«шилка» - зенитная самоходная артиллерийская установка (10 фото). Темпераментная «Шилка Шилка зенитная самоходная установка калибр

«шилка» - зенитная самоходная артиллерийская установка (10 фото). Темпераментная «Шилка Шилка зенитная самоходная установка калибр

Самоходная зенитная установка ЗСУ-23-4 «Шилка» была принята на вооружение более 50 лет назад, но, несмотря на это, она до сих пор отлично справляется со своими задачами и даже превосходит гораздо более поздние машины иностранного производства. С чем связан такой успех «Шилки», попробуем разобраться далее.

Советской зенитной самоходной установкой ЗСУ-23-4 «Шилка» специалисты НАТО начали интересоваться с момента, когда на Западе появились первые данные о ее возможностях. А в 1973 году натовцы уже «ощупывали» образец «Шилки». Добыли его израильтяне - в ходе войны на Ближнем Востоке. В начале восьмидесятых американцы начали разведывательную операцию с целью приобретения еще одного образца «Шилки», выйдя на братьев румынского президента Николае Чаушеску. Чем же так заинтересовала натовцев советская самоходная установка?

Сильно хотелось узнать: нет ли крупных изменений в модернизированной советской ЗСУ? Понять интерес было можно. «Шилка» являлась уникальнейшим оружием, не уступала первенства в своем классе два десятка лет. Ее контуры отчетливо обозначились в 1961 году, когда советская наука праздновала победу гагаринского полета.
Итак, в чем же уникальность ЗСУ-23-4? Рассказывает полковник в отставке Анатолий Дьяков, чья судьба тесно связана с этим оружием - он десятки лет прослужил в войсках ПВО Сухопутных войск:
«Если говорить о главном, то «Шилкой» мы впервые стали систематически поражать воздушные мишени. До этого зенитные комплексы 23- и 37-мм орудий ЗУ-23 и ЗП-37, 57-мм орудия С-60 попадали в скоростные цели лишь случайно. Снаряды к ним - ударного действия, без взрывателя. Для поражения цели в нее нужно было попасть непосредственно снарядом. Вероятность этого - мизерная. Словом, ранее созданное зенитное вооружение могло лишь поставить заслон перед самолетом, вынудить летчика сбросить бомбы подальше от запланированного места...

На фото: Кандагар. Нагаханский поворот. 1986 г. ЗСУ-23-4... "ШИЛКА"... "ШАЙТАН-АРБА"

Командиры частей выражали восторг, когда видели, как «Шилка» не только прямо на глазах поражает цели, но и двигается вслед за подразделениями, в боевых порядках прикрываемых войск. Настоящая революция. Представляете, не надо перекатывать орудия... Устраивая засаду батарей зенитных орудий С-60, намучаешься - трудно прятать пушки на местности. А чего стоит построить боевой порядок, «привязаться» к местности, соединить все точки (агрегаты питания, пушки, станцию орудийной наводки, приборы управления огнем) большим кабельным хозяйством. Какие многолюдные расчеты были!.. А тут компактная мобильная установка. Пришла, отстрелялась из засады и ушла, ищи потом ветра в поле... Офицерами нынешнего дня, теми, кто мыслит категориями девяностых годов, иначе воспринимаются словосочетания «автономный комплекс»: мол, что же тут необычного? А в шестидесятых это был подвиг конструкторской мысли, вершина инженерных решений».
Достоинств у самоходной «Шилки» действительно много. Генеральному конструктору, доктору технических наук Николаю Астрову, как говорится, не круглому зенитчику, удалось создать машину, которая показала себя во многих локальных войнах и военных конфликтах.
Чтобы прояснить, о чем идет речь, скажем о назначении и составе 23-мм счетверенной зенитной самоходной установки ЗСУ-23-4 «Шилка». Предназначена она для защиты боевых порядков войск, колонн на марше, стационарных объектов и железнодорожных эшелонов от нападения воздушного противника на высотах от 100 до 1500 метров, на дальностях от 200 до 2500 метров при скорости цели до 450 м/с. «Шилка» может использоваться и для поражения подвижных наземных целей на дальности до 2000 метров. Она ведет огонь с места и в движении, снабжена аппаратурой, обеспечивающей автономный круговой и секторный поиск целей, их сопровождения, выработку углов наведения пушки и управления ею.

Состоит ЗСУ-23-4 из 23-мм счетверенной автоматической зенитной пушки АЗП-23, силовых приводов, предназначенных для наведения. Следующий важнейший элемент - радиолокационно-приборный комплекс РПУ-2. Он служит, понятно, для управления огнем. Причем «Шилка» могла работать как с РЛС, так и с обычным визирным оптическим устройством. Локатор - это, конечно, хорошо, он обеспечивает поиск, обнаружение, автоматическое сопровождение цели, определяет ее координаты. Но в то время американцы начали устанавливать на самолеты ракеты, которые могли по радиолокационному лучу найти локатор и поразить его. А визир есть визир. Замаскировался, увидел самолет - тут же мгновенно открыл огонь. И без проблем. Гусеничная машина ГМ-575 обеспечивает ЗСУ высокую скорость передвижения, маневренность и повышенную проходимость. Дневные и ночные приборы наблюдения позволяют механику-водителю и командиру ЗСУ вести наблюдение за дорогой и окружающей обстановкой в любое время суток, а аппаратура связи обеспечивает внешнюю связь и связь между номерами экипажа. Экипаж самоходной установки состоит из четырех человек: командира ЗСУ, оператора поиска - наводчика, оператора дальности и механика-водителя.

На фото: Иракская ЗСУ-23-4М, поврежденная в ходе операции «Буря в пустыне»

«Шилка» родилась, что называется, в рубашке. Разработка ее началась в 1957 году. В 1960-м был готов первый опытный образец, в 1961-м прошли государственные испытания, в 1962-м шестнадцатого октября состоялся приказ министра обороны СССР о принятии на вооружение, а через три года начался ее массовый выпуск. Еще чуть позже - испытание боем.

Предоставим вновь слово Анатолию Дьякову:

«В 1982 году, когда шла ливанская война, я находился в командировке в Сирии. В то время Израиль предпринимал серьезные попытки нанести удары по войскам, находившимся в долине Бекаа. Помню, сразу же после налета советским специалистам привезли обломки самолета F-16, самых современных на то время, сбитых «Шилкой».
Еще, можно сказать, теплые обломки меня порадовали, но самому факту я не удивился. Знал, что «Шилка» могла открыть внезапно огонь в любой местности и дать прекрасный результат. Ибо мне пришлось вести электронные дуэли с советскими самолетами в учебном центре, под Ашхабадом, где мы готовили специалистов для одной из арабских стран. И ни разу летчики в пустынной местности не могли обнаружить нас. Сами же являлись мишенями, да и только, бери и открывай огонь по ним...»

А вот воспоминания полковника Валентина Нестеренко, бывшего в восьмидесятых годах советником начальника колледжа ВВС и ПВО в Северном Йемене.
«В создаваемом колледже, - рассказывал он, - преподавали американские и советские специалисты. Материальную часть представляли американские зенитные установки «Тайфун» и «Вулкан», а также наши «Шилки». Вначале йеменские офицеры и кадеты были настроены проамерикански, считая, что все американское - самое лучшее. Но их уверенность была основательно поколеблена в ходе первых боевых стрельб, которые выполняли кадеты. На полигоне установили американские «Вулканы» и наши «Шилки». Причем американские установки обслуживали и готовили к стрельбе только американские специалисты. На «Шилках» все операции выполняли арабы.
И предупреждение о мерах безопасности, и просьбы поставить для «Шилок» мишени значительно дальше, чем для «Вулканов», многими воспринимались как пропагандистские выпады русских. Но когда первая наша установка дала залп, изрыгнув море огня и град стреляных гильз, американские специалисты с завидной поспешностью юркнули в люки и отвели свою установку подальше.

А на горе ярко горели разнесенные в щепки мишени. За все время стрельб «Шилки» работали безотказно. «Вулканы» имели ряд серьезных поломок. С одной из них удалось справиться только с помощью советских специалистов...»
Здесь уместно сказать: разведка Израиля разнюхала, что арабы задействовали впервые «Шилку» еще в 1973 году. Тогда же израильтяне оперативно спланировали операцию по захвату ЗСУ советского производства и успешно провели ее. Но исследовали «Шилку» прежде всего специалисты НАТО. Их интересовало, чем она эффективнее американской 20-мм ЗСУ «Вулкан» ХМ-163, нельзя ли учесть ее лучшие конструктивные особенности при доводке западногерманской 35-мм спаренной самоходной установки «Гепард», которая только начала поступать в войска.
Читатель наверняка спросит: зачем же позднее, уже в начале восьмидесятых, американцам понадобился еще один образец? «Шилка» была оценена специалистами очень высоко, а поэтому, когда стало известно, что начали выпускаться модернизированные варианты, за океаном решили добыть еще одну машину.
Наша самоходная установка действительно постоянно модернизировалась, в частности, один из вариантов даже приобрел новое название - ЗСУ-23-4М «Бирюса». Но элементно она не менялась. Разве что со временем появился прибор командирский - для удобства наведения, переброски башни на цель. Блоки же с каждым годом становились совершеннее, надежнее. Локатор, например.

И, конечно же, авторитет «Шилки» вырос в Афганистане. Не было там командиров, которые безучастно бы относились к ней. Идет колонна по дорогам, и вдруг из засады огонь, попробуй организуй оборону, все машины уже пристреляны. Спасение одно - «Шилка». Длиннющая очередь в стан противника, и море огня на позиции. Там называли самоходную установку «шайтан-арба». Начало ее работы определяли сразу и тут же начинали отход. Тысячам советских бойцов спасла жизнь «Шилка».
В Афганистане «Шилка» полностью реализовала и возможность вести огонь по наземным целям в горах. Более того, был создан специальный «афганский вариант». В ЗСУ был изъят радиоприборный комплекс. За счет него боекомплект удалось увеличить с 2000 до 4000 выстрелов. Был также установлен ночной прицел.

Интересный штрих. Колонны, сопровождаемые «Шилкой», редко атаковывались не только в горах, но и вблизи населенных пунктов. ЗСУ была опасна для живой силы, скрытой за глинобитными дувалами - взрыватель снаряда «Ш» срабатывал при попадании в стену. Эффективно «Шилка» била и по легко бронированным целям - бронетранспортерам, машинам...
У каждого оружия своя судьба, своя жизнь. В послевоенное время многие типы вооружений быстро морально устаревали. 5-7 лет - и появлялось более современное поколение. И только «Шилка» вот уже более тридцати лет в боевом строю. Оправдала она себя и в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году, где американцы применили различные средства воздушного нападения, в том числе известные по Вьетнаму бомбардировщики В-52. Были весьма уверенные заявления: они, дескать, разнесут цели в пух и прах.

И вот очередной заход на малых высотах ЗСУ «Шилка» совместно с комплексом «Стрела-3» открывают огонь. У одного самолета тут же загорелся двигатель. Как ни старался В-52 дотянуть до базы, не удалось.
И еще один показатель. «Шилка» стоит на вооружении в 39-и странах. Причем ее покупали не только союзники СССР по Варшавскому Договору, но и Индия, Перу, Сирия, Югославия... А причины следующие. Высокая огневая эффективность, маневренность. «Шилка» не уступает зарубежным аналогам. В том числе и известной американской установке «Вулкан».
У «Вулкана», принятого на вооружение в 1966 году, есть ряд преимуществ, но по многим характеристикам он уступает советской «Шилке». Американская ЗСУ может стрелять по целям, которые идут со скоростью не более 310 м/сек, в то время как «Шилка» работает по более скоростным - до 450 м/с. Мой собеседник Анатолий Дьяков говорил, что он действовал в учебном бою на «Вулкане» в Иордании и не может сказать, что американская машина лучше, хотя на вооружение она принята позже. Примерно такого же мнения и иорданские специалисты.

На фото: Египетские «Шилки» на параде 1973 г.

Принципиальное отличие от «Шилки» имеет ЗСУ «Гепард» (ФРГ). Большой калибр пушки (35-мм) позволяет иметь снаряды со взрывателем и соответственно большую эффективность поражения - цель поражается осколками. Западногерманская ЗСУ может поражать цели на высотах до 3 километров, летящие со скоростью до 350-400 м/с; дальность ее стрельбы - до 4 километров. Однако, «Гепард» имеет меньшую по сравнению с «Шилкой» скорострельность- 1100 выстрелов в минуту против - 3400 («Вулкан» - до 3000), он более чем вдвое тяжелее - 45,6 тонны. И отметим, что «Гепард» был принят на вооружение на 11 лет позже «Шилки», в 1973 году, это машина более позднего поколения.
Во многих странах известны французский зенитный артиллерийский комплекс «Тюррен» АМХ-13 и шведский «Бофорс» ЕААК-40. Но и они не превосходят ЗСУ, созданную советскими учеными и рабочими. «Шилка» и сегодня стоит на вооружении частей сухопутных войск многих армий мира, в том числе - Российской.

На фото: ЗСУ-23-4 прикрывают танки Т-55 на учениях

Советская ЗСУ «Шилка» — наиболее распространенная в мире зенитная самоходная установка. Эта легендарная боевая машина легко узнается как по внешнему виду, так и по характерному звуку стрельбы.

Зенитная самоходная установка «Шилка» создавалась объединенными усилиями нескольких разработчиков. Головным исполнителем являлось ОКБ-40 Мытищинского машиностроительного завода (главный конструктор Н. А. Астров), разработкой приборного комплекса занималось ленинградское ОКБ-357 (главный конструктор В. Э. Пиккель), РПК «Тобол» разрабатывало КБ тульского завода № 668 (главный конструктор Я. И. Назаров), 23-мм автоматическую зенитную пушку «Амур» — ОКБ-575 (главный конструктор Н. Е. Чудаков).

«Шилка» предназначалась для замены зенитной самоходной установки ЗСУ-57-2. Разрабатывалась для ПВО мотострелковых полков в соответствии с Постановлением СМ СССР от 17 апреля 1957 года. Принята на вооружение Постановлением СМ СССР от 5 сентября 1962 года. Серийно производилась на заводе № 535 (артиллерийская часть) и ММЗ (шасси и сборка) с 1964 по 1982 год.

МОДИФИКАЦИИ

ЗСУ-23-4 — в качестве базы служит гусеничная машина ГМ-575 специальной разработки. Отделение управления — в носовой части, боевое — в средней, силовое — в кормовой. В башне установлена 23-мм счетверенная пушка АЗП-23 «Амур». Вместе с башней она имеет индекс ГРАУ 2А10, а автоматы пушки — 2А7. Суммарный темп стрельбы 3400 выстр/мин, начальная скорость снаряда 950 м/с, наклонная дальность стрельбы по зенитным целям 2500 м. Углы наведения: горизонтальный — 360°, вертикальный — 4°.. .+85°. В кормовой части крыши башни на складывающихся стойках размещена антенна РЛС радиолокационно-приборного комплекса РПК-2 «Тобол». Машина имеет систему электропитания, включающую в себя одновальный газотурбинный двигатель типа ДГ4М-1, предназначенный для вращения генератора постоянного тока, систему ПАЗ, навигационную аппаратуру ТНА-2 и ППО. ЗСУ-23-4В — модернизированный вариант. Повышена надежность различных узлов и агрегатов. Кожух системы вентиляции размещен на правом борту корпуса. Введен командирский прибор наведения.

ЗСУ-23-4В1 — модернизированный вариант ЗСУ-23-4В. Повышена надежность различных узлов и агрегатов, в первую очередь РПК. Кожухи системы вентиляции размещены на лобовых скулах башни. Увеличен ресурс газотурбинного агрегата.

ЗСУ-23-4М1 — модернизированные автоматы 2А7М и пушка 2А10М. Повышена живучесть стволов с 3000 до 4500 выстрелов. Улучшена надежность РЛС и увеличен ресурс ГТА с 600 до 900 ч.

ЗСУ-23-4М2 — модернизация ЗСУ-23-4М1 для использования в горных условиях Афганистана. Из установки был исключен РПК, за счет чего увеличен боекомплект снарядов с 2000 до 3000 шт., введена аппаратура ночного видения для ведения стрельбы ночью по наземным целям.

ЗСУ-23-4М3 «Бирюса» — ЗСУ-23-4М1 с установкой наземного радиозапросчика «Лук» системы радиолокационного опознавания воздушных целей по признаку «свой-чужой».

ЗСУ-23-4М4 «Шилка-М4» — модернизация с установкой радиолокационной СУО и возможностью установки ЗРК «Стрелец». Ввод в состав батареи в качестве командного пункта подвижного пункта разведки и управления (ППРУ) «Сборка М1» и внедрение в ЗСУ телекодового канала связи обмена информацией между ЗСУ и КП. Замена аналогового счетно-решающего прибора на современную ЦВС. Устанавливается цифровая следящая система. Модернизация гусеничного шасси, направленная на улучшение управляемости и маневренности самохода и снижения трудоемкости его технического обслуживания и эксплуатации. Активный прибор ночного видения, новые средства связи, кондиционер, система автоматизированного контроля работоспособности радиоэлектронной аппаратуры.

ЗСУ-23-4М5 «Шилка-М5» — модернизация ЗСУ-23-4М4 с установкой радиолокационной и оптико-электронной СУО.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

ЗСУ-23-4 стали поступать в войска в 1965 году, и к началу 1970-х полностью вытеснили ЗСУ-57-2 из подразделений ПВО. Первоначально танковому полку по штату полагался дивизион «Шилок», который состоял из двух батарей по четыре машины. В конце 1960-х годов часто одна батарея в дивизионе вооружалась «Шилками», а другая — ЗСУ-57-2. Позже мотострелковые и танковые полки получили типовую зенитную батарею, куда входили два взвода. Один взвод имел четыре ЗСУ «Шилка», а другой — четыре самоходных ЗРК «Стрела-1» (затем ЗРК «Стрела-10»).

«Шилки» широко применялись Советской армией в Афганистане. Причем в условиях отсутствия воздушных целей эта ЗСУ полностью реализовала и возможность вести огонь по наземным целям в горах. Появился специальный «афганский вариант» — за ненадобностью на нем демонтировали РПК, за счет чего удалось увеличить боекомплект до 4000 выстрелов. Был также установлен ночной прицел. Аналогично «Шилки» использовались Российской армией и в Чечне.

ЗСУ-23-4 широко экспортировались в страны Варшавского договора, на Ближний Восток и в другие регионы. Они принимали активное участие в арабо-израильских войнах, ирако-иранской войне, а также в войне в зоне Персидского залива в 1991 году.

КОНСТРУКЦИЯ ЗСУ-23-4

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 относится к типу закрытых самоходных установок с кормовым расположением МТО.

В средней части корпуса установлена вращающаяся башня, в которой размещена счетверенная автоматическая 23-мм зенитная пушка АЗП-23 «Амур» с приводами наведения, радиолокационно-приборный комплекс поиска и наведения РПК-2 «Тобол», боеприпасы и три члена экипажа. Вращающаяся башня повышенной точности изготовления установлена на шариковой опоре башни танка Т-54. Корпус и башня сварены из 6- и 8-мм броневых листов.

Амбразура пушки при максимальном угле возвышения стволов частично прикрывается подвижным броневым щитком, ролик которого скользит по направляющей нижней люльки. В боевом отделении слева от пушки находится рабочее место командира машины, справа — оператора дальности, а между ними — оператора поиска-наводчика. Наблюдение за полем боя командир осуществляет через перископические приборы, расположенные во вращающейся командирской башенке.

В боевой обстановке механик-водитель использует для наблюдения перископический прибор БМ-190 или два стеклоблока Б-1. Вне боевой обстановки механик-водитель наблюдает за местностью через свой открытый люк или через ветровое стекло, расположенное в крышке его люка.

ПУШКА АЗП-23 «АМУР»

В башне установлена 23-мм счетверенная пушка АЗП-23 «Амур». Ей вместе с башней присвоен индекс 2А10, автоматам пушки — 2А7, а силовым приводам — 2Э2. Действие автоматики пушки основано на отводе пороховых газов через боковое отверстие в стволе. Ствол состоит из трубы, кожухов системы охлаждения, газовой камеры и пламегасителя. Затвор клиновой, с опусканием клина вниз. Масса одного автомата 85 кг, масса всей артиллерийской части 4964 кг.

Подача патронов боковая, досылание прямое, непосредственно из звена с перекосом патрона. Правые автоматы имеют правую подачу ленты, левые — левую. Подача ленты в приемные окна автоматов производится из патронного короба. Для этого используется энергия пороховых газов, приводящих в действие механизм подачи через затворную раму, и частично — энергия отдачи автоматов. Пушка комплектуется двумя коробками по 1000 патронов (из которых на верхний автомат приходится 480, а на нижний — 520 патронов) и пневматической системой перезарядки для взведения подвижных частей автоматов при подготовке к стрельбе и перезарядке при осечках. На каждой люльке смонтированы два автомата. Две люльки (верхняя и нижняя) укреплены на станине одна над другой на расстоянии 320 мм друг от друга в горизонтальном положении, нижняя выдвинута по отношению к верхней вперед на 320 мм.

Параллельность стволов обеспечивает параллелограммная тяга, соединяющая обе люльки. К нижней люльке крепятся два зубчатых сектора, входящих в зацепление с шестернями входного вала редуктора вертикального наведения. Пушка «Амур» размещена на основании, поставленном на шаровой погон. Основание состоит из верхнего и нижнего коробов. К торцу верхнего короба прикреплена броневая башня. Внутри основания имеются две продольные балки, служащие опорой станины. В подшипниках станины и качаются на цапфах обе люльки с закрепленными на них автоматами.

ОСОБЕННОСТИ СТРЕЛЬБЫ

Питание автоматов снарядами — непрерывное. Темп стрельбы из четырех автоматов — 3600-4000 выстр./мин. Управление стрельбой — дистанционное, с помощью электроспусков. Спуск затворной рамы (то есть открытие огня) производят или командир установки, или оператор поиска. Количество автоматов, назначенных для стрельбы, а также количество выстрелов в очереди определяет командир установки в зависимости от характера цели. Поражение малоскоростных целей (самолеты, вертолеты, парашютные десанты, наземные цели) производится короткими очередями по 3-5 или по 5-10 выстрелов на ствол. Поражение скоростных целей (скоростные самолеты, ракеты) производится короткими очередями по 3-5 или 5-10 выстрелов на ствол, а при необходимости — длинными очередями до 50 выстрелов на ствол с перерывом между очередями 2-3 с.

Независимо от типа очереди после 120-150 выстрелов на ствол делался перерыв на 10-15 с для охлаждения стволов. Охлаждение стволов автоматов во время стрельбы осуществляется жидкостной системой открытого типа с принудительной циркуляцией жидкости. В качестве охлаждающей жидкости в летнее время применяется вода, а в зимнее — НОЖ 65.

БОЕКОМПЛЕКТ

В боекомплект пушки входят 23-мм бронебойно-зажигательные трассирующие (БЗТ) и осколочно-фугасно-зажигательные трассирующие (ОФЗТ) снаряды. Бронебойные снаряды БЗТ массой 190 г не имеют взрывателя и взрывчатого вещества, а содержат лишь зажигательное вещество для трассирования. Осколочные снаряды ОФЗТ массой 188,5 г имеют головной взрыватель МГ-25. Масса патрона 450 г. Гильза стальная, однократного пользования. Баллистические данные обоих снарядов одинаковы — начальная скорость 980 м/с, табличный потолок 1500 м, дальность табличная 2000 м. Снаряды ОФЗТ снабжены самоликвидаторами с временем действия 5-11 с. Каждый пятый патрон в ленте — БЗТ.

РПК-2

Радиолокационный приборный комплекс РПК-2 (1А7) размещается в приборном отсеке башни и состоит из радиолокационной станции 1РЛ33 и приборной части комплекса «Тобол». Радиолокационная станция позволяет обнаруживать и сопровождать воздушные цели, а также точно измерять их текущие координаты. Радиолокационная станция 1РЛ33 работает в импульсном режиме в сантиметровом диапазоне волн и имеет защиту от активных и пассивных помех. Обнаружение станцией воздушных целей осуществляется при круговом или секторном (30-80°) поиске, а также в режиме ручного управления. Станция обеспечивает захват цели на автосопровождение на дальностях не менее 10 км при высоте полета 2000 м и не менее 6 км при высоте полета 50 м. Станция смонтирована в приборном отсеке башни. Антенна станции размещена на крыше башни. В нерабочем положении антенна автоматически складывается и фиксируется.

Возможно вам будет интересно:


Зенитная самоходная установка 23-4 «Шилка» была разработана в 1960-х годах для замены 57-мм ЗСУ-57-2. Хотя 23-мм пушка ЗСУ 23-4 и имеет меньшую по сравнению с ней дальность ведения огня она намного эффективнее благо даря радиолокационной системе управления огнем и высокому темпу стрельбы. После поступления на вооружение Советской Армии «Шилка» была поставлена во все страны, получавшие советское вооружение: Афганистан, Алжир, Анголу, Болгарию, Кубу, Чехословакию, ГДР, Египет, Эфиопию, Венгрию, Индию, Иран, Ирак, Иорданию, Ливию, Мозамбик, Нигерию, Северную Корею, Северный Йемен, Перу, Польшу, Румынию, Сомали, Южный Йемен, Сирию, Вьетнам и Югославию. Зенитная самоходная установка 23-4 очень хорошо себя зарекомендовала во время ведения боевых действий во Вьетнаме а также доказала свою высочайшую эффективность во время войны на Ближнем Востоке 1973 года. В ходе этой воины советские ракеты СА-6 заставляли израильских пилотов летать на низких высотах, где они сталкивались с огнем ЗСУ-23-4 и переносных зенитных установок СА 7. В Советской Армии ЗСУ 23-4, известная под названием «Шилка», состояла на вооружении в количестве 16 боевых машин на дивизион, установки обычно действовали парами.
Шасси зенитной самоходной установки 23-4 очень сходно с шасси ракетных установок СА-6 Gainful SAM, в нем также используются не которые узлы и агрегаты плавающего легкого танка ПТ-76 Корпус установки полностью сварной, толщина брони составляет 10 и 15 мм в лобовой части, что обеспечивает только противопульную и противоосколочную защиту. Место механика-водителя находится впереди слева, башня расположена по центру корпуса, двигатель и трансмиссия находятся сзади. Подвеска - торсионного типа, состоит из 6 обрезиненных дорожных катков. Газовая турбина, установленная в задней части корпуса, приводит в действие башню и другие системы установки при выключенном двигателе. Командир, наводчик оператор/оператор РЯС располагаются в большой плоской башне. Основным вооружением являются 4 автоматические зенитные 23-мм пушки АЗП-23, имеющие темп стрельбы от 800 до 1000 выстрелов в минуту. Угол вертикального наведения данных пушек составляет от -4° до +85°, башня вращается на 360°. В случае чрезвычайной ситуации управление пушкой и башней может осуществляться вручную. Наводчик-оператор может выбирать режим стрельбы очередями по 3/5, 5/10 или 50 выстрелов в минуту, установка способна вести эффективный огонь по воздушным и наземным целям на дальности до 2500 м. Боекомплект каждой пушки составляет 500 выстрелов. При ведении огня используются два основных типа боеприпасов- бронебойно зажигательные трассирующие и фугасно-зажигательные трассирующие. Система управления огнем ЗСУ 23-4 включает в себя РЛС, установленную на задней части башни, прицелы и вычислительное устройство системы управления огнем. Установка может поражать цели и на ходу, однако для большей стабильности огня целесообразно вести огонь с места.

Плавно переходим от ЗСУ-57-2 к великой (и совсем вот не побоюсь этого слова) преемнице. «Шайтан-арбе» - «Шилке».

Об этом комплексе можно говорить бесконечно, но достаточно одной короткой фразы: «В строю с 1965 года». И достаточно, в общем и целом.

… Историю создания растиражировали так, что добавить что-то новое или пикантное нереально, но, говоря о «Шилке», нельзя не отметить несколько фактов, которые просто вписывают «Шилку» в нашу военную историю.

Итак, 60-е годы прошлого века. Реактивные самолеты уже перестали быть чудом, являя собой вполне серьезную ударную силу. С совершенно иными скоростями и возможностями по маневру. Вертолеты тоже встали на винт и рассматривались не только как транспортное средство, но и как вполне себе приличная оружейная платформа.

А главное, вертолеты начали пытаться догонять самолеты Второй мировой, а самолеты совершенно обогнали своих предшественников.

И со всем этим надо было что-то делать. Особенно на армейском уровне, «в полях».

Да, появились зенитно-ракетные комплексы. Пока еще стационарные. Вещь многообещающая, но в будущем. Но основную нагрузку по-прежнему несли зенитные пушки всех размеров и калибров.

Мы уже рассказывали о ЗСУ-57-2 и тех сложностях, с которыми столкнулись расчеты установок при работе по низколетящим быстрым целям. Зенитные комплексы ЗУ-23, ЗП-37, ЗСУ-57 могли попасть в скоростные цели случайно. Снаряды установок, ударного действия, без взрывателя, для гарантированного поражения должны были попасть в саму цель. Насколько высока была вероятность прямого попадания, судить не берусь.

Несколько лучше дела обстояли с батареями зенитных орудий С-60, наведение которых могло вестись автоматически по данным радиоприборного комплекса РПК-1.

Но в целом ни о каком точном зенитном огне речь уже не шла. Зенитные пушки могли поставить заслон перед самолетом, вынудить летчика сбросить бомбы или осуществить пуск ракет с меньшей точностью.

«Шилка» стала прорывом в области поражения летающих целей на небольших высотах. Плюс мобильность, которую уже оценили по ЗСУ-57-2. Но главное – точность.

Генеральному конструктору Николаю Александровичу Астрову удалось создать бесподобную машину, которая прекрасно показала себя в боевых условиях. И не раз.

Малые плавающие танки Т-38 и Т-40, гусеничный бронированный тягач Т-20 «Комсомолец», лёгкие танки Т-30, Т-60, Т-70, самоходная установка СУ-76М. И другие, менее известные или не пошедшие в серию модели.

Что же такое ЗСУ-23-4 «Шилка»?

Наверное, стоит начать с предназначения.

Предназначена «Шилка» для защиты боевых порядков войск, колонн на марше, стационарных объектов и железнодорожных эшелонов от нападения воздушного противника на высотах от 100 до 1500 метров, на дальностях от 200 до 2500 метров при скорости цели до 450 м/с. «Шилка» может вести огонь с места и в движении, снабжена аппаратурой, обеспечивающей автономный круговой и секторный поиск целей, их сопровождения, выработку углов наведения пушек.

Вооружение комплекса состоит из 23-мм счетверенной автоматической зенитной пушки АЗП-23 «Амур» и системы силовых приводов, предназначенных для наведения.

Вторая компонента комплекса - радиолокационно-приборный комплекс РПК-2М. Его назначение тоже понятно. Наведение и управление огнем.


Конкретно эта машина модернизирована в конце 80-х, судя по командирскому триплексу и ночному прицелу.

Важный аспект: «Шилка» может работать как с РЛС, так и с обычным визирным оптическим устройством прицеливания.

Локатор обеспечивает поиск, обнаружение, автоматическое сопровождение цели, определяет ее координаты. Но в середине 70-х годов американцы изобрели и начали вооружать самолеты ракеты, которые могли по радиолокационному лучу найти локатор и поразить его. Тут и пригодилась простота.

Третья составляющая. Шасси ГМ-575, на котором все, собственно, и смонтировано.

Экипаж «Шилки» состоит из четырех человек: командира ЗСУ, оператора поиска-наводчика, оператора дальности и механика-водителя.

Механик-водитель - это самый блатной член экипажа. Он находится в просто ошеломительной роскоши, по сравнению с другими.

Остальные находятся в башне, где мало того, что тесно и как в нормальном танке есть обо что приложиться головой, так еще и (нам так показалось) током приложить может легко и непринужденно. Очень тесно.


Места оператора дальности и наводчика-оператора. Вид сверху в зависшем состоянии.


Экран локатора

Аналоговая электроника... Смотришь с благоговейным трепетом. По круглому экрану осциллографа, судя по всему, оператор и определял дальность... Ух...

Боевое крещение «Шилка» получила во время так называемой «Войны на истощение» 1967-70 годов между Израилем и Египтом в составе ПВО Египта. И после этого на счету комплекса еще два десятка локальных войн и конфликтов. В основном на Ближнем Востоке.

Но особое признание «Шилка» получила в Афганистане. И почетное прозвище «Шайтан-арба» у моджахедов. Лучший способ угомонить организованную в горах засаду – это применить «Шилку». Длинная очередь из четырех стволов и последующий ливень фугасных снарядов на предполагаемых позициях – лучшее средство, спасшее не одну сотню жизней наших солдат.

Кстати, взрыватель вполне нормально срабатывал при попадании в глинобитную стену. И попытка спрятаться за дувалами кишлаков обычно ни к чему хорошему не приводила душманов…

Учитывая, что авиации у афганских партизан не было, «Шилка» полностью реализовала свой потенциал ведения огня по наземным целям в горах.

Более того, был создан специальный «афганский вариант»: был изъят радиоприборный комплекс, совершенно не нужный в тех условиях. За счет него боекомплект удалось увеличить с 2000 до 4000 выстрелов и был установлен ночной прицел.

К концу пребывания наших войск в ДРА, колонны, сопровождаемые «Шилкой», редко атаковывались. Это тоже признание.

Также признанием можно считать то, что в нашей армии «Шилка» по-прежнему в строю. Более 30 лет. Да, это уже далеко не та машина, начинавшая свою карьеру в Египте. «Шилка» перенесла (успешно) не одну глубокую модернизацию, а одна из таких модернизаций получила даже имя собственное, ЗСУ-23-4М «Бирюса».

39 стран, причем не только наши "верные друзья", приобрели у Советского Союза эти машины.

И сегодня на вооружении российской армии тоже числятся «Шилки». Но это уже совсем другие машины, о которых стоит вести отдельный рассказ.

Отрывок из Отечественные бронированные машины. XX век: Научное издание: / Солянкин А.Г, Желтов И.Г., Кудряшов К.Н. /

Том 3. Отечественные бронированные машины. 1946-1965 гг.- М.: ООО «Издательство “Цейхгауз”», 2010. - 672 с.: ил.

Предназначалась для защиты боевых порядков войск, колонн на марше, стационарных объектов и железнодорожных эшелонов от нападения воздушного противника на высотах от 100 до 1500 м. Это была первая в истории отечественного зенитного ствольного вооружения ЗСУ, которая могла вести эффектив­ную стрельбу по зенитным целям в движении, в том числе по низколетящим целям, имевшим скорости полета до 450 м/с. При необходимости она могла использоваться для поражения наземных целей на дальности до 2000 м.

Всепогодная 23-мм счетверенная зенитная самоходная уста­новка разрабатывалась в соответствии с Постановлениями СМ СССР от 17 апреля 1957 г., 6 июня и 24 июля 1958 г. Головным исполнителем по ЗСУ в целом являлось ОКБ-40 ММЗ Московского (областного) Совнархоза (главный конструктор Н.А. Астров). Разработкой приборного комплекса занималось ОКБ-357 Ленинградского Совнархоза (главный конструктор В.Э. Пиккель). Радиолокационную станцию сопровождения «Тобол» разрабатывало КБ тульского завода № 668 (главный конструктор Я.И. Назаров). Разработчиком счетверенной 23-мм автоматической зенитной пушки «Амур» являлось ОКБ-575 ГК СМ СССР по ОТ (главный конструктор Н.Е. Чу­даков).



Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4.

Боевая масса -19т; экипаж - 4 чел.; оружие: автоматическая пушка - 4x23 мм; броневая защита - противопульная; мощность дизеля - 206 кВт (280 л.с.); максимальная скорость - 50 км/ч.

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка» (2А6)

В связи с тем, что при разработке комплекса его боевая масса возросла с 14 до 17,6 т, главному конструктору Н.А. Астрову пришлось отказаться от использования в конструкции силовой установки и ходовой части узлов и агрегатов самоходной артил­лерийской установки СУ-85 и разработать специальные узлы. В августе 1958 г. на ММЗ были изготовлены два действующих макета для параллельной отработки на них пушки «Амур» и приборного комплекса «Тобол» до изготовления заводского образца. Опытный образец ЗСУ-23-4 для проведения заводских испытаний с имитирующим грузом был изготовлен ММЗ в мар­те 1959 г. В декабре 1959 г. были проведены заводские испыта­ния опытного образца с пушкой «Амур» в объеме 2600 км пробе­га и 5300 выстрелов. Пушка была установлена в башне опытно­го образца, предназначенного для государственных испытаний. Боевая масса самоходной установки после доработки приборно­го комплекса и пушки «Амур» возросла до 19 т. Государственные испытания комплекса были проведены в период с 26 августа по 24 октября 1961 г. В ходе испытаний машина прошла 1490 км и было произведено 14194 выстрела. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 5 сентября 1962 г. 23-мм счетверенная зе­нитная самоходная установка комплекса «Шилка» была приня­та на вооружение. Ее серийное производство было организовано с 1964 по 1969 г. Начиная с 1966 г., гусеничную машину ГМ-575 изготавливали Мытищинский машиностроительный и Мин­ский тракторный заводы, а окончательную сборку комплекса производил Ульяновский механический завод.

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 относилась к за­крытому типу самоходных установок с кормовым расположе­нием МТО. В средней части корпуса устанавливалась вращаю­щаяся башня, в которой размещались счетверенная автоматиче­ская 23-мм зенитная пушка Α3Π-23 («Амур») с приводами на­ведения, радиолокационно-приборный комплекс поиска и наведения РПК-2 («Тобол»), боеприпасы и 3 члена экипажа. Враща­ющаяся башня большого диаметра (свыше 2700 мм) устанавли­валась на шариковой опоре башни танка Т-54 (но повышенной точности изготовления).

В боевом отделении слева от пушки находилось рабочее ме­сто командира машины, справа - оператора дальности, а между ними - оператора поиска-наводчика. Наблюдение за полем боя командир осуществлял через перископические приборы, распо­ложенные во вращающейся командирской башенке. В боевой обстановке механик-водитель использовал для наблюдения пе­рископический прибор БМ-190 или два стеклоблока Б-1. Вне боевой обстановки механик-водитель обозревал местность че­рез свой открытый люк или через ветровое стекло, расположен­ное в лючке броневой крышки люка механика-водителя.

23-мм счетверенная автоматическая зенитная пушка Α3П-23 (заводской индекс 2Б-У-653, индекс по номенклатуре ГАУ – 2А7) была разработана ленинградским ОКБ-575 на осно­вании Постановления СМ СССР от 17 февраля 1959 г. Она со­стояла из основания, станины, верхней и нижней люлек, меха­низмов наводки и четырех автоматов с системами, обеспечива­ющими их работу. Основанием качающейся части Α3Π-23 яв­лялись две люльки, на каждой из которых было закреплено по два автомата. Параллельность стволов при качании люлек обес­печивала параллелограмная тяга, соединявшая обе люльки. Об­щая масса пушки составляла 4964 кг.

Каждый из четырех 23-мм автоматов пушки 2А7 представ­лял собой автоматическое оружие, в котором действие автома­тики было построено на принципе использования энергии по­роховых газов, отводимых через боковое отверстие в стенке ствола. По своему устройству все четыре автомата пушки были принципиально одинаковы, но правые автоматы несколько от­личались от левых конструкцией деталей механизма подачи лепты и трубопроводами отвода охлаждающей жидкости в гид­росистему. Ствол был жестко закреплен в ствольной коробке и при выстреле происходил откат всего автомата на 14-18 мм. Торможение отката и наката осуществлялось пружинными амортизаторами. Накат с выкатом автомата вперед происходил под действием возвратных пружин амортизаторов. Затвор - клиновой, с опусканием клина вниз. Подача снарядов - боко­вая, досылание - прямое, непосредственно из звена рассыпной металлической ленты. Питание автоматов снарядами - непре­рывное. Темп стрельбы из четырех автоматов составлял 3600-4000 выстр./мин. Управление стрельбой - дистанцион­ное, с помощью электроспусков. Подготовка автомата к стрель­бе (отвод затворной рамы в заднее положение), перезаряжание в случае осечки при стрельбе, возвращение подвижных частей в переднее положение при стрельбе и по ее окончании осущест­влялись с помощью механизма пневмоперезарядки. Спуск за­творной рамы (то есть открытие огня) мог производить или ко­мандир установки, или оператор поиска. Количество автоматов, назначенных для стрельбы, а также количество выстрелов в очереди определял командир установки в зависимости от ха­рактера цели. Поражение малоскоростных целей (самолеты, вертолеты, парашютные десанты, наземные цели) производи­лось короткими очередями 3-5 или 5-10 выстрелов на ствол.

Поражение скоростных целей (скоростные самолеты, ракеты) производилось короткими очередями 3-5 или 5-10 выстрелов на ствол, а при необходимости - длинными очередями до 50 вы­стрелов на ствол с перерывом между очередями 2-3 с. Незави­симо от типа очереди после 120-150 выстрелов на ствол делал­ся перерыв на 10-15 с для охлаждения стволов.

Охлаждение стволов автоматов во время стрельбы осущест­влялось жидкостной системой открытого типа с принудитель­ной циркуляцией жидкости. В качестве охлаждающей жидко­сти в летнее время применялась вода, а в зимнее - НОЖ 65.

Наводка пушки 2А7 осуществлялась электрогидравлическими силовыми приводами следящего типа. Максимальная ско­рость вращения башни составляла 70 град./с, минимальная - 0,5 град./с. В автоматическом режиме максимальная скорость наводки пушки по углу возвышения составляла 60 град./с, ми­нимальная - 0,5 град./с. Угол вертикальной наводки автоматов - от 9-(4°±30") до +(85°±30"). При стрельбе по наземным целям, а также при техническом обслуживании установки, в основном, применялся ручной способ наводки.


Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 (вид на правый борт).

Боекомплект к пушке Α3Π-23 размещался в четырех короб­ках в боковых передних отсеках башни и был отделен от экипа­жа вертикальной броневой перегородкой из двух щитов. Он со­стоял из 2000 выстрелов с осколочно-фугасно-зажигательно­трассирующими (ОФЗТ) и бронебойно-зажигательно-трасси­рующими (БЗТ) снарядами, снаряженных в 4 ленты. В снаря­женной ленте после четырех выстрелов с ОФЗТ снарядами сле­довал выстрел с БЗТ снарядом. После каждого 40 выстрела в ленте находился один выстрел с размеднителем, который уменьшал омеднение канала ствола при стрельбе. Зенитной ус­тановке придавалась транспортно-заряжающая машина (ТЗМ), в которой имелось четыре коробки с 1000 выстрелами в каждой. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 970 м/с, ОФЗТ - 950 м/с.

Радиолокационный приборный комплекс РПК-2 (1А7), предназначавшийся для управления огнем пушки Α3Π-23, раз­мещался в приборном отсеке башни и состоял из радиолокаци­онной станции 1РЛЗЗ и приборной части комплекса «Тобол». Радиолокационная станция позволяла обнаруживать и сопро­вождать воздушные цели, а также точно измерять их текущие координаты.

Радиолокационная станция 1РЛЗЗ работала в импульсном режиме в сантиметровом диапазоне волн и имела защиту от ак­тивных и пассивных помех. Обнаружение станцией воздушных целей осуществлялось при круговом или секторном (30-80°) поиске, а также в режиме ручного управления. Станция обеспе­чивала захват цели на автосопровождение на дальностях не ме­нее 10 км при высоте полета 2000 м и не менее 6 км при высоте полета 50 м. Станция была смонтирована в приборном отсеке башни. Антенна станции размещалась на крыше башни. В нера­бочем положении антенна автоматически складывалась и фик­сировалась.

Приборная часть комплекса 1А7 состояла из счетно-реша­ющего прибора, системы стабилизации и визирного устройст­ва. Счетно-решающий прибор рассчитывал координаты встре­чи снаряда с целью и вырабатывал соответствующие упрежде­ния. Система стабилизации при движении машины обеспечи­вала обнаружение, сопровождение цели и ведение огня по ней за счет стабилизации линии визирования и стабилизации ли­нии выстрела с помощью гидроприводов ВН и ГН. В визирном устройстве панорамного типа имелись две самостоятельные оптические системы. Оптическая система основного визира обеспечивала наблюдение за целью во время работы РЛС, а также измерение угловых координат цели при выходе из строя в РЛС системы автосопровождения по угловым коорди­натам. Оптическая система прицел-дублера предназначалась для наводки пушки при стрельбе по воздушной цели без ра­диолокационного приборного комплекса и при стрельбе по на­земным целям.

Боевая высота стрельбы по воздушным целям, летящим со скоростью до 1620 км/ч, находилась в пределах от 100 м до 1500 м. Максимальная дальность стрельбы - 2500 м. Стрельба сходу была обеспечена при движении машины со скоростью до 25 км/ч.

Корпус и башня ЗСУ были сварены из 6 и 8 мм стальных броневых листов, обеспечивавших противопульную защиту. Амбразура пушки при ее максимальном угле возвышения час­тично прикрывалась подвижным броневым щитком.

В силовой установке использовался шестицилиндровый четырехтактный дизель В-6Р мощностью 206 кВт (280 л.с.) с жид­костной эжекционной системой охлаждения. Двигатель распо­лагался поперек продольной оси корпуса машины. Емкость двух топливных баков составляла 521 л. В системе воздухоочи- стки применялся комбинированный двухступенчатый воздухо­очиститель. Система подогрева двигателя комбинированная (жидкостная и газовая) с одновременным подогревом агрегатов трансмиссии горячей жидкостью от пускового подогревателя. Пуск дизеля осуществлялся с помощью электростартера СТ-721. При разряженных аккумуляторах пуск двигателя осу­ществлялся с помощью воздухопуска.

Механическая трансмиссия состояла из входного редуктора трансмиссии, многодискового главного фрикциона сухого тре­ния стали по стали, коробки передач, двух ПМП с блокировоч­ными фрикционами и двух однорядных шестеренчатых борто­вых редукторов нагруженного типа. От входного редуктора трансмиссии через фрикционную муфту осуществлялся отбор мощности двигателя для приведения в действие генератора си­стемы электропитания машины. Механическая, пятиступенча­тая, с постоянным зацеплением шестерен, двухвальная, треххо­довая коробка передач с инерционными синхронизаторами для высших передач имела комбинированную систему смазки. Для повышения надежности в работе и улучшения плавности зацепления в конструкции коробки передач были применены косозубые шестерни. Устройство двухступенчатых ПМП было аналогично устройству ПМП танка Т-55. Ленточные, плаваю­щие, с двусторонним серводействием тормоза имели накладки из металлокерамики, работавшие в условиях сухого трения. Для более плотного прилегания к тормозным барабанам каждая тормозная лента была выполнена из трех частей, соединявших­ся между собой шарнирами.





В ходовой части были применены мелкозвенчатые гусеницы с закрытым металлическим шарниром, индивидуальная торси­онная подвеска, рычажно-поршневые гидроамортизаторы и ог­раничители хода балансиров. Торсионные валы первых, пятых, и шестых узлов подвески имели на 4 мм больше диаметр, чем остальные. Гидроамортизаторы двухстороннего действия уста­навливались на обоих первых, пятом левом и шестом правом уз­лах подвески. Направляющие колеса и опорные катки констру­ктивно были аналогичны соответствующим узлам гусеничного движителя плавающего танка ПТ-76. Пружинные ограничите­ли (упоры) хода балансиров были установлены на первых и ше­стых узлах подвески.

Система первичного электропитания (СЭП) обеспечивала все потребители ЗСУ электроэнергией. Основными элемента­ми системы электропитания являлись: агрегат питания, комп­лект блока преобразователя, четыре аккумуляторные батареи, аппаратура управления и контроля. Основу агрегата питания составляли одновальный газотурбинный двигатель ДГ4М-1 мощностью 52 кВт (70 л.с.) и генератор постоянного тока ПГС2-14А с регулятором напряжения РН-212. Генератор через редуктор СЭП получал вращение или от ГТД СЭП (на позиции или во время стоянки), или от дизеля В-6Р самоходной уста­новки (при движении установки). Устройство редуктора допус­кало одновременную работу обоих двигателей. Электрическая бортовая сеть - двухпроводная по постоянному напряжению с заземлением средней точки и трехпроводная по переменному напряжению. Напряжение сети при неработающем двигателе составляло 48 В, при работающем - 55 В.

Внешняя связь осуществлялась через коротковолновую ра­диостанцию Р-123, внутренняя - через ТПУ Р-124 на четыре абонента.

Машина была оснащена приборами ночного видения, нави­гационной аппаратурой ТНА-2, системой ПАЗ, унифицирован­ным автоматическим противопожарным оборудованием трех­кратного действия и тремя ручными огнетушителями ОУ-2. Максимальная скорость машины по шоссе составляла 50 км/ч, а запас хода по топливу достигал 450 км.

База самоходной установки ЗСУ-23-4 была использована для создания самоходной пусковой установки 2П25М и самоходной установки разведки и наведения 1С91М1 зенитного ра­кетного комплекса 2К12 «Куб».

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 различных моди­фикаций экспортировалась в другие страны и успешно применялась в боевых действиях на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, Афганистане и в районе Персидского залива.