сложно, однако именно благодаря ему Шанель покинула дешевое кабаре, в котором работала певицей.

Коко переехала в загородное поместье Этьена Бальсана. Но положение Шанель в доме мало чем отличалось от положения прислуги - для Этьена юная певица была лишь развлечением. Когда Коко заявила о своем желании стать модисткой, возлюбленный поднял ее на смех, однако именно Бальсан познакомил Шанель с Артуром Кейпелом - человеком, который своими деньгами открыл ей дорогу в мир большой моды.

Расставшись с Этьеном Бальзаном, Коко Шанель начинает жить с Артуром Кейпелом, сумевшим стать для нее не только любовником, но также другом и спонсором. С его помощью Шанель делает первые шаги в качестве модельера и в 1910 году открывает магазин шляпок в Париже.

Коко Шанель и Артур Кейпел

Артур Кейпел, имевший прозвище «Бой», слыл бабником, однако после встречи с Шанель закончил все свои многочисленные романы, чтобы полностью посвятить себя жизни с любимой.

Несколько лет влюбленные были безмерно счастливы, пока Кейпел не начал возвращаться к старым привычкам. Все чаще у Боя завязывались романы на стороне, на что Коко приходилось закрывать глаза. Огорчал Шанель и тот факт, что Артур Кейпел очевидно не собирался на ней жениться, а спустя некоторое время и вовсе объявил, что отправляется под венец с совсем другой девушкой, принадлежащей к высшим кругам.

То ли любовь Коко, то ли страх остаться без богатого спонсора были настолько велики, что она соглашается стерпеть и это унижение. По легенде даже шьет платье для избранницы Артура.

В 1919 году Артур Кейпел погиб в автокатастрофе. Его смерть стала для Коко сильным ударом, приведшим к затяжной депрессии. Коко Шанель заявляла впоследствии, что единственной своей настоящей любовью она всегда считала Артура Кейпела.

Спустя год после смерти Артура Кейпела Коко Шанель знакомят с князем Дмитрием Павловичем Романовым , приходившимся кузеном императору Николаю II.

Несмотря на весьма ощутимую разницу в возрасте - Шанель на тот момент было 37 лет, а князю Дмитрию не было и 30 - знакомство быстро перерастает в бурный роман.

Не преминула Коко использовать эту связь и для развития своего бизнеса.

Дмитрий Романов помог своей любовнице в расширении дела: познакомил с влиятельными людьми, предложил использовать красивых девушек в качестве манекенщиц. Однако главной заслугой князя Дмитрия является то, что именно он свел Шанель с парфюмером Эрнестом Бо , вместе с которым впоследствии они создадут легендарный аромат Chanel №5 .

Роман Дмитрия и Коко был недолгим. Примерно через год князь переезжает в США, где женится на весьма обеспеченной девушке. С Коко Дмитрию удается сохранить теплые дружеские отношения вплоть до своей смерти в 1942 году.

Следующий известный роман Коко - с герцогом Вестминстерским . На момент начала отношений, у обоих за плечами было богатое прошлое. Коко Шанель пережила предательства и потерю близких людей, герцог был дважды разведен.

Их отношения носили поистине королевский характер: приемы, путешествия, роскошные подарки. Коко Шанель и герцог Вестминстерский были везде желанными гостями и вели активную светскую жизнь. Ни у кого не оставалось сомнений, что не за горами свадьба. Но и в этот раз удача отвернулась от мадемуазель Коко: герцог Вестминстерский хотел наследника, которого Шанель из-за бесплодия не могла ему родить .

Некоторое время она еще надеялась, что герцог просто не сможет с ней расстаться и со временем забудет о своем желании иметь детей. Однако этого не случилось, и спустя 14 лет красивый роман был окончен.

После расставания с герцогом Вестминстерским у Шанель случилось несколько романов, один из которых чуть не стоил ей дела всей жизни. В годы Второй Мировой Войны мадемуазель Коко, которой на тот момент было уже за 50, познакомилась с немецким дипломатом Гансом Гюнтером фон Динклаге .

Шанель, как говорилось выше, с помощью Динклаге освободила из плена своего племянника. А тот сделал ее своей любовницей и втянул в шпионские игры.

Коко Шанель и Ганс Гюнтер фон Динклаге

Ганс был немецким шпионом и полковником вермахта, убедившим Коко Шанель организовать ему встречу с ее приятелем Уинстоном Черчиллем. По окончании войны, Коко Шанель была арестована. Ей предъявили обвинение в пособничестве фашизму. Шанель всё отрицала, утверждая, что с Гансом Гюнтером фон Динклаге ее связывали лишь любовные отношения. Власти Франции приняли решение позволить Коко добровольно покинуть страну, в случае отказа ее ждала тюрьма.

Коко Шанель вместе со своим любовником уехала в Швейцарию, где прожила почти 10 лет. Семейная жизнь опять не сложилась - они часто ссорились и даже дрались.

Коко Шанель (х/ф, 2009)

Коко Шанель (англ. Coco Chanel) – пожалуй, одна из самых ярких личностей прошлого века, которая смогла изменить моду в сторону удобства и элегантности. Выбравшаяся в высокий свет из бедственного положения, она стала примером для многих людей, показав, что происхождение может совершенно ничего не значить, если есть ясная цель. Французы до сих пор ассоциируют фразу «Искусство жить» именно с Шанель.

  • Настоящее имя: Габриель Бонёр Шанель
  • Годы жизни: 19.08.1883 – 10.01.1971
  • Знак зодиака: Лев
  • Рост: 169 сантиметров
  • Вес: 54 килограмма
  • Объем талии и бедер: 67 и 99 сантиметров
  • Размер обуви: 35,5 (EUR)
  • Цвет глаз и волос: Карие, брюнетка.


Коко родилась в приюте города Сюмора. Его работники дали девочке имя Габриэль, в честь одной из тех, кто принимал роды. Матерью Коко Шанель была Евгения Жанна Деволь, плотничья дочь, а отцом – Альберт Шанель, обычный торговец рынка. Родители тогда не были женаты, жили в бедности.

Когда Габриэль исполнилось одиннадцать, ее мать умерла, и отец бросил девочку с сестрой и двумя братьями одних. Дети Шанель отправились в дом для сирот при монастыре, где Габриэль пробыла до совершеннолетия. Коко Шанель уже в детстве осознавала свое положение, однако вопреки всему она не переставала мечтать о хорошей жизни.

Начало восхождения

В монастыре Коко Шанель дали рекомендацию, которая помогла ей устроиться на должность помощницы бельевого торговца в маленьком магазине. В то же время она пела и танцевала в кабаре, пробовалась в театре, но не преуспела в этом. В одном из кафе к ней и пристало прозвище Коко, потому что девушка любила петь песни «Куи Куа Ву Коко» и «Ко Ко Ри Ко».

Несмотря на отсутствие особенного успеха, кабаре дало возможность Коко Шанель приблизиться к той жизни, о которой она грезила: именно там ее увидел состоятельный отставной офицер Этьен Бальзан, который был настолько очарован девушкой, что увез ее в свой дом, оказавшийся настоящим замком.

Коко долго привыкала к роли офицерской любовницы, ей все время чего-то недоставало. Однажды она поняла, что хочет быть модисткой. Этьен над этим лишь посмеялся, однако свел ее с Артуром Кэйпелом, английским промышленником, и тот согласился поддержать идеи Шанель, несмотря на отсутствие у нее нужного опыта.

Близкие люди Артура называли его Боем. Несмотря на молодость, он был успешным предпринимателем, умевшим продвигать дела. Кроме того, он тоже интересовался модой, и с его помощью Коко Шанель смогла открыть свой первый шляпный магазин для парижанок. Дело оказалось успешным. Прошло три года, и у нее открылся второй магазин, уже в городе Довиль.

Путь в высший свет

Успех раскрепостил в Коко Шанель множество талантов. Не обладая предпринимательским опытом, она сумела быстро не только раскрутить свой бизнес, но и оставить его на плаву даже в годы Первой Мировой войны. Кроме того, она сама придумывала дизайн всех вещей, которые продавала, и все, что выходило из-под ее рук, несло в себе подлинную элегантность и удобство.

Мечта Габриэль сбылась: она стала известной модисткой, о ней говорили в высших кругах. К ней приходили самые известные дамы Парижа, они говорили о Коко Шанель, рекомендовали ее друг другу, и вскоре она стала первой в истории закройщицей, которая сумела получить доступ в аристократические круги не как слуга, а как равный член общества. Ее имя стало феноменом, оно гремело на весь свет.

Коко Шанель привлекала внимание высокородных особ даже в других странах, она зналась с Великим российским Князем Дмитрием, сблизилась с английским Герцогом Вестминстерским, ее стали окружать композиторы, балетмейстеры, люди искусства.

Вершины своей славы Коко Шанель достигла к пятидесяти годам. Несмотря на то, что этот возраст считается уже достаточно немолодым, именно к своему пятидесятилетию она по-настоящему расцвела, достигла совершенства и во внешности, и в образе, который создавала все это время.

Упадок и новый рывок

Когда началась Вторая Мировая война, женщине пришлось закрыть все свои салоны и магазины. Она приняла тот факт, что в такое время никому нет дела до моды. Годы процветания оставили ей множество связей, которыми ей пришлось воспользоваться, чтобы вызволить одного человека ее близкого круга из немецкого плена. Для этого Коко пришлось обратиться к немецкому офицеру, и когда это стало известно, ее арестовали. Заключение продлилось всего несколько часов — Коко выпустили с условием, что она оставит Францию, и женщина почти на десять лет обосновалась в Швейцарии.

После войны у Коко Шанель появилось множество конкурентов в ее излюбленном деле. Одними из самых успешных были Диор и Баленсиага. Власть в мире моды из женских рук перешла в мужские, но ненадолго. Когда Коко Шанель исполнилось семьдесят, она вернулась в Париж и снова открыла салон. Критики ее разгромили. Но Коко на это не обратила, казалось, никакого внимания. Уже через три года она не только вернула себе былую славу, но, пожалуй, даже ее преумножила. Женщина объясняла это тем, что она жила полной жизнью своего времени и подарила костюмам свободу движения, в чем и заключалась настоящая элегантность.

Шанель Коко умерла в возрасте восьмидесяти семи лет. Произошло это в отеле Риц из-за сердечного приступа. Последним пристанищем знаменитейшей модистки стала швейцарская Лозанна, а последним украшением — пять львов на надгробии.

Самые знаменитые достижения

С именем Коко Шанель связывают появление моды на загар. Однажды женщина отправилась в круиз и в этом плавании сильно загорела. Когда она прибыла в Канны, то не стала скрывать свой загар, и люди последовали ее примеру.

Знаменитые на весь свет духи, которые получили имя Коко, Шанель стала использовать и продавать после того, как Эрнест Бо, парфюмер, иммигрировавший в Россию для придворной службы, предложил ей на выбор пять ароматов. Женщина остановилась на последнем из них, пятом, потому что он был синтезирован искусственно и не напоминал ни одного цветка. Так появился аромат «Chanel № 5».

Женщины прославляют Коко Шанель за то, что она ввела в обиход маленькое черное платье. Его можно было носить весь день и вечер, не переодеваясь, и в зависимости от необходимости просто менять аксессуары, чтобы лучше соответствовать окружению. По легенде, она придумала его, когда умер ее друг, тот самый Артур с прозвищем Бой. Носить траур по тем, кто не был супругом, в то время считалось предосудительным, и это платье стало своеобразным выражением ее отношения к произошедшему.

Еще одна очень важная заслуга Коко Шанель — введение в обиход сумочек на длинных цепочках, которые можно было носить на плече. По признанию самой женщины, она постоянно забывала про ридикюли, всюду их оставляла, к тому же носить в руках их было тяжело. Накинутые же на плечо сумочки не доставляли таких неудобств.

Личная жизнь Коко Шанель

Несмотря на огромный успех, Коко Шанель была не слишком счастливой. Ее личная жизнь полна крутых поворотов и глубокой драмы. Начать следует с того, что при обилии поклонников она ни разу не была замужем, кроме того, дети у Коко появиться не могли, потому что она оказалась бесплодной.

Такой широкой известности фамилии Шанель Коко достигла не только благодаря своим несомненным талантам, но и при помощи постели. Ее проекты требовали больших вложений, и она не брезговала просить их у любовников. Из-за этого она прослыла вечной содержанкой, и первый, кто взял ее на содержание, был уже упоминаемый Этьен Бальзан.

После этого любовная связь у Коко Шанель была с Артуром Кейпелом, который и помог ей запустить бизнес. Они были вместе довольно долго, однако не все это время Шанель была счастлива. Дело в том, что Артур по прозвищу Бой был тем еще бабником. Поначалу он сдерживался, будто остепенившись, но со временем старые привычки взяли верх, и он стал изменять возлюбленной модистке. Любовь Шанель была так сильна, что она закрывала на это глаза, говорят, она даже простила Артура за то, что он ушел от нее к другой светской львице и выбрал в жены именно ее. По слухам, Коко пришлось даже шить для новой избранницы Боя свадебное платье. Она признавалась, что любила этого человека больше, чем кого-либо. Гибель Боя в аварии ее сильно подкосила, она долго была в депрессии.

Только через год она вновь завела роман, на этот раз с князем Дмитрием Романовым. Коко Шанель была старше его больше чем на семь лет, однако это не помешало их бурным отношениям. Этот союз оказался очень плодотворным: князь подал Шанель идею сделать красивых девушек манекенщицами, он спонсировал ее проекты и познакомил с императорским парфюмером, который и создал для Коко знаменитый парфюм. Отношения продержались год, когда князь уехал в Америку для женитьбы на состоятельной девушке.

Долго оставаться в одиночестве Коко не пришлось. У нее завязался роман с герцогом Вестминстерским, и эти отношения были воистину королевской красоты. Когда уже дело двигалось к свадьбе, оказалось, что герцог хочет от Шанель детей. Снова камнем преткновения в отношениях Коко стали дети. Роман с герцогом длился четырнадцать лет, но пара все-таки рассталась. Сама Шанель любила детей и хотела их, но после многочисленных абортов в юности завести их уже не могла.

Во время Второй Мировой войны Коко Шанель познакомилась с дипломатом из Германии по имени Ганс Гюнтер фон Динклаге. Именно из-за него она оказалась втянутой в шпионские игры, с его помощью она вызволила из плена своего племянника и оказалась на плохом счету у властей Франции, именно из-за него она была вынуждена уехать в Швейцарию. В результате и этот союз распался, Коко Шанель и Ганс Гюнтер фон Динклаге не только много ссорились, но даже дрались.

Это был ее последний роман. После него она целиком ушла в бизнес моды, сотрудничала с Голливудом, меняла все представления об одежде и стиле. Детям Коко Шанель могли бы перейти по наследству все наработки этой выдающейся женщины и все ее состояние, однако возрождать ее дом мод пришлось Карлу Лагерфельду. Он смог сохранить огромное наследие великого модельера и не позволил пропасть тому, что сделало Коко, талантливую Шанель одной из самых удивительных женщин двадцатого века.

Биография Коко Шанель, модельерши,дизайнера,парфюмера

Коко́ Шане́ль (фр. Coco Chanel, настоящее имя Габриэ́ль Бонёр Шане́ль, фр. Gabrielle Bonheur Chanel; 19 августа 1883, Сомюр - 10 января 1971, Париж) - французский модельер, основавшая модный дом Chanel и оказавшая колоссальное влияние на моду XX века[* 1]. Для стиля Шанель, способствовавшего модернизации женской моды, свойственно заимствование многих элементов традиционного мужского гардероба и следование принципу роскошной простоты (le luxe de la simplicité). Она принесла в женскую моду приталенный жакет и маленькое чёрное платье. Также известна своими фирменными аксессуарами и парфюмерной продукцией.

Знаменитая мадемуазель золотыми буквами вписала свое имя в историю моды. О Коко принято говорить только эпитетами - великая, несравненная, грандиозная, революционная и т. д. и т. п. Но мало кто знает, что, помимо конструирования одежды и создания духов, было у Габриэль Шанель еще одно занятие, приносившее немалые дивиденды. В годы Второй мировой войны Великая мадмуазель работала на нацистов.

Разумеется, модный дом Шанель всячески это отвергает, как и обвинения в антисемитизме, звучащие в адрес мадмуазель. Однако факты - вещь упрямая.

В 1939 году, когда началась Вторая мировая война, Коко закрыла все свои модные салоны. Лишь парфюмерная линия осталась работать: фирме, производящей для Шанель духи, принадлежал контрольный пакет акций. И ее хозяевам - братьям Вертхаймер - не хотелось лишаться доходов. Ну, нет - так нет, - согласилась мадемуазель и покинула Париж. Она обосновалась в Швейцарии, где и планировала переждать ужасы войны. Но отсидеться в стороне не получилось: в 1940 году ее единственный племянник - Андре Паласе - попал в немецкий плен. И любящая тетя, в надежде вызволить молодого человека, обратилась к своему еще довоенному знакомому - барону Гансу Гюнтеру фон Динклаге. Правда, в мирное время импозантный дипломат не распространялся о том факте, что он является полковником вермахта и состоит на службе у шефа политической тайной разведки Вальтера Шелленберга. Он предпочитал вести красивую светскую жизнь и слыл любимцем женщин. Те даже прозвали его Шпатц, что значит «воробушек» - за легкость, с которой он жил, с которой завоевывал самые неприступные сердца. Вот к этому-то 44-летнему Воробушку и обратился 57-летний Цыпленок. С неожиданными, но весьма приятными для себя последствиями: барон не только выхлопотал освобождение для Андре, но и стал любовником мадмуазель. Что и говорить - бонус так бонус!

Конечно, это было не лучшее время, чтобы заводить роман с нацистским офицером. Понимала это и Шанель, но также хорошо она осознавала, что Воробышек - чуть не последний ее шанс. К тому же Великая мадемуазель просто-напросто потеряла голову - барон был весьма привлекателен, образован, интересен, к тому же на тринадцать лет моложе ее. И - что немаловажно - ничем не выдавал своего немецкого происхождения: беседы велись исключительно на английском языке. Тем не менее, даже по-английски Шпатц сумел убедить Шанель, что она должны использовать свои авторитет и влияние для скорейшего окончания войны. Он просто-напросто завербовал ее: в Абвере Великая мадмуазель значилась как агент F-7124 с кодовым именем «Вестминстер» - так эхом отозвался многолетний роман Шанель с герцогом Вестминстерским. Шпатц решил употребить связи своей любовницы для того, чтобы связаться с Черчиллем и убедить его в необходимости тайных англо-германских переговоров о сепаратном мире.

Операцию «Модная шляпа» разрабатывал Шелленберг лично.

Было решено, что проще и надежнее всего договориться о встрече с Черчиллем, действуя через давнего знакомого Шанель - посла Великобритании в Испании сэра Сэмюэла Хоора.

Якобы затем, чтобы возродить «Дом Шанель», Великая мадмуазель отправилась в Мадрид. Но не одна - а в компании своей бывшей манекенщицы Веры Бейт. Последняя понадобилась в качестве дополнительной «приманки» - Вера происходила из старинной английской фамилии, была в родстве с королевской семьей и, что важнее всего, - слыла любимицей Черчилля.

Об истинной цели визита в Испанию Вера узнала уже в Мадриде - Шанель решила, что скрываться дальше просто незачем. Она поведала и об инструкциях, полученных от Шелленберга, а также похвасталась первым успехом на ниве миротворчества: посол принял из ее рук немецкое послание и обещал передать его Черчиллю лично.

Она не учла лишь одного маленького обстоятельства - английская аристократка и бывшая модель давным-давно состояла на службе в «Интеллидженс сервис». Так что на другой же день британская разведка была в курсе всех подробностей «Модной шляпы». Но окончательно дело «провалила» болезнь Черчилля - состояние премьер-министра характеризовалось как критическое и все встречи с ним отменялись.

Пришлось покинуть Мадрид несолоно хлебавши…

Но непривыкшая к поражениям Габриэль не успокоилась. Накануне нового - 1944 года - она отправилась прямиком в Берлин, на прием к Шелленбергу. О чем была их беседа - доподлинно неизвестно. Сама Шанель всегда настаивала, что хотела лишь скорейшего окончания войны, на что и употребила все свое влияние.

осле освобождения Парижа, весной 1945-го Мадмуазель тут же взяли под стражу. У французского «Комитета по чистке» возникли вопросы к Шанель - в основном о ее связи с фон Динклаге (тогда о ее отношениях с Шелленбергом просто не было известно). Тогда-то, оправдывая свою связь с немцем, она и произнесла: «Женщина моего возраста, если ей повезло и она сумела найти любовника, вряд ли станет заглядывать в его паспорт…» И все же в ее адрес прозвучали обвинения в «горизонтальном» коллаборационизме: в те времена сожительство с немцами расценивалось как предательство. За Шанель заступился Черчилль. И потому у Великой Мадемуазель появился выбор - либо эмиграция, либо тюрьма. Она предпочла первый вариант и отправилась в Швейцарию, где с ужасом пережидала следствие и суд по делу Шелленберга. Мало ли что тот мог рассказать?

На ее счастье, немецкий разведчик ни слова не проронил о своих связях с французской модельершей. Ему дали сравнительно небольшой срок - всего шесть лет. Но в 1951 году уже освободили - по состоянию здоровья. И где вы бы думали, он поселился? Правильно, в Швейцарии. По поддельному паспорту он жил рядышком с Шанель - и та полностью содержала его вместе с супругой. Потом, когда иждивенца вычислили, ему пришлось перебраться в Италию - но и там проживание Вальтера Шелленберга оплачивала Мадемуазель.

Покой дорого стоит. Но деньги не являлись проблемой для Шанель - она была очень богатой женщиной. А вот вопрос репутации ее беспокоил всерьез. Сколь бы ни говорила Габриэль: «Мне плевать, что вы обо мне думаете, я вообще не думаю о вас», - своей всемирной славой она дорожила. И потому исправно платила. В итоге умерла богатой и знаменитой - с незапятнанной репутац