Где находится памятник александру 1. Описание памятника Ермогену

Где находится памятник александру 1. Описание памятника Ермогену

Перед началом церемонии Владимир Путин заехал в Патриаршие палаты Кремля и поздравил Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с днем рождения. Патриарху исполнилось 68 лет. Президент подарил ему картину художника Павла Покидышева "Замоскворечье".

Затем глава государства и предстоятель РПЦ приехали на церемонию открытия памятника Александру I. Также присутствовали мэр Москвы Сергей Собянин, министр культуры Владимир Мединский, представители РПЦ и общественные деятели. Участники церемонии возложили цветы к скульптуре и президент произнес речь.

Памятник установлен близ Боровицких ворот Московского Кремля, в Александровском саду. Автор - известный скульптор, народный художник России Салават Щербаков. Он победил в конкурсе проектов, в котором состязались еще пять известных мастеров.

Статуя расположена на постаменте. В руках у императора шпага, под ногами - оружие противника. Напротив - барельефы с изображениями крупных сражений, в том числе Бородинской битвы, а также самого императора, Серафима Саровского и двух храмов - Христа Спасителя, построенного по предложению Александра I, и Казанского кафедрального собора.

Мероприятие приурочено к 200-летию окончания войны с Наполеоном. "Александр I навсегда вошел в историю как победитель Наполеона, как дальновидный стратег и дипломат, государственный деятель, осознающий ответственность за безопасное европейское и мировое развитие", - отметил Владимир Путин.

"Император верил в народ, знал поистине исполинскую силу его патриотизма. И французская армия встретила в России невиданное сопротивление, столкнулась с единой, мощной волей - одолеть, победить врага", - подчеркнул президент. А героическое Бородинское сражение не только переломило ход войны, но и определило судьбу всей Европы на долгое время.

Александр I в сплочении народа и отстаивании независимости страны. Именно российский император стоял у истоков системы европейской, международной безопасности, и она была вполне адекватна тому времени, подчеркнул глава государства. Был создан баланс, основанный не только на взаимном учете интересов стран, но и на моральных ценностях.

"Важно вспомнить и то, с каким уважением и великодушием отнеслась Россия -страна победительница - к суверенитету Франции и национальному достоинству французского народа", - также заметил Путин.

Президент отметил роль императора в обновлении и укреплении страны. "В этот период проведены многие государственные и правовые реформы, снаряжена первая русская кругосветная экспедиция, основаны пять новых университетов; после нашествия и пожара восстановлена древняя столица России - Москва, построены Манеж и Оружейная палата, стал возводиться храм Христа Спасителя", - заключил он.

Уже только ленивый не отписался по поводу установки в Александровском саду у стен Московского Кремля памятника императору Александру I Павловичу "Благословенному" .
Вставлю и я свои "пять копеек", или "внесу свою лепту", тем более, как историк, думаю, что имею на это право. Сразу предупреждаю, что поклонники Александра I от этой моей статьи удовольствия не получат.

Начать, пожалуй, следует с того, что место для установки памятника выбрано более чем удачно. Где же еще, как не в Александровском саду, заложенному по указу этого императора, к тому же рядом со зданием Манежа, построенном по его же повелению в 5-ю годовщину победы над Наполеоном, устанавливать этот памятник?

Открытие и освящение памятника 20 ноября 2014 года
при участии Президента РФ В. Путина и Патриарха РПЦ МП Кирилла:

Теперь о самом памятнике работы скульптора С. А. Щербакова.
Нет, он, конечно же, выглядит весьма внушительно, да и, как мне кажется, не нарушает общей композиции и планировки Александровского сада.

К тому же этот памятник архитектурно и исторически гармонирует с установленным неподалеку в том же Александровском саду монументом, посвященному патриарху Гермогену , сыгравшему немаловажную роль в деле сопротивления польской оккупации эпохи Смуты начала XVII века (кстати, того же автора):

Поэтому памятник Александру I в Александровском саду не мог быть конным, хотя если поводом к его сооружению стало завершение наполеоновских войн благодаря вступлению русской армии во главе с императором в Париж весной 1814 года, он должен быть именно таковым.

Вот эти картины можно было взять за основу для проекта памятника:

Тем более, конных памятников в Москве очень мало: памятник Кутузову возде Бородинской панорамы, Багратиону на Кутузовском проспекте, Жукову на Манежной площади и недавно открытый памятник Рокоссовскому в Черкизово (да, чуть не забыл о Юрии Долгороком на Тверской площади). Если есть ещё, то буду благодарен всем, кто меня поправит (только не нужно в пример приводить многочисленных лошадей имени Зураба Церители на Манежной площади и памятник Георгию Победоносцу около Ярославского вокзала).

Надеюсь, все их узнают:

Впрочем, вернемся к памятнику императору Александру Благословенному и к самой фигуре императора.

При открытии этого памятника Президент РФ В. Путин пропел дифирамбы своему предшественнику, правившему Россией два века назад. Не буду пересказывать его речь, но вот только, исходя из её содержания, лучшего царя в истории России просто не было.

Но так ли это?

Все проекты государственных преобразований, о которых так любил говорить Александр, окончились большим "пшиком"; основанные им 5 новых университетов (о чем упомянул Путин) влачили совершенно жалкое существование; его роль в области международных отношений является более чем сомнительной, поскольку враждебность между европейскими державами после Венского конгресса 1815 года только лишь многократно возросла; принеся Европе "свободу от тирана" русский царь продолжал держать в рабстве собственный народ и т. д.

Да и размещение на постаменте памятника барельефа, посвященного Бородинской битве, к которой император Александр Павлович не имел вообще никакого отношения, является ни чем иным как фальсификацией истории. Да, она произошла во время его правления. Но следуя этой логике, во всех христианских храмах нужно установить памятники цезарю Октавиану Августу, ведь именно при нём родился Иисус Христос, а рядом - монументы римскому императору Тиберию, в годы правления которого Христос воскрес!

Апологеты императора Александра могут в его защиту привести строки А. С. Пушкина, который, как известно, "наше всё": "...дней Александровых прекрасное начало..." .

Но в том то и дело, что это "прекрасное начало", свидетелем которого поэт быть никак не мог, поскольку он, родившийся в 1799 г., в первые годы правления Александра был ещё младенцем, было "прекрасным" лишь для определеного дворянского круга, которому политика предыдущего императора Павла Петровича была "поперек горла".
Именно для них, молодой царь, вступивший на престол в результате очередного дворцового переворота, опосредованным участником которого являлся и сам наследник - Александр, и закончившегося убийством его отца, произнес фразу, которую они от него ожидали: "При мне всё будет как при бабушке" (править "по закону и сердцу бабки нашей Екатерины Великой" ).

Почему же было "прекрасным" для верхушки дворянства начало правления Александра? А вот почему: он устранил запреты в одежде (например, шляпы с круглыми полями), возвратил из ссылки чиновников, повавших в опалу при Павле I, разрешил дворянам выезд за границу и ввоз иностранной литературы. Очень либеральные реформы!
Был еще указ 1801 года о запрете печатать в "Санкт-Петербургских ведомостях" объявления о продаже крепостных крестьян без земли с разрывом семей. Но этот указ нисколько не помешал дворянам осуществлять такую работорговлю. Да и он был с легкостью обойден: просто вместо слова "продажа" стали писать "отдача в услужение".
А как же знаменитый указ "О вольных хлебопашцах" 1803 года, спросите вы.
Но и этот указ был принят в интересах дворянства, а не крепостного крестьянства: он позволил дворянам дороже продавать части своих поместий, и не более того. Кстати, за все время правления Александра, из крепостного состояния вышли всего около 47 тыс. крестьян из многомиллионного их количества, остававшегося в фактическом рабстве.

Да и "наше всё" в конце концов охарактеризовал императора Александра совсем иначе:

"...Плешивый щеголь, враг труда
Над нами царствовал тогда..."

Согласитесь, как-то не вяжется эта характеристика, данная Пушкиным своему пусть и бывшему императору с той умильной картинкой, которую нам пытались 20 ноября представить Президент и Патриарх. Хотя, конечно, было бы странно представить главу государства и главу РПЦ, открывающими памятник Александру I таким образом:

Путин: "Сегодня мы торжественно открываем памятник плешивому щеголю..."
Патриарх Кирилл (Гундяев): "Не забудьте, Ваше Высокопревосходительство, Владимир Владимирович, упомянуть, что он был еще и врагом труда!"
Путин: "Спасибо, Ваше Высокопреосвященство, что напомнили." )))

В своем отношении к царю Александру I Пушкин в XIX веке был не одинок. О личности этого императора, его роли в Отечественной войне 1812 г. и послевоенном устройстве Европы замечательно высказался в своем сатирическом произведении "История государства Российского от Гостомысла до Тимашева" (1868 г.) А. К. Толстой. Александру Первому в нем посвящены целых три четверостишия (кто читал это произведение, поймет, что это даже много):

"Царь Александр Первый
Настал ему взамен.
В нём слабы были нервы,
Но был он джентельмен.

Когда на нас в азарте
Стотысячную рать
Надвинул Бонапарте,
Он начал отступать.

Казалося, ну, ниже
Нельзя сидеть в дыре,
А глядь: уж мы в Париже
С Louis le Desire"

Именно Александр I настоял на том, чтобы во Франции была востановлена династия Бурбонов и на троне оказался король Людовик XVIII, которого А. К. Толстой называет здесь "Луи де Дезирэ", то есть "Луи Желанный". О том, насколько французам этот король был "желанным", показали и обстоятельства "Ста дней Наполеона", и французская революция 1830 года.

Поймите меня правильно.
Я вовсе не против памятника Александру I в Саду, названном его именем ещё в 50-е XIX века (ранее он назывался просто "Кремлевским") и, к счастью, не переименованным в советские времена. Я выступаю прежде всего против мифологизации истории и возвеличивания отдельных её персонажей, за то, чтобы объективно оценивать их роль в историческом процессе и значение в истории Российского государства.

Более того, я бы предложил увековечить память всех наших царей и императоров (да и великих князей забывать не стоит) в виде монументов. Вот только не в Александровском саду. Он их всех просто не вместит. Для этого лучше всего отвести отдельное место где-нибудь на окраине Москвы и сделать из него некий исторический парк скульптур. Так нашлось бы место и Ивану Калите, и Ивану Грозному, и Алексею Михайловичу, и Екатерине Великой, и Александру Миротворцу, и многим другим. Ведь выставки в Манеже, посвященные сначала Рюриковичам, а затем Романовым, являются временными экспозициями, а хотелось бы экспозиции постоянной.

Ну и, наконец, не могу не сказать, что памятники царям в Питере мне нравятся намного больше, чем те, которые устанавливаются в Москве. Ведь трудно спорить, что памятник Петру I работы Зураба Церители на стрелке Москвы-реки не может идти ни в какое сравнение с великолепным "Медным всадником" Фальконе на Сенатской (Декабристов) площади Петербурга.
А памятник приемнику Александра Павловича, императору Николаю I работы П. К. Клодта на Исаакиевской площади Питера вообще, на мой взгляд, может являться образцом для подобного рода монументов.

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

Памятник патриарху Гермогену (Ермогену) торжественно открыли в Александровском саду в Москве 25 мая 2013 года. Событие приурочили к 100-летнему юбилею канонизации и причислению святейшего к лику святых.

На церемонии присутствовали представители Московского и Иерусалимского патриархата — патриарх Кирилл и патриарх Феофил III, а также предстоятель старообрядческой общины митрополит Корнилий. От светских властей — Сергей Борисович Иванов и Владимир Игоревич Кожин.

Описание памятника Ермогену

Четырехметровая скульптура патриарха Ермогена отлита из бронзового сплава и установлена на высокий постамент, выполненный из мрамора красноватого оттенка.

Патриарх представлен в виде ростовой фигуры и в одеждах, присущих его сану. Правая рука, сжимающая крест, поднята высоко вверх. Левой рукой святейший опирается на патриарший посох.


На центральной плоскости постамента надпись:

«Священномученик Ермоген. Патриарх Московский и всея Руси»


На боковых гранях закреплены бронзовые барельефы с сюжетами:

  • момент избрания на российский престол Михаила Романова;
  • изгнание из палат бояр, склонявших Гермогена присягнуть польскому королевичу Владиславу.


На тыльной стороне постамента высечены фамилии людей и названия организаций, принимавших участие в реализации этого проекта.

Позади памятника оборудована площадка, на краю которой установлен памятный знак с рассказом об истории создания монумента.


Патриарх Ермоген (Гермоген), в мирской жизни Ермолай, родился, предположительно, в 1530-м году. Постриг принял в 1587-м, став монахом в Чудовой обители московского Кремля. Он стал вторым патриархом всея Руси и свой сановный путь начал в Казани, где при нем была обретена одна из главных святынь русской православной церкви — икона Казанской Божией матери.

Его патриаршество пришлось на время Смуты, при котором Гермоген являлся ярым противником польского присутствия на Руси. Именно после его благословения на освобождение Москвы выступили ополчения под предводительством Минина и Пожарского.

Такое поляки ему не простили и с помощью подкупленных бояр сначала свергли его с Патриаршества, а затем заключили в подвалы все того же Чудова монастыря, с которого и начался его духовный жизненный путь.

Не стало патриарха в 1612-м году.

Первая попытка увековечить память Гермогена была предпринята в 1818-м, когда на Красной площади, рядом с нынешним центральным входом в ГУМ, установили памятник Минину и Пожарскому. Напротив него, на месте мавзолея Ленина, тогда пустовавшем, и хотели поставить памятник патриарху, но что-то не задалось.

"В Александровском саду ветер клейкими листами
И далёкими гудками шепчет нам, что на роду.
В этих правилах простых нам предписано от века
Оставаться человеком в обстоятельствах любых." (О.Митяев)

Александровский сад — парк в самом центре Москвы. Датой основания принято считать 1812 год на месте реки Неглинной.

Пожалуй, это самый "центральный" парк столицы, "центральнее" его разве что Тайницкий сад на территории Кремля. Люди внизу с зонтиками это не потому, что дождь, а потому, что китайцы.

Мы входим в Александровский сад через главные ворота возле гостиницы "Москва".

На главных воротах Александровского сада мы видим фасции - атрибут царской власти.

Слева от нас - Могила Неизвестного Солдата, Вечный Огонь и Пост № 1.

Гранитная аллея с блоками из тёмно-красного порфира. На каждом блоке название города-героя и чеканное изображение медали «Золотая Звезда». В блоках содержатся капсулы с землёй городов-героев.

Справа от аллеи городов-героев — стелла из красного гранита в честь городов воинской славы. Стела представляет собой блок на гранитном постаменте, схожий с блоками аллеи городов-героев, длиной около 10 метров. Названия 40 городов воинской славы разбиты на столбцы по 4 города в каждом.

Грот «Руины». Памятник победы над Наполеоном и одновременно памятник возрождения Москвы после великого разорения и пожара 1812 года. Создан в 1841 г., архитектор — Осип Бове.

Крылья грота выложены обломками московских зданий, разрушенных наполеоновской армией.

В южной части грота имеется лестница, ведущая на смотровую площадку с двумя скульптурами львов.

Возле смотровой площадки виден памятник-обелиск дому Романовых, установленный в годовщину 300-летия династии. Когда-то на его месте находился памятник Робеспьеру, поставленный в Москве большевиками 3 ноября 1918 года. Он простоял ровно четыре дня, и был взорван чьей-то злой рукой. Хотя некоторые газеты утверждали, что памятник взорвался сам по себе.

Памятник состоит из двух частей. Четырехгранный обелиск из финского гранита увенчан двуглавым орлом. Вверху самого обелиска располагается герб бояр Романовых — грифон с мечом и щитом. Ниже написаны имена царей и императоров из дома Романовых от Михаила Фёдоровича до Николая II.

Совсем недавно в Александровском саду появился Памятник патриарху Гермогену (Ермогену). Роль этого патриарха Всея Руси в истории России периода Смутного времени близка по масштабу роли Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

Поляки поместили его под стражу. С декабря 1610 года Патриарх, находясь в заключении, рассылал по городам грамоты с призывом к борьбе с польской интервенцией. Благословил оба ополчения, призванные освободить Москву от поляков. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с некоторыми предателями из бояр они насильно свели Патриарха Гермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу.

На одном боковом барельефе - сцена изгнания Гермогеном бояр, просящих его благословения перейти в подданство польскому королевичу Владиславу.

На другом изображена сцена избрания Михаила Федоровича Романова царём всея Руси.

Русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Не дождавшись освобождения Москвы, Ермоген умер от голода.

Вид от памятника на грот. Вон на тех лавочках, как мне думается, Маргарита беседовала с Азазелло. Где-то здесь же происходили первые сцены романа Бориса Акунина "Азазель".

Здесь всегда что-то цветет, ароматы дурманят. Я думаю, что это гортензии, но не настаиваю.

На границе с Манежной Площадью установлен фонтан Церетели "Гейзер". Он оправдывает свое название благодаря своим мощным струям, которые не статичны по времени, а постоянно пульсируют - то резко взлетают вверх, то падают вниз, скрываясь от глаз. Именно так ведут себя гейзеры вулканов. Фонтан «Гейзер» является главным столичным фонтаном. По сложившейся с 1997 года традиции, именно здесь проходят торжества по случаю открытия фонтанного сезона в Москве.

Каждый год, в один и тот же день и час, а именно 30 апреля в 17 часов по московскому времени, мэр города произносит фразу «Фонтаны включить!» и выливает в фонтанную чашу «Гейзера» воду из хрустального рога, навстречу которой начинают бить мощные струи. Главной составляющей фонтана «Гейзер» является скульптурная группа, состоящая из четырех коней, олицетворяющих собой годовые сезоны. Именно поэтому у водной конструкции существует еще одно название - фонтан «Четыре времени года».

Какое удовольствие в жару пройти вот по этому водяному коридору. Вон то опасное лицо восточной национальности мой друг Хайом.

Прямо над фонтаном - здание Манежа. В 1996 г. в процессе реконструкции Манежной площади вдоль ограды Верхнего сада был сооружён искусственный водоём с фонтанами и скульптурами, имитирующий русло реки Неглинной.

По течению этой "реки" расположены скульптуры того же Зураба Церетели. Это те редкие его скульптуры, которые не вызывают у меня раздражения. Кажется, я не первый, кто их фотографирует. Сейчас мы их рассмотрим поближе все.

Я нигде не нашёл их точных названий. Ну эта пусть будет "Жар-птица".

Эта называется "Старик и Золотая рыбка".

Здесь мы видим Ивана-Царевича, который наконец нашел свою лучшую половину.

Просто Утка с утятками.

Здесь всё просто. "Лиса и Журавль".

Это не из сказки, а просто так. Я думаю, что Медведь объясняет Волку: "Ну во-о-от такую рыбу до этого поймал. Не эту, маленькую, а во-о-от такую!" Волк понимает, что он врет.

Это может "Алёнушка", а может "Лорелея".

"Баба с журавлём" или "Царевна-лебедь".

И ещё скульптура под мостом, которую видно только с одной стороны.

Вот она поближе. Наверное, "Русалочка". Фотография старая, потому что сейчас она облеплена какой-то противной тиной.

Моя аккуратная медвежонка всегда умудряется одеться так, чтобы вписаться в цветовую гамму фотосессии.

Буйство сирени. Это правильный мир.

Вентиляционная решётка реки Неглинной, стилизованная под античный жертвенник.

Сады на месте русла убранной под землю реки Неглинки были разбиты по проекту архитектора Осипа Бове в 1820—1823 годах в рамках плана по восстановлению Москвы после пожара 1812 года. Работы начались по указу императора Александра I и сады (Верхний, Средний и Нижний, разделённые Троицким и Боровицким мостами) были названы в его честь в 1856 году, до этого сады были Кремлёвскими.

Александровский сад состоит из трёх частей - Верхний, Средний и Нижний. В Верхнем находится всё, в Среднем памятник Александру I, а в Нижнем ничего нет, да и вообще он закрыт.

Памятник императору Александру I — бронзовая скульптура работы скульптора Салавата Щербакова. Открыта совсем недавно, 20 ноября 2014 года в Александровском саду, недалеко от Боровицких ворот. Это первый памятник Александру I в Москве.

Проект монумента определялся по итогам конкурса, в котором участвовали 8 скульпторов, в том числе Зураб Церетели. Конкурсанты представили по несколько вариантов, затем были определены финалисты конкурса.

Итоговый проект памятника выбирали из работ Салавата Щербакова, Андрея Ковальчука и Александра Рукавишникова путём закрытого голосования.

Памятник представляет собой скульптуру Александра I в парадной форме, стоящую на постаменте. В руках император держит шпагу, под его ногами лежит вражеское оружие, на плечи наброшен плащ.

Все фотографии этого года, сняты на этой неделе, кроме нескольких с цветами. Должен же я был показать, что здесь цветет в другое время года.

Под конец послушаем хорошую песню Олега Митяева.

Александровский сад располагается в самом центре Москвы, у северо-западной стороны Кремля, там, где раньше находилась спрятанная под землю река Неглинка.

Парк был основан в 1812 году как мемориальный в память о событиях того страшного года. Однако торжественное открытие состоялось много позже, в 1821 году.

Сейчас Александровский сад занимает около 10 гектаров. На его территории находится несколько исторических памятников и современных достопримечательностей - итальянский грот "Руины", Могила Неизвестного Солдата с почетным караулом, Кутафья башня Кремля, памятник патриарху Гермогену и фонтанный комплекс "Каскад". В саду также располагаются кассы и вход в .

Фото Александровского сада в Москве






Грот "Руины" - одна из старейших достопримечательностей Александровского сада


Памятник-обелиск в Александровском саду

Изначально памятник-обелиск в Александровском саду был открыт в 1914 году к 300-летию дома Романовых. На нем были перечислены имена всех правителей династии Романовых. В советское время царский обелиск, конечно, не могу существовать: в 1918 году его переделали, превратив в памятник-обелиск мыслителям социалистам. Он стал первым монументом советского государства. К 400-летию дома Романовых памятник решили восстановить в прежнем виде. В 2013 году памятник после реставрации вернулся на свое место. Правда, итогами реставрации многие, в частности, движение "Архнадзор", остались недовольны.

Памятник Гермогену в Александровском саду

Памятник Гермогену в Александровском саду установили в 2013 году, хотя этот проект планировали осуществить еще сто лет назад. Простой священник, ставший патриархом московским, был одним из видных деятелей Смутного времени, он призывал русские города к восстанию против польских интервентов и был одним из первых, кто предложил избрать нового царя из представителя древних боярских родов. В начале XX века Гермогена канонизировали. В наши дни инициатором установки стал патриарх Кирилл.

Памятник императору Александру I в Александровском саду

Памятник Александру I в саду, который уже почти 200 лет носит его имя, был установлен только в 2014 году. В конкурсе на создание монумента победил скульптор Салават Щербаков. Это скульптура в классическом стиле. Царь, одетый в парадный мундир, в торжественной позже стоит на высоком постаменте, в его руках - шпага, под ногами - вражеское оружие.

Адрес: г. Москва, ул. Моховая, 15/1. Как добраться: рядом находится несколько станций метро, в том числе "Александровский сад" и "Библиотека имени Ленина".