Малые противолодочные корабли проекта 133 типа антарес

Малые противолодочные корабли проекта 133 типа антарес

Птицы Новороссийска © Торгачкин Игорь Петрович

Средиземноморская чайка /

Larus michahellis /

Yellow-legged Gull

Город-герой Новороссийск

Новороссийская (Цемесская) бухта,

Черноморское побережье Кавказа.

Краснодарский край,

Южный ФО, Россия.

Средиземноморская чайка / Larus michahellis (Naumann, JF, 1840) / Yellow-legged Gull - крупная белоголовая чайка, по размерам и окраске похожа на серебристую чайку и хохотунью. Ноги и крылья относительно длинные, мощный клюв относительно короткий и тупой, шея мощная, темя плоское. Во время долгого крика сначала опускает голову, потом поднимает ее вертикально вверх, как клуша. Длина тела 58–68 см, размах крыльев 140–158 см, масса 800–1500 г. У взрослых птиц летом голова белая. Мантия темно-серая, примерно как у северных серебристых чаек, крылья темно-серые с обширным черным полем на конце крыла, которое захватывает 6, иногда 7 маховых перьев (от десятого до пятого или четвертого). Пятое маховое перо с довольно широкой черной полосой, крайнее маховое перо (десятое) — с небольшим белым предвершинным пятном, соседнее, девятое перо обычно тоже. У некоторых птиц десятое перо имеет полностью белый конец, как у типичной хохотуньи. Клюв ярко-желтый, с ярко-красным пятном на изгибе подклювья, которое часто переходит на надклювье. Радужина желтая, веки красные. Ноги исключительно ярко-желтые. Зимой взрослые птицы сохраняют в основном белую голову (в отличие от серебристой чайки), обычно с немногими мелкими светло-серыми пестринами вокруг глаз. У молодых птиц в гнездовом наряде оперение темное, но голова и низ тела быстро начинают светлеть и контрастировать с темной мантией и полностью черным клювом. Часто за глазом заметно темное пятно. Коричневые перья приобретают характерный теплый оттенок. У летящих птиц на внутренних первостепенных маховых перьях видно небольшое светлое поле. В редких случаях все внутренние первостепенные маховые перья темные. Темные внешние большие верхние кроющие перья крыла образуют неполную темную полосу. Третьестепенные маховые перья темно-бурые, с узкой светлой каемкой. Надхвостье и хвост белые, с контрастной черной предвершинной полосой и с белыми кончиками рулевых перьев. Испод крыла достаточно темный, с множеством темных пестрин на кроющих перьях, но светлее, чем у серебристой чайки. Средиземноморские чайки рано начинают линьку в первый зимний наряд и могут приобрести его уже в начале сентября. В течение первой зимы средиземноморская чайка, в отличие от серебристой чайки, сменяет некоторые кроющие перья крыла. Через год, во втором зимнем наряде, она, как и хохотунья, обычно выглядит уже старше серебристой чайки того же возраста, имея многочисленные сизые перья на мантии (сизое «седло») и среди кроющих перьев крыла. Голова и низ белые, темных пестрин мало или они вообще отсутствуют. Нижние кроющие перья крыла с многочисленными бурыми пестринами, менее чистые, чем у хохотуньи. В отличие от типичной хохотуньи, радужина начинает светлеть. В третьем зимнем наряде средиземноморская чайка обретает более взрослую внешность. Окраска изменчива. Мантия и верх крыльев темно-серые, с некоторыми черными кроющими перьями первостепенных маховых. Внешние первостепенные маховые перья черные, с небольшим белым предвершинным пятном на крайнем, десятом, маховом пере, иногда и на соседнем девятом, но белые пятна могут и вовсе отсутствовать. На пятом маховом пере есть черная полоска. Голова и низ белые. Хвост белый или еще с остатком черных пятен. Цвет клюва изменчив: желтый с черным и красным пятном в конце или еще в основном темный. Ноги желтоватые или еще розоватые. Взрослые птицы очень похожи на взрослых желтоногих серебристых чаек и в меньшей степени на хохотуний. Важно обращать внимание на цвет клюва (он ярко-желтый с крупным ярко-красным пятном на подклювье, переходящим на надклювье, что редко бывает у серебристой чайки и хохотуньи), черное поле на конце крыла (оно явно меньше и часто не заходит на пятое маховое перо у балтийских и северных серебристых чаек) и на пропорции (в сравнении с серебристой чайкой относительно длинные ноги и крылья; мощный, туповатый клюв, который иногда напоминает таковой у морской чайки). Во время долгого крика держит голову вертикально вверх, в отличие от серебристой чайки, которая держит голову под углом в 45 градусов. При определении молодых птиц в гнездовом и первом зимнем нарядах желательно хорошо рассмотреть птицу на земле и в полете. В сравнении с обычно более темными серебристыми чайками бросаются в глаза светлые голова и низ, контрастирующие с темными мантией, пятном за глазом и черным клювом. Заметно отсутствие явного светлого поля на внутренних первостепенных маховых перьях, которое характерно для молодых серебристых чаек. Другой важный признак - окраска третьестепенных маховых перьев. У средиземноморской чайки они темно-бурые, с узкой, равномерной светлой каемкой, в отличие от большинства серебристых чаек, у которых третьестепенные маховые перья более пестрые, с зазубренной каемкой. Хвост молодой средиземноморской чайки более контрастный, чем у серебристой, темных пестрин на нем меньше и предвершинная полоса темнее. Молодые средиземноморские чайки в гнездовом и первом зимнем нарядах отличаются от хохотуний пропорциями (особенно клювом), темным исподом крыла (он светлее или беловатый у хохотуньи), темным пятном за глазом (у хохотуньи обычно отсутствует). У хохотуньи светлое поле на внутренних первостепенных маховых перьях обычно чуть ярче. Неполная темная полоса, проходящая сверху по большим кроющим перьям, отличается от более развитой полосы по всем большим кроющим перьям у хохотуньи. Появление новых кроющих перьев в течение первой зимы фактически исключает серебристую чайку и говорит в пользу средиземноморской чайки или хохотуньи. От молодых клуш и халеев средиземноморская чайка отличается размером и пропорциями, более светлыми головой и низом, более белым хвостом с черной предвершинной полосой и наличием слабого светлого поля на внутренних первостепенных маховых перьях (у клуш и халеев оно отсутствует). Размер, окраска крыльев и хвоста также отличают средиземноморскую чайку от молодой морской чайки. В других нарядах отличается от хохотуньи пропорциями. У особей во втором зимнем наряде испод крыла темнее, чем у хохотуньи. Глаза начинают светлеть раньше, чем у хохотуньи. В сравнении с серебристой чайкой, во всех невзрослых нарядах выглядит чище и «взрослее». Населяет скалистые берега Средиземного и Черного морей, атлантическое побережье Марокко, Испании, Португалии и Франции, Канарские и Азорские острова. В результате расширения ареала в северном направлении стала гнездиться в небольшом числе в Швейцарии, Германии, Венгрии, Польше и других странах Западной и Центральной Европы. Ближайшие от России места гнездования находятся в Крыму. В конце лета и осенью эта чайка многочисленна по всему российскому побережью Черного моря. Возможно, там она и гнездится, но достоверных данных о гнездовании нет. Регулярно встречается на юге Балтийского моря, особенно осенью. Известны залеты в Финляндию, Эстонию и Московскую область. Несомненно, появление средиземноморских чаек можно ожидать и в Калининградской области. Некоторые птицы круглый год держатся рядом с колониями. Основная масса прилетает в феврале. Для гнездования предпочитает использовать скалистые берега, песчаные острова, долины рек, иногда крыши домов. Гнездо представляет собой ямку с разным количеством подстилки. Откладка яиц происходит в марте или апреле. В кладке 1–3 яйца оливково-коричневого цвета, с бурыми пятнами. Насиживают кладку оба родителя, но в основном самки в течение 27–31 дня. Птенцы начинают летать на 35–40 день. Питается рыбой, моллюсками, мелкими млекопитающими и птицами, яйцами и птенцами, падалью. Охотно посещает свалки. Источники информации:

В 70-ых годах для морских пограничных частей КГБ СССР был разработан новый проект корабля - проект 133 шифр «Антарес», главной отличительной чертой данных кораблей стали подводные крылья, хотя эта идея и не была новинкой.
Строительство было поручено Феодосийскому Производственному Объединению «Море». Всего на этой судоверфи для МЧ ПВ КГБ СССР было построено 11 кораблей данного типа, еще один корабль проекта 133 был уже достроен для морских пограничников Украины. На экспорт данный тип корабля не поставлялся.


Еще одной особенностью этих кораблей стало то, что данный проект корабля был «чисто» пограничным, ВМФ СССР на своё вооружение подобный проект корабля не принимал. Хотя флотом и рассматривались подобные корабли (на подводных крыльях) в качестве скоростных малых противолодочных кораблей, но после разработки и строительства двух опытных экземплярах (проекты значительно отличались от пограничных «Антаресов» и фактически это были два совершенно разных проектов МПК) они от этой идеи отказались. Таким образом с конца 70-ых только морские пограничники обладали боевыми кораблями на подводных крыльях с большой скоростью хода.

На данный момент все корабли данного типа исключены из пограничных сил России и Украины. В России последними были списаны ПСКРы 109 и 110 (оба в 2009 году), а на Украине ПСКР-115 в 2010 году.

На седьмом Международном военно-морском салоне (МВМС-2015) в Санкт-Петербурге ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева (Центральное Конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева) показало модернизированный быстроходный ракетно-артиллерийский катер на подводных крыльях проекта 133РА «Антарес РА» разработанный по собственной инициативе. Основное внимание было уделено модернизации корпуса и оборудования.


В конструкции модернизированного проекта используется технология «Стелс», значительно снижающая их радиолокационную заметность.
Важной особенностью ракетно-артиллерийского катера является способность развивать скорость в 40 узлов при 5 бальном шторме. Помимо этого, при все тех же 5 баллах «Антарес РА» может использовать ракетное вооружение.

Технические характеристики катера проекта 133 «Антарес»
Водоизмещение, т: нормальное - 90, полное - 221;
Размеры, м: длина - 40,22; ширина - 8,0 (с выдвинутым крылом - 15,9); осадка - 1,67 (с выдвинутым крылом - 4,9);
Максимальная скорость, уз.: 61;
Дальность хода, миль: 410 при скорости хода 51 узел;
Силовая установка: два газотурбинных двигателя «М-70», мощностью 2х10 000 л. с.
Автономность: 5 суток;
Вооружение: 1 х 76-мм универсальная АУ АК-176 (боезапас 152 снаряда); 1 х 6 - 30 мм автоматическая зенитная АУ АК-630 (боезапас 550 снарядов); 2 х 400 мм противолодочных ТА (боезапас 2 торпеды); 1х7 - 55 мм противодиверсионный гранатомёт "МРГ-1" (боезапас 70 гранат); 1 кормовой бомбосбрасыватель и 6 глубинных бомб «ББ-1»;
Экипаж: 5 офицеров, 19 старшин и матросов

Вованыч_1977 > Так я и не говорю про "наобум". Я к тому, что "планировалось" - это довольно зыбкое понятие. Какие на самом деле планы и фантазии перспективы были в головах отдельных наших "планировщиков" и "руководителей" - достоверно неизвестно ни мне, ни тебе.

Это правда, не известно. Но есть ряд косвенных факторов, которые могут подтвердить сугубо теоретические предположения. Во-первых - судостроитель. Кроме Феодосии эти корабли никто не строил, и вряд ли бы строил. Опять таки из-за специфики. АМГ корпус, турбины и крылья. Налаживать производство мелкосерийных специализированных кораблей + клонирование оснастки и подготовка кадров - сильно дорогое удовольствие даже для СССР. Отсюда вывод - сколько не напланируй, все упирается в мощности феодосийского завода. А тут лажа. Это не "грифы", которых в год клепали 9-13 единиц, это такой корабль, где каждый серийный корпус со своими тараканами в голове. Чтобы долго не объяснять, достаточно вспомнить историю коррекции первых корпусов с дорогостоящим ремонтом по части ГЭУ. Да и этим все не закончилось. Из серии ПСКР-103 и 104 вышли гадкими утятами, которые через несколько лет службы стали постоянным пристанищем командированных групп из Феодосии и Николаева. У других кораблей тоже были свои детские болезни. Об очамчирских наверное детальней может рассказать antares133. На этом фоне уже к концу 80-х стало ясно, что корабль хороший, но... в общем пограничная аналогия АПЛ 705-го проекта))) Отсюда, продолжение серии уже ставилось под сомнение. Ну а начало 90-х ко всему еще добавило проблему топлива...

IGOR_MORE >> О планах использования 133-х на ДВ я не слышал
Вованыч_1977 > Я тоже. Но ведь это не о чём не говорит, правда ? Я, к примеру, раньше и представить не мог, что можно списать корабль после всего лишь 10-12 лет службы. Однако ж - списали. Вчистую. И не один корпус.

Вова, не в обиду, ты мыслишь по-подводному)))) Антарес с его корпусом и начинкой рассчитан на срок службы 15-20 лет. По-моему все таки 15. Дальневосточный театр это сплошная экономзона в открытом океане, где сильные шторма и обледенение нормальная тема. Куда туда совать 133-й? На том театре не было массовых прорывов с использованием быстроходных средств, а гоняться антаресу за всякими "кавасаками" с десятком крабовых ловушек на палубе, это экономический бред. Повторюсь, на ЧМ и БМ была очень больная тема прорыва границы со всякими нехорошими целями иностранных бытроходных катеров (как для высадки, так и для снятия агентуры) + была большая стремная угроза угона рейсовых СПК за бугор (особенно на кавказском участке). ЧМП и пограничники по этому поводу в далекие бородатые времена даже родили совместный документ о том, что делать если произойдет такая лажа... У крымских берегов ко всему прочему добавились спиногрызы в виде десятка правительственных дач с самой главной на южной оконечности полуострова, которые тоже надо было охранять от всякого рода морских помех. На Кавказе, кстати, они тоже были. Вот для этого эти корабли и заказывались.

Вованыч_1977 > В общем, планы - это весьма зибзические понятия, завязанные на множество факторов.


ПОГРАНИЧНЫЙ КАТЕР ПРОЕКТА 133 «АНТАРЕС»
COAST GUARD CUTTER PROJECT 133 «ANTARES»

02.07.2019


Как сообщило 28 июня 2019 года информационное агентство ТАСС, Россия выводит на международный рынок военно-морской техники первый в мире катер на подводных крыльях, вооруженный крылатыми ракетами морского базирования. Об этом ТАСС в ходе 5-го Международного военно-технического форума «Армия-2019» сообщил генеральный директоргенеральный конструктор компании «Радар ммс» Георгий Анцев.
По его словам, новый катер проекта 133РА получил название «Антарес РА», в качестве его основного вооружения выбраны ракеты Club (экспортная версия крылатых ракет «Калибр»). «Мы предложили определенному сегменту рынка решение с «Калибрами». Это интересное решение, учитывая, что катер достаточно скоростной и имеет хорошие мореходные характеристики», — отметил Анцев.
Ракетный катер на подводных крыльях проекта 133РА «Антарес РА» разработан АО «ЦКБ по СПК имени Р. Е. Алексеева» (является стратегическим партнером «Радар ммс»). Полное водоизмещение катера составляет 226 тонн, максимальная скорость — до 60 узлов. Корабль оснащается четырьмя крылатыми ракетами Club/»Калибр».
Ракетный катер проекта 133РА (шифр «Антарес РА») выполнен на корпусе пограничного сторожевого катера на подводных крыльях проекта 133 (шифр «Антарес») разработки ЦКБ по СПК имени Р. Е. Алексеева еще 1970-х годов. 12 катерров (пограничных сторожевых кораблей) проекта 133 были построены на Феодосийском судостроительном заводе «Море» с 1979 по 1993 годы, но к настоящему времени все списаны (последние катера под российским и украинским флагами были списаны в 2008-2009 годах).
https://bmpd.livejournal.com