Коррупционная преступность как угроза национальной безопасности. Коррупция как угроза национальной безопасности россии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

СРЕДНЕ-ВОЛЖСКИЙ (г. САРАНСК) ФИЛИАЛ

Юридический факультет

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Курсовая работа

на тему: "Коррупционная преступность как угроза национальной безопасности "

Е.А. Ефимкина, СВФ ПОНБ 2012 группа, з/о

Обозначение курсовой работы

Специальность - 030503

"Правовое обеспечение национальной безопасности"

Саранск 2015

Содержание

  • Введение
  • Заключение
  • Список использованных источников

Введение

Актуальность темы . Коррупция как одно из самых пагубных явлений для любого государства стала для России в наши дни основным препятствием для политического, экономического и духовного возрождения, превратилась в реальную угрозу национальной безопасности страны. Коррупционный фактор стал нормой в политике, экономике и общественной жизни России - это негативное социальное явление уже не угрожает этим сферам, а является их составной частью. Таким образом, активизация коррупционных отношений обусловила необходимость исследования столь негативного и опасного для общества явления.

Следует отметить, что в Концепции национальной безопасности РФ отмечается, "что основными направлениями защиты конституционного строя России являются. усилия, направленные на борьбу с преступностью и коррупцией. Россия крайне заинтересована в резком ограничении экономической и социально-политической основы этих общественно опасных явлений, выработке комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств" .

Степень научной разработанности . Нельзя сказать, что проблемы коррупции слабо разработаны; мало того, практически все проблемы в литературе поставлены и так или иначе решены.

Научные труды и пособия, исследующие аспекты соучастия разрабатывали многие авторы: Абалкин Л.И., Баранов А.Н., Ваганян Г., Гуриев С., Жилина И.Ю., Захаров Н.Л., Максимов С.В., Мысловский Е.Н., Богданов И.Я., Гаухман Л., Полосин Н.В. и др.

Ц елью курсовой работы является изучение вопросов, относящихся к коррупционной преступности как угрозе национальной безопасности России, а также формирование на основании полученных данных собственной позиции по указанным вопросам, направленной на внесение своего вклада в решение вопросов борьбы с коррупционной преступностью в современных условиях развития государства.

Для достижения вышеуказанной цели было необходимо решение нескольких задач :

рассмтреть явление коррупционной деятельности с токи зрения теоретической базы;

выявить спорные вопросы в деятельности государства, направленной на борьбу с коррупцией в России;

исследовать проблемы коррупционного воздействия на национальную безопасность в современном государстве.

Объектом исследования выступили общественные отношения, связанные с коррупцией как проблемой национальной безопасности.

Предметом исследования явилась сама коррупция как фактор, влияющий на национальную безопасность России.

Методы научного исследования . Проведенное исследование опирается на общенаучные и специальные методы: системный подход, анализ и синтез, метод научной абстракции, метод дедукции, метод индукции, логико-исторический подход, экономико-математическое моделирование. В диссертации последовательно реализован политологический анализ в единстве основополагающих принципов и понятийно-категориального аппарата политологии, философии, экономики.

Научная новизна исследования . Научная новизна курсовой работы заключается в постановке и осознании коррупции как опасного для безопасности государства социального явления с позиций политологического анализа; выявлении сущности и содержания феномена коррупции на различных общественных уровнях, в том числе государственном; исследовании коррупции не только в качестве экономического "механизма", регулирующего рынок, но и как сложного социально-исторического явления, детерминирующего все сферы отношений в российском обществе; выявлении тенденций развития коррупции в современных условиях, составляющих угрозы национальной безопасности страны; обосновании приоритетных направлений оптимизации антикоррупционной политики в России, в том числе в интересах обеспечения национальной безопасности.

Практическая и теоретическая значимость . Практическая значимость исследования заключается в том, что осуществленный политологический анализ коррупционной деятельности в России и ее влияние на национальную безопасность Российского государства позволяет отметить, что предлагаемая исследовательская гипотеза в целом нашла свое подтверждение. Сформулированные в работе выводы и рекомендации могут способствовать, во-первых, внесению корректив в проводимую на государственном уровне политику по борьбе с коррупционной деятельностью, лоббизмом, протекционизмом; во-вторых, результаты исследования могут быть использованы в научных целях в рамках дальнейшей разработки проблем противодействия коррупции на различных уровнях и в различных сферах общественной жизни .

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

коррупция антикоррупционное законодательство россия

1. Теоретические основы исследования коррупции

1.1 Сущность, причины и содержание коррупции

На сегодняшний день тема коррупции в условиях современных рыночных отношений и построения правового государства несомненно является актуальной. И это не удивительно, ведь масштабы этого явления достаточно велики, чтобы наконец с полной серьезностью отнестись к возникшей проблеме. Коррупция описывается в СМИ как серьезный барьер на пути здорового развития общества, социальное зло, требующее вмешательства и устранения. Но эффективная борьба с этим негативным явлением невозможна без достаточно полного и точного знания его сущности, конкретных условий возникновения и последствий .

Нельзя не согласиться с тем, что именно коррупционные отношения, с одной стороны, провоцируют дальнейшее распространение и усиление криминальной напряженности в стране, а, с другой, ослабляют возможности государства и общества эффективно реагировать на этот процесс. Давно подтверждено, что криминальная коррупция подрывает устои государственной власти, деформирует, общественное сознание, ложиться тяжелым материальным бременем на россиян.

Коррупция стала серьезно угрожать верховенству закона, демократии и правам человека, подрывать доверие к власти, принципам государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствовать конкуренции, затруднять экономическое развитие и угрожать стабильности демократических институтов и моральных устоям общества .

Также видна явная взаимосвязь между коррупцией и взяточничеством и преступными структурами, потому что ни одна преступная структура не сможет существовать, не коррумпируя должностных лиц различного ранга для достижения своих целей. Сформировавшиеся преступные сообщества сделали ставку на подкуп должностных лиц разных уровней государственной власти, местного самоуправления, финансовых, контрольно-ревизионных органов, что значительно затрудняет выявление совершенных ими преступлений. Весьма точным является утверждение, что если обычная преступность наступает на общество, действуя против его институтов, в том числе государства, организованная преступность в этом наступлении старается опираться на институты государства и общества, использовать их в своих целях . Массовый характер приобрели факты незаконного выделения, получения и использования льготных кредитов, перелива капиталов в теневую экономику и зарубежные банки, отмывания денег, полученных преступным путем. Эти действия неизбежно сопровождаются разного рода корыстными злоупотреблениями должностными полномочиями, значительными суммами взяток.

Коррупция - явление отнюдь не новое в жизни общества, оно имеет многовековую историю и присуще буквально всем государствам.

Термин "коррупция" происходит от латинского слова "corrumpere" - подкупать. Современное значение он приобрел в Европе в XV-XVI веках. На международном уровне свое нормативное закрепление термин получил в резолюции "Практические меры борьбы с коррупцией", подготовленной секретариатом 8-го Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушениями, проходившего в Гаване в августе-сентябре 1990 г. В резолюции речь идет о "нарушениях этического (нравственного), дисциплинарного, административного и уголовного характера, выражающихся в противозаконном использовании своего служебного положения субъектом коррупционной деятельности" .

Один из факторов распространенности коррупции - сложность структуры органов власти, наличие множества бюрократических процедур, порождаемых самими чиновниками, отсутствие внешнего и внутриорганизационного контроля над деятельностью аппарата органов государственной власти. Положение усугубляется тем, что отсутствуют комплексный учет и контроль над служебной деятельностью государственных служащих, четкое распределение компетенции, имеет место дублирование и совмещение функциональных обязанностей.

Следствие этого - чрезмерная медлительность, волокита, связанные как с организационными недостатками, так и с низкой профессиональной компетентностью персонала . Провести грань между организационной неразберихой и стимулированием коррупционного поведения граждан бывает подчас очень сложно. Коррупцию порождают неоправданно большое количество запретов, разрешительных процедур и отсутствие механизма и правовой основы защиты интересов граждан, вовлеченных в деятельность органов государственной власти.

К организационным факторам коррупции следует отнести несбалансированность прав и ответственности государственных служащих, нестабильность служебного положения, широкое распространение административного усмотрения, явное несоответствие потенциальных возможностей перераспределения собственности и низкого денежного содержания государственных служащих.

Есть много причин, объясняющих сложившуюся в России тревожную ситуацию с коррупцией, но среди них наиболее важные следующие:

слабость верховной государственной власти. Уже 10 лет в стране нет не только социального, но и политического консенсуса;

отсутствие национальной стратегии развития и политика "минимизации государства;

"раскрепощение" бюрократии .

Коррупция не только самовоспроизводна, но также неоднородна и трансформативна. В связи с этим принятие отдельного федерального закона о противодействии коррупции и теневой экономике представляется нам неадекватным инструментом для высокоэффективного противодействия коррупции. Кроме того, важно учитывать такой политико-психологический аспект идеи специального закона о борьбе с коррупцией, как юридическое увековечивание коррупции как неотъемлемой части российской действительности. Признание невозможности полного искоренения коррупции не дает государству права ограничиваться лишь декларированием социально - негативного характера коррупции и наказанием коррупционеров . Российскому обществу нужна ясная и жизнеспособная политическая доктрина противодействия коррупции и теневой экономике, отвечающая заявленным амбициозным целям социально-экономического развития России, - Концепция государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике в России, утверждаемая указом Президента РФ (политика декриминализации российской экономики). Итак, в целях борьбы с коррупцией и теневой экономикой нами предлагаются следующие ключевые решения:

политическая воля и публичное политическое решение;

поэтапная программа (заданная нормативно) охвата категорий госслужащих новыми мерами борьбы с коррупцией;

создание федерального органа исполнительной власти по управлению госслужбой (с функциями спецслужбы по борьбе с коррупцией);

добровольный "колпак" (добровольное ограничение части конституционных прав госслужащих);

жесткая формализация деятельности госслужащих;

разработка и введение механизма кадровых историй для госслужащих;

введение парламентской процедуры проверки законопроектов на коррупциогенность;

ужесточение наказаний .

Основополагающими из них являются: политическая воля и публичное политическое решение. Необходимо на уровне политического руководства страны системно заниматься этим явлением, а не только обозначать его существование. Выход из логической ловушки состоит в поэтапной заданной нормативной программе, которая постепенно будет охватывать разные категории государственных служащих и властно-политических лиц. И в добровольном "колпаке" - ограничении части конституционных прав представителей руководящих должностей государственной службы РФ. Остановимся подробнее на последнем из предлагаемых решений. Как показывают исследования, наиболее уязвимы с коррупционной точки зрения среди различных категорий должностных лиц руководящие должности государственной службы.

1.2 Коррупция как объект политологического исследования

В последние годы практически ни один документ, характеризующий социально-экономическую и политическую ситуацию в современной России, а также положение дел с преступностью, не обходится без упоминания о коррупции. Однако само понятие "коррупция" не имеет пока законодательного определения и подчас используется с разным содержанием.

Деформация жизненных ориентиров у значительной части россиян, особенно в подростково-молодежной среде, привела к тому, что стали признаваться социально одобряемыми некоторые формы аморального, антиобщественного и преступного поведения, не считаются позорными судимость, привлечение к уголовной ответственности, тунеядство, наркомания. В сознании многих людей утрачена ценность продуктивного труда как источника благополучия и главного средства самореализации личности . Криминогенно значимые деформации духовно-нравственной сферы в значительной мере связаны со злоупотреблениями свободой слова в средствах массовой информации, пропагандой насилия и культа наживы любой ценой. В результате российские граждане, как и само правительство, действуют в этическом и моральном вакууме.

За последние семь лет государственность в России во многом была потеряна. Политическая система сформировала укоренившуюся элиту, объединенную коррупцией и взаимной порукой, которая никоим образом не заинтересована в прозрачности этой политической системы или же основанных на законе государстве и экономике.

Криминализация экономики и коррумпированность государственного сектора - это две стороны медали. Как же политическим функционерам и государственным чиновникам осуществлять декриминализацию экономики, когда многие из них коррумпированы и "завязаны" с криминальными структурами? Коррупция является одновременно и причиной и следствием слабости государства как носителя государственной власти и гаранта социального благополучия общества.

Рост раковой опухоли - коррупции - неизбежен, если действующая Конституция не наделила Федеральное Собрание РФ правами контроля за исполнительной властью и судебной системой России. В Государственной Думе только относительно недавно стала работать Комиссия по проверке фактов участия должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в коррупционной деятельности, которая не обличена законом необходимыми правами, но все же уже оказывает влияние на борьбу со злом преступности.

По Конституции Российской Федерации президент нашего государства обладает огромной властью, но пока эффективно не проявил способности использовать ее для снижения криминогенности в обществе и обеспечения прав россиян .

Президент Российской Федерации использовал борьбу с коррупцией в качестве средства для дискредитации неугодных ему чиновников, а в последующем для поддержания своего имиджа неподкупного человека (канун президентских выборов 1996 г.), но не решал по существу проблему противодействия коррупции и даже трижды не подписывал Федеральный закон "О борьбе с коррупцией". При этом необходимо отметить "семейственность", которая, по его примеру, нашла благодатную почву в органах государственной исполнительной власти .

С декабря 1993 г., когда была принята Конституция Российской Федерации, исполнительная власть стала весьма сильной, но Правительство Российской Федерации не ставило, да и не решало задач по политической стабильности общества, по его экономическому и социальному совершенствованию и благополучию . В Правительстве Российской Федерации к этому времени уже пустила корни и стала характерной чертой исполнительной власти "клановая политика", что само по себе является благодатной почвой для роста коррупции.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300, отмечается ослабление правового контроля за ситуацией в стране, сращивание исполнительной и законодательной властей с криминальными структурами, проникновение их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроизводящими сетями . "Преступный мир, по существу, бросил вызов государству, вступив с ним в обширную конкуренцию. Поэтому борьба с преступностью носит не только правовой, но и политический характер".1 Для российского управленческого аппарата, независимо от иерархического уровня, стали характерными такие новые проявления коррупции, как:

получение за свою служебную деятельность или в связи с ней, за покровительство или попустительство по службе незаконного вознаграждения в виде денег, иных материальных ценностей и услуг, в том числе в завуалированной форме путем выплаты незаконных премий, комиссионных, явно завышенных гонораров, оплаты самому должностному лицу или членам его семьи якобы выполнявшейся работы, поездок под деловым предлогом за границу, приобретения недвижимости за границей, открытия для них счетов в иностранных банках, выдачи беспроцентных долгосрочных кредитов и т.п.

Таким образом, коррупция в России развивалась на протяжении нескольких веков, что было обусловлено:

во-первых - социально-экономическими преобразованиями в стране;

во-вторых - изменением системы управления;

в-третьих - антикоррупционной политикой государства.

Исторически сложилось так, что власть в народе ассоциируется с ее злоупотреблением; именно поэтому для России характерна психологическая готовность большей части населения к подкупу служащих. Кроме того, о неотвратимости наказания за коррупционное правонарушение в нашей стране говорить просто нелепо. Конечно, очень трудно судить о том, каково реальное количество случаев дачи - получения взятки, но можно предположить, что официальная статистика фиксирует крайне малую их часть . И если наказанию подвергается далеко не каждый, совершивший правонарушение данной категории, то это порождает "крайне низкий субъективно воспринимаемый риск быть привлеченным к ответственности за совершение коррупционного деяния", а соответственно предопределяет развитие подкупаемости - продажности служащих и иные корыстные злоупотребления властью.

Таковы основные, на наш взгляд, причины развития коррупции в контрольных и надзорных органах исполнительной власти РФ.

2. Противодействие коррупции как угрозе национальной безопасности России со стороны государства

2.1 Деятельность Совета Федерации в борьбе с коррупцией

Прошло почти четыре года с момента объявления Президентом России Д.А. Медведевым широкомасштабной борьбы с коррупцией. За это время сделано немало: разработаны, приняты и вступили в силу базовый Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", антикоррупционные нормы Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; специальные изменения внесены в федеральное законодательство по вопросам государственной и муниципальной службы, парламентской деятельности и многим другим; в стране сформирован и выполняется Национальный план противодействия коррупции .

Совет Федерации никогда не стоял в стороне от решения проблем, связанных с борьбой с этим негативным социальным явлением. В последние три года активно работала Комиссия Совета законодателей по законодательному обеспечению противодействия коррупции, которую возглавлял заместитель Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьев . Она эффективно работала в решении практических вопросов. Комиссией изданы пять томов законодательного, справочного, информационного, весьма полезного для сотрудников правоохранительных органов и органов государственной власти материала по противодействию коррупции. Проведено немало мероприятий с выездами в субъекты Российской Федерации. Кроме того, проделана серьезная аналитическая работа по изучению нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в этой сфере.

Поэтому новеллы, предложенные Президентом Российской Федерации в последнее время, в том числе по трехгодичному периоду изучения возможных доходов чиновников, в Совете Федерации никаких проблем создать не должны, поскольку в личном деле каждого члена Совета Федерации уже имеются все необходимые сведения .

С избранием на должность Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Ивановны Матвиенко были проведены организационно-штатные изменения в структуре комитетов и комиссий палаты. Сегодня вопросы противодействия коррупции относятся к полномочиям Комитета по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества, в рамках которого создан подкомитет по противодействию коррупции.

В последние годы у нас в стране борьба с коррупцией стала популярной медийной темой. Ее обсуждают все, даже те, кто к этой проблеме не имеет отношения или мало в ней разбирается. С одной стороны, хорошо, что такой теме уделяется много внимания, но делать это надо все-таки профессионально .

Хотелось бы, чтобы в этом принимали участие, прежде всего, те наши государственные органы и федеральные структуры, которые работают на этом направлении: законодатели, Минюст, МВД, прокуратура, Следственный комитет, судейское сообщество, ученые. Важно, чтобы они давали выверенные и профессионально подготовленные предложения и рекомендации по совершенствованию борьбы с этим опасным явлением, принимали качественно исполненные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере противодействия коррупции.

Наряду с теоретической проработкой нам нужно определиться и с масштабами этого явления. Сложилась устойчивая практика причислять к коррупционным экономические преступления. Отсюда ее масштабы многократно разнятся даже в комментариях высших должностных лиц. Так, по оценке межведомственной рабочей группы по пресечению незаконных финансовых операций, со ссылкой на Банк России и Росфинмониторинг, из 84 млрд. долларов или около 2,5 трлн. рублей чистого оттока капитала в 2011 году с признаками взяточничества и отмывания средств за рубеж выведено около 1 трлн. рублей. МВД России называет сумму около 5 трлн. рублей или почти 10% ВВП, которую мы потеряли в результате вывода капитала из страны, отмывания денег, обналичивания средств и т.п. В МВД также подсчитано, что со времени объявления борьбы с коррупцией в 2008 году средняя сумма взятки в России выросла до 300 тыс. рублей. Уже по итогам января 2012 года Центробанк и Минэкономразвития не могут прийти к общему мнению - 11 или 17 млрд. долларов вывезено из страны. В марте 2012 года Банк России согласился с суммой 13,5 млрд. долларов, вывезенной из страны в январе, и 9 млрд. долларов - в феврале. Минэкономразвития настаивает на своих данных, в том числе на 11 млрд. долларов - по итогам февраля 2012 года.

Всего в 2011 году было зарегистрировано 12 349 фактов взяточничества. Следует отметить продолжающуюся с 2010 года тенденцию снижения числа выявленных фактов взяточничества. Так, в сравнении с 2010 годом снижение зарегистрированных фактов коммерческого подкупа составило - 11%, получения взятки - 10,3%, дачи взятки - 6,1% .

Согласно Конституции Российской Федерации никто не может быть признан виновным, иначе как по приговору суда. На фоне этих выявленных огромных сумм и установленных размеров правонарушений абсолютным диссонансом выглядят бесстрастные цифры судебной статистики: более 60% осужденных за получение взятки в 2011 году были пойманы на суммах до 10 тыс. рублей. В 23% уголовных дел с обвинительными приговорами сумма взятки составляла от 10 до 50 тыс. рублей. И только 30 человек в стране осуждены за получение взятки в размере более 1 млн. рублей (2%) .

Совершенно очевидно, что в общественном сознании картина выглядит совсем иначе. То, что мы видим по результатам работы правоохранительных органов и судебной системы Российской Федерации, и то, что на самом деле беспокоит общество, то, что заставляет и Президента Российской Федерации Д.М. Медведева, и Председателя Правительства России В.В. Путина ставить вопрос о том, что коррупция стала национальной угрозой, - это явления разного порядка.

Можно много говорить о том, сколько задержали коррупционеров, каковы объемы полученных ими взяток, каковы суммы "откатов". Однако полагаю, что все-таки главное в борьбе с коррупцией, венец этой трудной работы - это обвинительный приговор суда взяточнику. Если есть судебное решение по уголовному делу, то имеются и положительные результаты в борьбе с коррупцией.

За последние годы сделано, как уже указывалось выше, очень много, тем не менее необходимо отметить, что из развитых, цивилизованных, правовых, демократических стран Россия - видимо, единственное государство, которое пока не имеет кодекса парламентской этики. Ранее были попытки разработать и принять на вооружение такого рода правовой документ, но пока они не увенчались успехом. В настоящее время подкомитет по противодействию коррупции в Совете Федерации над этим вопросом работает .

Нам нужно также очень серьезно поработать с уголовным законодательством. В этом году на заседании президиума Ассоциации юристов России его председатель П.В. Крашенинников заявил о необходимости создания новой редакции Уголовного кодекса Российской Федерации. Целиком его поддерживаю. По моему мнению, Уголовный кодекс России должен быть переработан как можно быстрее, потому что в ныне действующем кодексе прописано много правоотношений, защита которых на сегодняшний день не требуется. По некоторым статьям уголовного закона в течение последних десятилетий не было возбуждено ни одного уголовного дела .

И наоборот, если брать вопросы коррупционной направленности, то, мне кажется, их нужно расписывать гораздо более подробно. Такие законодательные предложения в Совете Федерации имеются. Их только нужно оперативно реализовать .

Еще на одном вопросе хотелось бы заострить внимание. Сегодня практически во всех министерствах и ведомствах Российской Федерации выделены наиболее коррупционно уязвимые должности, составлены их перечни. Однако никто не слышал о заявлениях наших государственных служащих, занимающих взяткоопасные должности, о предпринятых попытках их подкупа. Здесь мы вновь упираемся в извечную российскую проблему. В наше время по-прежнему актуальна мысль, высказанная в XIX веке русским писателем и талантливым администратором М.Е. Салтыковым-Щедриным: "Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения".

Безусловно, движением вперед в противодействии коррупции явилось решение об утверждении Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы. Теперь нам надо сделать все для его успешной реализации.

В заключение хотелось бы напомнить слова В.В. Путина: "Борьба с коррупцией должна стать подлинно общенациональным делом", поскольку слишком серьезен и опасен для государства вызов, брошенный коррупцией не только престижу и имиджу страны, но и нашей национальной безопасности.

2.2 Перспективные направления развития антикоррупционного законодательства

Меры по совершенствованию антикоррупционного законодательства обсуждаются в ходе заседаний Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Этот совещательный орган был образован Указом Президента России от 19 мая 2008 года.

На заседании Совета 13 января 2011 года были поставлены следующие задачи, требующие правовой поддержки:

установить ответственность чиновников за недостоверность предоставляемых сведений;

расширить формат участия институтов гражданского общества в антикоррупционных мероприятиях;

обеспечить антикоррупционное сопровождение международных проектов, которые реализуются на территории России, таких как Олимпийские и Паралимпийские игры в Сочи, Универсиада в Казани, чемпионат мира по футболу, а также саммит АТЭС .

итоги выполнения Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы;

проект Концепции взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции на период до 2014 года, подготовленный Минюстом России.

Важно, что на заседании Совета был рассмотрен проект федерального закона, устанавливающего систему контроля за крупными расходами лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации, некоторые должности федеральной государственной службы, и иных публичных должностных лиц, а также за соответствием расходов этих лиц декларируемым ими доходам .

Также был утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы, в котором предусмотрена разработка проекта федерального закона об общественном контроле. Данный законопроект определит полномочия институтов гражданского общества по осуществлению общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Следует отметить, что концептуальные перспективы законодательного обеспечения антикоррупцинной деятельности обсуждались в ходе парламентских слушаний в Совете Федерации на тему "Проблемы и перспективы формирования единого антикоррупционного правового пространства в Российской Федерации" в мае 2010 года.

В ходе мероприятия отмечалось следующее:

мониторинг антикоррупционного законодательства и практики применения Федерального закона "О противодействии коррупции" показал, что правовая база в сфере противодействия коррупции нуждается в совершенствовании, как с точки зрения уточнения отдельных норм антикоррупционных законов, так и развития новых институтов;

повышению качества федеральных законов как мере противодействия коррупции могли бы способствовать разработка и принятие федеральных законов "О нормативных правовых актах Российской Федерации" и "О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов" .

В настоящее время государство и все гражданское общество России отчетливо осознают пагубное воздействие коррупционных факторов на российскую экономику, производство и предпринимательскую деятельность. Совершенно очевидно, что коррупция в масштабах всей страны трансформировалась в системную проблему, которой крайне необходимо противопоставить системный ответ. Более того, из всей совокупности задач и проблем, существующих на данный момент в социально-экономической и политической сферах, ни одна не приносит столько материального ущерба, а также колоссального морального вреда, сколько коррупция. Коррупция представляет собой реальную и очень серьезную угрозу нормальному функционированию государства в целом, существенно затрудняет экономическое развитие, вызывает эрозию доверия населения к власти, верховенству закона, демократии, правам человека и социальной справедливости .

Сегодня происходит кропотливая выработка законодательных концептуальных подходов к масштабной борьбе с этим социальным злом. В рамках Национального плана противодействия коррупции в Российской Федерации сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции. Серьезный антикоррупционный потенциал заложен в Стратегии развития России до 2020 года.

Делая вывод, следет отметить, ято воплотить в жизнь такие планы будет не просто. Идеальных государств не существует, и коррупция - весьма живучее явление. Однако сдержать размах коррупционных проявлений не только возможно, но и жизненно необходимо. Нужно создавать вокруг коррупционеров атмосферу нетерпимости, такую обстановку, когда брать взятки станет не только просто невыгодно, но и чревато далеко идущими последствиями в социальном и ином контекстах.

В числе важнейших задач государственной антикоррупционной политики - коренной перелом общественного сознания. В обществе должна сформироваться атмосфера жесткого неприятия коррупции. Добиться этого можно путем планомерного совершенствования антикоррупционного законодательства, повышения культуры населения, достижения максимальной прозрачности процедур предоставления государственных услуг, а также постоянной профилактической и предупредительной работой всех государственных органов и институтов гражданского общества.

3. Характеристика проблемы коррупции в современной России

Положение дел с коррупцией в России во многом обусловлено моральным разложением в обществе, особенно контрастно проявившемся в органах государственной власти. Это явилось следствием ничем не обоснованного в своей скоротечности перехода к новой социальной и экономической системе, который никак не подкреплялся так необходимой правовой базой и не только неэффективной, но и негативной во многом деятельностью исполнительной власти. Да, мы получили рынок, но это рынок, где властвует коррупция, ставшая частью менталитета российских граждан.

Общество осуждает обогащение небольшой горстки представителей элиты, будучи убежденным, и не без основания, что все их богатство нажито нечестным, незаконным путем. Повседневная "малая" коррупция воспринимается как неотъемлемая часть социальной реальности, но не как преступление, направленное против всего общества . Деформация жизненных ориентиров у значительной части россиян, особенно в подростково-молодежной среде, привела к тому, что стали признаваться социально одобряемыми некоторые формы аморального, антиобщественного и преступного поведения, не считаются позорными судимость, привлечение к уголовной ответственности, тунеядство, наркомания. В сознании многих людей утрачена ценность продуктивного труда как источника благополучия и главного средства самореализации личности.

Криминогенно значимые деформации духовно-нравственной сферы в значительной мере связаны со злоупотреблениями свободой слова в средствах массовой информации, пропагандой насилия и культа наживы любой ценой. В результате российские граждане, как и само правительство, действуют в этическом и моральном вакууме . Новая система постепенно скатилась к политическому произволу и беспрецедентному для России распространению коррупции.

Высокие государственные чиновники постепенно создали новую политическую систему, в которой такие понятия, как правовое государство и общественное благо, вторичны по отношению к стремлению удержать власть и распоряжаться государственным богатством .

За последние семь лет государственность в России во многом была потеряна. Политическая система сформировала укоренившуюся элиту, объединенную коррупцией и взаимной порукой, которая никоим образом не заинтересована в прозрачности этой политической системы или же основанных на законе государстве и экономике. Криминализация экономики и коррумпированность государственного сектора - это две стороны медали. Как же политическим функционерам и государственным чиновникам осуществлять декриминализацию экономики, когда многие из них коррумпированы и "завязаны" с криминальными структурами? Коррупция является одновременно и причиной и следствием слабости государства как носителя государственной власти и гаранта социального благополучия общества.

Несмотря на то что о злоупотреблениях и коррупционной деятельности чиновников, других правонарушениях делались депутатские запросы, официальные заявления, была готовность представить документы, не проводилось не только должного расследования, но существовало замалчивание проблемы. Комиссия столкнулась с широкомасштабной коррупционной деятельностью чиновников всех уровней государственной власти, и если бы только бездействием правоохранительных органов .

С целью активизации разрешения проблем, связанных с коррупцией в данном регионе, была создана специальная Межведомственная рабочая гру п па (МРГ). 19 ноября 1998 г. Комиссия Государственной Думы на своем заседании рассмотрела вопрос "О криминогенной ситуации в Новороссийском и др у гих портах Азово-Черноморского побережья Кубани " , с приглашением руководителей соответствующих министерств и правоохранительных органов, журналистов центральных СМИ. К сожалению, работа Комиссии не получила и не получает должного освещения в прессе и на телевидении, также как и работа МРГ. Несмотря на то что свою работу МРГ начала проводить с октября 1998 г., в городах и морских портах Азово-Черноморского побережья возбуждено 136 уголовных дел, по которым к уголовной ответственности привлекается 155 чел., из которых 41 чел. арестован, 25 задержано в порядке ст.122 УПК РСФСР, с 58 чел. взята подписка о невыезде. По возбужденным уголовным делам расследуется 171 преступление. Это способствовало достижению положительного экономического эффекта. Так, в г. Новороссийске сумма налоговых поступлений за ноябрь 1998 г. составила: в федеральный бюджет - 210%, в краевой бюджет - 113%, в местный бюджет - 168,4%. За период работы МРГ доначислено в бюджет 25 372 480 руб., изъято материальных ценностей на сумму 13 551 500 руб., в иностранной валюте - 70 000 долл.

На рассмотрении в Комиссии находятся в данный момент не менее актуальные материалы по коррупции в Курской, Ростовской и Волгоградской областях, в Нижнем Новгороде, в Республике Коми и других субъектах Российской Фед е рации .

Правоохранительные органы, являющиеся субъектами права оперативно-розыскной деятельности, не были ориентированы и не смогли своевременно приобрести прочные оперативные позиции в сферах криминализированных экономических структур, которые, наоборот, усилились благодаря притоку к ним не удовлетворенных морально и материально профессионалов, уволенных из МВД, ФСБ, разведки, прокуратуры.

Практически не ведется подготовка специалистов в правоохранительных органах, которые бы понимали природу коррупции и могли бы бороться с ней в современных условиях.

Характерной чертой коррупционной преступности является ее высочайшая латентность. Экспертные оценки специалистов размеров выявленных случаев взяточничества по отношению к их фактическому уровню колеблется в пределах от 0,1 до 2%.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации , утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300, отмечается ослабление правового контроля за ситуацией в стране, сращивание исполнительной и законодательной властей с криминальными структурами, проникновение их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроизводящими сетями. "Преступный мир, по существу, бросил вызов государству, вступив с ним в обширную конкуре н цию .

Для российского управленческого аппарата, независимо от иерархического уровня, стали характерными такие новые проявления коррупции, как:

совместительство в коммерческих структурах, подконтрольных государственному или муниципальному служащему или заинтересованных в сотрудничестве с ним;

организация коммерческих структур должностными лицами, использующими при этом свой статус, участие в руководстве этими структурами, обеспечение им привилегированного положения;

использование служебного положения в процессе приватизации государственных предприятий в целях приобретения их в частную собственность или завладения значительным числом акций самим чиновником, близкими ему лицами или иными частными лицами, в чьих интересах действует должностное лицо;

незаконная передача из корыстных или иных побуждений коммерческим организациям финансов и кредитов, предназначенных для общегосударственных нужд;

использование не предусмотренных правовыми актами преимуществ в получении кредитов, ссуд, приобретении ценных бумаг, недвижимости и иного имущества;

использование в личных или групповых целях предоставленных для служебной деятельности помещений, средств транспорта и связи, электронно-вычислительной техники, денежных средств и другого государственного или муниципального имущества;

получение за свою служебную деятельность или в связи с ней, за покровительство или попустительство по службе незаконного вознаграждения в виде денег, иных материальных ценностей и услуг, в том числе в завуалированной форме путем выплаты незаконных премий, комиссионных, явно завышенных гонораров, оплаты самому должностному лицу или членам его семьи якобы выполнявшейся работы, поездок под деловым предлогом за границу, приобретения недвижимости за границей, открытия для них счетов в иностранных банках, выдачи беспроцентных долгосрочных кредитов и т.п. .

Обширная и многообразная криминологическая информация свидетельствует о распространенном "бюрократическом рэкете " при регистрации уставов и других учредительных документов создаваемых организаций, лицензировании соответствующей деятельности, оформлении таможенных документов, получении кредитов и т.д.

Характерной особенностью коррупционной преступности является ее тесная связь с организованной преступностью. Здесь мы как раз встречаемся с ситуацией прямого и полного подкупа или тотальной взятки, когда представители организованной преступности, преступные авторитеты устанавливают тесные связи с государственными чиновниками различного ранга, берут их на содержание, как бы "скупают на корню", полагая, что в нужный момент, в соответствующей ситуации коррумпированный представитель власти и управления поступит так, как ожидают взяткодатели . Оперативные данные МВДи ФСБ России свидетельствуют, что чиновники в органах государственной власти оказывают содействие каждой десятой организованной преступной группировке, которых в России около восьми тысяч.

Понятно, что основными субъектами коррупции являются владельцы крупных криминальных капиталов, которые через коррупцию в органах государственной власти решают три основные для них задачи: умножение капитала, обеспечение своей власти и собственной безопасности, и это им удается.

Есть все основания считать, что Россия переживает не только экономический кризис, но кризис законности и порядка.

Надо отметить, что борьба вокруг этих законов носила политический характер. И надо четко представлять, что эти законы являются элементами антикоррупционной политики, поэтому против них выступала банковская система, где "отмываются" "грязные деньги" и организованная преступность, которая добывает эти "грязные деньги". .

Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации дает основания относить к коррупционным такие преступления, как мошенничество, присвоение и растрату, совершаемые с использованием служебного положения, злоупотребление должностными полномочиями незаконное участие в предпринимательской деятельности служебный подлог воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, ограничение конкуренции и ряд других преступлений, совершаемых государственными служащими или служащими органов местного самоуправления с использованием своего служебного положения (в широком смысле этого слова) в корыстных, иных личных или групповых целях .

В 1998 г. Комиссия Государственной Думы по проверке фактов участия должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в коррупционной деятельности проходила этап становления: одновременно с решением кадровых и организационных вопросов разрабатывались концептуальные основы, формы и методы работы в конституционных рамках деятельности высшего законодательного органа власти и определенного им статуса самой Комиссии.

Начало интенсивной деятельности Комиссии Государственной Думы Российской Федерации несколько опередило взрыв общественного внимания к проблемам коррупции и широкое обсуждение их на международном уровне в Страсбурге и в некоторой степени, вероятно, оказало влияние на принятие определенных решений Президентом и Правительством РФ.

В настоящее время Комиссией приняты к производству более 30 материалов, охватывающих широкий спектр проблем всей вертикали государственной власти, начиная с проверки материалов о коррупции высшего должностного лица в государстве: передача Березовским Ельцину Б.Н. акций ОРТ, наличие счета Ельцина Б.Н. в Лондонском банке и недвижимости за рубежом, а также в отношении чиновников ФАПСИ, МПС Государственной компании "Росвооружение", - и заканчивая расследованием материалов коррупционной деятельности в территориальных образованиях, имеющих широкую географию.

Одним из важнейших факторов противодействия коррупции является эффективное использование информационных ресурсов, и, прежде всего, - средств массовой информации. Однако нельзя не учитывать, что "независимые" СМИ раньше всех перешли на "рыночный" механизм популярности, и взаимодействие с ними государственных органов власти сегодня весьма затруднено .

Таким образом, очень важно для создания правового государства, чтобы все его граждане имели равные права по своей защите от незаконных или преступных посягательств от кого бы они ни исходили: от президента страны, депутатов законодательных органов, сотрудников правоохранительных органов или от судей. Она превратилась в транснациональное явление, оказывающее существенное отрицательное влияние на общество и экономику всех стран мира. Искоренение и профилактика коррупции является обязанностью каждого современного демократического правового государства и национального гражданского общества.

Подобные документы

    Понятие коррупции в социальных науках, уголовном праве и криминологии. Анализ и характеристика влияния коррупции на современное положение экономической безопасности России. Повышение экономической безопасности России в области противодействия коррупции.

    курсовая работа , добавлен 25.06.2017

    Понятие и сущность коррупции. Причины ее распространения и социальные последствия в России. Оценка антикоррупционного законодательства. Направления его совершенствования на федеральном уровне. Механизм правового противодействия коррупционной преступности.

    дипломная работа , добавлен 17.11.2014

    Необходимость разработки и реализации планетарной стратегии сохранения достижений цивилизации. Понятие и содержание национальной безопасности. РФ - государство с высоким уровнем военной угрозы. Национальные и международные факторы военной безопасности.

    реферат , добавлен 27.06.2012

    Процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира в начале нового столетия. Понятие обороны государства и принципы обеспечения, нормативно-правовое обоснование. Угрозы национальной безопасности.

    презентация , добавлен 08.08.2014

    курсовая работа , добавлен 21.02.2015

    Понятие национальной безопасности. Роль органов судебной власти в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Практика и проблемы обеспечения защищиты интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

    реферат , добавлен 23.01.2016

    "Стратегия национальной безопасности России" - документ, охватывающий все стороны жизни российского общества, и который служит в качестве примера того, как следует планировать защиту национальных интересов государства. Содержание разделов документа.

    реферат , добавлен 24.07.2011

    Предпосылки распространения коррупционной преступности в современной России. Совершенствование антикоррупционной политики Краснодарского края, основываясь на опыте Сингапура. Анализ деятельности государственных органов по противодействию коррупции.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2015

    Основные направления национальной безопасности России: укрепление обороноспособности, территориальная целостность, экономическая и экологическая безопасность. Укрепление конституционных основ государственной безопасности как первостепенная задача.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2010

    Элементы структуры национальной безопасности и ее основные виды. Сущностная характеристика основных структурных элементов национальной безопасности. Внимание к проблемам экономической безопасности. Цели и средства государственного вмешательства.

Одной из серьезных проблем на пути построения российского правового государства является все возрастающая коррупция. Она оказывает отрицательное влияние на все стороны экономической, политической, правовой и духовной жизни государства, обостряет и без того сложные проблемы переходного периода.

Коррупция существовала всегда, это предопределено историческим развитием общества. Она присутствует постоянно, поэтапно развивается и совершенствуется.

Пожалуй, первым термин «коррупция» применительно к политике употребил еще Аристотель, определяя тиранию как коррумпированную («испорченную») форму монархии. О ней писал Макиавелли, Руссо и многие другие мыслители.

Прежде всего, необходимо рассматривать узкую и широкую трактовки коррупции.

В широком смысле коррупция - это прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью в целях личного обогащения; продажность, подкуп должностных лиц, политических деятелей. В более узком смысле, под коррупцией обычно понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду какая-либо другая сторона (например, фирма, получающая государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Типична ситуация, когда чиновник, обязанный по закону принять определенное решение по отношению к некоторому лицу (к примеру, выдать лицензию на какой-либо вид бизнеса), создает для этого искусственные незаконные преграды, чем понуждает своего клиента к даче взятки, что, как правило, и происходит. Эта ситуация соответствует традиционному понятию коррупции, потому что она сопряжена с дачей и принятием взятки.

Коррупция - это преступная деятельность в сфере политики или государственного управления, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения.

Взяточничество - вознаграждение (или предложение вознаграждения), выражающееся в передаче денег, ценных вещей или услуг государственным служащим или другим лицам, таким, как сотрудники конкурирующих фирм с целью достижения выгодной договорённости, получения частной информации или другой помощи, которую взяткодатель не может получить законным путём.

Существует мнение, что коррупция - это то, что на русском языке называется взяточничеством. Однако это не совсем так. Иначе можно было бы легко использовать термин «взяточничество» как синоним коррупции. Издавна на Руси слово «взяточничество» ассоциировалось, прежде всего, с получением государственным служащим конкретной взятки (часто на основе её вымогательства) за какие-то определённые, как бы заранее оговоренные деяния, с мздоимством и лихоимством.

Коррупция оказывает разрушительное воздействие на все правовые институты, в результате чего установленные нормы права заменяются правилами, продиктованными индивидуальными интересами тех, кто способен оказывать влияние на представителей госаппарата и готов за это заплатить. Серьёзная угроза заключается также во вторжении коррупции в систему юстиции в целом и отравление правосудия, поскольку это с неизбежностью приведёт к деформированию общей практики правоприменения, сделает её менее цивилизованной и эффективной.

Анализ нынешней ситуации отчетливо свидетельствует о том, что в ряду угроз национальной безопасности России коррупция выдвигается на первое место. Причем в отличие от других вызовов, которые возникают помимо и независимо от воли государства (колебания конъюнктуры на мировых рынках, геополитические проблемы, террористическая опасность и т.д.) эта угроза является рукотворным делом российского чиновничества, чьим предназначением является стоять на страже интересов государства и общества.
Противодействие коррупции, а значит — повышение эффективности управления, экономики, общественных отношений, снижение угроз, стоящих перед страной — это трудная, кропотливая, долгосрочная задача. Но выбор таков: либо мы принимаем этот вызов, либо смиряемся с пребыванием в историческом тупике.

Коррупция, вероятно, стара как само человечество. Это сложное социальное явление появилось еще в глубокой древности и, несмотря на весь масштаб наносимого им урона продолжает существовать в современном обществе. При этом наносится ущерб наиболее значимым благам и ценностям государства, как духовным, так и материальным.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ дает следующее определение: Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами .

В современном российском государстве коррупция заслуженно считается ключевой угрозой национальной безопасности, ставя под угрозу сам факт существования России как государства. Действия коррупционной направленности наносят ущерб на основные конституционные права и свободы человека и гражданина, а именно: принцип равенства всех перед законом и судом (ст.19), неприкосновенности частной жизни (ст.23), права частной собственности (ст.35, 36), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41), на образование (ст.43) и др. .

Президент Российской Федерации подчеркивает проблему борьбы с коррупцией и теневой экономикой как одну из основных, способствующих риску обеспечения национальной безопасности, тем самым демонстрируя внимание этой острой социально-экономической проблеме. В Указе Президента РФ от 31.12.2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (далее Стратегия), национальной безопасности дается достаточно широкое определение. Она рассматривается как состояние защищенности государства от внешних и внутренних угроз, обеспечение прав и свобод граждан, достойный уровень их жизни, суверенитет и территориальная целостность государства, а также его устойчивое социально-экономическое развитие . Здесь же, в пункте 6 Стратегии формулируется понятие угрозы национальной безопасности – причины и условия, которые в ансамбле создают прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам. Коррупция отнесена к числу важнейших угроз государственной и общественной безопасности, наряду с терроризмом, экстремизмом, кибератаками, стихийными бедствиями, а также деятельностью иностранных спецслужб, наносящих ущерб национальным интересам .

Так почему же так сложно справиться с коррупцией – этой чумой 21 века, если всем очевиден вред от нее? По всей видимости, она давно уже перешла в хроническую форму. Действительно, кажется, все давно уже смирились с этим явлением, рассматривая коррупцию как нечто само собой разумеющееся, нечто, без чего нельзя представить современное общество. В подтверждение этому – результат опроса ВЦИОМ, согласно которому 56 % респондентов уверены в том, что коррупцию полностью победить невозможно . Таким образом, происходит деморализация граждан – до тех пор, пока коррупция будет рассматриваться как естественный способ решения любых общественных вопросов, будет крайне сложно избавиться от нее и прервать эту замкнутую цепь взяточничества. Коррумпированность государственных институтов, организаций и учреждений только на руку гражданам, в тех случаях, когда коррупция выгодна обеим сторонам – в результате «сделки» обе стороны получают то, что хотят. Как правило, одной из сторон является представитель власти, а другой – заинтересованное лицо. Другим, не менее важным фактором, способствующим снижению уровня нетерпимости к коррупции, является возникновение более острых, нежели коррупция, социально-экономических вопросов, требующих безотлагательного решения, таких как терроризм, экстремизм, инфляция, рост цен, безработица, низкий уровень жизни.

Говоря о причинах возникновения коррупции, можно выделить 4 основные – правовые, экономические, институциональные и социально-культурные. К правовым причинам следует относить двусмысленность некоторых законов, как следствие, возникновение коллизий; недостаточная грамотность граждан в сфере защиты своих прав, зачастую простое незнание законов, что позволяет чиновникам и другим должностным лицам злоупотреблять своей властью в корыстных целях; недостаточность жесткого наказания за совершение коррупционного деяния (в последнее время меры ужесточаются). Экономической причиной возникновения коррупции является в первую очередь безработица, низкая заработная плата, а также повышение цен. Социально-культурная причина проявляется в низком морально-нравственном уровне. Институциональная причина существования коррупции имеет место быть из-за отсутствия прозрачности в системе законотворчества и кумовства.

Коррупция представляет собой достаточно сложное и многоликое явление и носит системный, комплексный характер. Данное явление наблюдается, практически, во всех сферах деятельности – имущественные отношения, социальное обеспечение, здравоохранение, образование и т.д. Подробную информацию об уровне коррумпированности в разные годы предлагает Портал правовой статистики Генеральной Прокуратуры Российской Федерации . Согласно данным Портала в 2017 году, зарегистрировано 105087 преступлений экономической направленности, что на 3667 меньше чем в предыдущем году.

Согласно данным международной организации Transparency International, ключевой целью которой является прозрачность и подотчетность власти, уже третий год подряд, начиная с 2015 года, Россия набирает 29 баллов из 100 возможных по индексу восприятия коррупция .

Таблица 1.

ИВК (индекс восприятия коррупции)

Место

Разделяет место с -

Нигерия, Ливан, Кыргызстан, Иран,

Азербайджан, Сьерра-Леоне

Иран, Украина

Доминиканская республика, Кыргызстан, Лаос, Мексика

Представленные в таблице данные говорят о том, что Россия стабильно занимает не самые лучшие позиции в предложенном рейтинге. Соответственно, качественных изменений в борьбе с коррупцией пока не происходит. В этом ключе стоит отдать должное теневой экономике. Тандем теневой экономики и коррупции создает замкнутый круг - одна порождает другую. Теневая экономика создает коррупционные отношения во всех сферах политики и экономики для собственного благополучного развития, коррупция же создает почву для формирования теневой экономики.

Согласно данным МВД, ущерб от преступлений экономической и коррупционной направленности в 2017 году в России составил 177,5 млрд рублей, 100,5 млрд. из них удалось вернуть. Коррупция негативно влияет на экономику государства т.к. она способствует:

Развитию теневой экономики;

Снижению эффективности рыночных механизмов. Это объясняется тем, что преимущество зачастую оказывается на стороне недобросовестных участников, которые не пренебрегают дачей взятки, далее возникают монополии и нездоровая конкуренция в экономике, что и приводит к снижению эффективности ее функционирования;

Неправильному и неравномерному использованию бюджетных средств;

Возникновение социального имущественного неравенства, по причине растранжирования средств, направленных на социальную сферу, что способствует общественному напряжению в стране;

Образование олигархических группировок в органах государственной власти и т.д.

Говоря об отрицательном влиянии на политику страны, в первую очередь следует выделить подрыв престижа страны на международной арене, создаются предпосылки к ее политической и экономической изоляции. Олигархические группировки лоббируют свои интересы, происходит сращивание исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, как следствие происходит подрыв доверия к власти.

Приняв антикоррупционный пакет законов и подзаконных актов, Россия вышла на новый этап борьбы с коррупцией. В соответствии с Указом Президента РФ от 24 ноября 2003 года №1384 «О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией», был создан специализированный орган – Совет по противодействию коррупции при Президенте Российской Федерации. Главной задачей Совета является оказание помощи главе государства в определении приоритетных направлений государственной политики в сфере борьбы с коррупцией и их реализации . Наряду с этим, Указами от 13.04.2010 г. № 460 и от 01.04.2016 г. №147 утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы, согласно которым принимаются меры по:

Защите заявителей

Урегулированию конфликта интересов

Повышению прозрачности

Антикоррупционному просвещению

Повышению эффективности противодействия коррупции

Разработке законодательства о лоббизме

Другими действенными законами по борьбе с экономической преступностью стали: ФЗ № 230-ФЗ от 03.12. 2012 г. «О контроле за соответствие расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» , ФЗ N 115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и др.

С принятием Федерального Закона «О противодействии коррупции» стало возможным привлечение лиц к уголовной ответственности. И, действительно, за последние годы зарегистрировано большое количество преступлений коррупционного характера, по которым заведены уголовные дела. Виновниками самых громких коррупционных скандалов последней пятилетки стали начальница департамента имущественных отношений «Оборонсервиса», мэр Ярославля, губернатор Сахалинской области, губернатор Киевской области, глава управления антикоррупционного главка МВД России, Министр экономического развития России, экс-глава Удмуртии и др. Начало текущего года оказалось также урожайным – возбуждено 39 уголовных дел коррупционного характера в отношении руководителей различных уровней в Дагестане.

Президент В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 г. отметил, что «в последние годы было немало громких дел в отношении чиновников муниципального, регионального, федерального уровня. Однако…борьба с коррупцией это не шоу, она требует профессионализма, серьезности и ответственности, только тогда она даст результат, получит осознанную, широкую поддержку со стороны общества» .

Список литературы:

  1. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ (в ред.от 03.04.2017 N 64-ФЗ) / СПС КонсультантПлюс
  2. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) / СПС КонсультантПлюс
  3. Указ Президента РФ от 31.12.2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» / СПС КонсультантПлюс
  4. Всероссийский центр изучения общественного мнения https://wciom.ru/
  5. Портал правовой статистики Генеральной Прокуратуры Российской Федерации http://crimestat.ru/
  6. Transparency International http://www.globalcorruptionreport.org/
  7. Указ Президента РФ от 24 ноября 2003 года №1384 «О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией» / СПС КонсультантПлюс
  8. Указ Президента РФ от 13.04.2010 г. № 460 «О национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» / СПС КонсультантПлюс
  9. Указ Президента РФ от 01.04.2016 г. № 147 «О национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы» / СПС КонсультантПлюс
  10. ФЗ № 230-ФЗ от 03.12. 2012 г. «О контроле за соответствие расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» / СПС КонсультантПлюс
  11. ФЗ N 115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» / СПС КонсультантПлюс
  12. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 г. / СПС КонсультантПлюс

Как антисоциальное явление представляет угрозу национальной безопасности нашего государства, которая ущемляет жизненно важные права и интересы человека и гражданина. В настоящее время коррупционными процессами поражены все сферы жизнедеятельности общества и государства, в том числе - экономическая сфера, что ставит под угрозу экономическую безопасность Российской Федерации.

Экономическая безопасность является важнейшей составляющей национальная безопасность. Она подразумевает наличие таких факторов как устойчивый экономический рост, удовлетворение экономических потребностей, контроль государством национальных ресурсов, защищенность стратегических хозяйственных ресурсов государства и прочие . На протяжении последних десятилетий при характеристике складывающихся общественно-политической и экономической ситуаций в Российской Федерации подтверждается такой негативный фактор как активного распространения антиобщественного явления - коррупции и усиленного ее внедрения во все сферы жизнедеятельности нашей страны.

За это время осуществлено огромное количество научных исследований, связанных с данной проблемой, многими авторами опубликованы книги и статьи. Абсолютно каждый день с экрана телевизора или в радиопередаче звучит сюжет о коррупции как одной из самых глобальных проблем нашего государства.

Этой теме были посвящены специальные парламентские слушания в Государственной Думе РФ и Совете Федерации . Коррупция побуждает такие негативные последствия для Российской Федерации как: - реальная угроза экономической безопасности во всех ее формах и проявлениях; - сложность достижения стоящих перед ней стратегических задач; - огласка наличия коррупции в высших эшелонах власти ведет к подрыву доверия и ставит под сомнение их легитимность; - снижение уровня жизни подавляющей части населения; - увеличение имущественного неравенства и бедность большой части населения; - рост теневой экономики; - замедление появления эффективных частных собственников; - увеличение социальной напряженности, которая подрывает и ослабляет национальную экономику и угрожает политической стабильности в стране; - ухудшение инвестиционного климата, в результате чего частному бизнесу не остается ничего иного, как стремиться к получению скорой прибыли (часто - сверхприбыли) в непредсказуемых условиях, а условия для долгосрочного инвестирования отсутствуют; - нарушение конкурентных механизмов рынка; - лишение общества значительной части интеллектуального потенциала ввиду наличия коррупции в образовательной сфере; - падение престижа страны на международном уровне, рост угрозы ее экономической и политической изоляции, и т.д.

В нашей стране раз в два года разрабатывается национальный план противодействия коррупции, который утверждается Указом Президента Российской Федерации. В национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы выдвигаются следующие задачи:

Совершенствование правовых основ и организационных механизмов предотвращения и выявления конфликта интересов в отношении лиц, замещающих должности, по которым установлена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов; - совершенствование механизмов контроля за расходами и обращения в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы; - повышение эффективности противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной по профилактике коррупционных и иных правонарушений; - повышение эффективности противодействия коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; - усиление влияния этических и нравственных норм на соблюдение лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы, запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции; - расширение использования механизмов международного сотрудничества для выявления, ареста и возвращения из иностранных юрисдикции активов, полученных в результате совершения преступлений коррупционной направленности;

Повышение эффективности информационно-пропагандистских и просветительских мер, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям. Также предусматривается ряд мероприятий, которые направлены на борьбу с коррупцией, мероприятия, направленные на просвещение и информирование граждан о требованиях законодательства о противодействии коррупции, и мероприятия на международной арене.

Помимо данного нормативно-правового акта существует Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействия коррупции», который является основополагающим документом в сфере борьбы с антиобщественным явлением. В данном Федеральном законе предусмотрен ряд мер по профилактике коррупции и общие положения об ответственности за совершение коррупционных правонарушений .

Так же государство ведет борьбу с данным негативным явлением через ряд мер наказания за совершение определенных коррупционных деяний. Так к ним относятся уголовная ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных ч.2 ст. 141, ч.3 ст. 159, ч.3 ст. 160, ст. 170, ч. 3 ст. 174, ч.3 ст. 175, ч. ч. 2,3 ст. 178, ст. 184, ч.3 ст. 188, ст. 201, ст. 202, ст. 204, ч. ч. 3,4 ст. 226, ст. 285, ст. 285.1, ст. 285.2, ст. 286, ст. 289, ст. 290, ст. 291, ст. 292, ст. 304, ч. 1 ст. 309 Уголовного кодекса Российской Федерации, и административная ответственность, предусмотренная ст. 5.16, ст. 5.17, ст. 5.18, ст. 5.19, ст. 5.20, ст. 15.14, ст. 15.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Таким образом, для борьбы с коррупцией как прямой угрозой экономической безопасности нашей страны необходимо разработать механизм для формирования негативного поведения по отношению к коррупции в обществе, привлекать граждан к совместной борьбе с проявлениями антиобщественного явления, выработать меры к организациям, причастных к коррупционной деятельности и пересмотреть статью о взятке, оставить причастным к взятке исключительно только, тех, кто получает взятку. Только тогда, любой гражданин, не боясь взаимной ответственности, будет указывать о фактах проявления коррупции.

Список использованной литературы:

1. Долгова А.И. Реагирование на коррупцию: практика противодействия в России и направления оптимизации борьбы // сборник коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. 2015. С.7-24.

2. Везломцев В.Е., Терещенко Т.Г. Понятие коррупции и правовое регулирование противодействия коррупции в пенитенциарных системах России и Республики Беларусь // международный пенитенциарный журнал. 2015. №3. С. 81-84.

3. Вичужанина М.Ю. Причины возникновения коррупции и современное состояние коррупции в России // актуальные проблемы юриспруденции в современной России сборник статей по материалам Vl Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 30-35.

4. Субхангулов Р.Р., Анфилатова А.И. Противоправные деяния в сфере криминального банкротства // ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2015. С. 202-204. А.А. Гаймалетдинова, Л.Р. Мубаракшина, 2017