Выбор объективов для Nikon FX

Выбор объективов для Nikon FX

Какой широкоугольный объектив выбрать для Nikon? Зеркальные фотоаппараты этого производителя можно разделить на две группы. У моделей, начиная от любительских и заканчивая D500, сенсоры изображения имеют уменьшенный формат APS-C («Никон» называет его DX), в то время как камеры старше D610 обладают полнокадровыми сенсорами (FX).

Подбор оптики необходимо производить в соответствии с размером датчика, потому что полноформатный сверхширокоугольный объектив не обеспечит необходимый угол зрения на APS-C-камерах.

Разница здесь заключается в том, что можно использовать меньшую оптику формата DX на полнокадровых камерах FX с пониженным разрешением. Это не идеально, но если она применялась на DX-модели (например, объектив для а затем владелец перешел на FX, то ее все равно можно будет использовать.

Sigma 10-20/3,5

Данный объектив для предлагает блестящее сочетание производительности, технических характеристик и качества. Стоит 399.99 $. Отличается постоянным максимальным отверстием диафрагмы и отсутствием стабилизации изображения.

Он новее, больше и лучше, чем оригинальные сверхширокофокусные которые до сих пор можно приобрести, и не намного дороже своего предшественника. Это профессиональная высококачественная светосильная оптика с тихим кольцевым ультразвуковым зумом и семилепестковой диафрагмой. Модель довольно внушительная и наделена резьбой под фильтр диаметром 82 мм. По отзывам пользователей, резкость и контраст у нее отличные, равномерные на всех фокусных расстояниях. Цвет окантовки очень хорошо контролируется, искажения становятся действительно заметными лишь в коротком конце диапазона. Это великолепный объектив для и других неполноформатных моделей с превосходным соотношением цена-качество.

Sigma 8-16/4,5-5,6

Отличается невероятно широким углом обзора и плавным автофокусом при всего 2-кратном зуме и отсутствии кольца фильтра.

Объективы Sigma 10-20/3,5 немного похожи на современную классику по своим спецификациям, производительности и цене, но если нужна более широкоугольная оптика, то все-таки стоит обратить на данную модель свое внимание. У нее только двукратный зум, но на таких фокусных расстояниях лишние 2 мм дают огромную разницу в угле зрения. Объектив довольно длинный, потому что бленда встроена в его корпус, но сборка очень хорошая, кольцо зуммирования работает плавно, как и ультразвуковая система АФ. По мнению пользователей, единственным недостатком сверхширокого угла является более заметная бочкообразная дисторсия в нижнем конце диапазона, но в качестве оптики, обеспечивающей максимально возможный обзор, ей нет равных.

Nikon AF-S DX 10-24/3,5-4,5G

Как и другие объективы, подходящие для Nikon, данная модель, по сравнению с аналогичной оптикой сторонних производителей, кажется слишком дорогой (796,95 $). В его пользу говорит наличие 2,4-кратного зума, такого же, как у Tamron 10-24 мм, хотя последний обойдется почти в полцены. Но у Nikon качество сборки и дизайна прекрасное, имеется ультразвуковой автофокус, который обеспечивает быструю, тихую и плавную настройку, наряду с отличной управляемостью. Резкость изображения на средней апертуре не более внушительна, чем у большинства других конкурирующих линз, но производитель все-таки хорошо сохраняет четкость при открытой диафрагме, и изображение остается четким в углах рамки. Виньетирование также достаточно хорошо контролируется.

Tokina AT-X Pro 12-28/4 DX

С минимальным 12-мм этот широкоугольный объектив для Nikon не настолько «широкоуголен», как большинство его соперников, но предлагает больший максимальный зум, который обеспечивает ему большую универсальность. Он чувствуется надежным и обладает новым бесшумным АФ SD-M, основанным на системе ГМС (гигантского магнитосопротивления). По отзывам покупателей, оптике по-прежнему не хватает постоянного ручного режима, но можно быстро переходить от ручной фокусировки к автоматической и наоборот с помощью переключателя на объективе. Размеры бочкообразного искажения разочаровывают на минимальных установках зума, но на длинных фокусных расстояниях оно практически отсутствует. Резкость достойна уважения, хотя она не так хороша, как у Tokina 11-16 mm.

Tokina AT-X Pro 11-16/2,8 DX II

Сравнительно ничтожный 1,45-кратный зум как при минимальном, так и при максимальном фокусном расстоянии не впечатляет. Но спецификация, которая выделяет его среди остальных, - широчайшая f/2,8-апертура, которая остается постоянной на всем диапазоне. Это делает данный одним из самых светосильных на рынке. Обновление предыдущей модели включает привод автофокусировки, что позволило использовать ее с более дешевыми фотоаппаратами «Никон», такими как D3300 и D5500, у которых нет встроенных моторов АФ. Резкость хорошая по всему диапазону зуммирования, хотя цветная окантовка немного чрезмерна, а уровни искажений несколько разочаровывают.

Полный кадр

Хотя полноформатные камеры производителя и позволяют использовать сверхширокоугольную оптику формата DX, эта возможность оставлена для чрезвычайных ситуаций, так как фотоаппарат должен работать в режиме кропа, теряя более половины своей разрешающей способности. Поэтому владельцам стоит инвестировать в хорошие объективы для Nikon, соответствующие размеру матрицы.

Nikon AF-S 14-24/2,8

Данный объектив поражает своими размерами, но его производительность исключительная. Топовый сверхширокоугольный зум от Nikon предназначен для полноформатных зеркальных камер, и он потрясает своими характеристиками. Хотя объектив обеспечивает не самый широкий угол обзора, но приближается к нему, и делает это с постоянным максимальным диафрагменным числом, равным 2,8, и великолепным качеством изображения, и, что весьма примечательно, замечательно низкими уровнями искажений и аберрации. Конечно, это дорого обходится (1696,95 $), и не только в финансовом плане. По отзывам владельцев, объектив не просто дорогой, он также большой и тяжелый, с очень выпуклой передней линзой, что требует фиксированной, в виде лепестка, бленды и препятствует использованию обычных фильтров. Автофокус невероятно быстрый - быстрее, чем у всех его конкурентов.

Tamron 15-30/2,8

Этот объектив не так широк, как предыдущая модель, но он все равно обладает более широким углом обзора, чем большинство других. Фирма Tamron разработала линию светосильной зум-оптики с постоянной широкой диафрагмой f/2,8, а эта модель вывела ее в область сверхширокоугольных, продолжая традицию впечатляющего качества сборки, влагонепроницаемой конструкции, ультразвукового автофокуса и стабилизации изображения. Это большой объектив, но он хорошо сбалансирован на полноформатных камерах «Никон». По отзывам пользователей, резкость безупречна от центра до самого края кадра по всему диапазону зуммирования. Цвет окантовки хорошо контролируется, компенсация вибрации дает преимущество в 4 стопа.

Nikon AF-S 16-35/4G

Первый широкоугольный объектив для Nikon с оптическим стабилизатором. Он основан на втором поколении системы подавления вибраций и дает преимущество в четыре стопа. Объектив уступает диапазону фокусных расстояний и максимальной апертуре конкурирующих моделей, но стал популярной и более легкой альтернативой для ландшафтных фотографов - тем более что на него можно установить стандартные фильтры. Его другими преимуществами являются бесшумный ультразвуковой АФ с возможностью постоянной ручной настройки и влагонепроницаемое соединение. По отзывам владельцев, качество изображения хорошее, хотя бочкообразная дисторсия очень заметна на 16 мм.

Nikon AF-S 18-35/3.5-4.5

Это объектив с переменной диафрагмой, который меньше и дешевле, чем модели 14-24mm и 16-35mm. Пользователь теряет немного в угле зрения, а переменная максимальная диафрагма дешевле, что намекает на любительскую аудиторию. Объектив вибрации не подавляет, хотя в целом качество сборки на хорошем уровне. Еще одним упрощением является комплексное, а не нанокристаллическое покрытие оптики, хотя его устойчивость к ореолам и бликам по-прежнему высокая. По отзывам владельцев, хроматические аберрации прекрасно контролируются для объектива данной ценовой категории, а мелкие детали передаются очень хорошо, даже по краям изображения, хотя резкость на коротком конце зум-диапазона не может сравниться с Nikon 16-35mm.

Sigma 12-24/4,5-5,6

Это полнокадровый эквивалент формата APS-C Sigma 8-16 мм. С 122-градусным углом обзора при кратчайшем фокусном расстоянии объектив превосходит все, что доступно для полнокадровых зеркальных фотоаппаратов Nikon, не прибегая к использованию объектива «рыбий глаз». Имеется ультразвуковой кольцевой АФ и обеспечивается отличная резкость в центре по всему зуму камеры, хотя она падает к углам кадра при использовании широких апертур на коротких фокусных расстояниях. По отзывам владельцев, бочкообразная дисторсия довольно хорошо контролируется, хотя часто является слабым местом сверхширокоугольной оптики. Переменная диафрагма неидеальна, отсутствует стабилизатор изображения, но если максимально возможный угол обзора является главным условием, то этот объектив должен возглавить список претендентов.

Tokina AT-X 16-28/2,8

Это тяжелый и большой широкоугольный объектив для Nikon весом почти в килограмм, отчасти из-за постоянного диафрагменного числа, равного 2,8. Имеет тихий мотор DC АФ и модуль ГМС, что, согласно производителю, обеспечивает более быстрый и тихий АФ. Это, конечно, верно, по сравнению с некоторыми старыми моделями Tokina. Оптика отличается наличием механизма, соединенного с кольцом, служащим для переключения между ручной и автофокусировкой. По мнению владельцев, это очень удобно, так как избавляет от необходимости ручной установки режимов на корпусе камеры или объектива. По мнению пользователей, управление и качество изображения очень хорошее, с высоким уровнем резкости в центре и сдержанной цветовой окантовкой, хотя углы могли бы быть и четче. Встроенная бленда помогает избежать двоения, но исключает использование фильтров.

На днях мы опубликовали топ 5 лучших недорогих объективов для зеркалок Canon, а сегодня мы взглянем на то, что рынок может предложить для Nikon. В течение многих лет, фотографы говорили, что вы выбираете Canon из-за объективов, а Nikon – из-за камеры. Но в последнее время Nikon стал выпускать новые объективы быстрее, чем Canon.

Во-первых, Nikon решил сделать кучу f/1.8 фиксов для начинающих, а, во-вторых, компания продолжает работу над обновлением ранее выпущенных линеек объективов, некоторые из которых существуют со времен пленочных камер.

Так что, если вы ищете лучшие недорогие объективы для вашей зеркалки Nikon, то не проходите мимо.

Цена: около 216 долларов США

Этот объектив в связке с DSLR-камерой, безусловно, дает пользователю больше возможностей, чем его предшественник. Он может использоваться со всеми FX и DX камерами Nikon. Хотя Nikkor 50mm f/1.8 G и стоит немного дороже своего предшественника, но множество обзоров, тестов и отзывов фотографов свидетельствуют о том, что его цена полностью оправдана. Пожалуй, о нем можно сказать всего одной фразой: это очень хороший объектив.

Nikkor AF-S DX 35mm f/1.8

Цена: около 197 долларов США

Очень резкий объектив. На f/1.8 35mm f/1.8 G по качеству и резкости изображения показывает отличные результаты, а на f/5.6 – просто фантастические! Этот объектив был и остается одним из лучших в своем классе по качеству и точности цветопередачи. Многие фотографы заслуженно отмечают прекрасное качество передачи Nikkor AF-S DX 35mm f/1.8 цвета кожи. Кроме того, владельцев этого объектива порадуют и отличные , качество которых обусловлено высокой контрастностью 35mm f/1.8 G.

Nikon AF-S DX 40mm f/2.8 G Micro-Nikkor

Цена: около 277 долларов США

Для тех, кто готов потратить время и силы на освоение этого объектива, он может стать одним из лучших приобретений. Nikon AF-S DX 40mm f/2.8 G Micro-Nikkor – объектив с характером, но тот, кто его укротит, будет вознагражден отличным качеством фотографий. Он прекрасно подойдет, как для , так и для повседневного использования – ему по силам запечатлеть детали и обширного и самого мелкого .

Rokinon 85mm f/1.4

Цена: около 281 доллара США

Хотя этот объектив и не выполнен полностью из металла, чем могут похвастаться многие , воспринимать его можно, как нечто среднее между объективами Canon и Zeiss. Если быть точнее, его качество сборки ближе всего напоминает новые EX-объективы .

У Rokinon 85mm f/1.4 имеется кольцо управления диафрагмой – это именно то, чего не хватает многим объективам Canon, да и Nikon тоже. Можно с уверенностью сказать, что это один из немногих объективов для камер Nikon, оснащенных кольцом управления диафрагмой. Так что с Rokinon 85mm f/1.4 для настройки диафрагмы вы можете спокойно обходиться без основного управляющего диска камеры.

Nikon 24mm f/2.8 D

Цена: около 360 долларов США

У этого объектива высокопроизводительная система автофокусировки. Его минимальная дистанция фокусировки составляет около 30 см, и Nikon 24mm f/2.8 D фокусируется на объекте съемки быстро и точно. Похоже, рысканье в попытках сфокусироваться этому объективу незнакомо. Установив диафрагму в диапазоне f/8-f/16 вы можете снимать практически на ходу, не переживая за то, что объект съемки окажется не в фокусе.

Автофокус Nikon 24mm f/2.8 D работает одинаково быстро, как в помещении, так и на открытом воздухе.

Также хочется отметить удобство и плавность хода большого кольца ручной фокусировки.

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии» . Подписывайся!

© 2017 сайт

Настоящая статья посвящена выбору объективов для кропнутых фотокамер Nikon DX. Рекомендации по выбору объективов для полного кадра (Nikon FX) находятся .

Для каждого из объективов я указываю ориентировочную цену, вес объектива и диаметр резьбы для фильтров. Удобство и качество объектива, т.е. наиболее важные его свойства, нельзя, к сожалению, выразить одной-двумя цифрами, но я буду вставлять развёрнутые комментарии там, где это необходимо. Кроме того, параметрам фотографических объективов всецело посвящена статья «Критерии выбора объективов ». О том, что означают буквы в названиях объективов, можно прочитать в статье «Маркировка объективов Nikon ».

Система Nikon DX включает в себя цифровые зеркальные фотоаппараты Nikon, имеющие сенсор с кроп-фактором 1,5, а также объективы с маркировкой DX, которые меньше и легче объективов для традиционного 35-мм формата (FX). Тем не менее, никто не мешает вам ставить FX объективы на DX камеру: байонет везде одинаковый – Nikon F. Более того, зачастую использование именно полнокадровых объективов становится неизбежным просто в силу того, что ассортимент DX объективов сравнительно невелик, и подобрать нужный объектив для кропнутой камеры не всегда легко.

Ввиду того, что DX сенсор имеет меньший размер, нежели кадр 35-мм плёнки или полноразмерная FX матрица, угол изображения объектива, установленного на DX камеру, уменьшается по сравнению с таковым на FX камере пропорционально кроп-фактору. Субъективно это воспринимается как увеличение фокусного расстояния в 1,5 раза.

Лучшие объективы для Nikon DX

Типовые комплекты объективов

В качестве примера я постараюсь подобрать несколько минималистичных наборов оптики для фотокамер Nikon DX. Моё мнение вовсе не является безапелляционным и должно служить лишь ориентиром при составлении вашей собственной системы.

Универсальный комплект

Если вы твёрдо уверены, что одного объектива вам мало, попробуем составить лёгкий бюджетный набор на все случаи жизни.

Эта комбинация почти идеальна – с ней вы будете готовы ко всему. Диапазона фокусных расстояний от 18 до 200 мм (27-300 в 35-мм эквиваленте) хватит любому здравомыслящему фотографу. Все три объектива имеют унифицированную 52-мм оправу для фильтров. 18-55 и 55-200 – дешёвые объективы с пластиковыми байонетами, что потребует от вас некоторой деликатности в обращении с ними. У 35mm f/1.8G байонет металлический. По качеству оптики 35mm f/1.8G даст фору большинству объективов Nikon, но и китовые 18-55 и 55-200 ведут себя неплохо, особенно если держать диафрагму в пределах f/8-11.

Большую часть времени вы будете использовать 18-55mm f/3.5-5.6G VR в силу его универсальности, переключаясь на 55-200mm f/4-5.6G VR при съёмке удалённых объектов и на 35mm f/1.8G для работы в условиях низкой освещённости без штатива. За эпизодическую макросъёмку отвечает 18-55mm.

Вместо трёх перечисленных выше объективов можно составить комплект из новых стёкол серии AF-P:

Этот вариант отличается впечатляющим диапазоном фокусных расстояний, но плох тем, что бюджетные AF-P объективы работают лишь с новейшими камерами и отличаются сомнительной эргономикой. Кроме того, вам могут понадобиться светофильтры трёх типоразмеров: 55, 58 и 72 мм. Можно добавить сюда 35mm f/1.8, чтобы иметь возможность снимать с рук при слабом освещении, но в таком случае речь идёт уже о четырёх объективах, а это многовато для лёгкого бюджетного набора, и о четырёх размерах фильтров, что, вообще, лежит за гранью здравого смысла.

В любом случае оба набора очень хорошо подходят для пешего туризма и вообще для путешествий, что избавляет нас от необходимости продумывать особый туристический комплект. Ничего легче и компактнее этих объективов вы не найдёте.

Не стоит переживать по поводу пробела в диапазоне фокусных расстояний от 24 до 70 мм. Зачем вам покрывать каждый миллиметр? 35mm f/1.8 в качестве нормального объектива будет вполне достаточно. При желании 35mm можно заменить на 50mm.

Найти альтернативу 70-200mm f/4 трудновато, особенно если вы стеснены в средствах. 70-200mm f/2.8 стоит ощутимо дороже, а разница между f/4 и f/2.8 на практике не столь уж велика.

Свадебный комплект

Под «свадебным фотографом» я разумею человека, который хочет снимать преимущественно многолюдные мероприятия – свадьбы, корпоративы, детские утренники, народные гуляния – с максимальным качеством (иначе бы он пользовался мыльницей), но минимальными затратами (иначе бы он работал с полным кадром). Такому человеку нужны, прежде всего, светосила и нормальный диапазон фокусных расстояний.

Первый вариант – два объектива: стандартный зум со стабилизатором для общих планов и протокольных снимков и светосильный фикс (нормальный или умеренно длиннофокусный) для портретов.

  • AF-S DX 35mm f/1.8G или AF-S 50mm f/1.8G

Второй, более затратный вариант – профессиональный светосильный зум нормального диапазона. Такой объектив в системе Nikon DX только один – AF-S DX 17-55mm f/2.8G . Диапазон фокусных расстояний у 17-55 меньше, чем у 16-85, а светосила меньше чем у 35mm или 50mm, но, являясь компромиссным решением, 17-55 устраняет проблему частой смены объективов в условиях спешной съёмки. Готовы ли вы платить за это преимущество, или избыток средств лучше потратить на хорошую вспышку – решать вам.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Выбор объектива для зеркальной или гибридной фотокамеры – дело непростое, особенно для новичков. Сразу столько информации, столько разных нюансов, которые нужно учесть! С чего же начать? Как научиться «читать» технические характеристики объективов и с их помощью понимать, подходит ли он для вашего фотоаппарата или ваших задач? Обо всем этом – в цикле статей, посвященных объективам для фотокамер. А начнем мы его с обсуждения самых основ – важнейших характеристик фотографической оптики и их влияния на получаемые снимки.

Зачем мне еще один объектив? У меня уже есть китовый!

Интересно, что по данным статистики, среди пользователей зеркальных фотоаппаратов лишь единицы приобретают и активно используют более одного объектива. Большинство фотолюбителей, перейдя на зеркальные либо гибридные камеры, пользуются комплектным («китовым», от англ. kit, комплект) объективом – часто довольно посредственным по конструкции, «мыльным» в плане резкости и «темным» в смысле светосилы, а также с медленным автофокусом. И даже не догадываются, насколько лучше могут стать их работы при удачном выборе качественной оптики! Тем самым, по сути, зеркальная камера из инструмента с большим творческим потенциалом превращается в дорогую и очень громоздкую «мыльницу» – а ведь покупается она, как правило, именно с целью улучшить качество и поднять уровень своих снимков.

Когда богатство выбора не радует

Но начинающих пользователей зеркальных камер тоже можно понять. Они ведь только-только решили сложнейшую задачу выбора первой камеры, все еще путают диафрагму с выдержкой, вздрагивают при словах «светочувствительность» и «баланс белого», а уж непостижимые оптические термины «трансфокация», «хроматизм», «виньетирование» – а то и, чего доброго, «MTF», «полевые характеристики», «низкодисперсное стекло» и «тилт-шифт» – способны отпугнуть от задачи выбора следующего объектива даже самых любознательных. Вот и снимают годами с помощью единственного «китового стекла», периодически удивляясь, почему их работы довольно далеки от снимков опытных фотографов и мастеров.

Конечно, приобретение нового объектива вряд ли сразу же сделает вас профи. В конце-концов, прославленные фото-минималисты, такие как Анри Картье-Брессон, известны тем, что все свои лучшие кадры сняли с помощью единственного «штатного» объектива Leica 50 мм. Но это позволит вам не только по-другому взглянуть на мир сквозь видоискатель камеры, но и снимать сюжеты, ранее попросту недоступные для вашего фотоаппарата.

Однако дело это, как уже было сказано, непростое. Таблица технических характеристик для современных объективов может содержать десятки строк со сложными техническими терминами. Но среди них есть два важнейших, без понимания которых выбор и использование объектива попросту невозможны. Этофокусное расстояние и светосила.

«Ширики» и «телеки»

Фокусное расстояние объектива определяет его поле зрения – по сути, угловые размеры пространства, которое можно передать на снимке с его помощью. Различают широкоугольные (wide-angle, «ширики» и т.д.), нормальные (стандартные, «штатные») и длиннофокусные (телефото, «телевики», telephoto) объективы. Уже из самих названий легко понять, что есть что – широкоугольные объективы позволяют запечатлеть на снимке большой участок пространства, телефото – по аналогии с телескопами – рассчитаны на съемку отдаленных объектов и хорошо приближают. Ну, а нормальные объективы передают пространство и перспективу примерно так же, как их воспринимают глаза человека.

Таким образом, если иногда бывает, что вы хотите сфотографировать архитектурную достопримечательность либо впечатляющий пейзаж, и с сожалением видите в видоискателе, что он не помещается в кадре целиком даже при максимальном отдалении зума – значит, вам нужен более широкоугольный объектив. Если же объект вашей съемки на фото получается слишком мелким, а при попытке подойти поближе улетает либо убегает прочь – самое время задуматься над приобретением «телевика».

Фокусное расстояние объектива обозначается в миллиметрах и чаще всего указывается для так называемого «35-миллиметрового эквивалента». Звучит сложно, однако запомнить намного легче: широкоугольные объективы обладают эквивалентным фокусным расстоянием до 36 мм, нормальные – 36-70 мм, телефото – от 70 мм и более. Современные линейки объективов в арсеналах их производителей очень обширны, и среди них можно встретить как сверхширокоугольные объективы 8-14 мм типа «рыбий глаз» (снимая которыми, приходится бдительно следить за тем, чтобы в кадр не попали ваши собственные ноги), так и супертелефото 300-1000 мм, весьма напоминающие телескопы не только своим названием, но и внешним видом:

Откуда берется «кроп-фактор» ?

Когда фотографы снимали на 35-миллиметровую пленку, цифры фокусного расстояния на объективах были понятными и недвусмысленными, и потому запомнить, чему соответствует то или иное поле зрения в видоискателе, было просто. Но жизнь наша значительно усложнилась с появлением цифрового фото – в отличие от стандартной фотопленки, здесь существует множество вариаций на тему размера матрицы фотоаппарата.

Полнокадровые матрицы размером 35×24 мм (т.е. с пленочный кадр) дают очень качественную картинку и сохраняют задуманный производителем угол зрения для всех устанавливаемых на них 35-миллиметровых объективов. Однако и стоят при этом баснословных денег. Потому среди фотографов при разговоре о камерах слово «фулл-фрейм» произносится с неким придыханием и особой интонацией, подразумевая как иной уровень качества, так и иной уровень цен.

В большинстве зеркальных и гибридных камер для фотолюбителей установлены матрицы формата APS-C, или же полукадровые. Очевидно, что меньший размер сенсора при прочих равных сужает поле зрения через один и тот же объектив, что приводит к появлению понятия кроп-фактора, называемого такжекоэффициентом умножения фокусного расстояния. Для APS-C зеркалок Canon он составляет 1,62х, а для аналогичных Nikon – 1,52x. У камер системы Four Thirds (Olympus, Panasonic) матрицы еще меньше, соответственно, кроп-фактор еще больше – 2,0х. В результате один и тот же объектив в сочетании с матрицами разного размера будет давать различные углы зрения:

Говоря о фокусном расстоянии объектива в терминах «широкоугольный» и «телевик», стоит всегда уточнять, на какой камере он установлен. К примеру, старый советский объектив «Гелиос-44» с ФР 50 мм благодаря резьбовому креплению М42 можно использовать и на пленочном «Зените», и на полнокадровой цифровой камере (скажем, Canon EOS 5D Mark II через переходник). При этом он сохранит один и тот же угол зрения. Но можно его поставить и на APS-C зеркалки Canon EOS 600D либо Pentax K-5 – в этом случае полученный угол зрения будет эквивалентен уже порядка 75 мм, и объектив из разряда нормальных перейдет в «легкое телефото». Если же «прикрутить» его к Olympus E-PL2 либо Panasonic Lumix DMC-G3, то указанное на объективе фокусное уже надо умножать на 2, и из 50-миллиметрового «штатника» он превратится в самый что ни на есть «телевик-портетник» с углом зрения, эквивалентным ФР 100 мм на полном кадре.

Поэтому каждому владельцу зеркалки при выборе объектива стоит держать в уме кроп-фактор своей камеры, и ориентироваться на исторически принятый 35-миллиметровый эквивалент, умножая на него ФР рассматриваемого объектива.

«Портретные» объективы: фокусное расстояние и перспектива

Небольшое лирическое отступление. Важное правило, которое должен усвоить каждый фотограф, звучит так: фокусное расстояние объектива определяет только его поле зрения. Которое, в свою очередь, никак не влияет на передачу на фотографии перспективы. Характер перспективы, то есть соотношения размеров между объектами на снимке, определяется только расстоянием от фотоаппарата до них, но никак не величиной ФР объектива.


Чтобы снять один и тот же объект в равном масштабе на широкоугольный объектив, фотограф вынужден подойти к нему ближе. Но при этом изменится и характер передачи перспективы.
(Фото: http://berniesumption.com)

Поэтому не верьте, когда вам говорят, что «широкоугольным объективом нельзя снимать портреты из-за искажений». Искажения, о которых идет речь, возникают не из-за широкого угла зрения, а из-за того, что фотограф, стараясь взять крупный план, подошел к своей модели слишком близко. На деле же «снимать портреты шириком» очень даже можно – нужно только отойти подальше и включить в композицию туловище, а иногда и ноги модели.

А вот фотографировать лица людей с расстояния ближе 2 метров (а лучше 3-5), действительно, обычно не стоит. Пропорции лица при этом искажаются, нос и щеки становятся больше, уши – меньше, и выглядит это обычно гротескно и малопривлекательно.


На снимке слева ошибка не в том, что выбран широкоугольный объектив, а в том, что взят слишком крупный план с близкого расстояния. На снимке справа ошибка исправлена – фотограф отошел от модели, но из-за того вынужден использовать более длиннофокусный объектив. (Фото: http://www.flickr.com/photos/crazytallblond/1196701508/)

И еще одна ремарка. Фокусное расстояние (focal distance) новички иногда путают с минимальной дистанцией фокусировки (МДФ, MDF, minimum focusing distance ). Несмотря на некоторую схожесть в русскоязычных терминах, эти две величины никак не связаны между собой. ФР определяет угол зрения, а МДФ – насколько предельно близко может находиться объект к фотоаппарату, чтобы получиться резко на снимке.


Многие фотографы используют широкоугольные объективы и их особенности для портретов – но не классических, а креативных, нестандартных.
(Фото: http://leggnet.com)

«Зумы» и «фиксы»

Фокусное расстояние объектива определяется его конструкцией, и потому в древности у всех объективов ФР было фиксированным (отсюда жаргонизм «фикс»). Тогда считалось, что для получения максимального качества картинки оптическая формула объектива (т.е. количество, форма и взаимное размещение линз, из которых он состоит) для широкоугольных, нормальных, телефото и прочих типов объективов должна быть различной. По мере накопления опыта и совершенствования оптических технологий стало понятно, что иногда можно слегка пожертвовать качеством в угоду удобству – которое обеспечивается переменнымфокусным расстоянием. По-русски официально это называется трансфокация, «в народе» же укоренилась калька с английского – «зум» (zoom).


На зум-объективе два кольца: трансфокации и фокусировки.
Маркировка указывает пределы изменения фокусного расстояния
и светосилу объектива в широкогоугольной позиции и в положении телефото

Диапазон зумирования (трансфокации) указывают как пару из минимального и максимального ФР (например, 18-55 мм), либо как кратность (скажем, 24х). В последнем случае понять, какие конкретно минимальное и максимальное фокусные расстояния присущи этому объективу, из одной только цифры «24х» невозможно, так как это может быть и 10-240 мм, и 20-480 мм и т.д.

Для множества фотозадач возможность оперативно изменить фокусное расстояние без смены объектива оказалась настолько ценной, что за последние 30 лет зум-объективы сильно потеснили «фиксы». И большинство фотографов скорее откажется от возможности ручной фокусировки, чем от рычажка зума на камере либо кольца на объективе. Надо полагать, не последнюю роль здесь сыграла и банальная человеческая лень, ведь «приблизить» либо «отдалить» картинку, не сходя с места, чаще всего намного легче, чем подойти либо отойти от объекта съемки. О том же, что изменение фокусного расстояния сказывается не только на размерах картинки в видоискателе, но и на передаче перспективы (из-за разного расстояния от камеры до объекта), задумываются лишь очень немногие. Дошло до того, что в искажениях пропорций лица и частей тела людей на фото при съемке с близкого расстояния на «широкий угол» неопытные фотографы обвиняют… «искажения китового зума», пребывая в полной уверенности, что в дорогих зум-объективах этого эффекта нет. Хотя для того, чтобы понять причины этого явления, любому человеку достаточно воспользоваться свои врожденным «объективом», внимательно присмотревшись и собственными глазами убедившись в зависимости передачи перспективы и пропорций от расстояния до объекта, на который смотришь.


На «фиксах» только одно кольцо – фокусировочное.
Маркировка такого объектива прямо указывает на
постоянное фокусное расстояние и светосилу

У объективов с фиксированным ФР, в просторечье «фиксов» (англ. prime lens), все же остались перед зумами весомые преимущества. Во-первых, их конструкция проще, поэтому сами объективы обычно меньше, легче и стоят дешевле, чем зумы в том же диапазоне. Во-вторых, оптическая формула «фикса» специально оптимизирована для получения наилучшего качества передачи картинки на данном ФР, а не является компромиссом, как у зумов. Поэтому если вы хотите получать снимки с наилучшим разрешением и практически без искажений, имеет смысл предпочесть «фикс». Наконец, в объективах с фиксированным ФР намного проще получить столь желанную характеристику, как высокая светосила объектива, о чем подробнее ниже.

Cветосила и диафрагма

Фотографию не зря называют светописью – без света она невозможна. В фотографии также крайне редко случается так, чтобы света было слишком много – обычно его всегда недостаточно, что заставляет нас пользоваться вспышками, штативами и системами стабилизации изображения, поднимать светочувствительность матрицы либо удлинять выдержки, и надеяться, что фото не утонет в шумах и не смажется от движения камеры либо объекта в кадре.

Максимальное количество света, которое объектив способен передать на матрицу, собственно и называется светосилой. Обозначается она так называемым диафрагменным числом, записываемым после букв «f/» либо «F», например, «F2.0» или «f/16». Чем меньше это число, тем выше светосила – кажется нелогичным, но так уж заведено, и объектив с f/2.0 пропускает больше света, чем объектив с f/8. При этом «f/8» и «F8» – просто разные формы записи одной и той же величины. Еще один синоним светосилы и диафрагменного числа – относительное отверстие. Все три термина обозначают одно и то же – насколько «светлым» либо «темным» является рассматриваемый объектив, как много света он может пропустить на матрицу.


С помощью диафрагмы можно уменьшать количество света, поступающего на матрицу.
Но увеличить его сверх максимального, определяемого светосилой объектива, не получится.

Очевидно, что высокая светосила объектива является очень желанной для всех фотографов. Ведь уменьшить количество света, попадающего на матрицу, всегда можно с помощью диафрагмы – т.е., по сути, временно снижая светосилу объектива, искусственно преградив путь свету. А вот увеличить ее сверх максимальной, заданной конструкцией, увы, уже не получится.

Размываем фон: от чего зависит глубина резкости

Кроме возможности снимать в полутьме без риска смаза, на более коротких выдержках (либо без шумов, на сниженной чувствительности ISO), светосила (максимальная диафрагма) объектива влияет еще на один важный параметр – глубину резкости. Чем выше светосила объектива, тем у?же может быть на фото зона резко изображаемого пространства. Это позволяет визуально отделить объект съемки от заднего плана –«размыть фон».А когда глубину резкости на фото нужно, наоборот, увеличить – всегда можно прикрыть диафрагму.



Вверху: снимок сделан при открытой диафрагме f/1.4.
Внизу: тот же снимок при закрытой диафрагме f/16.

Вы собираетесь купить себе зеркальный фотоаппарат Nikon или уже купили так называемую "тушку" (корпус фотоаппарата без объектива) и задаётесь вопросом- какой объектив купить? Правильно. Выбор объектива фотоаппарата- очень серьёзный вопрос, к которому надо подходить со всей тщательностью. Почему? Потому что объектив- важнейшая часть фотокомплекта, если даже не важнее, чем сам фотоаппарат.

Знающие фотографы при выборе комплекта фотоаппарат+объектив в пределах имеющейся суммы всегда отдают предпочтение более дорогому объективу в ущерб более новой модели фотокамеры. Т.е. если у них становится выбор- купить либо более продвинутую модель фотоаппарата с менее хорошим объективом или же менее продвинутую модель фотоаппарата, но с более дорогим и качественным объективом- в большинстве случаев фотограф выберет второе. И это не случайно.

Плохой объектив в большинстве случаев сведёт на "нет" все достоинства вашей навороченной зеркалки, тогда как даже более старая модель фотоаппарата, но с хорошим объективом даст вам намного более качественные снимки. Пример тому- камеры Nikon D90, которую до сих пор покупают, хоть она и морально устарела, но с хорошей оптикой фотографии даёт просто отличные.

В этой статье пойдёт речь не столько о выборе объектива (хотя и это присутствует), сколько о том, для каких именно целей служит тот или иной объектив. Весь модельный ряд объективов затронут не будет, ибо он довольно обширен, и некоторые объективы очень специфичны, речь пойдёт лишь о наиболее актуальных моделях. Но эта статья обязательно вам поможет с выбором объектива для своей зеркалки. Итак- начнём...

1. Штатные объективы NIKKOR

Чаще всего штатным объективом называют тот, который идёт в комплекте с камерой (т.н. "кит" или "китовый"), в линейке камер Nikon, таких объективов всего 4, рассмотрим каждый из них:


Длина — 79,5 мм; Вес — 265 гр; Диаметр под фильтр — 52 мм.

Комплектный объектив к недорогим камерам (D3100, D3200, D5100, D5200), имеет 3х кратным зум, бесшумный мотор фокусировки, неплохую резкость. На этом его достоинства заканчиваются. В остальном, это дешёвый объектив, с довольно слабым показателем светосилы, добиться на нём фотографий с красивым боке (размытым задним фоном) практически невозможно. Рекомендовать этот объектив можно только людям, которые свято верят в то, что взяв зеркальную камеру, они получат сразу хорошие фотографии, а также верят в домовых, ведьм и русалок:). Безусловно, в интернете можно найти много хороших фотографий, сделанных на этот объектив, но, в подавляющем большинстве случаев, они сняты людьми, которые занимаются фотографией уже какое-то время, и умеют снимать.


Длина — 89 мм; Вес — 420 г; Диаметр под фильтр — 67 мм.

Этим объективом чаще комплектуют более дорогие фотоаппараты с матрицей кроп фактора (D90, D7000), иногда можно найти его в комплекте и к младшим моделям. В отличии от предыдущей модели, он имеет кратность зума равную 5.8, в остальном этот объектив похож на предыдущий, он так же довольно резкий, в нём установлен бесшумный ультразвуковой мотор автофокуса, в отличии от младшего «брата» на этом объективе можно получить довольно не плохое боке (если снимать на фокусном порядка 85 -105). В целом это весьма неплохой вариант в качестве первого объектива, во-первых, он практически универсален, а во-вторых, позволяет получить весьма симпатичные кадры. Брать этот объектив отдельно, за его цену порядка 11-15 тысяч рублей стоит только в том случае, если Вы ещё не знаете, что будете снимать, в остальных случаях лучше взять что-то более узконаправленное, но более качественное.


24-85 мм f/3,5-4,5G ED VR AF-S NIKKOR

Длина — 82 мм; Вес — 465 г; Диаметр под фильтр — 72 мм.

Этим объективом комплектуются полнокадровые камеры, по сути 24-85 для полного кадра является тем же, чем 18-55 является для кропа, почти такие же фокусные расстояния, такая же светосила. Из плюсов объектива можно отметить всё то, что характерно для всех объективов данного класса, резкий и тихий. На полнокадровой матрице будет давать более-менее красивое боке и чуть меньшую глубину резкости. Брать данный объектив для кроп камеры — не рекомендую, для таких характеристик дороговат он на кроп, рационально его купить только если уверены, что скоро перейдёте на полный кадр.



Длина — 103,5 мм; Вес — 710 г; Диаметр под фильтр — 77 мм.

Относительно новый, довольно дорогой штатник для полнокадровых камер. Имеет постоянную светосилу равную 4, пыле-влагозащиту, тихий ультразвуковой мотор. Линза очень не плохая, с хорошей передачей цвета, резкая, с довольно неплохим боке на дальнем конце, разве что не очень быстрая, не репортажная. Для полного кадра — очень хороший выбор в качестве штатника, для кропа есть более дешёвые аналоги, пусть и без постоянной светосилы.

Так же штатным можно назвать объектив, который имеет «универсальное» фокусное расстояние (т.е. не слишком широко, и не слишком далеко), в линейке Никона можно выделить 3 таких объектива:


Длина — 85 мм; Вес — 485 г; Диаметр под фильтр — 67 мм.

Достаточно дорогой объектив для неполнокадровых камер. По своим оптическим характеристиками и картинке он будет практически как китовый 18-55, брать его стоит только в том случае, если Вам нужен компактный объектив, который имеет фокусные расстояния чуть больше чем у кита, или если Вы купили камеру без объектива, и хотите именно такой диапазон фокусных расстояний. В остальных случаях — неоправданно дорогое стекло, без каких-либо серьёзных преимуществ.



Длина — 110.5 мм; Вес — 755 г; Диаметр под фильтр — 77 мм.

Дорогой, тяжёлый, профессиональный среднефокусный объектив для неполнокадровых камер. Благодаря большой светосиле хорошо подходит для съёмок в помещении без вспышки, так же хорош для каких то общих планов, для репортажей. Как и у всей профессиональной техники заявлена пыле-влагозащита. Покупка этого объектива должна быть осознанной, вы должны точно понимать, для чего Вам этот объектив. Если же Вас просто устраивает кит, но хочется получить более качественную картинку, то у сторонних производителей есть аналог этому объективу за куда меньшие деньги, например Sigma AF 17-50mm f/2.8 EX DC OS HSM Nikon. Я вообще то не очень отношусь к объективам сторонних производителей, но, это один из тех редких случаев, когда сторонний объектив практически не уступает по качеству, а стоит заметно дешевле. Внимание — у 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX NIKKOR нет стабилизатора изображения, на выдержках длиннее чем 1/эффективное фокусное расстояние, снимать нужно аккуратно.


Длина — 133 мм; Вес — 900 г; Диаметр под фильтр — 77 мм.

Это наверно самый востребованный профессиональный репортажный объектив для полнокадровых фотоаппаратов. Очень резкий, очень быстрый, очень точный, очень… не дешёвый:). Идеально подходит для съёмки в помещениях, клубной съёмки, портретов. Покупать следует только если у Вас полнокадровый фотоаппарат, на кропе он превратиться в некий теле объектив, да и цена выше любой кроповой тушки Никона. В объективе, аналогично предыдущему, нет стабилизатора изображения.

Штатные фикс (fix) объективы NIKKOR

Штатным объективом не обязательно должен быть зум, да, зум удобнее, да, зум универсальнее, да, зум выглядит кошернее, но, во-первых, практически любой, даже самый дешёвый фикс, по качеству картинки превосходит практически любой, даже самый дорогой зум, а во-вторых, штатные фиксы стоят дешевле, нежели хорошие штатные зумы. Среди штатных фиксов выбор не велик, их всего 5, причём по фокусным расстояниям их всего 2 — 35мм и 50мм, рассмотрим их подробнее:



Длина — 39 мм; Вес — 160 г; Диаметр под фильтр — 52 мм.

Самый дешёвый и лёгкий фикс у Никона, фокусное расстояние — 50мм, встроенного мотора автофокуса нету , по-этому автофокус возможен только с фотоаппаратами, в которых есть встроенный в фотоаппарат привод, так называемая «отвёртка» (D80, D90, D7000, D600, D700, D800, D4). Объектив резкий, с приятным боке, но не без недостатков. Во-первых, есть весьма не малая вероятность бэк и фронт фокуса, во-вторых, в объективе есть подвижные части при фокусировке, что делает его не лучшим пыле и влагозащищённым объективом, а в-третьих, его никак нельзя назвать тихим. Объектив полнокадровый, покупать его на фотоаппараты с кроп матрицей не рекомендую, получится больше портретный объектив, нежели штатник. На полнокадровом фотоаппарате очень хорош для съёмки в помещениях, для портретов по пояс, но купить лучше сразу G версию, о ней ниже.



Длина — 52,5 мм; Вес — 185 г; Диаметр под фильтр — 58 мм.

Пожалуй лучший «полтинник» Никона, не дорогой, бесшумный, с внутренней фокусировкой, работает на всех фотоаппаратах. В отличии от D версии не такой резкий, но имеет более пластичный рисунок. Идеальный вариант для всех полнокадровых камер.



Длина — 54 мм; Вес — 280 г; Диаметр под фильтр — 58 мм.

Более светосильный «полтинник», разницы между 1.8 версии практически не видно, при этом менее резкий. Брать стоит в том случае, если 1.4 критична (или сильно хочется:)), в остальных случаях хватит 1.8 версии.



Длина — 52,5 мм; Вес — 200 г; Диаметр под фильтр — 52 мм.

Объектив под неполнокадровые зеркальные камеры, на которых эффективное фокусное расстояние будет составлять как раз 50мм, ну, а для чего нужен 50мм, вы уже знаете:). Маст хэв для всех владельцев кроп фотоаппаратов. На полном кадре будет работать с небольшой виньеткой на открытой диафрагме, на закрытой диафрагме чёрные пятна по углам усилятся.


Длина — 89,5 мм; Вес — 600 г; Диаметр под фильтр — 67 мм.

Дорогой, тяжёлый, профессиональный объектив, используется в основном как широкоугольник для полнокадровых фотоаппаратов, можно использовать в качестве штатного на кропе, но второе не оправданно дорого, лучше взять версию с 1.8, которая дешевле в несколько раз.


2. Универсальные зум (zoom) объективы NIKKOR

Данные объективы так же можно назвать «ультразум», конечно это не 30+ кратное увеличение, но коэффициент 10+ этим объективам характерен. Такие объективы, как правило, по качеству не уступают штатным китовым зумам (за исключением 24-120 f/4 конечно же), но при этом имеют больший диапазон фокусных расстояний и являются практически идеальными объективами для путешествий, какой то городской съёмки и не сложных репортажей, этих объективов всего 3, рассмотрим их:


Длина — 96,5 мм; Вес — 565 г; Диаметр под фильтр — 72 мм.

Отличный универсальный зум для камер кроп фактора, 11,1 кратный зум, качественная оптика, система подавления вибраций, тихий мотор фокусировки, объектив достаточно быстрый, резкий, на дальнем конце можно получить весьма симпатичные кадры. Если Вы не готовы носить с собой несколько объективов, любите универсальность, мобильность, то это Ваш выбор. Единственным недостатком, как и любого объектива данной группы, является то, что на матрицах с большим разрешением может немного подмыливать картинку, но с этим ничего не поделать, да и это не столь критично.


18-300 мм f/3,5-5,6G ED VR AF-S DX NIKKOR

Длина — 120 мм; Вес — 830 г; Диаметр под фильтр — 77 мм.

Тоже самое, что первый вариант, только кратность зума увеличена до 16,7, ещё более универсальный вариант чем предыдущий, правда стоит заметно дороже. На фокусном близким к 300 уже идёт падение резкости, но до 250-260 вполне рабочий. Если нужен самый большой диапазон фокусных расстояний для зеркальной камеры кроп фактора — это Ваш выбор.


Длина — 114,5 мм; Вес — 800 г; Диаметр под фильтр — 77 мм.

По сути этот объектив полный аналог первого, только для полнокадровых камер. Покупать его для кроп фотоаппаратов можно, только на кропе он становится не таким универсальным, ведь диапазон фокусных становится 42-450, да и по цене он чуть дороже, чем 18-200.

3. Теле-зум (tele-zoom) объективы NIKKOR

Эти объективы имеют не большую кратность зума, при этом их минимальное фокусное расстояние начинается от 50мм и выше. Эти объективы предназначены главным образом для репортажной съёмки на улице, съёмки спортивных мероприятий, фотографий птичек и т.п. По качеству почти все из этих объективов такие же, как и универсальные зумы, при этом, за счёт меньшего разброса фокусного расстояния, стоят, как правило, заметно дешевле. Среди того, что доступно в продаже, можно выделить 5 моделей:



Длина — 99,5 мм; Вес — 335 г; Диаметр под фильтр — 52 мм.

Дешёвый зум для зеркальный камер кроп фактора, иногда идёт в кит комплекте. Хороший выбор в случае, если хочется попробовать телевик, или в качестве покупки вторым объективом к штатному 18-55. Не обладает какими то выдающимися характеристиками, но для начала его хватит. Внимание, существует так же версия этого объектива без стабилизатора, будьте внимательны.


Длина — 123 мм; Вес — 530 г; Диаметр под фильтр — 58 мм.

Более серьёзная модель для кропнутых зеркальных камер, в целом очень достойная, резкая практически на всём диапазоне, и относительно не дорогая. Если Вы уверены, что вам нужен телевик, и у вас кроп камера, этот объектив будет идеальным выбором.


Длина — 143,5; Вес — 745 г; Диаметр под фильтр — 67 мм.

Очень хороший теле объектив для полнокадровых камер, тот же случай, что и с 55-300, если уверены, что Вам нужен телевик, и у вас полный кадр — этот объектив отличный выбор. Покупать или нет его для кроп камеры — решать Вам, но смысла в этом нету, проиграете и по фокусным, и по цене, а по качеству тоже самое, что и предыдущий телевик.


70-200mm f/4G ED VR AF-S NIKKOR

Длина — 178,5 мм; Вес — 850 г; Диаметр под фильтр — 67мм.

Новинка. Отличный теле объектив, подойдёт для репортажной съёмки, имеет пыле-влаго защиту, постоянную светосилу 4, внутреннюю фокусировку, подойдёт даже для не сложной профессиональной съёмки. Хорош оптически, можно смело покупать на любое разрешение матрицы даже к 36 мегапикселям D800.


Длина — 209 мм; Вес — 1540 г; Диаметр под фильтр — 77 мм.

Дорогой, профессиональный теле-объектив. Очень быстрая фокусировка, очень резкий, очень светлый (для зума), капец какой тяжёлый:), хорошо защищённый, с внутренней фокусировкой, подходит как для репортажей, спортивный событий, так и для портретов, будет отлично работать с любым фотоаппаратом. Пожалуй лучший теле-объектив Никона, если не требуются очень большие фокусные расстояния, где используется совсем другая техника.

4. Широкоугольные объективы NIKKOR

Широкоугольные объективы особо востребованы в пейзажной съёмке, съёмке архитектуры, съёмке в помещениях, когда места совсем мало, ввиду того, что широкоугольные объективы довольно сложны по оптической схеме- их стоимость это просто беда....
Для объективов данного класса характерно отсутствие стабилизатора изображения. Ассортимент широкоугольных объективов у Никона представлен множеством моделей, начнём с широкоугольных зум объективов:



Длина — 87 мм; Вес — 460 г; Диаметр под фильтр — 77 мм.

Сверхширокоугольный объектив для кроп камер Никон, хороший вариант для съёмки в светлых помещениях, съёмки пейзажей, съёмки на улице, на сверхшироком угле объективу характерна небольшая дисторсия (бочка). Объектив довольно дорогой, но из родных объективов — самый оптимальный вариант. Если Вам нужен обязательно родной, «не дорогой» широкоугольный объектив — это Ваш выбор.


Длина — 90 мм; Вес — 485 г; Диаметр под фильтр — 77 мм.

В отличии от своего младшего брата, у этого объектива постоянная светосила — 4, этот объектив лучше подойдёт для съёмки в помещениях, аналогично предыдущему будет очень хорош для съёмки пейзажей и широких кадров на улице, объектив для кроп камер, цена на него довольно кусачая. Как и у всей техники про уровня, заявлена пыле-влагозащита.

НО!!! Тут наступает второй из тех редких случаев, когда лучше купить объектив стороннего производителя, а именно — Tokina AT-X 116 PRO DX AF Nikon F. По картинке этот объектив ничуть не уступает родным, по светосиле превосходит их, а по цене дешевле любого из них. В общем, Токина 11-16 f/2.8 — лучший широкоугольный объектив для неполнокадровых фотоаппаратов Nikon, маст хэв для любителей широкого угла на кропе, которым не принципиально, чтобы объектив был именно родной. Объектив на зависть владельцам полнокадровых фотоаппаратов:).



18-35mm f/3.5-4.5G ED AF-S NIKKOR

Длина — 95 мм; Вес — 385 г; Диаметр под фильтр — 77 мм.

Не дорогой (стоимость порядка 20-25 тысяч рублей) широкоугольный объектив для полнокадровых камер, хорошо подойдёт для съёмки пейзажей, съёмки в светлых помещениях, не сложных репортажей, станет хорошим выбором для любителей путешествий, которые любят снимать на широкий угол. Объектив по сути является полнокадровым аналогом 10-24. Объектив достаточно быстрый и резкий. Отличный выбор, если нужен ширик под полный кадр, но ввиду редкого использования выделять большой бюджет нет желания.


Длина — 125 мм; Вес — 685 г; Диаметр под фильтр — 77 мм.

Отличный широкоугольный объектив для полнокадровых камер. Довольно тяжёлый, пыле и влагозащищённый, со встроенным стабилизатором! (это большая редкость для широкоугольных объективов). Отлично подойдёт для репортажной съёмки, для динамичной съёмки, и конечно же, как и любой широкоугольный объектив, отлично подойдёт для пейзажей, для которых, к слову, стабилизатор лучше отключать. Объектив ОЧЕНЬ резкий, один из самых резких во всей линейке Никона.



Длина — 131,5 мм; Вес — 1000 г.

Исключительно гарный сверхширокоугольный объектив:), уникальный в своём роде, очень резкий, светлый, качественный, тяжёлый, дорогой. Люди, которые увидят у вас этот объектив не сразу поверят, что это ширик. Идеально подойдёт для всех видов съёмки, где нужен широкий угол, дисторсия на коротком конце есть, но она не большая. Лучший широкоугольный объектив вообще, даже некоторые владельцы других систем используют его через переходник. Если Вы любитель широкого угла, и Вам не жалко денег — берите, не пожалеете. Объектив имеет защиту от пыли и влаги. Есть один нюанс — передняя линза очень сильно выпирает, как следствие, защитных фильтров на этот объектив нету, бленда не съёмная.


Широкоугольные объективы с фиксированным фокусным расстоянием NIKKOR

Таких объективов в линейке Никона не много, среди современных, всего 2 и оба под полнокадровые фотоаппараты.



Длина — 80,5 мм; Вес — 330 г; Диаметр под фильтр — 67 мм.

Это пожалуй самый широкий объектив, который снимает на полном кадре без дисторсии, благодаря чему отлично подходит для фотографий архитектуры, а благодаря высокой светосиле позволяет фотографировать в помещениях без использования вспышки. Объектив резок по всему полю кадра, при этом можно получать и не плохие портреты, ГРИП позволяет не плохо отделять людей от фона. Так же важным достоинством данного объектива является его цена, она очень терпима для стекла такого класса. На кропе будет не плохим штатником, правда на кропе есть 35мм 1.8, который дешевле в 4 раза.


Длина — 88,5 мм; Вес — 620 г; Диаметр под фильтр — 77 мм.

Самый широкий фикс объектив с ультразвуковым мотором у Никона, присутствует небольшая дисторсия, очень светлый, благодаря чему имеет широкую область применения. Объектив весьма дорогой, почти в 3 раза дороже предыдущего, для себя нужно точно определить, стоит ли небольшая разница в угле обзора (которая правда весьма заметна на фото) и светосила 1.4, такой переплаты, или нет.

Почётное упоминание:



Длина — 86.5 мм; Вес — 670 г.

Самый широкий фикс объектив Никона, до сих пор стоит довольно дорого, дисторсия у объектива не большая для столь широкого угла, отличный выбор для пейзажей и репортажной съёмки. Встроенного мотора автофокуса нету, по-этому будет работать только с тушками, в которых есть «отвёртка». Защитного фильтра на него нету по той же причине, по которой его нету на 14-24 f/2.8. В связи с тем, что 14-24 f/2.8 стоит не намного дороже, рекомендую подкопить и взять его, он будет более универсален, и подойдёт ко всем фотоаппаратам.

Фишай (fisheye) объективы NIKKOR

Фишай — творческий сверхширокоугольный объектив с углом обзора 180 (не всегда, бывает больше) градусов (по диагонали), имеет характерную, очень выраженную «бочковатость» картинки, использовать этот объектив слишком часто не стоит, не все оценят такие фото, но в некоторых ситуациях фишай будет идеален, фишаев у Никона всего 2, полнокадровый и кроп, принципиально ничем не отличаются, кроме того, что полнокадровый не имеет встроенного мотора фокусировки. Защитных фильтров на эти объективы не предусмотрено.

Фишай под кроп:



Длина — 62.5 мм; Вес — 300 г.

Фишай под полный кадр:



Длина — 57 мм; Вес — 290 г.

И тут приходит время 3го случая, когда можно порекомендовать не родной объектив. Всё дело в том, что фишай — довольно специфический объектив, и для многих это просто игрушка на неделю-две, безусловно, если Вы уверены, что Вам нужен фишай, берите родной — не прогадаете, но если хочется попробовать, то лучшим выбором будет советский Zenitar 16mm f/2.8 Fisheye, этот объектив есть под все байонеты, и цена на него порядка 5-6 тысяч рублей, отличный выбор на «попробовать». У объектива нет автофокуса, но ввиду того, что фокус на бесконечность у него начинается практически сразу (от 1 метра), на нём можно прижимать диафрагму до 5.6+, и фотографировать «вслепую», всё будет резко. Объектив будет хорош только на полном кадре, на кропе обрежется всё самое интересное, для кропа нужно брать либо родной кроп фишай, либо, как вариант, есть весьма не плохой Samyang 8mm, без автофокуса.


5.Портретные объективы NIKKOR

Портретные объективы — объективы предназначенные для съёмки людей без искажений пропорций тела, для этих объективов не характерна звенящая резкость:). Это достаточно длиннофокусные фиксы, из современных, у никона всего 2 таких объектива:

Длина — 73 мм; Вес — 360 г; Диаметр под фильтр — 67 мм.

Отличный, не дорогой портретник, бесшумная быстрая фокусировка, хорошее качество оптики, пыле-влагозащита, отличное отделения человека от фона. Из недостатков можно отметить разве что не редкие хроматические абберации, которые впрочем без проблем убираются через графические редакторы.



Длина — 84 мм; Вес — 595 г; Диаметр под фильтр — 77 мм.

Профессиональный портретник, имеет отличное качество оптики, великолепную пыле-влаго защиту, быструю фокусировку, красивое боке, практически полное отсутствие ХА, если для Вас портрет — это самое важное в фотографии, этот объектив для Вас. Есть старая версия этого объектива, без встроенного мотора автофокуса, модель тоже очень не плохая, но уступает этой по ряду параметров. Кстати, в целом, он не сильно отличается по картинке от предыдущего, по-этому, прежде чем его купить, посмотрите примеры фотографий с него и с 85 1.8G, возможно получится сэкономить приличную сумму денег;). Основные отличия от версии 1.8G — лучший контраст (и в целом, и микроконтраст), но чуть более медленная фокусировка.

Почётное упоминание:



Длина — 120 мм; Вес — 815 г; Диаметр под фильтр — 72 мм.

135мм — пожалуй лучшее фокусное расстояние для портретов, идеальное сочетание дальности съёмки и красивости боке, у Кэнона есть легендарная Элька 135мм, у Сони есть не менее классный 135мм Карл Цейс, который вообще считается чуть ли не лучшим портретным объективом, а вот Никон что то тормозит, никак не обновит 135ку. Нынешняя модель хоть и не плоха, но не выдерживает конкуренции с 85мм объективами Никона и тем более конкуренции с 135мм объективами других производителей, к тому же стоит не мало. Брать её стоит лишь в том случае, если нужен длиннофокусный фикс, по картинке модель очень достойная (если Вас не смущают мегаедрические хроматические абберации:)). Модель без встроенного мотора автофокуса!

6. Макро (macro) объективы NIKKOR

Макро объективы предназначены для съёмки не больших объектов (или небольших деталей большого объекта) крупным планом. Наиболее часто объектами макро фотографии служат растения и насекомые. Особенность макро объективов в том, что они позволяют сфокусироваться с очень близкого расстояния. На макро объективы так же можно снимать портреты, но, в отличии от портретов, снятых на портретный объектив, портреты (как то зачастил я в этом предложении с этим словом:)) снятые на макро объектив будут обладать ну просто звенящей резкостью, что не всегда уместно, хотя порой наоборот, приобретают куда более интересный вид. В линейке Никона не так уж и много макро объективов, давайте их рассмотрим:



Длина — 64,5 мм; Вес — 235 г; Диаметр под фильтр — 52 мм.

Не дорогой объектив для кроп камер. Минимальное расстояние фокусировки: 0,163 м, имеет встроенный тихий мотор автофокуса и не большой вес. Не плохой вариант для тех, кто только хочет попробовать макро фотографию, хотя для таких больше подойдут макро кольца, которые позволят превратить любой объектив в макро. Из недостатков можно отметить совсем не большую дисторсию и то, что при фокусировке у объектива выезжает хобот.



Длина — 98,5 мм; Вес — 355 г; Диаметр под фильтр — 52 мм.

Отличный макро объектив для неполнокадровых фотоаппаратов, минимальное расстояние фокусировки: 0,286 м, имеет встроенный ультразвуковой мотор автофокуса, внутреннюю фокусировку, стабилизатор изображения. Вариант для тех, у кого кроп камера, и он уверен, что макро фотография ему нужна, брать его первым макро объективом — сомнительно, он относительно не дешёвый. В объективе не высокий показатель светосилы — 3.5, но это совершенно не критично, макро снимают обычно на диафрагмах прикрытых до 10 и ниже.



Длина — 89 мм; Вес — 425 г; Диаметр под фильтр — 62 мм.

Макро объектив начального уровня для полнокадровых камер, по фокусному расстоянию для полного кадра повторяет неполнокадровый 40мм объектив, по конструкции больше похож на 85мм неполнокадровый. Стабилизатора нет, зато фокусировка внутренняя, без движущихся частей, мотор автофокуса встроен в объектив. Вместо этого объектива, как и в случае с 40мм советую лучше попробовать макро кольца, если понравится, то взять сразу что то посерьёзнее, хотя если Вы собираетесь фотографировать только статичные объекты, то хватит и этого. Минимальное расстояние фокусировки: 0,185 м.



Длина — 116mm; Вес — 720 г; Диаметр под фильтр — 62 мм.

Самый что ни есть крепкий середнячок для полнокадровых камер, идеальный вариант для любителей макро-фотографии. В объективе есть всё, что нужно любителю и даже профессионалу. Удобное фокусное расстояние, стабилизатор изображения, внутренняя фокусировка, пыле-влагозащита. Минимальная дистанция фокусировки - 0.314 м. Объектив очень резкий с красивым рисунком, похожим на 50мм 1.8. Цена на этот объектив находится на уровне 1000 долларов, если уверены, что Вам нужна макро фотография — берите, не пожалеете.


Длина — 104.5 мм; Вес — 1190 г; Диаметр под фильтр — 62 мм.

Топовый макро объектив Никона, шикарное оптическое качество, ни виньетки, ни дисторсии, ни хроматических аберраций на этом объективе нету. Сделан полностью из металла, минимальная дистанция фокусировки — 0,260 м. Объектив тяжёлый, боке, как ни странно, выходит менее красивое, чем на предыдущем, и по скорости фокусировки он проигрывает, хотя фокусировка во-многом зависит от тушки, на котором используется стекло. В объективе нету встроенного мотора фокусировки, следовательно автофокус будет работать не на всех фотоаппаратах. В целом объектив удобен прежде всего своей минимальной дистанцией фокусировки, если для Вас это не столь критично, то возьмите лучше предыдущий вариант.

И тут наступает последний, 4-й случай, когда я бы рекомендовал попробовать объектив стороннего производителя, несмотря на всю мою личную, лютую не приязнь к объективам фирмы Тамрон, для макро я рекомендую: TAMRON SP AF 90 mm f/2.8 Di Macro, объектив не обладает какими то выдающимися характеристиками, но это тот случай, когда объектив стороннего производителя практически не уступает по качеству родным, но при этом разница в цене заметна.

Как выбрать душевую кабину Душевой кабиной могут называть не только собственно кабины, но и душевые уголки, душевые ограждения, а также многофункци...