Подписание заключительного акта по безопасности и сотрудничеству. Хельсинкский процесс. Завершение войны во Вьетнаме. «Гуамская доктрина Никсона». Парижская конференция по Вьетнаму. Основные решения

Подписание заключительного акта по безопасности и сотрудничеству. Хельсинкский процесс. Завершение войны во Вьетнаме. «Гуамская доктрина Никсона». Парижская конференция по Вьетнаму. Основные решения

Данная версия страницы не проверялась участниками с соответствующими правами. Вы можете прочитать последнюю проверенную или т. н. стабильную версию от 01.01.01, однако она может значительно отличаться от текущей версии. Проверки требует 1 правка.

    Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (англ. Final Act of the Conference on Security and Cooperation in Europe ), также известный как Хельсинкский заключительный акт (англ. Helsinki Final Act ), Хельсинкские соглашения (англ. Helsinki Accords ) или Хельсинкская декларация (англ. Helsinki Declaration ) - документ, подписанный главами 35 государств в столице Финляндии Хельсинки 30 июля - 1 августа 1975 года. Совещание было созвано по предложению (1965) социалистических государств-участников Варшавского договора.

Заключительный акт

Текст заключительного акта доступен на многих языках, и, в частности, на русском.

Межгосударственные договорённости, сгруппированные в несколько разделов:

    в международно-правовой области: закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений между государств ами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ; территориальная целостность государств; невмешательство во внутренние дела иностранных государств; в военно-политической области: согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях); мирное урегулирование споров; в экономической области: согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки и техники и защиты окружающей среды; в гуманитарной области: согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования, право на труд, право на образование и медицинское обслуживание.

http://ru. wikipedia. org/wiki/Заключительный_акт_Совещания_по_безопасности_и_сотрудничеству_в_Европе

СОВЕЩАНИЕ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АКТ

ХЕЛЬСИНКИ 1975

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, начавшееся в Хельсинки 3 июля 1973

памятуя о своей общей истории и признавая, что существование общих элементов в их

традициях и ценностях может помогать им в развитии их отношений, и исполненные желания

изыскивать, полностью принимая во внимание своеобразие и разнообразие их позиций и взглядов,

возможности объединять их усилия с тем, чтобы предолевать недоверие и укреплять доверие,

разрешать проблемы, которые их разделяют, и сотрудничать в интересах человечества;

признавая неделимость безопасности в Европе, как и свою общую заинтересованность в

развитии сотрудничества во всей Европе и между собой, и выражая свое намерение предпринимать

соответственно усилия;

признавая тесную связь между миром и безопасностью в Европе и в мире в целом и сознавая

необходимость для каждого из них вносить свой вклад в укрепление международного мира и

безопасности и в содействие основным правам, экономическому и социальному прогрессу и

благополучию всех народов;

приняли следующее:

a) Декларация принципов, которыми государства-участники будут

руководствоваться во взаимных отношениях

Государства-участники,

подтверждая свою приверженность миру, безопасности и справедливости и процессу

развития дружественных отношений и сотрудничества;

признавая , что эта приверженность, отражающая интересы и чаяния народов, воплощает для

каждого государства-участника ответственность сейчас и в будущем, повысившуюся в результате

опыта прошлого;

подтверждая , в соответствии с их членством в Организации Объединенных Наций и в

соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций, свою полную и активную

поддержку Организации Объединенных Наций и повышению ее роли и эффективности в

укреплении международного мира, безопасности и справедливости и в содействии решению

международных проблем, как и развитию дружественных отношений и сотрудничества между

государствами;

выражая свою общую приверженность принципам, которые изложены ниже и которые

находятся в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, а также свою общую волю

действовать, в применении этих принципов, в соответствии с целями и принципами Устава

Организации Объединенных Наций;

заявляют о своей решимости уважать и применять в отношениях каждого из них со всеми

другими государствами-участниками, независимо от их политических, экономических и социальных

систем, а также их размера, географического положения и уровня экономического развития,

следующие принципы, которые все имеют первостепенную важность и которыми они будут

руководствоваться во взаимных отношениях:

I. Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету

Государства-участники будут уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также

все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, в число которых входит, в частности,

право каждого государства на юридическое равенство, на территоральную целостность, на свободу и

политическую независимость. Они будут также уважать право друг друга свободно выбирать и

развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, равно как и право

устанавливать свои законы и административные правила .

собственной совести.

Государства-участники, на чьей территории имеются национальные меньшинства, будут

уважать право лиц, принадлежащих к таким меньшинствам, на равенство перед законом, будут

предоставлять им полную возможность фактического пользования правами человека и основными

свободами и будут таким образом защищать их законные интересы в этой области.

Государства-участники признают всеобщее значение прав человека и основных свобод,

уважение которых является существенным фактором мира, справедливости и благополучия,

необходимых для обеспечения развития дружественных отношений и сотрудничества между ними,

как и между всеми государствами.

Они будут постоянно уважать эти права и свободы в своих взаимных отношениях и будут

прилагать усилия, совместно и самостоятельно, включая сотрудничество с Организацией

Объединенных Наций, в целях содействия всеобщему и эффективному уважению их.

Они подтверждают право лиц знать свои права и обязанности в этой области и поступать в

соответствии с ними.

В области прав человека и основных свобод государства-участники будут действовать в

соответствии с целями и принципами Устава ООН и Всеобщей декларацией прав человека. Они

будут также выполнять свои обязательства, как они установлены в международных декларациях и

соглашениях в этой области, включая в том числе Международные пакты о правах человека, если

они ими связаны.

VIII. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой

Государства-участники будут уважать равноправие и право народов распоряжаться своей

судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и принципами Устава ООН и

соответствующими нормами международного права, включая те, которые относятся к

территориальной целостности государств.

Исходя из принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, все народы

всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой

внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему

усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие.

Государства-участники подтверждают всеобщее значение уважения и эффективного

осуществления равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой для развитя

дружественных отношений между ними, как и между всеми государствами; они напоминают также

о важности исключения любой формы нарушения этого принципа.

IX. Сотрудничество между государствами

Государства-участники будут развивать свое сотрудничество друг с другом, как и со всеми

государствами, во всех областях в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Развивая свое

сотрудничество, государства-участники будут придавать особое значение областям, как они

определены в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, причем каждый из них

будет вносить свой вклад в условиях полного равенства.

Они будут стремиться, развивая свое сотрудничество как равные, содействовать

взаимопониманию и доверию, дружественным и добрососедским отношениям между собой,

международному миру, безопасности и справедливости. Они будут, равным образом, стремиться,

развивая свое сотрудничество, повышать благосостояние народов и способствовать претворению в

жизнь их чаяний, используя, в частности, выгоды, вытекающие из расширяющегося взаимного

ознакомления и их прогресса и достижений в экономической, научной, технической, социальной,

культурной и гуманитарной областях. Они будут предпринимать шаги по содействию условиям,

благоприятствующим тому, чтобы делать эти выгоды доступными для всех; они будут учитывать

интересы всех в сокращении различий в уровнях экономического развития и, в частности, интересы

развивающихся стран во всем мире.

Они подтверждают, что правительства, учреждения, организации и люди могут играть

соответствующую и положительную роль в содействии достижению этих целей их сотрудничества.

Они будут стремиться, расширяя свое сотрудничество, как это определено выше, развивать

более тесные отношения между собой на лучшей и более прочной основе на благо народов.

Х. Добросовестное выполнение обязательств по международному праву

Государства-участники будут добросовестно выполнять свои обязательства по

международному праву, как и те обязательства, которые вытекают из общепризнанных принципов и

норм международного права, так и те обязательства, которые вытекают из соответствующих

международному праву договоров или других соглашений, участниками которых они являются.

При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и

административные правила, они будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами

по международному праву; они будут, кроме того, учитывать должным образом и выполнять

положения Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Государства-участники подтверждают, что в том случае, когда обязательства членов

Организации Объединенных Наций по Уставу Организации Объединенных Наций окажутся в

противоречии с их обязательствами по какому-либо договору или другому международному

соглашению, преимущественную силу имеют их обязательства по Уставу, в соответствии со статьей

103 Устава ООН.

Все принципы, изложенные выше, имеют первостепенную важность, и, следовательно__________, они

будут одинаково и неукоснительно применяться при интерпретации каждого из них с учетом других.

Государства-участники выражают свою решимость полностью уважать и применять эти

принципы, как они изложены в настоящей Декларации, во всех аспектах к их взаимным отношениям

и сотрудничеству с тем, чтобы обеспечить каждому государству-участнику преимущества,

вытекающие из уважения и применения этих принципов всеми.

Государства-участники, учитывая должным образом изложенные выше принципы и, в

частности, первую фразу десятого принципа, "Добросовестное выполнение обязательств по

международному праву", отмечают, что настоящая Декларация не затрагивает их прав и

обязательств, как и соответствующих договоров и других соглашений и договоренностей.

Государства-участники выражают убеждение в том, что уважение этих принципов будет

способствовать развитию нормальных и дружественных отношений и прогрессу сотрудничества

между ними во всех областях. Они также выражают убеждение в том, что уважение этих принципов

будет способствовать развитию политических контактов между ними, которые, в свою очередь,

будут содействовать лучшему взаимному пониманию их позиций и взглядов.

Государства-участники заявляют о своем намерении осуществлять свои отношения со всеми

другими государствами в духе принципов, изложенных в настоящей Декларации.

b) Вопросы , относящиеся к претворению в жизнь некоторых

из принципов , изложенные выше

i) Государства - участники ,

подтверждая , что они будут уважать и претворять в жизнь положение о неприменении силы

или угрозы силой, и убежденные в необходимости сделать его действенным законом

международной жизни,

заявляют , что они будут уважать и выполнять в их отношениях друг с другом, в том числе

следующие положения, которые находятся в соответствии с Декларацией принципов, которыми

государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях:

– Претворять в жизнь и выражать всеми путями и во всех формах, которые они сочтут

подходящими, обязанность воздерживаться от угрозы силой или ее применения в отношениях

друг с другом.

– Воздерживаться от какого-либо применения вооруженных сил, несовместимого с целями и

принципами Устава ООН и положениями Декларации принципов, которыми государства-

участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, против другого государства-

участника, в особенности от вторжения или нападения на его территорию.

– Воздерживаться от всех проявлений силы с целью принуждения другого государства-

участника к отказу от полного осуществления его суверенных прав.

– Воздерживаться от любого акта экономического принуждения, направленного на подчинение

своим интересам осуществления другим государством-участником прав, присущих его

суверенитету, и обеспечение себе таким образом приемуществ любого рода.

– Принимать эффективные меры, которые в силу их охвата и характера являются шагами в

направлении достижения в конечном итоге всеобщего и полного разоружения под строгим и

эффективным международным контролем.

– Содействовать всеми средствами, которые каждое из них сочтет подходящими, созданию

атмосферы доверия и уважения между народами, отвечающей их обязанности воздерживаться

от пропаганды агрессивных войн или любого применения силы или угрозы силой,

несовместимыми с целями Объединенных Наций и с Деклараций принципов, которыми

государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, против другого

государства-участника.

– Прилагать все усилия к тому, чтобы разрешить любые споры между ними, продолжение

которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности в Европе,

исключительно мирными средствами, и прежде всего стараться разрешить споры при помощи

мирных средств, указанных в статье 33 Устава ООН.

– Воздерживаться от любых действий, которые могли бы затруднить мирное урегулирование

споров между государствами-участниками.

ii) Государства - участники ,

подтверждая ____________свою решимость разрешать свои споры, как это определено в принципе

мирного урегулирования споров;

убежденные в том, что мирное урегулирование споров является дополнением неприменения

силы или угрозы силой, причем оба эти фактора являются существенными, хотя не

исключительными, для поддержания и укрепления мира и безопасности;

желая укрепить и усовершенствовать имеющиеся в их распоряжении средства мирного

урегулирования споров;

1. Полны решимости продолжить рассмотрение и разработку общеприемлемого метода мирного

урегулирования споров, направленного на дополнение существующих средств, и с этой целью

работу по "Проекту конвенции о Европейской системе мирного урегулирования споров",

представленному Швейцарией на втором этапе Совещания по безопасности и сотрудничеству в

Европе, как и по другим предложениям, относящимся к нему и направленным на разработку такого

2. Принимают решение, что по приглашению Швейцарии будет созвано совещание экспертов

всех государств-участников с целью выполнения задания, изложенного в пункте 1, в рамках и при

соблюдении процедур дальнейших шагов после Совещания, определенных в разделе "Дальнейшие

шаги после Совещания".

3. Это совещание экспертов состоится после встречи представителей, назначенных министрами

иностранных дел государств-участников, запланированной в соответствии с разделом "Дальнейшие

шаги после Совещания" на 1977 год; результаты работы этого совещания экспертов будут

представлены правительствам.

Документ по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам

безопасности и разоружения

Государства - участники

желая устранить причины напряженности, которая может существовать между ними, и тем

самым внести вклад в укрепление мира и безопасности в мире;

исполненные решимости укреплять доверие между собой и этим содействовать упрочению

стабильности и безопасности в Европе;

исполненные решимости также воздерживаться в их взаимных, как и вообще в их

международных отношениях от применения силы или угрозы силой как против территориальной

целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим

образом, несовместимым с целями Объединенных Наций и с принятой в этом Заключительном акте

Деклараций принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных

отношениях;

признавая необходимость содействовать уменьшению опасности вооруженного конфликта,

неправильного понимания или неправильной оценки военной деятельности, которая могла бы

вызвать опасения, в частности в условиях, когда у государств-участников отсутствует ясная и

своевременная информация о характере такой деятельности;

принимая во внимание соображения, относящиеся к усилиям, направленным на уменьшение

напряженности и содействие разоружению;

признава я, что обмен по приглашению наблюдателями на военных учениях будет

содействовать контактам и взаимопониманию;

изучив вопрос о предварительном уведомлении о крупных передвижениях войск

применительно к укреплению доверия;

признавая , что имеются другие средства, при помощи которых отдельные государства могут

дополнительно вносить вклад в достижение их общих целей;

убежденные в политической важности предварительного уведомления о крупных военных

учениях для содействия взаимопониманию и укреплению доверия, стабильности и безопасности;

принимая ответственность каждого из них за то, чтобы содействовать этим целям и

осуществлять эту меру в соответствии с согласованными критериями и условиями, что существенно

для достижения этих целей;

признавая , что эта мера, вытекая из политического решения, опирается на добровольную

приняли следующее :

Предварительное уведомление о крупных военных учениях

Они будут уведомлять о своих крупных военных учениях все другие государства-участники

по обычным дипломатическим каналам в соответствии со следующими положениями:

Уведомления будут даваться о крупных военных учениях сухопутных войск общей

численностью болеечеловек, проводимых самостоятельно или совместно с любыми

возможными военно-воздушными или военно-морскими компонентами (в этом контексте слово

"войска" включает амфибийные и воздушно-десантные войска). В случае самостоятельных учений

амфибийных или воздушно-десантных войск, или совместных учений, в которых они участвуют, эти

войска будут также включаться в эту численность. Уведомления могут также даваться в случае

совместных учений, которые не достигают указанной выше численности, но в которых участвуют

сухопутные войска вместе со значительным количеством амфибийных или воздушно-десантных

войск или тех и других.

Уведомления будут даваться о крупных военных учениях, которые проводятся в Европе на

территории какого-либо государства-участника, а также, если это применимо, в прилегающих

морском районе и воздушном пространстве.

В случае, если территория государства-участника простирается за пределы Европы,

предварительные уведомления должны даваться только об учениях, которые проводятся в пределах

250 км от его границы, обращенной в сторону любого другого европейского государства-участника

или общей с ним, однако, для государства-участника нет необходимости давать уведомление в

случае, когда этот район также примыкает к его границе, обращенной в сторону неевропейского

неучаствующего государства или общей с ним.

Уведомления будут направляться за 21 день или более до начала учения или при ближайшей

возможности до даты его начала, если учение будет назначено за более короткий срок.

Уведомление будет содержать информацию о наименовании, если таковое присваивается,

общей цели учения, участвующих в нем государствах, типе или типах и численности участвующих

войск, районе и предполагаемом сроке его проведения. Государства-участники будут также, если

возможно, предоставлять соответствующую дополнительную информацию, в частности такую,

которая касается компонентов участвующих сил и времени привлечения этих сил.

Предварительное уведомление о других военных учениях

Государства-участники признают, что они могут содействовать дальнейшему укреплению

доверия и упрочению безопасности и стабильности и с этой целью могут также уведомлять о

военных учениях меньшего масштаба другие государства-участники, особенно те, которые

расположены вблизи района проведения таких учений.

С этой же целью государства-участники признают также, что они могут уведомлять о других

военных учениях, проводимых ими.

Обмен наблюдателями

Государства-участники будут приглашать другие государства-участники, в добровольном

порядке и на двусторонней основе, в духе взаимности и доброй воли в отношении всех государств-

участников, направлять наблюдателей для присутствия на военных учениях.

Приглашающее государство будет в каждом случае определять количество наблюдателей,

порядок и условия их участия и предоставлять другую информацию, которую оно может счесть

полезной. Оно будет обеспечивать соответствующие условия и оказывать гостеприимство.

Приглашение будет направляться по обычным дипломатическим каналам настолько

заблаговременно, насколько это возможно.

Предварительное уведомление о крупных передвижениях войск

государства-участники изучили вопрос о предварительном уведомлении о крупных передвижениях

войск в качестве меры укрепления доверия.

Соответственно государства-участники признают, что они могут, по своему собственному

усмотрению и с целью содействия укреплению доверия, уведомлять о крупных передвижениях

своих войск.

В этом же духе государствами-участниками Совещания по безопасности и сотрудничеству в

Европе будет предпринято дальнейшее рассмотрение вопроса о предварительном уведомлении о

крупных передвижениях войск, имея в виду, в частности, опыт, приобретенный в ходе

осуществления мер, которые изложены в настоящем документе.

Другие меры по укреплению доверия

Государства-участники признают, что имеются другие средства, с помощью которых можно

содействовать их общим целям.

В частности, они будут с должным учетом взаимности и с целью лучшего взаимопонимания

содействовать обменам по приглашению между военным персоналом, включая визиты военных

делегаций.

С тем, чтобы сделать более полным вклад в их общую цель укрепления доверия, государства-

участники, осуществляя свою военную деятельность в районе, охватываемом положениями о

предварительном уведомлении о крупных военных учениях, будут должным образом принимать во

внимание и уважать эту цель.

Они признают также, что опыт, приобретенный в результате осуществления положений,

изложенных выше, вместе с последующими усилиями мог бы вести к развитию и расширению мер,

направленных на укрепление доверия.

Вопросы, относящиеся к разоружению

Государства-участники признают заинтересованность всех их в усилиях, направленных на


Проблема обеспечения европейской безопасности – одна из ключевых проблем современности. Исторический опыт свидетельствует, что Европа всегда играла и сегодня играет важную роль в развитии международных отношений во всем мире. В этой связи итоги Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, закрепленные в Заключительном акте, подписанном 1 августа 1975 г. в Хельсинки руководящими деятелями 33 европейских стран, а также США и Канады, его последовательная реализация имеют историческое значение.

Вспышки "холодной войны" между Востоком и Западом чередовались с периодами разрядки, потепления. Самая длительная разрядка наступила в 1970-е гг. В эти годы СССР и США заключили ряд важных договоров об ограничении вооружений. Венцом разрядки стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. В течение двух лет совещались представители США, Канады и всех европейских государств, кроме Албании.

В конце, 60-х гг. международные отношения в Европе также характеризовались поисками путей к ослаблению напряженности. Силовая политика в условиях военно-стратегического паритета оказалась бесперспективной. В правительствах Запада стала пробивать себе дорогу идея переговоров, обозначился поиск путей к безопасности через сотрудничество и обеспечение доверия в Европе.
Инициатива созыва совещания европейских государств для обсуждения мер, обеспечивающих коллективную безопасность в Европе, принадлежала СССР и другим соцстранам. Но эти предложения носили в значительной мере пропагандистский характер.

Первый этап : 3 июля 1973 г. министры иностранных дел 35 государств собрались в Хельсинки на первый этап совещания. Они утвердили правила процедуры общеевропейского совещания, его повестку дня и задания рабочим органам, изложили общий подход своих правительств к задачам совещания, начали обмен мнениями по существу внесенных предложений. Министры иностранных дел социалистических стран сосредоточились на вопросах безопасности в Европе, подчеркивая необходимость выработки принципов отношений между всеми участниками совещания. В первую очередь это касалось нерушимости границ и невмешательства во внутренние дела других государств. Представители Запада делали особый акцент на вопросы «третьей корзины», добиваясь «свободы передвижения людей и идей в Европе».

Второй этап общеевропейского совещания начался в Женеве 18 сентября 1973 г. и продолжался до 21 июля 1975 года. Почти два года шла напряженная работа: согласовывались пункты проекта Заключительного акта совещания. Согласовать позиции 35 различных государств - социалистических и капиталистических, больших и малых, нейтральных и входящих в военные блоки - само по себе было непростым делом. А тут еще сказывалась принципиальная разница в подходах Востока и Запада. Представители стран социализма настаивали на скорейшей выработке политических принципов взаимоотношений участников СБСЕ, а страны Запада добивались ощутимых уступок по вопросам гуманитарного сотрудничества.

Сложным было также урегулировать вопрос относительно мер по укреплению доверия. Предусматривалось предварительное уведомление о крупных военных учениях на территории государств-участников, но те государства, территория которых простиралась за пределы Европы (СССР и Турция), должны были выделить определенную пограничную зону для реализации этих мер.

Третий этап. Встреча высших руководителей 35 государств 30 июля - 1 августа 1975 г. в Хельсинки составила третий этап общеевропейского совещания. В своих выступлениях они подвели итоги проделанной работы, дали общие оценки важнейших международных проблем, обрисовали перспективы европейского сотрудничества. 1 августа был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Текст этого документа на шести языках составил том в зеленом переплете - отсюда его неофициальное название «Зеленая книга». Итоговый документ СБСЕ отразил договоренности по широкому комплексу европейских проблем. Государства-участники ОБСЕ договорились регулярно проводить встречи по всему комплексу вопросов, отраженных в Заключительном акте, включая вопросы гуманитарного характера о правах и свободах человека.

Хельсинский заключительный акт.

Первый раздел.

Первая часть Хельсинкского Заключительного акта трактовала вопросы, относящиеся к безопасности в Европе: содействовать улучшению отношений между государствами и обеспечению условий, в которых их народы могут жить в условиях подлинного и прочного мира, делать разрядку как непрерывным, так и все более жизнеспособным и всесторонним процессом; воздерживаться от какого-либо применения вооруженных сил, несовместимого с целями и принципами Устава ООН; принимать эффективные меры, которые в силу их охвата и характера являются шагами в направлении достижения в конечном итоге всеобщего и полного разоружения; содействовать всеми средствами создания атмосферы доверия и уважения между народами; прилагать усилия к разрешению любых возникнувших споров; сотрудничать в интересах человечества и др.

В нее вошла и Декларация принципов, которыми государства-участники обязались руководствоваться в своих отношениях - «десять европейских заповедей »:

1.Суверенное равенство , уважение прав, присущих суверенитету. Совокупность этих прав включает право каждого государства на юридическое равенство, территориальную целостность, на свободу и политическую независимость, право выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы.

2.Неприменение силы или угрозы силой . Участники совещания согласились не использовать силу как средство урегулирования споров, и никакие соображения не могут стать обоснованием обращения к угрозе силой или к ее применению.

3.Нерушимость границ . Государства-участники совещания заявили, что рассматривают как нерушимые границы всех государств в Европе, и обязались воздерживаться от любых посягательств на эти границы. (Стремление Запада сохранить возможность мирного изменения границ привело к появлению в первом принципе положения, по которому границы государств-участников совещания могли «изменяться, в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности».)

4.Территориальная целостность государств . Ее признание означало отказ от любых действий против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника.

5.Мирное урегулирование споров предусматривало разрешение споров с помощью таких средств, как переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство.

6.Невмешательство во внутренние дела налагало запрет на любое вмешательство - прямое или косвенное, индивидуальное или коллективное.

7.Уважение прав человека и основных свобод , включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, признавалось существенным фактором мира, справедливости и благополучия.

8.Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой означало право всех народов определять свой внутренний и внешний политический статус в условиях полной свободы.

9.Сотрудничество между государствами должно развиваться на основе полного равноправия и содействовать взаимопониманию и доверию между народами, укреплению мира и безопасности. 10.Добросовестное выполнение обязательств по международному праву имело в виду обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права и соответствующих этому праву договоров и соглашений.

Эта же часть Заключительного акта включала и документ по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности. Государства-участники обязались осуществлять предварительное уведомление о крупных военных учениях . При этом под «крупными военными учениями» понимались учения сухопутных войск общей численностью более 25 000 человек или учения с участием значительного количества амфибийных или воздушно-десантных войск. Правило обязательного уведомления о крупных военных учениях действовало применительно к территории всех европейских государств. Если же территория государства-участника простиралась за пределы Европы, то оно распространялось на зону в 250 км от границы с любым другим участником совещания. Кроме того, меры по укреплению доверия предусматривали обмен наблюдателями на военных учениях и предварительные уведомления о крупных передвижениях войск - все это на добровольной основе. Согласованные меры были призваны устранить причины напряженности и внести вклад в укрепление мира и безопасности в Европе.

Второй раздел.

Во второй части хельсинкского Заключительного акта рассматривались вопросы сотрудничества в области экономики, науки, техники и окружающей среды. Государства-участники обязались способствовать развитию торговли в возможно более широком многостороннем плане, сокращать или постепенно устранять всякого рода препятствия на пути ее развития. Было признано «благотворное воздействие на развитие торговли, которое может быть результатом применения режима наибольшего благоприятствования». Государства-участники выразили готовность поощрять развитие промышленного сотрудничества между компетентными организациями, предприятиями и фирмами различных стран; содействовать принятию мер по созданию благоприятных условий для промышленного сотрудничества. Среди проектов, представляющих общий интерес, были названы следующие области: обмен электроэнергией в Европе, изыскание новых источников энергии, развитие дорожных сетей и усовершенствование транспортных перевозок.

Заключительный акт предусматривал устранение затруднений для дальнейшего развития научно-технического сотрудничества. В нем намечались перспективные области такого сотрудничества: сельское хозяйство, энергия, рациональное использование ресурсов, транспортная техника, физика, химия, метеорология и гидрология, океанография, сейсмологические исследования, космические исследования, медицина и здравоохранение и др.; его формы и методы: обмен книгами и другими научно-техническими публикациями, визиты и другие контакты и связи между учеными и специалистами, проведение международных и национальных конференций и др.

Хельсинкские договоренности ориентировали также на расширение интернационального сотрудничества для защиты окружающей среды в следующих областях: загрязнение воздуха, рациональное использование пресных вод, охрана морской среды и земельных угодий, улучшение состояния окружающей среды в населенных районах, фундаментальные исследования и оценка изменений в окружающей среде и др. В качестве форм и методов достижения поставленных целей предусматривались: обмен научно-технической информацией, организация конференций.

Третий раздел.

В третьем разделе Заключительного акта содержались положения о сотрудничестве в гуманитарных и других областях. Они предусматривали сотрудничество в расширении контактов между людьми и обмене информацией, в области культуры и образования. При этом государства-участники выразили желание содействовать укреплению мира и взаимопонимания между народами и духовному обогащению человеческой личности. Было также определено, что сотрудничество в гуманитарных и других областях должно осуществляться на базе основных принципов отношений между государствами. Вместе с тем участники совещания взяли конкретные обязательства в отношении контактов между людьми: облегчить воссоединение семей и заключение браков между гражданами различных государств, поощрять разнообразные личные контакты и молодежные обмены.

Заключительный акт предусматривал ряд мер по улучшению обмена информацией. Они включали расширение распространения газет и других зарубежных печатных изданий, а также кино-, радио- и телевизионной информации; улучшение условий для работы иностранных журналистов. Государства-участники СБСЕ выразили намерение развивать сотрудничество и обмены в области культуры и образования.

Значение Хельсинского заключительного акта.

Хельсинкский Заключительный акт не был международным договором и не требовал ратификации парламентскими учреждениями. По форме он являлся скорее торжественной политической декларацией, подписанной на высшем уровне. Знакомясь с великолепными формулировками Хельсинского Заключительного акта, люди думали, что мир в Европе теперь обеспечен. Но так только казалось.

За прошедшие четверть века почти все положения акта были нарушены. Вся проблема заключалась в том, что все принципы отношений между государствами имели одинаковую силу и должны были претворяться в жизнь в комплексе, но сразу же после завершения СБСЕ выявились различия в трактовке принципов, зафиксированных в акте. СССР и его союзники придавали особое значение положениям, закреплявшим сложившееся территориально-политическое устройство Европы (нерушимость границ), и обязательству не вмешиваться в дела других стран. Запад делал акцент на уважение прав человека и равноправие народов. В то же время нельзя отрицать большого значения Акта как для истории, так и для извлечения уроков на будущее. Хельсинки показали возможность успешного сотрудничества, если стороны желают достичь соглашения.

Хельсинский Заключительный акт явился выдающимся международным политическим документом XX века, продолжавшим традиции Устава ООН, принятого в 1945 г., на исходе второй мировой войны. Он конкретизировал и развил далее принципы Устава ООН применительно к условиям, сложившимся на Европейском континенте, добавив к 7 принципам, закрепленным в Уставе ООН и Декларации ООН о принципах дружественных отношений и сотрудничества государств 1970 г., еще три принципа (принцип нерушимости границ, территориальной целостности и уважения прав человека).

Эти 10 принципов теперь признаны мировым сообществом в качестве основополагающих принципов международного права. Хельсинский Заключительный акт, заложивший основы будущей европейской региональной организации по вопросам безопасности и сотрудничества, в отличие от Устава ООН не является юридическим документом, скорее его можно отнести к так называемому «мягкому праву».

События после подписания Акта (для справки)

Акт предполагал непрерывность процесса встреч и переговоров в рамках Общеевропейского, или Хельсинского процесса. В соответствии с этой договоренностью новая встреча 33 европейских государств, США и Канады состоялась в Белграде в октябре 1977-марте1978 гг. Однако к этому времени международная обстановка существенно осложнилась. США и другие страны НАТО встали на путь обострения отношений с СССР и его союзниками, используя при этом продолжающиеся нарушения прав человека в СССР. Поэтому Белградская встреча практически не дала ничего нового. Хотя все же удалось добиться принятия совместного документа, но в нем не было сделано ни шага вперед от Заключительного акта 1975 г. Тем не менее участники Белградской встречи договорились о новой встрече в Мадриде. И несмотря на поворот к конфронтации и новой вспышки холодной войны, эта встреча все-таки состоялась.

Она продолжалась с перерывами в течение трех лет(ноябрь 1980-сентябрь 1983 гг.). Главным в ее работе был вопрос о мерах укрепления доверия, безопасности и разоружения в Европе, с тем чтобы приостановить дальнейшую конфронтацию. Но США и некоторые их союзники по НАТО противились принятию конструктивных решений. Весьма жесткой оставалась и позиция СССР. После длительной острой дискуссии был все же принят документ, в котором участники встречи выразили решимость сделать разрядку более жизнеспособным и непрерывным процессом, искать решения неурегулированных вопросов мирными средствами. Важным результатом Мадридской встречи было также согласование созыва и определение целей конференции по мерам укрепления доверия и безопасности в Европе.

В январе 1984 г. эта конференция начала свою работу в Стокгольме. Она продолжалась более двух с половиной лет - до сентября 1986 г. Все ее 35 участников взяли на себя обязательство, зафиксированное в итоговом документе конференции, уважать и претворять на практике принципы неприменения силы или угрозы силой. Были также еще раз подтверждены 10 пунктов Заключительного акта Хельсинского Совещания 1975 г. и намечены конкретные меры по упрочению безопасности в Европе. Участники конференции, например, договорились о предварительном уведомлении об определенных видах военной деятельности, о взаимном приглашении наблюдателей, а также об обмене информацией о планах военных учений и маневров. Стокгольмская встреча стала важной вехой на пути стабилизации политической обстановки в Европе.

Следующие совещание проходило в Вене, где 19 января 1989 г. министры иностранных дел 33 европейских стран, США и Канады подписали Итоговый документ венской сессии Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Так была завершена 27-месячная работа участников Совещания, в ходе которой были согласованы мероприятия, способные далеко продвинуть Общеевропейский процесс во всех сферах взаимоотношений - экономической, политической, военной, гуманитарной, культурной.

Большое значение для установление атмосферы доверия и взаимопонимания имели начавшиеся в марте 1989 г. в Вене в рамках Хельсинского процесса переговоры 23 государств - участников ОВД и НАТО по обычным вооружениям и вооруженным силам в Европе от Атлантики до Урала. Задача участников этих переговоров состояла в том, чтобы сдвинуть с мертвой точки годами длившиеся безрезультатные переговоры в Женеве, установить стабильность и безопасность в Европе, сократить численность вооруженных сил и обычных вооружений, добиться укрепления атмосферы доверия.

Венские переговоры были успешно завершены, согласован текст Договора об обычных вооружениях в Европе, предусматривающий масштабное сокращение вооружений ОВД и НАТО от Атлантики до Урала. Для подписания этого и ряда других документов о строительстве новой Европы в Париже 19-21 ноября 1990 г. Впервые за 15 лет после Хельсинки состоялось Совещание глав государств и правительств 32 европейских стран, США и Канады. Этот документ предусматривал сокращение военной машины ОВД и НАТО до согласованного паритетного уровня. Соответственно этому предусматривалось крупное сокращение уровня обычных вооружений СССР.

Это событие открыло новую страницу в Общеевропейском процессе, знаменовало конец враждебного противостояния в Европе. Итоговый документ встречи - Парижская хартия для новой Европы - подтвердил верность государств - участников Совещания 10 принципам Заключительного акта, принятого в Хельсинки, наметил конструктивную программу международного сотрудничества, выравзил их приверженность демократии, основанной на правах человека и обеспечении процветания при гарантии экономической свободы и социальной справедливости, и признал равную безопасность для всех стран.

Основополагающим документом по безопасности и сотрудничеству в Европе является Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), подписанный в Хельсинки 1 августа 1975 года руководителями 33 европейских стран, США и Канады.

Хельсинкский Заключительный акт закрепил политические и территориальные итоги Второй мировой войны и утвердил десять принципов (хельсинкский декалог) взаимоотношений между государствами: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; выполнение международно-правовых обязательств.

Хельсинкский Заключительный акт лег в основу работы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и на долгое время закрепил ключевые принципы мировой безопасности. Но за прошедшие годы многое изменилось, и сейчас западные страны призывают к пересмотру документа. Ряд западных политиков в последнее время стали говорить о неспособности организации противостоять современным вызовам. Россия же не намерена отказываться от Хельсинкского акта, а предлагает модернизировать его в соответствии с современными реалиями.

В 2013 году был предложен проект концепции нового соглашения, который получил название "Хельсинки плюс 40". Однако с самого начала участники не смогли договориться по главным составляющим документа. Так, Россия выступила против пересмотра базовых принципов Хельсинского акта и настаивает лишь на их актуализации. Российский МИД подчеркивает необходимость сохранения ОБСЕ.

В декабре 2014 года дипломаты договорились о продолжении процесса "Хельсинки плюс 40". был создан специальный экспертный орган, который получил название "Группа мудрецов". Его работа должна способствовать конструктивному диалогу по вопросам безопасности, а также восстановлению доверия в евро-атлантическом и евразийском регионах и укреплению обязательств ОБСЕ.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Helsinki Final Act ), Хельсинкские Соглашения (англ. Helsinki Accords ) или Хельсинкская Декларация (англ. Helsinki Declaration ) - документ, подписанный главами 35 государств в столице Финляндии Хельсинки 30 июля - 1 августа года. Было созвано по предложению (1965) социалистических государств-участников Варшавского Договора. С политической стороны это было необходимо для сдерживания германского реваншизма. ФРГ , до этого не признавала Потсдамские соглашения , изменившие границы Польши и "Германии", и не признавала наличие ГДР . ФРГ фактически даже не признавала оккупацию Калининграда и Клайпеды СССР.

Заключительный акт

Текст заключительного акта доступен на многих языках, и, в частности, на русском

Межгосударственные договорённости, сгруппированные в несколько разделов:

  • в международно-правовой области - закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны , изложение принципов взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ; тер. целостность государств; невмешательство во внутренние дела;
  • в военно-политической области - согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях); мирное урегулирование споров;
  • в экономической области - согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки и техники и защиты окружающей среды;
  • в гуманитарной области - согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования, право на труд, право на образование и медицинское обслуживание.

См. также

Ссылки

  • Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Заключительный Акт. Хельсинки , 1 августа 1975 года .
  • http://bse.sci-lib.com/article104049.html Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.
  • http://www.hrono.ru/sobyt/1900sob/1965helsinki.html Хельсинкское совещание

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Хельсинкский Акт" в других словарях:

    О медицинских принципах см. Хельсинкская декларация Статья Германия из энциклопедии. Издательство Бертелсман 1964 год. Германия изображена без учёта Потсдамских соглашений. Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе… … Википедия

    О медицинских принципах см. Хельсинкская декларация Статья Германия из энциклопедии. Издательство Бертелсман 1964 год. Германия изображена без учёта Потсдамских соглашений. Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе… … Википедия

    Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе - Основополагающим документом по безопасности и сотрудничеству в Европе является Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), подписанный в Хельсинки 1 августа 1975 года руководителями 33 европейских стран, США и… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    О медицинских принципах см. Хельсинкская декларация Статья «Германия» из энциклопедии. Издательство «Bertelsmann» 1964 год. Германия изображена без учёта Потсдамских соглашений … Википедия

    О медицинских принципах см. Хельсинкская декларация Статья Германия из энциклопедии. Издательство Бертелсман 1964 год. Германия изображена без учёта Потсдамских соглашений. Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе… … Википедия

    О медицинских принципах см. Хельсинкская декларация Статья Германия из энциклопедии. Издательство Бертелсман 1964 год. Германия изображена без учёта Потсдамских соглашений. Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе… … Википедия

    Годы 1971 · 1972 · 1973 · 1974 1975 1976 · 1977 · 1978 · 1979 Десятилетия 1950 е · 1960 е 1970 е 1980 е · 1990 е … Википедия

    - (ОБСЕ) создана в соответствии с решениями, содержащимися в Парижской 1990г.. Венской и Хельсинкской декларациях 1992 г. Цели ОБСЕ: содействие улучшению взаимных отношений, а также создание условий по обеспечению длительного мира: поддержка… … Энциклопедия юриста

    БРЕЖНЕВ Леонид Ильич - Леонид Ильич (6.12.1906, с. Каменское Екатеринославской губ. (ныне г. Днепродзержинск Днепропетровской обл., Украина) 10.11.1982, Москва), советский гос. и политический деятель; с 14 окт. 1964 г. до конца жизни занимал высший в СССР политический… … Православная энциклопедия

В октябре 1964 г. в СССР сменилось руководство. Единство социалистического лагеря было нарушено, отношения между Востоком и Западом были весьма натянутыми из-за Карибского кризиса. Кроме этого, оставалась нерешенной германская проблема, которая очень беспокоила руководство СССР. В этих условиях началась новейшая история Советского государства. Решения, принятые на XXIII съезде КПСС в 1966 году, подтвердили ориентир на более жесткую внешнюю политику. Мирное сосуществование с этого момента было подчинено качественно иной тенденции по укреплению социалистического режима, усилению солидарности между национально-освободительным движением и пролетариатом.

Сложность ситуации

Восстановление абсолютного контроля в социалистическом лагере осложнялось напряженными отношениями с Китаем и Кубой. Проблемы доставляли события в Чехословакии. В июне 1967 г. здесь против руководства партии открыто выступил съезд писателей. После этого начались массовые студенческие забастовки и демонстрации. В результате усиления оппозиции Новотному пришлось уступить Дубчеку руководство партией в 1968 г. Новое правление приняло решение о проведении ряда реформ. В частности, была установлена свобода слова, КПЧ согласилась проводить альтернативные выборы лидеров. Однако ситуация разрешилась вводом войск 5 государств-участников Подавить волнения сразу же не удалось. Это вынудило руководство СССР отстранить Дубчека и его окружение, поставив во главе партии Гусака. На примере Чехословакии была реализована так называемая принцип "ограниченного суверенитета". Подавление реформ остановило модернизацию страны как минимум на 20 лет. В 1970 г. осложнилась ситуация и в Польше. Проблемы были связаны с повышением цен, вызвавшим массовые восстания рабочих в балтийских портах. В течение последующих лет ситуация лучше не стала, забастовки продолжились. Лидером волнений был профсоюз "Солидарность", которым руководил Л. Валенса. Руководство СССР не решилось вводить войска, а "нормализация" ситуации была доверена ген. Ярузельскому. 13 декабря 1981 г. он ввел в Польше военное положение.

Разрядка напряженности

В начале 70-х гг. отношения между Востоком и Западом кардинально изменились. Напряженность стала ослабевать. Во многом это произошло за счет достижения военного паритета между СССР и США, Востоком и Западом. На первом этапе установилось заинтересованное сотрудничество между Советским Союзом и Францией, а затем - с ФРГ. На рубеже 60-70-х гг. советское руководство начало активно реализовывать новый внешнеполитический курс. Его ключевые положения были зафиксированы в Программе мира, которая была принята на XXIV съезде партии. К наиболее важным моментам следует при этом отнести тот факт, что ни Запад, ни СССР не отказывались в рамках этой политики от гонки вооружений. Весь процесс при этом приобрел цивилизованные рамки. Новейшая история отношений Запада и Востока началась с существенного расширения сфер сотрудничества, главным образом советско-американского. Кроме этого, улучшились взаимоотношения СССР с ФРГ и Францией. Последняя в 1966 вышла из НАТО, что послужило толком для активного развития сотрудничества.

Германская проблема

Для ее разрешения СССР рассчитывал получить посредническую помощь от Франции. Однако ее не потребовалось, поскольку канцлером стал социал-демократ В. Брандт. Суть его политики заключалось в том, что объединение территории Германии больше не выступало как обязательное условие для установления отношений Востока и Запада. Оно откладывалось на будущий период как ключевая цель многосторонних переговоров. Благодаря этому был заключен Московских договор 12 августа 1970 г. В соответствии с ним, стороны обязались соблюдать целостность всех стран Европы в рамках их фактических границ. ФРГ, в частности, признала западные пределы Польши. И линию с ГДР. Немаловажным этапом стало также подписание осенью 1971 г. четырехстороннего договора по Зап. Берлину. Это соглашение подтверждало необоснованность политических и территориальных претензий на него со стороны ФРГ. Это стало абсолютной победой СССР, поскольку были выполнены все условия, на которых Советский Союз настаивал с 1945 г.

Оценка позиции Америки

Вполне благоприятное развитие событий позволило руководству СССР укрепиться во мнении о том, что на международной арене произошло кардинальное смещение соотношения сил в пользу Советского Союза. И государств социалистического лагеря. Позиция Америки и империалистического блока оценивалась Москвой как "ослабленная". Такая уверенность строилась на нескольких факторах. Ключевыми обстоятельствами выступало продолжающееся усиление национально-освободительного движения, а также достижение военно-стратегического паритета с Америкой в 1969 г. по числу ядерных зарядов. В соответствии с этим, наращивание типов вооружения и их совершенствование, по логике руководителей СССР, выступало в качестве неотъемлемой части борьбы за мир.

ОСВ-1 и ОСВ-2

Необходимость достижения паритета придала актуальности вопросу о двустороннем ограничении вооружения, в особенности баллистических межконтинентальных ракет. Большое значение в этом процессе имел визит Никсона в Москву весной 1972 г. 26 мая было подписано Временное соглашение, определяющее ограничительные меры в отношении стратегических вооружений. Этот договор получил название ОСВ-1. Он был заключен на 5 лет. Соглашение ограничивало количество баллистических межконтинентальных ракет США и СССР, запускаемых с подлодок. Допустимые уровни для Советского Союза были выше, так как Америка обладала вооружением, несущим боеголовки с разделяющимися элементами. Вместе с этим количество самих зарядов в соглашении не оговаривалось. Это позволяло, не нарушая договор, добиться одностороннего преимущества в данной области. ОСВ-1, таким образом, не останавливало гонки вооружений. Формирование системы соглашений было продолжено в 1974 г. Л. Брежневу и Дж. Форду удалось договориться о новых условиях ограничения стратегических вооружений. Подписание соглашения ОСВ-2 предполагалось осуществить в 77-м году. Однако этого не случилось, в связи с созданием в США "крылатых ракет" - нового вооружения. Америка категорически отказалась учитывать в отношении них предельные уровни. В 1979 г. договор все-таки был подписан Брежневым и Картером, однако Конгресс США его так и не ратифицировал до 1989 г.

Результаты политики разрядки

За годы реализации Программы мира были достигнуты серьезные продвижения в сотрудничестве Востока и Запада. Общий объем товарооборота повысился в 5 раз, а советско-американский - в 8. Стратегия взаимодействия сводилась к подписанию с западными компаниями крупных договоров на закупку технологий или строительство заводов. Так на рубеже 60-70-х гг. в рамках соглашения с итальянской корпорацией "Фиат" был создан ВАЗ. Но это событие скорее можно отнести к исключениям, чем к правилу. Международные программы в большей своей части ограничивались нецелесообразными командировками делегаций. Импорт зарубежных технологий осуществлялся по непродуманной схеме. На действительно плодотворное сотрудничество негативно влияли административно-бюрократические препятствия. В результате многие контракты не оправдывали ожиданий.

Хельсинский процесс 1975 г.

Разрядка в отношениях Востока и Запада, однако, принесла свои плоды. Она позволила созвать Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Первые консультации состоялись в 1972-1973 гг. Страной, принявшей СБСЕ, стала Финляндия. государства) стали центром обсуждения международной обстановки. На первые консультации съехались министры иностранных дел. Первый этап проходил с 3 по 7 июля 1973 года. Площадкой для следующего раунда переговоров стала Женева. Второй этап проходил с 18.09.1973 г. по 21.07.1975 г. Он предполагал несколько туров продолжительностью в 3-6 мес. На них переговоры вели делегаты и эксперты, выдвинутые странами-участницами. На втором этапе шла разработка и последующее согласование договоренностей по пунктам повестки общего собрания. Площадкой третьего раунда стала вновь Финляндия. Хельсинки принимали высших государственных и политических руководителей.

Участники переговоров

Хельсинкские соглашения обсуждались:

  • Ген. секретарем Брежневым.
  • Президентом Америки Дж. Фордом.
  • Федеральным канцлером ФРГ Шмидтом.
  • Президентом Франции В. Жискар д"Эстэном.
  • Премьер-министром Великобритании Вильсоном.
  • Президентом Чехословакии Гусаком.
  • Первым секретарем ЦК СЕПГ Хоннекером.
  • Председателем Госсовета Живковым.
  • Первым секретарем ЦК ВСРП Кадаром и другими.

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе проводилось при участии представителей 35 государств, в числе которых были должностные лица Канады и США.

Принятые документы

Странами-участницами была утверждена Хельсинкская декларация. В соответствии с ней, провозглашались:

  • Незыблемость границ государств.
  • Взаимный отказ от использования силы при разрешении конфликтов.
  • Невмешательство во внутреннюю политику государств-участников.
  • Уважение прав человека и прочие положения.

Кроме этого, главы делегаций подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В нем содержались договоренности, подлежащие исполнению как единое целое. Основными направлениями, зафиксированными в документе, были:


Ключевые принципы

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе включал в себя 10 положений, в соответствии с которыми определялись нормы взаимодействия:

  1. Суверенное равенство.
  2. Неприменение силы либо угрозы ее использования.
  3. Уважение суверенных прав.
  4. Территориальная целостность.
  5. Нерушимость границ.
  6. Уважение свобод и прав человека.
  7. Невмешательство во внутреннюю политику.
  8. Равноправие народов и их право самостоятельно распоряжаться собственной судьбой.
  9. Взаимодействие между странами.
  10. Исполнение международных правовых обязательств.

Хельсинкский Заключительный акт выступал как гарантия признания и нерушимости послевоенных границ. Это было выгодно в первую очередь СССР. Кроме этого, Хельсинский процесс позволил сформулировать и наложить на все страны-участницы обязательства по неукоснительному соблюдению свобод и прав человека.

Краткосрочные последствия

Какие перспективы открывал Хельсинский процесс? Дата его проведения считается историками апогеем разрядки напряженности на международной арене. СССР больше всего интересовал вопрос послевоенных границ. Для советского руководство было крайне важно добиться признания неприкосновенности послевоенных границ, территориальной целостности стран, что означало международное правовое закрепление сложившейся в Восточной Европе ситуации. Все это произошло в рамках компромисса. Вопрос о правах человека - проблема, интересовавшая посетившие Хельсинский процесс. Год проведения СБСЕ стал отправной точкой для развития в СССР. Международное правовое закрепление обязательности соблюдения прав человека позволило начать кампанию по их защите в Советском Союзе, которую активно на тот момент проводили западные государства.

Стоит сказать, что с 1973 г. проходили обособленные переговоры между представителями стран-участниц Варшавского договора и НАТО. Обсуждался вопрос о сокращении вооружений. Но предполагаемого успеха достичь так и не удалось. Это было обусловлено жесткой позицией государств Варшавского договора, которые превосходили НАТО по обычным типам вооружения и не хотели их сокращать.

Военно-стратегический баланс

Хельсинский процесс закончился компромиссом. После подписания итогового документа СССР стал чувствовать себя хозяином и начал устанавливать в ЧССР и ГДР ракеты СС-20, отличавшиеся средним радиусом действия. Ограничение по ним не предусматривалось по договорам ОСВ. В рамках кампании, направленной на защиту прав человека, резко активизировавшейся в западных странах после того, как закончился Хельсинский процесс, позиция Советского Союза стала очень жесткой. Соответственно, США предприняли ряд ответных мер. После отказа ратифицировать договор ОСВ-2 в начале 80-х гг., Америка разместила ракеты ("Першинг" и "крылатые") в Западной Европе. Они могли достигать территории СССР. В результате установился военно-стратегический баланс между блоками.

Дальнесрочные последствия

Гонка вооружений достаточно негативно сказывалась на экономическом состоянии стран, чья военно-промышленная направленность не снижалась. Паритет с США, достигнутый до того, как начался Хельсинский процесс, касался в первую очередь баллистических межконтинентальных ракет. С конца 70-х гг. общий кризис стал негативно сказываться на оборонных отраслях. СССР постепенно начал отставать по некоторым типам вооружения. Выявилось это после появления у Америки "крылатых ракет". Более очевидным отставание стало после начала разработки программы по "стратегической оборонной инициативе" в США.