Колеса далекой войны: на чем ездили в Первую мировую. Техника первой мировой войны кратко Развитие техники в годы первой мировой войны

Колеса далекой войны: на чем ездили в Первую мировую. Техника первой мировой войны кратко Развитие техники в годы первой мировой войны

10 сентября 2015 года почта России в многолетней серии «История Первой мировой войны» выпускает в обращение четыре марки, посвящённые отечественной боевой технике. На марках изображены: бомбардировщик «Илья Муромец»; 7,62-мм винтовка системы Мосина; 76,2-мм полевая скорострельная пушка; эскадренный миноносец «Новик».

Годы Первой мировой войны ознаменованы усложнением тактики ведения боевых действий, появлением и применением на фронтах новых видов вооружений и техники — авиации, танков, автоматического оружия, мощной артиллерии.

Эскадренный миноносец «Новик» - в состав Балтийского флота вошел в октябре 1913 года. Его создание и строительство последующих кораблей этого типа — одна из ярких страниц в истории отечественного военного судостроения. В истории Российского флота это был первый турбинный боевой корабль. Поставил мировой рекорд по скорости. Эсминец мог принять на борт 50 якорных мин. К началу Первой мировой войны являлся лучшим кораблём в своём классе, послужил мировым образцом при создании эскадренных миноносцев военного и послевоенного поколения. Ни один из новейших германских эсминцев не мог соперничать с «Новиком». Эсминец «Новик» и последующие корабли этой серии прошли славный боевой путь, показав завидное долголетие. После окончания гражданской войны «новики» вместе с другими боевыми кораблями вошли в состав советского ВМФ. Сам «Новик» получил название «Яков Свердлов». С началом Великой Отечественной войны вступил в борьбу с фашистским флотом. «Яков Свердлов» погиб 28 августа 1941 г., подорвавшись на мине, при переходе боевых кораблей и транспортов из Таллинна в Кронштадт. Всего в ходе войны погибло десять из семнадцати «новиков».


«Илья Муромец»
общее название нескольких серий четырёхмоторных цельнодеревянных бипланов, выпускавшихся в России на Русско-Балтийском вагонном заводе в течение 1913—1918 годов. На самолёте поставлен ряд рекордов грузоподъёмности, числа пассажиров, времени и максимальной высоты полёта. Самолёт разработан авиационным отделом Русско-Балтийского вагонного завода в Петербурге под руководством И. И. Сикорского. «Илья Муромец» стал первым в мире пассажирским самолётом. К началу Первой мировой войны было построено 4 «Ильи Муромца». К сентябрю 1914 года они были переданы в Императорский военно-воздушный флот. Первый раз на боевое задание самолёты эскадры вылетели 14 (27) февраля 1915. За годы войны в войска поступило 60 машин. Эскадра совершила 400 боевых вылетов, сбросила 65 тонн бомб и уничтожила 12 вражеских истребителей. При этом за всю войну непосредственно истребителями неприятеля была сбита всего 1 машина (которую атаковало сразу 20 самолётов), а подбито — 3. Первые в РСФСР регулярные рейсы на внутренних авиалиниях начались в январе 1920 года полетами Сарапул — Екатеринбург. 21 ноября 1920 года состоялся последний боевой вылет «Ильи Муромца». С 1 мая 1921 года открыта почтово-пассажирская авиалиния Москва — Харьков. Один из почтовых самолётов был передан школе авиации (Серпухов), где на нём в течение 1922—1923 годов совершено около 80 учебных полётов. После этого «Муромцы» в воздух не поднимались.


Полевая скорострельная пушка образца 1902 года
, известная также как «трёхдюймовка», была разработана на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге конструкторами Л. А. Бишляком, К. М. Соколовским и К. И. Липницким с учётом опыта производства и эксплуатации первого российского орудия данного калибра. Активно использовалось в русско-японской войне, Первой мировой войне, гражданской войне в России и в других вооружённых конфликтах с участием стран из бывшей Российской империи (Советский Союз, Польша, Финляндия и т. д.) Модернизированные варианты этой пушки использовались в начале Второй мировой войны. Для своего времени орудие включало много полезных новшеств в своей конструкции. В их число входили противооткатные устройства, механизмы наводки по горизонту и углу возвышения, прецизионные прицелы для стрельбы с закрытых позиций и прямой наводкой. По своим характеристикам она была на уровне схожих с ней французских и немецких орудий и получила высокую оценку русских артиллеристов. В ряде случаев пушка использовалась как противотанковое орудие

7,62-мм винтовка образца 1891 года (винтовка Мосина, трёхлинейка) — магазинная винтовка, принятая на вооружение Российской Императорской армии в 1891 году. Активно использовалась в период с 1891 до конца Второй мировой войны, в этот период многократно модернизировалась. Название «трёхлинейка» происходит от калибра ствола винтовки, который равен трём русским линиям (старая мера длины, равная одной десятой дюйма, или 2,54 мм — соответственно, три линии равны 7,62 мм). Первое боевое крещение Русская винтовка Мосина получила при подавлении восстания Китайских боксеров 1900 году. Винтовка прекрасно зарекомендовала себя при Японской войне 1904-1905 годов. Отличалась относительной простотой и надежностью, дальностью прицельной стрельбы. Винтовка выпускалась советской армией почти до самого конца войны и находилась на вооружении до конца 1970-х годов.

Форма выпуска: в листах с оформленными полями (3×4) из 11 марок и купона
Размер марки: 50×37 мм
Размер листа: 170×180 мм
Тираж: 396 тысяч экземпляров каждой марки (по 36 тысяч листов)

Гашение Первого Дня пройдет 10 сентября 2015 года в Москве и Санкт-Петерубрге

Дополнительно к выпуску почтой России издана художественная обложка, внутри — почтовые марки и КПД.
К выпуску компанией Peterstamps подготовлены картмаксимум и марочная карточка







картмаксимумы, выпущенные Prtrerstamps




Марочная карточка, выпущенная Peterstamps

Годы Первой Мировой войны ознаменованы появлением и применением на фронтах новых видов вооружений и боевой техники, изменением тактики ведения боевых действий.

Впервые в военных действиях получила широкое применение авиация – сначала для разведки, а затем и для бомбардировки войск на фронте, в ближнем тылу. В 2014 году исполнится 100 лет дальней авиации России . Дальняя авиация берет свое начало от эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец» - первого в мире соединения тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков. Решение о создании эскадры 10 (23) декабря 1914 г. утвердил император Николай II. Начальником эскадры стал Шидловский М.В. Бывший морской офицер, председатель совета акционеров Русско-Балтийского вагонного завода, на котором строились воздушные корабли «Илья Муромец». В 2016 году исполнится 160 лет со дня рождения М.В. Шидловского , по приказу Государя-Императора призванного на действительную военную службу с присвоением звания генерал-майор и назначенного Начальником Эскадры Воздушных Кораблей «Илья Муромец». М. В. Шидловский стал первым в России авиационным генералом. В годы Первой Мировой войны он явился активным создателем стратегии и тактики применения тяжёлых воздушных кораблей, сумел показать необыкновенные возможности соединения таких машин.

Необходимостью борьбы в воздухе логично обусловлено появление истребительной авиации 100-летие которой мы будем отмечать в 2016 году. А в начале сентября 1914 года в район Варшавы был отправлен первый в России штатный истребительный авиационный отряд, созданный исключительно из числа добровольцев, под командованием выдающегося русского морского летчика старшего лейтенанта Н.А. Яцука, известного как одного из родоначальников тактики воздушного боя. 25 марта 1916 года начальник штаба Верховного главнокомандующего генерал от инфантерии М.В.Алексеев подписал приказ № 329, в соответствии с которым во 2-й, 7-й и 12-й армиях были начаты формирования первых штатных истребительных авиационных отрядов, соответственно 2-й, 7-й и 12-й. 16 апреля 1916 года подпоручик И.А. Орлов, командир 7-го истребительного авиаотряда, отрапортовал великому князю Александру Михайловичу, что первый русский истребительный авиационный отряд сформирован и готов к выступлению на фронт.

2016 год также отмечен 100-летним юбилеем зарождения морской авиации России. 17 июля 1916 года, во время Первой мировой войны, экипажи четырех гидросамолетов с авиатранспорта «Орлица» провели первый групповой воздушный бой над Балтийским морем с немецкими летчиками, который закончился победой русских авиаторов.

Развитие авиации, и ее активное применение повлекло за собой развитие средств борьбы. Так были приспособлены для стрельбы по воздушным целям полевые 76-миллиметровые пушки образца 1902 года. Пушки эти ставили колесами не на землю, а на особые тумбы - зенитные станки примитивной конструкции. Благодаря такому станку орудию можно было придать значительно больший угол возвышения, а значит, и устранить основное препятствие, которое не позволяло из обычной «наземной» пушки стрелять по воздушному врагу. Зенитный станок давал возможность не только высоко поднять ствол, но и быстро поворачивать все орудие в любую сторону на полный круг. В начале первой мировой войны, в 1914 году «приспособленные» орудия были единственным средством борьбы с самолетами. «Приспособленные» орудия использовались в течение всей первой мировой войны. Но уже и тогда стали появляться специальные зенитные орудия, обладавшие лучшими баллистическими качествами. Первое зенитное орудие образца 1914 года было создано на Путиловском заводе русским конструктором Ф. Ф. Лендером. Так, что годы Первой мировой войны можно считать временем зарождения зенитной артиллерии России. 100-летие войска ПВО страны отметят в 2014 году.

Впервые было применено в боевых действиях химическое оружие массового поражения. В войне 1914-1918 годов немцы применили химические снаряды на русском фронте в январе 1915 г. В апреле 1915 г. германское командование применило на Западном фронте отравляющие газы - новое преступное оружие массового истребления. Газ хлор был выпущен из баллонов. Ветер понес тяжелое зеленовато-желтое облако, стлавшееся по самой земле, в сторону траншей англо-французских войск.В2016 году исполнится 100 лет первой газобаллонной атаке со стороны русских войск в районе Сморгони 5-6 сентября 1916 г. Годы Первой Мировой войны можно считать датой основания войск радиационно-химической и биологической защиты России. В России было стремительно развернуто около 200 химических заводов которые и заложили основу химической промышленности России, а академик Зелинский Н.Д. изобрел эффективный угольный противогаз.

Годы Великой войны ознаменованы появлением бронированной техники блиндированных автомобилей, танков способных передвигаться по пересеченной местности и преодолевать окопы, эскарпы, рвы, проволочные заграждения.

Активно впервые в боевых действиях использовались и подводные лодки. Русский флот был одним из немногих, который имел боевой подводный опыт и активно использовал в подводные лодки на Балтийском театре боевых действий. Опыт Первой мировой войны показал - субмарины стали серьезной боевой силой основоположником которой стали русские моряки-подводники.

В настоящем разделе мы постараемся разместить материалы посвященные технике времен Первой Мировой войны применявшейся в Русской Армии и Флоте, странах союзницах и армиях противоборствующей стороны.


БРОНЕАВТОМОБИЛИ


Война - не лучший двигатель прогресса, считал Сакамото Рёма, японский политический деятель середины XIX века. И все-таки Первая мировая война, унесшая миллионы жизней и ставшая "могилой трех империй", кое-что оставила после себя уцелевшим.

Гусеничный движитель, придуманный для труднопроходимой местности, стали использовать на тяжелой военной технике и подвергли многочисленным улучшениям. Аэропланы за четыре военных года эволюционировали от "этажерок" с деревянным каркасом до цельметаллических самолетов, какими мы их привыкли видеть.

Что же до автомобиля, то он начал Первую мировую уже вполне состоявшимся. Первый прорыв от самодвижущихся паровых колясок до конвейерной сборки многотысячными тиражами он уже успел пройти до печальных событий. За годы его службы в армии в 1914-1919 годах ничего кардинально нового внедрено не было.

Военный дебют

Более того, первый вооруженный конфликт с участием автомобиля начался за 15 лет до Первой мировой - в ходе Англо-бурской войны 1899-1902 годов, также знаменитой еще одной "инновацией", хотя и куда более сомнительной, - концентрационными лагерями для военнопленных и мирного населения.

Англичанин Ф.Симмс взял французский автомобиль De Dion-Bouton (Де Дион-Бутон), приспособил к нему американский пулемет системы Максима (популярное оружие на рубеже веков) и таким образом создал первую в мире боевую машину, имеющую все сохранившиеся на долгие годы атрибуты: вооружение, двигатель и колеса.

Конечно, это был всего лишь прототип, который, хотя и успел покататься по полям сражений, на вооружение принят не был и широкого применения тогда не нашел. Однако у автора идеи инициативности ничуть не убавилось. Симмс явно понимал, что со временем его изобретение оценят по заслугам и поэтому в 1902 году создал первый в мире бронированный автомобиль.

Этот забавный броневик так и не поучаствовал ни в одном сражении. Зато в 1908 году Генри Форд запустил первую массовую модель Т, и самобеглые коляски стали заполнять города. До войны оставалось всего шесть лет.

Самое интересное, что первое кровопролитие свершилось при непосредственном участии автомобиля. Эрцгерцог Франц Фердинанд погиб в салоне открытого лимузина Gräf & Stift Double Phaeton 1910 года выпуска, когда ехал на нем по Сараево вместе с владельцем машины и по совместительству своим приятелем графом Францем фон Гаррахом.

Путь к популярности

Несмотря на то что консервативные генералы всех воюющих сторон в начале войны руководствовались принципами 1870-х годов и упорно не призывали машины в армию, наши четырехколесные друзья частенько сами оказывались на фронте и использовались для перевозки тех самых генералов.

После первых боев полководцы довольно быстро осознали, что автомобиль - вполне резонная замена гужевой повозке и может не хуже, а иногда и лучше лошадей возить раненых, боеприпасы и даже нести вооружение. Тогда же на дорогах появились и первые заграждения против автомобилей - проволочные. А очень скоро - и "антипартизанское" оборудование для машин, которое позволяло разрезать или отводить с дороги заграждения.

Еще неожиданно выяснилось, что на автомобиле намного удобнее патрулировать дороги, чем на лошадях, а уж тем более чем пешком. Поэтому частные автомобили офицеров, а также и машины, захваченные у врага, быстро начинали эксплуатировать.

Еще одна работа для авто, в основном грузовых, нашлась в медицинской службе. В годы Первой мировой впервые начали организовывать производство автомобилей для транспортировки раненых. Апогеем этого стал запечатленный неизвестным фотографом автомобиль Опель медицинской службы, оснащенный полевым алтарем.

Для общевойсковых нужд в Первую мировую использовали даже настоящие автопоезда

Мы немного слукавили, сказав, что война не привнесла в автопром ничего нового. Кое-что все-таки было. В автомобилях начала века довольно серьезную часть стоимости составляли покрышки, и в условиях войны колеса приходили в негодность первыми. Поэтому талантливые немецкие инженеры придумали ставить вместо эластичной каучуковой покрышки пружины со стальными грунтозацепами, чтобы относительно спокойно перемещаться, не опасаясь гвоздей. А впрочем, много ли вы видели сейчас автомобилей с такими колесами?

Война подстёгивает научно-технический прогресс. Государства ведущие войны стараются больше уничтожить солдат противника, и, в то же время, своих солдат уберечь от поражения. Пожалуй, самой плодовитой на изобретения была первая мировая война.

R2D2. Самоходная огневая точка на электрической тяге. За ней через всё поле боя тащился кабель.

Французские окопные доспехи против пуль и осколков. 1915г.

Sappenpanzer появился на Западном фронте в 1916 году. В июне 1917 года, захватив несколько немецких бронежилетов, союзники провели исследования. Согласно этим документам, немецкий бронежилет может остановить пулю винтовки на расстоянии в 500 метров, но его главное предназначение против шрапнели и осколков. Жилет можно вешать как на спине, так на грудь. Первые образцы собраны оказались менее тяжелыми, чем поздние, с начальной толщиной 2,3 мм. Материал - сплав стали с кремнием и никелем.


Такую вот масочку носили командир и водитель английского Mark I для защиты лица от осколков.


Передвижная баррикада


Немецкие солдаты захватили передвижную баррикаду

Мобильный щит пехотинца (Франция). Непонятно к чему там мужик с котом

Экспериментальные шлемы пулеметчиков на самолётах. США,1918 год.

США. Защита для пилотов бомбардировщиков. Бронетрусы.

Различные варианты бронированных щитов для полицейских из Детройта.


Австрийский окопный щит, который мог носиться как нагрудник. Мог то он мог, но желающих постоянно тащить на себе такую тяжёлую железяку не находилось.


«Черепашки-нинзя» из Японии.


Бронещит для санитаров.

Индивидуальная бронезащита с незамысловатым названием «Черепаха». Насколько я понимаю «пола» у этой штуки не было и боец сам двигал ее.

Лопата-щит МакАдама, Канада, 1916. Предполагалось двойное использование: как в качестве лопатки, так и стрелкового щитка. Было заказано канадским правительством серией в 22 000 шт. В результате приспособление было неудобно как лопата, неудобно из-за слишком низкого расположения бойницы как стрелковый щит, и насквозь пробивалось винтовочными пулями. После войны переплавлены как металлолом

Коляска, Великобритания 1938 год.

Бронированный наблюдательный пункт

Французская бомбо-метательная машина


Военная рогатка

Что же касается бронемашин, то тут существовали самые немыслимые конструкции


24 апреля 1916 года в Дублине вспыхнуло антиправительственное восстание (Пасхальное восстание - Easter Rising) и для передвижения войск по обстреливаемым улицам англичанам были нужны хоть какие-то бронемашины.

26 апреля, всего за 10 часов специалисты 3-го резервного кавалерийского полка, используя оборудование мастерских Южной железной дороги в Инчикоре, смогли собрать бронеавтомобиль из обычного коммерческого 3-тонного грузового шасси «Даймлер» и… парового котла. И шасси, и котёл, были доставлены с пивоваренного завода „Guinness“

Бронедрезина

Грузовик переделанный под броневик

Датский „броневик“, изготовленный на основе грузовика Gideon 2 T 1917 с бронёй из фанеры(!).

Автомобиль Пежо переделанный под броневик

Бронетачанка

Это какой-то гибрид самолёта и броневика.

Военные аэросани

То же, но на колёсах

Броневик не базе автомобиля Мерседес

В июне 1915 г. началось производство тягача Marienwagen на заводе Daimler в Berlin-Marienfelde. Этот тягач выпускался в нескольких вариантах: полу-гусеничный, полностью гусеничный, хотя их базой был 4-х тонный тягач Daimler.

Для прорыва через поля, опутанные колючей проволокой придумали вот такую сенопроволококосилку.

А это ещё одна такая, преодолевала любые препятствия.

А это прототип танка


Танк FROT-TURMEL-LAFFLY, колесный танк, построенный на шасси дорожного катка Laffly. Защищен 7-мм бронированием, весит около 4 тонн, вооружен двумя 8-мм пулеметами и митральезой неизвестного типа и калибра. Кстати, на фотографии вооружение гораздо сильнее заявленого - видимо „дырки для ружья“ прорезали с запасом.
Экзотическая форма корпуса обусловлена тем, что идее конструктора (того самого г. Фрота), машина предназначалась для атаки на проволочные заграждения, которые машина должна была подминать своим корпусом - ведь чудовищные проволочные заграждения, наряду с пулеметами, были одной из главных проблем для пехоты.

Тачанка на базе мотоцикла.

Бронированный вариант

Здесь защита только для пулемётчика


Связь


Скорая помощь


Заправка

Трехколесный бронированный мотоцикл, предназначенный для решения разведывательных задач, особенно для узких дорог.

Боевые водные лыжи

Боевой катамаран

Первая мировая война навсегда изменила облик сражения сделав его массовым, кровавым, динамичным и беспощадным. Применение отравляющих веществ, появление миномётов и осколочных гранат, массовое использование противопехотных мин и пулемётов, производство танков и авианосцев, скачок в шифровании и разведке, вот лишь небольшой перечень того, что дала человечеству эта война.

1.Бронированное передвижное боевое устройство Царь-танк, разработанное инженером Николаем Лебеденко в России в 1914—1915 г.

Строго говоря, танком объект не являлся, а представлял собой колёсную боевую машину. Постройка и испытания танка проводились в 1915 году. По результатам испытаний был сделан вывод об общей непригодности танка к использованию в условиях боя, что привело к закрытию проекта. Построенный экземпляр был впоследствии разобран на металлолом.


2. У британцев это изобретение получилось лучше. Танки были впервые применены именно в ходе первой мировой войны и являлись "ответом" на проблему затяжных "окопных войн", когда стороны могли буквально вечно сидеть в своих окопах друг напротив друга. На несколько десятков лет вперед танки стали основной ударной силой сухопутных сражений.

3.Впервые появились самолеты способные нести серьезную бомбовую нагрузку. Бомбардировщик Илья Муромец — общее название нескольких серий четырёхмоторных цельнодеревянных бипланов, выпускавшихся в России в течение 1913—1918 гг.На самолёте поставлен ряд рекордов грузоподъемности, числа пассажиров, времени и максимальной высоты полёта.

4.Улучшилось медицинское обслуживание. Грузовик Renault с мобильной установкой для рентгена — еще одно ноу-хау той войны, серьезно облегчившее лечение раненных и покалеченных солдат.

5.Появление железных касок у солдат — еще одном изобретении первой мировой войны. Учитывая массовое применение пулемётов и осколочных гранат, на головы солдат буквально посыпался град из пуль, шрапнели, осколков снарядов.Кроме того, «окопный» характер боевых действий проводил к тому, что наиболее уязвимой частью тела пехотинца была именно голова, которая волей-неволей периодически «высовывалась» из окопа.

6.На этом эволюция военной мысли не остановилась и обратилась к средним векам. Индивидуальная бронезащита могла останавливать пулю и шрапнель

Русские войска первыми применили так называемые передвижные баррикады.

7.Первая мировая прошла под знаком соревнования брони и снаряда. Бронировались поезда, автомобили, корабли и даже мотоциклы.

8.Первая мировая война то время, когда пулеметы массово начали применяться на полях сражений, навсегда изменив динамику боя.

Легендарный пулемёт Льюиса(внизу)

9.Широко стала использоваться проводная и беспроводная связь. Германские связисты при помощи тандем-велосипеда заряжают генератор передвижной радиостанции. Тыл Восточного фронта, сентябрь 1917 года

10. Минометы начали активно использовать только во время Первой мировой. Назначение его заключалось в доставке осколочного или шрапнельного заряда в траншеи противника. Затем миномёты начали активно использоваться при ведении химической войны. По одному участку залпом выпускали несколько сот мин и сразу создавали густое облако. В этом облаке гибло все живое. Для стрельбы химическими боеприпасами применяли минометы более простого устройства, которые назывались газометами. Первыми в первой мировой войне минометы применили немецкие артиллеристы при осаде бельгийских
крепостей Мобеж, Льеж, Антверпен в августе 1914 года.


Британский 81-мм миномёт системы капитана Стокса(вверху)

9-см бомбомёт типа Г. Р. и 58-мм миномёт ФР образца 1915 года (вверху)
Британцы на позициях с газометом (внизу)

Первую газометную атаку британцы произвели 4 апреля 1917 г. у Арраса. С появлением газометов химическая война вступила в наиболее опасную фазу.

11.Массовое применение подводных лодок так же началось во время первой мировой.

12. Британский авианосец HMS Argus, 1918 год. Авианосцы — корабли, которые позволяли самолетам взлетать с их палубы и садиться на нее — впервые были применены именно во время первой мировой войны.

13. Офицер принимает из рук летчика камеру, которую только что использовали для съемки местности. Массовое применение авиации, как в военных действиях, так и для разведки — еще одно нововведение первой мировой войны.