Творчество анны ахматовой. Биография ахматовой кратко

Творчество анны ахматовой. Биография ахматовой кратко

МОУ Верхнетимерсянская СОШ

Сообщение на тему :

"Биография и творчество Анны Ахматовой"

Работу выполнил ученик 7класса

Платонов Николай

Проверила учитель русского языка и

Литературы

Мыгыш Н.Г.

2015г

Ахматова А.А. Биография

Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия - Горенко) родилась в семье морского инженера, капитана 2-го ранга в отставке на ст. Большой Фонтан под Одессой. Через год после рождения дочери семья переехала в Царское Село. Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии, но каждое лето проводила под Севастополем. "Мои первые впечатления - царскосельские, - писала она в позднейшей автобиографической заметке, - зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в "Царскосельскую оду"".

В 1905 г. после развода родителей Ахматова с матерью переехала в Евпаторию. В 1906 - 1907 гг. она училась в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии, в 1908 - 1910 гг. - на юридическом отделении Киевских высших женских курсов. 25 апреля 1910 г. "за Днепром в деревенской церкви" она обвенчалась с Н. С. Гумилевым, с которым познакомилась в 1903 г. В 1907 г. он опубликовал ее стихотворение "На руке его много блестящих колец..." в издававшемся им в Париже журнале "Сириус". На стилистику ранних поэтических опытов Ахматовой оказало заметное влияние знакомство с прозой К. Гамсуна, с поэзией В. Я. Брюсова и А. А. Блока. Свой медовый месяц Ахматова провела в Париже, затем переехала в Петербург и с 1910 по 1916 г. жила в основном в Царском Селе. Училась на Высших историко-литературных курсах Н. П. Раева. 14 июня 1910 г. состоялся дебют Ахматовой на "башне" Вяч. Иванова. По свидетельству современников, "Вячеслав очень сурово прослушал ее стихи, одобрил только одно, об остальных промолчал, одно раскритиковал". Заключение "мэтра" было равнодушно-ироничным: "Какой густой романтизм..."

В 1911 г., избрав литературным псевдонимом фамилию своей прабабки по материнской линии, она начала печататься в петербургских журналах, в том числе и в "Аполлоне". С момента основания "Цеха поэтов" стала его секретарем и деятельным участником.

В 1912 г. вышел первый сборник Ахматовой "Вечер" с предисловием М. А. Кузмина. "Милый, радостный и горестный мир" открывается взору молодого поэта, но сгущенность психологических переживаний столь сильна, что вызывает чувство приближающейся трагедии. В фрагментарных зарисовках усиленно оттеняются мелочи, "конкретные осколки нашей жизни", рождающие ощущение острой эмоциональности. Эти стороны поэтического мировосприятия Ахматовой были соотнесены критиками с тенденциями, характерными для новой поэтической школы. В ее стихах увидели не только отвечающее духу времени преломление идеи Вечной женственности, уже не связанной с символическими контекстами, но и ту предельную "истонченность". Психологического рисунка, которая стала возможна на излете символизма. Сквозь "милые мелочи", сквозь эстетическое любование радостями и печалями пробивалась творческая тоска по несовершенному - черта, которую С. М. Городецкий определил как "акмеистический пессимизм", тем самым еще раз подчеркнув принадлежность Ахматовой к определенной школе. Печаль, которой дышали стихи "Вечера", казалась печалью "мудрого и уже утомленного сердца" и была пронизана "смертельным ядом иронии", по словам Г. И. Чулкова, что давало основание возводить поэтическую родословную Ахматовой к И. Ф. Анненскому, которого Гумилев назвал "знаменем" для "искателей новых путей", имея в

виду поэтов-акмеистов. Впоследствии Ахматова рассказывала, каким откровением было для нее знакомство со стихами поэта, открывшего ей "новую гармонию".

Линию своей поэтической преемственности Ахматова подтвердит стихотворением "Учитель" (1945) и собственным признанием: "Я веду свое начало от стихов Анненского. Его творчество, на мой взгляд, отмечено трагизмом, искренностью и художественной целостностью". "Четки" (1914), следующая книга Ахматовой, продолжала лирический "сюжет" "Вечера". Вокруг стихов обоих сборников, объединенных узнаваемым образом героини, создавался автобиографический ореол, что позволяло видеть в них то "лирический дневник", то "роман-лирику". По сравнению с первым сборником в "Четках" усиливается подробность разработки образов, углубляется способность не только страдать и сострадать душам "неживых вещей", но и принять на себя "тревогу мира". Новый сборник показывал, что развитие Ахматовой как поэта идет не по линии расширения тематики, сила ее - в глубинном психологизме, в постижении нюансов психологических мотивировок, в чуткости к движениям души. Это качество ее поэзии с годами усиливалось. Будущий путь Ахматовой верно предугадал ее близкий друг Н. В. Недоброво. "Ее призвание - в рассечении пластов", - подчеркнул он в статье 1915 г., которую Ахматова считала лучшей из написанного о ее творчестве. После "Четок" к Ахматовой приходит слава.

Ее лирика оказалась близка не только "влюбленным гимназисткам", как иронично замечала Ахматова. Среди ее восторженных поклонников были поэты, только входившие в литературу, - М. И. Цветаева, Б. Л. Пастернак. Более сдержано, Но все же одобрительно отнеслись к Ахматовой А. А. Блок и В. Я. Брюсов. В эти годы Ахматова становится излюбленной моделью для многих художников и адресатом многочисленных стихотворных посвящений. Ее образ постепенно превращается в неотъемлемый символ петербургской поэзии эпохи акмеизма. В годы первой мировой войны Ахматова не присоединила свой голос к голосам поэтов, разделявших официальный патриотический пафос, однако она с болью отозвалась на трагедии военного времени ("Июль 1914", "Молитва" и др.). Сборник "Белая стая", вышедший в сентябре 1917 г., не имел столь шумного успеха, как предыдущие книги. Но новые интонации скорбной торжественности, молитвенность, сверх личное начало разрушали привычный стереотип ахматовской поэзии, сложившийся у читателя ее ранних стихов. Эти изменения уловил О. Э. Мандельштам, заметив: "Голос отречения крепнет все более и более в стихах Ахматовой, и в настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России". После Октябрьской революции Ахматова не покинула Родину, оставшись в "своем краю глухом и грешном". В стихотворениях этих лет (сборники "Подорожник" и "Anno Domini MCMXXI", оба - 1921 года) скорбь о судьбе родной страны сливается с темой отрешенности от суетности мира, мотивы "великой земной любви" окрашиваются настроениями мистического ожидания "жениха", а понимание творчества как божественной благодати одухотворяет размышления о поэтическом слове и призвании поэта и переводит их в "вечный" план.

В 1922 г. М. С. Шагинян писала, отмечая глубинное свойство дарования поэта: "Ахматова с годами все больше умеет быть потрясающе-народной, без всяких quasi, без фальши, с суровой простотой и с бесценной скупостью речи". С 1924 г. Ахматову перестают печатать. В 1926 г. должно было выйти двухтомное собрание ее стихотворений, однако издание не состоялось, несмотря на продолжительные и настойчивые хлопоты. Только в 1940 г. увидел свет небольшой сборник "Из шести книг", а два следующих - в 1960-е годы ("Стихотворения", 1961; "Бег времени", 1965).

Начиная с середины 1920-х годов Ахматова много занимается архитектурой старого Петербурга, изучением жизни и творчества А. С. Пушкина, что отвечало ее художественным устремлениям к классической ясности и гармоничности поэтического стиля, а также было связано с осмыслением проблемы "поэт и власть". В Ахматовой, несмотря на жестокость времени, неистребимо жил дух высокой классики, определяя и ее творческую манеру, и стиль жизненного поведения.

В трагические 1930 - 1940-е годы Ахматова разделила судьбу многих своих соотечественников, пережив арест сына, мужа, гибель друзей, свое отлучение от литературы партийным постановлением 1946 г. Самим временем ей было дано нравственное право сказать вместе со "стомилльонным народом": "Мы ни единого удара не отклонили от себя". Произведения Ахматовой этого периода - поэма "Реквием" (1935? в СССР опубликована в 1987 г.), стихи, написанные во время Великой Отечественной войны, свидетельствовали о способности поэта не отделять переживание личной трагедии от понимания катастрофичности самой истории. Б. М. Эйхенбаум важнейшей стороной поэтического мировосприятия Ахматовой считал "ощущение своей личной жизни как жизни национальной, народной, в которой все значительно и общезначимо". "Отсюда, - замечал критик, - выход в историю, в жизнь народа, отсюда - особого рода мужество, связанное с ощущением избранничества, миссии, великого, важного дела..." Жестокий, дисгармонический мир врывается в поэзию Ахматовой и диктует новые темы и новую поэтику: память истории и память культуры, судьба поколения, рассмотренная в исторической ретроспективе... Скрещиваются разновременные повествовательные планы, "чужое слово" уходит в глубины подтекста, история преломляется сквозь "вечные" образы мировой культуры, библейские и евангельские мотивы. Многозначительная недосказанность становится одним из художественных принципов позднего творчества Ахматовой. На нем строилась поэтика итогового произведения - "Поэмы без героя" (1940 - 65), которой Ахматова прощалась с Петербургом 1910-х годов и с той эпохой, которая сделала ее Поэтом. Творчество Ахматовой как крупнейшее явление культуры XX в. получило мировое признание.

В 1964 г. она стала лауреатом международной премии "Этна-Таормина", в 1965 г. - обладателем почетной степени доктора литературы Оксфордского университета. 5 марта 1966 г. Ахматова окончила свои дни на земле. 10 марта после отпевания в Никольском Морском соборе прах ее был погребен на кладбище в поселке Комарове под Ленинградом.

Мужество
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!

Анна Андреевна Ахматова – знаменитая поэтесса, переводчица и литературовед. Ярчайшая представительница Серебряного века русской поэзии. Дважды Анна Андреевна была номинантом Нобелевской премии в области литературы: в 1965 г. и 1966 г.

Родилась будущая поэтесса 23 июня 1889 года в селении Большой Фонтан близ Одессы. Она была третьим ребенком из шести детей в семье дворянина Андрея Антоновича Горенко и Инны Эразмовны Стоговой. В 1990 году А.А.Горенко получает назначение на службу коллежским асессором, и семейство переезжает в Царское Село. Анна Горенко обучалась в Мариинской женской гимназии. По исполнении 16 лет Анна переехала с мамой в Евпаторию, а затем в Киев, где она поступила в гимназию, посещала юридическое отделение Высших женских курсов.

Первое стихотворение девочка написала в возрасте 11 лет, уже тогда ей стало понятно, что это любовь длинною в жизнь. Отец считал пристрастие дочери к сочинительству позором фамилии, поэтому к 17 годам Анна выбрала себе другую фамилию – Ахматова, принадлежащую ее прабабушке.

Стихотворение «На руке его много блестящих колец…» опубликовал в 1907 году Николай Гумилев в еженедельнике «Сириус» в Париже, где он на тот момент работал. Их знакомство началось еще в Царском Селе и поддерживалось перепиской. В 1910 в селе Николаевская Слободка под Киевом пара обвенчалась. По возвращении в Петербург Ахматова погрузилась в жизнь творческой богемы того времени. В первые периоды своей творческой деятельности она являлась приверженицей акмеизма. Создателями течения были Николай Гумилев и Сергей Городецкий. Акмеисты ратовали за уход от символизма в литературе, и обратиться к предметности и вещественности образов, точности слов и конкретике тематик. Вышедший в 1912 году первый сборник произведений Ахматовой «Вечер» стал фундаментом построения принципов акмеизма. В 1914 году выпускается сборник стихотворений «Чётки», неоднократно переизданный до 1923 года.

1 октября 1912 года родился единственный ребенок Анны Ахматовой – Лев Николаевич Гумилев. Почти все детство он прожил с бабушкой А.И. Гумилевой. Отношения с матерью у него были сложными по разным причинам. Когда Николай Гумилев ушел добровольцем на фронт в 1914 году, Анна Андреевна вместе с сыном перебралась в родовое поместье мужа в Тверской губернии. Написанный там сборник «Белая стая» выходит в 1917 году.

Гумилев и Ахматова развелись в 1918 году, инициатором разрыва стала Анна Андреевна. В том же году она выходит замуж за В.С. Шилейко. 1921 год был наполнен событиями и драмой, Ахматова рассталась с Шилейко летом 1921 года. Николая Гумилева арестовывают по подозрению участия в заговоре, через несколько недель его расстреляли. Тогда же выходят в свет две выстраданные книги поэтессы: «Подорожник» и «Anno Domini MCMXXI» («В лето Господне 1921»).

С середины 20-х годом перестают печатать ее новые работы, лишь изредка переиздаются старые произведения. Анна Ахматова стала жить гражданским браком с Николаем Пуниным. В 1933 году состоялся первый арест Пунина и ее сына. Всего у Льва Гумилева их было 4, еще в 1935, 1938, 1949 годах. В общей сложности он провел в заточении около 10 лет. В 1938 году рассталась с Пуниным. Ахматова многое делала для освобождения мужа и сына – задействовала свои связи и обращалась к руководству страны. Поэма «Реквием» описывает все тяготы женщин, вынужденных оббивать пороги тюрем и лагерей, и страдать от неведения судеб близких. Ее приняли в Союз советских писателей в 1939 году, однако в 1946 ее исключили из Союза специальным Постановлением.

Когда началась Великая Отечественная война, Ахматова находилась в Ленинграде, откуда была эвакуирована в Москву, затем в Ташкент. Вернулась в северную столицу она в 1944 году. В 1951 году ее восстанавливают в союзе писателей, а 1955 году из Литературного фонда ей выделят дом в Комарово. В 60-е ее творчество получило второе дыхание: в 1962 году закончила «Поэму без героя», работа над которой заняла 22 года; в 1964 получила престижную литературную премию в Италии «Этна-Таормина»; стала номинантом Нобелевской премии, в 1965 получила докторскую степень в Оксфорде, выпустила сборник «Бег времени».

В связи с проблемами со здоровьем в 1966 году Анна Андреевна перебралась в кардиологический санаторий в Домодедово, смерть настигла ее там же 5 марта 1966 года.

Поэтессу похоронили на Комаровском кладбище под Ленинградом. Памятник ей устанавливал вместе со своими студентами Лев Гумилев – инсталляция каменной стены, у которой мать и жена ожидала вестей о семье.

Очень кратко

Анна Андреевна Ахматова – одна с самых величайших поэтесс 20 столетия. Сколько было пережито Анной Андреевной для того чтобы ее творчество было увидено и услышано. Во-первых, непризнание отца, во-вторых, запрет правительства, в-третьих, не легкая личная жизнь.

Жарким летним днем в Одессе, а точнее 11 июня 1889 года, родилась необыкновенная девочка с особым стремлением к жизни. По натуре сильная личность с доброй душой, с самого детства знала, что ее жизнь будет не легкой. В самый трудный период для любого подростка (16 лет) расходятся ее родители. Так же не оставила следа и любовная драма. Впоследствии чего, Анна Андреевна хотела покончить жизнь самоубийством.

Анна Ахматова училась в двух гимназиях, сначала в Царском Селе получала образование в Мариинской гимназии, но заканчивала уже в Киевской Фундуклеевской гимназии.

Только на 22 годе жизни поэтессы, мир увидел ее труды. В 1912 году была опубликована ее первая книга «Вечер», но, к сожалению, она понесла большую критику. В 1914 году напечатан сборник «Четки». Но самую большую популярность принесла поэма «Реквием»(1935-1940гг.), посвященная ее сыну Льву Гумилеву.

На 77 году оборвалась жизнь воистину великой женщины-поэтессы Анны Андреевны Ахматовой (Гумилевой) в санатории Домодедово (Подмосковье).

Ахматова - Биография

Величайшая русская поэтесса 20 века Анна Ахматова, урожденная Анна Андреевна Горенко, появилась на свет 23 июня 1889 года недалеко от Одессы. Ее отец скоро перевез всю семью в Царское Село под Санкт-Петербургом. Здесь девочка поступила в Мариинскую гимназию, где училась до развода родителей в 1905 году. Обучение Анна продолжила в Киеве, а затем вернулась в Санкт-Петербург, чтобы окончить литературные курсы.

Свое первое стихотворение Анна написала в 11 лет. Псевдонимом поэтесса выбрала себе фамилию своей прабабки татарки и стала подписываться «Анна Андреевна Ахматова».

В 1910 году Анна вышла замуж за известного поэта Николая Гумилева, с которым познакомилась еще в Царском селе. Через два года у них родился сын Лев, единственный ребенок поэтессы.

В 1912 году вышел дебютный сборник стихов Ахматовой «Вечер», наполненный любовными переживаниями, который сделал ее культовой фигурой среди интеллигенции Петербурга. Через два года был опубликован второй сборник поэзии «Четки», заслуживший ещё большую популярность. Третий сборник стихов Ахматовой «Белая стая», вышедший в 1917 году, был пронизан духом Первой мировой войны и революционного времени.

Хотя профессиональный успех наполнял жизнь Анны, ее семейный союз с Гумилевым терпел крах. В 1918 году Ахматова и Гумилев развелись. В дальнейшем у поэтессы было ещё два брака – с поэтом В.Шилейко и искусствоведом Н.Пуниным, но не один из них нельзя было назвать счастливым.

В 1921 году появились на свет сразу два сборника «Подорожник» и «Anno Domini», которые пришлись не по душе большевистским властям. C 1924 по 1940 годы печатание стихов Ахматовой было остановлено. Этот полный отчаяния и нищеты период своей жизни она скрашивала изучением биографии Пушкина и переводами. В 1938 году был арестован и отправлен в лагерь сын Ахматовой Лев Гумилев. Боль от пережитого горя и мучительной атмосферы репрессий вылилась в поэму «Реквием», которая была опубликован за границей только после 1960 года.

В 1962 году поэтесса была номинирована на Нобелевскую премию по литературе. Также она получила итальянскую литературную премию и звание почетного доктора Оксфордского университета.

Анна Андреевна умерла 5 марта 1966 гола от инфаркта. Похоронена в поселке Комарово под Санкт-Петербургом.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Куприн Александр Иванович

    7 сентября 1870 г именно в этот день родился замечательны писатель Куприн Александр Иванович. Сразу после рождения, он остался без отца, который умер от страшной болезни. Через 4 года

  • Карл Маркс

    Карл Генрих Маркс (1818 - 1883) - известный экономист и философ XIX столетия. В мире прежде всего известен как автор классического политэкономического труда «Капитал» и других философских и политических трудов

  • Жанна Д’Арк

    В Европе разразилась война между Англией и Францией. Именно в период столетней войны родилась спасительница французского королевства – Жанна Д`Арк.

  • Антон Иванович Деникин

    Антон Деникин родился в 1872 г. в окрестностях г. Влоцлавек на территории нынешней Польши в небогатой семье отставного военного.

  • Краткая биография Коста Хетагуров

    Коста Хетагуров талантливый поэт, публицист, драматург, скульптор, живописец. Его даже считают основоположником литературы в прекрасной Осетии. Произведения поэта получили мировое признание и были переведены на многие языки.

Пожалуй, одной из наиболее талантливых и популярных поэтесс Серебряного века считается Анна Ахматова. Поистине, гениальная женщина, которая оставила после несколько сборников первоклассных произведений. Её жизнь была насыщена яркими, и в то же время трагическими событиями. Давайте немного ближе познакомимся с интеллигентной и нестандартной поэтессой века.

Её подлинное имя – Анна Андреевна Горенко. Рождена под Одессой, 11 июня (или 23 июня, если считать по старому календарю.) в 1889 г. Отец, Андрей Горенко - капитан 2-ого ранга (в отставке), а мать, Инна Стогова – одна из представительниц одесской интеллигенции того времени. Но считать известную поэтессу одесситкой нельзя – в возрасте одного года, поселок Царское село (что под Петербургом) стало их постоянным местом жительства. Анна - девушка из интеллигентного семейства, и это наложило определенный отпечаток на её судьбу. С самого детства изучала французский язык и популярный в то время светский этикет, - это было обязательным для подобных семейств. Первый этап образования проходил в Царскосельской гимназии для девушек. Здесь, в одиннадцать лет она написала первые стихотворения. В этой гимназии произошло и её знакомство с 1-м мужем - Николаем Гумилевым. Они встретились на званом вечере, коих гимназией проводилось множество. После данного случая, эта пара стала музой друг для друга.

После своего первого стихотворения она начала оттачивать своё мастерство. Но её отец считал, что это неподобающее задание для своей дочери и дал запрет на подпись её произведений своей фамилией (Горенко). Поэтому Анна воспользовалась фамилией прабабушки – Ахматова. Её родители по неизвестным причинам приняли решение о разводе, и молодая поэтесса вместе с мамой отправилась жить в курортный город Евпаторию, а после в город Киев. Там, в период 1908-1910 гг. она получала второе образование в специальной гимназии для женщин. А уже в 1910 г. вышла замуж за давнишнего друга Гумилева. В те года он был весьма знатным человеком в определенных поэтических кругах и способствовал продвижению её публикаций.

Публиковаться она начала в 1911 г., а полноценный сборник был представлен общественности уже в 1912 году и имел название «Вечер». В это же году у неё родился первенец – сын, которого назвали Львом. Следом, в 1914 г. вышел сборник «Четки», который и принес ей известность – она начала считаться модной поэтессой. Так как она перестала нуждаться в его протекции, в семье наступил разлад, и они приняли решение развестись (это было в 1918 г.). Следующим мужем стал ученый (по совместительству поэт) - Владимир Шилейко. Но и этот брак, по стечению обстоятельств, продлился недолго – в 1922 г. они развелись, и Анна вышла замуж на искусствоведа, которого звали Николай Пунин. Что интересно: впоследствии, он и её сын Лев были арестованы советскими властями одновременно. Однако, мужа освободили, а сын остался отбывать срок.

В 1924 году был представлен общественности её окончательный сборник, и после его выхода Анна попадает под прицел НКВД. Её творения назвали такими, что вызывают смуту и антикоммунистические настроения в обществе. С этой поры, она уходит в некую творческую депрессию – множество произведений откладывает в стол, а жанр её стихов смещается от романтического к социальному. После того, как были арестованы её муж и сын, она переживает творческий всплеск – минувшие события давят на неё, и она работает над поэмой «Реквием». В 1940 г. выходит её особый сборник «стерильных» (по мнению советской власти) стихов, получивший название «Из шести книг» – все они были тщательно проверены на предмет антикоммунистических взглядов и призывов. Во время Второй мировой войны, она переживала творческий спад. Параллельно, она пыталась вытащить сына из ссылки, который второй раз был приговорён к 10 годам концлагерей. К ней никто не прислушался, и сын, после выхода на свободу, отдалился от матери – считал, что она не приложила никаких усилий для его освобождения.

В 1958 году вышел сборник «Стихотворения», а в 1964 – «Бег времени». А в 1965 году она получает докторскую степень в Оксфордском университете. 5 марта 1966 года стало днём её кончины.

1. Лирическая героиня стихов.
2. Ранний период жизни и творчества Ахматовой.
3. Особенности любовной лирики поэта, эволюция ее звучания.
4. Творческий «почерк» Ахматовой.
5. Тема личной трагедии как отражение трагедии всей страны в позднем творчестве.
6. Стихи Ахматовой — зеркало ее души.

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, —
Я была тогда с моим народом
Там, где мой народ, к несчастью, был.
А. А. Ахматова

В этом эпиграфе к поэме «Реквием» жизненная и творческая позиция А. А. Ахматовой получает строгое и лаконичное выражение. Именно невозможность существовать где-либо, кроме России, любовь к родине не позволили Ахматовой покинуть страну в 1917 году. А мудрость и интуиция, присущие женщине, послужили тем спасительным средством, которое дали силы пережить вместе со страной и ее народом самые трудные годы. Ахматова жила и творила в эпоху великих социальных потрясений, революций и войн. Любому художнику в это трудное время часто приходится выбирать между свободным творчеством и жизнью. В годы тяжелейших для испытаний и потерь творчество станет для нее единственным спасением.

Ахматову никогда не покидала муза. Поэзию Ахматовой часто называют «женской», а ее — родоначальницей нового, неизвестного до этого стиля. В стихотворениях лирическая героиня предстает одновременно как невероятно женственная, тонкая, проникновенная и при этом удивительно реальная, земная, укорененная в бытии. Сама Ахматова не любила слова «поэтесса», она всегда называла себя только «поэтом». Иронические строки — «я научила женщин говорить, но, боже, как их замолчать заставить», — говорят о неприятии «приклеенного» ярлыка.

Она действительно была настоящим, большим поэтом — поэтом с большой буквы и с огромным талантом. При этом всегда оставалась человеком с мужественным характером, личностью космического масштаба.

А. А. Ахматова (настоящая фамилия — Горенко), 1889—1966, родилась в семье морского инженера под Одессой. Через год семья переехала в Царское Село, где Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии. Каждое лето она проводила под Севастополем. В автобиографии, озаглавленной «Коротко о себе», А. А. Ахматова, по сути, описала моменты своих детских воспоминаний, отложившие позже отпечаток на ее лирику: «Мои первые воспоминания — царскосельские: зеленое сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду»... Первое стихотворение я написала, когда мне было одиннадцать лет».

После развода родителей в 1905 году Ахматова с матерью переехала в Евпаторию. С 1906 по 1910 год она учится сначала в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии, затем — на юридическом отделении Киевских высших женских курсов. После венчания в 1910 году с поэтом Н. С. Гумилевым и медового месяца в Париже, она переезжает в Петербург. С 1910 по 1916 год живет в Царском Селе, знакомом ей с детства и проникнутом духом пушкинского времени, словно навсегда поселившимся в этой легендарной местности. Неслучайно одним из «вечных» источников творческого вдохновения для Ахматовой был великий русский поэт, любовь к которому она пронесла через всю свою жизнь. Даже муза этого периода — «смуглая», словно она возникала перед ней в отроческом облике А. С. Пушкина, курчавого лицеиста-подростка.

В ранней поэзии Ахматовой четко прослеживается влияние символизма и акмеизма. Лирика этого периода, нашедшая воплощение в книгах «Вечер», «Четки», «Белая стая», почти исключительно поэзия любви. По наполненности и чувственности ранней лирики Ахматову часто сравнивали с древнегреческой «певицей любви» Сапфо, ее так и называли — «русская Сапфо».

Б. М. Эйхенбаум одним из первых стал говорить о «романности» ахматовской лирики как присущем ей художественном стиле: «Поэзия Ахматовой сложный лирический роман. Мы можем проследить разработку образующих его повествовательных линий, можем говорить об его композиции, вплоть до соотношения отдельных персонажей. При переходе от одного сборника к другому мы испытывали характерное чувство интереса к сюжету — к тому, как разовьется этот роман». В лирическом романе-миниатюре Ахматова достигла большого мастерства:

Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне,
Улыбнулся полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся.
И загадочных древних ликов
На меня посмотрели очи.
Десять лет замираний и криков.
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его напрасно.
Отошел ты. И стало снова
На душе и пусто и ясно...

Трагедия десяти лет передана в одном казалось бы незначительном событии, одном жесте, взгляде, слове.

Стихи Ахматовой иногда — короткая, записанная как бы «на ходу» запись в дневнике или обрывок внутреннего монолога, передающего текучесть и непреднамеренность душевной жизни, которую довел до совершенства в своей психологической прозе Л. Н. Толстой:

Сегодня я с утра молчу,
А сердце — пополам...

То, что называли «загадкой Ахматовой» — это ее стиль, в котором органично сочетаются женственность и хрупкость с твердостью и отчетливостью художественного рисунка, страсть четко и емко выражена двумя-тремя словами. Все это говорит о властности и скрытой воле характера самого поэта. По свидетельствам современников, в сложной музыке ахматовской лирики, в ее мерцающей глубине, в подсознании постоянно давала о себе знать особая, пугающая дисгармония. В «Поэме без героя» она напишет впоследствии, что слышала «непонятный гул, как бы некое подземное клокотание, сдвиги и трение тех первоначальных твердых пород, на которых извечно и надежно зиждилась жизнь, но которые стали терять устойчивость и равновесие».

Так в «любовный роман» Ахматовой входит эпоха, вносящая в стихи оттенки тревожности и печали. Любовная лирика Ахматовой «всеохватывающа», «всепонятна», и в предреволюционные, и в первые послереволюционные годы она завоевывала все новые и новые читательские аудитории. Ее поэзия оставалась востребована молодыми читателями новой, пролетарской Советской России — комиссарами, рабфаковцами, красноармейцами, людьми, далекими и враждебными самому миру ахматовской лирики, непривычно сложному. Ей удалось невероятно правдиво открыть историю женской души переломной эпохи, ее ломки, нового становления и развития. Одна из заметных женщин и деятелей советской эпохи А. М. Коллонтай отмечала, что стихи Ахматовой — «целая книга женской души».

О. Э. Мандельштам еще в 20-х годах написал: «...Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XX века. Не было бы Ахматовой, не будь Толстого и «Анны Карениной», Тургенева с «Дворянским гнездом», всего Достоевского и отчасти даже Лескова. Генезис Ахматовой весь лежит в русской прозе, а не поэзии. Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развивала с оглядкой на психологическую прозу». Вспомним знаменитое: «Когда б вы знали из какого сора растут стихи, не ведая стыда...». Примеров таких источников вдохновения в ее поэзии немало. Стихотворения рождаются из повседневного обихода, из житейского быта: позеленевшего рукомойника, на котором играет бледный вечерний луч, пятна плесени на сырой стене, лопухов, крапивы, сырого забора, одуванчиков. Жизненность и реалистичность, способность увидеть поэзию в самой обычной жизни — предопределено в ее таланте самой природой. Еще современники Ахматовой заметили, какую большую роль играла в стихах юной поэтессы строгая, обдуманно локализованная житейская деталь, — все выражено зримо, точно, лаконично. М. И. Цветаева в одном из своих стихотворений, посвященных Ахматовой, называет ее «Златоустая Анна — Всея Руси».

Любовь у Ахматовой часто — страдание, пытка, болезненный, мучительный до разрушения разлом души. Образ такой трагической любви в ранних стихах Ахматовой еще и символ «смутного» предреволюционного времени 10-х годов и символ больного старого мира. Неслучайно в «Поэме без героя» поэт вершит суровый суд над ним, нравственный и исторический. В стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно...» говорится о неприятии революционных событий, но одновременно с этим о невозможности оставить Родину, оказаться вдали от нее в дни испытаний:

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Тональность и направленность лирики Ахматовой заметно меняются в 20—30-х годах. Она все чаще обращается к гражданской, философской и публицистической лирике, хотя и остается в глазах большинства художником любовного чувства. Позже Ахматова писала в воспоминаниях: «...никто не знает, в какую эпоху он живет. Так и не знал наш народ в начале десятых годов, что живет накануне первой европейской войны и Октябрьской революции». Это глубокое замечание обнаруживает в авторе художника и историка одновременно, что потом получит свое завершение в поэме «Реквием».

В ожесточенных литературных спорах 20-х годов критерии революционности литературы схематизированы, упрощены, все чаще летят отравленные в сторону Ахматовой стрелы, нанизываются презрительные эпитеты — поэзия камерная, альковная, не нужная революции, декадентская.

В 30-х годах мир поэзии Ахматовой — мир трагедийный. В 1921 году за «контрреволюционную» деятельность расстрелян бывший муж — поэт Н. С. Гумилев, арестован и сослан сын, студент университета, а затем и супруг Н. Н. Пунин. Сама Ахматова жила эти годы в постоянном ожидании ареста. Главным произведением Ахматовой в 30-х годах явился созданный ей «Реквием», посвященный годам «большого террора», страданиям репрессированного народа. «Реквием», опубликованный лишь спустя полвека, в 1987 году, и отражающий личную трагедию А. А. Ахматовой и ее сына Л. Н. Гумилева, создавался между 1935 и 1940 годами. Сегодня поэма — один из литературных мемориалов всем жертвам сталинской тирании: «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях»:

И упало каменное слово

На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.

Такие строки записывать было опасно. Автор и несколько близких друзей заучивали текст наизусть. Без «Реквиема» нельзя понять жизнь и творчество А. А. Ахматовой, нельзя осознать нашу литературу и общественно-политические процессы, которые происходили в обществе. Это потрясающий, основанный на фактах собственной биографии документ эпохи, свидетельство того, через какие испытания прошли русские в годы войны. Эта поэма приняла общезначимый характер:

Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас...
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать...
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде...

Критик А. Урбан считает, что после публикации «Реквиема» развенчали миф об Ахматовой «как о поэте исключительно камерном».

Представительница Серебряного века русской культуры, она прошла трудный трагический путь, но даже став преемницей традиций великой русской литературы, сохранила веру в историческую справедливость. Именно в «Реквиеме» особенно ощутим лаконизм поэта, обретший в трагедийном контексте совершенно иное звучание.

Важнейшим рубежом творческого пути Ахматовой считается начало Великой Отечественной войны. Войну Ахматова встретила в Ленинграде. Как и все жители, она пережила 900 дней блокады мужественно и стойко. В стихотворениях «Клятва», «Мужество», «Победа», «Победителям», «Третью весну встречаю вдали...», «Я не была здесь лет семьсот...», «С самолета» перед нами предстает образ человека, потрясенного и глубоко переживающего за судьбу родины, болью.

Как закономерное продолжение патриотической лирики военных лет, в 50-х годах она пишет стихи «Говорят дети», «Песня мира», «Приморский парк победы».

В произведениях последнего периода: «Поэма без героя», «Путем всея земли», «Северные элегии», — Ахматова как бы подводит итоги жизненного пути, но нередко в них прорываются отзвуки прошлого, ощущение одиночества.

В жизни и творчестве она пережила и славу, и забвение, и отчаяние, и несправедливые жестокие обвинения в несоответствии образа ее музы настроениям революции. «У каждого поэта,— подчеркивала Ахматова, — своя трагедия, иначе он не поэт. Без трагедии нет поэта — поэзия живет и дышит над самой пропастью трагического, «бездны мрачной на краю...».

Оставаться преданным Родине, России, утерянной и обретенной, было для Ахматовой непросто, ведь именно здесь ей приходилось испытывать ни с чем несравнимые муки. Тем не менее нигде в поэзии Ахматовой мы не встретим упрека Отчизне. «Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти ^оды и видела события, которым не было равных» — эти слова, написанные в предисловии к сборнику стихов в 1961 году, звучат как подведение итогов сложно прожитой, много потерявшей, но преодолевшей многие испытания жизни женщины.

В поэзии Анны Ахматовой главной была любовная тема. Любовь подаётся в моменты взлёта и падения, наивысшего расцвета чувства и его увядания, встречи и разлуки. Лирическая героиня поэта нежна, трогательна, горда и порывиста. В своих стихах А. Ахматова воссоздаёт многогранный мир женской души, богатой, тонкой, благородной.

Лирика А. Ахматовой крайне интимна и откровенна, отличается открытостью, прямотой, отсутствием мелочных переживаний и жеманства, насыщена глубочайшими переживаниями, личными трагедиями. Хрупкость чувства сочетается с твёрдостью, устойчивостью стиха: эмоции и переживания передаются чёткими, выразительными деталями, благодаря которым читатель чувствует душевное напряжение и боль. В этом творчество А. Ахматовой особенно связано с акмеизмом.

В революционные годы в стихах А. Ахматовой появляется тема России. В стихах мы слышим голос мужественного человека – гражданина, который не оставил родные земли в трудные дни. В 1921 году по ложному обвинению был расстрелян муж Анны Ахматовой Николай Гумилёв, но Ахматова не покинула Россию. В её стихах выражается истинный патриотизм:

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам. (1922)

И та, что сегодня прощается с милым,
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!

Но А. Ахматова понимала, что война – это смерть, страх и зло. Большинство её стихов антивоенны, основаны на общечеловеческих гуманистических ценностях («Утешение», «Молитва»):

Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.

1930-е годы оказались трагическим периодом жизни Анны Ахматовой: были арестованы муж и сын. Во время войны сын Анны Ахматовой был отправлен на фронт. В 1949 году Лев Гумилёв был посажен в третий раз на 7 лет. В тюремных очередях А. Ахматова провела семнадцать месяцев. Главный итог этого сложного жизненного периода – поэма «Реквием» – плач по всем погибшим и погибающим. Стихотворными строками поэт описала душевное состояние всех, кто стоял в очереди к тюремному окошку вместе с ней, всеобщие ужас и оцепенение. В поэме показана картина действительности, всей страны. «Реквием» пропитан трагическим чувством скорби, болью потери, страхом и безнадёжностью:

Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними «каторжные норы »
И смертельная тоска.

В поэме судьба лирического героя, Анны Ахматовой сливается с судьбой народа:

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, –
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.

Если Вы хотите получить более конкретную информацию о жизни и творчестве русских поэтов и писателей, ближе познакомиться с их произведениями, онлайн репетиторы всегда рады Вам помочь. Онлайн преподаватели помогут сделать анализ стихотворения или написать отзыв о произведении выбранного автора. Обучение проходит на основе специально разработанного программного обеспечения. Квалифицированные педагоги оказывают помощь при выполнении домашних заданий, объяснении непонятного материала; помогают подготовиться к ГИА и ЕГЭ. Ученик выбирает сам, проводить занятия с выбранным репетитором на протяжении длительного времени, или использовать помощь педагога только в конкретных ситуациях, когда возникают сложности с определённым заданием.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.