Психологические проблемы человека, возникающие из-за переживаний в детстве. Выявление психологических проблем

Психологические проблемы человека, возникающие из-за переживаний в детстве. Выявление психологических проблем

Добрый вечер. Вас мучает вопрос как определить психологическую проблему, которая судя по представленной вами психосоматике, имеет место быть. Пожалуйста, вот ответ на ваш вопрос, читайте и определяйте, при каких условиях у вас возникла психологическая проблема и какая она))) Маленький профессиональный совет - честно отвечайте сами себе на поставленные мною вопросы. Эти вопросы играют существенную роль в постановке вам правильного диагноза.

Немного методологии, для того, чтобы вы поняли о чем речь. Любое соматическое заболевание - «это процесс взаимодействия болезнетворного влияния с организмом, способным соответствующим образом воспринять это влияние». То бишь, каждый человек в том или ином случае имеет определенные предрасположенности к наследованию психосоматического заболевания, которое, в свою очередь, зависит от условий среды, в которой обитает человек. Причиной любого психосоматического заболевания явялются экзогенные и эндогенными условия, которые позволяют называть некоторые психологические заболевания - полиэтиологическими. И так.

1. Скажите, почему вы рассказали о ситиации в настоящем времени? Это сейчас у вас тишь, да гладь - Божья благодать, а ранее, что было ранее? Какая ситуация с вами была ранее? Психологические болезни, знаете ли, могли быть спровоцированы или психотравмирующей ситуацией, или соматическими заболеваниями и т.д.

2.Скажите, какой же у вас тип ВНД? Нам, чтобы ответить вам профессионально, надо его знать. Как пример, люди с сильным типом высшей нервной деятельности, стрессоустойчивые, после резкой встряски, могут запросто заболеть неврозами.

3.Скажите, насколько вы эмоциональны? Эмоциональность ваша, она - понижена или повышена, какова ее цикличность и обменные сдвиги и т.д.?

4. Скажите, почему вы не рассказали о том, как проходила конкурентно-карьерная борьба, как переживались эмоциональные перегрузки и т.д.? Это ведь тоже существенное условие возникновение психосоматики

5. Скажите, почему же вы не рассказали и об особенностях вашего здоровья? Например, может быть у вас имеется в наличии сосудистая патология или резидуальные последствия, перенесенной черепно-мозговой травмы, индивидуальная непереносимость метеотропного фактора и солнечных выплесков и т.д.

Помните, психоматика -это запрограммированный патогенетический процесс, который включает в себя: физиологические (в том числе рефлекторные), биохимические, электрофизиологические, психические реакции и структурные изменения органов и тканей. На большое многообразие различных болезнетворных причин организм отвечает ограниченным набором реакций. Выбор реакции, ее направленность, качество, мера - все это определяется возможностями самого организма личности.

И еще. Ознакомьтесь с основными периодами психосоматического заболевания: продромальный - период наиболее ранних симптомов, манифестный - период разгара заболевания, период обратного развития и редукции симптоматики и затухания активности болезненного процесса. Может пригодится.

И в заключении. Как наглядный пример, время появления психосоматики, при депрессии

Надеюсь вам стало все ясно и понятно- для того что дать вам профессионально -устраивающий вас ответ, нам надо знать, как минимум ответы на те вопросы, которые я вам задавала. Еще один вопрос, на засыпку. Как бы вы отреагировали на клиента, пришедшего к вам в кабинет и требующего от вас сиюсекундной продемонстрации вашего профессионализма и что сделаете вы в этой ситуации?

Мудрости вам. Лидия.

Р.S. Уважаемый клиент, наши эксперты потратили свое время и свои профессиональные знания, чтобы ответить на ваш вопрос. Пожалуйста, проявите свою воспитанность: выберите лучший ответ и отметьте ответы остальных экспертов.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Некоторым людям нужен далеко не десяток сеансов с психотерапевтом, чтобы выявить причины своих проблем. А причины в большинстве случаев банальны - это детские эмоциональные переживания.

сайт нашел типичные увлечения и черты характера людей, чья жизнь была направлена по определенному сценарию, казалось бы, привычными фразами и поведением их родителей.

Существует такое понятие, как «вертолетные родители» , - это такие родители, которые парят над головой своего ребенка, словно вертолеты, не упуская из виду, не дай бог, ни одну деталь его социальной жизни. Конечно, все это делается с наилучшими пожеланиями, но такой чрезмерный контроль ведет к психическим расстройствам и несамостоятельности детей во взрослой жизни. К примеру, если вы не можете принять ни одного важного решения без звонка матери или отцу, вероятно, вы и были жертвой такого воспитания.

Если родители постоянно рассказывают ребенку, как тяжело им пришлось после его рождения, как много проблем он им принес, а может, лучше, если бы у них вообще не было детей, ребенок понимает все буквально: «Всем из-за меня плохо. Получается, если бы меня не было - не было бы и проблем».

Вследствие этого ребенок сначала неосознанно сам себя подвергает многим травмам, а вырастая, находит другой способ такого же неосознанного саморазрушения - алкоголь, курение, наркотики и экстремальные виды спорта.

Родители, которые часто повторяют фразы типа «Будь посерьезнее», «Не дурачься», «Не веди себя как маленький», «Пора тебе поумнеть» и т. п., «на выходе» получают взрослого, серьезного человека, не умеющего полноценно отдыхать и расслабляться. Как «бонус» - непонимание детей и ненависть к инфантильным людям.

Если родители часто сравнивают свое чадо с другими, по их мнению, более состоявшимися детьми, которые в свои 10 лет чуть ли не номинанты на Нобелевскую премию, они вырастят очень критичного по отношению к себе подростка . А далее, скорее всего, взрослого человека с очень заниженной самооценкой. Будучи постоянно неудовлетворенным собой, мотивированный доказать свое превосходство над гениальными ровесниками, ребенок просто начинает играть роль достойного ребенка, стараясь быть похожим на других, но ненавидя себя за свою неспособность изначально быть таким же гениальным.

Такие фразы любящих родителей, как «Никому не доверяй!», «Все люди - обманщики», «Только я знаю, как правильно» , ребенок понимает примерно так: «Все люди опасны, если это не мама и папа». Ребенок начинает воспринимать окружающий мир враждебным и везде видеть подвох. Став взрослым, такой человек может иметь серьезные проблемы с доверием, особенно негативно это может сказаться на личной жизни.

Объяснение «Ты еще мал для этого!» - это прямая дорога в красочный мир инфантильности. Ребенок так и останется «малым» для этой взрослой жизни. С большой долей вероятности он вырастет несамостоятельным, ведомым и с нуждой в постоянном партнере с функцией родителя.

Если родители постоянно оперируют такими словечками , как «Не умничай!», «Хватит витать в облаках!», «Ну почему ты не как все?» , их ребенок не будет иметь ни своего мнения, ни интереса к познавательной деятельности, ни инициативы, ни лидерских качеств. Самое ужасное, что такому ребенку не только сложно проявить собственные таланты и способности, но и решать стратегические проблемы ему тоже будет тяжело. А разного рода «странные мысли» и амбиции, даже уже будучи взрослым, скорее всего, он просто заглушит алкоголем и развлечениями.

Если родители не очень щедры на эмоции, довольно сдержанны и даже сухи, это не может не отразиться на их детях. Если все это еще и подкрепляется фразами вроде «Не реви, не плачь!», «Не сахарный, не растаешь», «Терпи, перестань ныть, ты же мужчина» , то ребенок перестает понимать собственные чувства, считая, что показывать их - это плохо. Впоследствии это может перерасти в довольно серьезные психосоматические заболевания, ведь негативные чувства никуда не исчезают, а разрушают организм изнутри.

«Мы сами не могли получить высшее образование, но отказываем себе сейчас во всем только ради того, чтобы ты окончил институт. Ты осознаешь это?» Ребенок не виноват в событиях прошлого собственных родителей, но с таким упреком испытывает вину по полной. «Только попробуй получить хоть одну тройку!» - послание совершенно другое, но результат один и тот же: ребенок постоянно испытывает стресс и чувство вины.

И, наконец, существует тип сверхзаботливых родителей-параноиков, которые не позволяют ребенку совершать даже обычные действия: «Не трогай кошку - поцарапает!», «Не поднимай рюкзак, я сама понесу!», «Не сиди на краю стула - упадешь!» В результате ребенок боится принимать какие-либо решения самостоятельно, даже если это нужно очень срочно. Естественно, он вырастет довольно пассивным и безответственным и будет страдать от параноидальных сомнений, начиная любое важное дело.

Невозможно решить проблему на том же уровне сознания, на котором она возникла. Это известное эйнштейновское высказывание почему-то всегда забывается клиентами на приеме у психотерапевта. Пытаясь разобраться в своей ситуации, клиент строит всевозможные предположения, гипотезы и старается подключить к этому психотерапевта.

Две головы лучше, а вторая так вообще… компетентна – сейчас найдём объяснение, случится инсайт и проблема решится. Так размышляет клиент, и как правило, впадает в ступор, когда вместо ясности получает странное ощущение тумана в голове. Я ценю это состояние, и всегда радуюсь, когда оно случается в терапии. Это говорит о том, что происходит что-то важное. Это значит, что появилась возможность выйти за пределы своей жизненной парадигмы, чуть дальше за зону осознавания. Все предыдущие идеи потерпели крах, так стоит ли “искать ответы внутри” – их там нет. Как нет их и у терапевта, потому что у него свой взгляд на жизнь и свои способы справляться с ее вызовами. И не приведи господь ему советовать что-либо из своей ситуации.

Истина, выход рождается где-то посредине, на неизведанной никем территории. Другой человек рядом помогает туда попасть – куда, не знает он сам.

Больше того, картина мира, парадигма психотерапевта тоже может меняться. Мы выходим на новый уровень восприятия действительности, когда принимаем иной, отличный от нашего, взгляд на вещи. Такова природа человеческой психики.

Уровни разрешения психологической проблемы

1. Проблемы “нет”, несмотря на то, что она постоянно напоминает о себе неясной тревогой, странным дискомфортом, чувством неудовлетворённости. Все это приписывается не психологическим факторам, поэтому усилия направлены на снятие симптомов.

2. Проблема осознается как психологическая, но объясняется, по большей части, влиянием обстоятельств: семья не та, страна неподходящая, излишне тонкая душевная организация, не повезло. Неуемное любопытство к причинам и неустанный поиск рецептов “что-то с этим сделать”. Ответы на вопросы “как” ценятся больше всего.

3. Причины изучены подробно, периодически добавляются новые штрихи в картину. Проблема проживается по-другому, но все так же актуальна. Состояние “все знаю, ничего не меняется”. Приходит понимание, что ответы на вопрос “как” не только бесполезны, но иногда вредны.

4. Спонтанные инсайты (прозрения) в ситуациях, относящихся к проблеме, которые охватывают сферу эмоций и чувств (“ага-переживания” по Перлзу). Пока не удается изменить реакции и поведение, но это вопрос времени (с этого уровня). Вместе с болью признания своей ответственности за происходящее, приходит ощущение власти над своей жизнью, и это вдохновляет.

5. Способность вовремя или с небольшим опозданием отследить привычные реакции и паттерны в полевых ситуациях, связанных с проблемой. “Открываются глаза” на возможности, до этого заблокированные или запретные. Возвращается свобода выбора сделать по-другому.

Люди должны задумываться о себе. Задумываться о своей социальной жизни (учеба, профессия, бизнес, карьера…), о своем здоровье (ведь больной организм доставляет немало хлопот, проблем и боли), о своей семье (о близких взрослых людях и о детях, даже иной раз о любимых животных, которые считаются членами семьи), о своей собственной внешности (неухоженная некрасивая внешность теперь в современном мире свидетельство лени и распущенности, а не отсутствия природной красоты), о своей собственной душе (неухоженная душа, полная проблем, причиняет не меньше страданий своему владельцу, чем материальная нищета, отсутствие физического здоровья и социальные катаклизмы в стране…).

Думающие и внимательные люди, когда понимают или чувствуют, что у них в жизни что-то не так или не то, первым делом хотят разобраться в себе. Это очень важно, полезно и интересно. Ведь благодаря этому можно многое изменить и улучшить в своей жизни. Делать это можно самостоятельно, при помощи чтения разнообразной литературы, просмотра фильмов, общения с друзьями, путешествий, хобби и прочего. А можно попытаться разобраться в себе с компетентной помощью психолога. Последнее – эффективнее, быстрее и интереснее. Ведь психолог знает о душе значительно больше и умеет помочь намного эффективнее, чем простой обыватель.

Есть много причин, в связи с которыми у человека возникает желание разобраться в себе. Но есть, на наш взгляд, самая основная, которая включает в себя почти всё – это … Последнее время это понятие стало широко известным. Оказывается, не все в жизни меняется в лучшую сторону решением материальных трудностей, проблем со здоровьем или карьерой, есть область проблем, которые кроются только внутри души человека и почти не зависят от внешних факторов.

Что такое психологическая проблема и откуда она берется?

Если причины дискомфорта, неудач, какой-либо зависимости, неудовлетворенности и прочего находятся, в основном, в психике (в душе) человека, а внешние обстоятельства жизни лишь усугубляют внутренние причины...

Если это состояние причиняет человеку явные или скрытые страдания...

Если человеку с большим трудом удается изменить себя и ситуацию вокруг себя, но даже что-то изменив, он не получает удовлетворения и душевного комфорта...

Тогда можно смело говорить о том, что проблема преимущественно психологическая, внутренняя, а не внешняя, социальная. И это хорошо потому, что в этом случае психолог может помочь человеку стать довольным собой и своей жизнью. Достаточно приложить труд, время и компетенцию и проблема вполне вероятно может быть решена.

Обычно возникает тогда, когда у человека есть неосознанная внутренняя фиксация на каком-либо объекте или субъекте, как бы связанных (по мнению самого человека) с достижением желанной цели. А у любого человека есть всего два вида желаний– либо что-то получить (иметь, быть, стать, реализовать, обладать и прочее), иными словами "стремление к...", либо от чего-то избавиться (убежать, уничтожить, оставить, оттолкнуть, освободиться и прочее), иными словами "стремление от...". Если это никак не достигается, возникает проблема.

Схематически (шутливой метафорой) это можно изобразить так:

1. Например, ёжик очень хочет яблоко. Но перед ним есть преграда – пень. Ёжику взять бы, да и обойти пень сбоку и получить заветное яблоко. Но он не может никак по внутренним причинам обойти пень. Вот и стоит, бедолага, перед пнем, мучается и мечтает о яблоке… Так и человек с психологической проблемой. Есть всегда некая заветная цель или объект или субъект желаний. И есть некая преграда субъективно мешающая получить желаемое. Природа преграды – психологическая невозможность ее преодолеть или обойти.

2. Другой вариант проблемы выражается в такой же субъективной преграде, мешающей избежать или избавиться от чего-то. Испугался ёжик в лесу чудища - собаки. Закатился с перепугу под пень и никак не может вылезти, пень обогнуть и убежать. Сидит под пнем, иголки топырит, боится и подвергается риску... Так и человеку хочется избежать чего-то, но есть преграда, кажущаяся непреодолимой. И никак человек не преодолеет внутреннюю преграду. Как глупый колючий ёжик видит он непреодолимую помеху на своем пути, и «забивается» психологически в угол, и бездействует или его попытки не приводят к успеху. А помеха-то мешает и давит только по внутренним (психологическим) причинам! Ситуация накаляется, и в ход идут «иголки» - так называемые психологические защиты.

3. А теперь представьте ёжика, который унюхал вкусное яблоко и очень его хочет, но при этом совсем никак не может справиться с пнем на своем пути… не может сообразить и справиться с задачей «как обойти пень»? Одновременно тот же ёжик унюхал возле яблочка страшную собаку, которую смертельно боится… И кинулся ёжик прочь, да наткнулся на другой пень, так и застрял у его корней и никак сообразить не может, что сбоку пень можно обежать быстренько и уйти от «опасности»… Сидит, бедолага, меж двух пней, фыркает на весь лес, иглами воздух бьет… ни яблочка… ни спасения от страшной собаки… Сплошная проблема!!!

Т.о. мы хотели метафорически в шутку проиллюстрировать очень серьезную закономерность - часто проблема носитдвойственный характер. Т.е. с одной стороны человек неосознанно стремится к заветной цели, но достичь ее не может по внуренним психологическим причинам (комплексы, неконструктивное поведение, стрессы, отсутствие навыка и прочее). А с другой стороны он по таким же внутренним психологическим причинам боится достичь заветной цели (кто-то или что-то грозит наказанием за попытку решения). К тому же во многих случаях этот механизм происходит бессознательно или, в лучшем случае, полуосознанно.

Вот и получается, что все составляющие психологической проблемы – субъективны!

Субъективна невозможность преодолеть преграду (ну не может никак ёжик пень обойти, это выше его ёжиковых сил)
Способы достижения цели – деструктивны (сидеть у пня и мечтать о яблоке или забиться под пень и фыркать на собаку, а не достигать и не бороться или спасаться бегством)
Глубокая связь (зависимость) с прошлым опытом (память, ассоциации, «якоря»…)
Часто нет на самом деле желания конструктивно решить проблему, а есть желание «поиграть» вокруг решения (всегда есть «психологическая выгода» от проблемы, даже от самой тяжелой, просто эта выгода не осознанна)...

Выгодно ёжику быть героическим, вот даже на картинку попал…. Вот когда собака уходит и уносит яблоко, возвращается ёжик домой хоть и грустный и несчастный от случившегося, но рассказывает своей ёжиковой семейке какой же он был герой и все им восторгаются. В любой самой ужасной ситуации всегда есть психологическая выгода, даже если это выгода от мучений. Все эти субъективные составляющие рождают сильную неконтролируемую привязанность к проблеме (так и ходит ёжик всю жизнь понюхать яблочка, да пофыркать на страшную собаку)… а потом получить восторги близких. И похоже это на некую «яму», куда провалился и сидишь в ней…сидишь…сидишь… и никак не выберешься.

Мы привели метафору структуры психологической проблемы, ну а какой она может быть по содержанию?
Самые часто встречающиеся варианты:

Внутриличностный конфликт – это конфликт внутри психологического мира личности. Это столкновение противоположных желаний, интересов, ценностей, целей, идеалов, отдельных частей личности. Протекает конфликт в виде тяжелых душевных переживаний (явных или скрытых).
Психологическая травма – разнообразные повреждения психики после аффективных (очень сильных и разрушительных) переживаний. События, вызвавшие такие разрушительные переживания могут быть весьма разнообразными: изоляция, болезнь, смерть близкого человека, роды, развод, стрессы, конфликты, военные действия, опасность для жизни, изнасилование и прочее). Эти события, мощно воздействовав на психику, нарушают восприятие, мышление, эмоции, поведение, делая человека неадекватным.
Фрустрация – психическое состояние переживания неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к цели. Фрустрация сопровождается переживанием гнева, раздражения, чувством вины, чувством обиды и т.д.
Невротические реакции и состояния – страхи, тревожность, беспокойство, фобии, навязчивые состояния, невротические реакции, депрессивные реакции, которые возникают как реакция на тяжелую жизненную ситуацию. Во всех этих проявлениях стержневым переживанием может являться психотравма, внутриличностный конфликт, стресс, дезадаптация, фрустрация и т.д.
Издержки воспитания – обученность определенным привычным эмоциям в детстве; родительские запреты на позитивные чувства (запрет на любовь к себе, подавленный гнев, подавленная печаль, подавленная сексуальность и т.д.); родительские приказания на отрицательные эмоции (комплекс неполноценности, чувство отверженности, деструктивные установки и стереотипы) и т.д.
Психосоматические нарушения - соматические (физиологические и физические) нарушения (болезни), вызванные эмоциональными причинами. Тело и душа очень тесно связаны. Если в душе есть напряжение (даже неосознанное), то тело обязательно на это отреагирует симптомами, синдромами, нарушением функций, болезнью.
Проблемы смысла жизни (экзистенции) и самореализации – переживания правильности или неправильности своего жизненного пути, свободы выбора, проблемы самоопределения и самовыражения. Стремление обрести смысл своего существования. Когда стремление не реализуется то человек ощущает экзистенциальный вакуум.
Межличностные конфликты – явные и скрытые конфликты с другими людьми, приносящие издержки для психики. Семейные конфликты (разные ценностные ориентации, проблемы с детьми, сексуальные проблемы, ощущение непонимания и обид, измены, угрозы развода) Конфликты на работе (конфликтные ситуации, эмоциональное напряжение, синдром хронической усталости, стрессы, недовольство, раздражение, ощущение, что это мешает взаимопониманию, работе и карьерному росту). Конфликты с друзьями (раздражение, зависть, конкурентные чувства, обиды). Конфликты с посторонними людьми (конфликтные ситуации на улице, в транспорте, в помещении с незнакомыми людьми по их или Вашей инициативе).
Возрастные и этапные кризисы – в каждом возрастном периоде у человека случаются определенные кризисы. Это совершенно нормально. Не нормально, если человек оказывается к этому не готов.
Отсутствие навыков или деформированные навыки – проблемы в общении, знакомствах, уверенности в себе, прохождении собеседований, самопрезентации и т.д.
Дисгармоничная Я-концепция – у каждого человека существует несколько образов своего «Я»- я реальное, я в глазах других людей, я-идеальное и т.д. (целая иерархия я-структур). В этом суть личности и в этом своеобразие личности и ее проблем. Часто личностное своеобразие порождает психологические проблемы, потому что человек поступает в соответствии с тем, что он о себе думает, а это далеко не всегда объективно.

В любом случае всё это ведет к тому, что человек никак не может достичь желаемого! А нужно ли достигать это самое желаемое? Так ли нужно яблоко ежику в нашей метафоре? Может, переживет и без яблока, питаясь грибами и лягушками? И можно было бы перебороть себя и внушить себе, что вроде как без этого желаемого можно пережить… но... нет! Душа все равно будет стремиться к цели не этим, так другим способом. Жизнь одна, и жить Ваша душа хочет хорошо и счастливо. Поэтому вряд ли ёжик расхочет яблоко (ну может вид сделает, не более того), но мечтать о нем станет сильнее в глубине своей ёжиковой души. Потому что яблоко – это не самоцель, яблоко это шаг к счастью! А счастье это очень много и не только для ежа, но и для человека.