Опек — история и значение картеля. Страны, входящие в состав опек Страны экспортеры нефти опек

Опек — история и значение картеля. Страны, входящие в состав опек Страны экспортеры нефти опек

Структура, называемая ОПЕК, расшифровка аббревиатуры которой, в принципе, знакома очень многим, играет значимую роль на мировой бизнес-арене. Когда была создана эта организация? Каковы основные факторы, предопределившие учреждение данной международной структуры? Сегодняшний тренд, отражающий снижение цен на нефть, можно ли сказать, что предсказуем и потому подконтролен для сегодняшних стран-экспортеров "черного золота"? Или же страны ОПЕК с высокой вероятностью - исполнители роли второго плана на глобальной политической арене, вынужденные считаться с приоритетами других держав?

OPEC: общая информация

Что такое ОПЕК? Расшифровка данной аббревиатуры довольно проста. Правда, прежде чем ее производить, следует корректно транслитерировать ее на английский - OPEC. Получится - Organization of Petroleum Exporting Countries. Или, Организация стран-экспортеров нефти. Данная международная структура создана крупными нефтедобывающими державами с целью, как считают аналитики, влияния на рынок "черного золота" в аспекте, прежде всего, цен.

Члены ОПЕК - 12 государств. В их числе есть ближневосточные страны - Иран, Катар, Саудовская Аравия, Ирак, Кувейт, ОАЭ, три государства из Африки - Алжир, Нигерия, Ангола, Ливия, а также Венесуэла и Эквадор, что расположены в Южной Америке. Штаб-квартира организации при этом расположена в австрийской столице - Вене. Организация стран-экспортеров нефти была основана в 1960 году. К текущему моменту страны ОПЕК контролируют порядка 40% от мирового экспорта "черного золота".

История ОПЕК

ОПЕК была основана в столице Ирака, городе Багдаде, в сентябре 1960 года. Инициаторами ее создания стали крупные мировые экспортеры нефти - Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Кувейт, а также Венесуэла. Как считают современные историки, период, когда данные государства выступили с соответствующей инициативой, совпал со временем, когда шел активный процесс деколонизации. Бывшие зависимые территории отделялись от своих метрополий как в политическом, так и в экономическом выражении.

Мировой рынок нефти контролировали в основном западные компании, такие как Exxon, Chevron, Mobil. Есть исторический факт - картель из крупнейших корпораций, включая названные, выступила с решением снизить цены на "черное золото". Это было обусловлено необходимостью снижения издержек, связанных с нефтяной рентой. В результате страны, учредившие ОПЕК, поставили цель - получить возможность контроля над своими природными ресурсами вне поля влияния крупнейших мировых корпораций. К тому же в 60-е годы, как считают некоторые аналитики, экономика планеты не испытывала столь большой потребности в нефти - предложение превышало спрос. И потому деятельность ОПЕК была призвана предотвратить снижение глобальных цен на "черное золото".

Первым делом был учрежден Секретариат ОПЕК. Он "прописался" в швейцарской Женеве, однако в 1965 году "переехал" в Вену. В 1968-м прошло заседание ОПЕК, на котором организация приняла Декларацию о нефтяной политике. В ней отражалось право государств на осуществление контроля над национальными природными ресурсами. К тому моменту в состав организации вступили другие крупнейшие экспортеры нефти в мире - Катар, Ливия, Индонезия, а также ОАЭ. В 1969 году в ОПЕК вошел Алжир.

Как считают многие эксперты, влияние ОПЕК на глобальный рынок нефти особенно возросло в 70-е годы. Это было во многом обусловлено тем, что контроль над добычей нефти взяли на себя правительства стран, входящих в организацию. Как полагают аналитики, в те годы ОПЕК действительно могла прямо воздействовать на мировые цены на "черное золото". В 1976 году был создан Фонд ОПЕК, в ведении которого появились вопросы международного развития. В 70-е к организации присоединилось еще несколько стран - две африканские (Нигерия, Габон), одна из Южной Америки - Эквадор.

К началу 80-х мировые цены на нефть достигли очень высоких отметок, однако в 1986-м они начали снижаться. Члены ОПЕК на некоторое время снизили свою долю на глобальном рынке "черного золота". Это привело, как отмечают некоторые аналитики, к существенным экономическим проблемам в странах, входящих в организацию. Вместе с тем уже к началу 90-х цены на нефть вновь выросли - примерно до половины того уровня, что был достигнут в начале 80-х. Доля стран ОПЕК в глобальном сегменте также стала расти. Эксперты полагают, что подобного рода эффект был во многом обусловлен введением такого компонента экономической политики, как квоты. Также была внедрена методология ценообразования, основанная на так называемой "корзине ОПЕК".

В 90-е годы мировые цены на нефть в целом не были, как считают многие аналитики, несколько ниже ожиданий стран, входящих в Организацию. Существенным барьером к росту стоимости "черного золота" стал экономический кризис в Юго-Восточной Азии в 1998-1999 годах. Вместе с тем к концу 90-х специфика многих производств стала требовать больше нефтяного ресурса. Появились особо энергоемкие бизнесы, процессы глобализации стали особенно интенсивными. Это, как считают эксперты, создало некоторые условия для скорого роста цен на нефть. Отметим, что в 1998 году статус наблюдателя в ОПЕК получила Россия - экспортер нефти, один из крупнейших уже на тот момент игроков глобального рынка "черного золота". При этом в 90-х из состава организации вышел Габон, а временно приостановил свою деятельность в структуре ОПЕК Эквадор.

В начале 2000-х годов мировые цены на нефть стали понемногу расти и долгое время были в достаточной мере стабильны. Однако вскоре начался их стремительный рост, достигнувший максимума в 2008 году. К тому моменту в состав ОПЕК вошла Ангола. Однако в 2008 году резко активизировались кризисные факторы. Осенью 2008-го цены на "черное золото" упали до уровня начала 2000-х. Вместе с тем в течение 2009-2010 годов цены вновь выросли и продолжали быть на уровне, который основные экспортеры нефти, как полагают экономисты, были вправе считать самым комфортным. В 2014 году, в силу целого комплекса причин, цены на нефть планомерно снизились до уровня середины 2000-х. ОПЕК вместе с тем продолжает играть значимую роль на глобальном рынке "черного золота".

Цели деятельности ОПЕК

Как мы уже отметили выше, изначально целью создания ОПЕК было установление контроля над национальными природными ресурсами, а также влияние на мировые ценообразующие тренды в нефтяном сегменте. Как полагают современные аналитики, принципиально данная цель с тех пор не поменялась. В числе наиболее актуальных задач, не считая главной, для ОПЕК - развитие инфраструктуры поставок нефти, грамотное инвестирование доходов от экспорта "черного золота".

ОПЕК как игрок мировой политической арены

Члены ОПЕК объединены в структуру, которая носит статус Именно так она зарегистрирована в ООН. Уже в первые годы работы ОПЕК установила отношения с Советом ООН по вопросам экономики и общества, стала участвовать в Конференции по торговле и развитию. Несколько раз в год проводятся совещания с участием высших правительственных должностей стран, входящих в ОПЕК. Данного рода мероприятия предназначены для выработки совместной стратегии дальнейшего выстраивания деятельности на глобальном рынке.

Запасы нефти в ОПЕК

Члены ОПЕК обладают суммарными запасами нефти, которые оцениваются более чем в 1199 миллиардов баррелей. Это примерно 60-70% от мировых резервов. При этом, как полагают некоторые эксперты, только Венесуэла достигла пиковых объемов добычи нефти. Остальные страны, что входят в ОПЕК, еще могут увеличить свои показатели. Вместе с тем мнения современных экспертов касательно перспектив роста добычи "черного золота" странами Организации расходятся. Некоторые говорят, что государства, что входят в ОПЕК, будут стремиться к увеличению соответствующих показателей - с целью сохранения текущих позиций на глобальном рынке.

Дело в том, что сейчас США - экспортер нефти (в значительной мере относящейся к типу сланцевой), который в потенциале может существенно потеснить страны ОПЕК на мировой арене. Другие аналитики полагают, что увеличение добычи невыгодно государствам, входящим в Организацию - рост предложения на рынке снижает цены на "черное золото".

Структура управления

Интересный аспект в изучении ОПЕК - характеристика системы менеджмента организации. Ведущий орган управления ОПЕК - это Конференция государств-участниц. Созывается она обычно 2 раза в год. Заседание ОПЕК в формате Конференции предполагает обсуждение вопросов, связанных с приемом в организацию новых государств, принятием бюджета, кадровыми назначениями. Актуальные темы для Конференции формулирует, как правило, Совет Управляющих. Эта же структура осуществляет контроль над реализацией утвержденных решений. В структуре Совета Управляющих - несколько отделов, отвечающих за специальный круг вопросов.

Что такое "корзина" цен на нефть?

Выше мы сказали о том, что одним из ценовых ориентиров для стран Организации выступает так называемая "корзина". среднее арифметическое между некоторыми добываемыми в разных странах ОПЕК. Расшифровка их названий часто связана с сортом - "легким" или "тяжелым", а также государством происхождения. Например, есть марка Arab Light - легкая нефть, добываемая в Саудовской Аравии. Есть Iran Heavy - тяжелая происхождения. Есть такие марки, как Kuwait Export, Qatar Marine. Максимального значения "корзина" достигала в июле 2008 года - 140,73 долларов.

Квоты

Нами было отмечено, что в практике деятельности стран Организации присутствуют такое? Это ограничения на ежедневный объем добычи нефти для каждой из стран. Их величина может меняться по итогам соответствующих заседаний структур менеджмента Организации. В общем случае при снижении квот есть основания ожидать дефицита предложения на мировом рынке и, как результат, рост цен. В свою очередь, если соответствующее ограничение остается без изменений или увеличивается, расценки на "черное золото" могут иметь тенденцию к снижению.

ОПЕК и Россия

Как известно, главные экспортеры нефти в мире - это не только страны ОПЕК. В число крупнейших глобальных поставщиков "черного золота" на глобальном рынке входит Россия. Есть мнение, что в какие-то годы между нашей страной и Организацией имели место конфронтационные отношения. Например, в 2002 году от ОПЕК в адрес Москвы было выдвинуто требование - сократить добычу нефти, а также ее реализацию на глобальном рынке. Однако, как свидетельствуют публичные статистические данные, экспорт "черного золота" из РФ с того момента практически не снижался, а наоборот, рос.

Противостояние России и данной международной структуры, как полагают аналитики, прекратилось в годы стремительного роста цен на нефть в середине 2000-х. С тех пор между РФ и Организацией в целом наблюдается тенденция к конструктивному взаимодействию - как на уровне межправительственных консультаций, так и в аспекте сотрудничества нефтяных бизнесов. ОПЕК и Россия - экспортеры "черного золота". В целом логично, что их стратегические интересы на глобальной арене совпадают.

Перспективы

Каковы перспективы дальнейшего партнерства государств, входящих в ОПЕК? Расшифровка этой аббревиатуры, что дана нами в самом начале статьи, говорит о том, что в основе общности интересов стран, что учредили и продолжают поддерживать функционирование данной организации, - конкретно экспорт "черного золота". Вместе с тем, как полагают некоторые современные аналитики, с целью дальнейшей оптимизации бизнес-стратегий в сочетании с реализацией национальных политических интересов странам, входящим в Организацию, в ближайшие годы придется считаться также и со мнением государств-импортеров нефти. С чем это может быть связано?

Прежде всего с тем, что комфортный импорт нефти для стран, в ней нуждающихся - условие развития их экономики. Будут развиваться национально-хозяйственные системы, расти производство - цены на нефть не упадут ниже критической для экспертеров "черного золота" отметки. В свою очередь, удорожание себестоимости производств, которое во многом возникает из-за чрезмерных топливных расходов, с высокой вероятностью будет приводить к закрытию энергоемких мощностей, их модернизации в пользу задействования альтернативных источников энергии. Как следствие - глобальные цены на нефть могут снижаться. Поэтому основной лейтмотив дальнейшего развития стран ОПЕК, как считают многие эксперты, - это разумный компромисс между реализацией собственных национальных интересов и позицией государств, импортирующих "черное золото".

Есть и другая точка зрения. Согласно ей, нефти в ближайшие несколько десятилетий не будет альтернативы. И потому страны Организации имеют все шансы на то, чтобы укрепить свои позиции на мировой бизнес-арене, а попутно также получить преимущества в аспекте реализации политических интересов. В целом, при возможных кратковременных спадах, цены на нефть будут оставаться высокими, исходя из объективных потребностей производящих экономик, инфляционных процессов, а также в ряде случаев относительно медленного освоения новых месторождений. Предложение в отдельные годы может и вовсе не поспевать за спросом.

Существует также и третья точка зрения. Согласно ей, в более выигрышной позиции могут оказаться как раз таки страны-импортеры нефти. Дело в том, что текущие показатели цены на "черное золото", как считают аналитики, придерживающиеся концепции, о которой идет речь, практически полностью спекулятивны. А во многих случаях - управляемы. Рентабельная мировая цена нефтяного бизнеса для некоторых компаний - 25 долларов. Это намного ниже, чем даже текущая цена на "черное золото", весьма вероятно, некомфортная для бюджетов многих стран-экспортеров. И потому странам Организации в рамках концепции некоторыми экспертами отводится роль игрока, который не может диктовать свои условия. И более того, в определенной степени зависимого от политических приоритетов многих стран-импортеров нефти.

Отметим, что каждая из трех точек зрения отражает лишь предположения, теории, озвучиваемые разными экспертами. Нефтяной рынок - один из самых непредсказуемых. Прогнозы, касающиеся цен на "черное золото" и выдвигаемые разными экспертами, могут быть абсолютно несхожими.

ОПЕК - это аббревиатура заимствованная из английского языка и расшифровывается,как "The Organization of the Petroleum Exporting Countries " и переводится на русский язык,как "Организация стран-экспортеров нефти". Декларируемой целью этого учреждения является поддержка выгодной цены на продажу и добычу нефти,которая по сути является единственным продуктом,который экспортируют государства входящие в ОПЕК .
Возникновение ОПЕК совпало с ростом нестабильности и распадом колониальной системы в мире.Эта организация появилась в 1960 году,совпадение или нет,но в то время,словно грибы после дождя стали возникать новые государства,как правило азиатские или африканские.
До этого времени западный мир вовсю эксплуатировал свои нищие колонии забирая по бросовым ценам драгоценные ресурсы в том числе и нефть .
На этом рынке словно голодные шакалы пировали семь огромных корпораций или "семь сестер",как иногда их называли.Это были Бритиш Петролеум, Гулф Ойл, Мобайл, Шеврон, Тексако, Роял Дач Шелл и Эксон, именно они и получали баснословные барыши от эксплуатации недр.
Первоначально в состав ОПЕК входили такие государства,как: Венесуэла, Кувейт, Саудовская Аравия, Ирак, Иран.Как и ожидалось,такая политика принесла этим странам огромные прибыли.Впоследствии к пятерки государств в 1961 году присоединился Катар,в 1962 году Ливия и Индонезия,в 1967 году Арабские Эмираты1967 году Алжир,далее в течении 1971-1975 года к ним присоединились Габон,Эквадор,Нигерия.

Сегодня членами ОПЕК являются 12 стран:Алжир, Ангола, Венесуэла, Иран, Ирак, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Эквадор


Государства входящие в ОПЕК по оценкам исследователей могут контролировать добычу от 30-40 процентов мировой нефти.

Однако Россия, Оман, США, Мексика, Норвегия, Великобритания, Бруней, Оман далеко не последние государства в плане добычи полезных ископаемых,но в ОПЕК не входят.

  • Штаб квартира ОПЕК расположена в столице Австрии.
  • Высший орган ОПЕК - это саммит государств участниц собирающихся раз в два года.
  • ОПЕК определяет среднее значение цены на нефть исходя из стоимости 12 сортов,которые добывают в государствах-участницах.По другому ее еще называют "корзиной ОПЕК ".
  • Квоты ОПЕК - это ограничение и регулирование экспорта и добычи нефти для различных государств организаций.

Последние заметные события

Последняя квота ОПЕК была принята осенью 2014 года.Страны участники заключили соглашение не сокращать добычу нефти.По этой причине сохранился высокий уровень добычи в 30 миллионов баррелей в сутки.Таким образом цена на нефть моментально обрушилась.Если ранее она была по цене 90-100 долларов за баррель,то упала почти в два раза до 50-60 долларов.

Реализацией международных товарных соглашений, регулирующих деятельность в отдельных сегментах рынка, занимаются Международные товарные организации (МТО) в форме:

  • Международных организаций;
  • Международных советов;
  • Международных консультативных комитетов;
  • Международных исследовательских групп (МИГ).

Все указанные институты занимаются изучением состояния мировых товарных рынков, а именно: сложившимся соотношением спроса и предложения на конкретные сырьевые товары, динамикой цен и условий .

В настоящее время функционируют Международные советы по оливковому маслу, олову, зерну.

Действуют МИГ по каучуку, свинцу и цинку, меди.

Действует Международный консультативный комитет по хлопку, Комитет по вольфраму.

Иран обладает вторым по объёму после Саудовской Аравии запасом нефти (18 млрд тонн) и занимает 5,5% на мировом рынке торговли нефтепродуктами. Особенное внимание уделяется диверсификации экономики благодаря развитию точного машиностроения, автомобильного машиностроения, ракетно-космической промышленности, а также информационных технологий.

Крупным экспортером нефти является Кувейт . Добыча нефти обеспечивает 50% ВВП Кувейта, ее доля в экспорте страны составляет 90%. В стране развиты также нефтепереработка и нефтехимия, производство стройматериалов, удобрений, пищевая промышленность, добыча жемчуга. Осуществляется опреснение морской воды. Удобрения составляют важную часть экспорта страны.

Ирак обладает вторыми по величине запасами нефти в мире. Иракские государственные компании North Oil Company и South Oil Company обладают монопольным правом на разработку местных месторождений нефти. Южные месторождения Ирака, находящиеся в управлении SOC, добывают порядка 1,8 миллиона баррелей нефти в день, что составляет почти 90 % всей добываемой в Ираке нефти.

Таким образом, большинство стран ОПЕК находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности . Пожалуй, единственная из стран-членов организации, представляющая исключение, — это Индонезия , которая получает существенные доходы от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых материалов. Для остальных стран ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого низкого — 48% в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97% в Нигерии.

В период кризиса стратегический путь для стран, зависящих от экспорта нефти, — диверсификация экономики, причем за счет освоения новейших ресурсосберегающих технологий.

Владимир Хомутко

Время на чтение: 6 минут

А А

Организация стран – экспортёров нефти

ОПЕК является русской аббревиатурой OPEC – The Organization of the Petroleum Exporting Countries, что в переводе означает Организация стран – экспортеров нефти.

Она была основана в 1960 году, и в настоящее время её действительными членами являются следующие государства:

  • Саудовская Аравия.
  • ОАЭ (Объединенные Арабские Эмираты).
  • Кувейт.
  • Катар.
  • Венесуела.
  • Эквадор.
  • Алжир.
  • Иран.
  • Ирак.
  • Ливия.
  • Нигерия.

Поскольку страны – экспортеры нефти, входящие в этот картель, добывают почти половину всей мировой нефти, ОПЕК способна существенно влиять на нефтяные котировки. 40 процентов общемирового экспорта черного золота приходится на долю этого картеля. В 1962-ом году ОПЕК был зарегистрирован ООН как полноправная межправительственная организация.

Основные цели этой организации:

  • унификация нефтяной политики и координация совместных действий стран-членов;
  • организация эффективной индивидуальной и коллективной защиты их коммерческих интересов;
  • контроль стабильности мировых нефтяных цен;
  • обеспечение соблюдения следующих интересов стран, входящих в картель, а именно:
  1. поддержание устойчивого уровня доходов;
  2. эффективное, рентабельное и регулярное снабжение потребителей добываемой продукцией;
  3. справедливое распределение получаемых от инвестиций в нефтяную отрасль доходов;
  4. охрана окружающей среды.

Полноправными членами этой организации являются страны – основатели ОПЕК. Для вступления в эту организацию других нефтедобывающих стран они должны подать заявки, которые рассматриваются на конференции и могут быть либо одобрены, либо отклонены. Для вступления в ОПЕК заявку должны поддержать не менее трех четвертей её действительных членов.

Структура ОПЕК

Высшим органом этой организации является Конференция министров стран-ленов. Кроме того, текущее управление осуществляет Совет директоров, который представлен одним делегатом от каждого государства.

Конференция намечает основные политические направления ОПЕК, а также устанавливает пути реализации политики картеля и определяет средства, необходимые для её практического воплощения. Кроме того, этот орган управления рассматривает доклады и рекомендации, которые предоставляет Совет директоров, а также утверждает бюджеты, необходимые для реализации проводимой политики. По поручению Конференции Совет директоров готовит рекомендационные доклады по всем вопросам, которые, так или иначе, представляют интерес для ОПЕК.

Совет директоров (управляющих) также назначается Конференцией. В него, как правило, входят министры нефти, нефтяной промышленности или энергетики стран-членов ОПЕК. Также на Конференции выбирается президент и назначается генеральный секретарь картеля.

Секретариат подчиняется Совету директоров. Генеральный секретарь – это высшее должностное лицо этой организации и её официальный полномочный представитель. Он также руководит Секретариатом ОПЕК.

Его основная задача – организация текущей работы и руководство ею. В настоящее время (начиная с 2007-го года) этот пост занимает Абдалла Салем аль-Бадри. Секретариат ОПЕК состоит из трех департаментов.

В структуре этой организации есть специальная экономическая комиссия, в ведении которой – все вопросы, касающиеся стабильности мировых рынков нефти и соблюдения справедливого уровня цен.

Для того, чтобы нефть ОПЕК сохраняла свое глобальное стратегическое значение как первостепенный энергоресурс (основная задача ОПЕК), эта комиссия постоянно мониторит все изменения, происходящие на мировых энергетических рынках, и регулярно приносит новости в Конференцию об их характере и возможных причинах.

Начиная со дня своего основания (1960-ый год) главной своей задачей ОПЕК поставила выработку и последующее представление единой позиции всех стран, входящих в неё, для того, чтобы ограничить влияние крупнейших мировых нефтяных корпораций на рынок.

Однако в реальности организация до 1973-го года не смогла изменить расстановку сил на этом рынке. Существенные изменения в эту расстановку внес внезапно вспыхнувший в 1973-ем году вооруженный конфликт, в которой, с одной стороны, участвовали Сирия и Египет, а с другой – Израиль.

Активная поддержка Соединенных Штатов позволила Израилю достаточно быстро вернуть себе потерянные территории, в результате чего в ноябре стороны подписали соглашение о прекращении военных действий.

В октябре того же 1973-го года страны ОПЕК выступили против проводимой Штатами политики и ввели эмбарго на продажу нефти этой стране, одновременно подняв на 70 процентов отпускные цены на нефть для тех западноевропейских стран, которые выступали в качестве союзников США.

За одну эти новости подняли стоимость барреля черного золота с 3-х долларов США до 5,11. В январе 1974 года организация еще увеличила цену – до 11,65 американских долларов за баррель. Все эти события произошли в тот момент, когда уже 85 процентов американцев не могли себя представить без личного автомобиля.

Несмотря на введенные президентом Никсоном жесткие меры по ограничению использования энергоресурсов, внутренняя экономическая ситуация резко ухудшилась. На Западе наступил серьезный спад экономического развития. На пике этого кризиса галлон бензина в США вместо 30-ти центов стал стоить 1,2 доллара.

Уолл Стрит на эти новости отреагировал мгновенно. С одной стороны, волна суперприбылей резко подняла цены на акции нефтедобывающих компаний, а с другой – все остальные акции подешевели к конце 1973-го в среднем на 15-ть процентов.

Индекс Доу Джонса за этот временной промежуток упал с 962-х до 822-х пунктов. Несмотря на то, что в марте 1974-го эмбарго против Соединенных Штатов сняли, последствия этого решения ОПЕК еще долго не удавалось гладить. Доу Джонс падал в течение следующих двух лет, и за период с 1973-го до декабря 1974-го снизился на 45 процентов – с 1051-го до 577-ми пунктов.

В пику кризису западной экономики, нефтяные доходы основных арабских нефтедобывающих государств в это же время росли очень быстрыми темпами.

К примеру, Саудовская Аравия увеличила свою прибыль с 4 миллиардов 350 миллионов до 36 миллиардов долларов. Для Кувейта этот показатель скакнул с 1,7 миллиарда до 9,2, а в Ираке – с 1,8 до 23,6 миллиардов американских долларов.

Огромные доходы от продажи черного золота привели к тому, что в 1976-ом ОПЕК создает в своей структуре Фонд международного развития, который представлял из себя мощный финансовый институт, целью которого стало финансирование дальнейшего развития отрасли.

Штаб-квартира этого Фонда была организована в Вене (так же, как штаб-квартира ОПЕК). Основной задачей этого Фонда стало организация всемерного содействия для обеспечения сотрудничества между странами ОПЕК и другими развивающимися государствами.

Фонд ОПЕК выдает займы на льготных условиях, и делятся эти займы на три вида:

  • для реализации одобренных ОПЕК проектов;
  • для воплощения в жизнь государственных программ развития нефтяной отрасли;
  • для поддержания платежного баланса.

Материальные ресурсы, которыми распоряжается Фонд, состоят из взносов, которые добровольно вносят государства-члены организации, а также из прибылей, получаемых в результате инвестиционной и кредитной деятельности самого Фонда.

Конец 70-х годов прошлого века ознаменовался сокращением мирового потребления нефтепродуктов, и тому было несколько причин.

Во-первых, на мировом нефтяном рынке активизировались страны, не являющиеся членами ОПЕК.

Во-вторых, на потребление энергоресурсов сильно повлиял экономический спад в западных странах.

В-третьих, усилия по уменьшению потребления энергоресурсов стали давать свои плоды.

Дошло до того, что США, крайне обеспокоенные высокой активностью Советского Союза в этом регионе (особенно – после того, как советские войска вошли в Афганистан), во избежание возможных экономических потрясений в нефтедобывающих странах пригрозил использованием военной силы, если ситуация с поставками нефти повториться. Все это привело к постепенному снижению нефтяных котировок.

Несмотря на все принимаемые меры, 1978 год стал годом второго нефтяного кризиса, главными причинами которого были революция в Иране и мощный политический резонанс, вызванный израильско-египетскими договоренностями, достигнутыми в Кемп-Девиде. В 1981-ом стоимость барреля достигла отметки 40 долларов.

Наиболее полно слабость ОПЕК стала видна в начале 80-х годов двадцатого столетия, когда полномасштабное освоение новых месторождений черного золота в странах, не входящих в картель, а также широкое повсеместное внедрение энергосберегающих технологий и общая стагнация мировой экономики резко уменьшила спрос на это сырье в наиболее развитых с промышленной точки зрения странах. Результат – практически двукратное падение цен на нефть.

В течение последовавших за этим пяти лет на рынке было все спокойно, и нефтяная цена плавно снижалась.

Все изменил декабрь 85-го, когда добыча нефти странами ОПЕК резко возросла (до 18-ти миллионов баррелей в сутки). Это было началом настоящей ценовой войны, которую спровоцировала Саудовская Аравия.

В результате этого процесса нефтяные котировки всего за несколько месяцев рухнули более, чем вдвое – с 27-ми американских долларов за баррель до 12-ти.

Следующий нефтяной кризис начался в 1990-ом.

В августе этого года Ирак напал на Кувейт, что привело к резкому скачку нефтяных цен – с июльских 19-ти долларов до октябрьских 36-ти. Стоит сказать, что потом цены на нефть вернулись на свой прежний уровень, причем еще до того, как США начали военную операцию “Буря в пустыне”, которая привела к поражению Ирака и закончилась экономической блокадой этого государства.

Несмотря на то, что в большинстве стран-членов ОПЕК постоянно наблюдалось перепроизводство черного золота, и на то, что конкуренция со стороны не входящих в картель стран на рынке нефти значительно возросла, нефтяные котировки в течение 90-х годов были достаточно стабильны (если сравнивать резкие колебания восьмидесятых).

Очередное падение стоимости барреля началось в самом конце 1997-го, что привело к крупнейшему за всю историю нефтяному мировому кризису 1998-го.

Многие эксперты обвиняют в этом кризисе как раз ОПЕК, которая в ноябре 1997-го на своей конференции в Джакарте приняла решение об увеличении уровня нефтедобычи, в результате чего организация вроде как экспортировала дополнительные нефтяные объемы, и цены на нефть резко пошли вниз. Однако, в защиту ОПЕК стоит сказать, что совместные усилия этой организации и не входящих в неё нефтедобывающих государств, предпринятые в 1998-ом году, дали возможность предотвратить дальнейший обвал мировых цен. Если бы не эти меры, многие аналитики сходятся на том, что черное золото могло подешеветь до 6-ти – 7-ми долларов за баррель.

Кризис, начавшийся в конце 2014-го и продолжающийся до сих пор, вынудил ОПЕК вновь сесть за стол переговоров с прочими нефтедобывающими державами. Принятое этой организацией решение ограничить экспорт нефти в 2016-ом году, перенесенное и на 2017-ый, и сокращение объемов добычи благотворно сказалось на нефтяных котировках, хотя говорить об окончательной стабилизации рынка энергоресурсов пока рановато.

На сегодняшний день в мире действует более четырех тысяч международных межправительственных организаций. Их роль в мировой экономике сложно переоценить. Одна из таких крупнейших организаций, название которой сегодня у всех на слуху, - это Организация стран - экспортеров нефти (англ. The Organization of the Petroleum Exporting Countries; сокращенно ОПЕК, англ. OPEC).

Организация, также называемая картелем, создана нефтедобывающими странами в целях стабилизации цен на нефть. История ее берет начало с 10-14 сентября 1960 году, с Багдадской конференции, когда была создана ОПЕК с целью координации нефтяной политики государств-членов и, что самое главное, в особенности обеспечения стабильности мировых цен на нефть.

История ОПЕК

Сначала перед странами, образующими ОПЕК, ставилась задача увеличений концессионных платежей, однако деятельность ОПЕК вышла далеко за рамки этой задачи и оказала большое влияние на борьбу развивающихся стран против неоколониальной системы эксплуатации их ресурсов.

В то время мировую нефтедобычу практически контролировали семь крупнейших транснациональных компаний, так называемые «Семь сестер». Полностью господствуя на рынке, картель не намеревался считаться с мнением нефтедобывающих стран, и в августе 1960-го он до предела снизил закупочные цены на нефть Ближнего и Среднего Востока, что для стран этого района означало многомиллионные потери за кратчайшие сроки. И вследствие этого пять развивающихся нефтедобывающих стран – Ирак, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла – взяли инициативы в свои руки. Точнее сказать, инициатором рождения организации была Венесуэла - наиболее развитая из нефтедобывающих стран, которая в течение длительного времени подвергалась эксплуатации нефтяных монополий. Понимание необходимости координации усилий против нефтяных монополий назревало и на Ближнем Востоке. Об этом свидетельствует несколько фактов, в том числе и Ирако-Саудовское соглашение 1953-е года о согласовании Нефтяной политики и заседание Лиги арабских стран в 1959 году, посвященное нефтяным проблемам, на котором присутствовали представители Ирана и Венесуэлы.

В дальнейшем число стран, входящих в ОПЕК, увеличилось. К ним прибавились Катар (1961), Индонезия (1962), Ливия (1962), Объединенные Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973) и Габон (1975). Однако в течение времени состав ОПЕК менялся неоднократно. В 90-х годах Габон покинул организацию, а Эквадор приостановил свое членство. В 2007-м к картелю присоединилась Ангола, вновь вернулся Эквадор, а с января 2009 свое членство приостановила Индонезия, так как стала страной-импортером нефти. В 2008 году Россия заявила о своей готовности стать постоянным наблюдателем в Организации.

Сегодня любая другая страна, в значительных размерах экспортирующая сырую нефть и имеющая свои аналогичные интересы в этой области, может также стать полноправным членом организации, при том условии, что ее кандидатура будет одобрена большинством голосов (3/4), включая голоса всех членов-учредителей.

В 1962 году, в ноябре, Организация стран – экспортеров нефти была зарегистрирована в Секретариате ООН в качестве полноправной межправительственной организации. А спустя всего пять лет после основания, она уже установила официальные отношения с Экономическим и Социальным советом ООН, стала участником Конференции ООН по торговле и развитию.

Таким образом, сегодня страны ОПЕК – это объединившиеся 12 нефтедобывающих государств (Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола). Штаб-квартира первоначально находилась в Женеве (Швейцария), затем 1 сентября 1965 переместилась в Вену (Австрия).

Экономический успех государств-членов ОПЕК имел огромное идеологическое значение. Казалось, что развивающимся странам «бедного Юга» удалось добиться переломного этапа в борьбе с развитыми странами «богатого Севера». Чувствуя себя представителем «третьего мира», в 1976 году картель организовывает Фонд международного развития ОПЕК – финансовый институт, оказывающий поддержку развивающимся странам, не входящим в Организацию стран – экспортеров нефти.

Успешный опыт этого объединения предприятий сподвигнул другие страны «третьего мира», экспортирующие сырье, попытаться скоординировать свои действия для повышения доходов аналогичным способом. Однако эти попытки оказывались малорезультатными, так как на другие сырьевые товары спрос был не так высок, как на «черное золото».

Хоть вторая половина 1970-х годов и стала пиком экономического процветания ОПЕК, но этот успех оказался не очень устойчивым. Практически через десятилетие мировые цены на нефть упали почти вдвое, тем самым резко сократив доходы стран картеля от нефтедолларов.

Цели и структура ОПЕК

Доказанные запасы нефти стран, выходящих в ОПЕК, сегодня в настоящий момент составляют 1 199,71 миллиарда баррелей. Страны ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефти, что составляет 77% всех разведанных мировых запасов «черного золота». На их долю приходится добыча около 29 млн. баррелей нефти, или около 44% от всемирной добычи или половина мирового экспорта нефти. По оценкам генерального секретаря организации, эта цифра к 2020 году возрастет до 50%.

Несмотря на то, что ОПЕК производит всего 44% от объемов мировой добычи нефти, она оказывает огромное влияние на нефтяной рынок.


Говоря о серьезной деятели картеля, нельзя не упомянуть и об его целях. Одна из основных – это обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти. Еще одна немаловажная задача организации состоит в том, чтобы координировать и унифицировать нефтяную политику государств-членов, а также определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов. К целям картеля можно отнести и охрану окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.

Коротко говоря, союз нефтедобывающих стран единым фронтом защищают свои экономические интересы. По сути, именно ОПЕК дала старт межгосударственному регулированию нефтяного рынка.

Структура картеля состоит из Конференции, комитетов, совета управляющих, секретариата, генерального секретаря и экономической комиссии ОПЕК.

Высшим органом организации является Конференция министров нефти стран, входящих в ОПЕК, которая созывается не реже двух раз в год, как правило, в штаб-квартире в Вене. На ней определяются ключевые направления политики картеля, пути и средства их практического осуществления и принимает решения по докладам и рекомендациям, в том числе и по бюджету. Конференция формирует и сам Совет управляющих (по одному представителю от страны, как правило, - это министры нефти, добывающей промышленности или энергетики), она же назначает генерального секретаря организации, являющимся высшим должностным лицом и полномочным представителем организации. С 2007 года им является Абдалла Салем аль-Бадри.

Характеристика экономики стран ОПЕК

Большинство государств Организации стран – экспортеров нефти находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности.

Саудовская Аравия обладает самым большим запасом нефти в мире – 25% мировых запасов «черного золота», - вследствие этого основу ее экономики составляет экспорт нефти. Экспорт нефти приносит в государственную казну 90% экспортных доходов государства, 75% бюджетных поступлений и 45% ВВП.

50% ВВП Кувейта обеспечивает именно добыча «черного золота», его доля в экспорте страны составляет 90%. Недры Ирака богаты крупнейшими запасами этого сырья. Иракские государственные компании North Oil Company и South Oil Company обладают монопольным правом на разработку местных месторождений нефти. Почетное место в списке самых нефтеносных стран занимает Иран. Он обладает запасом нефти, которое оценивается в 18 млрд тонн и занимает 5,5% на мировом рынке торговли нефтепродуктами. Экономика этой страны также связана с нефтяной отраслью.

Еще одна страна ОПЕК – Алжир, основу экономики которой составляют нефть и газ. Они дают 30% ВВП, 60% доходной части госбюджета и 95% экспортной выручки. По запасам нефти Алжир занимает 15-е место в мире и на 11-ом месте по ее экспорту.

Экономика Анголы также базируется на добыче и экспорте нефти – 85% ВВП. Именно благодаря «черному золоту», экономика страны является самой быстрорастущей среди государств Африки южнее Сахары.

Боливарская Республика Венесуэла пополняет свой бюджет также за счет добычи нефти, которая дает 80% экспортных доходов, более 50% доходной части республиканского бюджета и около 30% ВВП. Значительная часть нефти, добываемая в Венесуэле, экспортируется в США.

Таким образом, как уже говорилось, все двенадцать стран члены ОПЕК находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности. Наверное, единственная страна член картеля, получающая выгоду не только от нефтяной промышленности – это Индонезия, государственный бюджет которой пополняется за счет туризма, продажи газа и других сырьевых материалов. Для других же уровень зависимости от экспорта нефти колеблется в пределах от самого низкого – 48% в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами, до самого высоко – 97% - в Нигерии.

Проблемы развития стран членов ОПЕК

Казалось бы, союз крупнейших экспортеров нефти, держащий под контролем 2/3 мировых запасов «черного золота», должен развиваться в геометрической прогрессии. Однако не все так просто. Навскидку можно назвать около четырех причин, тормозящих развитие картеля. Одна из таких причин – Организация объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Интересный факт: страны ОПЕК воевали друг с другом. В 1990 году Ирак вторгся в Кувейт и спровоцировал войну в Персидском заливе. После поражения Ирака к нему были применены международные торговые санкции, которые резко ограничили способность страны экспортировать нефть, что привело к еще большей неустойчивости цен на «черное золото», вывозимое из картеля. К этой же причине можно отнести и тот факт, что, например, Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, но они обладают крупнейшими запасами нефти, крупными инвестициями из-за рубежа и поддерживают весьма тесные отношения с западными нефтяными компаниями. А для других стран Организации, например, Нигерии, характерны высокая численность населения и крайняя нищета, и им приходится осуществлять дорогостоящие программы экономического развития, и поэтому имеют огромную внешнюю задолженность. Эти страны вынуждены добывать и продавать как можно больше нефти, особенно после того, как цены на сырую нефть снизились. Кроме того, в результате политических событий в 1980-х годах Ирак и Иран довели добычу нефти до максимального уровня, чтобы оплачивать военные расходы.

Сегодня нестабильная политическая обстановка по крайней мере в 7 из 12 стран-членов картеля является серьезной проблемой ОПЕК. Гражданская война в Ливии существенно нарушила налаженный ход работы на нефтегазовых месторождениях страны. События Арабской весны отразились на нормальной работе на территории многих стран Ближневосточного региона. По данным ООН, апрель 2013 года побил рекорды по количеству убитых и раненых в Ираке людей за последние 5 лет. После смерти Уго Чавеса нельзя назвать стабильной и спокойной обстановку и в Венесуэле.

Главной в списке проблем можно назвать компенсацию технологической отсталости членов ОПЕК от ведущих стран мира. Как бы это странно не звучало, но к моменту образования картеля, входящих в его состав, еще не избавились от пережитков феодального строя. Избавиться от этого можно было только путем ускоренной индустриализации и урбанизации, и соответственно, внедрение новых технологий в производство и жизнь людей не прошло бесследно. Здесь же можно сразу указать еще одну, третью, проблему – нехватка квалификации у национальных кадров. Все это взаимосвязано – отсталые в развитии страны не могли похвастаться высококвалифицированными специалистами, работники в государствах оказались неподготовленными к современным технологиям и оборудованию. Так как местные кадры не могли обслуживать технику, которая была установлена на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, руководство в срочном порядке пришлось привлекать к работе иностранных специалистов, что, в свою очередь, создало ряд новых трудностей.

И четвертая преграда, казалось бы, не заслуживает особого внимания. Тем не менее, эта банальная причина существенно притормаживала движение. «Куда деть деньги?», - такой вопрос встал перед странами ОПЕК, когда в страны хлынул поток нефтедолларов. Руководители стран не смогли разумно распорядиться обрушившимся богатством, поэтому затевали различные бессмысленные проекты, например, «стройки века», которые никак нельзя назвать разумным вложение капитала. Понадобилось некоторое время, чтобы эйфория поутихла, потому что цены на нефть начали падать, и доход, поступаемый в государственную казну, снизился. Пришлось расходовать средства более разумно и грамотно.

В результате влияния перечисленных факторов, ОПЕК потеряла роль главного регулятора мировых цен на нефть и стала лишь одним (хотя и очень влиятельным) из участников биржевых торгов на мировом нефтяном рынке.

Перспективы развития ОПЕК

Перспектива развития Организации на сегодняшний день остается неопределенной. Эксперты и аналитики в этом вопросе разделились на два лагеря. Одни считает, что картелю удалось преодолеть кризис второй половины 1980 - начала 1990-х годов. Конечно же, речь не идет о том, чтобы вернуть прежнюю экономическую мощь, как в 70-е годы, однако в целом картина достаточно благоприятная, есть необходимые возможности для развития.

Вторые же склонятся к тому мнению, что странам картеля вряд ли удастся в течение долгого времени соблюдать установленные квоты нефтяной добычи и четкую единую политику.

Среди стран Организации, даже самых богатых нефтью, нет ни одной, которой бы удалось стать достаточно развитой и современной. Три арабские страны - Саудовскую Аравию, ОАЭ и Кувейт - можно назвать богатыми, но нельзя назвать развитыми. В качестве показателя их относительной неразвитости и отсталости можно привести тот факт, что во всех странах до сих пор сохраняются монархические режимы феодального типа. Уровень жизни в Ливии, Венесуэле и Иране примерно схож с российским уровнем. Все это можно назвать закономерным результатом неразумности: обильные запасы нефти провоцируют борьбу, но не за развитие производства, а за политический контроль над эксплуатацией природных богатств. Но с другой стороны, можно назвать страны, где ресурсы эксплуатируются достаточно эффективно. Примерами могут послужить Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты, где текущие доходы от сырья не только разбазариваются на ветер, но и откладываются в специальный резервный фонд будущих расходов, а также тратятся на подъем других отраслей экономики (например, туристического бизнеса).

Несколько факторов неопределенности перспектив Организации стран – экспортеров нефти, такие, например, как неясностью путей развития мировой энергетики, могут в значительной мере ослабить картель, поэтому однозначных выводов никто не берется делать.

Запасы нефти в странах мира (в млрд. баррелей, по состоянию на 2012 год)